происхождение народа, где и как живут, фото
Вьетнамцами называют всех граждан Вьетнама. Его титульным населением являются вьеты. Это один из вьет-мыонгских народов, самая многочисленная этногруппа Вьетнама. Кроме них в этой стране имеется еще 53 национальности. Государство малоевропеизированно, поэтому в нем ярко проявляются особенности азиатского образа жизни и культуры.
Численность
По официальным данным на 2016 год, во Вьетнаме проживает 94 569 000 человек. Это достаточно много для страны, обладающей небольшой территорией. Она располагается на береговой линии полуострова Индокитай. Вьеты составляют 86% всех местных жителей. Официально все народы Вьетнама разделены на несколько групп:
- Вьетская
- Кхмер-кром
- Бахнарская
- Кхмуйская
- Катуйская
- Мангская
Кроме того, существует этногруппа под названием горные кхмеры. Во Вьетнаме живут китайцы, численность которых составляет примерно 1 000 000 человек, а также тайцы, малайцы, полинезийцы.
Язык
Официальным языком является вьетнамский (на котором говорят вьеты). Всего насчитывается 103 языка, принадлежащих разным этногруппам. На вьетнамском языке разговаривают 65 млн жителей страны.
Религия
Основной религией во Вьетнаме является буддизм. Его исповедуют 85% населения. Другие верования представлены христианством, каодай (монотеистическая религия, содержащая элементы буддизма, даосизма, конфуцианства). Некоторые жители считают себя атеистами.
Внешность
Вьетнамцы принадлежат к азиатским народам, поэтому имеют все типичные признаки азиатов. Люди маленького роста, с щуплыми фигурами. У них плоское лицо с расширенным носом, узкий разрез глаз. Так же, как у всех азиатов, смуглая кожа, черные волосы. Многим европейцам этот народ не кажется привлекательным. Несмотря на это, вьетнамские девушки бывают очень симпатичными. Некоторые даже завоевывают призовые места на международных конкурсах красоты. Многие городские девушки берегут свою кожу от солнечных лучей, закрывая ее одеждой и зонтиком. Белая кожа — признак благородства и красоты у азиатов. Молодые девушки с приятной внешностью имеют шансы выйти замуж за иностранца. Современные вьетнамки пользуются косметикой, ухаживают за собой, благодаря чему выглядят очень привлекательно.
История
Вьеты возникли из очень древней цивилизации, предки их жили на территории Вьетнама еще в 7 веке до нашей эры. Мифология говорит о том, что прародители современных вьетов были потомками дракона и феи. Они имели сто сыновей, половина из которых заселила горы, а другая половина — побережье. Старший сын основал династию Хонг-банг и стал ее королем. Государство назвали Ванланг, уклад жизни в нем был матриархальным.
В 1 веке до нашей эры началась китайская оккупация. Ханьский император сверг монарха, разделил вьетнамские земли на отдельные территории. Власть китайских династий просуществовала до 10 века. Все это время страну потрясали народные восстания, но их подавляла многочисленная китайская армия. В 939 году Нго Кюэн разгромил остатки китайского войска и основал новое вьетнамское государство.
Страна была разобщена, в ее составе находилось 12 отдельных частей со своими правителями. Началась борьба за объединение территорий. В 11 веке страна называлась Дайвьет, ей правила династия Ли. Ее столицей стал город Тханглонг (нынешняя столица — Ханой). В более поздние века вьетнамское государство неоднократно подвергалось нападению монголов и китайцев. В 16 веке произошла междоусобная война вьетнамских князей, что привело к разделению страны на южную и северную части. в 19 веке страну захватывает Франция и делает ее своей колонией. После этого длительное время велась партизанская война против захватчиков. В 1940 году на Французский Индокитай напали японские войска. Народу Вьетнама приходилось бороться одновременно и с теми, и с другими. Французская оккупация закончилась только в 1954 году подписанием мирного договора на Женевской конвенции. Год спустя была провозглашена Республика Вьетнам под президентством Бао Дая.
ХанойВ период с 1957 по 1960 год велись гражданские войны между северными и южными территориями. В 1963 году во внутренние дела страны вмешались США, начав бомбардировки. Война с Америкой закончилась только в 1975 году. Воссоединение Вьетнама произошло год спустя, после чего страна была принята в ООН.
Одежда
Большинство вьетнамских мужчин носит простые рубашки коричневого цвета и белые брюки. На ноги надевают сандалии. В Средние века простому народу было запрещено носить одежду ярких оттенков, это было привилегией знати. Поэтому одеяния простолюдинов были черными, белыми или коричневыми. На создание национального вьетнамского костюма сильно повлияло длительное правление китайских династий. Его элементы имеют ярко выраженные китайские черты.
Современный женский костюм красивее мужского. Самым популярным видом одежды во Вьетнаме является аозай. Это длинное узкое платье с разрезами по боковым швам. Его носят поверх брюк. На праздники, торжественные мероприятия надевают платье красного цвета, символизирующее счастье и удачу. На голове носят конические шляпки из соломы. Мужчины, так же как и женщины, могут носить аозай, дополняя его головным убором под названием кхандонг. Это полоска ткани, обернутая вокруг головы особым образом.
Жизнь
Наивысшей ценностью у вьетнамцев считается семья, почитание родственников. Уклад семьи патриархальный. Отцу подчиняются все: и взрослые сыновья, и жена. Все родственники живут в одном доме, занимаясь общим хозяйством. Представители мужского пола работают на поле, а женщины выполняют домашнюю работу. У городских жителей отношения более современные: женщины могут работать вне дома, занимая какие-либо должности.
Главным занятием вьетнамцев многие века было рисоводство. Рисовые посевы занимают 85% сельскохозяйственной территории. Для выращивания этой культуры создают затопленные поля, полностью покрытые водой. Также в них разводят рыбу. Кроме риса на полях выращивают такие культуры, как:
- кукурузу;
- батат;
- маниок;
- фасоль;
- арахис.
Во Вьетнаме повсеместно культивируют цитрусовые, папайю, бананы, кокосы. В сельской местности каждый житель имеет огород, в котором выращивают овощи и корнеплоды. Почти в каждом дворе имеются утки, индейки, гуси. Скотоводство развито не особо сильно. Буйволы в основном применялись для обработки земли. Распространена такая отрасль, как рыболовство. Рыбу добывают как в речках, так и в море. Существуют рыбацкие артели, которые занимаются ловлей рыбы круглогодично. Среди ремесел преобладают:
- Гончарное дело.
- Плетение из ротанга, камыша, тростника.
- Изготовление керамики.
- Ткачество.
В городах главным видом транспорта являются велосипеды и мотобайки. Вьетнамцы редко могут позволить себе иметь автомобиль. Сельские жители передвигаются на телегах, в которые запряжены коровы или буйволы. Дорожное движение в городах довольно хаотичное. На байках ездят по тротуарам, и это никого не смущает. На мотобайках перевозят все что угодно, нагружая их, как повозки.
Характерной особенностью вьетнамского быта является наличие мусора. На улицах грязно, мелкий сор на полу дома считается нормальным явлением. Пищевые отходы могут выливать прямо на тротуар. При этом на асфальте раскладывают овощи, капустные листья, лапшу для сушки. Там же колют лед для напитков.
Имена
Интересно, что огромное количество людей во Вьетнаме являются носителями одной фамилии — Нгуен. Она принадлежала представителям правящего рода. Этой фамилией обладает 40% населения. Также распространены такие фамилии, как:
- Ву
- Чан
- Ле
- Хоанг
Девочек часто называют в честь цветов, драгоценных камней. Популярные имена: Куи — драгоценная, Май — золотой цветок, Льен — цветок лотоса, Ким — золотая, Кук — хризантема.
Характер
В основном вьетнамцы — это дружелюбные и улыбчивые люди. Причем они могут улыбаться даже в трудные минуты или, когда им грустно. Они не соблюдают личное пространство, при разговоре подходят почти вплотную. Во Вьетнаме все делается очень медленно. Такой образ жизни характерен для азиатских стран. Обслуживание в ресторане или магазине занимает часы вместо минут, персонал совершенно не торопится. Вьетнамцы не отличаются пунктуальностью. Они могут сильно опоздать на назначенную встречу или совсем забыть про нее.
Несмотря на бедность, вьетнамцы отличаются гостеприимством. Они могут запросто пригласить незнакомого человека в гости, разделить с ним последнюю еду. Эти простые люди открыты и бескорыстны, поэтому общаться с ними приятно, несмотря на некоторые недостатки.
travelask.ru
Почему американские солдаты подрывали гранатами своих офицеров во Вьетнаме.
Наркотики в Армии США употребляли и до Вьетнама. Например, во время Гражданской войны применение морфина в качестве обезболивающего, привело к возникновению морфиновой зависимости у многих ветеранов, хотя это было, скорее побочным эффектом.В ходе операции по захвату испанских Филиппин, американские солдаты быстро переняли у местного населения привычку курить опиум.
Но ни до, ни после Вьетнамской войны употребление наркотиков, в том числе героина, не достигало таких масштабов, приобретая черты эпидемии. Этот факт был козырным тузом в руках противников войны и доказательством ее бессмысленности.
При всей распространенности наркотиков солдаты редко употребляли их во время боевых операций, всем было очевидна необходимость иметь трезвую голову в бою.
Таким образом, американская военная машина в целом мало пострадала от разлагающего действия наркотиков и алкоголя, чего не скажешь о ее живых составляющих — солдатах и офицерах.
Марихуана имела широкое распространение во Вьетнаме к моменту прихода американцев. Исследование, проведенное американским командованием в 1966 году, выявило только в окрестностях Сайгона 29 торговых точек по продаже марихуаны.
Для изготовления «косяков» использовались оригинальные американские сигареты, например «Craven A». Марихуану курили все стороны конфликта: и американцы, и южновьетнамская армия, и коммунистические северные вьетнамцы, и поддерживающие коммунистов «вьетконговцы».
Доступность и дешевизна сделали ее употребление обычным делом. Уличные торговцы постоянно сбывали травку проезжающим американским патрулям.
Командование пыталось бороться с наркотиками методами наказаний и пропаганды. Но вплоть до 1968 года во Вьетнаме не было лаборатории позволяющей определить, наличие каннабиноидов и других веществ в моче и крови.
Анализы отправлялись в Японию, и весь процесс занимал 45 суток. Только в морской пехоте за употребление марихуаны судили, в простых армейских частях закрывали глаза на проблему — под суд отдавались принимающие «тяжелые» наркотики.
Однако после ряда публикации в прессе были предприняты решительные меры. С солдатами велись обязательные беседы о вреде наркотиков.
Начались аресты, до 1000 задержаний в неделю за продажу и употребление проходило в 1968 году. Под давлением властей США, Южный Вьетнам запретил культивирование конопли, поля уничтожались южновьетнамскими подразделениями.
Но, несмотря на все запреты, в частях действовала круговая порука, что в условиях низкого доверия к командованию, и частой смены младшего офицерского состава, сделало борьбу малопродуктивной.
Алкоголь, также как и марихуана и гашиш, получил широкое распространение. Однако самой серьезной проблемой стали опиоиды.
В 1967 году опиум во Вьетнаме можно было достать за доллар, а морфин за 5 долларов. Таблетки «Биноктала», стоили от 1 до 5 долларов за упаковку из 20 штук.
Спрос среди американских солдат рождал предложение, уже в 1970 году подпольные лаборатории «Золотого треугольника» наладили производство высококачественного героина. Причем его употребление росло как снежный ком, постепенно заменяя более легкие наркотики и алкоголь.
В это время американцы всеми силами выбраться из вьетнамской ловушки, а войне не было видно конца, что еще более подрывало боевой дух войск. В 1971 году число арестов за употребление и продажу тяжелых наркотиков выросло в 7 раз по сравнению с предыдущим годом.
По оценкам медицинской службы в 1971 году от 10 до 15 % военнослужащих были героиновыми наркоманами. Примерно одна треть подсаживалась на него уже в первый месяц во Вьетнаме. Героин в основном курили или нюхали, гораздо реже пользовались шприцами.
Когда командование столкнулось с героиновой проблемой оставалось лишь вспоминать о марихуане как о детских шалостях.
Вот слова одного офицера: «Если бы это помогло моим ребятам слезть с тяжелых наркотиков, я бы скупил всю марихуану и гашиш в дельте Меконга».
Очень интересно сравнить данные о потреблении героина в войсках США в Таиланде (1 %), и Вьетнаме (10-15 %) в один и тот же период. Что красноречиво говорит о жестоком характере той войны. Пик употребления героина пришелся на 1973 год, тогда во Вьетнаме остались части прикрывающие уход основных сил.
В том году героин употребляли чуть больше трети американских солдат. С уверенностью можно сказать, что наркоторговцы были в проигрыше от окончания войны. Вот уж кто точно плакал во время операции «Порывистый ветер».
После возвращения домой «G.I’s» снова оказывались в относительно здоровой социальной среде, тем не менее, уже не могли слезть с героина, пополняя, таким образом, армию наркоманов на Родине. Это порождало различные социальные проблемы в и так неспокойном американском обществе 60-70-х.
Источник: Статья Питера Браша «Употребление наркотиков в американских войсках во Вьетнаме».
Из статьи В.А. Гаврилова — полковника в отставке, ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидата психологических наук.
Некоторое время назад в Соединенных Штатах была опубликована книга Джорджа Лепра «Почему американские солдаты подрывали гранатами своих офицеров во Вьетнаме».
Книга интересна тем, что является единственным полным исследованием феномена попыток подрыва гранатами американскими военнослужащими своих командиров во время Вьетнамской войны.
Автор предпринимает попытку объяснить сам феномен нападений с использованием ручных гранат, мотивацию таких нападений и меры, предпринятые в армии, чтобы прекратить их или по крайней мере снизить сопровождавший их общественный резонанс.
Один из выводов этой книги состоит в том, что случаи убийства или угрозы офицерам и сержантам Сухопутных войск и Корпуса морской пехоты Вооруженных сил США с помощью гранат или другого оружия в большинстве случаев происходили не во время боевых действий, а при нахождении в тылу.
Кроме этого, автор книги опровергает утверждения активистов, протестовавших против войны во Вьетнаме, и некоторых исследователей и историков, что антивоенные настроения и политическое неприятие американского присутствия в Юго-Восточной Азии оказали прямое влияние на эти попытки нападений на офицеров и сержантов.
Автор признает в самом начале, что солдаты нападали или убивали «непопулярных товарищей с самого начала вооруженного конфликта».
По мере наращивания американского военного вмешательства в Юго-Восточной Азии подобные инциденты стали настолько частыми, что газеты New York Times и Newsweek информировали своих читателей: случаи нападения с применением ручных гранат стали далеко не единичными, и «в среднем таких случаев насчитывалось до 20 в месяц».
Следует сказать, что автор с самого начала противоречит сам себе, когда утверждает, что антивоенные настроения не оказали влияния на вооруженные нападения американских военнослужащих на своих товарищей и командиров.
Книга как раз и начинается с общего объяснения, как призывная система, сильное антивоенное движение, студенческие протесты и раздор в американском обществе привели к тому, что к 1970-м годам американские Сухопутные войска и морская пехота оказались не в состоянии привлечь на службу лучшую часть молодежи.
В итоге им пришлось снизить высокие требования к дисциплине, которые еще пять лет назад существовали в обоих видах Вооруженных сил Соединенных Штатов.
Автор на основе тщательного изучения архивных материалов военной полиции и судов военного трибунала показывает, что фактически все подрывы или попытки подрыва произошли не в боевой обстановке, а в тыловых районах.
Но тогда каковы были мотивы тех рядовых солдат, которые пытались убить или устрашить своих командиров? Здесь выявляется несколько причин.
Во-первых, министр обороны Роберт Макнамара предложил «проект 100 000», который позволил привлекать на американскую военную службу молодых людей, до этого не прошедших отбор по уровню интеллектуального развития и соответственно менее способных к адаптации к армейским условиям, а также имеющих психические проблемы.
Во-вторых, деградация младшего сержантского состава вызвала кризис в умении руководить мелкими подразделениями — неопытные сержанты были излишне «добренькими», искали популярности у подчиненных и соответственно не могли бороться с нарушениями дисциплины.
В-третьих, употребление наркотиков (исследование, проведенное Министерством обороны США в 1971 году, показало, что 50,9% личного состава американских Сухопутных войск во Вьетнаме курили марихуану).
Злоупотребление алкоголем (пиво было дешевым, а крепкие напитки — легко доступными) также играли свою роль, поскольку они снижали способность военнослужащих осознавать свои действия, что, в свою очередь, приводило к нападениям на сослуживцев.
Справедливости ради отметим, что те, кто служил во Вьетнаме, до сих пор спорят о том, было ли употребление наркотиков и алкоголя причиной или следствием общего падения дисциплины. Впрочем, никто не возражает, что этот фактор играл свою роль в случаях нападения с использованием ручных гранат.
Дополнительным мотивирующим фактором было недовольство теми офицерами и сержантами, которые требовали энергично вести боевые действия, хотя президент Ричард Никсон уже объявил о выводе американских войск из Юго-Восточной Азии. И мотив был простой: «Никто не хотел умирать в последний день войны».
Наконец, по мнению автора, расовая вражда была причиной некоторых случаев нападений с использованием ручных гранат, в которые были вовлечены чернокожие солдаты и белые рядовые солдаты и сержанты.
Чернокожих солдат все больше раздражало, на их взгляд, несправедливое к ним отношение и расовая дискриминация, особенно после потрясшего всех убийства Мартина Лютера Кинга, и это раздражение иногда приводило к нападениям на старших начальников.
Расовую вражду во Вьетнаме, несомненно, подстегивали заявления известных чернокожих активистов, таких как член организации «Черная пантера» Элдридж Кливер.
В своем послании от 4 января 1970 года под названием «К моим черным братьям во Вьетнаме», например, Кливер призывал «начинать убивать расистских свиней, которые отдают вам приказы. Убейте генерала Абрамса и всех его офицеров. Уничтожайте продовольствие и снаряжение или передавайте их вьетнамцам».
И хотя не было предпринято никаких попыток убийства Абрамса или других офицеров из состава американского Командования военной помощи во Вьетнаме, призывы Кливера встревожили многих белых офицеров в Сайгоне.
В конце концов нападения с использованием ручных гранат показывают, что они были следствием многих причин, и Лепр тщательно исследует эти причины.
На основе анализа материалов военных трибуналов он делает вывод, что «главной причиной большинства нападений с использованием ручных гранат были притеснения и оскорбительное отношение к подчиненным со стороны начальников».
Отдельный раздел книги посвящен «нападениям и антивоенной деятельности». Автор делает попытку доказать, что будто бы не было прямой связи между антивоенными настроениями и указанными нападениями.
При исследовании архивных материалов Лепр обнаружил всего два случая, где присутствовали «антивоенные и антиправительственные высказывания».
Признавая, что война во Вьетнаме была непопулярна среди многих американских военнослужащих, как и вообще в американском обществе, и что антивоенные настроения, конечно, влияли на призывников (и соответственно на тех, кто нападал на старших начальников), автор тем не менее делает вывод, что нет доказательств того, что эти нападения были частью широко распространенного «бунта рядовых или частью более масштабной политической борьбы против аморальной политики США дома и за рубежом».
Этот вывод вызывает большие сомнения, так как известно, что, будучи под стражей, несомненно испытывая давление судебных органов и перед лицом тяжести обвинений и строгости наказания, обвиняемые зачастую стараются всеми способами облегчить свое положение.
А в этих условиях антивоенные высказывания могли только усугубить вину и привести к еще более строгому приговору.
Поэтому антивоенные настроения, лежавшие в основе мотивации вооруженных нападений на начальников, скорее всего скрывались, а сами нападения мотивировались совсем другими причинами.
Интересно отметить, что, как считают американские специалисты, хотя нападения с использованием ручных гранат редко происходят в нынешней американской профессиональной армии, тем не менее они случаются и сегодня.
Свидетельством этому является суд над старшим сержантом Альберто Мартинесом по обвинению в убийстве двух офицеров с помощью мины, установленной у окна их офиса в Тикрите (Ирак) в 2005 году. Мартинес был оправдан военным судом присяжных в Форт-Брэгге в 2008 году.
В другом случае сержант Джозеф Боцисевич был осужден за убийство двух сослуживцев после того, как они подвергли его критике за ряд грубых промахов в бою в Ираке в 2008 году.
Он был осужден судом присяжных в Форт-Стюарте за умышленное убийство и приговорен к пожизненному заключению без права помилования.
Эти оба случая показывают, что такое явление, как нападение с использованием ручных гранат в американской армии, не ушло в прошлое.
В целом книга Джорджа Лепра является достаточно полным и профессиональным исследованием такого феномена, как вооруженные нападения сослуживцев на своих товарищей в боевой обстановке.
Однако автору не хватило, возможно, смелости, а возможно, и глубины проникновения в суть рассматриваемого явления.
Отсюда — противоречивые выводы и игнорирование того очевидного и давно всеми признанного факта, что несправедливый и антигуманный характер агрессии Соединенных Штатов во Вьетнаме способствовал росту антивоенных настроений в американском обществе и лежал в основе как осознанных, так и неосознанных мотивов вооруженных нападений американских военнослужащих на своих товарищей и командиров.
И вполне объяснимо, что это происходило чаще не в бою, а в тылу, где дисциплина ослаблялась и свою роль начинали играть алкоголь и наркотики.
oper-1974.livejournal.com
странности и особенности Вьетнама ⋆
Список особенностей Вьетнама, которые нас удивили, возмутили или повеселили. Мы перечислили в 42 фактах все самые большие странности этой страны. Также даем полезные советы тем, кто собирается посетить Вьетнам.
Вьетнам — первая азиатская страна, которую мы посетили и в которой прожили полтора месяца. Само собой, первое знакомство с Азией не прошло гладко: что-то нас впечатлило и удивило, а что-то сильно досадило — все-таки различие с другими посещенными нами странами колоссальное. И хотя многие вьетнамцы, задействованные в туристической и торговой сфере, рассматривают белого мистера как неиссякаемый мешок денег, тем не менее Вьетнам оставил положительное впечатление — как мне кажется, в отличие от Таиланда, это более самобытная страна, еще не так сильно европеизированная.
Одна из первых особенностей Вьетнама, которая сразу бросается в глаза — это гнезда черных проводов, которые опутывают улицы. Густое переплетение проводов по праву можно считать достопримечательностью Вьетнама и Сайгона в частности.

Photo © randomthawts / flickr.com
Об особенностях поведения вьетнамцев
- Вьетнамцы, в отличие от тайцев, разговаривают очень громко — почти как марокканцы. Будьте готовы к тому, что ранним утром вас разбудит какой-нибудь голосистый вьетнамец под окном или в отеле.
- Юг Вьетнама выглядит намного дружелюбнее, чем север. На наш взгляд, люди там проще, бескорыстнее, открытее и улыбчивее! Вьетнамцы на севере (особенно в Ханое) показались нам хмурыми, неразговорчивыми и грубыми — ну в точности как в Россию попали. Многие на севере вообще сильно смахивают на гопников.
- В туристических местах порой готовы не продать еду/одежду/услугу вовсе, чем уступить по реальной, не завышенной цене — смешно, но факт. Разбалованный туристами вьетнамец скорее будет лежать без делала весь в день в тенёчке в ожидании большого куша, чем пойдет на уступку и продешевит.
- Курят вьетнамцы и в транспорте, и в номерах отелей, и в кафе.

Photo © randomthawts / flickr.com
- Мужчины часто отращивают ногти (либо один ноготь) и подтачивают его. Выглядит жутко.
- Практически все на юге ходят в масках (мне они напоминают намордники). Читала, будто вьетнамцы боятся заразиться гриппом, а также считают, что распыленные американцами во время войны химикаты до сих пор витают в воздухе. На севере людей в масках намного меньше.
- Это жутко раздражает, но вьетнамцы не знают, что такое очередь. Для них встать перед кем-то в очереди — это нормально, даже если ты там стоишь уже 15 минут. Будьте наглее и быстрее.
- Вам могут утвердительно кивать головой на ваши вопросы, но на самом деле ни черта не понимать вас. Лучше постараться перевести на вьетнамский и написать это в блокноте/показать в переводчике.
- В туристических местах вам будут предлагать солнечные очки, если вы идете в солнечных очках, дождевик, если вы его надели, и воду, если вы ее пьете (и т. д.).
- Не только в храмах принято снимать обувь, часто такое можно наблюдать в отелях, магазинах и даже туалетах. Хотя иностранцам иногда позволяют не снимать, если нет резиновых тапочек для смены обуви (за исключением храмов).
Факты о туалетах
- Практически везде (кроме аэропортов и элитных торговых центров) не работают замки в кабинках. Туалетной бумаги тоже почти нигде нет (либо висит при входе — нужно отрывать и уносить с собой). Мыло есть тоже далеко не везде, поэтому берите влажные салфетки. Иногда уборщица туалета может потребовать с вас сумму за посещение туалета, иногда (вот парадокс!) в биотуалеты пропускают бесплатно.
- Почему-то до туалетов вьетнамские мужчины частенько не доходят. Грубо говоря, справляют нужду где попало. Даже если вьетнамец находится рядом с дверью туалета, он все равно будет делать свои дела на улице (были тому свидетелями). Огромное открытое пространство? Ничего страшного, вьетнамец встанет в самом центре у клумбы, никто же не увидит. То же самое относится и к детям — они совсем не смущаются делать свои дела прямо на тротуарах. Поначалу это шокировало и казалось диким, потом мы привыкли.

Photo © Paro Nguyen / flickr.com
Факты о еде во Вьетнаме
Почувствуйте Вьетнам на вкус! Читайте наши статьи обо всем, что касается еды во Вьетнаме (откроются в новых вкладках):
- Вьетнамская еда (полный список основных блюд, названия по-вьетнамски, описание, фотографии)
- Кухня Вьетнама (про особенности в разных регионах и городах страны)
- Самые вкусные напитки Вьетнама (то, что непременно нужно попробовать)
- Экзотические фрукты Вьетнама (названия, фото, описание, вкус и правила выбора при покупке)
- Легендарный вьетнамский кофе (лучший кофе, который только существует!)
Ну а теперь перечислю особенности Вьетнама, связанные с едой:
- Всегда, даже в кафе с фиксированными ценами и на фудкортах, уточняйте цены, чтобы не быть обманутыми или неверно понятыми.
- Цены для европейцев могут быть другими (столкнулись с этим в Ханое): на растяжке написана одна цена, а вам называют другую.
- С вас могут попросить большую сумму за то, что хлеб, стоявший на столе, оказывается, платный, но об этом вас никто заранее не предупредит.
- Уличная еда на севере Вьетнама стоит дороже, чем на юге. Суп фо бо в Хошимине мы ели за 20 — 25 тысяч, в Ханое он стоит от 35 тысяч донгов.
- Палочки во вьетнамских уличных кафе часто сильно обгрызаны и при этом грязные — всегда протирайте их влажными салфетками либо, как мы, купите свои палочки и носите с собой.
- В едальнях столы и стулья могут быт грязными и жирными — по возможности проверяйте их, чтобы не посадить пятно на любимые брюки или кофту.
- Если вы хоть раз бывали во Вьетнаме, наверняка обращали внимание на повторяющиеся монотонные записи, доносящиеся из магнитофона на мопедах и напоминающие какую-то пропаганду или призыв голосовать на выборах. Как оказалось, это всего лишь продажа кукурузы (или чего-нибудь съестного): вьетнамцы развозят еду тем, кто не может отлучиться с рабочего места, чтобы перекусить.
- Вьетнамцы едят собак (на севере), крыс, лягушек и различных насекомых. Можно попробовать змею, крокодила и других экзотических животных, но надо знать конкретные рестораны. А вот готовую собаку запросто можно найти на рынке.
- Мы так до конца и не поняли, по какому принципу работают уличные заведения. Понятно, что кто-то открыт исключительно с утра, кто-то работает только вечером, а кто-то — днем. Но в небольших городках (Халонг, Хойан, Хюэ) бывают «мертвые» часы (днем — примерно с 2 до 4 часов, утром — с 11 до 12), когда все будто вымерло.
- Почему-то продуктовые магазины и едальни закрываются около 8 вечера, а вот парфюмерные, ювелирные, книжные магазины, различные бутики, оптика и прочее могут работать до 10 вечера. В небольших городах около полуночи уже нельзя купить продукты или где-то перекусить, зато приобрести гитару или портрет Хо Ши Мина — запросто.

Photo © huangb / flickr.com
Санитарный вопрос: чистота и гигиена
- Уборка отелей, даже довольно презентабельных, плохая. Разводы, волосы и мелкий мусор на полу — стандартная уборка. Носите в комнате тапочки для душа, они есть обычно всегда.
- Практически в каждом отеле (по нашим наблюдениям) есть муравьи. Это не слишком большая проблема, вот только нас удивляет, почему с этим никто не борется.
- Крыс на улицах, кстати, тоже почему-то никто не травит.
- Грязную воду во Вьетнаме принято сливать на улицу, поэтому иногда запашок стоит не из приятных.
- О лужах: во время дождя выявляется крайне неприятная особенность вьетнамских тротуаров. Дело в том, что плитка, которой выложены тротуары, часто не новая и расшатанная. Будьте осторожны: наступив на такую плитку-ловушку во время дождя, вы рискуете быть облиты грязной водой. Старайтесь выбирать более-менее не выпирающие плитки (особенно это актуально для Хюэ, Хойана и Ханоя). В сухую погоду большие бетонные плиты тоже таят в себе опасность: они шатаются, а под ними скрывается канализационный слив. Не раз мы видели обвалившиеся, ничем не прикрытые плиты (Халонг).
- Мусор вьетнамцы оставляют где попало — кокосы и остатки фруктов, фантики и прочее — все это остается на земле. В кафе, если нет мусорных корзин, салфетки бросают прямо на пол. Кое-кто умудряется мусорить даже в храмах. Ну а если в ход пошли семечки, то весь пол будет усыпан ими. Обычно по ночам весь мусор с улиц собирают мусоровозки.
- Лед для напитков колют на асфальте, поэтому брезгливым и страшащимся за свой желудок лучше просить напитки без льда. И снова парадокс: напитки без льда порой стоят чуть ли не в два раза дороже!
- Прямо на тротуаре могут сушиться лапша, капустные листья и еще что-нибудь съедобное. Вообще делать что-то с едой прямо на тротуаре — одна из главных особенностей, свойственных жителям Вьетнама.

Так сушат капустные листья в Халонге
Факты о транспорте, искусстве транспортировки и передвижения
Особенность Вьетнама — транспорт. Улицы вьетнамских городов не созданы для пешеходов, здесь либо нет тротуаров вообще, либо они заставлены мотобайками. Перечислю некоторые наблюдения и факты, которые показались нам интересными и которые могут быть вам полезными:
- В Хошимине мы столкнулись с тем, что некоторые городские автобусы ходят по какому-то совершенно непонятному маршруту. Причем информация на стенде остановки одна, а местные жители сообщают совсем другое.
- Если вы решили воспользоваться городским автобусом, будьте осторожнее: заходить и выходить из слона нужно максимально быстро. При входе запрыгивайте и держитесь за поручни. При выходе — выпрыгивайте, потому что кондуктор в буквальном смысле слова будет выталкивать вас из автобуса на остановке. И ему плевать, что у вас большие рюкзаки. Водитель не ждет никого, даже кондуктора — тот обычно заскакивает в автобус в последний момент. Кстати, время остановки автобуса — 2 -3 секунды, дольше водитель ждать не будет (исключение делается только для пожилых людей). То же самое актуально, если вы поймали междугородний автобус на трассе или в городе (автобус из Дананга в Хойан, например).
- Вы можете купить билет до города, но вас выбросят в глуши, в 10 км от него, так как автобус, оказывается, проходящий и вообще не заезжает в город.
- Это немыслимо, но факт: во Вьетнаме автобус для местных может проезжать 150 км за 5 (!!!) часов (так мы ехали из Ханоя в Халонг). Дело в том, что по пути водитель подбирает всех: кондуктор выскакивает из автобуса и зазывает пассажиров, также распространена передача различных посылок — от живых куриц до крупногабаритных коробок.

Photo © stereotyp-0815 / flickr.com
- На мопеде могут уместиться до 5 человек и еще какой-нибудь груз.
- Мопед также может использоваться в качестве небольшого грузовика. Что перевозят: мешки с продуктами, строительные материалы, бамбук и тростник, куриц в клетках, свиней и вообще все, что взбредет в голову. Однажды мы видели, как вьетнамцы перевозили на байке целое живое дерево.
- Тротуары во Вьетнаме не для пешеходов, а для мопедов. В основном они используются в качестве парковки, но в часы пик не зазорно по нему и пробку объехать.
- У каждой парковки есть свой охранник, который к тому же руководит процессом парковки.
- Велорикши и таксисты на мотобайках любят прикорнуть на своем тараспорте, если нет клиентов.
- Не смотря на то что вьетнамцы часто не соблюдают правил дорожного движения, аварий у них происходит крайне мало. Но будьте внимательны, в городах порой опасно смотреть по сторонам — того и гляди, кто-нибудь наедет.
- Вождение во Вьетнаме не для слабонервных — об этом можно писать отдельную статью. Будьте предельно внимательны на дорогах — вьетнамцы любят обгонять, подрезать, ехать по встречной полосе и выныривать из переулков, создавая аварийные ситуации.
- Как перейти улицу во Вьетнаме? Просто идите медленно и уверенно, мотобайки будут вас плавно объезжать. Можно поднять руку и идти — так вы как бы просите их притормозить и пропустить вас. Первый раз очень страшно, кажется, будто стая разъяренных байков несется на тебя, но постепенно вливаешься в ритм и спокойно переходишь дорогу.

Photo © staffan.scherz / flickr.com
Источник вступительного изображения: staffan.scherz / flickr.com.
yokentoken.ru
как на самом деле воюют американцы
Американцы называли Вьетнамскую войну «адской дискотекой в джунглях».
О ней снято много фильмов и написаны сотни книг, но правда о той войне останется только в памяти тех, кто её пережил.
Теория домино Вьетнамская война стала самой долгой локальной войной современности. Она длилась почти 20 лет и очень дорого обошлась США. Только за 1965-1975 годы было потрачено 111 миллиардов долларов. Всего в военных действиях приняли участие свыше 2,7 миллионов военнослужащих США.
Ветераны Вьетнама составляют почти 10% своего поколения. 2/3 американцев, воевавших во Вьетнаме, были добровольцами.
Необходимость войны объяснялась «теорией домино». США серьезно опасались, что «коммунистическая зараза» может распространиться на весь азиатский регион. Поэтому и было решено сделать упреждающий удар.
Партизанская война
Джунгли стали для американских солдат и офицеров настоящим проклятием. Многие так и называли эту войну — «Адская дискотека в джунглях». Они затрудняли логистику и служили хорошим укрытием для вьетконговцев. 100% влажность, сорокаградусная жара, полчища насекомых, змей, червей и паразитов. Со всем этим приходилось иметь дело. Американцы были плохо подготовлены к условиям партизанской войны. Для вьетнамцев же это была уже третья подряд война и они прекрасно освоили опыт двух предыдущих. Недостаток военного снабжения вьетконговцы успешно компенсировали смекалкой и трудолюбием.
В непролазных джунглях они ставили бамбуковые ловушки и фугасы, начиненные американским же порохом из неразорвавшихся снарядов, устанавливали «вьетнамские сувениры». Война шла и под землей. Вьетнамские партизаны раскопали целую сеть подземных коммуникаций, в которых успешно скрывались. Для борьбы с ними в 1966 году американцы создали специальные отряды, названные «туннельными крысами».
Это была чрезвычайно сложная задача — выкуривать вьетконговцев из-под земли. Кроме огня и ловушек «туннельных крыс» могли поджидать также змеи и скорпионы, которых партизаны специально натравливали. Такие методы привели к тому, что среди «туннельных крыс» была очень высокая смертность. Из нор возвращалась только половина состава. «Железный треугольник», местность, где были отрыты катакомбы, американцы в итоге просто уничтожили бомбардировками Б-52.
Военные эксперименты
Вьетнамская война была для США полигоном испытаний новых видов оружия. Кроме известного напалма, уничтожавшего целые деревни, американцы также «обкатывали» химическое и даже климатическое оружие. Самым известным случаем применения последнего является операция «Попай», когда транспортники США распыляли над стратегическими территориями Вьетнама йодит серебра.
От этого количество осадков увеличилось в три раза, дороги размыло, поля и деревни залило, коммуникации оказались разрушены. С джунглями американские военные также поступали радикально. Бульдозеры выкорчевывали деревья и верхний слой почвы, а сверху на оплот повстанцев распылялись гербициды и дефолианты («Агент оранж»).
Это серьезно нарушило экосистему, а в долгосрочной перспективе привело к массовым заболеваниям и детской смертности.
«Вертушки»
В среднем американский солдат проводил в боях 240 дней в году. Это очень много.
Такую «продуктивность» обеспечивали вертолеты. Вертолет «Ирокез» (UH-1) стал одним из символов этой войны. Вертолетчики часто спасали солдат из окружения, подчас пилотам приходилось совершать маневры прямо в джунглях, поднимая самолет по системе «газонокосилка», ломая рули и винты. Количество американских вертолетов росло с небывалой скоростью. Уже весной 1965 года одних «ирокезов» было порядка 300 машин. К конце 60-х в Индокитае было больше американских вертолетов, чем на вооружении армий всех государств. Одних «Ирокезов» было 2500. «Ирокезов» было много, но спасением они становились не всегда. Малая грузоподъемность и низкая скорость делали вертолеты лёгкой добычей пулеметчиков и ракетчиков. Случались и аварии по причинам почти случайного характера. Были случаи, когда пилоты ошибались, вертолет «вело» и он разбивался. По подсчетам М. В. Никольского за 11 лет войны в Юго-Восточной Азии американские вертолеты совершили 36 млн вылетов, налетав 13,5 млн часов, зенитным огнем была повреждено 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое отношение потерь к числу боевых вылетов уникально для летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий— 1:18 000.
Пятая колонна
Во время Вьетнамской войны США стали жертвой того Голема, которого сами и породили — СМИ. К середине 60-х годов роль телевидения и прессы достигла своего исторического апогея. Американцам показывали войну в прямом эфире, что не могло не вызвать в них протест. Американские общественные лидеры, пресса, телевидение, кинематограф вложили немалые ресурсы в дискредетацию образа своей страны. Моххамед Али, отказавшийся от призыва стал национальным героем. Дезертиры становились гостями телешоу, ветеранов же по возвращении ждало общественное презрение. Среди пацифистов считалось за подвиг плюнуть в лицо вернувшегося с войны солдата. Американские СМИ, пацифисты, актеры, музыканты и журналисты стали «пятой колонной», справиться с которой США не смогли.
Деморализация
Во время Вьетнамской войны ряды американской армии редели не только от пуль повстанцев.
Многие призывники просто не хотели идти в армию и бегали от властей, на самой же войне было широко распространено дезертирство.
Кроме того, Вьетнамская война стала ещё и нарковойной. Наркомания в войсках стала ещё одним фактором, подкосившим боеспособность США. Ветеранов Вьетнама одолевал «вьетнамский синдром». Вкупе с общественным давлением, многих это доводило до самоубийства.
Источник: Вьетнамская война: как на самом деле воюют американцы
© Русская Семерка russian7.ru
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
obshestvomt.ru
Факты о войне во Вьетнаме, которые американцы никогда не поймут
![]() Даже если Ваши знания о войне во Вьетнаме сформированы исключительно голливудскими фильмами и американской пропагандой, которые описывают её достаточно просто «Америка потеряла хороших парней», Вы, никогда не узнаете правды если не почитаете о том, как видели войну из противоположных окопов. Против США воевала армия Вьетконга, которая по сути своей, была группой сражающихся в джунглях партизан, которая убивала американских «хороших парней», устраивая ночные засады и ужасные ловушки.
Но это лишь одна правда, американская правда, которую они навязали миру. Но оказывается, этчо эта «армия» состояла из напуганных, главным образом, подростков, сражающихся в крупном конфликте по той или иной личной причине. Один западный журналист поговорил с Нгуен Хоа Гяи, который сражался против американцев с конца 1950-х до конца войны в середине 1970-х. И вот, что он рассказал. «Мы не все были коммунистами; мы просто хотели независимости или мести» Я стал партизаном в конце 1950-х, когда мне было 15 лет. И это было не потому, что я был коммунистом, и не потому, что я убежал, чтобы присоединиться к этому безумному цирку. Мой дядя боролся на стороне Хошимина во время Второй мировой войны, и все знали что окупация наших земель финансировалась американцами и британцами. Я просто был рассержен на то, что Юг отправлял все свои лишние деньги в крупные города, такие как Сайгон. Южное вьетнамское правительство, казалось, игнорировало маленькие города и деревни, как моя. Нго Динь Зьем (лидер Южного Вьетнама в то время) даже уничтожил наши фермы и отдал их под контроль одного богатого парня, который поддерживал французов во время Второй мировой, и это происходило на всей территории Южного Вьетнама и называлось «земельной реформой», а если быть более точным, «серьёзным, глубоким и полным развалом страны». Французы, которые контролировали Вьетнам с 1800-х, всегда рассматривали местных жителей как «низших созданий», и мы не могли простить им отказа от предоставления независимости. С Хо Ши Мином дважды обошлись пренебрежительно, но после второго раза он не стал терпеть. Мой дядя тоже хотел независимости и готов был сделать что угодно, даже поддержать коммунизм, чтобы получить свободу. Когда началась борьба, погибло очень много людей, более миллиона только на одной нашей стороне. Чтобы война продолжалась, был необходим постоянный поток новых бойцов, но резервы истощались. Более 90 процентов этих новичков были подростками и даже детьми. Многие из них особо не вникали в саму «причину» происходящего. Поддержка коммунизма или мечта об объединении Вьетнама была меньшим фактором мотивации, чем желание отомстить за смерть родителя, любимого или ребёнка. Вьетконг (буквально: Фронт национального освобождения или просто «фронт») был просто средством для реализации этой мести. Большинство из бойцов знали, что в честь Сталина и Мао были названы движения (Сталинизм и Маоизм), таким образом, они просто думали, что Социализм назвали в честь парня по имени Социал, а Коммунизм назвали в честь парня по имени Коммун. Приличное количество моих coслуживцев всё ещё думали, что мы сражаемся с Францией. Они знали о Хо Ши Мине, но только в рамках неопределённых пропагандистских терминов, а не фактической истории человека. Когда мы сказали им, что хотим получить социалистическое общество, они просто ответили да, потому что были главным образом бедными, обиженными крестьянами, переживающими дефицит продуктов питания и проклинающими и политиков. «Мы также боялись джунглей, как и американцы.» Американские фильмы изображают вьетконговцев как смертоносных воинов джунглей, скрывающихся в листве и сливающихся с дикой местностью, чтобы неожиданно нападать на бедных американских солдат. Всё это — ложь. Многие из нас (включая меня) приехали из пограничных городов и росли на холмах или в горах. Мы не были специалистами по джунглям. Таким образом, джунгли были чужды многим из нас, и в отличие от большинства американских солдат, мы сидели там всю войну. Мой дядя и я не доверяли туннельным системам, они могли легко обрушиться, и если это происходило, то это приводило к гибели большего количества людей, чем воздушный налёт. Таким образом, мы совершали большую часть наших перемещений под сомнительным покрытием из травяных циновок. Это означало, что мы были полностью открыты не только для бурь и дождей, но и для смертельно опасных животных. Легко забыть, что в тех джунглях были ещё и тигры, пока Вы не встретили этого проклятого тигра. Тигры могут быть довольно робкими, но время от времени один из нас исчезал посреди ночи, и все мы прекрасно понимали, почему. В конце концов, тигры не совершали ритуальных танцев после каждого убийства, они убивали тихо. Огромное количество людей было убито змеями. Были также крысы, такие же большие как кошки, москиты, пауки и сороконожки. В то время, как Вы вряд ли умрёте от укуса сороконожки, один из моих coслуживцев совершил самоубийство, будучи укушенным, потому что боль была невыносимой. Вооружённые противники дают Вам сравнительно хорошие шансы на выживание. У Матери природы в арсенале есть вещи намного ужаснее, чем пули. «Борьба совсем не была похожа на киношную.» Фильмы всегда показывают сражения между Вьетконгом и американскими солдатами похожими на ужасные бойни лицом к лицу. Если бы подобное произошло в действительности, это был бы полный финиш. На самом деле, даже когда мы стреляли во врага, мы обычно не видели его. Во вспышках огня на расстоянии на секунду показывались лица, и мы просто стреляли в них. За десятилетия сражений я видел вражеских солдат всего три раза. Первый раз был сразу после перестрелки, и мы были потрясены увидев, насколько почерневшими были тела. Мы думали, что они были обуглены взрывом, пока не поняли, что их кожа была чёрной от природы. Ни один из нас не видел темнокожего человека прежде. Некоторые люди думали, что они были мифом. Все они были или мертвы или почти мертвы. Мы стреляли в раненых оставшихся в живых из пистолета. Мы не были в состоянии предоставить им медицинское обслуживание. Это казалось более добродушным, чем оставить их истекать кровью. Мы не мучили их и не получали никакого удовольствия от их смертей. Младшие партизаны, которые были менее привыкшими к смерти, даже плакали. Благодаря Голливуду Вы, вероятно, представляете партизан постоянно высовывающимися из отверстий в земле как смертельные гоферы, но, как я сказал ранее, моя группа избегала тесных, хрупких тоннелей, полных смертельных ловушек как… тесных, хрупких тоннелей, полных смертельных ловушек. Но иногда мы должны были отправляться далеко на юг, или небо было чрезвычайно ясным, и мы понимали, что тоннель представлял для нас меньшее из зол, чем бомба. Тем не менее, тоннели были важной коммуникацией для большого количества партизан, особенно в Сайгоне. В отличие от проживания под циновками, проживание в туннелях было абсолютно другим миром. В последних была кухня с дымовой трубой, сконструированной сбоку таким образом, чтобы дым выходил подальше от туннеля. Был рис, обычно с овощами или мясом (мясом крыс или обезьян). Но, как всегда, природа была лучшим туалетом. Мы обычно вынуждены были ждать сумерек, чтобы облегчиться, но если это была чрезвычайная ситуация… Вы просто надеялись, что бомба упадёт прямо на Вас, таким образом, никто не увидит, что Вы умерли, сидя на корточках со спущенными штанами. Однажды в тоннеле около лаосской границы мы даже придумали забавную игру: целью было закончить все свои дела на улице первым. Все мы довольно преуспели в этом, но как только один парень запаниковал, услышав отдалённый рёв двигателя самолёта, он рванул обратно в укрытие, повсюду разбрызгивая мочу. Оказалось, что самолёт принадлежал Северными вьетнамцам. Все смеялись, кроме парня, который обрызгал нас собственной мочой: он был рекордсменом до того момента, и теперь его репутация был безвозвратно запятнана. «Мы были самой большой угрозой для нашей собственной безопасности.» На ежедневной повестке дня вражеские солдаты не были нашей самой большой угрозой. Мы видели больше американских листовок и груд мусора, чем самих солдат. Работа моей группы состояла в том, чтобы наблюдать войска на Тропе Хо Ши Мина. И опять же, мы вступали в бой, только если кто-то нападал на нас. Но мы не нуждались ни в какой помощи, американцев или ещё кого-то, чтобы убить нас или покалечить: пополнение недисциплинированными детьми и предоставление им большей ответственности, регулярно приводили к трагедиям. Несомненно, существовали учебные центры Вьетконга, но новички редко попадали туда. На каждого обученного человека в лагере было трое местных, которые даже не представляли что такое оружие. Мы обучали новичков по месту «службы», и это приводило к бедствию. Я не забуду, как учил одного новичка, приблизительно 17 лет, как бросать гранату. Он вытащил чеку и спросил нас, что делать дальше. Мы кричали ему, чтобы он бросил гранату, но он просто махал нам и наблюдал, как плавкий предохранитель сгорел до корпуса. Граната взорвалась и вместе с ней. Другому новичку дали китайский AK, чтобы стоять на страже, а позже в тот день его попросили убрать ветвь дерева, чтобы обеспечить нам лучшую видимость в течение ночи. Вместо того, чтобы попросить пилу, он поставил AK на автоматический режим и стал стрелять в ветку. Ветка отвалилась, но пуля срикошетила и убила его. Таким образом, мы должны были похоронить его, а также найти новое убежище. Его стрельба выдала нас. «Наше лучшее оружие было старым барахлом, и оно обычно прибывало из Америки.» В так называемой цепи, когда дело касалось получение оружия, мы находились в самом конце. Некоторые поставки приходили по Тропе Хо Ши Мина, но большая их часть отправлялась к партизанам за пределами Сайгона. Это работало примерно так: СССР формировало партию AK-47 и отправляли её в Китай. Китайцы брали российские AK и заменяли их худшими копиями собственного производства. Северная вьетнамская армия получала китайское оружие, наряду с остальным дерьмом эры Второй мировой войны. Так как всё «хорошее» оружие уже отправилось в отряды находящихся около крупнейших городов, мы, главным образом, довольствовались старым оружием — коллекционными старинными вещами, за которыми обычно охотятся сумасшедшие на блошиных рынках. По существу это было старое барахло. Достаточно иронично то, что большая часть оружия первоначально была сделана американцами. M1 (я до сих пор помню звук его выстрела) и Томпсоны были нормой в первые годы. После сражений всегда были «потерянные» вражеские M16, но мы никогда не трогали их — они всегда работали неправильно. В одном из нескольких сражений американцы против нас использовали AK-47. Американские винтовки были даже хуже китайских копий АК-47. К концу войны мы получали миномёты и миномётные снаряды. Северная вьетнамская армия берегла всё остальное для вторжения на Юг. В джунглях, где мы находились, запущенные миномётные снаряды могли застрять в ветвях деревьев и преждевременно взорваться, убив нас. Таким образом, мы должны были найти способ использовать их, что потребовало большого количества проб и ошибок. Мне было почти 30 к этому времени, и я был самым старым из живых в моей команде, таким образом, все остальные (все, кроме одного подростка) попросили, чтобы я выяснил, как работает миномет. То, что последовало за этим, было катастрофическим фарсом — люди держали миномёт на уровне груди и стреляли горизонтально, а затем отлетали назад от отдачи. Мы в конечном счёте придумали идею привязывать людей к деревьям, чтобы они не отлетали. Фактически человек мог перемещаться вокруг дерева и вести минометный огонь на 360 градусов. Это работало пока мина не попадала в дерево стоящее прямо с ним.. И да, мы делали ловушки, включая упомянутые в американских фильмах «ловушки на тигра» — замаскированные ямы с шипами на дне. Они фактически были сделаны для защиты тигров, чем в надежде на поимку американца. Серьёзно, тигры действительно ужасны. «Военные преступления с нашей стороны часто замалчивают.» Каждый раз, когда «военные преступления во Вьетнаме» упоминают на Западе, люди думают о Милае или Агенте Оранж, распыляемом над лесами. Это действительно ужасные вещи. Но по каким-то причинам моя сторона остаётся тихонько стоять в сторонке. Северная вьетнамская армия намеренно делала мишенью больницы и медицинские учреждения, потому что именно там они могли нанести намного больше ущерба. Я не поверил бы, если бы кто-то сказал мне это во время войны, но я видел, что произошло в области Куангчи, и слышал отданный приказ, когда мы ненадолго приехали в расположение Вьетнамской народной армии, чтобы получить новые приказы. Иногда ошибки провоцировали американцы стреляя из деревень, после чего мы накрывали деревни минометным огнем, убивая местных жителей, потому что все американцы, после десятка выстрелов отступали. «Никто не «пережил» войну невредимым.» В 1974 го, когда операции США и Южного Вьетнама закончилась, моей группе разрешили вернуться домой. Я отправился в свою деревню. Когда я подошёл довольно близко, я начал замечать странные вещи. Знаки исчезли, вокруг не бегали дети, путешественники не шли из города или в город. Вокруг было слишком тихо. Я дошёл до своей деревни, но ничего там не нашёл. Всё исчезло. Я нашёл только следы сгоревших зданий и груды американского мусора. Когда я отправился на холм недалеко от моей деревни, я увидел новое углубление в земле. Это была не воронка от бомбы, это была братская могила. И несмотря на то, что я знал, что найду там, я раскопал её. По сей день я понятия не имею, был ли Северный Вьетнам, американцы или кто-то ещё в ответе за это. Но способ, которым всё было просто укатано бульдозером, указывал на Северный Вьетнам. Все, кроме моего младшего брата, погибли (он умер во время китайской войны пять лет спустя). Я не был исключением. Спросите любого вьетнамца старшего возраста: все они потеряли очень много близких и друзей. И не всегда по вине Америки или её союзников. Я никогда не думал, что проживу больше 10 лет на фронте. И, честно говоря, я всё ещё не чувствую, что я живой. «Только время и поддержка могут излечить раны.» После войны я переехал в Сайгон. До этого я никогда не жил в городе и провёл половину своей жизни вдалеке от общества. Я знал, только то, как прятать, убивать и обучать военному делу. Это всплывало везде, куда бы я не отправлялся. Я бросался на людей из-за того, как они несли ломоть хлеба, потому что это было похоже на то, что они провозили что-то контрабандой. Я вытащил ванну из своей квартиры и построил другую из металла, непромокаемых брезентов и грязи, чтобы смоделировать купание в реке. В США назвали бы это чем-то вроде «купание палео» и обвинили бы Вас позёрстве, но я просто не знал никакого другого способа мыться. Мне нужно было постоянно напоминать о том, чтобы я платил за вещи, потому что я привык брать их просто так. Я часто думал о самоубийстве, потому что я не мог так жить. Странным способом коммунизм поддержал меня. Рабочие в объединённом Вьетнаме были вынуждены общаться друг с другом во время перерывов и обедов. Я начал разговаривать с людьми вокруг меня, чтобы избежать подозрений, и выяснил, что к моему удивлению у человеческого взаимодействия есть некоторое значение. У многих из них была похожая судьба: они жили, но они потеряли семью и друзей. За месяцы и годы перерывов, обедов и встреч моя группа коллег превратилась в группу поддержки «анонимных жертв войны». Жизнь стала лучше. К 1990-м США, Австралия и Южная Корея, в той или иной степени принесли извинения за свою роль в войне. Сегодня США фактически рассматриваются благоприятно большей частью населения. Общие отрицательные чувства нацелены больше на Францию и Китай, ведь США по крайней мере принесли извинения. Я лично простил США и всех остальных за их участие в войне. Я потерял всю свою семью, но мне удалось начать новую жизнь: моя жена также потеряла почти всех, включая своего мужа, во время войны. Я вернулся на место моей деревни несколько лет назад и обнаружил, что там теперь лес. Область с могилой всё ещё там, и там стоит маленький мемориал с деревьями, растущими на ней. Рано или поздно, там где прошла смерть рождается новая жизнь. Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба Источник: http://muz4in.net/news/fakty_o_vojne_vo_vetname_kotorye_amerikancy_nikogda_ne_pojmut/2015-04-01-38085 |
politinform.su
«Мы называли их коротышками и недоделками»: редкие фото войны во Вьетнаме
В начале марта 1965 года США стали полноценным участником войны во Вьетнаме, поддерживая Южный Вьетнам в противовес Северному, где установился просоветский режим. Этот затяжной конфликт почти на 10 лет стал местом противостояния двух крупнейших сверхдержав – СССР и Штатов. Через Вьетнам прошло около 2,5 миллионов американских солдат, а максимальная численность группировки составляла 540 тысяч человек. Война запомнилась огромным количеством жертв среди мирного населения и жестокостью армейских подразделений, невиданной со времен окончания Второй мировой.
США, вопреки распространенному мнению, начали решать «вьетнамский вопрос» задолго до 1965 года. Еще в 50-е американцы, напуганные присутствием Китая в регионе, решили финансово поддержать Францию, владевшую вьетнамской колонией, в борьбе с «повстанцами», которые добивались независимости страны.
На обострение конфликта между Южным (прозападным) и Северным (освобожденным) Вьетнамом пошли южане, которые в 1955 году отказались выполнять Женевские соглашения и проводить общие выборы. Был сделан решительный шаг к военной эскалации конфликта. Этому способствовала и развязанная северянами партизанская война в южной части страны. Уже в 1961-м во Вьетнам перебрасываются первые части ВС США.
Воспоминания американского пехотинца об отношении к вьетнамцам:
«Мы называли их коротышками, узкоглазыми, недоделками, придумывали им другие презрительные клички. Вьетконговцы для нас не были людьми. Мы никогда не относились к ним как к людям. Они были для нас чем-то абстрактным, тварями, которые хотели убить нас, и мы просто убивали их первыми. Это касалось всех, от малолеток до стариков».
Плененные американцы – не редкость вьетнамской войны. Так произошло и с будущим кандидатом в президенты США сенатором Джоном Маккейном. По одной из версий, его самолет сбил советский подполковник Юрий Трушечкин. Всего в конфликте приняло участие около 10 тысяч советских генералов, офицеров и солдат.
Одна из самых страшных страниц войны – резня в Сонгми (Милай) в марте 1968 года, когда рота «Чарли» уничтожила до 500 мирных жителей деревни. Жертвами стали 182 женщины и 173 ребенка (55 младенцев).
Документальный фильм PBS «Резня в Милай. Американский опыт»
Один из руководителей операции, лейтенант Уильям Келли, лично убил более ста человек. В США его судили: приговорили к пожизненному заключению, потом срок сократили до 20 лет. В итоге Келли, по личному распоряжению президента Никсона, провел чуть более трех лет под домашним арестом, и был помилован.
Американский лейтенант Келли вспоминал о том, что делали с пленными сторонниками Хо Ши Мина: «Одного вьетконговца со связанными руками привязали к столбу. В штаны пленника засовывали горящие окурки и наблюдали дикую пляску, когда окурки жгли ему задницу… Мы отрезали старикам бороды, что было самым большим издевательством: борода у вьетнамца считается признаком мудрости».
Знаменитая американская актриса, обладательница двух «Оскаров», Джейн Фонда выступала против войны во Вьетнаме. В 1970-м ее даже арестовали за антивоенную пропаганду.
Жертвами войны стали не только мирные вьетнамцы, но и граждане США. 4 мая 1970 года силы Национальной гвардии расстреляли антивоенную демонстрацию студентов Кентского университета. Погибли четыре человека. Спустя 11 дней от огня гвардии погибли еще двое студентов.
В 1975 году, почти полностью выведя войска из Вьетнама, США озаботились судьбой детей. По плану операции «Babylift» планировалось перевезти более 2000 детей-сирот из Южного Вьетнама, который уже уходил из-под контроля. Однако уже первый рейс закончился катастрофой – в результате падения самолета погибли 155 человек, большинство – дети.
США вывели свои войска из Вьетнама в 1973 году. Война унесла жизни как минимум 58 тысяч американцев и около 3,5 миллионов солдат и мирных жителей Вьетнама.
Подписывайтесь на нас в Instagram:https://www.instagram.com/ruposters_ru/
ruposters.ru