Самолет радиотехнической разведки Ил-20. — Российская авиация

Самолет радиотехнической разведки Ил-20.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1968 г.

Самолет-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20». Ил-18Д представлял собой последнюю и наиболее совершенную модификацию семейства авиалайнеров Ил-18, находившихся в производстве с 1957 года. В отличие от предыдущей серийной версии Ил-18В, он оснащался более мощными и экономичными двигателями АИ-20М VI серии и дополнительными топливными баками, что обеспечивало ему увеличенную дальность полета. С максимальным запасом топлива она достигала почти 6400 км (у Ил-18В — 4850 км). Летные испытания Ил-18Д начались 26 июля 1965 года, и в том же году он был запущен в серийное производство на московском заводе «Знамя труда», сменив в цехах Ил-18В. Всего до 1969 года было построено 122 самолета Ил-18Д, ставших последними серийными авиалайнерами данного типа. Именно Ил-18Д послужил основой для разработки всех последующих «военных» вариантов пассажирской машины.

Основным средством ведения разведки на этой машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», поэтому самолет нередко именовался Ил-18Д «Игла».

Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М.Глушков, его заместителем — С.Е.Конторов.

Помимо собственно РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс позволял получить детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в любых метеоусловиях и кроме того, вести радиотехническую разведку и аэрофотосъемку.

Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (длина — около 8 м) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №№ 8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем багажном отсеке фюзеляжа.

Помимо перспективной радиолокационной разведки местности с помощью аппаратуры «Игла» Ил-20 мог вести и традиционную аэрофотосъемку. Для этого он оснащался комплектом аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов располагались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях — другой характерной внешней особенности Ил-20. В задней части этих обтекателей монтировались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиолокационных средств противника, определения направления на источник излучения и его частоты.

Однако этими системами не ограничивался состав специального оборудования Ил-20. В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», позволявшей, в отличие от системы «Ромб», получать более подробные сведения об обнаруженных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа располагались антенны системы перехвата открытых радиопереговоров в эфире «Вишня».

Специальное разведывательное оборудование, установленное на борту Ил-20, обслуживал тактический экипаж из шести операторов, размещавшихся в передней и средней кабинах самолета. Кроме того, как и на всех других Ил-18, в состав экипажа Ил-20 входили два пилота (командир и правый летчик), штурман, бортинженер и бортрадист. Стандартное для Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине была организована комната для отдыха экипажа с креслами и буфет, здесь же были помещения гардероба и туалета. Для аварийного покидания самолета с парашютами предусматривался аварийный люк в правом борту задней части фюзеляжа.

В первый экземпляр Ил-20 решено было переоборудовать серийный Ил-18Д № 9403. Переоборудование его на московском заводе «Знамя труда» началось 6 мая 1967 года и завершилось в начале следующего года. На летные испытания самолет поступил в марте. Первый полет на Ил-20 выполнил 21 марта 1968 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Станиславом Близнюком, пришедшим на фирму после окончания в 1965 году Школы летчиков-испытателей ЛИИ и ставшим позднее шеф-пилотом ОКБ им. С.В.Ильюшина. Ведущим инженером по испытаниям Ил-20 был назначен В.Володько.

Первый этап летных испытаний (еще без аппаратуры «Игла»), завершенный в том же 1968 году, выявил, что по пилотированию Ил-20 отличается от серийного Ил-18Д незначительно. Управление им было легким и удобным, вместе с тем наличие подфюзеляжной гондолы с большой боковой поверхностью вызвало уменьшение запаса путевой статической устойчивости. Однако проявлялось это в основном только при полете с зафлюгированным крайним двигателем, когда отклонение самолета по курсу и крену происходило более интенсивно, чем на пассажирском Ил-18Д. Но и в данном случае значения крена не выходили за ограничения.

Второй этап летных испытаний (с аппаратурой «Игла») начался в том же 1968 году и завершился летом следующего 1969 года с положительной оценкой. Полеты были зачтены в качестве этапа «А» совместных государственных испытаний и самолет был рекомендован к серийному производству. Разработка чертежей для серийного производства на заводе «Знамя труда» началась еще в 1968 году и на рубеже нового десятилетия из цехов начали выходить уже первые серийные машины. Этап «Б» совместных государственных испытаний Ил-20 прошел в 1970-1971 годах, после чего начал поступать в войска.

Вслед за Ил-20 появился модернизированный Ил-20М. Экипаж Ил-20М состоит из тринадцати человек, восемь операторов разведаппаратуры дополняют обычных пилотов, штурмана, бортинженера и радиста. В распоряжении операторов достаточно солидный набор средств разведки — не только радиотехнической, но и оптической.

Передний салон отдан оператору аэрофотоаппаратов А-87П, установленных по обоим бортам в месте расположения первой пары окон. Для их объективов в обшивке были сделаны фотоокна, закрытые оптическими стеклами. Впрочем, увидеть фотоокна не просто, поскольку они располагаются под обтекателями, а использование фотоаппаратуры обеспечивается при открытии специальных шторок.

Задняя часть этих же обтекателей служит для размещения антенн станции РТР «Ромб-4», позволяющую осуществлять общую разведку радиолокационных средств (направление на источник, рабочая частота). Кроме того, в передней части правого обтекателя расположен воздухозаборник воздухо-воздушного радиатора системы охлаждения блоков станции «Игла».

Помимо «Ромба», самолет оснащен станцией РТР «Квадрат-2» (антенны в нижней части фюзеляжа за крылом) для детальной разведки (помимо направления и частоты, отслеживались такие параметры, как частота следования импульса, скважность, мощность излучения, и другие). Станция перехвата открытых переговоров «Вишня» (антенны над передней частью фюзеляжа) обслуживается особым оператором, не только хорошо знающим соответствующий иностранный язык, но и ориентирующимся в тонкостях слэнга военного радиообмена.

Для повышения достоверности информации разведка ведется одновременно по нескольким каналам, что позволяет уточнять данные, полученные от «Иглы» при помощи АФА, или наоборот, подтверждать результаты работы «Квадрата» радиолокационной картинкой той же местности.

«Квадрат», «Ромб», «Игла» и другую разведаппаратуру обслуживают семь операторов, работающих в основном салоне самолета.

В связи с установкой многочисленного оборудования, конструкция фюзеляжа была частично усилена, а уменьшение числа «обитателей» вызвало демонтаж большей части бытового оборудования и помещений (туалеты, гардероб, буфет).

Вместе с тем специфика применения Ил-20М обусловила изменения в кислородном и спасательном оборудовании. Все кресла экипажа приспособлены для размещения парашюта, а с правой стороны, на месте люка заднего багажного отсека, оборудован люк аварийного покидания самолета, соединенный с основным салоном шахтой. (Впрочем, «огрызок» от бывшего люка багажного отсека остался).

Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов (в каждом округе имелось по несколько таких самолетов). Всего до 1976 года завод «Знамя труда» построил около двух десятков самолетов Ил-20 и Ил-20М.
Самолеты данного типа неоднократно привлекались к различным учениям Вооруженных Сил. Так, в период с 4 по 10 февраля 1970 года Ил-20 принял участие в войсковых учениях «Двина» (самолет пилотировал экипаж летчика-испытателя С.Близнюка). В мае следующего года Ил-20 выступил в качестве самолета-лидера на показе авиационной техники под условным названием «Кристалл», проводившемся для высшего руководства страны на аэродроме ГНИКИ ВВС в г.Ахтубинске.

Появление строевых Ил-20 над нейтральными водами не прошло незамеченным для потенциального, как тогда говорили, противника. Однако идентифицирован иностранной разведкой он был только в 1978 году, когда НАТО присвоило ему кодовое наименование «Coot-А».

Экипажи Ил-20 постоянно выполняли разведывательные полеты над нейтральными водами мирового океана, где неоднократно их «перехватывали» самолеты вероятного противника. Так, весной 1985 года разведчик был встречен «Си Харриером» 801-й эскадрильи авиации ВМС Великобритании над Северной Атлантикой вблизи Норвегии.

31 августа 1993 года Ил-20М (командир майор И.Антипов), выполнявший учебно-боевое задание, был условно перехвачен над нейтральными водами Японского моря сначала истребителями вооруженных сил республики Корея, а затем самолетами японских сил самообороны.

7 декабря 1995 года Ил-20М привлекался для поисков в Татарском проливе обломков разбившегося пассажирского самолета Ту-154Б № 85164 Хабаровского авиаотряда, куда он, взлетев с Сахалина, по первым предположениям мог упасть. Применялся самолет и в ходе боевых действий в Афганистане.

В 1990-е годы из-за старения бортовой радиоэлектронной аппаратуры Ил-20М стали сниматься с боевого дежурства, однако должной замены им так и не последовало. Частично заменить Ил-20М могли самолеты комплексной воздушной разведки из состава Дальней авиации, созданные на базе Ту-22Р и Ту-22МР. Однако устаревшие Ту-22РДМ также в 90-е годы были сняты с вооружения, а современные Ту-22МР поступили в строевые части в крайне ограниченном количестве. В результате сегодня основной объем задач комплексной воздушной разведки в ВВС России решают самолеты фронтовой авиации Су-24МР и МиГ-25РБ (с различными вариантами оснащения). В тоже время некоторое количество Ил-20М по-прежнему еще остается в строю. Правда с 90-х годов многие из них чаще всего привлекаются исключительно для транспортных перевозок. Некоторые из этих машин, располагающие большим летным ресурсом, прошли соответствующее переоборудование и превратились в «обычные» Ил-18Д.

Ил-20 вошел в историю российской военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного использования средств воздушной разведки, основанных на разных принципах получения информации.

ЛТХ:

Модификация: Ил-20
Размах крыла, м: 37,42
Длина самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,60
Масса, кг
-пустого самолета: 33760
-максимальная взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч: 675
Крейсерская скорость, км/ч: 620
Практическая дальность, км: 6200
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, чел: 13.

Самолет РТР Ил-20.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20М заходит на посадку.

Ил-20М заходит на посадку.

Ил-20М на рулежке.

Ил-20М ВВС России на стоянке.

Рабочие места операторов РТР на Ил-20М.

Ил-20М. Рисунок.

Ил-20М. Схема.

Ил-20М. Схема.

.

.

Список источников:
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Мир авиации. Сергей Цветков. Классик «золотой» эры.
Взлет. Михаил Сунцов. Военные профессии известного авиалайнера.
Крылья Родины. Сергей Цветков. Смена репертуара.
Крылья Родины. Николай Якубович. Феномен Ил-18.
Мир Авиации. Сергей Цветков. Ил-20 — первый военный «восемнадцатый».
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Самолет-разведчик Ил-20М – 40 лет на службе Отечеству » Военное обозрение

О данном самолете известно не так много, только общие характеристики и названия используемого оборудования, об остальном не говорят до сих пор – 40 лет самолет выполняет боевые задачи и является носителем секретного оборудования.


Разработан на базе гражданской версии самолета Ил-18 – Ил-18Д в конце 1960-х годов конструкторским бюро С.Ильюшина. Основное предназначение – вскрытие радиоэлектронной обстановки на ТВД и ведение радиолокационной разведки. Серийно создавался на 30-м московском авиационном заводе «Знамя Труда». Было построено двадцать самолетов-разведчиков Ил-20М. Последний самолет построен в 1976 году.

Устройство и оборудование Ил-20М
Конструктивно самолет-разведчик аналогичен базовому Ил-18Д. На борт машины установили многоканальную аппаратуру разведки, которая работает сразу в нескольких частотных диапазонах. На фюзеляже, в нижней его части, установили контейнер, в котором размещена фазированная антенная решетка радиолокационной станции бокового обзора «Игла-1». Аппаратура радиолокационной станции размещена во внутреннем багажном отсеке. Впереди на фюзеляже установлены специальные фотографические камеры А-87ПА в обтекателях. Рядом установлены антенны станции общей РТР «Ромб-4». Дальше вынесены антенны станции детальной РТР «Квадрат-2». Все оборудование и аппаратура станций размещены во внутренних отсеках самолета. Кроме вышеперечисленных станций, на борт самолета установили станцию РР СРС-5 «Вишня» для выполнения задач радиоперехвата. Пассажирский отсек переоборудован под восемь рабочих мест операторов станций. Из известных внутренних изменений – переоборудование кислородной системы, кресла лётного экипажа и операторов переоборудованы под парашют. Люк багажного отсека правого борта переоборудован под аварийный люк, соединенный с пассажирским отсеком специальной шахтой.

Самолет способен проводить радиолокационную разведку местности с высоким разрешением, точно определять расположение больших и контрастных в радиолокационном отношении объектов, например, мостов, плотин, автодорожных развязок, осуществлять фотографирование необходимых объектов и перехватывать радиопереговоры противника. Зарубежный аналог — американский самолет-разведчик от компании Боинг – «Boeing KC-135» в основном использовался над территорией Восточной Европы, Закавказья и Дальнего Востока.

Судьба Ил-20М
В 90-х годах, из-за быстрого устаревания бортовой радиоаппаратуры, самолеты-разведчики все чаще снимаются с выполнения боевых задач и дежурств, но вместо них новых самолетов-разведчиков не создают. В принципе, их могли бы заменить самолеты воздушной разведки из Дальней авиации. Но стоящие на вооружение Дальней авиации Ту-22РДМ тоже к 1990-м годам устаревают и снимаются с полетов, а новейшие Ту-22МР поступают и в Дальнюю Авиацию в ужасающе малом количестве. Поэтому основные функции, возложенные на Ил-20М, стали выполнять фронтовые разведчики МиГ-25РБ и Су-24МР в разных вариантах оснащения. Но не все Ил-20М выведены из строя или переделаны – несколько самолетов до сих пор выполняют возложенные на них задачи. Основная часть самолетов-разведчиков превратилась в обычные транспортники, а с некоторых вообще сняли все оборудование и они теперь «обыкновенные Ил-18».

Теперь Ил-20М — история военной авиации, и в ней он занимает достойное место первого отечественного самолета-разведчика, выполнявшего задачи комплексной воздушной разведки, который использовал разные принципы обнаружения и получения необходимых данных.

Известные модификации:
— изделие 17 или Ил-20М – самолет РТР, производился серийно, выпущено 20 экземпляров;
— Ил-20РТ – воздушный измерительный пункт, выпущено 4 экземпляра.


Основные характеристики:
— длина – 36 метров;
— высота – 10.1 метра;
— размах крыла – 37.5 метра;
— диаметр фюзеляжа – 3.5 метра;
— двигатель – четыре АИ-20М;
— общая мощность – 17 000 л.с;
— взлетный вес – 64 тонны;
— практический потолок 10 километров;
— скорость крейсер/макс – 650/685 км/ч;
— дальность действия – 4.3 тысячи километров;
— длина разбега/пробега – 1000/800 метров;
— экипаж лётный/оператор – 5/8 человек.

Источники информации:
http://ru-aviation.livejournal.com/1659138.html
http://aviaros.narod.ru/il-20m.htm
http://azlok.livejournal.com/434832.html

topwar.ru

Самолёт радиоэлектронной разведки Ил-20

Созданный на базе легендарного пассажирского самолёта Ил-18, первый самолёт-разведчик Ил-20 выполнял полёты вдоль всей протяжённости государственной границы и благодаря своей оснащённости фотоаппаратурой и оборудованию радиотехнической разведки и радиоперехвата, успешно справлялся с поставленными задачами.

История создания

История проекта началась в далёком 1945 году, страна ещё не оправилась после Великой Отечественной Войны, а инженерная мысль уже заглядывала в будущее, определяя дальнейшую стратегию авиастроения. Уже в 1946 году первая опытная машина, разработанная в КБ С.В. Ильюшина, поднялась в воздух. Она имела силовую установку из четырёх поршневых двигателей конструкции А.Д. Щвецова и была рассчитана на перевозку 65 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км. с крейсерской скоростью 450 км/ч. Вскоре стало ясно, что поршневые двигатели не могут отвечать требованиям заказчика и проект Ил-18 заморозили на неопределённое время.

В 1956 году началась разработка турбовинтовой версии лайнера на 75 пассажиров с дальностью 3000 км. Предполагалось, что с этим количеством пассажиров и 4 тоннами груза самолёт будет выполнять полёты со скоростью 600–650 км/ч на высоте 8 тыс. метров. Взлётная дистанция лайнера должна быть не более 650 метров, а посадочная — 600 метров. В конструкторском бюро Ильюшина, имея наработки по поршневому варианту

Ил-18, быстро доработали проект под турбовинтовые двигатели и 24 июня 1957 года опытный образец был опробован в полёте. Лётные испытания успешно завершились в 1959 году и самолёт передали в серийное производство.

После установки на машину турбовинтовых двигателей Аи-20 конструктора А.Г. Ивченко, Ил-18 стал одним из самых надёжных и эффективных самолётов. При отказе одного двигателя, полёт можно было продолжать, не теряя высоты до пункта назначения, а при остановке двух двигателей надо было снизить высоту и несколько уменьшить дальность полёта. Всё это делало полёты на лайнере безопасными и надёжными.

Ил -20, взлёт

На базе ильюшинского пассажирского лайнера в 1968 году был разработан самолёт-разведчик Ил-20. В марте этого же года лётчик-испытатель А.Г. Близнюк вместе с экипажем впервые поднял в воздух и опробовал машину в полёте. После начались лётные испытания, осенью 1969 года Ил-20 был сдан в эксплуатацию и пошёл в серию.

Особенности конструкции

У самолёта-разведчика остался планер Ил-18, вместо двигателей НК-4 установили, обладающие большей мощностью турбовинтовые Аи-20М, снизили общий полётный вес, дальность полёта Ил-20 возросла и составила 5400 км.

Сразу за кабиной экипажа в Ил-20 в переднем отсеке располагались по обоим бортам аэрофотоаппараты А-87П и станция, ведущая общую разведку в радиодиапазоне – «Ромб-4», между кабиной пилотов и передней кромкой крыла снаружи под фюзеляжем в обтекаемой гондоле размещалась антенна радиолокационной станции бокового обзора.

Самолёт Ил-20

Внутри фюзеляжа оставалось достаточно места для аппаратуры перехвата на ультракоротких радиоволнах и станции детальной разведки. В салоне возле фотоаппаратов, станций перехвата и радиоразведки располагались восемь операторов, обслуживающих эти радиотехнические системы во главе с начальником этого комплекса.

Кроме операторов, на борту находились ещё пять человек лётного состава. В длительных полётах все члены этого коллектива могли отдохнуть попеременно в отсеке для отдыха, расположенном в хвостовой части фюзеляжа. Там находились парные кресла и столики возле буфета, рядом был оборудован гардероб, а в самом конце отсека, за перегородкой размещался туалет.

Ил-20 практически визуально ничем не отличался от базовой модели, эти машины никогда не поступали в войсковые части, а напрямую подчинялись лишь штабам армии или флота.

Ил-20

Лётно-технические данные

  • Экипаж — 13 чел
  • Максимальная скорость — 675 км/ч
  • Скорость крейсерского режима — 620 км/ч
  • Дальность — 6200 км
  • Динамический потолок — 10 тыс. м
  • Длина самолёта — 35,9 м
  • Высота самолёта — 10,17 м
  • Площадь крыла — 140,6 м2
  • Вес неснаряженного самолёта — 33,76 т
  • Максимальный взлётный вес — 64 т
  • Двигатели — 4 х АИ-20М
  • Тяговооруженность — 4 х 4250 л.с.

Рабочие места операторов Ил-20

Интересные факты полётов Ил-20 в Сирии

Когда рядовому зрителю по телевидению показывают изображение в режиме реального времени интерактивной карты с нанесением ударов наших штурмовиков по позициям боевиков ИГИЛ, не каждый догадывается, что такая картинка возможна не только с помощью спутников и беспилотников, но и в результате работы самолёта радиотехнической разведки Ил-20.

Как известно, более 200 ударов нанесли наши ВКС, уничтожив склады горючего, командные пункты террористов и живую силу. Высокую точность этих ударов обеспечили самолёты радиотехнической разведки

Ил-20 с помощью РЛО и оптических сенсоров, размещённых на них.

Координация полёта ракет «Калибр» на подходе к цели, при пуске их из акватории Каспийского моря, не была бы такой точной, если бы не высококлассная работа операторов самолёта радиотехнической разведки Ил-20.

Ещё один интересный факт, штурмовики и бомбардировщики точно выходят на цель с помощью аппаратуры Ил-20, но локаторы противника их не видят в это время, ЗРК просто ничего не наблюдают на своих экранах, благодаря работе аппаратуры радиоэлетронного противодействия, установленной на самолёте-разведчике Ил-20.

Американцы прозвали эту машину самолётом-загадкой.

Ил-20МЭ

Видео Ил-20: разбег с поднятой стойкой шасси, взлёт

Самолёт Ил-20 является первым советским самолётом-разведчиком. Создание этой машины стало настоящим прорывом в области воздушной разведки. В наши дни Ил-20 стал платформой для радиоэлектронного разведывательного оборудования и считается главным разведчиком российских ВВС.

aviarf.ru

Ильюшин Ил-20. Фото, история, характеристики самолета

 

Ил-20 – самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы на базе Ил-18, оснащенный ИК-сканером, РЛС бокового обзора и другими датчиками.

Самолет комплексной фоторазведки, радиоэлектронной разведки и радиоперехвата Ил-20 создан в 1968 году на базе Ил-18. Он использовался для разведки вдоль пограничной полосы и государственной границы и считается первым в Советском Союзе самолетом разведывательного типа. Впереди пассажирской кабины установлена станция радиотехнической разведки и фотоаппараты аэрофотосъемки. Антенна радиолокационной станции находится в подфюзеляжной гондоле. Также на Ил-20 установлена станция детальной радиотехнической разведки и аппаратура радиоперехвата. В средней и передней части пассажирской кабины располагаются кресла для шести операторов радиотехнических систем.

Начальник БРК (бортового разведывательного комплекса) возглавлял операторский состав. Летный экипаж состоит из пяти человек. Комната отдыха с простыми сдвоенными пассажирскими креслами, гардероб, буфет и туалет оборудованы в хвосте самолета.

21 марта 1968 г. состоялся первый полет. С.Г. Близнюк был командиром экипажа. В 1969 году был завершен цикл испытаний.

Ил-20 отличается от исходного самолета меньшим полетным весом, мощным двигателем АИ-20М и увеличенной до 5,4 тыс. км дальностью полета. До 1974 года серийно Ил-20 (включая его модификации) производились на московском авиационном авиазаводе «Знамя труда». Часть самолетов была перестроена из Ил-18Д.

Ил-20 не поступали на вооружения никаких авиационных разведывательных или прочих подразделений ВС СССР, а напрямую замыкались на штаб флота или округа, т.е. числились в частях центрального подчинения. Периодически самолеты выполняли разведывательные полеты, участвовали в разных учениях. Впоследствии в результате физического и морального старения разведаппаратуры самолеты, оставшиеся в строю, были переделаны под транспортно-пассажирские и применялись для перевозок грузов и личного состава.

Модификации ИЛ-22 и ИЛ-20Рт

Самолеты Ил-20РТ и Ил-18РТЛ в 1980 г. поступили на вооружение и были созданы на базе Ил-18Д. Они базировались на аэродроме Крайний, что находился на Байконуре. Летный состав был из шести человек плюс инженер-электрик и пять человек, которые использовали бортовой измерительный комплекс: оператор СЕВ, начальник СИПа, оператор АФУ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по БРС-4С. Несмотря на то, что самолеты числились за ВКС, они регулярно выполняли задачи ВМФ или РВСН во время испытаний крылатых и баллистических ракет. Потом самолеты были переданы в ВМФ, где применялись по усмотрению командования. Модификация 75 840 была продана и в 2001 г. разбилась. Лишь один самолет использовался по прямому назначению и был модернизирован.

На базе Ил-18Д создавались воздушные командные пункты (ВзКП или ВКП) Ил-22, оборудованные устройством закрытой кодовой связи. В составе экипажей данных самолетов входят офицеры боевого управления и операторы аппаратуры ЗАС. На правом борту находился люк багажного отсека самолета Ил-18, который использовался для аварийного покидания самолета. Все рабочие места были оборудованы чашкой под парашют. На самолете установлена иная кислородная система.

Самолеты Ил-22 и Ил-20 часто открашиваются под так называемый стандарт советского «Аэрофлота» и имеют гражданский регистрационный номер. К тому же на борту рядом с кабиной, как и в пассажирской версии самолета, была надпись «Ил-18». Лишь некоторые машины имели серый (шаровый) цвет, такой как на Ил-38.

Модификации Ил-20

  • ·          Ил-18Д «Игла» − самолет радиотехнической разведки, трансформирована одна машина.

  • ·          Ил-20М – самолет радиотехнической разведки. Было произведено двадцать машин.

  • ·          Ил-18РТЛ – самолетный измерительный пункт, предназначен для испытаний ракетной техники. Переоборудована одна машина.

  • ·          Ил-20М1 – машина с усовершенствованным комплексом радиотехнической разведки.

  • ·          Ил-22 – воздушный командный пункт, имеющий спецсвязь. Построено 14 самолетов. В ОКБ Мясищева проводилась модернизация.

  • ·          Ил-20РТ представляет собой самолетный измерительный пункт, предназначенный для испытаний ракетной техники. Изготовлено четыре машины.

  • ·          Ил-22М-11 – дальнейшая модификация ВзКП. Произвели 21 машину.

  • ·          Ил-22М-15 – последняя модификация ВзКп. Выпустили один самолет, который достался Казахстану после развала СССР.

В наше время ОАО «Ил» выполняет модернизацию и опытно-конструктивных работы самолетов специального назначения Ил-22 и Ил-20.

Ил-20 характеристики:



Модификация  Ил-20
Размах крыла, м  37.42
Длина самолета,м  35.90
Высота самолета,м  10.17
Площадь крыла,м2  140.60
Масса, кг 
  пустого самолета  33760
  максимальная взлетная  64000
Тип двигателя  4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.  4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч  675
Крейсерская скорость, км/ч  620
Практическая дальность, км  6200
Практический потолок, м  10000
Экипаж, чел  13

 

Самолеты

Самолет ОКБ Ильюшина

avia.pro

Самолет радиотехнической разведки Ил-20. — Российская авиация

Самолет радиотехнической разведки Ил-20.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1968 г.

Самолет-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20». Ил-18Д представлял собой последнюю и наиболее совершенную модификацию семейства авиалайнеров Ил-18, находившихся в производстве с 1957 года. В отличие от предыдущей серийной версии Ил-18В, он оснащался более мощными и экономичными двигателями АИ-20М VI серии и дополнительными топливными баками, что обеспечивало ему увеличенную дальность полета. С максимальным запасом топлива она достигала почти 6400 км (у Ил-18В — 4850 км). Летные испытания Ил-18Д начались 26 июля 1965 года, и в том же году он был запущен в серийное производство на московском заводе «Знамя труда», сменив в цехах Ил-18В. Всего до 1969 года было построено 122 самолета Ил-18Д, ставших последними серийными авиалайнерами данного типа. Именно Ил-18Д послужил основой для разработки всех последующих «военных» вариантов пассажирской машины.

Основным средством ведения разведки на этой машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», поэтому самолет нередко именовался Ил-18Д «Игла».

Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М.Глушков, его заместителем — С.Е.Конторов.

Помимо собственно РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс позволял получить детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в любых метеоусловиях и кроме того, вести радиотехническую разведку и аэрофотосъемку.

Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (длина — около 8 м) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №№ 8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем багажном отсеке фюзеляжа.

Помимо перспективной радиолокационной разведки местности с помощью аппаратуры «Игла» Ил-20 мог вести и традиционную аэрофотосъемку. Для этого он оснащался комплектом аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов располагались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях — другой характерной внешней особенности Ил-20. В задней части этих обтекателей монтировались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиолокационных средств противника, определения направления на источник излучения и его частоты.

Однако этими системами не ограничивался состав специального оборудования Ил-20. В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», позволявшей, в отличие от системы «Ромб», получать более подробные сведения об обнаруженных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа располагались антенны системы перехвата открытых радиопереговоров в эфире «Вишня».

Специальное разведывательное оборудование, установленное на борту Ил-20, обслуживал тактический экипаж из шести операторов, размещавшихся в передней и средней кабинах самолета. Кроме того, как и на всех других Ил-18, в состав экипажа Ил-20 входили два пилота (командир и правый летчик), штурман, бортинженер и бортрадист. Стандартное для Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине была организована комната для отдыха экипажа с креслами и буфет, здесь же были помещения гардероба и туалета. Для аварийного покидания самолета с парашютами предусматривался аварийный люк в правом борту задней части фюзеляжа.

В первый экземпляр Ил-20 решено было переоборудовать серийный Ил-18Д № 9403. Переоборудование его на московском заводе «Знамя труда» началось 6 мая 1967 года и завершилось в начале следующего года. На летные испытания самолет поступил в марте. Первый полет на Ил-20 выполнил 21 марта 1968 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Станиславом Близнюком, пришедшим на фирму после окончания в 1965 году Школы летчиков-испытателей ЛИИ и ставшим позднее шеф-пилотом ОКБ им. С.В.Ильюшина. Ведущим инженером по испытаниям Ил-20 был назначен В.Володько.

Первый этап летных испытаний (еще без аппаратуры «Игла»), завершенный в том же 1968 году, выявил, что по пилотированию Ил-20 отличается от серийного Ил-18Д незначительно. Управление им было легким и удобным, вместе с тем наличие подфюзеляжной гондолы с большой боковой поверхностью вызвало уменьшение запаса путевой статической устойчивости. Однако проявлялось это в основном только при полете с зафлюгированным крайним двигателем, когда отклонение самолета по курсу и крену происходило более интенсивно, чем на пассажирском Ил-18Д. Но и в данном случае значения крена не выходили за ограничения.

Второй этап летных испытаний (с аппаратурой «Игла») начался в том же 1968 году и завершился летом следующего 1969 года с положительной оценкой. Полеты были зачтены в качестве этапа «А» совместных государственных испытаний и самолет был рекомендован к серийному производству. Разработка чертежей для серийного производства на заводе «Знамя труда» началась еще в 1968 году и на рубеже нового десятилетия из цехов начали выходить уже первые серийные машины. Этап «Б» совместных государственных испытаний Ил-20 прошел в 1970-1971 годах, после чего начал поступать в войска.

Вслед за Ил-20 появился модернизированный Ил-20М. Экипаж Ил-20М состоит из тринадцати человек, восемь операторов разведаппаратуры дополняют обычных пилотов, штурмана, бортинженера и радиста. В распоряжении операторов достаточно солидный набор средств разведки — не только радиотехнической, но и оптической.

Передний салон отдан оператору аэрофотоаппаратов А-87П, установленных по обоим бортам в месте расположения первой пары окон. Для их объективов в обшивке были сделаны фотоокна, закрытые оптическими стеклами. Впрочем, увидеть фотоокна не просто, поскольку они располагаются под обтекателями, а использование фотоаппаратуры обеспечивается при открытии специальных шторок.

Задняя часть этих же обтекателей служит для размещения антенн станции РТР «Ромб-4», позволяющую осуществлять общую разведку радиолокационных средств (направление на источник, рабочая частота). Кроме того, в передней части правого обтекателя расположен воздухозаборник воздухо-воздушного радиатора системы охлаждения блоков станции «Игла».

Помимо «Ромба», самолет оснащен станцией РТР «Квадрат-2» (антенны в нижней части фюзеляжа за крылом) для детальной разведки (помимо направления и частоты, отслеживались такие параметры, как частота следования импульса, скважность, мощность излучения, и другие). Станция перехвата открытых переговоров «Вишня» (антенны над передней частью фюзеляжа) обслуживается особым оператором, не только хорошо знающим соответствующий иностранный язык, но и ориентирующимся в тонкостях слэнга военного радиообмена.

Для повышения достоверности информации разведка ведется одновременно по нескольким каналам, что позволяет уточнять данные, полученные от «Иглы» при помощи АФА, или наоборот, подтверждать результаты работы «Квадрата» радиолокационной картинкой той же местности.

«Квадрат», «Ромб», «Игла» и другую разведаппаратуру обслуживают семь операторов, работающих в основном салоне самолета.

В связи с установкой многочисленного оборудования, конструкция фюзеляжа была частично усилена, а уменьшение числа «обитателей» вызвало демонтаж большей части бытового оборудования и помещений (туалеты, гардероб, буфет).

Вместе с тем специфика применения Ил-20М обусловила изменения в кислородном и спасательном оборудовании. Все кресла экипажа приспособлены для размещения парашюта, а с правой стороны, на месте люка заднего багажного отсека, оборудован люк аварийного покидания самолета, соединенный с основным салоном шахтой. (Впрочем, «огрызок» от бывшего люка багажного отсека остался).

Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов (в каждом округе имелось по несколько таких самолетов). Всего до 1976 года завод «Знамя труда» построил около двух десятков самолетов Ил-20 и Ил-20М.
Самолеты данного типа неоднократно привлекались к различным учениям Вооруженных Сил. Так, в период с 4 по 10 февраля 1970 года Ил-20 принял участие в войсковых учениях «Двина» (самолет пилотировал экипаж летчика-испытателя С.Близнюка). В мае следующего года Ил-20 выступил в качестве самолета-лидера на показе авиационной техники под условным названием «Кристалл», проводившемся для высшего руководства страны на аэродроме ГНИКИ ВВС в г.Ахтубинске.

Появление строевых Ил-20 над нейтральными водами не прошло незамеченным для потенциального, как тогда говорили, противника. Однако идентифицирован иностранной разведкой он был только в 1978 году, когда НАТО присвоило ему кодовое наименование «Coot-А».

Экипажи Ил-20 постоянно выполняли разведывательные полеты над нейтральными водами мирового океана, где неоднократно их «перехватывали» самолеты вероятного противника. Так, весной 1985 года разведчик был встречен «Си Харриером» 801-й эскадрильи авиации ВМС Великобритании над Северной Атлантикой вблизи Норвегии.

31 августа 1993 года Ил-20М (командир майор И.Антипов), выполнявший учебно-боевое задание, был условно перехвачен над нейтральными водами Японского моря сначала истребителями вооруженных сил республики Корея, а затем самолетами японских сил самообороны.

7 декабря 1995 года Ил-20М привлекался для поисков в Татарском проливе обломков разбившегося пассажирского самолета Ту-154Б № 85164 Хабаровского авиаотряда, куда он, взлетев с Сахалина, по первым предположениям мог упасть. Применялся самолет и в ходе боевых действий в Афганистане.

В 1990-е годы из-за старения бортовой радиоэлектронной аппаратуры Ил-20М стали сниматься с боевого дежурства, однако должной замены им так и не последовало. Частично заменить Ил-20М могли самолеты комплексной воздушной разведки из состава Дальней авиации, созданные на базе Ту-22Р и Ту-22МР. Однако устаревшие Ту-22РДМ также в 90-е годы были сняты с вооружения, а современные Ту-22МР поступили в строевые части в крайне ограниченном количестве. В результате сегодня основной объем задач комплексной воздушной разведки в ВВС России решают самолеты фронтовой авиации Су-24МР и МиГ-25РБ (с различными вариантами оснащения). В тоже время некоторое количество Ил-20М по-прежнему еще остается в строю. Правда с 90-х годов многие из них чаще всего привлекаются исключительно для транспортных перевозок. Некоторые из этих машин, располагающие большим летным ресурсом, прошли соответствующее переоборудование и превратились в «обычные» Ил-18Д.

Ил-20 вошел в историю российской военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного использования средств воздушной разведки, основанных на разных принципах получения информации.

ЛТХ:

Модификация: Ил-20
Размах крыла, м: 37,42
Длина самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,60
Масса, кг
-пустого самолета: 33760
-максимальная взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч: 675
Крейсерская скорость, км/ч: 620
Практическая дальность, км: 6200
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, чел: 13.

Самолет РТР Ил-20.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20М заходит на посадку.

Ил-20М заходит на посадку.

Ил-20М на рулежке.

Ил-20М ВВС России на стоянке.

Рабочие места операторов РТР на Ил-20М.

Ил-20М. Рисунок.

Ил-20М. Схема.

Ил-20М. Схема.

.

.

Список источников:
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Мир авиации. Сергей Цветков. Классик «золотой» эры.
Взлет. Михаил Сунцов. Военные профессии известного авиалайнера.
Крылья Родины. Сергей Цветков. Смена репертуара.
Крылья Родины. Николай Якубович. Феномен Ил-18.
Мир Авиации. Сергей Цветков. Ил-20 — первый военный «восемнадцатый».
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

ВВС модернизируют самолёт-разведчик Ил-20М | Армейский вестник

Минобороны модернизировало один из самых старых отечественных самолетов. По информации «Известий» из главкомата Военно-воздушных сил, один из 20 базирующихся на аэродромах в Кубинке и Чкаловском самолёт Ил-20М прошел полную модернизацию и до Нового года должен вернуться в строй. «На обновленной машине появились высокочувствительные станции радиотехнической разведки. Они обнаруживают излучение электронных систем вероятного противника, то есть радаров, систем связи, наведения и т.д.», — сказал офицер.

Военный Ил-20М был создан в 1970 годы на базе гражданского среднемагистрального лайнера Ил-18, который появился вообще в 1950-е годы. Было выпущено 20 самолетов, и все они без исключения сохранились в удовлетворительном летном состоянии до нынешнего времени. По данным источника, обновлению подлежит каждая машина, а характеристики новой бортовой станции и даже ее наименование являются сведениями с грифом «Совершенно секретно», так что Ил-20М «остается самой загадочной машиной в парке ВВС».

Несмотря на почтенный возраст, самолет пользуется уважением авиаторов. В главкомате говорят, что заменить его нечем. Радиоэлектронная разведка ведется двумя способами: активным и пассивным. Активный — это дальнее радиолокационное обнаружение (ДРЛО), предназначенное для наведения ударных средств на цель.

Пассивный — это радиотехническая разведка, которая только обнаруживает и классифицирует вражеское радиоизлучение. Самолет радиотехнической разведки, как и ДРЛО, подолгу барражирует над определенными районами, сканируя радиоэлектронную обстановку. Поэтому он должен быть экономичным и вместительным, чтобы в него можно было монтировать габаритное оборудование. Еще ему необходима способность к высотным полетам для ретрансляции сигналов.

«Пока аналогов старичку Ил-20М нет. На замену ему рассматривались современные Ту-204, Ту-214 и Ан-140. Ни один не удовлетворил всем требованиям. Например, у Ту-204 недостаточная дальность и продолжительность полета — он может висеть в воздухе около шести часов, а Ил-20М — 8…12 часов. В Ан-140 не влезет достаточно груза, сам самолет имеет конструктивные недостатки фюзеляжа и крыльев. Оптимальнее всех смотрится модернизированный Ту-214, и то при правильной доработке и в отдаленной перспективе», — рассказывает собеседник.

На авиабазе в Кубинке «Известиям» заявили, что претензии все-таки есть: часть машин требуют ремонта, покраски и обновления различных узлов. Запасных частей к движкам мало по понятным причинам, а их ресурс продлевает только украинская фирма «Мотор-Сич». И вообще «негоже устанавливать высококлассную радиоэлектронику на машины, которым по 40 и более лет». Но в Чкаловске свои Ил-20М похвалили, сообщив, что все они в хорошем техническом состоянии, активно используются по всей стране. Где именно, это секретная информация, сказал офицер из Чкаловска.

В свою очередь, информированный источник в ОПК сообщил «Известиям», что Ил-20М не стоит путать с совсем древними Ил-18. Внешне они похожи как близнецы, большие отличия скрыты от глаз. Разница в антеннах, высокочувствительных датчиках, компоновке планера, и по сути, «это перепроектированная машина».

«Создавать новый самолет радиотехнической разведки — дело долгое и дорогое, и никто не даст гарантии, что успешное в итоге. Ведь помимо прочего требуется переделать всю систему радиоэлектронной разведки, которая спроектирована под Ил-20М с учетом его размеров и формы фюзеляжа и крыльев. Американцы для аналогичных целей используют Boeing RC-135, ровесник Ил-20М. И наша, и американская машины — штучные, с индивидуальной доводкой, поэтому отличаются друг от друга», — говорит собеседник.

По его данным, межремонтный ресурс Ил-20М составляет почти 10 лет, что тоже является большим плюсом машины. Главное — защитить планер от коррозии и усталости металла. Действующие Ил-20М имеют исправные планеры, а остальные детали вполне ремонтопригодны, считает источник в ОПК.

/Алексей Михайлов, izvestia.ru/

army-news.ru

Самолет радиотехнической разведки Ил-20М (СССР)


Самолет радиотехнической разведки Ил-20М предназначен для вскрытия радиолокационных средств противника в прифронтовой полосе, перспективной радиолокационной съемки местности, перехвата открытых переговоров. С конца 50-х гг. Ил-18 стал своего рода «визитной карточкой» нашей гражданской авиации, представляя её не только в аэропортах по всему миру, но и на международных авиасалонах. При этом мало кто знал, что некоторое количество модифицированных Ил-18 «прописалось» на военных аэродромах. Речь идет о ряде специальных модификаций этого авиалайнера, созданных в интересах военных. Эти машины, внешне мало отличающиеся от обычных пассажирских Ил-18 (а зачастую и носившие такую же надпись на борту) долгое время оставались одними из наиболее секретных советских самолетов.

Сведения о них охранялись даже более тщательно, чем, например, информация об иных новейших боевых самолетах – истребителях и бомбардировщиках. Такие машины, известные под названиями Ил-20 и Ил-22 и предназначенные для ведения радиоэлектронной разведки, передачи телеметрической информации, использования в качестве ретрансляторов и воздушных командных пунктов, выпускались уже после того, как было прекращено производство пассажирских Ил-18.

Развитие радиоэлектронной техники в середине 60-х гг. прошлого века позволило подойти к созданию нового разведывательного комплекса. 27 марта 1965 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а 12 апреля того же года – и соответствующий приказ министра авиационной промышленности о разработке самолёта комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Работа поручалась ОКБ завода №240, возглавлявшегося генеральным конструктором Сергеем Ильюшиным (с 1966 г. – Московский машиностроительный завод «Стрела», ныне – Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина). Самолёт предлагалось делать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М, располагавшего большой дальностью и продолжительностью полета и имевшего вместительный фюзеляж, что было необходимо для размещения комплекса специального оборудования и обслуживающего его тактического экипажа.

Ил-18Д представлял собой последнюю и наиболее совершенную модификацию семейства авиалайнеров Ил-18, находившихся в производстве с 1957 г. В отличие от предыдущей серийной версии Ил-18В, он оснащался более мощными и экономичными двигателями АИ-20М VI серии и дополнительными топливными баками, что обеспечивало ему увеличенную дальность полета. С максимальным запасом топлива она достигала почти 6400 км (у Ил-18В – 4850 км). Летные испытания Ил-18Д начались 26 июля 1965 г., и в том же году он был запущен в серийное производство на московском заводе «Знамя труда», сменив в цехах Ил-18В. Всего до 1969 г. было построено 122 самолета Ил-18Д, ставших последними серийными авиалайнерами данного типа. Именно Ил-18Д послужил основой для разработки всех последующих «военных» вариантов пассажирской машины.

Самолёт-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20» (обозначение НАТО — Coot-A). Основным средством ведения разведки на этой машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», поэтому самолет нередко именовался Ил-18Д «Игла». Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ-131, преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем, а затем вошедшего в состав НПО «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М. Глушков, его заместителем – С.Е. Конторов. Помимо собственно РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс позволял получить детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в любых метеоусловиях, и, кроме того, вести радиотехническую разведку и аэрофотосъемку.

Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (длина – около 8 м) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем багажном отсеке фюзеляжа. Помимо перспективной радиолокационной разведки местности с помощью аппаратуры «Игла» Ил-20 мог вести и традиционную аэрофотосъемку. Для этого он оснащался комплектом аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов располагались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях – другой характерной внешней особенности Ил-20. В задней части этих обтекателей монтировались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиолокационных средств противника, определения направления на источник излучения и его частоты.

Однако этими системами не ограничивался состав специального оборудования Ил-20. В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», позволявшей, в отличие от системы «Ромб», получать более подробные сведения об обнаруженных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа располагались антенны системы перехвата открытых радиопереговоров в эфире «Вишня». Специальное разведывательное оборудование, установленное на борту Ил-20, обслуживал тактический экипаж из шести операторов, размещавшихся в передней и средней кабинах самолета. Кроме того, как и на всех других Ил-18, в состав экипажа Ил-20 входили два пилота (командир и правый летчик), штурман, бортинженер и бортрадист. Стандартное для Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине была организована комната для отдыха экипажа с креслами и буфет, здесь же были помещения гардероба и туалета. Для аварийного покидания самолета с парашютами предусматривался аварийный люк в правом борту задней части фюзеляжа.

В первый экземпляр Ил-20 решено было переоборудовать серийный Ил-18Д №9403. Переоборудование его на московском заводе «Знамя труда» началось 6 мая 1967 г. и завершилось в начале следующего года. На летные испытания самолет поступил в марте. Первый полет на Ил-20 выполнил 21 марта 1968 г. Первый этап летных испытаний (еще без аппаратуры «Игла»), завершенный в том же 1968 г., выявил, что по пилотированию Ил-20 отличается от серийного Ил-18Д незначительно. Управление им было легким и удобным, вместе с тем наличие подфюзеляжной гондолы с большой боковой поверхностью вызвало уменьшение запаса путевой статической устойчивости. Однако проявлялось это в основном только при полете с зафлюгированным крайним двигателем, когда отклонение самолета по курсу и крену происходило более интенсивно, чем на пассажирском Ил-18Д. Но и в данном случае значения крена не выходили за ограничения.

Второй этап летных испытаний (с аппаратурой «Игла») начался в том же 1968 г. и завершился летом следующего 1969 г. с положительной оценкой. Полеты были зачтены в качестве этапа «А» совместных государственных испытаний, и самолет был рекомендован к серийному производству. Разработка чертежей для серийного производства на заводе «Знамя труда» началась еще в 1968 г., и на рубеже нового десятилетия из цехов начали выходить уже первые серийные машины. Этап «Б» совместных государственных испытаний Ил-20 прошел в 1970–1971 гг., после чего начал поступать в войска.

Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов (в каждом округе имелось по несколько таких самолетов).

В 1980 году поступили на вооружение самолёты телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ, с базированием на аэродроме Ленинск (Байконур). В состав экипажа входили шесть человек летного состава, дополненных инженером-электриком, а также пять человек, эксплуатировавших бортовой измерительный комплекс — начальник СИПа, оператор СЕВ, оператор АФУ, инженер по системе БРС-4С и инженер по МА-9 МКТС. Все самолёты числились за ВКС, тем не менее регулярно выполняли задачи в интересах РВСН или ВМФ при испытаниях баллистических и крылатых ракет. В дальнейшем самолёты переданы в авиацию ВМФ, где использовались по усмотрению командования, самолёт 75840 продан и в 2001 году потерпел катастрофу. Только один самолёт модернизирован и применяется по прямому назначению.

Также на базе Ил-18Д строились воздушные командные пункты (ВКП или ВзКП) Ил-22, оснащенные аппаратурой закрытой кодовой связи (ЗАС). В состав экипажей этих самолётов входят операторы аппаратуры ЗАС и офицеры боевого управления. На правом борту самолёта погрузочный люк багажного отсека Ил-18 соединён с салоном шахтой и служит для аварийного покидания самолёта. Все рабочие места экипажа оснащены креслами с чашкой под парашют. Установлена другая кислородная система.

Всего до 1976 г. завод «Знамя труда» построил около двух десятков самолетов Ил-20 и Ил-20М. В 90-е гг. из-за старения бортовой радиоэлектронной аппаратуры Ил-20М стали сниматься с боевого дежурства, однако должной замены им так и не последовало. Частично заменить Ил-20М могли самолеты комплексной воздушной разведки из состава Дальней авиации, созданные на базе Ту-22Р и Ту-22М3. Однако устаревшие Ту-22РДМ также в 90-е гг. были сняты с вооружения, а современные Ту-22МР поступили в строевые части в крайне ограниченном количестве. В тоже время некоторое количество Ил-20М попрежнему еще остается в строю. Правда с 90-х гг. многие из них чаще всего привлекаются исключительно для транспортных перевозок. Ил-20 вошел в историю российской военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного использования средств воздушной разведки, основанных на разных принципах получения информации.

Модификации
•Ил-18Д «Игла» («изделие 20») — опытный самолёт РТР, переоборудована одна машина.
•Ил-20М («изделие 17») — самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин.
•Ил-20М1 — самолёт с доработанным комплексом радиотехнической разведки.
•Ил-18РТЛ — опытный самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Переоборудована одна машина .
•Ил-20РТ — самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Изготовлено 4 машины.
•Ил-22 (изд. 36 «Бизон») — воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Построено 14 самолётов
•Ил-22М-11(изд. 40 «Зебра») — дальнейшая модификация ВзКП. Построен 21 самолёт.
•Ил-22М-15 (изд. 41) — последняя модификация ВзКП. Построен 1 самолёт, после развала СССР достался Казахстану.

Основные данные самолетов Ил-20
Тип двигателей АИ-20М
Взлетная мощность, л.с. 4×4250
Длина самолета, м 35,9
Размах крыла, м 37,42
Площадь крыла, м2 140,6
Высота самолета, м 10,17
Максимальная взлетная масса, кг 64 000
Максимальная скорость полета, км/ч 675
Крейсерская скорость полета, км/ч 620
Крейсерская высота полета, м 8000 – 10 000
Максимальная
дальность полета, км 6 200
Максимальная
продолжительность полета, ч 10
Длина разбега, м 1300
Длина пробега, м 850

www.dogswar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *