ТАНК Т-34 С ПУШКОЙ КАЛИБРА 57 МИЛЛИМЕТРОВ к » ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вступление

Был такой незначительный эпизод в судьбе танка Т-34 . На него, в качестве эксперимента, поставили пушку калибра пятьдесят семь миллиметров. Об этом можно было бы не вспоминать, но недавно в средствах массовой информации пронёсся истерический ураган. Забытый калибр, убийца танков, сенсация столетия, мы впереди планеты всей.


Я ответил на данную истерику статьёй КАКОЙ ПРЕПАРАТ КОЛЮТ ЖУРНАЛИСТАМ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭНТУЗИАЗМА? В ней я рассказал о месте калибра пятьдесят семь миллиметров в современной системе вооружений.
Но самое главное на волне истерии вспомнили про танк Т-34 с пушкой калибра пятьдесят семь миллиметров. Ну и конечно заявили — вот если бы да кабы то и тигру на поле боя деваться было бы некуда и войну на пару лет раньше закончили.
Придётся рассказать как это было на самом деле, но сначала немного о легендах.

Легенды и мифы

Вот написал журнал ТЕХНИКА МОЛОДЁЖИ, что пушка ЗИС-2 была гениальной а противотанковые ружья остановили немецкие танки под Москвой и мы этому верим. И не задаём простых вопросов. Что мощнее противотанковая пушка или противотанковое ружьё? Ясное дело что пушка мощнее. Почему тогда пушки не остановили немецкие танки а ружья остановили? И самое главное как могли противотанковые ружья остановить немецкие танки под Москвой, если нормальный бронебойный сердечник из карбида вольфрама был принят на вооружение после разгрома немцев под Москвой?

Так почему журнал писал откровенные глупости? А потому что правду писать нельзя было. А правда такова, что воевать наша армия в сорок первом году не умела. И все пятнадцать тысяч противотанковых пушек были бездарно потеряны.
Так же нельзя было писать что в сорок первом году у нас была убогая промышленность. Ну не умели мы делать тонкие стволы длиной в семьдесят два калибра. Из десяти заготовок получалось два годных ствола, которые выходили из строя после СТА выстрелов. Поэтому придумали легенду — ЗИС-2 сняли с производства из за ИЗБЫТОЧНОЙ МОЩНОСТИ. А вы никогда не увольнялись с работы из за слишком большой зарплаты?
А ещё из ЗИС-2 очень трудно было попасть в танк. Как стреляют по танку? Наводчик крутит два маховика наводки — вертикальный и горизонтальный. Потом резко бросает один из маховиков и нажимает на педаль спуска. Пушка стреляет, ствол откатывается. Но это так у обычных пушек. А ЗИС-2 была гениальной — самой мощной и самой лёгкой. Возить её было легко. Но вот при выстреле она ВСЯ подпрыгивала на пол метра в воздух. То есть наводчик перед выстрелом бросал крутить маховики наводки и убирал голову подальше от прицела и только потом нажимал на педаль спуска. А танк в это время продолжал движение и куда во время выстрела смотрел ствол ни кто не знает.
Многие не задумываются чего стоит высокая начальная скорость снаряда. Прежде всего это низкий коэффициент полезного действия орудия. Пороховые газы просто перестают на определённом этапе догонять снаряд в стволе орудия и просто вылетают в атмосферу не совершив ни какой полезной работы. То есть гаубица с коротким стволом имеет коэффициент полезного действия выше чем дизельный двигатель, а у противотанковой пушки он как у древнего паровоза.
Другая беда это очень маленькое количество выстрелов которое может сделать ствол до выхода из строя. У ЗИС-2 это было всего сто выстрелов.

Т-34 против тигра

Тигр мог поражать Т-34 с любой прицельной дистанции. То есть наш танк был образно выражаясь голый. А прицельная дистанция для тигра была около двух километров. Метров с восьмисот тигр становился голый для танка Т-34 имеющего пушку калибра пятьдесят семь миллиметров. О чём это говорит? Только о том, что такие сравнения может брать в расчёт человек абсолютно не понимающий в тактике. Если танки противников встретились на поле боя, значит командующие с обоих сторон идиоты. Немцы, в начале войны, просто убегали от наших танков прикрываясь противотанковыми орудиями и при этом успешно наступали.

Что касается танка Т-34 с пушкой калибра пятьдесят семь миллиметров, то было сделано две партии в сорок первом и сорок третьем году. В сорок третьем им не удалось встретится с танками противника, но отзывы были восторженные. Хотя не понятно чем восторгаться — слабый фугасный снаряд, который занимает в танке столько же места как и обычный так как имеет одинаковую с ним гильзу.
А вот про сорок первый год написан чудный отчёт.

Всё чудесно, но меня терзают смутные сомнения. Во первых я не смог совместить указанные названия населённых пунктов с Волоколамским шоссе. Во вторых ТЯЖЕЛЫЙ немецкий бомбардировщик в тридцати километрах от Москвы и какие то термитные орудия. По моему это один из худших образцов красной пропаганды. И самое главное все авторы пишущие про танк Т-34 с пятидесяти семи миллиметровым орудием повторяют этот бред.
Самое главное, что родная пушка калибра семьдесят шесть миллиметров в сорок первом году отлично справлялась с танками противника и зачем был нужен этот эксперимент мне абсолютно не понятно.


voennoe-obozrenie.ru

Средний танк Т-34-45. СССР — Альтернативная История

Насколько я понимаю это ещё одна статья Прохожего. Вроде бы, в своё время смотрелась вполне адекватной.

Наверное не встретишь в нашей стране человека, который ничего не слышал бы о таком танке, как Т-34. Еще бы, самый массовый танк ВМВ. Некоторые даже что-то слышали о его достоинствах и недостатках. Кто-то весьма пафосно и бездоказательно именует его «лучшим танком ВОВ». Кто-то ругает за какие-то конструктивные особенности и недостатки.

Сколько людей, столько и мнений.

Общим местом стало вполне справедливо пенять конструкторам Т-34 за то, что сам танк и подразделения танков Т-34 в бою были практически слепы (реально сектор обзора командира в бою составлял 15 градусов) и неуправляемы (радиосвязь если и была, то была поначалу крайне ненадежна, а следить за реальной обстановкой на поле боя командир был просто не в состоянии. Ему стрелять надо было). Обязательно нужен был еще один член экипажа — командир. Но сделать нельзя было ничего, в башне, кроме пушки, реально помещались только два человека. Разрабатывать, испытывать и внедрять новую башню перед войной, а это понимали практически все, не стал бы никто. Новую башню, правда, все-таки сделали и поставили, но уже в 44г.

Даже уже производившуюся и довольно удачную башню от КВ-1 с точно такой же пушкой Л-11 ставить на платформу Т-34 не стали, хотя технически это было совсем не сложно и абсолютно реально. Это могло сказаться на общем выпуске танков, а на это пойти никто не мог. Как потом оказалось, зря. КВ-1, который принимался на вооружение вообще без каких-либо испытаний, так в конце концов и не «поехал». Ни в 40г., ни в 41г. Только в 42г. гарантированный пробег КВ-1 смогли довести до … 120км. Всё. После этого стал вопрос о снятии этого танка с вооружения совсем. Что и было сделано в конце 42г., несмотря на выпуск удачного КВ-1с, но уже по другим причинам.

В результате получилось, что удачная башня от КВ-1 «простаивала» из-за неудачной платформы, а относительно удачная платформа Т-34 использовала неудачную башню. Да, это была классика. Про «двух зайцев».

Но вернемся к нашему самому массовому. Мало кто знает, что изначально прототип, ставший потом танком Т-34, проектировался и строился, как пятиместный. С тремя членами экипажа в башне, с отдельным командиром танка. Ведь строился он не с нуля, строился он на базе выпускавшегося легкого танка БТ-7М. Конечно, это были в конце концов совсем разные танки, но нити развития вполне прослеживаются. От БТ-7М к А-20, далее к А-32, далее к А-34 и потом, к Т-34.

Если рассмотреть внимательнее эти этапы развития, то видно, что уже по БТ конструкторы осознали необходимость в танке отдельного командира. В прототипе А-20 они значительно, на 320мм, расширили погон, увеличили башню и ввели четвертого и пятого членов экипажа, стрелка-радиста и командира. Пушка при этом осталась прежняя, 45-мм танковая пушка 20-К, а башня стала трехместной. Командир располагался по центру сзади под отчетливо видной на фотографиях и схемах командирской панорамой.

Танк А-20 с пушкой 20-К в трехместной башне

Но на следующем этапе, при переходе от А-20 к А-32 командир был ликвидирован. Убит, практически. Причем в каждом танке. Почему? Последовал приказ, увеличить мощность вооружения танка. И «конструкторы» сразу дали всем понять, что они не конструкторы, а квалифицированные слесари-монтажники. Просто у конструктора, в отличие от слесаря, другой подход с проблеме, творческий. Должность обязывает.

Как поступили слесари? Просто взяли следующую по мощности танковую пушку (Л-10, а позже, при переходе на А-34, Л-11) и «воткнули» ее в башню А-20. То, что пушка Л-10, как и более поздняя Л-11, в 38г. считалась тяжелой и ею (Л-11), позже, был вооружен тяжелый танк КВ-1, то, что она была значительно больше, чем 20-К и «съела» одно место в башне, то, что сам танк А-32 при этом все равно оставался еще легким (19т), это, похоже, мало кого волновало. Новую, трехместную башню под эту более крупную пушки разрабатывать не стали, оставили все, как есть.

Дальше можно было бы не продолжать, история развития Т-34 описана достаточно полно и многократно.

Но остался один вопрос, а как бы поступил не слесарь, а конструктор? Настоящий, а не тот, что «по должности». Например, как те, что работали в КБ завода №172. Когда на завод пришло задание просто о производстве 45мм противотанковых орудий 53-К (это возимый вариант пушки 20-К) у них на заводе, Конструкторы подошли к вопросу творчески. Никто их об этом не просил, заданий не давал, но они же были Конструкторы. Вскрыли стандартный 45мм снаряд, досыпали в него пороха по-максимуму, потом на это количество пороха пересчитали длину ствола. Все. Из глобального, это было все. Незначительные упрощения узлов, механизмов, усиление бронещита можно не учитывать. В результате получили 45мм противотанковое орудие, названное потом М-42, с совсем другими характеристиками, при том же размере боеприпаса. Нового в нем был только ствол. 68,6клб. вместо 46клб. На основе этого орудия была также выпущена танковая пушка ВТ-42 с той же баллистикой. При этом из любой 45мм пушки можно было стрелять любым 45мм снарядом.

Выпускалась и актуальна М-42 была до самого конца войны и, как противотанковое орудие, была мощнее, чем 76мм пушка Л-11. «Била» она до 43г. T-IV в любой проекции, на любой разумной дальности и под любым углом. С 43г. по лбу корпуса новых моделей T-IV дальность была ограничена 500м. Все остальное до самого конца войны оставалось без изменений. Пантеру она «била» в борт до самого конца войны так же, как и T-IV. Т.е. на любой разумной дальности и под любым углом.

Танк Т-34/45 с пушкой ВТ-42 в трехместной башне

Да и ствол М-42 (ВТ-42) мы называем длинным в условных величинах (калибрах). В абсолютных величинах (сантиметрах) он был просто нормальный. Судите сами, в пересчете на длину в калибре 76,2мм пушек Т-34 его длина была 40,5клб. Т.е. в абсолютных величинах (сантиметрах) этот ствол был короче, чем ствол дешевой и массовой Ф-34 с длиной ствола 41,6клб. А ствол 20-К (53-К) по этому показателю правильнее было бы называть коротким. В калибре 76,2мм его длина 27,2клб, что сопоставимо с короткоствольной Л-10 у которой длина ствола была 26клб.

Бронепробиваемость танковых пушек на дистанции 1000-100м, углах встречи 60/90 градусов, минимум-максимум пробития брони в мм:

20К (45мм) – 28-51мм

Л-10 (76мм) – 36-55мм

Л-11 (76мм) – 43-66мм

ВТ-42 (45мм) – 44-75мм

Танк Т-70 с пушкой ВТ-42 в двухместной башне

А сейчас можно слегка пофантазировать. Танковая пушка 20-К как раз тогда же, в 38г., проходила модернизацию.  Никто не мешал в процессе этой модернизации еще в 38г. самостоятельно или по требованию из Харькова досыпать пороха в 45мм снаряд и довести длину ее ствола до 68,6клб. под этот новый снаряд, назвав ее после этого ВТ-38, например. Это было даже не просто, а, как видно на примере ВТ-42, очень просто. Но в реальности же все свелось к замене «пуговиц» (не перломутровых на перломутровые) и раздаче «слонов» (премий). Правильно это называется «иммитация деятельности». Очередные слесари-монтажники.

Т-34/45 в лобовой проекции

Это было бы полезно и для возимых 45мм противотанковых орудий. Все же М-42 (а при том раскладе, М-38) пошла бы в войска не в 42г., а в 38г. А по своим характеристикам это два разных орудия, хотя значительно отличаются только длиной ствола и бронещитом.

Все остальные детали этой пушки оставались прежними, как и у 20-К в А-20, а это значит, что в башне Т-34/45 сохранился бы пятый член экипажа, командир, которого в Т-34 так не хватало. На мой взгляд, если никак невозможно было разрабатывать, испытывать и внедрять новую трехместную башню под пушку Л-11, вполне можно было пойти этим, более простым и дешевым путем. Неплохой танк получился бы, этот Т-34/45. При его характеристиках, вполне возможно с начала ВОВ и до самого конца 41г. именно он и был бы лучшим средним танком того времени, а не немецкий Pz.Kpfw.III Ausf.J, как это было в реальности. Ведь ВТ-42 (ВТ-38 в нашем случае) была в реальности лучше, чем немецкая KwK 38. И, самое главное, экипаж был бы такой же — 5 человек. Вообще, эти танки, абсолютные аналоги, но разных «школ». А выпускались T-III c 50мм длинноствольной пушкой до начала 43г. И не просто так, были актуальны.

А в конце 42г. на эту же платформу Т-34 могла (и по-хорошему в реальной истории должна была) быть установлена башня от снимаемого тогда с производства КВ-1 с пушкой ЗИС-5. И пошел бы с конца 42г. в войска танк, уже известный нам всем под названием МФ-1. Ничего нового разрабатывать, испытывать и внедрять для этого не надо было. Просто перекомпоновать серийные детали массового выпуска (оптимизировать производство). О том, что это было абсолютно реально и не сложно, я уже ранее писал. С цифрами и прочими подробностями.

alternathistory.com/idealnyi-sovetskii-srednii-tank-mf-1-mikhail-frunze-sssr

Если не хотели заниматься этим в конце 42г. т.к. вместо КВ-1 решили производить КВ-1с, то летом 43г. с целью перехода на производство более тяжелых танков ИС уже снимался с производства удачный КВ-1с. Вообще снимался, как модель. Оборудование по его производству перенастраивалось или уничтожалось. Башня этого танка представляла собой слегка облегченную башню КВ-1. Можно было тогда же перевооружить Т-34 этой серийной башней. Это было вдвойне выгодно экономически, не надо было «ломать» налаженное производство и осваивать что-нибудь новое.

Впрочем, в конце концов, можно было и подождать. Характеристики танка Т-34/45 и орудия ВТ-38 это позволяли. Тогда с начала 44г. в войска реально пошел нам хорошо известный Т-34/85. Правда, для этого все же пришлось разрабатывать, испытывать и внедрять в производство новую башню, чего всегда так пытались избежать.

Коллеги, хочу обратить ваше внимание.

В данной статье не стоит вопрос, что лучше, Л-11, Ф-34 или ВТ-42. Понятно, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Здесь ставится вопрос, какой вариант лучше:

1. Длинноствол меньшего калибра с командиром в башне (Т-34/45, Pz.Kpfw.III).

2. Среднествол большего калибра без командира в башне (Т-34).

Я и немецкие конструкторы считали, что лучше первый вариант. У советских «конструкторов» получился второй вариант. 

А вы, как считаете? Ваше «мнение не обязательно может совпадать с мнением автора».

alternathistory.com

Конструктивные особенности легендарного танка Т-34 / Назад в СССР / Back in USSR

Ни для кого не секрет, что советский Т-34 является одним самых известных танков в мире. Впервые эта боевая машина была представлена в 1939 году, но она не была лишена некоторых недостатков.
Усовершенствованная версия под названием Т-35-85 вышла в 1944 году, которая уже была оснащена новым орудием и башней, а также некоторыми инновациями, которые позволили танку стать одним из самых высокотехнологичных в классе. Сборка машины проходила вплоть до 1958 года, а ее активное боевое применение завершилось только в 1990-х годах. Советуем вам совершить экскурс в прошлое, чтобы заглянуть внутрь танка Т-34 и узнать о его конструктивных особенностях.
Об этом танке было написано множество книг, и столько же – еще будет написано. Не будем повторяться, а просто рассмотрим внутренние объемы танка. Взглянем на условия, в которых танкисты многих стран мира добывали славные победы, и ощущали горечь поражений.

Экипаж машины состоит из 5 человек, а компоновка — классическая: с расположением моторно-трансмиссионного отделения в корме, и отделением управления в передней части корпуса. Приступим!
Механик-водитель

Вид сверху на приборы управления механика-водителя

Вид на отделение управления

«Приборная панель» механика-водителя
Этот член экипажа располагался в отделении управления, слева. Водителю танка были доступны 400 сил дизельного мотора В-2-34. Его запуск осуществлялся стартером СТ-700, или сжатым воздухом, баллоны которого располагались за нижним бронелистом. Поворот осуществлялся «классически» — посредством двух рычагов. Обзор в походном положении происходил через люк в лобовой бронеплите, а при закрытых люках – через два перископических прибора.

Вид на место механика-водителя с боевого отделения. Люк открыт. Под правым рычагом можно рассмотреть баллоны со сжатым воздухом, которые использовались для запуска двигателя

Вид на место мехвода через открытый люк

Вид на рычаги управления. На заднем плане — сложенное сидение и рукоять пулемета стрелка-радиста
Стрелок-радист

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для курсового пулемет ДТ, калибра 7,62-мм

У сидения стрелка-радиста располагался штатный огнетушитель
Оператор радиостанции орудовал устройством 9-РС, которое ранее располагалось в отделении управления, но позже переместилось в башню (с 1944 года – то бишь, с начала производства Т-34-85). Пулемет в лобовом бронелисте – ДТ калибра 7,62 мм. Стрельба осуществлялась с помощью прицела ППУ-8Т. Справа располагался стеллаж с пятью пулеметными магазинами. В полу под сидением стрелка-радиста находится люк для эвакуации обитателей отделения управления.

Несмотря на должность «стрелок-радист», у этого члена экипажа в Т-34-85 радиостанция бела перенесена в башню

Наводчик


Вид глазами наводчика на визир прицела ТШ-16 и казенную часть пушки Д-5Т

Прицельная сетка прицела ТШ-16
Оператор 85-мм орудия ЗИС С-53 (на части машин — Д-5Т) мог опустить пушку на 5 градусов вниз и поднять ее на 22 градуса. Горизонтальная наводка – 360 градусов. Поворот башни осуществлялся вручную, или с помощью электропривода. Для прицеливания использовался прицел ТШ-16 с углом зрения в 16 градусов и четырехкратным приближением. Кроме того, для лучшей осведомленности наводчик мог использовать прибор МК-4 в крыше башни.

Две вращающиеся рукояти, отвечавшие за наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях
Заряжающий

Общий вид на боевое отделение с места заряжающего. В крыше башни виден наблюдательный прибор МК-4. Под ним — магазины для спаренного пулемета ДТ
Третий башнер располагался справа от казенной части орудия. На стенке башни крепилась укладка с четырьмя дисками для спаренного пулемета ДТ. Снаряды укладывались в корме башни, и на полу боевого отделения – за спинами стрелка-радиста и механика-водителя. Два выстрела на хомутах крепились вертикально под правой рукой заряжающего. Масса снарядов: от 5,4 килограмм (подкалиберный) – до 9,5 (осколочно-фугасные).

В казенную часть 85-мм орудия заряжающий отправлял снаряды массой до 9,5 килограмм

Справа видна смотровая щель, под которой располагалась запираемая амбразура для стрельбы из личного оружия
Командир

Радиостанция 9-РС располагалась в башне, слева от места командира
Командир располагался за наводчиком и заряжающим. Для обзора поля боя использовался прибор МК-4, который дублировался пятью смотровыми щелями в командирской башенке. Для связи с экипажем использовалось переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.

Вид на место командира снизу — вверх. Видна командирская панорама, три из шести смотровых щелей и наблюдательный прибор МК-4

Общий вид на место командира
Как видите, танк Т-34-85 – при всей своей инновационности, имел и обратную сторону – весьма тесные внутренние объемы, и плотную компоновку. Но, вероятно, в период его создания приоритеты были иные – технологичность, простота и скорость производства.

back-in-ussr.com

Т-34 57 — Танк-истребитель, Технические Характеристики ТТХ, Обзор Пушки, Брони и Кабины

17.05.2019

Т-34-57 – средний танк-истребитель, произведенный небольшой партией в СССР. Данный танк создан на основе легендарного Т-34. Модификация 57 известна тем, что принимала участие в битве за Москву (30 сентября 1941г – 20 апреля 1942г).

История появления танка Т-34-57

Производство данной модели началось в 1941 году, после возникновения необходимости улучшить боевые возможности КВ-1 и Т-34. Основная проблема старых моделей заключалась в слабом 76-мм орудии, поэтому в новую модель было решено внедрить орудие калибра 55-60 мм. В это же время ОКБ №92 уже занимался разработкой 57-мм противотанковой пушки большой мощности, после чего ими же был выпущен эскизный проект для Т-34. В сентября 1941 был выпущен первый прототип.

До 1940 года разработка новой модификации танка шла крайне медленно из-за занятости завода работой по производству 76-мм танкового орудия Ф-34. Первые испытания начались в конце 1940 года, в начале декабря. Заводские испытания пушки проходили до марта 1941 года, после чего в апреле она была установлена в башню Т-34, вместо изначально планируемого Ф-34. Однако когда танк поступил на испытания в АНИОП, орудие показало малую живучесть, а именно был замечен разгар ствола после производства 100-150 выстрелов. Кроме того кучность стрельбы была недостаточной – в 2 раза ниже на дальности 1км, чем у пушки 76-мм.

Все же, в конечном итоге, танк Т-34 с пушкой 57-мм (ЗИС-4) был сильнее танков противника, поэтому было принято решение о доработке дефектов и последующем серийном выпуске. После доработки были проведены испытания на Софринском полигоне, которые показали удовлетворительные результаты по кучности боя и поражению целей даже на дистанции более 2 км.

Производство ЗИС-4 было приостановлено в декабре 1941 года, в виду трудностей производственного характера и недостатка боеприпасов. Всего же было выпущено 133 57-мм танковых орудия. Для вооружения серийных танков до эвакуации ХПЗ получил 21 шт. ЗИС-4, еще 20 орудий досталось СТЗ. Начиная с 1 октября 1941 г. производством танков-истребителей с планом выпуска 100 шт. до конца года должен был заниматься завод «Красное Сормово», но в его отчетах данной продукции не обнаружено.

В начале 1942 года после заморозки изготовления ЗИС-4, ОКБ №92 занялось производством нового 57-мм орудия под названием ИС-1, которое пришло на замену старому. О ЗИС-4 вспомнили 1943 году, так как в то время пушки 57-мм были единственными артсистемами, которые могли эффективно противостоять немецким тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр».

Достижения Т 34 57

В начале октября 1941 года 10 машин с 57-мм орудием вошли в состав 21-танковой бригады во Владимире, которая 14 октября прибыла на фронт. Бригаде была поставлена задача наступления в направлении Турчиново и Пушкино. Цель похода — нанесение удара во фланг группировки немецких войск . Бои продолжались 4 дня и за эти дни было уничтожено 34 фашистских танка, 25 противотанковых орудий, 210 автомашин. С нашей стороны также были потери – погиб командир танкового полка бригады В. Лукин и командир батальона Михаил Агибалов.

Еще один пример успешного использования танков истребителей Т-34 57 – рейд по немецким тылам под командованием старшего политрука Гмыря. Тогда он практически в упор расстрелял колонну немецких автомобилей с солдатами на Волоколамском шоссе, после чего двинулся дальше и выехав на немецкий аэродром полностью уничтожил их бомбардировщик при помощи Т 34 57.

На данный момент официально не осталось ни одного Т -34 57, однако есть информация, что один вариант сохранился в Нижнем Тагиле, еще один на площадке «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме и один экземпляр был воссоздан из обломков в Подмосковье, в Пушкино.

Видео о Т-34 57

Технические характеристики ТТХ Т-34 57

Масса26000 кг
Экипаж, чел.4
Габариты
Длина, мм5920
Ширина, мм3000
Высота, мм2400
Клиренс, мм400
Вооружениеодна 57-мм противотанковая пушка ЗИС-4 или ЗИС-4М и два 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект
Приборы прицеливаниятелескопический прицел ТМФД-41перископический ПТ 4-14командирская панорама ПТК-5
Бронированиелоб корпуса — 45 ммборт корпуса — 40-45 ммкорма корпуса — 40-42 ммлоб башни — 45 ммборт башни — 45 мм

корма башни — 45 мм

маска пушки — 40 мм

крыша — 16-20 мм

днище — 13-16 мм

ДвигательВ-2-34, дизельный, мощностью 500 л.с.
Трансмиссиямеханического типа
Ходовая часть(на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
Скорость54 кмч по шоссе25 кмч по проселку
Запас хода300 км по шоссе230 км по проселку
Преодолеваемые препятствия
Угол подъёма, град.36°
Высота стенки, м0,75
Глубина брода, м1,30
Ширина рва, м3,40
Средства связирадиостанция 71ТК-3

Видео о танке Т-34 57

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Танк Т-34

Танк Т-34 создан на базе опытного среднего А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 года. Конструкция тридцатьчетверки знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В машине впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.

История создания танка Т-34

13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Он получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.

В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.

По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса — 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка — дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.

Совместные испытания обоих машин проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.

В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря танк А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Официальные лица Наркомата обороны почти до самого начала войны не имели твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение. Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате, предложив продолжать производство и давать армии танки Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главный недостаток, отмеченный в отчете специалистов НИБТ Полигона — теснота так и не был исправлен.

В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 года отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства боевой машины. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ), который должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 года на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские танки Т-34 покинули заводские цеха только в 1941 году.

Первые три серийные машины в ноябре-декабре 1940 года подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков-Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того, что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 года превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка Л-11.

Маска пушки Л-11 Маска пушки Ф-34

Второй опытный образец А-34


Забрасывание на моторный люк танка бутылок с горящим бензином.

Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадеталей, привезенных из Харькова.

Таким образом осенью 1941 года единственным крупным производителем танков Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Таким образом, в городе был организован практически полный цикл производства. Так же обстояли дела и в Горьком, и в Нижнем Тагиле.

Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик.

Всего за это время было изготовлено 35312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.

Существует таблица производства Т-34, которая несколько отличается по количеству выпущенных танков:

Производство Т-34
Завод 1940 год
ХПЗ № 183 (Харьков) 117
№ 183 (Нижний Тагил)  
№ 112 «Красное Сормово» (Горький)  
СТЗ (Сталинград)  
ЧТЗ (Челябинск)  
УЗТМ (Свердловск)  
№ 174 (Омск)  
Всего 117
Производство Т-34
Завод 1941 год
ХПЗ № 183 (Харьков) 1560
№ 183 (Нижний Тагил) 25
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 173
СТЗ (Сталинград) 1256
ЧТЗ (Челябинск)  
УЗТМ (Свердловск)  
№ 174 (Омск)  
Всего 3014
Производство Т-34
Завод 1942 год
ХПЗ № 183 (Харьков)  
№ 183 (Нижний Тагил) 5684
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 2584
СТЗ (Сталинград) 2520
ЧТЗ (Челябинск) 1055
УЗТМ (Свердловск) 267
№ 174 (Омск) 417
Всего 12572
Производство Т-34
Завод 1943 год
ХПЗ № 183 (Харьков)  
№ 183 (Нижний Тагил) 7466
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 2962
СТЗ (Сталинград)  
ЧТЗ (Челябинск) 3594
УЗТМ (Свердловск) 464
№ 174 (Омск) 1347
Всего 15833
Производство Т-34
Завод 1944 год
ХПЗ № 183 (Харьков)  
№ 183 (Нижний Тагил) 1838
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 557
СТЗ (Сталинград)  
ЧТЗ (Челябинск) 445
УЗТМ (Свердловск)  
№ 174 (Омск) 1136
Всего 3976
Производство Т-34
Завод Всего
ХПЗ № 183 (Харьков) 1677
№ 183 (Нижний Тагил) 15013
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 6276
СТЗ (Сталинград) 3776
ЧТЗ (Челябинск) 5094
УЗТМ (Свердловск) 731
№ 174 (Омск) 2900
Всего 35467


pro-tank.ru

ТАНК Т-34 к » ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Т-34 без легенд и истерик

Я люблю Россию за то что она моя Родина, а не за то что Россия родина слонов. Это я к тому что любой автор пишущий ПРАВДУ о технике и разрушающий бытующие стереотипы и легенды сразу заносится ура — патриотами во враги народа. Я считаю, что Великую Отечественную войну выиграл наш народ, а техника была такою какой была.
Легенда о танке Т-34 зародилась в семидесятом году прошлого века на страницах журнала «Техника молодёжи». Кратко она выглядела так. Не признанный гений Кошкин создал уникальный танк Т-34 а тупые военные не хотели его принимать. Тогда он приехал на нём из Харькова в Кремль к отцу народов. Боевая машина имела уникальную подвижность и несокрушимую броню. Конструкторы всего мира проектируют свои образцы по подобию танка Т-34. Немцы его сильно боялись, а наступали только по тому, что внезапно напали, имели десятикратное превосходство и ещё диверсанты со шпионами все провода перерезали.
Я попробую рассказать как всё было на самом деле.

Танк Т-34 образца сорок первого года

Начнём с того что было три достаточно сильно различающихся модификации Т-34. По времени поступления в войска это сороковой, сорок третий годы и конец сорок четвёртого. На исторических парадах, пьедесталах и фильмах про танкистов и собаку мы видим последнюю модификацию Т-34-85.

Вариант Т-34 с маленькой башней. Обратите внимание на гнездо лобового пулемёта, люк водителя и носовую балку (находится на лобовом листе под линией заклёпок). пояснения в тексте

Вариант Т-34 с увеличенной башней. На башне появился прибор кругового обзора, танк стал не таким слепым. Поменялась конструкция шаровой опоры пулемёта.

Ходовая часть

Кошкин был скорее не конструктором а партийным функционером. Он много сделал в организационном плане но вот конструктивно танк Т-34 выглядел довольно примитивно.
Свечная подвеска применённая на танке к тому времени морально устарела. На фотографии видно что она состоит из пяти цилиндрических пружин, для каждой из которых в корпусе надо было сделать нишу (и попробуйте теперь мне доказать, что Т-34 был простым в производстве изделием). Система управления с бортовыми фрикционами для машины такого веса уже не годиться. Коробка скоростей не имела синхронизаторов и переключить её на ходу было большой проблемой. Уже одно то, что в обязанности стрелка пулемёта входило помогать механику водителю когда тому не хватало сил сдвинуть с места рычаг управления говорит о многом. Гусеница была довольно примитивной формы, ей не хватало грунтозацепов, что часто приводило к пробуксовке.

Корпус танка Т-34

Начнём с того, что наклонную броню придумал не Кошкин. До него было разработано (и у нас и за границей) множество образцов с наклонной бронёй. И если лобовая наклонная броня применяется до сих пор то от бортовой наклонной брони отказались раз и навсегда. Главный недостаток бортовой наклонной брони в том, что она не позволяет поставить на боевую машину башню большого размера.
Что получилось в итоге? Очень сложный в изготовлении корпус с малым внутренним объёмом. Для изготовления корпусов двух танков Т-34, тех самых что совершили пробег в Москву, загубили ВОСЕМЬ комплектов броневых заготовок.

Свою долю дебилизма в строение корпуса танка Т-34 внесли, как ни странно, конструкторы двигателей. На фотографии хорошо виден огромный вентилятор надетый на выходной вал двигателя. Этот вентилятор выступает за нижние габариты корпуса двигателя на триста миллиметров. Соответственно на триста миллиметров пришлось сделать выше корпус боевой машины. И вместо того чтобы поднять вентилятор и сделать к нему привод через ремень или шестерню — гениальный Кошкин просто утяжелил боевую машину добавив ей тридцать сантиметров корпуса. Зато так проще.

Вооружение танка Т-34

С вооружением вроде всё в порядке — довольно мощная для того времени пушка. Но мало поставить пушку, из неё надо ещё и стрелять. А вот с этим были большие проблемы. Дело в том, что первоначально предполагалось поставить пушку калибра сорок пять миллиметров. Под неё и была спроектирована башня. Потом в неё поставили орудие калибра 76.2 миллиметра. Для экипажа места просто не осталось, да и вытяжной вентилятор оказался не над затвором а над противооткатными устройствами. Экипажу стало просто нечем дышать.

У второго справа танка стоит 76.2 миллиметровая пушка Ф-32 с длинной ствола тридцать калибров. У крайнего справа стоит 76.2 миллиметровая пушка Ф-34 с длиной ствола сорок калибров.

Двигатель

Часть легенды посвящённая двигателю рассказывает как Николай Кучеренко доказывая превосходство дизеля тушил факел в ведре с соляркой и как немецкие конструкторы не смогли создать ни чего подобного. Если вспомнить кто по национальности был изобретатель дизеля, и про то что на наших экспериментальных дизелях стояла топливная аппаратура фирмы БОШ, то тему о неумелых немецких конструкторах можно закрыть раз и навсегда.
Михаил Свирин признал установку дизелей на танк Т-34 в сороковом году ошибкой. Мотивировал он это большей ценой дизеля и сложностью снабжения войск отдельным видом топлива.
Более подробно об этом можно прочитать в статье ТАНК Т-34 ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ И БЕНЗИНОВЫЙ
Но если мыслить шире то можно понять что даже бензиновый танковый двигатель работает на другом, более качественном, бензине чем армейский грузовик. Поэтому проблемы со снабжением возникали при любом варианте двигателя. Мы во время войны и авиацию высококачественным бензином обеспечить не могли, а тут ещё танки. А вот дизельного топлива было много. Оно получается как «отходы» при перегонке нефти сразу после получения керосина — бензин, керосин, дизельное топливо, мазут.
Не смотря на дизельный двигатель горел танк Т-34 хорошо и часто. Гораздо чаще немецких бензиновых танков. И даже наш лёгкий танк Т-70 с бензиновым двигателем загорался гораздо реже. Всё дело в том что гениальный Кошкин расположил половину топливных баков в боевом отделении. Во время войны пришлось даже создавать комиссию, что бы расследовать этот феномен.


Бронирование танка Т-34 тоже не было идеальным. В лобовом листе было два слабых места, это шаровое крепление пулемёта и люк механика водителя. При попадании снаряда и то и другое проваливалось в боевое отделение.

Подбитый танк горит чистым светлым пламенем, чего при сгорании солярки по определению быть не может. Понятно что это немецкие фотографы плеснули бензина для повышения драматизма снимка. Но ЛЮК механика водителя незадолго до этого был ВЫБИТ СНАРЯДОМ.

На фотографии боевое отделение танка Т-34, место механика водителя. Обратите внимание шаровое крепление пулемёта крепится СТРУБЦИНОЙ. Не трудно представить что с ней будет при попадании снаряда.

Правда против легенды

Вернёмся к нашей легенде. Военные действительно не хотели принимать танк Т-34 на вооружение. Но не потому что были тупые, а потому что после испытаний выявили ВОСЕМЬДЕСЯТ недоработок конструкции. Главные претензии были к тесноте, тяжелой управляемости, загазованности боевого отделения и отвратительным приборам наблюдения танка. Проходя испытания на полигоне экипаж (при закрытых люках) обнаруживал не более двадцати процентов типовых целей.
Многие ура патриоты, имеющие поверхностное знание вопроса, что бы показать надёжность танка Т-34, приводят его пробег из Харькова в Москву. Но во первых — это была типичная показуха и обман трудящихся вообще и товарища Сталина лично. Я уже писал, что на изготовление корпусов двух машин израсходовали восемь комплектов брони. Так же было и со всем остальным. Моторы и коробки скоростей отбирались по звуку из десятков вариантов (чем меньше гремит тем больше шансов что доедет). ВСЕ подшипники были иностранного производства, хотя это категорически запрещалось техническими условиями. За танками ехал технический обоз. И всё равно из двух танков до Москвы своим ходом доехал только один. Второй сломался по Белгородом и был доставлен на Черкизовский ремонтный завод номер тридцать семь, и только после ремонта он добрался до Москвы.
В сороковом году состоялись совместные испытания танка Т-34 и немецкой тройки. Немецкий образец показал максимальную скорость 69.7 километра в час, максимальная скорость нашего составила 48.2 километра в час. Комиссия отметила чудесный обзор из немецкой машины, а также более ПРОСТУЮ И ТЕХНОЛОГИЧНУЮ конструкцию танка Т-3 по сравнению с нашей боевой машиной. И в самом деле, как танк с корпусом похожим на коробку из под обуви может быть дороже и сложнее танка Т-34. Недостатком немецкой машины был признан малый калибр орудия.

Начало производства

Танк Т-34 был принят на вооружение с условием исправления всех дефектов. Сразу был спущен весьма существенный план выпуска, который был благополучно провален. Перед конструкторами и дирекцией завода возникла перспектива поехать в многолетний круиз на Колыму. Поэтому все обещания по доработкам были забыты, а все усилия были брошены на упрощение конструкции. Про сварную башню из броневой катанной стали сразу забыли. Её место заняла литая, менее стойкая при попадании снарядов. Носовую часть корпуса стали делать из двух листов (раньше делали из одного листа сгибая его на прессе) соединённых носовой балкой. При закалке эту балку скручивало штопором, поэтому немного помучившись с закалкой решили ставить на танк СЫРУЮ носовую балку. Так появилось ещё одно слабое место в лобовом листе.

Первый «показушный» вариант танка Т-34, такие участвовали в пробеге Киев Москва. Носовая часть корпуса выполнена из цельного броневого листа согнутого на прессе.


Первые серийные танки Т-34, в носу корпуса уже появилась носовая балка. Башня ещё старой конструкции, выполненная сваркой из согнутого на прессе броневого проката.

Подбитый Т-34 на улицах Сталинграда — точное попадание в носовую балку сделанную из сырого железа. Толщина в сто пятьдесят миллиметров не помогла.

Что бы закрыть тему о неуязвимости танка Т-34 надо вспомнить, что с началом войны на него почти сразу стали лепить навесные экраны и приваривать дополнительную броню. Правда товарищ Сталин быстро прекратил эту самодеятельность, ведь трансмиссия танка Т-34 и родной вес боевой машины не очень тянула.

На лобовой броне видны наваренные листы дополнительной брони. Но самые слабые места — шаровую установку пулемёта, люк механика водителя и носовую балку, они не прикрывают.

Первые бои

Первые бои подтвердили то, что было ясно ещё до войны — танк Т-34 слепой и не надёжный. Мне как то попалось руководство по эксплуатации танка Т-34 образца сорок первого года. Для нормальной работы двигателя нужно было чуть ли не каждые пять минут выскакивать из боевой машины и ручным насосом смазывать различные механизмы. Как вы думаете во время боевых действий кто нибудь выполнял эти рекомендации?
Главным недостатком было отсутствие в экипаже освобождённого от других обязанностей командира. Его обязанности сначала выполнял заряжающий а потом наводчик. Что бы понять на сколько это важно нужно вспомнить, что немцы не взяли на вооружение французские танки, обладавшие мощным бронированием, только потому что в них не было места для командира.
На сколько танки Т-34 мешали немецкому немецкому наступлению лета сорок первого года, и на сколько немцы были шокированы их появлением? Наверно не больше чем нам мешали тигры и пантеры летом сорок третьего года. Был ли нанесён ощутимый ущерб немецкой армии применением танков Т-34? Оценить ущерб можно посмотрев статистику потерь вермахта. Летом немецкая армия практически не несла потерь в артиллерии. Исключение составляют противотанковые пушки. Их потери были очень велики. Это прямо показывает какую цену заплатила немецкая армия отбивая атаки наших боевых машин.
Средний пробег танка Т-34 в начальный период войны не превышал шестидесяти километров, что очень мешало их полноценному использованию. Яркий пример этого произошёл летом сорок второго года. Немцы только начали своё летнее наступление (которое окончилось у стен Сталинграда) и нужно было срочно ударить в основание прорыва. Наши танковые войска находились всего в ста километрах. Но командование не решилось бросить танковые войска своим ходом даже на такое мизерное расстояние. Пока грузились на железнодорожные платформы, пока разгружались, время было упущено.
Сталина очень не устраивала такая ситуация. В письме написанном Сталиным в июне сорок третьего года Малышеву говорилось следующее: «и в заключении товарищ Малышев, очень хочется надеяться, что вам наконец удастся что то сделать с «сормовским уродом», на котором боятся воевать наши танкисты». Речь шла о танке Т-34 выпускавшимся в городе Горьком на сормовских верфях.
В сорок третьем году танк Т-34 получил новую коробку скоростей, и башенку кругового обзора. Башня то же была новая увеличенного объёма шестигранной формы, в народе прозванная гаечкой. Было два варианта башни — литая, которая кололась при попадании снаряда и штампованная, которая по качеству брони была чудесной но имела толщину всего сорок миллиметров.

Немецкие солдаты, наслушавшись пропаганды, что русские делают танки из фанеры, пытаются распилить двуручной пилой захваченный трофей.

Т-34-85 танк победы

В сорок четвёртом году Танк Т-34 получил обновлённый корпус. Носовой балки уже не было, броневые плиты научились приваривать одну к другой. Угол наклона бортовой брони был уменьшен до минимума. Это позволило поставить большую трёхместную башню с 85 мм пушкой. Позднее на базе этого корпуса сделали самоходную АРТИЛЛЕРИЙСКУЮ установку СУ-100

На этих фотографиях можно рассмотреть танк Т-34-85 со всех сторон.
Наконец в экипаже появился освобождённый от других обязанностей командир танка. Новая коробка скоростей и доведённый до ума двигатель позволяли использовать танк Т-34 в операциях глубиной до пятисот километров. Вроде к концу войны мы получили танк своей мечты — лучший танк Второй мировой Войны. Но не всё так просто. Броня, пусть и наклонная, в сорок пять миллиметров (указанная во всех справочниках броня в 75 миллиметров была только в лобовой проекции башни) для сорок пятого года маловато. Убогая свечная подвеска. Бортовые фрикционы поворота — по определению не подходившие танку такого веса. Баки с горючим в боевом отделении. Ну не позволяет мне техническая грамотность назвать Т-34 лучшим танком Второй мировой Войны. Не даром со дня создания танка Т-34 его всё время хотели заменить. И в конце концов заменили ЛУЧШИМ ТАНКОМ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Т-44 Правда повоевать этот танк не успел.

Производство танка Т-34

Товарищ Сталин очень мало понимал в технологии производства. Понятие ЗАВОД представляло для него какое то универсальное средство производства, которое могло выпускать ВСЁ И СРАЗУ. Поэтому Некоторые самолёты делали в мебельных и кроватных мастерских, а воронежский авиационный завод пытался выпускать стазу три вида самолётов абсолютно различных в технологическом плане.
С производством танков было не лучше. Т-34 выпускался на заводе по изготовлению паровозов. Потом на его выпуск нацелили тракторный завод в Сталинграде. Правда он едва наладив производство был уничтожен немецкой авиацией. С началом войны началась эвакуация. Харьковский завод по производству паровозов и танков эвакуировали на Урал и разместили на территории завода по производству вагонов в Нижнем Тагиле. С точки зрения производства танков у этого завода было только одно положительное качество — он был самым большим заводом по производству вагонов в мире. Поэтому на его территории поместился харьковский завод по производству паровозов, харьковский завод по производству танковых дизелей и несколько небольших московских механических заводов. В результате получился САМЫЙ БОЛЬШОЙ ТАНКОВЫЙ ЗАВОД В МИРЕ. Он выпустил примерно третью часть всех танков Т-34. Знаменитый УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ выпускал корпуса и башни.
После уничтожения сталинградского тракторного, вторым по величине стал завод в городе Горьком. Для тех кто не в курсе сейчас это Нижний Новгород. Производить танки обязали верфь Красное Сормово. Естественно технология производство подводных лодки и бронекатеров сильно отличается от производства танков. Поэтому качество выпускаемой продукции было соответственное. Танк этого завода получил обидную кличку — СОРМОВСКИЙ УРОДЕЦ. Специально для выпуска танков построили завод в городе Омске. Правда его строили для производства танка Т-50 а выпускать стали Т-34. Но полноценное производство началось только ближе к сорок третьему году. В Челябинск на тракторный завод переехало всё танковое производство Ленинграда. Оно было ориентированно на выпуск тяжелых танков, но его заставили выпускать и средние. Два различных танка на одном не очень большом заводе, представляю как матюкались по этому поводу заводские технологи.

Танк Т-34 с пушками больших калибров


Для борьбы с тиграми Т-34 пытались оснастить пушкой калибра сто миллиметров. В башню её кое как втиснули, но для экипажа места практически не осталось. Поэтому зарядить пушку метровым патроном было весьма сложно и скорострельность упала до двух выстрелов в минуту. А самое главное это древняя подвеска — она категорически не справлялась с повышенной нагрузкой.



После войны египтяне поставили на танк противотанковую пушку БС-3 и соорудили вокруг неё весьма уродливую башню. Окраска соответственно местности — приятного песчаного цвета.

Так же на базе танка Т-34 египтяне создали смешную самоходную установку. Гаубица Д-30 калибра сто двадцать два миллиметра стоит задом на перёд. Впрочем это очень удобно при отступлении.

Зенитный вариант танка Т-34

Я нашёл только один вариант, но наверняка их было больше. На фотографии китайские товарищи поставили спаренную зенитную установку калибра тридцать семь миллиметров на шасси танка Т-34.

Т-34 как символ борьбы с фашизмом

В мае месяце в Луганске местные антифашисты использовали танк Т-34 как символ борьбы с бандеровской властью Киева. Танк стоял на постаменте в Луганске. Перед ДНЁМ ПОБЕДЫ его с постамента сняли. Для чего не совсем понятно. То ли местную прокиевскую власть пугать собирались, то ли на девятое мая парад собирались устроить. Этот случай поднял волну противостояния в интернете.

Подведение итогов

Ура патриоты продолжают присылать мне гневные письма — зачем так плохо написали о легендарном танке? Я ещё раз повторяю — легенды не могут сделать конструкцию технически совершенной. Да, в конце войны Т-34 с пушкой восемьдесят пять миллиметров был лучше чем самые первые образцы. Он получил более просторную башню и более современные приборы наблюдения. Но не излишне высокий корпус, не древняя свечная подвеска, не бензобаки расположенные в боевом отделении ни куда не делись.



Вот подтверждение, что не все танкисты перед войной в Советском Союзе были дураками. Их не устроила ни маленькая башня, ни бензобаки в боевом отделении. Поэтому конструкторы быстро переделали Т-34 и получился Т-43. Это не была идеальная машина, но она имела башню большого размера и бензобаки были вынесены из боевого отделения в корму корпуса. На нижней фотографии бензобаки видны в виде квадрата на корме танка. Если бы война началась чуть позже, то танком победы был бы Т-43, а производство тридцатьчетвёрки закончилось не успев начаться.
Уважаемые читатели, прежде чем стать писателями и написать злобный комментарий помните — все злые комментарии уже написаны, а я даже успел на них ответить В ЦИКЛЕ СТАТЕЙ Т-34

voennoe-obozrenie.ru

На что способно орудие танка Т-34-85

Мы уже с вами успели поговорить о снарядах, которые использовались в танке Т-34-85, однако теперь пришло время более детально разобраться с орудием одного из самых массовых танков всей Второй мировой. Вообще, на данный момент большинство исследователей сходятся именно на том, что между танками Т-34-76 и Т-34-85 разница, по сути, лишь в орудии, если мы говорим о конструкции.

Разрез орудия Т-34-85

И так, начнем с того, что наиболее ранние экземпляры советского среднего танка устанавливалась пушка Д-5Т, длина ствола ее составляла 51.6 калибров, для сравнения у немецкого “Тигра” длина ствола 56 калибров, а у немецкой “Пантеры” 70 калибров. Этот параметр влияет на начальную скорость снаряда. Орудие Д-5Т обладало клиновым затвором и чтобы снизить откат орудия был установлен гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник, которые располагались под стволом.

Т-34-85 с орудием Д-5Т

Однако, в итоге танковое орудие Д-5Т не устроило советских военных прежде всего потому, что имела большие габариты, тем самым увеличивался вес танка и нагрузка на ходовую часть. Также орудие Д-5Т была слишком дорогой с производственной точки зрения, и именно поэтому всего было выпущено 250 экземпляров, а потом все советские Т-34-85 вооружали более удачным вариантом, то есть пушкой С-53, которую в последующем назовут ЗИС-С-53. Данное орудие было длиной в 54.6 калибров, тем самым совсем незначительно, увеличилась начальная скорость снаряда: БР-365 обладал скоростью в 800 метров в секунду, вместо 792 метров. Но главным достоинством новой пушки стал электрический спуск орудия, но был и механический.

ЗИС-С-53
Для советского танка Т-34-85 использовались снаряды от зенитного орудия 1939 года, собственно, как мы писали в статье, о снарядах орудия советского танка, пушку разработали также на основе зенитки.

Боекомплект пушки ЗИС-С-53 был небольшим, в отличие от немецких танков: 55 против 120, которыми располагал “Тигров” начиная с 1945-го года. Впрочем, к этому моменту “Тигров” осталось лишь несколько сотен на всех участках Второй мировой где воевал Третий Рейх, а вот про численность советских средних танков и говорить не надо. И так, как было сказано выше боекомплект включал в себя 55 снарядов, из которых 36 осколочных, 14 бронебойных и 5 подкалиберных. С одной стороны, достаточно необычно, ибо по логике вещей основную часть должны составлять бронебойные и подкалиберные снаряды, чтобы сражаться с танками противника.

Но нет, в действительности, если немецкие танкисты нарочно лезли сражаться с танками противников, то советские танкисты не спешили этого делать, отдавая при возможности эту задачу противотанковым расчетам и САУ.

Но, если опять же затронуть практическую сторону, то пушка советского танк Т-34-85 пробивала лобовую броню “Тигра” с расстояния в 1000 метров, однако на дальности уже в 1500 метров броня немецкого танка оказывалась непробиваемой. Конечно, о пробитии лобовой брони “Королевского Тигра” говорить и не надо, ибо ЗИС-С-53 был неспособен на такие задачи. Тем не менее, боях чаще всего Т-34-85 встречался с немецкой “Пантерой”, которая на удивление, для него была опасным противником, из-за наклона лобовой брони в 35 градусов, ибо советский танк пробивал “немецкую кошку” с расстояния лишь в 500. Так что приходилось бить по бортам, которые можно было достать с расстояния в 1500 метров, однако надо было еще попасть в уязвимые места.

enciklopediya-tehniki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *