БТРы России: история развития, технические характеристики и новые технологии

Специальная бронетехника необходима для перевозки солдат и командования мотострелками, пехотой, мотопехотой и воздушно-десантными частями, а также всей необходимой техникой для выполнения боевых задач. В вооруженных силах такая техника называется бронетехникой. В основном их называют сокращенно — бронетранспортеры. Судя по отзывам, многих интересует, сколько бронетехники в России и какие? Создание бронетехники началось еще в советское время. По сравнению с современной российской бронетехникой их характеристики намного хуже. Однако некоторые бронетранспортеры используются в российской армии и по сей день. Из этой статьи вы узнаете историю создания и технические характеристики бронетехники СССР и России.

Содержание

  • 1 Объект 141
  • 2 О модификациях
  • 3 БТР-80
  • 4 Бронетранспортер №82
  • 5 БТР-90 «Росток»
  • 6 БМП-1
  • 7 БМП-2
  • 8 БМП-3
  • 9 «Бумеранг». Об истории создания
  • 10 Описание
  • 11 Дальнейшие планы

Объект 141

По мнению военных экспертов, по окончании Великой Отечественной войны на вооружении Советской армии находились самые современные в мире тяжелые и средние танки. Пехотинцы должны были поддерживать танковые части. А для их доставки на поле боя требовались легкие бронированные машины повышенной проходимости. Уже в послевоенное время, а именно в 1947 году, ОКБ Горьковского автозавода приступило к проектированию бронетранспортера с легкими колесами «Объект № 141». В то же время в Москве инженеры ОКБ под руководством А.Ф. Кравцова создали гусеничный бронетранспортер. Работы длились два года. Для изготовления рамы советские конструкторы использовали раму танка Т-70. Двухтактный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 140 л.с взят от ЯАЗ-204Б. Трансмиссия также была позаимствована у этой машины. С 220-литровыми баками дальность составила 170 км. В отделении управления находился боевой расчет, который представляли механик-водитель и оператор-радист.

Последний стрелял из 7,62-мм пулемета СГ-43. Боекомплект состоял из 1000 патронов в четырех лентах и ​​гранат Ф-1 (12 штук). В его распоряжении также была радиостанция 10 РТ-12. В десантном отделении находилось 16 солдат. Бронемашина имела стальной корпус из прошитых 13-мм бронелистов. Толщина нижней пластины составляла 3 мм. Бронетранспортер также мог использоваться для перевозки грузов до 2 т. После успешного прохождения испытаний в апреле 1949 года бронетранспортер был принят на вооружение армии СССР как БТР-40.

Производится сотрудниками завода ГАЗ, в честь которого он и получил свое название. Коктейль Молотова. Серийное производство продолжалось до 1960 года. Эта модель не состояла на вооружении России. Бронемашина послужила основой для нескольких последующих модификаций. Всего смонтировано 8 500 единиц оборудования.

О модификациях

На базе бронемашины были спроектированы следующие модификации:

  • БТР-40А. В отличие от своего аналога, эта бронемашина была оснащена двумя спаренными 14,5-мм крупнокалиберными пулеметами Владимирова. Картриджи в количестве 1200 штук содержались в 24 лентах. Боевой расчет пополняется двумя магазинами. Вступил в строй в 1951 году.
  • БТР-40В. Модель создана в 1956 году. В отличие от предыдущих версий, в этой бронетранспортере на колесах были проложены специальные трубы, по которым прокачивался воздух. Бронемашина имела систему вентиляции, благодаря чему экипаж не подвергался воздействию химического и бактериологического оружия.
  • БТР-40Б. Это открытый бронетранспортер. В случае столкновения с транспортным средством его экипаж мог быстро эвакуироваться. Однако он не был защищен от атак сверху. Техника использовалась в 1956 году для подавления восстания в Венгрии.

В дальнейшем советские оружейники продолжали работать над созданием бронетехники. Многих интересует, какая бронетехника и БМП есть в России. Подробнее об этом позже.

БТР-80

По оценкам экспертов, в российской армии имеется 1500 бронетранспортеров этой модели. БТР-80 серийно выпускается с 1984 года. Управленческий экипаж — 3 человека, боевой расчет — 7. Российская бронетехника движется со скоростью 80 км / ч. Запас хода 600 км. Оборудование с катаной стальной броней. Он оснащен 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом Владимирова и спаренным с ним 7,62-мм ПКТ. В машину интегрировали двигатель от КамАЗ 7403 мощностью 260 л.с. Эти бронемашины в России с 1991 года являются основными. Для последних модификаций характерно усиленное вооружение, в связи с чем военные специалисты относят эти машины к боевым машинам пехоты. Российские конструкторы на базе БТР-80 советского образца создали следующие варианты:

  • БТР-80А. В Российской армии на бронетехнике с 1994 года. Башня с лафетной компоновкой. Пулемет Владимирова был заменен 30-мм автоматической пушкой 2А72.
  • БТР-80С. Эта модель предназначена для Национальной гвардии. Стрельба из пулемета КПВТ калибра 14,5 мм.
  • БТР-80М. В отличие от предыдущих моделей, у него большая длина корпуса и пуленепробиваемость. На бронемашину был установлен двигатель ЯМЗ-238 мощностью 240 лошадиных сил.

Бронетранспортер №82

Эти бронемашины России стоят на вооружении страны с 2013 года. По мнению экспертов, основой для их создания послужили советские БТР-80. Проектные работы по модернизации выполняются с 2009 года сотрудниками Арзамасского машиностроительного завода (АМЗ).

Государственные испытания прошли в 2010 году. Автомобиль оснащался 4-х тактным 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем от КамАЗ-740. Мощность двигателя 300 л.с. Бронемашина может использовать 14,5-мм пулемет КПВТ или 30-мм скорострельную пушку 2А72. Второй вариант в основном используется в одной из модификаций, а именно в БТР-82А.

Основное орудие спарено с 7,62-мм ПКТМ. Помимо БТР-82А создано множество других модификаций:

  • БТР-82А1 или БТР-88. Бронемашина имеет дистанционно управляемый боевой модуль, разработанный в ЦНИИ «Буревестник». Мишень поражает из 30-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемета.
  • БТР-87. Автомобиль с полностью новым бронекорпусом. Оборудование выпускается на экспорт.

БТР-90 «Росток»

Данная модель представляет собой колесный бронетранспортер-амфибию. Оборудование было разработано на Горьковском автомобильном заводе. Бронетранспортер собирается на Арзамасском машиностроительном заводе. Широкая публика могла увидеть эту бронетранспортер в 1994 году.

Государственные испытания завершились в 2004 году. «Росток» оснащен 30-мм автоматической пушкой 2А42, из которой можно произвести 500 выстрелов. Также имеется автоматический гранатомет АГС-17 (боезапас 400 патронов), 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов) и ПТУР «Конкурс-М». Из последнего расчет может вести огонь 4 противотанковыми управляемыми ракетами. Бронемашина хорошо работает в ночное время благодаря наличию комбинированного прицела: ночной БПКЗ-42 и дневной 1П-13. Российские конструкторы создали две модификации:

  • БТР-90 «Бережок». В отличие от аналога, в этой версии АГС-17 и Конкурс-М заменены автоматическим гранатометом АГС-30 и противотанковым комплексом Корнет с тепловизионной камерой и системой управления огнем. Боевое отделение «Бережок» предназначено для этой бронетехники».
  • БТР-90М. Бронемашина с боевым отделением «Бахча-У», оснащенная 100-мм пушкой 2А70, 30-мм пушкой 2А72, 7,62-мм пулеметом ПКТМ и противотанковым комплексом «Аркан» 9М117М1. Вместо него также может быть «Агона» 9К117.

По мнению военных экспертов, бронетехника — это опытные образцы. Произведенная партия ограничена 14 машинами.

БМП-1

это советская гусеничная боевая машина пехоты. Разработан инженерами главного конструкторского бюро No. 2 (ГКСБ-2) в городе Челябинске на тракторном заводе имени Ленина. На вооружении с 1966 г. Серийное производство продолжалось до 1983 г. Экипаж — 3 и 8 человек. БМП с противопульной броней, оснащенная 73-мм гладкоствольной пушкой 2А28, пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм и пусковой установкой 9М14М «Малютка». Пушка может произвести 40 выстрелов, пулемет — 2 тысячи и 4 — из гранатомета. Благодаря многотопливному 6-цилиндровому дизельному двигателю с жидкостным охлаждением боевая машина пехоты может развивать скорость до 65 км / ч по шоссе.

На базе БМП-1 было создано несколько модификаций, стоящих на вооружении России:

  • БП-1М. Производство российской машиностроительной компании «Муромтепловоз». Боевая машина пехоты вооружена 30-мм пушкой 2А42, ПТУР ПКТМ и Конкурс».
  • БМП-1АМ «Басурманина». Техника версии 2018 г. Ее конструкторы оснастили дистанционно управляемыми боевыми моделями, использовавшимися на БТР-82А.
  • БМП-1П. На машине установлена ​​мощная пусковая установка Fagot 9K111.
  • БМП-1ПГ. Предусмотрен дополнительный автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя.

Общее количество всех модификаций на вооружении России составляет около 500 единиц.

БМП-2

Гусеничная боевая машина пехоты создавалась как Объект 675. Она отличается от БМП-1 большей башней и другим вооружением. Командир и наводчик сидят в отсеке управления. Стрельба ведется из 30-мм пушки 2А42, производства Тульского машиностроительного завода. Также есть 7,62-мм ПКТ и ПТУР 9К113 или 9К111. Несет БМП до 7 солдат.

Снаряжение с гомогенной многослойной стальной броней (пуленепробиваемой и противопульной). Мощность двигателя 300 л.с. Развивайте скорость 65 км / ч. Боекомплект малокалиберной нарезной автоматической пушки состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов (500 штук). Российские конструкторы на базе БМП-2 разработали следующие более совершенные варианты:

  • БПМ-2 «Пламя». Стрельба ведется из автоматического гранатомета АГ-17 «Пламя», имеющего боекомплект 250 патронов.
  • БМП-2К. Машина оборудована дополнительной коротковолновой радиостанцией.
  • БМП-2Д. Усиленное броневое оборудование. В связи с этим он стал непригодным для преодоления водных преград.
  • БМП-2М. От предыдущего аналога отличается наличием боевого модуля «Бережок», дополнительным панорамным обзором и измененным положением АГС-17. Стрельба ведется четырьмя пусковыми установками ПТУР «Корнет».
  • БМП-2 «Бахча-У». Год выпуска 2000. Машина высасывает до 5 солдат. Предусмотрен боевой модуль «Бахча-У», разработанный российскими конструкторами. Используется как боевая разведывательная машина (БМР).

На вооружении ВС России находится 3000 таких машин.

БМП-3

Перечислен как объект 688М. Создан инженерами Курганского СКБ машиностроения. Производство ОАО «Курганмашзавод». На вооружении с 1987 года. В отделе управления три человека, солдат дополняет двумя должностями. Таким образом, БМП-3 несет 9 солдат. Экипаж защищен разнесенной алюминиевой многослойной броней со стальными экранами. Скорость автомобиля увеличилась до 70 км / ч. На базе боевой машины пехоты были разработаны следующие модификации:

  • БМП-3К. Командирская машина имеет навигационное оборудование, две радиостанции, приемник и автономный генератор. Назначение — поддержание связи с различными воинскими частями и соединениями.
  • БМП-3Ф. Это боевая машина морской пехоты. Обладает высокой плавучестью.

«Бумеранг». Об истории создания

Несмотря на то, что сегодня бронемашина No. 82 используется как основной в России (фото бронемашины представлено в статье), по мнению экспертов, он уже достаточно устарел. В связи с этим сухопутным войскам РФ нужен современный бронетранспортер. Это должна быть совершенно новая машина, а не очередная модернизация советской бронетехники. Новый российский бронетранспортер «Бумеранг» публика увидела в 2018 году на параде Победы. Российские разработчики планируют использовать эту модель как единую платформу, которая в дальнейшем станет основой для создания новых моделей бронетехники.

БТР России «Бумеранг» в технической документации изначально именовался «Гильза». При проектировании конструкторы использовали разработки БТР-90 «Росток». Обе машины были отвергнуты российской армией. Из-за того, что центральную часть корпуса «Рукав» хотели оснастить силовой установкой, модулем вооружения и системой динамической защиты, как в бронемашине № 82, новая бронемашина стала очень тесной. Кроме того, была исключена дальнейшая модернизация. Поэтому от этих нововведений пришлось отказаться. Вскоре все разработки по этим проектам были внедрены в новый российский бронетранспортер «Бумеранг».

Описание

Основным недостатком БТР-80 был низкий уровень защиты, особенно от мин и мин. Поэтому ехать солдатам приходилось не в салоне, а на крыше. Именно с целью создания более защищенной бронетехники начали проектировать новую российскую бронетранспортер. Усовершенствовать технику советского производства не удалось, так как она уже была при полностью исчерпанном модернизационном ресурсе.

У Boomerang корпус имеет новую форму, компоновку и броню, для изготовления которых используются современные материалы. За счет усиленной брони оборудование весит 20 т. Конструкторы предполагают, что дальнейшие модификации будут иметь массу не менее 25 т. Носовая часть машины стала местом для электрического отсека. Канал — самая безопасная часть APC. Машина с многослойной броней, в которую входит керамика. В отличие от гемогенного, этот вид брони лучше. В основном используется в танках.

Судя по отзывам специалистов, «Бумеранг» выдерживает удар кумулятивного боеприпаса. Противотанковая граната, малокалиберная артиллерия и крупнокалиберный пулемет не смогут пробить бронемашину. В этом примере используется расположение колес 8×8. В кормовой части корпуса установлены водометные двигатели, благодаря которым бронемашина будет преодолевать водные преграды. Стрельба будет вестись из 30-мм автоматической пушки 2А42, пулемета ПКТ и корпуса противотанковой ракеты «Корнет». Это оружие сконцентрировано в дистанционно управляемом боевом модуле. Боекомплект основного орудия составляет до 500 патронов. Выстрел может производиться как командиром, так и оператором-наводчиком.

Дальнейшие планы

На базе БТР «Бумеранг» российские конструкторы будут создавать мобильный противотанковый комплекс, боевую машину пехоты, колесный танк и другие виды специальной техники. У каждого из них будет свое оружие.

Плавающий танк ПТ-76. От Невы до Ганга и Суэцкого канала / Библиотека / Главная / Арсенал-Инфо.рф

История создания бронетранспортера БТР-50

Как уже упоминалось выше, тактико-техническим заданием, разработанным ГБТУ, предусматривалось создание двух боевых машин — плавающего легкого танка и бронетранспортера на его базе с максимально возможной степенью унификации. Проектирование бронетранспортера «объект 750» велось ВНИИ-100 в Ленинграде совместно с заводом «Красное Сормово» и Челябинским Кировским заводом параллельно с танком ПТ-76 («объект 740»), но с небольшим отставанием. Это было связано с тем, что многие конструктивные решения, например водометные движители, должны были пройти проверку на ПТ-76. Успешные испытания танка вселили в конструкторов уверенность, что бронетранспортер получится не менее удачным.

При создании машины особые затруднения вызвала разработка погрузочного устройства, необходимого для перевозки на бронетранспортере тяжелого вооружения вплоть до дивизионных пушек и автомобиля ГАЗ-69. Оно было предложено в двух вариантах: лебедка с приводом от основного двигателя машины для погрузки по откидным аппарелям и крановая установка с электроприводом. Последний вариант отвергли из-за его чрезмерной конструктивной и эксплуатационной сложности.

Опытный образец бронетранспортера «объект 750».

Опытный образец плавающего бронетранспортера К-78.

Вид сзади сверху на десантное отделение бронетранспортера К-78. Кормовой лист выполнялся откидным.

Первый опытный образец бронетранспортера был изготовлен в апреле 1950 года, а в июне уже завершились его заводские испытания, в том числе и пробегом на 1500 км. Во время одного из испытаний, связанных с проверкой грузоподъемности машины на плаву, проводившихся в заброшенном карьере, едва не случилось несчастье. После первого заплыва с грузом, соответствовавшим тех-заданию (2000 кг), и проведения осмотра, показавшего исправность машины и отсутствие воды в корпусе, руководитель испытаний решил повторить его с дополнительной нагрузкой. Для этого на бронетранспортер забрались почти все присутствовавшие — около 20 человек. Машина вошла в воду и поплыла, но на середине водоема вдруг стала погружаться в воду. Хорошо, что глубина карьера оказалась небольшой и люди, находившиеся на крыше МТО, стояли в воде только по колено. Выбрались на крышу и испытатели, сидевшие на рабочих местах членов экипажа. Когда машину вытащили на берег, то выяснилось, что при поспешной подготовке к повторному заплыву механики не поставили на место все болты крепления нижних лючков и даже сливные пробки. После такого «опыта» внимание к подготовке бронетранспортера для испытаний значительно повысили и таких досадных эпизодов больше не повторялось.

Кормовая часть бронетранспортера К-78. Машина находится ныне в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Бронетранспортеры БТР-50 на Красной площади. 7 ноября 1961 года. На крышах МТО боевых машин хорошо видны наружные топливные баки и складные аппарели для погрузки тяжелого вооружения.

Как уже упоминалось выше, одновременно с разработкой «объекта 750» в другом КБ, руководимом А.Ф. Кравцевым, на базе плавающего танка К-90 был создан плавающий бронетранспортер К-78. В 1952 году были изготовлены два опытных образца.

Боевая машина массой 10,76 т имела открытый сверху корпус, сваренный из катаных броневых листов толщиной до 15 мм. В нем размещались 2 члена экипажа и 22 пехотинца-десантника, посадка и высадка которых производились через борта и корму корпуса. Вооружение — пулемет СГ-43 калибра 7,62 мм — устанавливалось на кронштейне в передней части левого борта десантного отделения. Боекомплект пулемета — 1000 патронов. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть и водоходный движитель были такие же, как и на танке К-90. Максимальная скорость при движении по шоссе — 34,3 км/ч, на плаву — 9,7 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 180–200 км, на плаву — 80 км. Этот бронетранспортер мог создать конкуренцию «объекту 750», однако к тому времени танк К-90 проиграл сравнительные испытания «объекту 740», а потому все работы по К-78 прекратили.

Тем временем на ЧКЗ с учетом результатов заводских испытаний изготовили еще два экземпляра «объекта 750» и в августе 1950 года предъявили их на государственные испытания. Они проводились с 4 по 29 сентября в районе г. Бровары Киевской области по программе, утвержденной 1-м заместителем военного министра Маршалом Советского Союза В.Д. Соколовским и министром транспортного машиностроения Е.И. Максаревым.

БТР-50ПК возвращается с парада на Красной площади. Прямоугольный люк в крыше десантного отделения закрывался двухстворчатой крышкой. В правом переднем углу крыши корпуса хорошо виден колпак нагнетательного вентилятора.

ЗТПУ-2 в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Комиссия, проводившая их, посчитала, что бронетранспортер испытаний на гарантийный километраж не выдержал. Поэтому, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31 декабря 1950 года, Минтрансмаш, ЧКЗ и ВНИИ-100 были обязаны изготовить к 1 мая 1951 года два бронетранспортера с устраненными недостатками и предъявить их государственной комиссии.

Новые машины изготовили к июлю, а госиспытания они прошли в августе. На этот раз успешно. По основным параметрам бронетранспортеры соответствовали ТТЗ, а по ряду показателей, как и ПТ-76, даже превосходили их. К августу 1952 года были изготовлены еще три машины для проведения войсковых испытаний, которые состоялись в сентябре — октябре 1952 года. Во время их по инициативе КБ, вне программных требований, были проведены стрельбы на суше и на плаву из 57-мм пушки ЗИС-2 и даже из 85-мм Д-44 (по ТТЗ предусматривалась только их перевозка). Стрельбы прошли успешно, поломок в ходовой части не произошло. Запаса плавучести хватило для ведения огня без опрокидывания или затопления, что лишний раз подтвердило исключительные амфибийные качества машины. Вместе с тем программных испытаний не выдержала штатная установка пулемета ДШК. При условии устранения всех недостатков государственная комиссия рекомендовала бронетранспортер к принятию на вооружение Советской армии. Постановлением Совета Министров СССР от 30 января 1954 года бронетранспортер — «объект 750» был принят на вооружение под обозначением БТР-50П.

БТР-50ПК финской армии, 1974 год. Пулемет ПКБ начали устанавливать на серийных бронетранспортерах после 1968 года. Устанавливали их и на машинах более раннего выпуска в ходе капитального ремонта.

Как и в случае с ПТ-76, изготовителем новой машины был определен Сталинградский тракторный завод, что было вполне логично. Согласно распоряжению Совмина СТЗ был обязан в 1954 году изготовить первую партию из 10 БТР. В 1955 году начался массовый выпуск БТР-50П.

Следует отметить, что в отличие от прототипов на серийных машинах штатное вооружение состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ — турельную установку пулемета ДШК на люке командира машины на вооружение не приняли. В 1956 году на том же месте разместили другой крупнокалиберный пулемет — 14,5-мм КПВТ на турели с бронеспинкой. Его боекомплект насчитывал 800 патронов. Угол возвышения пулемета достигал +85°. Однако эта машина, получившая обозначение БТР-50ПА («объект 750М»), также не была принята на вооружение.

Остались опытными образцами еще две боевых машины, созданные в 1955 году на базе БТР-50П. Речь идет о зенитных самоходных установках ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4 (иногда эти машины именуют БТР-50П2 и БТР-50П4). ЗТПУ-2, по сути, представляла собой БТР-50П, у которого в десантном отделении устанавливалась тумба в форме усеченного конуса, состоявшая из верхнего и нижнего кольцевых поясов, соединенных между собой четырьмя симметрично расположенными стойками. Нижний пояс тумбы болтами крепился к опорам, приваренным к днищу корпуса машины. К верхнему поясу приваривалось основание нижнего погона зенитной пулеметной установки. Для увеличения устойчивости тумбы при стрельбе ее передние стойки соединялись с верхним лобовым листом корпуса съемными распорками. Углы вертикального наведения двух пулеметов КПВТ составляли от -3°20? до +91°. Механизмы наведения имели ручные приводы. Максимальная скорость наведения: по вертикали 37°20? в секунду, по горизонту 46°30′ в секунду. Для стрельбы по наземным целям использовался телескопический прицел ОП-1-14, по воздушным — коллиматорный ВП-4. Боекомплект 1280 патронов. Боевая скорострельность 484 выстр./мин. Установка обслуживалась одним наводчиком и двумя заряжающими.

ЗТПУ-2 обеспечивала эффективное ведение огня по воздушным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высоте 500 — 1000 м. Горизонтальная дальность эффективного огня 2000 м. ЗТПУ-4 отличалась от ЗТПУ-2 главным образом числом пулеметов КПВТ, которых стало четыре. Это потребовало усиления постамента и увеличения боекомплекта. Эффективность огня повысилась, остальные характеристики остались практически теми же.

Схема КШМ БТР-50ПУ

(вид сверху):

1 — волноотражательный щит; 2 — крышка люка механика-водителя; 3 — антенный ввод радиостанции Р-403БМ; 4 — крыша штабного отделения; 5 — вращающаяся башенка; 6 — антенный ввод радиостанций Р-112 и Р-113; 7 — крышка правого посадочного люка; 8 — подножки; 9 — съемный лист над двигателем; 10 — съемный лист над трансмиссионным отделением; 11 — телескопическая мачта; 12 — антенный ввод радиостанции Р-105; 13 — броневая крышка иллюминатора дневного света; 14 — антенный ввод радиостанции Р-105У; 15 — крышка люка командира.

С 1959 года началось серийное производство самой массовой модификации БТР-50ПК («объект 750ПК»). Основным отличием нового бронетранспортера от базовой версии стала крыша над десантным отделением с тремя люками для посадки и высадки десанта. Установка бронированных крыш была осуществлена на всех плавающих и неплавающих колесных и гусеничных бронетранспортерах по опыту событий в Венгрии в 1956 году. Отсутствие крыш на отечественных бронетранспортерах привело к ощутимым потерям в личном составе. Открытые сверху машины забрасывались из верхних окон зданий гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Кроме того, плавающие бронетранспортеры с полностью закрытыми корпусами обладают лучшими характеристиками при плавании на волнении.

БТР-50ПК мог перевозить 20 солдат или до 2 т груза, но доставлять на себе технику и тяжелое вооружение он уже был не в состоянии.

В процессе серийного производства в конструкцию бронетранспортера вносились те же изменения, что и в базовый танк ПТ-76. Так, в конце 1950-х годов на БТР-50ПК начали устанавливать ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б, радиостанцию Р-113, автоматическую углекислотную противопожарную установку и ТДА. С 1962 года бронетранспортеры БТР-50ПК стали выпускаться на базе танка ПТ-76Б и оснащались системой ПАЗ и УА ППО. Установка третьего топливного бака емкостью 140 л позволила повысить запас хода бронетранспортера на 150 км по сравнению с БТР-50П и БТР-50ПК ранних выпусков. С 1968 года пулемет СГМБ стал заменяться на ПКБ, а радиостанции Р-113 — на Р-123.

В 1958 году на базе БТР-50ПК была сконструирована командно-штабная машина БТР-50ПУ («объект 750К»), предназначавшаяся для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях. Броневой корпус машины был разделен на три отделения: управления, штабное и моторно-трансмиссионное. Бортовые листы корпуса не имели обзорных лючков, а вентиляторы с них перенесли на крышу штабного отделения, задняя стенка которого выполнялась сплошной, без откидного листа. На ней в положении по-походному крепилась телескопическая мачта антенны.

Командно-штабная машина БТР-50ПН.

На крыше штабного отделения находилась вращающаяся башенка для кругового обзора с прибором ТПКУ-2Б. За ней располагались два посадочных люка с откидными крышками и иллюминатор, также закрывавшийся броневой крышкой. Иллюминатор обеспечивал возможность работы в машине днем без искусственного освещения.

В отделении управления размещались три сиденья: командира части (соединения), механика-водителя и штурмана.

В штабном отделении машины находился узел связи, включавший в себя комплекс радио-, радиорелейных и проводных средств. В состав его входили радиостанции Р-112, Р-113, Р-105 или Р-105У, радиорелейная двухканальная телефонная станция Р-403БМ (полукомплект), радиоприемник Р-311, полевой телефонный коммутатор П-19ЗА на 10 номеров, 4 телефонных аппарата, 4 катушки с 600 м двухпроводного кабеля на каждой. Для внутренней связи между членами экипажа БТР-50ПУ использовались два комплекта переговорного устройства Р-120. На машине имелась и навигационная аппаратура — датчик курса (гирокурсоуказатель КМ-2), датчик пути ДП и курсопрокладчик КП-2М1. Для обеспечения работы радиостанций и навигационной аппаратуры машина оснащалась четырьмя аккумуляторными батареями 6-СТЭН-140М (вместо двух на БТР-50ПК), переносным зарядным бензоэлектрическим агрегатом АБ-1-П/30, пятью запасными аккумуляторными батареями 2-НКН-24 и различными вспомогательными электроприборами. КШМ БТР-50ПУ была оборудована фильтровентиляционной установкой, термодымовой аппаратурой, автоматической системой ППО и отопителем штабного отделения. В средней части штабного отделения устанавливался раздвижной стол для работы с картами. Вместимость КШМ — 9 человек.

Командно-штабная машина БТР-50ПУ впоследствии неоднократно модернизировалась, в основном за счет изменения состава оборудования, что привело к появлению в войсках машин БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1. Последняя принята на вооружение в 1972 году.

Одновременно с БТР-50ПУ была создана командно-штабная машина БТР-50ПН («объект 905»), с несколько иным составом оборудования. Основными отличиями БТР-50ПН от БТР-50ПУ были: установка в правой части верхнего лобового листа корпуса неподвижной рубки штурмана; более удобное размещение ящиков с ЗИП и энергоагрегата снаружи машины; установка полевого телефонного коммутатора П-193М с тремя телефонными аппаратами ТАИ-43Р или ТА-57.

Машина технической помощи МТП с кран-стрелой в рабочем положении.

Машина дистанционного разминирования УР-67.

Для обеспечения радиосвязи в оперативно-тактическом звене предназначалась КШМ «объект 909». На вооружение она была принята в 1968 году и выпускалась на ВгТЗ. Радиоаппаратуру поставлял Московский телевизионный завод. Машина отличалась от базовой БТР-50ПУ установкой комплекта радиоаппаратуры «Бант», сокращением численности экипажа, отменой части средств связи и навигационного оборудования.

Снятые с вооружения мотострелковых войск боевые машины послужили базой для создания нескольких образцов специальной техники. Так, на базе БТР-50ПК изготавливалась система дистанционного разминирования УР-67. Она представляла собой обычный бронетранспортер, на крыше МТО которого размещалась пусковая установка с двумя направляющими. С нее могли запускаться неуправляемые реактивные снаряды со шнуровыми зарядами — при подрыве они расчищали проход в минных заграждениях, достаточный для движения техники. УР-67 состояли на вооружении инженерных войск.

В 1970-х годах часть бронетранспортеров БТР-50П была переоборудована в машины технической помощи МТП, являвшиеся подвижным средством технического обеспечения мотострелковых подразделений, имевших на вооружении боевые машины пехоты БМП-1. При переоборудовании БТР-50П вместо открытого десантного отделения создавалось производственное отделение с бронированной крышей, причем его высота обеспечивала проведение работ стоя. В производственном отделении устанавливались оборудование, приспособления, инструмент и принадлежности для эвакуации, ремонта и обслуживания БМП-1. МТП оснащалась двигателем В-6ПГ с генератором Г-74 и подогревом картера. Для снятия и установки агрегатов и узлов при ремонте и обслуживании БМП-1 машина технической помощи МТП имела кран-стрелу, элементы которой в положении по-походному укладывались снаружи.

Бронетранспортер | Military Wiki

M113, один из самых распространенных гусеничных БТР, во время войны во Вьетнаме

Бронетранспортер ( APC ) — тип боевой бронированной машины, предназначенной для перевозки пехоты на поле боя. Среди прочего, БТР в просторечии называют «боевыми такси» или «боевыми автобусами». БТР

отличается от других ББМ, а именно БМП, вооружением, которое они несут. Договор об обычных вооруженных силах в Европе определяет бронетранспортеры как «Боевая бронированная машина, которая спроектирована и оборудована для перевозки боевого пехотного отделения и которая, как правило, вооружена встроенным или штатным оружием калибра менее 20 миллиметров».

Условно они не предназначены для участия в бою прямой наводкой, а служат для дополнительной защиты от осколков и огня стрелкового оружия.

Примеры включают американский M113, французский VAB, голландско-немецкий GTK Boxer и советский БТР.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Мобильность
    • 2.2 Броня
    • 2.3 Вооружение
  • 3 варианта
    • 3.1 Боевая машина пехоты
    • 3.2 Пехотная подвижная машина
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера

История

Британский танк Mark IX был первым специализированным бронетранспортером.

Генезис концепции бронетранспортера был на Западном фронте Первой мировой войны. На более позднем этапе войны танки союзников могли прорвать линии врага, однако пехота, следующая за которой была необходима для закрепления достижений, все еще столкнулись с огнем стрелкового оружия и артиллерии. Без поддержки пехоты танки были изолированы и впоследствии уничтожены. В ответ британцы представили Mark V *, удлиненную версию с десантным отделением, и специально построенный танк Mark IX.

Хотя они произвели революцию в танковой доктрине, они мало повлияли на ход войны.

Во время Второй мировой войны полугусеничные машины, особенно M3 и SdKfz 251, играли роль, аналогичную послевоенным БТР. В ходе войны БТР превратились из простых бронированных автомобилей с грузоподъемностью в машины специального назначения.

Устаревшие бронетранспортеры часто перепрофилируются в БТР. Начало этой концепции было положено в 1944 году, [ необходимая цитата ] с введением авианосца типа «Кенгуру». За первоначальной переделкой 72 самоходных гаубиц M7 Priest последовала переделка танков Churchill, M3 Stuart и, в большей степени, Ram. Более поздним примером этой концепции является израильский ахзарит.

После войны были разработаны различные специализированные БТР. Соединенные Штаты разработали серию гусеничных машин, кульминацией которой стал M113, которых было изготовлено 80 000 штук. БТР-40, БТР-152, БТР-60, БТР-70, БТР-80 и БТР-90, каждый из которых производился в больших количествах Советским Союзом.

Дизайн

GTK Boxer — немецко-голландский БТР.

В большинстве бронетранспортеров используется дизельный двигатель, сравнимый с тем, что используется в большом грузовике или обычном городском автобусе. Например, в M113 использовался тот же двигатель, что и в стандартном городском автобусе GM.

БТР могут иметь вес от 6 до 40 тонн и более; хотя типичный автомобиль будет от 9 до 20 тонн. Обычно они вмещают от 8 до 12 пеших солдат, хотя некоторые модели могут нести больше десятка. По определению, APC будет вмещать не менее 8 человек.

БТР должен иметь по крайней мере одного члена экипажа, водителя, а также трех, наводчика и командира.

Мобильность

БТР бывает колесным или гусеничным, а иногда и тем и другим, например, полугусеничным. Обе системы имеют свои преимущества и ограничения. Гусеничные машины обладают большей тягой на бездорожье и большей маневренностью, включая минутный радиус поворота. Колесные БТР быстрее передвигаются по дороге и могут преодолевать большие расстояния; как правило, из-за ограниченного срока службы гусениц гусеничные машины перевозятся по пересеченной местности по железной дороге или бортовым грузовиком, который может быть или не быть специально построенным транспортным средством.

Многие БТР являются амфибиями. Гусеничные БТР приводятся в движение гусеницами, а колесные БТР оснащаются гребными винтами или водометами. Подготовка к десантным операциям обычно включает проверку целостности корпуса и опускание переднего дифферента. Скорость движения по воде сильно различается между транспортными средствами. Максимальная скорость плавания M113 составляет 3,8 миль в час, тогда как LAV-25 и AAVP-7 могут достигать почти вдвое большей скорости при максимальной скорости 6,5 и 8,2 миль в час соответственно.

Броня

БТР должны обеспечивать минимальную степень защиты от огня из стрелкового оружия, чтобы считаться таковыми, хотя некоторые из них обеспечивают такую ​​же защиту, как и основной боевой танк, как в случае с IDF Namer, который основан на Merkava. бак. Броня обычно состоит из стали или алюминия. Некоторые БТР также оснащены защитой от ОМП, предназначенной для защиты от оружия массового поражения.

Как правило, БТР легче и менее бронированы, чем танки или БМП, часто с открытым верхом и дверями и окнами, как это видно на французском VAB.

Вооружение

БТР несет основное вооружение, состоящее не более чем из 20-мм автоматической пушки, прежде чем попасть в подкласс боевых машин пехоты, и, скорее всего, будет оснащен одним или несколькими пулеметами калибра от 5,56 до 7,62 мм. Основное оружие обычно устанавливается на верхней части машины либо на простой цапфе, либо в небольшой башне, либо на дистанционной системе вооружения. Оружие с цапфой встречается редко из-за отсутствия защиты экипажа. Полугусеница оси Второй мировой войны Sd.Kfz. 251 был оснащен как минимум одним пулеметом MG42 или MG34, который мог наводиться только по небольшой дуге, с какого бы конца машины ни было установлено оружие, и обеспечивал минимальную защиту наводчика. Турели по определению обеспечивают радиус поворота в 360 градусов и защиту оператора. Большинство башен БТР имеют спаренный пулемет (MG) наряду с основным орудием; Серии БТР, БМП и LAV несут пулеметы наряду с основным вооружением, однако базовая башня МТЛБ несет только 7,62-мм пулемет. Недавно появившиеся дистанционно управляемые системы вооружения используются без шкворневых установок и обеспечивают такой же уровень защиты оператора, как и турель, с дополнительным преимуществом повышенной видимости без увеличения общего профиля машины. Однако, в отличие от турели, оружие нельзя перезарядить изнутри машины.

Основным основным оружием БТР является пулемет M2 Browning калибра 50 или аналогичный крупнокалиберный пулемет КПВ калибра 14,5 мм. Stryker несет M2 на CROWS, а многие IMV устанавливают один на RWS или цапфу. 7,62-мм пулеметы, такие как пулеметы C6, M240, FN Minimi и ПКТ или 5,56-мм M249, обычно используются в качестве спаренного или вспомогательного оружия. Несколько восточных бронетранспортеров имеют обращенные вперед пулеметы в боевом отделении. На AAVP7 установлен M2 50 калибра в качестве спаренного пулемета рядом с Mark 19.автоматический гранатомет. Иногда БТР будут оснащены противотанковыми управляемыми ракетами.

Согласно международному праву, бронетранспортеры, предназначенные для медицинских целей, будут иметь четкую маркировку и не будут вооружены.

Варианты

Боевая машина пехоты

Новозеландский LAV.

Основная статья: Боевая машина пехоты

Боевая машина пехоты является производной от БТР. Различные классы боевых машин пехоты используются вместе с танками и БТР в бронетанковых и механизированных войсках соответственно. Принципиальное отличие от БМП заключается в вооружении, выходящем за рамки определения, изложенного в ДОВСЕ. Часто это увеличение будет просто добавлением или увеличением 25-мм или 30-мм автопушки. LAV-III, основная механизированная пехотная машина канадских вооруженных сил, классифицируется как БМП исключительно из-за наличия на ней автоматической пушки M242 Bushmaster. M2 Bradley имеет то же вооружение и классификацию, но имеет сильное бронирование, оснащен TOW и усовершенствованной оптикой и служит в основном в армии США вместе с основными боевыми танками M1 Abrams.

БТР-90 с 30-мм автоматической пушкой и противотанковыми ракетами в просторечии называют БТР. БТР в дословном переводе означает «бронированный транспортер». Однако БМП-3, буквально «Боевая машина пехоты», оснащена 100-мм пушкой и не обобщается таким же образом.

Транспортное средство пехоты

Бундесвер ATF Dingo — это IMV, используемый несколькими европейскими вооруженными силами.

Основная статья: Мобильная пехотная машина

Мобильная пехотная машина — это неологизм для описания концепции бронированного автомобиля, существовавшей десятилетиями, с повышенной противоминной защитой и защитой пассажиров для использования в основном на нетрадиционных театрах военных действий. Хотя начиная с 1970-х годов с такими автомобилями, как южноафриканский Casspir, они пришли в моду только в 21 веке в постсоветском геополитическом климате.

Американский бронированный Humvee, классифицированный как M1114, является воплощением концепции IMV. M1114 идентичен Humvee как по дизайну, так и по функциям, за исключением добавления нескольких тонн брони. Позже M1114 был заменен в этой роли специально построенными машинами программы MRAP, серией машин, вдохновленных Casspir.

IMV обычно имеют днище V-образной формы с дополнительными элементами защиты экипажа, такими как четырехточечные ремни безопасности и сиденья, подвешенные к крыше или по бокам транспортного средства. Многие из них имеют дистанционную систему вооружения вместо системы вооружения, обслуживаемой экипажем. Обычно IMV 4×4 отличаются как от БТР 8×8, так и от БТР 4×4, таких как VAB. По внешнему виду они ближе к гражданским бронеавтомобилям.

Термин относится к широкому спектру транспортных средств, хотя точная классификация вызывает споры.

  • АТФ Динго
  • АМЗ Дзик
  • АМЗ Тур
  • Бушмастер IMV
  • Iveco LMV — Несколько тысяч заказано итальянскими военными и другими европейскими военными
  • Мунго ЕСК
  • Nexter Аравис
  • Oshkosh M-ATV — программа MRAP
  • РГ-33

См. также

  • Перечень современных боевых бронированных машин
  • Автомобиль спецназа (используется вооруженной полицией)

Каталожные номера

  • Бишоп, Крис (2006). Энциклопедия танков и боевых бронированных машин: от Первой мировой войны до наших дней . Книга Грейнджа. ISBN 978-1-59223-626-8
  • О’Мэлли, Т.Дж., Хатчинс, Рэй (1996). Боевые машины: БТР и БМП . Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-211-4

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Бронетранспортер M113 | Military-Today.com

Страна происхождения США
Поступил на службу 1961
Экипаж 2 мужчины
Персонал 11 мужчин
Размеры и вес
Вес 14 т
Длина 5,3 м
Ширина 3 м
Высота 1,85 м
Вооружение
Пулеметы 1 х 12,7 мм (2 000 патронов)
Мобильность
Двигатель Крайслер 75М бензин
Мощность двигателя 209 л. с.
Максимальная скорость по дороге 66 км/ч
Амфибийная скорость на воде 5,8 км/ч
Диапазон 483 км
Маневренность
Градиент 60%
Боковой откос 30%
Вертикальная ступенька 0,6 м
Траншея 1,7 м
Фординг Амфибия

 

При упоминании серии М113 бронетранспортеров трудно избежать превосходной степени поскольку этот тип стал наиболее широко производимым и используемым бронетранспортером Западный мир. Его разработка началась в 1956 корпорацией FMC, а первый прототип был произведен в 1957 году. С момента начала производства в 1961 году было выпущено более 32 000 M113. и его производные были получены только армией США и общее производство в общей сложности в 2001 году достигло почти 85 000 всех типы. Это самая массовая бронемашина в мире. M113 и его варианты на вооружении не менее 50 стран.

Основная особенность M113 представляет собой полностью закрытый корпус из броневой конструкции из алюминиевого сплава. Это было первая серийная бронемашина, в которой использовался алюминий броня. До 40% детали автомобиля изготавливаются из легких сплавов. Алюминиевый корпус имел значительно большую жесткость, чем сталь. Это позволило сократить количество усиливающих конструкций и создать более удобный интерьер. Однако защита M113 была довольно ограниченной. Всесторонняя защита против 7,62-мм снарядов и артиллерии осколки снаряда. На близком расстоянии M113 будет пробит на 12,7 мм крупнокалиберных пулеметов.

М113 был никогда не предназначался для обеспечения полной защитной среды для пассажиры. Он был разработан как бронированная транспортная машина. который мог нести пехотное отделение близко к фронту и быстро разряжая их, затем отступая.

У М113 есть внутреннее устройство, ставшее стандартным для большинства современных бронетранспортеры. Моторный отсек находится в передней части корпус с правой стороны, а отделение управления с левой. Средняя и задняя часть корпуса занята личным составом.

Основным вооружением М113 является 12,7-мм пулемет над люком командира. Он используется для поражать как наземные, так и низколетящие воздушные цели.

Этот бронированный БТР вмещал 11 военнослужащих. Входят войска и покинуть автомобиль через заднюю рампу. Пандус комплектуется дверями аварийного выхода. Кроме того, один большой Люк установлен в крыше над десантным отделением.

Первая партия М113 комплектовался бензиновым двигателем Chrysler 75M мощностью 209л.с. Это было в сочетании с механической коробкой передач General Motors TX-200. Автомобиль имеет хорошее проходимость по песку, снегу и грязи. М113 это амфибия. По воде он движется за счет вращения гусениц.

С годами размер и вес автомобиля вырос, и многочисленные компоненты были изменен, чтобы приспособиться к этому росту, но основной контур остался одинаковый. Было несколько программ улучшения M113 для США. Армия.

M113A1 вступил в строй в 1964. Его основным отличием от базовой модели было дизельный двигатель General Motors 6V53T V6 мощностью 275 л.с. вместо прежнего бензиновый. Кроме того, этот вариант имел автоматическую коробку передач Allison. с 4-мя передними и 2-мя задними передачами.

M113A2 заменил М113А1 выпускается с 1979 года. Имеет улучшенное охлаждение двигателя. оборудование и усиленная подвеска. Всего до стандарта А2 было модернизировано 5 300 БТР М113 и 12 700 БТР М113А1. в США.

М113А3 был принят на вооружение армии США в 1986 году. Это была последняя серийная модель с более длинный корпус, усиление бронезащиты, более мощный двигатель. Топливные элементы были перенесены в корму корпуса, по обе стороны от главного въезда. Производство шло с 1987 по 1992 год, в ходе которого было выпущено более 6 000 были изготовлены новые M113A3. Кроме того, тысячи более ранние модели M113 были преобразованы в стандарт A3, многие из 1994-н.в.

Почти на всех моделях Основным вооружением был одиночный 12,7-мм пулемет на цапфе над командирская башенка. Иногда пулеметный пост устанавливают за щит или небольшая открытая турель, но вариаций предостаточно, как и в самом деле для всей серии M113. Тем не менее, несмотря на огромное количество вариантов и подвариантов базовый бронетранспортер М113 остается сварным алюминиевый коробчатый корпус, установленный на несложном гусеничном шасси.

Производных легион, начиная от командных пунктов и заканчивая противотанковыми машинами, многочисленными средствами ПВО ракетоносцы, артиллерийские установки, самоходные минометы, сапер транспортные средства, машины скорой помощи, ремонтно-эвакуационные машины и т. д. Только некоторые из они указаны ниже:

— М58 Волк
   — 107-мм самоходный миномет M106
   — Бронированная медицинская эвакуационная машина M113 AMEV
   — 81-мм самоходный миномет M125
   — M548 грузовой перевозчик
   — M577 Авианосец командного пункта
   — Пусковая установка М730 для Зенитный ракетный комплекс малой дальности M48 Chaparral
   — улучшенный M901 БУКСИРОВКА противотанковая ракетная машина
   — Машина огневой поддержки M981 FISTV
   — Носитель дымогенератора M1059 Lynx
   — 20-мм самоходная зенитная установка M1063 Vulcan
   — 120-мм самоходный миномет M1064
   — Модернизированная командно-штабная машина M1068. Его называют Стандартным Интегрированная система командного пункта или SICPS
   — Модульное оружие XM1108 системный носитель.

Многие страны-пользователи имеют добавили свои варианты и модификации, как и производители лицензий таких как Бельгия и Италия.

Пара лет назад армия США представила бронированную многоцелевую машину (AMPV) программа по замене на вооружении маститого М113А3 и некоторых его варианты.