Самолет РЭБ Ил-22ПП «Порубщик». — Российская авиация

Самолет РЭБ Ил-22ПП «Порубщик».

Разработчик: ОКБ им. С.В.Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 2011 г.

Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 делалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18. Ил-18 привлек военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.

На платформе Ил-20 создали несколько машин специального назначения: в частности, измерительные комплексы для испытаний ракетной техники (Ил-20РТ), самолеты радиотехнической разведки и воздушные командные пункты (собственно Ил-22). В данный момент ВВС России заказывает несколько типа модернизации этих машин.

Одна из них (Ил-22М11) — это последняя версия воздушного командного пункта, оснащенного самолетным узлом ретрансляции (СУРТ) «Сокол». Другая — модификация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по проектам «Монитор» и «Анаграмма» (подробностей проектов в открытых источниках не приводится).

Еще одна модификация — как раз Ил-22ПП («постановщик помех»), также известный под шифром программы «Порубщик» (изделие Л-415). Это самолет радиоэлектронной борьбы, оснащенный современной аппаратурой подавления, в частности боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров. Модернизацию по проекту ведет Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева в подмосковном Жуковском.

Новый комплекс носит название «Порубщик» и имеет более высокие в сравнении с предыдущими подобными системами характеристики. Кроме того, при создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, которые значительно повысили ее боевые возможности. Главной особенностью «Порубщика» стала способность воздействовать лишь на сигналы с определенной частотой, не затрагивая другие.

Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих, что имело соответствующие тактические последствия. Новый «Порубщик» способен работать избирательно. Так, перед включением системы активных помех комплекс сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника. В это время сам самолет ничего не излучает — аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования включают «глушилку» и ставят помехи в нужном диапазоне частот.

Кроме того, новый комплекс «Порубщик» может излучать помехи только в нужном направлении, что будет полезным при определенных обстоятельствах.

Аппаратура комплекса «Порубщик», как утверждается, сможет эффективно бороться со всеми возможными целями, как то самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системы противовоздушной обороны, а также пилотируемая и беспилотная авиация. Фактически несколько самолетов, оснащенные комплексом радиоэлектронной борьбы, смогут нарушить или даже парализовать действия вероятного противника в заданном районе.

Во время испытаний в качестве носителя нового комплекса радиоэлектронной борьбы использовался самолет Ил-22 (воздушный командный пункт на базе Ил-18). Построенную в конце семидесятых годов машину перед установкой специальной электронной аппаратуры отремонтировали, а также внесли некоторые изменения в ее конструкцию. Работы производились на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М.Мясищева. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой машины стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны.

Интересны причины, по которым «Порубщик» установили именно на самолет, возраст которого приближается к 35 годам. Командование военно-воздушных сил желало получить комплекс РЭБ на базе более новой техники, но ни один из имеющихся современных самолетов не удовлетворил требованиям по летным характеристикам, прежде всего по продолжительности полета.

Использование старого самолета повлекло за собой соответствующие последствия — даже после ремонта обновленный Ил-22ПП сможет прослужить не более десяти лет. Таким образом, со временем для комплекса «Порубщик» понадобится новый носитель. Учитывая причины, по которым в качестве основы был выбран именно Ил-22, можно сделать соответствующие безрадостные выводы о будущем подборе нового базового самолета.

Тем не менее, именно в нынешнем виде новый авиационный комплекс радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП поступил на государственные испытания.

Вооруженные силы ведущих зарубежных стран постоянно обновляют свои системы управления и связи, а также вводят в строй новую технику различного назначения. К примеру, современная война с участием НАТО немыслима без использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и беспилотных летательных аппаратов различных классов. Таким образом, самолеты Ил-22ПП с «Порубщиком» способны стать одним из основных средств, призванных затруднять действия противника, парализуя его каналы связи, системы обнаружения и т.д.

Среди потенциальных целей «Порубщика» в открытой прессе назывались самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), радиотехнические средства комплексов ПВО типа Patriot и каналы управления военными беспилотниками. Воздействие такого комплекса РЭБ на «сетецентрические» системы управления современных армий, остро зависимые от стабильности большого числа каналов связи, трудно переоценить.

К началу мая 2013 года сотрудники Летно-исследовательского института им. М.М.Громова провели все необходимые работы и передали самолет с системой РЭБ на государственные испытания. Государственные испытания этой машины завершатся к концу 2014 года. После этого начнется модернизация строевых самолетов Ил-22 по этому проекту.

ЛТХ:

Модификация: Ил-22ПП
Размах крыла, м: 37,42
Длина самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,0
Масса, кг
-пустого самолета: 33760
-максимальная взлетная: 61400
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4252
Максимальная скорость, км/ч: 685
Крейсерская скорость, км/ч: 550
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 8800
Экипаж, чел: 5 (+2-4 оператора).

Ил-22ПП на стоянке.

Ил-22ПП на стоянке.

Ил-22ПП на взлете.

Ил-22ПП на взлете.

Ил-22ПП на взлете.

Ил-22ПП после взлета.

Ил-22ПП после взлета.

Ил-22ПП заходит на посадку.

Ил-22ПП заходит на посадку.

Первые три самолета-постановщика помех и попутной разведки Ил-22ПП «Порубщик» в ангаре ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева», Жуковский, октябрь 2016 г. Фото / LIVEJOURNAL. BMPD.

.

.

Список источников:
Кирилл Рябов. «Порубщик» каналов связи: новый самолет РЭБ.
Сайт «Уголок неба». 2016 г. страница: «Ильюшин Ил-22ПП».
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Ил-22ПП «Порубщик» сохранит боеготовность своих БРЭО и ослепит вражеские

В рамках единого дня военной приёмки Министерству обороны сдан опытный самолёт постановщик помех и попутной разведки Ил-22ПП «Порубщик», созданный на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М. Мясищева. Базовым для «Порубщика» стал пассажирский самолёт Ил-18, сообщает пресс-служба ОАК.

Главной особенностью комплекса является частотная избирательность, что обеспечивает сохранение боеготовности отечественных радиоэлектронных систем.

Ил-22ПП создан на базе пассажирского турбовинтового самолета Ил-18. В 1970–1980-х годах для нужд Советской армии несколько десятков «восемнадцатых» были переделаны в воздушные пункты управления (ВзПУ), получившие индекс Ил-22. В середине 2000-х годов Минобороны приняло решение модернизировать ВзПУ и создать на их базе самолеты РЭБ и радиоразведки.

Разработка «Порубщика» началась осенью 2009 года. А уже в 2011-м в воздух поднялся первый опытный Ил-22ПП с бортовым номером RA-75903. Испытания машины продлились четыре года. По их итогам российское военное ведомство заключило контракт на модернизацию еще двух бортов. 26 октября 2016 года Объединенная авиастроительная корпорация в рамках Единого дня военной приемки передало Минобороны России три новейших самолета радиоэлектронной борьбы и попутной разведки Ил-22ПП.

От стандартных Ил-18/Ил-22 «Порубщик» отличается четырьмя многометровыми контейнерами, установленными по бокам фюзеляжа. Переоборудование машин ведётся на Экспериментальном машиностроительном заводе имени Мясищева, который входит в состав ОАО «Ил».

Точный состав бортового оборудования Ил-22ПП и его тактико-технические характеристики неизвестны. Но, по имеющимся данным, «Порубщик» на расстоянии в десятки километров обнаруживает и подавляет радиоэлектронными помехами самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), зенитные системы, а также беспилотные летательные аппараты. Главная особенностью Ил-22ПП – это частотная избирательность. Система РЭБ самолёта «давит» радиоэлектронные частоты, на которых работает оборудование противника, но не те, которые используются российскими войсками.

117-й авиационный полк ведёт свою историю от сформированного в 1938 году 6-го дальнебомбардировочного полка. В 1959 году полк был переформирован в 179-ю эскадрилью самолётов-заправщиков, а в 1969 году стал 117-м отдельным полком радиоэлектронного подавления. На его вооружение поступили самолёты РЭБ Ан-12ППС.

Машины полка участвовали в боевых действиях в Афганистане, летали в Сирию, Вьетнам, Египет и Анголу. В 1994 году полк был переименован в 117-й военно-транспортный полк, а Ан-12ППС были сведены в авиационный отряд РЭБ, эмблемой которого стал медведь.

В августе 2008 года авиационный отряд надежно заблокировал грузинские средства противовоздушной обороны, в том числе комплексы «Бук-М1» и модернизированные С-125. Самолёты по 12–16 часов патрулировали над акваторией Чёрного моря и Большим Кавказским хребтом. В 2009 году в ходе реформы «нового облика» воинская часть была расформирована, а её матчасть передали 6956-й авиационной базе. Но уже 16 декабря 2014 года 117-й полк и «летающие медведи» были воссозданы.

— Как показывает опыт современных воин и военных конфликтов, РЭБ — это наиболее эффективное средство противодействия ПВО, — рассказал «Известиям» независимый военный эксперт Антон Лавров. — Ил-22ПП и Ан-12БК-ППС будут работать вместе. Такая связка сможет подавлять не только комплексы ПВО, но и радиолокаторы, самолеты ДРЛО, станции связи и автоматизированные системы управления. Они способны заблокировать всю систему противовоздушной обороны противника.

Сейчас только ВВС США располагают самолётами РЭБ, чьи возможности и характеристики схожи с Ил-22ПП и Ан-12БК-ППС. Это — ЕС-130Н Compass Call, принятые на вооружение в 1982 году. 14 самолётов ЕС-130 участвовали в операциях в Панаме и Сербии, работали во время «Бури в пустыне», а также в ходе военных вторжений в Афганистан и Ирак.

В рамках состоявшегося 21 октября 2016 года единого дня военной приемки Министру обороны Российской Федерации Сергею Шойгу управляющим директором Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева Александром Горбуновым было доложено о завершении государственных испытаний опытного образца самолёта, с рекомендацией о принятии его на вооружение ВКС России.

В ноябре 2016 года планируется передача заказчику ещё двух серийных самолётов.

По материалам ОАК и газеты «Известия»

Загрузка…

aviation21.ru

Поставить помеху ракете: как новый «Порубщик» «заглушит» противника

В ряде СМИ появились сообщения о создаваемом в России самолете — постановщике помех, который будет способен вести радиоэлектронное подавление любых целей и даже выводить из строя спутники, обеспечивающие военным навигацию и радиосвязь. Надо отметить, что с 2016 года Воздушно-космические силы (ВКС) РФ уже получают модернизированные самолеты радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП («постановщик помех и попутной разведки») с новой системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведки «Порубщик».

Ил-22ПП позволяет эффективно бороться с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системами противовоздушной обороны, а также пилотируемой и беспилотной авиацией. Как отмечают разработчики, главной особенностью комплекса является частотная избирательность, что обеспечивает сохранение боеготовности отечественных радиоэлектронных систем.

Замена «Порубщику»

Ил-22ПП был создан Экспериментальным машиностроительным заводом им. В.М. Мясищева (находится под управлением Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина) на базе самолета Ил-18. Этот среднемагистральный пассажирский самолет был одним из первых в СССР гражданских самолетов с турбовинтовыми двигателями. Всего было выпущено более 700 разных модификаций. С 1974 года самолет постепенно выводился из эксплуатации и заменялся на реактивные лайнеры.

Ил-18 стал платформой для многих модификаций. В конце 1960-х на его базе был построен Ил-20, а позже создано несколько машин специального назначения Ил-22, в том числе измерительные комплексы для испытания ракетной техники, самолеты-разведчики (Ил-24) и воздушные командные пункты.

Ил-18

© Ладислав Карпов/ТАСС

Выпущенный в 1970-х годах Ил-22 послужил основой для нового Ил-22ПП. Выбор был не случаен: другие образцы не удовлетворяли требованиям по продолжительности полета. «Порубщик» с четырьмя двигателями (каждый по 4252 л.с.) способен разогнаться до 685 км/ч и пролететь до 6500 км на высоте до 8800 м.

По мнению главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, Ил-22 — достаточно старая платформа, и, несмотря на то что проходит ремонт планеров и продление сроков эксплуатации, «все-таки необходимо понимать, что это изделие имеет некий конечный срок». Но, возможно, разработчики учли этот момент, и весной 2015 года было объявлено о разработке самолета РЭБ на базе Ту-214.

«Система РЭБ у нас достаточно хорошо развита и разрабатывается не сегодняшним днем, а уже десятилетиями. Она хорошо зарекомендовала себя в Сирии», — рассказал ТАСС заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов.

Ведь это связано с тем, что сама элементная база очень сильно видоизменяется, примерно каждые пять лет. Только представьте, что мы сделали на Ил-22, которые сейчас уже находятся в войсках. Ведь они тоже закладывались пять-семь лет назад. Такие шаги делаются… И если сейчас заявили об этом, то действительно на новой элементной базе придумали более компактную и более модернизированную установку

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Попов признается, что начинал летать на самолетах ПП (постановщик помех), еще когда были ламповые и первые транзисторные системы. «А потом в мою бытность уже перешли на компоновку, когда использовали и делали микросхемы. Сегодня все строится на микросхемах и чипах, — говорит он. — Сейчас идет глубокая модернизация технических сил и средств, в том числе и РЭБ. В нашей стране использование РЭБ и в тактике, и в оперативном искусстве уже шагало, если можно так сказать, впереди планеты всей начиная с 1980-х годов. Заделы были сделаны тогда, и эффективность эту мы сейчас получаем значительную».

Военный эксперт Мураховский в свою очередь считает, что в настоящее время наша страна не располагает планером для этого проекта, а новой платформой может стать перспективный средний военно-транспортный самолет Ил-276.

Самолет Ту-214 — тоже немножко не та платформа. Надо понимать, что Ту-204 и Ту-214 — это гражданские борта, а нужна платформа среднего самолета Ил-276. А его, к сожалению, в природе пока не существует. И это проблема для нас. Поэтому вынуждены использовать туполевскую платформу. Можно, конечно, использовать Ту-214, Ту-204, но это паллиатив, надо понимать

Виктор Мураховский

главный редактор журнала «Арсенал Отечества»

Ту-214

© Сергей Бобылев/ТАСС

Внести помеху

Летные характеристики Ил-22ПП не главное его достоинство, изюминка в начинке. На бортах машины установлены боковые антенны, аппаратура подавления работает избирательно. Система обнаружения сканирует пространство и собирает данные о частотах, на которых работает оборудование противника. Только потом включаются активные помехи, действуют они на определенных частотах и в указанном направлении, не заглушая аппаратуру наших войск.

Когда работает спутниковая навигационная система для военного применения, она принимает сигнал из космоса, и для того чтобы его давить с земли, требуются на порядок больше мощности, чем если с самолетов, поскольку они находятся как раз на пути прохождения радиоволн. На самолете это делать гораздо эффективней

Виктор Мураховский

главный редактор журнала «Арсенал Отечества»

Ил-22ПП может использоваться и для радиоэлектронной разведки, а также групповой защиты самолетов от средств РЭБ противника. Разработчики оборудования «Порубщика» утверждают, что несколько таких аппаратов способны нарушить или даже парализовать все действия противника в требуемом районе.

Такие самолеты ПП увеличивают боевые возможности наших военно-технических систем и средств. Генерал-майор Попов считает, что ведение борьбы только огневыми средствами поражения — очень дорогое удовольствие.

Тут важны понятия: цена и качество. Экономику не нужно загонять в угол… Да, мы можем создать кинетические какие-то установки, сбивать эти спутники, поражать и выводить их из строя. Но все же проще выполнить дезорганизационные мероприятия с помощью РЭБ на какое-то время

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Попов рассказывает, что, когда выполняется задача ударного характера по земле или прикрытие своих войск на маневре, чтобы исключить координацию действий противника и, соответственно, их возможности по наблюдению за нашими войсками, включаются средства РЭБ. «И прикрываем как бы зонтиком определенные районы, зоны ответственности, где мы проводим «интересные» мероприятия. То есть или маневры каких-то войск, или перестановка сил и средств ПВО, или перевозку «Тополей» и «Ярсов», — поясняет летчик.

Мы прикрываемся таким зонтиком и выполняем свою задачу. Противник или не получает вообще информации со своих спутников, или получает ее дозированно. То есть каким образом? С ошибками, искажениями. Полностью выводить из строя систему наблюдения противника — очень дорого. А это — мы вносим им помеху. Это то, что нам и надо

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Однако нельзя говорить, что такие системы РЭБ полностью «ослепляют» спутник. «Они его дезорганизуют на определенных частотах и меняют их, — уточняет Попов. — Что достигается? Во-первых, его (спутник) корректировать тяжело. И поэтому условный противник получает максимум неудобств. Эффективность свою, на которую он рассчитывал, теряет на какое-то время». В этот момент наша боевая эффективность возрастает в разы.

Военный сигнал спутниковых навигационных систем позволяет достаточно точно обеспечить передачу данных по долготе и широте положения объекта. Но все спутниковые навигационные системы плохо позволяют определять высоту объекта над уровнем моря, с большой ошибкой и неудовлетворительно для боевого применения, считает Мураховский. «Поэтому используются наземные станции дифференциальных поправок. Они как раз позволяют несколько улучшить эффективность данных по широте и долготе и сильно улучшить данные по расположению объекта по высоте над уровнем моря, — говорит эксперт. — Самолет с системой РЭБ позволяет также эффективно давить данные этих станций, что существенно ухудшает точность определения положения по высоте объекта».

А под объектом надо понимать крылатые ракеты большой дальности типа «Томагавка» и оперативного назначения типа JASSM, JASSM-ER и так далее. Все они используют для своего полета и поражения цели данные со спутника. Также это авиация, как стратегическая, так и оперативно-тактическая. Это также другие авиационные поражения, в том числе корректируемые авиационные бомбы и различные модули. Это и флотские изделия, включая противокорабельные ракеты большой дальности

Виктор Мураховский

главный редактор журнала «Арсенал Отечества»

Список возможностей «Порубщика» впечатляет. По данным из открытых источников, в числе моделей, которые сможет заглушить Ил-22ПП, называются системы ПВО Patriot и самолеты типа AWACS.

Роман Азанов

tass.ru

Головной самолет постановки помех Ил-22ПП сдан

Объединенная авиастроительная корпорация России 26 октября 2016 г. отчиталась о сдаче Министерству обороны головного экземпляра самолета радиоэлектронной борьбы и попутной разведки Ил-22ПП «Порубщик» (изделие Л-415). 

Самолет предназначен для выявления и подавления современных скрытных и помехозащищенных систем боевого управления различного назначения в масштабах всего театра военных действий. Это радиолокационные станции, каналы наведения зенитных ракетных комплексов и крылатых ракет, имеющих дистанционную систему коррекции траектории и перенацеливания, а также сетецентрические автоматизированные системы передачи тактической информации, такие как Link 16, внедренная в последнее время на основных американских ударных самолетах B-1B Lancer, B-2A Spirit, F-15E Strike Eagle, F-35 Lightning II и других. Еще один объект воздействия – это различные навигационные станции (системы позиционирования), в т.ч. коммерческие, которые все шире используются армиями НАТО.

Все три Ил-22ПП «Порубщик» в цехе ЭМЗ им. Мясищева. На первом плане опытный борт RA-75903
Фото: ic.pics.livejournal.com

Новый комплекс может эффективно подавлять вражеские радиотехнические средства, развернутые на любых подвижных платформах – автомобилях, кораблях и самолетах. Хотя об этом прямо не говорится, однако есть основания думать, что «Порубщик» предназначен и для подавления сигналов спутниковой системы позиционирования GPS, на которую сегодня «завязано» применение основной части высокоточного оружия всех видов вооруженных сил США и их союзников. Основное же его назначение – «вырубать» промежуточные станции сетевых систем передачи данных – в этом и заключается их уязвимость.

 

Основной особенностью новой аппаратуры на борту «изделия Л-415» является ее избирательность как по частотам, так и по диаграмме направленности. Это важно, т.к. действовать ему придется над своей территорией, там где он не может быть сбит.

Опытный Ил-22ПП «Порубщик» борт RA-75903 на Государственных испытаниях на аэродроме ГЛИЦ в Ахтубинске
Фото: russianplanes.net

Ни для кого не секрет, что старые широкополосные станции постановки помех «Сирень», «Азалия» и другие, установленные, например, на постановщиках помех Ан-12ПП, которые остаются на вооружении Воздушно-космических сил Российской Федерации, при всех своих достоинствах имеют один крупный недостаток. При включении они «выбивают» не только аппаратуру противника, но и свою. Это происходит и из-за того, что их системы радиоразведки не могут точно и быстро определять частоты, излучаемые подавляемыми объектами, но и потому, что своя аппаратура часто работает на тех же или пропорциональных частотах. Антенны Ан-12ПП испускают не только основной сигнал, но и «паразитные гармоники», которые приводят к перерасходу электроэнергии на борту постановщика, и вредят своим.

 

Оборудование Ил-22ПП цифровое, оно имеет улучшенные характеристики точности измерения (избирательности) и быстродействия. Но кроме того антенны самолета могут работать в узком угловом диапазоне (имеют острые диаграммы направленности), что и повышает их КПД мощность, излучаемую в нужном направлении. Это исключает воздействие на аналогичную аппаратуру своих войск, даже если она работает на той же частоте, что и подавляемая. При этом антенна автоматически отслеживает угловое положение подавляемого объекта относительно своего борта.

Взлетает опытный Ил-22ПП «Порубщик» борт RA-75903
Фото: cdn.aviaforum.ru

Новый комплекс развернут на трех самолетах Ил-22 старой постройки, которые ранее использовались в качестве воздушных командных пунктов. Теперь в этом качестве им на смену идут модернизированные самолеты Ил-80 (на базе пассажирских Ил-86, о них писал наш сайт ), и они «освобождаются».

 

Хотя Ил-22 машина старая, она спроектирована на базе пассажирского Ил-18, появившегося еще в 50-е годы прошлого века, но обладает достаточной для выполнения таких задач продолжительностью полета, а ее планер удобен с точки зрения размещения антенн с нужными полями обзора. Самолеты Ил-22ПП, как и Ан-12ПП оснащены четырьмя турбовинтовыми двигателями конструкции Ивченко АИ-20 – они разработаны Запорожским моторостроительным КБ «Прогресс» и выпущены там же на серийном заводе, который ныне носит название «АО Мотор-Сич». Эти двигатели отличаются экономичностью, чрезвычайно высокой надежностью и хорошим ресурсом, что позволяет эксплуатировать их многие годы без замены.

Головной экземпляр самолета постановки помех и попутной радиоразведки Ил-22ПП «Порубщик» – борт RF-90786,
сданный 26 октября 2016 г.
Фото: military-informant.com

Модификация Ил-22ПП выполнена расположенным в Жуковском «Экспериментальным машиностроительным заводом им. Владимира Михайловича Мясищева». Опытный самолет борт RA-75903 начал летно-конструкторские (заводские) испытания в 2011 г., а его Государственные испытания закончились в 2015 г. К концу 2016 г. на приемо-сдаточные испытания поступит и третья машина этого типа, которая уже закончена ЭМЗ по сборке. Очевидно, в ВКС будут переданы и эти два самолета, и первый опытный экземпляр. Таким образом, Россия существенно повысит свои возможности радиоэлектронной борьбы, что крайне важно сегодня, когда роль тактических систем управления в боевых операциях столь высока.

 

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

Для перспективных авиакомплексов РЭБ «Порубщик» не хватает самолетов

Самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) с комплексом «Порубщик» Ил-22ПП (на фото) способны подавлять спутниковые данные противника, которые используются для управления различными видами военных объектов. Об этом сообщил ТАСС главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

«Под объектом надо понимать крылатые ракеты большой дальности типа „Томагавк“ и оперативного назначения типа JASSM, JASSM-ER и так далее. Все они используют для своего полета и поражения цели данные со спутника», — сказал эксперт.

Помимо вышеперечисленных ракет по сигналам от спутниковых группировок наводятся на цели корректируемые авиационные бомбы, а также противокорабельные ракеты.

Комплекс «Порубщик» способен подавлять сигналы навигационных спутников, задающие широту и долготу как цели, так и управляемого оружия противника. Однако такие спутники не способны точно определять высоту объектов над уровнем моря. Для повышения точности «высотных» сигналов используются наземные станции дифференциальных поправок. Ил-22ПП эффективно подавляет информацию, поступающую и от наземных станций. Это существенно снижает точность использования противником ракетного оружия.

Разумеется, Ил-22ПП предназначен для решения не только этого достаточно узкого круга задач. Он подавляет всю радиоэлектронную информацию, которая передается комплексами противника. Тут и РЛС, и станции связи, и активные головки самонаведения боеприпасов, и самолеты АВАКС, и беспилотники, и боевые корабли противника, и многое другое.

Обновленный Ил-22ПП — это глубокая модернизация самолета Ил-22. В нем заменен радиотехнический комплекс на новый, получивший название «Порубщик». Модернизация завершилась в позапрошлом году, и тогда же Ил-22ПП «Порубщик» начал приходить в ВКС.

Новый комплекс РЭБ отличается высоким «интеллектом» от предыдущих модификаций, в которых в качестве элементной базы использовались устаревшие транзисторы, а в лучшем случае микросхемы средней степени интеграции. Он действует избирательно, подавляя частоты, на которых работают передатчики противника. Самолеты РЭБ предыдущего поколения давили всё без разбору, что порой могло препятствовать нормальной работе своих, российских, комплексов. Увеличены и другие характеристики комплекса. Например, дальность действия и мощность, излучаемых антеннами сигналов.

Работа «Порубщика» происходит следующим образом. Поднявшись в воздух, самолет сканирует эфир, выявляя частоты, на которых работает аппаратура противника. При этом передающие антенны выключены. Этот режим называется «попутной разведкой». Поэтому буквы «ПП» в названии самолета означают «постановщик помех и попутной разведки».

После обнаружения наиболее важных каналов связи включается передающая аппаратура, и каналы подавляется. Комплекс способен работать сразу с несколькими каналами, количество которых не сообщается. При этом «Порубщик» может излучать помехи в заданном направлении.

Самолет, безусловно, нужный. Его использование существенно повышает и защищенность наземных войск, авиации и боевых кораблей, и эффективность их действий. Несколько самолетов РЭБ могут нарушить или даже парализовать действия противника в заданном районе. Однако в ВВС эксплуатируются лишь три «Порубщика». И о планах увеличения их количества ничего не известно.

Казалось бы, для нового радиотехнического комплекса, который отвечает на вызовы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, надо было выбрать и современную платформу. Однако выбрали Ил-18, который начал эксплуатироваться в гражданской авиации в 1959 году. Правда, эти три самолета были выпущены позже — в 70-е годы. В конце 70-х годов на их базе были построены воздушные командные пункты Ил-22, оснащенные аппаратурой закрытой кодовой связи.

В 2009 году на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М.Мясищева в подмосковном Жуковском стартовал проект по модернизации этих самолетов до уровня Ил-22ПП. В 2014 году успешно завершились испытания самолета. В 2016 году ВКС была передана первая машина, в следующем — еще две.

Да, Ил-18 — надежная машина, устраивающая военных по всем характеристикам, главная из которых — дальность (6500 км) и время полета (около 12 часов). Однако ресурс самолета подходит к концу. Хоть во время модернизации самолеты и основательно отремонтировали, но протянут они еще не больше десяти лет. Срок для эффективного и современного комплекса РЭБ совсем короткий.

А вынуждены были использовать именно этот самолет, потому что ничего более подходящего у нас пока не существует. Виктор Мураховский считает, что наиболее подходящий вариант — использовать в качестве платформы для «Порубщика» средний транспортный самолет Ил-276. Но его нет, и неизвестно когда он появится. Перегоночная дальность этого самолета запланирована на уровне 7300 км. С нагрузкой в 12 тонн — 3700 км. Но комплекс «Порубщик» весит меньше, в связи с чем у Ил-276 дальность должна быть примерно такая же, как и у Ил-18.

Ил-276 крайне необходим нашим вооруженным силам. И прежде всего военно-транспортной авиации. Потому что он должен заменить еще одного «долгожителя» — транспортник Ан-12, являющийся ровесником Ил-18. Оба самолета совершили первый полет в докосмическую эпоху — в 1957 году.

И он должен бы появиться уже давно, но его история стала поистине скандальной. В 2001 году ОКБ Ильюшина и индийская самолетостроительная компания Hindustan Aeronautics подписали протокол о совместной разработке самолета МТА (Medium Transport Aircraft). В 2007 году договор был подписан уже на правительственном уровне. При равных долях вложения в проект производство самолета предполагалось развернуть и в Индии, и в России.

Однако в 2015-ом в Нью-Дели совершили маневр, который недавно они повторили, выйдя из проекта по совместной разработке истребителя пятого поколения. Объяснение было надуманным — перспективный транспортный самолет не устраивает Индию в связи с невысоким качеством. Да и деньги за него Россия якобы запрашивает явно чрезмерные.

К тому моменту самолет назывался Ил-214. Совсем недавно он был переименован в Ил-276. А в марте этого года стало известно, что ОАК и Министерство промышленности и торговли наконец-то утвердили тактико-техническое задание на перспективный военно-транспортный самолет Ил-276. «С Минобороны ТТЗ согласовано, финализировать его утверждение планируется не позднее второго квартала 2018 года», — говорилось в сообщении пресс-службы ОКБ Ильюшина.

Это обстоятельство объясняет, почему долгие годы разработчики скрывали конкретные характеристики самолета, ссылаясь чуть ли ни на секретность проекта. Их просто не существовало.

Теперь появились новые сроки: первый полет — в 2023 году, принятие на вооружение ВТА — в 2026 году. Поэтому в Объединенной авиастроительной корпорации прорабатывается вопрос о том, чтобы использовать в качестве платформы для комплекса «Порубщик» Ту-204 или Ту-214. Но Виктор Мураховский считает, что это не даст нужного результата.

А между тем, РИА «Новости», ссылаясь на источник в ОПК, сообщает, что Ил-22ПП уже подготавливают замену. Завершен эскизный проект, приближается этап ОКР. О платформе ничего не говорится. Источник расписывает превосходные качества перспективного самолета РЭБ, который должен подавлять любые радиосигналы на суше, на море и в космосе. Наиболее интересным является заявление о том, что «Порубщик-2» даже сможет выводить из строя спутники противника. В это можно было бы безоговорочно поверить, если бы наш ОПК представил хотя бы один работающий наземный комплекс энергетического оружия.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

army-news.ru

как новый Ил-22ПП «Порубщик» заглушит противника

В ряде СМИ появились сообщения о создаваемом в России самолете – постановщике помех, который будет способен вести радиоэлектронное подавление любых целей и даже выводить из строя спутники, обеспечивающие военным навигацию и радиосвязь. Надо отметить, что с 2016 года Воздушно-космические силы (ВКС) России уже получают модернизированные самолеты радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП («постановщик помех и попутной разведки») с новой системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведки «Порубщик».

Ил-22ПП позволяет эффективно бороться с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системами противовоздушной обороны, а также пилотируемой и беспилотной авиацией. Как отмечают разработчики, главной особенностью комплекса является частотная избирательность, что обеспечивает сохранение боеготовности отечественных радиоэлектронных систем.

ЗАМЕНА «ПОРУБЩИКУ»

Ил-22ПП был создан Экспериментальным машиностроительным заводом им. В.М. Мясищева (находится под управлением Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина) на базе самолета Ил-18. Этот среднемагистральный пассажирский самолет был одним из первых в СССР гражданских самолетов с турбовинтовыми двигателями. Всего было выпущено более 700 разных модификаций. С 1974 года самолет постепенно выводился из эксплуатации и заменялся на реактивные лайнеры.

Ил-18 стал платформой для многих модификаций. В конце 1960-х на его базе был построен Ил-20, а позже создано несколько машин специального назначения Ил-22, в том числе измерительные комплексы для испытания ракетной техники, самолеты-разведчики (Ил-24) и воздушные командные пункты.

Выпущенный в 1970-х годах Ил-22 послужил основой для нового Ил-22ПП. Выбор был не случаен: другие образцы не удовлетворяли требованиям по продолжительности полета. «Порубщик» с четырьмя двигателями (каждый по 4252 л.с.) способен разогнаться до 685 км/ч и пролететь до 6500 км на высоте до 8800 м.

По мнению главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, Ил-22 – достаточно старая платформа, и, несмотря на то что проходит ремонт планеров и продление сроков эксплуатации, «все-таки необходимо понимать, что это изделие имеет некий конечный срок». Но, возможно, разработчики учли этот момент, и весной 2015 года было объявлено о разработке самолета РЭБ на базе Ту-214.

«Система РЭБ у нас достаточно хорошо развита и разрабатывается не сегодняшним днем, а уже десятилетиями. Она хорошо зарекомендовала себя в Сирии», – рассказал ТАСС заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов.

«Ведь это связано с тем, что сама элементная база очень сильно видоизменяется, примерно каждые пять лет. Только представьте, что мы сделали на Ил-22, которые сейчас уже находятся в войсках. Ведь они тоже закладывались пять-семь лет назад. Такие шаги делаются… И если сейчас заявили об этом, то действительно на новой элементной базе придумали более компактную и более модернизированную установку», – говорит Владимир Попов.

Попов признается, что начинал летать на самолетах ПП (постановщик помех), еще когда были ламповые и первые транзисторные системы. «А потом в мою бытность уже перешли на компоновку, когда использовали и делали микросхемы. Сегодня все строится на микросхемах и чипах, – говорит он. – Сейчас идет глубокая модернизация технических сил и средств, в том числе и РЭБ. В нашей стране использование РЭБ и в тактике, и в оперативном искусстве уже шагало, если можно так сказать, впереди планеты всей начиная с 1980-х годов. Заделы были сделаны тогда, и эффективность эту мы сейчас получаем значительную».

Военный эксперт Мураховский в свою очередь считает, что в настоящее время наша страна не располагает планером для этого проекта, а новой платформой может стать перспективный средний военно-транспортный самолет Ил-276.

«Самолет Ту-214 – тоже немножко не та платформа. Надо понимать, что Ту-204 и Ту-214 – это гражданские борта, а нужна платформа среднего самолета Ил-276. А его, к сожалению, в природе пока не существует. И это проблема для нас. Поэтому вынуждены использовать туполевскую платформу. Можно, конечно, использовать Ту-214, Ту-204, но это паллиатив, надо понимать», – говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

ВНЕСТИ ПОМЕХУ

Летные характеристики Ил-22ПП не главное его достоинство, изюминка в начинке. На бортах машины установлены боковые антенны, аппаратура подавления работает избирательно. Система обнаружения сканирует пространство и собирает данные о частотах, на которых работает оборудование противника. Только потом включаются активные помехи, действуют они на определенных частотах и в указанном направлении, не заглушая аппаратуру наших войск.

«Когда работает спутниковая навигационная система для военного применения, она принимает сигнал из космоса, и для того чтобы его давить с земли, требуются на порядок больше мощности, чем если с самолетов, поскольку они находятся как раз на пути прохождения радиоволн. На самолете это делать гораздо эффективней», – считает Виктор Мураховский.

Ил-22ПП может использоваться и для радиоэлектронной разведки, а также групповой защиты самолетов от средств РЭБ противника. Разработчики оборудования «Порубщика» утверждают, что несколько таких аппаратов способны нарушить или даже парализовать все действия противника в требуемом районе.

Такие самолеты ПП увеличивают боевые возможности наших военно-технических систем и средств. Генерал-майор Попов считает, что ведение борьбы только огневыми средствами поражения – очень дорогое удовольствие.

«Тут важны понятия: цена и качество. Экономику не нужно загонять в угол… Да, мы можем создать кинетические какие-то установки, сбивать эти спутники, поражать и выводить их из строя. Но все же проще выполнить дезорганизационные мероприятия с помощью РЭБ на какое-то время», – говорит заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов.
Попов рассказывает, что, когда выполняется задача ударного характера по земле или прикрытие своих войск на маневре, чтобы исключить координацию действий противника и, соответственно, их возможности по наблюдению за нашими войсками, включаются средства РЭБ. «И прикрываем как бы зонтиком определенные районы, зоны ответственности, где мы проводим «интересные» мероприятия. То есть или маневры каких-то войск, или перестановка сил и средств ПВО, или перевозку «Тополей» и «Ярсов», – поясняет летчик.

«Мы прикрываемся таким зонтиком и выполняем свою задачу. Противник или не получает вообще информации со своих спутников, или получает ее дозированно. То есть каким образом? С ошибками, искажениями. Полностью выводить из строя систему наблюдения противника – очень дорого. А это – мы вносим им помеху. Это то, что нам и надо», – говорит Владимир Попов.
Однако нельзя говорить, что такие системы РЭБ полностью «ослепляют» спутник. «Они его дезорганизуют на определенных частотах и меняют их, – уточняет Попов. – Что достигается? Во-первых, его (спутник) корректировать тяжело. И поэтому условный противник получает максимум неудобств. Эффективность свою, на которую он рассчитывал, теряет на какое-то время». В этот момент наша боевая эффективность возрастает в разы.

Военный сигнал спутниковых навигационных систем позволяет достаточно точно обеспечить передачу данных по долготе и широте положения объекта. Но все спутниковые навигационные системы плохо позволяют определять высоту объекта над уровнем моря, с большой ошибкой и неудовлетворительно для боевого применения, считает Мураховский. «Поэтому используются наземные станции дифференциальных поправок. Они как раз позволяют несколько улучшить эффективность данных по широте и долготе и сильно улучшить данные по расположению объекта по высоте над уровнем моря, – говорит эксперт. – Самолет с системой РЭБ позволяет также эффективно давить данные этих станций, что существенно ухудшает точность определения положения по высоте объекта».

«А под объектом надо понимать крылатые ракеты большой дальности типа «Томагавка» и оперативного назначения типа JASSM, JASSM-ER и так далее. Все они используют для своего полета и поражения цели данные со спутника. Также это авиация, как стратегическая, так и оперативно-тактическая. Это также другие авиационные поражения, в том числе корректируемые авиационные бомбы и различные модули. Это и флотские изделия, включая противокорабельные ракеты большой дальности», – говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Список возможностей «Порубщика» впечатляет. По данным из открытых источников, в числе моделей, которые сможет заглушить Ил-22ПП, называются системы ПВО Patriot и самолеты типа AWACS.

Источник: diana-mihailova.livejournal.com

↓Поделиться в↓

novorusmir.ru

Самолет-постановщик помех Ил-22ПП («Порубщик»)

Носитель аппаратуры разведки и селективного подавления каналов связи и систем обнаружения противника, создан на базе хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-18.

Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 делалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18. Ил-18 привлек военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.

На платформе Ил-20 создали несколько машин специального назначения: в частности, измерительные комплексы для испытаний ракетной техники, самолеты радиотехнической разведки и воздушные командные пункты (собственно Ил-22). В данный момент ВВС России заказывает несколько типа модернизации этих машин.

Одна из них (Ил-22М11) — это последняя версия воздушного командного пункта, оснащенного самолетным узлом ретрансляции (СУРТ) «Сокол». Другая — модификация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по проектам «Монитор» и «Анаграмма» (подробностей проектов в открытых источниках не приводится).

Еще одна модификация — как раз Ил-22ПП («постановщик помех»), также известный под шифром программы «Порубщик». Это самолет радиоэлектронной борьбы, оснащенный современной аппаратурой подавления, в частности боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров. Модернизацию по проекту ведет Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева в подмосковном Жуковском.


Изображение: redstar.gr

Аппаратура обнаружения самолета Ил-22ПП работает целиком в пассивном режиме, после чего комплекс ставит направленную помеху. «Порубщик» умеет «точечно» работать с радиоканалами в узком диапазоне, заглушая только нужный «вражеский» сигнал в строго заданном направлении и не мешая работе своих радиотехнических средств на смежных частотах.

Среди потенциальных целей «Порубщика» в открытой прессе назывались самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), радиотехнические средства комплексов ПВО типа Patriot и каналы управления военными беспилотниками. Воздействие такого комплекса РЭБ на «сетецентрические» системы управления современных армий, остро зависимые от стабильности большого числа каналов связи, трудно переоценить.

Государственные испытания этой машины завершатся к концу 2014 года. После этого начнется модернизация строевых самолетов Ил-22 по этому проекту.

defendingrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *