Ermenistan: на уникальных картах Османской Империи XIX века изображена Армения

На картах XIX века Османской Империи территория от озера Ван до Эрзрума подписана Ermenistan (Армения, — ред.). Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказал основатель научно-культурной организации в Лондоне Armenian Institute, почетный доктор НАН, картограф Рубен Галичян.

То, что Армения древняя страна, а территория от Вана до Эрзрума – исконно армянские земли, периодически ставится под сомнение азербайджанскими и турецкими историками.

«Эти карты я приобрел на ежегодном аукционе карт в Англии несколько лет назад. Две из них были составлены в начале XIX века по приказу османского государственного деятеля Мехмеда Эмина Рауф-паши в 1802-1803 годах. Поэтому и носят название «атлас Рауфа», — сказал Галичян.

По его словам, эти карты – мощное оружие против азербайджанского и турецкого мифа о том, что армяне – кочевой народ, а Армения и вовсе появилась в начале XX века. Важно в этой находке то, что карты были разработаны турецкими картографами, а следовательно их никто не мог сфальсифицировать. Турции невыгодно говорить об этих картах.

«Армения изображена еще и на карте 1877 года, созданной турецкими специалистами по приказу министерства войны Османской Империи», — сказал Галечян.

По мнению тюрколога Тирана Локмагезяна наличие этих карт важно для признания Геноцида армян и в сегодняшнем информационном противостоянии.

«Османская Империя состояла из захваченных греческих, армянских территорий и тогда об этом открыто писали. С конца XIX — в начале XX века властями было принято решение основать нацию-государство. С этой целью началось очищение территории, а иначе — истребление греков, армян», — сказал Локмагезян.

Геноцид армян 1915 года является первым геноцидом ХХ века. Турция традиционно отвергает обвинения в массовом истреблении около полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада по вопросу армянского Геноцида.

Факт Геноцида армян признан многими странами, в частности, Уругваем, Россией, Францией, Литвой, нижней палатой парламента Италии, большинством штатов США, а также парламентами Люксембурга, Австрии, Чили, Греции, Кипра, Аргентины, Бельгии, Уэльса, Национальным Советом Швейцарии, Палатой общин парламента Канады и сеймом Польши.

Sputnik, Лаура Саркисян

yerkramas.org

Независимость османского Египта (XIX век)

Османская империя и революционная Франция ве­ли борьбу за Египет, пик которой пришёлся на начало XIX в. В союзе с англичанами турки добились ухода французских войск, и для Египта, бывшего в то время турецкой провинцией, открылась новая эра его исто­рии. Власть в этой турецкой провинции захватил в 1805 г. командир албанского отряда

Мухаммед-Али. В 1807 г. он разгромил английский десант, высадивший­ся в Александрии. К этому времени ваххабиты — по­следователи особого направления в исламе, требовав­шие возвращения к его первоначальным истокам, — ус­тановили контроль над Аравией. От имени падишаха правитель Египта захватил Мекку и всю турецкую Ара­вию. Вслед за тем Мухаммед-Али завоевал Судан — фор­мально для турецкого падишаха, а фактически для себя.

Одновременно в Египте проводились широкие реформы, имев­шие целью превращение его в современное государство. Мухаммед-Али реформировал систему управления и земельные отношения, привёл в порядок оросительную систему, предпринял другие меры для подъёма сельского хозяйства. В Египте строились казённые во­енные и судостроительные предприятия, открывались светские школы, специальные учебные заведения. В 1828 г. здесь вышла пер­вая газета на арабском языке. Но особое внимание Мухаммед-Али уделял укреплению армии и флота, которые превзошли по силе ту­рецкие вооружённые силы. В короткое время паша

Египта создал сильное и эффективное государство, практически независимое от Стамбула. Рассчитывая расширить свои владения, он пришёл на по­мощь Турции в период греческого национального восстания 1821-1829 гг. и спас её от полного поражения.

Памятник Мухаммеду-Али в Александрии
Вид Александрии в 1830 г.

При поддержке держав Греция завоевала независимость и стала первой балканской страной, освободившейся от турецкого господства. Наряду с греками на этот путь вступили другие балканские народы, шаг за шагом из­гоняя турок из Европы. Ещё в 1812 г. Россия присоединила к себе северную половину княжества Молдовы — Бессарабию. Вскоре восставшие сербы до­бились для своей страны внутренней самостоятельности. Важнейшей вехой в истории освободительного движения на Балканах стала Русско-турецкая война 1828—1829 гг., в результате которой Сербия и Дунайские княжества Валахия и Молдова получили автономию. В 1830 г. Франция приступила к за­воеванию Алжира, в результате чего турки потеряли своё первое владение в Северной Африке. В Азии ещё в начале XIX в. они утратили грузинские земли и Абхазию, присоединившиеся к России. Англо-индийские власти взя­ли под свой контроль выход из Персидского залива, захватили часть аравий­ского побережья и прилегающие острова, в 1839 г. заняли важнейший порт Аден, расположенный при выходе из Красного моря в Индийский океан.

Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Османская империя в конце XVIII — первой трети XIX в. (карта)

В 1831-1833 гг. Мухаммед-Али завоевал Сирию, Ливан, Палести­ну, создав большое арабское государство, представлявшее угрозу для всей Османской империи. Эти события породили первый Египет­ский кризис в международных отношениях, которым воспользова­лась Россия, чтобы усилить своё влияние в Стамбуле. Османская им­перия становилась всё более зависимой от иностранной торговли. В отношениях с западными державами сохранялся режим «капиту­ляций», то есть специальных соглашений, предоставлявших ино­странцам широкие торговые привилегии. Англо-турецкая торговая конвенция 1838 г. и соглашения с другими странами ещё шире от­крыли турецкие рынки для иностранных товаров. По свидетельству очевидца, «вся торговля Турции находится в руках иностранцев, об­разующих под покровительством законов их собственной страны столько же отдельных государств в этом государстве». В 1839 г. турки попытались наказать непокорного Мухаммеда-Али, который отка­зался признать условия англо-турецкого договора, но потерпели со­крушительное поражение. С этого момента начался

второй Еги­петский кризис, разрешившийся благодаря вмешательству европейских держав. Сирия и другие арабские страны Азии вернулись под власть турок, Мухаммед-Али сохранил в своём владении только Египет и Судан и вновь признал себя турецким вассалом. Тем не менее, Египет сохранил особое положение в составе Османской импе­рии, арабский язык оставался государственным, продолжался подъ­ём египетской культуры. Рост спроса на хлопок на мировом рынке способствовал развитию экономики Египта.

На этой странице материал по темам:
  • Доклад борьба египта за независимость

  • Какие факторы свидетельствуют о распаде османской империи в первой полов 19 века

  • Какие территории османской империи стали независимыми государствами

  • Борьба египта за независимость 19 век

  • Борьба египта за независимость история 19 век

Вопросы по этому материалу:
  • Какие мероприятия Мухаммеда-Али способствовали превращению Египта в государство, практически независимое от власти турецкого падишаха?

  • Какие факторы свидетельствовали о распаде Османской империи в первой половине XIX в.?

  • Какие территории Османской империи стали независи­мыми государствами, а какие превратились в европейские колонии?

doklad-referat.ru

История Османской империи

Многонациональная Османская империя — одна из крупнейших неколониальных империй с преимущественно оседлым населением, создавшим одну из величайших культур II тысячелетия н.э.

Как и империей Габсбургов, ею длительное время управляла одна династия: семейство Османов сохраняло трон на протяжении 644 лет — с 1280 по 1924 г. В течение этого периода империя была срединным государством на Евразийском континенте, в то время как на Западе властвовали Габсбурги (1273-1918), а на Востоке — маньчжурская династия Цин (1644-1911). Подобно любой многонациональной империи донационалис-тической эпохи, она состояла из различных «неравноценных» частей. Но чтобы ее понять, бессмысленно анализировать эти части. Как писал великий мистик Мевлана Джелаледдин Руми, живший в Конье в XIII в., если слепых познакомить с животным, которого они не знают, например со слоном, то один из них, потрогав хобот, подумает, что это труба, другой, ощупав ногу, скажет, что это столб, а третий, положив руку на его спину, придет к заключению, что перед ним трон.

Турецкая, греческая, армянская, арабская, еврейская, балканская, средневосточная, мусульманская, христианская истории в отдельности не могут дать представления об этой империи в целом. К сожалению, османскую историю часто путали с турецкой. Как и в случае с ее предшественницей Восточной Римской (Византийской) империей, которую на Западе в то время предпочитали именовать Греческой, Османскую империю неправильно называли Турецкой, и османы, подобно византийцам, не соглашались с таким названием своего отечества. Эти искаженные представления в XIX-XX вв. были подхвачены турецкими националистами, которые просто хотели включить в состав своей национальной истории период многонационального государственного устройства.

Империя по определению многонациональное образование. Она — предшественник современной федеративной системы. Национальной империи не бывает. Организация любой империи требует развития двух противоположных сил: одной, стремящейся к единству, и другой, стремящейся к разнообразию. Необходимой формулой является единство в разнообразии. Всякое нарушение этой формулы как в направлении утрированной централизации, так и в направлении излишней децентрализации приводит к разрушению имперского или федеративного здания. Гегель писал: «Персы покорили многие народы, однако они уважали их особенности: следовательно, их царство может быть уподоблено империи».

Так, терпимость означает для империи вопрос жизни или смерти и не имеет ничего общего с достоинствами ее главы или господствующего народа. Турецкий султан Мехмед Завоеватель исповедовал терпимость того же рода, что и грек Александр Великий, а значит, они оба испытали на себе основной закон выживания империй. Нарушение формулы влечет за собой гибель империи независимо от достоинств ее правителей. Доблестные монархи Селим III или Мехмед II в период между 1789 и 1839 г. боролись за спасение империи; однако это не дало результата, поскольку законы упадка не подчиняются воле людей, которые в силах отсрочить, но не предотвратить его.

В свете вышеизложенного мы видим, насколько абсурдна колоссальная мифология, заполонившая с XIX в. балканскую историографию, а в XX в. — арабскую, и полностью исказившая историю империи оправданием крайнего национализма. Следуя ей, любой историк от Белграда до Багдада должен превратиться в пропагандиста национализма под страхом обвинения в измене родине. Однако своим почти семивековым существованием Османская империя доказала, что долгое время она уважала формулу необходимой терпимости. Тем не менее два ее народа имели особое значение: турки и греки. Со временем они подчинили себе другие народы империи. В период упадка многонациональное равновесие было нарушено, но уже в XVIII в. структура государства османов начала приобретать черты диархии*, напоминавшей австро-венгерскую диархию империи Габсбургов.

В результате такой эволюции возникли три примитивных «картинки»: 1) Запад представлял себе Османскую империю как воинственное государство — турецкое, азиатское и варварское, накинувшее ярмо на цивилизованные христианские народы Европы, которые желали лишь одного: разрушить империю и освободиться из-под турецкого ига; 2) местные нетурецкие народы, христиане и мусульмане, относились к империи как к чисто турецкому господствующему государству, препятствующему осуществлению их национальных чаяний, а греки добавили к этому свое стремление заменить турецкое государство греческим на всем пространстве Османской империи; 3) все это привело к тому, что мусульманское турецкое население стало считать империю исключительно турецким творением, порождением турецкого духа, которое попало под разрушительное влияние местного нетурецкого населения, христиан и мусульман.

Общим знаменателем этих невзыскательных представлений стало распространившееся по всему миру мнение об Османской империи как о сугубо милитаристском турецком государстве. Ученые- ориенталисты второй половины XIX — первой половиной XX в. рассматривали его как государство варварское или, по крайней мере, не созидательное, а затем, во второй половине XX в., по воле забавного переворота в трактовке исторических событий, все чаще сходились во мнении, что Османскую империю следует относить к высоко-цивилизованным государствам.

histerl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *