Карибский кризис | Уроки истории XX век

«Политика мирного сосуществования» – сложная форма противодействия Западу, была одной из основ внешней политики СССР во второй половине 50-х – начале 60-х годов. В основу этой политики было положено последовательное чередование нажима и угроз с уступками и компромиссами.

Противостояние между СССР и США вошло в историю под названием «холодная война». Это противостояние подразумевало столкновение интересов в различных регионах мира, которое порой грозило перерасти в настоящую войну с применением оружия. Такая политика нередко приводила к кризисам во взаимоотношении с Западом, что ставило мир на грань войны.

Пик противостояния между США и СССР пришёлся на 60-е годы, здесь были и подавление венгерского восстания в 1956 г.¸ и уничтожение американского самолёта-разведчика над территорией СССР и берлинский кризис 1961 и карибский кризис 1962. Несмотря на визит Хрущёва в США в 1959 г, когда многие заговорили о разрядке отношений, стороны вновь столкнулись в связи с упомянутыми выше событиями.

Также не увенчалась успехом и встреча руководителя СССР в Вене с новым президентом Д. Кеннеди: стороны не смогли прийти к компромиссу относительно статуса Берлина. Последующие события – возведение берлинской стены, отмена моратория на ядерные испытания – показали, что стороны далеки от компромиссов и что эскалация напряжённости в любой момент может выйти на более высокий уровень.

Новым местом противостояния СССР и США стала Куба. Там после революции 1959 года к власти на смену проамериканскому режиму Фульхенсио Батисты пришли революционеры во главе с Фиделем Кастро. Последний сразу же заявил о социалистическом характере революции, тем самым будто подтолкнув СССР к поддержке Кубы. Однако один из первых визитов после победы революции Кастро совершил в США, надеясь установить с ними добрососедские отношения. Однако власти США в лице президента Д. Эйзенхауэра отказались с ним встречаться. По возвращению Кастро принимает ряд мер, направленных «против засилья американцев»: всё, что принадлежало американским гражданам, было национализировано. В ответ США ввели эмбарго на вывоз сахара и ввоз нефти. Куба обратилась за помощью к СССР. В 1962 году Советский Союз признал социалистический характер развития Кубы, тем самым принимая обязательства по защите острова от «империалистических амбиций» США.

Первоначально у советского руководства не было планов по размещению ракет, однако в дальнейшем такая идея обосновывалась тем, что присутствие ракет средней дальности в непосредственной близости от США могло повлиять на американцев и сделать их сговорчивыми по ряду вопросов, прежде всего по Берлину. Основной задачей была быстрая и незаметная установка ракет на Кубе. В ответ на постоянные просьбы Кастро о военном присутствии СССР на острове из за боязни новых возможных агрессий со стороны США Совет обороны 21 мая 1962 г. постановил разместить военных на территории Кубы. Планировалось, что группа советских войск на Кубе (ГВСК) будет насчитывать несколько тысяч человек, включая танки, самолёты. Военным и МИД было поручено организовать максимальную секретность при перемещении ракет. Была разработана операция прикрытия «Анадырь» – активизация войск СССР на Чукотке с целью отвлечь внимание США. Однако она не принесла результатов, т.к. благодаря самолётам-разведчикам американцы имели всю информацию о происходящем на Кубе.

На совещании «Исполнительного комитета Совета Национальной безопасности США» рассматривались три варианта решения ситуации: морская блокада, вторжение военного контингента на остров, уничтожение ракет с воздуха. Президент Кеннеди объявил о «карантине» – введении морской блокады Кубы, а также высказал требования о немедленном демонтаже и вывозе ракет. Проблему пытались решить на заседании Совбеза ООН. Кроме того, на совещании у президента США всерьёз рассматривался и вопрос о нанесении удара по Кубе с целью уничтожения пусковых установок. Однако после получения новых снимков от разведки стало ясно, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, а это в случае американского удара привело бы к войне. Более того, Кеннеди опасался, что в случае вторжения удар со стороны СССР может затронуть и Берлин, а этого он допустить не мог. Окончательное решение о «карантине» было принято после переговоров с министром иностранных дел СССР А. Громыко, когда были полученные новые данные, подтверждающие наличие ракет и эскадрильи самолётов СССР на Кубе.

Введение карантина означало, что любые суда в зоне 500 морских миль от острова будут досматриваться кораблями ВМФ США и в случае сопротивления – топиться. СССР пошёл на уступки, часть кораблей получила приказ взять обратный курс и возвращаться.

В тоже время на заседании ООН также развернулась полемика между советским и американским представителем по поводу размещения ракет. Обмен воинственными посланиями не принес результата, но в конце концов Хрущёв решился пойти на компромисс – демонтаж ракет в обмен на гарантии безопасности Кубы со стороны США с сохранением режима Кастро.

Ночь на 27 октября 1962 вошла в историю как «чёрная суббота» – в этот день над территорией Кубы был сбит американский разведывательный самолёт, пилот погиб. Несколько других самолетов были обстреляны зенитными орудиями. Военные советники Кеннеди требовали от него начать операцию по вторжению на остров.

В конце концов, в ходе обмена посланиями в октябре 1962 СССР согласился на демонтаж ракет и вывод военных специалистов в обмен на вывод американских ракет из Турции.

Начался вывоз ракет. Он занял 3 недели, после чего Кеннеди дал приказ о снятии американских ракет с боевого дежурства в Турции. При этом Кастро не был поставлен в известность и узнал о происходящем постфактум.

Подведём итоги. Карибский кризис продолжался 38 дней. Мир находился на грани войны и уничтожения. Разрешение ситуации вокруг Кубы поставило в неловкое положение СССР, который, спровоцировав кризис, тем не менее, не смог с достоинством из него выйти. Престиж страны и лично Хрущёва упал. Многие историки утверждают, что это дипломатическое поражение послужило в дальнейшем одной из причин свержения его руководства. Много недовольных было также и в США (в особенности, среди военных, которые посчитали отказ от вторжения равносильным поражению США). Кастро считал вывод ракет предательством со стороны СССР.

Разрешение кризиса дало толчок новому периоду разрядки в напряжённости международных отношений. Стремление в дальнейшем предотвратить опасность войны проявилось в организации прямой линии связи между Кремлём и Белым домом.

В странах Запада также усилились антивоенные выступления. Были подписаны международные договоры об ограничении испытания и размещения оружия массового поражения. Также ясно определились сферы влияния США и СССР – СССР стремился поддерживать те страны, где побеждал социализм, тем самым вызывая определённую реакцию у США и их союзников. Кроме того, кризис подстегнул развитие некоторых отраслей военной промышленности (морские, ракетные), которые до этого были «заброшены» в пользу ядерного оружия.

Литература, ссылки, источники:

1. Освещение Карибского кризиса в советской историографии:

— Громыко А. «Карибский кризис» // «Вопросы истории» — М., 1971, № 7 – 8. (электронная версия статьи в интернете)

— Интерпретация событий вокруг Кубы на советском телевидении осенью 1962 г.
http://www.youtube.com/watch?v=9rTle4hpKQY

2. Российская историография:

— А. Фурсенко. Адская игра – М,. 1999 // Электронная версия на сайте http://www.hrono.ru/libris/lib_f/pred.html

— Д. Корнейчук. Кубинская авантюра.

— С. Свилас. Историография и источники по истории Карибского кризиса // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2002, № 4 (эл. версия).

3. Освещение событий современными американскими историками:

— Jerry Goldman and Giel Stein. The Cuban Missile Crisis, October 18-29, 1962» // «History and Politics Out Loud, 2002 (доступна на сайте-статья основана на анализе радиовыступлений американского руководства и содержит аудиофайлы с этими записями).

— Подробная статья Джеймса Хансена на сайте Central Intelligence Agency, содержит много интересных ссылок по теме и фотографий.

4. Документальные источники:

— Телевизионное выступление президента США Д.Ф. Кеннеди 22 октября 1962 г.:

(текстовый перевод этого выступления доступен по ссылке)

 

— Письмо Н. Хрущёва Д.Ф. Кеннеди 27.10.1962 – электронная копия документа на сайте Библиотеки Конгресса США; текстовая версия.

5. Фильмография:

— Роджер Дональдсон. Художественный Фильм «13 дней» о Карибском кризисе. 2000 год.

 

Павел Андриевский

urokiistorii.ru

Карибский кризис

01 дек 2017
Подробности
Просмотров: 838

Грибообразное облако, у которого вместо пылевой ножки водяной столб. Справа на столбе видна прореха: линкор «Арканзас» (англ. USS Arkansas [BB-33]) закрыл собой выброс брызг. Испытание «Бэйкер», 25 июля 1946 года

Ночные переговоры в «черную субботу» спасли мир от гибели

Никогда человечество не было так близко к самоуничтожению, как в начале 1960-х годов. Взаимное недоверие и непомерные амбиции политиков СССР и США привели мир к порогу третьей мировой войны — две супердержавы, до зубов вооруженные самым современным оружием, готовы были сойтись в смертельной схватке друг с другом. Как водится, каждая из сторон конфликта обвиняла оппонентов и пыталась утаить подробности возникновения и разрешения Карибского кризиса, хоть с тех пор и минуло более полувека.

Мир на два не делится

Вторая мировая война имела своим итогом не только поражение нацистской Германии, но и полное смещение полюсов мировой политики. Проигравшие, понятное дело, были наказаны и от принятия решений отстранены. Но и победители не все пережили войну без потерь. Великобритания и Франция, по большому счету, перестали быть великими державами. На первые роли вышли США и СССР.

За каждой из сверхдержав стояли огромные экономические возможности, передовые достижения современной науки и первоклассные, отлично вооруженные и прошедшие фронтовую выучку армии. Более того: каждая из сторон опиралась не только на оружие и союзников, но и на собственную идеологическую систему.

Очень быстро были забыты союзнические отношения времен антигитлеровской коалиции, и политики окунулись в новое противостояние, получившее название «холодная война». Суть ее, по большому счету, сводилась к стремлению американского и советского руководства переделать мир под свои идеологические установки.

Очень скоро практически не осталось нейтральных стран, которые можно было бы вовлечь в орбиту своего влияния, и политикам с генералами пришлось засесть за географические карты. Холодная война теперь заключалась не только в гонке вооружений и пропагандистских кампаниях, но и во вмешательстве в конфликты по всему миру.

Но союзников мало завоевать, их нужно уметь защитить и доказать, что именно твоя защита будет наиболее эффективной.

Надо сказать, что обе стороны отличались совершенно несуразными запросами. Так, США и их ближайший союзник Великобритания устами своих первых лиц заявили, что их отношения с СССР должны строиться на условиях «непременного военного превосходства стран, в которых говорят на английском языке». Сталин ответил требованием предоставить территорию под военные базы на Босфоре и Дарданеллах. Это все было осуществимо не более, чем мировая революция, но первые настроили против себя Латинскую Америку, а вторые — Турцию, Италию и Францию.

В дальнейшем проекты становились все скромнее, да к тому же США утратили монополию на ядерное оружие и вынуждены были с оглядкой относиться к его возможному применению.

К тому же СССР одерживал одну моральную победу за другой. Рушились колониальные империи, все больше «африканских друзей», соблазненные советскими подарками, выбирали социалистический путь развития. В ряде отраслей военного производства американцы начали проигрывать СССР.

К концу 1950-х годов ряд американских политиков и военных пришли к выводу, что ядерная война в современных условиях становится нереальной, а с Советским Союзом надо договариваться о разделе сфер влияния. Увы, они оказались в меньшинстве. Советский генсек Хрущев, поначалу настроенный миролюбиво, тоже посчитал, что делить мир на двоих не имеет смысла, и перешел к угрожающим действиям.

«Кузькина мать» и «берег турецкий»

К 1960 году США располагали значительным преимуществом (в основном количественным) в стратегических ядерных силах. Американцы имели на вооружении примерно 6000 боеголовок, а СССР — не более 300. К 1962 году на вооружении США находилось более 1300 бомбардировщиков, способных доставить на территорию СССР около 3000 ядерных зарядов.

Кроме того, на вооружении США стояли 183 межконтинентальные баллистические ракеты «Атлас» и «Титан» и 144 ракеты «Поларис» на девяти атомных подводных лодках типа «Джордж Вашингтон» и «Этэн Аллен». Советский Союз имел возможность доставить на территорию США около 300 боезарядов, в основном с помощью стратегической авиации и МБР Р-7 и Р-16.

Последние были единственной головной болью Пентагона, так как имели некоторое преимущество над американскими МБР. На бомбардировщики у штатовских стратегов надежды было мало, так как советские истребители-перехватчики конкурентов в небе не имели. Плюс ко всему 30 октября 1961 года СССР провел испытания самой мощной (51,5 мегатонны) термоядерной бомбы в истории человечества — АН602, известной также как «Царь-бомба» и «Кузькина мать». Это означало, что СССР получил технологию, позволяющую производить ядерный боезаряд любой мощности. Теперь на 3000 зарядов противник мог ответить парой-тройкой зарядов, но убойной силы.

В ответ американцы разместили в Турции, в районе Измира, пятнадцать ракет средней дальности «Юпитер» с ядерными боеголовками. Это был настоящий прорыв-теперь под ударом находились города европейской части СССР, его главные промышленные районы, ключевые военные объекты. Подлетное время (около десяти минут) делало «Юпитеры» убийственным аргументом.

Хрущев посчитал этот шаг личным оскорблением. В 1962 году, находясь в Болгарии, ему пришла в голову идея осуществить ответный ход. Один из руководителей Болгарии, указав в сторону Черного моря, поинтересовался у генсека, что тот может сделать с американскими ракетами, расположенными на другом берегу. Тогда Хрущев и подумал о Кубе.

Первоначально к режиму Фиделя Кастро, который пришел к власти 1 января 1959 года, в СССР относились скептически. Бородатых революционеров считали чем-то вроде безыдейной шпаны, позорящей коммунистические идеалы.

К тому же давние и прочные связи США и Кубы в экономике оставляли мало шансов для эффективного вмешательства СССР. Да и сам Кастро не очень-то хотел попасть в зависимость от Советского Союза. Американцы сами испортили отношения с Островом свободы, попытавшись высадиться там в апреле 1961 года и реставрировать режим Батисты. Кастро понял, что нуждается в защите.

АН602 («КУЗЬКИНА МАТЬ»)

Советская термоядерная бомба. Разработана группой физиков-ядерщиков под руководством Игоря Курчатова (Сахаров, Адамский, Бабаев, Смирнов, Трутнев). Сброшена с бомбардировщика Ту-95В 30 октября 1961 года с высоты 10 500 метров на Новой Земле. Подрыв осуществлен на высоте 4200 метров. Мощность взрыва заметно превысила расчетную (51,5 мегатонны) и составила от 57 до 58,6 мегатонны в тротиловом эквиваленте.

Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отраженная ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ядерный гриб поднялся на высоту 67 километров.

Гриб после взрыва

Для поднятия мощности взрыва еще на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы (являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и предполагалось первоначально.

Лидер СССР Никита Хрущев пристально следил за разработкой «Царь-бомбы», делая на нее ставку в противостоянии с Западом. С 1959 года до испытаний он несколько раз проговорился о готовящихся испытаниях, обещая «показать Кузькину мать»: в 1959 году — вице-президенту США Никсону во время американской национальной выставки в Сокольниках, в 1960 году — с трибуны Генеральной ассамблеи ООН. После успешных испытаний название «Кузькина мать» прочно приклеилось к советской ядерной программе в западных источниках.

Операция «Анадырь»

20 мая 1962 года Хрущев обсудил идею размещения на Кубе ядерных ракет с Микояном, Малиновским и Громыко. Против выступил только Микоян. Уже 29 мая советская делегация была в Гаване и встречалась с Фиделем и Раулем Кастро. Фидель попросил на раздумья всего сутки. Известно, что 30 мая он советовался с Эрнесто Че Геварой. Достоверно содержание их разговора неизвестно, но, судя по всему, Че советовал кубинскому лидеру не принимать предложение. Однако уже в тот же день Кастро согласился принять советский контингент с ракетами.

Никита Хрущев и Фидель Кастро

Предполагалось направить на Кубу группу советских войск из пяти подразделений ядерных ракет (трех Р-12 и двух Р-14), вертолетный полк Ми-4, четыре мотострелковых полка, два танковых батальона, эскадрилью МиГ-21, сорок два легких бомбардировщика Ил-28, два подразделения «крылатых» ракет с ядерными боеголовками 12 Кт с радиусом действия 160 км (РК «Луна»), несколько батарей зенитных орудий, а также двенадцать установок С-75 (144 ракеты) и группировку ВМФ СССР: 2 крейсера, 4 эсминца, 12 ракетных катеров «Комар», 11 подводных лодок (из них 7 — с ядерными ракетами). Всего на остров планировалось отправить 50 874 военнослужащих.

Командовать группировкой был назначен генерал армии Исса Плиев, а руководить переброской поручили маршалу Баграмяну. Название операции должно было ввести американскую разведку в заблуждение. Кроме того, все участники до последнего момента не знали, куда их отправляют. Официальная версия гласила — на Чукотку. К портам целыми составами свозили полушубки и валенки, а капитаны кораблей должны были вскрыть конверты с маршрутами в открытом море при замполитах.

В сентябре группировка была на Кубе и приступила к развертыванию, но американцы все же заподозрили неладное. Облеты острова разведывательной авиацией стали проводиться до шести раз в сутки, и 16 октября 1962 года на стол президента США Кеннеди легли фотографии, однозначно свидетельствующие: на Кубе развернуты советские баллистические ракеты Р-12.

На грани войны

Кеннеди сразу же созвал совещание. Военные настаивали на немедленном вторжении и нанесении бомбовых ударов по позициям советских ракетчиков, уверяя, что СССР не пойдет на открытый конфликт на Кубе. Кеннеди полагал, что агрессия в Карибском море вызовет ответ в Европе, и предлагал прибегнуть к дипломатическим шагам. В результате было выработано компромиссное решение: морская блокада Кубы и ультиматум руководству СССР.

В Белый дом был вызван посол СССР в США Добрынин. В ходе беседы стало понятно, что он ничего не знает о военных приготовлениях на Кубе. Ничего не знал о планах руководства и советский представитель в ООН Зорин.

С блокадой возникли проблемы: по международным нормам она считалась бы актом агрессии, в то время как размещение на Кубе (да и в Турции) ракет было абсолютно законным. Американцы все же начали ее под названием «Карантин». В ответ Хрущев написал довольно агрессивное письмо Кеннеди, в котором выражал решимость продолжать начатый курс до конца, а заодно привел в повышенную боевую готовность войска Варшавского договора.

Кеннеди приказал стянуть во Флориду ударную армейскую группировку и объявил предпоследний уровень боевой готовности DEFCON-2 — единственный раз в американской истории.

И тут Хрущев неожиданно сделал разворот в политике на 180 градусов. Существует легенда, согласно которой он приглашал для консультации известного гипнотизера и «чтеца мыслей» Вольфа Мессинга. Способность последнего видеть сквозь время, как и сама такая встреча, подвергаются сомнению. Но объяснение, согласно которому Мессинг предсказал неминуемую ядерную войну, если Хрущев не уступит Кеннеди, звучит красиво.

План Сахарова

Известный советский физик Андрей Сахаров, активно работавший в атомных проектах, предостерегал Хрущева от втягивания в дорогостоящую гонку вооружений. Вместо этого он предлагал разместить у морских границ США серию 200- и даже 500-мегатонных термоядерных зарядов. По мнению Сахарова, это должно было остудить пыл консервативных кругов в Соединенных Штатах.

«Черная суббота»

Так или иначе, но Хрущев собрал новое совещание, на котором предложил убрать ракеты в обмен на гарантии США оставить Кубу в покое. Брежнев, Косыгин, Козлов, Микоян, Пономарев и Суслов поддержали генсека, Громыко и Малиновский воздержались. 26 октября Хрущев написал новое письмо американскому президенту. «Нам с вами не следует сейчас тянуть за концы веревки, на которой вы завязали узел войны», — сообщал советский лидер.

В Белом доме не поверили ни одному слову, хотя параллельно с предложениями о переговорах на американцев стали выходить по каналам разведки. Кеннеди вообще решил, что в СССР произошел государственный переворот, а письмо писал уже не Хрущев.

Насколько близок был мир к третьей мировой войне, стало ясно, когда над Кубой был сбит американский самолет-разведчик U-2. Этот день впоследствии назвали «черной субботой». Военные уговаривали Кеннеди немедленно начать вторжение. Но ночью Добрынин встретился с братом американского президента Робертом Кеннеди и заверил его, что советские мирные инициативы — не розыгрыш.

Переговоры проходили в спешке. Уже 28 октября Хрущев отдал приказ Плиеву начать демонтаж стартовых площадок Р-12. Три недели ушли на вывод ракет с Кубы. 20 ноября американцы сняли блокаду и гарантировали СССР свое невмешательство в кубинские дела. А еще через несколько месяцев США сняли с боевого дежурства «Юпитеры», о которых в суматохе все чуть не забыли. Правда, сделали они это не в качестве уступки, а потому, что эта ракетная система устарела.

Кто вышел из Карибского кризиса победителем, однозначно сказать нельзя. Кубинское руководство расценило компромисс как предательство. Начальник штаба ВВС США генерал Лемей назвал отказ от вторжения самым худшим поражением Америки. Хрущеву тоже припомнили его «разворот» через несколько лет, когда снимали с должности. Но вряд ли кто-то всерьез сожалеет о том, что война в те октябрьские дни прошла стороной.

РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЕ АРСЕНАЛЫ СССР И США
СССР
Р-7
Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета. Главный конструктор — Сергей Королев. Двухступенчатая. Масса носителя — 170 т. Масса отделяемой головной части — 3 т. Запуск с заранее подготовленной стационарной стартовой площадки. Принята на вооружение в 1960году, снята с вооружения в 1969 году. Дальность — 8000 километров (после доработки 11 000 километров). Точность — в пределах 10 км. Мощность термоядерного заряда — 3 Мт.
Р-16
Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Двухступенчатая. Разработчик — КБ «Южное». Длина — 34,3 м, диаметр — 3 м, стартовая масса -141,5 т, Запуск с заранее подготовленной стационарной стартовой площадки. Принята на вооружение в 1962 году. Снята с вооружения в 1977 году. Дальность-13 000 километров. Точность — 2,7 километра. Мощность термоядерного заряда — 3-6 Мт.
Р-14
Советская баллистическая ракета средней дальности. Главный конструктор — Михаил Янгель. Длина — 23,4 м, диаметр — 2,4 м, стартовая масса — 87 т. Максимальная высота траектории — 570 километров, максимальная скорость — 5200 м/с. Запуск с наземной стартовой площадки. Принята на вооружение в 1961 году. Снята с вооружения в 1987 году. Дальность-4500 километров. Точность — до 5 км. Мощность термоядерного заряда — 2,3 Мт.
США
PGM-19 Jupiter
Баллистическая ракета средней дальности. Главный конструктор — Вернер фон Браун. Длина — Длина: 18,3 м, диаметр — 2,67 м, стартовая масса — 49 353 кг. Максимальная высота траектории — 660 км, максимальная скорость — 5140 м/с. Запуск с мобильной стартовой установки.
Дальность — 2400 километров. Точность (предельное отклонение) — 1500 метров. Мощность термоядерного заряда -1,44 Мт.
«АТЛАС»
Первая в мире принятая на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета. Разра-ботчик — «Атлант корпорейшн». Длина — 22,9 м, диаметр — 3,05 м, стартовая масса -118 т. Запуск с заранее подготовленной стационарной стартовой площадки. Принята на вооружение в 1959 году. Снята с вооружения в 1965 году. Дальность — 10 200 километров. Точность — 0,6-1,2 км. Мощность термоядерного заряда — 1,45 Мт (SM-65D), 4,45 Мт (SM-65E/F).

Источник: Журнал-Военная История

Для того, чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.

eratayn.com

Карибский кризис

Предпосылки Карибского кризиса и цели сторон.

В феврале 1959 г. к власти на Кубе пришли антиамериканские левые силы во главе с «Движением 26 июля» под руководством Фиделя Кастро и Абеля Сантамарии. Они стремились поднять страну из нищеты, значительно ослабить зависимость кубинской экономики от США. Перед революцией на Кубе в период правления последнего диктатора Батисты (1952-1958) на долю американских корпораций приходилось 40% производства сахара, им принадлежало до90% крупных пастбищ и выгонов для скота, 80% предприятий общественного питания, основные разработки полезных ископаемых. Общая сумма американских вложений на Кубе оценивалась в 1 млрд. долларов.

В мае 1959 г. Кастро обнародовал первый закон о земельной реформе, ликвидировавший местные латифундии и крупные иностранные землевладения, что серьезно подорвало американские интересы, связанные с выращиванием тростника и производством сахара. Вслед за этим обе страны приняли ряд экономических санкций друг против друга. В 1960 г. Кастро национализировал крупные земельные владения, банки, промышленные предприятия. США установили запрет на ввоз кубинского сахара и вывоз американских товаров на Кубу. За ними последовали военные меры. 17 марта 1960 г. президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о подготовке отрядов кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу.

На помощь Кубе пришел Советский Союз, рассчитывавший заручиться союзником в Западном полушарии. Советский Союз оказывал Кубе финансовую и дипломатическую помощь. Еще в январе 1959 г. правительство СССР заявило о признании правительства Республики Куба, а в мае 1960 – официально восстановлены дипломатические отношения. СССР закупил половину всего урожая сахара и предоставил кредит в размере 100 млн. долларов. В феврале 1960 г. между СССР и Кубой было заключено соглашение о товарообороте и платежах. Оно предусматривало ежегодную закупку СССР 1 млн. тонн кубинского сахара с последующей оплатой, как валютой, так и необходимыми для нормального функционирования кубинской экономики товарами, прежде всего нефтепродуктами.

3 января 1961 г. США разорвали дипломатические отношения с Кубой, и на острове обосновались тысячи советских технических специалистов и военных советников. В конце 1960 г. СССР начал поставлять современное бронетанковое, артиллерийское и минометное вооружение, некоторые виды стрелкового оружия.

Новый президент США Джон Кеннеди поддержал идею свержения кубинского лидера руками кубинских беженцев, специально подготовленных для этого в гватемальских лагерях. Кубинским пилотам были предоставлены американские самолеты, но было запрещено любое прямое вмешательство американских войск, как на земле, так и на воздухе.

В апреле 1961 г. президент США Дж. Кеннеди, осуществляя операцию, спланированную администрацией Эйзенхауэра, поддержал попытку кубинских беженцев вторгнуться на остров т свергнуть режим Ф. Кастро. 17 апреля кубинские эмигранты высадились в заливе Качинос на Плая-Хирон. Эта экспедиция закончилась поражением десанта.

В конце 1961 г. кубино-американский конфликт начал перерастать региональные рамки. По инициативе США в январе 1962 г. для «защиты межамериканской системы от происков коммунизма» Куба была исключена из Организации американских государств (ОАГ) и ее специализированных организаций. Ряд латиноамериканских стран разорвали дипломатические отношения, ввели эмбарго на торговлю с Кубой.

В мае 1962 г. руководство СССР приняло решение создать Группу советских войск на Кубе (ГСВК), в состав которой входили ракетная дивизия, оснащенная ракетами Р-14 и Р-12, две зенитные дивизии, истребительный авиационный полк, четыре мотострелковых полка, ракетный полк «Сопка» и бомбардировщики Ил-28. Кроме того, предполагалось в состав ГСВК ввести эскадру подводных лодок, из них 7 ракетных и эскадру надводных кораблей, среди которых было два ракетных эсминца.

Географическое положение Кубы делало ее весьма привлекательной для Советского Союза с военно-стратегической точки зрения. Размещение на острове даже оперативно-стратегических ракет позволяло угрожать практически всем крупным городам Соединенных Штатов. Это несколько выравнивало потенциалы «ядерного сдерживания» СССР и США. Таким образом, Москва надеялась обеспечить стратегический паритет с помощью географического фактора.

Американское руководство не могло допустить возникновения реальной военной угрозы Соединенным Штатам. Не устаивала их и потеря абсолютного превосходства в ядерном оружии и средствах его доставки. Правда, советник президента Т. Соренсен оценивал ситуацию следующим образом: «Не вызывает сомнений, что эти размещенные на Кубе ракеты, взятые сами по себе, на фоне всего советского мегатоннажа, который мог бы обрушиться на нас, не меняли стратегического баланса фактически…Но баланс мог бы существенно изменитьсяпо своей видимости. В вопросах национальной воли и мирового лидерства такие видимости влияют на реальность». Как пишет американский историк С. Амброуз, «самый серьезный кризис… разразился по вопросу о видимости. Мир подошел вплотную к тотальному уничтожению из-за вопроса о престиже».

Следует отметить и тот факт, что президент Кеннеди взял на себя миссию защиты интересов Запада в развивающихся странах, выдвинув концепцию «перехвата революции». Поэтому укрепление антиамериканского правительства на Кубе не вписывалось в политическую стратегию Соединенных Штатов.

Замысел Хрущева базировался на скрытном развертывании ГСВК на Кубе, с тем, чтобы поставить американское руководство перед свершившимся фактом. Летом 1962 г. на Кубу были переброшены ракеты класса «земля-воздух». Их сопровождали истребители МиГ-21, реактивные ядерные бомбардировщики Ил-28 и наступательные ракеты «земля-земля». На Кубу должно было быть поставлено 64 ракетных комплексов. К началу октября на остров прибыло 42 запланированных комплексов. В них входили ракеты малого радиуса действия «Луна», предназначенные защищать советские ракеты СС-4 и СС-5 от атак с воздуха.

Установка этих ракет впервые поставила Соединенные Штаты в положение, когда была непосредственная угроза их территории. США узнали об операции практически сразу после ее начала. На сделанное в адрес СССР заявление последовало заверение, что у Советского Союза нет намерений агрессивного характера, что он лишь укрепляет оборону Кубы.

Развитие кризиса.

Обычно кубинский кризис ограничивают тринадцатью днями – с 14 по 27 октября, то есть с момента, когда американская разведка запечатлела на фотографиях пусковую площадку и одну ракету, и до заключения американо-советского компромисса. Но это были, пожалуй, лишь самые острые дни одного из самых крупных конфликтов периода «холодной войны», когда сам кризис имел более продолжительный характер. Поэтому, выделяются три его фазы: скрытая, открытая и завершающая.

Скрытая фаза началась в первые дни сентября. В условиях разворачивающейся в США предвыборной кампании, было сделано официальное предупреждение о серьезных последствиях появления «организованных вооруженных сил на Кубе из любой страны советского блока или с русских военных баз». Конгресс США 26 сентября 1962 г. принял резолюцию, в которой прямо указывалось, что американцы «намерены помешать созданию или использованию на Кубе военного потенциала извне, представляющего угрозу безопасности Соединенным Штатам; совместно с Организацией американских государств поддержать стремление кубинского народа к самоопределению». Одновременно принимались меры военного характера. Уже 3 октября началось усиленное воздушное патрулирование прибрежных вод США с целью выявления советских подводных лодок и развертывание оперативного соединения ВМС США для осуществления морской блокады Кубы.

В этих условиях Светский Союз с одной стороны делал заявления, в котором предупреждал, что нападение на Кубу может означать начало военных действий. С другой стороны, пытался убедить американское руководство, что помощь Кубе преследует только оборонительные цели. Последнее заявление стало малоубедительным после сделанных американской разведкой фотографий пусковых установок.

Открытая фаза Карибского кризиса началась 22 октября. Дж. Кеннеди принял решение добиться полного устранения советского ядерного оружия с острова или дипломатическим путем или силой. В Вашингтоне решили, что меры должны быть приняты в течение ближайших дней, иначе, по данным американской разведки, за это время Советский Союз завершит установку своих ракет. Существовали различные точки зрения о характере этой акции. Во-первых, удары с воздуха по местам расположения ракет, во-вторых, широкомасштабное вторжение на Кубу. Но администрация Кеннеди осознавала опасность подобного шага, который мог привести к эскалации конфликта и ответному удару в Берлине, где тем временем развивался очередной кризис.

В связи с тем, что большая часть советского оружия еще шла морем, министр обороны Роберт Макнамара, которого поддержал министр юстиции, брат президента Роберт Кеннеди, предложил установить морскую блокаду («карантин»), чтобы не позволить кораблям достичь места назначения, и заставить Советский Союз убрать уже установленное оружие.

После длительных обсуждений план морской блокады был принят. В телеобращении к нации 22 октября президент Дж. Кеннеди разъяснил его общественности. Он заявил, что решение о морском карантине Кубы является лишь первым шагом, и будет дополнено требованием убрать ракеты с острова. Кроме того, он предупредил СССР не совершать контрвыпадов против Западного Берлина. С вечера 22 октября для всех вооруженных сил США, включая космические, вводилась боевая тревога.

В первом ответе Н. Хрущев повторил об оборонительном характере оружия и осудил блокаду.

Американское руководство добилось поддержки своего шага в НАТО и ОАГ. Началась подготовка воздушной блокады. Казалось, что столкновение будет неизбежным.

Критическим был вопрос, остановятся ли приближающиеся к Кубе советские суда, дойдя до той точки, на которой американский президент публично обязался их остановить. 24 октября два советских корабля достигли зоны блокады и остановились. Президент Кеннеди по предложению своего друга английского посла лорда Харлена сдвинул линию своих перехватчиков к югу, чтобы дать Советскому Союзу время на обдумывание.

Роковое столкновение предотвратил генеральный секретарь ООН У Тан, который вечером 24 октября в письме главам США и СССР предложил план урегулирования конфликта: Соединенным Штатам следовало отказаться от карантина, а Советскому Союзу – воздержаться от поставок наступательного оружия. Кроме того, он первым предложил Хрущеву приказать кораблям не переходить американскую линию перехвата. Хрущев дал согласие, и У Тан проинформировал об этом Кеннеди.

В Совете Безопасности Эдлей Стивенсон предъявил делегатам фотодокументы, подтверждающие угрозу, против которой действуют Соединенные Штаты.

Хрущев принял решение не принимать вызов. Ведущие корабли замедлили ход, а часть из них повернула назад. В дипломатической переписке между Хрущевым и Кеннеди, Хрущев заявил, что поставки будут прекращены, хотя они и являются оборонительной мерой. Если Соединенные Штаты пообещают не вторгаться на Кубу и снимут блокаду, СССР не усматривает необходимости своего присутствия на острове. В письме Хрущева, полученном в Белом доме 27 октября, советский лидер брал обязательство удалить с Кубы все наступательные ракеты в обмен на удаление американских ракет из Турции.

Но этот день 27 октября, когда в Вашингтоне обсуждались послания советского лидера, мог стать днем ядерной катастрофы. В этот день был сбит американский разведывательный самолет У-2, что моментально накалило обстановку на совещании в Белом доме. Президент США не поддержал предложение военных о немедленном авиационном ударе по Кубе и начале вторжения, что могло привести к эскалации уже ядерного конфликта. После совещания брат президента Р. Кеннеди посетил посольство СССР и заявил о готовности США и стран Западного полушария дать заверения о том, что вторжение на Кубу не состоится, при условии полного демонтажа советских ракет и прекращения строительства военных сооружений.

В ответном послании советского правительства, переданном открытым текстом по радио 28 октября (любое промедление увеличивало риск начала войны), подтверждалась готовность демонтировать ракеты в обмен на отказ вторжения на Кубу. На этом открытая фаза конфликта завершилась. Это означало, что советско-американский компромисс позволил завершить глобальный кризис в отношениях между СССР и США, но он не ликвидировал региональный конфликт.

Урегулирование Карибского кризиса и его уроки.

Послекризисное урегулирование сфокусировалось на решении трех проблем: оформлении гарантий ненападения на Кубу; контроль над выполнением советских обязательств о вывозе «наступательного оружия»; снятие «морского карантина» Кубы.

Переговоры продолжались несколько месяцев, но не привели к подписанию какого-либо официального совместного документа. Американская сторона отказалась документально закрепить свои обязательства не нападать на Кубу и не содействовать в этом кубинским эмигрантам, взятые в ходе переговоров. США согласились на визуальный контроль над вывозом с Кубы оружия, но при этом они добились отнесения бомбардировщиков Ил-28 к «наступательному оружию» и их эвакуации с острова. 20 ноября был снят «морской карантин», но облет судов, следовавших на Кубу, продолжался.

СССР добился в обмен на вывод своих ракет с Кубы, соответствующего вывода американских ракет из Турции.

Формально кризис завершился 7 января 1963 г., когда представители СССР и США на переговорах обратились к генеральному секретарю ООН с совместным письмом. В нем говорилось, что хотя не все проблемы удалось разрешить, тем не менее, степень договоренности, которой удалось достичь, позволяет исключить из повестки дня Совета Безопасности ООН вопрос о Карибском кризисе.

Столкновение в Карибском море поставило главных участников «холодной войны» лицом друг к другу, мир находился на грани возможной горячей войны. Вместе с тем, следует отметить, что руководство обеих стран не ставило задачу добиться победы любыми средствами, в том числе и военными. Ядерное устрашение использовалось для получения ограниченных политических выгод. Страх перед ядерной войной оказался сильнее собственных устремлений как одной, так и другой стороны.

Правда, отдельные исследователи отмечают, что кризис имел и серьезные негативные последствия долгосрочного плана. Советское руководство не могло забыть унизительной, как ему казалось, потери своего престижа, когда ему пришлось на глазах всего мира увозить ракеты с Кубы. Советские военные лидеры воспользовались этим для того, чтобы добиться новой большой программы наращивания ракетно-ядерных вооружений. Таким образом, Карибский кризис в определенной степени дал импульс новому витку гонки вооружений.

Вместе с тем, урегулирование Карибского кризиса было первым признаком изменения ситуации в мире, отхода от балансирования на грани войны, проявлением реализма со стороны советского и американского руководства. Именно после ликвидации этого кризиса начались практические поиски путей к общему ослаблению международной напряженности. Кризис заставил США вступить в диалог с Советским Союзом на паритетных началах.

Кризис потребовал пересмотра теорий ядерной войны. Была создана концепция «взаимно-гарантированного уничтожения» (ВГУ). Согласно этой теории, мир между Востоком и Западом может быть сохранен только в том случае, если каждая из сторон будет твердо знать, что она не сможет с первого удара уничтожить арсеналы ядерного оружия своего противника. После первого удара у него останется достаточное количество ракет, способных нанести ответный удар. Таким образом, соревновательный подход в международных отношениях в ядерную эпоху чрезвычайно опасен

Главным итогом и уроком кризиса является осознание сверхдержавами своей уязвимости и зависимости друг от друга. Стало ясно, что угрозой третьей мировой войны шутить нельзя. Правительства обеих стран никогда больше не допускали в своих отношениях таких опасных кризисных ситуаций. В 1963 г. была установлена «горячая линия» между Кремлем и Белым домом, чтобы избежать просчетов в будущем. Первоначально это был обычный телетайп, который позднее был усовершенствован.

В ходе устранения Карибского кризиса наметились контуры урегулирования региональных конфликтов при участии Организации Объединенных Наций.

Эволюция внешнеполитических доктрин и концепций США в 50-60 е гг.

После очередных президентских выборов в США кресло в Белом доме в январе 1953 г. занял республиканец Д. Эйзенхауэр. Внешнеполитическое ведомство возглавил Дж.Ф.Даллес, который был автором республиканской внешнеполитической платформы и инициатором основных ее положений об освобождении порабощенных народов и необходимости оказания давления на СССР. Государственному секретарю были представлены президентом все полномочия формулирования внешней политики страны, включая право проявления инициативы в этой области от имени американского правительства.

Даллес провозгласил отказ от политической доктрины «сдерживания» и замену ее «более динамичной» политикой «освобождения порабощенных стран от коммунистического гнета», получившей название — «отбрасывания коммунизма».

Еще в ходе предвыборной кампании 1952 г., выступая перед членами Американского легиона, Эйзенхауэр призвал к «освобождению» мирным путем стран, подпавших под «коммунистическую тиранию». Несколько позднее, выступая в г. Буффало, Даллес, критикуя внешнюю политику администрации Трумэна, призвал к «освобождению порабощенных коммунистами народов», намеренно опустив фразу «мирным путем».

Агрессивность провозглашенного госсекретарем курса обеспокоила даже европейских союзников США, опасавшихся развязывания новой войны в Европе. Под давлением европейских правительств, требовавших разъяснения позиций Вашингтона по этому вопросу, Даллес вынужден был признать, что он проявил неосмотрительность в выборе выражений и что имел в виду «освобождение мирным путем». Следует отметить, что концепция «отбрасывания коммунизма» оставалась на уровне пропагандистской концепции, а не на уровне реальной политики.

Хотя администрация Д.Эйзенхауэра выступала за ограничение гонки вооружений, против чрезмерных затрат на оборону, тем не менее, гонка вооружений остановлена не была. В 1952 г. США провели первое успешное испытание водородной бомбы (в 1953 г. испытание такого же оружия провел Советский Союз). Число американских стратегических бомбардировщиков с декабря 1950 по декабрь 1955 г. увеличилось более, чем в три раза: с 962 до 3068 единиц. В 1954 г. в США появилась первая подводная лодка с атомным двигателем «Наутилус», а с конца 1959 г. на вооружение стали поступать подлодки с ракетами «Поларис».

К началу 1954 г. госсекретарь США Даллес сформулировал доктрину «массированного воздействия», которая была провозглашена как новая доктрина в военно-стратегической политике США, исходившей из неизбежности атомной войны. Основывая расширенную программу гонки ядерных вооружений, и в частности программу создания мощной авиации, оснащенной ядерным оружием, Эйзенхауэр говорил о необходимости создания баз, позволяющих США нанести «мгновенное возмездие теми средствами и в тот момент, который мы сочтем нужным». Таким образом, доктрина строилась на эффективности ударных сил США, их геостратегических преимуществах в виде военно-воздушных баз по периметру территории СССР, наличии носителей ядерного оружия для возможного ответного удара. Она предусматривала немедленное использование всей мощи американского стратегического потенциала в случае возникновения вооруженного конфликта с Советским Союзом в любом регионе, где бы такой конфликт не возник.

По инициативе Даллеса 7 апреля 1954 г. президент выступил с изложением новой военно-политической «теории домино», предостерегавшей другие страны от попыток нарушения статус-кво в каком-либо регионе мира. Суть ее сводилась к тому, что падение прозападного режима в одной стране какого-либо региона неизбежно повлечет за собой падение подобных режимов в соседних странах (как падают костяшки домино, поставленные на ребро при падении одной из них). Так, потеря Вьетнама, Тайваня и даже малозаметных на карте Азии островов Куэмой и Матцу могла привести к возникновению серьезной опасности для региона, находящегося под американским контролем. В этом случае, как заявлял Даллес, Япония, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, Индонезия, Малайя, Камбоджа, Лаос и Бирма «вероятно полностью попали бы под коммунистическое влияние».

Когда в 1957 г. СССР создал межконтинентальную баллистическую ракету и осуществить успешный запуск первого искусственного спутника Земли, Соединенные Штаты тем самым лишались былой стратегической неуязвимости. Возникла совершенно новая военно-политическая ситуация. В результате Вашингтон вынужден был в начале 60-х годов отказаться от доктрины «массированного возмездия» и перейти к доктрине «гибкого реагирования», которая стала официальной позицией НАТО.

Одним из ее авторов являлся министр обороны США Р. Макнамара (поэтому ее еще называют «доктриной Макнамары»). Она предусматривала, что в случае нападения потенциального противника ему должен быть нанесен ответный удар в том же месте и теми же боевыми средствами, но такой силы, чтобы он потерпел сокрушительное поражение. В новой доктрине оговаривалась возможность ведения как тотальной ядерной, так и ограниченных войн с применением и обычного, и ядерного оружия. Ракетно-ядерные силы не обязательно должны применяться сразу же по возникновению конфликта и не при всех ситуациях.

Война во Вьетнаме и поражение Соединенных Штатов заставила американскую дипломатию принять ряд важных решений, чтобы избежать новых «вьетнамов». Президент Никсон потребовал выделить приоритетные для США зоны в мире. Постепенно стала пробивать себе дорогу идея, что не все части американской зоны влияния в мире равнозначны для метрополии. Начался процесс выделения союзников «первой категории», действительно жизненно важных – опоры зоны американского влияния.

Выражением новой оценки стратегической ситуации в мире, возможностей США поддерживать свое влияние явилась так называемая «доктрина Никсона», основные пункты которой содержались в выступлении президента на острове Гуам 25 июля 1969 г. Никсон отказался от обещания, сделанного в свое время Дж. Кеннеди, «помогать всем и повсюду».

Главная идея этой доктрины заключалась в том, что страны, находящиеся в сфере влияния США делились на две категории. В отношении первых Никсон обещал «обеспечивать щит ядерной мощи США». Это касалось наций «союзных с нами или тех, чье выживание мы считаем жизненно важным для нашей безопасности». К этим странам относились государства Западной Европы, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Израиль. Что же касалось других стран американской орбиты влияния, то США обеспечат им военную и экономическую помощь, которая соответствует договорным обязательствам. «Но мы будем ожидать от нации, которая находится под угрозой, — подчеркнул президент, — что она возьмет на себя преимущественную ответственность за обеспечение людской силы, необходимой для ее обороны». Таким образом, не весь мир, а лишь отдельные его зоны объявлялись жизненно важными, ради преобладания в которых США были готовы воевать.

Противоречия в рамках НАТО. Выход Франции из военной организации НАТО.

В конце 50- х гг. в НАТО стали проявляться противоречия между США и их европейскими союзниками. До этого периода западноевропейские члены Атлантического союза находились под ядерной «опекой» США. К концу десятилетия американцы изменили свою главную военно-политическую доктрину – «доктрину массированного воздействия» на стратегию «гибкого реагирования, что вызвало непонимание у европейцев.

Прежде всего, это коснулось позиции Франции. Главной целью де Голля было усиление страны на мировой арене. По его мнению, страна не смогла бы получить свое место за столом великих держав, не обладая ядерным оружием. Кроме того, он опасался, что США могут отказаться от ядерной защиты Западной Европы, если это повлечет за собой угрозу самим Соединенным Штатам. Он заметил, что «никто в мире и особенно никто в Америке не может сказать, где, когда, как, в какой мере и будут ли вообще американские ядерные силы использованы для обороны Европы».

Президент Франции Шарль де Голль предложил правительствам США и Великобритании создать так называемый «тройственный директорат» для решения проблем использования ядерного оружия. Франция считала НАТО неравноправным союзом и требовала пересмотра условий своего участия в нем. В апреле 1959 г. де Голль запретил американцам иметь ядерное оружие на своих базах, расположенных на территории Франции. Кроме того, он усилил давление на НАТО, требуя предоставить Франции большие права.

Получив отказ, в том же году Франция вопреки американскому противодействию (США отказались продавать Франции крупные ЭВМ, предоставлять необходимую технологию) приступили к созданию собственных ядерных сил. Уже в феврале 1960 г. французские ученые провели испытания первой французской ядерной бомбы. После этого Франция приступила к регулярным испытаниям термоядерного оружия на островах Тихого океана.

Администрация Эйзенхауэра пыталась преодолеть надвигающейся кризис союзнических связей при помощи некоторой реорганизации НАТО. В 1959 г. главнокомандующий войсками НАТО в Европе генерал Норстед предложил превратить эту организацию в «четвертую ядерную державу», в рамках которой французские и английские ядерные силы оказались бы под контролем США. В декабре 1960 .на встрече министров стран НАТО Соединенные Штаты выдвинули план передачи НАТО пяти подводных лодок, каждая из которых была оснащена 16 ракетами «Поларис» с ядерными боеголовками, если будет создана система многостороннего контроля над ними.

Но Великобритания и Франция не высказывали желания отдать свои соответствующие существующие или создаваемые ядерные силы под американский контроль. Англичане планировали создать собственную баллистическую ракету «Скайболт».

Новая американская администрация во главе с Дж. Кеннеди в целом продолжило ядерную политику своих предшественников, внеся в них некоторые изменения. Национальные ядерные силы Великобритании и Франции должны были быть заменены «многосторонними ядерными силами» (МЯС). В декабре 1962 г. на перговорах в Нассау под давлением американцев британский премьер-министр Г. Макмиллан согласился свернуть работы над новыми ракетами и пойти на оснащение подводного флота Великобритании ракетами «Поларис». В случае кризисного развития ситуации, которые британское правительство сочтет угрожающим существованию страны, британские стратегические системы, переданные НАТО, могли быть возвращены под английское командование. Кеннеди и Макмиллан приняли совместное заявление «о системе ядерной обороны», получившее название «пакта Нассау». На сессии Совета НАТО США официально предложили начать переговоры о претворении его в жизнь.

14 января 1963 г. на пресс-конференции де Голль в самых резких выражениях отказался от участия в многосторонних ядерных силах НАТО и заявил о намерении Франции «самостоятельно создавать и в случае надобности применить ее ядерные силы».

В силу этого план создания МЯС потерял притягательность и для Вашингтона.

В условиях, когда США и Великобритания подчеркнули в Нассау свои особые отношения, Франция попыталась наладить связи с ФРГ. 22 января 1963 г. в Париже был подписан франко-западногерманский договор о сотрудничестве. Договор предусматривал проведение регулярных встреч между президентом Франции и канцлером ФРГ, министрами иностранных дел, обороны, начальниками генеральных штабов обеих стран для согласования стратегических планов; совместные научно-исследовательские работы и даже производство вооружений.

ФРГ, заключая договор, надеялась на усиление своего влияния в НАТО и возможность приобщиться в той или иной форме к французскому ядерному оружию. Вместе с тем ни канцлер Аденауэр, ни сменивший его в октябре 1963 г. Эрхард не желали противопоставить себя Соединенным Штатам. Когда же во время встречи де Голля с Эрхардом в Бонне в июле 1964 г., президент Франции ответил отказом на вопрос о том, будет ли бундесвер допущен к управлению французскими ядерными силами, ФРГ пошла на сближение с Соединенными Штатами.

В ноябре 1964 г. министры обороны ФРГ и США подписали соглашение о военном сотрудничестве в области вооружений. По инициативе ФРГ был выдвинут новый план использования многонациональных ядерных сил. Он предусматривал постройку флота в составе 25 надводных кораблей, оснащенных ракетами «Поларис». Корабли должны были быть укомплектованы смешанной командой, состоящей на треть из американцев и на две трети из военнослужащих других стран НАТО. Кроме того, предполагалось, что две трети расходов возьмут на себя США и ФРГ, а пропорционально взносу должны были распределяться места в специальном органе по руководству создаваемыми силами.

Действительно, один такой корабль, американский эсминец «Клод Риккетс», со смешанной командой в 1965 г. был отправлен в плавание. Но это оказалось единственным реальным вкладом в реализацию программы. Поскольку Франция не согласилась на создание МЯС, этот проект потерял притягательность для Соединенных Штатов. Вскоре от участия в нем отказались Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Турция. Со своим планом так называемых «атлантических ядерных сил» выступила Великобритания, в котором категорически отвергались претензии ФРГ на руководство.

Единственное, что удалось реализовать США — это создать комитет НАТО по ядерному планированию в мае 1965 г., куда вошла и Западная Германия. В конце 1966 г. он был преобразован в два постоянно действующих органа – комитет по вопросам ядерной обороны и группу ядерного планирования.

В феврале 1966 г. президент Франции Ш. де Голль на очередной пресс-конференции заявил, что военная организация НАТО не отвечает интересам его страны и объявил о выходе из нее. Это заявление было официально подтверждено в меморандуме французского правительства, которое было направлено в начале марта 1966 г. странам-участницам НАТО. 7 марта оно потребовало эвакуации с территории Франции всех военных штабов НАТО, вывода американских войск и ликвидации иностранных военных баз. С 1 июля 1961 г. все французские вооруженные силы были подчинены национальному командованию. С 1 октября 1966 представители Франции покинули постоянный комитет НАТО. Оставаясь при этом в политических органах.

Центры силы в западном мире

В конце 60-х начале 70-х гг. Западная Европа и Япония выдвигаются в качестве новых «центров силы» с собственными присущими им интересами в рамках западной системы.

Выдвижение Западной Европы в самостоятельный центр силы обуславливалось, во-первых, выравниванием параметров (в данном случае, прежде всего, уровней экономической мощи западной Европы и США), определяющих силу и влияние государств на международной арене и развитием интеграционных процессов в рамках ЕЭС, во-вторых.

На протяжении 60-х – начала 70-х годов Западная Европа существенно опережала США по темпам экономического развития. В 1967-1973 гг. среднегодовой темп прироста ее ВВП составлял 5,1%, в то время как в США – 3,5%. В результате Западная Европа по размерам ВВП и, особенно, по объемам промышленного производства в середине 70-х гг. превзошла американского конкурента. В 1975 г. ее доля в промышленном производстве западного мира составляла 45,8%, Соединенных Штатов – 37,3%.

Крах бреттон-вудской мировой финансовой системы и отмена золотого стандарта, то есть системы жесткой привязки курса американского доллара к стоимости золота, привели к потере долларом прежнего качества международной расчетной валюты. Это в свою очередь ослабило позиции США на мировых финансовых рынках.

Одновременно произошло значительное сокращение, а на ряде ключевых направлений и преодоление «технологического разрыва» между этими центрами соперничества. Западной Европе удалось войти в число мировых лидеров по ряду отраслей современного производства: по отдельным направлениям развития космической техники, атомной энергетики, самолетостроения, радиоэлектроники и систем связи, автомобилестроения, металлургической промышленности, а также в области физики высоких энергий, исследований в области контролируемого термоядерного синтеза.

Прочные позиции занимала Западная Европа в области международной торговли. К середине 80-х гг. на ее долю приходилось 41,6% экспорта западного мира, в то время как США имели только 12,8%. Балансовая стоимость прямых инвестиций западноевропейских стран за рубежом практически была равна американской (соответственно 224,1 млрд. долл. и 227,3 млрд. дол. в 1982 г ).

Для сравнения экономических параметров важным представляются их позиции в области научно-технических достижений и внедрения их в производство. Удельный вес западноевропейских расходов на НИОКР в 70-е гг. примерно соответствовал американскому уровню – около 2% от ВВП, однако США быстрее и более эффективно запускали свои разработки в производство.

Экономические позиции Западной Европы укреплялись благодаря развитию западноевропейской интеграции. «Общий рынок» превратился в своеобразный центр притяжения, увеличивалось число его участников. В начале 1981 г. в его состав вошла Греция. С января 1986 г. к «десятке» присоединяются Испания и Португалия. В 1975 году ЕЭС подписывает так называемую Ломейскую конвенцию с 46 странами мира (к середине 80-х гг. их число возросло до 60). Ее целью стало создание обширной зоны преференциальной торговли, проникновение в которую создавало серьезные трудности для США, Японии и других конкурентов ЕЭС.

Интеграционный процесс, накладываясь на возрастание индустриальной, научно-технической, финансовой мощи способствовал утверждению тенденции к проведению более самостоятельного, независимого от США внешнеполитического курса, который обуславливался спецификой интересов стран региона на мировой арене. Западноевропейские правящие круги все чаще стали осознавать, что их интересы на международной арене не всегда и не во всем тождественны интересам США.

Вместе с тем, вооруженные силы основных западноевропейских стран были интегрированы в военную структуру НАТО, то есть они нацелены на решение военных задач блока, а не собственно Западной Европы.

В 60-е гг. существенно возросла экономическая мощь Японии. В 60-начале 70-х гг. темпы экономического роста страны составляли 11% в год, что являлось самым высоким показателем среди экономически развитых стран. В 1968 г. Япония вышла на третье место в мире после США и СССР по общему объему промышленного производства, а вскоре оттеснила Советский Союз. Если в 1950 г. удельный вес Японии в промышленном производстве западного мира составлял всего 1,7%, то в 1970 г. – он достиг 10,1%. В стране быстро росли инвестиции в оборудование, по темпам их роста Япония опережала в 1950-1970 гг. в 2,6 раза Англию, Францию, ФРГ, в – 4 раза – США.

Усиление экономической мощи Японии привело к торговому и экономическому соперничеству с Соединенными Штатами. США устанавливало торговые барьеры на пути японского текстиля, автомобилей, компьютерной техники и других товаров.

Капиталовложения делались в отрасли, которые определяли рост экономики в целом – металлургию, машиностроение, нефтехимию. В производство внедрялись новейшие достижения науки и техники путем закупки патентов и лицензий, финансирования научных и технических исследований. Большую роль в обеспечении быстрых темпов экономического роста сыграли сохранявшиеся в течение длительного времени выгодные различия в ценах (низкие цены на нефть и другие виды сырья, импортировавшиеся Японией и более высокие на предметы японского экспорта). Не последнюю роль сыграл и низкий уровень военных расходов, к 1970 г. едва достигший 1 % ВНП.

Япония превратилась в мировую экономическую державу благодаря своей финансовой системе и характеру системы образования, а внешним проявлением их успешного действия стали беспрецедентный экономический рост и стабильность.

Таким образом, до конца 60-х гг. объединенная экономическая мощь Западной Европы и Японии была меньше американской. На рубеже 60-70-х гг. наступает качественно новый этап – два конкурирующих с США центра (каждый из которых создает свою собственную систему зависимых государств, свою зону влияния, западноевропейские государства – в Средиземноморье и Африке, Япония – в Восточной Азии) стали по совокупным экономическим показателям превосходить американскую мощь. Этот процесс превращения союзников в конкурентов происходил в период увеличивающейся зависимости США от внешнего мира.

Изменение соотношения сил в западном мире нашло отражение в новой внешнеполитической концепции Соединенных Штатов, которая была принята администрацией Р. Никсона. К ее разработке имел отношение советник президента по национальной безопасности Г. Киссинджер. Предпосылкой выработки новой концепции было убеждение Р.Никсона в том, что установившееся после второй мировой войны в мире двухполюсное равновесие, основанное на противоборстве двух систем, не устраивает США. Более того, как отмечал Г. Киссинджер, «вера поколений выдающихся американцев в обеих политических партиях, которые считали, гарантированным то, что объединенная Западная Европа облегчит наше глобальное экономическое бремя, продолжая в то же время следовать нашему политическому руководству» является утраченными иллюзиями. Поэтому в интересах США при выработке внешнеполитической стратегии опираться концепцию более плюралистического мира. Статус-кво в мире должны вольно или невольно охранять не только ближайшие союзники, но и их крупные политические противники. В более сложном мире ответственность за мировую стабильность, устраивающую США, объективно должна быть распределена между пятью вызревшими к рубежу 70-х гг. центрами — США, Западной Европой, Японией, СССР и КНР.

По мнению Р.Никсона, «пять великих держав будут определять экономическое будущее мира, а поскольку экономическая мощь является ключом к другим видам могущества, они будут определять будущее мира».

studfiles.net

Карибский кризис

Кафедра истории

Преподаватель Земцов Б.Н .

Реферат по истории

студента группы ИУ 4-22

Ефимова Алексея

на тему:

“Карибский кризис”.

Москва 1997г.

План

1. Предпосылки к кризису

2. Куба — СССР — США

3. Пусть будет паритет

4. Начало кризиса

5. Хрущев — Кеннеди

6. Окончание кризиса

7. Примечания

8. Список литературы

Пожалуй, никогда еще мир не стоял так близко к началу ядерной войны, как во время Карибского кризиса 1962 года. 27 октября 1962 года стало днем, в который “ядерный лук” был натянут до предела и тетива уже готова была сорваться. Наиболее ярким доказательством этого является рассказ членов американской администрации того времени Макнамары, Банди и Соренсена на конференции 1987 года в Кембридже, посвященной Карибскому кризису. Эти высокопоставленные чины рассказали о приказе Джона Кеннеди всем членам семей сотрудников Белого дома покинуть Вашингтон или, по крайней мере, находиться возле телефона в ожидании известия о пуске ракет. Обе столицы были охвачены ядерной лихорадкой, которая грозила, перерасти в обмен ядерными ударами.

Но прежде чем рассказывать о самом Карибском кризисе, нужно вернуться к некоторым событиям эпохи “холодной войны”. Иначе невозможно понять его источники и в особенности психологический фон, на котором развертывался конфликт, понять, как мог Хрущев решиться завести ракеты с ядерными боеголовками на Кубу и как мог он решиться вывезти их оттуда обратно. Карибская эпопея была, в общем, довольно логичным результатом развития советско-американских отношений в период оттепели. Подобно вспышке молнии, она высветила всю бессмысленность предшествующего термоядерного состязания, всю опасность старой политики и непреложно указала на необходимость коренного поворота в отношениях двух ядерных гигантов.

Всего за три года до этого на Кубе была установлена революционная власть во главе с Фиделем Кастро Рус. И хотя американская администрация мало симпатизировала его предшественнику — диктатору Батисте, тем не менее, она встретила в штыки победу кубинских революционеров. Быть может, американцев насторожило требование новой власти покинуть их военную базу Гуантанамо и даже попытки блокировать ее. Быть может американское руководство слишком прислушалось к кубинским эмигрантам, которые создали на Флориде сильное антикастровское лобби. Быть может, выступления Фиделя Кастро, который с самого начала добивался ликвидации американского засилья на острове…

Трудно сказать, что послужило причиной. Но, так или иначе, Вашингтон почти на второй день победы Кастро вступил на путь активной конфронтации с его правительством.

В 1960 году американцы прекратили закупки кубинского сахара и тем самым поставили страну на грань экономической катастрофы, а 2 января 1961 года Соединенные Штаты полностью прекратили дипломатические отношения с Кубой.

В ту пору Фидель Кастро не был ни коммунистом, ни марксистом. И сами американцы своей ошибочной политикой толкнули его на путь сближения с Советским Союзом. Ему нужна была поддержка — экономическая, политическая, помощь оружием, и он нашел все это в Москве.

В феврале 1960 года Микоян побывал на Кубе. И в мае того же года были установлены дипломатические отношения между Кубой и СССР.

Тем временем США продолжали эскалацию своей ошибочной политики. В апреле 1961 года американцы поддержали десантную операцию кубинских эмигрантов против Кубы. На ее южном берегу в районе Плая-Ларга и Плая-Хирон в бухте Кочинос произошла ожесточенная битва между войсками Фиделя Кастро и десантниками. Бои шли 72 часа. В конечном счете, десант был не только разгромлен, в плен попала значительная часть эмигрантов. Кубинцы захватили большое количество оружия, на котором стояла американская марка. Ни у кого не было сомнений, что эта акция целиком поддержана американской администрацией.

Роберт Кеннеди в своих воспоминаниях о Карибском кризисе — “13 дней” — отмечает, что Джон Кеннеди долго не колебался, поддерживать ли намеченную до него антикастровскую операцию. А Хрущев своих мемуарах свидетельствует, что Кеннеди признал ошибочность своего решения. Тем не менее, поражение в заливе Свиней до придела накалило антикубинские настроения в Америке.

В конгрессе и в печати раздавались призывы о прямом вторжении на Кубу. Кубинские руководители провели ряд крупных военных мероприятий на случай нового нападения. Одновременно началось быстрое развитие кубино-советских отношений. Этому способствовали важные перемены на самой Кубе. Кастро был избран Первым секретарем Национального руководства Объединенных революционных организаций. Советский союз принял решение оказывать экономическую помощь Кубе, в первую очередь закупками кубинского сахара.

В августе 1962 года было подписано соглашение о поставках оружия для Кубы. Куба готовилась к самозащите на случай нового вторжения контрреволюции или прямой военной акции тех или иных государств Центральной Америки, наконец, интервенции Соединенных Штатов.

Забегая вперед, расскажу о чрезвычайно любопытном диалоге, который произошел на конференции, посвященной Карибскому кризису в январе 1989 года в Москве, между членом Политбюро ЦК Компартии Кубы Рискетом и бывшим министром США Макнамарой. Рискет сказал, что кубинское руководство было абсолютно уверенно в неизбежности новой интервенции против Кубы, которая в той или иной форме будет поддержана США. Этим объяснялись неустанные заботы Фиделя Кастро не только о создании прочной армии, но и ее вооружении, но и обучении народного ополчения. Макнамара со своей стороны торжественно заверил, что у администрации Джона Кеннеди никогда не было планов нападения на Кубу. Правда, Кеннеди очень беспокоила возможность развертывания Фиделем Кастро партизанских движений в Центральной и Южной Америки.

Это был один из наглядных примеров полного непонимания целей другой стороны. Рискет заявил также, что хотя кубинцы были уверены в победе в случае вторжения на их остров агрессоров, тем не менее, они рассчитывали на помощь Советского Союза. Но кубинское руководство никогда не ставило вопроса о размещении на острове ракет с ядерными боеголовками. Оно хорошо понимало риск для кубинского народа, связанный с таким размещением.

Идея и инициатива размещения ракет исходила от самого Хрущева. В одном из писем Хрущева к Фиделю Кастро Хрущев откровенно и искренне рассказывал о том, каким образом в его сознание запала мысль о ракетах на Кубе. Произошло это в Болгарии, судя по всему в Варне. Хрущев и тогдашний министр обороны СССР Малиновский прогуливались по берегу Черного моря. И вот Малиновский сказал Хрущеву, показывая в сторону моря: на другой стороне, в Турции, находится американская ракетно-ядерная база. Пущенные с этой базы ракеты могут в течение шести-семи минут уничтожить крупнейшие центры Украины и России, расположенные на юге страны, включая Киев, Харьков, Чернигов, Краснодар, не говоря уже о Севастополе — важной военно-морской базе Советского Союза.

Хрущев спросил тогда у Малиновского: почему Советский Союз не имеет права сделать то, что делает Америка? Почему нельзя, например, разместить наши ракеты на Кубе? Америка окружила СССР своими базами со всех сторон и держит его в клещах. Между тем советские ракеты и атомные бомбы расположены только на территории СССР. Получается двойное неравенство. Неравенство количества и сроков доставки.

Так он задумал и обсудил эту операцию сначала с Малиновским, а затем — с более широкой группой руководителей и, наконец, получил согласие Президиума ЦК КПСС.

Самым неясным было — возможно ли секретным образом разместить ракетные установки на кубе и привести их в состояние боевой готовности? Остров небольшой, просматриваемый со всех сторон американской разведывательной авиацией и к тому же насыщенный американской агентурой. Неясно было, согласится ли кубинское руководство с советским предложением. Для решения обоих вопросов на Кубу была направлена делегация, в которую входили маршал Бирюзов, будущий посол на Кубе Алексеев и ряд других советских военных и политических руководителей. Они рассчитывали, что будет трудное объяснение с Фиделем Кастро.

mirznanii.com

Карибский кризис

Кафедра педагогики, психологии и отечественной истории

Тема

Карибский кризис

СОДЕРЖАНИЕ

Корни многих современных проблем международной политики и внешнеэкономических отношений лежат в плоскости послевоенного обустройства мира.

Вторая мировая война и ее итоги привели к кардинальным изменениям. Самой сильной в экономическом отношении державой стали США. Они вышли на первое место в мире по объему промышленного производства и другим важнейшим экономическим показателям, укрепили свои позиции мирового кредитора. В СССР победа в войне, достигнутая стойкостью и мужеством всего народа, привела к укреплению позиций сталинского тоталитарного режима. Уже в ходе войны начала формироваться новая система международных отношений, основанная на принципах мирного существования. Однако после ее окончания в отношениях между государствами-победителями произошли глубокие изменения.

В годы существования “холодной войны” на всех участках противоборства велась острая и непримиримая борьба. Даже во время, когда под влиянием достижения определенного равновесия в балансе ракетно-ядерных вооружений формально наблюдалась определенная разрядка международного напряжения, шла скрытая от мировой общественности интенсивная работа по опережению противоположного лагеря в развитии наступательного ракетно-ядерного потенциала.

«Холодная война» не привела к прямому столкновению вооруженных сил противостоящих друг другу военно-политических блоков или разрыву дипломатических отношений. Однако временами она ставила мир на грань глобальной катастрофы. Одним из таких конфликтов стал Карибский (Кубинский) кризис – резкое обострение отношений между СССР и США во второй половине 1962, поставившее мир перед угрозой ядерной войны.

Целью данной работы является комплексный анализ Карибского кризиса как одного из геополитических факторов эпохи «холодной войны» и позиций сторон по его урегулированию.

Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задания:

– охарактеризовать предпосылки и причины Карибского кризиса в контексте «холодной войны»;

– проанализировать действия сторон по предотвращению прямого столкновения и урегулирования кризиса;

– изучить роль Дж. Кеннеди и Н. Хрущева в урегулировании кризиса;

– рассмотреть итоги и последствия конфликта в контексте международных отношений.

– привести оценки Карибского кризиса в историографии.

«Холодная война» – военно-политическая конфронтация государств после Второй мировой войны, при которой осуществлялась гонка вооружений, применялись различные меры давления на международной арене, создавались военно-политические блоки и союзы, реально существовала угроза развязывания новой мировой войны.

Методы «холодной войны» включали в себя:

– пропагандистскую войну;

– активное участие США и СССР, НАТО и стран Варшавского договора в региональных конфликтах;

– борьбу за влияние на страны “третьего мира”;

– экономический и технический шпионаж;

– гонку ракетно-ядерных и обычных вооружений;

– активизацию деятельности разведывательных служб, идеологические диверсии;

– стратегию взаимного ядерного запугивания, противостояние военно-политических блоков на международной арене;

– гонку космических вооружений и т.п.[1]

«Холодная война» не привела к прямому столкновению вооруженных сил противостоящих друг другу военно-политических блоков или разрыву дипломатических отношений. Однако временами она ставила мир на грань глобальной катастрофы, “искрила” вспышками “горячих” конфликтов в разных регионах планеты.

Американский историк и дипломат А. Шлезингер в работе “Циклы американской истории” писал: “…»Холодная война» была результатом не какого-то решения, а результатом дилеммы, перед которой оказались стороны. Каждая сторона испытывала непреодолимое желание проводить именно ту политику, которую другая не могла рассматривать иначе, как угрозу принципам установления мира. Затем каждая сторона почувствовала настоятельную потребность предпринять оборонные меры. Так, русские не видели другого выбора, кроме укрепления своей безопасности в Восточной Европе. Американцы, считавшие, что это лишь первый шаг по направлению к Западной Европе, прореагировали заявлением о своих интересах в зоне, которую русские считали очень важной для своей безопасности… Каждая сторона страстно верила, что будущая международная стабильность зависит от успеха ее собственной концепции мирового порядка”[2] .

В периодизации “холодной войны” выделяют 2 этапа:

1-й период “холодной войны” начался в 1945 г. Закончился он в 1975 г., когда впервые в истории было проведено общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, где была сделана попытка построить систему международных отношений на принципах мирного сосуществования.

2-й период “холодной войны” начался в конце 1970-х гг. и закончился в начале 1990-х гг. Окончанию “холодной войны” способствовал, прежде всего, пересмотр новым советским руководством основных внешнеполитических принципов, а также демократические преобразования в странах социалистической системы и ее распад[3] .

Превращение СССР и США в “сверхдержавы” и возникновение между ними острых разногласий по вопросам послевоенного устройства мира; раскол в мире на политической и идеологической основе, противостояние “социалистического лагеря” и западного мира.

Таким образом, основными предпосылками возникновения “холодной войны” являются:

– резкое обострение борьбы за сферы влияния между СССР и западным миром во главе с США в странах “третьего мира”;

– утверждение советской модели тоталитарного общества в Восточной Европе и противодействие США распространению коммунизма в мире.

«Холодная война» привела к первым кризисам и открытому военному противостоянию. Одним из ее ярких проявлений и был Карибский кризис, истоки которого были связаны с победой в январе 1959 г. революции на Кубе, свержением проамериканского режима Батисты и приходом к власти представителя прокоммунистических сил Ф. Кастро. Американо-кубинские отношения резко обострились[4] .

В 1960 г. США взяли курс на установление экономической блокады Кубы, а в январе 1961 г. разорвали с ней дипломатические отношения. В апреле того же года последовала неудачная высадка вооруженных формирований кубинских эмигрантов из США на территорию Кубы.

В этих условиях Ф. Кастро обратился за помощью к СССР. Советское руководство, учитывая, что “остров Свободы” расположен в 90 км от побережья США, решило тайно разместить на нем ракеты среднего радиуса действия и носители ядерного оружия – бомбардировщики Ил-28.

Дж. Кеннеди объявил о введении с 22 октября 1962 г. военно-морской блокады Кубы и направил к ее берегам боевые корабли ВМС США. Все советские корабли, которые направлялись к Кубе, подлежали досмотру.

Вслед за этим были приведены в боевую готовность войска США в Европе, с другой стороны – вооруженные силы Варшавского договора. Кризис противостояния продолжался с 22 по 28 октября 1962 г. Угроза ядерной катастрофы в эти дни была реальной как никогда ранее[5] .

К счастью, руководители “сверхдержав” Н. Хрущев и Дж. Кеннеди проявили государственную мудрость и сумели стать на путь преодоления конфликта не военными, а политическими средствами. Лидеры СССР и США пошли на разумный компромисс. СССР согласился вывезти ракеты с Кубы в обмен на снятие Соединенными Штатами блокады острова и предоставление Кубе гарантий безопасности.

Такова фактологическая канва событий. Рассмотрим часть из них детальнее, акцентировав внимание на пробле

mirznanii.com

Карибский кризис | Понятия и категории

КАРИБСКИЙ КРИЗИС 1962 г. — чрезвычайно напряженное противостояние между СССР и США в период «холодной войны». На Кубе его называют «Октябрьский кризис» (исп. Crisis de Octubre), в США — «Кубинский ракетный кризис» (англ. Cuban missile crisis). Кризис начался 14 октября 1962 г., когда самолет-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил советские ракеты средней дальности Р-12 и Р-14. По решению президента США Дж. Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания

Исполкома имели секретный характер, однако 22 октября Дж. Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введен «карантин» (блокада) Кубы.

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем — уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе. Однако 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В американском Исполкоме всерьез обсуждался силовой вариант решения проблемы, и сторонники такого варианта убеждали Дж. Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облет острова самолетом U-2 показал, что несколько советских ракет уже готовы к пуску, и следовательно, подобные действия неминуемо приведут к войне.

Президент США предложил СССР демонтировать установленные ракеты и развернуть все еще направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Ф. Кастро. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель. 20 ноября 1962 г. США сняли блокаду Кубы.

Карибский кризис имел особо важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в «холодной войне» и началом разрядки международной напряженности.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 216-217.

ponjatija.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *