Забытая «Касатка»: в этот день Ка-60 совершил первый полет

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

10.12.2019 12:47

Поделиться

Тимур Алимов

Его появление перевернуло представление об отечественных вертолетах. 10 декабря 1998 года в небо впервые поднялся Ка-60 — новинка конструкторов из бюро Н.И. Камова, получившая название «Касатка». Эта машина казалась фантастической, как будто созданной для популярного тогда иностранного сериала о супервертолете, способном выполнять невероятные задачи.

Алексей Михеев/РИА Новости

К разработке Ка-60 приступили еще в середине 1980-х годов. Армейской авиации в дополнение и в перспективе для замены широко распространенных Ми-8 и Ми-4 требовался средний многоцелевой вертолет. Перед конструкторами поставили задачу создать машину для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях, проведения поисково-спасательных работ, ну и конечно обучения и тренировки летного состава.

Работы по проекту затянулись в связи с политической обстановкой в стране. Первый натурный макет был собран к 1990 году. В отличие от фирменной «камовской» соосной схемы Ка-60 был выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом типа фенестрон в хвостовом кольцевом канале. Объяснялся необычный выбор просто — от вертолета не требовалось зависать над полем боя, основную часть полета он должен был проводить в движении.

Еще одним новшеством стало использование инновационных материалов. Корпус «Касатки» на 60 процентов состоит из полимерных композиционных элементов, что обеспечивает повышенную устойчивость к боевым повреждениям. Топливные баки, к примеру, имеют прослойку, заполненную пенополиуретаном, который «затягивает» пробоины, тем самым предотвращая возможность взрыва. Лопасти  винтов, также с полимерной составляющей, сохраняют работоспособность при получении нескольких пробоин от стрелкового автоматического оружия.

К слову, выживаемости машины и ее экипажа было уделено повышенное внимание. Для этого использовали все имевшиеся в то время технологии. Жизненно важные системы управления и агрегаты продублированы, шасси обладают повышенной энергоемкостью, а при аварийной посадке травмы пилотов и десанта сводят к минимуму амортизирующие кресла. В целом, конструкция фюзеляжа и размещение агрегатов продуманы таким образом, чтобы исключить поражение экипажа и пассажиров от элементов вертолета при ударе о землю. Машина рассчитана на деформацию, не угрожающую находящимся в ней людям.

Кстати, десантная часть «Касатки» вмещает 15-16 военнослужащих с вооружением, шесть раненых на носилках в сопровождении трех санитаров или груз с соответствующей массой. Доступ в отсек осуществляется через две раздвижные двери. Узел внешней подвески, расположенный под фюзеляжем, рассчитан на груз массой до 2 750 килограммов. Грузы и вооружение также могут размещаться на боковых держателях с обеих сторон корпуса.

Еще одним заметным необычным для отечественных вертолетов решением стало расположение рабочего места командира с правой стороны. Такая посадка пилота предполагала более свободный вариант обращения с многофункциональной панелью приборов.

Высокие летно-технические характеристики Ка-60 достигнуты также за счет инновационных для той поры решений: продуманных аэродинамических обводов корпуса, низкого силуэта и убирающегося шасси. Силовая установка состояла из двух газотурбинных двигателя РД-600В, выдававших взлетную мощность в 1 300 лошадиных сил и мощность в чрезвычайном режиме в 1 550 лошадиных сил. Эти моторы сами по себе являлись последним достижением авиационной науки. Не вдаваясь в технические параметры, достаточно лишь сказать, что скорость «Касатки» достигает 300 километров в час, а мощности силовой установки достаточно, чтобы при одном работающем двигателе не только продолжать горизонтальный полет, но и выполнять и взлет, и набор высоты.

РД-600В оснащались устройствами, снижающими их инфракрасное излучение. И это далеко не единственный момент, связанный с обеспечением малозаметности вертолета. Конструкторы применили целый ряд решений для снижения заметности машины в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Для этого применялись даже элементы стелс-технологий, а именно покрытие корпуса специальным составом, поглощающим радиоволны. Значения эффективности поверхности рассеивания, однако, остались неразглашенными.

Шумность «Касатки» также была существенно снижена. Во-первых, винты имели необычную форму и шумопонижающие законцовки. Кроме того, был разработан специальный механизм, регулирующий частоту вращения несущего винта.

Необходимость эксплуатации в любых условиях сподвигла разработчиков установить на Ка-60 одну из самых перспективных бортовых радиолокационных станций «Арбалет». Такая, для примера, ставится на Ка-52 «Аллигатор». Помимо того, что комплекс сигнализирует о приближении препятствий с минимальной погрешностью, он также обслуживает прицельную, навигационную системы и участвует в противоракетной защите.

В 2010 году испытательный полет одного из экспериментальных экземпляров «Касатки» в Подмосковье закончился аварией. Стоит отметить, что до этого в течение полугода машину, что называется, «даже не заводили». Несмотря на последствия, это ЧП подтвердило высокие характеристики «Касатки» — оба пилота остались живы. Экипаж также успел обесточить вертолет. А система защиты топливных баков, как и подразумевали разработчики, предотвратила взрыв, выдержав сильный удар о землю.

В дальнейшем проект получил развитие в виде гражданского многоцелевого вертолёта Ка-62.

Поделиться

#разработки

#вертолеты

Главное сегодня

  • Мария Львова-Белова: Президент поддержал введение особого статуса для детей, пострадавших в СВО

  • В Севастополе отбили атаку трех надводных беспилотников

  • Захарова назвала применение снарядов с обедненным ураном геноцидом

  • ВТБ: Мошенники начали под видом силовиков вербовать своих жертв для обналичивания денег

  • Барбашов: Киев провел в Снигиревке новую эксгумацию убитых ВСУ жителей для обвинения ВС РФ

  • КНДР запустила крылатую ракету в сторону Японского моря

Ка-60 «Касатка» / Ка-62 — Helicopter.

su

О вертолете


Ка-60 «Касатка»/Ка-62. Средние многоцелевые вертолеты

Сертификация

Ка-60 и Ка-62 спроектированы с учетом как отечественных норм летной годности АП-29, так-и американских — FAR-29.

Серийное производство

Подготовка серийного производства Ка-60 начата на заводе в подмосковном городе Луховицы. По предварительным оценкам, потребность в таких вертолетах в настоящее время только в Российской армии составляет до 350 машин, и перспективы этого вертолета оцениваются очень хорошо. Серийное производство Ка-62 запланировано развернуть на Упан-Удэнском авиационном заводе в кооперации с Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс».

Основные модификации

Ка-60Р — модификация Ка-60, предназначен для разведки, целеуказания и координации действий боевых вертолетов. Этот вариант предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию «Самшит» с телевизионным, те-пловизионным и лазерным каналами, а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами.

Ка-60К — корабельный вертолет, предназначен для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25РЦ.

История


Разработка Ка-60 и Ка-62 была начата в 1990 г. на фирме «Камов» под руководством генерального конструктора СВ. Михеева. В 1997 г. был построен опытный образец вертолета Ка-60-1, первый полет на котором 10 декабря 1998 г. выполнил заслуженный летчик-испытатель РФ А.К. Смирнов. 29 июля 1998 г. на территории летно-испыта-тельной станции фирмы «Камов» состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка».

Первый опытный полет Ка-62 был продемонстрирован на Международной выставке МАКС-95 в г. Жуковском. Дальнейшая доводка вертолета была остановлена экономическим кризисом. В настоящее время, благодаря созданию при ОАО «ОПК Оборонпром» вертолетостроитель-ного холдинга «Вертолеты России», появилась возможность возобновить работы по Ка-62. Первый полет вертолета намечен на 2008 г.

Военный многоцелевой вертолет Ка-60 предназначен для авиации сухопутных войск и может быть использован для перевозки солдат и десантников, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, проведения поисково-спасательных работ, обучения и тренировки летного состава.

Ка-62 является гражданским вариантом вертолетом Ка-60 и предназначен для перевозки 15-16 пассажиров в транспортной кабине или груза массой до 2500 кг на внешней подвеске, а также транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Предусмотрены санитарный, поисково-спасательный и ряд других вариантов. 
Машины являются первыми вертолетами фирмы «Камов», выполненными не по традиционной двухвинтовой соосной схеме, а по одновинтовой схеме с рулевым винтом-вентилятором в вертикальном оперении.

Характеристики


 Ka-60Ka-62
Экипаж1-21-2
Число пассажиров1416
Двигатели   2 ГТД РД-6002 ГТД РД-600
мощность, кВт/л.с.  2×956/2×13002×956/2×1300
Размеры, м  
диаметр несущего винта13,513,5
длина фюзеляжа13,2513,25
ширина фюзеляжа3,03,0
высота фюзеляжа4,14,1
Массы и нагрузки, кг:  
взлетная масса65006250
масса груза максимальная  
    внутри грузовой кабины20002000
    на внешней подвеске25002750
Летные данные:  
максимальная скорость, км/ч300300
крейсерская скорость, км/ч265270
статический потолок, м21003000
динамический потолок, м51505500
практическая дальность полета, км700720

Конструкция


Вертолеты выполнены по одновинтовой схеме с четырех- или пятилопаст-ным несущим, 11-лопастным рулевым винтом-вентилятором в вертикальном оперении, с двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция Ка-60 и Ка-62 общая, с широким применением композиционных материалов, составляющих более 50 % его массы.

Фюзеляж цельнометаллический типа «полумонокок» функционально подразделяется на переднюю, среднюю силовые части и хвостовую балку с горизонтальным и вертикальным хвостовым оперением. Передняя часть фюзеляжа включает носовой отсек бортовой РЛС, закрытый радиопрозрачным обтекателем, за которым располагается двухместная кабина экипажа. Здесь установлены два комплекта органов управления, контрольные и навигационные приборы. Кабина имеет большую площадь остекленения и силовой набор фонаря из композиционных материалов.

Кресла летчиков имеют энергопоглащаю-щую конструкцию. Для защиты экипажа в случае аварии предусмотрен также дополнительный (аварийный) ход амортизаторов шасси, а также автоматическая уборка из опасной зоны ручек управления, что исключает травмирование ими летчиков. Конструкция фюзеляжа, в целом, и размещение агрегатов исключает поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и оборудования при ударе о землю, обитаемые объемы рассчитаны на деформацию, не угрожающую находящимся внутри вертолета людям.

В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м могут перевозиться как пассажиры, так и крупногабаритные грузы. Доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размерами 1,3 х 1,25 м. Под фюзеляжем вертолета имеется узел внешней подвески. Грузы и вооружение могут быть размещены также на боковых держателях, устанавливаемых на обеих сторонах фюзеляжа.

Хвостовое оперение представляет собой неподвижный стабилизатор с размахом три метра прямоугольной формы в плане с большими концевыми шайбами с несимметричным профилем для создания боковой аэродинамической силы и разгрузки рулевого винта.

Несущий винт — четырехлопастный диаметром 13,50 м. Предусмотрена возможность замены его пятилопастным несущим винтом. Лопасть, изготовленная из композиционных полимерных материалов, с двухконтурным лонжероном имеет прямоугольную форму в плане со стреловидной законцовкой. Она оборудована электротепловой противообледенитель-ной системой.

Рулевой винт-вентилятор — многолопастный, расположен в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Винт диаметром 1,4 м состоит из втулки, 11 лопастей и ползушки для изменения углов их установки. Лопасть имеет прямоугольную форму в плане и изготавливается из полимерных композиционных материалов.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей РД-600 взлетной мощностью 1300 л.с, вспомогательного двигателя АИ-9 для запуска основных двигателей, главного редуктора, трансмиссионных валов и хвостового редуктора. Мощности РД-600 достаточно для того, чтобы при одном работающем двигателе не только продолжать горизонтальный полет, но и выполнять и взлет, и набор высоты.

Трансмиссия с двуступенчатым главным редуктором рассчитана на передачу взлетной мощности 191 ОкВт/2600 л.с, хвостовой редуктор одноступенчатый.

Топливная система включает четыре мягких бака вместимостью 1120 л. , установленных под полом кабины. Предусмотрена возможность использования двух подвесных топливных баков вместимостью по 390 л.

Шасси вертолета трехопорное, убирающееся в полете.  Основные стойки убираются в фюзеляж, задняя — в хвостовую балку. Колеса основных опор — тормозные. Колея шасси 2,5 м.

Хвостовая опора телескопического типа. База шасси 4,76 м. Энергоемкость амортизационных стоек шасси, прочность его узлов и конструкции планера в целом рассчитаны на поглощение энергии удара при грубом приземлении вертолета с вертикальной скоростью 6 м/с. На опорах могут быть установлены надувные баллонеты для аварийной посадки на воду.

Система управления вертолетом включает рычаги управления, жесткую проводку из металлических труб, объединенные в общем блоке на корпусе редуктора гидроусилители рулевых приводов, сопряженные с системой автоматического управления.

Гидравлическая система традиционного типа состоит из двух автономных систем, осуществляющих взаимное резервирование при обслуживании рулевых приводов. Гидравлическая система используется также для уборки и выпуска шасси, торможения колес и управления механизмом фиксации хвостовой опоры.

Система электроснабжения состоит из первичной двухканальной системы генерирования переменного трехфазного тока, вторичной двухканальной системы генерирования постоянного тока и аварийной системы.

Бортовой радиоэлектронный комплекс предназначен для пилотирования вертолета днем и ночью в простых и сложных погодных условиях, решения задач вертолетовождения с необходимой точностью, предоставления пилоту информации от бортовых систем, предупреждения экипажа о критических параметрах полета, обозначения собственной государственной принадлежности, предупреждения экипажа об облучении радиолокационными и лазерными средствами, противодействия ракетам с инфракрасными головками самонаведения и т.д. Штатный комплект оборудования включает аппаратуру автономной навигации и бортовую РЛС.

Радиосвязное оборудование обеспечивает надежную связь с вертолетами или самолетами, наземными и воздушными КП.

Системы наддува и кондиционирования — создают комфортные условия в кабине экипажа.

Ка-60 «Касатка» / Ка-62

Камовский Ка-60 «Касатка» (косатка, а не ласточка) был самым первым вертолетом компании «Камов», построенным по «классической» схеме. Все предыдущие камовские вертолеты были соосно-винтовой схемы. Изделие В-60, или Ка-60, или Касатка — проект среднего многоцелевого вертолета, предназначенный как для обучения пилотов ВВС России, так и для ведения воздушной разведки, эвакуации раненых с поля боя, перевозки пассажиров (десантников) и грузов , а также для отдачи указаний вертолетам в воздухе.

Разработчики бюро перешли на одновинтовую конструкцию изделия В-60, чтобы добиться максимального увеличения скорости полета вертолета при той же силовой установке. Прототипы вертолетов оснащены четырехлопастным НВ, а на серийные машины планировалось установить пятилопастный несущий винт с шумопонижающими законцовками. Примечательно, что Ка-60 (Б-60) оснащен убирающимися шасси и имеет радиопоглощающее покрытие фюзеляжа, что в свою очередь способствует снижению узнаваемости вертолета РЛС противника.

Разработанный как разведывательный и легкий транспортный вертолет, «Касатка» впервые поднялась в воздух 24 декабря 1998 года, но из-за проблем с двигателями РД-600В программа была остановлена. В апреле 2011 года было подписано соглашение с французской компанией Turbomeca об использовании турбовального двигателя Turbomeca Ardiden 3G мощностью 1306 кВт (1751 л.с.) для доработанного Ка-62. Летом 2010 года Минобороны РФ принимает решение о прекращении финансирования программы вертолета Ка-60. Тем не менее Минобороны России в будущем планирует закупить военизированную версию вертолета Ка-62 для нужд Вооруженных Сил РФ.

Одновинтовой многоцелевой армейский вертолет Ка-60 предназначен для замены существующих российских военных легких транспортных вертолетов, таких как Ми-8. Морская версия для корабельных операций Ка-60К также планируется в качестве замены загоризонтного вертолета целеуказания ВМФ России Ка-25Т Гормон-Б.

Гражданский вариант Ка-62 разработан на базе Ка-60 и отличается высокой топливной экономичностью и безопасностью полета. Ка-64 представлял собой гражданскую версию Ка-60, которая должна была разрабатываться совместно с компанией Augusta с использованием зарубежных двигателей. Этот эскизный проект был завершен в 1996 и впоследствии приостановлено.

Первый опытный образец среднего двухтурбинного вертолета Камов Ка-60 был официально выведен на заводе-изготовителе в Люберцах 29 июля 1998 г. Первый официальный полет армейского вертолета Ка-60 «Касатка» состоялся 24 декабря 1998 г. летно-испытательная станция фирмы «Камов». Самолет, созданный коллективом под руководством ведущего конструктора Вячеслава Крыгина, пилотировал летчик-испытатель Владимир Лавров. Хотя Минобороны России срочно требуется 300 Ка-60 для замены Ми-8, финансовый кризис в России в конце 1990-е годы поставили под сомнение крупносерийное производство нового вертолета.

В конце 2006 года Улан-Удэнский авиазавод готовил свои производственные мощности к выпуску нового многоцелевого вертолета Ка-62 и его военной модификации Ка-60. Генеральный директор завода Леонид Белых сказал: «Мы оформляем необходимые документы и разворачиваем активную фазу подготовки производства нового вертолета». Он добавил, что проект Ка-62 включен в Программу развития коммерческой авиации, действующую до 2015 года, а значит, завод, скорее всего, получит государственную поддержку. «Ждем официальных инвестиций. Как только они поступят, механизм заработает», — сказал он. По его словам, его завод будет выпускать весь модельный ряд вертолетов этого семейства, в том числе и военный Ка-60.

Он добавил, что помощь в создании Ка-62 окажет Арсеньевский авиационный завод «Прогресс», имеющий большой опыт сборки ударных вертолетов Ка-50 и Ка-52. «Арсеньевский завод, скорее всего, будет строить фюзеляжи, а мы будем заниматься всем остальным, в том числе сборкой», — сказал он. По предварительным данным, инвестиции, необходимые для запуска производства Ка-62 на Улан-Удэнском заводе, составляют 150 млн долларов. Генеральный директор Объединенной оборонной корпорации «Оборонпром» Денис Мантуров сообщил, что уже выделено 60 миллионов долларов.

По состоянию на конец 2007 года ожидалось, что первый серийный Ка-62 будет выкатан из сборочных цехов Улан-Удэ через два-три года. К 2010 г. ожидался выпуск порядка 30-40 самолетов в год.

В 2007 году «Оборонпром» инициировал проект по лицензионной сборке 6,5-тонного итало-британского вертолета Agusta Westland AW139. AW139 действительно конкурирует с российскими проектами Камов Ка-60 и Ка-62. Однако из-за отсутствия полномасштабного финансирования этих российских вертолетов и отсутствия двигателей для них «Оборонпрому» проще получить лицензию на производство AW139. Соглашение с Agusta Westland включает права «Оборонпрома» на доработку AW139 для российских условий эксплуатации. Поиск международного партнера для сборки 6,5-тонного вертолета был вызван проблемами с собственным российским Ка-62.

Силовой установкой вертолета служили турбовальные РКБМ РД-600В модульной конструкции нового поколения мощностью 956 кВт (1282 л.с.) каждый, разработанные Рыбинским моторостроительным конструкторским бюро под руководством генерального конструктора А.

Новикова. На встрече с «Оборонпромом» в октябре 2006 г. было отмечено, что двигатель РД-600, разработанный НПО «Сатурн» для Ка-62, не соответствует техническим условиям по удельному расходу топлива, массе и другим параметрам. В дальнейшем российское моторостроительное предприятие «Климов» вело работы по силовой установке для Ка-60 и Ка-62.

Ка-60 «Касатка» предназначался для перевозки десанта, доставки вооружения и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования хозяйственных зон при базировании на кораблях, проведения поисково-спасательных работ, подготовки экипажей. Многоцелевой легкий вертолет может выполнять функции разведывательно-десантного самолета и использоваться в программах подготовки войск. Предназначен для перевозки вооружения и боеприпасов на театры боевых действий, эвакуации раненых военнослужащих, охраны и патрулирования отдельных районов, проведения поисково-спасательных работ. С некоторыми доработками он также может использоваться для радиоэлектронного подавления и VIP-поездок, пожарными, а также в операциях повышенной безопасности и автономной навигации.

Вертолет Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим винтом диаметром 13,5 м. Лопасть из полимерного композита крепится к ступице с помощью торсиона. Планер отличается совершенными аэродинамическими обводами, большими дверными проемами по обеим сторонам фюзеляжа, убирающимся трехопорным энергопоглощающим шасси и многолопастным (11 лопастей) рулевым винтом в хвостовом кольце. Сиденья экипажа и десанта энергопоглощающие. Командир самолета находится на правом сиденье. Силовая установка вертолета состоит из двигателей модульной конструкции нового поколения, разработанных Рыбинским моторостроительным бюро, которым руководит генеральный конструктор А. Новиков.

Особое внимание уделено средствам повышения боевой живучести вертолета. Все основные системы и агрегаты Ка-60 дублированы и разделены. Лопасти несущего винта с несколькими отверстиями от попаданий автомата остаются работоспособными. Звенья системы управления и валы трансмиссии выдерживают попадание 12,7-мм пуль. Композитные полимерные материалы, составляющие около 60% веса конструкции вертолета, также способствуют повышению живучести вертолета, более стойкого к боевым повреждениям. Пенополиуретан, которым заполнены баки, предотвращает опасность взрыва топлива. Более высокая живучесть вертолета на поле боя достигается также меньшей оптической, ИК и радиолокационной заметностями.

Состав бортового радиоэлектронного оборудования зависит от варианта применения вертолета. Базовым комплектом для всех модификаций является транспортно-десантный вертолет. Этот комплекс обеспечивает выполнение боевых задач днем ​​и ночью, в условиях ПВП и ППП.

Первый летный экземпляр Ка-60 (бортовой номер 601) был построен на опытном производстве разработчика (ОАО «Камов»)[8] . Совершил первый полет 10 декабря 1998 года. Второй Ка-60 (бортовой номер 602) начал строиться на Луховицком машиностроительном заводе, входящем в состав МАПО Российской авиастроительной корпорации «МиГ», где планировалось запустить в серийное производство производство вертолетов Ка-60/62. Однако в первую очередь из-за отсутствия государственного финансирования вертолет там не был достроен. Его доработка и подготовка к летным испытаниям впоследствии производилась на опытном производстве ОАО «Камов». Испытания второй машины начались в 2007 г.

23 июня 2010 г. во время контрольного полета вертолета после полугодового простоя второй Ка-60 (бортовой номер 602) был уничтожен при вынужденной посадке между городами Дзержинский и Котельники Люберецкого района Московской области. . Экипаж вертолетов, летчики-испытатели ОАО «Камов» Папай А.С. и Смирнов А.К., выжили, однако получили множественные травмы и были эвакуированы вертолетом Ми-8 в городскую больницу № 36 г. Москвы.

Но из-за отсутствия должной финансовой поддержки со стороны государства вертолет Ка-60 не был построен. За все время существования проектов вертолет Ка-60 «Касатка» несколько раз подвергался различным модификациям. Однако довести вертолет до заданного уровня надежности разработчикам не удалось. Летом 2010 года руководство Минобороны России приняло решение о прекращении финансирования вертолетной программы. Но, несмотря на это, Минобороны России в будущем планирует закупить следующую версию вертолета Ка-62.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Камов Ка-60 Многоцелевой вертолет | Military-Today.com

Страна происхождения Россия
Поступил на службу
Экипаж 2
Размеры и вес
Длина 13,46 м
Диаметр несущего винта 13,8 м
Высота 4. 6 м
Вес (пустой) 3,5 т
Масса (максимальная взлетная) 6,5 т
Двигатели и характеристики
Двигатели 2 х ТРД Сатурн РД-600В
Мощность двигателя 2 х 1 500 л.с.
Максимальная скорость 300 км/ч
Крейсерская скорость 270 км/ч
Сервисный потолок 5,15 км
Парящий потолок 2,6 км
Диапазон 720 км
Дальность (с дополнительными топливными баками) 1 180 км
Переправочная дальность 1 080 км
Выносливость 4 ч 20 мин
Полезная нагрузка
Пассажиры 14 солдат или 6 носилок
Грузоподъемность (внутренняя) 2 т
Грузоподъемность (внешняя нагрузка) 2,7 т
Вооружение
Пулеметы Стручки с пулеметами
Другое Блоки с неуправляемыми ракетами

 

Камов Ка-60 — российский многоцелевой вертолет. Его прозвали Касатка ( Убийца Кит ). Он был разработан, чтобы заменить Ми-4 и взять на себя некоторые роли от Ми-4. почтенный Ми-8 и взять на себя некоторые его роли. В 1980-х годах Ми-8 был Самый массовый транспортный вертолет на вооружении СССР. Однако в во многих случаях Ми-8 был слишком велик для своей роли и летал наполовину загружен. Так Ка-60 был рассчитан примерно на половину нагрузки Ми-8. Разработка нового вертолета началась в 1983. Оба ОКБ Камова и Миля выступили со своими предложениями. В 1984 году КБ Камова выиграло проект и разработку Ка-60 началось. Однако разработка была очень долгой из-за различных причины, в том числе распад Советского Союза, технические проблемы и финансирование проблемы. Первый прототип был построен в 1997 году. Это был первый публично обнародован в 1998 году и совершил свой первый полет в том же год. Второй прототип совершил первый полет в 2007 году. Всего 2 опытные образцы Ка-60 когда-либо были изготовлены. В 2010 году один из прототипы разбились. Это фактически остановило программу оригинальный Ка-60. В исходном виде этот вертолет не получил производственные заказы.

Было некоторые проблемы развития. Ка-60 имел традиционную компоновку с большой несущий винт и хвостовой винт. Однако конструкторское бюро Камова специализируется на морских вертолетах с соосными несущими винтами противоположного вращения. у которого не было хвостового винта. Так что Ка-60 не был их типовым проектом. Типичные камовские вертолеты с подобными Ка-25, Противолодочные вертолеты Ка-27 или Вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31 зависли большую часть времени. время их полета. Типичный армейский служебный вертолет зависает только в воздухе. около 1% времени полета. Итак, конфигурация с соосными роторами от него отказались в пользу традиционного.

Ка-60 мог перевозить 14 десантников. Аварийная вместимость составляла 16 военнослужащих. Для медицинских эвакуационных миссий он мог нести 6 носилок и 3 медицинских обслуживающий персонал Этот вертолет мог перевозить 2 т груза внутри или 2,7 т снаружи.

Этот вертолет мог быть оснащен различным вооружением, в том числе контейнерами с пулеметы и неуправляемые ракеты, установленные на съемных внешних узлы подвески. Этим оружием можно ослабить оборону противника. перед высадкой войск.

Ка-60 был оснащен двигателями «Сатурн» РД-600В, развивающими по 1 500 л.с. каждый. Разработка этих двигателей началась в 1989 году. Однако с этими двигателями возникли проблемы. Первый прототип Ка-60 имел 4-лопастной несущий винт. Второй прототип имел 5-лопастной несущий винт.

Варианты

Ка-60У был Предлагаемый вариант обучения.

Ка-60К был предлагаемый морской вариант.

Ка-60Р был предложил разведывательный вариант.

Ка-62 это гражданская версия с измененной кабиной, большими окнами, новыми двигателями, 5-лопастной несущий винт и новая авионика. Насколько были проблемы с сатруновскими двигателями РД-600В Ка-60 разработчики искали для новых двигателей.