Ermenistan: на уникальных картах Османской Империи XIX века изображена Армения
На картах XIX века Османской Империи территория от озера Ван до Эрзрума подписана Ermenistan (Армения, — ред.). Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказал основатель научно-культурной организации в Лондоне Armenian Institute, почетный доктор НАН, картограф Рубен Галичян.
То, что Армения древняя страна, а территория от Вана до Эрзрума – исконно армянские земли, периодически ставится под сомнение азербайджанскими и турецкими историками.
«Эти карты я приобрел на ежегодном аукционе карт в Англии несколько лет назад. Две из них были составлены в начале XIX века по приказу османского государственного деятеля Мехмеда Эмина Рауф-паши в 1802-1803 годах. Поэтому и носят название «атлас Рауфа», — сказал Галичян.
По его словам, эти карты – мощное оружие против азербайджанского и турецкого мифа о том, что армяне – кочевой народ, а Армения и вовсе появилась в начале XX века. Важно в этой находке то, что карты были разработаны турецкими картографами, а следовательно их никто не мог сфальсифицировать. Турции невыгодно говорить об этих картах.
«Армения изображена еще и на карте 1877 года, созданной турецкими специалистами по приказу министерства войны Османской Империи», — сказал Галечян.
По мнению тюрколога Тирана Локмагезяна наличие этих карт важно для признания Геноцида армян и в сегодняшнем информационном противостоянии.
«Османская Империя состояла из захваченных греческих, армянских территорий и тогда об этом открыто писали. С конца XIX — в начале XX века властями было принято решение основать нацию-государство. С этой целью началось очищение территории, а иначе — истребление греков, армян», — сказал Локмагезян.
Геноцид армян 1915 года является первым геноцидом ХХ века. Турция традиционно отвергает обвинения в массовом истреблении около полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада по вопросу армянского Геноцида.
Факт Геноцида армян признан многими странами, в частности, Уругваем, Россией, Францией, Литвой, нижней палатой парламента Италии, большинством штатов США, а также парламентами Люксембурга, Австрии, Чили, Греции, Кипра, Аргентины, Бельгии, Уэльса, Национальным Советом Швейцарии, Палатой общин парламента Канады и сеймом Польши.
Sputnik, Лаура Саркисян
yerkramas.org
Независимость османского Египта (XIX век)
Османская империя и революционная Франция вели борьбу за Египет, пик которой пришёлся на начало XIX в. В союзе с англичанами турки добились ухода французских войск, и для Египта, бывшего в то время турецкой провинцией, открылась новая эра его истории. Власть в этой турецкой провинции захватил в 1805 г. командир албанского отряда
Одновременно в Египте проводились широкие реформы, имевшие целью превращение его в современное государство. Мухаммед-Али реформировал систему управления и земельные отношения, привёл в порядок оросительную систему, предпринял другие меры для подъёма сельского хозяйства. В Египте строились казённые военные и судостроительные предприятия, открывались светские школы, специальные учебные заведения. В 1828 г. здесь вышла первая газета на арабском языке. Но особое внимание Мухаммед-Али уделял укреплению армии и флота, которые превзошли по силе турецкие вооружённые силы. В короткое время паша Египта создал сильное и эффективное государство, практически независимое от Стамбула. Рассчитывая расширить свои владения, он пришёл на помощь Турции в период греческого национального восстания 1821-1829 гг. и спас её от полного поражения.
Памятник Мухаммеду-Али в Александрии |
Вид Александрии в 1830 г. |
При поддержке держав Греция завоевала независимость и стала первой балканской страной, освободившейся от турецкого господства. Наряду с греками на этот путь вступили другие балканские народы, шаг за шагом изгоняя турок из Европы. Ещё в 1812 г. Россия присоединила к себе северную половину княжества Молдовы — Бессарабию. Вскоре восставшие сербы добились для своей страны внутренней самостоятельности. Важнейшей вехой в истории освободительного движения на Балканах стала Русско-турецкая война 1828—1829 гг., в результате которой Сербия и Дунайские княжества Валахия и Молдова получили автономию. В 1830 г. Франция приступила к завоеванию Алжира, в результате чего турки потеряли своё первое владение в Северной Африке. В Азии ещё в начале XIX в. они утратили грузинские земли и Абхазию, присоединившиеся к России. Англо-индийские власти взяли под свой контроль выход из Персидского залива, захватили часть аравийского побережья и прилегающие острова, в 1839 г. заняли важнейший порт Аден, расположенный при выходе из Красного моря в Индийский океан.
Османская империя в конце XVIII — первой трети XIX в. (карта) |
В 1831-1833 гг. Мухаммед-Али завоевал Сирию, Ливан, Палестину, создав большое арабское государство, представлявшее угрозу для всей Османской империи. Эти события породили первый Египетский кризис в международных отношениях, которым воспользовалась Россия, чтобы усилить своё влияние в Стамбуле. Османская империя становилась всё более зависимой от иностранной торговли. В отношениях с западными державами сохранялся режим «капитуляций», то есть специальных соглашений, предоставлявших иностранцам широкие торговые привилегии. Англо-турецкая торговая конвенция 1838 г. и соглашения с другими странами ещё шире открыли турецкие рынки для иностранных товаров. По свидетельству очевидца, «вся торговля Турции находится в руках иностранцев, образующих под покровительством законов их собственной страны столько же отдельных государств в этом государстве». В 1839 г. турки попытались наказать непокорного Мухаммеда-Али, который отказался признать условия англо-турецкого договора, но потерпели сокрушительное поражение. С этого момента начался
Доклад борьба египта за независимость
Какие факторы свидетельствуют о распаде османской империи в первой полов 19 века
Какие территории османской империи стали независимыми государствами
Борьба египта за независимость 19 век
Борьба египта за независимость история 19 век
Какие мероприятия Мухаммеда-Али способствовали превращению Египта в государство, практически независимое от власти турецкого падишаха?
Какие факторы свидетельствовали о распаде Османской империи в первой половине XIX в.?
Какие территории Османской империи стали независимыми государствами, а какие превратились в европейские колонии?
doklad-referat.ru
История Османской империи
Многонациональная Османская империя — одна из крупнейших неколониальных империй с преимущественно оседлым населением, создавшим одну из величайших культур II тысячелетия н.э.
Как и империей Габсбургов, ею длительное время управляла одна династия: семейство Османов сохраняло трон на протяжении 644 лет — с 1280 по 1924 г. В течение этого периода империя была срединным государством на Евразийском континенте, в то время как на Западе властвовали Габсбурги (1273-1918), а на Востоке — маньчжурская династия Цин (1644-1911). Подобно любой многонациональной империи донационалис-тической эпохи, она состояла из различных «неравноценных» частей. Но чтобы ее понять, бессмысленно анализировать эти части. Как писал великий мистик Мевлана Джелаледдин Руми, живший в Конье в XIII в., если слепых познакомить с животным, которого они не знают, например со слоном, то один из них, потрогав хобот, подумает, что это труба, другой, ощупав ногу, скажет, что это столб, а третий, положив руку на его спину, придет к заключению, что перед ним трон.
Турецкая, греческая, армянская, арабская, еврейская, балканская, средневосточная, мусульманская, христианская истории в отдельности не могут дать представления об этой империи в целом. К сожалению, османскую историю часто путали с турецкой. Как и в случае с ее предшественницей Восточной Римской (Византийской) империей, которую на Западе в то время предпочитали именовать Греческой, Османскую империю неправильно называли Турецкой, и османы, подобно византийцам, не соглашались с таким названием своего отечества. Эти искаженные представления в XIX-XX вв. были подхвачены турецкими националистами, которые просто хотели включить в состав своей национальной истории период многонационального государственного устройства.
Империя по определению многонациональное образование. Она — предшественник современной федеративной системы. Национальной империи не бывает. Организация любой империи требует развития двух противоположных сил: одной, стремящейся к единству, и другой, стремящейся к разнообразию. Необходимой формулой является единство в разнообразии. Всякое нарушение этой формулы как в направлении утрированной централизации, так и в направлении излишней децентрализации приводит к разрушению имперского или федеративного здания. Гегель писал: «Персы покорили многие народы, однако они уважали их особенности: следовательно, их царство может быть уподоблено империи».
Так, терпимость означает для империи вопрос жизни или смерти и не имеет ничего общего с достоинствами ее главы или господствующего народа. Турецкий султан Мехмед Завоеватель исповедовал терпимость того же рода, что и грек Александр Великий, а значит, они оба испытали на себе основной закон выживания империй. Нарушение формулы влечет за собой гибель империи независимо от достоинств ее правителей. Доблестные монархи Селим III или Мехмед II в период между 1789 и 1839 г. боролись за спасение империи; однако это не дало результата, поскольку законы упадка не подчиняются воле людей, которые в силах отсрочить, но не предотвратить его.
В свете вышеизложенного мы видим, насколько абсурдна колоссальная мифология, заполонившая с XIX в. балканскую историографию, а в XX в. — арабскую, и полностью исказившая историю империи оправданием крайнего национализма. Следуя ей, любой историк от Белграда до Багдада должен превратиться в пропагандиста национализма под страхом обвинения в измене родине. Однако своим почти семивековым существованием Османская империя доказала, что долгое время она уважала формулу необходимой терпимости. Тем не менее два ее народа имели особое значение: турки и греки. Со временем они подчинили себе другие народы империи. В период упадка многонациональное равновесие было нарушено, но уже в XVIII в. структура государства османов начала приобретать черты диархии*, напоминавшей австро-венгерскую диархию империи Габсбургов.
В результате такой эволюции возникли три примитивных «картинки»: 1) Запад представлял себе Османскую империю как воинственное государство — турецкое, азиатское и варварское, накинувшее ярмо на цивилизованные христианские народы Европы, которые желали лишь одного: разрушить империю и освободиться из-под турецкого ига; 2) местные нетурецкие народы, христиане и мусульмане, относились к империи как к чисто турецкому господствующему государству, препятствующему осуществлению их национальных чаяний, а греки добавили к этому свое стремление заменить турецкое государство греческим на всем пространстве Османской империи; 3) все это привело к тому, что мусульманское турецкое население стало считать империю исключительно турецким творением, порождением турецкого духа, которое попало под разрушительное влияние местного нетурецкого населения, христиан и мусульман.
Общим знаменателем этих невзыскательных представлений стало распространившееся по всему миру мнение об Османской империи как о сугубо милитаристском турецком государстве. Ученые- ориенталисты второй половины XIX — первой половиной XX в. рассматривали его как государство варварское или, по крайней мере, не созидательное, а затем, во второй половине XX в., по воле забавного переворота в трактовке исторических событий, все чаще сходились во мнении, что Османскую империю следует относить к высоко-цивилизованным государствам.
histerl.ru