Как в японии называют харакири. Харакири и Сэпукку – что это и в чем отличия японских ритуалов? Отношение женщин к сеппуку
Харакири и сеппуку – что это? Разница между харакири и сеппуку, чем они отличаются
Сеппуку – древний японский самурайский ритуал самоубийства, совершавшийся по определенным правилам.
Сеппуку самурай делал, если был обесчещен, допустил гибель хозяина – дайме, либо по приговору. Совершая сэппуку, самурай показывал свое пренебрежение смертью, храбрость и верность своему сюзерену.
Харакири – слово, которое японцы используют в разговорной речи. Сеппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами, только поменянными местами. Если сэппуку предполагал четкое следование правилам, то харакири означает простое самоубийство без ритуала, вспарывание живота. Другими словами – харакири делали простолюдины, а сэппуку – самураи , хотя по сути это практически одно и то же.
Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.
При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать – крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.
При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором. Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.
Фото сеппуку
Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.
Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия , но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.
Жанр Самураи
Сэппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные», японско-китайские чтения), а харакири наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот», используются «кунные», чисто японские чтения). В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок.
Сущность обряда
Кодекс самурайской чести (Буси-до) сформулирован в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана. В целом кодекс Буси-до сводится к пяти ключевым установкам, повторяющим и поясняющим основные догмы конфуцианской морали: верность, вежливость, мужество, правдивость и простота.
Неразрывно связана и тесно примыкает к Бусидо как часть морали история обряда харакири, возникшая в среде сословия воинов в период становления и развития феодализма в Японии. Самураи или другие представители высших слоев японского общества совершали самоубийство (методом харакири) в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами Бусидо имя воина), в случае смерти своего сюзерена или же (в более позднее время, в период Эдо, когда обряд сформировался окончательно) — по приговору суда как наказание за совершенное преступление.
Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест тела человека, средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.
В дословном переводе харакири означает «резать живот» (от «хара» — живот и «киру» — резать). Однако слове «харакири» имеет и скрытый смысл. Если рассмотреть составное бинома «харакири» — понятие «хара», то можно увидеть, что ему в японском языке соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же написанием иероглифа.
Согласно философии буддизма, в частности учения секты «Дзэн», в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость. В соответствии с этим японцы выдвинули тезис, что жизненные силы, расположенные в животе и занимающие как бы срединное положение по отношению ко всему телу, способствуют якобы более уравновешенному и гармоничному развитию азиата, нежели европейца, основным жизненным центром которого является сердце.
Несмотря на то, что в некоторых работах европейских авторов приводилась мысль об отождествлении японского понимания категории «душа» с аналогичными понятиями у древних греков (называвших вместилищем души — «психэ» — грудобрюшную преграду) и у древних иудеев (древнееврейские пророки говорили о местопребывании души в кишечнике), «хара» в японском смысле не является эквивалентом души в европейском понимании. Здесь можно говорить скорее о чувствах и эмоциях. И не случайно в связи с этим в японском языке имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что значит «д
fashionlife33.ru
Как в японии называют харакири. Известные люди, которые сделали Харакири. Совершали ли женщины сэппуку
Сложно представить себе более жестокий и безжалостный ритуал, чем харакири. В среде самураев данная форма самоубийства осуществлялась либо в качестве наказания, либо в добровольном порядке как способ демонстрации мужества. Однако, наряду с харакири, нередко употребляется термин «сеппуку». Что же он означает и в чем отличие этих понятий?Определение
Харакири – вспарывание живота мечом. Данное слово японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи.
Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.
Сравнение
Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл. Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности. Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом. Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным.
В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам. Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности. Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.
В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств. Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно. И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним.
Выводы сайт
- Харакири является преимущественно разговорным вариантом обозначения самоубийства посредством вспарывания живота, порой носящим некий уничижительный смысл. Сеппуку – письменный вариант термина.
- Словом «харакири» зачастую называют сам процесс вспарывания живота мечом, тогда как сеппуку считается священным ритуалом, выполненным по всем правилам кодекса самураев.
- Термин «харакири» больше распространен в Европе, что связано с его благозвучностью и привычностью для европейцев.
Ритуальные убийства известны многим народам мира: рабов и наложниц убивали вместе с их повелителем, чтобы они служили ему в загробной жизни, пленников приносили в жертву богам. Но помимо убийств существовали и самоубийства — добровольное решение по какой-либо причине уйти из жизни. Например, в Древнем было распространено отравление и падение на меч, но наиболее известные ритуальные самоубийства — это японские харакири и сеппуку.
В буквальном переводе это значит «вспарывать живот» . Это ритуальный суицид, обряд, принятый среди самурайского сословия. Харакири могло быть:
- добровольно-принудительным: назначалось в виде наказания. Самурай, приговоренный к смерти, мог добровольно покончить с собой таким способом, чтобы сохранить честь семьи;
- добровольным: применялось исключительно по своей воле. Обычно самураи принимали такое решение, если оказывалась затронута их честь или честь феодала-начальника (даймё).
Само действие отличается достаточно сложным порядком и является привилегированным вариантом смерти только для самурая. Простые крестьяне не имели права проводить ритуал. Проведение харакири должно было не только убить человека, но и продемонстрировать его непоколебимость, силу и твердость духа.
Многие знают только термин харакири, но существует также слово «сеппуку» или «сэппуку» , которое также обозначает ритуальное самоубийство. Оба слова пишутся одинаковыми иероглифами, а вся разница заключена в оттенках:
Считается, что харакири — это более «бытовое» название действия с уничижительным, принижающим оттенком. Иными словами, харакири — простое вспарывание живота, а сеппуку — это ритуальное возвышенное действие. Однако Википедия говорит, что сами японцы, произнося в разговоре «харакири», не пытаются принизить действие.
Откуда пошло
Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.
Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:
- «Хара китанай» — «Грязный живот» или «Низкие стремл
optistore.ru
Чем самураи делают себе харакири?
Хараки́ри (яп. 腹切り?) или сэппуку (яп. 切腹?)[1] (букв. «вспарывание живота» ) — ритуальное самоубийство путём вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии. Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь самурая, в знак верности самурая своему сюзерену и т. д.) . Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. Сэппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот» , при прочтении используются «онные» , японско-китайские чтения) , а харакири наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот» , используются «кунные» , чисто японские чтения) . В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок.
Они одевали свои церемониальные одежды. Осуждённому разрешено было сказать главному свидетелю то, что он хочет, однако если его речь была несвязна и сбивчива, цензор клана (главный свидетель) делал знак прислужникам, и те уводили приговорённого. В зависимости от договорённости и условий совершения харакири выделялись несколько моментов для отсечения головы: * когда «секундант» отходит, поставив поднос с кинжалом перед буси; * когда осуждённый протянет руку для того, чтобы взять поднос (или, согласно ритуалу, поднимет поднос ко лбу) ; * когда самурай, взяв кинжал, смотрит на левую сторону живота; * когда осуждённый наносит себе удар кинжалом (или делает порез живота).
Хараки (или сепуку) делали с помощью Вакидзаси — короткого меча У самураев всегда при себе были: катана (двуручный изогнутый меч ~110см) использовался для разрубания вакидзаси (короткий меч ~65см) использовался так же для разрубания и разрезания мягких поверхностей танто (нож ~20см) обычно использовался для для протыкания кольчуги При проведении харакири, всегда присутствовал секундант, помогающий сохранить честь самурая (если харакири сразу не приводило к смерти, секундант отрубал ему голову чтобы сократить страдания)
Ответ с вакидзаси не совсем верен. Сэппуку делали церемониальным танто — кусунгобу, это прямой тонкий кинжал длиной 29,7 сантиметров.
touch.otvet.mail.ru
JapanTravel — Харакири
ЧТО ТАКОЕ ХАРАКИРИ ?
Гид-переводчик – госпожа Ватанабэ Мидзуэ
Харакири — самый славный для самураев метод покончить с собой путём вспарывания живота. Но по историческим материалам первое Харакири было совершено не воином, а одним воришкой, который потерял возможность убежать от преследователей. Это событие произошло в 988 г., значит, ещё до становления самурайской власти в Японии.
Харакири стало поведением, присущим самураям в эпоху Камакура (1192-1333), когда было установлено первое военное правительство самураев.
А почему именно живот, хотя от ранения в этой части тела сразу невозможно умереть? Согласно объяснению одного японского фольклориста, в древности не только в Японии, но и во всей Азии широко была распространена вера, что человеческая душа находится в животе. И эта вера побуждала человека разрезать себе живот, чтобы показать свою душу.
Но постепенно первоначальный смысл забылся. Самураи делали харакири для того, чтобы просто продемонстрировать свои храбрость и мужество.
До конца 16 века харакири чаще всего совершались самураями, потерпевшими поражение в бою. А в эпоху Эдо (1603-1867) изменились основные причины харакири. В этот период в течение более 200 лет не было войны в стране и самураи практически были превращены в служащих, которые могут жить только на оклад. Иногда самураи-руководители приказывали подчинённому сделать харакири за такие провинности, как оплошности в службе, злоупотребления, скандалы, подозрение в заговоре и т.д.. А иногда самураи по собственной воле совершали харакири для того, чтобы либо искупить свою вину, либо доказать свою невиновность.
Также в эпоху Эдо была определена форма проведения харакири в случае казни.
Процедура такова: осуждённый самурай садится на постель или татами (плетёные циновки из ситника). Для самураев высокого ранга на месте совершения харакири специально застилали пол тремя татами и постелью. А для самураев самого низкого ранга приготовляли лишь одно татами. Туда преподносится сабля на подставке. Палач, который называется Кайсякунин, стоит слева сзади осуждённого, держа меч. И как только сабля казнимого доходит до живота, Кайсякунин смахивает ему голову с плеч.
Кайсякунин был обязан помогать осуждённому самураю выполнить харакири без промедлений. В исторических материалах о правилах харакири говорится о том, что делать, если осуждённый самурай вдруг забоялся совершить харакири. В таком случае Кайсякунин мог предлагать осуждённому сакэ для поднятия самурайского духа. В крайнем случае, когда осуждённый долго не решался взять саблю, Кайсякунин давал ему бумагу и кисть, предлагая записать что-нибудь на память о жизни. И в момент, когда осуждённый склонял голову над бумагой, Кайсякунин сзади опускал меч.
В исторических материалах встречаются описания некоторых случаев, когда и как проводились харакири. Иногда самураи-руководители велели харакири по ничтожной причине. Например, один самурай приехал верхом на территорию замка Эдо, где жил Сёгун. Он не знал, где спешиваться, и проехал верхом место, где надо было слезть с лошади. За это Сёгун приказал ему совершить харакири.
А ещё был такой случай: однажды когда отец Сёгуна (экс-Сёгун) принимал посланцев императора в замке Эдо, несколько самураев охраняли вход. У одного из них поставлена мокса (трава для лечебного прижигания) на ноге. Он захотел тушить прижигание, для чего засучил подол кимоно. Тут пришёл приближённый Сёгуна. Он донёс своему высочеству то, что он увидел. Сёгун считал поведение охранника, то-есть засучить подол своего кимоно на улице, неучтивым к благородным гостям и своему отцу, экс-Сёгуну. Итак этот бедный самурай-охранник был подвергнут казни харакири. Это событие было в 1625 г. при третьем Сёгуне ТОКУГАВА Иэмицу (1604-1651).
www.japantravel.ru