Краткая история военной каски

Армейские защитные шлемы (ЗШ) – это напоминание об эпохе рыцарей. Именно они остались практически неизменной частью боевого доспеха. Если кираса трансформировалась в бронежилет , который совершенно не напоминает боевой военный панцирь рыцаря, то железные каски выпускались до недавнего времени.

Хотя в военной истории было время, когда солдаты вместо защитных шлемов носили головные уборы , в конце концов необходимость заставила военное начальство вновь вернуть эту часть доспеха в строй.

Появление боевых шлемов во Франции

Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем , защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.

Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.

Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи , которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:

  • Колпака;
  • Гребня;
  • Юбки .

Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитыва

forma-odezhda.ru

Шлемы и каски военные: описание, виды и особенности

Еще в древние времена воины пользовались специальными защищающими головы стальными шлемами. Ими укомплектовывались легионеры Юлия Цезаря, скифы, средневековые рыцари в Европе. Свое широкое применение стальной шлем получил и в Киевской Руси, в которой он был представлен большим разнообразием видов.

В наше время защищающие во время сражений головные уборы уже не называют стальным шлемом. Сегодня это название не используется. Современные шлемы известны потребителям как каски. Военные составляют основной процент всех пользователей данного вида головных уборов. Кроме них, касками пользуются шахтеры, строители, полицейские, пожарные и участники экстремальных видов спорта.

Как появилось понятие “каска”?

Специальный убор, предназначенный для защиты головы воина во время сражения, изначально назывался шлемом. Поскольку он являлся продолжением доспехов и был также изготовлен из железа, то военным командованием он был внесен в стандартный боевой комплект под официальным названием “стальной шлем” и признан эффективным средством индивидуальной защиты бойца.

С появлением различных видов войск и усовершенствованием военного ремесла стали модернизироваться и шлемы. Изделия имели куполообразную форму. Для их изготовления использовалась сталь. Но история знает образцы, изготовленные из фетра и кожи, защитные свойства которых обеспечивались большим количеством прикрепленных к ним металлических элементов. Из-за наличия этих стальных деталей головной убор ассоциировался с железом. Со временем в обиходе появилось более удобное слово “каска”, что на латыни значит «металлический шлем».

Устройство касок

Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.

В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.

Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:

  • обеспечение сбалансированной посадки каски на голове;
  • предотвращение контакта головы с металлическим листом шлема;
  • смягчение силы ударов осколков и камней по наружной части каски.

Военные современные шлемы более комфортны и безопасны для солдата, поскольку лепестки содержат прикрепленные к ним дополнительные, усиливающие мягкость подушечки из пенопласта или кожи.

Влияние моды

В период со времен легионеров Юлия Цезаря до европейских рыцарей средневековья солдатами активно использовались каски. Военные действия тех лет проводились с большой интенсивностью, и спрос на защищающие головные уборы был особенно велик. Но со временем каски стали выполнять и эстетическую функцию. Появилась мода на красивые головные уборы. Вопрос безопасности отошел на второй план. Шлемы были вытеснены шляпами с перьями, киверами и фуражками с красивыми лакированными козырьками.

Французская каска

Военные действия в Первую мировую войну носили окопный характер. Мишенями стали незащищенные головы солдат. Неосторожное передвижение вдоль окопа грозило серьезным ранением или смертью. Неприкрытая голова была уязвимым местом для стрельбы из винтовки или пулемета, для шрапнели и фугасов. Впервые в эти годы снова вспомнили о высокой эффективности шлемов. К этому времени мода на красивые шляпы и кивера прошла, и на службу опять вернулись каски.

Военные Франции первыми были укомплектованы новыми, более усовершенствованными моделями. Французские изделия содержали три элемента: колпак, юбку и гребень. “Адриана” – такое официальное название получили эти каски. Военные французы с 1915 года укомплектовывались данными защитными изделиями, что существенно снизило потери личного армейского состава. На 13% уменьшилась смертность и на 30% снизилось количество раненых. В годы Первой мировой войны французскими касками пользовались солдаты Англии, России, Италии, Румынии и Португалии.

Английский шлем

Военное руководство Англии было не удовлетворено французским шлемом “Адриана”. Было решено создать свой собственный вариант военной каски. Разработчиком такого защитного изделия стал Джон Леопольд Броди, который за основу взял средневековую шляпу Капеллина, широко используемую военными в период с одиннадцатого по шестнадцатый век. Каска получила название “шлем стальной первой модификации” и представляла собой цельноштампованное изделие с широкими полями.

Подобная форма каски была очень удобна для окопных сражений, поскольку поля создавали солдату эффект зонтика, укрывали от падающих сверху осколков. Но данная модель была неудобна, когда нужно было атаковать, так как ее посадка на голове осуществлялась очень высоко и совершенно не защищала височную и затылочную части головы. Но, несмотря на этот недостаток, английский шлем Броди был принят на вооружение армиями Канады, Соединенных Штатов Америки и Австралии.

Немецкий вариант каски

В отличие от других стран, Германия до 1916 года не тратилась на производство, по мнению ее экспертов, некачественных низкосортных касок. Ее оружейники в Ганновере занимались конструкцией действительно качественной продукции. В 1916 году Германия увидела знаменитый шлем Stahihelm, который впоследствии стал символом немецкого солдата, поскольку использовался в двух мировых войнах.

Немецкий шлем значительно превосходил по удобству и защитным качествам французские и английские модели. Характерной особенностью конструкции в шлеме Stahihelm было наличие в нем стальных рожек в височных областях. Они выполняли несколько функций:

  • обеспечивали прикрытие вентиляционных отверстий в шлеме;
  • осуществляли крепеж специального бронированного щитка, защищающего голову немецкого солдата от прямых попаданий винтовочных и пулеметных пуль.

Несмотря на отсутствие недостатков в конструкции и форме, немецкий вариант шлема не гарантировал абсолютной безопасности личного состава. Хоть каски и выдерживали прямые пулевые попадания, но не обеспечивали сохранности шейных позвонков солдата. Удары при попадании в шлем имели настолько высокую энергию, что травмировались шейные позвонки. А это, в свою очередь, влекло за собой летальный исход. На улучшение этой ситуации не влиял тот факт, что энергию ударов при прямых попаданиях спокойно выдерживала сама каска.

Военная советская модель

Для производства касок в СССР использовалась легированная броневая сталь. Советская модель получила название СШ-39 и представляла собой изделие весом 1,25 кг. Стенки имели толщину 1,9 мм. Испытания каски были проведены лично С. М. Буденным и дали хороший результат. Советская модель была способна выдержать прямые попадания с дистанции десять метров от револьверной пули “Наган”.

В 1940 году СШ-39 подвергся модернизации. Тулейка укомплектовывалась дополнительными ремнями, сетками и подкладками. СШ-40 — такое официальное название получила усовершенствованная каска. Последующие изменения и новшества производились в 1954 и 1960 годах. Результатом стало появление новых касок СШ-54 и СШ-60, изменения в которых коснулись только тулейки. Сама конструкция с 1939 года оставалась неизменной.

Усовершенствованная модель СШ

Существенная доработка СШ-39 была произведена в 1968 году. Модернизации подлежала форма, которую имела каска. Военная российская модель теперь обладала увеличенным наклоном лобной стенки купола и укороченными выгнутыми наружу бортами. Для ее изготовления использовался броневой сплав с большей прочностью. Наклон лобной стенки усиливал стойкость каски при осколочных попаданиях.

Подобную конструкцию шлема использует для укомплектования своего личного состава Китай, Северная Корея, Российская Федерация, Индия и Вьетнам.

Одними из самых эффективных военных касок, используемых силовыми структурами России, считаются:

Оба варианта имеют современные тулейки. Несмотря на то что вес у этих касок около двух килограммов, они отвечают первому классу стойкости, поскольку способны выдержать прямые пулевые попадания из пистолета Макарова и осколков, летящих со скоростью 400 м/с, масса которых не превышает одного грамма.

Современный российский шлем

Шлем СТШ-81 “Сфера”, начиная с 1981 года, и по сей день используется внутренними войсками Российской Федерации.

Для производства его корпуса была взята титановая пластина толщиной 0,3 см. Шлем весит 2,3 кг и применяется только для защиты от механических травм. Отвечает второму классу, поскольку не гарантирует защиты от огнестрельного оружия. Конструкция купола представляет собой три бронированных элемента, которые содержатся в специальных чехлах.

Шлем “Сфера” имеет модификацию “Сфера-П”, в которой была произведена замена титановых бронированных пластин стальными, что существенно повысило вес модели (3,5 кг). Недостатком в конструкции считается отсутствие ее целостности. Возможны черепно-мозговые травмы. Специальные чехлы с бронированными титановыми или стальными элементами быстро изнашиваются. Это приводит к их смещению и понижению защитных качеств шлема.

Как сделать военную каску?

В первую очередь нужно обзавестись необходимыми материалами. Второй шаг — сделать чертеж, по которому будет создаваться военная каска. Своими руками ее изготовить не трудно. Лучше, если каска будет иметь сферическую форму. Это снизит разрушительную энергию при ударе. Поглотить ее или существенно уменьшить поможет также удачно выполненная подкладка.

Основой для каски может быть болванка из дерева или детский мяч, обработанный гипсовыми связующими и эпоксидными смолами с отвердителем. После затвердения гипса каркас считается готовым, и болванку можно убирать.

Одна из задач, которую выполняет каска, заключается в перераспределении удара по всей ее площади. Поэтому материал для внешней оболочки должен иметь высокий показатель прочности и вязкости. Идеально подойдет пенополиуретан. Его предел прочности составляет 5 кг/см2, что делает очень эффективным поглощение им удара. Можно использовать стеклоткань, которую в несколько слоев наклеивают на поверхность каски и промазывают эпоксидной смолой. После затвердения смолы излишки снимаются шпателем, а остатки стеклоткани срезаются ножом.

Внутренняя часть каски должна содержать блоки из пенопласта, что увеличивает защиту при ударах. Они крепятся с помощью клея. Рекомендуется это делать после тщательной подгонки. Важно, чтобы не было во внутренней части шлема пустот, пенопластовые блоки не должны давить на височную область.

Блоки в затылочной и лобной части клеятся в последнюю очередь. Они предотвращают возможное смещение каски от удара. Если в шлеме имеются пустоты, они заполняются кусками ППУ. Перед тем как приступить к оклейке внутренней части, монтируются с помощью винтов и шайб специальные крепежные ремешки.

Последним штрихом будет покраска самодельной каски. Для этого можно использовать аэрозольную нитрокраску или нитроэмаль. Но перед этим поверхность изделия нужно обработать автомобильной нитрогрунтовкой.

Недостатками самодельных касок считаются отсутствие теплообмена и слабая звукопроницаемость.

Прежде чем приступить к работе, нужно уяснить, что каска не гарантирует безопасности головы, она только смягчает удар. К тому же существенное значение имеет сила удара. Вырабатываемая при этом энергия составляет приблизительно 25 Дж. Это предел выносливости человека, его превышение грозит потерей сознания и более серьезными последствиями.

fb.ru

Военная каска Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем.

Ка́ска (от фр. casque — шлем) — кожаный, металлический или пластмассовый защитный шлем для защиты головы военнослужащих, пожарных и представителей ряда иных категорий лиц, действующих в опасных условиях[1] (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).

Отдельными применяется просторечие

военные каски к стальным и иным шлемам которые предназначены для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой, они используются как в военных и боевых действиях, так и в мирное время во время несения службы.

ru-wiki.ru

Военная каска: picturehistory — LiveJournal

Есть вещи, которые не меняются с годами, потому что они были хороши и функциональны в своем первоначальном варианте. К таким предметам смело можно отнести военную каску.

Эти металлические шлемы, разработанные советскими конструкторами в 1940 году, носили на головах солдаты Красной и Советской армии. Ныне в них щеголяют бойцы Российской армии. Однако мало кто знает, что история современной российской каски началась в 1915 году, причем благодаря… французам.

Котелок для мозга

Привет от Адриана

Воевавшие на фронтах Первой мировой скрупулезные англичане подсчитали, что каски снижают потери убитыми на 12 процентов, ранеными – на 28 процентов, причем доля ранений головы в общем числе уменьшилась с 25 до 3 процентов. Статистика союзников показалась интересной, и французы оснастили касками всю свою армию.

Русский военный атташе во Франции граф Игнатьев немедленно донес в Петроград о новом ценном нововведении французской армии. Ему удалось добиться от российского командования согласия заказать один миллион французских металлических шлемов для русской армии. Так «каски Адриана» попали на русский фронт.

В русской армии по достоинству оценили каски, хотя их защитные свойства оставляли желать лучшего. Металл на изделиях был недостаточно жесткий. Революция и гражданская война сняли с повестки дня вопрос обеспечения армии касками, и они в большинстве своем остались лежать на российских складах. Ими потом вплоть до середины пятидесятых годов снабжали пожарных.

Ближе к тридцатым годам, когда Красная Армия стала все больше походить на регулярные вооруженные силы, руководство страны стало уделять больше внимания вопросам обеспечения армии. В том числе вспомнили и о касках.

Первоначально просто извлекли из складов старые – периода Первой мировой войны – каски Адриана.

«Халкинголка» Буденного

Трудно сказать, чем не понравилась эта каска руководству Красной Армии (англичане и французы и во Вторую мировую войну провоевали в таких же), однако в середине 30-х дается задание на разработку стального шлема, «более соответствующего условиям современного боя».

Новый шлем получился примерно таким, каким мы видим его сегодня. «Крупный специалист» в военном деле командарм Семен Буденный лично испытал новый шлем, рубя по нему шашкой. Маршал остался недоволен тем, что шашка, соскальзывая со шлема, попадала по плечам манекена и прорубала их. К нему присоединился и нарком обороны Ворошилов.

Конструкторы «учли свои ошибки» и доработали шлем, сделав в его нижней части широко расходящиеся поля, а в верхней части гребень. В этом виде шлем был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной».

Проявило себя детище Буденного во время боев на озере Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол, откуда шлем и получил свое прозвище «халхинголка». Оказалось, что поля, на которых настаивал военачальник, создавали большую парусность, из-за чего каска часто съезжала набок. Кстати, больше всего страдала от этого как раз кавалерия.

Недостатки были настолько очевидны, что в 40-м году нарком обороны маршал Советского Союза Ворошилов приказал принять на вооружение первый образец каски, что и было сделано.

Неизменное творение

«Новая» каска под наименованием «шлем стальной образца 1940 г.» (СШ-40) в массовых количествах стала поступать в войска.

В каске СШ-40 Красная Армия провоевала всю войну. Эта же каска состоит на вооружении и в современной Российской армии. В послевоенные годы предпринимались неоднократные попытки улучшить каску, облегчить ее, повысить бронестойкость, сделать более удобной. Однако сколько-нибудь заметных положительных результатов не было. Каска получалась или слишком дорогой, или терялись защитные свойства, или же становилось невозможным надевать под каску что-либо теплое. Пожалуй, единственным заметным изменением с 40-го года является переход на раздваивающийся подбородный ремешок, какой был у немецких парашютистов времен войны.

Среди новшеств и то, что шлем иногда надевают поверх шерстяного подшлемника (именуемого в народе «террористочкой»).

Необходимая вещь

Появившиеся в последнее время многочисленные образцы касок специального назначения (типа «Сфера», «Удар», «Защита» и т. п.) просто специализированы для определенных категорий бойцов и обладают повышенной защитой от определенных воздействий. Но ни одна из этих касок не выдержит, да и не может выдержать попадание автоматной или винтовочной пули.

Пуля из любого стрелкового оружия имеет высокую скорость полета, а значит, и высокую кинетическую энергию. Например, сила удара пули пистолета ПМ на расстоянии 25 метров сравнима с ударом двухкилограммовой кувалды. Каску она, может, и не пробьет, но насколько комфортно будет себя чувствовать человек, получивший такой удар по голове? Ну а пуля автомата АК-74 пробивает каску на расстоянии до 800 метров.

Как невесело шутят солдаты, «каска нужна, чтобы, когда в голову попадет пуля, мозги не разлетелись в стороны».

Наследники рогатой

Англичане всю войну провоевали в касках образца 1915 года. Этими же касками они снабжали и вновь воссоздаваемую французскую армию, других союзников, в том числе австралийцев, канадцев и первоначально американцев. Однако США уже к 1943 году разработали собственную каску, похожую на советскую, но более простой формы.

В германской армии, с приходом Гитлера к власти, решили оставить шлем образца 1916 года. Он оказался столь совершенен, что изменить в нем что-либо было трудно. Разве что убрали с боковых сторон знаменитые «рожки», которые представляли собой просто короткие 8-миллиметровые трубочки, прикрывавшие вентиляционные отверстия в шлеме. Его форма и защитные качества были признаны лучшими среди воюющих стран. Каска без серьезных изменений прослужила вплоть до 1945 года. Да и сегодня эта каска стоит на вооружении ряда стран (Турция, Чили). Повторяет формы немецкой каски образца 1916 года и современная американская.

Источник

picturehistory.livejournal.com

Американские каски времен Второй мировой войны » Военное обозрение

Как и кираса, армейский защитный шлем (по-французски каска) появился в современной армии из прошлого. В него со временем трансформировался боевой доспех, который защищал воинов на протяжении нескольких тысяч лет истории. Правда существовал в военной истории и такой период времени, когда головы солдат защищали только шляпы с перьями или кивера и фуражки с лакированными козырьками, но со временем эта «несуразная» мода миновала, а металлические защитные шлемы снова вернулись на службу.

Вновь о защитных шлемах военное руководство вспомнило в годы Первой мировой войны. Все дело в том, что данная война очень быстро переросла в окопную, где основной целью поражения очень быстро стали головы солдат, которые регулярно появлялись над брустверами траншей. По ним вели огонь из пулеметов, глушили фугасными снарядами, старались накрыть шрапнелью. Неудивительно, что потери среди личного состава сражающихся армий от попаданий именно в голову просто чудовищно выросли. Тогда-то генералы и забили тревогу.


Первыми собственный шлем (каску) изобрели французы. Их модель получила название «Адриана», выпуск этого защитного шлема на поток был поставлен уже в начале 1915 года. При этом созданный во Франции шлем собирался из 3-х частей: колпака, юбки и гребня. Использование в частях защитных шлемов существенно уменьшило потери французов. Число убитых сразу уменьшилось примерно на 12-13%, а раненных практически на 30%. Столь замечательный и сравнительно легко полученный результат не мог остаться незамеченным другими участниками мировой войны. Более того шлемы «Адриана» тут же приобрели государства-союзники: Великобритания, Россия, Италия, Румыния, Португалия и т.д. Свой шлем начали создавать и немцы.

M1917

Так именно в годы Первой мировой войны шлем окончательно стал важным атрибутом солдата любой армии мира. В американской армии первый стальной шлем появился в 1917 году. Та модель копировала британскую каску MkI и не являлась самой удачной, что стало особенно заметным к началу Второй мировой войны. Отличием американского шлема от английского была меньшая на 0,5 см ширина полей. Американский защитный шлем получил маркировку M1917, в конце 1917 года в США было начато массовое производство этой каски.

Однако к началу Второй мировой войны имеющиеся в американской армии шлемы не обеспечивали достаточной защиты солдат. Шлем переходной модели М1917А1, по сути, копировал устаревшую модель каски М1917. Их нужно было срочно заменить на более современную модель. Для этих целей из пыльных архивов был возвращен проект, который был предложен чиновником военного министерства Робертом Патерсоном в 1928 году. Согласно этому проекту шлем конструктивно должен был состоять из двух частей – самого стального шлема и подшлемника, который изготавливался из картона или другого легкого основания, которое можно было легко снять без всякого ущерба для самого шлема. В дальнейшем создатель самого известного американского защитного шлема Сиденхем развил эту идею, заодно отказавшись и от формы шлема все еще английского типа.

Первые испытания нового шлема состоялись в начале 1941 года, они показали его эффективность. В результате испытаний были проведены незначительные доработки системы крепления подшлемника, которая в начальном варианте осуществлялась всего одной клепкой в своде шлема. В ноябре 1941 года шлем был принят на вооружение американской армии, тогда же оперативно началось его производство. Маркировка нового шлема – «Helmet steel M-1» патент №137.390 был зарегистрирован Патентным ведомством Виргинии. Всего в период с 1941 по 1945 годы в США было изготовлено 22 363 015 шлемов М-1, выпуском которых занималось сразу 9 фирм-производителей. Глубина стандартного шлема М-1 составляла 17,7 см, длина – 27,9 см, ширина – 24,13 см, масса – 1,45 кг.

М-1

Шлем М1 может похвастаться достаточно длительной историей службы. После Второй мировой войны он использовался американскими военными в ходе Корейской войны. В 1961 году на вооружение была принята новая модификация данного шлема с подшлемником на основе нейлона (наполнитель – 5 слоев нейлоновой ткани, связующим звеном стала фенолоформальдегидная смола), который сменил обычные хлопковые ткани. Целью проведенной замены было улучшение эргономики боевого шлема и повышение противоосколочной стойкости на 10-15% до уровня 415 м/с при испытаниях стандартным осколочным имитатором FSP массой 1,1 грамм. Большая партия таких шлемов была выпущена в 1966-1967 годах (около миллиона штук) и массово применялась во время войны во Вьетнаме. Лишь в 1980-х годах на смену шлему М1 начал приходить новый шлем – PASGT.

Стальной защитный шлем М-1

Как уже отмечалось выше, стальной шлем М-1 обладал оригинальной конструкцией, которая на тот момент времени не имела аналогов в мире. Каждый такой шлем состоял из двух частей: стального шлема, который производился из сплава стали и марганца и легкого подшлемника, который изначально изготавливался из спрессованного картона, окрашенного с наружной стороны в оливковый цвет. С внутренней стороны подшлемника М-1 имелись тканевые ленты, которые выполняли амортизационные функции. Данные ленты были надежно закреплены специальными держателями из латуни. В свое время такая система была создана Джоном Риделем, чье предприятие специализировалось на производстве защитной экипировки для американского футбола, в том числе и игровые шлемы, в которых применялась данная конструкция подшлемника.

Внешняя стальная сфера нового шлема, которая получила название «steel pot», практически не менялась за все время производства М-1. При этом существовали незначительные различия между ранними версиями защитного шлема (выпущены до середины 1960-х годов) и более поздними их версиями. Первое изменение в конструкцию шлема М-1 было внесено уже в 1944 году. В состав стали, из которой изготавливались «steel pot», было снижено количество марганца, который делал шлем более хрупким, а также изменено направление обвальцовки, перенесшее соединяющий шов с фронтальной части шлема в затылочную. В дальнейшем данный шов стал очень важным опознавательным знаком для коллекционеров подобной военной продукции.

М-1

Такой же значимой отличительной чертой ранних шлемов M-1 стали подбородочные стропы. В первом самом раннем варианте скобы, на которые крепились стропы, были прямоугольными и приваривались к самой каске, но такая конструкция показала себя очень хрупкой, поэтому ее заменили на подвижное крепление скобы. Сами же стропы за все время массового производства претерпели лишь одно большое изменение. Это произошло в момент второй крупной волны выпуска в годы войны во Вьетнаме. Вместе с формой самого защитного шлема (была уменьшена затылочная часть и его глубина) был изменен и способ крепления стропы – ее стали устанавливать на специальную клипсу, которая препятствовала быстрому износу крепления. До проведения данных изменений подбородочная стропа самым простым образом пришивалась к дужкам, но были и небольшие различия, которые, в основном, были связаны с фирмами-производителями: разная форма и материал застежек, крючков, разные оттенки строп и т.д. А в 1965 году были изменены и способы покраски касок М-1. Ранние варианты шлема покрывались специальной смесью краски и песка (был вариант с пробковой крошкой), но к началу войны во Вьетнаме в середине 1960-х годов от данной схемы окраски отказались, убрав из состава песок.


В отличие от самого металлического шлема подшлемник претерпел значительно больше изменений. Главным образом это касалось материалов, из которых он выпускался. К примеру, первые варианты были изготовлены, как отмечалось выше, из прессованного картона. Однако из-за быстрого износа, особенно во влажном климате, от картона было решено отказаться навсегда, обратившись к стекловолокну. Подшлемники из стекловолокна были наиболее распространенными в период с 1944 по 1965 годы, когда в качестве нового материала для подшлемника начали использовать пластик.

В шлеме М-1 подшлемник повторял форму каски, соединяясь с ней при помощи специального кожаного ремешка, который набрасывался на козырек стального шлема. Внутри подшлемника имелся специальный подвес, состоящий из строп, из которых можно было выделить две основных системы: центральная и затылочная. Затылочная система была проще и состояла из прикрепленной к самому подшлемнику и стягивающей строп. Центральная система была гораздо более сложной – это был регулируемый в центральной части «парашют» и кольцо, обшитое кожей. Благодаря данной системе, создателям каски удалось решить проблему выпуска касок разного размера. Теперь каждый боец мог легко подогнать шлем точно под себя. При этом подвес выполнял и гораздо более важную миссию: при попадании в шлем, натянутые стропы амортизировали удар, спасая солдата от удара самого шлема. Также помимо основной задачи у подшлемников была и вторая, которая заключалась в том, чтобы сберечь солдат от травм вне боевых действий.

Подшлемник М-1

Существенный вес каски оказывал пагубное влияние на шейные позвонки. По этой причине на парадах и официальных мероприятиях носили, главным образом, лишь подшлемники. Благодаря этому факту, на шлемах начали появляться обозначения боевых подразделений, знаки различия, рода войск. Если же говорить о знаках различия, то подшлемник позволял не просто рисовать их на себе, но и обеспечивал возможность крепежа металлических внешних знаков. Для этих целей использовалось отверстие, расположенное в лобовой части подшлемника.

Разновидности шлема М1 времен Второй мировой войны

Парашютные шлемы М2 и М1С:

Специальный парашютный шлем под обозначением М2 был создан одновременно с обыкновенным М-1, но имел ряд изменений: в систему подвеса подшлемника устанавливались А-образные крепления для кожаного подбородочного держателя, а сам подбородочный ремень крепился на специальные D-образные дужки, которые были приварены к шлему. В 1944 году на смену модели М2 пришел шлем М1С. В защитном шлеме этой конструкции D-образные дужки было решено заменить «простыми» подвижными креплениями, какие ставились и на каски М-1, а на подбородочном ремне нашлось место кнопке, предназначенной для более прочной фиксации шлема на голове бойца.

М2

T-14 photographer helmet

В мае 1944 года была разработана еще одна оригинальная модель шлема М-1, которая была предназначено для военных операторов и фотокорреспондентов. Несмотря на то, что модель каски Т-14 прошла серию испытаний на европейском театре военных действий, широкого распространения в американской армии этот шлем получить не смог. Главным отличием данной каски от М-1 являлась поднимающаяся лобовая часть, которая позволяла подносить аппаратуру к лицу, не снимая при этом самой каски.

T-14 photographer helmet

USAAF Mk3 flak helmet

Модель шлема, получившая обозначение USAAF Mk3 flak helmet, была создана специально для военно-воздушных сил. В основу данного шлема легла стальная сфера от М-1 со встроенным в него подвесом без подшлемника. На этот подвес крепились защитные щитки с пробковыми прокладками. Данное строение шлема было обусловлено тем фактом, что его необходимо было носить поверх шлемофона.

USAAF Mk3 flak helmet

Источники информации:
http://www.helmets.ru/cat_usa.htm
http://www.shovkunenko-book.ru/arsenal/zaschitniy-shlem.html
http://warspot.ru/40-amerikanskie-kaski-vtoroy-mirovoy
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Военная каска: sandra_rimskaya — LiveJournal

Котелок для мозга

Привет от Адриана

Воевавшие на фронтах Первой мировой скрупулезные англичане подсчитали, что каски снижают потери убитыми на 12 процентов, ранеными – на 28 процентов, причем доля ранений головы в общем числе уменьшилась с 25 до 3 процентов. Статистика союзников показалась интересной, и французы оснастили касками всю свою армию.

Русский военный атташе во Франции граф Игнатьев немедленно донес в Петроград о новом ценном нововведении французской армии. Ему удалось добиться от российского командования согласия заказать один миллион французских металлических шлемов для русской армии. Так «каски Адриана» попали на русский фронт.

В русской армии по достоинству оценили каски, хотя их защитные свойства оставляли желать лучшего. Металл на изделиях был недостаточно жесткий. Революция и гражданская война сняли с повестки дня вопрос обеспечения армии касками, и они в большинстве своем остались лежать на российских складах. Ими потом вплоть до середины пятидесятых годов снабжали пожарных.

Ближе к тридцатым годам, когда Красная Армия стала все больше походить на регулярные вооруженные силы, руководство страны стало уделять больше внимания вопросам обеспечения армии. В том числе вспомнили и о касках.

Первоначально просто извлекли из складов старые – периода Первой мировой войны – каски Адриана.

«Халкинголка» Буденного

Трудно сказать, чем не понравилась эта каска руководству Красной Армии (англичане и французы и во Вторую мировую войну провоевали в таких же), однако в середине 30-х дается задание на разработку стального шлема, «более соответствующего условиям современного боя».

Новый шлем получился примерно таким, каким мы видим его сегодня. «Крупный специалист» в военном деле командарм Семен Буденный лично испытал новый шлем, рубя по нему шашкой. Маршал остался недоволен тем, что шашка, соскальзывая со шлема, попадала по плечам манекена и прорубала их. К нему присоединился и нарком обороны Ворошилов.

Конструкторы «учли свои ошибки» и доработали шлем, сделав в его нижней части широко расходящиеся поля, а в верхней части гребень. В этом виде шлем был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной».

Проявило себя детище Буденного во время боев на озере Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол, откуда шлем и получил свое прозвище «халхинголка». Оказалось, что поля, на которых настаивал военачальник, создавали большую парусность, из-за чего каска часто съезжала набок. Кстати, больше всего страдала от этого как раз кавалерия.

Недостатки были настолько очевидны, что в 40-м году нарком обороны маршал Советского Союза Ворошилов приказал принять на вооружение первый образец каски, что и было сделано.

Неизменное творение

«Новая» каска под наименованием «шлем стальной образца 1940 г.» (СШ-40) в массовых количествах стала поступать в войска.

В каске СШ-40 Красная Армия провоевала всю войну. Эта же каска состоит на вооружении и в современной Российской армии. В послевоенные годы предпринимались неоднократные попытки улучшить каску, облегчить ее, повысить бронестойкость, сделать более удобной. Однако сколько-нибудь заметных положительных результатов не было. Каска получалась или слишком дорогой, или терялись защитные свойства, или же становилось невозможным надевать под каску что-либо теплое. Пожалуй, единственным заметным изменением с 40-го года является переход на раздваивающийся подбородный ремешок, какой был у немецких парашютистов времен войны.

Среди новшеств и то, что шлем иногда надевают поверх шерстяного подшлемника (именуемого в народе «террористочкой»).

Необходимая вещь

Появившиеся в последнее время многочисленные образцы касок специального назначения (типа «Сфера», «Удар», «Защита» и т. п.) просто специализированы для определенных категорий бойцов и обладают повышенной защитой от определенных воздействий. Но ни одна из этих касок не выдержит, да и не может выдержать попадание автоматной или винтовочной пули.

Пуля из любого стрелкового оружия имеет высокую скорость полета, а значит, и высокую кинетическую энергию. Например, сила удара пули пистолета ПМ на расстоянии 25 метров сравнима с ударом двухкилограммовой кувалды. Каску она, может, и не пробьет, но насколько комфортно будет себя чувствовать человек, получивший такой удар по голове? Ну а пуля автомата АК-74 пробивает каску на расстоянии до 800 метров.

Как невесело шутят солдаты, «каска нужна, чтобы, когда в голову попадет пуля, мозги не разлетелись в стороны».

Наследники рогатой

Англичане всю войну провоевали в касках образца 1915 года. Этими же касками они снабжали и вновь воссоздаваемую французскую армию, других союзников, в том числе австралийцев, канадцев и первоначально американцев. Однако США уже к 1943 году разработали собственную каску, похожую на советскую, но более простой формы.

В германской армии, с приходом Гитлера к власти, решили оставить шлем образца 1916 года. Он оказался столь совершенен, что изменить в нем что-либо было трудно. Разве что убрали с боковых сторон знаменитые «рожки», которые представляли собой просто короткие 8-миллиметровые трубочки, прикрывавшие вентиляционные отверстия в шлеме. Его форма и защитные качества были признаны лучшими среди воюющих стран. Каска без серьезных изменений прослужила вплоть до 1945 года. Да и сегодня эта каска стоит на вооружении ряда стран (Турция, Чили). Повторяет формы немецкой каски образца 1916 года и современная американская.

Источник

sandra-rimskaya.livejournal.com

Военная каска | Легенды нашей эпохи

Есть вещи, которые не меняются с годами, потому что они были хороши и функциональны в своем первоначальном варианте. К таким предметам смело можно отнести военную каску.

Эти металлические шлемы, разработанные советскими конструкторами в 1940 году, носили на головах солдаты Красной и Советской армии. Ныне в них щеголяют бойцы Российской армии. Однако мало кто знает, что история современной российской каски началась в 1915 году, причем благодаря… французам.

Котелок для мозга

Привет от Адриана

Воевавшие на фронтах Первой мировой скрупулезные англичане подсчитали, что каски снижают потери убитыми на 12 процентов, ранеными – на 28 процентов, причем доля ранений головы в общем числе уменьшилась с 25 до 3 процентов. Статистика союзников показалась интересной, и французы оснастили касками всю свою армию.

Русский военный атташе во Франции граф Игнатьев немедленно донес в Петроград о новом ценном нововведении французской армии. Ему удалось добиться от российского командования согласия заказать один миллион французских металлических шлемов для русской армии. Так «каски Адриана» попали на русский фронт.

В русской армии по достоинству оценили каски, хотя их защитные свойства оставляли желать лучшего. Металл на изделиях был недостаточно жесткий. Революция и гражданская война сняли с повестки дня вопрос обеспечения армии касками, и они в большинстве своем остались лежать на российских складах. Ими потом вплоть до середины пятидесятых годов снабжали пожарных.

Ближе к тридцатым годам, когда Красная Армия стала все больше походить на регулярные вооруженные силы, руководство страны стало уделять больше внимания вопросам обеспечения армии. В том числе вспомнили и о касках.

Первоначально просто извлекли из складов старые – периода Первой мировой войны – каски Адриана.
«Халкинголка» Буденного

Трудно сказать, чем не понравилась эта каска руководству Красной Армии (англичане и французы и во Вторую мировую войну провоевали в таких же), однако в середине 30-х дается задание на разработку стального шлема, «более соответствующего условиям современного боя».

Новый шлем получился примерно таким, каким мы видим его сегодня. «Крупный специалист» в военном деле командарм Семен Буденный лично испытал новый шлем, рубя по нему шашкой. Маршал остался недоволен тем, что шашка, соскальзывая со шлема, попадала по плечам манекена и прорубала их. К нему присоединился и нарком обороны Ворошилов.

Конструкторы «учли свои ошибки» и доработали шлем, сделав в его нижней части широко расходящиеся поля, а в верхней части гребень. В этом виде шлем был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной».

Проявило себя детище Буденного во время боев на озере Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол, откуда шлем и получил свое прозвище «халхинголка». Оказалось, что поля, на которых настаивал военачальник, создавали большую парусность, из-за чего каска часто съезжала набок. Кстати, больше всего страдала от этого как раз кавалерия.

Недостатки были настолько очевидны, что в 40-м году нарком обороны маршал Советского Союза Ворошилов приказал принять на вооружение первый образец каски, что и было сделано.
Неизменное творение

«Новая» каска под наименованием «шлем стальной образца 1940 г.» (СШ-40) в массовых количествах стала поступать в войска.

В каске СШ-40 Красная Армия провоевала всю войну. Эта же каска состоит на вооружении и в современной Российской армии. В послевоенные годы предпринимались неоднократные попытки улучшить каску, облегчить ее, повысить бронестойкость, сделать более удобной. Однако сколько-нибудь заметных положительных результатов не было. Каска получалась или слишком дорогой, или терялись защитные свойства, или же становилось невозможным надевать под каску что-либо теплое. Пожалуй, единственным заметным изменением с 40-го года является переход на раздваивающийся подбородный ремешок, какой был у немецких парашютистов времен войны.

Среди новшеств и то, что шлем иногда надевают поверх шерстяного подшлемника (именуемого в народе «террористочкой»).
Необходимая вещь

Появившиеся в последнее время многочисленные образцы касок специального назначения (типа «Сфера», «Удар», «Защита» и т. п.) просто специализированы для определенных категорий бойцов и обладают повышенной защитой от определенных воздействий. Но ни одна из этих касок не выдержит, да и не может выдержать попадание автоматной или винтовочной пули.

Пуля из любого стрелкового оружия имеет высокую скорость полета, а значит, и высокую кинетическую энергию. Например, сила удара пули пистолета ПМ на расстоянии 25 метров сравнима с ударом двухкилограммовой кувалды. Каску она, может, и не пробьет, но насколько комфортно будет себя чувствовать человек, получивший такой удар по голове Ну а пуля автомата АК-74 пробивает каску на расстоянии до 800 метров.

Как невесело шутят солдаты, «каска нужна, чтобы, когда в голову попадет пуля, мозги не разлетелись в стороны».
Наследники рогатой

Англичане всю войну провоевали в касках образца 1915 года. Этими же касками они снабжали и вновь воссоздаваемую французскую армию, других союзников, в том числе австралийцев, канадцев и первоначально американцев. Однако США уже к 1943 году разработали собственную каску, похожую на советскую, но более простой формы.

В германской армии, с приходом Гитлера к власти, решили оставить шлем образца 1916 года. Он оказался столь совершенен, что изменить в нем что-либо было трудно. Разве что убрали с боковых сторон знаменитые «рожки», которые представляли собой просто короткие 8-миллиметровые трубочки, прикрывавшие вентиляционные отверстия в шлеме. Его форма и защитные качества были признаны лучшими среди воюющих стран. Каска без серьезных изменений прослужила вплоть до 1945 года. Да и сегодня эта каска стоит на вооружении ряда стран (Турция, Чили). Повторяет формы немецкой каски образца 1916 года и современная американская.

humaninside.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *