Истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II | ИнВоен Info

Программа развития F-35 Lightning II, начатая в 2001 г., настолько пострадала в течение ее первого десятилетия из-за технических задержек и высоких затрат, что было предложено приостановить проект. В 2011 г. объединенное проектное бюро программы (Joint Project Office, JPO) приняло решение о широких реформах. С 2012 г. программа считается в значительной степени стабилизированной. Однако, некоторые эксперты в области вооружений как внутри, так и за пределами министерства обороны США продолжают сомневаться в надежности и боевой эффективности самолета.

Корпус морской пехоты США (КПМ) в июле 2015 г. заявил о готовности варианта F-35B c коротким взлетом и вертикальной посадкой. ВВС США в августе 2016 г. сделали аналогичное заявление в отношении классической модели F-35A. Ожидается, что ВМС США в августе 2018 г. примут на вооружение вариант F-35C, пригодный для базирования на авианосцах.

Истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II

F-35 Lightning II – проблемы программного обеспечения

Согласно публикациям, ввод в эксплуатацию F-35C откладывается в связи с тем, что полная версия программного обеспечения (ПО) для управления и эксплуатации самолета по-прежнему не готова. Корпус морской пехоты и ВВС США намерены начать эксплуатацию самолета с менее мощным ПО. Командование же ВМС из-за особых условий эксплуатации на авианосцах ожидают полной версии под условным наименованием «Блок 3F» (Block 3F).

Управляющее программное обеспечение самолета отвечает за полет F-35 Lightning II, работу его РЛС, систем связи и навигации, сети датчиков, средств РЭБ и применение оружия. Как указывают специалисты, используемая в настоящее время версия ПО, в целом, позволяет осуществлять полет и боевые маневры. Вместе с тем, выполнение определенных задач, таких как борьба с наземными целями или поражение быстро двигающихся транспортных средств возможно только с версией «Блок 3F». Количество доступных типов полезной нагрузки до ввода в эксплуатацию «Блока 3F» также остается ограниченным.

F-35A

По данным на сентябрь 2017 г. согласно планам объединенного бюро (JPO), тестирование состоящей из десяти миллионов строк кода полной версии ПО планировалось закончить к октябрю того же года. К этому же времени, по утверждениям JPO, должен формально завершиться этап проектирование и фаза разработки системы F-35 Lightning II (System Design and Development Phase, SDD). Началом серийного производства самолета указывался рубеж апреля 2019 г.

Планы под вопросом

Счетная палата США (Government Accountability Office, GAO), в апреле 2017 г. опубликовала итоги своего исследования программы F-35. В них палата прежде всего отмечала, что завершение этапа SDD уже вынужденно смещалось несколько раз. И в последний раз с мая на октябрь 2017 г. Проводимые в рамках SDD летные и системные испытания выполнены только на 90 процентов. Согласно прогнозу счетной палаты, готовность и тестирование программного обеспечения, а также завершение этапа SDD F-35 Lightning II может быть отложено до мая 2018г.

В январе 2017 г. (J. Michael GILMORE), отставной руководитель отдела по тестированию и оперативной оценке новых систем оружия (Director of Test and Operational Evaluation) министерства обороны США, также предупреждал, что самолет недостаточно проверен. Его отдел отметил 276 основных недостатков, в том числе серьезных, первой категории, почти 80. По оценке Дж. Гилмора, завершение этапа SDD в интересах устранения всех слабых сторон проекта может быть перенесено до 2020 г.

Дж. Майкл ГИЛМОР

Прочие неприятности

По мнению военных аналитиков, отсрочка на 2018 г. или еще дальше предсказуемо приведет к переносу начала фазы войсковых испытаний и ввода F-35C в эксплуатацию. Кроме того, специалисты счетной палаты полагают, что до окончания фазы SDD еще ожидаются изменения конструкции, поскольку тестирование операционной системы с высокой вероятностью приведет к необходимости ее корректировки.

Сообщается, что потенциальные изменения ожидают не только ПО или элементы быстрого конфигурирования системы (plug-and-play). ВМС, например, в начале 2017 г. хотели по-новому исполнить крылья F-35C, чтобы предотвратить их колебания при внешнем управлении ракетой AIM9X. Сотрудники счетной палаты США, кроме того, утверждали, что имеет смысл ждать начала серийного производства. Только после этого станет понятно, что уже поставленные боевые машины не требуют никаких доработок. Согласно планам, до конца 2017 г., предусматривалось принять на вооружение более 250 самолетов из предсерийного производства.

Ракета AIM9X

Вместе с тем, бюро JPO отстаивает своего план-график. Так, главный инженер Джим РОККО (Jim RUOCCO) в конце мая 2017 г. уверял, что известные дефекты первой категории будут устранены до осени 2017 г., а «последовательность их решения определяется вооруженными силами». Армия исследует влияние отдельных дефектов на соответствующий боевой профиль F-35 Lightning II и определяет свой перечень приоритетов. Вместе с тем, по утверждению  JPO, все критически важные оперативные системы самолета полностью готовы.

Ценовая спираль F-35 Lightning II

Как отмечают эксперты, спираль затрат на F-35 закручивается с 2012 г. При этом, одни  обращают внимание на снижение стоимости единицы изделия, а другие – на рост затрат на программу в целом.

С каждым траншем запущенного в 2007 г. предсерийного производства стоимость единицы изделия снижается. В рамках десятого и последнего транша в ноябре 2016 г. модель F-35A стоила около 94,6 млн. долл. США. Варианты F-35B и F-35C оценивались соответственно в 122,8 и 121,8 млн. долл. Разная цена разработки отражала более сложные технологии вариантов B и C, а также тот факт, что оба варианта производятся в существенно меньшем количестве, чем вариант А.

Как ожидает компания «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), цена F-35A с 13 транша (т. е. второго транша серийного производства) в долгосрочной перспективе остановится в пределах 85 млн. долл. В контексте серийного производства также должна уменьшиться цена вариантов B и C. В июле 2017 г. генерал-лейтенант Кристофер БОГДАН (Christopher BOGDAN), бывший руководитель программы F-35 Lightning II, ожидал снижение стоимости одного F-35A к 2020 г. в процессе серийного производства ниже уровня в 79 млн. долл. Однако, он же предсказывал последующее ее увеличение с середины и до конца 2020-х годов. Такая тенденция, по мнению генерала, возможна вследствие повышения «естественной» боевой эффективности самолета.

Генерал-лейтенант Кристофер БОГДАН

Вместе с тем, последнее решение ВВС США о снижении темпов закупок оказало свое негативное влияние. В силу ограничений бюджета ВВС США после начала серийной закупки смогут приобретать в год только 60 самолетов вместо запланированных ранее 80 машин. В результате ВВС на приобретение намеченных 1 763 F-35A потребуется на шесть лет больше. Согласно представленной в июле 2017 г. оценке министерства обороны США затраты на закупку всей программы F-35 Lightning II увеличатся на 27,5 млрд. долл. до общей суммы 406,5 млрд. долл. (по оценкам 2016 г.). В итоге стоимость одного самолета возрастет на миллион долл. США, но, как считается, этого не достаточно, чтобы отрицать тенденцию к снижению удельных затрат.

F-35 Lightning II – отчеты о тренировках

Согласно публикациям, опыт первых лет эксплуатации самолета уже позволил  личному составу экспериментальной и боевой эскадрилий ВС США разработать и  протестировать ряд оперативных концепций применения нового оружия.

Некоторые результаты

По мнению американских специалистов, комбинация технологии «стелс», сенсоров и оружия большой дальности обеспечивают самолеты «непревзойденный до сих пор боевой потенциал».

В частности, в рамках учения  «Red Flag» (Красный флаг) в Неваде, в феврале 2017 г. F-35 в воздушном бою с истребителями F-16 достиг рекорда побед – 15:1. Отмечается, что и в рамках реальных боевых сценариев истребители успешно преодолевали системы ПВО и электронного противодействия противника и проводили разведку целей. Из 51 бомбы, применявшейся с борта F-35, 49 достигли своей цели.

F-35 на учениях «Red Flag»

Аналогичные результаты получены в ходе многочисленных тренировок. Прежде всего, пилотами самолета отмечается всеобъемлющая картина обстановки, получаемая благодаря бортовым системам обнаружения. Положительно оцениваются свойства «невидимости» (Stealth) и система РЭБ.

Особо подчеркивается, что боевая эффективность F-35 Lightning II дополнительно возрастет с введением программного обеспечения «Блок 3F». Кроме того, планируются регулярное дооснащение самолета новыми более производительными версиями ПО, образцами оружия и сенсоров.

По заявлению генерала К.Богдана, в течение следующего десятилетия «почти гарантировано» произойдет поставка новых двигателей или их элементов. Находящийся в разработке двигатель с универсальной адаптивной технологией ADVENT (Adaptive Versatile Engine Technology) позволит увеличить мощность привода и дальность полета самолета на 30 — 40 процентов.

Двигатель с универсальной адаптивной технологией

Нюансы оперативного использования

Западные военные специалисты особенно важным считают тот факт, что F-35 в течение двух десятилетий будет применяться во взаимодействии с самолетами 4-го технологического поколения, например: F/A-18, F-15, «Еврофайтер». При этом, на F-35 Lightning II, использующий скрытый режим, среди прочего, будет возлагаться роль разведчика во вражеском воздушном пространстве. Он выявляет цели и передает их координаты другим самолетам, кораблям или артиллерии, которые поражают противника своим оружием большой дальности.

Однако, до сих пор передача информации остается проблематичной. Обмен информацией между истребителями F-35 происходит через защищенный от прослушивания и пеленгации многофункциональный канал передачи данных (

Multifunction Advanced Data Link, MADL). Самолеты 4-го поколения используют, как правило, систему обмена данными «Линк 16» (Link 16). К ней же подключены боевые корабли и сухопутные войска. Использование Link 16 самолетами F-35 также возможно, но тогда, несмотря на режим «невидимости», возникает опасность перехвата сигнала противником и вскрытия факта присутствия самолета в его воздушном пространстве.

Самолет U-2

Потенциальное решение проблемы продемонстрировала компания «Локхид Мартин» в ходе учения «Северный край 2017» (Northern Edge 2017). Разработанная по ее инициативе  система Enterprise Mission Computer 2.0 (далее – EMC2) использовалась, как интерфейс между самолетами с разным оборудованием связи. В рамках учения комплекс EMC2 устанавливался на самолет U-2, который служил ретранслятором между системами MADL и Link 16. При этом, F-35 осуществляли передачу данных исключительно через MADL и таким образом не излучали в эфир никаких электронных сигналов.

Глобальная дислокация

По оценкам экспертов, развертывание F-35 продолжается успешно. В США до сих пор сформированы четыре эскадрильи ВВС. Они находятся на авиабазах (АВБ) Хилл (Hill), шт. Юта и Люк (Luke), шт. Аризона. С 2022 г. эскадрилья ВВС США в составе 60 самолетов F-35 Lightning II на постоянной основе будет дислоцироваться на АВБ Лейкенхит (Lakenheath) в Великобритании. КМП США в настоящее время располагает двумя эскадрильями F-35. Одна размещена на АВБ Юма (Yuma), шт. Аризона, а другая с января 2017 г. – на АВБ Ивакуни (Iwakuni) в Японии.

Авиабаза Ивакуни , Япония

Осенью 2017 г. шесть F-35B, дислоцированных в Японии, приступили к боевой службе на море. Шестимесячный поход в Тихом океане и в восточной части Индийского океана пройдет на борту универсального десантного корабля «Уосп» (USS Wasp). С начала 2018 г. эскадрилья, дислоцированная на АВБ в шт. Аризона, приступит к шестимесячному дежурству на Ближнем Востоке на борту авианосца «Эссекс» (USS Essex). Высказывается мнение, что первая боевая операция с участием F-35В состоится в рамках этих миссий.

Авианосец USS Essex

ВВС США в апреле и мае 2017г. впервые осуществили иностранную переброску самолетов. Восемь F-35A с АВБ Хилл в течение трех недель провели на АВБ Лейкенхит в Великобритании. Откуда выполнили краткосрочные вылеты в Эстонию и Болгарию. В рамках этой командировки совместно с самолетами перебрасывались команды обслуживающего персонала и комплекты запасных частей.

Сеть обеспечения

Незадолго до выхода на пенсию генерал К. Богдан в интервью журналу ВВС остался доволен состоянием дел с F-35 Lightning II. Самой большой проблемой на тот момент он назвал  инфраструктуру обслуживания, включая обеспечение запасными частями.

«Перед лицом количества самолетов и мест базирования, которые у нас появятся за десять-пятнадцать лет, я переживаю в отношении нашей способности глобального обеспечения этих самолетов. Возможность промышленности и армии, обслуживать все эти самолеты по приемлемой цене, вероятно, является самым большим текущим риском программы», — пояснил генерал. В настоящее время ремонтные подразделения в местах базирования все еще недостаточно оснащены. В результате запасные части для самолетов отправляются изготовителем.

Все же сообщается, что в ближайшие годы должна возникнуть глобальная сеть складов с запасными частями. Обслуживание и снабжение дислоцированных самолетов перейдет к разворачиваемой системе логистики регионального уровня. С учетом одиннадцати стран в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, высказавших намерение  приобрести F-35, Пентагон рассчитывает на организацию разветвленной глобальной сети дружественных баз обеспечения.

Международная программа

По мнению экспертов, хотя США в программе F-35 Lightning II всегда ведущую роль оставляли за собой, проект с самого начала ориентирован на международное сотрудничество. Так, в этапе SDD программы кроме США принимают участие еще восемь государств: Австралия, Дания, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция. К ним примыкают  Израиль и Сингапур в качестве партнеров по сотрудничеству.

Более 1300 поставщиков – в основном из упомянутых страны – привлечены к производству самолетов. Окончательная сборка F-35 осуществляется преимущественно компанией «Локхид Мартин» в Техасе. Там же изготавливают переднюю часть фюзеляжа и крылья. Производство средней секции фюзеляжа выполняется в «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman), шт. Калифорния. Хвостовую часть самолета производит «БиЭйИ Системз» (BAE Systems) в Великобритании. Отдельные заводы окончательной сборки  расположены также в г. Камери (Cameri), Италия (компания Leonardo s.p.A.), и в г. Комаки (Komaki), Япония (предприятие Mitsubishi Heavy Industries). Предполагается, что на их базе в будущем развернется регулярное обслуживание и модернизация F-35 в Европе и Азии.

F-35 на заводе Mitsubishi Heavy Industries

Покупатели F-35 Lightning II

По утверждению зарубежных СМИ, все партнеры проекта намерены купить самолет. Вместе с тем, Канада ставит приобретение под вопрос. Предполагается, что Оттава определится с покупкой F-35 или более дешевого самолета к 2020 г. Сингапур в 2016 г. также отложил решение, возможно, чтобы дождаться завершения технической разработки.

На сегодня крупнейшим покупателем F-35 являются США с планом закупки 2 456 самолетов. Совокупная заявка партнеров по НАТО составляет около 460 машин. Вне группы разработчиков потенциальные страны-покупатели делятся на гарантированных и потенциальных клиентов. В Азии Япония и Южная Корея уже приобрели Lightning II. Около шести стран НАТО, а также Саудовская Аравия, эмираты Персидского залива и Индия считаются потенциальными клиентами. Их заказы в долгосрочной перспективе, как предполагается, могли бы увеличить продажи F-35 минимум до 4000 самолетов.

Германия также рассматривает возможность покупки F-35. По сообщению информационного агентства «Рейтер» 17 мая 2017 г. отдел планирования ВВС Германии в США подал заявку на доступ к конфиденциальной информации в отношении сенсорной техники, управления информацией и боевых характеристик самолета. На тот момент решение о замене в 2025-2035 гг. истребителей четвертого поколения еще не принималось. Шел первичный сбор информации. В дальнейшем мнения министерства обороны Германии и инспектора ВВС бундесвера Карла Мюллнера (Karl Müllner) разделились (подробнее).

Таким образом, американская программа строительства самолета пятого поколения F-35 Lightning II продолжает развиваться. Причем, рубежи начала серийного производства машины остаются размытыми. Проект регулярно сталкивается с разного рода проблемами, начиная от финансирования и до проблем совместимости с техникой более раннего поколения. Вместе с тем, нельзя не отметить боевой потенциал самолета и глобальный подход к созданию сети баз его базирования и обслуживание.


По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

invoen.ru

Проблемы истребителя F-35 Lightning II

Буквально несколько дней назад компания Lockheed Martin опубликовала новые фото из цеха завода, где собираются новейшие истребители F-35 Lightning II. Запечатленные на них агрегаты крыла очередного самолета примечательны тем, что это будет уже сотый истребитель в серии. Всего же сейчас на заводах фирмы в разной степени готовности находится почти 90 бортов. Таким образом, с учетом 50 с лишним уже построенных самолетов, в ближайшие месяцы общее количество новых истребителей превысит отметку в полторы сотни.

Как видим, несмотря на все проблемы и критику, «Локхид-Мартин» не только завершили разработку перспективного самолета, но и наладили полноценное серийное производство. Тем не менее, и после развертывания серийного производства сохранились некоторые проблемы, уже не столь большие, как раньше, которые до сих пор являются объектом критики.

Экономика

Основной вал критических замечаний в адрес проекта F-35 касается экономической стороны дела. Несмотря на обещанные преимущества перед существующей и перспективной техникой, самолет получился очень дорогим. В настоящее время производство одного истребителя F-35A обходится более чем в 100 млн. долларов. В середине девяностых, когда работы по этому проекту вошли в активную стадию, планировалось удержать стоимость одного самолета с учетом всех предварительных затрат на уровне в 30-35 миллионов.

Как видим, на данный момент имеется трехкратное превышение цены самолета относительно планировавшейся. Само собой, подобные «коэффициенты» не могли не привлечь внимание противников проекта. При этом авторы проекта из фирмы «Локхид-Мартин» оправдываются объективными причинами значительного удорожания, как то сложность освоения новых технологий или создания унифицированной конструкции.

Примечательно, что все затраты на проект прямо или косвенно связаны с политикой, принятой в самом его начале. Поскольку Пентагон желал получить три самолета с разным назначением, отличающимися характеристиками и для трех разных родов войск, инженеры Lockheed-Martin взяли курс на максимальное упрощение конструкции. Кроме того, активно рассматривались вопросы упрощения обслуживания самолета. Как и в случае с предыдущим суперпроектом – F-22 Raptor – все меры по удешевлению не только не привели к оному, но даже увеличили стоимость программы в целом и каждого отдельного самолета в частности.

Особенно интересно проект F-35 смотрится в свете концепций создания и применения. Изначально этот истребитель делался в качестве легкого и дешевого самолета, дополняющего тяжелый и дорогой F-22. В итоге получилось соблюсти требуемое соотношение цен, но сто миллионов за борт можно назвать небольшой стоимостью только в сравнении со 140-145 миллионами F-22.

Вероятно, сохранить соотношение стоимости самолетов и программ удалось в том числе и благодаря правильному подходу к делу. Проект F-35 восходит к программе ASTOLV, начавшейся еще в первой половине восьмидесятых, но не имевшей особого успеха. На базе наработок по этому проекту позже были развернуты работы под кодовым названием CALF, которые в итоге объединились с программой JAST. Задачи всех этих программ заметно отличались, но на стадии объединения CALF и JAST уже сформировались общие требования к перспективному истребителю.

Возможно, именно номенклатурные моменты, из-за которых затраты по одной программе не приплюсовывались к расходам по другой, в итоге ощутимо уменьшили стоимость итогового проекта F-35. При этом последнее преобразование программы JAST (Joint Advanced Strike Technology – «Единая перспективная ударная технология»), приведшее только к изменению ее названия на JSF (Joint Strike Fighter – «Единый ударный истребитель»), вряд ли можно считать причиной какой-либо экономии.

Стоит отметить, куда большей экономии удалось добиться при помощи использования имеющихся наработок. К примеру, при проектировании нового истребителя F-35 активно использовалась автоматизированная система CATIA и испытательный комплекс COMOC. Эти системы были созданы специально для проекта F-22, который фактически «взял на себя» их стоимость. Аналогичным образом обстоит дело и с некоторыми новыми технологиями, например с несколькими новыми сортами композитных материалов.

Тем не менее, даже при подобном разделении затрат самолеты F-35 вышли достаточно дорогими. Есть все основания полагать, что основной причиной высокой стоимости этих самолетов является специфическая идея создать несколько самостоятельных машин на базе одной конструкции. Такая задача непроста сама по себе, что уж говорить о современных самолетах, которые должны объединять в себе самые новые технологии. Кроме того, сказалось изменение требований заказчика. В конце девяностых годов ВМС США несколько раз пересматривали и корректировали свои желания в отношении характеристик будущего палубного F-35C. Из-за этого конструкторам Lockheed Martin приходилось постоянно обновлять проект.

В случае с отдельной разработкой самостоятельного проекта такие коррективы не повлекли бы за собой каких-либо особо сложных работ. Но в случае с программой JSF, ввиду ее требований по унификации, каждое заметное изменение палубного истребителя или любой другой модификации прямо сказывалось на двух других вариантах истребителя. По различным оценкам, на дополнительные доработки проектов ушло около 10-15% от всего времени конструкторских работ. Очевидно, похожим образом обстояло дело и с лишними денежными затратами.

Техника

Помимо проблем с выполнением тех или иных требований, приводящих к лишним расходам, стоимость программы JSF также была обусловлена рядом новых технических решений, на разработку и проверку которых тоже уходили немалые деньги.

Первыми в глаза бросаются подъемные агрегаты истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Для выполнения требований Корпуса морской пехоты относительно возможности базирования на универсальных десантных кораблях сотрудникам «Локхид-Мартин» совместно с моторостроителями из Pratt & Whitney пришлось потратить много времени на создание подъемно-маршевого двигателя, который мог бы не только давать необходимую тягу, но и вписываться в принятую в проекте идеологию максимальной унификации.

Если для создания силовой установки для «сухопутного» и палубного истребителей достаточно было обойтись модернизацией уже имеющегося двигателя PW F119, то в случае с самолетом укороченного или вертикального взлета пришлось предпринять ряд специальных мер.

Еще по результатам старой программы ASTOLV было отсеяно несколько вариантов подъемно-маршевых двигателей. В ходе работ по JSF в компании «Локхид-Мартин» пришли к выводу, что самым удобным из оставшихся вариантов будет применение турбореактивного двигателя с поворотным соплом и дополнительным подъемным вентилятором, приводимым в действие от двигателя. Такая компоновка обеспечивает достаточную для вертикального взлета тягу и удобство управления, хотя и не лишена минусов.

Прежде всего, отмечается тот факт, что самолет большую часть времени будет возить лишнюю нагрузку в виде подъемного вентилятора, который необходим только при вертикальном/укороченном взлете или посадке. Все агрегаты вентилятора, от разобщительной муфты до верхних и нижних створок, весят порядка 1800 кг, что немного больше сухой массы самого двигателя F135-600.

Тем не менее, при использовании высокотемпературного турбореактивного двигателя иные варианты выглядели не слишком удобными. Дело в том, что поток холодного воздуха от вентилятора, сталкиваясь с реактивной струей двигателя, частично охлаждает ее, а также не позволяет перегретым газам попадать в воздухозаборники. Ни одна другая схема размещения подъемной силовой установки не имеет такой возможности и поэтому лишний вес признали допустимой платой за преимущества.

С другим не менее сложным агрегатом силовой установки истребителя F-35B – поворотным соплом – связана интересная история. Изыскания по этой теме начались еще во времена программы CALF, но особых успехов не имели. Потратив много времени, сил и денег, американские ученые и инженеры обратились за консультацией в российское конструкторское бюро им. А.С.Яковлева. В результате продолжительных переговоров американцы смогли купить часть документации по проекту Як-141 и тщательно ее изучить. Уже с использованием полученных знаний было спроектировано новое сопло для двигателя F135-600, имеющее ряд общих черт с соответствующим агрегатом советского самолета Як-141.

И все же, несмотря на использование зарубежного опыта, создание силовой установки для самолета вертикального взлета оказалось очень сложным делом. В частности, незадолго до начала испытаний первого прототипа F-35B с индексом BF-1 обнаружился риск возникновения трещин в лопатках турбины двигателя. Из-за этого в течение нескольких месяцев все испытания подъемных агрегатов проводились с серьезными ограничениями по мощности, а после каждой газовки требовалось обследование двигателя на предмет повреждений.

В результате достаточно длительных работ по доводке силовой установки все-таки удалось ликвидировать все основные ее проблемы и обеспечить требуемую надежность. Стоит отметить, эти неполадки до сих пор время от времени ставятся в вину новому самолету, а в ряде источников упоминается появление новых трещин, в том числе и на серийных самолетах.

Не обошлось без проблем и при создании палубного варианта F-35C. Первоначально предполагалось повысить его взлетно-посадочные характеристики при помощи двигателя с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем. Однако еще в конце девяностых годов общая сложность и стоимость программы JSF/F-35 выросли настолько, что было решено оставить только управляемый вектор тяги. Согласно некоторым источникам, сотрудники Lockheed Martin и смежных предприятий уже успели начать исследовательские и проектные работы по теме системы управления пограничным слоем, но вскоре прекратили их. Таким образом, в общую стоимость программы добавились еще одни расходы, которые, однако, не имели никакой практической пользы.

Как и предыдущий истребитель F-22, F-35 изначально должен был оборудоваться мощным вычислительным комплексом, который обеспечивал бы возможность работы по воздушным и наземным целям, навигацию, управление всеми системами самолета и т.д. При создании комплекса авионики для F-35 широко использовались наработки по проекту F-22. В то же время, были учтены некоторые особенности производства компонентов для электроники.

Предполагалось, что использование самых новых комплектующих позволит не только повысить характеристики оборудования, но и защитить самолет от неприятностей наподобие тех, что случились с F-22 в середине девяностых. Напомним, тогда, вскоре после начала испытаний первой версии вычислительного комплекса, производитель использовавшихся микропроцессоров объявил об окончании их выпуска. Сотрудникам сразу нескольких компаний, занятых в проекте F-22, пришлось в срочном порядке переделывать немалую часть электроники.

Основным средством получения информации об обстановке у самолета F-35 является бортовая радиолокационная станция AN/APG-81, оснащенная активной фазированной антенной решеткой. Также по конструкции самолета распределены шесть оптико-электронных датчиков системы AN/AAQ-37, следящих за обстановкой во всех ракурсах. Для наблюдения и использования оружия самолет оснащается тепловизионной системой AAQ-40. Также стоит внимания станция активных радиопомех AN/ASQ-239. В течение нескольких лет разработки, испытаний и доводок американским инженерам удалось решить почти все проблемы радиоэлектронного оборудования для F-35.

Однако до сих пор не окончилась затянувшаяся эпопея со специальным шлемом пилота. Дело в том, что в соответствии с требованиями военных и измышлениями авторов общего облика F-35, пилоты перспективных истребителей должны работать со специальным шлемом, стекло которого оснащено системой вывода информации. На нашлемном экране планируется выводить все данные, необходимые для навигации, поиска целей и атаки. Первоначально разработкой шлема занималась компания Vision Systems International, но в течение нескольких лет ей так и не удалось довести его до ума.

Так, даже в конце 2011 года отмечались задержки в отображении информации на нашлемном экране. Кроме того, электроника защитного головного убора не всегда правильно определяла положение головы пилота относительно самолета, что приводило к выдаче неправильной информации. Из-за этих неполадок шлема от VSI и непонятных сроков их исправления компания Lockheed Martin была вынуждена заказать фирме BAE Systems разработку альтернативного варианта пилотского шлема. Уже существуют его прототипы, но принятие на вооружение какого-либо из шлемов пока остается делом будущего.

Перспективы

Если сравнивать состояние проектов F-35 и F-22 на момент начала серийного производства, то в первую очередь в глаза бросается степень общей доведенности истребителей. Похоже, инженеры и менеджеры Lockheed Martin учли все неприятности, случившиеся с предыдущим перспективным самолетом и постарались избежать основную массу проблем, мешавшую ранее.

Конечно, доводка и дополнительные испытания всех трех модификаций F-35 отняли дополнительное время и деньги, но такую плату, по-видимому, посчитали приемлемой в свете возможных дальнейших проблем. Поэтому в настоящее время «Лайтнинг-2» имеет в основном финансовые проблемы и, как следствие, не вполне понятные перспективы, касающиеся в первую очередь поставок на экспорт.

Уже который год истребитель F-35 подвергается различной критике со стороны экспертов разных стран, в том числе и участвующих в проекте. Пожалуй, самой интересной является позиция австралийских военных и экспертов. Эта страна давно намеревается закупить некоторое количество новых истребителей с большими перспективами, причем желает приобрести самолеты F-22. США, в свою очередь, так же давно четко и ясно отказали всем зарубежным странам в возможности таких поставок и предложили «взамен» более новые F-35.

Австралийцы, не желая лишаться возможности купить F-22, в течение последних лет регулярно стали поднимать вопрос целесообразности покупок F-35 в частности и перспектив этого самолета вообще. Нередко встречается мнение, что в погоне за более интересным «Рэптором» австралийцы готовы обвинять «Лайтнинг-2» в несуществующих недостатках. Тем не менее, в текущих условиях заявления из Австралии можно использовать как один из источников информации, не вызывающей серьезное недоверие.

Одними из самых известных и скандальных являются заявления аналитиков центра Air Power Australia. Проанализировав имеющуюся информацию, эксперты еще несколько лет назад признали самолет F-35 истребителем поколения 4+, хотя «Локхид-Мартин» позиционирует его как принадлежащий к пятому. В доказательство своих слов австралийские аналитики привели малую тяговооруженность самолета и, как следствие, невозможность сверхзвукового полета без включения форсажа, относительно большую заметность для РЛС и ряд других факторов. Чуть позже австралийский аналитический центр сравнил соотношение возможностей истребителей F-22 и F-35 с мотоциклом и мотороллером.

Кроме того, уже который год австралийские эксперты проводят сравнительные анализы F-35 и систем ПВО различных стран. Результатом таких расчетов постоянно становится вывод о почти гарантированной победе зенитчиков. Наконец, несколько лет назад австралийские военные присутствовали при виртуальной отработке воздушного боя между американскими самолетами F-35 и российскими Су-35 (поколение 4++). По информации, поступившей от австралийской стороны, американские самолеты, как минимум, не показали всего того, что должны были. Эти неудачи американской техники в «цифровом виде» официальный Пентагон объяснил некими другими целями. Так или иначе, Австралия продолжает оставаться самым ярым критиком проекта F-35.

Несколько дней назад австралийское издание Sidney Morning Herald опубликовало выдержки из попавших к нему планов министерства обороны страны. Из этих цитат прямо следует, что австралийские военные намерены разорвать договор с США на предмет поставок новых F-35. Вместо дюжины «Лайтнингов» Канберра собирается приобрести некоторое количество истребителей-бомбардировщиков F/A-18 последних модификаций. Действия австралийских военных создают устойчивое впечатление, что командование ВВС считает F-35 значительно уступающим по стоимости-эффективности более старому F-22 и поэтому не стоящим внимания и затрат. Именно по этой причине ВВС Австралии готовы покупать старые и проверенные F/A-18, но не новые и сомнительные F-35.

В апреле прошлого года в кулуарах канадского министерства обороны разразился настоящий скандал. Несколько лет назад, когда Канада вступала в программу F-35, планировалось купить 65 самолетов F-35A общей стоимостью около 10 млрд. долларов. С учетом двадцатилетней службы самолетов все расходы должны были уложиться в 14-15 миллиардов. Немного позже канадцы пересчитали затраты по контракту и выяснилось, что в общей сложности самолеты обойдутся в 25 миллиардов. Наконец, к концу 2012 года, в результате очередного перерасчета, общая стоимость покупки и эксплуатации самолетов выросла до 40 с лишним миллиардов.

Из-за такого увеличения расходов Оттава вынуждена отказаться от покупки нового истребителя пятого поколения и рассмотреть более скромные варианты. Примечательно, что из-за затягивания проекта F-35 канадские ВВС оказались в не слишком приятном положении: имеющаяся техника постепенно вырабатывает свой ресурс, а поступление новой начнется не сегодня и не завтра. Поэтому Канада сейчас рассматривает возможность покупки истребителей F/A-18 или европейских Eurofighter Typhoon с целью сэкономить деньги и время.

Все текущие экспортные проблемы самолета F-35 основываются на целом ряде причин. Сложность проекта привела к затягиванию сроков и медленному, но верному увеличению стоимости как программы в целом, так и каждого самолета в частности. Все это не могло не сказаться на экспортном будущем истребителя. ВВС, ВМС и КМП Соединенных Штатов, будучи основными заказчиками, обязательно должны продолжить закупки новой техники. Максимальным риском для программы в таком случае будет уменьшение количества закупаемой техники. Экспортные поставки имеют менее ясные перспективы, ведь дальнейшее смещение сроков и увеличение цены только отпугнут возможных покупателей.

Сегодня и завтра

Тем временем в 2012 году в общей сложности взлетело три десятка новых самолетов F-35, что в два с лишним раза превышает темпы производства 2011 года. Свои первые истребители получили ВВС Великобритании (два) и Нидерландов (один). Кроме того, первые три истребителя F-35B отправились служить в строевую эскадрилью Корпуса морской пехоты. По официальным данным компании «Локхид-Мартин», за прошлый год было выполнено 1167 испытательных полетов (на 18% больше плана), в ходе которых набрано 9319 баллов, характеризующих прогресс (план перевыполнен на 10%).

Как видим, американцы даже не думают прекращать доводку и производство новейших истребителей. На текущий 2013 год запланированы испытания и доработка бортового радиоэлектронного оборудования версии Block 2B, а также первые испытания вооружения. На лето назначены первые испытания модификации укороченного взлета на универсальных десантных кораблях проекта Wasp.

В общем, сотрудники всех компаний и предприятий, занятых в проекте F-35, продолжают работать над ним и не собираются от него отказываться. Да и сам проект уже давно прошел точку невозвращения, поэтому у военных и инженеров нет обратного пути – нужно продолжать доводку и строительство новых самолетов. Все проблемы со сложностью той или иной части проекта, а также вызванные ими задержки в реализации в конечном итоге приводят к повышению стоимости всей программы. Но, как уже говорилось, обратной дороги нет, F-35 будут служить любой ценой.

Вот только не совсем понятно, как будет выглядеть следующее обновление американских ВВС, если цена очередного самолета будет еще выше, чем сейчас. В конце девяностых один из высокопоставленных руководителей фирмы «Локхид-Мартин» Н.Огастин подметил, что каждые десять лет программа разработки нового истребителя дорожает в четыре раза относительно предыдущей. Если эта тенденция сохранится, то к середине XXI века один годовой военный бюджет США образца конца девяностых будет эквивалентен затратам на разработку и строительство всего одного самолета.

По меткому выражению Огастина, три с половиной дня в неделю этот истребитель будет служить в ВВС, еще столько же в ВМФ, а в особо удачные годы он изредка будет «перепадать» Корпусу морской пехоты. Сможет ли «Лайтнинг-2» прекратить эту нехорошую традицию? Судя по текущей обстановке, вероятность этого не так уж велика.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Истребитель F-35 на вооружении ВВС ЦАХАЛа: ответ на угрозы Ирана и Хизбаллы | Военное дело | ИноСМИ

На стене у здания ООН в Нью-Йорке сделана надпись: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Эта надпись взята из книги пророка Исайи, но время это никак не приходит, задержалось в пути, как видно. А пока такие времена не наступили, более актуально действовать по Корнелию Непоту: Si vis pacem, para bellum — «хочешь мира — готовься к войне». Это он сказал еще 20 веков назад. Подготовка к войне сегодня во многом определяется способностью наносить сокрушающий удар с воздуха.

В конвенциальной (безъядерной) войне в настоящее время в решении стратегических задач ВВС выдвигаются на первый план. Своими силами и средствами они во многом могут предопределить исход военных действий. Это наглядно было показано в операции «Буря в пустыне». Наземные войска в боевых действиях почти не использовались, они вступили в сражение лишь на заключительном этапе, когда иракская армия была уже в целом деморализована и небоеспособна. Фактически операция вылилась в воздушную кампанию продолжительностью 42 суток, и только 4 суток наступление вели наземные войска.

Не менее ярким примером является и Вторая ливанская война. Практически за двое суток в Ливане были уничтожены все цели, внесенные в «банк целей». Боевые действия начались в 7 часов утра 13 июля, а к 15 июля в Ливане не осталось ни одного целого моста через Литани и ни одной неповрежденной автомагистрали. Было наглядно продемонстрировано, как боевая авиация, оснащенная высокоточным оружием, способна самостоятельно решать широкий круг задач, выполнение которых определяет ход и исход практически любого регионального конфликта.

Сегодня самым совершенным является боевой самолет пятого поколения. Единственным, стоящим на вооружении самолетом пятого поколения, пока является F-22 «Раптор». Его приняли на вооружение в США 15 декабря 2005 года. В 2016 году на вооружение будет принят F-35. Именно его и закупил Израиль для дальнейшего развития своих ВВС.

F-35 — малозаметный истребитель-бомбардировщик

F-35  способен  наносить удары по воздушным, наземным и надводным целям. Сочетает качества истребителя и фронтового бомбардировщика. Основным отличием от штурмовика является способность вести маневренный наступательный воздушный бой.

Удары по наземным целям наносятся, как правило, бомбардировщиками и штурмовиками под прикрытием истребителей. Истребители-бомбардировщики способны действовать без прикрытия, так как имеют и маневренные характеристики, и вооружение, достаточное для противодействия истребителям противника и уклонения от огня вражеских средств ПВО.

F-35 разработан в трех модификациях:

1.   F-35A — самолет для ВВС США, самая технологически простая и, соответственно, облегченная и дешевая версия F-35. Именно она составит основу закупок странами-партнерами и ожидаемого массового экспорта. Оснащен  встроенной четырехствольной 25-мм пушкой GAU-22/A.

2. F-35B — самолет для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании. Главная отличительная черта — возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. В будущем должен составить основу авиагрупп новых легких авианосцев для высадки десанта типа «Америка».

3. F-35C — самолет для ВМС США. Он имеет увеличенную площадь крыла и хвостового оперения, позволяющего маневрировать на небольших скоростях при полетах к авианосцу.

Особняком стоит F-35I, самолет для ВВС Израиля. Он содержит значительное количество израильского радиоэлектронного оборудования, в частности, систем РЭБ и оборудования кабины, и, кроме того, приспособлен для применения оружия израильского производства. Планируется закупка 33 F-35I с доведением их количества до 40-44 единиц к 2020 году. Первые два истребителя поступят уже в этом году.

Что произойдет с получением F-35I?

В 1977 году в Израиль поступили первые истребители F-15. Первое боевое применение этих самолетов произошло в 1982 году. Тогда в битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Су, без единой потери со своей стороны, и смогли поразить весь мир своим превосходством.

В бою израильский F-15 получил ракету Р-60 прямо в сопло одного из двигателей, был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем «Скайхок» во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но все-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!

Оснастить его новым оружием и электроникой, да и продолжать эксплуатировать дальше. Для чего приобретать F-35I? F-15I-прежнему будет в составе стратегической авиации Израиля, но у F-35I свои специфические особенности, главным из которых является его малозаметность.

Малозаметность в авиации

Над созданием собственного истребителя пятого поколения сегодня работают КБ России, Китая, и Японии. В создание такой машины, в идеологию пятого поколения, в разных странах вкладываются разные принципы. Основные отличия подходов можно свести к двум направлениям — российскому и американскому.

Россия предъявляет к своему истребителю пятого поколения в качестве основного требования, кроме скрытности, сверхманевренности, то есть способности самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования.

The National Interest
The National Interest
Русская служба BBC
The National Interest
Американцы после ряда экспериментальных исследований предпочли от этой идеологии отказаться. Это мотивировалось тем, что быстрое совершенствование авиационного вооружения, появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяет отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Они считают, что воздушный бой должен вестись на средних дальностях, определяемых возможностями целеуказания и параметрами ракет, в маневренную стадию, к той самой «сверхманевренности» бой может перейти лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так».

По американской концепции сверхманевренность перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только «излишнее» качество, но и довольно вредное. Это очень зрелищно на всяческих «показах» для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это «трюкачеством».

Надо отметить, что в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.

Нельзя забывать о том, что эти самолеты еще не беспилотные, а человек — не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении «сверх»-маневров резко снижают возможности пилота, если и не приводят к потере сознания и аварии. Так, например, 25 марта 2009 года опытнейший пилот-испытатель компании Lockheed, полковник ВВС в отставке ДДэвид Кули (David Paul Cooley) на F-22 при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g потерял сознание и погиб.

В F-35 и F-22 снижение радиолокационной заметности позволяет реализовать принцип — «первым увидел — первым сбил», что также делает отказ от сверхманевренности вполне оправданным. Но вот если это «что-то не так» происходит, то при встрече двух малозаметных истребителей тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям.

Малозаметность достигается применением специально разработанных геометрических форм и радиопоглощающих материалов и покрытий, особой конструкцией сопла, уменьшающей тепловую заметность, размещением оружия внутри корпуса и рядом других методов.

Форма корпуса самолета очень важна, чем больше в ней прямых углов, тем легче отражается от него сигнал РЛС, а значит — тем больше его ЭПР, и тем дальше он будет обнаружен. Все современные самолеты имеют характерную зализанную поверхность, это сделано и для того, чтобы РЛ сигнал от нее не отражался, а рассеивался. Таким приемом значительно уменьшается ЭПР, а значит — и дальность обнаружения цели. Сравнение самолетов по этому параметру производится по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР — Radar cross-section) в различных диапазонах.

То есть ЭПР истребителя F-35 примерно равен размерам мяча для гольфа, а F-22 — размерам металлической бусинки. Малозаметность F-35 и F-22 имеет разное назначение. F-22 малозаметен, чтоб с бо́льших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может «работать» по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.

Участие Израиля в производстве F-35

Израильские компании в рамках договора о закупке F-35I получили от авиастроительной корпорации Lockheed Martin заказы на 770 миллионов долларов. Большую часть средств получили концерн «Израильская авиационная промышленность» (ТАА), производящая самолетные крылья, и концерн «Эльбит Маарахот», производящий шлемы пилотов.

В то же время множество малых и средних фирм получили отдельные заказы напрямую от Lockheed Martin или же выступают субподрядчиками ТАА и «Эльбита». Если Израиль решит приобрести все выделенные для него 75 машин, обратные закупки Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов.

Сегодня, во всем мире только три предприятия, в Израиле, Италии и США, производят крылья для F-35. IAI — израильский концерн Israel Aerospace Industries, на одном из своих заводов уже имеет производственную линию для производства этих крыльев на сумму около 2,5 миллиарда долларов и должна произвести 811 пар крыльев для  Lockheed Martin.

Израильская компания Elbit Systems, специализирующаяся в разработке и модернизации различных видов вооружений, будет производить шлемы пилота  для истребителей F-35C совместно с американским партнером, компанией Rockwell Collins.
 
Этот шлем позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолета. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на щиток шлема пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Это и делает фактически самолет «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика.

Несколько слов о региональном сдерживании

Командование ВВС ЦАХАЛ утвердило название израильской версии истребителя F-35I. В Израиле этот самолет будет называться «Ади́р», что значит могучий, великий, сильный. После прибытия F-35I в Израиль, израильские специалисты установят на них целый ряд дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений. Дооборудование будет очень значительным и существенно увеличит возможности самолета для ведения боевых действий против вероятного противника или для обеспечения регионального сдерживания.

Израиль будет первым и единственным в регионе обладателем стелс-самолетов F-35, заявил глава Пентагона Эштон Картер.  В условиях, когда в регионе у «Хезболлы» и Ирана появятся современные системы оружия российского производства, для F-35I работа будет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Истребители F-35B покорили Атлантику | Warspot.ru

Новейшие истребители-бомбардировщики F-35B перелетели Атлантический океан. Вчера информационный портал flightglobal.com сообщил о том, что три самолёта F-35B прибыли из США в Великобританию, совершив трансатлантический перелёт.

Изначально перелёт был намечен на 2014 год, но из-за возгорания двигателя одной из машин полёты истребителей F-35 были временно запрещены. Вчера три F-35B, поднявшись с базы ВВС США MacDill (Тампа, Флорида), совершили беспосадочный перелёт до авиабазы Fairford (Глостершир, Англия). За время перелёта каждый из самолётов 15 раз дозаправлялся в воздухе.

Первый трансатлантический перелёт F-35B

Один из трёх F-35B предназначается военно-воздушным силам Великобритании для оценки боевой готовности модели перед началом её серийного производства. Ещё два истребителя принадлежат Корпусу морской пехоты США и прибыли в Великобританию для участия в авиашоу Royal International Air Tattoo и Farnborough, которые пройдут с 8 по 10 и с 11 по 17 июля соответственно.

Вертикальная посадка истребителя-бомбардировщика F-35B
f35.com

Warspot уже писал о том, что в феврале этого года истребитель-бомбардировщик F-35А осуществил перелёт через Атлантический океан. Итальянский пилот вылетел 2 февраля с военно-воздушной базы Камери в Италии и, преодолев свыше 6000 км, приземлился на американской базе NAS Pax River.

Истребители-бомбардировщики F-35B первыми из семейства F-35 получили статус начальной боевой готовности (в конце прошлого года), что даёт им возможность участвовать в боевых действиях. В конце этого года подтвердить свои боевые возможности должны F-35A, несколько позже – F-35C. Согласно планам Минобороны Великобритании, первые F-35B поступят на вооружение британской армии уже в 2018 году.

F-35 – семейство истребителей пятого поколения. Самолёты выпускаются в трёх версиях: F-35A – со стандартным взлётом и посадкой; F-35B – с укороченным взлётом и вертикальной посадкой; F-35C – самолёт для ВМС, базирующийся на авианосцах (взлетает при помощи катапульты, садится с использованием аэрофинишера). Истребители созданы консорциумом производителей авиационной техники во главе с американской корпорацией Lockheed Martin.

warspot.ru

Истребитель «F-35B». То, о чем журналисты не догадываются » Военное обозрение

На днях для журналистов военно-морские силы совместно с морскими пехотинцами США провели шоу: был продемонстрирован истребитель «F-35B», его взлет и посадку на борт универсального десантного корабля «USS Wasp».


«F-35B» совершал взлеты на короткой полосе и вертикальные посадки на изначально предназначенной для базирования вертолетов палубу корабля.

Проведенные испытания для Lockheed Martin имели особое значение, потому что еще раньше генерал Мартин Демпси, глава Объединенного комитета начальников штабов армии США, заявил Конгрессу, что американская армия не в состоянии приобрести все три варианта «JSF». И наиболее подходящим кандидатом на сокращения для морской пехоты при этом является «F-35B».

Без учета положительных отзывов журналистов о проведенных демонстрационных полетах, эксперты из Центра оборонной информации без особого восторга по поводу боевых самолетов и мощного корабля увидели ряд проблем относительно нюансов доработки «F-35B».

Одним из нюансов в первую очередь был тот, что два «F-35B», которые учавствовали в демонстрационных полетах, совершали полеты в «Patuxent River» для текущего ремонта, с которым технический персонал «USS Wasp» не в состоянии был справиться. Судя по всему, именно с этим и был связан перенос на неделю демонстрационных полетов.

Сразу после того как журналисты покинули авиашоу, у одного из истребителей под номером «BF-4» вышел из строя привод заслонки подъемного вентилятора, обеспечивающий при взлетно-посадочных режимах вертикальную тягу. С этим механизмом уже были проблемы, однако, как заявляли разработчики, они уже решены, но оказалось, не полностью.

Несмотря на произведенное впечатление от посадки «BF-4», очень плавной и точной, кораблю пришлось ниже запланированной снизить скорость. Причиной этому послужила конструкция корабля, когда он идет на повышенной скорости, создаются завихрения воздуха. Рассчитаны они были неверно. Чтобы авиационные происшествия полностью исключить, пришлось «Wasp»у снизить свою скорость.

Если взять во внимание, что «F-35B» на самом деле постоянно преследуют различные проблемы, то ввиду того, что бюджетные ассигнования сокращаются, скорей всего один из самых технически сложных вариантов «F-35» с вертикальным взлетом и посадкой попасть в серийное производство практически не имеет шансов. Это незначительная потеря для американской армии – морские пехотинцы смогут себе купить «F-35A» и со стандартным посадкой и взлетом. Больше всех может пострадать армия Великобритании. В ее планах провести замену штурмовиков «Harrier» на истребители «F-35B». Риск для британских военных остаться не у дел чрезвычайно высок: программа «JSF» уже по росту цены превзошла все рекорды. Общая стоимость программы за десятилетний период достигла более чем 60 млрд. долларов. Приобрести за такие деньги можно было бы 5 атомных авианосцев класса «Nimitz» вместе с 700 истребителями «F/A-18E/F» или же, к примеру, 150 очень дорогих истребителей новейшего поколения «F-22».

topwar.ru

F-35 Lockheed Martin Многоцелевой истребитель — Военный информатор

F-35 Lockheed Martin Dynamics Многоцелевой истребитель

F-35 JSF (Joint Strike Fighter) — перспективный малозаметный ударный истребитель разработанный американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems) в трех вариантах — для нужд ВВС США (наземный истребитель — CTOL), ВМС США (палубный истребитель — CV) и Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании (истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой – STOVL).

Все варианты унифицированы на 70-90%. Кроме того, на F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. В консорциум во главе с Lockheed Martin входят так же Northrop-Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В разработке отдельных узлов принимают участие Skunk Works в Palmdale и Aeronautical Systems.

Работы по программе JSF начались в ноябре 1996 года на конкурсной основе двумя консорциумами, один во главе с Boeing Aerospace (Х-32) и другим — с Lockheed Martin (Х-35). 24 октября 2000 года Х-35 совершил свой первый полет. В октябре 2001 года Lockheed Martin со своим проектом выиграл конкурс. Сначала будут построены 22 самолета для отработки систем и технологий. Предполагаемый год принятия на вооружение — 2008. Предполагается поставить 1763 самолета для ВВС США, которые заменят F-16 и A-10, 480 – для ВМС США (заменят F/A-18B/C и A-6), 480 – для Корпуса морской пехоты США (заменят F/A-18B/C и AV-8B) и 60 – для Королевского флота Великобритании (заменят Sea Harriers). В качестве возможных иностранных покупателей самолета рассматриваются Турция, Израиль, Сингапур. Объем экспортного рынка JSF оценивается в 3000 самолетов F-35 будет оснащен двигателем Pratt & Whitney JSF119-611, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель варианта STOVL разработан с участием Rolls-Royce Defence. Самолет оптимизирован для борьбы с наземными целями и проектируется на основе следующих ключевых требований:
survivability — обеспечение живучести в боевых условиях, а также внедрение бортовых систем для получения минимально возможной видимости самолета в радио и ИК диапазонах;
lethality — интеграция в единую систему бортовых и наземных сенсоров для управления высокоточным оружием;
supportability — внедрение систем поддержки самолета на протяжении его жизненного цикла;
affordability — концентрация усилий на уменьшении стоимости разработки, производства и эксплуатации самолета в течение всего жизненного цикла. При этом цена является независимой переменной при формулировании тактико-технических требований к самолету.
Одной из важнейших целей, поставленных в программе JSF, является создание интегрированной информационной управляющей системы поддержки жизненного цикла самолета. Эта система должна быть мультиорганизационной, мультизадачной, мультисервисной и мультинациональной. Она должна иметь открытую архитектуру, которую можно модернизировать с течением времени, не меняя полностью ее логистику и программное обеспечение. Эта система должна функционировать при минимальном ручном вмешательстве, предоставляя лишь информацию необходимую для принятия решений “нужным специалистам, в нужном месте в нужное время”.

Авионика JSF интегрирована в ее бортовую часть и позволяет получать данные, как от сенсоров самолета, так и от других источников на поле боя (другие самолеты, спутники, наземные источники). В состав бортовой системы сенсоров входят: Многофункциональная интегрированная система радиодиапазона (MIRES), основывающаяся на APG-77 AESA. Система выполняет функции многомодового радара, поиска и сопровождения целей, пассивной системы предупреждения, коммуникационной системы. ИК система (IRST) для поиска, идентификации, защиты, сопровождения воздушных целей, а также наведения высокоточного оружия по наземным целям. Основу вооружения самолета должны составить системы высокоточного оружия JDAM и LOCAAS. Система JDAM превращает уже существующие бомбы Mk-83-1000, Mk-84-2000, BLU-109-2000, BLU-110-1000 в применимое при любых погодных условиях высокоточное оружие, в котором используются инерциальная и GPS системы наведения. Данные о цели автоматически загружаются в систему наведения бомбы с началом выполнения полетного задания непосредственно из компьютера самолета. При достижении рубежа применения (порядка 30 км от цели), бомба автоматически сбрасывается. Дальнейшее наведение на цель осуществляется системой наведения бомбы за счет специальных аэродинамических поверхностей. При этом достигается точность попадания с вероятностным круговым отклонением (КВО) 13 м при использовании совместно инерциальной и GPS систем наведения и 30 м КВО при работе только инерциальной системы. Система может применяться в широком диапазоне высот и в процессе выполнения самолетом различных маневров. В дальнейшем планируется довести КВО до 3 м при использовании системы DAMASK (Direct Attack Munitions Affordable Seeker). LOCAAS представляет собой малую бомбовую систему с собственным турбореактивным двигателем и низкой стоимостью (~33000$). Предназначена для поиска, идентификации и уничтожения подвижных наземных целей. Имеет GPS и инерциальное курсовое наведение, твердотельную головку поиска целей (LADAR), автономную систему сопровождения цели и боевые части различного назначения. Полетное задание программируется. Система может быть применена на дальностях 100-150 км, при этом область поиска целей составляет 100-45 кв. км. Другими важнейшими функциями интегрированной информационной управляющей системы являются: Поддержка операций, связанных с полетным заданием, сбор и запись полетных данных Уменьшение времени предполетной подготовки, уменьшение времени ручного технического обслуживания (до 50%), максимизация времени между ремонтами и работами по техническому обслуживанию Сбор в реальном времени данных о состоянии систем самолета, запись параметров их технического состояния; определение систем, в которых потенциально могут возникнуть неисправности (переход на эксплуатацию по текущему состоянию) Анализ текущего состояния самолета и всего парка самолетов Поддержка данных для прогностики состояния самолета, обслуживания его по текущему состоянию, планирование и выбор действий по техническому обслуживанию и ремонтам для всех уровней эксплуатантов Организация процесса поставки запасных частей, технической документации и технических консультаций в режиме 24 часа 7 дней в неделю Интеграция и передача данных из различных гетерогенных источников данных в логически единую базу данных (знаний) Обеспечение удобного, но классифицированного доступа для всех категорий эксплуатантов, ИТР и административного персонала к логически единой базе данных по всему парку самолетов на всем протяжении жизненного цикла. Для информационной системы управления состоянием самолета, уже написано свыше 15 млн. строк программного кода, 6 млн. из которых — для бортовых систем самолета и 9 млн. — для наземного оборудования.

ВМС и корпус морской пехоты США, столкнувшись с ограничениями финансирования закупок ударных истребителей Lockheed Martin F-35, начали предпринимать экстренные меры с целью экономии средств. В основном, они сводятся к высокой степени интеграции истребительной авиации ВМС и корпуса морской пехоты, благодаря чему руководство этих видов вооруженных сил рассчитывает сократить свои потребности в новых самолетах с минимальными последствиями для боеготовности. Ожидаемая экономия от такой интеграции в 2003 ф. г. может составить почти 30 млрд. долл. при сокращении закупок самолетов F-35 на 35%. Главным препятствием на этом пути является то, что ВМС и корпус морской пехоты планируют закупать истребители F-35 разных модификаций. Чтобы частично преодолеть эту проблему, командование ВМС, скорее всего, примет решение о приобретении некоторого числа истребителей F-35B (вариант КВВП) для того, чтобы поддержать корпус морской пехоты. К настоящему времени командование корпуса морской пехоты приняло решение заменить все СВВП Boeing AV-8B Harrier II на самолеты F-35B. Какая модификация нового истребителя придет на замену истребителям-бомбардировщикам Boeing F/A-18, пока неизвестно. Скорее всего, корпус морской пехоты в целях унификации парка предпочтет вариант F-35B, но в случае, если палубная модификация истребителя с обычным взлетом F-35C (в ВВС этот вариант имеет обозначение F-35A) хорошо зарекомендует себя в ходе летных испытаний, возможны и ее закупки. В любом случае, интеграция с ВМС сделает необходимым обучение летчиков полетам на истребителях обеих модификаций. По мнению экспертов, начиная с 2007 г. ВМС США столкнутся с дефицитом средств, который не позволит приобретать какие-либо летательные аппараты, кроме истребителей. Но, несмотря на это, интеграция с корпусом морской пехоты в таких областях, как, например, использование вертолетного парка, пока не обсуждается. Для экономии средств ВМС, возможно, пойдет по пути американских ВВС, где акценты смещаются на более активное использование самолетов Национальной гвардии и резерва. Успех или неудача мер, предпринимаемых для экономии средств, определяется массой других факторов, таких, как число самолетов в эскадрилье, количество частей, задействованных в процессе интеграции, потребное количество самолетов для обучения экипажей и т. п. Весьма позитивно скажется взаимная техническая и тактическая поддержка ВМС и корпуса морской пехоты. Например, предусматривается, что число эскадрилий корпуса морской пехоты, готовых к развертыванию на борту авианосцев, будет увеличено с 4 до 10 (по одной на каждое авианосное крыло). В то же время ВМС выделит три своих эскадрильи для поддержки ударных операций корпуса морской пехоты с базированием на сухопутных аэродромах, а в случае принятия решения о закупках истребителей F-35B — на многоцелевых десантных вертолетоносцах. Количество самолетов в эскадрилье будет снижено при этом с 12 до 10. Кроме технической стороны дела, ВМС и корпус морской пехоты США должны радикально поменять свои взгляды и образ мышления. Эти два рода вооруженных сил выполняют совершенно разные задачи, поэтому «авиационная» интеграция может столкнуться с препятствиями психологического свойства. В то время как в США рассматривают вопрос о сокращении закупок самолетов F-35, в Великобритании обсуждается вероятность приобретения дополнительных истребителей, помимо тех 60 самолетов F-35B, которые составят основу авиагрупп двух новых британских авианесущих кораблей CVF. В Великобритании истребитель F-35B, известный также под обозначением FJCA (Future Joint Combat Aircraft), скорее всего, станет важнейшим элементом перспективной авиационной боевой системы FOAS. Причем, в случае принятия решения о дополнительных закупках самолетов F-35, это, скорее всего, будет не вариант КВВП, а один из вариантов с обычными взлетом и посадкой. Общее количество истребителей Локхид Мартин F-35, в случае одобрения данного решения, достигнет 150 единиц. Окончательный выбор варианта истребителя F-35 во многим зависит от того, какому типу авианесущего корабля CVF будет отдано предпочтение. Если это будет корабль с катапультами (или трамплинами) и аэрофинишерами, то закупаться станут палубные самолеты F-35C. Обновление парка боевых самолетов в Великобритании является весьма насущной проблемой, т. к. имеющиеся на вооружении СВВП ВАЕ Systems Harrier и Sea Harrier к настоящему времени вылетали более половины своего ресурса, а их боеготовность сильно снизилась. В качестве основной меры по продлению их активной службы предлагается значительно снизить интенсивность их эксплуатации. Срок снятия самолетов типа Harrier с вооружения намечен на 2012 г, когда Великобритания начнет получать первые истребители F-35. Несмотря на то, что к развертыванию системы FOAS намечено приступить в 2017 г, решения о выборе ее пилотируемого истребительного компонента (как наиболее значимого элемента) следует ожидать в недалеком будущем. Выбор беспилотных компонентов системы (крылатые ракеты, боевые БПЛА и т. д.) будет сделан позже. В качестве основных кандидатов на пилотируемый компонент системы FOAS рассматриваются истребители Eurofighter Typhoon и Lockheed Martin F-35 либо комбинированный парк из этих самолетов. В качестве ударного оружия, скорее всего, будет выбрана крылатая ракета MBDA Storm Shadow. Проблема заключается в том, что самолет F-35 (в отличие от истребителя Typhoon) не приспособлен нести эту ракету. При этом необходимо учесть, что одной из основных задач системы FOAS является точечная атака хорошо защищенных и значительно удаленных целей. Программа летных испытаний 14 опытных истребителей F-35 была первоначально рассчитана на 15000 ч, но с целью экономии средств и времени ее сократили до 10185 ч. Всего предполагается совершить 5700 полетов. Сокращение программы испытаний, по словам представителей фирмы Lockheed Martin, не повлечет за собой каких-либо ухудшений качества испытаний либо повышения степени технического риска. Первый полет опытного самолета F-35A в варианте для ВВС США запланирован на октябрь 2005 г., но представители фирмы полагают, что есть возможность начать испытания досрочно, не позднее 28 августа 2005 г. Варианты F-35B и F-35C должны совершить первые полеты, соответственно, в первой и во второй половине 2006 г. Для выдерживания графика постройки опытных самолетов фирме Lockheed Martin необходимо будет четко организовать работу нескольких тысяч подрядчиков и субподрядчиков, находящихся в США и других странах. Всего для летных испытаний планируется построить пять самолетов F-35A, четыре — F-35B и пять — F-35C. Модификации F-35B (для корпуса морской пехоты) и F-35C (для ВМС) будут сначала проходить испытания в Патаксент-Ривере (шт. Мериленд), а самолеты F-35A (для ВВС) — на авиабазе Эдварде. Затем все самолеты будут перебазированы на авиабазу Эдварде, где пройдут испытания с имитацией отказа двигателя и на пилотирование на больших углах атаки. Испытания на боевое применение будут осуществляться на авиабазе ВМС в Пойнт-Мугу, полигоне в Чайна-Лейк (шт. Калифорния) и на авиабазе Неллис (шт. Невада). Ведущим летчиком-испытателем назначен Джон Бисли; в полетах также будут принимать участие летчик-испытатель от корпуса морской пехоты майор Арт Томасетти и летчик-испытатель английской фирмы ВАЕ Systems Грэхем Томлинсон. Кроме них на самолетах будут летать строевые летчики ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США и ВВС и ВМС Великобритании. В ходе испытаний планируется сертифицировать двигатели Pratt & Whitney F135 и General Electric F136, а также подъемный вентилятор для варианта КВВП, который рассматривается, как отдельная силовая установка. Кроме того, будет сертифицировано вооружение, которое планируется использовать на самолетах F-35. Представители Lockheed Martin сообщили, что для БРЭО ударного истребителя было написано в 6,5 раз больше строк программного обеспечения, чем для истребителя Lockheed Martin F-22. На первом этапе испытаний опытные самолеты будут иметь ограничения по применению оружия, а также несколько сокращенный состав пассивных датчиков, позволяющий самолету действовать лишь в одиночку. На втором этапе испытаний, продолжительностью в 20 месяцев, ограничения по использованию вооружения будут сняты, на самолеты вместо двигателей F135 установят альтернативные двигатели F136, а дополненный комплект пассивных датчиков позволит собирать и обмениваться тактической информацией на уровне звена. Наконец, на третьем этапе будут проведены испытания систем вооружения для английских ВВС и ВМС; кроме того, самолеты получат полный комплект предусмотренных датчиков.

В дополнение к 14 летным самолетам Lockheed Martin должна изготовить восемь планеров для наземных испытаний. Семь из них в ходе статических и усталостных испытаний будут доведены до разрушения, а восьмой планер предназначен для определения ЭПР. Согласно существующим планам, начальная боевая готовность самолетов F-35B в корпусе морской пехоты должна быть достигнута в 2010 г., самолетов F-35A в ВВС США — в 2011 г., самолетов F-35C для ВМС США и самолетов F-35B для ВВС и ВМС Великобритании — в 2012 г. Массовое производство истребителей начнется в 2008 г. Фирмам General Electric и Rolls-Royce под давлением министерства обороны США было отказано в создании совместного предприятия (СП) по разработке и производству альтернативного двигателя F136. Заявление о создании СП планировали сделать в июле 2002 г. на авиационно-космической выставке «Фарнборо-2002», но затем решили дождаться официального ответа от министерства обороны США. Его представители, рассмотрев перспективы СП, «не обнаружили в них никаких преимуществ». Тем не менее, доля Rolls-Royce в программе разработки двигателя F136 составляет 40%. Естественно, учреждение СП было бы очень выгодно англичанам, желающим упрочить свои позиции на американском рынке. Кроме того, двигатель F136 потенциально мог бы стать основным для самолетов, поставляемых Великобритании. Американский филиал фирмы Rolls-Royce в Индианаполисе по-прежнему несет ответственность за производство вентилятора, элементов камеры сгорания и второй и третьей ступеней турбины низкого давления для двигателя F136. Английская фирма по отдельному контракту будет производить подъемные вентиляторы для самолетов F-35B. Первые три партии серийных истребителей F-35, которые будут выпускаться в 2006-2008 гг., намечено оснащать только двигателями Pratt & Whitney F135. Начиная с последующих партий, на самолеты могут устанавливаться оба типа двигателей. Фирма General Electric заявила, что к моменту поставки первого истребителя F-35B в Великобританию она готова опередить график НИОКР по двигателю F136 почти на один год, что позволит ей конкурировать с Pratt & Whitney в обеспечении силовыми установками первых самолетов для Великобритании. Согласно существующему графику, первый опытный ТРДД F136 начнет стендовые испытания в 2007 г. и будет готов для установки на самолет в середине 2009 г.

Модификации:

• F-35A ВВС США: Ударный истребитель. Самая технологически простая и, соответственно, облегченная версия F-35. Будет оснащаться встроенной пушкой, инфракрасными датчиками и лазерными целеуказателями.
• F-35C ВМС США: Ударный истребитель «первого дня войны». Вариант имеет увеличенное крыло и хвостовое оперение, позволяющее маневрировать на небольших скоростях при полетах с авианосцев. Крыло большего размера позволяет также увеличить полезную нагрузку. Усилена внутренняя структура самолета и шасси. Добавлен посадочный крюк. Вариант также имеет встроенную пушку. По сравнению с F-18C, F-35 будет иметь вдвое больший боевой радиус действия.
• F-35B Корпус морской пехоты США и Королевский флот Великобритании: Ударный истребитель. Главная отличительная черта – возможность укороченного взлета и вертикальной посадки (STOVL) с использованием технологии «shaft-driven lift fan system». Отсутствует встроенная пушка, однако, возможно использование подвесной.

Технические характеристики:

Экипаж, чел 1
Размах крыла, м
обычный самолет 10.00
самолет с ВВП 9.10
Длина, м 15.50
Площадь крыла, м2
обычный самолет 50.2
самолет с ВВП 41.8
Масса, кг
пустого самолета 10886
максимальная взлетная 22680
Внутренние топливо, кг 6803
Тип двигателя 1 ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100 (SE611)
Тяга, кН 1 х 155.0
Максимальная скорость , км/ч M=1.6-1.7
Максимальная крейсерская скорость, км/ч M=1.5
Боевой радиус действия, км 1100
Практический потолок, м 19200

Вооружение:

боевая нагрузка — 5000 кг (5450 кг в палубной версии)
Стандартно:
В стелс режиме — 2 450-кг бомбы и 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAMS. В перегрузку — 2 900-кг бомбы и 4 УР в 2 отсеках оружия.
В обычном режим используется 8 узлов подвески оружия

 

Источники:
1. Defencetalk.com Информационный сайт
2. Уголок Неба Авиационный сайт

 

 

Похожие новости:

military-informant.com

Истребитель пятого поколения F-35I достиг боеготовности — Naked Science

6 декабря Израиль заявил о достижении первой эскадрильей истребителей пятого поколения F-35I начальных эксплуатационных возможностей. Формирование готово к оперативному использованию. Всего подготовка крылатых машин и обучение летчиков заняли примерно год: программа подготовки началась сразу после получения Израилем самолетов. Заявление о достижении боеготовности сделали после прохождения соответствующих экзаменов и проверок, получивших название «Проверка готовности». Тесты включали в себя, в частности, наземные испытания и выполнение заданий в воздухе.

 

С момента поставки первых двух машин Израиль получил девять F-35I: в тестировании участвовали пять машин из этого числа. Достижение самолетом боеготовности можно считать историческим моментом. Израиль стал первой после Соединенных Штатов страной, которая довела F-35 до боеготовности. При этом данное заявление совсем не означает окончания процесса внедрения самолета в израильские ВВС. Речь идет, скорее, о начале долгого пути испытаний крылатых машин, выработки тактики их применения, подготовки летного состава и т. д.

 

F-35I / ©Хель hа’Авир

 

F-35I / ©Хель hа’Авир

 

F-35I / ©Хель hа’Авир

 

Израиль находится в числе главных эксплуатантов F-35. В 2018 г. государство должно получить еще девять таких машин. Всего же страна должна принять на вооружение 50 истребителей пятого поколения. При этом нельзя исключать того, что солидная, по современным меркам, партия будет расширена.

 

F-35I являет собой модернизированную версию F-35A — самой дешевой и наиболее технологически простой версии истребителя. Отличительной особенностью F-35I является значительный процент бортовой электроники израильского производства, это, в частности системы радиоэлектронной борьбы, оборудование кабины и система управления огнем.

 

Истребитель F-35 (особенно версия F-35A) пользуется чрезвычайно большим спросом на рынке. Недавно, например, стало известно, что Германия всерьез рассматривает замену своих устаревших истребителей-бомбардировщиков Panavia Tornado американскими F-35. При этом в Европе в последние годы активно ведутся дискуссии о создании «европейского истребителя нового поколения».

 

На сегодняшний день планы закупок подразумевают строительство более 3 тыс. истребителей F-35. Основная масса — более 2300 машин — приходится на вариант F-35A. Кроме этого, США должны построить более 500 самолетов со способностью укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B и более 300 истребителей F-35C, предназначенных для базирования на палубах авианосцев. 

naked-science.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *