Содержание

История авиации — Авиатор

История российской военной авиации началась более столетия назад. Первая авиационная часть была образована в 1912 году.

Российская военная авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя, российская промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Были и интересные отечественные конструкторские решения. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год), для его сопровождения был разработан первый в мире специализированный самолет-истребитель.

В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники. В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, чуть раньше он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания о военных самолетах надолго забыли, только в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации СССР смог опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира. Руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников. В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая ничем не уступала зарубежным аналогам: штурмовик Ил-2, истребители МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3. К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (100 машин). Война началась для ВВС СССР с ряда сокрушительных поражений, огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в ходе воздушных боев. Два года немецкая авиация имела абсолютное господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники. Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников. К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков. В годы Холодной войны ВВС СССР стремительно развивались, в 80-х годах прошлого столетия имели на своем вооружении около 10 тысяч самолетов различных модификаций. В послевоенный период появился новый вид авиационной техники – боевые вертолеты.  СССР были разработаны истребители четвертого поколения Су-29 и МиГ-27, начались работы над созданием истребителя следующего поколения. Но распад СССР поставил крест на многих перспективных проектах того времени. ВВС СССР была разделены между бывшими республиками и стали основой национальных военно-воздушных сил.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2015 году российские ВВС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент. Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил. Еще в 2008 году тогдашний главком Зелин назвал состояние ВВС критическим, но с того времени много что изменилось. Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Сегодня ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50, которая находится на завершающем этапе. В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

aviator31.com.ru

История авиации в России Википедия

История авиации в России — раздел российской истории, посвященный развитию конструкций летательных аппаратов тяжелее воздуха и их полётов.

Предыстория

Историю российской авиации принято отсчитывать с начала XX века. Однако очевидные предпосылки к её развитию можно наблюдать уже в XIX веке.

В 1870 году было создано Русское общество воздухоплавания. В 1880 году по инициативе Дмитрия Менделеева при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел[1]. Однако, согласно исследованию, опубликованному в 1962 году доцентом МАТИ Г. А. Сломянским, инновации в сфере авиационных приборов начались в российском воздухоплавании куда раньше: первые в России авиационные приборы были использованы в ходе полёта на воздушном шаре еще в 1804 году. На Всемирной выставке в Вене (1873 год) русскими воздухоплавателями был продемонстрирован первый в мире автопилот[2].

При этом уже во второй половине XIX века на вооружении русской армии состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк

[3].

Самолёт Можайского

Принято считать, что самолёт Можайского — изобретение молодого и талантливого морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. В действительности конкретная реализация замыслов русского изобретателя произошла, когда ему, в чине контр-адмирала, было уже 60 лет. Другой вопрос, что до этого он проводил различного рода исследования в области полетов (включая полет птиц) на протяжении тридцати лет, итогом чего и стал проект самолета.

В советской (и отчасти позднейшей российской) истории было принято считать, что самолёт Можайского стал одним из первых (если не первым) в мире летательным аппаратом тяжелее воздуха, которому удалось оторваться от земли и совершить пилотируемый полет. Однако в мировой науке данная точка зрения не является мейнстримной, а пионерами довольно однозначно признаются братья Райт, чьи успехи были официально зарегистрированы лишь спустя 15 лет. К сожалению, документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний самолёта Можайского, не сохранилось, что радикально сокращает пространство для маневра в дискуссиях о приоритете. Тем не менее, для развития российской авиации самолёт Можайского является, вне сомнений, основной точкой отсчета.

Самолёт Можайского занял своё место в русской культуре — и не теряет его и в наши дни. Так, в романе Виктора Пелевина «Лампа Мафусаила» (2016 год) история создания самолёта и связанные с ней коллизии составляют основу главной сюжетной линии произведения.

XX век. Начало

В 1902—1903 годах в Красном Селе, Бресте и Вильно прошли маневры, в ходе которых проверялись способы использования воздушных шаров в интересах артиллерии и для воздушной разведки. По итогам испытаний было принято решение о создании специальных подразделений при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке. Общее количество шаров составило 65. В 1908 году в России приступили к изготовлению дирижаблей.

Однако в это же время уже велись исследования в сфере летательных аппаратов тяжелее воздуха. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, руководителем которого стал выдающийся русский ученый Николай Жуковский, создатель аэродинамики (и гидродинамики). В институте велись работы, направленные на улучшения авиационной техники. В это же время российский конструктор Дмитрий Григорович начинал свои работы над созданием первых в мире гидросамолетов. До начала Первой мировой войны были открыты первые летные училища[4].

Предтечей первых авиационных заводов в Российской империи стали мастерских, в которых ремонтировались самолеты иностранных летчиков, прибывавших в Россию на гастроли. Вскоре, однако, начали поступать появились заказы не только на починку, но и на производство новых самолетов. Русская авиационная промышленность зародилась в 1909 году, а еще через год начала выпускать самолеты. Первенцем российского авиастроения стал биплан «Россия-А», выпущенный заводом «Первого всероссийского товарищества воздухоплавания» на основе конструкции Анри Фармана

[5].

Первые авиационные заводы

В 10-х годах прошлого века в России начали открываться первые полноценные авиационные заводы: зачастую, на базе крупных компаний и предприятий из сферы транспортного машиностроения. Так, в 1909 году юрист Сергей Щетинин приступил к созданию первого в России авиационного производства. На полученную от военного министерства в начале 1910 года денежную ссуду была открыта мастерская в Санкт-Петербурге, получившую название «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания» — ПРТВ (с 1915 года — завод «Гамаюн»)[6].

В том же 1909 году первый самолет был выпущен на заводе «Дукс», ставшем спустя несколько лет основным авиационным поставщиком русской армии. К 1918 году, когда завод был национализирован, ассортимент его продукции составлял 22 типа самолётов, включая гидропланы. Именно на самолете производства «Дукс» в 1913 году впервые в мире выполнил «мертвую петлю» лётчик штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров. В Петроградском филиале завода начинал свою карьеру авиаконструктора Николай Поликарпов.

В собственности завода находились четыре ангара на окраине Ходынского поля, где в 1910 году был открыт первый в Москве полноценный аэродром, просуществовавший до 2003 года. Фактически здесь формировался первый в России авиационный кластер: в дальнейшем именно в окрестностях Ходынского поля в советское время были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева.

В 1912 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельности мастерская авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода; на должность главного конструктора был приглашен Игорь Иванович Сикорский. В 1913 году, под руководством Сикорского, был построен первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь», давший начало тяжёлой авиации. В том же году же публике был показан опытный образец первого в истории многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец». В декабре 1914 года император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», ставшей первым в мире соединением, в составе которого имелись тяжелые четырехмоторные бомбардировщики. Именно эту дату принято считать началом Дальней авиации в России

[7].

После революции и последующей национализации завод и его авиационное бюро завода несколько раз реорганизовывались и переименовывались, став, в числе прочего, базой для создания завода имени М. В. Хруничева, одного из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности.

В 1914 году завод в Санкт-Петербурге открывает Владимир Александрович Лебедев — один из первых российскихавиаторов, в дальнейшем — президент Всероссийского аэроклуба и кавалер ордена Почётного легиона (Франция). По площади предприятие значительно превосходило заводы как Щетинина, так и «Дукс». В дальнейшем «Товарищество В. А. Лебедев и К» реализовало еще несколько подобных проектов, наиболее успешным из которых оказался Таганрогский аэропланный завод.

В годы Первой мировой войны

К началу Первой мировой войны Российская империя обладала самый большим среди всех воюющих держав парком военной авиации — 263 самолета. Однако большинство самолетов были достаточно сильно изношены и морально устарели, при этом практически не имея на борту вооружения. Кроме того, на каждые два самолета приходилось менее одного обученного пилота[8]. К концу войны качественное отставание перешло в количественное: в октябре 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.

При этом только до 1 ноября 1916 года из-за границы было получено 883 самолета и 2326 двигателей (во Франции закуплено 65 % самолетов и 90 % моторов, в Италии — 25 % самолетов, в Англии — 10 %: как нетрудно заметить, потери за последующий год стали весьма существенными (как и в предыдущие годы войны).

Отметим, что еще одной проблемой авиации Империи стала система управления: ВВС вступили в войну, практически не имея четкого руководства. До 1916 года работал воздухоплавательный отдел при ГИУ Генштаба, в дальнейшем было создано Управление Военно-воздушного флота занимавшееся в основном вопросами укомплектования и снабжения. Параллельно в Ставке Верховного Главнокомандующего была Авиационная канцелярия (Авиаканц), которую с конца 1915 года возглавил великий князь Александр Михайлович, человек, стоявший у истоков открытой в 1910 году офицерской авиационной школы под Севастополем. Тем не менее, высшее руководство не имело необходимых знаний и опыта в сфере авиации. Известный пример — визит военного министра Владимира Сухомлинова на испытательный аэродром в Петербурге в 1913 году. Узнав, что новые самолеты должны испытываться в полете полтора часа, министр отдал приказ о сокращении испытательных полетов до 30 минут, полностью проигнорировав протесты летчиков и инженеров. Итогом, в числе прочего, и этого решения стало то, что в первый период войны основной процент потерь приходился на аварии. К началу октября 1914 года авиаотряды 3, 5, 8 и 9-й армий из 99 самолетов 91 потеряли вследствие несчастных случаев (и, соответственно, не более восьми — в рамках боевых потерь)

[9].

Примечания

wikiredia.ru

История авиации в России Википедия

История авиации в России — раздел российской истории, посвященный развитию конструкций летательных аппаратов тяжелее воздуха и их полётов.

Предыстория[ | ]

Историю российской авиации принято отсчитывать с начала XX века. Однако очевидные предпосылки к её развитию можно наблюдать уже в XIX веке.

В 1870 году было создано Русское общество воздухоплавания. В 1880 году по инициативе Дмитрия Менделеева при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел

[1]. Однако, согласно исследованию, опубликованному в 1962 году доцентом МАТИ Г. А. Сломянским, инновации в сфере авиационных приборов начались в российском воздухоплавании куда раньше: первые в России авиационные приборы были использованы в ходе полёта на воздушном шаре еще в 1804 году. На Всемирной выставке в Вене (1873 год) русскими воздухоплавателями был продемонстрирован первый в мире автопилот[2].

При этом уже во второй половине XIX века на вооружении русской армии состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк[3].

Самолёт Можайского[ | ]

Принято считать, что самолёт Можайского — изобретение молодого и талантливого морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. В действительности конкретная реализация замыслов русского изобретателя произошла, когда ему, в чине контр-адмирала, было уже 60 лет. Другой вопрос, что до этого он проводил различного рода исследования в области полетов (включая полет птиц) на протяжении тридцати лет, итогом чего и стал проект самолета.

В советской (и отчасти позднейшей российской) истории было принято считать, что самолёт Можайского стал одним из первых (если не первым) в мире летательным аппаратом тяжелее воздуха, которому удалось оторваться от земли и совершить пилотируемый полет. Однако в мировой науке данная точка зрения не является мейнстримной, а пионерами довольно однозначно признаются братья Райт, чьи успехи были официально зарегистрированы лишь спустя 15 лет. К сожалению, документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний самолёта Можайского, не сохранилось, что радикально сокращает пространство для маневра в дискуссиях о приоритете. Тем не менее, для развития российской авиации самолёт Можайского является, вне сомнений, основной точкой отсчета.

Самолёт Можайского занял своё место в русской культуре — и не теряет его и в наши дни. Так, в романе Виктора Пелевина «Лампа Мафусаила» (2016 год) история создания самолёта и связанные с ней коллизии составляют основу главной сюжетной линии произведения.

XX век. Начало[ | ]

В 1902—1903 годах в Красном Селе, Бресте и Вильно прошли маневры, в ходе которых проверялись способы использования воздушных шаров в интересах артиллерии и для воздушной разведки. По итогам испытаний было принято решение о создании специальных подразделений при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке. Общее количество шаров составило 65. В 1908 году в России приступили к изготовлению дирижаблей.

Однако в это же время уже велись исследования в сфере летательных аппаратов тяжелее воздуха. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, руководителем которого стал выдающийся русский ученый Николай Жуковский, создатель аэродинамики (и гидродинамики). В институте велись работы, направленные на улучшения авиационной техники. В это же время российский конструктор Дмитрий Григорович начинал свои работы над созданием первых в мире гидросамолетов. До начала Первой мировой войны были открыты первые летные училища[4].

Предтечей первых авиационных заводов в Российской империи стали мастерских, в которых ремонтировались самолеты иностранных летчиков, прибывавших в Россию на гастроли. Вскоре, однако, начали поступать появились заказы не только на починку, но и на производство новых самолетов. Русская авиационная промышленность зародилась в 1909 году, а еще через год начала выпускать самолеты. Первенцем российского авиастроения стал биплан «Россия-А», выпущенный заводом «Первого всероссийского товарищества воздухоплавания» на основе конструкции Анри Фармана[5].

Первые авиационные заводы[

ru-wiki.ru

История авиации и воздухоплавания в мире и в России

Самолеты и авиаперелеты- неотъемлемая часть современной жизни, это одно из важнейших изобретений человечества. С момента появления идея о полетах по воздуху до ее реализации прошло несколько тысячелетий, опыт первых исследователей пригождается и сегодня.

Махолет

Еще в 15 столетии Леонардо да Винчи был убежден в возможности преодоления силы притяжения, подняться человеку в небо должны были помочь крылья. После проведения многочисленных расчетов и детального изучения полетов птиц ученый пришел к идее создания махолета. Большой энтузиазм при создании первых самолетов показывали капитаны морских кораблей, так как на тот период времени это были самые подкованные в техническом плане представители своего поколения, у них был опыт управления большими фрегатами. Их знания и опыт пригодились при создании самодвижущихся конструкций.

Первые планеры

В начале 19 в. были изобретены безмоторные планеры, инженеры того времени были убеждены, что конструкция самолета по форме должна напоминать птицу. Эти попытки не увенчались успехом, самолеты сталкивали с возвышенностей и обрывов, разгоняли при помощи лошадей, несмотря на все усилия громоздкие аппараты не удавалось запустить в полет.
В 1857 г. моряк Жан-Мари Лез Бри смог поднять конструкцию в воздух, преодолев стометровую высоту, «Альбатрос» пролетел над землей расстояние в 200 м.

Самолет Можайского

Первым изобретателем воздушного судна в России стал адмирал царского флота Александр Можайский, его самолет был приведен в движение с помощью парового двигателя, на его борту во время полет находился человек. Изобретатель назвал свое творение «воздухолетательным снарядом», размер фюзеляжа достигал порядка 15 м. Можайский не смог завершить дело всей своей жизни, но его наработки послужили лишь основой для развития авиации.

Самолет Райт

Многие изобретатели использовали наработки своих предшественников, их основная цель заключалась в снижении веса летательного аппарата и усилении мощности его двигателя. Качеству управления должного внимания уделять было не принято, что стоило жизни Отто Лилиенталю, планер которого перевернулся под воздействием ветра, после чего аппарат потерпел крушение.

Настоящими изобретателями самолета считаются американцы браться Райт, именно им удалось получить навыки пилотирования, их самолет равномерно удерживался в воздухе в течение всего полета. Визуально планер имел мало общего с современным самолетом, в качестве топлива использовался бензин, его вес достигал 300 кг. Первые испытательные полеты были проведены в начале 20 в., летательный агрегат удерживал равновесие в воздушном пространстве в течение 12 сек., что стало важной вехой для авиации, люди во всем мире были воодушевлены успехами американцев. Первых испытателей самолетов считали настоящими смельчаками, им посвящали заголовки газет, французскому оператору удалось снять фильмы с высоты полета самолета.

Авиация в России

В России авиация по мнению ее представителей считалась достаточно опасным и неприятным делом, некоторые нюансы описывает в своих заметках Борис Россинский. В одной из заметок он упоминает дымящееся масло, дым от которого затрудняет дыхание, чтобы избавиться от него ему приходиться периодически вдыхать нашатырный спирт. В первых конструкциях отсутствовали тормоза, поэтому приходилось выпрыгивать на ходу.

Творение Сикорского

В течение нескольких лет после запуска «Флайера» началось производство первых российских воздухоплавательных аппаратов, Игорь Сикорский стал изобретателем первого пассажирского самолета. Помимо по-настоящему гигантских размеров «Илья Муромец» выделялся комфортными условиями в нем было всего необходимое для полета, он был оснащен несколькими спальнями, ванной, отопительной системой и электричеством. Первый полет было проведен в 1914 г., на борту находились 16 пассажиров и собака, отличный полет завершился приземлением.

Рекорд дальности Туполева

Самолет АНТ-25 стоит в Чкаловском музейном ангаре, когда-то он вызывал восхищение, его отличительным знаком считаются алые крылья. Конструктор Андрей Туполев за свое изобретение был отмечен большим количеством наград, советский летчик Валерий Чкалов установил в 1937 г. на нем рекорд дальности. Расстояние 8 500 км самолет Туполева преодолел без единой остановки.

Штуромвик Ил-2

Воздушное судно получило широкую известность в ходе ВОВ, Ил-2 стал настоящим кошмаром для немцев, так как стал главной защитой советских солдат над полем боя. Он выполнял функцию прикрытия перед сухопутными войсками, крепкая броня позволяла отбиваться от фашистских истребителей. У-2

Модель от отличалась большой мощью, к 40-м годам прошлого века на территории бывшего Советского Союза удалось создать большое количество боевых самолетов, одновременно использовались гражданские аппараты. Учебный У-2 отличался неприхотливостью, маневренностью, бесшумностью, мог садиться в сложных ситуациях. Это позволяло незаметно проникать в пространство врага в темное время суток и наносить сокрушительные удары. Боевая машина была отмечена многочисленными знаками отличия, в честь авиаинженера Н.Поликарпова модель была переименована в По-2.

Заключение

История воздухоплавания насчитывает несколько веков, со времени, когда был совершен первый полет, модель самолета претерпела большие изменения, из примитивной конструкции превратилась в настоящее чудо инженерной мысли. Сегодня самолеты широко используются в военной и гражданской авиации, представить современную жизнь без возможности перемещаться по воздуху просто невозможно.

vpolete.online

«Крылья России» — история советской и российской авиации. (Россия, студия «Крылья России», 18 серий) 2008 год смотреть онлайн в хорошем качестве

Режиссер/Телекомпания: А. Кулясов / Крылья России

«Крылья России» — документальный цикл посвящённый истории советской и российской авиации. Сериал выпущен студией «Крылья России» в 2008 году.

Студия «Крылья России» представляет документальный сериал об истории развития отечественной авиационной техники. Зритель познакомится с уникальными киноматериалами, собранными студией. На каждом диске имеется дополнительная справочная информация по летательным аппаратам.

18 замечательных серий об отечественной авиации, только лучшее, рекомендую!

Полный список серий:

1 — Истребители. Первые победы
2 — Истребители. Грозовые годы
3 — Истребители. Реактивная эра
4 — Истребители. Борьба за превосходство
5 — Бомбардировщики. Крылатая армада
6 — Бомбардировщики. Холодная война
7 — Штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Над полем боя
8 — Штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Реактивный удар
9 — Гражданские самолёты. Воздушные извозчики
10 — Гражданские самолёты. Крылья над континентами
11 — Экранопланы. На грани двух стихий
12 — Гидросамолёты. Стальные альбатросы
13 — Вертолёты. Воздушные вездеходы
14 — Вертолёты. Солдаты и труженики
15 — Учебные и спортивные самолёты. Дорога в небо
16 — Морская авиация. На службе флота
17 — Военно-транспортные самолёты. Крылатые тяжеловесы
18 — Разведчики. Следящие с небес

1 — Истребители. Первые победы
Современный истребитель — сплав красоты, мощи, скорости и маневренности. Полет этой машины вызывает восхищение зрителей на любом авиашоу и заставляет задуматься потенциального противника. У истребителя сложная задача — он обязан одержать победу в воздушном бою. Причем не только над истребителем противника, но и над летательным аппаратом любого другого назначения. В настоящее время авторитет российской школы проектирования самолетов данного класса признан во всем мире. Но так было не всегда. Наш рассказ — об истории отечественного истребителя охватывает период от Первой Мировой войны до начала 30-х годов ХХ века.

2 — Истребители. Грозовые годы
Весной 1943 года в небе над Кубанью развернулось одно из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны. Для ликвидации угрозы с тыла немцы предприняли массированные авианалеты. В них участвовало более 500 самолетов. Но и советская авиация сосредоточила здесь до 900 машин. Противостояние длилось свыше двух месяцев. Борьба за господство в воздухе была жестокой. И в ней главную роль сыграли советские истребители нового поколения.

3 — Истребители. Реактивная эра
Истребителю, в силу своего назначения, требуется иметь приемущество над летательными аппаратами любого класса. Одна из важнейших составляющих успеха является скорость. За годы Второй Мировой войны максимальная скорость поршневых истребителей значительно возросла, но воздушный винт уже не мог обеспечить скорость выше определенного придела. Ученые и конструкторы всех мировых авиационных держав почти одновременно осознали эту проблему. Выход из тупика виделся в создании принципиально нового типа двигателя — реактивного…

4 — Истребители. Борьба за превосходство
Каждые два года в подмосковном Жуковском проводится авиашоу. Зрелище собирает сотни тысяч зрителей. И звездами непременно становятся истребители. Возможности самолетов начала XXI века поражают воображение. Многотонные машины выполняют замысловатые пируэты в небе, опровергая классические законы аэродинамики. И при этом вселяют уверенность — воздушный поединок у соперника будет выигран обязательно!

5 — Бомбардировщики. Крылатая армада
Грандиозные воздушные парады 30-х годов. В небе пролетают различные типы боевых самолетов. От парада к параду всё масштабнее демонстрация, все крупнее бомбардировщики. С такой силищей можно одолеть любого врага! Упоение мощью вполне отвечало амбициям молодого советского государства. Авиационные парады становились показателем величия и могущества державы. Не заставившая себя ждать Вторая Мировая война проверила эту мощь на прочность.

6 — Бомбардировщики. Холодная война
В октябре 1962 года разразился Карибский кризис. В ответ на размещение советских ракет на Кубе Соединённые Штаты ввели блокаду острова Свободы Напряжение в противостоянии атомных держав нарастало Советские стратегические бомбардировщики перебросили к границам страны — поближе к целям в Европе и Америке. Степень готовности была наивысшей. В те дни у всех причастных к этим событиям было нечеловеческое напряжение. Даже неполное знание о возможностях ядерного оружия рисовало жуткую картину последствий его применения. Мир стоял на пороге Третьей Мировой войны…

7 — Штурмовики и фронтовые бомбардировщики.
Над полем боя В 1943 году советская авиация добилась полного господства в воздухе. Самолёты Ил-2 волна за волной практически беспрепятственно наносили удары по обороне слабеющего противника Эти штурмовики получили такую известность, такое доверие, что стали символом Великой Отечественной войны. Грубый и мощный — вот два слова, которые в полной мере характеризуют Ил-2. Советские солдаты ликовали, когда он появлялся в небе и стремительно пикировал на врага. Ил-2 по праву был признан лучшим штурмовиком Второй Мировой войны.

8 — Штурмовики и фронтовые бомбардировщики. Реактивный удар
Этот самолёт впервые показали в 1992 году, а потом не раз демонстрировали на различных авиасалонах. Арсенал вооружений впечатлял. Высокоточные управляемые ракеты и бомбы, способные поражать любые цели — в воздухе, на земле, на море. Это не просто самолет это — целый боевой комплекс. Функции истребителя, разведчика, бомбардировщика, штурмовика — всё заложено в ударном самолёте Су-34. Но путь от неповоротливых штурмовиков середины двадцатого века до этого чудо-оружия двадцать первого века был очень не прост.

9 — Гражданские самолёты. Воздушные извозчики
Март 1956 года. Великобритания готовится к визиту Никиты Хрущёва — лидера страны, до сих пор практически закрытой для Запада И вот в преддверие этого события в Лондоне приземляется Ту-104 — реактивный лайнер русских. А через три дня туда прилетает ещё два таких же красавца. Сенсация! Английская «Комета» не летает. Реактивные первенцы американцев только строятся. А тут сразу три русских самолёта’. Сама королева признавалась, что заслышав необычный гул турбин, всякий раз выходила на балкон, чтобы увидеть это русское чудо. А начиналось всё за полвека до описываемых событий…

10 — Гражданские самолёты. Крылья над континентами
Конец декабря 1968 года выдался ненастным. Над испытательным аэродромом в Жуковском стояла низкая облачность А из министерства названивали: «Обеспечьте первый вылет самолёта до Нового года!» Поторапливали не случайно. Дебютировать предстояло сверхзвуковому пассажирскому лайнеру Ту-144. В это же время к первому полёту готовился англо-французский «Конкорд». Важно было опередить конкурентов — на карте стоял престиж советской страны. 31 декабря, в последний день года, Ту-144 взлетел… Этот самолёт и вошёл в историю как первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер. Гражданскую авиацию ожидал переход на качественно новый уровень…

11 — Экранопланы. На грани двух стихий
Человек создал немало машин. Давно перестал казаться чудом самолёт, освоивший стихию воздуха. Значительно раньше корабли покорили стихию воды. А неугомонный человеческий разум всё не знал покоя. И вот появляется аппарат, взлетающий с воды, чуть поднимающийся, но не уходящий от поверхности. Что это? Умеющий плавать самолёт? Или умеющий летать корабль? Что это за чудо технической мысли существующее на грани двух стихий?

12 — Гидросамолёты. Стальные альбатросы
Каждое лето информационные агентства сообщают о бушующих в той или иной стране пожарах. Огонь наносит колоссальные убытки. На помощь приходит пожарная авиация. Буквально скользя по воде, гидросамолёт за считанные секунды заполняет баки. И вот тонны воды снова готовы к сбросу на очаг пожара… Сегодня гидросамолёты применяются, главным образом, при чрезвычайных ситуациях. Но за свою историю они и воевали, и возили пассажиров, и спасали людей.

13 — Вертолёты. Воздушные вездеходы
Упоминания о прообразах вертолёта дошли до нас из глубины веков. В IV веке его предлагал китайский учёный Го Хун, в XV — великий Леонардо да Винчи. Многогранный гений Михаила Ломоносова также не обошёл эту тему. В 1754 году им была построена «аэродромическая машина» — фактически самый настоящий малоразмерный вертолет. Машина, конечно, не поднялась в воздух, но опыты позволили сделать выводы, определившие последующее развитие вертолетостроения…

14 — Вертолёты. Солдаты и труженики
Маленький лёгкий самолёт. Кажется, тема для рассказа неблагодарная, недостойная. О чём говорить? Нет мощи бомбардировщика. Нет стремительных черт и скорости истребителя. Нет солидности авиалайнера. Вот только путь ко всем этим настоящим машинам для всякого лётчика всегда начинался с маленькой летающей парты. И спроси любого пилота — каждый с трепетным благоговением вспоминает свою первую машину: устойчивую, послушную, прощающую даже грубые ошибки…Кажущаяся простота создания такого аппаратика обманчива. За более чем столетнюю историю авиации претендентов на решение этой задачи было тысячи. А легендарными машинами стали единицы. 26 апреля 1986 года. На 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС раздались два взрыва На атомном объекте произошла катастрофа. Ученые предложили наглухо закрыть реактор сверху защитным слоем песка. Но подступиться к аварийному блоку, кроме как с воздуха, было неоткуда. И выполнить задание могли только вертолёты. Температура достигала 200 градусов. Радиационное излучение превышало все нормы в тысячи раз. В таких трагических обстоятельствах винтокрылые машины и управлявшие ими люди показали, на что они способны.

15 — Учебные и спортивные самолёты. Дорога в небо
Маленький лёгкий самолёт. Кажется, тема для рассказа неблагодарная, недостойная. О чём говорить? Нет мощи бомбардировщика. Нет стремительных черт и скорости истребителя. Нет солидности авиалайнера. Вот только путь ко всем этим настоящим машинам для всякого лётчика всегда начинался с маленькой летающей парты. И спроси любого пилота — каждый с трепетным благоговением вспоминает свою первую машину: устойчивую, послушную, прощающую даже грубые ошибки… Кажущаяся простота создания такого аппаратика обманчива. За более чем столетнюю историю авиации претендентов на решение этой задачи было тысячи. А легендарными машинами стали единицы.

16 — Морская авиация. На службе флота
Флотские учения 70-х годов. Сотни кораблей, тысячи летательных аппаратов морской авиации. Место действия — моря и океаны. Амфибии проводят разведку. Противолодочные самолёты и вертолёты несут на борту оборудование для поиска и уничтожения субмарин. Ракетоносцы работают с берега. Они способны уничтожить авианосец потенциального противника… А вскоре на вооружение будут приняты и палубные самолёты.

17 — Военно-транспортные самолёты. Крылатые тяжеловесы
Утро 25 декабря 1979 года. На аэродромах средней Азии собрано около 300 военно-транспортных самолётов. В грузовых кабинах — боевая техника и десант. Поступает сигнал, и самолёты — группа за группой — натужно ревя двигателями и поднимая облака пыли, идут на взлёт. То, что творится, напоминает великое переселение народов. Так выглядела картина ввода советских войск в Афганистан За эти первые дни было перевезено почти 8 тысяч человек, около 900 единиц техники и более тысячи тонн грузов. Всё это составило лишь 2 процента от того колоссального объёма перевозок, которые выполнила в этой войне советская военно-транспортная авиация.

18 — Разведчики. Следящие с небес
Любопытство — естественная черта человека. Воздушные шары, а потом и аэропланы сильно расширили возможности это самое любопытство удовлетворить. Очень скоро на смену беззаботному любопытству пришел вполне меркантильный интерес. Действительно, на войне с высоты птичьего полёта открывался вид. дававший полную картину позиций, а иногда и намерений противника…



voenhronika.ru

Главная страница — РЕТРОПЛАНЪ

Как взлетел первый самолет? Какими они были – воздухоплаватели и авиаторы, первые летчики и авиаконструкторы? Какова история появления ВВС?
Борьба за лидерство в небе развернулась между ведущими европейскими странами с того момента, как в небо поднялся первый аэростат из тонкой шелковой материи. И пройдет еще много времени, прежде чем первый неуклюжий дирижабль уступит место Zeppelin, а на столы военных лягут чертежи самолетов-истребителей, фото самолетов-бомбардировщиков. И одним из самых крупных испытаний для молодой нарождающейся авиации станет Первая мировая война…

История авиации до 1941 года, самолеты времен Первой мировой. Что мы знаем об этом периоде?
Откровенно говоря, немного. Отечественные редкие первоисточники информации пылятся в архивах, а общеизвестная история самолетостроения прошла сквозь цензуру Советского Союза.
Retroplan.ru – попытка восстановить по-возможности картину развития авиации и воздухоплавания до 1941 года с акцентом на события Первой мировой и Гражданской войны в России.

Развитие авиации: факты, лица, судьбы.

Retroplan.ru задуман как своеобразная онлайн энциклопедия по истории авиации. Аэростат, авиаконструкторы, авиамоделизм, гидросамолет, дирижабль, – пользуясь алфавитным указателем и поиском на сайте, опытные «авиаторы» из числа наших пользователей с легкостью найдут как технические характеристики первого самолета, так и послужные списки первых летчиков.
В то же время, ориентируясь на широкий круг заинтересованных, мы стараемся как можно более доступным языком излагать максимум достоверной и разнообразной информации о событиях той эпохи:
  • — какой была авиатехника – первый аэростат, дирижабль, первый самолет, вертолет, планер, гидросамолет, авиетка…
  • — какие это были люди — авиаторы, авиаконструкторы, первые летчики…
  • — первые рекорды и список жертв русской авиации…
  • — как строилась работа первых авиационных школ: ИВАК, школа Московского общества воздухоплавания, Одесского аэроклуба,  частная авиашкола «Гамаюн» ПРТВ, «Орел» Б.Масленникова, Авиационный отдел ОВШ (позднее известна как Гатчинская военная авиационная школа), Севастопольская офицерская школа авиации Отдела воздушного флота, Петроградская  Офицерская школа морской авиации, Бакинская офицерская школа морской авиации, Красносельская Морская школа воздушного боя и бомбометания и т.д.
  • — как планер и дирижабль дали толчок идее о космических кораблях и заложили фундамент для истории самолетостроения…
  • — как полевой аэродром превратился в современный аэропорт…
  • — как воздухоплавательные отряды превратились в современные ВВС
  • — как изобрели и применяли парашют, как были сделаны первые фото самолетов…
Авиационные специалисты в годы Первой мировой войны подразделялись на четыре категории: летчики (или пилоты), военные летчики, наблюдатели и летчики-наблюдатели. Летчиком считался всякий авиатор, окончивший гражданскую (частную) или военную авиационную школу. Звание военного летчика присуждалось офицерам, окончившим военную авиационную школу и сдавшим специальный дополнительный квалификационный экзамен.
В период Первой мировой войны звание военного летчика также давалось за боевые отличия. Наблюдателями считались офицеры и нижние чины, прошедшие кратковременные курсы ведения разведки с аэропланов. В их задачу входило фотографирование или нанесение на карту объектов противника, в то время как летчик осуществлял управление аппаратом. В случае нападения вражеских самолетов, наблюдатель был обязан защищать свой аэроплан, открывая стрельбу из пулемета или из личного оружия. Летчик во время воздушного боя всячески ему помогал, стараясь поставить аппарат в такое положение, чтобы наблюдатель мог нанести неприятелю максимальный урон. Летчик-наблюдатель — это звание, которое давалось офицерам и нижним чинам после окончания военной школы летчиков-наблюдателей или за боевые заслуги.
Не ограничиваясь архивными данными и литературными источниками по история авиации, на сайте планируется широко представить информацию о людях, организациях, увлечениях, так или иначе связанных с временным отрезком «авиация и воздухоплавание до 1939 года». Это информация о выставках по история авиации, обзор игр-симуляторов по авиации Первой мировой, сведения о современных аэродромах, компаниях, занятых созданием реплик по сохранившимся фото и чертежам самолетов. На сайте будут широко представлены материалы из старых авиационных журналов времен раннего СССР, а также императорской России: «Вестник Воздушного Флота (1924 г.)», «Военный летчик (Севастополь, 1917 г.)», а так же современных изданий.
История самолетостроения и воздухоплавания, авиация Первой мировой – действительно многогранные темы, с которыми так или иначе оказываются связаны интересы самых различных людей. Думаем, и вам есть, что сказать по этому поводу.

С достоверностью чертежей самолетов…

Претендуя на энциклопедичность, мы достаточно трепетно относимся к достоверности публикуемых на сайте данных. Поэтому любой материал, размещенный на retroplan.ru, имеет указание на источник информации. Как правило, это работы признанных классиков и исследователей темы «история и развитие авиации». Если информация почерпнута из интернета, она сверяется с бумажными источниками.
Тем не менее, мы открыты для любой новой информации. Единственно, говоря о неподтвержденных данных, мы используем такие слова, как «гипотеза», «догадка», «новая версия» и указываем на соответствующий источник.
Не исключая «человеческий фактор» и права на ошибку, мы будем признательны за уточнения и дополнения информации со стороны посетителей сайта и всех, кому небезразлична история авиации Первой мировой.

Уникальные факты и фото самолетов

До сих пор литература по теме «воздухоплавание и авиация Первой мировой» весьма слабо представлена в Рунете. Тем более это касается трудов по истории самолетостроения в России. На сайте предпринимается попытка систематизации библиотеки по история авиации: на нашей книжной полке вы найдете как отечественные, так и зарубежные издания, многие из которых впервые представлены в он-лайн среде.
Планируется размещать материал, наглядно иллюстрирующий развитие авиации: чертежи самолетов и аэростатов, рисунки и боковики для авиамоделизм, раритетные снимки воздухоплавателей и их дирижаблей, первых летчиков и фото самолетов, на которых они совершали немыслимые для своей эпохи подвиги…
Популярность подобных иноязычных ресурсов доказывает, что сегодня авиация Первой мировой вдохновляет не только авиаконструкторов.

Неизвестная история самолетостроения

Развитие авиации не остановить. Но и сегодня следы ретро-авиации можно встретить не только в музеях и фондах. Реплики самолетов собирают в петербургских квартирах и на островах Новой Зеландии, дебаты о русских дирижаблях идут на иноязычных сайтах.
Кто изобрел первый самолет? Существовал ли гидросамолет Костовича? Иногда ответ на самые простые вопросы не так очевиден. История самолетостроения, как и история авиации в целом, до сих пор полна темными страницами.
Воссоздание истории авиации России тем более интересно. Развитие авиации до Октябрьской революции – страница, пропущенная через сито советской идеологии. Наша задача – отделить зерна от плевел и представить объективную картину развития авиации и воздухоплавания, проследить биографию Сикорского и других отечественных конструкторов, по воле судьбы покинувших Отечество.
Ошибки авиаторов, заблуждения авиаконструкторов, утерянные чертежи самолетов, кабинетные исследования и поиск артефактов – все, что неизвестно, спорно и требует выяснения, выносится нами в комментарии и на форум.
Мы ищем новое. Присоединяйтесь!

Главные Авиаторы

На этом сайте собрались самые разные люди. Мы не авиаконструкторы и даже не первые летчики. Но любовь к небу безусловна. У одних она началась с первого самолета, собранного в кружке авиамоделизма, у других – с дирижабля или гидросамолета, увиденного на фото.
Сейчас кто-то изучает чертежи самолетов в подшивках старых изданий, другой – собирает библиотеку по истории авиации, третий переводит биографии летчиков-асов в свободное время, четвертый мечтает построить собственный дирижабль, и почти все – бравые авиаторы в авиасимуляторах по мотивам Первой мировой…
Авиация в сердцах… Мы не знаем, как она попала в твое сердце. Но пути назад нет. Теперь ты один из нас.


www.retroplan.ru

История авиации | Авиация гражданская и военная

Началась история авиации неожиданно для жителей планеты, которые всего несколько десятков лет назад, передвигавшиеся со скоростью лошади, стали двигаться со скоростью автомобиля до 60км/ч. И, уже в начале 20 века, с Центрального аэродрома Советского Союза в небо поднялся небольшой, неказистый на вид маленький самолет  — новый учебный биплан. Летно-технические характеристики, которые были получен­ны при испытаниях этой машины, говорили о безперспективности этой машины. Запись отчета НИИ ВВС была следующей: «Самолет неудовлетворителен для целей обучения и как учебная машина реко­мендован быть не может…» Такими были первые полеты в небе одного из самых известных самолетов мира — прославленного и знаменитого — долгожителя У-2 конструкции Н. Н. Поликарпова.

Вошедший в историю мировой авиации У-2 (учебный второй) как классический самолет для начального обучения летчиков. Поколению Второй Мировой Войны онстал  известен как «Небесный ти­хоход», по названию фильма, в котором описывались геро­ическиех боевые подвиги совершенные на этой небольшой машине.

Николай Нико­лаевич Поликарпов в 1927 г. создал новый проект учебного самолета, который должен был заменить устаревший У-1. Однако, к сожалению, первый опытный экземпляр не смог пройти испытания, но уже второй образец впечат­лил военных специалистов: обладающий отличной управ­ляемостью, он был легким в пилотировании и простым в конструкции. Машина была устойчива и не входила самопроизвольно в штопор при выпол­нении фигур высшего пилотажа, при введении в штопор преднамеренно, еёе можно было быстро пе­ревести в горизонтальный полет удерживая ручку управления в ней­тральном положении.

Запущенный в серийное производ­ство У-2 быстро стал главным учебным са­молетом всех аэроклубов Осоавиахима и большинства летных школ ВВС и ГВФ. Именно на этой машине готовили не только боевых пилотов, но и пилотов пассажир­ских и транспортных машин.

После смерти Николая Нико­лаевича Поликарпова, В 1944 г., самолет У-2 был переименовали в По-2. На всех фронтах, до последних дней войны, использовалось несколько тысяч машин У-2 (По-2).

После войны По-2 стали широко применять в народном хозяйстве. В 1948 г., было прекращено се­рийное производство самолетов на авиа­заводах, но строительство По-2 продолжалось в мастерских и на ремонтных базах Аэрофлота до 1959 г.

Для крылатых машин прошлого У-2 обладал долголетием  — он был запущен в массовое производство в конце 20-х годов и находился в эксплуа­ции более 30 лет. Более 33 000 экземпляров было было создано с различными модификациями и был  первым советским самолетом широкого применения.

В годы войны многим советским летчикам приходилось сражаться на самолетах устаревших типов, к которым относился и ПО -2. Уступающий в скоростных характеристиках, он однако был очень опасным противником и советские летчики на них наносили сильные удары немецкой авиации. Советские машины обладали простой конструкции, по сравнению с немецкими, американскими машинами, как и технологиями производства и изготавливались изнедорогих  материалов (например, из фанеры как ПО-2). Это было как недостатком, так и преимуществом. Факты содержащиемя в легендарной истории авиации СССР говорят о том, что с именно помощью таких недорогих машин одерживались победы над сильным воздушным противником.

www.aircaft.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *