Информационные войны (Information war)
С помощью информационных технологий изменились тактики ведения военных и других конфликтов. Информация и дезинформация превращаются в опасное оружие сообразно тому, в чьих руках оказались сведения и с какой целью они применяются.
Попытки воздействовать с помощью информации на сознание человека прослеживаются еще в трудах Н. Макиавелли («Государь») или Сунь Цзы («Искусство войны»). В любые времена всегда ценилось умение собрать качественную информацию и ввести противника в заблуждение.
На раннем этапе своего развития информационная война была сопутствующей частью вооруженного конфликта, целью которого был захват территорий. На данный момент информационная война часто отделена от «горячего» противостояния и занимает главенствующую позицию.
Американский военный специалист Томас Рон одним из первых ввел понятие «информационная война». Данный термин активно использовался в военной сфере, но с развитием СМИ и коммуникационных технологий приобрел немного другое значение.
Классификация и способы информационной войны
Мартин Либики определяет семь видов информационной войны:
- Командно-управленческая — ставит перед собой цель лишить контроля налаженную связь между командованием и исполнителем.
- Разведывательная война — предусматривает сбор ценной информации для нападения и собственной защиты.
- Электронная война — целью является вывод из строя всех электронных коммуникаций.
- Психологическая война — пропаганда и информационное зомбирование населения.
- Хакерская война — взлом и доступ к любым данным (электронная почта, банковские карты, личные файлы, переписки и так далее) и несанкционированное их использование.
- Экономическая война — информационная блокада (ограничение коммерческой деятельности) или информационный империализм (политическая информационная атака).
- Кибервойна — ставит перед собой цель захватить компьютерные данные, выследить объект, нарушить работу инфраструктуры, полагающейся на информационные технологии.
Объект воздействия
В современном мире возникает необходимость в защите национальных ресурсов и секретности информационного обмена, так как эта информация сможет спровоцировать конфликты политического и экономического характера между государствами и в конечном счете привести к коллапсу международных отношений. Многие государственные системы управления стали информационно зависимыми. Любой сбой в стандартной работе компьютерных систем и телевизионных коммуникаций может нанести непоправимый урон в энергетической и финансовой сфере. Сохранять конфиденциальную информацию становится все сложнее в связи с тем, что объем генерируемой информации непрерывно увеличивается. Никто не сможет гарантировать сохранность личных данных.
В промышленном шпионаже и различных видах разведывательных операций активно используют современные цифровые технологии для похищения запатентованной информации и сбора данных о конкуренте.
Источник угрозы
Информационная конфронтация между различными общественными группами и государствами ставит перед собой цель завладеть еще большим влиянием на общество. Психологическую информационную войну (information war) начинают как политические партии и организации, так и террористы. Обе эти группы ставят перед собой цель подчинить себе познания и личную позицию человека, чтобы он в дальнейшем смог действовать вопреки своим интересам. Организации, преследующие такую цель, воздействуют на сознание человека посредством разнообразных манипуляций.
Для обработки сознания используют в малых количествах правдивую информацию, что при правильной расстановке создает целую пирамиду в истинно ложной структуре. Такую конструкцию называют стратегическим мифом. Эта структура позволяет при внедрении заменить целостное восприятие на фрагментарное с ложными и искаженными взглядами. Вероятность того, что обман раскроется, существует, но к тому времени данное поведение будет восприниматься обществом как необходимое или вынужденное.
Информационная война позволяет управлять людьми, но только если общество поддается воздействию этой информации. Стоит рассмотреть динамику прогресса в сознании общества. Многие страны отслеживают и тестируют свое население при помощи различных опросов и встреч с политическими деятелями, выясняют убеждения разных групп населения. Вся собранная информация позволяет в дальнейшем вносить коррективы в пропаганду и настраивать людей на определенную волну.
Анализ риска
С информационной войной можно и нужно бороться. Например, американские специалисты рекомендуют организовать информационное противоборство: создать центр по информационной борьбе рядом с президентом, чтобы в случае угрозы сразу согласовать действия с министерствами, а также оценить слабые места в инфраструктуре, корректировать уровень безопасности и прогнозировать возможные критические ситуации.
Информационная война | это… Что такое Информационная война?
Война п·о·р |
Военная история |
Эпохи войн |
Доисторические • Древние Средневековые • Мануфактурные Индустриальные • Современные |
Боевые действия |
Сухопутные • Морские • Воздушные Информационные • Подземные • Космические • В киберпространстве |
Вооружения |
Бронетанковое • Артиллерия • Биологическое Кавалерия • Химическое • Электронное Пехота • Ядерное • Психологическое |
Тактика |
На истощение • Партизанская |
Стратегия |
Экономическая • Ядерная |
Структура вооружённых сил |
Воинские звания |
Логистика |
Военное оборудование • Материалы • Обеспечение |
Списки |
Сражений • Командующих • Операций Осад • Теоретиков • Войн Преступлений • Вооружений • Писателей |
Информационная война (англ. Information war) — термин, имеющий два значения:
1) Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации. [1]
В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.[2]
2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем. [3]
Содержание
|
История
Древний Египет часто вёл войны и проигрывал их, однако не переставал существовать как государство. Это указывает на то, что жрецами был выработан некий принцип на случай проигрыша в войне, который можно условно назвать «принципом культурного сотрудничества» со странами-победительницами.
Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853—1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок.[4]
Основные черты информационной войны
- В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.
- Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.
- Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.
- Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы.
- Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен.
- Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.
Методы ведения информационных войн
Как правило, методами информационной войны является выброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести «прелестные письма», в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.
Холодная война
Примером информационной войны считается Холодная война 1946—1991 годов (точнее, её идеологический аспект). Часть исследователей считает, что распад СССР был обусловлен не только амбициями республиканских элит и экономическими причинами, но и применением странами Запада информационных методов, которые способствовали началу внутриполитических процессов (возможно, что и вызвали их), закончившихся перестройкой и распадом СССР[5].
КГБ СССР осуществлял так называемые «активные мероприятия» по воздействию на зарубежное общественное мнение, а также на действия отдельных лиц, государственных и общественных организаций.
Наше время
Примером информационной войны также считаются и «информационно-психологические операции» (термин среди военных США), которые проводит Министерство обороны США в наше время, к примеру, в Ираке.
«Минобороны США заплатит частным подрядчикам в Ираке до 300 млн долларов за производство политических материалов, новостей, развлекательных программ и социальной рекламы для иракских СМИ, чтобы привлечь местное население к поддержке США», — пишет в 03 октября 2008 газета The Washington Post[6][7].
Ярким примером информационной войны является конфликт Израиля и Палестины, который является глобальным, поскольку затрагивает интересы более десятка стран. Противоборствующие стороны используют в своих интересах разнообразные информационные ресурсы: печатную прессу, телевидение, радио, интернет. Активно в информационной борьбе используются хакерские атаки, так израильская организация JIDF – «Еврейские силы интернет-обороны» – заблокировала действие интернет-сообщества «Израиль не страна!», размещенное в социальной сети Facebook и насчитывающее более 45 тысяч пользователей, а группа израильских хакеров «Gilad Team», взломавших более 15 сайтов, разместила на их страницах израильский флаг и слоган «Взломано» [12]. В свою очередь пропалестинские хакеры во время операции «Литой свинец» взломали несколько тысяч израильских сайтов, как сообщало информационное агентство Ynet, более 750 израильских сайтов были взломаны за первые сутки военного столкновения.
Во время Вьетнамской войны правительство Северного Вьетнама проводило меры, направленные на сокрытие потерь от американских бомбардировок. Как отмечал Виктор Теплов, специалист из научно-технической группы при военном атташе СССР в ДРВ: «Вьетнамцы прикладывали много усилий, чтобы внушить населению и американцам, что бомбардировки не достигают целей. <…> В их официальных сообщениях тщательно перечислялись потери от очередного американского налёта: один буйвол, три свиньи, семь кур, человеческих жертв — нет. Причём, количество животных в этих сводках тоже строго лимитировалось»[8].
В ходе гражданской войны в Анголе в феврале 1988 года кубинской ПВО был сбит южноафриканский истребитель-бомбардировщик. Его обломки впоследствии выдавались за обломки многих других самолётов, о сбитии которых заявляли кубинцы[9].
Во время военной операции НАТО против Югославии в 1999 году югославские СМИ незадолго до прекращения бомбардировок сообщали о том, что ПВО страны уничтожила более 160 натовских самолётов и вертолётов[10]. Сразу после прекращения бомбардировок начальник югославского генштаба Драголюб Ойданич объявил о 68 сбитых самолётах и вертолётах[11], а год спустя эта цифра была уменьшена до 37 самолётов и вертолётов[10][12].
Грузино-осетинский конфликт 2008 года
Основная статья: Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008)
Информационная война также шла во время грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года. Так Михаил Саакашвили поначалу заявлял:
На нашу территорию вторглись более 80 тысяч солдат, было введено более трех тысяч единиц бронетехники и еще около тысячи бронемашин стояло у наших границ. Наши территории бомбили несколько десятков, а может, и сотен самолетов, которые совершили более 200 боевых вылетов. Реально это была попытка искоренения и уничтожения нашего народа.
— Михаил Саакашвили[13]
Это не соответствовало действительности: Южная Осетия — 3 тыс. личного состава[14] и не меньше 20 танков и 25 САУ[15], Абхазия — 5 тыс. личного состава[16], контингент России — 15 тыс. личного состава[17].
В ноябре 2008 года на заседании временной парламентской комиссии по изучению августовских событий Михаил Саакашвили утверждал, что против Грузии «воевали 95 % боеспособных частей вооруженных сил России» [18], при этом, по словам М. Саакашвили, грузинской армией было «сбито 17—19 летательных аппаратов. 58-я российская армия фактических была сожжена 4-й грузинской бригадой»[18], в связи с чем «…после уничтожения 58-й армии Россия … выпустила более половины запаса своих „Искандеров“»[18].
Впоследствии Михаил Саакашвили заявлял:
До сегодняшнего дня многие европейцы не понимают, как могли вообще грузины даже подумать о том, что за независимость стоит бороться против 3 тысяч танков, 20 самолетов, 80 тысяч вошедших иноземцев, но если бы в нас не было боевого гена, если бы у нас не было боевых способностей, тогда мы и не существовали бы.
— Михаил Саакашвили[19]
Также М. Саакашвили выразил благодарность сенатору Маккейну за то, что тот «остановил своей деятельностью многие тысячи танков»
Россия желала уничтожить Грузию и расчленить моё тело. Михаил Саакашвили[21] |
В ходе конфликта и сразу после него российские и южноосетинские представители заявляли, что в Южной Осетии погибло более 2000 мирных жителей[22][23], впоследствии Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации удалось документально подтвердить гибель лишь 162 мирных жителей[24].
Американские специалисты по компьютерным технологиям неоднократно отмечали, что на сайт президента Грузии шла продолжительная кибератака со стороны России в виде увеличения ложного трафика в соотношении 5000:1, что приводило к значительному замедлению и остановке работы сервера. Также была проведена атака на сайт парламента Грузии, где были размещены изображения Саакашвили, напоминавшие Адольфа Гитлера.[25][26]
Доктор социологических наук Козырев Г. И. в работе посвященной «конструированию „жертвы“ как способа создания управляемой конфликтной ситуации» пишет, что западные политики и подконтрольные им СМИ пытались представить Грузию жертвой агрессии, подвергшейся нападению со стороны России. Но эти события были лишь кульминацией длительного и сложного процесса конструирования из Грузии жертвы, который осуществляли США и их союзники. Козырев делает сравнение с произошедшей ранее подобной операцией по конструированию жертвы из косовских албанцев, которая была проведена в Сербском крае Косово. Целенаправленное конструирование из Грузии жертвы-страны, пишет автор, по сути, началось с приходом к власти президента М. Саакашвили. Периодически инициируемые грузинской стороной провокации в отношении российских миротворцев интерпретировались западными СМИ как посягательство большой и кровожадной России на маленькую, но гордую, демократическую Грузию. То есть, шла подготовка мирового общественного мнения к тому, что Россия является потенциальным агрессором, а Грузия — жертвой[27].
См. также
- Пропаганда
- Демагогия
- Контроль сознания
- Психологические операции
- Информационное общество
- Информационное противоборство
- Манипуляция массовым сознанием
- План Даллеса
- Ritchie Boys
- Медиавирус
- Веб-бригады
- Агитационные боеприпасы
- Военно-пропагандистская филателия
- Пропаганда во время Второй мировой войны
- Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008)
Ссылки
- Шантаж милосердием Фильм об информационной войне против Израиля
- Теория и методология информационных войн Сайт, посвящённый теоретическим вопросам информационных войн
- Информационная война
- Максим Калашников. Пять веков информационной войны РПМонитор, 9.09.2008
- Газета «The Washington Post»: U. S. to Fund Pro-American Publicity in Iraqi Media, 03.09.2008
- Круглый стол про информационные войны в СПбГУ
- Активные «Активные мероприятия»: информационно-психологическое воздействие. Глава из книги Александра Доронина «Бизнес-разведка»
- БИБЛИОТЕКА «ПСИ-ФАКТОРА» ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА
- О НОВОМ ОБЛИКЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ
- Е.Жирнов. Дезинформбюро
Литература
- Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2000. — 576 с. ISBN 5-87983-087-X ; ISBN 966-543-056-4
- Волконский Н. Л. История информационных войн: т. 1 (с древнейших времён по XIX век), т. 2 (XX век) / под ред. И. Петрова. — СПб.: Полигон, 2003. — т. 2–736 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-89173-201-7
- Дюков А. Реальность информационной войны 2006
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М: ЭКСМО, 2007
- Мухин А. А. Информационная война в России. Изд-ва «Центр Политической Информации», «ГНОМ и Д» — 2000. — 256 с ISBN 5-296-00047-1
- Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М.: Академия социальных наук, 1999.
- Миронова Т. Л. Как из нас делают быдло (о технологии информационного террора). М.: Изд-во «Люберецкая газета», 2000 г. — 48 с ISBN 5-89114-014-4
- Почепцов Г. Г. Информационные войны в бизнесе и политике. — Киев, 1999 г.
- Панарин И. Н. Информационная война и дипломатия. — Издательство «Городец», 2004. — 528 с. ISBN 5-9584-0032-0
- Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир. — Издательство «Олма-Пресс», 2003. — 384 с. ISBN 5-224-04397-2
- Панарин И. Технология информационной войны. — Издательство «КСП+», 2003. — 320 с. ISBN 5-89692-084-9
- Фёдоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010). — М.: МОО «Информация для всех», 2010. — 202 с. — 500 экз.
- Власенко И.С., Кирьянов М.В. Информационная война: искажение реальности — ИД «Канцлер», 2011. – 196 с. ISBN 978-5-91730-081-8
Примечания
- ↑ А. В. Манойло. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооружённого конфликта
- ↑ Словарь-справочник по социальной психологии Автор: В. Г. Крысько
- ↑ Глоссарий.ru
- ↑ The Crimean War 1854/56 and Australian Involvement
- ↑ С. Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»
- ↑ Trend News: США будут финансировать проамериканские материалы в иракских СМИ
- ↑ Вести. Ru: США будут финансировать проамериканские материалы в иракских СМИ
- ↑ «Вьетнамские товарищи нас просто замучили» (Коммерсантъ, 7 марта 2000)
- ↑ Mirage F1 в Африке
- ↑ 1 2 В. Ильин. Воздушная война на Балканах. // Авиамастер. — 2001. — № 1. — С. 6.
- ↑ А. Соколов. Воздушные удары всё более весомы (Красная Звезда, 15 января 2004)
- ↑ О. Божьева. Уроки Балканской войны (Независимое военное обозрение, 22 декабря 2000)
- ↑ Ирина Инашвили. Много пядей чужой земли // Каспаров.ру ,08.09.2008
- ↑ Сергей Красногир. Расстановка сил. Лента.ру (8 августа 2008). — Сравнение боевого потенциала вооружённых сил Грузии, Южной Осетии и России в зоне конфликта.
- ↑ Ольга Алленова. «Мы не верили, что русские введут танки» (Глава грузинского МВД проанализировал войну с Россией)//Газета «Коммерсантъ» ,№ 197 (4014) от 29.10.2008
- ↑ Давид Петросян. Проблемы непризнанных государств на постсоветском пространстве: Южный Кавказ//Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN Института этнологии и антропологии
- ↑ Виктор Баранец. Армия идет домой // Комсомольская правда, 19. 08.2008
- ↑ 1 2 3 Против Грузии воевало 95 % вооружённых сил России — Саакашвили
- ↑ Саакашвили: Вероятность возобновления войны снизилась
- ↑ Джон Маккейн стал национальным героем Грузии
- ↑ Россия желала уничтожить Грузию — Саакашвили
- ↑ Посол РФ в Грузии: в Цхинвали погибли как минимум две тысячи человек (Интерфакс, 9 августа 2008) (Проверено 1 июля 2010)
- ↑ МВД Южной Осетии: число погибших превышает 2100 человек (Интерфакс, 18 августа 2008) (Проверено 1 июля 2010)
- ↑ СКП РФ доказало геноцид и убийство мирных жителей в Южной Осетии (РИА Новости, 3 июля 2009) (Проверено 1 июля 2010)
- ↑ Новости на портале Fox News, 13 августа 2008 года
- ↑ Новости на сайте Softpedia
- ↑ Козырев. Г. И. Конструирование «жертвы» как способ создания управляемой конфликтной ситуации // Социологические исследования. — 2009. — № 4. — C. 63—73.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Информационная война | это… Что такое Информационная война?
Война п·о·р |
Военная история |
Эпохи войн |
Доисторические • Древние Средневековые • Мануфактурные Индустриальные • Современные |
Боевые действия |
Сухопутные • Морские • Воздушные Информационные • Подземные • Космические • В киберпространстве |
Вооружения |
Бронетанковое • Артиллерия • Биологическое Кавалерия • Химическое • Электронное Пехота • Ядерное • Психологическое |
Тактика |
На истощение • Партизанская |
Стратегия |
Экономическая • Ядерная |
Структура вооружённых сил |
Воинские звания |
Логистика |
Военное оборудование • Материалы • Обеспечение |
Списки |
Сражений • Командующих • Операций Осад • Теоретиков • Войн Преступлений • Вооружений • Писателей |
Информационная война (англ. Information war) — термин, имеющий два значения:
1) Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации.[1]
В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.[2]
2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем. [3]
Содержание
|
История
Древний Египет часто вёл войны и проигрывал их, однако не переставал существовать как государство. Это указывает на то, что жрецами был выработан некий принцип на случай проигрыша в войне, который можно условно назвать «принципом культурного сотрудничества» со странами-победительницами.
Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853—1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок.[4]
Основные черты информационной войны
- В информационной войне не задействуются психоактивные вещества, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), подкуп, физическое воздействие и т. п. Хотя указанные воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, они не являются обязательным элементом.
- Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.
- Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума.
- Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы.
- Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен.
- Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.
Методы ведения информационных войн
Как правило, методами информационной войны является выброс дезинформации, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести «прелестные письма», в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.
Холодная война
Примером информационной войны считается Холодная война 1946—1991 годов (точнее, её идеологический аспект). Часть исследователей считает, что распад СССР был обусловлен не только амбициями республиканских элит и экономическими причинами, но и применением странами Запада информационных методов, которые способствовали началу внутриполитических процессов (возможно, что и вызвали их), закончившихся перестройкой и распадом СССР[5].
КГБ СССР осуществлял так называемые «активные мероприятия» по воздействию на зарубежное общественное мнение, а также на действия отдельных лиц, государственных и общественных организаций.
Наше время
Примером информационной войны также считаются и «информационно-психологические операции» (термин среди военных США), которые проводит Министерство обороны США в наше время, к примеру, в Ираке.
«Минобороны США заплатит частным подрядчикам в Ираке до 300 млн долларов за производство политических материалов, новостей, развлекательных программ и социальной рекламы для иракских СМИ, чтобы привлечь местное население к поддержке США», — пишет в 03 октября 2008 газета The Washington Post[6][7].
Ярким примером информационной войны является конфликт Израиля и Палестины, который является глобальным, поскольку затрагивает интересы более десятка стран. Противоборствующие стороны используют в своих интересах разнообразные информационные ресурсы: печатную прессу, телевидение, радио, интернет. Активно в информационной борьбе используются хакерские атаки, так израильская организация JIDF – «Еврейские силы интернет-обороны» – заблокировала действие интернет-сообщества «Израиль не страна!», размещенное в социальной сети Facebook и насчитывающее более 45 тысяч пользователей, а группа израильских хакеров «Gilad Team», взломавших более 15 сайтов, разместила на их страницах израильский флаг и слоган «Взломано» [12]. В свою очередь пропалестинские хакеры во время операции «Литой свинец» взломали несколько тысяч израильских сайтов, как сообщало информационное агентство Ynet, более 750 израильских сайтов были взломаны за первые сутки военного столкновения.
Во время Вьетнамской войны правительство Северного Вьетнама проводило меры, направленные на сокрытие потерь от американских бомбардировок. Как отмечал Виктор Теплов, специалист из научно-технической группы при военном атташе СССР в ДРВ: «Вьетнамцы прикладывали много усилий, чтобы внушить населению и американцам, что бомбардировки не достигают целей. <…> В их официальных сообщениях тщательно перечислялись потери от очередного американского налёта: один буйвол, три свиньи, семь кур, человеческих жертв — нет. Причём, количество животных в этих сводках тоже строго лимитировалось»[8].
В ходе гражданской войны в Анголе в феврале 1988 года кубинской ПВО был сбит южноафриканский истребитель-бомбардировщик. Его обломки впоследствии выдавались за обломки многих других самолётов, о сбитии которых заявляли кубинцы[9].
Во время военной операции НАТО против Югославии в 1999 году югославские СМИ незадолго до прекращения бомбардировок сообщали о том, что ПВО страны уничтожила более 160 натовских самолётов и вертолётов[10]. Сразу после прекращения бомбардировок начальник югославского генштаба Драголюб Ойданич объявил о 68 сбитых самолётах и вертолётах[11], а год спустя эта цифра была уменьшена до 37 самолётов и вертолётов[10][12].
Грузино-осетинский конфликт 2008 года
Основная статья: Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008)
Информационная война также шла во время грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года. Так Михаил Саакашвили поначалу заявлял:
На нашу территорию вторглись более 80 тысяч солдат, было введено более трех тысяч единиц бронетехники и еще около тысячи бронемашин стояло у наших границ. Наши территории бомбили несколько десятков, а может, и сотен самолетов, которые совершили более 200 боевых вылетов. Реально это была попытка искоренения и уничтожения нашего народа.
— Михаил Саакашвили[13]
Это не соответствовало действительности: Южная Осетия — 3 тыс. личного состава[14] и не меньше 20 танков и 25 САУ[15], Абхазия — 5 тыс. личного состава[16], контингент России — 15 тыс. личного состава[17].
В ноябре 2008 года на заседании временной парламентской комиссии по изучению августовских событий Михаил Саакашвили утверждал, что против Грузии «воевали 95 % боеспособных частей вооруженных сил России»[18], при этом, по словам М. Саакашвили, грузинской армией было «сбито 17—19 летательных аппаратов. 58-я российская армия фактических была сожжена 4-й грузинской бригадой»[18], в связи с чем «…после уничтожения 58-й армии Россия … выпустила более половины запаса своих „Искандеров“»[18].
Впоследствии Михаил Саакашвили заявлял:
До сегодняшнего дня многие европейцы не понимают, как могли вообще грузины даже подумать о том, что за независимость стоит бороться против 3 тысяч танков, 20 самолетов, 80 тысяч вошедших иноземцев, но если бы в нас не было боевого гена, если бы у нас не было боевых способностей, тогда мы и не существовали бы.
— Михаил Саакашвили[19]
Также М. Саакашвили выразил благодарность сенатору Маккейну за то, что тот «остановил своей деятельностью многие тысячи танков»[20]. Чуть ранее Саакашвили заявлял:
Россия желала уничтожить Грузию и расчленить моё тело. Михаил Саакашвили[21] |
В ходе конфликта и сразу после него российские и южноосетинские представители заявляли, что в Южной Осетии погибло более 2000 мирных жителей[22][23], впоследствии Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации удалось документально подтвердить гибель лишь 162 мирных жителей[24].
Американские специалисты по компьютерным технологиям неоднократно отмечали, что на сайт президента Грузии шла продолжительная кибератака со стороны России в виде увеличения ложного трафика в соотношении 5000:1, что приводило к значительному замедлению и остановке работы сервера. Также была проведена атака на сайт парламента Грузии, где были размещены изображения Саакашвили, напоминавшие Адольфа Гитлера.[25][26]
Доктор социологических наук Козырев Г. И. в работе посвященной «конструированию „жертвы“ как способа создания управляемой конфликтной ситуации» пишет, что западные политики и подконтрольные им СМИ пытались представить Грузию жертвой агрессии, подвергшейся нападению со стороны России. Но эти события были лишь кульминацией длительного и сложного процесса конструирования из Грузии жертвы, который осуществляли США и их союзники. Козырев делает сравнение с произошедшей ранее подобной операцией по конструированию жертвы из косовских албанцев, которая была проведена в Сербском крае Косово. Целенаправленное конструирование из Грузии жертвы-страны, пишет автор, по сути, началось с приходом к власти президента М. Саакашвили. Периодически инициируемые грузинской стороной провокации в отношении российских миротворцев интерпретировались западными СМИ как посягательство большой и кровожадной России на маленькую, но гордую, демократическую Грузию. То есть, шла подготовка мирового общественного мнения к тому, что Россия является потенциальным агрессором, а Грузия — жертвой[27].
См. также
- Пропаганда
- Демагогия
- Контроль сознания
- Психологические операции
- Информационное общество
- Информационное противоборство
- Манипуляция массовым сознанием
- План Даллеса
- Ritchie Boys
- Медиавирус
- Веб-бригады
- Агитационные боеприпасы
- Военно-пропагандистская филателия
- Пропаганда во время Второй мировой войны
- Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008)
Ссылки
- Шантаж милосердием Фильм об информационной войне против Израиля
- Теория и методология информационных войн Сайт, посвящённый теоретическим вопросам информационных войн
- Информационная война
- Максим Калашников. Пять веков информационной войны РПМонитор, 9.09.2008
- Газета «The Washington Post»: U. S. to Fund Pro-American Publicity in Iraqi Media, 03.09.2008
- Круглый стол про информационные войны в СПбГУ
- Активные «Активные мероприятия»: информационно-психологическое воздействие. Глава из книги Александра Доронина «Бизнес-разведка»
- БИБЛИОТЕКА «ПСИ-ФАКТОРА» ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА
- О НОВОМ ОБЛИКЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ
- Е.Жирнов. Дезинформбюро
Литература
- Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2000. — 576 с. ISBN 5-87983-087-X ; ISBN 966-543-056-4
- Волконский Н. Л. История информационных войн: т. 1 (с древнейших времён по XIX век), т. 2 (XX век) / под ред. И. Петрова. — СПб.: Полигон, 2003. — т. 2–736 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-89173-201-7
- Дюков А. Реальность информационной войны 2006
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М: ЭКСМО, 2007
- Мухин А. А. Информационная война в России. Изд-ва «Центр Политической Информации», «ГНОМ и Д» — 2000. — 256 с ISBN 5-296-00047-1
- Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М.: Академия социальных наук, 1999.
- Миронова Т. Л. Как из нас делают быдло (о технологии информационного террора). М.: Изд-во «Люберецкая газета», 2000 г. — 48 с ISBN 5-89114-014-4
- Почепцов Г. Г. Информационные войны в бизнесе и политике. — Киев, 1999 г.
- Панарин И. Н. Информационная война и дипломатия. — Издательство «Городец», 2004. — 528 с. ISBN 5-9584-0032-0
- Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир. — Издательство «Олма-Пресс», 2003. — 384 с. ISBN 5-224-04397-2
- Панарин И. Технология информационной войны. — Издательство «КСП+», 2003. — 320 с. ISBN 5-89692-084-9
- Фёдоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010). — М.: МОО «Информация для всех», 2010. — 202 с. — 500 экз.
- Власенко И.С., Кирьянов М.В. Информационная война: искажение реальности — ИД «Канцлер», 2011. – 196 с. ISBN 978-5-91730-081-8
Примечания
- ↑ А. В. Манойло. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооружённого конфликта
- ↑ Словарь-справочник по социальной психологии Автор: В. Г. Крысько
- ↑ Глоссарий.ru
- ↑ The Crimean War 1854/56 and Australian Involvement
- ↑ С. Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»
- ↑ Trend News: США будут финансировать проамериканские материалы в иракских СМИ
- ↑ Вести. Ru: США будут финансировать проамериканские материалы в иракских СМИ
- ↑ «Вьетнамские товарищи нас просто замучили» (Коммерсантъ, 7 марта 2000)
- ↑ Mirage F1 в Африке
- ↑ 1 2 В. Ильин. Воздушная война на Балканах. // Авиамастер. — 2001. — № 1. — С. 6.
- ↑ А. Соколов. Воздушные удары всё более весомы (Красная Звезда, 15 января 2004)
- ↑ О. Божьева. Уроки Балканской войны (Независимое военное обозрение, 22 декабря 2000)
- ↑ Ирина Инашвили. Много пядей чужой земли // Каспаров.ру ,08.09.2008
- ↑ Сергей Красногир. Расстановка сил. Лента.ру (8 августа 2008). — Сравнение боевого потенциала вооружённых сил Грузии, Южной Осетии и России в зоне конфликта.
- ↑ Ольга Алленова. «Мы не верили, что русские введут танки» (Глава грузинского МВД проанализировал войну с Россией)//Газета «Коммерсантъ» ,№ 197 (4014) от 29.10.2008
- ↑ Давид Петросян. Проблемы непризнанных государств на постсоветском пространстве: Южный Кавказ//Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN Института этнологии и антропологии
- ↑ Виктор Баранец. Армия идет домой // Комсомольская правда, 19. 08.2008
- ↑ 1 2 3 Против Грузии воевало 95 % вооружённых сил России — Саакашвили
- ↑ Саакашвили: Вероятность возобновления войны снизилась
- ↑ Джон Маккейн стал национальным героем Грузии
- ↑ Россия желала уничтожить Грузию — Саакашвили
- ↑ Посол РФ в Грузии: в Цхинвали погибли как минимум две тысячи человек (Интерфакс, 9 августа 2008) (Проверено 1 июля 2010)
- ↑ МВД Южной Осетии: число погибших превышает 2100 человек (Интерфакс, 18 августа 2008) (Проверено 1 июля 2010)
- ↑ СКП РФ доказало геноцид и убийство мирных жителей в Южной Осетии (РИА Новости, 3 июля 2009) (Проверено 1 июля 2010)
- ↑ Новости на портале Fox News, 13 августа 2008 года
- ↑ Новости на сайте Softpedia
- ↑ Козырев. Г. И. Конструирование «жертвы» как способ создания управляемой конфликтной ситуации // Социологические исследования. — 2009. — № 4. — C. 63—73.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
НОВАЯ ФОРМА НАРОДНОЙ ВОЙНЫ Вэй Цзиньчэн
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА: НОВАЯ ФОРМА НАРОДНОЙ ВОЙНЫ Вэй ЦзиньчэнДОКУМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С КИТАЙСКОЙ РАЗВЕДКОЙ
Вэй Цзиньчэн
Эта статья была взята из колонки Военного форума, Освободительной армии. Ежедневно, 25 июня 1996 г.
Будущая война, которая может быть вызвана нарушением сеть финансового сектора, может быть борьба между оцифрованными единиц или шоу для двоих с космонавтом (или роботом) на сцене и мозговой центр за кулисами. Это также может быть взаимодействие в военной, политической и экономической сферах, что затрудняет определение как испытание военной силы, политический аргумент или экономический спор. Все это как-то связано с скачком вперед современной технологии и подъем революции в военной области.
Техническая революция является лишь сценой для противостояния. Только когда эта революция сочетается с военной операции могут приобретать черты конфронтации. Немного считают, что информационная супермагистраль, Интернет, компьютеры, и мультимедиа являются синонимами коммерции, прибыли и коммуникации. На самом деле это далеко не так.
Благодаря современным технологиям произошли революционные изменения в информационная область, такая как разработка носителей информации и Интернет, позволяют многим принять участие в борьбе даже не выходя за дверь. Быстрое развитие сетей превратило каждую автоматизированную систему в потенциальную цель вторжение. Тот факт, что информационные технологии становятся все более актуальными жизни людей определяет, что те, кто принимает участие в информационном войну ведут не все солдаты и это любой, кто разбирается в компьютерах может стать «борцом» в сети. Мозговые центры, состоящие из неправительственные эксперты могут принимать участие в принятии решений; стремительный мобилизация будет направлена не только на молодежь; информационные отрасли и области будут первыми, кто мобилизованы и вступают в войну; традиционные режимы работы будут претерпевать серьезные изменения; оперативные планы, предназначенные для информации войнам будет отдан приоритет в разработке и принятии; и так далее и так далее. Потому что другие технологии понятны только людям после того, как они поженились с информационными технологиями и потому что информационные технологии становятся все более социализированными, информационная война — это не дело одних только вооруженных сил. Существуют условия, которые эффективно облегчают участие общественности в информационной войне.
В век информации должна быть совершенно новая концепция операций. учредил. Информация — это «палка о двух концах». В информации век, информация является не только орудием боя, но и объектом востребованы воюющими сторонами. Количество, качество и скорость передачи информационных ресурсов являются ключевыми элементами в информационное превосходство. Вот почему информация — это не просто часть информации. новостное и информационное оружие относится не только к таким информационное оружие как высокоточное оружие и средства радиоэлектронной борьбы. Самое эффективное оружие — информация сам. Информация может быть использована для атаки на распознавание противника система и информационная система либо проактивно, либо реактивно, могут оставаться эффективными либо в течение короткого времени, либо в течение длительного периода времени, и может быть использован для атаки противника сразу или через некоторое время инкубация. Поэтому хорошая защита информации и запуск контратака информационным оружием при нападении станет основные темы подготовки к войне во время информационного возраст.
Информация интеркоммуникативна и поэтому не должна классифицировать по отраслям или отраслям. Очень неправильно думать, что информацию только в военной области стоит держать в секрете и что информация для гражданских целей не относится к категории секретность. На самом деле, если не будут приняты меры безопасности для защиты компьютеров сети, информация может быть потеряна. Точно так же, если мы думаем, что это задача органов разведки и безопасности по получению сведений о противнике информацию и что она не имеет ничего общего с кем-либо еще, мы бы упустите хорошую возможность выиграть информационную войну.
В марте 1995 года пекинская школа Цзиншань открыла кампус. сеть с 400 ПК, дизайн «интеллектуального здания» и мультимедийные технологии. Школа проводит 10 процентов своих курсов через компьютеры; студенты берут книги из библиотеки через компьютеризированная поисковая система; и проводятся эксперименты с демонстрации на основе мультимедийных симуляционных систем. Этот иллюстрирует в микрокосме множество информационных сетей, которые наши страна построила своими силами. Более миллиона ПК были проданы в Китае в 1995, и ожидается, что этот показатель достигнет 2,7. миллионов в 1996 году. Столкнувшись с тенденциями эпохи сетей, если мы смотрел на эти изменения только с гражданской точки зрения и сделал никаких военных приготовлений, мы, несомненно, оказались бы предвзятыми и близорукий.
Информационная война полностью отличается от традиционной концепции наведения на цель и уничтожения ее пулями или командиры, опираясь на образы и картинки, полученные визуальным обнаружения и с помощью средств дистанционного зондирования для проведения операций с карты или песочного стола. Многомерный, взаимосвязанный сети на земле, в воздухе (или космическом пространстве) и под водой, а также терминалы, модемы и программное обеспечение, являются не только инструментами, но и оружие. Народная война в таких условиях была бы сложный, широкий спектр и изменчивый, с более высокой степенью неопределенность и вероятность, что требует полной подготовки и продуманная организация.
Информационная война стоит недорого, так как страна-противник может получить парализующий удар через интернет, а вечеринка на принимающая сторона не сможет сказать, детская ли это шалость или нападение со стороны своего врага. Эта характеристика информационной войны определяет, что каждый участник войны имеет более высокое чувство самостоятельность и большая инициатива. Однако, если организация неадекватны, каждый из них может сражаться в своей собственной битве и не может формировать объединенные силы. Кроме того, Интернет может генерировать большое количество бесполезная информация, которая занимает ограниченные каналы и пространство и блокирует действие своей стороны. Поэтому только путем приведения соответствующие системы и объединение человеческого интеллекта с искусственный интеллект при эффективной организации и координации может мы топим наших врагов в океане информационного наступления.
Ведется народная война в условиях информационной войны сотнями миллионов людей, использующих современную информацию открытого типа системы. Поскольку традиционный способ промышленного производства переход от централизации к рассредоточению и коммерческой деятельности распространились из городских районов в сельские районы, метод работы и способ взаимодействия в первоначальном смысле становятся все более информационная. Политическая мобилизация для войны должна опираться на информационные технологии, чтобы стать эффективными, например, путем создания и распространение программного обеспечения политической мобилизации через Интернет, отправка патриотических сообщений электронной почты и создание баз данных для традиционное образование. Таким образом, современные технические средства могут быть полностью использования, а эффект открытости и распространения Интернета может быть расширилась, чтобы помочь политической мобилизации проявить свое незаметное влияние.
Короче говоря, смысл и последствия народной войны сильно изменился в век информации, и шансы людей проявляя инициативу и случайным образом участвуя в войне, вырос. Этническая подпись и географическая отметка на информационная война носит более выраженный характер, а применение стратегий более скрытный и непредсказуемый.
Информационное противостояние будет направлено на достижение осязаемых мир через неосязаемую войну, поддерживая мир оборудования посредством конфронтации программного обеспечения, а также сдерживания и шантажа враг с доминированием во владении информацией. кровавый тип войны будет все больше заменяться борьбой за противостояния, информация.
Концепция народной войны старых дней должна продолжаться обогащаться, улучшаться и обновляться в век информации, чтобы принимать на новой форме. Думаем, любой мудрый военный эксперт придет к такой же вывод.
[Издательство Национального оборонного университета, 1996]
Победа в словесной войне: информационная война в Афганистане
Пока американские военные реагируют на теракты 11 сентября, вполне понятно, что большое внимание мы уделяем ракетам и военным самолетам, которые в настоящее время наносят удары по целям в Афганистане. Но, возможно, более важным для успеха операции «Несокрушимая свобода», чем огонь из любого оружия, будет использование слов, образов и идей для создания среды, способствующей победе. Военные планировщики называют это информационной войной.
К сожалению, в то время как США побеждают в важнейшей битве за восприятие дома, пока не ясно, побеждаем ли мы там, где это важно, в Афганистане. Чтобы полностью преуспеть в предстоящих операциях, США и их союзники должны быть в состоянии реализовать стратегию средств и сообщений, которая перекраивает конфликт и использует ранее существовавшие разногласия в Талибане.
В статье обсуждается роль информационной войны, нынешняя обстановка в Афганистане, а затем ключевые элементы успешной кампании. Его внимание сосредоточено на военной стороне Афганистана. Но многие из тех же уроков можно применить к политическому измерению и более широкой потребности в публичной дипломатии в других частях региона.
Информационная война
Информационная война, восходящая к учению Сунь-Цзы, представляет собой наступательное и оборонительное использование информации и информационных систем для отрицания, использования, искажения или уничтожения знаний, коммуникаций и воспринимаемого доступа и процессов противника. Он предназначен для достижения почти бесплатных преимуществ над противниками. Он может быть дополнением или заменой традиционных боевых действий. К области информационных войн относятся психологические операции, предназначенные для воздействия на взгляды и поведение противника, влияющие на достижение политических и военных целей. В частности, они нацелены на подрыв как воли населения и солдат на местах, так и авторитета тех, кто командует.
Вооруженные силы США имеют неоднозначную историю недавнего использования информационной войны. Основными соответствующими подразделениями являются группы психологических операций в составе армейского спецназа и 193-е крыло специальных операций, подразделение ВВС Национальной гвардии Пенсильвании. 193-й полк летает на EC-130 (также известных как Commando Solos), по сути, на транспортных самолетах, переоборудованных для глушения и передачи радио- и телевизионных сигналов. Во время войны в Персидском заливе 1991 года их усилия, в том числе радиопередачи над удерживаемым Ираком Кувейтом, помогли подготовить поле боя, вынудив большое количество иракских солдат дезертировать или сдаться. До 19Во время интервенции на Гаити самолеты передавали по радио и телевидению послания свергнутого президента Жана-Бертрана Аристида, в которых объяснялась ситуация и то, что задачей американских солдат было восстановление демократии. Они также сбросили портативные радиоприемники, чтобы сообщение было услышано более широкими слоями населения.
Напротив, результаты информационной войны во время войны в Косово в 1998 году имели ограниченный успех. НАТО никогда полностью не координировала свои операции информационной войны, чтобы увязать их с более традиционными военными операциями. Ему также никогда не удавалось заставить замолчать сербскую пропаганду. Точно так же в ходе 19-го века была упущена прекрасная возможность для ведения информационной войны.94 Геноцид в Руанде. Самолеты Commando Solo не использовались для подавления радиопередач, которые призывали к геноциду и координировали его, в первую очередь из-за юридических опасений, что это будет представлять собой вмешательство в суверенитет другого государства. Тем не менее, конвенция ООН о геноциде должна была снять любые подобные опасения по поводу законности таких операций, как сегодня сделали бы это конвенции ООН против терроризма и прошлые постановления Международного суда.
Общий вывод состоит в том, что средства информационной войны могут иметь успех при определенных условиях. Сообщение должно быть доступно для целевых групп. Он должен доминировать, а не находиться в невыгодном положении, конкурируя с другими источниками информации. Это относится как к частоте сообщений, так и к достоверности источника. Сообщение также должно найти восприимчивую аудиторию. Он должен быть настроен на местную культуру и окружающую среду, а также на приоритеты целевой аудитории.
Окружение
При разработке стратегии информационной войны необходимо учитывать два важных элемента: характер оппозиции и ее нынешний контроль над информационной средой.
Связанные книги
С точки зрения ведения информационной войны, ключевым аспектом Талибана является то, что они подвержены определенным разногласиям. Руководство Талибана никогда не было по-настоящему сплоченным актором, но в большей степени это отражает характер его быстрого захвата большей части Афганистана с 1994-96. В движении есть два широких потенциальных перелома. Первая — между относительно умеренными и более ортодоксальными фракциями внутри первоначального Талибана. Во-вторых, и, возможно, более важным, является то, что талибы смогли быстро захватить власть за счет включения местных полевых командиров и командиров, которые были либо подкуплены, либо дезертировали из других групп моджахедов. Отсюда и раскол между новыми членами, присоединившимися из соображений целесообразности, и первоначальными лидерами талибов.
Однако, несмотря на эти разногласия, информационная среда, предшествовавшая авиаударам США, была довольно своеобразной и, следовательно, неблагоприятной с точки зрения США. Движение «Талибан» беспрепятственно контролировало источники информации внутри Афганистана. Из-за его контроля над средствами массовой информации немногие афганцы, в том числе, что наиболее важно, их солдаты в полевых условиях, имеют доступ к внешним средствам массовой информации. Таким образом, многие не знают о терактах 11 сентября или причинах недавнего беспокойства США по поводу их собственной страны. С запретом телевидения почти никто не смог увидеть масштабы разрушений в Нью-Йорке.
Те, у кого есть доступ к радио, вместо этого были только получателями вызывающих речей, которые транслировалось Шариатским радио режима (что означает «исламский закон»). Эти передачи заложили основу для понимания конфликта и вызвали сильные эмоции. Единственной постоянной точкой сплочения в афганской истории было объединение различных племен для изгнания захватчиков, от персов и британцев до совсем недавно Советского Союза. В передачах «Талибана» требования США к их стране изображались как соответствующие этой длинной веренице чужаков, пытающихся вмешиваться в их собственные местные дела. Доминирующим сообщением было то, что США были еще одной имперской державой, нацеленной на Афганистан.
Изменение окружающей среды
В последние дни США и их союзники начали давать отпор в этой битве восприятия. Будет ли это слишком мало или слишком поздно, еще предстоит выяснить.
Элементы информационной кампании включают как средства, так и сообщение. Первым шагом в кампании стал демонтаж вышек радиопередач талибов. Это произошло в течение первой недели. Учитывая отсутствие стратегических целей внутри страны, можно было бы надеяться, что это произошло в первые часы, поскольку они представляли собой критический узел в контроле талибов. В какой-то момент после этого были установлены ограниченные каналы связи с афганским населением. Можно было бы также надеяться, что они начались раньше, возможно, даже до терактов, чтобы противостоять базовым предположениям целевых аудиторий.
Бывший эксперт Brookings
Стратег и старший научный сотрудник, Новая Америка
В настоящее время операции включают прерывистые радиопередачи (остальные передачи — местная музыка) на местных языках пуштунов и дари, а также разбрасывание листовок. Набор из восемнадцати сценариев, которые теперь можно получить в Пентагоне, составляет большую часть сообщения. Они нацелены на мирных жителей, лидеров талибов и солдат в полевых условиях. На данный момент у нас нет сообщений о том, что перезаряжаемые радиоприемники сбрасывались населению в движении или вне связи, как это было во время операции на Гаити. Надеюсь, это произойдет в ближайшее время, чтобы обеспечить более широкую аудиторию.
Сообщение
Хотя средства важны, в конечном счете именно сообщение определяет наш успех. Он должен быть тщательно разработан, обязательно принимая во внимание местную ситуацию и любые точки перелома. Для успешной информационной кампании потребуются три элемента, каждый из которых направлен на изменение парадигмы, в рамках которой понимается конфликт. Похоже, что некоторые из них происходят в полной мере, а некоторые нет. Важное значение будет иметь постоянная тесная координация между нацеливающей стороной и информационной стороной.
Во-первых, необходимо переделать врага. Предпринимается попытка переключить афганский национализм с акцента на США, как того хотели бы талибы, на чрезмерное влияние, которым сейчас пользуются Усама бен Ладен и другие иностранные боевики в Афганистане.
Еще со времен советской войны между местными моджахедами и арабскими боевиками, прибывшими в рамках своего джихадистского долга, всегда существовала большая напряженность. Местных афганцев возмущало не только большее богатство «моджахедов Гуччи», но и их дилетантское отношение к боевым действиям. Тщательно управляемая программа должна попытаться расширить этот предшествующий раскол с целью вбить настоящий клин между ними. Он должен изображать бен Ладена и арабских моджахедов главной причиной всех нынешних афганских страданий. Их следует изображать непрошенными гостями, которые слишком долго пользовались афганским гостеприимством и теперь засиделись. Поскольку удары продолжаются на тактическом уровне, они должны быть сосредоточены на тех подразделениях талибов, состоящих из иностранных боевиков, таких как 55-я бригада. Их можно координировать с передачами и разбрасыванием листовок, которые делают эту программу сосредоточения внимания на иностранных боевиках известной и пытаются посеять разногласия в рядах.
Также проводится противопоставление дел и слов бен Ладена и талибов. Следует подчеркнуть большое состояние бен Ладена, террористическую деятельность и торговлю наркотиками, а также повседневную жизнь угонщиков самолетов (включая посещение стриптиз-баров), чтобы проиллюстрировать, что они не всегда следуют тому, что проповедуют. Следует отметить и тот факт, что он и его высшие командиры прячутся в пещерах, а остальные расплачиваются за это окончательно.
Стенограммы также показывают, что между делами и словами бен Ладена и талибов также проводится противопоставление, подчеркивая неспособность талибов выполнить свое обещание принести мир и процветание. Ее можно развивать дальше, и она должна быть настроена на изменения на местах по мере их развития. Одно конкретное сообщение должно быть посвящено недавнему захвату режимом запасов продовольствия и закрытию объектов гуманитарной помощи в разгар голода. Затем можно сделать намек на годы продовольственной помощи США, а также на последний пакет помощи. В будущем, тем не менее, распределение помощи на местах предпочтительно должно осуществляться через Красный Полумесяц, а не через ООН, чтобы еще больше вызвать симпатии местного населения. Сбрасываемые по воздуху припасы также лучше всего координировать с информационными операциями, чтобы максимизировать их воздействие. Это будет включать в себя комбинированное разбрасывание продуктов питания и листовок в целевых районах и обеспечение тщательной маркировки предметов снабжения на местных языках (нынешние гуманитарные суточные пайки — нет).
Вторым компонентом успешной информационной операции является пересмотр природы конфликта. Талибан и бен Ладен пытались направить любую оппозицию США как часть джихада и долга истинного мусульманина. Противодействие состоит в том, чтобы подорвать их полномочия говорить от имени ислама. В радиопередачах и брошюрах подчеркивается, что не санкционированная истинной фетвой, бен Ладен нацеливается на невинных мужчин, женщин и детей, включая мусульман, что явно противоречит учению Корана.
В частности, задача состоит в том, чтобы полностью раскрыть международную коалицию, которая сформировалась против их взглядов, указав, что это не вопрос США против ислама или афганского народа, а скорее цивилизованный мир против тех ограниченных мало тех, кто совершает преступления против человечности. Этот аспект потребует, чтобы вещание в регион не было ориентировано на США. Информационные операции будут безуспешными, если они будут просто содержать заявления американских лидеров и источников, которые будут рассматриваться как сомнительные. Скорее, они должны подчеркивать и цитировать многочисленные заявления исламских лидеров со всего мира, как религиозных, так и политических, которые выстроились в очередь в поддержку борьбы с терроризмом. Следует подчеркнуть два убедительных примера: заявление правительства Саудовской Аравии, в котором террористы и талибы обвиняются в опорочивании ислама, и фетва, изданная группой видных исламских ученых, признавших справедливость наказания террористов.
С началом воздушных операций общая тишина вдали от дружественных арабских государств настораживает. Это критически важная область, в которой нужно опереться на наших союзников в регионе, как в предоставлении этих голосов, так и в прекращении любых подстрекательских передач, которые исходят из их собственных границ. Призыв к таким правительствам взять на себя публичную роль в гуманитарных аспектах кампании может быть способом связать более робкие режимы с общими усилиями.
Наконец, необходимо переформулировать конечные цели операции. Нас беспокоит постоянный и повторяющийся пункт в стенограммах. В передачах подчеркивается стоимость терактов в Нью-Йорке на личном уровне и основное внимание уделяется тем жертвам, к которым будет проявлено наибольшее сочувствие, например, убитым женщинам-мусульманкам и детям. Еще одна область, которую можно развить на этом, — это заявления американцев афганского происхождения, позволяющие их родственникам узнать, что они не были убиты в результате нападений бен Ладена, которые используются в качестве мощного косвенного средства убеждения.
Тем не менее, остается противостоять восприятию имперских планов. Будущая трансляция должна прояснить цели и позицию вооруженных сил США в отношении будущего правительства Афганистана. К сожалению, это не было полностью разработано просто потому, что неясно, достигнуто ли политическое решение по этому поводу.
Суть в том, чтобы прояснить, что цель вооруженных сил США не состоит в том, чтобы навязать афганскому народу какое-либо правительство, как это изображают талибы. Роль Захир Шаха, бывшего короля Афганистана, может оказаться решающей в этом аспекте. Относительно мирное правление Захира с 19С 33 по 1973 год уставшие от войны афганцы всех национальностей теперь смотрят с ностальгией. США должны оказывать поддержку Захиру и другим деятелям единства, но быть осторожными, чтобы не создать впечатление, что они находятся на побегушках у иностранных правительств.
Поддержка учреждения Лойя джирги может стать средством достижения этого сложного баланса. Лойя джирга — это традиционный афганский парламент с 250-летней историей, который был средством к межэтническому единству в прошлые кризисные моменты. Самое главное, это один из немногих институтов, который пользуется какой-либо легитимностью по этническому признаку. Захир и многие другие афганские лидеры призвали заменить Талибан Лойя джиргой. Это также учреждение только для афганцев. Поддержка вещания проиллюстрирует озабоченность тем, что афганцы могут сами определять свою судьбу. Кроме того, многие умеренные члены движения «Талибан» в прошлом тайно поддерживали идею Лойя джирги, обеспечивая еще одну линию возможной эксплуатации.
Этот аспект краткосрочных информационных операций также прекрасно согласуется с долгосрочными целями в регионе. Учреждение Лойя джирги во главе с Захиром может стать средством обеспечения устойчивого мирного процесса, построенного по образцу относительно успешного мирного процесса в Камбодже.
Заключение
Миссия по уничтожению ракетных баз и оружейных складов почти самая легкая часть. Важнейшей задачей на ближайшие дни является дальнейшее изменение информационной среды и выявление точек разлома в оппозиции. Отняв у талибов инструменты дезинформации и переосмыслив ситуацию на местах, битва сердец и умов может увенчаться успехом. Это может объединить интересы местного населения против бен Ладена и движения «Талибан», потенциально расколоть руководство «Талибана» и даже помочь сформировать основу для нового мирного процесса в Афганистане.
В конце концов, ни одна битва не должна вестись без использования всего имеющегося оружия. Будем надеяться, что США в полной мере воспользуются потенциалом информационных операций, необходимых для успеха «Несокрушимой свободы».
Информационная война в Украине завоевывает сердца и умы на Западе
Вторжение России в Украину находится в заголовках новостей с конца февраля 2022 года. Война задела западную аудиторию за живое, вызвав высокую степень поддержки Украины.
Причины того, что война на Западе занимает видное место, многочисленны и разнообразны.
Наземная война в Европе, развязанная крупной военной державой, пробуждает призраки Второй мировой войны. Это особенно верно, когда нападающая страна имеет замыслы на территории, которую она считает неотъемлемой частью своей нации, и возглавляется персоналистским авторитарным режимом, где вся власть сосредоточена в руках одного лидера. Глубокое участие США и европейских стран, как индивидуально, так и коллективно через НАТО и Европейский Союз, также вдохновляет на сравнения с холодной войной.
Возникший в результате гуманитарный кризис, в том числе массовый исход более 5 миллионов беженцев, подчеркивает этические и моральные последствия войны.
Эти исторические аналогии и упрощающие идеи помогают объяснить, почему воображение Запада было захвачено этой войной.
Но в пленении Запада войной есть нечто большее, чем кажется сразу. Как специалист в области вооруженных конфликтов и безопасности, я также нахожу убедительное объяснение того, почему Запад так сосредоточен на Украине, в способности украинского правительства предоставлять информацию о войне таким образом, чтобы это апеллировало к чувствам Запада.
«Наземная война в Европе, развязанная крупной военной державой, вызывает в памяти призраки Второй мировой войны», — пишет автор. Здесь здания, разрушенные в результате интенсивного обстрела российскими войсками в Харькове, Украина. Евгений Зинченко/Global Images Украина через Getty ImagesИнформация об использовании оружия
Большое внимание привлекло использование Россией пропаганды и символов во время конфликта, совсем недавно в ходе празднования Дня Победы с целью провести собственные искаженные параллели со Второй мировой войной. При этом нельзя упускать из виду умелое использование Украиной средств информационной войны.
Информационная война предполагает, что одна сторона отрицает, использует или искажает доставку и функции вражеской информации. Он используется как для защиты от информации противника, так и для создания благоприятной среды для собственной информации.
Под руководством харизматичного президента Владимира Зеленского умелое использование Украиной традиционных и социальных сетей, а также прямые обращения к Конгрессу США, Европейскому парламенту и мировому суду обеспечили четкое и убедительное представление войны.
Этот фрейм построен вокруг пяти затрагивающих тем: справедливое по своей сути дело украинской самообороны; упорство украинского сопротивления; варварство русского поведения; несовершенная военная стратегия России и ее общая некомпетентность; и отчаянная потребность Украины в более совершенной военной технике.
Успешная стратегия Украины в битве за информацию демонстрирует связь между вооруженным конфликтом и информационной войной. Украина зашла в тупик с Россией, подчеркивая эти темы справедливой войны за национальное освобождение, используя не только традиционные средства ведения войны — пули, ракеты, танки — но и формируя восприятие войны западной общественностью.
Учиться у врага
Информационный фронт в российско-украинской войне не является чем-то новым. Он был открыт Россией в 2014 году во время аннексии Крыма и вторжения в Донбасс. Россия перешла в наступление, чтобы скрыть свои территориальные цели, вместо этого заявив, что она здесь для защиты гражданского населения и противодействия дальнейшему распространению западного империализма.
В то время как украинцы, так и россияне были поражены этой дезинформацией через контролируемую государством международную англоязычную службу России RT и вирусные видеоролики на YouTube и в различных социальных сетях.
С тех пор служба безопасности и обороны Украины сосредоточилась на улучшении своей способности противостоять такой тактике дезинформации. Неожиданная убедительная победа Зеленского на президентских выборах 2019 года дала Украине то, что оказалось ее самым большим активом. Умелый коммуникатор и исполнитель, Зеленский регулярно и эффективно использует доступную информацию, чтобы представить украинскую версию войны и развенчать российскую. Его первые селфи-видео с улиц Киева подчеркнули мужество и единство украинцев в войне за самооборону: «граждане здесь, и мы здесь».
Виртуальное обращение Зеленского к Конгрессу США в середине марта провело прямую линию от российских зверств, показанных в графическом видеоклипе, который он показал законодателям, к необходимости для Запада «делать больше». Его обращение к ООН в начале апреля расширило масштабы и условия войны, определив ее как экзистенциальную борьбу против тирании и зла и за саму душу ООН:
«Если так будет продолжаться, финалом будет то, что каждое государство будет полагаться только на силу оружия для обеспечения своей безопасности, а не на международное право, не на международные институты. Тогда ООН можно будет просто распустить. Дамы и господа! Вы готовы к роспуску ООН? Вы считаете, что время международного права прошло? Если ваш ответ отрицательный, вам нужно действовать сейчас, действовать немедленно».
Пройти с небольшой помощью …
Использование Украиной методов информационной войны, а также убедительные сообщения и мессенджеры во многом объясняют ее успех на этом фронте. Среди этих посланников бывшие боксеры-чемпионы братья Кличко, один из которых является мэром Киева, а теперь оба являются видными защитниками своей страны.
Украина также воспользовалась бесплатными услугами по связям с общественностью от крупных вашингтонских фирм, таких как 5WPR и SKDK, а также от некоторых их британских партнеров.
Управляющий директор SKDK Анита Данн была старшим советником президента Джо Байдена на протяжении всей его президентской кампании и в первые месяцы его правления и, как сообщается, возвращается в Белый дом в преддверии предстоящих промежуточных выборов. СКДК помогал в подготовке выступлений Зеленского с осуждением российской агрессии и военных преступлений перед Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Это соответствует бесплатной юридической поддержке со стороны Вашингтона, округ Колумбия, юридических фирм, таких как Covington & Burling, которые в марте подали заявление в Международный суд от имени Украины.
Раздел формы раскрытия информации PR и лоббистской фирмы SKDK, в которой говорилось, что она оказывает бесплатную помощь украинскому правительству «в связи с иностранными». замечания директора Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций». Отдел регистрации FARAПределы фрейминга
В хрестоматийном примере гибридной войны — войны, которая ведется не только на поле боя, — Украина превратила успехи на информационном поле боя в эффективную защиту своей родины от российской агрессии.