История одного поражения. За что экипаж «Варяга» объявили героями? | История | Общество
Знаменитый бой крейсера «Варяг» с японской эскадрой стал настоящей легендой, хотя это, по мнению многих, противоречит логике и здравому смыслу.
В истории русского флота было много славных побед, а в случае с «Варягом» речь идёт о проигранном сражении бесславно проигранной войны. Так что же такое заключено в истории «Варяга», что заставляет и в XXI веке учащённо биться сердца россиян?
Русский крейсер «Варяг» в начале 1904 года выполнял отнюдь не военную миссию. В корейском порту Чемульпо крейсер и канонерская лодка «Кореец» находились в распоряжении российского посольства в Сеуле. Разумеется, моряки знали о сложившейся обстановке, грозившей в любой момент разразиться войной, однако нападения 9 февраля 1904 года они не ждали.
«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 года. Фото: Public DomainКонфликт двух империй
В начале XX века на Дальнем Востоке столкнулись интересы двух активно развивавшихся империй – Российской и Японской. Стороны боролись за влияние в Китае и Корее, японская сторона открыто претендовала также на принадлежащие России территории, а в долгосрочной перспективе и вовсе надеялась полностью вытеснить Россию с Дальнего Востока.
К началу 1904 года Япония закончила перевооружение армии и флота, в котором не последнюю роль играли европейские державы, в частности, Великобритания, и была готова решить конфликт с Россией силовыми методами.
В России же, наоборот, к японской агрессии были явно не готовы. Оснащение армии оставляло желать лучшего, неразвитость транспортных коммуникаций исключала возможность быстрой переброски дополнительных сил на Дальний Восток. При этом присутствовала и явная недооценка противника правящими кругами России — слишком многие не принимали японские притязания всерьёз.
В ночь на 4 февраля 1905 года на заседании тайного совета и правительства Японии было принято решение о начале войны с Россией, а спустя сутки вышло распоряжение об атаке русской эскадры в Порт-Артуре и высадке десанта в Корее.
6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Тем не менее, русское командование не ожидало от японцев решительных военных действий.
Бронепалубный крейсер Варяг и фотография его капитана Всеволода Руднева. Фото: Public DomainЛовушка в Чемульпо
В ночь на 9 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре, выведя из строя два броненосца и один крейсер.
Одновременно японская эскадра в составе шести крейсеров и восьми миноносцев блокировала «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо.
Так как Чемульпо считался нейтральным портом, в нём находились корабли нескольких держав, включая японский крейсер «Чиода», который в ночь на 9 февраля вышел в открытое море, как потом выяснилось, на соединение с основными японскими силами.
К этому моменту российское посольство в Сеуле и командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев находились фактически в информационной изоляции из-за непоступления телеграмм, задерживаемых японскими агентами, которые контролировали передающие станции в Корее. О том, что Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, Руднев узнал от капитанов иностранных судов. В этих условиях решено было отправить «Кореец» с донесениями в Порт-Артур.
Но в ночь на 9 февраля «Кореец», вышедший из порта, подвергся торпедной атаке японских судов и был вынужден вернуться на рейд.
По международным законам, японская эскадра не имела права атаковать русские суда в нейтральном порту, поскольку это ставило под угрозу корабли других государств. С другой стороны, моряки «Варяга» не могли предпринять ответных действий, когда с японских транспортных судов утром 9 февраля началась высадка десанта.
Крейсер после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт. Фото: Public DomainРусские не сдаются
Стало очевидно — война началась. После переговоров с участием капитанов судов нейтральных держав командующий японской эскадрой адмирал Сотокити Уриу предъявил ультиматум: до 12:00 9 февраля русские корабли должны покинуть порт, иначе они будут атакованы непосредственно в нём.
Капитан «Варяга» Всеволод Руднев принял решение выйти в море и принять бой, предприняв попытку прорваться в Порт-Артур. При данном соотношении сил шансов на успех практически не было, однако решение капитана было поддержано экипажем.
Когда «Варяг» и «Кореец» выходили из порта, на кораблях нейтральных держав стали исполнять гимн Российской империи в знак уважения к мужеству русских моряков, идущих на верную смерть.
После выхода русских кораблей из порта адмирал Уриу велел передать «Варягу» и «Корейцу»: предлагаем сдаться и спустить флаг.
Русские моряки ответили отказом, после чего завязался бой. Сражение длилось около часа. Японские корабли обладали лучшим оснащением, манёвренностью и более высокой скоростью хода. При подавляющем количественном перевесе это, фактически, не оставляло русским шансов. Огонь японцев причинил «Варягу» серьёзные разрушения, в том числе, из строя было выведено большинство орудий корабля. Кроме того, из-за их попадания в подводную часть, судно дало крен на левый борт. Имелись большие разрушения на корме, некоторые попадания вызвали пожары, осколками в боевой рубке были убиты несколько человек и контужен капитан.
В бою погибли 1 офицер и 22 матроса «Варяга», ещё десять умерли от ран, десятки человек получили тяжёлые ранения. «Кореец», чье участие в бою было ограниченным, потерь в экипаже не имел.
О японских потерях говорить сложно. Согласно рапорту капитана Руднева, один японский миноносец был потоплен, серьёзные повреждения получил как минимум один японский крейсер.
Японские источники сообщают, что корабли адмирала Уриу не понесли вообще никаких потерь, и ни один снаряд «Варяга» не достиг цели.
Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева. Фото: www.russianlook.comНаграды за поражение
После возвращения в порт перед капитаном Рудневым встал вопрос: как поступить дальше? Изначально он предполагал возобновить бой после устранения повреждений, однако быстро стало очевидно, что возможности для этого нет.
В результате было принято решение об уничтожении кораблей во избежание их попадания в руки противника. Раненые моряки были переправлены на нейтральные суда, вслед за этим экипажи покинули «Варяг» и «Кореец». «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван.
После переговоров с японской стороной было достигнуто соглашение о том, что русские моряки не будут считаться военнопленными, а получат право вернуться на родину при условии обязательства не участвовать в дальнейших боевых действиях.
В России моряков «Варяга» встретили как героев, хотя многие из экипажа ждали совсем иной реакции: ведь бой был проигран, а корабли потеряны. Вопреки этим ожиданиям, экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приёма у Николая II, а все участники сражения удостоены наград.
Это и по сей день вызывает у многих недоумение: за что? Японская эскадра разгромила русских в пух и прах. Мало того, затопленный «Варяг» был вскоре поднят японцами и включен в состав флота под названием «Соя». Лишь в 1916 году «Варяг» был выкуплен и возвращён в Россию.
Крейсер «Соя». Фото: Public DomainСтоять до последнего
Самое удивительное, что поступок русских моряков считали героическим и их противники – японцы. Больше того, в 1907 году капитан Всеволод Руднев японским императором был награждён орденом Восходящего солнца в знак признания героизма русских моряков. Молодых японских офицеров учили мужеству и стойкости, ставя в пример экипажи «Варяга» и «Корейца».Логики во всём этом нет, только если рассуждать прагматично. Но в том-то и дело, что не всё в нашей жизни может быть измерено подобной логикой.
Долг перед Родиной и честь моряка порой стоят дороже собственной жизни. Принимая неравный и безнадежный бой, моряки «Варяга» показывали противнику, что лёгкой победы в войне с Россией не будет, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит до последнего.
Именно стойкостью, мужеством и готовностью к самопожертвованию советские солдаты заставили сломаться отлаженную машину гитлеровского вермахта. Для многих из героев Великой Отечественной примером был именно подвиг «Варяга».
В 1954 году, уже в Советском Союзе, широко отмечали 50-летие боя у Чемульпо. Оставшимся в живых морякам «Варяга» были назначены персональные пенсии, а 15 из них получили медали «За отвагу» из рук главкома ВМФ СССР адмирала Кузнецова.
aif.ru
история подлинной судьбы корабля от создания до даты гибели
Ни один народ в мире не может обойтись без своих героев.
В критические периоды истории рассказы об их легендарных поступках поддерживают моральный дух людей, часто помогают выстоять в безнадёжном противоборстве с врагами.
Ярким примером таких деяний является подвиг экипажа крейсера «Варяг».
Русский заказ для верфей Филадельфии
В конце XIX ст. мир всё сильнее погружался в системный политический кризис. Сформировавшиеся к этому времени европейские империи соревновались за мировое лидерство не только между собой, но и всё сильнее чувствовали давление со стороны молодых хищников, претендующих на свою часть «мирового пирога». Одним из них стала Япония, с чьими территориальными и экономическими претензиями на Дальнем Востоке столкнулась Россия.
Стремительно развивавшейся экономике островного государства становилось тесно на ограниченном пространстве Японского архипелага.
И хотя на рубеже веков Япония имела не очень высокий уровень технического развития, но для достижения своих экспансионистских целей правительство страны постепенно наращивало уровень её вооружений.
В первую очередь это касалось флота, который должен быть превосходить по мощи флот Российской империи — одного из двух основных конкурентов Страны восходящего солнца в этом регионе на начало XX ст. (вторым были США).
Планы японцев не являлись для российского правительства секретом. Допустить этого было нельзя.
Одним из первых ответных шагов России в этой региональной «гонке вооружений» был заказ и ввод в строй крейсера «Варяг». История корабля началась не на русских верфях, поскольку они работали слишком медленно.
Заказ на постройку крейсера, технические характеристики которого должны были соответствовать передовым требованиям, поручили корабелам верфей Филадельфии, обязавшимся выполнить его за 20 месяцев.
Заказ был выполнен в срок, Россия получила крейсер в 1899 г. Но в строй корабль «Варяг» вступил лишь вначале 1901 г., поскольку пришлось устранять обнаружившиеся при приёмке проблемы с двигателями, котлы которых оказались ненадёжными из-за частых поломок. В результате проектная скорость в 26 узлов не достигалась, к тому же корабль мог остановиться в любой момент даже во время боя.
Были проблемы и с вооружением. Так, артиллерийские установки не имели броневой защиты, что делало их очень уязвимыми во время боя.
В дальнейшем, уже после легендарного сражения, корабль ещё два раза проходил модернизацию:
- первый раз это сделали японцы, когда затопленный после боя корабль достался им в качестве трофея в 1905 г.;
- ещё одна модернизация была произведена русскими, после того как крейсер был выкуплен ими у Японии в 1916 г.
Рейс в вечность
«Варяг» прибыл в Кронштадт в мае 1901 г. После осмотра корабля Николаем II крейсер вышел в своё первый рейс в составе Военно-морского флота Российской империи. Конечной целью этого плавания был дальневосточный город Порт-Артур.
В пути «Варяг» посетил многие порты Европы и Азии, в том числе и японский Нагасаки. В портах посещений корабль могли свободно осмотреть делегации от «высшего общества», что было недопустимо, ведь этим не могли не воспользоваться разведчики иностранных государств, чтобы лучше узнать особенности конструкции боевой машины.
В Порт-Артуре «Варяг» базировался до конца 1903 г., откуда 27 декабря этого же года был переведён в корейский порт Чемульпо для обеспечения вместе с канонерской лодкой «Кореец» связи между портами.
Здесь в начале февраля 1904 г. его капитан В. Руднев получил сообщение о начале русско-японской войны.
Легендарный бой у Чемульпо
Боевые действия у Чемульпо начались 8 февраля (по новому стилю). В этот день японцы начали высадку сухопутного десанта в районе порта, одновременно заблокировав русские корабли на рейде и прервав связь русских с Порт-Артуром. Попытка «Корейца» прорваться с донесением окончилась неудачей.
9 февраля японский контр-адмирал Урио выдвинул русским кораблям ультиматум: покинуть порт и сдаться японцам, иначе русские суда будут атакованы прямо на рейде. Капитан В. Руднев отверг ультиматум и решил принять бой вне территории порта. Корабли покинули рейд и в полдень вошли в фарватер, ведущий в открытое море.
На выходе из порта их уже ждала вражеская эскадра, состоявшая из пятнадцати кораблей разных типов, во главе которой был в то время лучший в мире японский крейсер «Асама».
Неравный бой продолжался около часа. Основной удар вражеской артиллерии принял на себя «Варяг», который вскоре получил множественные повреждения, но продолжал обстрел вражеской эскадры. Впоследствии капитан Руднев в своём докладе написал, что во время боя потопил один из японских крейсеров и серьёзно повредил ещё несколько японских судов, хотя записи в военных архивах Японии не подтверждают этого. Во время боя «Варяг» потерял:
- убитыми 1 офицера и 30 матросов;
- ранеными 6 офицеров и 85 матросов;
- было повреждена или уничтожена почти вся артиллерия корабля.
Гибель крейсера
Получив несколько серьёзных пробоин, «Варяг» вместе с «Корейцем» вернулся в порт, где капитан хотел попытаться устранить повреждения и продолжить бой. Но повреждения оказались слишком серьёзными, поэтому после короткого военного совета было принято решение эвакуировать экипажи обоих кораблей, а сами суда уничтожить. «Кореец» был взорван, а у «Варяга» открыли кингстоны, после чего он затонул на рейде 9 февраля 1904 г. в 18 ч. 10 мин. Это число и является датой гибели крейсера «Варяг».
По предварительной договорённости русские моряки были приняты на борт военных кораблей третьих стран (Великобритании, США, Франции, Италии). Позже, обязавшись не принимать участия в боевых действиях, моряки возвратились в Россию через нейтральные порты, где были встречены с большими почестями. Всех матросов и офицеров наградили боевыми орденами и именными подарками от Николая II.
Продолжение истории
Затопленный крейсер был поднят японцами со дна бухты Чемульпо через полгода после боя. После ремонта и модернизации корабль включён в 1907 г. в состав Императорского флота Японии как учебное судно под названием «Соя». Из уважения к подвигу русских моряков на корме корабля по решению императора Муцихито было сохранено старое название крейсера.
В 1916 г. он был выкуплен у Японии Россией и вошёл в состав русской флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 г. судно отправили для ремонта в Великобританию, но впоследствии из-за отказа большевистского правительства выплатить стоимость ремонтных работ оно было конфисковано английским правительством.
1925 год стал окончательной датой гибели «Варяга». В этом году проданный на металлолом корпус бывшего крейсера при транспортировке к месту разборки затонул во время шторма в Ирландском море на прибрежной отмели, где был позже взорван.
Впоследствии в 2003 г. на место взрыва была организована экспедиция, участники которой подняли с морского дна некоторые сохранившееся детали корабля.
За более чем сто лет история крейсера «Варяг», его судьба стала легендой, в которой тяжело отделить реальные факты от выдуманных событий. Но несомненно одно — русские моряки совершили реальный подвиг.
diaryrh.ru
Тёмная сторона легенды. Непарадная история крейсера «Варяг» | История | Общество
Две судьбы
Если попросить человека, не знакомого близко с историей русского флота, назвать два известных ему имени российских кораблей, чаще всего в ответ вы услышите: «Варяг» и «Аврора».
Имена этих двух крейсеров овеяны легендами, за которыми скрыты многие факты из их судьбы.
«Авроре» повезло больше — сегодня Крейсер Революции в доке, и специалисты приводят его в порядок, чтобы он смог вернуться к месту своей вечной стоянки во всём великолепии.
«Варягу» повезло меньше. Останься он навсегда на месте своего героического боя у Чемульпо, впоследствии не пришлось бы замалчивать некоторые факты, не вписывающиеся в общепринятую героическую картину его судьбы.
Но из песни слова не выкинешь — «Варяг» успел послужить враждебной державе, а закончил свою историю в виде груды металлолома у далёких, богом забытых берегов…
Американская халтура
В конце XIX века военное ведомство России было озабочено необходимостью усиления военно-морского флота, перед которым ставилась задача успешного противостояния военным силам ведущих морских держав.
Для решения этой задачи, по мнению русских адмиралов, было необходимо иметь в составе флота бронепалубные крейсера двух типов: дальние разведчики водоизмещением около 6000 тонн и ближние разведчики водоизмещением 2000−2500 тонн. Конкурсы на проектирование и строительство данных кораблей были объявлены в 1898 году. В связи с тем, что мощностей русских судостроительных предприятий для оперативного выполнения заказа не хватало, к конкурсу были допущены и иностранные компании.Заказ на проектирование и строительство одного из бронепалубных крейсеров 1-го класса получила американская компания «Крамп».
Корабль был заложен на верфи компании «Крамп» в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. В Филадельфию прибыл экипаж в составе 21 офицера и 559 старшин и матросов во главе с капитаном 1 ранга Бэром и старшим офицером капитаном 2 ранга Крафтом. Начались работы по установке оборудования и подготовке судна к ходовым и артиллерийским испытаниям.
В американской прессе корабль, названный «Варягом», расхваливали на все лады, называя чудом техники и вершиной инженерной мысли. Русские специалисты, однако, были значительно сдержаннее. Крейсер имел массу технических недочётов, особенно много вопросов вызывали паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными для экипажа.
Выявились и ошибки в самом проекте. Самая крупная из них заключалась в том, что крейсер не имел требуемой устойчивости. Чтобы исправить дефект, пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. Но это, в свою очередь, вело к снижению хода и перерасходу топлива.
На этом фоне узость и теснота кают и технических помещений кажутся мелочами, но и они постоянно изматывали экипаж, не добавляя любви к крейсеру.
Эффектный, но не эффективный
Если опять-таки не вспоминать бой у Чемульпо, то история крейсера «Варяг» — это история бесконечного ремонта, потому что устранить все поломки на корабле не удавалось практически никогда.
Тем не менее, 3 мая 1901 года новый крейсер российского флота отдал якорь на Большом кронштадтском рейде. Смотрелся «Варяг» внешне эффектно, поэтому на несколько месяцев стал главной звездой всевозможных морских парадов и торжеств.
В августе 1901 года «Варяг» вышел в плавание, которое сопровождалось вышеописанной борьбой с неполадками. В то время, как крейсер находился в Средиземном море, высшее командование приняло решение — в связи с ухудшающейся внешнеполитической обстановкой на Дальнем Востоке новейшему кораблю там самое место.
В феврале 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур — главную базу русского флота в Жёлтом море. Перед этим крейсер зашёл в Нагасаки, где его смогли оценить будущие противники — японцы.
До 1904 года «Варяг» чередовал выходы в море с бесконечными ремонтами. Того идеального крейсера, каким он задумывался, из него явно не получилось. Тем не менее, в России его продолжали считать одним из лучших кораблей флота.
Так же считали и японцы, 8 февраля 1904 года блокировавшие его в бухте Чемульпо…
Под японским флагом
Оставим в стороне историю боя, прославившую «Варяг», — она хорошо известна. Перейдём к истории крейсера после того, как он скрылся в волнах, не сдавшись и не желая пощады.
Увы, но глубина, на которой затонул крейсер, оказалась вполне подходящей для водолазных работ даже с техникой начала XX века. Потратив около года времени и около миллиона йен, японцы подняли «Варяг» на поверхность, отремонтировали и ввели в состав ВМФ Японии.
Крейсер получил новое название «Сойя», сохранив на корме прежнее название «Варяг». Крейсер «Сойя» стал учебным кораблём, и молодых матросов и кадетов учили мужеству и храбрости на примере русского экипажа трофейного судна.
Под японским флагом «Варяг» проходил по морям, по волнам более семи лет, затем ещё три года под этим же флагом простоял в резерве.
Обстановка в мире тем временем изменилась кардинально. В Первой мировой войне Россия и Япония выступали в качестве союзников, и российские власти предложили продать боевые корабли, взятые японцами в качестве трофеев. Япония приняла это предложение.
4 апреля 1916 года флаг Японии был спущен на «Сойе», а день спустя крейсер прибыл во Владивосток.
«Варягу» вернули его имя и отправили в Романов-на-Мурмане, ныне известный как Мурманск. Там крейсер был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Жертва спора хозяйствующих субъектов
В разгар Первой мировой войны «Варяг» отправили на периферию событий. Помочь русскому флоту он в этот момент особо ничем не мог, поскольку судно нуждалось в серьёзном ремонте.
В феврале 1917 года «Варяг» отправился на ремонт к союзникам по Антанте — англичанам. Вернуться в Россию крейсеру было не суждено.
Пока он находился в Великобритании, в России к власти пришли большевики, которым не было дела до старого крейсера. По правде говоря, в этот момент в России вообще мало кого интересовала судьба «Варяга».
Правительство Великобритании после отказа большевиков оплачивать царские долги постаралось прибрать к рукам всю русскую собственность, до которой смогло дотянуться. В этом списке оказался и ремонтируемый «Варяг».
Как военный корабль крейсер к тому времени устарел, и повторять опыт японцев, включая его в состав своего флота, англичане желания не испытывали. Хотя формально английский флаг над судном всё-таки был поднят.
Священная груда железа
В итоге англичане решили, что единственный способ хоть как-то заработать на «Варяге» — это продать его на металлолом, что и было сделано.
Однако в 1920 году, когда крейсер повели к месту разделки, у берегов Шотландии во время сильнейшего шторма «Варяг» напоролся на скалы и намертво на них застрял.
Несколько английских и немецких компаний потратили немало усилий, чтобы стащить крейсер со скал, но потерпели неудачу. В результате корабль стали разбирать на металл прямо на месте. В 1925 году то, что осталось от «Варяга», взорвали, дабы облегчить ведение работ.
Демонтировать его полностью в таких условиях не представлялось возможным.
Поэтому спустя ещё 80 лет российские исследователи и журналисты нашли в этом месте на дне разбросанные на огромной площади останки крейсера. Корабля, в истории которого слава и бесславие переплелись самым причудливым образом.
aif.ru
Крейсер «Варяг» — История России до 1917 года
Флот humus.livejournal.com, Судно
«Варя́г» — бронепалубный 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904).
был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp & Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.
».
Некоторые исследователи, вслед за командиром а Рудневым утверждали то, что слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса, а также существенные дефекты, допущенные при строительстве, привели к тому, что уже через несколько лет службы «» не мог развить скорость свыше 14 узлов, что практически сводило на нет его преимущества. И вследствие этого, якобы, даже рассматривался вопрос о возврате корабля для ремонта. Однако, на испытаниях осенью 1903 г. «» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем, а оправдательные отчеты Руднева грешат многочисленными неточностями.
» на стапеле перед спуском на воду.
». Интерьер офицерской каюты.
Вид на боевую рубку.
». Вид с левого крыла кормового мостика.
». Ходовая рубка.
». Кают-компания.
». Корабельная церковь.
». Боцманская команда на юте
». Вид на кормовой мостик.
» на реке Делавер.
» на Кронштадтском рейде. 18 мая 1901 г.
Группа машинной команды ‘а’ во главе с младшим инженер-механиком К.Р. Курилло.
После вступления в состав флота России «» базировался в Порт-Артуре.
» и броненосец ‘Полтава’ В Западном бассейне Порт-Артура, ноябрь 1902.
Эскадра Тихого океана на внутреннем рейде Порт-Артура, 1902 г.
В самом начале Русско-японской войны 1904—1905 годов «» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).
26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) ов «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «а». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.
27 января (9 февраля) капитан «а» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.
» затоплен.
В 1905 году «» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве а 3-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷, мыс на северной оконечности Хоккайдо?). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы выполнял по 1913 год.
Подъем а ».
» — ‘Сойя’
Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.
Прибытие во Владивосток бывших русских кораблей. », ‘Полтава’, ‘Пересвет’.
На палубе ‘а’, 1916 г.
В феврале 1917 года ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.
Tags: Россия, война, история, фото
Похожие материалы
russiahistory.ru
Подлинная история крейсера “Варяг”
Наверное, нет ни единого человека в России, который бы не слышал о самоубийственном подвиге крейсера «Варяг». Несмотря на то, что с описываемых ниже событий прошло уже более ста лет, память о неслыханном героизме до сих живет в сердцах и памяти людей. Но при этом, зная в общих чертах историю этого легендарного корабля, мы упускаем из вида многие удивительные детали, которыми богата его судьба.
Начало 20 века ознаменовалось столкновением интересов двух бурно развивающихся империй – Российской и Японской. Камнем преткновения стали принадлежащие России территории на Дальнем Востоке, которые японский император спал и видел принадлежащими его стране. 6 февраля 1904 года Япония разорвала все дипломатические отношения с Россией, а уже 9 февраля блокировала порт Чемульпо, где и находился безызвестный в ту пор «Варяг».
Made in USA
Бронепалубный крейсер 1-го ранга был заложен в 1898 году. Строительство велось на верфях William Cramp and Sons в Филадельфии. В 1900 году крейсер передали Военно-морскому флоту Российской империи. По утверждению командира крейсера Руднева, корабль был доставлен с множеством строительных дефектов, из-за которых, как предполагалось, он не сможет развить скорость свыше 14 узлов. «Варяг» даже собирались вернуть обратно на ремонт. Однако на испытаниях осенью 1903 года крейсер развил скорость практически равную показанной на первоначальных испытаниях.
Дипломатическая миссия «Варяга»
Прославленный крейсер с января 1904 года находился в распоряжении российского посольства в Сеуле, стоял в нейтральном корейском порту Чемульпо и не предпринимал никаких военных действий. По злой иронии судьбы, «Варягу» и канонерской лодке «Кореец» пришлось вступить в заведомо проигрышный бой, первый в бесславно проигранной войне.
Перед боем
В ночь на 8 февраля из порта Чемульпо скрытно уплыл японский крейсер «Тиёда». Его уход не остался незамеченным для русских моряков. В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но на выходе из Чемульпо был подвержен торпедной атаке и был вынужден вернуться обратно на рейд. Утром 9 февраля капитан первого ранга Руднев получил официальный ультиматум японского адмирала Уриу: сдаться и покинуть Чемульпо до полудня. Выход из порта блокировала японская эскадра, так что русские корабли оказались в ловушке, выбраться из которой не было ни единого шанса.
«Никаких разговоров о сдаче»
Около 11 часов утра к команде крейсера с речью обратился его командир. Из его слов следовало, что он врагу так просто сдаваться не намерен. Моряки полностью поддержали своего капитана. Вскоре после этого «Варяг» и «Кореец» снялись с рейда, чтобы отправиться в свой последний бой, в то время как команды иностранных военных кораблей отдавали честь российским морякам и исполняли национальные гимны. В знак уважения духовые оркестры на кораблях союзников исполняли государственной гимн Российской империи.
Бой при Чемульпо
«Варяг» практически в одиночку (недальнобойная канонерка не в счет) вышел против японской эскадры, насчитывающей 6 крейсеров и 8 миноносцев, оснащенных более мощным и современным оружием. Первые же попадания показали все уязвимости «Варяга»: из-за отсутствия броневых башен, орудийные расчеты несли большие потери, а взрывы приводили в неисправность орудия. За час боя «Варяг» получил 5 подводных пробоин, бесчисленное множество надводных и потерял почти все орудия. В условиях узкого фарватера крейсер сел на мель, представив собой соблазнительную неподвижную мишень, но потом каким-то чудом, к удивлению японцев, сам умудрился с нее сняться. За этот час «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, потопил один миноносец и повредил 4 японских крейсера. Впрочем, как впоследствии утверждали японские власти, ни один снаряд с русского крейсера цели не достиг, а каких-либо повреждений и потерь вовсе не было. На «Варяге» потери среди экипажа были большими: были убиты один офицер и 30 матросов, около двухсот человек получили ранения или были контужены.
По мнению Руднева, не оставалось ни единой возможности продолжать бой в таких условиях, поэтому было принято решение вернуться в порт и затопить корабли, чтобы они не достались в качестве трофеев противнику. Команды русских кораблей были отправлены на нейтральные суда, после чего «Варяг» затопили посредством открытия кингстонов, а «Кореец» взорвали. Это не помешало японцам достать крейсер со дна моря, отремонтировать его и включить в эскадру под названием «Соя».
Медаль за поражение
На родине героев Чемульпо ждали большие почести, несмотря на то, что битва была фактически проиграна. Экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приема у императора Николая II и получил множество наград. О храбрых русских восторженно откликались и экипажи французских, немецких и английских судов, стоящих на рейде во время боя в Чемульпо.
Удивительно другое: героическим поступок русских моряков считали и их противники – японцы. В 1907 году Всеволод Руднев (к тому времени впавший в немилость у Николая II) японским императором был награжден орденом Восходящего солнца в качестве дани уважения мужеству и стойкости русских моряков.
Дальнейшая судьба «Варяга»
После русско-японской войны правительство Японии создало в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга». После десяти лет плена «Варяг» был выкуплен у Японии в 1916 году вместе с другими русскими кораблями, захваченными в качестве военных трофеев.
После Октябрьской революции британское правительство приказало арестовать в своих портах все русские корабли, среди которых оказался и «Варяг». В 1920 году крейсер решено было пустить на металлолом в уплату долгов царской России, но по пути на завод, он попал в шторм и наскочил на скалы близ шотландского побережья. Все выглядело так, будто «Варяг» обладал своей собственной волей и, желая с честью завершить свою судьбу, совершил харакири. Что неудивительно, учитывая, что он провел в японском плене 10 лет. Намертво застрявший корабль не раз пытались достать со скал, но все попытки окончились неудачей, и теперь останки легендарного крейсера покоятся на дне Ирландского моря. 30 июля 2006 года на шотландском берегу недалеко от места гибели «Варяга» появилась мемориальная табличка, увековечивающая память самого прославленного корабля в истории Российского военного флота.
http://www.fresher.ru/2016/02/23/podlinnaya-istoriya-krejser…
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
myhistori.ru
Альтернативная история крейсера Варяг — Lomakin Yaroslav / Ломакин Ярослав
Наверх вы, товарищи, все по местам! Нет сил не упомянуть геройский подвиг «Варяга». Мойте руки чище – мы прикасаемся к легенде.
Крейсер «Варяг», филадельфийской постройки корабль, купленный у США, стоял в гавани Чемульпо вместе с канонерской лодкой «Кореец». Заметьте: в преддверии войны, с учетом работы штабов и разведок – никаких конкретных планов и предупреждений моряки не имели.
К внешнему рейду приблизилась японская эскадра и сообщила семафором и беспроволочным телеграфом, что поскольку началась война, японцы требуют русские корабли сдать им. Команда может убираться куда угодно, в противном случае русские корабли будут обстреляны и утоплены. Но поскольку Чемульпо – нейтральный порт, и в нем много кораблей других стран, и японцы не хотят их повредить, то стрельбы они не хотят. И вот вам даже несколько часов на размышление. Мы понимаем, что моряки – люди чести, вы можете пока снестись со своим командованием.
Каперанг Руднев, командир крейсера, забил телеграммы в петербургское Адмиралтейство. Доложите обстановку. Доложил обстановку. Что думаете предпринять? Согласно полученному приказу. А сами? А сам жду приказа! Вашего! Возможен ли прорыв в Порт-Артур к нашим основным силам? Да вы что: эскадра блокирует выход! Приказать сдаться мы вам не можем. А что делать???!!! Попытайтесь прорваться, действуйте по обстановке, честь русского флага держите на высоте. Не сомневаемся в вашем мужестве и командирской зрелости. (А чтоб вы все сдохли!!)
На «Варяг» направляется начальство порта и капитаны стоящих в нем судов – немцы, французы, англичане: господин капитан первого ранга, японцы угрожают бомбардировать порт в случае укрытия в нем кораблей враждебного государства, то есть ваших. Решайтесь, пожалуйста, на что-нибудь.
Руднев мучится и тянет время. Адмиралтейство мычит и молчит.
Господин капитан первого ранга, неблагородно прикрываться мирными нейтральными судами от врага! Это будет позор на весь мир!
Руднев плюет, играет снятие с якорей и боевую тревогу, выходит из порта и поднимает боевой вымпел. Удивленные японцы оттягиваются назад, чтоб перелетом не задеть порт. На семафор сдаться «Варяг» дает полный ход на норд-норд-ост в сторону Порт-Артура. Эскадра дает залп, «Варяг» и «Кореец» отвечают. Пристрелка, накрытие, японские разрывы на «Варяге». Полным ходом русские разворачиваются и возвращаются в гавань. Японцы прекращают огонь и следом не гонятся.
Из семисот человек команды на «Варяге» – тридцать семь убитых в результате японских попаданий. Итог: вступили в бой с превосходящими силами противника, есть повреждения и потери, попытка прорыва не удалась, вынуждены вернуться в порт, честь сохранена.
Адмиралтейство всё предписывает действовать по обстановке.
Портовые власти и капитаны гражданских судов негодуют. Не хотят подвергаться опасности, к которой непричастны.
Японцы предупреждают, что вынуждены будут принять меры. И требуют от порта, коли он нейтрален, не укрывать военные корабли воюющей стороны.
Русское правительство велит избегать международного конфликта и блюсти престиж России.
Руднев принимает решение и ответственность на себя, что и требовалось начальству, и отдает приказ. Экипажи с личными вещами, судовыми документами и кассой сходят на берег. Подрывные команды устанавливают на днища подрывные заряды и открывают кингстоны, после чего гребут к берегу.
На ровном киле корабли садятся на грунт – на неглубоководье внутреннего рейда. (Вскоре японцы откачают воду и поднимут их, введя в строй своего императорского флота. Под именем крейсера «Сойя» бывший «Варяг» будет ходить под флагом восходящего солнца вплоть до 1916 года. Потом Япония передаст его уже союзной России, и «Варяг» погонят в ремонт и переоборудование в Англию, и по дороге он утонет уже окончательно.)
Итак, Руднев показал себя грамотно мыслящим командиром: заведомо бессмысленная и неудачная попытка прорыва была лишь обозначена, бой обозначен, потери обозначены! Отступление в надежде спасти корабли и людей оправдано! Затопление перед угрозой захвата кораблей врагом или урона престижа России вследствие обстрела японцами нейтрального порта – такое затопление выглядело мужественным решением. И Адмиралтейство ни в чем не виновато. И миру продемонстрировали храбрость и благородство.
Затонуть в бою на морской глубине – это, конечно, совсем благородно: не дать врагу захватить свои корабли и погибнуть с честью, не спустив флаг. Но это слишком уж.
А затопиться в гавани сразу – как-то не храбро, не боевито.
А тридцать семь убитых из семисот экипажа: и потери ерундовые, и к чести России их гибель.
Руднев правильно понимал политику правительства и двора.
Японцы чуть-чуть попрактиковали комендоров в стрельбе и получили два малоповрежденных и легко поставленных в строй боевых корабля.
А русские!..
Торчание в международном порту до последней возможности – не упоминали. Короткую морскую стычку объявили ожесточенным сражением. Самозатопление подали как акт самоотверженного мужества несдавшихся. Бегство обратно в порт и ту подробность, что затопились в порту, организованно сойдя на берег с вещами, замолчали вообще. Число жертв не уточняли. Но подчеркивали превосходящие силы японцев.
Пропаганда обернула мелкую, удачную и бескровную победу японцев – при беспомощности и реальном бездействии (за невозможностью предпринять что-то значимое) русских кораблей – моральной победой и славным делом. Газеты запели!
Команды привезли по железной дороге в Петербург. За это время один восторженный германец написал песню о «Варяге», ее мгновенно перевели на русский – дословно!
(Ауф дек, камараден, ауф дек!)
Песней встретили моряков, и запела вся страна! Царский прием в Зимнем дворце, поголовно георгиевские кресты, торжественный обед! Фотохроника!
Пропаганда работала иногда отлично. Сто лет почти все уверены, что корабли погибли в бою, предпочтя это спасению.
(с) Михаил Веллер. «Махно».
счет в Сингапуре? — пожалуйста!
lomakin.eu
Бронепалубный крейсер Варяг : история, подвиг, место гибели
В историю русско-японской войны крейсер «Варяг», который вступил в неравную схватку с намного превосходившими вражескими силами, вписал свою героическую страницу. Его подвиг, а также подвиг «Корейца» навсегда останется в сердцах людей.
Русские моряки выдержали неравный бой с японцами, не сдались врагу, потопив свой корабль и не спустив флага. Этот легендарный бой с шестью крейсерскими судами и восемью миноносцами противника произвел неизгладимое впечатление не только в России, но и за ее пределами. Об истории крейсера «Варяг» мы и поговорим сегодня.
Предыстория
Рассматривая историю крейсера «Варяг», целесообразным будет обратиться к предшествующим ей событиям. Война России и Японии (1904 – 1905 гг.) велась между двумя империями за контроль над территориями Манчжурии, Кореи, а также над Желтым морем. После длительного перерыва она стала первым большим военным конфликтом, в котором применялось такое новейшее оружие, как дальнобойная артиллерия, броненосцы и миноносцы.
Вопрос Дальнего Востока на тот момент был для Николая II на первом месте. Главным препятствием к доминированию русских в этом регионе была Япония. Николай предвидел неизбежное столкновение с ней и готовился к нему как с дипломатической стороны, так и с военной.
Но в правительстве все же существовала надежда на то, что Япония, испытывая страх перед Россией, воздержится от прямого нападения. Однако ночью 27.01.1904 г. без объявления войны флот Японии неожиданно напал на русскую эскадру у Порт-Артура. Здесь находилась военно-морская база, которую Россия арендовала у Китая.
В результате несколько сильнейших кораблей, принадлежащих к русской эскадре, вышли из строя, что обеспечило высадку в феврале японских военных в Корее без всяких препятствий.
Отношение в обществе
Известие о том, что началась война, никого в России не оставило равнодушным. На первом ее этапе в народе преобладающим было патриотическое настроение, осознание необходимости дать отпор агрессору.
В столице, а также в других больших городах проходили невиданные манифестации. Даже революционно настроенная молодежь присоединилась к этому движению, исполняя гимн «Боже, Царя храни!». Некоторые круги оппозиции на время войны решили приостановить свои действия и не выдвигать требования правительству.
Прежде чем перейти к повествованию о подвиге крейсера «Варяг», поговорим об истории его строительства и характеристиках.
Строительство и испытания
Корабль заложили в 1898 году и построили в Соединенных Штатах, в Филадельфии. В 1900 году бронепалубный крейсер «Варяг» передали в русский военно-морской флот, и с 1901-го он находился в строю. Корабли такого типа были распространены на рубеже XIX-XX веков. Защиту их механизмов, а также орудийных погребов составляла броневая палуба – плоская или выпуклая.
Эта палуба представляла собой перекрытие корабельного корпуса, расположенное горизонтально в виде настила из броневых плит. Она предназначалась для защиты от бомб, снарядов, обломков и осколков, падающих сверху. Такие корабли, как бронепалубный крейсер «Варяг», составляли самую многочисленную часть крейсерского состава большинства морских держав на рубеже веков.
Базой корабля был Порт-Артур. Хотя некоторые исследователи утверждали, что он имел неудачную конструкцию котлов и другие дефекты, возникшие при строительстве, которые привели к значительному снижению скорости, испытания показали иное. На испытаниях, проведенных в 1903 году, корабль развил высокую скорость, почти равную скорости на первоначальных испытаниях. Котлы же исправно прослужили много лет на других кораблях.
Состояние войны
В 1904 году, в начале февраля, в порт Сеула, столицы Кореи, прибыли с дипломатической миссией два корабля из России. Это были крейсер «Варяг» и «Кореец», канонерская лодка.
Японский адмирал Уриу послал извещение русским о том, что Япония с Россией находятся в состоянии войны. Крейсером командовал Руднев В.Ф., капитан 1-го ранга, а лодкой – капитан второго ранга Беляев Г.П.
Адмирал потребовал, чтобы «Варяг» удалился из порта, а иначе бой будет дан прямо на рейде. Оба корабля снялись с якорей, через несколько минут они дали боевую тревогу. Чтобы прорваться сквозь блокаду японцев, русским морякам было необходимо с боем миновать узкий фарватер и выйти в открытое море.
Эта задача была почти невыполнимой. Японские крейсера передали предложение о сдаче на милость победителя. Но этот сигнал был русскими проигнорирован. Вражеская эскадра открыла огонь.
Жестокий бой
Сражение крейсера «Варяг» с японцами было жестоким. Несмотря на ураганную атаку, которую вели суда, один из которых относился к тяжелым, а другие пять – к легким (а еще – восемь миноносцев), русские офицеры и матросы вели по врагу огонь, закладывали пробоины и гасили пожар. Командир крейсера «Варяг» Руднев, вопреки ранению и контузии, не прекращал руководства боем.
Игнорируя большие разрушения и шквальный огонь, экипаж «Варяга» не останавливал прицельный огонь из тех орудий, которые еще оставались целыми. При этом «Кореец» не отставал от него.
Как сказано в рапорте Руднева, русские потопили 1 миноносец и повредили 4 крейсера японцев. Потери экипажа «Варяга» в бою были следующими:
- Убито было: офицеров – 1 человек, матросов – 30.
- Среди тех, кого ранили или контузили, офицеров – 6, матросов – 85.
- Легкие ранения были приблизительно еще у 100 человек.
Критические повреждения, нанесенные крейсеру «Варяг», вынудили его через один час возвратиться на рейд бухты. После того, как была произведена серьезность повреждений, те орудия и оборудование, которые остались после боя, по возможности были уничтожены. Сам корабль затопили в бухте. «Кореец» же человеческих потерь не понес, но был взорван его экипажем.
Далее рассмотрим подробнее, как проходил этот бой, приведший к гибели крейсера «Варяг».
Бой при Чемульпо, начало
На рейде у корейского города Чемульпо (ныне – Инчхон) находились суда итальянцев, англичан, корейцев, а также русские – «Варяг» и «Кореец». Еще там был пришвартован крейсер японцев – «Чиода». Последний 7 февраля, ночью, снялся с рейда без включения опознавательных огней и отправился в открытое море.
Около 16 часов 8 февраля «Кореец», выйдя из бухты, встретился с японской эскадрой, в которой насчитывалось 8 миноносцев и 7 крейсеров.
Один из крейсеров, под названием «Асама», перекрыл путь нашей канонерке. При этом миноносцами было выпущено в нее 3 торпеды, из которых 2 пролетели мимо, а третья утонула в нескольких метрах от борта русской лодки. Капитаном Беляевым была дана команда идти в нейтральную гавань и скрыться в Чемульпо.
Развитие событий
Изучая историю крейсера «Варяг», дадим развернутую картину событий 9 февраля по часам:
- 7.30. Как уже было упомянуто выше, командующий эскадрой японцев Уриу отправляет телеграмму стоящим в бухте судам о состоянии войны между русскими и японцами, где было указано, что нейтральная бухта будет им вынужденно атакована в 16 часов, если русские к 12 часам не появятся в открытом море.
- 9.30. О телеграмме становится известно Рудневу, который находился на борту корабля англичан «Талбот». Здесь происходит короткое совещание и принимается решение о том, чтобы, покинув бухту, дать бой японцам.
- 11.20. «Кореец» и «Варяг» выходят в море. При этом на судах иностранных держав, соблюдавших нейтралитет, были выстроены их команды, которые приветствовали русских, идущих на верную смерть криками «Ура!».
- 11.30. Крейсера японцев находились у острова Ричи в боевом строю, прикрывая выходы в море, за ними располагались миноносцы. «Чиода» и «Асама» положили начало движению навстречу русским, за ними шли «Ниитака» и «Нанива». Уриу предложилрусским сдаться и получил отказ.
- 11.47. Вследствие точных ударов японцев на «Варяге» горит палуба, но ее удается потушить. Повреждена часть орудий, есть раненые и убитые. Руднева контузило и тяжело ранило в спину. В строю остается рулевой Снигирев.
- 12.05. На «Варяге» повреждены рулевые механизмы. Принимается решение, сдать полный назад, не прекращая при этом огонь по кораблям противника. У «Асамы» была выведена из строя кормовая башня и мостик, начались ремонтные работы. Еще на двух крейсерах повреждены орудия, затоплен 1 миноносец. У японцев было убито 30 человек.
- 12.20. У «Варяга» две пробоины. Принимается решение о возвращении в бухту Чемульпо, исправлении повреждений и продолжении боя.
- 12.45. Надежды на исправление большей части корабельных орудий не оправдываются.
- 18.05. По решению команды и капитана русский крейсер «Варяг» затоплен. Канонерская лодка, будучи повреждена взрывами, была также затоплена.
Рапорт капитана Руднева
Представляется, что интересным будет ознакомиться с содержанием отрывков из рапорта Руднева, смысл которых сводится к следующему:
- Первый выстрел был сделан с крейсера «Асама» из 8-дюймового орудия. За ним последовал огонь всей эскадры.
- После того как была произведена пристрелка, открыли огонь по «Асаме» с расстояния, равного 45 кабельтовым. Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик и произвел пожар в рубке штурмана. При этом дальномерный офицер граф Нирод — мичман, а также остальные дальномерщики 1-й станции были убиты. После боя нашли руку графа, которая держала дальномер.
- После осмотра крейсера «Варяг», убедившись, что в бой вступить невозможно, на собрании офицеров решили потопить его. Оставшуюся команду и раненых свезли на иностранные суда, которые выразили полное согласие в ответ на просьбу об этом.
- Японцами были понесены большие людские потери, имелись аварии на судах. Особенно сильно был поврежден «Асама», ушедший в док. Крейсер «Такачихо» также пострадал, получив пробоину. Он взял на борт 200 раненых, но по дороге в Сасебо у него лопнул пластыри, сломались переборки, и он затонул в море, тогда как миноносец – в бою.
В заключение капитан посчитал своим долгом доложить о том, что суда морского отряда, который был ему вверен, исчерпали все возможные средства для прорыва, воспрепятствовали японцам в одержании ими победы, нанесли неприятелю много убытков, поддержав с достоинством честь Российского флага. Поэтому он ходатайствовал о награждении команды за доблестное исполнение долга и проявленную при этом беззаветную храбрость.
Оказание почестей
После боя русских матросов приняли иностранные корабли. С них было взято обязательство о том, что они не будут участвовать в дальнейших боевых действиях. Через нейтральные порты моряки возвратились в Россию.
В 1904 году, в апреле, экипажи добрались до Петербурга. Царь Николай II приветствовал моряков. Всех их пригласили во дворец на торжественный обед. Специально к этому событию подготовили обеденные приборы, которые затем вручили морякам. А также царь подарил им именные часы.
Бой у Чемульпо ярко продемонстрировал чудеса героизма людей, способных идти на неминуемую гибель для того, чтобы честь и достоинство были сохранены.
В честь этого отважного и в то же время отчаянного шага российских моряков была учреждена специальная медаль. Подвиг моряков с годами не был забыт. Так, в 1954 году, в 50-ю годовщину боя у Чемульпо, Кузнецов Н. Г., командующий военно-морскими силами Советского Союза, наградил 15 его ветеранов медалями «За отвагу».
В 1992 году командиру крейсера Рудневу был установлен памятник в селе Савине, которое находится в Заокском районе Тульской области. Именно там он был похоронен в 1913 году. В городе Владивостоке в 1997 году установили памятник героическому крейсеру «Варяг».
В 2009 году, после того как успешно закончились продолжительные переговоры с представителями Кореи, в Россию были доставлены реликвии, связанные с подвигом двух русских судов. Раньше они хранились в Ичхоне, в музейных запасниках. В 2010 году мэр Ичхона в присутствии Дмитрия Медведева, бывшего на тот момент президентом Российской Федерации, передал нашим дипломатическим работникам гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». Эта торжественная церемония происходила в столице Южной Кореи, в посольстве России.
Речь Николая II, обращенная к героям Чемульпо
Царь Николай II произнес в Зимнем дворце проникновенную речь в честь героев. В ней, в частности, было сказано о следующем:
- Он назвал моряков «братцами», объявив, что счастлив видеть их благополучно возвратившимися на родину и здоровыми. Отметил, что они, пролив свою кровь, тем самым совершили поступок, достойный подвигов наших предков, отцов и дедов. Вписали новую героическую страницу в историю российского флота, оставив в ней навечно имена «Варяга» и «Корейца». Их подвиг станет бессмертным.
- Николай выразил уверенность в том, что каждый из героев до самого конца своей службы будет достоин полученной награды. А также подчеркнул, что все жители России читали о подвиге, совершенном под Чемульпо, с трепетным волнением и любовью. Царь от всей души поблагодарил моряков за поддержание чести Андреевского флага, а также достоинства Великой и Святой Руси. Он поднял бокал за будущие победы славного флота и за здоровье героев.
Дальнейшая судьба корабля
В 1905 году крейсер «Варяг» японцы подняли со дна бухты и использовали его в учебных целях, назвав судно «Соя». В период 1-й мировой войны Япония и Россия являлись союзниками. В 1916 году корабль выкупили и включили в состав военно-морского флота Российской империи под предыдущим названием.
В 1917-м «Варяг» отправился в Великобританию на ремонт. Там его конфисковали британцы, так как вновь образованное советское правительство не стало оплачивать ремонт. После этого судно перепродали в Германию на слом. Во время буксировки оно попало в шторм и затонуло у берегов Ирландского моря.
В 2003 году удалось отыскать место гибели крейсера «Варяг». Рядом с ним, на берегу, в 2006-м установили мемориальную доску. А в 2007-м учредили фонд поддержки военно-морского флота, дав ему название «Крейсер «Варяг». Одной из его целей стал сбор денежных средств, необходимых для строительства и установки памятника в Шотландии, посвященного легендарному кораблю. Такой памятник был открыт в городе Ленделфут в 2007 году.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»
Эта известная песня посвящена описанному нами, ставшему самым знаменитым, событию русско-японской войны (1904-1905) – подвигу «Варяга» и «Корейца», которые вступили в неравный бой в бухте Чемульпо с намного превосходившими их силами японской эскадры.
Текст данной песни был написан в 1904 году австрийским поэтом и писателем Рудольфом Грейнцем, который находился под большим впечатлением от подвига российских моряков. Сначала стихотворение под названием «Варяг» напечатали в одном из журналов, а вскоре после этого было сделано несколько его русских переводов.
Самым удачным оказался перевод Е. Студентской. Он был положен на музыку Турищевым А.С., военным музыкантом. В первый раз песню исполнили на торжественном приеме в Зимнем дворце, о котором было рассказано выше.
Существует и еще одна посвященная легендарному крейсеру песня – «Плещут холодные волны». В газете «Русь» через 16 дней после того, как были затоплены «Варяг» и «Кореец», было помещено стихотворение Я. Репнинского, музыку к которому позже написали Беневский В. Д. и Богородицкий Ф. Н. У песни есть и неофициальное название, данное народом – «Кореец».
www.nastroy.net