История камуфляжа » Военное обозрение

В сравнительно недалеком прошлом, немногим более 100 лет назад, военная одежда все еще была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно. Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Наиболее грозные силы вдобавок выделялись какими-либо хорошо заметными деталями одежды. Например, в русской армии XVIII века артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками. Ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи.

История развития камуфляжа как военной формы начинается с начала 20 века.


До прошлого века камуфляж как способ визуальной маскировки военной формы в армиях не применялся кроме случаев скрытных действий из засады отдельными отрядами. Так, например, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный английский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Это сражение наглядно показало преимущества тактики камуфляжа перед линейными прусскими построениями и пагубностью яркого, заметного обмундирования.

Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.

Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новогородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.

Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы.

Поняв, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки, одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.

С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии. В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля или почва). Теперь это слово есть практически во всех языках мира.

Японцы, эти старательные ученики, которые всегда быстро превосходят своих учителей, мгновенно сделали должные выводы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном местности. Ландшафт Юго-Восточной Азии имеет иную цветовую гамму, нежели африканский. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Спустя два года в униформе цвета хаки японские солдаты встретились на полях Маньчжурии с русскими полками. Российское военное ведомство не сделало ровным счетом никаких выводов из Англо-бурской войны. Впрочем, и другие страны тоже. Даже в самой Великобритании после долгих и ожесточенных дебатов нашли компромиссное решение – униформа английской армии остается неизменной, но для боев на особых театрах военных действий разрешается носить форму цвета драб.

В общем, в Русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах. Офицеры щеголяли в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. Меткий огонь японской пехоты, к которому добавлялся огонь пока еще немногочисленных пулеметов, быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке. Японцы стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским солдатам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.

Между 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.

Многие страны сделали из Русско-японской войны верный вывод. Но внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветным мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. Первые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новая походная форма лежала лишь на складах. В свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Трудно поверить, но факт остается фактом – французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.


К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выделялся на фоне местности, которая крайне редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.

Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.

В 20х годах в советской России командование Красной армии быстро сделало правильные выводы – была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды. В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сравнения уровня приведём пример – первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.

в начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо «разбивали» силуэт человека. В таких «маскировочных халатах» Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну.

Расцветка и форма маскировочного костюма «разбивала» силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью. Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми «амёбами» для осени.

Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези. Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.

Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом – ей обматывались по голове и плечам.

Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки – в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter («осколок» – нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.

Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера – в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском «флектарне» явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года «горошина».

Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования – у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.

В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.

Дополнительно ткань прокатывали «амёбами» светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» большие пятна – практически идеальная маскировка.

После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.

Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях – из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).

Костюм широко применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «компьютерным» (computer madding).

Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.

В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем «Озимь» и «Левзея» начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.

Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) «Бутан». Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.

Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «берёзками», «амёбами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки (вот это является проблемой).

В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС.

В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.

В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок «Флора». В нём явно прослеживается влияние «тигрового» рисунка времён вьетнамской войны – единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии. Несмотря на свой довольно «страшненький» внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе России, получше разных «вудландов», «диджиталов», «флектарнов» и т. п

Связано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали «арбузным».

Специалисты ЦВУ МО просто «положили» укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста.
В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа – цифровой. О нём известно немного, практического применения в войсках нет, а единственной реальное участие данного камуфляжа в каких либо мероприятиях ВС РФ – парад на Красной площади 9 мая 2008 года.

Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.

Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Много – окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки. Мало – трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.

Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли – человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот – нередко достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.

В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа – быть невидимым, будучи видимым.

topwar.ru

Прошлое, настоящее и будущее камуфляжа российской армии (8 фото)

Еще каких-то сто лет назад, вся военная одежда была яркой и многоцветной как на параде. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более не заметить — было невозможно. Так происходило по нескольким причинам: во-первых, яркие расцветки были призваны оказывать психологическое давление на противника на поле боя, во-вторых, это помогало полководцам визуально ориентироваться среди своих подопечных. Привычной практикой было выделять полка специального назначения особо яркими деталями, например, в русской армии XVIII века — артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками.

Понятное дело, ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи. Но, в истории военного дела есть и позитивные моменты, касающиеся камуфляжа. Так, в ходе Полтавской битвы 1709 года битвой Петр I приказал Новгородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт. Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была успешно отбита.

Начало

Первыми использовать камуфляж в военной форме начали англичане во время англо-бурской войны. В то время как английские войска, шагающие строем, гонялись за бурами в своих традиционных красных мундирах, сами буры, являясь отличными стрелками и не знавшие строевого порядка – разрозненными силами выбивали английских солдат, при этом оставаясь фактически невидимыми в своих невзрачных серых куртках и рубашках. Неудивительно, что офицеры английских войск быстро поняли причину огромных потерь и потому, на время военных действий был принят новый вид униформы – мундиры перекрасили в цвета, сходные тонами с южноафриканским бушем.

А вот в Индии, все те же английские войска использовали униформу цвета «хаки». В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля или почва). Теперь это слово есть во всех языках мира.

Следующими в хронологической истории камуфляжа были японские милитаристы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном их родной местности. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Через два года в форме цвета хаки японские солдаты встретились с русскими полками на полях Маньчжурии. Русские солдаты являли собой полную противоположность японцам — они были одеты в кипейно-белые гимнастерки и черные шаровары. Русские почувствовали что что-то не так, когда японцы, оставаясь незамеченными, вели огонь по прекрасно заметным русским позициям. Русско-японская войны заставила военное руководство сделать правильные выводы и уже к 1907 году, униформа защитного цвета стала повсеместной.

Камуфляж в СССР

В СССР для маскировки бойца в самом начале 30-х годов использовали интересную систему. Камуфлирующие костюмы назывались деформирующими, их уникальность заключалась в том, что сочетание рисунков, а именно амебообразных пятен и мешковатости костюма сильно изменяли сам силуэт человека, делая его размытым. Цвет подбирался к подобию различных времен года и погодных условий. Например, черные пятна, с травянистого цвета зелеными пятнами на костюме подходили для летнего периода, а коричневые пятна хорошо сочетались с природой осеннего периода.

Костюмы носили поверх основного обмундирования. Существовал огромный капюшон, который очень легко было натянуть на каску, фуражку. Капюшон еще использовался для скрытия силуэта плеч. Также существовали специальные ковры, которые имитировали траву; маски для пулеметов; маскировочная лента.

Советские рисунки камуфляжа, разработанные в центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте. У них совсем не привлекательный вид для любителей носить камуфляж в повседневной жизни. Кстати говоря, это одно из требований к камуфляжу – желания смотреть на него он вызывать не должен.

Послевоенное время

После войны в Советском союзе проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.

Камуфляж «Бутан».

Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную легкую ткань крупного полотняного плетения. Костюм предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-желтое или серо-зеленое).

Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «пиксельным».

Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по темно-зеленому фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и желтые пятна на травянисто-зеленом фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.

В начале 80-х годов, начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды с расцветкой «Бутан».
Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «березками», «амебами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой.

Современность

В 1998 году на смену устаревшей расцветке «Бутан» была принята на вооружение новая разработка, которая получила название «Флора». Рисунок создает «оптические иллюзии растворения силуэта на фоне природы средней полосы России». Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем.

Существует более ранняя версия данного камуфляжа — так называемая «вертикалка», ВСР-93 «Флора». Ее первые образцы появились в конце 1992 года. Официально принят в 1993 году. Рисунок издалека напоминает листву молодых березок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид. От образца 1998 года отличается тем, что камуфляжные полосы расположены вертикально. В настоящее время вертикальная «Флора» в России практически выведена из употребления.

Сегодня «Флора» заменяется пиксельным камуфляжем — маскировочным рисунком «Темный» (в просторечии — «цифровая флора», «космос», «защита до упора», «цифра», «пикселька», «пиксель», «русская цифра» и т. п., в официальных документах иногда проходит под нейтральным названием «ЕМР» — единый маскировочный рисунок, однако встречается даже в официальных публикациях сленговое просторечное обозначение), разработанном в Минобороны России. Так как «Темный» изначально разрабатывался именно в качестве универсального рисунка, в зависимости от цветового решения он может быть приспособлен к самым различным видам местности (без изменения, собственно, рисунка). Помимо использования четырех принципиально различных видов пятен в одном рисунке каждый вид пятен не имеет четко выраженной формы и ориентации, что позволяет применять рисунок с различными цветовыми решениями более универсально.

nlo-mir.ru

Камуфляж

Бутан (камуфляж)

Бутан — В начале 80-х годов, в однои мз НИИ, в рамках тем «Озимь» и «Левзея» начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.

Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) «Бутан». Отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.

Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего »дубками», «листопадами», «берёзками», «амёбами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности — одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки.

В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС.

В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.

 

 

 

Березка (камуфляж)

Камуфляж 

Березка — Официальное название КЗМ-П. Один из самых известных и распространенных камуфляжей СССР и РФ. Данный камуфляж можно встретить в продаже под другими «коммерческими» названиями:

1. Серебряный лист образца 1957 года
2. «Солнечные зайчики»
3. «Пограничник»
4. «Камуфляж с деформирующим рисунком образца 1957 года.»
5. Костюм «КЛМ»-2
6. Костюм «КЛМ»
7. Костюм «КЛМК»
8. Костюм «Белый лист»

Покрой

Существует в двух вариантах:1. Комбинезон. Принят на вооружение в 60-х годах 20-ого века. Одевается поверх основной формы военнослужащего. Или как отдельный костюм в жарком климате (например в Афганистане). Двусторонний, внутренняя сторона бело-зеленая, предназначенная для использования в осенне-весенний период. Комбинезон комплектуется маской такой же расцветки.


2. Раздельный (куртка + штаны). Принят на вооружение в конце 80-х и в основном использовался в ПВ КГБ СССР.
В данный момент комбинезоны не производятся, хотя в частях ВДВ РФ используются до сих пор и пользуются уважением среди десантников из-за своей удобности (но после определенной доработки).

Фильтр товаров

Фильтр товаров

Сортировать по:

berezka-butan.ru

Камуфляж ПВ КГБ СССР «Березка» по ТУ 1979

>Камуфляж>Камуфляж ПВ КГБ СССР «Березка» по ТУ 1979

ТУ 17-109-79 ТУ Камуфляж Пограничных войск «березка».

 Ткань «березка» – Грета — плетение саржа, 75% х/б 25% лавсан вес 210 г/м2

Камуфляж идет в двух вариантах исполнения:

а)Китель Тип «А» для умеренного климата
б)Китель Тип «Б» для жаркого климата

Все фурнитура, а это, пуговицы советского образца.
По заказу можем к кителю пошить брюки от «Березки» ТУ 1982 года.

Фильтр товаров

Фильтр товаров

Сортировать по:

berezka-butan.ru

Советская военная форма (камуфляж) Бутан

Об истории возникновения камуфляжа в мире и в СССР в частности, рассказывать Вам, мои читатели, сейчас не стану. Сегодняшняя статья об самом, на мой взгляд, лучшем камуфляжном рисунке созданном для Советской Армии — бутане. Итак, что такое бутан? Словарь Даля толкует его как холм, насыпь в поле изрытую полевыми сурками (бабаками или байбаками, называют по разному). От того, видать, тот вонючий газ, часто перевозимый в железнодорожных цистернах получил одноименное название, потому как разило от него как от бутана.

Разработчиками рисунка предполагалось, что похож он будет на вполне естественный ландшафт умеренного климата, который схож с видом этого самого бутана. Потому и использовать его можно практически на всей территории СССР. Стоит уточнить, что закрепившееся название «Бутан» — это название проекта, по созданию маскировочного рисунка. Существовали также «Барвиха», «Палех», возможно, какие-то иные, о которых мы не знаем.

После реформы 1959-го года, основным камуфляжным рисунком (ещё его называют «комком») была небезызвестная «берёзка». Кстати, глядя на неё, можем с уверенностью сказать: цифровой камуфляж создан именно в Советском Союзе.

Впервые на вооружение армии он, бутан, под маркировкой ВСР-84 поступил в 1984-м году для подразделений морской пехоты и ВДВ. Несколько позже был принят на вооружение ВВС, в частности такие комки выдавались вертолётчикам. Стоит заметить, что ВВС ВС РФ используют его до сих пор.

Есть неподтвержденная информация, что первоначально бутановые «комки» шились в Чехословакии и ГДР, и даже было народное название — чешский дубок (может потому на Украине его так сейчас и именуют) — а красители были из Индии. Также за схожесть с расцветкой армий стран Варшавского договора, иногда бутан именовали «варшавкой». Стоит уточнить, что изготавливался камуфляж бутан из тканей с артикулами Ю19Д, Ю32Д, Ю42Д, 3221, 3225. С 1991-го года для воздушно-десантных войск начинается выпуск формы из ткани С3310А (в народе «стекляха»).

На барахолках сейчас можно ещё встретить предложения о продаже подобной продукции произведенной в СССР.

Кроме ВВС, в Российской Федерации этот камуфляж использовался во многих родах войск вплоть до 1993-го года, пока не был заменен разработанным ещё в СССР, но внедрённым только тогда камуфляжным рисунком ВСР-93 (предположение, что это «Вооружённые силы России» думаю будет не верным) или как называют в народе, — «вертикалкой». Сама «вертикалка» просуществовала так же не долго и была вытеснена в 1998-м вновь введённой камуфляжкой ВСР-98 — известной «горизонталкой» или «флорой», которая используется до сих пор, постепенно вытесняясь «цифровой флорой» в связи с военной реформой.

В независимой Украине, такой камуфляж продолжал использоваться в «Збройных силах» Украины с момента образования их в 1992-м в вышеуказанных родах войск. С 1996-го года бутан используется уже как общевойсковой камуфляж (загальновойсковой) во всех родах и видах вооруженных сил. Следует заметить, что до 2000-го года, полевая форма хотя и была пошита уже в 90-е годы, о чём свидетельствуют штампы на левой части внутренней подкладки кителя, пошита она была всё же с той старой хлопчатобумажной советской ткани: она в изобилии хранилась на складах в качестве неприкосновенного запаса.

Качество рисунка советского рисунка (Бутан-Б) и украинского (Дубок) видно невооруженным глазом

По исчерпании запасов качественной хб-ткани («хабэшки»), независимая украинская промышленность принялась с рвением ткать новую «качественную» ткань. Как выразился один знакомый, качество украинской ткани «за гранью добра и зла». Рисунок, на первый взгляд абсолютно не изменился. Но присмотревшись мы заметим, что пятна «наезжают» одно на другое, выполнены небрежно, лишь бы как, а сама ткань оставляет желать лучшего. Она стала полу (а может и полностью) синтетической, так называемые «стекляха», «вафелька» (за схожесть рельефа с одноимённым пищевым продуктом). Да и расцветка сменилась на более яркую (это в маскировке то?!), которая, «к счастью», быстро вытиралась и тускнела, напоминая обрюзгшую бесформенную мешковину. Да и военнослужащие уже не зная происхождения этого камуфляжа стали именовать её «загальновийськова» либо просто «дубок».


Автор материала: Колесников А.В.

xodoki.net

Камуфляж в СССР — Прошлое, настоящее и будущее камуфляжа в России

Полный текст поста читайте по ссылке: Прошлое, настоящее и будущее камуфляжа в России Автор:
09 сентября 2015 09:46 В СССР для маскировки бойца в самом начале 30-х годов использовали интересную систему. Камуфлирующие костюмы назывались деформирующими, их уникальность заключалась в том, что сочетание рисунков, а именно амебообразных пятен и мешковатости костюма сильно изменяли сам силуэт человека, делая его размытым. Цвет подбирался к подобию различных времен года и погодных условий. Например, черные пятна, с травянистого цвета зелеными пятнами на костюме подходили для летнего периода, а коричневые пятна хорошо сочетались с природой осеннего периода.
Костюмы носили поверх основного обмундирования. Существовал огромный капюшон, который очень легко было натянуть на каску, фуражку. Капюшон еще использовался для скрытия силуэта плеч. Также существовали специальные ковры, которые имитировали траву; маски для пулеметов; маскировочная лента.
Советские рисунки камуфляжа, разработанные в центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте. У них совсем не привлекательный вид для любителей носить камуфляж в повседневной жизни. Кстати говоря, это одно из требований к камуфляжу – желания смотреть на него он вызывать не должен.

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

fishki.net

Камуфляж ВДВ

14.07.2014

Камуфляж ВДВ

Итак, в этой статье речь пойдет о стандартной одежде, которую носят в основном десантники на службе – камуфляж ВДВ. На самом деле, практически во всех странах, где есть собственные воздушно-десантные подразделения, практикуется изготовление или закупка камуфляжей для ВДВ, поскольку считается, что это наиболее надежная и практичная одежда, способная перенести все тяготы службы, но, помимо всего прочего, она адаптирована под все возможные обстоятельства участия в активных боевых действиях.

Камуфляж десантника СССР

Камуфляж ВДВ изготавливается таким образом, чтобы десантника было сложно различить даже на открытой местности, не говоря уже про всевозможные укрытия, лесные массивы, холмистый рельеф. Именно поэтому камуфляж для ВДВ – жизненно необходимая вещь, которая постоянно нуждается в доработке с учетом требований и новшеств времени.

Камуфляжи ВДВ СССР так же, как и их заморские собратья, тоже разрабатывались, дорабатывались и перерабатывались с учетом всех технических новинок разных эпох. При Советском Союзе в военный бюджет отчислений не жалели, а это означало, что над макетом, дизайном, практической составляющей камуфляжа для ВДВ могло спокойно работать целое конструкторское бюро.

Советский камуфляж «Бутан»

В результате в рамках проекта «Буран» в 1984 году, в самом разгаре войны в Афганистане, был разработан новый камуфляж для ВДВ. Оригинального названия ему так и не было придумано, поэтому в истории он больше запомнился как камуфляж «Бутан» ВДВ СССР. Уже спустя пару лет новая воинская одежда стала поступать в отдельные части ВДВ, служившие в горячей точке.

По итогам использования можно сразу сделать вывод, что камуфляж «Бутан» ВДВ СССР разрабатывали настоящие профессионалы своего дела. Камуфляж получился исключительно удачным. Возможно, ему не хватало некоторого удобства в практическом применении, но в остальном новый камуфляж ВДВ СССР стал настоящим лекарством для маскировки.

Монотонность, но в то же время точность подбора рисунка под тамошние природные пейзажи плюс четкая разбивка человеческого силуэта – что, спрашивается, еще нужно для комфортного использования в военное время? И даже более того – даже сейчас кое-где камуфляж «Бутан» ВДВ используется в активном обращении. А ведь с момента его выпуска уже прошло целых тридцать лет! Своеобразный рекорд, заметим мы вам.

Внедрение камуфляжа «Флора» в ВДВ

Тем не менее, в начале девяностых военные начали задумываться о должной замене камуфляжу ВДВ «Бутан». Но это, скорее, был не тотальный отброс всего старого, а просто должная замена очень удачной предыдущей модели. В результате в 1993 году был официально принят новый камуфляж ВДВ – камуфляж «Флора», модель ВСР-93. Модель получилась достаточно специфической, со своими детскими болезнями.

Неплохие маскировочные способности перемежались с мешковатым дизайном, аляповатым, как будто состряпанным на скорую руку внешним видом и спорным расположением камуфляжных полос. В результате первой модели камуфляжа ВДВ «Флора» спустя некоторое время потребовалась радикальная реконструкция. Сейчас модель ВСР-93 в частях можно встретить еще реже, чем камуфляж «Бутан» ВДВ СССР, вот так-то.

Ошибки и уроки для военной промышленности и военных разработчиков не прошли даром, и спустя несколько лет появляется второй вариант камуфляжа ВДВ «Флора» ВСР-98. Он был значительно удобнее и практичнее в повседневном использовании, выглядел, если можно так сказать, престижнее. Но опять же, у него была та же основная проблема, которая преследовала солдат еще в модели ВСР-93. Она все так же не была предусмотрена для горной местности. С учетом того, что уже несколько лет, как шла русско-чеченская война, это был грандиознейший косяк.

Если даже старая модель камуфляжа «Бутан» ВДВ СССР имела вполне себе приличную универсальность – был комплект для лесной местности и для пустынь, то камуфляж ВДВ «Флора» предназначался преимущественно для лесной местности. Но какие леса на Кавказе, где шли активные бои?

В итоге и модель камуфляжа ВДВ «Флора» ВСР-98 подверглась кардинальной доработке. Все чаще сейчас в армию внедряется универсальный маскировочный рисунок «Темный», который действительно создан под абсолютно любой природный ландшафт. Мало того, что там как минимум четыре совершенно разнообразные вида пятен, так еще и четких форм пятна не имеют, что позволяет их применить по-разному в разной обстановке. Это то, чего в свое время так не хватало камуфляжу ВДВ «Флора». Так что видно, что в вопросах укомплектования армии новейшими камуфляжами какое-то позитивное движение имеется.

Где сегодня заказать качественный камуфляж?

Сейчас камуфляжи ВДВ «Бутан» и «Флора» стали историей. Большая часть российской армии укомплектовывается современными надежными удобными камуфляжами ВДВ. Тем не менее, камуфляжи популярны и в гражданской жизни. Их используют охотники, рыболовы, туристы, некоторые молодежные субкультуры, а также любители поиграть в страйкбол. Да и не только вышеперечисленные группы людей – все-таки камуфляж удобен и гарантированно прослужит вам долго даже при достаточно суровом обращении с ним.

Так что стабильный спрос на камуфляжи, выполненные по лекалам советских, российских и зарубежных камуфляжей ВДВ, имеется. И наш интернет-военторг «Военпро» в том числе помогает удовлетворить интерес на любую тактическую продукцию для охотников, рыболовов, а также поклонников страйкбола. Так что не забывайте заглядывать к нам в магазин и выбирать все то, что вам нужно для вашего любимого увлечения или образа жизни. Тем более, что мы отличаемся невысокими ценами на весь интересующий вас товар и оперативной доставкой в любой регион России.

Похожие статьи:

  • 14.07.2014
    Школы ВДВ
    В обзоре «Военпро» представлены все школы ВДВ России: 332 школа прапорщиков в Митино, рязанская школа ВДВ, кадетские и сержантские…
  • 12.07.2014
    Девиз ВДВ «Никто кроме нас»
    Девиз ВДВ «Никто кроме нас» и праздник День ВДВ – это те незыблемые вехи, которые объединяют десантников всего постсоветского…
  • 14.01.2013
    Флаг 21 ОДШБр Кутаиси
    Историю Воздушно-десантных войск в нашей стране принято вести со 2 августа 1930 года, когда в рамках учений Московского военного округа было…

voenpro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *