Сунниты и шииты – в чем разница (кратко о различиях мусульман)

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 154.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 154.

Как и у христиан, у мусульман есть свои направления-вероисповедования в рамках одной религии. Основные – суннизм и шиизм. Различия между ними возникли еще в эпоху Арабского халифата, в VII-VIII веках нашей эры.

Сунниты

Они представляют собой самое многочисленное направление ислама, то есть дословно с арабского “людей сунны и согласия общины”. Также “сунна” переводится как “путь”. Первоисточники религии для них – Коран и сунна.

Рис. 1. Сунниты.

Для решения проблем в жизни и вере они используют:

Появлению суннизма предшествовал раскол мусульманской общины в 656-661 годах и гражданская война. Одним из первых суннитских богословов стал Хасан аль-Басри. Сунниты ставили целью исламской общины (уммы) сохранять единство и не давать возможности сектам вносить в нее раскол. У суннитов возникли свои правовые школы-мазхаб:

  • Ханафитский.
  • Маликитский.
  • Шафиитский.
  • Ханбалитский.

В чем разница суннита и шиита:

  • Суннит признает достоверность шести сводов-хадисов IX века н.э. и четыре юридические школы перечисленные выше.
  • Он признает три школы акиды (вероубеждения) – асаритскую, ашаритскую и матуридитскую.
  • Он признает законность правления четырех Праведных халифов VII века н.э. К таковым относятся Абу Бакр, Умар, Усман, Али.

На данный момент, численность суннитов составляет 1,5 миллиарда человек и быстро увеличивается из-за быстрого прироста населения в мусульманских странах. 90% мусульман являются суннитами. Исторически суннизм распространен от Марокко до Индонезии и от Танзании и до Казани в России.

Рис. 2. Шиитский Иран.

Шииты

Основные пункты, чем шииты отличаются от суннитов:

  • Убеждение в том, что руководить общиной мусульман должны имамы из числа потомков пророка, а не выборные халифы.
  • Они признают только одного Праведного халифа – Али ибн Абу Талиба. Он жил с 599 по 661 год, а шиитским имамом был с 632 по 661 годы.
  • Признают 12 имамов из рода Али.
  • Есть отличие и в изучении сунны. Шииты изучают только часть сунны, где идет речь о пророке Мухаммеде.
  • Пять столпов веры.
  • Шииты верят в приход мессии – “скрытого имама”.

В шиизме выделяют несколько направлений – исмаилиты, двунадесятники, вакифиты, шуккариты, зайдиты, алавиты. Хадж в Мекку они совершают также, как и сунниты.

На планете около 150 млн шиитов. Самая большая по численности община проживает в Иране. Также это направление популярно в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Ливане, Афганистане (у народности хазарейцев), Пакистане (1/5 жителей), Индии, Иордании, Йемене и в самой Саудовской Аравии, где ислам и появился. В России одним из центров шиизма является село Мискинджа в Дагестане.

Рис. 3. Али ибн Абу Талиб.

Что мы узнали?

Кратко о разнице суннитов и шиитов следует знать, чтобы лучше понимать ислам как религию и ситуацию в современной мировой политике, одним из активных участников которой является, например, шиитский Иран.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Зайнаб Абдалова

    4/5

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 154.


А какая ваша оценка?

Кавказский Узел | Востоковеды сочли ничтожной угрозу исламского экстремизма в Азербайджане

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Азербайджанские боевики, записавшие присягу лидеру ИГ*, крайне малочисленны и не имеют влияния на верующих внутри страны, а власти Азербайджана держат все религиозные группы под контролем. Соотношение шиитов и суннитов в Азербайджане активно меняется, но предпосылок для противостояния между ними нет, считают опрошенные «Кавказским узлом» востоковеды.

Как сообщал «Кавказский узел», запрещенная в России судом террористическая организация «Исламское государство»* опубликовала видеоприсягу азербайджанских боевиков лидеру группировки. Эта запись стала первым видео ИГ* из Азербайджана.

На видеозаписи продолжительностью 39 секунд видны трое мужчин, чьи лица закрыты черной материей. На фоне за их спинами — символика террористической организации, в руках у каждого из мужчин автомат. Мужчины произносят текст присяги, произнося имя лидера ИГ* Абу Бакра аль-Багдади.

Для участия в боевых действиях на стороне ИГ* из Азербайджана на Ближний Восток отправились около 900 человек, сообщил глава Центра исследований безопасности, бывший сотрудник министерства национальной безопасности Азербайджана, полковник-лейтенант в отставке Ильхам Исмаил.

«Это произошло, когда ИГИЛ* только появился. Подавляющее большинство [уехавших] были представителями радикальных течений салафитского толка. Только два-три десятка человек пошли воевать на стороне шиитских группировок, сражающихся на стороне правительственных войск Башара Асада, и половина из них погибли в первых же боях», — сказал Исмаил корреспонденту «Кавказского узла».

Эксперт уверен, что численность выходцев из Азербайджана в рядах ИГ* на сегодняшний день крайне мала. «Из 900 человек примерно 400 погибли. Около 300 человек, в основном женщины и дети, остались в Сирии и Ираке — азербайджанская дипломатия не проявляет особых усилий для их возвращения, да и родные большинства из них не горят желанием вернуть их. Примерно полсотни бывших боевиков ИГИЛ* были возвращены и осуждены в Азербайджане, после этого другие предпочли не возвращаться. Некоторые затерялись в других странах, к примеру в Турции. В составе радикальных вооруженных групп остаются не более 50-100 человек», — объяснил Исмаил.

По его информации, многие боевики ИГ*, в том числе рекруты из Азербайджана, после разгрома группировки в Сирии и Ираке перебрались в Афганистан. «Сначала они собирались войти в альянс с «Талибаном»**, однако талибы отвергли их и оттеснили к границам с республиками Центральной Азии. Видео о присяге азербайджанцев Багдади с большой долей вероятности снято там же. Никакой серьезной силы эти группы уже не представляют. Эти видео, скорее всего, [созданы] для демонстрации спонсорам терроризма своей готовности выполнять их заказы за финансовое вознаграждение, иначе это не назовешь. Ибо они присягают лидеру – Багдади, который непонятно где находится, и вообще остается ли в живых», — сказал Исмаил.

 В конце января 2018 года замглавы Госкомитета Азербайджана по работе с религиозными структурами назвал число граждан страны, погибших во время боев в Сирии и Ираке. Чиновник уточнил, что власти имеют информацию о нахождении в Сирии и Ираке более 300 азербайджанских детей и женщин, «также подвергшихся влиянию радикальных группировок».

В последние годы отток граждан Азербайджана в международные террористические группы прекратился, отметил аналитик. «Во-первых, многие узнали о зверствах ИГ* и стало ясно, что их «идеи» человеконенавистинические . Во-вторых, государство и силовые структуры усилили борьбу против радикальных групп внутри страны. В-третьих, была взята под контроль турецко-сирийская граница. Наконец, поражения ИГ* и бессмысленная гибель его боевиков отрезвили многих», — сказал он.

Внутри Азербайджана основы радикального ислама сейчас сильно подорваны. «Конечно, о полном устранении этой угрозы говорить нельзя, потому что всегда могут оставаться люди, придерживающиеся радикальных взглядов. Не обязательно это идеи ИГИЛ*, могут быть сторонники других течений. Однако на сегодняшний день можно считать, что государство взяло под контроль ситуацию», — заключил Ильхам Исмаил.

Эксперты оценили вероятность преследования религиозных общин

Появление видео с азербайджанцами, присягнувшими ИГИЛ*, привлечет усиленное внимание госструктур к религиозным общинам, хотя открытого давления на прихожан салафитских мечетей ждать не стоит, полагает обозреватель информагентства Turan по религиозным вопросам Тофиг Тюркель.  

«Те мечети, куда наряду с обычными верующими приходили радикально настроенные люди, уже закрыты. Так, в Баку уже более 12 лет бездействует мечеть «Абу-Бекра», несколько лет назад была закрыта мечеть «Ашурбека» в Старом городе. Сейчас представители салафизма в основном посещают мечети в  бакинском поселке Гара-Чухур и мечеть в Ясамальском районе Баку. Каких-либо инцидентов там не происходит, думаю, что госорганы контролируют ситуацию в этих мечетях. Просто так, для «профилактики», оказывать давление на общины этих мечетей не станут», — сказал Тюркель корреспонденту «Кавказского узла».

В последние годы власти Азербайджана проводят дифференцированную политику в отношении религиозного сектора, отметил он. «Они стараются добиться лояльности умеренных верующих, оказывая финансовую помощь общинам. В то же время проводятся жесткая  политика в отношении неугодных общин, стремящихся действовать независимо от государства и занимающихся также общественной деятельностью.  Не думаю, что к общинам указанных салафитских мечетей будут применены жесткие методы: к ним могут прибегнуть только если будет какие-то реальные предпосылки, какие-то достоверные данные о деятельности эмиссаров международных групп», — заключил он.

Азербайджанские власти усиливают давление на верующих независимо от религиозных направлений, считает глава Союза «За свободу политзаключенных» Эльшан Гасанов.

«Властям безразличны религиозные предпочтения верующих, для них важно, чтобы верующие были послушными. Если они имеют гражданскую позицию и заявляют о своих правах, то их немедленно «нейтрализуют» — сажают по сфабрикованным обвинениям. В преддверии конкурса «Евровидение» в Баку в 2012 году были арестованы несколько групп верующих, как шиитов, так и салафитов. В последние годы больше давление оказывается на шиитские общественные объединения, поскольку их влияние сильно. Так,  в 2015-2016 годах. было разгромлено движение «Мусульманское единство». После покушения на главу Гянджи в 2018 году были проведены массовые аресты среди шиитов в этом городе», — сказал Гасанов корреспонденту «Кавказского узла».

В ноябре 2015 года в ходе спецоперации в Нардаране погибли двое силовиков и пятеро местных жителей. После этого прошли массовые аресты сторонников «Мусульманского единства». 25 января 2017 года суд приговорил лидера движения Талеха Багирзаде и десятки его сторонников к длительным срокам заключения. 16 марта 2019 года Гасымов и еще несколько осужденных были помилованы президентом Азербайджана. «Кавказский узел» проследил историю конфликта, отмеченного протестами, арестами и кровавыми столкновениям, в статье «Нардаран», опубликованной в разделе «Справочник».

Глава Комитета против пыток и репрессий Огтай Гюльалыев разделяет эту точку зрения. «Власти очень жестко контролируют религиозную сферу. Верующие очень быстро мобилизуются, у них сильны принципы общинного товарищества и это настораживает режим. Власти периодически проводят репрессии в религиозном секторе, «обезвреживая» лидеров, и давление на религиозные группы может быть всегда, как с поводом, так и без повода», — сказал Гюльалыев корреспонденту «Кавказского узла».

Власти временами намеренно нагнетают обстановку, оправдывая нарушения прав человека в Азербайджане угрозой радикального ислама, считает исполнительный директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов.

«Очень часто власти намеренно через агитпроп рисуют картину возможного экспорта «зеленой революции» из Ирана. Это делается для демонстрации Западу: если мы не будем жестко управлять, альтернативой нынешнему режиму будут проиранские клерикалы. Эта карта, к примеру, была разыграна в прошлом году после покушения на главу Гянджи: это покушение вызвало в социальных сетях обсуждения о произволе руководителя города, и власти, как бы «поменяв тему», запустили версию о совершении преступления «шиитским радикалом» для дестабилизации ситуации и создания шариатского режима», — сказал Гусейнов корреспонденту «Кавказского узла».

Задержание подозреваемого в покушении на главу администрации Гянджи Эльмара Велиева в июле 2018 года спровоцировало массовые протесты, участники которых выразили недовольство работой самого Велиева. При разгоне митинга погибли два офицера полиции. Сам Велиев вскоре был освобожден от занимаемой должности. По данным Центра защиты политзаключенных, перед судом предстали шесть групп арестованных численностью 51 человек. К 30 марта были осуждены две группы численностью 14 человек. 22 апреля члены семей арестованных активистов провели в Гяндже акцию с требованием их освобождения.

Востоковеды рассказали о суннизации Азербайджана

Соотношение шиитов и суннитов в Азербайджане в последние десятилетия активно менялось в пользу последних: если до 1990 годов мусульмане шиитского толка явно преобладали, то после развала СССР в стране начался активный процесс суннизации исламского населения, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» старший научный сотрудник Центра изучения проблем Кавказа МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

По словам ученого, сейчас уже «нельзя смело утверждать, что сегодня в Азербайджане преобладают шииты». «После развала СССР в Азербайджан стали уезжать беженцы-чеченцы, которые стали проповедовать суннитский ислам. Подсчитать процентное отношение суннитов и шиитов в Азербайджане сейчас нельзя, такие данные никто не даст», — сказал он.

Присягнуть ИГ* могли только азербайджанцы-сунниты, присутствие среди них шиитов исключено, уверен востоковед. «ИГ* – это полностью суннитский проект, и шииты никак не могут оказаться в его рядах, присягнуть организации. Мы наблюдаем, что по всему миру активизируются противоречия между суннитами и шиитами, такая тенденция есть, однако пока что полей деятельности хватает и тем, и другим, и об открытом противостоянии говорить пока не стоит. Аналогичная ситуация и в Азербайджане: признаков, что противостояние по линии радикальных группировок шиитов и суннитов затронет страну, пока нет», — сказал Ярлыкапов корреспонденту «Кавказского узла».

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин подтвердил, что шииты не могли присягнуть ИГ* ни при каких обстоятельствах. Возникновения в ближайшем будущем конфликта между суннитами и шиитами в Азербайджане он также не ожидает. 

«Большинство мусульман Азербайджана – это шииты, как и главный муфтий страны. В культурном и историческом плане Азербайджан – это часть Ирана, захваченная когда-то Российской Империей, а Иран исповедует ислам шиитского толка. Однако в Азербайджане много суннитов, часть из которых представляют салафитское течение, достаточно радикальное. В том, что эти люди принесли присягу ИГ*, нет ничего удивительного, исламские радикалы отличаются активностью», — заявил Рощин корреспонденту «Кавказского узла».

Опубликованная видеоприсяга не заслуживает серьезного внимания, считает старший научный сотрудник института востоковедения РАН, политолог Руслан Курбанов.

«Я не считаю, что это событие представляет серьезную угрозу для безопасности Азербайджана, потому что спецслужбы страны очень тесно сотрудничают с Россией и Турцией и быстро нейтрализуют угрозы, как со стороны суннитских, так и со стороны шиитских группировок.  Я не считаю, что это событие приведет к размежеванию суннитских и шиитских общин страны и к конфликту между ними. Мне кажется, большинство населения Азербайджана даже не успеет прочитать новость – власти уже решат эту проблему», — сказал Курбанов «Кавказскому узлу».

«Кавказский узел» публикует на тематических страницах «Дорога домой: на Кавказ после ИГ*», «Сирия в огне» и «Кавказ под прицелом халифата» материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа. В разделе «Справочник» также размещена справка «Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ»*.

* «Исламское государство» (ИГ, ранее — ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.

** «Талибан» — движение признано террористической организацией и запрещено в России решением суда.

5 карт, поясняющих Новый Ближний Восток

Национальные государства — отличительная черта современной политической эпохи. Они дают людям коллективную идентичность и почетное место… даже когда их границы установлены искусственно, как это было на Ближнем Востоке.

Однако транснациональные вопросы, такие как религия и этническая принадлежность, часто мешают понятию национализма. Они не могут быть ограничены границами страны.

Арабские национальные государства терпят неудачу на Ближнем Востоке. Их неудача в основном связана с их неспособностью создать жизнеспособную политическую экономию. Однако транснациональные проблемы, особенно конкуренция между суннитскими и шиитскими сектами ислама, усиливают этот процесс.

Молдин Экономикс

Крах панарабизма

Транснациональные проблемы уже давно преследуют современный Ближний Восток. Крупные арабские государства, такие как Египет, Сирия и Ирак, начали заигрывать с панарабизмом. Это светская, левая идеология, которая стремилась к политическому единству арабского мира. Он продвигал своего рода национализм, который бросал вызов логике национального государства.

Панарабизм потерпел неудачу, потому что не смог заменить традиционный национализм чем-то, чего никогда не существовало в истории. Но страны, отвергшие его, так и не превратились в жизнеспособные политические образования.

Не идеология, а принуждение сил госбезопасности держит их вместе.

С 1970-х годов этим странам бросила вызов другая транснациональная идея — исламизм (или политический ислам). Он оказался гораздо более эффективным, чем панарабизм. Движение распространилось по всему Ближнему Востоку.

Прижилось не только среди арабов-суннитов, но и среди шиитов. Фактически, шииты первыми создали исламистское правительство, свергнув монархию в ходе Иранской революции 1979 года.

Исламисты-сунниты не будут обладать традиционной политической властью до окончания так называемой «арабской весны» 2011 года. Но их власть была недолгой.

Происхождение Исламского государства

Анархия Арабской весны была благодатной почвой для джихадистов, особенно для Исламского государства. Он стал самой могущественной суннитской исламистской силой в регионе. В основе ее успеха лежала способность группы использовать межконфессиональные различия в регионе.

Баасистский режим в Ираке сменился шиитским правительством, которое сунниты пытались удержать от власти.

Точно так же Исламское государство, Саудовская Аравия и Турция стремились взять под свой контроль суннитское восстание в Сирии, которым руководило правительство шиитского меньшинства. «Исламское государство» имело наилучшие возможности для использования ситуации. Они создали единое боевое пространство, которое связало восточную Сирию с западным Ираком.

Молдин Экономикс

Тем самым он разрушил то, что мы знаем как суверенные государства Ирака и Сирии.

Иракский и сирийский национализм не могут реально существовать, если не будет нации. «Исламское государство» недавно потеряло часть территории. Но его потери, похоже, приносят пользу сектантским и этническим группам, которые там оказались, а не нациям, владевшим землей.

В Сирии суннитские арабские силы не так уж заинтересованы в борьбе с Исламским государством. Единственные две группы, которые готовы, — это Сирийские демократические силы, в которых доминируют курды, пытающиеся отвоевать себе территорию, и сирийские правительственные силы, которые хотят вернуть территории, захваченные ИГ после начала восстания.

На смену национализму приходит сектантство

Сектантство теперь занимает место национализма на современном Ближнем Востоке. С одной стороны — сунниты, номинально возглавляемые Саудовской Аравией. С другой — шииты, номинально возглавляемые Ираном.

Суннитский блок в аварийном состоянии; шиитский блок находится на подъеме. Тот факт, что Иран является персидским, в прошлом отговаривал арабских шиитов от поддержки Тегерана, но усилия Саудовской Аравии по предотвращению возрождения шиитов (не говоря уже о подъеме Исламского государства) заставили их чувствовать себя уязвимыми.

Они готовы отказаться от разногласий ради сектантской солидарности.

Молдин Экономикс

У того, что происходит на Ближнем Востоке, есть исторический прецедент. В 10 веке к власти пришли шиитские династии Буидов и Фатимидов, потому что суннитский халифат Аббасидов начал терять свою власть.

Шиитские династии в конечном итоге не смогли выжить в среде, в которой преобладало суннитское население, особенно после того, как она вернулась к власти примерно с 1200 по 1600 год. Шииты восстановились в 16 веке в форме империи Сефевидов в Персии, которая приняла шиитский ислам. как государственная религия.

Власть циклически переходит из рук в руки, примерно каждые 500 лет.

Молдин Экономикс

И теперь, когда единство арабов-суннитов приходит в упадок, а джихадисты бросают вызов власти суннитов, шииты снова могут расширяться. Их меньшинство, поэтому неясно, насколько далеко может распространиться их влияние.

Но ясно то, что современный национализм сменяется средневековым сектантством.

Молдин Экономикс

Получите эксклюзивную электронную книгу Джорджа Фридмана,  Мир, описанный в картах

  Мир, описанный в картах  открывает панораму геополитических ландшафтов и глобальных финансовых систем, влияющих на современные правительства. Не упустите этот шанс, чтобы подготовиться к предстоящему году с прямыми фактами о текущем геополитическом климате каждой крупной страны и региона. Вы не найдете здесь политической риторики или шумихи в СМИ.

Мир, изображенный на картах   – это незаменимый помощник для каждого инвестора в 2017 году. Получите копию прямо сейчас — бесплатно!

Мухаммед и Ислам

Мухаммед и Ислам


ИСЛАМ: сунниты и SHIITES
Исследования Библиотеки Конгресса Отчет
Феб Арманиос
 

Битва между франками и сарацинами.

 


Код заказа RS21745 23 февраля 2004 г. Отчет CRS для Конгресса. Получено через CRS Web. Ислам: Сунниты и шииты. Фебе Арманиос, Аналитик в области религий и культур Ближнего Востока. Иностранные дела, Отдел обороны и торговли


Резюме

Большинство миров Мусульманское население исповедует суннитскую ветвь ислама, и примерно 10-15% все мусульмане следуют шиитской (шиитской, шиитской, шиитской) ветви. шиитское население живут в ряде стран, но составляют большинство в Иране, Ираке, Бахрейн и Азербайджан. Есть также значительное шиитское население в Афганистан, Кувейт, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия и Йемен. сунниты и шииты разделяют большинство основных религиозных принципов. Однако их различия иногда служили основанием для религиозной нетерпимости, политической распри и ожесточенные столкновения. Этот отчет включает историческую предыстория суннитско-шиитского раскола и различия в религиозных убеждениях и практики между и внутри каждой исламской секты, а также их сходства. Этот отчет не будет обновляться. Связанные продукты CRS включают CRS Отчет RS21432 и отчет CRS RS21695.

 


ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН
 

 

Различия между суннитами и шиитами Исламские секты коренятся в разногласиях по поводу преемственности Пророка Мухаммеда, умершего в 632 году нашей эры, и о характере политического лидерства в Мусульманская община. Исторические дебаты были сосредоточены на том, следует ли присуждать лидерство квалифицированный и благочестивый человек, который будет руководить, следуя обычаям Пророк или сохранить лидерство исключительно через Пророков родословная. Первоначально этот вопрос был решен, когда лидеры общин избрали близкий сподвижник пророков по имени Абу Бакр, ставший первым халифом (арабский для преемника).


Абу Бакр
 

 

Хотя большинство мусульман приняли это решение, некоторые поддержал кандидатуру Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата Пророка и зять, муж дочери Пророка Фатимы. Али сыграл выдающуюся роль при жизни Пророка, но ему не хватало старшинства в арабском родовой строй и был обойден как непосредственный преемник.

Эта ситуация была неприемлемым для некоторых последователей Али, которые считали Абу Бакра и двух последующие халифы (Умар и Усман) были незаконными. Последователи Алис считал, что сам пророк Мухаммед назвал Али своим преемником и что статус-кво был нарушением божественного порядка. Несколько партизан Алис организовал убийство третьего халифа Усмана в 656 году нашей эры, и Али был назван халиф. Али, в свою очередь, был убит в 661 г. н.э., и его сыновья Хасан (ок. 670 г. н.э.) и Хусейн (680 г. н.э.) погибли в бою. против сил суннитского халифа.

 

Али и ангелы Али — Лев и Меч Аллаха

 

Али ибн Аби Талиб (арабский: علي بن أبي طالب, транслит. : Али ибн Аби Талиб , 13 th Rajab, 22 или 16 BH 21 st Рамадан, 40 г. хиджры; 20 сентября 601 г. или 17 июля 607 г. или 600 г. 27 января 661 г.) двоюродный брат и зять исламского пророка Мухаммеда, правивший исламским Халифат с 656 по 661 год. Сын Абу Талиба, 90 209 Али был также первым мужчиной, принявшим ислам. Сунниты считают Али четвертый и последний из Rashidun (правильно руководствуясь халифы), а Шииты считать Али первым имамом и считают его и его потомков законные преемники Мухаммеда, все из которых являются членами Ахль аль-Бейт , дом Мухаммеда. Это разногласие раскололо Умма (мусульманин община) на суннитскую и шиитскую ветви.

 

Те, кто поддерживал господство Алисы, стали позже известный как шииты, слово, происходящее от термина шиат Али, означает сторонников или помощников Али. Были и другие, которые уважали и признал легитимность своего халифата, но выступил против политической преемственности на основе по родословной к Пророку. Эта группа, составлявшая большинство Мусульмане со временем стали известны как сунниты, что означает последователи [ Пророки] обычаи [ Сунна ]. Теоретически сунниты считают, что лидер ( имам ) мусульманской общины должны быть избраны на основе общего согласия, на существующий политический порядок и на индивидуальные заслуги лидеров. Этот Посылка непоследовательно практиковалась в общине мусульман-суннитов. на протяжении всей исламской истории. Халифат пришел в упадок как религиозный и политический учреждение после тринадцатого века, хотя термин халиф продолжал для использования некоторыми мусульманскими лидерами, пока он не был отменен в 1924 индейки первый президент Мустафа Кемаль Ататюрк.

Шиитский ислам: развитие и основные постулаты

Первоначально шиитское движение получило широкий после в областях, которые теперь включают Ирак, Иран, Йемен, и части Центрального и Южная Азия. В большей части мира шииты останутся в меньшинстве. Сегодня, по некоторым оценкам, шиитский ислам исповедуют примерно 10% до 15% мусульманского населения мира.

Руководство Сообщество. Для шиитов, первым настоящим лидером мусульманской общины является Али, которого считают имам , термин, используемый среди шиитов не только для обозначения лидерства способности, но и обозначать кровное родство с Пророком Мухаммедом. Как Алиса потомки взяли на себя руководство шиитской общиной, функции имам стал более четким. Каждый имам выбирал себе преемника и, согласно Шиитские верования, он передал следующему лидеру своего рода духовные знания. Имамы служили как духовными, так и политическими лидерами. Но как шииты все чаще проигрывали свои политические баталии с мусульманскими правителями-суннитами, имамами сосредоточился на развитии духовности, которая послужила бы ядром шиитской религиозные практики и верования. Шииты считают, что когда линия имамов потомками Али закончились религиозные лидеры, известные как муджтахид с, набрал право интерпретировать религиозные, мистические и юридические знания для более широкой сообщество. Наиболее образованные среди этих учителей известны как аятолла с. (букв. Знак Бога).

Шиитская юриспруденция и Основные убеждения. Основными источниками исламской юриспруденции, будь то суннитской или шиитской, являются Коран, сунна (обычаи пророка Мухаммеда), изложенные в хадис с (изречения Пророка и его сподвижников), кийас (аналогия), иджма (консенсус) и иджтихад (индивидуальное рассуждение). Главная функцией ученых религиозных деятелей является толкование исламского права (, шариат ). Ни в суннитском, ни в шиитском исламе нет кодифицированных законов. Скорее, есть источники для толкования права, и эти источники аналогичны среди Шииты и сунниты. Шиитский хадис с отличаются от суннитского хадиса с, главным образом тем, что они включают высказывания шиитских имамов, считающихся быть вдохновленным Богом. Шиитское юридическое толкование, в отличие от Суннитская интерпретация также оставляет больше места для человеческих рассуждений.

Шиитская религиозная практика сосредотачивается вокруг памяти младшего сына Алисы, Хусейна, который был замучен возле города Кербела в Ираке суннитскими войсками в 680 году. Его смерть отмечается каждый год в десятый день исламского месяца Мухаррам в мрачное, а иногда и жестокое ритуальное воспоминание, известное как Ашура, отмеченное среди некоторых шиитов ритуалом самобичевание. Будучи меньшинством, которое часто подвергалось преследованиям со стороны суннитов, шииты нашел утешение в ритуале Ашура, рассказе о мученической смерти Хусейна и моральные уроки, которые можно извлечь из него, что укрепило шиитскую религиозную традиции и практики.

Шиизм двунадесятников. Шиизм двунадесятников — самая распространенная форма шиизма сегодня – широко распространена в Иране, Ираке, Ливане и Бахрейн. Двунадесятники принимают линию из двенадцати непогрешимых имамов, происходящих от Али. и верьте, что они были назначены Богом от рождения. Двенадцать имамов рассматриваются как гавани веры и назначенные толкователи закона и теология. Двунадесятники верят, что двенадцатый и последний из этих имамов исчезли в конце IX в. Ожидается, что этот скрытый имам вернуться в один прекрасный день, чтобы возглавить сообщество. После двенадцатого имама исчезновения, как отмечает один ученый, многие двунадесятники предпочли уйти из политику и спокойно ждут его прихода. [1] Это считается пацифистской тенденцией среди Twlevers. в двадцатого века, когда изменения в политическом ландшафте Ближнего Востока призвал к активности некоторые группы в Ливане и Иране, новую и конкурирующую активистская тенденция нашла отклик среди определенных групп двунадесятников, типичными представителями которых были поздние Иранский религиозный лидер аятолла Хомейни.

Исмаилитский или Севенерский шиизм. Хотя большинство шиитов согласны с основной предпосылкой что Али был первым законным имамом, они расходятся во мнениях относительно его преемников. Исмаилиты, вторая по величине шиитская секта, откололись в восьмом века, признавая лишь первых семь имамов (седьмой носил имя Исмаил, отсюда и имена Исмаили и Севенер). Исторически и, по крайней мере, до шестнадцатого века, исмаилиты были гораздо более склонны, чем двунадесятники, к преследование военной и территориальной власти. В прошлом они создали мощные правящие государства, сыгравшие значительную роль в развитии исламского история. Сегодня исмаилиты рассеяны по всему миру, но занимают видное место в Афганистан (при клане Надери), в Индии и в Пакистане. Это также Исмаилитские общины в Восточной и Южной Африке.

Другие шиитские секты. Зайди с, которые признают первых пять имамов и расходятся во мнениях относительно личности пятого, секта меньшинства шиитского ислама, в основном проживающая в Йемене. Зайдиты отвергают концепции непогрешимости имамов и скрытого имама. другие секты, как алавиты и друзы, как правило, считаются производными от шиитский ислам, хотя некоторые не считают своих приверженцев мусульманами. Алавиты существуют в основном в Сирии и Ливане. Семья Асада, которая эффективно правят Сирией с 1971 года алавиты. В основном алавиты интерпретировать столпы (обязанности) ислама как символические, а не прикладные, и они отмечают эклектичную группу христианских и исламских праздников. Еще немного известно об этой секте, потому что большая часть ее практик носит секретный характер. В Турции, алеви являются ответвлением шиитского ислама, которое часто путают с сирийскими алавитами или с другими шиитскими общинами. Не так много известно об их религиозной практике. Алевиты, по большей части, хорошо интегрированы в турецкое общество, где говорят как на турецком, так и на курдском языках. Община друзов , которая сосредоточена в Ливане, Иордании, Сирии и Израиль был ответвлением исмаилитского шиитского ислама в одиннадцатом веке. Сегодня Вера друзов значительно отличается от господствующего шиитского ислама. Большинство друзов практики секретны и хранятся среди элиты сообщества.

Ислам суннитского толка: развитие и основные постулаты

Религиозные практики и Верования. большинство мусульман сегодня — сунниты. Они принимают первых четырех халифов (включая Али) как праведных правителей, последовавших за Пророком. Они отвергнуть веру в то, что последующие шиитские имамы были лидерами, вдохновленными Богом кого следует почитать. Мусульмане-сунниты не наделяют людей возвышенным статус, данный только пророкам в Коране, в отличие от шиитского почитания имамов. У суннитов менее развитая и, возможно, менее мощная религиозная система. иерархии, чем у шиитов. В отличие от шиитов, суннитские религиозные учителя исторически находились под контролем государства. В то же время суннитский ислам тяготеет к быть более гибкими, позволяя мирянам служить молитвенными руководителями и проповедники. В своей повседневной практике сунниты и шииты проявляют тонкие различия в совершении обязательных молитв. Обе группы разделяют аналогичное понимание основных исламских верований.

Исламское право. В суннитском исламе существует четыре школы юриспруденции, которые предлагают альтернативные интерпретации правовые решения, влияющие на жизнь верующих мусульман. Традиционно изучение права проводилось в исламских учебных заведениях, известных как . медресе с. 2 Четыре школы юриспруденции опираются в основном на аналогия как способ формулирования правовых постановлений, и они также придают различный вес к высказываниям Пророка и его сподвижников ( хадис с) в пределах их решения. В некоторых светских странах, таких как Турция, мнения, издаваемые религиоведы представляют моральные и социальные ориентиры того, как мусульмане должны исповедуют свою религию и не считаются юридически обязательными.

Четыре юридические школы, которые варьируются по некоторым вопросам от строгого до широкого юридического толкования, являются (1) Ханафитский : это старейшая юридическая школа. Он был основан в Ираке Абу Ханифа (ум. 767 г. н.э.). Распространен в Турции, Средней Азии, на Балканах, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания, Афганистан, Пакистан, Индия и Бангладеш; (2) Малики : был основан на Аравийском полуострове Маликом ибн Анасом (ум. 795 г. н.э.). Распространен в Северной Африке, Мавритании, Кувейте и Бахрейне; (3) Шафи : эта школа была основана Мухаммадом ибн Идрисом аш-Шафии (ум. 819 г.). ОБЪЯВЛЕНИЕ). Он распространен в Египте, Судане, Эфиопии, Сомали, некоторых районах Йемена, Индонезия и Малайзия; и (4) Ханбали : он был основан Ахмадом Ханбал (ум. 855). Он распространен в Саудовской Аравии, Катаре, некоторых частях Омана и Объединенные Арабские Эмираты.

Сектантские подразделения. Ислам суннитского толка имел менее заметные сектантские подразделения, чем шиитский ислам. секта ибади , который сосредоточен в основном в Омане, Восточной Африке и в некоторых частях Алжира, Ливии, и Тунис, иногда неверно представляли как суннитскую секту. Пока в В целом религиозная и политическая догма ибади напоминает основную суннитскую доктрину, ибадиты не являются ни суннитами, ни шиитами. Ибадиты твердо верят в существование праведного и справедливого мусульманского общества. Они утверждают, что мусульманин лидера следует выбирать за его знания и благочестие, независимо от расы или родословная, и что он должен быть выбран лидерами сообщества.

Суннитские пуритане движение под названием Ваххабизм стало широко известным в последние годы и возможно, самое распространенное движение возрождения в исламском мире. Этот движение, основанное в Аравии ученым Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом (1703-1791 гг. н.э.), считается ответвлением ханбалитской школы права. В отличие от других школ права, которые обычно полагались на научные интерпретации религиозных текстов последователи ханбалитов, как правило, применяли Коран и хадис в буквальном смысле. В том же духе Абд аль-Ваххаб призывал к возвращению к чистой и ортодоксальной практике основ ислама, воплощенных в Коране и в жизни пророка Мухаммеда. В восемнадцатом веке, Мухаммад ибн Сауд, основатель современной саудовской династии, заключил союз с Абд аль-Ваххабом, когда он начал процесс объединения разрозненных племен в Аравийский полуостров. С этого момента установились близкие отношения. между саудовской правящей семьей и ваххабитским религиозным истеблишментом. наиболее консервативные интерпретации ваххабитского ислама рассматривают шиитов и других мусульмане-неваххабиты как еретики-диссиденты. 3

Общие убеждения и практика

Основные убеждения. Хотя есть существенные отличия между суннитским и шиитским исламом две исламские секты имеют общие традиции, верований и доктрин. Все мусульмане верят, что Пророк Мухаммед был посланник Аллаха (арабское слово «Бог»). Все считают, что они должны соблюдать откровениями, данными Пророку Аллахом (как записано в Коране) и к хадис . Понятия благочестия, стремления к добру и социальной справедливость является основой исламской веры и практики. Кроме того, все Мусульмане должны жить в соответствии с пятью столпами своей веры: (1) шахада — изложение веры Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Его Пророк; (2) салат — пять обязательных молитв в день; (3) закят — раздача милостыни бедным; (4) пила — пост от от восхода до заката в месяц Рамадан; и (5) хадж — совершение паломничество в Мекку один раз в жизни, если человек физически и финансово способный.

Народная религия и Суфизм. Суфизм иногда ошибочно принимали за исламскую секту, но практика Суфизм во многом превосходит сектантские разделения суннитов и шиитов. Ислам. Суфизм можно описать как способ исповедовать ислам. Это термин, используемый свободно относится к многочисленным мистическим орденам, которые обычно учат этому через мистических практик, мусульманин может стремиться к пониманию божественного и личный опыт общения с Богом. Из-за своих приспосабливаемых учений суфизм также служил средством для принятия мусульманами основных принципов как шиитского и суннитский ислам. Например, многие суфии ценят известность и уникальность Алисы. добродетелей, поддерживаемых шиитским исламом, не отвергая первых трех суннитских Мусульманские халифы. Исторически сложилось так, что большинство суфийских групп были гибкими в своих взглядах. приспосабливаясь к местным немусульманским практикам и обычаям везде, где ислам распространился. Эта гибкость привела к преследованию суфиев некоторыми ортодоксальными исламскими учреждения, которые считают суфийскую практику еретической.

Хотя ислам суннитского толка доктрины не одобряют идею о том, что люди обладают заступническими полномочиями, Суфизм способствовал распространению популярных религиозных практик, продвигая почитание благочестивых людей и святынь во многих частях Исламский мир. Суфизм иногда представлялся строго пацифистским и аполитичная форма ислама и в последние годы предлагается некоторыми группами как умеренная альтернатива пуританской доктрине ваххабитов. Некоторые суфийские группы, однако не являются строго пацифистскими, и в В наше время некоторые суфийские группы по всей Центральной Азии и на Балканах участвовал в оборонительных боевых действиях.

Оценки демографического распределения

 

Источник: Картографические ресурсы. Адаптировано CRS. (К. Янси 02.02.04)

Примечания: цифры на этой карте указать процентное соотношение мусульман-суннитов и шиитов в населении. Они делают не всего 100%, поскольку они не включают христиан и другие меньшинства. Во многих странах, особенно там, где шииты составляют значительную религиозную меньшинство, достоверных или точных статистических данных о процентном содержании этих группы в более широких слоях населения. Например, последняя официальная перепись в Саудовской Аравии, проведенный в 1999, не считали количество шиитов. За Ираке, широко признано, что в десятилетия. Существующие индикаторы религиозной принадлежности в Ираке, как сообщает Центрального разведывательного управления США (ЦРУ), являются лишь оценками. В Ливане нет перепись проводится с 1932 г. Эти осложнения, помимо общие недостатки в сборе достоверной статистической информации о региона, необходимо учитывать при изучении этой карты.

Статистика по Афганистану, Бахрейн, Иран, Ирак, Кувейт и Пакистан взяты из CIA World Factbook.