Катастрофа Ту-95: смерть на взлете

До причин катастрофы стратегического бомбардировщика Ту-95 на аэродроме «Украинка» в Приамурье эксперты еще не успели докопаться. Но сделать это придется. Погиб штурман, есть раненые, самолет потерян.

Кое-что ясно уже сейчас.

Справка:

Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов.

Последний в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Имел множество модификаций, в соответствии с текущими задачами. Последняя модификация предназначена для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.

Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

На аэродроме «Украинка» в Серышевском районе Амурской области базируются самолёты дальней авиации Ту-95МС, входившие ранее в состав 326-й авиационной тяжёлой бомбардировочной дивизии, впоследствии расквартированной и переименованной в 6952-ю Гвардейскую авиационную Севастопольско-Берлинскую краснознаменную базу.

При взлете взорвался один из двигателей, после этого самолет развернуло на 180 градусов. Возник пожар.

Штурман бомбардировщика Артем Каканов рассказал, что перед взрывом машина успела набрать скорость более 200 км/час:

«Я не знаю, что произошло. Был какой-то хлопок, как будто колесо взорвалось, началось небольшое кренение на левую сторону. Я помню, что я диктовал скорость, точно успел сказать «двести», и сразу же произошел этот хлопок».

Штурман заверил, что самолет перед вылетом проходил полный технический осмотр.

Почему взорвался двигатель, пока неясно. А вот разворот самолета на 180 градусов понятен. Не сработал или не был включен автофлюгер (Auto Feather). На самолетах с турбовинтовыми двигателями есть такой тумблер. Включается при взлете и посадке.

Система автоматического флюгирования срабатывает при отказе двигателя. Лопасти винта встают вдоль воздушного потока и создают минимальное ему сопротивление.

Развернуть самолет на 180 мог только отказ автофлюгера, когда почти шестиметровые винты заклинило и они превратились в огромный тормозной парус. Если отказал крайний двигатель, то плечо силы было огромным. Самолет должен был просто сложиться пополам, так как плечо «киль-центр масс» намного больше, чем плечо «незафлюгировнный винт-центр масс».

В феврале 2013 года на аэродроме Дягилево загорелся такой же Ту-95, только что прошедший капремонт. К пожару привели неисправности в распределительной панели системы электроснабжения. Неспроста считается, что вероятность появления тех или иных дефектов особенно высока после регламентных работ, тем более капремонта. Когда был последний регламент и капремонт на Ту, который сгорел в Приамурье, пока неизвестно.

Нельзя исключить и возможность саботажа или диверсии. Отчасти из-за говорящего названия аэродрома, отчасти из-за совпадения взрыва двигателя и отказа автофлюгера.

Разворот самолета мог, возможно, произойти просто из-за нарушения равномерности тяги, когда один из двигателей взорвался. В любом случае экипаж не мог покинуть самолет с помощью катапульты, потому что ее на бомбардировщике нет. По сведениям местной прессы на этом самолете проходили учебные полеты разных экипажей, и авария произошла, когда на самолете был второй за день экипаж.

Поскольку это уже третья катастрофа военных самолетов за неделю, то не исключено, что взрыв аварийности связан с участившимися военными учениями. Вполне может быть. Но в условиях все возрастающей международной напряженности армия, авиация и флот не могут не заниматься напряженной боевой учебой.

Комиссии Минобороны предстоит вскрыть причины катастрофы, в которой погиб человек и потерян боевой самолет. Не сомневаюсь, что опытные эксперты смогут установить, что произошло (и с чьим участием!) после первого тренировочного полета Ту-95, который прошел успешно. Мне кажется, что ключ к разгадке лежит именно здесь.

 

Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики(Realpolitik), эксперт  Академии военных наук

Загрузка…

argumentiru.com

Рогозин: причиной крушения бомбардировщика Ту-95 могло стать некачественное топливо — Происшествия

НОВО-ОГАРЕВО, 15 июля. /ТАСС/.Причиной крушения стратегического бомбардировщика Ту-95 не мог стать отказ двигателей.

Об этом заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

«Двигатели никогда сами по себе не отказывают, особенно когда все вместе», — заявил журналистам вице-премьер. Он не исключил, что причина могла быть в некачественном топливе.

В среду стало известно о том, что Военное следственное управление СК РФ по Восточному военному округу возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»).

Что случилось с самолетом

По версии следствия, 14 июля 2015 года стратегический бомбардировщик Ту-95 МС войсковой части 62266 без боекомплекта вылетел с аэродрома Украинка (Амурская область) для выполнения учебно-тренировочного полета по маршруту Украинка — Хабаровск — Украинка.

«Во время полета около 17 часов по местному времени произошел отказ трех силовых установок самолета, в результате чего экипаж в составе семи человек катапультировался, самолет упал в 30 км от поселка Литовка Еврейской автономной области. Все члены экипажа обнаружены, два летчика погибли», — сказали в СК.

Следователи проводят неотложные действия по выемке полетной документации в воинской части и допросы командования.

Предыдущая катастрофа

8 июня Ту-95МС выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за загоревшегося двигателя. Инцидент также произошел в Амурской области.

На борту самолета не было боекомплекта. Погиб второй штурман, при покидании самолета несколько членов экипажа получили травмы различной степени тяжести и были госпитализированы.

О бомбардировщике

Ту-95 — семейство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. Самолет предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Разработан в Опытном конструкторском бюро номер 156 (ныне — КБ «Туполев»). Главный конструктор — Николай Базенков. Прототип базовой модификации совершил первый полет 12 ноября 1952 года.

Принят на вооружение ВВС СССР в 1956 году.

Ту-95 является одним из самых скоростных турбовинтовых самолетов в мире, первые опытные экземпляры могли развивать скорость до 940 км/ч.

  • Инциденты и катастрофы стратегических бомбардировщиков Ту-95 с 1991 года. Хронология

На базе Ту-95 созданы более 20 различных модификаций, в том числе пассажирские самолеты Ту-114 и Ту-116 (1960-1962), дальний противолодочный самолет Ту-142 (1963), а также летающая лаборатория с ядерными установками Ту-119 (1974). Серийно выпускался до 1992 года. на Таганрогском машиностроительном заводе имени Г.М. Димитрова (ныне в составе ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева») и авиационном заводе номер 18 в Куйбышеве (ныне «Авиакор», Самара).

Всего было выпущено порядка 500 Ту-95 разных модификаций, а также около 100 экземпляров Ту-142.

tass.ru

Авиабаза Кипелово — Катастрофа Ту-95РЦ 392 ОДРАП экипажа полковника И.Ф. Гладкова

Катастрофа Ту-95РЦ 392 ОДРАП экипажа полковника И.Ф. Гладкова

Подробности
Опубликовано 28.03.2010 15:00
Автор: Дмитрий Ермолин

31 августа 1971 года подводный ракетоносец «K-411», впервые оснащенный специальной опытной аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду, достиг район Северного полюса. В течение нескольких часов корабль маневрировал в поисках полыньи, однако из двух обнаруженных ни одна не оказалась пригодной для всплытия, и лодка вынуждена была вернуться к кромке льдов для встречи с ожидавшим ее ледоколом.

Подводная лодка не выходила на связь с командованием флота. Для обеспечения связи были направлены самолеты 392 ОДРАП. 2 сентября в 19:30 с аэродрома Кипелово взлетели два самолета Ту-95РЦ экипажей командира 392 ОДРАП полковника Гладкова и майора Флегонтова. Но примерно в 22:00, когда самолеты полка находились в районе Новой Земли, подлодка вышла на связь и экипажам Ту-95РЦ была дана команда возвращаться на аэродром базирования.

В 0:30 экипажи вернулись в район аэродрома. На удалении 100 км от аэродрома руководитель полетов подполковник Меленный (заместитель командира 392 ОДРАП) дал команду экипажу Гладкова на снижение с 4200 м до 1200 м с целью выработки топлива (остаток топлива составлял 60 т). Экипаж Флегантова снижался с 4500 м до 1500 м. Экипажи производили выработку топлива над аэродромом «по большой коробочке» на заданных эшелонах.

Погода в районе аэродрома с 0:00 до 3:50 была облачность 6-7 баллов среднего яруса, видимость 10 км. В 3:50 видимость стала резко ухудшаться, что не предусматривалось прогнозами погоды и докладами дежурного синоптика. Руководитель полетов дал команду оперативному дежурному уточнить запасные аэродромы через оперативного дежурного авиации Северного флота и их готовность принять два экипажа полка, после чего доложил Гладкову об ухудшении погоды и и том, что экипажам необходимо идти на запасной аэродром. Экипаж Гладкова запросил разрешение на снижение до 400 м.  Руководитель полетов дал разрешение на снижение.

Примерно в 4:00 руководитель полетов дал дал команду экипажу Флегонтова о наборе высоты до 7000 м, после этого должен был подняться экипаж Гладкова. В то же время полковник Гладков, находясь в районе третьего разворота, запросил разрешение сделать еще один проход над аэродромом с целью разведки погоды и получил разрешение. Экипаж Гладкова совершил четвертый разворот и вышел на посадочный курс. Руководитель полетов подполковник Меленный наблюдал за полетом экипажей Гладкова и Флегантова по отметкам на индикаторе ТИСП-6. Отметку от самолета экипажа Гладкова руководитель полетов видел до удаления 8 км из-за отметок местников, через 3-4 минуты после этого он запросил экипаж Гладкова «Ваше место». Ответа не последовало. Была дана команда оператору ДРЛ-6 смотреть и докладывать сколько наблюдает целей. Оператор доложил, что видит одну цель. 

Подполковник Меленный продолжал безрезультатно вызывать экипаж Гладкова. Майор Флегонтов вышел на эшелон 7000 м и доложил, что КОУ его экипажа видел на удалении 10 км от ВВП черный дым. В 4:25 получены условия на запасной аэродром. Экипажу Флегонтова было приказано снизиться до 4500 м. Также было дано указание запросить дежурного ДПРМ о том, что им наблюдается. Дежурный матрос Тринаскин доложил, что слышал несколлько хлопков или выстрелов. Экипаж Флегонтова проходя на посадочный курс на высоте 1200 м доложил, что видит черный дым на удалении 1 км от северного торца ВВП. В 4:40 с ДПРМ позвонил дежурный мл. сержант Дарий и доложил о том, что в 200 м от деревни Кочергино что-то упало и горит. По команде подполковника Меленного на место проишествия выехал майор Колесников, аварийные средства и пожарные машины.

    

В катастрофе 3 сентября 1971 года погибли:

полковник Гладков Иван Федорович (командир корабля, командир 392 ОДРАП, заслуженный военный летчик СССР),

подполковник Круглов Виталий Иванович (штурман корабля, штурман 392 ОДРАП),

капитан Галайко Иван Семенович (бортинженер),

капитан Додонов Валентин Иосифович (бортинженер-инструктор),

старший лейтенант Хазов Юрий Николаевич (оператор радиотехнической разведки),

старший лейтенант Григорьев Станислав Моисеевич (оператор радиоразведки),

старший лейтенант Пеньковский Василий Дмитриевич (штурман-оператор),

лейтенант Домашнев Юрий Владимирович (помощник командира корабля. Выпускник Оренбургского ВВАУЛ с красным дипломом),

старшина Карев Валентин Александрович (старший воздушный стрелок-радист),

старшина Крицкий Иван Федосеевич (оператор сверхбыстродействующей связи),

старший сержант Сорокин Андрей Андреевич (командир огневых установок).   

Весь поселок, названный в честь первого командира 392 ОДРАП Александра Сергеевича Федотова, провожал экипаж второго командира полка.

 На похороны экипажа прибыло командование Северного флота.

 

Первый мемориал экипажу Гладкова на кладбище поселка Федотово (1971 год).

Мемориал экипажу полковника Гладкова в 2008 году.

На месте катастрофы стоит поминальный крест, установленный военнослужащими авиабазы. Это место называется Поляна Гладкова. Каждый год 3 сентября на ней собираются люди, чтобы почтить память членов экипажа Гладкова.

 

Источники:

рапорт заместителя командира 392 ОДРАП, подполковника Меленного В.С.;

воспоминания ветеранов 392 ОДРАП. 

Недостаточно прав для комментирования

www.vologda18.ru

У бомбардировщика Ту-95МС перед крушением отказали все двигатели

Самолет выполнял плановый учебно-тренировочный полет

Стратегический бомбардировщик, носитель крылатых ракет большой дальности Ту-95МС в 9:50 мск потерпел аварию в 80 километрах от Хабаровска. Самолет выполнял плановый учебно-тренировочный полет без боекомплекта.

В Минобороны РФ сообщили, что экипаж в составе семи человек успел покинуть борт воздушного судна на парашютах. На связь летчики пока не выходили.  Предположительно, Ту-95МС упал в безлюдном месте. Поиск экипажа разбившегося бомбардировщика ведут патрульный самолет Ан-12 и два вертолета Ми-8. В операции также задействованы поисково-спасательные группы авиабазы Украинка.

По предварительной версии, причиной аварии Ту-95 стал отказ техники, сообщает пресс-служба Минобороны РФ. Источник ТАСС в силовых структурах уточнил, что у ракетоносца во время полета отказали все двигатели. «По предварительным данным, из строя вышли топливные клапаны, в результате чего отказали все четыре двигателя», — отметил собеседник агентства.

Источник РИА Новости рассказал, что стратегический ракетоносец при падении взорвался и полностью разрушен. Полеты Ту-95МС приостановлены до установления причин аварии. Минобороны создало комиссию для расследования ЧП.

Крушение Ту-95 МС стало уже шестой катастрофой с российскими военными самолетами с начала лета. Так, 7 июля фронтовой бомбардировщик СУ-24М с полным боекомплектом на борту потерпел катастрофу в районе аэродрома «Хурба» в Хабаровском крае. Оба пилота — 28-летний летчик, старший лейтенант Дамир Салахутдинов, и 27-летний штурман, старший лейтенант Александр Рагимов погибли. Самолет упал в безлюдном районе, не вызвав разрушений.

В начале месяца потерпел крушение истребитель МиГ-29. В ходе отработки маневра, пилот заметил сильное задымление одного из двигателей, после чего машина стала терять высоту. Руководитель учений дал команду покинуть истребитель.

Восьмого июня на аэродроме авиабазы Украинка в Амурской области у стратегического бомбардировщиком Ту-95 загорелся двигатель, после чего самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. В результате аварии погиб один из членов экипажа. 

Кроме того, 4 июня крушение потерпели сразу два боевых самолета. Истребитель МиГ-29 разбился в районе полигона Ашулук в Астраханской области в ходе выполнения учебно-тренировочного полета. Тогда авария произошла из-за отказа техники. В этот же день под Воронежем упал фронтовой бомбардировщик Су-34. Летчики в обоих случаях остались живы.

www.mk.ru

В Минобороны РФ назвали вероятные причины крушения Ту-95 МС

Вечером 14 июля в сложных погодных условиях во время проведения учебно-тренировочных полетов в Хабаровском крае разбился стратегический бомбардировщик Ту-95МС («Медведь» по классификации НАТО), все семеро членов экипажа смогли покинуть падающий самолет, — сообщил «Комсомольской правде» информированный источник в силовых структурах.

Подразделение, к которому принадлежит аварийный борт находится в непосредственном подчинении Минобороны РФ и отношения к частям Восточного военного округа не имеет. Возможно, упавший «стратег» базировался на авиабазе Украинка в Амурской области.

— На поиски места падения бомбардировщика вылетели самолеты армейской авиации, — отметил собеседник «КП-Хабаровск». — Ситуация осложняется мощным циклоном, сильным ветром и проливными дождями — остатками от тайфуна «Чан-Хом». По данным синоптиков, такая погода сохранится в регионе еще как минимум сутки.

Ориентировочное место поисков экипажа Ту-95 МС

Руководитель полетами приказал экипажу Ту-95МС покинуть аварийный борт на парашютах, пилот поискового самолета видел раскрывшиеся купола. По информации Минобороны России, перед крушением экипаж успел сообщить на землю, что отказали три из четырех двигателей. Руководитель полетов приказал пилотам покинуть машину. Для этого в самолете предусмотрена специальная система — транспортера с подвижной лентой на полу и люки в обеих кабинах. Самолет и вертолет поисково-спасательной службы уже вскоре обнаружили место крушения бомбардировщика. На 15:00 по московскому времени 13 июля пять членов экипажа самолета Ту-95 МС доставлены на аэродром в Хабаровске — они уже прошли первоначальное обследование медиками непосредственно на аэродроме и в настоящее время направлены в военный госпиталь для углубленного осмотра. Угрозы жизни и здоровью найденных пятерых летчиков нет — это помощник командира капитан Юрий Кравцов, штурман майор Сергей Пономарев, второй штурман старший лейтенант Валентин Филиппов, оператор бортовых средств связи капитан Василий Девятков, кормовой стрелок старший прапорщик Олег Шакилин. Двое членов экипажа погибли при приземлении — майоры Антон Батечко и Александр Зайцев.

В 2015 году ВВС России потеряли шесть боевых самолетов.

Это не первое происшествие с самолетом данного типа за последнее время — 9 июня около 17:00 по московскому времени, во время плановых учебно-тренировочных полетов на военном аэродроме Украинка (Амурская область) при разгоне на взлет самолета Ту-95МС загорелся один из четырех двигателей. Экипаж принял решение не поднимать самолет в воздух, и он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, и загорелся. В аварии погиб второй штурман Алексей Федосеев, другие члены экипажа смогли покинуть самолет и остались в живых.

Вечером 6 июля при исполнении тренировочного полета в Хабаровском крае погиб экипаж бомбардировщика СУ-24М по невыясненным пока причинам во время взлета с военного аэродрома Хурба неподалеку от Комсомольска-на-Амуре. Самолет потерпел крушение, пилоты не выжили.

ИЗ ДОСЬЕ «КП» Ту-95МС «Медведь» — стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения крылатыми ракетами и бомбовым вооружением важных стационарных объектов днем и ночью, в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара. Тактико-технические характеристики Экипаж, 7 чел. Двигатели — 4 Размах крыла, м — 50 Длина самолета, м — 49 Высота самолета, м — 13,3 Масса (максимальная взлетная), кг — 182 500 Полезная нагрузка, — 20 тонн Максимальная скорость — 830 км/час Высота полета — 12 000 м Максимальная дальность, км — 10 500 Вооружение: крылатые ракеты РКВ-500А (Х-55). Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах подвески восемь стратегических или 14 тактических ракет нового типа. Ракетоносцы также могут брать на подфюзеляжную подвеску 2 контейнера для бомб малого калибра. Оборонительное вооружение — 2 спаренных 23-мм двухствольных пушки ГШ-23Л.

ИЗ БИОГРАФИИ «МЕДВЕДЯ» Работы по созданию скоростного стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета (т е. способного, взлетев с советских аэродромов, достигнуть территории США и вернуться обратно) самолета — носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр “95” (самолет “В”) начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. Самолет предполагалось оснастить системой крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность полета с одной дозаправкой предполагалось довести до 18.400 км, а максимальную дальность с несколькими дозаправками — 32.000 км.) В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации. Различные модификации Ту-95 базировались, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 1990-х гг. все самолеты с зарубежных баз были выведены. Было создано более 10 модификаций этого самолета. В общей сложности было выпущено более 500 самолетов Ту-95 различных модификаций. В отличие от своих предшественников модернизированная машина Ту-95МС имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В состав последнего включены две бортовые ЭВМ, бортовой радиоэлектронный оборонительный комплекс Метеор-НМ и др.. Модернизируются бортовые средства РЭБ.

СТАТИСТИКА Сегодня в ВВС РФ — 63 Ту-95МС. Более 30 из них — в состоянии боеготовности. С 1955 по 1992 гг было произведено более 280 самолетов этого типа. Потеряно в катастрофах 30 машин.

ДЛЯ СРАВНЕНИЯ В США с начала 50 годов было построено более 650 стратегических бомбардировщиков B-52. В различных летных происшествиях было потеряно более 75 самолетов. Погибло более 400 пилотов.

Комментарий военного обозревателя «КП» Виктора Баранца в эфире Радио «Комсомольская правда»:

Виктор Баранец: Причиной крушения Ту-95 МС, скорее всего, стал некачественный ремонт.Фрагмент программы «Темя дня» на Радио «Комсомольская правда»

www.kp.ru

Катастрофа «Ту-95» в Хабаровском крае: погибли два человека

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

При крушении стратегического бомбардировщика «Ту-95» погибли два члена экипажа. Их тела нашли накануне, 14 июля 2015 года. Катастрофа произошла в Хабаровском крае. По предварительным данным, причина ЧП — отказ всех двигателей.

Жертвами крушения стратегического бомбардировщика «Ту-95» в Хабаровском крае стали 2 человека. Их тела нашли спасатели. По некоторой информации, погибшие члены экипажа самолета умерли во время приземления.

Бомбардировщик «Ту-95» разбился в Хабаровском крае днем 14 июля 2015 года. Катастрофа случилась во время учебного полета, на борту самолета не было боеприпасов. Всего в ракетоносце были семь человек, все они успели эвакуироваться, однако выжили только пятеро.

Катастрофа с «Ту-95», который разбился под Хабаровском, по предварительной версии, могла произойти из-за отказа всех четырех двигателей. «По предварительным данным, из строя вышли топливные клапаны», — рассказал ТАСС источник в силовых структурах.

Полеты «Ту-95МС» уже приостановлены, на место катастрофы в Хабаровском крае отправилась комиссия Минобороны России.

Бомбардировщик «Ту-95» — не единственный потерпевший крушение с начала лета 2015 года. Отмечается, что это уже шестая катастрофа, которая случается с самолетами ВВС. Одно из ЧП уже происходило с «Ту-95МС», который, так же как и этот бомбардировщик, базируется на аэродроме Украинка в Амурской области. В начале июля «Ту-95МС» загорелся и вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы. Летчик погиб.

Катастрофа Ту-95 в Хабаровском крае 14 июля 2015 года. Видео: Россия


Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

www.dp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *