История подводного кораблестроения. Первые подводные лодки

Человечество издавна мечтало об освоении подводного мира. Легенда рассказывает о том, как Александр Македонский опустился под воду в стеклянном сосуде, своего рода водолазном колоколе, чтобы увидеть подводный мир воочию.
 

 

Рис.1 Александр Македонский согласно легенде был первым человеком, опустившемся под воду в водолазном  колоколе. Источник

 

Однако боевые действия на море, сражения, сначала парусных кораблей, а затем и пароходов, породили идею о подводном боевом средстве, не обнаруживаемом с поверхности и способным потопить надводный корабль, повредив днище – самую уязвимую часть надводного корабля.

Первые опыты по созданию такого боевого средства, получившего название подводной лодки (ПЛ) начались еще в XVI в.

 

Рис.2.  Чертеж одной из первых моделей ПЛ, приписываемых изобретателю Вильяму Бурну. Источник

 

В настоящей статье мы не будем рассматривать первые попытки создания подводных аппаратов, способных вести боевые действия под водой. Они, как правило, были неудачны и кончались или гибелью изобретателя, или забвением его изобретения после неудачных попыток использования его модели.

Подводная лодка в ее промышленном варианте, способная вести боевые действия появилась в ходе Первой Мировой войны. Морская блокада Германии английским военно-морским флотом привела к использованию Германией подводных лодок для ее прорыва. Имея в своем распоряжении 35 подводных лодок, Германия начала топить торговые суда английского флота быстрее, чем англичане могли восполнить потери постройкой новых судов. 
 

Рис.3.  Подводные лодки времен Первой Мировой войны. Слева на этом послевоенном фото французская ПЛ, а рядом с ней германские ПЛ UB-133 и более ранняя модель UB-24. Источник

 

Уже при первых неудачных попытках создания ПЛ были сформулированы основные требования, выполнение которых было необходимо для реализации идеи:

 

  1. ПЛ должна иметь обтекаемый корпус, позволяющий быстро перемещаться под водой.
  2. К удивлению конструкторов выяснилось, что подводные лодки того времени большую часть службы находятся в надводном состоянии, а значит их корпус должен обладать минимальными требованиями к надводному судну — остойчивостью, мореходностью, приемлемой скоростью надводного хода.
  3. ПЛ должна иметь двигатель, позволяющий перемещаться под водой без всплытия, а также иметь двигатель для надводного хода. Путем проб и ошибок в качестве средства для перемещения под водой были выбраны батареи электрических аккумуляторов, а в качестве двигателя для надводного плавания – дизель.
  4. Выяснилось также, что ПЛ должна иметь оружие дистанционного действия, поражающее  корпус надводного корабля ниже ватерлинии. Так появились торпеды.
  5. ПЛ должна также иметь минимальное вооружение, позволяющее вести боевые действия в надводном положении.  
     

Концепции разрабатываемых ПЛ должны были учитывать все эти требования.

 

Вторая Мировая война привела к развитию флотов ПЛ как мощного средства ведения войны. Действия немецких ПЛ в Атлантике поставили противников перед необходимостью срочно разрабатывать противолодочное корабельное вооружение, акустические средства  обнаружения ПЛ, использовать тактику конвоев, что привело, в свою очередь, к усовершенствованию конструкции, вооружения и тактики ПЛ.

В ходе Второй Мировой войны появилось такое изобретение как шнорхель – устройство для забора воздуха с поверхности, позволяющее ПЛ идти на дизеле, не всплывая на поверхность воды. Это был значительный шаг вперед в развитии дизель-электрических ПЛ (ДЭПЛ).


После Второй Мировой войны основными проблемами для ПЛ было увеличение времени нахождения в подводном положении и увеличение скорости подводного хода. Решить эти проблемы помогло появление нового вида энергетической установки — ядерного реактора.

Первая атомная подводная лодка  (АПЛ) была построена в 1954 г. в США и получила наименование «Наутилус». Эксплуатация этой АПЛ продемонстрировала практически неограниченные возможности новой ЭУ. Теперь подводная лодка могла выполнять боевое патрулирование без всплытия на поверхность и обладала ЭУ высокой мощности, а значит, имела высокую скорость подводного хода.

Следом за США АПЛ начал строить СССР, и первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»  была введена в строй в 1958 г. С тех пор АПЛ с водо-водяным реактором стали основным видом ударных АПЛ во всех ведущих кораблестроительных державах мира. 
 

В то же время не прекращалось развитие более дешевых дизель-электрических ПЛ, призванных решать свои задачи. На сегодняшний день ВМФ ведущих морских держав включают в свой состав как АПЛ, так и ДЭПЛ. 

 

Автор: Олег Губарев

Фото: humaninside.ru

sudostroenie.info

Подводный флот России: история

Создание первого подводного судна в Российской империи можно отнести еще к 1921 году. Тогда по указу Петра I русским плотником Ефимом Никоновым была сооружена первая субмарина, которую знала российская история. Подводный флот России, создание которого планировалось на протяжении последующих веков, создавался в основном на бумаге, хотя были и исключения. Так, с 1879 по 1881 год в России было выпущено 50 субмарин, спроектированных польско-русским инженером С. К. Джевецким, которые, однако, работали исключительно за счет мускульной силы. История же российского подводного флота как составной части ВМФ страны начинается с 1906 года. Именно тогда императором Николаем II был подписан указ о его создании. На тот момент в Российской империи насчитывалось 10 субмарин.

Создание подводного флота

На рубеже XIX-XX вв. в руководстве Российской империи начали отчетливо понимать необходимость создания собственного военного подводного флота. Необходимость эта была вызвана успешным развитием подобной кораблестроительной отрасли в странах Европы и в США. Часть руководителей кораблестроения считала, что подводный флот России нужно создавать за счет иностранного производства. Часть же полагала, что Российская империя должна обладать собственными технологиями и предприятиями для производства подводных лодок.

Решающим фактором, повлиявшим на управление кораблестроения, явился срыв сделки по поставке американских боевых лодок в Россию. После этого было принято решение об отечественном производстве подводного флота России.

Первое боевое подводное судно, работавшее за счет бензинового двигателя, было спущено на воду в 1904 году. Этим судном являлся миноносец «Дельфин», также называемый миноносцем № 133. «Дельфин» имел преимущества перед своими иностранными аналогами. Он обладал тоннажем в 113/135 т, развивал скорость до 9 узлов на поверхности воды и до 4,5 узлов под водой. При нахождении под водой судно двигалось за счет электромотора и могло совершать рейды дальностью до 28 миль.

Однако именно с 1906 года, с подписания императором особого указа о создании особого класса кораблей – подводных лодок, и принято вести отсчет их истории. Судостроительная отрасль страны в последующие годы развивалась очень быстрыми темпами. Уже к 1917 году в ВМФ России подводный флот насчитывал 73 подводных судна.

Развитие подводного флота в СССР

Годы революции и гражданской войны заставили всю судостроительную отрасль страны практически остановиться в развитии на долгие годы. Только в 1926 году был принят план, нацеленный на то, чтобы возродить некогда могущественный подводный флот России. Именно с этого времени начинается восстановление старых моделей, а также создание новых. Так, в первую очередь предусматривалось создание подводных лодок типа «Декабрист». Шесть таких лодок было выпущено в ближайшие годы. Они пришли на смену старым «Барсам» и обладали на тот момент характеристиками, нисколько не уступающими показателям иностранных моделей. Так, советские подлодки могли достигать скорости до 14 узлов и обладать дальностью плавания до трех с половиной тысяч миль. Кроме того, они имели шесть торпедных аппаратов и вмещали в себя до 53 человек. Не последним фактором успешного развития кораблестроения в стране явилось и назначение на пост главы конструкторского бюро талантливого инженера Б. М. Малинина.

Стоит отметить, что Советский Союз вел активнейшее сотрудничество в области кораблестроения с Германией. Так, для оснащения подводных лодок типа «Декабрист» из Германии доставлялись дизели. Кроме того, немецкие специалисты оказывали техническую помощь в процессе создания подлодок типа С. Они обладали высокими боевыми характеристиками и активно внедрялись в советский ВМФ. Помимо большого водоизмещения – до 1073 тонн – подлодки класса С могли достигать скорости до 19,5 узла и совершать плавания дальностью до 8200 миль. Также они обладали шестью торпедными установками.

Особым достижением отечественного кораблестроения в это время являлось проектирование и постройка подлодки типа К. Она обладала впечатляющим арсеналом, состоящим из десяти торпедных аппаратов и мощнейшей радиостанцией. Кроме того, на подлодке типа К имелось автоматическое дистанционное управление системой погружения и всплытия. Она могла достигать скорости до 21 узла, а дальность ее плавания поражала даже опытных подводников – до 14 040 миль.

Послевоенное время

Развитие кораблестроительной отрасли в послевоенное время характеризуется большим скачком в техническом оснащении субмарин, значительным улучшением их характеристик. Подводные лодки послевоенного производства обладали значительной скоростью, увеличенной глубиной погружения, большим количеством торпедных аппаратов. Кроме того, увеличился тоннаж подводных судов и длительность автономного плавания.

Однако серьезной проблемой оставалось дизель-электрическое устройство лодок. Иными словами, конструкторам необходимо было соорудить единый двигатель как для надводного плавания, так и для подводного.

Тем не менее в этот период широко начали развиваться океанические подлодки. Они вместе с морскими составляли два вида существующих подводных судов. Советские субмарины способны были оказываться в любой точке Мирового океана и вести там разведывательную деятельность.

Однако все еще не была решена проблема со способностью маневрировать лодкой на больших скоростях, а также с необходимостью частых всплытий для зарядки аккумуляторной батареи и регулирования запасов воздуха. Несмотря на это, в послевоенное время Советский Союз обладал исключительным превосходством над остальными державами, в том числе и над США, в качестве и количестве создаваемых подводных судов. Так, превосходство было достигнуто в таких важных характеристиках, как скорость, глубина погружения, профессионализм и стойкость экипажа.

Со второй половины 50-х гг. в стране начинается новый виток развития подводного судостроения. Теперь главной целью кораблестроительной отрасли являлось создание и развитие океанских ракетно-ядерных подводных лодок. Такие лодки должны были, находясь в любой точке Мирового океана, нанести ракетно-ядерный удар по стратегически важным позициям противника. Они также были оснащены средствами торпедной защиты.

Другим видом подводных лодок являлись многоцелевые судна, которые создавались для того, чтобы производить разведывательную и дозорную деятельность, а также бороться с атомными подводными ракетоносцами, осуществлять уничтожение кораблей противника и транспортных судов.

Создание атомных подводных лодок

Создание атомной подводной лодки в 1958 году открыло новую веху в развитии подводного судостроения. Благодаря атомному судостроению была кардинально решена проблема, касающаяся невозможности подводного судна находиться под водой большое количество времени. Кроме того, атомные разработки позволили субмаринам значительно увеличить скорость собственного хода как над водой, так и под водой.

Замена двигательной силы лодки назревала давно. Подводные суда не имели возможности осуществлять долгие подводные плавания из-за слабой мощности электрических моторов, несмотря на то что их постоянно усовершенствовали. Бензиновые двигатели также были далеко не самыми эффективными в работе. А кроме того, необходимость частых всплытий была вызвана еще и постоянной потребностью в пополнении запасов воздуха.

Первым атомным подводным судном, созданным Советским Союзом в 1958 году, являлся К3 «Ленинский комсомол». Закладка судна была произведена в 1955 году. Оно имело большое количество недоработок. Многие составляющие ее конструкции были изготовлены специально для нее. Так, для нее не использовался стандартный для подлодок корпус, а был спроектирован именно такой, который бы максимально увеличивал ее судоходные характеристики. С учетом этого, а также, безусловно, атомного реактора, лодка на испытаниях достигала скорости в 28 узлов. Причем этот результат был не максимально возможным, так как ресурсы лодки были использованы не на полную мощность. Хватало у нее, как уже было отмечено, и недоработок, и непродуманных особенностей. Так, подлодка не имела якорей, запасных дизель-генераторов и возможности обороняться. А кроме того, у нее были ограничения в маневрировании.

Стоит, однако, отметить, что специально созданные под нее макеты позволили натренировать будущих членов экипажа еще до ее выхода в свет и сделать из них профессионалов, благодаря чему атомная подлодка смогла сразу же после создания выполнять поставленные перед ней задачи. Атомный подводный флот России позволил ей удержать ведущие мировые позиции в составе СССР и отстоять свою независимость в 90-е гг.

Развитие отрасли в 70-90-е гг.

В конце 60-х — начале 70-х гг. стали развиваться подлодки второго поколения. Они отличались высокой скоростью хода, улучшенными боевыми характеристиками. Подводные суда второго поколения были оснащены электрохимической системой вентиляции воздуха взамен устаревшей опасной химической. Также они обладали улучшенным радиоэлектронным вооружением.

В период с 1967 по 1992 год на трех заводах страны было построено 48 атомных подводных лодок. С 1973 по 1982 год СССР было выпущено 18 дизель-электрических подлодок, обладающих резиновым звукопоглощающим покрытием корпуса. Такое нововведение позволило значительно увеличить их скрытность. Кроме того, для большей эффективности на них были установлены современные по меркам того времени дизели.

С начала 80-х годов прошлого века начали проектироваться и развиваться подводные суда третьего поколения. Отличительными и главными их чертами являлись более совершенное вооружение и значительно увеличенный тоннаж судна. Кроме того, велись работы и по повышению скрытности подлодок, и по улучшению их средств обнаружения противника. Скорость таких лодок могла составлять до 35 узлов. Улучшились и условия содержания экипажа. Также подлодки были оснащены спасательными камерами, которые позволяли в случае возникновения ЧП осуществить полную эвакуацию экипажа из лодки, находящейся в подводном состоянии.

Особо стоит отметить подлодки проекта 941 «Акула», которые являлись самыми крупными подводными судами в мире. Производство началось в 1981 году, и к началу 90-х количество их составляло 6 штук. Основой их вооружения являлись 20 крупнейших в своем роде твердотопливных ракет. Кроме того, эти подлодки были оснащены прочнейшим многоуровневым корпусом.

Подлодки четвертого поколения, разрабатываемые еще с конца 70-х гг., в 90-х гг. не получили должного развития из-за развала СССР и финансового кризиса 1998 г. Тем не менее конструкция их обладала значительными преимуществами, которые проявлялись в глубине погружения (до 400 метров) и в малой шумности работы.

Современный подводный флот РФ

Подводный флот России на современном этапе состоит из 76 субмарин разных видов и назначений. В ареал их применения входит уничтожение как подводных целей и кораблей, так и поражение наземных стратегически важных точек противника. Сюда относятся и дизельные субмарины, и атомные многоцелевые подлодки, и ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, и субмарины специального назначения.

Основа, из которой состоит подводный флот России, составляют лодки, построенные еще во времена Советского Союза. Однако следует отметить, что после трудного периода в стране вплоть до начала 2000-х начинает возрождаться атомный подводный флот России.

Ракетные крейсеры стратегического назначения

Значительную часть военной мощи, которую представляет подводный флот России, составляют атомные подлодки проекта 667БДРМ «Дельфин». На вооружении у страны в настоящее время имеется шесть таких судов. Все они относятся к Северному флоту. Также весомую угрозу для противника представляют лодки проекта 667БДР «Кальмар». К сожалению, сейчас на вооружении РФ имеется всего три такие подлодки, самая новая из которых была выпущена на воду в 1982 году. Эти подлодки несут службу в тихоокеанских широтах.

Подводный флот России 2014 года может похвастаться и наличием в своем составе, хоть и частично находящемся в резерве, атомных субмарин проектов 941 и 941УМ «Акула». Так, в составе Северного флота имеется крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской».

Многоцелевые атомные подводные лодки

В состав подводного флота России также относятся высоко боеспособные многоцелевые атомные подводные лодки. Яркими их представителями являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». В их задачи входит уничтожение подводных, надводных и наземных целей. Вооружение их состоит из торпед и крылатых ракет. Состоят эти субмарины в составе Северного флота (6 штук) и Тихоокеанского (5 штук).

Значительную мощь многоцелевых АПЛ РФ составляют подлодки проекта 949Ф «Антей». На данный момент они распределены между Северным и Тихоокеанским флотами. Число их достигает 8 штук.

К виду таких лодок относится и трагически затонувшая в 2000 году подлодка К-141 «Курск». Это была самая крупная трагедия подводного флота, которую знает новейшая российская история. Подводный флот России, к счастью, на современном этапе находится в намного более надежном состоянии, чем еще в начале 2000-х. Это позволяет быть уверенным в том, что ошибки и трагедии прошлого не будут повторены.

Северный флот, помимо прочего, обладает подлодками проектов 945 «Барракуда» и 945Ф «Кондор», дополняющими военную мощь, которую составляет военный флот России. 2014 год ознаменовался спуском на воду современной К-560 «Северодвинск». Эта лодка проекта 885 «Ясень» стала новейшим достижением отечественного кораблестроения. Согласно планам руководства страны к 2020 году таких лодок планируется произвести 8 штук.

Неатомные подводные лодки

Крупнейшим по численности видом дизель-электрических подводных лодок являются подлодки проекта 877 «Палтус». Они имеются на вооружении Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Существует несколько разновидностей этого проекта. Также планируется пополнить Черноморский флот подлодками проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск» в составе 5 штук.

Ранее существовали и значительные планы на введение в боевой строй лодок проекта 677 «Лада». Однако испытания показали большие недоработки в конструкции подлодки, вследствие чего специалистам пришлось внести значительные изменения.

Другие виды подводных судов

Подводный флот США и России, как известно, являет собой соединение самых мощных подводных кораблей мира. Однако в обеих странах немалое внимание уделяется проектированию и созданию специальной подводной техники. Так, новый подводный флот России обладает спасательными глубоководными аппаратами проекта 1855 «Приз». Известно, что только Северный флот включает в себя до десяти подводных аппаратов разной направленности, куда относятся как спасательная техника, так и исследовательская.

Из наиболее известных подобных аппаратов можно отметить лодку АС-12 «Лошарик», способную погружаться на значительную глубину вплоть до нескольких километров. Так, этот аппарат в 2012 году совершал исследовательские работы в Арктике на глубине 2 километров.

Перспективы развития отрасли

Несмотря на упадок страны в 90-х, сильнейшим образом затронувший подводное судостроение, можно говорить, что с началом 2000-х гг. ситуация постепенно начала меняться. Кроме того, происходит популяризация подводного флота, празднуются памятные даты. Так, в 2006 году исполнилось 100 лет подводному флоту России, в честь чего во многих городах проводились праздничные мероприятия, а в Уфе открыли памятник подводникам. Кроме того, страна ежегодно отмечает день подводного флота России 19 марта. История российского флота популяризируется и становится общедоступной. Профессия подводника манит многих школьников.

Однако развитие отрасли в целом в первую очередь должно основываться на проектировании и создании новейших видов подводных судов. Так, к 2020-му году планируется создать до нескольких десятков новых подводных лодок. Планируется спроектировать обновленный вариант проекта 677 «Лада» с использованием современной энергетической установки. Таким образом будет сделан значительный шаг в развитии неатомного подводного судостроения.

Стоит отметить и то, что наследие Советского Союза в виде старых подлодок постепенно списывается и заменяется на более новые образцы. Так, в музей подводного флота России была переделана подлодка Б-396 проекта ЦКБ МТ «Рубин». Она входила в Северный флот РФ и служила вплоть до 2000 года.

fb.ru

Некоторые вопросы истории создания подводных лодок

Международная конференция CRF’96: 3-9 июня 1996 года,

Санкт-Петербург, Россия.

Аннотация

Рассказывается о средствах передвижения человека под водой с древнейших времен до середины XIX века. Содержатся дошедшие до нас описания средств передвижения человека под водой,  использующих мускульную энергию или  паровые машины.

Человек всегда стремился в море для судоходства и использования его богатств. Несомненно первые «морские бои» происходили в те времена, когда кораблями служили челноки и плоты, а их вооружением — палки и камни. В те же времена появился предмет, который может быть определен как водолазное снаряжение: полая тростниковая трубка для дыхания под водой.

В древней Греции уже использовались водолазные колокола для выполнения работ под водой и существовали военные водолазы.  Несмотря на то, что они не имели какого — либо снаряжения, их действия иногда решали исход сражения.  В качестве примера  целесообразно привести действия греческого водолаза Сциллианта во время греко -персидской войны в 480 г. до н. э. Сциллиант с дочерью скрытно вплавь добрались до  персидских кораблей и обрезали их якорные канаты. Корабли затем были прибиты бурей к берегу и уничтожены греками. Рассказывая об этом, Геродот пишет, что Сциллиант проплыл под водой десять миль, снабжая этот факт своим комментарием: «Сам я думаю, что он проделал этот путь в лодке».

Арабский историк Бохадоин, живший около  1150 г. пишет, что водолаз доставлял почту в осажденный крестоносцами город с помощью изобретенного им устройства. К сожалению этим исчерпывается дошедшая до нас информация о нем.

У Бэкона имеются записи о «машине в форме маленького судна, при помощи которой люди могут проплывать под водой довольно большое пространство», однако автор об этом судне только слышал. Датированы эти записи 1538 г.

В 1580 году англичанин Вильгельм Бурн построил и успешно испытал первую подводную лодку, о которой сохранились достоверные сведения. Погружение и всплытие этой лодки достигалось путем изменения объема ее корпуса, для чего изобретателем были созданы специальные ручные тиски. Вильгельм Бурн оставил своеобразное руководство по строительству подобных подводных лодок. Это руководство содержало описание принципа действия механизма для погружения и всплытия со ссылкой на закон Архимеда.

Успешным опытом в деле подводного кораблестроения следует считать подводную лодку, которую построил личный врач короля Англии Якова I Корнелиус Ван — Дреббель в 1620 г. После этой лодки он построил еще две, на одной из которых совершил подводную прогулку сам король. Лодки Ван — Дреббеля были построены из дерева, обтянутого промасленной кожей и передвигались с помощью весел.

Согласно сделанным физиком Робертом Бойлем записям, эта лодка была способна находиться под водой несколько часов, для чего необходима регенерация воздуха. Имеются упоминания об открытой Ван — Дреббелем жидкости, которую он называл «квинтэссенцией воздуха» и которая возможно применялась им для его регенерации. Однако вероятнее всего Ван — Дреббель использовал подаваемый по трубе воздух с поверхности. В пользу последнего предположения выступил в 1680 г. аббат Отейфель, который в своей брошюре приводит конструкцию пригодного для этой цели насоса. Применялись лодки только для прогулок. После смерти изобретателя его родственники пытались продать военно — морскому министерству «секретное устройство Дреббеля для моментального уничтожения кораблей»,   однако «устройством» могла быть и не подводная лодка.

Монахи Мерсен и Фурнье не построили подводной лодки, но в выпущенной ими в 1634 г. брошюре приведен ряд важных опережающих эпоху предположений и рекомендаций. Там сказано, что корпус подводной лодки следует делать из меди и в форме рыбы » как указывает нам природа » и имеются предположения о том, что показания компаса не зависят от глубины и о затухании волнения при росте глубины. Все это представляет весьма большой интерес, поскольку написано за полтора века до возникновения гидромеханики как науки.

В записках епископа Уилкинса, относящихся к 1648 г., отмечены преимущества «ковчега для подводного плавания». Там речь идет в частности о безопасности от бурь, льда и т. п. Таким образом, получается, что идея о перевозке грузов подводными судами не нова.

В России первым подал идею создания подводной лодки Ефим Никонов в 1718 году. Его лодка предназначалась для борьбы с надводными кораблями противника. Испытания модели в 1721 году позволили построить саму лодку, которая испытывалась с 1724 до  1727 года трижды. К сожалению так и не удалось сделать корпус достаточно прочным, была обнаружена течь и лодка не получила практического применения.

В 1747 году англичанин Симонс построил подводную лодку, приводимую в движение веслами и погружающуюся посредством заполнения водой специальных мехов. При испытаниях экипаж лодки не мог находиться под водой более часа,  поскольку не была предусмотрена регенерация воздуха. Эта самая первая подводная лодка, изображение которой сохранилось до нашего времени. Ее вид воспроизведен на рис.1.

Первая подводная лодка, принимавшая участие в боевых действиях, была построена американцем Бушнелем в 1773 г. Перед тем, как ее построить,  Бушнель специально ездил во Францию и ознакомился с тогдашними достижениями подводного кораблестроения. В результате эта лодка имела заполняемую водой при погружении и осушаемую при всплытии насосом балластную цистерну, сбрасываемый при необходимости свинцовый груз, компас и манометр для определения глубины погружения. Имелись также выходящие на поверхность трубки для регенерации воздуха, которые закрывались при полном погружении. В этом полностью погруженном положении лодка могла находиться не более получаса.. Есть предположение, что Бушнель использовал сжатый воздух для увеличения времени погружения. Имеются изображения этой лодки с вертикальным и горизонтальным гребными винтами, но факт их наличия весьма сомнителен, поскольку гребной винт был изобретен примерно через тридцать лет после постройки лодки. Поэтому более вероятным представляется ее вид, приведенный на рис.2 и 3.

Интересно отметить, что большинство проектов подводных лодок, созданных до конца XVIII века и назначение которых указано, предполагали использование их при поиске и подъеме затонувших предметов. Возрастание интереса к подводным лодкам военного назначения наблюдается после указанного  времени. Совершенствование корабельной артиллерии сделало задачу уничтожения корабля противника практически непосильной для весельной шлюпки, вооруженной шестовой миной. Невидимая подводная лодка теоретически могла решить подобную задачу, если бы не одно обстоятельство: крайне малая скорость подводного хода и малое время нахождения в подводном положении. Если сравнить характеристики обычной и подводной лодок при одинаковых количествах гребцов, то получится, что скорость подводной лодки никогда не будет превышать 30% от скорости обычной. При этих расчетах данные об энергетических возможностях гребца взяты из опубликованных результатов современных исследований этого вопроса, а гидродинамическое сопротивление корпуса и весел оценивается примерно на основании данных расчетов сопротивления тел вращения, плоских пластин и моделей корпусов судов различной формы. Здесь же заметим, что в случае использования весел двигать лодку Бушнеля в вертикальном и горизонтальном направлениях легче и удобнее, чем вращая руками два гребных винта.

Следующая лодка, которую необходимо упомянуть — Nautilus Роберта Фултона, показанный на рис. 4. В отличие от всех предшествующих лодок Nautilus имел парус для движения в надводном положении. В подводном положении лодка двигалась с помощью гребного винта, приводимого в действие вручную. Корпус лодки имел форму, близкую к телу вращения, его длина 6.5 м, диаметр — 2 м. Вооружена эта лодка была буксируемой миной ударного действия.

Проект лодки был предложен Фултоном французской Директории в 1797 году, но постройка начата только после рассмотрения его назначенной Бонапартом комиссии в 1800 году. В комиссию входили выдающиеся математики Лаплас и Монж, расчеты времени нахождения экипажа под водой выполнял Лавуазье. При этих расчетах он рассматривал только расходование кислорода при дыхании, а влияние повышенной концентрации углекислого газа не было принято во внимание. Поэтому экипаж мог находиться по водой около 6 часов вместо предсказанных Лавуазье 10 — 12.

Вполне вероятно; что при проектировании Фултон воспользовался результатами экспериментов Даламбера, изучавшего сопротивление воды движению судов во второй половине XVIII века во Франции.

В процессе испытаний Nautilus ходил под парусом, двигался в подводном положении, им был обнаружен и взорван специально для этого поставленный старый корабль.

Несмотря на все затраты, которые понесло правительство Франции при постройке и испытаниях Nautilusa, он так и не был использован. Дело в том, что Фултон просил воинские звания для себя и своего экипажа, которые не были пожалованы. Морской министр Директории адмирал Плевиль де Пеллей писал по этому поводу : «… невозможно дать воинское звание людям, которые употребляют такой способ разрушения неприятельского флота.»

Первая построенная в России подводная лодка сконструирована в 1834 г. генералом Шильдером. Она приводилась в движение с помощью весел, корпус был изготовлен полностью из железа. Вооружение составляли шестовая мина и зажигательные ракеты. Для облегчения наблюдения за обстановкой лодка была оборудована устройством, поднимающим наклонное зеркало — прообразом перископа. Двигалась эта лодка посредством весел, приводимых в действие мускульной силой.

Появление паровых машин дало кораблям возможность двигаться в штиль и совершать более сложные маневры, но тем не менее каких — либо средств борьбы с подводными лодками создано не было. Применение паровой машины для движения подводных лодок в надводном положении привело в последствии к появлению судов, рубка и дымовая труба которых постоянно находятся над водой, а корпус погружен в воду. Строго говоря, поскольку такие суда не являются подводными лодками, они в данном докладе не рассматриваются. Необходимо отметить только изобретение и постройку специальной паровой машины для подводной лодки французом Пейреном. В качестве топлива использовались заполненные селитрой полые деревянные шары, а сама машина сконструирована так, чтобы она работала без притока атмосферного воздуха. Авария привела к тому, что изобретатель отказался от ее использования.

В 1850 г. в Германии офицер-артиллерист Вильгельм Бауэр построил подводную лодку, которая показана на рис. 5. Ее металлический корпус был по форме похож на тело дельфина, в качестве движителя использовался гребной винт, приводимый в действие вручную. Эта лодка была первой покинутой экипажем при аварии, причем никто из людей серьезно не пострадал.

Следующую свою подводную лодку Бауэр строил в Англии, но был вынужден ее покинуть до окончания строительства. Эта лодка имела двигатель подводного хода, использующий энергию взрывов пороха и не требующий постоянной подачи атмосферного воздуха. К сожалению эта лодка при испытаниях затонула со всем экипажем.

Свою третью подводную лодку, получившую название «Морской черт», Бауэр построил в России в 1855 году, ее общий вид на рис. б. Эта лодка приводилась в движение вращаемым вручную гребным винтом, имела шлюзовую камеру для выхода водолаза и была вооружена прикрепляемой под килем неприятельского корабля миной. Испытания ее прошли успешно, Бауэр получил звание подводного инженера, диплом и особую форму.

«Морской черт» совершал погружения, выполняя работы научного характера. В ходе этих исследований рассматривались вопросы, связанные со способностью человека находиться в герметичном корпусе и распространением света и звука в водной среде. К сожалению, «Морской черт» затонул из-за ошибки члена экипажа во время своего 134-го погружения. Несмотря на то, что никто не пострадал, Бауэру не удалось продолжить строительство подводных лодок.

В 1863 году в США инженер Олститт построил подводную лодку, имеющую паровую машину для движения в надводном положении и работающий от аккумуляторов электродвигатель подводного хода. Эта лодка показана на рис. 7.

В том же 1863 году во Франции была спущена на воду подводная лодка Plongeur, двигатель которой работал на сжатом воздухе и не требовал связи с атмосферой.

Особо надо рассказать о действиях подводных лодок во время гражданской войны в США. Имеющиеся у конфедератов подводные лодки, названные ими «Давидами» можно назвать устаревшими по сравнению с лодками, имеющими двигатели подводного хода, поскольку они под водой двигались используя мускульную энергию. Одна из этих лодок показана на рис. 8.

Вооруженный шестовой миной «Давид» атаковал броненосец северян Ironsides в октябре 1863 г. Только в результате ошибки в определении расстояния до цели мина была взорвана преждевременно и броненосец не получил повреждений. Заряд был настолько мощным, что повредил лодку.

О ее дальнейшей судьбе существует два различных мнения. Согласно первому она затонула, а согласно второму была приведена в базу и отремонтирована.

Первая подводная лодка, потопившая корабль противника, относилась к «Давидам». При приближении к цели лодка была замечена, но она подошла настолько близко, что воспрепятствовать ей было уже невозможно. Несмотря на то, что северяне знали о том, что их противник располагает подводными лодками и предупредили об этом командиров своих кораблей, конкретных рекомендаций по противодействию подводным лодкам ими разработано не было. Рулевой «Давида» взорвал мину около борта корабля Housatonic в районе пороховых погребов. Сама лодка тоже ушла на дно, будучи втянутой в пробоину потоком воды.

Разумеется, в течении рассматриваемого промежутка времени было создано гораздо больше проектов, моделей и опытных образцов подводных лодок, чем приведено в вышеизложенном кратком обзоре, однако очень немногие из них успешно прошли испытания.

Создание пригодных для использования в качестве двигателей подводного хода электромоторов, получающих энергию от аккумуляторных батарей и изобретение торпеды, которую тогда называли самодвижущейся миной, положили начало новой эпохи подводного кораблестроения. Подводные лодки описываемого периода тем не менее позволили получить необходимые для подводного кораблестроения и подводной навигации знания, несмотря на отсутствие значительных боевых успехов.

 

 

Литература.

  1. Голов Д. Подводное судоходство. Изд. К.Л. Риккера, Санкт-Петербург, 1905.
  2. Дебу К. Подводное плавание. Издание редакции «Нового журнала литературы, искусства и науки». Санкт-Петербург, 1905.
  3. Тайгару Р. Пропульсивные способности человека. В сб. Силаб 2, » Мир»,1973.
  4. Справочник потеориикорабля. Под общей редакцией Войткунского Я.И., «Судостроение»,1985.
  5. Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа,»Физматгиз»,1959.
  6. ДевнинС.И. Аэрогидромеханика плохообтекаемых конструкций, «Судостроение», 1983.

 

baltikadiving.ru

История создания подводных лодок в мире и в России


Подводная лодка К. Шильдера

Подводная лодка Шильдера была первым в России судном с цельнометаллическим корпусом и представляла собой удлиненное тело обтекаемой формы. 23 сентября 1840 года на фарватере Невки между Петровским и Крестовским островами лодка была погружена, насколько позволяла глубина реки, над поверхностью воды были только верхушки башен. Через 3 часа лодка всплыла. 8 человек команды «стеснения воздуха не чувствовали». До боевого применения эта подводная лодка не дошла, т.к. сама не могла находить направление под водой.

Работы над данным классом кораблей в России продолжались, и в 1879 году Степан Карлович Джевецкий в Санкт-Петербурге на Невском заводе построил подводную лодку, которая прошла государственные испытания. На этих испытаниях, имевших цель показать достоинства лодки Александру III, Джевецкий сумел пройти под царской шлюпкой, следившей за эволюциями лодки, и преподнес императрице Марии Федоровне букет великолепных орхидей со словами: «Это дань Нептуна Вашему Величеству». После этих испытаний последовал заказ на изготовление 50 подводных лодок, предназначаемых для обороны приморских крепостей. Россия получила первый подводный флот.

Экипаж ПЛ – 4 человека. Интересно, что после различных проб с приведением лодки в движение Джевецкий остановился на применении электродвигателя. Эта идея нашла воплощение во всех подводных лодках до появления атомных ПЛ.

Первая подводная лодка Джевецкого

3. Модернизация продолжается

Идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе Жуля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень», располагающийся на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло. Влияние романа на умы было столь сильно, что первую атомную подводную лодку назвали в честь «Наутилуса» Жуля Верна.

Наутилус Р. Фултона

В эти годы перед изобретателями стоял целый ряд нерешенных теоретических и практических проблем, поэтому даже наиболее талантливые из них зачастую руководствовались достаточно наивными соображениями. Например, И.Ф. Александровский корпус лодки выполнил в виде треугольника с круглым основанием, исходя из формы тела рыб с острой спинкой. Тем не менее, именно в этот период были построены первые подводные лодки. Идя трудным путем проб и ошибок, русские изобретатели к началу XX века накопили необходимый опыт для создания боевых подводных лодок, первой из которых стала подводная лодка «Дельфин».

Подлинный чертеж подводной лодки «Дельфин»

Первая настоящая подводная лодка, принявшая участие в вооружённых действиях, была создана в США Хорасом Л. Ханли во время Гражданской войны во флоте Конфедерации. Оно представляло собой паровозный котёл, на обоих концах которого были смонтированы заострённые оконечности. Погружение осуществлялось заполнением двух балластных цистерн на носу и корме, которые для всплытия продувались ручными помпами, а для срочного всплытия сбрасывался железный балласт, закреплённый на днище. Гребной винт вращался при помощи коленчатого вала восемью матросами. Вооружение состояло из мины, закреплённой на длинном стальном шесте, на носу лодки. Наблюдение, вход и выход экипажа из лодки осуществлялись через две небольшие башенки.

В конце XIX века появились лодки с электрической силовой установкой, затем с бензиновой и дизельной для надводного плавания и с электрической для подводного. В мае 1899 года на международной конференции в Гааге Россия при поддержке таких стран, как Германия, Франция, Италия, Япония и США, предприняла попытку ограничить создание подводного оружия, которое было сорвано Великобританией.

Русско-японская война заставила воюющие государства задуматься о серьёзности подводных кораблей. Сам факт наличия у России на Дальнем Востоке подводных сил оказал сдерживающее влияние на японский флот, ограничив его активность. Так, после встреч с русскими ПЛ в районе Владивостока и в Татарском проливе в 1905 г., противник прекратил активные действия у русских берегов.

Вплоть до 1911 г., когда, в соответствии с принятыми судостроительными программами, началось массовое строительство подводных лодок, было временем осмысления опыта войны, подготовки кадров подводников и строителей подводных лодок, обоснования основных подклассов подводных лодок, временем выработки взглядов и отработки руководящей технической документации и требований к подводным лодкам. Заводы приобрели необходимый опыт по созданию подводных лодок и их комплектующих — двигателей, аккумуляторных батарей, торпедных аппаратов.

11 марта 1906 г . в Российском Императорском флоте появился новый класс кораблей — «подводные лодки.»

Ограниченные успехи подводных лодок в Русско-японской войне, неопределенность внешней политики, нестабильность внутренней обстановки и отсутствие денежных средств на воссоздание флота сказались и на строительстве подводных лодок.

В 1-й мировой войне русские ПЛ активно участвовали в боевых действиях на Балтийском и Черном морях. В течение 1915-1917 гг. ПЛ потопили и захватили свыше 30 транспортных судов противника (по подтвержденным данным). Всего же в результате активных действий ПЛ против турецкого каботажного плавания было уничтожено более 200 единиц различных его плавсредств.

Одной из самых удачных лодок того времени была «Минога» конструкции известного судостроителя Ивана Григорьевича Бубнова . Первоначальный проект лодки был рассмотрен и одобрен в Морском техническом комитете 20 сентября 1905 года. «Минога» стала первой в мире субмариной с дизель-электрической установкой, с трубчатыми торпедными аппаратами и выносным пулеметом на ходовом мостике.

Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины.

По итогам Первой мировой войны был сделан вывод о необходимости взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями эскадр, поэтому в период между мировыми войнами преимущественно совершенствовались надводные тактико-технические характеристики.

4. Подводный флот в Великой Отечественной Войне

К началу Великой Отечественной войны в Российском ВМФ насчитывалось 212 подводных лодок: 15 — на Северном флоте, 69 — на Балтийском, 47 — на Черноморском и 81 — на Тихоокеанском флоте. Итогом их боевой деятельности было потопление около 100 боевых кораблей противника, более 300 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона брутто-регистровых тонн. 21 подводник стал Героем Советского Союза, 12 лодок удостоены звания гвардейской, 23 награждены орденами Красного Знамени, а Д-3, М-172, С-56 и Щ-402 того и другого отличий сразу. Такие высокие награды достались дорогой ценой.

Несколько потопленных на Балтике судов в 1941 году заставили немцев при уже имеющемся дефиците металла изготовить несколько громадных противолодочных сетей и дважды перегородить Финский залив. Все же, несмотря на серьезные потери в 1942 г., наши подводники смогли неоднократно прорываться в открытое море и топить вражеские корабли. Можно смело утверждать, что эти походы были самыми сложными и опасными в масштабах всей Второй Мировой войны, т.к. нигде более противник не создавал столь насыщенной противолодочной обороны.

Особой страницей можно назвать походы по снабжению Севастополя. Подводники работали уже где-то за пределами человеческих возможностей. Лодку грузили за несколько часов на базе, затем она шла в Севастополь, где после экстренной разгрузки немедленно уходила обратно за новым грузом. Так продолжалось два месяца.

В количественном отношении подводные силы флотов разных стран существенно отличались друг от друга, что объяснялось их экономическими возможностями, а также взглядами военных ведомств на тенденции развития подводных лодок и ту роль, которая отводилась им в военных конфликтах.

По разнообразию выполняемых задач советские подводные лодки были наиболее универсальными силами флота. Они вели борьбу на морских коммуникациях противника, защищали свои морские к

mirznanii.com

Краткая история развития подводных лодок. DjVu

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      От автора
      Глава I. Подводные лодки XVI — XVIII столетий
      § 1. Появление первых подводвых лодок 5
      § 2. Элементы живучести подводвых лодок XVIII столетия
     
      Глава II. Подводные лодки XIX столетия
      § 3. Развитие подводных лодок з XIX столетии
      § 4. Элементы живучести подводных лодок XIX столетия 22
     
      Глава III. Развитие подводных лодок в XX столетии до начала первой мировой войны 1914 г.
      § 5. Развитие подводных лодок в России до начала первой мировой войны 1914 — 1918 гг. 25
      § 6. Раззитие подводных лодок до начала первой мировой войны 1914 года в иностранных флотах
      § 7. Живучесть подводных лодок до начала первой мировой войны 1914 — 1918 гг. 40
     
      Глава IV. Развитие подводных лодок в период первой мировой войны 1914 — 1918 гг.
      § 8. Развитие подводных лодок в период первой мировой войны в России
      § 9. Раззитие подводных лодок в период первой мировой войны 1914 — 1918 гг. в иностранных флотах
      § 10. Живучесть подводных лодок пёонода первой мировой войн 1914-1918 гг.
      § 11. Усиление элементов живучести
     
      Глава V.Советские подводные лодки в первые годы после победы Великой Октябрьской социалистической революции
      § 12. Подводные лодки в период гражданский войны
     
      Глава VI. Развитие подводных лодок до начала второй мировой войны 1939 — 1945 гг.
      § 13. Подводные лодки СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
      § 14. Подводные лодки иностранных флотов в период до начала второй мировой войны 1939 — 1945 гг.
      § 15. Элементы живучести подводных лодок в период до начала второй мировой войны 1939 — 1945 гг.
     
      Глава VII. Подводные лодки СССР в период Великой Отечественной и второй мировой войн
      § 16. Подводные лодки СССР в период Великой Отечественной войны 70
      § 17. Развитие подводных лодок о период второй мировой войны
      § 18. Причины гибели подводных лодок в период второй мировой войны 81

     

      ОТ АВТОРА
      Предлагаемое учебное пособие излагает краткую историю развития подводных лодок и их живучести от создания первой в мире подводной лодки, построенной для военных целей, до наших дней. Оно не претендует на полноту рассмотрения данного вопроса и затрагивает только основные моменты в развитии подводных лодок и элементов их живучести.
      Пособие рассчитано на курсантов Высшего Военно-Морского Инженерного ордена Ленина Училища им. Дзержинского для облегчения прохождения курса «живучесть корабля». Настоящая книга может быть использована и офицерским составом ВМС для расширения их кругозора в изучении вопросов истории развития живучести кораблей.
      Приношу свою глубокую благодарность тт. Трусову Григорию Мартыновичу за консультацию по вопросам истории подводных лодок, предоставление иллюстративного материала и редактирование и Барсукову Александру Петровичу за помощь при написании данной книги.
      Автор
     
      ГЛАВА I
      ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XVI — XVIII СТОЛЕТИЯ
     
      § 1. Появление первых подводных лодок
      Возможность преодолевать водные пространства с целью нападения на противника или защиты on его нападении интересовала древние народы. В этом отношении особый интерес представляют сведения, относящиеся к истории восточных славян — антов.
      Уже в IV веке анты известны в мировой истории как воинственный, храбрый н свободолюбивый народ.
      Византийский историк Маврикий, давая антам высокую оценку как воинам, пишет: «…опытны они также в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно они выдерживают пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие выдолбленные камыши…»
      Запорожские казаки, унаследовав от древних славян их искусство во всевозможных ремеслах, переняли у них и успешно применяли массовое хождение под водой, используя для дыхания трубки тростника, незначительно выдвинув конец трубки из-под води. Таким образом, имея возможность внезапно появиться из-под воды они наводили панический страх на своих противников.
      С запорожскими казаками связано упоминание о подводных лодках, относящееся к середине XVI столетия. До наших дней дошли сведения, что запорожские казаки в своих набегах пользовались «подводными пирогами». Конструктивное выполнение «подводных пирог» осталось неизвестным.
      Об изобретении запорожцами «подводных пирог» знали иностранцы. Этот факт, относящийся к XVI веку, подтверждается в очерках французского историка капитана Монжери и монаха Фурнье.
      Достоверные сведения о постройке в России первой подводной лодки для военных целей относятся к началу XVIII века, эпохе Петра I. Это свидетельствует о том, что именно русским людям принадлежат основные идеи, воплощенные в современных подводных лодках военно-морского флота.
      Конец XVII и первая четверть XVIII века характеризуются великими делами русского народа. Петр I, используя развивавшуюся до него промышленность, поставил перед страной грандиозные, по тому времени, задачи в области экономики и культуры страны. Войны, которые велись при Петре I с Швецией и восточными странами, требовали развития экономики страны, в первую очередь, разрешения задач снабжения армии и флота.
      Сильнейшую шведскую армию того времени победил не только русский солдат, руководимый Петром I, но и русская металлургия, русские пушки и ружья, русские корабли. Русская техника одержала великую победу над шведами.
      К началу XVIII века выплавка чугуна в России достигала 150 тыс. пудов в год. Это была большая цифра, но она примерно в пять раз уступала количеству выплавки чугуна в Англии. В 1720 году русские доменные печи выплавили уже 730 тыс. пудов чугуна, а в 1721 году — 1.165 тыс. пудов. Выплавка чугуна в России возросла к этому времени на 77%. Англия оказалась позади, не говоря уже о Франции, Германии и США, далеко отстававших от Англии. В 1800 году в России выплавляли У млн. 971 тыс. пудов чугуна.
      Рост выплавки металла помог России осуществить огромное, по тому времени, строительство новых промышленных предприятий. К концу жизни Петра I оно развернулось, достигнув 233, а к концу XVIII века — свыше 3100 промышленных единиц, не считая горных заводов. Сильно развилось производство оружейных заводов, прядильная и кожеобрабатывающая мануфактуры и пр. Этот успех был достигнут на основе применения тяжелого подневольного труда пожизненно закрепощенных за производством крестьян. При Петре I Россия значительно продвинулась вперед, но оставалась страной, где все держалось на крепостном угнетении. Петр I сделал очень много для возвышения класса помещиков и развития нарождающегося купеческого класса, для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев.
      Допуская на русскую службу иностранных специалистов, Петр I одновременно не закрывал возможности для развития творческих способностей русского парода. Поэтому не случайно при Петре I выдвинулись русские мастера, далеко опередившие иностранцев во многих отраслях техники того времени. Так обстояло и с изобретением первой в мире подводной лодки для военных целей.
      Иностранная пресса приписывала появление первой подводной лодки как оружия американцу Бюшнелю. Это не соответствует действительности и искажает исторические факты.
      Еше за 56 лет до Бюшнеля на имя Петра I в 1718 году поступило «доношение» крепостного крестьянина подмосковного села Покровского Ефима Никонова. Он писал, что может сделать боевое «потаенное» судно, которое будет в состояния подходить к вражеским кораблям «под самое дно» и разбивать «хотя б 10 или 12 фрегатов».
      Петр I, придав этому проекту особо важное значение, приказал Е. Никонову сначала изготовить модель предложенною судна и, в случае удачных опытов с ней, построить «огненное потаенное» судно».
      Е. Никонов проявлял большую энергию в строительстве своего судна.
      В архивах сохранилась различного характера переписка Е. Никонова, в том числе «доиошения» в Адмиралтейскую контору оберсорваеру Головнину, занимавшемуся отпуском строительных материалов для кораблей. Е. Никонов жаловался на несвоевременную доставку необходимых ему строительных материалов.
      Модель «потаенного судна» была построена и испытана, она показала удовлетворительные результаты. После этого, в 1724 году была построена первая русская подводная лодка специально для боевых целей. Во время ее спуска на воду от удара о грунт деревянное днище лодки получило пробоину. Она стала тонуть и ее вытащили на берег. Е. Никонов, поощряемый Петром I, принялся за исправление своей подводной лодки и она была подготовлена к испытанию. Однако смерть Петра I (1725 г.) помешала изобретателю завершить свою работу. Лодкой перестали интересоваться; она была вскоре забыта. Ее долго хранили в амбаре «от чужого глазу», пока она не пришла в ветхость.
      К сожалению, у нас не сохранилось детального описания подводной лодки, изобретенной Е. Никоновым. Известно только, что это была подводная лодка небольших размеров с деревянным корпусом; она могла погружаться и всплывать, передвигайся в подводном положении и подходить к кораблям противника незамеченной. Для поражения вражеских кораблей лодка имела огнеметное вооружение.
      Таким образом, приоритет в создании первой подводной лодки военного значения принадлежит русскому человеку Ефиму Никонову, а не американцу Бюшнелю, как это пытаются утверждать многие иностранные авторы.
      Многочисленные иностранцы, привлеченные Петром I в Россию — немцы, англичане, французы, итальянцы, голландцы и прочие, ревностно следили за развитием русской технической мысли, н в особенности, за кораблестроением, бурно развивавшимся при Петре I.
      Вслед за постройкой а России подводной лодки Е. Никонова неоднократно появлялись проекты подводных лодок во многих странах. Большинство этих проектов преследовало коммерческие цели или только осуществление возможности погружения и передвижения под водой.
      В Англин проекты подводных лодок» принадлежат Симонсу, плотнику по профессии (1747 г.) и механику Дею (1763 г.). Подводная лодка Симонса имела деревянный корпус, обтянутый промасленной кожей. Движителями служили весла! Лодка погружалась в воду посредством кожаных мехов, приделанных к отверстиям в днище лодки, через которые они заполнялись водой (рис. I). Никакого вооружения подводная лодка не имела.
      Небольшая подводная лодка Дея при погружении в Плимутском заливе потерпела аварию и затонула вместе со своим изобретателем.
      Рис. I. Подводная лодка Симонса (1747 г.).
      Обе подводные лодки, как и подобные им, появившиеся впоследствии, были настолько несовершенны, что не могли иметь военного применения.
      Много лет человечество искало средств, с помощью которых можно было бы нанести поражение более сильному противнику. В условиях моря таким средством мог быть корабль, способный нанести врагу удар внезапно и невидимо.
      Обеспечить эти требования могла подводная лодка. Она была невидимой с поверхности моря; установить ее местонахождение оказывалось в те времена невозможно. Этим объясняется стремление и интерес к такому роду оружия изобретателен большинства стран.
      Война за независимость Северной Америки против Англии (1774 — 1783 гг.) заставила северо-амернканцев искать средства борьбы с более сильным и превосходящим количественно флотом Англии.
      В 1775 году американец Бюшнель построил свою подводную лодку «Тартю» («Черепаха»). Бюшнелю были известны проекты подводных лодок других стран. Он даже предпринимал поездку во Францию для ознакомления с тем, что до него было сделано в области подводного плавания.
      Корпус подводной лодки Бюшнеля «Черепаха» состоял из двух медных половин, подобных спинным щитам черепахи. В верхней части корпуса была устроена смотровая башня с иллюминаторами и входным люком. Погружение достигалось путем принятия воды в снстерну, расположенную в нижней части корпуса, а всплытие — путем откачки воды из этих цистерн ручным насосом. Лодка приводилась в движение веслами (рис. 2). Она вмещала только одного человека и в погруженном состоянии могла находиться всего полчаса. Лодка Бюшнеля проектировалась для военных целей; она была вооружена миной в виде яйцеобразного сосуда с порохом и запалом, приводящимся в действие от часового механизма.
      Рис. 2. Подводная лодка Бюшнеля (1776 г.).
      При подходе лодки под днище неприятельского корабля мина отдавалась изнутри лодки, должна была всплыть под днище корабля и через полчаса взорваться.
      Американцы делали попытки использовать «Черепаху» против английских кораблей, блокировавших Нью-Йорк. В 1777 году, при одной из попыток приблизиться к неприятельскому кораблю, лодка была обнаружена англичанами и утоплена артиллерийским огнем вместе с буксиром.
      В дальнейшем развитии подводного плавания за границей достойна упоминания подводная лодка, изобретенная Фультоном.
      В 1797 году американским инженер Фультон, живший во Франции, предложил французской Директории построить подводную лодку для борьбы Ь английским флотом, но его предложение не было принято морским министерством, хотя проект и получил одобрительную оценку комиссии. Консервативное французское высшее командование, привыкшее видеть разрешение воины на море в сражениях парусиых линейных флотов, отказалось применить новое оружие.
      В 1800 году Фультон предложил свой проект первому консулу Франции Бонапарту, который поддержал Фультона и распорядился об отпуске необходимых средств для постройки лодки. В 1S01 году лодка была построена и получила название «Наутилус». Корпус ее имел форму удлиненного эллипса, сделанного из меди, длиной 6,5 м, диаметром 2 м; глубина погружения лодки достигала 7 м. Для движения в надводном положении она имела паруса, складывавшиеся при погружении. В подводном положении лодка передвигалась посредством гребного вита и управлялась ь вертикальной плоскости горизонтальными рулями Лодка могла находиться под водой 4 часа. Гребной вннг и рули, вершкальнмн н горизонтальные, приводились в движение вручную изнутри лодки. Оружием лодки служила мина, подводившаяся пид днище атакуемого корабля. Лодка Фультона прошла удачные испытании в Бресте в 1801 году.
      Однако, как и прежде, французское морское министерство дало отрицательный отзыв о применении и войне на море подводной лодки, н Наполеон отказал Фулыону в дальнейшем содействии.
     
      § 2. Элементы живучести подводных лодок XVIII столетия
      Подводные лодки XVIII столетни не были подводными лодкалш б современном понимании: они представляли собой погружаю
      щнеся в воду лодки, оставляющие па поверхности плоскую палубу или, в лучшем случае, башню для рулевого, обязанности которого большей частью выполнял сам командир. Подводные лодки того времени были столь несовершенными, что представляли определенную опасность для экипажа. Они имели слабый корпус, кое-как при помошн мускульной силы могли погружаться и медленно передвигались под водой; запас воздуха для обеспечения дыхания людей под водой был незначителен.
      Такая деревянная гребная подводная лодка, с применением человеческой мускульной силы для движения, была вовсе не мореходкой и могла действовать только в непосредственной близости от своих берегов Естественно, ее нельзя было противопоставить могущественным, для того времени, мореходным парусным линейным кораблям, ведущим морские сражения преимущественно в открытом море.
      О ненадежности устройства подводных лодок того периода, в первую очередь их корпуса, свидетельствуют имевшие место сварим: первая в мире подводная лодка, построенная в России Ефимом Никоновым, во время спуска, как указывалось, ударилась своим деревянным» корпусом о грунт, дала течь, стала тонуть и ее выташилн на берег.
      В 1774 году погибла подводная лодка английского изобретателя Дея. Это было небольшое деревянное подводное судно длиной 3,6 м, шириной 2,7 м и высотой 2,4 м. По данным английского ежегодника, катастрофа произошла во вторник, о 14 часов 28 нюня 1774 года. В этот день изобретатель совершил в своей подводной лодке необдуманное погружение на глубину 46 метров в Плимутском заливе. Слабый деревянный корпус не выдержал чрезмерного давления забортной воды, и лодка погибла вместе с изобретателем. Это был первым изобретатель, погибший при опытах на подводной лодке.
      Из приведенных примеров видно, что подводные лодки XVIII века терпели аварии главным образом по причине слабости корпуса. Только подводная лодка Бюшнсля «Черепаха» погибла от артиллерийского огня при попытке использовать свое оружие против кораблей противника. Это была первая подводная лодка, погибшая при выполнении боевого задания.
      Аварии подводных лодок заставляли их конструкторов принимать меры безопасности погружения на большие глубины. Ми подводных лодках XVIII века появляются некоторые средства обеспечения их живучести. К мим средствам можно отнести следующие устройства:
      1) специальные откидные грузы (балласт), отдающиеся изнутри лодки по желанию личного состава с целью придания пловучесги в случае аварии;
      2) ручные, хоть и очень слабые, водяные насосы дли откачки воды, попавшей внутрь подводной лодки.
      Изобретатели работают над укреплением корпусов, улучшением системы погружения и всплытия. Ставятся вопросы изыскания возможности очищения воздуха внутри лодки с цеию увеличения времени пребывания людей под водой.
     
      ГЛАВА II ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XIX СТОЛЕТИЯ
     
      § 3. Развитие подводных лодок в XIX столетии
      XIX столетие знаменуется развитием-машиностроительной промышленности, механизации транспорта, ростом индустрии.
      Новые открытия в области техники, появившиеся на базе достижений металлургической промышленности — замена древесного угля каменным, начало применения жидкого топлива, усовершенствование паровых машин, открытия в области использования электроэнергии, усовершенствование оружия — создали предпосылки для развития военного кораблестроения.
      К шестидесятым годам XIX столетня паровые суда вытесняют парусные суда. На базе развития металлургической промышленности совершается замена деревянного судостроения стальным.
      Появление броненосных паровых кораблей приводит, в свою очередь, к поискам новых средств борьбы с ними, к новым изобретениям в области подводного плавания.
      Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. До 60-х годов XIX столетня в России существовало крепостное право. Подневольный труд давал низкую производительность в сельском хозяйстве и промышленности. Весь ход экономического развития вел к уничтожению крепостного права.
      Царское правительство, ослабленное поражением в результате Крымской войны и запуганное крестьянскими бунтами против помещиков, в 1861 году оказалось вынужденным отменить крепостное право.
      После отмены крепостного права развитие промышленного капитализма в нашей стране пошло довольно быстро. Но все же Россия была страной аграрной, в экономическом отношении отсталой.
      С отменой крепостного права раскрылись природные таланты русского народа. Они дали миру замечательных ученых и нзобре-питателей. Развитие машиностроительной промышленности, достижения в области усовершенствования паровой машины, применение электрической энергии создали предпосылки для развития подводных лодок, в особенности, в конце XIX столетня. Русскими конструкторами и изобретателями было предложено много проокгои, которые двинули технику подводных лодок далеко вперед.
      В 1829 году русский изобретатель Казимир ЧерноиекиП, находясь в заточении в Петропавловской, а затем Шлнссельбургскэм крепостях, предложил Николаю I проект своей подводной лодки. По заключению экспертов того времени проект К. Черновского представлял большой интерес (рис. 3). Узник-изобретатель, совершенствуй свой проект, предугадал ряд положений, нашедших воплощение в современных подводных лодках. Он указывал, например, что намлучшеи формой лодки дли плавания под водой следует считать цилиндр с усеченными конусами на концах. К. Черковским было предложено маскировочное окрашивание подводных лодок. Он считал, что наружную поверхность корпуса подводной лодки следует окрашивать темной или черной краской, чтобы при погружении лодка лучше сливалась с черным фоном моря и, следовательно, была менее заметной.
      В 1834 году, по проекту русского изобретателя инженера генерал-адъютанта К. А. Шильдера, на Александровском литейном заводе в Петербурге была построена подводная лодка, которая успешно прошла испытания, но была забракована по причине малой скорости хода (рис. 4). На подводной лодке Шильдера было впервые применено ракетное оружие. Следует отметить, что современная военная техника не решила еще полностью задачи подобного вооружения подводных лодок. Известно, что немцы готовили в конце второй мировой войны применение ракетного оружия типа «Фау» для обстрела побережья США с подводных лодок, но не успели этого осуществить. Подводная лодка Шильдера имела примитивный оптический прибор для наблюдения за горизонтом при подводном положении и трубу вентиляции для освежения воздуха в лодке в подводном положении.
      Подводная лодка Шнльдера (прототип современных так называемых «карликовых» подводных лодок) перевозилась к месту использования на специальном понтоне, который служил ей своеобразной маткой и имел, как и сама лодка, ракетное вооружение.
      Крымская война 1854—56 гг., сопровождавшаяся блокадными операциями неприятельского флота у Севастополя и деятельностью англичан у русских берегов в Финском заливе, способствовала развитию подводных лодок в России, несмотря на отсутствие поощрения их изобретателен со стороны морского ведомства.
      В 1856 году на рассмотрение Морского Ученого Комитета поступил проект подводной лодки, составитель которого скрывался за инициалами Г. Г. Длина лодки проектировалась 15 лг, ширина и высота — 1,6 м. Движителем подводного хода служил гребной винт, а над водой лодка могла двигаться под парусами и веслами. Проект оказался не разработанным в достаточной мере и поэтому был только принят к сведению. Автор проекта Г. Г. первым в мири предложил средство подводной сигнализации для управления подводной лодкой в подводном положении.
      В следующем, 1857 году рассматривался проект русского механика Н. Спиридонова. Автором проекта была предложена подводная лодка со стальным корпусом на 60 человек команды, вооруженная пятнадцатью пушками разного калибра особой конструкции. Движителем служил четырехлопастной винт, получавший вращение через зубчатую передачу от воздушной машины, изобретенной самим Н. Спиридоновым. Погружение производилось принятием водяного балласта в систерны; управлялась лодка в вертикальной плоскости горизонтальными рулями. Проект Спиридонова не был принят вследствие чрезвычайной сложности использования пушек. Через некоторое время Спиридонов предложил другой проект подводной лодки с воздушной машиной. В нём была разработана система подачи сжатого воздуха посредством гибких шлангов внутрь подводной лодки извне для приведения в действие воздушной машины и на случай аварии. Система подачи воздуха в подводную лодку извне впоследствии была использована многими конструкторами подводных лодок в случаях аварии лодок пол водой и является неотъемлемой системой на современных подводных лодках.
      В 1863 голу в России в историю развития подводных лодок была вписана замечательная страница.
      Неизвестный до того в техническом мире русский художник фотограф Иван Федорович Александровский представил в Морское министерство проект огромной, по тому времени, подводной лодки (рис. 5, G и 7). Александровский использовал последние достижениятехники того времени. Его лодка имела водоизмещение около 355 т. длину 33 м. ширину около 4 м и высоту 3.6 м. Двн 1зт»лем служила машина, работающая сжатым воздухом, запас которого, при давлении в 100 am, был около 6,0 л5. Лодка свободно погружалась, всплывала и легко маневрировала под водой. Это была самая большая подводная лодка в мире, в которой в качестве двигателя применялась машина, а не труд человека, как, например, на американской подводной лодке того времени «Давид».
      Погружение подводной лодки Александровского достигалось приемом воды в балластные систерны. При всплытии воду из систерн продували сжатым воздухом. Сжатый воздух использовался также для продувания балластных систерн в случае аварии. Таким образом, Александровский первый использовал сжатый воздух для обеспечения живучести подводной лодки.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

sheba.spb.ru

История создания подводных лодок в мире и в России

Современные подводные лодки имеют 2 корпуса: водопроницаемый лёгкий корпус, функция которого заключается в придании кораблю гидродинамических совершенных обводов, и водонепроницаемый прочный корпус, способный выдержать давление воды на больших глубинах погружения. Внутри прочный корпус разделен на отсеки переборками, что повышает живучесть корабля в случае течи. Типичный материал прочного корпуса — легированная сталь с высоким пределом текучести. Встречались и титановые корпуса. К тому же титановые соединения стойки к коррозии — корпус хорошо стоит в морской воде даже без покраски. Но сварка титановых листов представляет проблемы — титан становится хрупким, растрескивается параллельно шву. Борьба с этим явлением удорожает и замедляет постройку. Даже, несмотря на то, что рекорды скорости и глубины погружения принадлежат титановым субмаринам, в СССР титан как материал корпуса был вытеснен высокопрочной сталью. На Западе титановых лодок не строили вообще. Перспективным материалом считаются композиты, но технология изготовления больших корпусов еще не отработана, а сам материал дорог, что сдерживает его внедрение, лишь на небольших лодках прочные корпуса выполняются из композитов.

Преимущества подводных лодок в качестве особого рода сил таковы: скрытность действий сравнительно с надводными кораблями и военной авиацией, которая обеспечивает внезапность боевых ударов, огромная ударная мощь, большая маневренность, протяженный пространственный размах действий. Основные задачи подводных сил флота — это разрушение стратегически важных наземных объектов противника при помощи ракетно-ядерного оружия, поражение надводных кораблей и судов противника торпедным и ракетным оружием, подводных лодок — противолодочным, осуществление разведки, включая высадку разведывательно-диверсионных отрядов на побережье противника, а также транспортировка важных и ценных грузов и ряд других задач. Подводные лодки могут выполнять возложенные на них задачи как самостоятельно — одиночными судами, так и группами либо соединениями и в комбинации с прочими родами сил военно-морского флота и видами вооруженных сил.

Предназначена для поражения важных военно-промышленных и административных центров, военно-морских баз, портов и других наземных объектов, уничтожения подводных лодок, кораблей и судов противника, скрытной постановки минных заграждений, ведения разведки, высадки диверсионно-разведывательных групп и выполнения других боевых задач.

Выполнение боевых задач: в рамках ВМС подводные лодки составляют подводные силы флота. Подводные лодки способны выполнять боевые задачи одиночно, группами, завесами, в составе группировок подводных лодок и разнородных сил, самостоятельно и во взаимодействии с другими видами Вооружённых сил.

2. Классификация

Подводные лодки классифицируются по следующим признакам:

1. По типу энергетической установки:

· Атомные.

· Неатомные:

-дизель-электрические (ДПЛ, ДЭПЛ).

-дизель-стирлинг-электрические (ДСЭПЛ).

-с электродвижением топливных элементах.

2. По водоизмещению:

· подводные крейсеры (К, ТК).

· крейсерские.

· большие (Б).

· средние (С).

· малые (М).

· сверхмалые.

3. По предназначению:

· стратегические (СН).

· многоцелевые (М).

· специального назначения.

4. По основному вооружению:

· баллистические ракеты (РБ).

· крылатые ракеты (РК).

· торпеды (Т).

· ракетно-торпедные (ТРК).

5. По конструкции корпуса:

· Однокорпусные — корпус одновременно и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму.

· Смешанного типа (полуторакорпусные) — для лучшей обтекаемости основной корпус частично прикрыт лёгким корпусом.

· Двухкорпусные — есть ярко выраженные лёгкий корпус и прочный корпус.

· Многокорпусные — это несколько прочных корпусов внутри одного лёгкого корпуса.

6. По поколениям:

В истории развития атомного подводного кораблестроения выделяют пять поколений кораблей, которые различаются по надёжности, скрытности, вооружению, системам обнаружения. По аналогии неатомные подводные лодки соответствующего технического уровня также разделяют на поколения.

7. Современные проекты:

· Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), другое обозначение: Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН).

· Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК).

· Многоцелевые атомные подводные лодки с торпедным и торпедо-ракетным вооружением (ПЛАТ и МПЛАТРК).

· Неатомные подводные лодки с торпедным или торпедо-ракетным вооружением (ДПЛ и ДПЛРК).

8. Экспериментальные типы:

· Летающая подводная лодка.

· Подводный самолёт (подводная лодка с подводными крыльями).

Так же можно рассмотреть типологию подводных лодок:

1. Дизель-электрические:

· Многоцелевые.

· С крылатыми ракетами (ДПЛРК — дизельная подводная лодка с ракетами крылатыми).

· С баллистическими ракетами (ПЛРБ — подводная лодка с ракетами баллистическими).

· Специального назначения.

2. Парогазотурбинные;

3. Атомные: (АПЛ — атомные подводные лодки. В большинстве проектов использовались водо-водяные реакторы. Использование реакторов с жидкометаллическим теплоносителем было ограниченным).

· Торпедные и многоцелевые (ПЛАТ — подводная лодка атомная торпедная. Также включают МПЛАТРК — многоцелевые атомные подводные лодки торпедные с крылатыми ракетами).

· С крылатыми ракетами (ПЛАРК — подводная лодка атомная с ракетами крылатыми).

· С баллистическими ракетами (ПЛАРБ — подводная лодка атомная с ракетами баллистическими. Чаще обозначаются как РПКСН — ракетный подводный крейсер стратегического назначения).

· Специального назначения.

3. Средства связи с землей

Наверное, каждому понятно, какая это важная составная любой подводной лодки. Связь с подводными лодками, когда они находятся в погружённом состоянии достаточно серьёзная техническая задача. Основная проблема состоит в том, что электромагнитные волны с частотами, использующимися в традиционной радиосвязи, сильно ослабляются при прохождении через толстый слой проводящего материала, которым является солёная вода. В большинстве случаев хватает простейшего решения: всплыть к самой поверхности воды и поднять антенну над водой. Но для большинства судов этого не достаточно, например, для атомных подводных лодок. Они в отличии от положения используют различные виды связи например некоторые из них используют радиосвязь в диапазоне очень низких частот или в диапазоне крайне низких частот .

4. Совершенству нет предела

После войны правительство страны прекрасно понимало, что необходимо иметь мощный подводный флот на всех направлениях. В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 по 1954 г. было построено 154 ПЛ, при плане — 352. Одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым, послевоенным проектам. К началу 1958 г. были построены 260 ПЛ, начато строительство атомных подводных лодок (АПЛ).Построив в 1958 г. первую советскую АПЛ «К-З» («Ленинский комсомол»), ВМФ уже в 1961 г. имел 9 АПЛ — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов, а также имел свыше 1000 дизельных ПЛ. Советский подводный флот вышел в Мировой океан!

Ещё в начале ХХ века морское Министерство России разработало чёткую систему наименований боевых кораблей. По этой классификации подводные лодки как оружие нового типа должны были носить наименования рыб, зверей или явлений, которые наиболее точно описывают «характер» боевой деятельности лодки, хитрость и быстроту манёвра, внезапность и опасность нападения. С тех пор все строящиеся субмарины имеют не только номер проекта, но и собственное имя.

1959 год, вступила в строй первая отечественная атомная подводная лодка. Предназначалась для всесторонних испытаний первых образцов кораблей с атомной энергетической установкой и для нанесения торпедного удара по кораблям и транспортам противника при действиях на удалённых океанских и морских коммуникациях. В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. 17 июня 1962 г. К-3 стала первым кораблем Российского флота, достигшим Северного полюса и первым кораблем в мире, всплывшим в точке Северного полюса.

«Ленинский Комсомол» показал неоспоримые преимущества ПЛ с атомной силовой установкой. Работы в этом направлении продолжились и в 1972 году ВМФ России получил новую субмарину, которая после спуска получила название «Дельта», но уже через короткий испытательный срок моряки прозвали её «Дельфин». «Дельфины» уже больше тридцати лет охраняют наши водные рубежи.

mirznanii.com

Из истории создания подводной лодки — История мирового судостроения — Каталог статей


Человек давно стремился узнать тайны мира «безмолвия». Первоначально в поисках добычи люди погружались на глубину 25-30 м, используя обыкновенную веревку и камень. Это, конечно, было неудобно и удавалось с применением максимальных усилий.

Долгим был поиск человека в использовании средств, обеспечивающих более длительное пребывание под водой. Вначале для дыхания под водой на небольшой глубине применялась тростниковая трубка. Затем вдох под водой стали осуществлять из кожаного мешка или бычьего пузыря, заполненных воздухом. Установлено, что водолазы в таком снаряжении выполняли военные задачи.

Много времени потребовалось для того, чтобы построить подводную лодку, позволяющую не только длительное пребывание под водой, но и передвигаться в царстве Нептуна.

Первая подводная лодка была построена в Лондоне в 1620 году голландским ученым К. Ван Дребеллем.

В России идея использования подводного судна для военных целей была выдвинута впервые русским изобретателем-самоучкой Ефимом Никоновым.

В 1718 г. он подал «челобитную» на имя Петра Первого, предлагая построить «потаенное огненное судно». Вскоре Никонов был вызван в Петербург, где построил и испытал на погружение и плавание под водой модель судна. А в 1724 г. было построено первое боевое подводное судно. Начавшиеся его испытания прервались вскоре после смерти Петра Первого, а настойчивые попытки Никонова продолжить свою работу навлекли на него опалу. Вскоре Никонов умер в ссылке.

Через 52 года американец Д. Бушнелл сконструировал подводную лодку «Черепаха», погружающуюся при заполнении специального бака водой.

В 1834 г. инженер-генерал русской армии К. А. Шильдер построил подводную лодку из железа, вооруженную миной. Лодка имела водоизмещение 16 т. Движение лодки осуществлялось от ручного привода особыми гребками.

В 1866 г. изобретатель И. Ф. Александровский построил подводную лодку водоизмещением 355 т, вооруженную двумя минами.

В Германии подводные лодки начали строить с 1890 г., а в Италии – с 1891 г. В начале 20 века подводное кораблестроение вышло из стадии опытов.

В 1903-1915 гг. по проектам выдающихся русских конструкторов И. Г. Бубнова и М. П. Налетова было создано несколько подводных лодок, определивших тип русской подлодки, среди них лодки «Барс» и «Краб».

Подлодка типа «Барс», построенная в 1912 г., водоизмещением 650 т и вооруженная 12 торпедами, являлась самой мощной в то время.

Подлодка типа «Краб» была первым в мире подводным минным заградителем.

Главным средством борьбы с подводной лодкой является авиация. Уязвимость подводных лодок с земли, воздуха и в воде требовали значительного повышения их качеств – дальности плавания и скорости хода под водой.

Накануне второй мировой войны уже строились опытные образцы подводных лодок, имеющих единый двигатель для подводного и надводного хода.

В настоящее время Военно-Морские Силы имеют подводные лодки с атомным двигателем, позволяющим развивать высокую скорость и находиться на больших глубинах длительное время.

Редакция журнала «Спортсмен-Подводник»

hmhsbritannic.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *