Возникновение и распространение ислама. Наместники пророка
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
Музыка- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
resheba.me
Trojden | Возникновение и распространение ислама: Бойцов М. А.
1. Под солнцем Аравии. Западная часть Римской империи уже распалась на королевства во главе с германскими вождями, когда и над восточной её частью, Византией, нависла угроза. Она возникла к югу от её границ — в далёкой и жаркой Аравии.
Аравийский полуостров, часть Сирии и Междуречья к VII в. населяли племена арабов. Среди них было немало воинственных бедуинов — кочевников пустыни. Они разводили верблюдов, овец, лошадей, но порой промышляли набегами на оседлых соседей и грабежом купеческих караванов.
Однако множество арабов жило по краю аравийской пустыни — в оазисах на побережье Красного моря. Там выросли шумные торговые города, ведь на территории Аравии проходило важное ответвление Великого шёлкового пути, ведущее в Индию; пересекались пути караванов, перевозивших благовония и ткани из Южной Аравии; золото, слоновую кость и рабов из Африки; шёлк из Китая; жемчуг с побережья Персидского залива. Арабские купцы богатели, перепродавая товары в Византию, Иран, Эфиопию.
Большинство арабов были язычниками, но уже немало насчитывалось и таких, которые приняли иудаизм или христианство.
Одним из главных городов Аравии считалась священная Мекка. Здесь находилась самая почитаемая святыня арабов — Кааба — древний храм кубической формы, в котором тогда поклонялись разным богам (см. на с. 39).
Покажите на карте (с. 41) районы расселения арабских племён к VII в. Опишите географические условия этого региона. Каким занятиям населения они способствовали?
2. Последний пророк. Именно в Мекке начал свою проповедь единобожия Мухаммад (ок. 570—632), называвший себя «последним пророком». После долгих размышлений и молитв в горных пещерах поблизости от Мекки Мухаммад стал призывать сограждан отказаться от поклонения языческим божествам и уверовать в Единого Бога.
Пророк Мухаммад молится перед Каабой. Миниатюра. XVI в.
Мухаммада нередко изображали с лицом, скрытым завесой, и с языками пламени над головой. Что художники хотели этим выразить?
Однако жители Мекки отвергли пророка, сочтя его отступником от древней веры отцов. В 622 г. Мухаммаду пришлось уйти из Мекки в соседний город Ясриб. Позже последователи Мухаммада стали вести собственное летосчисление от его переселения (по-арабски — «хйджры») в Ясриб и создали свой календарь. В отличие от европейского календаря, мусульманский календарь — лунный. В соответствии с ним 2016 г. по европейскому летосчислению приходится на 1437 и 1438 гг. хиджры.
Очень скоро Мухаммад становится правителем Ясриба, который позже переименовали в Медину, что по-арабски означает «Город Пророка», или просто «Город». Мухаммад победил в войне правителей Мекки, и для многих это оказалось лучшим доказательством истинности его учения. Мекка открыла ворота Мухаммаду. Вступив в неё, он первым делом велел выбросить из Каабы изображения всех богов, которые там были собраны. Вскоре вся Аравия объединилась вокруг Мухаммада.
1. Почему уход Мухаммада из Мекки стал для его последователей началом новой эры?
2. Почему Мухаммад сразу же очистил Каабу от древних изображений богов?
3. Предавшие себя Богу. Откровения, которые получал от Бога (по-арабски — «Аллаха») Мухаммад, а его последователи с его слов запоминали или записывали, были после смерти пророка собраны в священную книгу Коран (точнее — Кур’ан, в переводе с арабского — «чтение, книга»). Коран призывает язычников обратиться в истинную веру и повествует о тех пророках, которые ещё до Мухаммада проповедовали Единого Бога — от Адама до Иисуса Христа и апостолов.
Религия, основанная Мухаммадом, называется ислам, что в переводе с арабского означает «предание себя Богу». «Предать себя Богу» — значит уверовать в него и полностью подчиниться его наставлениям и воле. Однокоренное с «исламом» слово мусульманин означает «предавший себя Богу».
Страница из Корана. XI в.
В Коране и в сунне, то есть предании, состоящем из установлений пророка Мухаммада, выражены основы мусульманского учения.
Бог — это творец мира и людей.
Он свят и справедлив. Люди и народы живут, исполняя предначертания Бога. В конце времён людей ждёт Страшный Суд, на котором мёртвые восстанут из праха. Добродетельные попадут в рай, а грешники — в ад. Чтобы не оказаться в аду, человек должен верить в Единого Бога и вести праведный образ жизни — не убивать, не воровать, не лгать, сострадать бедным, не поддаваться пагубным страстям и т.д.
В Коране и сунне содержатся также и основы шариата — мусульманского права. Правоверный мусульманин обязан соблюдать пять основных правил: признавать истинным главное положение ислама: «Нет (иного) бога, кроме (Единого) Бога, Мухаммад — его пророк»; совершать ежедневно пять обязательных молитв; соблюдать тридцатидневный пост в месяц рамазан; отдавать пятую часть своего дохода на милостыню и благие дела; совершить хотя бы раз в жизни хадж — паломничество в Мекку (если позволяют доходы и обстоятельства).
Здания, где молятся мусульмане, именуются мечетями (от арабского масджид — «место поклонения»). О наступлении времени очередной молитвы громко возглашает муэдзин, часто с вершины особой башни у мечети —минарета.
Перед молитвой мусульманин совершает ритуальное омовение. В мечети молящийся встаёт лицом к михрабу — украшенной нише в стене, указывающей направление к Каабе. Во время молитвы мусульманин читает славословия Богу, перемежая их земными поклонами. Руководит молитвой имам (предводитель), которого также называют мулла (господин).
Имя Бога. Украшение минарета мечети ал Хакима в Каире. Резьба по камню. 1003 г.
С какой целью мусульманские мастера покрывали стены мечети такими надписями?
В исламе нет особых священников и церковной организации. Имамом (муллой) становятся самые благочестивые, сведущие в ритуале и молитвах люди. По пятницам (дни отдыха и молитвы для мусульман) имам читает проповедь с минбара — особого возвышения в мечети.
В чём значение Корана для мусульман? Каковы главные обязаности мусульман?
4. Наместники пророка. После смерти Мухаммада собрание самых уважаемых мусульман избрало одного из его ближайших соратников халифом (наместником пророка). Первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие один за другим, — вошли в историю как «праведные халифы». Так возникло исламское государство — Арабский халифат, во главе которого стоял халиф, объединявший в своих руках всю духовную, светскую и военную власть (см. на с. 40).
Большая мечеть в городе Кайруане (Тунис). X в.
Мусульмане считают, что любая мечеть повторяет в основных чертах дом пророка Мухаммада в Медине. Как и дом, мечеть состоит из двух главных частей — открытого двора и затенённого, закрытого помещения, в котором указано направление на Мекку (михраб) и предусмотрено место, с которого проповедует духовный наставник. Объясните назначение разных частей мечети.
Купол над михрабом в мечети города Кордовы (Испания). Х в.
Внутри мечети покрыты коврами, стены украшены растительным узором и священными надписями. Изображать Бога мусульманским художникам запрещено, так же как верующим — поклоняться любым изображениям живых существ.
В 661 г. недруги убили Али — последнего «праведного халифа», зятя и друга Мухаммада. Гибель Али глубоко потрясла его сторонников. Внутри мусульманской общины они создали ши’а, то есть отдельную партию. Шииты считают, что особая святость Али и его власть переходят по наследству к его потомкам.
Остальные мусульмане именуют себя суннитами. Они признают святость сунны и не верят в какую-то особую, священную роль Али, видя в нём лишь выдающегося человека. Разногласия между суннитами и шиитами не раз перерастали в кровавые столкновения.
1. На карте (с. 41) найдите территорию Арабского халифата в VII в., важнейшие города.
2. В чём вы видите причину раскола среди мусульман?
1. Что вы узнали об основателе ислама—Мухаммаде?
2. Почему Мухаммад и его последователи терпимо относились к иудеям и христианам?
3. Почему распространение ислама привело к объединению Аравии?
КААБА
Согласно преданию, Каабу возвёл как храм Единому Богу патриарх Авраам, когда гостил у своего сына Измаила. Однако позже арабы якобы отступили от исходного единобожия Авраама и заполнили Каабу множеством идолов всяческих богов и божков. От них-то и пришлось Мухаммаду очищать древний храм.
Кааба (по-арабски — «куб») действительно имеет форму куба высотой с пятиэтажный дом. Кааба стоит посреди внутреннего двора главной мечети мусульманского мира — ал-Харам (Священной).
С тех пор как Мухаммад очистил Каабу от идолов, она стоит пустая. Но в ней по-прежнему хранится древняя святыня арабов-язычников, а позже и всех мусульман — Чёрный камень, который, как считается, был подарен Богом первому человеку — Адаму. Внутри Каабу освещают множество светильников.
На примере арабского предания о Каабе докажите, что ислам, христианство и иудаизм имеют общие черты.
УСТАНОВЛЕНИЯ И ОБЫЧАИ ДВОРА ХАЛИФОВ Из сочинения арабского историка Хилала ас-Саби (XI в.)
О дворце халифа
Во дворце было 20 тыс. дворцовых рабов и 10 тыс. слуг, чернокожих и белых. <…> Одна смена караула, предназначенного охранять резиденцию, состояла из 5 тыс. отборных пеших воинов, 400 караульных и 800 слуг внутренних покоев.
Дворцовый этикет
Когда эмир, везир или другое почётное лицо являлись к халифу, они не целовали землю (перед ним) по древнему обычаю, но, войдя и увидев халифа, говорили: «Мир тебе, эмир верующих!» <…> Часто, когда эмир или везир подходил к халифу, тот протягивал для целования руку, покрытую рукавом… <…> А прикрывал он руку рукавом, чтобы не касались её ртом или губами… <…>
Приём у халифа
(Халиф), да будет милосерден к нему Бог, восседал на троне… в зале для приёмов на сиденье, обитом чёрной шёлковой материей, шитой золотом, а вокруг него стояло около ста человек свиты в красивых нарядах, разноцветных кафтанах с поясами и мечами на перевязях, усыпанных драгоценными камнями, и с палицами и боевыми топориками в руках.
По обе стороны трона стояли старые слуги… из славян… с опахалами в руках. Перед халифом — список… (Корана)… <…> На плечах — плащ Пророка, в руках — посох. Он сидел перепоясанный мечом Посланника Бога, в чёрном одеянии… <…> Между центральными колоннами был повешен парчовый занавес… чтобы создать преграду, так чтобы ни один воин не взглянул на халифа раньше, чем он.
1. Сколько веков разделяет время Мухаммада и того халифа, двор которого описывается в документе?
2. Каковы знаки власти халифа? Что говорят они и придворный церемониал о положении халифа в мусульманском обществе?
3. Почему халифа до поры до времени скрывает занавес и почему халиф прикрывает руку рукавом, когда её целуют?
4. Какие слова в этом документе указывают на то, что его автор — арабский историк?
trojden.com
список, история и интересные факты
Несмотря на то что ислам – это одна из самых молодых религий на планете, она имеет очень интересную историю, наполненную яркими событиями и фактами. Многие специалисты считают, что некогда мощный и влиятельный Арабский халифат обязан своим появлением успешной деятельности Пророка, сумевшего объединить в единой вере большое количество разрозненных ранее племен. Лучшим периодом этого теократического государства можно считать десятилетия, когда во главе стояли праведные халифы. Все они были ближайшими соратниками и последователями Мухаммада, находившимися с ним в кровном родстве. Данный период становления и развития халифата историки считают наиболее интересным, часто его даже называют «золотой эпохой». Сегодня мы подробно расскажем обо всех четырех праведных халифах и их самых значимых достижениях во главе мусульманской общины.

Понятие «халифат»: краткая характеристика
В начале седьмого века Пророк создал небольшую общину единоверцев, раскинувшуюся на территории Западной Аравии. Называлось это протогосударство умма. Изначально никто и не представлял, что благодаря военным походам и завоеваниям мусульман оно заметно расширит свои границы и станет одним из самых мощных объединений на протяжении нескольких столетий.
Слова «халифат» и «халиф» в переводе с арабского означают примерно одно и то же – «наследник». Все правители исламского государства считались преемниками самого Пророка и были очень почитаемы среди рядовых мусульман.
Среди историков период существования Арабского халифата принято называть «золотым веком ислама», а первые тридцать лет после смерти Мухаммада являлись эпохой праведных халифов, о которых мы и расскажем сегодня читателям. Ведь именно эти люди сделали очень многое, чтобы укрепить позиции ислама и мусульманского государства.

Праведные халифы: имена и даты правления
Первые халифы приняли ислам еще при жизни Пророка. Они были хорошо осведомлены обо всех нюансах жизни в общине, ведь всегда помогали Мухаммаду в вопросах управления уммой и принимали непосредственное участие в военных походах.
Четыре праведных халифа были настолько уважаемы в народе при жизни и после смерти, что позже для них был придуман специальный титул, дословно обозначающий «идущие праведным путем». Эта фраза в полной степени отражает отношение мусульман к своим первым правителям. Дальнейшие халифы данного титула не были удостоены, так как приходили к власти не всегда честным путем и не являлись близкими родственниками Пророка.
По годам правления список халифов выглядит следующим образом:
- Абу Бакр ас-Сиддик (632-634).
- Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (634-644).
- Усман ибн Аффан (644-656).
- Али ибн Абу Талиб (656-661).
За время своего правления халифатом каждый из перечисленных выше мусульман сделал все возможное для процветания государства. Поэтому о них хочется рассказать подробнее.

Первый праведный халиф: путь к вершинам власти
Абу Бакр ас-Сиддик являлся одним из первых, кто всей душой поверил Пророку и пошел за ним. До встречи с Мухаммадом он жил в Мекке и был довольно богат. Его основной деятельностью была торговля, которой он продолжил заниматься после принятия ислама.
Еще в Мекке он начал активную деятельность по развитию мусульманской общины. Праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик тратил на это огромные суммы денег и занимался выкупом рабов. Примечательно, что каждый из невольников получал свободу, но в обмен должен был стать правоверным. Думаем, не стоит говорить, что эта сделка была очень выгодной для рабов. Поэтому количество мусульман в Мекке быстро росло.
После того как Пророк принял решение переехать в Медину, будущий халиф поехал вслед за ним и даже сопровождал Мухаммада, когда тот прятался в пещере от подосланных убийц.
В дальнейшем Пророк женился на дочери Абу Бакр ас-Сиддика, что сделало их кровными родственниками. После этого он не единожды отправлялся с Мухаммадом в военные походы, совершал пятничный намаз и руководил паломниками.
В шестьсот тридцать втором году Пророк скончался, не оставив наследников и не назначив нового преемника, и мусульманская община встала перед выбором нового лидера.
Годы правления Абу Бакра
Сподвижники Мухаммада никак не могли договориться по поводу кандидатуры халифа и только после того, как они вспомнили многочисленные заслуги Абу Бакра перед мусульманской общиной, выбор был сделан.
Стоит отметить, что праведный халиф был очень добрым и абсолютно не тщеславным человеком, поэтому к управлению он привлек и других последователей Пророка, распределив между ними круг обязанностей.
Абу Бакр ас-Сиддик получил власть в очень непростое время. После кончины Мухаммада от ислама отвернулись многие люди и племена, которые посчитали, что теперь они могут вернуться к своей прежней жизни. Они разорвали свои договорные обязательства перед халифатом и прекратили выплату налогов.
В течение двенадцати лет Абу Бакр предпринимал действия для сохранения и расширения границ халифата. При нем была сформирована регулярная армия, которая сумела продвинуться до границ Ирана. При этом халиф всегда сам напутствовал своих солдат, запрещая им убивать женщин, младенцев и стариков, а также издеваться над врагами.
В тридцать четвертом году седьмого века армия халифата приступила к завоеванию Сирии, однако правитель государства в это время находился при смерти. Чтобы не допустить конфликтов в халифате, он сам выбрал преемника среди своих ближайших соратников.

Второй халиф
Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук правил мусульманской страной на протяжении десяти лет. Изначально он был очень скептически настроен против ислама, но однажды ему довелось прочитать суру, и он заинтересовался личностью Пророка. После встречи с ним он проникся верой и готов был последовать за Мухаммадом в любую точку мира.
Современники второго праведного халифа писали, что он отличался невероятной храбростью, честностью и бескорыстием. Также он был очень скромным и благочестивым. Через его руки в качестве главного советника Пророка проходили очень большие суммы денег, однако он никогда не поддавался искушению, чтобы обогатиться.
Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук часто принимал участие в военных битвах и даже выдал свою любимую дочь за Мухаммада. Поэтому не удивительно, что на смертном одре первый халиф назвал своим преемником именно Умара.
Достижения Умара ибн аль-Хаттаба
Второй праведный халиф сделал очень многое для развития административной системы мусульманского государства. Он создал список лиц, которые получали ежегодное пособие от государства. В данный реестр входили сподвижники Пророка, воины и члены их семей.
Также Умар заложил основы налоговой системы. Интересно, что она касалась не только денежных выплат, но и регламентировала отношения между разными гражданами халифата. К примеру, христиане не имели права строить свои жилища выше мусульманских домов, иметь оружие и публично показывать свои символы веры. Естественно, что правоверные платили налоги в меньшем размере, чем завоеванные народы.
К заслугам второго халифа можно отнести введение новой системы исчисления, юридической системы и строительство на завоеванных территориях военных лагерей, чтобы не допустить восстаний.
Большое внимание Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук уделял строительству. Ему удалось на законодательном уровне закрепить правила градостроения. За основу был взят пример Византии, и большинство городов того времени отличались стройными и широкими улицами с красивыми домами.
За десять лет своего правления халиф заложил основы национального и религиозного единства. К своим врагам он был беспощаден, но одновременно запомнился справедливым и деятельным правителем. Многие историки считают, что именно в этот период времени ислам заявил о себе как о сильном и полностью сформировавшимся религиозном течении.

Третий правитель халифата
Еще при жизни Умар создал совет из шести своих ближайших сподвижников. Именно они должны были выбрать нового правителя государства, который продолжил бы победоносное шествие ислама.
Им стал Усман ибн Аффан, пробывший у власти около двенадцати лет. Третий праведный халиф был не столь деятельным, как его предшественник, однако он относился к очень древнему и знатному роду.
Семья Усмана приняла ислам еще до того, как Пророк переселился в Медину. Но отношения между аристократическим родом и Мухаммадом были довольно напряженными. Несмотря на это, Усман ибн Аффан бы женат на дочери Пророка, а после ее смерти получил предложение взять в жены другую его дочь.
Многие считают, что многочисленные связи Усмана позволили распространить и укрепить ислам еще при жизни Мухаммада. Будущий халиф знал множество знатных семей и благодаря его активной деятельности ислам приняло большое количество людей.
Это укрепило положение тогда еще немногочисленной общины и дало мощный толчок к созданию религиозного государства.
Период правления халифа Усмана
Если описывать эти годы кратко, то можно сказать, что третий халиф отступил от принципов, которых придерживались его предшественники. Он превыше всего ставил родственные узы, тем самым откинув халифат во времена протогосударства.
Родня и приближенные Усмана имели склонность к стяжательству и стремились обогатиться за счет других жителей халифата. Естественно, что это привело к усилению материального неравенства и волнениям.
Удивительно, но в этот непростой период границы халифата продолжали расширяться. Этому способствовали военные завоевания, однако держать покоренные народы в повиновении халифу было крайне тяжело.
В итоге это привело к восстанию, в результате которого халиф был убит. После его смерти в государстве начался кровопролитный период междоусобиц.

Четвертый халиф
Праведный халиф Али ибн Абу Талиб, ставший четвертым правителем «золотой эпохи», относился к очень необычным людям. Из всей плеяды халифов он был единственным кровным родственником Мухаммада. Он являлся его двоюродным братом и вторым человеком, принявшим ислам.
Так сложилось, что Али и Пророк воспитывались вместе. Поэтому неудивительно, что халиф женился на дочери Мухаммада. В дальнейшем от их союза родилось двое мальчиков, к которым Пророк был очень привязан. Он подолгу беседовал с внуками и был частым гостем в семье дочери.
Али часто принимал участие в военных походах и отличался просто легендарной храбростью. Однако вплоть до своего избрания халифом он не занимал важных государственных постов.

Али ибн Абу Талиб как халиф: оценка историков
Личность Али представляется специалистам крайне противоречивой. С одной стороны, он не обладал организаторскими способностями, талантами политика и гибким умом. Именно при нем наметились предпосылки к распаду халифата, а мусульмане разделился на шиитов и суннитов. Однако никто не может отрицать его фанатичной преданности делу Мухаммада и верности выбранному пути. К тому же безвременная смерть возвела его в ранг мученика. Ему приписывают множество подвигов и деяний, достойных святого.
Исходя из всего вышесказанного, историки делают вывод, что Али оказался истинным мусульманином, но так и не смог сдержать сепаратистский настрой в халифате.
fb.ru
ПРАВЕДНЫЕ (ПРАВОВЕРНЫЕ) ХАЛИФЫ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьиПРАВЕДНЫЕ (ПРАВОВЕРНЫЕ) ХАЛИФЫ (араб. аль-хулафа’ ар-рашидун) (632–661) – халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али, которые после кончины пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при жизни пророка в той или иной мере принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака.
В последующие столетия период правления праведных халифов называли «золотым веком» ислама, когда процветали изначальные мусульманские добродетели, а самим халифам присвоили титул «ар-рашидун» – идущие праведным путем, чтобы отличить их от тех, кто пришел к власти в разных провинциях некогда единого мусульманского государства.
Абу Бакр ас-Сиддик
(род. в 572, годы правления – 632–644) – преуспевающий мекканский купец, был одним из первых, кто сразу и безоговорочно поверил Мухаммаду и стал ему помогать. Он не жалел средств на нужды мусульманской общины. Одной из статей его расходов был выкуп рабов, освобождая которых он ставил единственное условие – принятие ими ислама. Именно он сопровождал Мухаммада, когда пророк решил перебраться в Медину (622), узнав о заговоре против него. Чтобы сбить с толку преследователей, Мухаммад и Абу Бакр провели три дня в пещере на горе Саур близ дороги, ведущей на Йемен, дожидаясь возвращения преследователей в Мекку.
В Медине Абу Бакр выдал замуж за пророка свою дочь. Он всячески опекал Мухаммада, сопровождал его военных походах. На девятом году хиджры (630–631) Мухаммад доверил Абу Бакру руководство паломниками в Мекку. В конце жизни Мухаммада Абу Бакр иногда руководил пятничным намазом.
Когда Мухаммад, не оставивший после себя наследника мужского пола, скончался (август 632) мухаджирун (мекканцы-мусульмане, переехавшие в Медину) и ансар (мединцы, принявшие ислам) никак не могли решить, кого же избрать в качестве преемника Мухаммада. Умар ибн аль-Хаттаб, один из сподвижников пророка, напомнил присутствующим о роли, которую играл Абу Бакр при жизни пророка и первым протянул ему руку для присяги. Его примеру последовали все остальные.
Человек разумный и не тщеславный, Абу Бакр пригласил к управлению общиной ближайших сподвижников пророка – Умара ибн аль-Хаттаба, а также Абу Убейду, воина, лучше других разбиравшегося в военных вопросах.
Время правления Абу Бакра совпало с периодом, получившим название ридда («отпадение» – араб.), ибо после кончины пророка Мухаммада некоторые племена сочли себя свободными от договорных обязательств и отказались платить налоги. Абу Бакру удалось подавить племенной сепаратизм и восстановить мусульманские владения в Аравии. При нем начала формироваться регулярную армию, и арабские войска продвинулись до границ Ирана. В 633 Абу Бакр отправил армию к византийским границам, считая присоединение византийских земель выполнением завещания пророка. Тогда же арабы появились в Южной Палестине и Месопотамии. Завоеванные города подписывали соглашение, по которому горожане обязывались платить подушную подать по динару с каждого взрослого мужчины. Арабский историк аль-Балазури (812–892) писал, что Абу Бакр, провожая воинов в поход, напутствовал их словами: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, не злобствуй и не уродуй тела врагов своих. Не будь вероломным, но и не трусь. Не убивай ни ребенка, ни старика, ни женщину. Не сжигай пальмы, не срубай плодовые деревья, не режь скота больше, чем требуется для пропитания… Будешь проходить мимо людей в кельях (т.е. монахов – автор), которые говорят, что они посвятили себя Богу, оставляй же их в покое…».
Летом 634 мусульманские войска подошли к Дамаску. Но весть о начале завоевания Сирии застала Абу Бакра на смертном одре. Своего преемника он решил назначить сам, дабы избавить общину от раздоров. Он назвал достойнейшим Умара ибн Хаттаба.
Умар (Омар I) ибн аль-Хаттаб аль-Фарук
Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (род. в 585, время правления – 634–644) – второй из «праведных халифов». Он принял ислам в 661, за 4 года до хиджры. Согласно преданию, сначала он был настроен против мусульман, но после того как познакомился с текстом суры «Та ха» (сура 20, см. КОРАН), который дала ему его сестра, захотел встретиться с Мухаммадом. После этой встречи он стал одним из самых верных сторонников пророка.
В мединский период Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман (у колодца Бадр – в 624 и у Холмов (Ухуд) – в 625). Тогда же он стал советником Мухаммада, а со временем и породнился с ним: его дочь Хавса вышла замуж за пророка после того, как ее первый муж погиб в бою.
Все биографы Умара отмечали его бескорыстие и честность. Через его руки в то время проходили большие деньги, но он сам не стремился к обогащению. Мусульманское предание сохранило также многочисленные упоминания о скромности Умара и его благочестии.
Халифу Умару принадлежит заслуга в создании административной системы, которая легла в основу управления будущего мусульманского государства. В 641 был создан регистр (диван аль-мукатила), на основе которого члены семьи пророка, его сподвижники и участники мусульманских завоеваний (футух) получали ежегодное пособие. Когда писцы во главе списка написали имя Умара, он сам поставил на первое место Айшу, любимую жену покойного Мухаммада, предложив ей пособие в 12 тысяч дирхем ежегодно.
При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, победителей и побежденных не только размерами налогов, но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры. Запрещалось прикасаться к мусульманской женщине, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т.д. Кроме того, немусульмане должны были «отличаться одеждой» от мусульман; им нельзя было строить жилища выше домов правоверных, пить публично вино, открыто носить кресты, иметь оружие, ездить верхом и т.п.
В 637–638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама – с первого года хиджры (622).
Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи – кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и супружескую измену для женщин.
На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.
По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть – 38–46 см), а второстепенных – 20–30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца легкой прибылью путем обмана покупателя».
Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже 1 и 2 вв. н.э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.
В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят (ежегодный налог в пользу бедных).
Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нем был окончательно признан ритуал хаджа (см. ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА), который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.
Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р.Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощенная войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.
Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636–637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили ее.
Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана еще не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.
Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерт III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.
В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошел до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать ее, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.
При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. Халиф сам отправился в Палестину, чтобы определить размеры захваченных трофеев и назначить жалование воинам. Существует много легенд о пребывании Умара в Иерусалиме, однако все хроникеры рассказывают, что халиф был недоволен поведением военачальников, которые отказались от аскетического образа жизни и встретили халифа в византийских одеждах. По преданию, именно тогда халиф выбрал место для строительства знаменитого храма «Куббат ас-Сахра» (араб. купол скалы).
Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально – сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий. Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.
За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.
Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования (‘ата’) и продуктового пайка (ризк) всем воинам. При нем стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную.
Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса – на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).
В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Файруз, по прозвищу абу Лула, ударил Умара ножом в живот (до этого Файруз пожаловался халифу на своего хозяина, но Умар не внял его жалобе). Умар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.
Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия ислама. Одновременно были заложены основы национального и религиозного единства. Историческая традиция не скупится на похвалы в адрес Умара, считая его идеальным правителем, непритязательным в быту, благочестивым мусульманином, справедливым и честным по отношению к подчиненным, беспощадным к врагам ислама.
После смерти Умара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа, которые жаждали реванша. В ранний период деятельности Мухаммада именно представители этого рода, опасаясь утраты своих позиций в Мекке, преследовали Мухаммада, заставив его перебраться в Медину. Выдвинутый ими претендент на место халифа Усман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику. Однако избрание другого кандидата – Али – по мнению совета, сулило бурные времена, так как последний был известен своей прямолинейностью и напористостью.
Усман ибн Аффан
(годы жизни – 575–656, время правления – 644–656) – третий халиф из плеяды «праведных». Он принадлежал к тем мекканцам, которые приняли ислам за несколько лет до переселения Мухаммада из Мекки в Медину. Среди первых последователей Мухаммада он ничем не выделялся. Но он был выходцем из богатого рода Бану Умайа, занимавшего высокое положение среди торговой аристократии города. Несмотря на то, что Бану Умайа враждовали с Мухаммадом, пророк выдал за Усмана свою дочь Рукайу, а когда она скончалась, пророк предложил зятю жениться на другой его дочери – Умм Кальсум.
Некоторые историки высказывают предположение, что в мединский период Мухаммад использовал родственные связи Усмана для того, чтобы знать о положении дел в покинутой им Мекке. Якобы, благодаря деятельности Усмана, число сочувствующих исламу в Мекке постоянно росло. А когда Мухаммад решил совершить паломничество в Мекку, и городские власти закрыли ворота перед ним и его жертвенными верблюдами, именно Усман отправился в город на переговоры. С его помощью между мекканцами и караваном Мухаммада было заключено соглашение, приемлемое для обеих сторон: мусульманам было предложено совершить хадж в Мекку в следующем году с предварительным уведомлением городских властей. Во избежание столкновений те даже обещали на время покинуть город.
Вопреки совету своего предшественника халифа Умара, Усман не сохранил за наместниками и военачальниками их посты в течение года, а немедленно занялся назначением на эти посты своих родственников. Это вызвало недовольство многих высокопоставленных мусульман. Тем не менее, многие институты, введенные Умаром, сохранялись, завоевательные экспедиции продолжались. Мусульманам покорилась Северная Африка, осуществлялись набеги на территорию Малой Азии, на острова Эгейского моря.
Усман и его родственники, получившие высокие посты в провинциях, почувствовали вкус к роскоши. Его родичи широко использовали свое положение для личного обогащения. Характерно, что при Усмане люди из ближайшего окружения пророка, но не связанные с ним кровным родством, были лишены привилегий, ибо Усман ставил кровные связи выше заслуг перед мусульманской общиной. Таким образом, он вернулся к старым, племенным традициям, отменив демократические принципы, заложенные еще самим Мухаммадом.
На шестой год правления Усмана появились признаки неблагополучия, более заметной стала разница в уровне жизни метрополии и провинции. Захваченные арабами города, некогда принадлежавшие Византии, по-прежнему процветали, а центр халифата, Медина, превращалась в захолустье. Значительная часть налогов и трофеев оставалась в руках наместников. Власти третировали местное население, которое часто было вынуждено перебираться на необработанные земли, заново рыть каналы и новые колодцы.
В конце 649 по приказу халифа была снесена мечеть в местечке Куба, построенная в память переезда Мухаммада в Медину. С этого момента началась активная критика действий Усмана. Все громче звучали голоса тех, кто считал, что место халифа (заместителя пророка) может занять только человек из рода Мухаммада, то есть Али, его двоюродный брат и муж Фатимы, дочери пророка.
Мусульманские историки, описывая деяния Усмана, ставят ему в заслугу кодификацию Корана. Именно по его распоряжению был составлен единый свод откровений, записанных при жизни Мухаммада. Работа, начатая еще при халифе Умаре, вступила в новую стадию: собранные тексты необходимо было сопоставить, выбрать из них наиболее достоверные и скомпоновать в единый сборник. После этого лучшие каллиграфы переписали текст в четырех экземплярах, один хранился в Медине, второй – в Басре, третий – в Багдаде и четвертый – в Куфе. Все последующие списки делались на основе этих канонических сборников. Именно тогда мусульмане получили свое священное писание, на основе которого впоследствии были сформированы законы.
Образ Усмана весьма противоречиво изображен в арабских хрониках. Его деятельность на посту светского и религиозного главы арабов вызвала разные оценки. И хотя государство продолжало расширяться за счет все новых завоевательных походов, сам Усман не обладал ни необходимой жесткостью и решительностью, чтобы держать под контролем все происходящее в халифате. Между тем напряжение росло. Резко обозначилось разделение мусульманского общества на очень богатых, живущих в роскоши (чего не было при Абу Бакре, Умаре, и уж тем более при Мухаммаде), и подавляющего большинства населения, прозябающего на грани нищеты. Это скрытое напряжение, которое сдерживал Умар, при Усмане вылилось в откровенный раскол в государстве.
Попытки сподвижников пророка объяснить Усману пагубность опоры только на своих родичей и тем самым пресечь коррупцию в халифате, не имели успеха. В январе 656 группа египтян (около 500 человек) пришли в Медину, где они хотели встретиться с халифом, чтобы высказать недовольство поведением наместника халифа в Египте. К ним присоединились ходоки из Ирака. Усману пришлось вступить с ними в переговоры и даже подписать обязательство, в котором, как и в день провозглашения его халифом, он пообещал, что «будет верен Книге Аллаха и сунне пророка» (см. СУННА). Когда же ходатаи двинулись в обратный путь, их обогнал гонец от Усмана, который должен был передать наместнику Египта приказ о наказании недовольных. Те перехватили послание и вернулись в Медину. Здесь они стали лагерем вокруг дома халифа. Усман сначала попытался взвалить вину на своего брата Мервана, который якобы отправил гонца, но египтяне показали халифу его печать на послании. Они также потребовали выдать Мервана.
Постепенно толпа недовольных вокруг дома Усмана росла, халиф оказался в осаде. Когда же пришла весть, что к городу подходят войска, вызванные Усманом из Сирии, осаждавшие пошли на штурм. В момент смерти в руках у Усмана был экземпляр Корана, на страницы которого пролилась его кровь.
Убийство Усмана привело впоследствии к междоусобице, поэтому в позднейших источниках оно называлось аль-баб аль-мафтуха, то есть «дверь, открытая (в гражданскую войну)».
Али ибн Абу Талиб –
четвертый и последний праведный халиф (род. в 602, годы правления 656–661) является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был не только соратником, но и близким родственником – двоюродным братом – пророка Мухаммада. Али вторым (после Хадиджи, первой жены пророка) принял ислам. Рано осиротевший Мухаммад воспитывался вместе с ним в доме своего дяди и отца Али Абу Талиба, бывшем до 619 торговым старшиной Мекки. После переселения в Медину Али женился на дочери Мухаммада Фатиме. Мухаммад был чрезвычайно привязан к семье дочери, особенно к своим внукам Хасану и Хусейну.
В мединский период Али участвовал во всех походах и битвах мусульман и отличился храбростью. Позднее шиитская историография зафиксировала массу преданий о подвигах Али, которая изображала его в качестве героя иранского эпоса.
После смерти пророка Мухаммада Али, поддерживаемый Фатимой, предполагал, что именно он, как ближайший кровный родственник, станет во главе мусульманской общины. Однако этого не произошло. Но позднее, на фоне всеобщего недовольства политикой Усмана, многие поддержали его кандидатуру. Его избрание произошло очень быстро, но в отсутствии части сподвижников пророка и членов его семьи, которые в этот момент находились вне Медины (в том числе и тех, кто мог бы претендовать на пост халифа). Это обстоятельство впоследствии послужило предлогом для того, чтобы некоторые из них – Талха и Зубейр (сподвижники пророка, кроме того, Зубейр приходился племянником Хадидже, первой жене Мухаммада), поддерживаемые вдовой пророка Айшей, выступили в качестве соперников Али и предъявили свои права на власть.
Али был фанатично предан делу Мухаммада, однако до своего избрания не занимал никаких постов. Он был уважаем в среде ветеранов ислама, но наместники, назначенные Усманом, чувствовали в нем угрозу своей власти. Му’авийа ибн Суфьян, наместник сирийской провинции, двоюродный брат Усмана, объявил Али участником заговора против погибшего халифа и выступил против него под лозунгом «месть за Усмана».
В декабре 656 под Басрой (Ирак) произошло сражение между войсками, возглавляемыми Талхой и Зубейром, и армией Али. В истории ислама эта битва известна под названием «верблюжья». За нею наблюдала вдова пророка Айша, восседавшая на верблюде в специальном паланкине. Согласно древней аравийской традиции это должно было принести удачу. Однако битву выиграл Али.
В следующем году (657) на правом берегу реки Евфрат у города Сиффин произошла еще одна знаменательная битва. На этот раз Али разбил сирийское войско, однако не сумел воспользоваться победой. Когда стало ясно, что победу одержит Али, сирийцы предложили решить дело третейским судом. В знак примирения они подняли на своих копьях листы (или свитки) Корана. Али остановил битву, согласившись с сирийцами. Идея решить спор о власти с помощью Корана была безупречна с точки зрения благочестия, но невыполнима на практике.
Решение Али вызвало разочарование как у его сторонников, так и у ветеранов ислама, которые хотели раз и навсегда покончить с сепаратизмом провинций. Характерно, что на встречу представителей враждующих сторон прибыло несколько возможных кандидатов на избрание халифом.
Анализ состоявшихся переговоров свидетельствует о том, что в халифате назревали междоусобицы. Часть сторонников Али заявила, что не признает третейского суда, заявив Ла тахким илла лилахи – «судить вправе только Бог» (араб.). Они считали, что Али не имел права соглашаться на третейский суд, тем более что победа была на его стороне, что рассматривалось как благоволение Аллаха. В знак своего несогласия несколько военачальников покинули лагерь Али, уведя с собой 12 тысяч воинов. Их стали называть хариджитами (от араб хараджа – «уходить», «покидать», в данном случае – «вышедшие из повиновения»). Впоследствии движение хариджитов, первоначально политическое, приобрело религиозный характер. Тех, кто остался верен Али, стали называть шиа (араб. «сторонники», «партия») (см. ШИИТЫ). Однако искренних сторонников Али было явно недостаточно для успешной борьбы с Му’авийей. Чувствуя свое превосходство, Му’авийа отправил войска на завоевание Египта.
Сожалея о случившемся, Али призвал своих воинов, в том числе и хариджитов, вернуться на поле боя. Однако те колебались и 17 июля 658 были разгромлены войсками Али.
В это же время начался распад халифата. Вслед за потерей Египта арабы, жившие в Фарсе, отказались платить налоги, а часть арабов, исповедовавших первоначально христианство, вернулось к своей вере. Му’авийа, пристально следивший за ситуацией вокруг Али, стал совершать набеги на пограничные районы Ирака и Аравии. Али пытался ему противостоять, но ему с трудом удавалось собрать добровольцев и средства на содержание армии. В июле 659 Му’авийа, понимая, что Али теряет авторитет среди своих сторонников, объявил себя халифом в Иерусалиме, третьем по значению городе для мусульман. После этого его войска атаковали несколько иракских городов и разграбили их. В ответ на это Али призвал верных ему людей к джихаду против Му’авийи.
Однако истребление хариджитов войсками Али изменило к нему отношение жителей Куфы, где находилась ставка Али. Он был убит хариджитом ибн Мулджем 22 января 661 на пороге мечети в Куфе.
Историки расходятся во мнениях относительно роли Али в становлении мусульманского государства. Очевидно, что у него не было таланта администратора и проницательности политика, необходимых для управления мусульманской империей. Но образ «рыцаря без страха и упрека», который, несмотря на все невзгоды, оставался честным и верным исламу, сохранился в веках. Его трагическая гибель, а также гибель его потомков, создали ему ореол мученика.
Возникшее после его смерти движение шиитов первое время находило опору в иракском патриотизме, а затем распространилось на территории Ирана. Здесь образ Али приобрел черты персидского богатыря, его почитают как святого мученика. Если у суннитов Али остается образцом набожности и благородства, то в среде шиитов существует культ Али. Его фигура порой заслоняет образ пророка Мухаммада, так как крайние шииты считают, что именно Али является носителем божьей благодати (араб. барака), – абсолютным и непогрешимым авторитетом в делах ислама, обладателем всех достоинств, которым Аллах может наделить человека. Сторонники Али называют его «вали Алла» (араб. «друг Аллаха»).
Стараниями шиитов созданы сборники изречений Али, а также его «жития» – ахбар Али.
Некоторые суры Корана шииты толкуют иначе, нежели сунниты. Шииты считают небезупречной последнюю редакцию Корана, так как, по их мнению, Зейд ибн Сабит, по наущению халифа Усмана и его родичей Омейадов, изъял из текста откровений все упоминания об Али.
Али приписывают многочисленные воинские подвиги. Некоторые предания о подвигах и чудесах, совершенных Али, напоминают жития христианских святых. Например, предание о том, что он якобы вживил отрезанную руку рабу, раскаявшемуся в своем поступке. Рассказывают и об особом отношении Аллаха к Али: якобы сам Аллах задержал заход солнца, чтобы Али успел совершить вечернюю молитву…
Ольга Бибикова
www.krugosvet.ru
Достижение халифата тремя первыми халифами.
Достижение халифата первыми тремя халифами свершилось следующим образом:
1. Халифат Абу Бакра. После смерти Посланника Аллаха (ДБАР), когда Имам Али (ДБМ) ещё не закончил омывать тело Посланника Аллаха (ДБАР) и не завернул его в саван, а жители Медины пребывали в трауре, группа мусульман собралась в месте, которое носило название Сакифа Бани Саада, и приступила к выборам халифа. После продолжительных споров и разногласий между несколькими мухаджирами и группой влиятельных ансаров халиф в конце концов был избран. Им стал Абу Бакр.
2. Халифат Умара ибн Хаттаба. Правление Абу Бакра продолжалось два года и несколько месяцев, после чего он заболел смертельной болезнью. В своё время Умар помог ему стать халифом и содействовал укреплению его власти. В знак признательности за его старания Абу Бакр подготовил почву для того, чтобы следующим халифом стал непременно Умар. Абу Бакр убедил всех противников в том, что халифом должен стать Умар. В один из дней перед своей смертью он вызвал к себе группу сподвижников и в их присутствии назначил Умара своим наместником и следующим правителем. В день, когда Абу Бакр покинул этот мир, Умар взял в свои руки бразды правления государством. В этот день он пошёл в мечеть Медины и там объявил людям о том, что он является их новым халифом. Это произошло в 13 году лунной хиджры. Правление Умара ибн Хаттаба продолжалось десять лет и шесть месяцев. Во время его правления мусульмане вели непрерывные войны с двумя империями – Византией на западе и Ираном на востоке.
3. Халифат Усмана ибн Аффана. В свои последние мгновения жизни Умар, после того как ему была нанесена смертельная рана, выбрал шесть человек, чтобы они избрали для мусульман нового халифа. Новым халифом должен был стать один из этих шести людей. Он вызвал к себе этих шестерых человек и объяснил им, каким образом они должны избрать среди себя халифа. Этими шестью людьми были Имам Али (ДБМ), Талха, Зубейр, Абдурахман ибн Ауф, Усман ибн Аффан и Саад ибн Аби Ваккас. Им было приказано войти в дом и не выходить оттуда, пока они не изберут нового халифа. Умар приказал Абу Тальхе Ансари и пятидесяти другим ансарам окружить дом и ждать, чем закончатся выборы. Также им было приказано, что если по истечению трёх дней пять человек будут единогласны с кандидатурой нового халифа, а один будет против, то его необходимо предать смерти. Если по истечению этих дней четыре человека будут единогласны с кандидатурой нового халифа, а двое будут против, то этих двоих необходимо предать смерти. Если же мнения относительно нового халифа разделятся, и каждого из двух мнений будут придерживаться по три человека, то необходимо принять ту сторону, в которой присутствует Абдурахман ибн Ауф. И если три остальных человека будут упорствовать в своём несогласии, то их необходимо предать смерти. А если после истечения трёх дней эти шесть человек не смогут избрать нового халифа и будут спорить друг с другом относительно кандидатур, то их всех необходимо предать смерти. И после этого остальные мусульмане должны самостоятельно выбрать нового халифа.
Назначение Умаром шести вышеупомянутых мусульман для избрания нового халифа по его собственным словам было обусловлено тем, что перед своей смертью Посланник Аллаха (ДБАР) был доволен ими. Поэтому Умар и выбрал этих шестерых, чтобы они посовещавшись друг с другом избрали из своего круга нового правителя. После смерти Умара ибн Хаттаба эти шесть человек собрались в доме Аиши и приступили к обсуждению кандидатур. Спустя некоторое время Талха отдал своё право голоса Усману, Зубейр передал своё право голоса Али (ДБМ), а Саад решил отдать свой голос Абдурахману. После этого Абдурахман собрал людей в мечети Посланника Аллаха (ДБАР), чтобы высказать своё окончательное решение перед мухаджирами и ансарами. Сначала он подошёл к Али (ДБМ) и сказал ему, что он даст свой голос в его пользу при условии, что он будет править в соответствии с повелениями Аллаха, традициями Его Посланника и методами двух предыдущих шейхов (то есть Абу Бакра и Умара). Но Имам Али (ДБМ) отверг это условие и сказал: «Я буду действовать в соответствии с повелениями Аллаха, традицией Посланника Аллаха и своими методами, в которых заключены повеления Аллаха и сунна Его Посланника. Я не буду действовать методами других людей». Затем Абдурахман подошёл к Усману и предложил ему свой голос на тех же условиях, на которых ранее он предложил свой голос Али. Усман сразу же принял это условие и воскликнул: «Клянусь Аллахом, я буду действовать в соответствии с методами двух предыдущих шейхов, я не отступлюсь от их дороги». После этих слов Абдурахман протянул свою руку Усману в знак того, что присягает ему, и поздравил его с тем, что он стал новым халифом. После этого Усману принесли присягу представители Омеядов.
После того, как Усман ибн Аффан стал третьим халифом, он натворил множество деяний, которые противоречили духу Ислама. Он без права начал распределять мусульманскую казну среди своих родственников и близких. Он избирал наместников и предводителей войск из числа своих родственников, не принимая во внимание их нравственные качества и их соответствие занимаемой должности. Мусульмане тех городов, в которых правили наместники Усмана, устали от их произвола и несколько раз жаловались на них сподвижникам Посланника Аллаха (ДБАР) и даже самому халифу. Но Усман не обращал внимания на их жалобы, которые так и остались без ответа. В конце концов гнев и недовольство мусульман и сподвижников Посланника Аллаха (ДБАР) достигли предела. Они решили сначала обратиться к халифу с назиданиями и, если тот не внемлет их предупреждениям, сместить его с должности правителя. Их назидания не возымели на Усмана никакого эффекта. Поэтому недовольство мусульман его правлением вылилось в бунт против него, в ходе которого Усман был убит. Это произошло в 35 году лунной хиджры. После убийства Усмана мусульмане принесли присягу Имаму Али (ДБМ) и избрали его новым халифом.[1]
Что касается доказательств из Корана и хадисов, подтверждающих право Абу Бакра, Умара и Усмана на халифат, то их не существует. Но нужно иметь в виду, что в отличие от шиитов у суннитов халиф это наместник Посланника Аллаха (ДБАР) в политических и государственных делах. Халиф с точки зрения суннитского вероучения не назначается Аллахом.[2] По этой причине, доказывая право на правление первых трёх халифов, сунниты не ссылаются на аяты Корана или пророческие хадисы.
[1] При написании материала были использованы следующие книги: Тарих, Йакуби, т.2, стр.150, 151 и 165, Неджеф, издательство Аль-мактаба аль-хайдария, 1384 год хиджры; Жизнь предводителей, Махди Пишваи, стр.73-81, издательство Тахкикат Имам Садик (ДБМ), Кум, 1376 год; Шарх Нахдж аль-балага, Ибн Аби Аль-хадид, т.1, комментарии к проповеди Шакшакия.
[2] Ибн Халдун пишет: «Халифат – это значит наместничество от имени владельца шариата в сохранности религии и в политических мирских делах. Поэтому это наместничество называют халифатом и имаматом, а того, кто занимает этот пост, называют халифом и имамом». Мукаддама, Ибн Халдун, стр.365 и 366.
www.islamquest.net
Как называется верховный правитель в арабских странах 🚩 Политика
В арабских странах по наименованию правителя обозначают и устройство страны.Само звание халиф означает, что данный правитель является представителем и светского, и религиозного правления в стране. По преданию халифы были наместниками пророка Мухаммеда. Халиф — титул правителя государства, в котором светская власть неразделима с религиозной составляющей.
В настоящее время страны арабского мира имеют различные формы правления.
Так, в Катаре в 1970 году была принята конституция, по которой представители княжеств — эмиратов выбрали из своего состава верховного правителя — президента сроком на пять лет. Президент является главой государства и имеет все полномочия, предусмотренные конституцией страны.
Династии правителей Кувейта, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов появились во времена, когда на их территориях были расселены племена. В течение времени племена разделились, выбрали своих племенных вождей – шейхов. Шейхи, которые обладали более сильным влиянием, чем остальные племенные вожди, укрепляли свою власть, утверждая свое преимущество среди остальных племен. Этот процесс продолжался до тех пор, пока один из могущественных шейхов основал из своей семьи династию. Эта династия пользовалась правом наследования на управление племенами. Так нынешний правитель Бахрейна является наследным правителем династии, которая была основана в восемнадцатом веке.
Во всех монархиях в руках главы государства сосредоточена единая власть, по сути, превращая это государство в унитарную монархию. Это может быть король. Как в Марокко и Иордании, эмир – в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако нужно понимать, что звание «король» не арабское, оно привнесено колонизаторами и теми странами, которые в свое время осуществляли экспансию на территории страны, к примеру, Великобритания в Марокко.
В Объединенных Арабских Эмиратах с 1971 года правителем государства является эмир крупнейшего эмирата страны Абу-Даби. Этот титул является наследным для династии этих эмиров и передается из поколения в поколение. В настоящее время правителем является эмир – шейх Заид Бен Султан Аль Нахаян. Все семь эмиратов, на которые поделена страна, являются самостоятельными административными территориями, которые подчинены верховному правителю ОАЭ – эмиру.
В некоторых арабских странах, где сильна религиозная составляющая государственной власти, правитель может быть назван мусульманским религиозным титулом, которого удостаивались ревностные ученые-исламисты, такие, например, как аятолла или великий аятолла.
Часто в арабских государствах под названием правителя государства подразумевается и форма управления государством: султан – султанат; эмир – эмират; халиф – халифат.
www.kakprosto.ru
Халиф – это… Значение слова и мужского имени :: SYL.ru
В восточных сказках и мультфильмах часто встречается существительное «халиф». Понятно, конечно, что это титул. Но как доступно объяснить ребенку, кто такие халифы, каковы их обязанности и можно ли встретить их сегодня? На помощь придет эта статья.

Этимология слова «халиф»
Для того чтобы понять, кто такой халиф, стоит обратиться к этимологическому словарю. Корни слова халиф – арабские. خليفة (khalīfah) можно перевести как «наследник» или «преемник».
Значение слова «халиф» в толковом словаре
Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс писал, что толковый словарь – это большой мир, расположенный в алфавитном порядке. Есть ли в этом мире существительное «халиф»?
В словаре, составленном Татьяной Федоровной Ефремовой, есть два значения этого слова:
- Халиф – это титул. Государь, носивший его, совмещал светскую власть с духовной и считался преемником Мухаммеда.
- Халифом именовали султанов (сначала египетских, а затем турецких), которые были духовными главами всех мусульман.
Определение слова «халиф» в словаре, составленном Дмитрием Николаевичем Ушаковым, немного отличается: здесь халиф – это верховный мусульманский глава, который совмещал духовную власть со светской в арабских государствах вплоть до 13 века. Энциклопедический словарь уточняет – в Турции титул халиф сохранялся до 1924 года. Самое полное определение слова «халиф» можно найти в словаре, выпущенном Фридрихом Брокгаузом и Ильей Ефроном. В этом издании указано, что халифами называли как преемников Мохаммеда (в духовной и политической власти), так и викариев шейхов в различных мусульманских сектах и дервишеских орденах. Кроме того, халифами могли именовать даже помощников директоров чиновнических бюро.

Интересный факт
Самые первые халифы, появившиеся в 632 году, на протяжении почти трех десятилетий считались преемниками пророка Мухаммеда. А в 661 году, при династии халифов Омейяды, их стали считать наместниками Аллаха. В десятом же веке халифы перевоплотились в мусульманских первосвященников.
Династии халифов
Большинство халифов можно отнести к суннитской ветви ислама. Основная идея суннитов заключалась в том, что пророк Мухаммед был призван по божественному повелению. А потому не мог завещать или передавать свое служение преемникам. То есть его продолжатели могли унаследовать лишь земную власть.
Завоевательную политику Праведного халифата (государства, созданного в 632 году, после смерти пророка Мухаммеда) продолжили Омейяды. Эта династия была основана в 661 году. Правили Омейяды до середины восьмого века. В 750 году эту династию свергли Аббасиды, практически все представители были уничтожены. В живых остался лишь внук халифа Хишама Абд ар-Рахмана.
Аббасидский халифат существовал с 750 по 1258 год. В его состав входили территории, на которых в наше время расположены арабские страны Азии и часть Средней Азии, Северная Африка, Иран и Египет. На протяжении двух столетий государство Аббасидов активно развивалось, однако постепенно пришла в упадок. Причиной тому стала феодальная раздробленность, рост политического влияния гвардии, в составе которой были тюркские рабы-гулямы.
Нельзя не сказать и о Фатимидском халифате. Он откололся от Аббасидского после восстания в провинции Ифрикия. В период своего расцвета он занимал территории Египта, Сирии, Магриба и Палестины. С 996 года во время правления халифа аль-Хакима начался упадок халифской власти. Фатимидский халифат был свержен Саладином. Этот военачальник был призван для организации обороны против крестоносцев в1169 году.
Последним халифатом стал Османский. Его упразднили после падения Османской империи в 1924 году. Турецкое государство, основанное Мустафой Ататюрком, уже было светским.
Халифы сегодня
Возрождение института халифата сегодня вполне возможно. Об этом заявляют представители целого ряда исламских организаций и движений. Самый вероятный претендент на титул халифа – потомок последнего османского халифа.
Кстати, есть и непризнанный халиф. Это глава ИГИЛ (запрещенной в России организации) Абу Бакр аль-Багдади. Он был объявлен в ходе гражданской войны в Ираке, после создания халифата на территории Сирии и Ирака.

Халиф на час: значение фразеологизма
«Халиф на час» — это крылатое выражение, которое произошло от одноименного названия волшебной сказки из сборника «1000 и одна ночь». По сюжету этой истории житель Багдада Абу-Гассан приглашает к себе незнакомца, даже не догадываясь о том, что перед ним халиф Гарун-аль-Рашид, к слову сказать – любитель разгуливать по Багдаду под видом приезжего купца. Юноша делится с новым приятелем заветной мечтой – хотя бы на короткий срок занять место правителя. Желание развлечься тут же просыпается у халифа. Он добавляет в вино Абу-Гассана снотворный порошок и дает приказ перенести его во дворец. Весь следующий день Абу-Гассан считает, что он – настоящий халиф. Свою роль в этом сыграла и свита настоящего правителя. Вечером же юноша вновь получает бокал вина со снотворным и просыпается уже дома.
То есть смысл фразеологизма «халиф на час» заключается в том, что человек, которого так называют, получил власть на короткое время. Еще одно значение – человек, который случайно стал кем-то, кто занимается несвойственным ему делом, чаще всего престижным.
Имя Халиф

Однако, халиф – это не только титул, но и мужское имя! Чаще всего детей этим именем называют арабы и татары. Человек, способный на подвиги и жертвы, ведущий жизнь подвижника, – так можно охарактеризовать человека, носящего это имя. Впрочем, Халиф это делает не ради высоких целей, а просто потому, что может себе позволить. Еще одна важная черта Халифа – способность отказаться от своего счастья во имя счастья другого человека, возможно даже бросить к чьим-то ногам весь мир. Это значит, что рядом с обладателем этого имени должен быть человек, играющий роль «объекта приложения», иначе жизнь Халифа просто потеряет смысл. Кстати, значение имени Халиф – «наследник».
www.syl.ru