Изготовление Катаны

Изготовление

Производство катаны состоит из множества этапов и может длиться до нескольких месяцев. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который во время плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляют, чтобы дать им соединиться друг с другом. Затем полученный блок проковывают молотом: его расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и опять складывают — и так удваивают количество слоев (при 10 складываниях 1024 слоя, при 20 — 1048576) Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке, благодаря чему твёрдость клинка в каждом его участке будет одинаковая. Далее в блок из тамахаганэ требуется добавить более мягкую сталь, чтобы клинок не сломался при больших динамических нагрузках. В процессе ковки, длящейся несколько дней, блок вытягивается в длину и путём композиции полос с различной твёрдостью создаётся структура клинка и его первоначальная форма. После этого на будущий клинок наносится слой жидкой глины — для предотвращения перегрева и окисления. В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твердой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Этот рисунок принимает свой окончательный вид в момент закалки меча и проявляется в процессе полировки. Хамон, в отличие от линии зонной закалки, это материал на стыке двух сталей, из которых куется клинок, показывающий насколько хорошо владеет мастерством создатель катаны. Далее следует закалка: клинок разогревается до температуры, строго зависящей от металла, который применяется для ковки и быстро охлаждается, вследствие чего атомная структура одного из композитов переходит в состояние мартенсит, и режущая кромка приобретает чрезвычайную твёрдость. После осуществляется долгий процесс придания клинку окончательной формы, заточки и полировки, которую полировщик проводит с применением камней различной зернистости (до 9 ступеней). При этом мастер уделяет особое внимание достижению идеально плоских поверхностей и строгих углов граней между сопрягаемыми поверхностями. В конце заточки мастер работает очень маленькими камнями-пластинками, которые он держит одним-двумя пальцами или специальными дощечками. С особой тщательностью проводится проявление всех деталей и особенностей хада. В некоторых случаях, в особенности современными мастерами, на не закалённых частях клинка наносится гравировка декоративного характера преимущественно буддийской тематики. После полировки и декорирования рукояти, на которое уходит ещё несколько дней, катана готова.

Сталь

По традиции японские мечи делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален своей «традиционностью» (согласно Псевдо-Аристотелю, именно с таким сырьём имели дело изобретатели металлургии железа — халибы) и обусловлен применением железистого песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железистого песка добывается сталь. Раньше процесс происходил в печи татара (прямоугольной сыродутной печи). Полученная из песков крица по составу неоднородна, доля углерода в нём колеблется от 0,6 до 1,5 %. Для меча же требуется сталь с неизменным процентом углерода (приблизительно 0,6—0,7 %). Чтобы полностью очистить металл и добиться требуемого и равномерного содержания в нём углерода, была моздана специальная техника складывания, высокая эффективность которой сопоставима с её трудоёмкостью. Особенностью железистого песка является низкое содержание серы и фосфора, которые способствуют сегрегации (нарушению кристаллической структуры стали) и потому нежелательны. По той же причине во время ковки используется малосернистый древесный уголь.

Сначала стальные осколки перековываются в слитки, которые в свою очередь раскаляются, складываются по длине и ширине и посредством ковки снова возвращаются к прежней форме.

Во время ковки происходит угар стали, вследствие чего металл теряет в весе. Одновременно из-за окисления уменьшается доля углерода. Для контроля над этими процессами во время ковки соединяются слитки с разным содержанием углерода. После многократного сложения стали образуются многочисленные тончайшие слои, которые после специальной полировки и заточки становятся заметны на поверхности лезвия.

Данная методика служит исключительно для очистки стали, достижения однородности её структуры и регулирования содержания углерода. Мнение, что хорошая катана должна состоять из как можно большего числа слоев стали, ошибочно. В зависимости от качества тамахаганэ и желаемого процента углерода слиток перековывается от 10 до 20 раз. Кузнец (как, например, Канэнобу или кто-то из его рода) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми характеристиками. Излишнее растягивание этого процесса размягчает сталь и ведёт к дальнейшим потерям металла из-за угара.

У заводских японских мечей времён Второй мировой войны сталь обычно содержит от 95,22 до 98,12 % железа и 1,5 % углерода, благодаря чему сталь имеет высокую твёрдость. Дополнительно в ней содержится некоторое количество кремния, придающего клинку высокую гибкость и высокую ударную вязкость. В умеренных количествах (в зависимости от места добычи сырья) могут присутствовать медь, марганец, вольфрам, молибден, а также случайные вкрапления титана.

Не всякая сталь годится для производства меча. Оригинальный кованый меч изготовлен, в отличие от дешёвых копий, не из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путём прокатки, имеющей твёрдость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной, как материал для катаны. Кроме того, подлинный меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твёрдости, свойственная оригиналам, достигается только путём специальной обработки металла. Во время ковки также формируется кристаллическая структура стали. Закалка режущей стороны до 62 HRC вместе с эластичностью гарантирует высокое качество японских клинков. Благодаря высокой твёрдости (60—62 HRC) меч долгое время сохраняет остроту. Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном плоскости лезвия (в отличие от резки в продольном направлении — наподобие пилы, которая двигается вдоль своей продольной оси), принцип которого задействован также в процессе бритья, то есть, когда лезвие двигается под прямым углом строго перпендикулярно своей плоскости, объясняется использованием чистого карбида железа, благодаря которому при заточке достигается очень малая толщина лезвия без зазубрин. Карбид железа образуется, как правило, в ржавеющей стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не даёт такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины превращают лезвие в подобие миниатюрной пилы, что является преимуществом такого оружия при условии применения соответствующей техники боя. Уже викинги в эпоху раннего Средневековья искусно владели техникой многослойной проковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имеющие ничего общего с японскими. Франки также производили хорошую сталь, которая не нуждалась в складывании для достижения однородности. В плане технологического сталелитейного и кузнечного процесса, нацеленного на требуемые свойства материала, и особенностей обработки поверхности японские стальные изделия не имели сходства с европейскими, что обусловлено принципиально разными боевыми техниками и различиями в конструкции доспехов.

Закалка

Так же как и западные кузнецы Средневековья, использовавшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцированно. Довольно часто клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твёрдость 60 по Роквеллу, а задней части меча — лишь 40 единиц. В основе закалки лежит изменение кристаллической структуры стали: за счёт быстрого охлаждения раскалённого металла (обычно оно происходит в ванне с водой) аустенит превращается в мартенсит, имеющий больший объём. Из-за этого режущая часть меча растягивается и меч изгибается. Изогнутый меч имеет то преимущество, что он лучше режет и обеспечивает более эффективный удар. Поэтому такой тип получил широкое распространение.

Перед самой закалкой меч покрывается смесью из глины и угольного порошка (могут содержаться и другие ингредиенты). На режущую кромку наносится более тонкий слой, чем на другие участки клинка. Для закалки лезвие нагревается сильнее, чем задняя часть. При этом важно, чтобы, несмотря на разницу температур (например, 750—850 град.C), меч в поперечном сечении и обратная сторона нагревались равномерно. Во время охлаждения в тёплой воде лезвие, нагретое сильнее остальных частей, остывает быстрее и получает более высокое содержание мартенсита, чем остальные участки клинка. Граница этой узкой зоны (хамон) хорошо видна после закалки и полировки меча. Она представляет собой не линию, а довольно широкую зону (здесь перепутаны якиба («обожженное лезвие») — собственно закалённая часть клинка, и хамон — узкая линия, отделяющая закалённую часть от незакалённой).

Некоторые мастера-кузнецы придают хамону более замысловатую форму, нанося глину волнообразно, неравномерно или узкими косыми линиями. Полученный таким образом рисунок хамона служит для идентификации принадлежности клинка меча к определённой кузнечной школе, но, как правило, не является показателем качества. Можно встретить клинки очень высокого качества с прямым, шириной не более миллиметра, хамоном, равно как и экземпляры с очень волнистым рисунком, считающиеся грубой работой, и наоборот. Хамон с множеством узких «волн» образует в мече узкие эластичные участки (аси), препятствующие распространению трещин в металле. Однако в случае образования поперечной трещины меч становится непригодным к эксплуатации.

Меняя длительность и температуру нагрева, предшествующего охлаждению, кузнец может добиться и других эффектов на поверхности меча (например, ниэ и ниой — характерные мартенситные образования различного размера).

Вслед за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 град.C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря этому достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости.

Термическая обработка — весьма тонкий этап в производстве катаны, и даже опытный мастер-кузнец может потерпеть здесь неудачу. В этом случае меч заново закаляется и отпускается. Однако процесс можно повторять лишь ограниченное число раз: если все попытки провалились, клинок считается бракованным.

Полировка


После окончания своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику — тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок — сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним клинком на этом этапе длится примерно 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Вместе с этим есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

Выше боевых качеств меча сегодня ценятся качество стали и эстетические свойства, которые достигаются только благодаря технологически верно проделанной полировке. При этом форма и геометрия меча, которые придал ему кузнец, должны полностью сохраниться. Поэтому ремесло полировщика подразумевает также точное знание стиля того или иного кузнеца, а также кузнечных школ прошлых веков.

wartools.ru

Японские мечи Катана эпохи Камакура

Японский меч (яп. ??? нихонто:?) — клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие , произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.[1]


Японские мечи Катана эпохи Камакура

Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч, являясь одной из трёх древних регалий японского императора, обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе.

Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения.[5] Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы , но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.

История японского меча

[править]
Древние мечи. До IX века.

Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.

На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни (англ.) из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом.[11]

В начале VIII века в результате укрепления власти императора в Японии начался период Нара (710—794 гг.). Производство оружия было поставлено под контроль централизованного государства, кузнецам предписано было ставить подписи на свою продукцию. Закупленные мечи хранились на императорских складах и выдавались воинам на время войны или их службы. Отмечается развитие технологии локальной закалки режущего лезвия при помощи нанесения термостойкой пасты на клинок. Тем не менее знать периода Нара предпочитала длинные прямые и изогнутые мечи китайского и корейского происхождения, возможно благодаря их роскошной ювелирной отделке. В Корее были изготовлены 44 меча Дайто («великие мечи»), которые император на протяжении последующих столетий вручал военачальнику или сановнику как символ предоставленных полномочий на время кампании.

vilingstore.net

Катана — меч удивительной судьбы


Катана появилась впервые на свет приблизительно в 15 веке. До ее появления самураи имели меч-тати и изготавливался тати по своей технологии. Только вот тати по своим качествам сильно уступали катане. Об этом и легенда.

В 8 веке нашей эры в провинции Ямато жил кузнец-оружейник Амакуни. Когда войны возвращались с битвы с поломанными мечами, сердце мастера было опечалено. Тогда кузнец забрал останки мечей и стал выяснять, почему мечи ломались в битве. И он нашел разгадку – мечи неправильно ковались и закалялись. Мастер Амакуни обратился к богам Синто с просьбой направить его душу и ум по пути нового меча. Вместе с сыном начались долгие поиски. Сколько ушло на это время, о том легенда умалчивает, но мечи, сделанные мастером Амакуни, больше никогда не позорили воинов на поле брани. И когда император приехал к нему поблагодарить, на что мастер ответил «Я достиг цели своей жизни».

Если самурай был смертельно ранен, то свой меч он мог передать своему врагу. Бусидо самурая гласит, что меч должен продолжать свой путь воина и служить другому хозяину так же как и бывший владелец-самурай. Самурай в переводе с японского – слуга.

Меч самурая можно было унаследовать по завещанию. Эта традиция сохранена до сих пор. С пяти лет мальчику разрешалось носить деревянный меч, позже, когда дух воина его окреп для него специально ковали меч. В древней Японии с рождением мальчика в аристократической семье сразу заказывали меч у кузнеца. Когда мальчик становился мужчиной его катана как раз уже была сделана.

Для изготовления одного меча у мастера уходит от 3 до 12 месяцев. Древние мастера на один меч тратили по 10-15 лет. Но мастер параллельно мог делать несколько мечей. Выковать меч за месяц можно, только это будет не катана.

В бой самурай снимал с меча все украшения, а вот на свидание украшал меч богато, дабы показать своей избраннице могущество своего рода и состоятельность свою как мужчины.

Есть катаны, которые носят собственные имена

Так меч мастера Хидзамару называют «Повелитель коленей». Во время казни осужденный сидел на коленях и острый клинок сносил не только голову, но еще по инерции отрубал колени.

А есть легендарный меч «Адзуки» (переводится как «Боб», «Бобовое зерно»), его выковал мастер Нагамицу проживавший в провинции Бидзэн, упавшее зерно боба на лезвие в мгновение ока разрубалось на две части.

Интересное имя носит меч «Резчик бороды». Во время казни меч отсекал голову вместе с бородой. И сделал его мастер провинции Тикудзэн – Мондзю.

В древней Японии катана проходила своего рода крещение – ее испытывали в качестве палача. И как только она проходила тренировки по отрубанию голов виновных, тогда она выходила на поле боя. Катана времен древней Японии может оцениваться до 1 миллиона долларов.

Катану вносили в храмы в особо торжественных случаях. Меч самурая был символом не войны, а достижения мира. И об этом следующая легенда.

В 14 веке два мастера Мурамаса и Масамуне были великими кузнецами-оружейниками. Чтобы выяснить, чей меч лучше, был устроен весьма странный поединок. Дело было осенью. В ручей каждый кузнец воткнул свой меч. Листва на поверхности воды, мгновенно и без усилий разрезалась о клинок Мурамасы от легкого прикосновения. А вот клинок Масамуне листва огибала, катана так не перерубила ни одного осеннего листа. Мастер Мурамаса признал свое поражение – меч катана оружие не агрессии, оно несет миссию мира. Сила духа катаны заключается в том, что она прекращает и предотвращает войну. © xopek.net

А так изготавливают катану в наши дни:

Похожие записи на сайте miuki.info:

miuki.info

Что лучше — катана или полуторный меч? Сопоставляем клинки

Вообще вот этот спор — что лучше, катана или европейский меч — он в определенных кругах очень популярен. Любители йайдо (как называется современное фехтование на затупленных катанах, в отличие от кендо — это сугубо на бамбуковых синаях) и HEMA спорят неистово, только пыль столбом…)

Я, как водится, не претендую на роль светоча истины в этом вопросе, но свое мнение и у меня есть — как же без него?

😉

Немного о терминологии

В России принято называть все японские длинные мечи катанами, а короткие — вакидзаси. Это не совсем верно. Означенная пара клинков — это гражданское оружие самурая, то, что носилось с обычной одеждой, а не с доспехами. Правильный аналог этим клинкам — европейские рапира и дага.

Военные клинки японского рыцаря — это тати и танто, длинный и короткий мечи соответственно. Честно сказать, тати от катаны по ТТХ почти не отличался. И тот, и другой мечи имели одинаковую форму клинков — она называлась синоги-дзукури. Разве что некоторые экземпляры тати (не все) были длиннее катаны.

Синоги-дзукури. Годится и для катаны, и для тати, и даже может быть перемонтирован в поздний военный меч син-гунто.

Разница между мечами — исключительно в манере ношения. Здесь очень интересно то, что самурай носил лезвием вверх, заткнув за пояс и примотав шелковым шнурком, только катану. Вот этот знаменитый удар на вытягивании клинка из ножен — он для гражданского оружия.

Военный меч тати носился как двуручная сабля — лезвием вниз.

Немного о технике боя

По восточным техникам я не особый спец, поэтому пусть спецы меня поправят, написав в группе ВК, если что (ссылка в профиле). Но на несколько особенностей японского стиля по сравнению с европейским я указать могу.

1. Традиционный японский хват меча двумя руками — жесткий. А европейский — гибкий, мягкий. Европейский мечник в бездоспешном фехтовании держит клинок правой рукой — под гардой, твердо, а левой — за конец рукояти или навершие, мягко. Левой рукой он клинок только доворачивает. Вот если это панцирное фехтование, в латных перчатках, то да — там жесткий неуклюжий хват.

Присмотритесь. Ладони соприкасаются друг с другом. Этого нет в европейском хвате меча.

2, Рычаг. Основа немецкой техники владения полуторным мечом, то, что значительно усиливает рубящий эффект. Для этого и нужен «мягкий» хват, собственно. В японской технике рычаг выражен значительно слабее.

3. Укол. В классическом йайдо укол только один — в горло. В немецком стиле колют куда угодно, но «классический» укол направлен в лицо.

4. Обратное лезвие. Цвершхау, прием, при котором противника вначале рубят прямым лезвием, а затем, используя эффект рычага, обратным. В технике катаны — отсутствует, как и само обратное лезвие.

5. Скоростное выхватывание меча. Отсутствует у европейцев (поэтому в Европе длинные мечи часто носили вообще без ножен, а лишь в чехле примерно до середины лезвия, засунув под мышку или закинув на плечо).

В общем и целом… Вам честно или правду? ) Обе техники, и японская, и европейская, друг друга стоят. В спаррингах «самурая» и хемаиста однозначный победитель при примерно равном общем уровне выявляется редко. Они взаимно друг другу синяки ставят.

Немного о ТТХ

Вот тут интереснее. Знаете, если на то пошло, лично я бы сравнивал катану (или тати, не суть важно) не с полуторным мечом, а с гросс-мессером. Это оружие в России малоизвестно, но оно было весьма популярно в позднесредневековой Германии. Среди его ярых поклонников были как незнатные воины, так и мелкие дворяне и даже короли.

Он похож на катану, во-первых, однолезвийностью, в-вторых, небольшим «режущим» изгибом. Его роднит с японским клинком также слабо выраженное навершие (у катаны оно отсутствует вообще). Но при этом гросс-мессер (в общем-то «большой нож» в переводе) значительно длиннее и тяжелее катаны.

Длина гросс-мессера — от 100 до 120 см. Клинок — от 70 до 90 см. Масса — от 1 до 1,4 кг.

Для сравнения: длина полуторного меча — клинок до 100 см, рукоять — до 35 см, общая масса может достигать 1,8 кг. В среднем негласный стандарт — клинок 90 см, рукоять — 25-30 см, масса — 1.5 кг.

Полуторный меч

А теперь… Массогабаритные характеристики катаны:

Длина клинка — 75 см максимум, 60 см минимум.

Общая длина оружия — до 100 см. Масса — до 1 кг. Тати может быть немного тяжелее — до 1,2 кг, но такие экземпляры — редкость.

Вывод? Катана значительно короче и легче не только полуторника, но и гросс-мессера. Это обуславливается специфической антропометрией японцев, которые в среднем ниже ростом, чем европейцы, особенно долговязые немцы ))

А вот, например, шпага и катана. Общая длина равная — а вот клинок шпаги-то подлиннее будет, и зона поражения у него больше! 😉

К сожалению, но сие есть факт, мсье Дюк: то, что для японца двуручное оружие — для европейца зачастую одноручное. По массогабаритным характеристикам клинок катаны соответствует клинку обычной европейской сабли или шашки. Да, катаной и самураи могли сражаться, держа ее одной рукой — но основной хват все-таки был двуручным.

Поэтому, лично с моей точки зрения, европейские клинки при прочих равных рулят — рубят они не хуже катаны, а вот зона поражения у них значительно больше. В бою, знаете ли, даже лишних 10 см длины клинка зачастую оказывается критичным.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

Изготовление катаны. Как сделать самурайский меч

Изготовление катаны разделено на большое количество этапов и может составлять несколько месяцев. Сначала стальные отрезки сорта тамахаганэ кладут рядом друг с другом, покрывают глинистым раствором и засыпают золой. Это позволяет убрать шлак из стали, который во время плавки удалится из металла и и будет впитан глиной и

золой. Далее металлические отрезки накаляют для их объединения. После этого происходит ковка молотом: созданный стержень  сплющивают и складывают, потом опять сплющивают и снова складывают — таким образом увеличивают количество слоев в два раза (при 10 складываниях получается 1024 слоя, при 20 — 1048576) В результате углерод равномерно располагается в стержне, что позволяет сделать так, чтобы прочность лезвия была одинакова по всей поверхности.

Технология изготовления Катаны

Затем в заготовку необходимо подложить более мягкую сталь, для того, чтобы клинок не переломился при серьезных динамических нагрузках. Во время ковки, которая происходит несколько дней, заготовка удлинняется и методом соединения полос с разной твёрдостью образуется структура лезвия и его исходная форма. Далее накладывается ряд жидкой глины — для предупреждения окисления и перегрева. На режущей кромке образуется рисунок — линия закалки хамон.

Хамон

Эта линия становится видна во время полировки меча. Хамон — это отличительный признак мастера, по нему возможно узнать, кто создал катану. Затем меч закаливают: он нагревается до температуры примерно 840—850 °С и сразу же охлаждается, в результате чего катана принимает необычайную твёрдость. Кроме того, в процессе закалки  клинок самостоятельно изгибается, при этом величина и форма прогиба специфичны и зависят от метода охлаждения. Затем клинку придают законченный вид, затачивают и полируют применяя камни разной зернистости. Причем мастер стремится достигнуть совершенно плоских поверхностей и четких углов граней между плоскостями. Иногда на частях катаны, которые не подвергались закалке, создается украшающая гравировка как правило на тему буддизма. После полировки и украшения рукояти, катану можно использовать.

Полировка катаны

Другие интересные материалы по теме: катана, изготовление катаны видео

Жанр статьи — Оружие Японии

jamato.ru

Японские мечи (видео): катана и вакидзаси

Сегодня мы расскажем о самых известных в стране восходящего солнца орудиях — боевых мечах. Хотя вы, наверное, и так уже много о них знаете из фильмов и документальных передач. Предлагаем вашему вниманию ещё одну.

Меч катана

Длинный меч с клинком свыше 60 см с односторонней заточкой. Их у самураев могло быть около десятка, разной расцветки и формы. Чаще всего, катану носили вместе с похожим вакидзаси. Традиционно эта пара мечей называется дасё — «большой и меньший».

Рукоять катаны имеет длину около 30 см. Такая длина позволяет держать рукоятку обеими руками, поэтому он классифицируется как двуручный меч. Ширина лезвия катаны 3 см, толщина 0,5 см возле защитной гарды постепенно сужается до конца клинка.

Технология изготовления катаны очень сложна. Сталь здесь специально обрабатывают, ковку производят слоями и специфическим образом закаливают. Рукоятка обтянута кожей водившихся в этой местности морских животных (акулы  и скатов) и обплетена шёлковым шнурком. Мечи украшают узорами.

Отличительной частью является хамон — волнообразная линия закалки у края лезвия клинка. Катана осень прочный меч, могущий рубить очень твердые предметы. Для облегчения рубящего удара, центр тяжести смещается к острию. Вес, в зависимости от длинны, бывает от 900 до 1500 г.

Чтобы опозорить пртивника, нужно постучать ножнами своей катаны по его. Самурай, желавший показать своё миролюбие, вешал меч справа, так как извлекать его с этой стороны труднее. Слева вешали в боевых условиях.

Меч вакидзаси

Этот — короткий, носившийся на поясе вместе с катаной. Вакидзаси переводится как «воткнутый сбоку». Клинок, длина которого составляет около 60 см, имеет схожую с катаной форму и также затачивается с одной стороны. Существует версия, что параболическая форма мечей — проекция в металл изогнутой гряды островов японского архипелага.

Вакидзаси разрешалось носить ремесленникам и купцам. Самураи же пользовались им только в крайних случаях. Существовали, также, школы фехтования, которые учили использовать оба меча одновременно. При заходе в помещение, катану должно было оставить у входа, а вакидзаси взять с собой. В некоторых случаях вакидзаси мог быть ритуальным оружием для совершения обряда сеппуку (есть такие варианты прочтения, как сэппуку, сеппуко. прим.вред.) или по нашему харакири. Самураи называли его хранителем чести.

В отличии от самураев, воины ниндзя, при их специфической деятельности, использовали похожий на вакидзаси чуть более короткий меч шиноби-кен.

Изготовление меча

Производятся данные предметы искусства из композитной стали. Лишь немногие мастера обладали правом их изготавливать. Этот процесс требует от мастера опыта и настроя. Первоначально проводится очищение тела и души. Мастера кузнечного дела считают, что клинок, созданный без души, не может принести ничего кроме потерь.

Для производства используется железное сырье из речных песков. Кузницы располагались подле реки. Породу долго промывают и обжигают при высочайшей температуре. На производство одного изделия уходит месяц. Лезвие твёрже, чем остальное тело клинка. Это почти ювелирная работа. После многочисленных сварок, количество слоёв в металле могло достигать нескольких десятков тысяч. Закалку клинка мастера осуществляют только ночью, т.к. правильная температура определяется по цвету металла, который должен быть ярко оранжевый.

Как уже говорилось, характерной особенностью, есть линия закалки хамон: узорная волнообразная полоса, отделяющая твёрдое закалённое лезвие от основного более мягкого тела клинка.

Искусство Йайдо

Это искусство внезапной атаки двуручным мечем. Переводится как «гармония движения». Практикующий должен мгновенно его выхватывать и атаковать.

Зародилось оно в 15-м веке. По легенде, самураев должен был отомстить за отца. Но противостоять более опытному сопернику в схватке, он бы не смог. Помочь могла только молниеносная атака до того, как противник сумеет обнажить меч. Много тренировавшись, самурай вызвал своего врага на поединок и сумел одолеть противника.

Изучаются также ваза (ваза — искусство поединка, прим.вред.) с воображаемыми врагами используя деревянный тренировочный меч боккэн (или бокен, деревянный макет меча, прим. вред.).

В йайдо нету лишних движений: каждое имеет свой смысл. Изучающий должен себя контролировать. За несколько веков существования техника йайдо, в общем-то не поменялась. Хотя, сегодня, это искусство уже не прикладное, а культурное. Владеющий искусством йаидо, может пребывая в гармонии и покое, отразить атаку и сам атаковать.


Автор материала: Колесников А.В.

xodoki.net

Катана — Lurkmore

Halt! Страница огорожена от катануженых виабу и кухонных исторегов.
Хочешь высказаться? Добро пожаловать в обсуждение.

«

Анонимус:Хотелось бы выслушать ваше мнения о преимуществах и недостатках катаны.
Историк:Для тех условий, в которых катана создавалась, она идеальна. Это плюс. Против танка малоэффективна. Это минус.

»

— расстановка точек.
Анонимус всегда знает, что сказать по этому поводу.

Катана (мунсп. 刀[1]) — ёпонская сабля[2], для порубания самураями друг друга вельми приспособленная. Благодаря пиару в кино, онемэ, играх, книгах и интернетах, традиционно считается убероружием, рубящим всё, что только под него попадет (настоящая катана должна перерубать сразу две рельсы, вместе с идущим по ним поездом), и дающим хозяину +9000 ко всем характеристикам (прибавка к харизме подтверждена практическим опытом). Посему катаны являются объектами яростного фапа многих оружейных фанатов, анимешников, японофагов и просто тех, кого задело медийным потоком.

Фагготрия и проявление болезни

«

Настоящая катана рубит камень, но такую делают больше двадцати лет

»
«

Катана-лучшее оружие!!!

»
— пунктуация сохранена

Увлечение катаной проявляется в виде вышеупомянутых фраз, склонности к толчкизму и является ещё одной формой виабушности. Заражение происходит несколькими путями:

  1. Аниме — наиболее распространённый способ контузии катанузии.
  2. Фильмы и сериал «Горец» — разумеется, ГГ вооружен катаноидом от легендарного Масамунэ, которым он и в самом деле рубит камни, а в одной из серий товарищ Маклауд блокировал им удар цвайхандера, и при этом сумел уберечь лезвие от вмятины. Мало того, в расово неполноценном полнометражном фильме «Горец-2» главного злодея так и звали: Катана.
  3. Цикл Kill Bill — Катана, как известно, единственное нотариально заверенное церковью орудие мести.
  4. Кэндо, йайдо и прочее кобудо — по достижении высоких рангов катана становится предметом необходимости.
  5. Компьютерные игры (как правило, ролевые).

Признаки и места выпаса катанозников

Ха! Катаной же выходит вот так.

Катанатония является по сути одним из субподвидов ФГМ у вапов. Самые явные симптомы:

  • Неприкрыто невежливое отношение к европейскому и ближневосточному вооружению. Про кольчуги, лямеляры и вплоть до лат с кольчужно-пластинчатыми доспехами, поциэнт говорит, что они-де не устоят перед ударом японской ручной вундервафли. Про оружие дежурная фраза — медленное и не настолько острое, как бэ намекая на незаточенную дубину, которая, собсно же, и эффективна против мощных доспехов. При этом, как правило, поциэнт нихуя не знает ни историю, ни чего-либо по металлургии, но этот прискорбный факт, однако, ни капли его не ебёт. Причем сравнение, как ни странно, идет с тяжеленными клинками тринадцатых—четырнадцатых веков в два кило и конечно же мега-эпичным цвайхандером, которым ландскнехты въёбывали по пикам швейцарской братвы. Катана (дайтэ) стала использоваться в пятнадцатом веке, когда в Европе вовсю пользовались таким аргументом, как длинный меч, он же бастард, он же полуторник, превратившийся затем в шпагу — всего на двести граммов тяжелее, зато длиннее, а за счёт баланса — маневренней и ничуть не медлительней. Если же это длинный меч для бездоспешного боя, то, пожалуй, ещё и острее. Характеристики же ближневосточного оружия катаноёбу, как правило, вообще не известны, что не мешает также недолюбливать и его, хотя характеристики у ятаганов, тулваров, клычей, шамширов, скимитаров и родной шашки намного круче, чем у катаны, а эпоха появления некоторых экземпляров раньше, чем дайтэ.
  • Превосходство самурая над всеми другими обладателями МПХ на протяжении всей истории. Европейские же рыцари и ближневосточные гулямы и мамлюки достойны удаления ссаными тряпками, чтобы не загораживали вид на Фудзи, осыпанную лепестками сакуры.
  • Озвучивание исторической, металлургической и археологической правды о сабже вызывает у виабушных катанофилов резкий припадок кошерного гнева, сопровождающийся угрозами покромсать дерзнувшего своим незаточенным декоративным экземляром катаны. Спорить с вышеуказанным субъектом то же самое, что топить урановые ломы в ртути.

Встречаются больные в большом количестве в этом вашем вконтакте и на игровых форумах.

Классический пример виабу-копипасты на форчановском /tg/:

осторожно, виабу инсайд! 

That’s it. I’m sick of all this «Masterwork Bastard Sword» bullshit that’s going on in the d20 system right now. Katanas deserve much better than that. Much, much better than that. I should know what I’m talking about. I myself commissioned a genuine katana in Japan for 2,400,000 Yen (that’s about $20,000) and have been practicing with it for almost 2 years now. I can even cut slabs of solid steel with my katana. Japanese smiths spend years working on a single katana and fold it up to a million times to produce the finest blades known to mankind. Katanas are thrice as sharp as European swords and thrice as hard for that matter too. Anything a longsword can cut through, a katana can cut through better. I’m pretty sure a katana could easily bisect a knight wearing full plate with a simple vertical slash. Ever wonder why medieval Europe never bothered conquering Japan? That’s right, they were too scared to fight the disciplined Samurai and their katanas of destruction. Even in World War II, American soldiers targeted the men with the katanas first because their killing power was feared and respected. So what am I saying? Katanas are simply the best sword that the world has ever seen, and thus, require better stats in the d20 system. Here is the stat block I propose for Katanas: (One-Handed Exotic Weapon) 1d12 Damage 19-20 x4 Crit +2 to hit and damage Counts as Masterwork (Two-Handed Exotic Weapon) 2d10 Damage 17-20 x4 Crit +5 to hit and damage Counts as Masterwork Now that seems a lot more representative of the cutting power of Katanas in real life, don’t you think? tl;dr = Katanas need to do more damage in d20, see my new stat block.

Лечение

  • Троллинг фактами о том, что вывоз настоящих катан за пределы Японии на легальном уровне невозможен.
  • Сэппуку, более известное как харакири.

Особенность оружия как такового

Теперь поговорим непосредственно о японских мечах. Мне довелось видеть их не один десяток, и среди них встречались выдающиеся экземпляры как с позиции значимости в истории этого искусства отдельно взятого кузнеца или школы, к которой относился тот или иной клинок, так и с позиции почтительного отношения к возрасту изделий, которым не одна и не три сотни лет. Хочу заявить, что среди японских мечей большая часть – вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью. Такого количества сколов лезвия, как у японских мечей, я не видел ни у ятаганов, ни у шашек, ни у прочего холодного оружия. Есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. Я был рад прочитать в одной японской книге, что оружие во времена гражданских войн было очень простое, изнашивалось быстро, и его не жалели. Это мне понравилось, потому что так и должно быть по природе вещей, а из возраста сказок я давно вышел. Еще я нашел информацию, что полировать мечи, как это принято сегодня, начали в период Эдо, то есть в мирное время. Оно и понятно – зачем «напрягать» полировщиков, если завтра предстоит сражение с соседним феодалом, послезавтра зачистка своих пограничных селений, а в воскресенье — нападение на мятежный монастырь. Тут не до красоты, выжить бы! Итак, японское оружие в массе своей было столь же утилитарно, посредственно по качеству и неброско, как и во всем мире.

Баженов

В древней Японии наличие такой сабельки сигнализировало о причастности его владельца к самурайскому сословию уберменшей.

Сама по себе катана изредка выковывалась из пакета сталей, чаще всего её делали из одного куска, без выебонов, а для того, чтобы тесак не тупился о первого крестьянина, проводили зонную закалку лезвия. Так как легировать сталь минусоглазые кузнецы не имели возможности, лезвие, закалённое до 57-60 HRC, часто выкрошивалось. Для простоты режущая кромка сводилась по всей длине на один угол, контрастируя с европейскими рубящими саблями, обычно имевшими три зоны заточки. Как только японцы стали в Корее добывать нормальную руду и получать европейскую полосовую сталь от купцов — все технологические извраты мгновенно прекратились.

«

Половина знания — хуже чем незнание

»
— Поговорка

Среднестатистический анонимус, обладающий среднестатистическими же познаниями о сабже, знает, что особенность катаны заключается в многослойной ковке. Из этого знания был рождён миф о том, что нихонские кузнецы куют мечи годами, днём и ночью, складывая пополам несчастный кусочек металла сотни тысяч раз. При этом элементарные познания в математике и критическое мышление как бы должны натолкнуть на мысль, что уже на десятом складывании листа слоёв выходит 1024, при следующем − в два раза больше, и так далее. Случись какому-то кузнецу-задроту действительно сложить металл тысячу раз, предполагаемое количество слоев было бы равно 21000 = 1,07e+301 то есть (10301 — 10 и ещё 301 нулей), что, на секундочку, превышает количество атомов в тех ~5 мм толщины лезвия меча, всём мече, его хозяине, земле, солнечной системе и во всей обозримой вселенной, равное всего каким-то 1080. Кроме того, особый цимес прочности придаёт не столько многослойность самого металла, сколько прослойки с разным содержанием углерода и легирующих компонентов. При достижении определённого количества слоёв это чередование превращается в кашу, и весь прикол испаряется. Сколько металла выгорело бы за годы ковки, подсчитайте сами. А столь долгая обработка стальной полосы привела бы к полному её превращению в чугуниевое говно. Кстати, в одном маленьком индийском городке, производившем многие годы дамаск, все улицы вымощены бракованными железными чушками.

Про происхождение нереальных сроков ковки

В средневековой металургии до изобретения легирования широко применялась методика очистки заготовки, при которой железные слитки закапывали в землю на 5-10-15 лет. За это время некачественное железо ржавело и вымывалось из заготовки, а оставшееся имело более высокую прочность, чем первоначальный неоднородный слиток сырого железа. На Руси тоже так делали — по некоторым версиям, именно отсюда пошло понятие «Меч-кладенец». Время от времени такие заготовки доставали, очищали от ржавчины, перековывали и закладывали обратно в землю. Понятно, что технология долгая, затратная, поэтому меч из слитков двадцатилетней закладки ковался исключительно по спецзаказу королей, князей и прочих даймё и стоил при этом неимоверно дорого, состоятельному пацану попроще могли сковать меч из слитков 3-5-летней закладки. А дальше — испорченный телефон и вывод о «ковке годами». Простым же воинам оружие ковали массово, дёшево и без выебонов из обычного железа.

Ковка мечей годами абсурдна также по сугубо практическим соображениям. Вспоминая историю обнаруживаем, что малюсенькая Япония постоянно сотрясалась междоусобными войнами. А в таких условиях ковать годами оружие мягко говоря нецелесообразно, потому штамповали те катаны так же, как в совке Т-34 — грубо и на скорую руку, зато массово. Да и кузнец, продавший за свою жизнь всего пару мечей, должен был продать бы их за очень дофига денег. Если над чем и изощрялись, то над именным оружием всяческих сёгунов, да и то те катаны имели больше показушное назначение, нежели боевое.

Историческая справка

Подобное оружейное решение в Ниппонии обусловлено её географическими и геологическими особенностями. Главное — на островах было крайне плохо с железом, а то, что имелось — было крайне низкого качества. Отсюда есть несколько следствий. Из-за присутствия только говеного металла ниппонским «Данилам» ничего не оставалось, как изобрести многократное складывание и проковку. Поглядите какой-нибудь учебник по кузнечному делу, этим способом разве что гвозди не ковали массово. Самодельщики зачастую ковали ножи из трубы, расплющивая её вертикально в кольцо и так далее, или из кручёных прутьев.

Большинство катан в бою гнулись и крошились, да иногда так, что по взаимному согласию воины прекращали бой и начинали править своё оружие. А потом снова сходились. Существовала даже напутствие на этот случай в Будосёсинсю: «Если предстоит схватка на мечах, следует надеть доспехи и шлем; лезвие меча может погнуться, тогда понадобится сменить оружие. Старый меч следует отдать молодому оруженосцу, который, в свою очередь, передаст его носителю сандалий или конюху».

До установления сегуната Токугава основным оружием самурая был вовсе не меч, а лук. Да-да, наши дорогие виабу-идиоты, самурай был прежде всего конным лучником[3], как какой-нибудь бескультурный турок, монгол или скиф, луркайте «inuoumono» (ака «стрельба по собакам»). Это обстоятельство тесно связано с тем, что японская государственная и военная элита (включая императорскую фамилию) имела северокорейское происхождение[4] и тесно контактировала на исторической родине не только с китайцами, но и со степняками — маньчжурами, чжурчжэнями и дальней родней вышеупомянутых монголов. Конечно, фехтование тоже входило в курс молодого бойца Сэнгоку Дзидай, но «реальный японский пацан» был просто обязан поражать цель на скаку. На худой конец, в поле грамотный воин пользовался копьём или нагинатой, удерживая сразу несколько супостатов в паре-тройке метров. Катана же применялась для рубки бездоспешных крестьян, или когда колчан уже опустел, копьё сломалось, а лошадь вообще убили и съели лютые вороги, в общем кошкодёром — типичное оружие последнего шанса, как пистолет у танкиста.

Опосля войн (период Эдо ака сёгунат Токугава, продолжался лет эдак триста), катана, как постоянно носимый самураем с собою статусный предмет, стала объектом фапа как носителей, так и тех, кто им завидовал. К этому периоду относится ярко возросший пресловутый сословный гонор самураев. «Носитель дайсё» (пары катана + вакидзаси) якобы автоматически означало дворянина. Так как за ношение дайсё без права на таковое можно было схлопотать мгновенный секир башка, местная быдлота (навроде якудза и горожан понаглее) таскали с собою одиночные клинки «почти как у самураев». Естественно, что в мирное время самураи ходили по городу без доспехов, а значит порубание друг друга катанами из-за косо брошенного взгляда происходило быстро и эффективно. К тому же прекратившиеся войны (см. «массовое производство») и возросшая платежеспособность заказчиков (см. «статусный предмет») дали возможность некоторым талантливым от природы производителям невозбранно повыёбываться усовершенствовать навыки, что в некоторых случаях дало неплохие результаты, но не более того.

Невысокому мнению катаноидов о европейском оружии, как ни странно, немало поспособствовали сами европейцы, наштамповавшие в девятнадцатом веке в промышленных масштабах дохрена парадных сабель откровенно говённого качества — сделанных хоть из хорошей стали, но на скорую руку, попроще, ибо в европах-америках-то всё уже давно решали пули и взрывчатка. Такой клинок в использовании заметно уступал кустарному восточному дамаску, сделанному хоть и не из столь хорошей стали, но зато на совесть (пучок перекрученных и скованных проволок и толковая ковка). В результате у офицеров колониальных войск, находившихся где-нибудь на востоке, и видевших местные клинки, которые и кольцом сворачивались и шёлк рубили, формировалось заниженное мнение о европейских клинках. Ветераны массово закупались восточными чудо-клинками, хвалились ими друзьям у себя в гостинных и поносили родное производство. В результате к началу Второй Мировой подобное мнение стало общепринятым.

Ещё интересен для нас период двадцатого века, когда уже выработка самурайских мечей для японской «парадки» велась в 1920—1945 годах в промышленных масштабах. Катаны штамповались на заводах и выдавались солдатам как оружие ближнего боя. Лучшие тесаки получались из старых железнодорожных рельсов, а затачивали мечи «пятнадцатисуточницы», проститутки пойманные полицией. Зато уж потом, в годы американской оккупационной администрации, когда в Штатах возникла мода на мечи — такой соломы на уши навешали…

После войны из самураев сделали бренд на экспорт и начали клепать аксессуары для доверчивых виабу. Так что все катаны, разрубающие камни и железные трубы, — это новодел с применением современной металлургии и сделаны не раньше начала двадцатого века в лучшем случае.

Интересные факты

Готичная катана по-немецки
  • Возможность разрубить человека пополам от плеча до пояса — не исключено, что правда. Тут под подозрение попадает пресловутая японская кухня, а точнее огромное количество риса, поглощаемое всем без исключения населением. Дело в том, что сей продукт способствует вымыванию кальция из костей, из-за чего они становятся мягкими. Дальше логика понятна. Не последнюю роль также играла хреновость японских доспехов, а также то, что с эпохи Эдо потасовки на катанах, как правило, происходили без доспехов.
  • Другая фишка — разбираемость катаны. Посему коллекционную ценность представляют не только цельнособранные мечи, но и клинки, цубы и менуки — элементы декора[5].
    • Существует даже особый вариант заделки клинка, предназначенный именно для хранения — т. н. «сирасая», ничем не украшенные ножны и рукоять без гарды из мягкого дерева акации, в которые клинок убирался «на покой» в период, когда его не предполагалось использовать. Кстати сказать, поскольку подобный меч не имел выступающих частей и его очень легко было спрятать в мешковатой японской одежде, то именно такой монтаж клинка ужасно полюбился японским братанам из якудзы и иже с ними.
  • В некоторых провинциях Японии железный песок изначально от природы содержит немного молибдена, дающего эффект легирования — главное для кузнеца было найти правильный песок, а дальше уже меч априори разрубал все поделки других кузнецов — как мечи, так и доспехи.
  • Автор манги Ghost in the Shell Ота Масанори носит псевдоним Масамуне Сиро, где Масамуне — имя легендарного кузнеца Средневековья, работам которого приписывали чуть ли не божественные характеристики; сейчас они признаны национальным достоянием Японии. Имя же главной героини ГИТСа, майора Мотоко Кусанаги, взято из древней легенды, в которой Кусанаги — название меча (по значимости на уровне Экскалибура). Главная хохма здесь в том, что Кусанаги — это вообще не катана, а цуруги — прямой меч континентально-корейского происхождения, близкий родственник китайского цзяня.
  • В Нихонии до сих пор существуют школы боевых искусств, берегущие традиции и считающиеся национальным достоянием, где любой может обучиться обращению с катаной и не только. Ну, и очень распространён такой героический вид спорта, как кендо, который суть безвредный, но эффектный и канонiчний бой на палках.
  • Между тем, прославленный Миямото Мусаси мастеров фехтования катаной с некоторого времени предпочитал побивать тренировочным деревянным мечом, чтобы сократить темпы наполнения сильно разросшегося личного кладбища.
  • А в этой стране, как ни странно, отдельно взятые мастера клепают катаны весьма высокого качества, которыми без проблем (но не без умения) легко порубается на части свёрнутая в трубку тростниковая циновка. Перформанс сей можно наблюдать на ярмарке-выставке «Клинок» в Нерезиновске. Там же эти циновки могут порубить, например, непальскими кукри, что намекает.
«

Они украли у нас Чебурашку, а мы в отместку делаем контрафактные катаны.

»
  • В одной из серий Горца Маклауд выдал своей неудавшейся ученице катану пятисотлетней давности, якобы склеенную из пятисот слоёв стали. Во втором бою эта катана поломалась нафиг.
  • Не так давно одним из джапонских кустарей-затейников был произведен эксперимент — катана против стрелкового оружия. Результат можно заценить на Тытрубе — [1]. Хотя это отнюдь не оспаривает, что древние катаны могли крошиться или гнуться.
  • Широко распространённое мнение «самурайская катана аналогов не имеет» — миф. Таковым является германский KriegsMesser — суровое оружие наёмников, изогнутый клинок на двуручной рукояти, пользовавшийся популярностью наравне с двуручными мечами и фламбергами. Оружие оказалось позабытым после массового вооружения пехоты огнестрелом, ибо если двуручный меч был хотя бы мега-пафосным оружием, которым и благородному рыцарю было не зазорно помахаться, то кригсмессер такой родословной не обладал.
  • Существует мнение, что само слово «катана» имеет не японское, а вовсе даже португальское происхождение.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Дословно «лезвие» — оттуда использование китайского иероглифа «дао» с тем же значением. Само слово заимствовано из Кореи вместе с оружием.
  2. ↑ ГОСТ Р 51215-98. Оружие холодное. Термины и определения. Б. З. Сабли. Б.3.5. катана (дайте): Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см.
  3. ↑ Знаменитые штаны-хакама были необходимой одёжкой, чтобы продираться через кусты ключего кустарника.
  4. ↑ Свидетельством тому официальные генеалогии старой японской аристократии, их могильные курганы с корейскими росписями, инвентарём и погребальными практиками, кореизмы в японской военной и государственной терминологии и многое другое.
  5. ↑ Рукоятка делалась из дерева и обматывалась тканевой лентой, была расходным материалом и долго не жила. Не ломалась же сразу, ибо в месте соединения клинка с ней была муфта, сделанная обычно из мягких бронзы или латуни, и при ударе почти вся энергия гасилась, не передаваясь на рукоять.
Катана. И холодное оружие согревает душу.

lurkmore.to

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *