У кого «слизан» китайский истребитель пятого поколения

Российские летчики-испытатели в беседе с НСН дали оценку новой машине Пекина, представленной на салоне Airshow China-2016.

Китай представил истребитель пятого поколения собственной разработки «Цзянь-20». Новую машину показали на авиационном салоне Airshow China-2016, проходящем в городе Чжухай. Как сообщает Reuters, во время мероприятия экспертам не дали подробной информации об истребителе, например, его двигателе и антирадарных характеристиках.

China Xinhua News ✔ @XHNews

Как заявил в беседе с НСН летчик-испытатель Мстислав Листов, скорее всего, новая машина Китая является репликой западных самолетов.

«В любом случае, интересно, откуда китайцы его «слизали», ведь сами они ничего делать не умеют. Умеют только компилировать, притом, с нас же, как правило. Насколько я знаю, все самолеты, которые у них летают, и истребители, и бомбардировщики, «сняты» с наших, только переименованы», — пояснил он.

Однако, Листов добавил, что сверхсовременные самолеты внешне похожи друг за другом не только потому, что крупнейшие производители следят за новинками конкурентов и «заимствуют» удачные находки.

Демонстрационный показ китайского истребителя 5-го поколения

«Конструкцию самолета диктует аэродинамика. Именно поэтому похож Concord и Ту-144. Только движки разные. То же самое – и с истребителями. Американские они, китайские, наши — все они приблизительно одинаковые. Все идет по одному сценарию: нужно меньшее сопротивление, большая скорость. Высотность, маневренность (это уже больше зависит от двигателя). Но на данный момент наши самолеты являются общепризнанными лидерами, поскольку могут вопреки всем законам аэродинамики крутиться вокруг своей оси», — отметил летчик-испытатель.

«Поэтому, скорее всего, китайцы слизывают у нас. Но в случае с данным самолетом никто доказать ничего не сможет по крайней мере до тех пор, пока его не покажут. Якобы машину выставляли на салоне в Китае но ни одного комментария экспертов истребительной авиации я не нашел», — резюмировал Листов.

С тем, что Китай не стесняется копировать иностранные образцы, согласен и летчик-испытатель Игорь Волк. Также в беседе с НСН он подчеркнул: вряд ли новый истребитель был создан специально для того, чтобы противостоять какому-то конкретному государству (предположения на этот счет уже появились в западной прессе).

«Могу сказать, что лучших компиляторов в мире просто нет. Я бы не стал говорить, что свой новый истребитель Китай создавал против какого-то конкретного государства. Просто любое правительство заботится о своей стране, своей территории, своих людях, своих интересах. Китайцы все делают правильно: потихонечку запустили свою космическую станцию, до которой добираются на своих кораблях. И правильно делают!», — заметил Волк.

Я не узнаю вас в гриме

Так что же технически представляет собой китайский истребитель пятого поколения? 

Как вы уже могли догадаться, это «свалка» технологий со всего мира. В силуэте носовой части, вместе с фонарем кабины, легко угадывается F-22. Форма и расположение воздухозаборников двигателей выдает родство с F-35. Аэродинамическая схема во многом срисована с экспериментального МиГ 1.44 – «китаец», как и российский проект из 90-х, выполнен по схеме «утка» с треугольным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах.

Что касается малозаметности самолета, то помимо стандартных «стелс»-решений, таких как «пилообразные» элементы конструкции и внутренние отсеки вооружений, у Chengdu J-20 конструкция хвостового вертикального оперения, выполнена в виде полностью поворотных килей. Помимо ощутимых преимуществ в маневре, это резко снижает ЭПР самолета (частично такое решение применялось при создании Ту-160). А вот использование подфюзеляжных гребней, наоборот, лишь обрадует радиолокационные станции противника, очень сомнительное решение для малозаметного самолета.

Как и американский F-22 «Raptor», Chengdu J-20 оснащен беспереплетным фонарем кабины, что положительным образом влияет на снижение ЭПР истребителя. Китайцы впервые продемонстрировали, что способны производить подобные изделия, однако еще нет уверенности, что фонарь J-20 выдержит режим длительного сверхзвукового полета .

Что касается китайских радиопоглощающих покрытий (я тоже здесь улыбнулся), то вообще неизвестно, соответствуют ли они своему предназначению.

Многие эксперты указывают на достаточно крупные размеры отсеков для вооружения J-20, дает основание предположить, что китайский истребитель 5-го поколения будет во многом ударной машиной. Под стать и планируемое вооружение будущего самолета: комплексы высокоточного оружия PL-21 LRAAM, PL-12D MRAAM, PL-10 SRAAM, управляемые бомбы LS-6…

Но, несмотря на очевидные успехи, перед китайскими разработчиками стоит целый ряд сложных проблем. Наипервейшая из них связана с силовой установкой J-20. В Поднебесной, как в свое время в СССР, продвижение в области двигателестроения сильно отстает от темпов развития авиационной отрасли в целом. Китайцы упёрлись в целый ряд трудноразрешимых вопросов, в первую очередь – в отсутствие технологий создания жаропрочных материалов и сплавов. Для снабжения китайской авиационной промышленности современными материалами, обеспечивающими необходимый ресурс работы деталей и высокую точность сборки, требуется наличие принципиально новых производств в области металлургии и металлообработки. Даже несмотря на наличие прямого доступа к современным двигателям семейства АЛ-31Ф (установленных на Су-27), Китай вынужден закупать лопатки турбин в России.

По тем же причинам, китайцы потерпели неудачу и при копировании другого семейства российских двигателей. Легкий истребитель FC-1, более известный под экспортным наименованием JF-17 Thunder, оснащен нашим РД-93 – аналогом двигателя РД-33, устанавливающихся на МиГ-29, т.к. над собственным двигателем такого класса WS-13 Китай безуспешно работает с начала 2000-х годов.

Отсюда легко объясним интерес Пекина к закупкам российского «изделия 117С» — двигателя 1 поколения для ПАК ФА (аналогичные силовые агрегаты устанавливается на Су-35). Россия принципиально не против такого военно-технического сотрудничества, что было подтверждено словами министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в ходе визита в КНР в ноябре 2010 года.

Как и российский истребитель пятого поколения, Chengdu J-20 в перспективе планируется оснастить двигателями II поколения WS-15 с тягой до 18 тонн. В настоящее время создание WS-15, как и нашего «изделия 129», еще не вышло за пределы конструкторских кульманов, поэтому сказать что-то определенное по этому поводу не представляется возможным.

Сложно определить, какие двигатели сейчас стоят в настоящий момент на китайских истребителях 5 поколения. Китайцы никаких комментариев не дают, но, согласно выводам некоторых экспертов, пристально изучающих фотографии самолета, несомненно одно: Chengdu J-20, как и российский ПАК ФА, пока летают на двигателях 4 поколения. А это очень важный момент – пока не будет создан мощный и надежный двигатель, обеспечивающий сверхзвуковую бесфорсажную скорость полета, любые работы по истребителю нового поколения есть забавы дизайнеров.

В цехах кипит работа

Следующая системная проблема китайского авиапрома – бортовое радиоэлектронное оборудование. Требования к машинам пятого поколения в этой области очень высоки и есть подозрения, Китай не способен в настоящий момент обеспечить cвои Chengdu J-20 мощными информационно-управляющими комплексами. Самая современная китайская РЛС — тип «1473», копия российского радара «Жемчуг», обладает весьма скромными характеристиками. А собственных радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой (ФАР), находящихся в стадии, близкой к принятию на вооружение, в ближайшей перспективе у Китая не просматривается.

Несмотря на ведущие позиции в мире по производству вычислительной техники и бытовой электроники, Китай значительно уступает России и США в разработке БРЭО. С другой стороны, людьми, сведущими в авиации, неоднократно отмечалось, что Поднебесная в последнее время сделала потрясающие успехи в области авионики, разработав для своих истребителей четвертого поколения целую линейку бортовых радиоэлектронных комплексов на основе российских РЛС семейства Н001, которыми были оснащены экспортные Су-27СК и Су-30МКК.

«Крадущий чужие мысли, да задумается»

Вообще не совсем корректно клеймить позором китайцев за плагиат. С копирования чужих идей начинались многие известные промышленные гиганты. В 60-е годы объектом насмешек был японский автопром, беззастенчиво копировавший американские «Форды» и «Шевроле». Но уже к 80-м японская автомобильная промышленность заняла половину европейского и американского рынка, вытеснив былых фаворитов.

В годы Холодной войны целые отряды КГБ и ЦРУ занимались техническим шпионажем. Масштабы воровства идей достигали таких масштабов, что точная копия американского Б-29 – стратегический бомбардировщик Ту-4 — имел отверстие в панели управления под банку с кока-колой и пепельницу (хотя советским летчикам было запрещено курить в полете). Легендарная история.

Возвращаясь к китайскому истребителю 5 поколения, отмечу, что творческая оригинальность Chengdu J-20 состоит в гармонии всех заимствованных решений. Поиск «золотой середины» — это так близко для национального самосознания китайцев. Такой подход, вероятно позволит получить высокую эффективность авиационной системы, но судить об этом пока преждевременно. Вполне вероятно, что из этого сырого прототипа получится удачная машина, однако её конструкция уже cейчас вызывает больше вопросов и сомнений, чем ответов.

Что значит для России появление китайского истребителя 5 поколения? — Новость, безусловно, плохая. В недалеком будущем китайский конкурент, благодаря меньшей стоимости, может потеснить ПАК ФА на мировом рынке вооружений. Про F-35 я даже не говорю – J-20 на его фоне выглядит куда более привлекательно.

Что касается сегодняшней ситуации, то говоря о ПАК ФА и Chengdu J-20, речь идёт скорее об экспериментальных прототипах, чем о боевых машинах предсерийного исполнения с полным набором требуемых тактико-технических характеристик. Многое зависит от коллективов, работающих над этими машинами.

В активе у российских конструкторов – бесценные технологии создания современных реактивных двигателей (Россия – одна из немногих стран, способная самостоятельно производить такие изделия), целый запас наработок по бортовым радиоэлектронным системам, в ом числе полностью готовые авиационные радары с ФАР типа «Жук» и «Ирбис».

Специалисты авиастроительной корпорации Chengdu имеют свои преимущества. Великолепный кадровый потенциал. Инженеры, технологи и рабочие Поднебесной ни дня не сидят без работы, постоянно «набивая руку» на копировании или модернизации иностранных образцов техники. КНР обладает высокоэффективными производствами. Кроме того, Китай имеет легкий доступ к российским технологиям. 

Здесь китайцы в точности следуют своей знаменитой пословице:«Чтобы победить противника, не стремись стать сильнее его, а сделай его слабее себя».

Напомним, о разработке истребителя пятого поколения официальный Пекин объявил в 2009 году. В 2010 году появились фотографии прототипов. По словам экспертов, они значительно отличаются от самолета, который был представлен на Airshow China-2016. В январе 2011 года, появилась информация о первом пробном полете нового истребителя. Ввод в эксплуатацию новинки планируется в 2017-2018 году. 

_______________

Малюта

Предлагаем, тем кто ещё не …, подписаться на наш журнал «Стёб», прильнем, так сказать, к окулярам …

cont.ws

Китайский истребитель 5-го поколения J-20

Китай, постоянно пугающий США и ряд других государств своей растущей военной силой, возможно, совершил технологический прорыв, создав перспективный истребитель 5-го поколения. В январе 2011 года в Китае с триумфом дебютировал первый демонстрационный самолет-прототип истребителя 5-го поколения, известного под условным обозначением J-20, созданный и построенный на 132-м авиазаводе в Чэнду (провинция Сычуань) под непосредственным руководством главного авиаконструктора Янг Вэя и пилотировавшийся Ли Ганом, летчиком-испытателем ВВС НОАК.

• Комментируя первый полет, мировое журналистское сообщество утверждает, что самолет, продемонстрированный в Чэнду, представляет собой всего лишь не очень удачный «коллаж», собранный из различных элементов конструкции экспериментальных российских самолетов Су-47 и МИГ 1.44, а также истребителей 5-го поколения F-22 и F-35, созданных в США. Разумеется, военного значения, даже малейшего, этот эклектичный монстр не имеет и может годиться только в качестве пропаганды сомнительных достижений науки и техники КНР.

• В то же время, несмотря на столь негативные отзывы в прессе, необходимо признать, что вопреки распространенному мнению о китайских авиаконструкторах как о полных «неумехах» и «по жизни — плагиаторах», они действительно одними из первых, после США и России, создали прототип боевого самолета 5-го поколения, отвечающего всем требованиями XXI столетия.

Среди других государств с развитым авиастроением схожую задачу перед собой ставят только Япония, Индия и Южная Корея. В Европе об истребителях нового 5-го поколения пока вообще предпочитают помалкивать, сконцентрировав усилия на совершенствовании воздушной техники поколения 4+ — самолетах «Грипен», «Рафаль» и «Тайфун».

• Создание концепта J-20 – это действительно шаг вперед китайских авиаконструкторов, которые за половину столетия сумели пройти путь от учеников российских коллег до настоящих профессионалов, специалистов мирового уровня, научившихся создавать своеобразные конструкции боевых ЛА, которые объединяют в себе последние мировые достижения военной науки и техники. Этим, конечно, можно и даже необходимо гордиться.

• Но, отдавая должное китайскому триумфу, следует реально соотносить их с уровнем, который достигнут США и Россией, по-прежнему являющихся безусловными лидерами мирового самолетостроения в военной сфере

. Здесь необходимо сказать, что от момента создания демонстрационного образца до начала серийного производства проходит довольно большой отрезок времени. В качестве примера можно назвать историю создания самолета Локхид YF-22, который впервые был продемонстрирован в 1990 году, но оптимизированная серийная версия, известная как «Рэптор», появилась лишь в 2005 году, спустя 15 лет после первого полета демонстратора.

• По сообщениям внутренней китайской прессы, ссылающейся на «информированные источники» в оборонной промышленности и НОАК, передача на вооружение ВВС НОАК первых экземпляров истребителей 5-го поколения ожидается уже в 2018-2019 годах. Однако, учитывая международный опыт, а также присущую китайскому «авиапрому» «медлительность», эти заявления представляются слишком оптимистичными. Возможно, в данном случае речь идет о практиковавшихся еще с довоенных времен в СССР и взятых на вооружение соседними китайскими товарищами так называемых «мобилизационных» сроках, изначально не реальных, но заставляющих исполнителей осуществлять работы с полной отдачей, не давая возможности себе расслабиться.

Согласно более взвешенным оценкам Пентагона, озвученным министром обороны США Робертом Гейтсом, китайский «стеллс» достигнет оперативного боевого состояния лишь к середине 2020-х годов, примерно через 15 лет с момента первого полета истребителя-демонстратора. И этот срок, принимая во внимания некоторую долю оптимизма, можно признать наиболее реальным.

• Несмотря на широкую возможность, которую китайские власти предоставили всем желающим, каких-либо заявлений на официальном уровне о назначении новой воздушной машины и ее основных технических и боевых характеристиках так и не появилось. Впрочем, указанный пробел пытаются компенсировать с некоторым успехом многочисленные эксперты и просто любители военной авиации.

• Самолет представляет собой тип моноплана с высокорасположенным дельтовидным крылом увеличенной площади, полностью поворотными вертикальным и передним горизонтальным двухкилевым оперением. Можно сделать вывод, что передняя (носовая) часть и заниженный беспереплетный фонарь кабины сконструированы подобно американскому F-22, расположение ПГО напоминает российский С-37 «Беркут», воздухозаборники с утолщениями, характерными для F-35, кили по форме очень похожи на F-35, но в то же время цельноповоротные, аналогично Т-50, хвостовая часть является подобием МиГ 1.44.

• По краям воздухозаборников возможно присутствие отсеков для управляемых ракет воздушного боя небольшой дальности, под центропланом вполне могут быть расположены два внутренних отсека для комплексов вооружения или один большого размера для размещения управляемых ракет большой дальности, противокорабельных ракет. Несколько неуклюже смотрятся створки основного шасси, которые уже назвали «дурацкими».

• На страницах печатных СМИ и в сети Интернет встречается мнение, что главная задача J-20 – ведение борьбы с крупными морскими целями. Это связано с тем, что американские многоцелевые авианосные соединения представляют главную угрозу территории КНР. Только проблема в том, что для борьбы с прекрасно защищенными авианосцами комплекс, который будет создан на базе J-20, является малопригодным.

• В качестве носителя малых тактических противокорабельных ракет (ПКР) ударная группа J-20 также является практически безвредной для огромной авианосной группы. Чтобы в этом убедиться, необходимо просто провести сравнительный анализ между дальностью пуска легких тактических ПКР авиационного базирования, которые имеются на вооружении Китая, и досягаемостью ныне существующих или перспективных вариантов американского корабельного ЗРК «Иджис».

• Также не стоит забывать, что предсказываемое размещение станций оперативного наведения ЗУР на палубных вертолетах значительно поднимет эффективность «Иджиса» в противоборстве и с малозаметными целями. Сами противокорабельные ракеты с БЧ, которые имеют массу порядка 150-250 килограмм, даже в случае «волшебного преодоления» ими противоракетных оборонных барьеров, выставленных кораблями защиты и самим авианосцем, едва ли смогут нанести ощутимый ущерб 100000-тонному морскому гиганту, снабженному мощным комплексом конструктивной защиты.

• Программа создания нового истребителя 5-го поколения сегодня является не единственным движителем реформы авиапромышленности, которая проводится в Китае. К числу подобных движителей относится и программа разработки собственного 100-местного внутреннего пассажирского самолета RJ21. Существует и ряд других проектов, которые, возможно, и не будут востребованы 100% региональными авиационно-промышленными объединениями в связи с широким профилем собственной специализации.

• Предполагается также, что оставшиеся под эгидой САЕ научно-исследовательские институты будут преобразованы в совершенно новую государственную структуру, которая среди китайских специалистов уже получила условное обозначение Chinese NASA. Очевидно, что это обозначение является не только подражанием американскому стилю управления национальной авиационной промышленностью, но также и нечто большее.

/По материалам topwar.ru/

army-news.ru

Китай создал истребитель пятого поколения

• Китай, по некоторым данным, самостоятельно создал прототип самолёта пятого поколения, использующий технологию «стелс» — он может подняться в воздух уже сегодня. Первые изображения самолета-невидимки появились в интернете ещё в конце декабря, однако до сих пор непонятно, откуда взялись данные фото и насколько они аутентичны. Китайское Министерство обороны оставило сенсационные фотографии без комментариев, сообщают «Вести».
• Если учесть, что правительство Китая жёстко контролирует все средства массовой информации в стране, а фотографии до сих пор доступны к просмотру в сети на некоторых китайских ресурсах, выглядит это так, словно были пропущены в сеть намеренно, отмечают наблюдатели.

• Опрошенные влиятельным американским изданием The Wall Street Journal эксперты говорят, что фотографии кажутся им настоящими. Некоторые признаки указывают на то, что до пробного полета «китайского стелса» остались считанные недели, если не дни. Между тем американские военные указывают, что пока речь идёт только о прототипе, и от создания полноценного истребителя «стелс» Китай всё равно отделяют годы.

• Фотографии предполагаемого нового китайского истребителя внушают опасения, что Китай раньше ожидаемого срока обеспечит себе перевес военной силы в западной части Тихого океана, пишет британская The Guardian. Высокотехнологичные вооружения КНР станут помехой для ВВС и ВМФ США при демонстрации их мощи в районе Тайваня и в других прибрежных районах Китая.

• «На фотографии, как представляется, изображен опытный образец истребителя J-20 в момент испытаний на взлетно-посадочной полосе. Фото циркулирует в интернете с прошлой недели и подогревает предположения, что китайский истребитель пятого поколения взлетит раньше, чем прогнозировалось», — говорится в статье.
• Возможно, снимок сделан телеобъективом близ института авиаконструирования в Ченду. Автор фотографии неизвестен, происхождение снимка и мотивы человека, который его распространяет, а также вопрос о его подлинности — загадка.

• Вести об истребители поступили в щекотливый момент — накануне саммита, где Барак Обама и Ху Цзиньтао попытаются устранить двусторонние разногласия, цитирует наблюдения The Guardian InoPressa.

Китайский истребитель угрожает русскому Т-50

• Между тем главный редактор действующего в Гонконге аналитического агентства военных новостей Kanwa Андрей Чан сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что Китай самостоятельно создал истребитель пятого поколения J-20 – «Цзянь-20» — и теперь приступает к его испытаниям.
• По данным Андрея Чана, в среду, 5 января, в городе Ченду в провинции Сычуань прошли наземные испытания истребителя, а его пробный полет может состояться «уже сегодня, если погода позволит».

• Назвав конструкцию самолета и его маневренность «очень впечатляющими», Чан подчеркнул, что китайские авиастроители за сравнительно короткий срок добились большого прогресса. На истребителе установлен авиадвигатель китайского производства — WS-10 («Тайхан») в модернизированной версии.

• По словам эксперта, хотя речь идёт о самолёте пятого поколения, китайская машина «пока ещё не отвечает стандартам, присущим российскому истребителю Т-50 и американскому F-22». Среди недостатков J-20 он назвал недостаточную мощность двигателя, неспособность осуществлять полёты на сверхзвуковых скоростях, а также несовершенность радарной системы и технологии «стелс».

• По оценке Чана, нынешний прототип, скорее, относится к самолёту поколения 4+, который впоследствии может быть доведен до пятого поколения путем улучшения двигателей, радарного и прочего оборудования.
Новый истребитель вполне способен составить конкуренцию российским производителям на международном рынке, поскольку будет существенно дешевле, полагает главный редактор агентства Kanwa.

• Отметим, что о «китайской угрозе» российскому авиастроению говорят не только в КНР. Китай за десятки лет освоил российские военные технологии и теперь начинает активный экспорт, подрывая позиции России среди развивающихся стран и угрожая изменить баланс сил в ряде горячих точек, отмечала всего месяц назад The Wall Street Journal, анализируя технологическую политику Китая и её первые результаты.

• «Эпохальный сдвиг», по мнению WSJ, явственно отразился на ноябрьской выставке Airshow China в Чжухае. Раньше там блистала пилотажная группа «Русские витязи», и Россия подписывала многомиллиардные контракты. На этот раз в экспозиции России не было ни одного настоящего самолёта, одни пластмассовые модели, зато в избытке были представлены военные технологии Китая («почти сплошь на основе российских ноу-хау»), а звёздами выставки стали участники пакистанской пилотажной группы Sherdils, выступавшие на истребителях российского происхождения, которые теперь выпускаются в Китае и Пакистане.

• Китай не стесняется «клонировать» российские боевые самолёты. Так, в частности, произошло со знаменитым Су-27, который китайские инженеры превратили в истребитель J-11B. Подобную продукцию КНР начала экспортировать за рубеж, отбирая заработки у российской оборонной отрасли и вызывая возмущение в Москве.

• Теперь «китайская угроза», возможно, нависла и над российским самолётом пятого поколения — истребителем Т-50 (ПАК ФА), испытания которого начались в прошлом году. Первый полёт сверхсовременной российской боевой машины состоялся 29 января 2010 года на авиационном производственном объединении, входящем в холдинг «Сухой», в Комсомольске-на-Амуре.

• Россия планирует стать второй после США страной, на вооружении которых стоят истребители нового поколения. Американцы используют самолет F-22 Raptor ценой более чем в 140 миллионов долларов. В 2009 году администрация США и Сенат решили остановить производство F-22, сэкономив на этом 1,75 млрд. долларов. Большинство сенаторов поддержало президента Барака Обаму, который требовал отказаться от расходов на дорогостоящие и не очень нужные самолеты, перейдя на производство новых истребителей-бомбардировщиков F-35 Lightning II.

/По материалам www.newsru.com/

army-news.ru

Еще один китайский истребитель пятого поколения поднялся в небо — Naked Science

Самолет осуществил взлет 24 ноября этого года с аэродрома корпорации Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG), расположенного в городе Чэнду. Машина имеет бортовой номер 2017. На пышной церемонии присутствовало множество официальных лиц Китая, и это неспроста: первый полет нового самолета действительно немаловажное событие для КНР. Каждый прототип приближает J-20 к серийному изделию. Совершившая полет машина, например, получила улучшенный фонарь (прозрачная часть пилотской кабины), увеличивающий обзор для летчика. Кроме этого, в конструкцию были внесены множество мелких доработок.
 

Источник сообщил, что мелкосерийное производство самолета J-20 хотят начать уже в следующем году, а к 2017 году КНР планирует иметь боеспособную эскадрилью таких истребителей. Однако эти планы кажутся чересчур амбициозными. Первый прототип J-20 поднялся в небо в 2011 году, и едва ли за столь короткий срок удастся создать полностью боеспособную машину. Обычно между первым полетом прототипа истребителя и его принятием на вооружение проходит десять-пятнадцать лет. В качестве примера можно вспомнить американский F-22: его прототип (YF-22) поднялся в небо в 1990-м, а эксплуатировать машину начали лишь в 2005 году. Очевидно, отечественный аналог – ПАК ФА – тоже ожидает долгая и трудная дорога.
 

J-20 стал первым истребителем пятого поколения, разработанным КНР. Машина имеет ряд заимствований у американских F-22 и F-35, но в целом перед нами не копия, а вполне самостоятельная разработка. В этом смысле китайский ВПК вообще сделал большой шаг вперед за последние десятилетия.

 

У самолета J-20 между тем есть ряд недостатков. Если бортовую электронику можно считать современной, то двигатели не отвечают требованиям пятого поколения. Скорее всего, первые серийные машины будут иметь моторы, которые используются сейчас. Так что отнести J-20 к «полноценному» пятому поколению пока еще сложно.
 

Сейчас только три страны в мире могут похвастаться истребителем пятого поколения: США, РФ и Китай. Американцы имеют в своем арсенале F-22 и F-35, Россия испытывает прототип ПАК ФА, а китайцы работают над машинами J-31 и J-20. Возможно, в будущем парк истребителей пятого поколения дополнит легкий отечественный истребитель, хотя пока Минобороны не выразило в нем заинтересованности.
 

naked-science.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *