Как собраться в Крестовый поход • Arzamas
История
Краткая инструкция для тех, кто решил сражаться с сарацинами и освобождать Гроб Господень
Автор Светлана Лучицкая
Осада Дамаска во время Второго крестового похода в 1148 году. Миниатюра из «Хроники Эрнуля». XV век The British LibraryС конца XI века в Западной Европе начинаются Крестовые походы. Тысячи людей собираются в Иерусалим сражаться против неверных и освобождать христианские святыни. Как в этом поучаствовать? Как сделать все правильно? С чего начать?
1. Дождаться папской буллы
Крестовый поход — не спонтанное мероприятие. Решение о нем принимается на церковном соборе, а инициатива созыва похода принадлежит римскому папе, который является духовным руководителем экспедиции (хотя светские государи и играют важную роль в ее военной организации).
Проповедует Крестовый поход (или поручает проповедовать его своим прелатам Прелат — общее название для высших должностей (кардиналов, архиепископов, епископов, аббатов и пр.) в структуре Римско-католической церкви.) именно папа, он же определяет дату общего «перехода за море». Так что нужно дождаться момента, когда папа объявит о походе в своей булле.
2. Принять обет
Те, кто решился присоединиться к отправляющейся в Святую землю армии, должны принять «заморский обет», предоставляющий «воинам Христовым» целый ряд преимуществ, называемых привилегией Креста. Благодаря своему статусу крестоносец и его семья, а также их имущество находятся под защитой церковного суда. Участнику похода прощаются все грехи, к тому же он получает отсрочку в выплате долгов и процентов и прочие льготы.
После того как обет принят, крестоносец нашивает на одежду знак креста — из шелка, золотой нити или какой-то другой материи. Этот знак нужно носить до отправки в Крестовый поход.
3. Получить разрешение и заручиться небесной поддержкой
Перед тем как отправиться в Святую землю, нужно со всеми помириться и искупить грехи. Решение отправиться в Крестовый поход должно быть одобрено: вассалу следует спросить разрешения у своего сюзерена, крестьянинy или горожанинy — у своего сеньора, клирику — у вышестоящего церковного иерарха; необходимо и согласие семьи, с которой крестоносец разлучается как минимум на три года.
В пути участника Крестового похода подстерегают трудности и опасности: есть вероятность, что он погибнет в битве, от несчастного случая, умрет от болезни или просто от истощения. Преодолевая эти нелегкие испытания, крестоносец может надеяться только на Бога и святых. Поэтому лучше с самого начала заручиться литургической поддержкой: просить монахов и клириков служить молебны и молиться за участника похода, а в случае гибели похоронить его на церковном кладбище и отслужить заупокойную мессу. Участие в крестоносной экспедиции — весьма рискованный шаг, и спиритуальная подготовка к нему крайне необходима.
4. Найти деньги
Крестовый поход — мероприятие не только рискованное, но и дорогостоящее. Разрешение уйти в Крестовый поход дается прежде всего тем, кто способен носить оружие, поэтому будущему крестоносцу следует запастись необходимым вооружением — и на это уйдет изрядная сумма.
Как финансировать поход? Один из вариантов — продать свое недвижимое или движимое имущество: земли или замки, поля или виноградники и пр. Можно отдать имущество в залог, лучше всего — церковным учреждениям. Чтобы финансировать крестоносцев, аббаты и епископы даже продают церковные сокровища и реликвии.
Помочь собраться в поход могут также ростовщики, ссудив денег. Есть и возможность воспользоваться поборами в пользу Святой земли (например, «Саладиновой десятиной» «Саладинова десятина» — сбор в пользу крестоносцев, организованный королями Франции и Англии в XII веке. Все — и клирики, и миряне — должны были под страхом отлучения от церкви уплатить десятину, то есть десятую часть своего движимого имущества и всех своих годовых доходов, на борьбу с Саладином — правителем Египта и Сирии, сумевшим отвоевать у христиан Иерусалим. ), которые государи и прелаты взимают с христиан, не участвующих в крестоносной экспедиции.
5. Определиться с маршрутом
Как только финансирование крестоносной экспедиции завершилось, необходимо подумать о логистике. Если вы собираетесь идти в Святую землю посуху, есть два варианта: либо так называемая военная дорога — вдоль Дуная, минуя Венгрию и далее через Балканы к Константинополю, либо Эгнатиева дорога — от адриатического города Диррахия Диррахий — нынешний город Дуррес в Албании. через Фессалоники и Охрид опять-таки к византийской столице. Там с помощью византийского флота крестоносцы могут переправиться через Босфор — и затем продолжить путь через Малую Азию, Сирию и Палестину, где их подстерегают новые трудности.
В любом случае предстоит совершить огромный путь — более тысячи километров по Балканам и еще столько же по территории Азии. В долгий путь участники похода запасаются продовольствием — овсом, ячменем, мукой, а также солониной и вином. Чтобы было где переночевать и укрыться от дождя, следует взять с собой шатровую палатку. Разумеется, нужны упряжные и вьючные животные — лошади, мулы и быки. Рекомендуется также снарядить двухколесные или четырехколесные повозки (биги или квадриги). Перед походом рыцарь облачается в кольчугу, доспехи, шлем и берет с собой щит, меч и копье. Вооружение пехотинца состоит из копья и круглого щита, а всю поклажу он везет на себе. Наконец, самые бедные и смиренные участники похода отправляются налегке, взяв с собой только шапку и посох паломника. Крестоносцев сопровождают священники, которые идут в Святую землю не для того, чтобы сражаться, но чтобы молиться и проповедовать — меч им заменяет псалтырь.
Можно выбрать и путь по морю. Тогда маршрут начинается в одном из назначенных заранее итальянских или южнофранцузских портов — в Мессине, Бари, Марселе, Генуе и др. Здесь будущие воины Святой земли присоединяются к флоту государей, отправляющихся в Крестовый поход. Их переправу через море может финансировать сам папа, иногда перевозку крестоносцев осуществляют тамплиеры и госпитальеры. Можно заключить контракт с судовладельцами напрямую и за приличную сумму арендовать место на корабле, причем не только для себя, но и для своей лошади. В путь по морю паломникам следует также запастись провизией, которая, как правило, состоит из сухих плодов, пряностей, соленой рыбы и мускатного вина.
Когда приготовления закончены, все должны собраться в назначенный срок в определенном месте и ждать сигнала к отправлению и прибытия папского легата Папский легат — личный представитель папы римского., который сопровождает крестоносцев в пути.
Если вы не успели присоединиться к армии крестоносцев, не огорчайтесь: остается еще одна возможность. Наряду с общим переходом два раза в год осуществляются регулярные «переходы за море», в Святую землю, паломников, которые в одиночку или группами выполняют обет крестоносца. Известен весенний переход, на Пасху, и летний переход.
6. Быть готовым идти до конца
Возможные варианты участия в крестоносной экспедиции разнообразны — как многообразна и сама реальность Крестового похода. Но назад дороги нет: принявший «заморский обет» обязан быть верным армии крестоносцев. Не выполнить обет — смертный грех, который влечет за собой суровое наказание: отлучение от церкви.
Источники
- Добиаш-Рождественская О. А. Западноевропейские паломничества в Средние века.
Пг., 1924.
- Лучицкая С. И. Крестовые походы.
Словарь средневековой культуры. М., 2007.
- Лучицкая С. И. Путешествие в Святую землю в XII–XIII веках: очерк истории повседневной жизни.
Homo Viator. Путешествие как историко-культурный феномен. М., 2010.
- Brundage J. Medieval Canon Law and the Crusader.
Madison, London, 1969.
- Morrisson C. Les croisades. Paris, 2012.
- Richard J. Le transport Outre-mer des croisés et des pèlerins (XII–XV siècles).
Maritime Aspects of Migration. Köln, Wien, 1989.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
АрхивИскусство, Литература
Что такое концептуализм в поэзии
Рассказываем, как читать Всеволода Некрасова, Пригова, Рубинштейна и других поэтов
arzamas.academy
Четыре интересных факта о Первом крестовом походе
1. Крестовые походы — длительные военно-колонизационные экспедиции европейских феодалов в конце XI и до конца XIII века. Они носили религиозный характер «креста против полумесяца» — христианства против ислама. Официально целью походов считалось освобождение Палестины от неверных и возвращение христианам гроба Господня, который находился в Иерусалиме. Интересно, что во времена первого крестового похода возникла практика, которой до этого не существовало — люди начали благословлять оружие и военные знамена. Более того, вводится так называемое знамя Святого Петра — военное знамя, которое является неким символом борьбы христианской церкви против иноверцев. Постепенно с этого времени в воинах Святого Петра даже аббаты, епископы участвовали в войнах, в боевых действиях. В этих войнах, кстати, рыцари и солдаты, которые погибали на поле битвы, рассматривались, как мученики, а оставшимся в живых отпускали грехи.
2. Мало кому известно, но во времена, когда начался Первый крестовый поход, на службе в Византии состояло несколько десятков русов-дружинников, покинувших родину в поисках приключений и денег. Они тоже приняли участие в походе, организованном как раз по инициативе византийского императора.
3. Во время Первого крестового похода крестоносцы во время боев не раз заставляли турецкие войска спасаться бегством. По одному из предположений, крестоносцы всегда ездили на жеребцах — они выносливые и легко прыгают в самую гущу боя, не боясь шума и лязга железа. Турки же, наоборот, предпочитали кобыл, пугливых, но спокойных, на которых легко можно было стрелять по противнику издалека. Неудивительно, что «турецкие кобылы» бросались наутек при первом же натиске крестоносцев.
4. По мнению доктора исторических наук Светланы Лучицкой, для мусульман крестовые походы имели совсем иное значение, чем для европейского мира. Для них это было незначительное событие, которое находилось на периферии их интересов. Мусульманский мир в это время был поглощен выяснением отношений, междоусобными войнами. И для них крестовые походы были приграничными стычками. Тогда как для европейцев победа в первом Крестовом походе была очень значительным событием во всех отношениях.
www.vologda.kp.ru
Как собраться в Крестовый поход ≪ Scisne?
Краткая инструкция для тех, кто решил сражаться с сарацинами и освобождать Гроб Господень
![]() Осада Дамаска во время Второго крестового похода в 1148 году. Миниатюра из «Хроники Эрнуля». XV век |
С конца XI века в Западной Европе начинаются Крестовые походы. Тысячи людей собираются в Иерусалим сражаться против неверных и освобождать христианские святыни. Как в этом поучаствовать? Как сделать все правильно? С чего начать?
1. Дождаться папской буллы
Крестовый поход — не спонтанное мероприятие. Решение о нем принимается на церковном соборе, а инициатива созыва похода принадлежит римскому папе, который является духовным руководителем экспедиции (хотя светские государи и играют важную роль в ее военной организации).
Проповедует Крестовый поход (или поручает проповедовать его своим прелатам ) именно папа, он же определяет дату общего «перехода за море». Так что нужно дождаться момента, когда папа объявит о походе в своей булле.
2. Принять обет
Те, кто решился присоединиться к отправляющейся в Святую землю армии, должны принять «заморский обет», предоставляющий «воинам Христовым» целый ряд преимуществ, называемых привилегией Креста. Благодаря своему статусу крестоносец и его семья, а также их имущество находятся под защитой церковного суда. Участнику похода прощаются все грехи, к тому же он получает отсрочку в выплате долгов и процентов и прочие льготы.
После того как обет принят, крестоносец нашивает на одежду знак креста — из шелка, золотой нити или какой-то другой материи. Этот знак нужно носить до отправки в Крестовый поход.
3. Получить разрешение и заручиться небесной поддержкой
Перед тем как отправиться в Святую землю, нужно со всеми помириться и искупить грехи. Решение отправиться в Крестовый поход должно быть одобрено: вассалу следует спросить разрешения у своего сюзерена, крестьянинy или горожанинy — у своего сеньора, клирику — у вышестоящего церковного иерарха; необходимо и согласие семьи, с которой крестоносец разлучается как минимум на три года.
В пути участника Крестового похода подстерегают трудности и опасности: есть вероятность, что он погибнет в битве, от несчастного случая, умрет от болезни или просто от истощения. Преодолевая эти нелегкие испытания, крестоносец может надеяться только на Бога и святых. Поэтому лучше с самого начала заручиться литургической поддержкой: просить монахов и клириков служить молебны и молиться за участника похода, а в случае гибели похоронить его на церковном кладбище и отслужить заупокойную мессу. Участие в крестоносной экспедиции — весьма рискованный шаг, и спиритуальная подготовка к нему крайне необходима.
4. Найти деньги
Крестовый поход — мероприятие не только рискованное, но и дорогостоящее. Разрешение уйти в Крестовый поход дается прежде всего тем, кто способен носить оружие, поэтому будущему крестоносцу следует запастись необходимым вооружением — и на это уйдет изрядная сумма.
Как финансировать поход? Один из вариантов — продать свое недвижимое или движимое имущество: земли или замки, поля или виноградники и пр. Можно отдать имущество в залог, лучше всего — церковным учреждениям. Чтобы финансировать крестоносцев, аббаты и епископы даже продают церковные сокровища и реликвии.
Помочь собраться в поход могут также ростовщики, ссудив денег. Есть и возможность воспользоваться поборами в пользу Святой земли (например, «Саладиновой десятиной» ), которые государи и прелаты взимают с христиан, не участвующих в крестоносной экспедиции.
5. Определиться с маршрутом
Как только финансирование крестоносной экспедиции завершилось, необходимо подумать о логистике. Если вы собираетесь идти в Святую землю посуху, есть два варианта: либо так называемая военная дорога — вдоль Дуная, минуя Венгрию и далее через Балканы к Константинополю, либо Эгнатиева дорога — от адриатического города Диррахия через Фессалоники и Охрид опять-таки к византийской столице. Там с помощью византийского флота крестоносцы могут переправиться через Босфор — и затем продолжить путь через Малую Азию, Сирию и Палестину, где их подстерегают новые трудности.
В любом случае предстоит совершить огромный путь — более тысячи километров по Балканам и еще столько же по территории Азии. В долгий путь участники похода запасаются продовольствием — овсом, ячменем, мукой, а также солониной и вином. Чтобы было где переночевать и укрыться от дождя, следует взять с собой шатровую палатку. Разумеется, нужны упряжные и вьючные животные — лошади, мулы и быки. Рекомендуется также снарядить двухколесные или четырехколесные повозки (биги или квадриги). Перед походом рыцарь облачается в кольчугу, доспехи, шлем и берет с собой щит, меч и копье. Вооружение пехотинца состоит из копья и круглого щита, а всю поклажу он везет на себе. Наконец, самые бедные и смиренные участники похода отправляются налегке, взяв с собой только шапку и посох паломника. Крестоносцев сопровождают священники, которые идут в Святую землю не для того, чтобы сражаться, но чтобы молиться и проповедовать — меч им заменяет псалтырь.
Можно выбрать и путь по морю. Тогда маршрут начинается в одном из назначенных заранее итальянских или южнофранцузских портов — в Мессине, Бари, Марселе, Генуе и др. Здесь будущие воины Святой земли присоединяются к флоту государей, отправляющихся в Крестовый поход. Их переправу через море может финансировать сам папа, иногда перевозку крестоносцев осуществляют тамплиеры и госпитальеры. Можно заключить контракт с судовладельцами напрямую и за приличную сумму арендовать место на корабле, причем не только для себя, но и для своей лошади. В путь по морю паломникам следует также запастись провизией, которая, как правило, состоит из сухих плодов, пряностей, соленой рыбы и мускатного вина.
Когда приготовления закончены, все должны собраться в назначенный срок в определенном месте и ждать сигнала к отправлению и прибытия папского легата , который сопровождает крестоносцев в пути.
Если вы не успели присоединиться к армии крестоносцев, не огорчайтесь: остается еще одна возможность. Наряду с общим переходом два раза в год осуществляются регулярные «переходы за море», в Святую землю, паломников, которые в одиночку или группами выполняют обет крестоносца. Известен весенний переход, на Пасху, и летний переход.
6. Быть готовым идти до конца
Возможные варианты участия в крестоносной экспедиции разнообразны — как многообразна и сама реальность Крестового похода. Но назад дороги нет: принявший «заморский обет» обязан быть верным армии крестоносцев. Не выполнить обет — смертный грех, который влечет за собой суровое наказание: отлучение от церкви.
Источники:
— Добиаш-Рождественская О. А. Западноевропейские паломничества в Средние века. Пг., 1924.
— Лучицкая С. И. Крестовые походы. Словарь средневековой культуры. М., 2007.
— Лучицкая С. И. Путешествие в Святую землю в XII–XIII веках: очерк истории повседневной жизни. Homo Viator. Путешествие как историко-культурный феномен. М., 2010.
— Brundage J. Medieval Canon Law and the Crusader. Madison, London, 1969.
— Morrisson C. Les croisades. Paris, 2012.
— Richard J. Le transport Outre-mer des croisés et des pèlerins (XII–XV siècles). Maritime Aspects of Migration. Köln, Wien, 1989.
Светлана Лучицкая,
Историк-медиевист, доктор исторических наук
Руководитель Центра культурной и исторической антропологии Института всеобщей истории РАН, заведующая отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ. Автор более 100 научных работ. Специалист по истории средневековых христианских представлений об исламе, истории Крестовых походов, средневековой иконографии, истории средневековой культуры.
Аrzamas.academy
scisne.net
КАК СОБРАТЬСЯ В КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (Иллюстрированная инструкция)
Краткая иллюстированная инструкция для тех, кто решил сражаться с сарацинами и освобождать Гроб ГосподеньОсада Дамаска во время Второго крестового похода в 1148 году.
Миниатюра из «Хроники Эрнуля». XV век. The British Library:
1. Дождаться папской буллы
Крестовый поход — не спонтанное мероприятие. Решение о нем принимается на церковном соборе, а инициатива созыва похода принадлежит римскому папе, который является духовным руководителем экспедиции (хотя светские государи и играют важную роль в ее военной организации).
Папа Урбан II на Клермонском соборе 1095 года.
Миниатюра XV в.:
Проповедует Крестовый поход (или поручает проповедовать его своим прелатам) именно папа, он же определяет дату общего «перехода за море». Так что нужно дождаться момента, когда папа объявит о походе в своей булле.
Памятник Урбану II в Клермон-Ферране:
Те, кто решился присоединиться к отправляющейся в Святую землю армии, должны принять «заморский обет», предоставляющий «воинам Христовым» целый ряд преимуществ, называемых привилегией Креста. Благодаря своему статусу крестоносец и его семья, а также их имущество находятся под защитой церковного суда. Участнику похода прощаются все грехи, к тому же он получает отсрочку в выплате долгов и процентов и прочие льготы.
После того как обет принят, крестоносец нашивает на одежду знак креста — из шелка, золотой нити или какой-то другой материи. Этот знак нужно носить до отправки в Крестовый поход.

Перед тем как отправиться в Святую землю, нужно со всеми помириться и искупить грехи. Решение отправиться в Крестовый поход должно быть одобрено: вассалу следует спросить разрешения у своего сюзерена, крестьянинy или горожанинy — у своего сеньора, клирику — у вышестоящего церковного иерарха; необходимо и согласие семьи, с которой крестоносец разлучается как минимум на три года.
В пути участника Крестового похода подстерегают трудности и опасности: есть вероятность, что он погибнет в битве, от несчастного случая, умрет от болезни или просто от истощения. Преодолевая эти нелегкие испытания, крестоносец может надеяться только на Бога и святых. Поэтому лучше с самого начала заручиться литургической поддержкой: просить монахов и клириков служить молебны и молиться за участника похода, а в случае гибели похоронить его на церковном кладбище и отслужить заупокойную мессу. Участие в крестоносной экспедиции — весьма рискованный шаг, и спиритуальная подготовка к нему крайне необходима.4. Найти деньги
Крестовый поход — мероприятие не только рискованное, но и дорогостоящее. Разрешение уйти в Крестовый поход дается прежде всего тем, кто способен носить оружие, поэтому будущему крестоносцу следует запастись необходимым вооружением — и на это уйдет изрядная сумма.
Как финансировать поход? Один из вариантов — продать свое недвижимое или движимое имущество: земли или замки, поля или виноградники и пр. Можно отдать имущество в залог, лучше всего — церковным учреждениям. Чтобы финансировать крестоносцев, аббаты и епископы даже продают церковные сокровища и реликвии.

Помочь собраться в поход могут также ростовщики, ссудив денег. Есть и возможность воспользоваться поборами в пользу Святой земли (например, «Саладиновой десятиной»), которые государи и прелаты взимают с христиан, не участвующих в крестоносной экспедиции.
5. Определиться с маршрутомКак только финансирование крестоносной экспедиции завершилось, необходимо подумать о логистике. Если вы собираетесь идти в Святую землю посуху, есть два варианта: либо так называемая военная дорога — вдоль Дуная, минуя Венгрию и далее через Балканы к Константинополю, либо Эгнатиева дорога — от адриатического города Диррахия через Фессалоники и Охрид опять-таки к византийской столице. Там с помощью византийского флота крестоносцы могут переправиться через Босфор — и затем продолжить путь через Малую Азию, Сирию и Палестину, где их подстерегают новые трудности.


Можно выбрать и путь по морю. Тогда маршрут начинается в одном из назначенных заранее итальянских или южнофранцузских портов — в Мессине, Бари, Марселе, Генуе и др. Здесь будущие воины Святой земли присоединяются к флоту государей, отправляющихся в Крестовый поход. Их переправу через море может финансировать сам папа, иногда перевозку крестоносцев осуществляют тамплиеры и госпитальеры. Можно заключить контракт с судовладельцами напрямую и за приличную сумму арендовать место на корабле, причем не только для себя, но и для своей лошади. В путь по морю паломникам следует также запастись провизией, которая, как правило, состоит из сухих плодов, пряностей, соленой рыбы и мускатного вина.

Если вы не успели присоединиться к армии крестоносцев, не огорчайтесь: остается еще одна возможность. Наряду с общим переходом два раза в год осуществляются регулярные «переходы за море», в Святую землю, паломников, которые в одиночку или группами выполняют обет крестоносца. Известен весенний переход, на Пасху, и летний переход.
6. Быть готовым идти до концаВозможные варианты участия в крестоносной экспедиции разнообразны — как многообразна и сама реальность Крестового похода. Но назад дороги нет: принявший «заморский обет» обязан быть верным армии крестоносцев. Не выполнить обет — смертный грех, который влечет за собой суровое наказание: отлучение от церкви.
Источники:1.Добиаш-Рождественская О. А. Западноевропейские паломничества в Средние века. Пг., 1924.
2.Лучицкая С. И. Крестовые походы. Словарь средневековой культуры. М., 2007.
3.Лучицкая С. И. Путешествие в Святую землю в XII–XIII веках: очерк истории повседневной жизни. Homo Viator. Путешествие как историко-культурный феномен. М., 2010.
4.Brundage J. Medieval Canon Law and the Crusader. Madison, London, 1969.
5.Morrisson C. Les croisades. Paris, 2012.
6.Richard J. Le transport Outre-mer des croisés et des pèlerins (XII–XV siècles). Maritime Aspects of Migration. Köln, Wien, 1989.
sergeyurich.livejournal.com
Крестовые походы в 8 пунктах • Arzamas
История, Антропология
Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами
Автор Елизавета Лапина
27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве вознаграждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.
1. Основные события Крестовых походов
Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, которое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитателей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — графство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское королевство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Африки были отправлены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства крестоносцев испытывали постоянную нехватку в защитниках.
В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окончился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иерусалим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христианский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участвовать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Триполи, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.
2. Как походы изменили отношение к войне
Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI векWikimedia CommonsДо Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться церковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию последнего англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложили на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло искупить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спасение души и обеспечивала место в раю.
Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, возникшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанностью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплиеры приняли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.
3. Сколько стоило участие в походе
Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de FranceДолгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так младшие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных богатств Востока. Современные историки отвергают эту теорию. Во-первых, среди крестоносцев было немало богатых людей, которые покидали свои владения на долгие годы. Во-вторых, участие в Крестовых походах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кормить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на возможность подработать в походе, а также на подаяния более обеспеченных крестоносцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тратилось на провизию и другие необходимые вещи.
Историки подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, должен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.
Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дарили местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувшийся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.
4. От чего умирали крестоносцы
Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia CommonsПодсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не вернулись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от полученных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка провизии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновидность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У другого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.
5. Участвовали ли в походах женщины
Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489–1492 годыУчаствовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons
Да, хотя их количество сложно подсчитать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во время Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 мужчин приходилось 42 женщины. Некоторые женщины участвовали в Крестовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались относительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спасти душу, помолиться у Гроба Господня, посмотреть на мир, забыть о домашних неурядицах, а также прославиться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательницы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение крестоносцы старались соблюдать целомудрие: внебрачные связи карались, а проституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.
В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.
6. В какие настольные игры играли крестоносцы
Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы© DIOMEDIAНастольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 году они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, византийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.
Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о священной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в результате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут помешать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, королей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное разрешение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов монашеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть только в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпитальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).
7. С кем крестоносцы воевали
Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV векаThe British LibraryУже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не только на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим предлагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестоносцев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство крестоносцев не понимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погромы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.
С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только против мусульман, но и против язычников, еретиков, православных и даже католиков. Например, так называемые Альбигойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — секты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с крестоносцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Католик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых походах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.
8. Какой поход был самым необычным
Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV векBiblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia CommonsИмператор Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Крестовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нарушение обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фридрихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муаззамом. Но когда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иерусалим. У мусульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом скалы» и мечетью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть населения которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Возвращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлученным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.
Источники
- Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья.
М., 2011.
- Лучицкая С. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов.
СПб., 2001.
- Филипс Дж. Четвертый крестовый поход.
М., 2010.
- Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи.
СПб., 2013.
- Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива.
СПб., 2008.
- Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю.
М., 2013.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
АрхивИскусство, Литература
Что такое концептуализм в поэзии
Рассказываем, как читать Всеволода Некрасова, Пригова, Рубинштейна и других поэтов
arzamas.academy
Как я ходил в крестовый поход
В 2008-м году судьба свела меня с одной из многочисленных команд по исторической реконструкции. Чем, собственно, занимаются такие команды? Они пытаются воссоздать события определенного исторического периода, как правило, связанные с какой-нибудь войной. Наиболее популярными историческими периодами в странах СНГ являются Вторая мировая, Наполеоновские войны и Средневековье. По первым двум периодам существует не так уж и много команд. В основном это связано с очень жесткими правилами и почти военной дисциплиной в командах. Также преградой является огромное количество аксессуаров, элементов формы и оружия, которые необходимо приобрести и которые, как правило, недешево стоят. Также при реконструкции боевых действий этих периодов все зачастую сводится к перестрелке холостыми патронами, тогда как при реконструкции средневековых битв применяются мало чем отличающиеся от настоящих мечи, луки, топоры и т.д. Само сообщество реконструкторов средневекового периода условно можно разделить на несколько категорий:
«толкиенисты». Как правило, немногочисленные команды без четкой иерархической структуры, состоят в основном из подростков старшего школьного возраста, в качестве экипировки используют деревянное оружие и обычные костюмы из разных материалов. В масштабных мероприятиях не участвуют, изредка организовывают совместные сходки.
«ролевики». Ролевики – любители разных масштабных игр и маневров, на которых можно получить максимум «драйва». По статистике – это самая многочисленная категория, так как почти каждый реконструктор начинает свой путь отсюда. Ролевики обычно организовывают крупные команды по двадцать человек, имеющие четкую иерархическую структуру. Командирами таких команд часто бывают опытные реконструкторы, хотя основное ядро команды часто представляет молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. Экипировка представлена оружием из сплавов титана, дюралюминия (редко из дерева) и грубо сделанными доспехами, часто не походящими под определенный исторический период. Иногда команды объединяются в крупные союзы для совместного участия в масштабных мероприятиях.
«реконструкторы». Как правило, опытные личности, которые могут позволить себе (или могут сделать сами) полный комплект доспехов, качественное оружие и костюм, соответствующий эпохе. Также они достаточно крепки и хорошо показывают себя в бою. Для них историческая реконструкция – любимое хобби, которому они отдают немалую часть своего свободного времени. Именно благодаря совместным усилиям реконструкторов создаются масштабные мероприятия типа игр, фестивалей, маневров и т.д. На таких мероприятиях реконструкторы пытаются свести к минимуму использование предметов из современного мира.
«living history». Крайне немногочисленная категория, которую представляют фанаты и энтузиасты исторической реконструкции. Их костюм, оружие, доспехи и аксессуары – практически точная копия средневековых, сделанные по идентичным чертежам и при помощи такого же технологического процесса. Редко посещают мероприятия, где обычно присутствуют обычные ролевики и реконструкторы. Устраивают уникальные фестивали и даже небольшые поселения, полностью копирующие быт и атмосферу того или иного временного периода. Во время фестивалей абсолютно не пользуются современными предметами. Если реконструкторы могут позволить себе пользоваться обычными палатками, пластиковыми канистрами, спичками и зажигалками, есть консервы и т.д., то представители «living history» живут в шатрах, используют деревянную или глиняную посуду, разжигают огонь кресалом и едят собственноручно выращенные продукты либо свежезабитых животных.
Чем привлекает людей (в том числе и меня) историческая реконструкция? Во-первых, позволяет почувствовать дух эпохи, увидеть своими глазами, как все это происходило в давние времена. Также это общение с огромным количеством интересных людей с уникальными биографиями. Еще историческая реконструкция – это отличный способ поддержания себя в хорошей физической форме, так как регулярные тренировки с доспехами и оружием, которые в среднем весят около двадцати пяти килограмм, быстро приводят мышцы в тонус. Конечно, это достаточно опасное занятие, поэтому без соблюдений всех правил безопасности можно получить серьезные травмы. Но за счет того, что оружие изготовляется из легких сплавов и никогда не затачивается, а доспехи являются практически аналогами средневековых процент травм на тренировках, играх и фестивалях крайне низкий.
В нашей команде мы собирались раз в неделю (обычно в выходные) на тренировки в ангаре в промышленной зоне. Большую часть времени занимали обычные физические упражнения типа отжиманий, пробежки и т.д. Также отрабатывались приемы с оружием. Времени на спарринг в доспехах отводилось совсем немного, так как дольше десяти минут спарринговаться затруднительно. Ощущения, которые переживаешь, когда на тебе одеты кольчуга и шлем нельзя передать словами. Также нас пытались научить кузнечному ремеслу, но далеко не всем это удавалось.
Самые интересные события за короткое время моего пребывания в команде происходили на майские праздники. В нескольких километрах от города, в практически дремучем лесу проводились масштабные игры на историческую тематику. Около двух тысяч реконструкторов собирались отыграть такой интересный исторический период как Альбигойский крестовый поход. Игру планировалось проводить три дня, но большинство людей (в том числе и мы) приехало на место за два дня, чтобы разбить лагерь, построить крепости и выкопать рвы.
По всему лесу раздавался стук топоров и жужжание бензопил – это валили деревья для постройки крепостей. Поставив шатры и палатки, мы тоже приступили к постройке укреплений. Несмотря на начавшийся ливень, мы выкопали длинный ров и построили небольшую крепость. Вечером были посиделки у костра: рассказывали разные интересные истории, обсуждали прошедший день и ели плов, приготовленный на открытом огне.
На следующий день было официальное открытие. На огромной поляне сделали ристалище. Мастера, которые отвечали за безопасность мероприятия, проверили все оружие и пометили безопасное специальной краской. Потом провели турнир для лучников, а затем начались бугурты – групповые поединки между командами. После официального открытия события стали развиваться столь стремительно, что если начать описывать каждое, то не хватит и одной книги.
Стартовые условия были аналогичные тем событиям, которые были во Франции в начале тринадцатого века. Но затем команды начали устанавливать дипломатические отношение друг с другом, нанимать наемников, предавать старых союзников и т.д. Было много интересных событий. Например, мусульмане приняли христианство, чтобы вступить в союз с немцами. А французы заплатили разбойникам, чтобы те отвлекли внимание испанцев, пока те захватывали их крепость. Ночью игра тоже не прекращалась: необходимо было выставить стражу у крепости, так как вражеские диверсанты могли проникнуть в лагерь и что-нибудь испортить.
За эти три дня мне удалось поучаствовать в трех штурмах крепостей, два раза отразить нападение на наш лагерь и неоднократно побывать в обычных сражениях в открытом поле. По вечерам работала таверна, где можно было отдохнуть, поужинать и послушать музыкантов, которые играли на лютнях, волынках и других инструментах той эпохи. Девушки устраивали конкурсы на самый лучший наряд, разбойники брали в плен принцесс и грабили малочисленные отряды, инквизиторы казнили ведьм и еретиков… все интересные события и не перечислишь.
Разумеется, в дальнейшем были и другие фестивали и прочие мероприятия, но они не могли сравниться с атмосферой и масштабом этой игры, которую назвали «Горячий ветер с севера».
Если вам не по душе рыцарская амуниция и сражения с драконами, хочется чего-то более домашнего, советуем обратить внимание на скрапбукинг.
lifegid.com
Ответы@Mail.Ru: Крестовые походы..
Когда были крестовые походы, Вам Bella Swon, подскажет Википедия, там и первый, и второй, и третий, и немецкий и пр. указаны. Нежно больше информации, пожалуйста — <a rel=»nofollow» href=»/» title=»377779:##:http://www.templiers.info/web/crusades.php» target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a> на сайте ИПИОХ. Чего ходили? Безусловно авантюристов там хватало, как и людей идущих в поход за наживой — тогда, как и сегодня, людьми двигали те же желания, тогда как и сегодня существует паломничество, расовые и религиозные столкновения — ничего нового. Андрей Котоусов неправ в том что рыцари вдруг столкнулись с неизвестной им культурой. Здрасте! Первое — жители Европы прекрасно знали об арабском мире по рассказам паломников которые и до крестовых походов посещали Святые места. Второе — к моменту когда крестоносцы пошли на Иерусалим, уже более чем как 350 лет шла война между христианским и арабскими мирами в Испании (<a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Реконкиста» target=»_blank» >Реконкиста</a>), на юге Италии и островах Средиземноморья. И поверьте, рыцари прекрасно были знакомы с тем против чего воевали. Андрей Котоусов, отчего же нравственная катастрофа не помогла арабом победить крестоносцев в Реконкисте? Думаю, Андрей ошибается. Христиане потеряли Иерусалим (1187) задолго до захвата крестоносцами Константинополя (1204), и между этими двумя датами был ещё Третий (1189-1192) и Германский (1197-1198) крестовые походы, которые так и не смогли вернуть Св. город. Ну а относительно прямо таки супер помощи Византии крестоносцам Первого крестового похода, тоже не согласен. Император Византии мало того что потребовал от крестоносцев чтобы те ему присягнули и стали его вассалами, так ещё и вернули империи всё что отнимут у неверных. При этом, сама Империя послала с крестоносцами только небольшой корпус, в обязанности которого НЕ входило участи в битвах, а следовало получать завоёванные города, и оставлять там гарнизоны. Естественно, в скором времени, такая чудо-помощь не понравилась крестоносцам, и они послали византийцев куда подальше, и дальше все города оставляли уже себе. Позже, когда крестоносцы завоевали и создали себе Антиохийское княжество, Византия вспомнила о той клятве, что крестоносцы давали в Константинополе, и потребовала отдать то что по клятве принадлежит ей. Вот так, неоварвары, как выразился Андрей, умерали под стенами замков и городов и на полях сражений, а великий император тем временем отсиживался в Константинополе, а потом когда мусульмане были варварами повержены, император потребовал отдать ему всё завоёванное. Подведя итог, скажу, что молодая религия в лице ислама активно стала теснить христианство на его территории. В ответ христианство начало Реконкисту и войны на Средиземноморье и Италии. Всё тоже христианство, но в лице Византии, тоже теряло свои земли — и именно Византия потеряла Иерусалим, а крестоносца его хотели вернуть (!). Вот когда Византию прижали сельджуки, она попросила помощи с «варваров», ибо сама справиться не могли. Вот именно после этой просьбы Константинополя и начались те крестовые походы в Святую землю о которых я выше столько написал. Повторюсь, рекомендую сайт ИПИОХ (<a rel=»nofollow» href=»/» title=»377779:##:http://www.templiers.info» target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>) там целый раздел о крестовых походах.
Крестовые походы были организованы, чтобы выпустить пар из закипевшей Европы. Рыцари устремились на Восток, но неожиданно столкнулись с культурой, о которой им никто и никогда не рассказывал. В конечном итоге, набеги неоварваров закончились. Объективно, их разбили арабы, субъективно нравственная катастрофа случилась, когда крестоносцы стали громить Константинополь (который помогал технически и материально ранним крестоносцам).
touch.otvet.mail.ru