Содержание

Пожарный ЗИЛ, краткое описание машин на базе ЗИЛ-130/131 :: SYL.ru


Общие сведения

Многие годы завод ЗИЛ являлся крупнейшим производителем грузовых автомобилей в СССР. Завод выпускал два типа грузовиков – ЗИЛ-130 с задним приводом и ЗИЛ-131 с полным приводом. Именно эти два шасси чаще всего использовали для создания спецтехники.

Следует отметить, что шасси с задним приводом использовалось для постройки машин-цистерн, а более устойчивое и универсальное шасси с полным приводом – для выдвижных автомобильных лестниц.

Пожарные автоцистерны предназначены не только для тушения очагов пожара в различных условиях, но и служат для доставки пожарного расчета. На борту машины имеется запас воды и пенообразователя, а также насосная установка с возможностью подачи воды из открытых водоёмов.

Технические характеристики

Технические характеристики пожарной машины АЦ-40-63Б:

  • Мощность мотора — 110 л. с.
  • Максимальная скорость езды — 90 км/ч.
  • Длина напорных рукавов — 348 м.
  • Площадь тушения пеной средней кратности — 83 м².
  • Производительность насоса — 40 л/с.
  • Напор — 100 м.
  • Число ручных стволов — 6 шт.
  • Запас напорных рукавов — 18 шт.
  • Топливный бак — 150 л.
  • Расход топлива на 100 км — 41,5 л.

Габариты:

  • длина — 7680 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота — 2780 мм.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) ЗИЛ-131:

  • Объем цистерны — 2400 л.
  • Емкость пенобака — 150 л.
  • Мощность двигателя — 150 л. с.
  • Наибольшая скорость — 80 км/ч.
  • Емкость топливного бака — 170 л.
  • Объем тушения — 125 м³.
  • Подача насоса — 40 л/с.
  • Напор — 100 м.
  • Расход воды в лафетном стволе — 19 л/с.
  • Расход горючего на 100 км — 40 л.

Среди параметров транспортабельности АЦ-40(131)-137 выделяется высота, которая без учета боевого расчета, воды и пенообразователя в транспортном положении достигает 2950 мм.

Сколько весит

Вес пожарного ЗИЛа с полной нагрузкой составляет 9,6 т. Учитывая надстройки противопожарного оборудования, общая масса доходит до 11 т.

Автомобили-цистерны АЦ30(130)63

Первый вариант пожарной машины на новом шасси ЗИЛ-130 появился в серийном производстве с осени 1965 года. Разработку и производство машины под обозначением ПМЗ 63 вел Прилукский завод противопожарного оборудования. Через некоторое время, в соответствии с новой системой обозначений, машину переименовали в АЦ30(130)63. В индексе машины буквы АЦ обозначали автоцистерну, 30 – мощность установленного насоса в литрах в секунду, 130 – тип базового шасси и 63 – тип модели. Впоследствии к производству машин с таким же обозначением приступили заводы в Орехово и Лосино-Петровском.

Боевой расчет машины состоял из семи человек, в их число входил и водитель. Перевозимый запас воды в цистерне – 2100 литров, запас пенообразующего состава – 150 литров. Автоцистерны комплектовались переносной мотопомпой МП 800А, трехколенной лестницей и прочим оборудованием. Напор воды обеспечивался с помощью насоса модели ПН 30КФ мощностью 30 л/сек., однако встречаются машины поздних выпусков с насосом мощностью 40 л/сек. Таким был вариант АЦ30(130)63А, который оснащался 40-литровым насосом ПН 40У с увеличенной производительностью (именно об этом говорила литера «А» в обозначении модели). Завод в Прилуках ставил такой насос на весь ассортимент выпускаемой продукции с конца 60-х. Дальность сплошной струи воды достигала 100 метров, при использовании лафета она сокращалась до 60 метров.

Привод насоса осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности. Число оборотов двигателя пожарного ЗИЛа могло регулироваться из насосного отделения.

Автоцистерна пожарная АЦ-1.0-30 (33081)

Пожарная автоцистерна АЦ-1.0-30 предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, воды, пенообразователя (смачивателя) и пожарно-технического оборудования, для тушения лесных пожаров, а также гражданских и промышленных объектов.

Автоцистерна может эксплуатироваться в районах умеренного климата с годовым перепадом температур в пределах от +40°С до –35°С по дорогам всех видов и бездорожью.

Условное обозначение: «Автоцистерна пожарная АЦ-1.0-30 (33081)»

Основные технические данные и характеристики

Основные технические данные изделия приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Наименование показателей, единица измеренияЗначение
1.Габаритные размеры, мм:
длина6530
ширина2270
высота в транспортном положении2740
2.Двигатель, типД-245.7 дизельный с газотурбинным наддувом
3.Мощность двигателя кВт (л.с.)86,2 (117,2)
4.Экипаж, чел.5
5.Дорожный просвет, мм, не менее315
6.Колесная формула4х4
7.Эксплуатационный расход топлива в летний период, л/100 км22-23
8.Полная масса, кг6300
9.Распределение полной массы, кгс
на передний мост2635
на задний мост3665
10. Угол свеса, град., не менее
передний48
задний28
11.Вместимость цистерны для воды, л1000
12.Вместимость бака для смачивателя, л60
13.Насос пожарныйЦентробежный одноступенчатый ПН-40УВ
14.Расход насоса в номинальном режиме, л/с.30
15.Привод насосаОт КОМ МП-05
15.Давление насоса в номинальном режиме, бар4
16.Наибольшая геометрическая высота всасывания, м7.5
17.Расчетный расход топлива на привод пожарного насоса, л/час17

Состав изделия

Изделие включает в себя следующие составные части:

  • шасси;
  • насосную установку
  • привод насоса;
  • механизм управления оборотами насоса;
  • кузов, включающий цистерну, опору, отсек;
  • бак для смачивателя;
  • кабину боевого расчета;
  • электрооборудование дополнительное;
  • пожарно-техническое вооружение

Устройство и работа основных частей


Шасси

В составе изделия применяется шасси автомобиля ГАЗ-33081.

На КПП шасси установлена коробка отбора мощности МП-05 производства ООО «КОМ» г. Набережные Челны.

Насосная установка

Насосная установка расположена в заднем отсеке и представляет собой пожарный насос ПН-40 УВ с коммуникациями и приборами, смонтированный на раме.

Насосная установка работает следующим образом:

  • на вход пожарного насоса вода или раствор смачивателя подаются от внешнего источника через соединительную головку ГМ-125 и всасывающий трубопровод. От цистерны вода подается через шаровый кран и всасывающий трубопровод ;
  • раствор смачивателя в смеситель насоса может подаваться от внешнего источника через головку ГМ-50 и всасывающий патрубок пенообразователя или из возимого запаса – из бака для смачивателя через шаровый кран и трубопровод «бак – насос»;
  • из напорной полости насоса (коллектора) вода или раствор смачивателя могут подаваться на правый и (или) левый напорные патрубки, которые соединяются с напорными рукавами через вентили и соединительные головки ГМ-80, а также через кран на трубопровод заполнения цистерны.
  • Вакуумирование насосной установки для забора воды от водоема производится с помощью электровакуумного насоса АВС-02Э. Описание и порядок работы изложены в руководстве по эксплуатации.
  • Контроль давления в трубопроводах насосной установки осуществляется с помощью двух мановакууметров, установленных на входной части насоса и на коллекторе насоса.
Привод насоса

Привод насоса передает крутящий момент от двигателя автомобиля к пожарному насосу. Привод состоит из коробки отбора мощности, повышающего редуктора и двух карданных валов.

Коробка отбора мощности

Включение коробки отбора мощности (КОМ) осуществляется пневматически с помощью крана, находящегося в кабине боевого расчета. Описание и инструкция по эксплуатации приведены в паспорте на КОМ МП-05.

КОМ крепится на шпильках к боковому фланцу КПП.

Кузов

Кузов расположен за кабиной на раме шасси и состоит из цистерны, опоры, отсека.

Цистерна

Цистерна состоит из оболочки с продольными и поперечными выштамповками. Оболочка выполнена из листовой стали толщиной 3 мм.

В цистерну устанавливаются:

  • горловина смотровая;
  • контрольная труба;
  • труба заливная;
  • сливная головка;
  • датчики уровня воды.
Опора цистерны

Состоит из двух продольных опор. Продольная опора представляет собой балку из листовой стали толщиной 6мм, нижняя полка которой опирается на лонжерон автомобиля, а верхняя приварена к нижней поверхности цистерны. На опорах устанавливаются кронштейны для крепления к лонжерону автомобиля.

Отсек

Отсек состоит из каркаса и обшивки. Обшивка выполнена из листа толщиной 1,5 – 2мм. Каркас выполнен из прямоугольного профиля. В отсеке выполнены проемы под установку дверей.

Бак для смачивателя

Бак для смачивателя представляет собой резервуар емкостью 60 л из листовой нержавеющей стали 12Х18Н10Т толщиной 1,5 – 2 мм. На баке имеется заливная горловина и штуцер для соединения со всасывающей магистралью. Бак для смачивателя устанавливается в правом отсеке.

Кабина

Кабина предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета из пяти человек.

Кабина боевого расчета представляет собой единую сварную конструкцию. Детали и узлы каркаса кабины, двери, арматура и остекление дверей, остекление окна задка кабины, детали и узлы установки кабины на опору, обивка задка и крыши, термошумоизоляция присоединенной кабины заимствованы со «штатной» кабины, обмазка противошумной мастикой и обивка – с максимальным использованием «штатных» элементов кабины. Кабина боевого расчета содержит установленные на присоединенной кабине: сиденья пассажира, сиденье водителя, поручень, правую и левую подножки, плафон освещения кабины, опору кабины заднюю.

Пожарно-техническое вооружение

На изделии размещено пожарно-техническое вооружение в номенклатуре по таблице № 2.

Таблица № 2

№ п/пНаименованиеКоличество
1.Запасное колесо (принадлежность шасси)1
2.ЗИП, инструмент и принадлежности шасси1 комплект
3.Канистра для топлива 20 л1
4.Ключ 1502
5.Ключ 802
6.Лом легкий ЛПУ1
7.Лом ЛПТ1
8.Лопата ЛКО6
9.Насос центробежный пожарный ПН-40УВ1
10.Огнетушитель ОП (2 л)1
11.Оптико-акустическая установка «Патриот 3М»1
12.Рукав всасывающий В-1-125 длиной 4 м с арматурой ГРВ-1252
13.Рукав пожарный напорный 51 мм, длиной 20 м с головками ГР-506
14.Сетка всасывающая СВ-125 с тросом 9 м1
15.Ствол ручной РСК-502
16.Топор А22
17.Упор противооткатный2
18.Фонарь электрический ФОС-3-5/61
19.Зарядное устройство для ФОС1
20.Электровакуумный насос АВС-02Э1

Более подробную информацию смотрите в руководстве по эксплуатации Л7-00.00.000 РЭ

Автомобили-цистерны АЦ30(130)63Б

Через некоторое время в производство пошла машина АЦ40(130)63Б, имевшая новое шасси, кабину и цистерну увеличенной до 2360 литров емкости. Емкость бака для пенообразователя составляла 170 литров. Новый пожарный ЗИЛ лишился накладных крыльев на задних арках колес. Заметно изменилась конфигурация кормы машины – если предыдущая версия имела приподнятую заднюю часть, то у новой машины ее спрямили. Патрубки систем пожаротушения убрали внутрь кузова, доступ к ним осуществлялся через лючки. Карбюраторный 150-сильный двигатель позволял разгонять почти десятитонную машину до скорости 90 км/час.

Пожарные ЗИЛы модели 63Б могли оснащаться как старой, так и новой облицовкой радиатора. Четкой временной границы перехода типов облицовки не существует.

Другие версии машин на базе ЗИЛа-130

Кроме автоцистерн существовали другие версии пожарных ЗИЛов-130. Среди них можно выделить автомобили газодымозащитной службы АГ-12(130)-ПМ-198 и установки порошкового тушения АП 2. Такие машины использовались в пожарных частях крупных городов до середины 90-х.

Еще один тип пожарных автомобилей ЗИЛ – автонасосы. Самым распространенным был насос АН30(130)64А, который начал выпускаться в середине 60-х годов под обозначением ПМЗ-64А. Машины не имели цистерны для воды, запас пенообразующего состава составлял 500 литров. В комплект машины входила трехколенная лестница, кислородные баллоны и другие средства пожаротушения.

Пожарные автомобили ЗИЛ 131

Серийный выпуск ПА на базе ЗИЛ 131 пришелся на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Они оказались удачными по сочетанию полноприводного шасси с абсолютной неприхотливостью к эксплуатационным условиям. По ТТХ пожарный автомобиль ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но полностью заменить его так и не смог. Для тушения пожаров его могут заправлять водой или пеной. Цистерна для воды рассчитана на 2.4 тонны, а бак для пены по сравнению с рассмотренной выше моделью немного меньше, 150 литров. При этом общая снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на передний мост – 2980 кг, на задний – 8170 кг.

Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 у ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с. или 110 кВт. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч с расходом топлива 40 л на 100 км пробега. Колесная база предполагает шесть ведущих односкатных колес. Благодаря полному приводу машина справляется с бездорожьем. Это важный показатель для сохранения машинного фонда этой модификации как основной технической единицы МЧС.

Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 считается система подогрева воды, расположенная в цистерне. Функционирует она на энергии выхлопных газов. Также отличительной особенностью этой модификации является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.

ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А

НасосПН-40УВ
Тип насосаОдноступенчатый центробежный
Подача воды (л/сек)40
Высота всасывания, max, м7
Контрольная высота всасывания, м3.5
ПеносмесительПС-5
Тип пеносмесителяВодоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м325
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3250
Лафетный стволСЛК-П20
Расход воды для ствола, л/сек19
Кратность пены на выходе из ствола6
Дальность водяной струи, м60
Дальность пенной струи, м50
Поворот лафетного ствола+90… -20° по вертикали
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2)41,67…27,78
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2)83,33…52,08
Длина напорных рукавов, м408
Габариты (д*ш*в), мм7640*2500*2950

Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет некоторые недостатки. Например, принцип крепления к раме, из-за чего часто нарушается геометрия цистерны, а как следствие – ее разгерметизация.

Пик производства пожарных машин на базе грузовых автомобилей ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, однако популярность этой техники не спадает и в наши дни. Ее плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городской черте, так и в условиях бездорожья.

Автолестница АЛ30(131)Л21

Одними из самых распространенных пожарных ЗИЛов-131 стали автолестницы. Поворотное основание лестницы устанавливалось над задней тележкой шасси. Устойчивость машины обеспечивали четыре аутригера по углам платформы. Привод поворота и раздвижения лестницы осуществлялся от коробки отбора мощности. Для управления лестницей служили рычаги на пульте, расположенном вместе с сидением оператора на поворотном основании. С противоположной стороны на основании крепилось запасное колесо.

Машина АЛ30(131)Л21 производилась в городе Торжке с 1968 по 1983 год. Выпуск продолжался и позднее, но уже под обозначением АЛ30(131)506. Основным отличием стало удлинение колен лестницы на 300 мм. Машины выпуска до 1983 года имели пульт управления с тремя рычагами, после модернизации рычагов стало четыре.

Максимальный вылет лестницы до 30 метров позволяет осуществлять тушение в девятиэтажных зданиях. На её секциях установлены три разнонаправленных прожектора подсветки. В сложенном состоянии она может использоваться в качестве стрелы подъёмного крана. В комплектацию машины входили дополнительные штурмовые лестницы.

Автолестница АЛ30(131)506Д

Модернизированный вариант лестницы на базе пожарного ЗИЛа-131. Основные изменения коснулись узлов поворотной части, гидравлических механизмов и органов управления. Для повышения устойчивости машина оснащена системой блокировки рессор. Механизм состоит из гидроцилиндра и троса, который при натяжении блокирует рессору задней тележки.

В гидропривод машины входят коробка отбора мощности, насос и фильтры рабочей жидкости, аппаратура управления, магистральные трубопроводы и масляный бак. Автомобиль оснащен дублирующим аварийным приводом лестницы.

АЦ-40 (131)-137А пожарная автоцистерна общего назначения — Каталог К.В.Х.

С появлением автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 возникла возможность создания пожарного автомобиля на его базе. Во второй половине 1960-х годов ОКБ-8 в Прилуках приступило к разработке сразу трёх унифицированных между собой автомобилей: обычной автоцистерны ПМЗ-137, автоцистерны для северных районов ПМЗ-138 и аэродромного автомобиля ПМЗ-139. Для упрощения производства конструкцию было решено сделать аналогичной пожарной автоцистерне ПМЗ-63 на шасси ЗиЛ-130. От ПМЗ-63 были заимствованы двойная кабина, насос, рукавные пеналы. Кузов был доработан с учётом наличия у базового шасси двух задних мостов вместо одного.

 Опытные образцы успешно прошли испытания и были рекомендованы в производство. Освоить одновременно все три машины Прилукскому заводу «Пожмашина» оказалось не под силу. Первым в производство в 1969 году был запущен аэродромный автомобиль, так как такой техники остро не хватало для развивающейся сети аэродромов. Его разработка осуществлялась коллективом конструкторов под руководством Г.С. Бурдмана. В соответствии с новой системой обозначений автомобиль стал именоваться АА-40(131)-139. Производство автоцистерны АЦ-40(131)-137 было освоено в 1970 году, а северной автоцистерны АЦС-40(131)-42Б — в 1971 году.

 АЦ-40 (131) модель 137 — пожарная автоцистерна на шасси полноприводного грузового автомобиля ЗиЛ-131 была призвана заменить предыдущую модель пожарной машины повышенной проходимости ПМЗ-27 (ЗиЛ-157).. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта из 7 человек, пожарного оборудования, воды и пенообразователя, а также для тушения пожара водой из цистерны, открытого водоёма или водопроводной сети, воздушно-механической пеной с использованием привезённого или забираемого из постороннего резервуара пенообразователя.

 В 1968 году Прилукским заводом изготавливается опытный образец. В 1969 г. выпущена установочная партия из 10 машин. Серийный выпуск с 1970 по 1984 годы, было выпущено 9817 шт. В 1983 году выпускается опытный образец модернизированной АЦ-40(131) модель 137А, в конструкции которой постарались устранить недостатки выявленные в процессе эксплуатации АЦ-40(131)-137. С 1984 года «137А» запускается в серийное производство. Машина получила более широкую надстройку с увеличенной на 100 литров цистерной. Управление лафетным стволом стало осуществляться прямо из кабины. За время производства АЦ-40(131)-137А во внешний вид надстройки вносились различные незначительные изменения. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека. С 1990 года задняя стенка стала прямая, без изгиба. В этот же период, параллельно с новыми шасси ЗиЛ-131Н, начинается массовое использование шасси ЗиЛ-131, находившихся на консервации на базах длительного хранения техники МО СССР.

 В 1983 году был выпущен опытный образец АЦ-40/3(131) модель 137А-01 оснащённый комбинированным насосом ПНК-40/3 с катушкой и стволом высокого давления. В серию эта модификация не пошла.

Тактико-технические характеристики

Пожарный насос: модель — ПН-40УВ, тип — центробежный одноступенчатый

подача, л/сек — 40, напор, м — 100

частота вращения, об/мин — 2700

наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7

контрольная геометрическая высота всасывания, м — 3,5

Пеносмеситель: тип — водоструйный эжектор

производительность по пене при кратности 10, м³/мин — 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5

Всасывающий аппарат: тип — газоструйный или воздушный эжектор

наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7

время заполнения насоса водой (при высоте всасывания 7 м, всасывающем рукаве диаметром 125 мм и длиной 8 м), сек — 55 (эжектор), 30 (вакуумный струйный насос)

Сигнал тревоги: газовая или электрическая сирена

Вместимость, л: цистерны для воды — 2400 (2500 — мод. 137А)

бака для пенообразователя — 170

Лафетный ствол: модель — ПЛС-П20

расход воды, л/сек — 19

кратность пены на выходе из ствола − 6

Распределение массы, кг: на передний мост — 2980, на заднюю тележку — 8170

 

Внедорожный армейский грузовик

 Трёхосный автомобиль «ЗиЛ-131» – основная модель грузовика высокой проходимости московского Завода имени Лихачёва в период с 1966-го по 1994 год. Это одна из самых известных и узнаваемых повсюду в мире машин советского автопрома. 

«ЗиЛ-131» – полноприводной грузовик переднемоторной компоновки с колёсной формулой 6х6. Изначально он создавался как машина повышенной проходимости. Для перевозки грузов и людей, а также для буксировки прицепов – как по дорогам всех видов, так и по пересечённой местности. В модельном ряде Завода имени Лихачёва «ЗиЛ-131» пришёл на замену не менее известному, и даже легендарному внедорожному автомобилю «ЗиЛ-157».

 По своим показателям проходимости «ЗиЛ-131» не уступает даже гусеничной технике. Создавался данный грузовик на платформе своего предшественника – «ЗиЛ-157», которая была значительно усовершенствована; оснащена инновационным мостом, восьмислойными шинами с особенным рисунком протектора, и межосевым дифференциалом. «ЗиЛ-131» проявил себя как чрезвычайно выносливая машина для эксплуатации в любых климатических условиях, включая Крайний Север, тропические и экваториальные широты, демонстрируя стабильную и безотказную работу при температуре воздуха от –45 до +55 °С.

Разрабатывая «ЗиЛ-131», конструкторы Завода имени Лихачёва успешно справились с задачей создания внедорожного армейского грузовика, недорогого в производстве, простого в эксплуатации и максимально унифицированного со своим «гражданским собратом». Первым в серийное производство был всё же запущен новый массовый грузовик для народного хозяйства – «ЗиЛ-130»; а через три года после этого – армейский «ЗиЛ-131». Однако уже менее чем через пять лет, с января 1971 года, он перестал быть сугубо военной машиной и начал массово производиться и как упрощённый народнохозяйственный грузовик – без узлов, свойственных армейским машинам.

 Серийный, «классический» «ЗиЛ-131» выпускался двадцать лет: с 1966-го по 1986-й год, когда был запущен в серию его модернизированный вариант – «ЗиЛ-131Н». Эта версия была оснащена усовершенствованным двигателем (улучшены показатели экономичности, расширен рабочий ресурс), более современной оптикой и тентом из новых синтетических материалов. 

 Максимальный уровень производства грузовиков 131-й серии пришелся на 80-е годы, когда выпускалось до 48 тысяч таких машин в год. А численность занятых к тому времени на ЗиЛе рабочих достигала 120-ти тысяч человек. В общей же сложности автомобилей семейства «ЗиЛ-131» Завод имени Лихачёва построил 998 429 экземпляров. Абсолютное большинство из них, разумеется – в годы СССР. А за весь период 1987 – 2006 годов оба предприятия собрали 52 349 автомобилей обновлённой модификации – «ЗиЛ-131Н».

 

преимущества, технические характеристики, разновидности автоцистерны

Пожарные автоцистерны созданы на базе самых разных серийных автомобилей. На их платформу на конвейере спецпредприятий устанавливается спецтехника и необходимые инструменты. Однако наибольшее распространение в России получило шасси героя нашего рассказа — грузовика ЗИЛ.

Достоинства пожарного ЗИЛ

Итак, для чего необходимо предоставлять ЗИЛ в пожаротушении:

  • Автомобиль очень неприхотлив как в эксплуатации, так и в обслуживании.
  • Машина может использоваться в различных погодных и климатических условиях.
  • Пожарный ЗИЛ — очень маневренный транспорт, что позволяет поставить его в удобном для тушения месте.
  • Если сравнивать с другими автомобилями этого класса, то сразу можно отметить компактность ЗИЛа. Почему автомобиль может остановиться даже в относительно узких местах.
  • Простота в отношении типа и качества заливаемого топлива. Доступны как бензиновые, так и дизельные варианты, которые можно заменить газобаллонным оборудованием. Последнее предполагает большую экономию на обслуживании этого служебного автомобиля.
  • Запчасти, как и ремонт этой машины — относительно незначительные отходы. Тем более, что ремонт ЗИЛ не требует обращения в специализированные сервисные центры – в большинстве случаев с ним справляется и штатная бригада автослесарей.
  • Разумное сочетание стоимости и качества, чего нельзя сказать о многих других пожарных машинах.
  • Продуманная конструкция шасси, адаптированная для работы в реальных условиях.

Средние технические характеристики

Самыми популярными пожарными автомобилями ЗИЛ считаются модели:

  • 2,5/40;
  • 3/40;
  • 3,5/40;
  • 4/40.

С техническими характеристиками спецавтомобилей ознакомимся в таблице. Для примера будем использовать классику модельного ряда ЗИЛ-130 (пожарный)-А-40(131).

Общая информация
Тип платформы ЗИЛ-131
Length Width Height 7.64 / 2.5 / 2.95 m
Weight 11 t
Highest speed 80 km / h
Crew 7 people
Wheel formula 6×6
Distribution of total mass
Front axle / rear trolley 2.98 / 8.17 t
Lafeted trunk
Model Name ПЛС-П20
Waste water 19 L per second
Multiplicity of foam at the exit of the gun barrel 6
Capacity
Пенопластовый бак 170 L
Танков с водой 2,4 T
БАРКИ
SIREN ELECTION OR SIREN ELECTIOR OR
или газ или газ. 0048 Пеносмеситель
Разновидность Водоструйный эжектор
Уровень производительности по пене в десять раз 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 м 3 / мин.
Устройство всасывания
A Type Воздушный или газовой струй — 7 м, длина/диаметр всасывающего шланга — 8 м/125 мм)

55 seconds — for the ejector,

30 seconds for vacuum jet pump

Fire pump
Model variation ПН-40УВ
A type Single-stage centrifugal
Напор 100 м
Подача 40 л/сек.
Частота вращения 2700 об/мин.
Макс. / Эталонная высота всасывания 7/3,5 м

Теперь поговорим конкретно о модельном ряду пожарных ЗИЛ.

Модель 130

Наиболее распространенной моделью этой пожарной техники является ЗИЛ 130. Было выпущено более 10 вариантов автомобиля, самым популярным из которых был ЗИЛ 130 АЦ 40-63Б.

Рассмотрим отличительные черты данного модельного ряда:

  • Бак для воды был рассчитан на 2,36 тонны, а пенобак на 170 литров.
  • 9Кабина 0011 — цельнометаллическая конструкция с четырьмя дверями и двумя рядами сидений. Предусмотрены места для хранения оборудования.
  • Насос центробежный одноступенчатый.
  • 8-цилиндровый четырехтактный силовой агрегат с жидкостной системой охлаждения.
  • Шасси — лонжеронная рама, усиленная специальными вставками.
  • Пружины и телескопические амортизаторы в подвеске.

Модель 131

Разработанная в 1968 году, эта серия также пользовалась большой популярностью — она ​​выпускалась в 1970-1984. Было две версии — 137 и 137А.

Пройдемся по характеристикам:

  • Объем бака для воды 2,4 тонны.
  • Пенобак — 150 литров.
  • Двигатель — 150 л.с.
  • Расход топлива 40 л/100 км.
  • Уникальная система подогрева воды за счет выхлопных газов.
  • Управление стволом орудия в ручном режиме. Дальность водяной струи 60 м, пены 50 м.
  • Поворот ствола орудия — +90…-20 градусов по вертикали.

Красно-белый пожарный ЗИЛ, мчащийся по вызову или возвращающийся в гараж, наверняка видел каждого из нас. Как мы убедились в технических характеристиках и выявили ряд преимуществ этой машины, она еще долго останется на службе пожарных подразделений России — благодаря своей универсальности, неприхотливости и полному соответствию условиям выполняемых работ.

Big Wind — самый злобный пожарный танк, который вы когда-либо видели

  • автор:
  • Левин Дэй

Когда иракская армия отступила в конце первой войны в Персидском заливе, термин «политика выжженной земли» восприняли буквально. Кувейтские нефтяные скважины были подожжены в массовом порядке, создав огромные адские столбы, зачернившие небо.

Как оказалось, потушить горящую нефтяную скважину не так-то просто. Однако перед лицом этой экологической катастрофы команда пожарных из Венгрии сделала себе имя на песках пустыни верхом на танке с реактивным двигателем под названием 9.0050 Большой ветер .

Чистая сила

Большой ветер не был первым в своем роде, а успешным развитием концепции, впервые предложенной в Советском Союзе. За несколько десятилетий до этого Советы экспериментировали с установкой реактивных двигателей МиГ-15 на грузовики ЗИЛ-131. С парой водяных форсунок, закрепленных прямо над выхлопом реактивной струи, можно было использовать мощный поток воды и воздуха для эффективного тушения крупных пожаров. Эта идея стала популярной в венгерской нефтяной промышленности, особенно после того, как один из примеров был использован для тушения пожара на 168-й нефтяной скважине Альгио в 1919 г.68.

Большой ветер на земле в Кувейте, тушение горящей нефтяной скважины. Фото: Getty Images

Десятилетия спустя, в 1991 году, нефтяная компания MB Drilling вносила последние штрихи в усовершенствованную версию собственного проекта в городе примерно в 50 милях к юго-востоку от Будапешта. Big Wind, , как он стал известен, был построен на шасси советского танка Т-34 времен Второй мировой войны. Вместо оригинальной орудийной башни на нем была установлена ​​пара турбореактивных двигателей Туманский Р-25, которые использовались в истребителе МиГ-21 и давали 27 000 фунтов тяги. Затем каждый двигатель был оснащен тремя водяными форсунками, способными подавать до 220 галлонов воды в секунду. Он был закончен как раз тогда, когда Кувейт отчаянно пытался потушить сотни горящих нефтяных скважин, и поэтому был быстро доставлен в страну воздушным транспортом.

Механизм его пожаротушения прост. Нефть выбрасывается из устья скважины под давлением, и первичное пламя находится в воздухе на расстоянии 15-30 футов. Интенсивный поток воды и воздуха помогает перекрыть подачу масла к пламени, а также помогает высосать огромное количество тепла из атмосферы и окружающей среды. Поскольку воздух вокруг горящих колодцев достигал температуры 650 ° F, а песок под ним нагревался до 1300 ° F, было недостаточно просто потушить огонь. Big Wind продолжал распылять в течение полных 20 минут после тушения пламени, гарантируя, что масло не самовоспламенится при падении на раскаленную землю.

Работать на машине — немалый подвиг. Бригада из трех человек управляет Big Wind, , а водитель находится внутри передней части машины и несет ответственность за ее ползание к огню на максимальной скорости 3 мили в час, выбранной для того, чтобы не повредить относительно хрупкую платформу реактивного двигателя наверху. В задней части второй оператор отвечает за управление реактивными двигателями и водяными форсунками. Третий член экипажа идет рядом примерно в 15 футах от танка, отдавая команды остальным через набор проводных средств управления. Весь экипаж носит огнеупорное снаряжение, чтобы защитить себя от невероятного жара, и перчатки, чтобы не обжечься о органы управления танком, находясь в пределах 40 футов от огня.

Вода для операции была получена из Персидского залива, а соленая вода закачана по нефтепроводам, идущим в обратном направлении. Резервуары были вырыты специально для этой цели, питая Big Wind тысячами галлонов воды в минуту с помощью огромных водяных насосов с дизельным двигателем.

галлона морской воды было закачано в резервуары для питания противопожарной техники, предназначенной для тушения пожаров в колодцах в Кувейте. Фото: Getty Images

Внутри водитель получал команды снаружи с помощью светодиодных стрелок, которые загорались, указывая желаемое направление движения начальника пожарной охраны. Подобные методы используются, чтобы проинструктировать заднего оператора о том, когда запускать форсунки и воду. У каждого члена экипажа также есть система аварийного переключения, которую они должны регулярно подтверждать, чтобы указать на свою безопасность во время операции.

Следуя приказу начальника пожарной охраны, машина размещается на расстоянии не более 25 футов от горящего колодца, а реактивные двигатели Р-25 запускаются до безопасного максимума, составляющего 70 % дроссельной заслонки на уровне земли. Затем включаются водяные форсунки и быстро тушат горящий колодец. После тушения и охлаждения помещения в течение 20 минут большим количеством дополнительной воды, Big Wind затем вывозится из зоны, и может начинаться трудная работа по закрытию поврежденного колодца.

Где они сейчас?

В своем первоначальном виде Большой ветер потушил девять горящих нефтяных скважин в Кувейте, больше, чем многие команды, которые работали с более традиционным методом тушения скважин с использованием взрывчатых веществ. Танк был запечатлен в действии в фильме IMAX

Fires of Kuwait, , где Рип Торн рассказывал о том, как венгерский экипаж боролся с пламенем.

В наши дни, однако, машина передвигается на шасси более современной ремонтно-эвакуационной машины ВТ-55, которая разделяет платформу с более поздним танком Т-55. Автомобиль был законсервирован после нескольких лет работы и помещен на хранение в аэропорту Токол примерно до 2013 года, прежде чем он был возрожден венгерской нефтяной компанией MOL Group, чтобы снова выполнить свое первоначальное предназначение.

Практика тушения пожаров с помощью больших реактивных двигателей не получила широкого распространения. Это почти бесполезно для чего-либо в городе, где мощный взрыв может нанести значительный ущерб и травмы. За пределами венгерской нефтяной субкультуры эта практика в значительной степени игнорировалась теми, кто более знаком со взрывными методами или простым применением тонн воды с помощью обычных насосов и шлангов. Тем не менее,

Big Wind  остается одной из самых впечатляющих пожарных машин, когда-либо созданных, и этот титул, скорее всего, не будет оспорен еще некоторое время.