Добавить к сравнению
Машина добавлена к сравнению
Добавить комплектацию техники к сравнению
Комплектация техники добавлена к сравнению
Добавить к сравнению технику в базовой комплектации
Убрать машину из сравнения
Добавить к сравнению технику в текущей комплектации
Убрать машину из сравнения
Тяжёлый танк ИС-2 (ИC-122) стал результатом модернизации танка ИС-1. С 1944 года получил более простую в изготовлении литую лобовую деталь толщиной 120 мм. В составе отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков ИС-2 активно использовался для штурма укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау (Вроцлав), Берлин. Данная модель представляет собой вариант танка с дополнительными сетчатыми экранами, что было актуально в условиях уличных боёв.
Командир
Командир
Радист
Наводчик Механик-водитель Заряжающий
Эта машина относится к классу премиум. Премиум техника приносит больше кредитов и опыта за каждый бой, а также обладает рядом других преимуществ.
Огневая мощь
ед.
Урон
мм
Бронепробиваемость
0}»>
ед/мин
Урон в минуту
0, ‘specification_delta-good’: $data
с
Время сведения
0, ‘specification_delta-good’: $data
м
Разброс на 100 м
0}»>
шт
Боезапас
Мобильность
0}»>
/ 0}»>
/ т
Масса/Предельная масса
0}»>
л. с.
Мощность двигателя
0}»>
л.с./т
Удельная мощность
км/ч
Максимальная скорость
0}»>
град/с
Скорость поворота
0}»>
град/с
Скорость поворота башни
Скорость гориз. наведения
Живучесть
0}»>
ед.
Прочность
/ / мм
Бронирование корпуса
0}»>
/ 0}»>
/ 0}»>
/ / мм
Бронирование башни
0, ‘specification_delta-good’: $data
с
Время ремонта ходовой
Наблюдение
0}»>
м
Обзор
0}»>
м
Дальность связи
Технические характеристики указаны для техники с уровнем обучения экипажа 100%.
Тяжёлый танк ИС-2
Поворот башни на всех немецких тяжелых танках осуществлялся с помощью гидропривода или вручную. Существенным недостатком гидропривода была зависимость скорости наведения от числа оборотов двигателя, поэтому скорость поворота башни на танках T-V «Пантера» и T-VIB «Тигр- II» находилась в пределах от 5° до 19° в с, а на танке T-VIH «Тигр» — 11,20 в с. Необходимо отметить, что при исследовании захваченных немецких тяжелых танков в Кубинке в отчетах неоднократно отмечалось, что управление гидроприводом было неудобно, а само устройство было сложным и громоздким. Кроме того, башни немецких тяжелых танков вследствие выноса пушек вперед и установки тяжелых бронемасок были неуравновешены, что при крене в 50 делало невозможным поворот башни вручную. У танка ИС-2 и при крене 8,30 усилие на рукоятке ручного привода составляло всего 16 кг, а электропривод обеспечивал поворот башни даже при крене до 150. Высокая огневая мощь ИС-2 постоянно отмечалась в донесениях с фронтов. Так, в «Отчете Управления самоходной артиллерией КА о работе в период Великой Отечественной войны» особо подчеркивалось, что «установка 122-мм пушек на танки ИС вернула нашим танкам утраченное на время превосходство над противником в артиллерийском вооружении тяжелых танков. По мощности своего выстрела 122-мм пушка Д-25 оставила далеко позади 88-мм пушки немецких танков.
Боевые действия танков ИС показали, что 122-мм пушки являются наиболее действенным средством борьбы против тяжелых и средних танков противника, обеспечив пробитие их брони с дистанций 2500 метров».
Тяжелые танки ИС-2 30-го гвардейского танкового полка из 2-го гвардейского механизированного корпуса ведут наступление на Будапешт. 2-й Украинский фронт, декабрь 1944 г.
ЗАЩИЩЕННОСТЬ. Защищенность танка на поле боя зависит от конструкции танка в целом, элементов его броневой защиты, пожаро- и взрывобезопасности. Танк ИС имел кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Такая схема позволила достичь высокую компактность узлов и агрегатов моторно-трансмиссионной группы и обеспечила хорошие условия для их монтажа и демонтажа. Вместе с тем недостатком компоновки танка ИС было смещение башни вперед, что не позволило устроить люк механика-водителя в крыше корпуса.
Все немецкие тяжелые танки имели более сложную и менее рациональную компоновку с кормовым расположением силовой установки и передним размещением трансмиссии. Это было вызвано тем, что на немецких танках применялись КПП только с продольным расположением валов (автомобильного типа), для установки которых наилучшим вариантом было именно их носовое размещение. Такая схема, безусловно, позволила немецким конструкторам упростить конструкцию приводов управления, обеспечить равномерное распределение массы по длине опорной поверхности и более свободно разместить боевое отделение танка. Однако она делала обязательной связь карданными валами двигателя и трансмиссии, что приводило к значительному увеличению высоты корпуса и соответственно массы танка. Переднее расположение трансмиссии ухудшало условия работы ведущих колес и не позволяло получить большие углы наклона носовых броневых листов. При этом элементы трансмиссии, особенно на танке «Тигр-II», выходили из строя даже при попадании в передний броневой лист корпуса 1 -2 снарядов. Кроме того, такое размещение трансмиссии значительно усложняло монтаж и демонтаж ее узлов и центровку агрегатов. На T-VIH «Тигр» большие затруднения, например, вызывала замена КПП, для чего приходилось сначала снимать башню.
Броневая защита ИС, конфигурация корпуса и башни явились следствием более удачного решения общей компоновки, которое позволило уменьшить габаритные размеры по сравнению с танками противника, а ведь уменьшение силуэта снижает и вероятность обнаружения и поражения танка на поле боя. Более удачная компоновка ИС, кроме того, позволила добиться и минимальной массы корпуса танка при данном объеме и заданном уровне бронезащиты. Так, внутренний забронированный объем корпуса танка ИС-2 составлял всего 12,91 м (в то время как у T-V «Пантера», T-VIH «Тигр», T-VIB «Тигр-II» этот показатель соответственно составлял 15,0; 18,5 и 16,0 м. Объем боевого отделения ИС-2, несмотря на установку более мощного вооружения, также был значительно меньше — 6,78 м (против 7,3 11,22 и 10,96 м), чем у перечисленных немецких машин. Все это позволило при меньшей массе обеспечить лучшую броневую защиту, 53% от общей массы танка ИС-2 приходилось на бронирование корпуса и башни. У танка T-VIH «Тигр» бронирование составляло 46,3 %, а у танка T-V «Пантера» этот показатель был еще меньше — 38,5 %. Лишь танк T-VIB «Тигр-II» обладал повышенной характеристикой защищенности — 54,7% массы танка приходилось на броню.
В итоге при практически равной боевой массе танк ИС-2 имел в полтора раза более мощную броневую защиту по сравнению с T-V, а практически равноценный по броне, защите T-VIB имел боевую массу 68 т, то-есть весил в полтора раза больше, чем ИС-2.
Противоснарядная стойкость корпуса и башни танка ИС-2 была достигнута за счет их дифференцированного бронирования. Литая носовая часть корпуса и башня позволили создать оптимальные для того времени формы броневой защиты.
Уровень защищенности броневой конструкции танка ИС-2 постоянно улучшался. Так, если на первых танках с неспрямленным носом верхняя часть отливки носовой детали, расположенной под углом 30′ имела толщину 120 мм, то уже на корпусах со спрямленным носом угол наклона переднего броневого листа был увеличен до 60′ при толщине 90 — 100 мм.
Перед ночным рейдом. Район Барановичей. 1-й Белорусский фронт, 1944 год. Башни танков развёрнуты назад, пушки закреплены в кронштейнах в положении «по-походному».
Это позволило обеспечить непробитие верхнего лобового листа корпуса танка ИС-2 75-мм бронебойными и подкалиберными снарядами со всех дистанций, а 88-мм бронебойными снарядами — со всех дистанций для литого носа и с дистанции 450 м и выше для носа из катаной брони. Нижняя часть спрямленного носа толщиной 90 — 100 мм пробивалась 75-мм бронебойным снарядом, начиная лишь с дистанции 785 м.
Наилучшую броневую защиту среди германских тяжелых танков имел T-VIB «Тигр-II». Его броня, хотя и считалась практически равноценной отечественной броне средней твердости, обладала повышенной хрупкостью. Это было отмечено при испытаниях в ноябре 1944 года захваченного танка «-Тигр-И». Обстрел его корпуса и башни показал слабость сварных швов и повышенную хрупкость броневых листов, которые разрушались после 3 — 4 попаданий бронебойными снарядами с дистанции 500 — 600 м. Лобовой лист сварной башни разработки фирмы Хеншель пробивался остроголовым бронебойным снарядом с дистанции 1800 м.
На первой партии танков T-IVB была установлена башня, разработанная фирмой Порше для другого тяжелого танка классической компоновки — VK-4502(P) (Порше-180). Башня имела скругленную форму лобовой части толщиной 110 мм, заимствованную у советских танков. И если на танке Порше-180 рикошет снарядов от лобового листа башни должна была принимать верхняя лобовая броня корпуса, то при установке ее на танк «Тигр-VI» башня оказалась в средней части танка и рикошетирующие снаряды попадали в относительно тонкую крышу корпуса. Этот же недостаток имел и другой немецкий танк — T-V «Пантера».
Более высокие качества отечественной брони были достигнуты за счет применения легирующих элементов, позволивших получить значительно большую вязкость. Пожароопасность ИС благодаря установке дизеля была значительно ниже, чем у немецких тяжелых танков, оснащенных бензиновыми двигателями. Нельзя сбрасывать со счетов и наличие у немецких машин в боевом отделении гидравлического привода поворота башни и в отделении управления — КПП.
Гидравлическая жидкость и трансмиссионное масло прекрасно горели. Но на немецких тяжелых танках, в отличии от наших, топливные баки располагались в моторном отделении, что в случае пожара давало экипажу возможность покинуть машину.
При возникновении пожара внутри танка ИС его можно было тушить ручным тетрахлорным огнетушителем РАВ-2, расположенным в боевом отделении. «Танки ИС загораются не сразу и легко поддаются тушению, — отмечал в своем донесении о боевых действиях командир 82-го ОГвТТП гвардии подполковник Кирилов. — За период боевых действий с 8.2 по 17.2.1945 в полку затушено 3 горящих танка, которые после ремонта возвращены в строй».
Существенным недостатком ИС, как уже отмечалось, было отсутствие люка механика-водителя, которому приходилось выбираться через башню, что при пожаре в боевом отделении нередко приводило к его гибели, особенно в тех случаях, когда танкист не мог самостоятельно покинуть горящую машину, а вытащить его оттуда было очень трудно.
Снизить высокую пожароопасность моторного отделения на немецких танках конструкторы пытались за счет установки автоматического огнетушителя с дозирующим устройством и термозамыкателями (термодатчиками), но в бою эта система оказалась малоэффективной .
Взрывобезопасность ИС и немецких тяжелых танков находилась приблизительно на одном и том же уровне, так как весь боекомплект в них размещался в боевом отделении.
В целом же по защищенности танки ИС несколько превосходили немецкие тяжелые танки.