О терминологии. ИГИС, ИГИЛ или Даиш?

Касательно путаницы с названиями «черных».

ИГИС, ИГИЛ или Даиш?

Так называемое «Исламское государство» вызвало в мире разногласия по поводу того, как следует называть эту экстремистскую группировку. Обозреватели используют разные аббревиатуры для ее описания, основываясь на переводе архаичного географического названия и исходя из того, насколько больно им хочется уколоть экстремистов.
Некоторые средства массовой информации используют название «Исламское государство» или ИГ, стремясь провести отличие от признанного мировым сообществом государства. Они обычно используют это сокращение в словосочетаниях типа «группировка ИГ», «организация ИГ» или «экстремисты ИГ».
Ниже приводится краткое пояснение к разным названиям этой группировки.

ИГИС или ИГИЛ?

В создании этой группировки принимала участие иракская «Аль-Каида», которая в 2006 году объявила о создании «Исламского государства Ирак». Но это название не прижилось, потому что боевикам так и не удалось захватить и удержать значительные территории в этой стране. Ситуация начала меняться, когда эта организация начала действовать в соседней Сирии, воспользовавшись хаосом гражданской войны.

В 2013 году лидер «Исламского государства Ирак» Абу Бакр аль-Багдади переименовал ее в «Исламское государство Ирака и аш-Шама», подав сигнал о том, что эта организация стала транснациональной силой. Тем самым, он посеял первые семена путаницы с ее названием.
Аш-Шам это устаревшее слово, означающее нечетко ограниченную территорию, которая включает в свой состав сегодняшнюю Сирию, Ливан, Израиль, палестинские территории и Иорданию. Чаще всего ее называют Сирией либо Левантом, ибо это самое близкое название описываемых территорий на английском языке.
На английский название этой организации переводят по-разному, называя то «Исламским государством Ирака и аш-Шама» (ИГИШ), то «Исламским государством Ирака и Сирии» (ИГИС), то «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
Последний термин чаще всего использует правительство США и различные ведомства ООН.
Но на Ближнем Востоке и все чаще за его пределами оппоненты этой группировки превратили арабскую аббревиатуру ИГИС в одно слово — «Даиш».

Даиш

Это слово на арабском языке ничего не значит и является бессмыслицей. Но в нем есть элемент насмешки и оскорбления ИГ, потому что данное слово умаляет претензии «Исламского государства» на возрождение халифата. По звучанию оно также похоже на слова «дахиш» и «дааис», означающие того, кто подавляет. Это позволяет создавать разную игру слов и каламбуры.Противники этой организации, в том числе, государственные руководители, такие как президент Франции Франсуа Олланд и госсекретарь США Джон Керри, стараются осудить и принизить эту группировку.

«Эта террористическая группировка не является государством. Она хочет им стать, но не является», — сказал в среду министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, выступая с трибуны Национального собрания. «Я прошу вас не использовать термин „Исламское государство“, потому что он вносит путаницу в понятия „ислам“, „исламисты“ и „мусульмане“. Арабы называют его „Даиш“, и я призываю называть этих головорезов „Даиш“».

«Даваиш» это множественное число от слова «Даиш», и на арабском оно звучит еще глупее, но на Ближнем Востоке это слово используется широко. Само «Исламское государство» запретило использовать слово «Даиш» в тех районах, которые оно контролирует. Но арабоязычное население нашло другие способы, чтобы унизить эту организацию. «Если организация хочет называть себя „свет“, хотя на самом деле является тьмой, разве мы должны с этим соглашаться и называть ее „светом“?» — спрашивает сирийский активист Аль-Хадж Салих (al-Haj Salih), придумавший это название. Беседовавшая с Салихом переводчица Элис Гутри (Alice Guthrie) написала, что западные толкования слова «даиш» путаные, и что оно связано с культурой жителей Востока. Гутри приводит примеры того, как комментаторы неточно говорят, что одна из форм слова «даиш» означает «попирать» или «топтать ногами».

«Они подразумевают, что смысл этого слова скрыт вуалью, как и многое другое в арабском и исламском мире, и что понять его нам не дано. Оно слишком восточное и слишком таинственное для западного ума», — написала Гутри.
На прошлой неделе во время дебатов в британском парламенте на тему Сирии ораторы по-разному произносили это слово, говоря то «дайиш», то «дэш».

Когда группировка ИГ напрочь рассорилась с «Аль-Каидой» в 2013 году, сторонники «Аль-Каиды» стали называть ее «группой аль-Багдади», подчеркивая тем самым, что считают его ренегатом.
Живущие под властью ИГ сирийцы часто называют его «аль-танзим», что в переводе с арабского означает «организация».


Когда группировка ИГ летом 2014 года захватила обширные территории на севере и западе Ирака, она провозгласила на подконтрольных ей территориях халифат, вычеркнув из своего названия слова Ирак и Сирия.
Сегодня она называет себя просто «Исламское государство» или Халифат.

Свои отделения в Ливии, Египте и других местах она именует провинциями. Например, ветвь ИГ на Синайском полуострове получила название «Провинция Синай». Кое-кто воспользовался тем обстоятельством, что эта организация именует себя «Исламским государством», и заявляет, что так ее и следует называть, поскольку иные названия «неточны с аналитической точки зрения». Некоторые комментаторы также отмечают, что транснациональный характер данной группировки указывает на то, что самое правильное название это ИГ. «ИГ уже 13 с лишним месяцев открыто действует во многих местах за пределами Ирака и Сирии, а тайно наверняка еще дольше. Если мы отказываемся от названия ИГ, мы просто скрываем реальность», — сказал аналитик Аарон Зелин (Aaron Zelin).

http://inosmi.ru/politic/20151210/234747171.html — цинк

Касательно моего отношения к этому вопросу, то я эту движуху Халифатом называл еще до того, как он вообще был провозглашен и не вижу смысла подстраиваться под новомодные тренды.
Термин ИГИЛ уже очевидно не совсем актуален, так как сама группировка сменила свое название, поэтому тут ИГ ближе к текущей реальности.
Если говорить о его нынешнем состоянии, то самое правильное название того, что «черные» наворотили в Ираке и Сирии, это именно Халифат. А если есть желание придать названию излишний пропагандистский окрас, то тогда конечно можно использовать те или иные оскорбительные для «черных» эпитеты, включая навязываемый сейчас пропагандой «Даеш». Но в любом случае, вне зависимости от оскорбительных названий, Халифат это в первую очередь агрессивное государство (в ряде моментов неполноценное, но в значительной степени обладающее признаками государства) построенное радикальной террористической группировкой и основная задача обеих коалиций в Сирии и Ираке это в первую очередь не «война с терроризмом» (как бы пропаганда на этот счет не упражнялась), а первую очередь война за разрушение Халифата как государства, что позволит низвести текущую угрозу до обычного терроризма.

Ну а так, каждый сам для себя решает, как все это безобразие называть.

Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

Источник: http://colonelcassad.livejournal.com/

www.politinform.su

Исламское государство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Исламское государство
(ИГИЛ, ИГ, ДАИШ)
араб. الدولة الإسلامية‎
Девиз: «باقية وتتمدد‎»
«Сохраниться и расшириться[1]»

Территория, контролируемая ИГ на 1 августа 2018 (серым цветом), и страны, частично контролируемые ИГ или имеющие территории, заявленные ИГ
Основано 15 октября 2006 года
Официальный язык арабский (де-факто)[2]
Столица Эр-Ракка, Сирия (29.06.2014 — 16.06.2017)[3]
Меядин, Сирия (16.06.2017 — 14.10.2017)[4]
Эль-Кайм, Ирак (14.10.2017 — 26.10.2017)[5]
Абу-Кемаль, Сирия (26.10.2017 — 4.11.2017)[6][7]
Рава, Ирак (4.11.2017 — 17.11.2017)[8]
Хаджин, Сирия (17.11.2017 — 15.12.2018)
Форма правления абсолютная теократическая монархия
Халиф Абу Бакр аль-Багдади
Заместитель Абу Аля аль-Афри[9] (убит[10])
Госрелигия ислам (салафия)
Территория
 • Всего оценочно: 10—16 тыс. (ноябрь 2017)[11];
максимально: до 100—110 тыс. (конец 2014)[12][13] км²
Население
 • Оценка (ноябрь 2017) ? ; максимально (конец 2014) около 8 млн. чел.
Валюта динар[14][15][16]

encyclopaedia.bid

Истоки террора: как образовалось ″Исламское государство″ | Важнейшие политические события в мире: оценки, прогнозы, комментарии | DW

«Исламское государство» (ИГ) — экстремистская суннитская группировка, возникшая на основе террористической организации «Аль-Каида» в Ираке. Цель ИГ — построить теократическое исламское государство, включающее в себя территории Сирии и Ирака, значительные части которых боевики этой организации уже контролируют, а также Ливана, Израиля и Иордании.

Борьба против Сирии и США

Эксперты по Ближнему Востоку исходят из того, что финансирование ИГ изначально осуществляли Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и ОАЭ, чтобы поддержать боевиков в борьбе против режима Башара Асада в Сирии. Однако доказательств этому нет. В настоящий момент в рядах боевиков ИГ — около 10 тысяч человек. Среди них — сунниты из Северной Африки и государств Персидского залива, а также обращенные в ислам граждане Европы и США.

Изначально среди боевиков ИГ были повстанцы, выступавшие против вторжения США в Ирак в 2003 году, в результате которого диктатор Саддам Хусейн был свергнут, его националистическая партия «Баас» запрещена, а армия распущена. Члены этой группировки нападали не только на американских военных: их мишенями становились также шииты и христиане.

Из жуликов — в экстремисты

Возглавил эту террористическую организацию иорданец Абу Мусаб аз-Заркави — мелкий жулик, чьи экстремистские взгляды сформировались во время отбывания наказания в иорданской тюрьме. С 1989 по 1992 год он сражался против правительства в Афганистане. В 1994 году Заркави был снова арестован иорданцами, но уже спустя 5 лет вышел на свободу по общей амнистии. Он вернулся в Афганистан, откуда после свержения «Талибана» в 2001 году был вынужден бежать в Северный Ирак. Там Заркави стал главой арабского отделения вооруженной курдской группировки «Ансар аль-Ислам», а позже основал организацию «Аль-Каиды» в Ираке.

Авианалеты США призваны предотвратить убийства мирных граждан боевиками ИГИЛ

В 2006 году боевики взорвали бомбу в одной из главных шиитских святынь Ирака — мечети «Аль-Аскари» в городе Самарра, — уничтожив ее золотой купол. Это привело к столкновениям между суннитами и шиитами: число погибших исчислялось тысячами. Сторонники Заркави действовали настолько жестоко, что настроили против себя даже суннитские племена в провинции Анбар на западе Ирака, которые начали сотрудничать с американцами. В июне 2006 года Заркави был убит во время одного из налетов ВВС США.

Возглавившие группировку Абу Аюб аль-Масри и Абу Омар аль-Багдади переименовали организацию в «Исламское государство Ирак» (ИГИ). Через три года оба лидера также погибли в результате спецоперации, проводимой американскими и иракскими солдатами. После этого ситуация в Ираке несколько стабилизировалась. Казалось, экстремисты из ИГИ были побеждены.

Большие планы террористов

Но после вывода американских войск из Ирака в декабре 2011 года ИГИ, теперь уже под руководством Абу Бакра аль-Багдади, возобновила свою деятельность. Новый лидер переименовал группировку, на этот раз в «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ или ISIS). Это было сигналом, что у боевиков большие планы: взять под свой контроль историческую область Средиземноморья, территорию Сирии, Ливана, Израиля, Иордании, Египта, Турции и Кипра.

О самом аль-Багдади известно немного: считается, что он родился в Багдаде в 1971 году. С первым лидером группировки Абу Мусабом аз-Заркави он познакомился еще в Афганистане. Когда в Сирии вспыхнула гражданская война, ИГИЛ начала сражаться против режима Башара Асада. Со временем группировка разошлась во взглядах с «Аль-Каидой» в Пакистане. Возглавивший ее после смерти Усамы бен Ладена Айман аз-Завахири отказался иметь дело с ИГИЛ.

Создание «Исламского государства»

Но даже несмотря на конфликты с «Аль-Каидой», ИГИЛ воевала в Сирии крайне успешно — причем как против Асада и его сторонников, так и против умеренно настроенных повстанцев. Закрепившись в Сирии, боевики начали наступление в Ираке и уже в начале июня захватили Мосул — второй по величине город страны. Благодаря слабости местных служб безопасности, «Исламское государство Ирака и Леванта» сумело быстро продвинуться на север и запад страны.

В конце июня этого года ИГИЛ объявила о создании в подконтрольных ей районах Сирии и Ирака «Исламского халифата» с Абу Бакром аль-Багдади в роли халифа — «главы всех мусульман». Саму группировку в очередной раз переименовали — теперь уже в «Исламское государство» (ИГ). На захваченной территории действуют законы шариата, женщин угрозами заставляют носить чадру. Проживающим там представителям религиозных меньшинств — христианам и курдам-езидам — под страхом смерти приходится бежать.

За короткий период террористическая группировка сумела награбить миллионы долларов, захватить многочисленные месторождения нефти и оружие военных США. Сегодня «Исламское государство» сильно как никогда.

www.dw.com

Почему идеология ИГИЛ привлекательна?

29 Июля 2016 г. 05:27

Проникновение радикалов в страны постсоветского пространства и ЕС становится все более серьезной проблемой. Cиловые ведомства России заявили о 220 потенциальных смертниках, находящихся на оперативном контроле. Серия громких терактов в Евросоюзе ставит вопросы о природе происхождения исламского фундаментализма. Автор «Евразия.Эксперт», исламовед Владимир Высоцкий решил разобраться во всех тонкостях идеологии движения фундаменталистов и ответить на вопрос, почему она привлекает молодежь и людей из самых разных социальных слоев.

Салафизм как исток

Идеология «Исламского государства» (организация, запрещенная в Беларуси и России) является салафитской. Важно помнить, что для салафитов не существует разницы между понятиями «государство» и «религия». Все решения основаны на жесткой интерпретации шариата, который насаждается в районах, контролируемых исламистами. Идеология «Исламского государства» похожа на идеологию других террористических организаций – таких как «Талибан» и «Аль-Каида».

Одно из главных отличий – необходимость создания исламского халифата на захваченных территориях. Группировки типа «Джабхат ан-Нусра» (запрещенная организация), которая является официальным отделением «Аль-Каиды» в Сирии, также считает своей долгосрочной целью создание исламского халифата, но, по мнению ее руководителей, еще не пришло время для подобного шага.

Идеология салафитов основана на идее возвращения ислама в «чистом виде» —  ислама, который существовал во времена преемников основателя этой религии пророка Мухаммеда. Салафиты отвергают любые более поздние дополнения в исламе, считая их неприемлемыми нововведениями. Доктрина салафитов дает им право называть мусульман, допускающих отклонения от строго определенной салафитами интерпретации ислама,  «кяфирами» (еретиками). Наказание за ересь – это смерть. Главный догмат салафитов – вера в единого Бога («таухид»).

Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, примесей, основанных на культурных, этнических или других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Салафизм как течение началось в Египте. Это течение разрабатывалось одновременно с ваххабизмом – учением Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба, которое в настоящее время является религиозным учением, широко распространенным на территории Саудовской Аравии. Ваххабиты называют себя «мууаххидин» (монотеисты). Этот термин часто используется в публикациях «Исламского государства», например, в издаваемом этой организацией журнале на английском языке «Dabiq».

Разрабатывали учение салафитов такие известные личности как Ибн Таймийя, Сейид Кутб и др. Повешенный в Египте за свои идеи во времена президента Гамаля Абд ан-Насера, Сейид Кутб утверждал, что арабы пребывали в состоянии невежества до появления пророка Мухаммеда и его учения. Кутб признавал лишь самое строгое соблюдение законов шариата. Также он выступал за насильственное свержение всех современных мусульманских режимов, не поддерживающих его идеи с тем, чтобы заменить их исламскими государствами. Эти идеи были развиты людьми, стоящими у истоков современного джихада: Усамой бен Ладеном и Абдуллой Аззамом.

Боевики «Исламского государства» называют себя последователями Ибн Таймийи. Этот радикальный теолог XIV в, будучи одним из представителей крайнего ханбализма, был яростным противником религиозных нововведений и сторонником распространения идей ислама при помощи меча, не отрицая значение проповеди. Ибн Таймийя подчёркивал важность ведения джихада.

«Исламское государство» меняет имидж

В то же время руководящее звено ИГ представлено почти поровну двумя крыльями – военным и идеологическим. Идеологи – это классические исламисты-догматики, а военные – это преимущественно светские люди, не знакомые с тонкостями мусульманского богословия. Такой симбиоз позволяет группировке вполне устойчиво существовать: военным нечего делать на идеологическом поле, а идеологи не вмешиваются в сугубо военные дела.

Сегодня лидеры «Исламского государства» пытаются скорректировать свой зловещий имидж, созданный ранее в СМИ. Так, например, после многочисленных сообщений о насилиях на контролируемых им территориях над женщинами и торговле ими окружение лидера Абу Бакра аль-Багдади заявило о качественно новой роли мусульманской женщины.

Согласно новой трактовке, на территории ИГ женщина вовсе не является домохозяйкой, «предназначенной» лишь для рождения детей и присмотра за домом. Речь идет о предоставлении ей равнозначных по отношению к мужчине прав. В пользу этого тезиса, по версии руководства ИГ, свидетельствует массовое участие мусульманок в борьбе против «врагов ислама». Стоит отметить, что «борьба женщин с врагами ислама» на деле чаще всего представляет собой оказание сексуальных услуг джихадистам – явление, получившее название «секс-джихад».

Необходимо оговориться, что примеры использования женщин в террористических актах исламские радикалы демонстрировали и раньше. Например, представители палестинских группировок. Однако сейчас речь идет уже о куда более массовом явлении.

И дело здесь не только в стремлении более рационально использовать ресурсы живой силы. Столь резкий поворот в данном вопросе необходимо анализировать в контексте прочих идеологических тенденций в ИГ.

«Свирепое ИГ» уже достигло своих первоначальных целей по обретению популярности среди немалой части радикализированных мусульман, и теперь настало время для корректировки имиджа.

Террористическая «демократия»?

Важно отметить, что своими действиями Абу Бакр аль-Багдади и его соратники успели завоевать популярность многих молодых мусульман. Наглядным тому свидетельством служат потоки будущих джихадистов, которые направляются на контролируемую ИГ территорию.

Причина популярности во многом кроется в качественно новой трактовке ислама. Речь в том числе идет о применении жестокости, которая отнюдь не является проявлением «слепой» иррациональной ненависти к противнику и иноверцам, как и банального стремления запугать их.

Ислам, во многом уподобляясь другим религиям, предлагает самоограничение и скромность земного существования, обещая взамен блага загробной жизни. ИГ предлагает своим адептам получить эти блага уже сегодня и превратиться в вершителей людских судеб.

Оно позволяет им обладать «райскими гуриями» не в иллюзорном будущем, а «здесь и сейчас». Одновременно жестокие казни служат доказательством готовности «идти до конца».

Напомним, что выбор наказания для казни пилота иорданских ВВС, которого сожгли заживо, был осуществлен путем голосования в интернете. Соответственно, значительная часть решений о «жизни и смерти» на территории ИГ – это попытка спроецировать своего рода местную разновидность «власти народа».

В этих условиях любой малообразованный боевик ощущает себя частью этого неформального правящего режима. И попытка изменить образ женщины в «Исламском государстве» — это продолжение попыток подстроиться под логику «власти народа». Особенно ярким это сопоставление выглядит при оценке ситуации в Саудовской Аравии, где мы можем наблюдать крайне тяжелое положение женщин.

А это уже серьезная заявка на идеологическую конкуренцию с государствами региона, рассматривающимися ИГ как одни из главных идеологических врагов.

Почему идут в ИГ?

Вербовщики ИГ широко используют социальные сети, внимательно изучая профили пользователей, выкладываемые фотографии и комментарии, на основе которых производятся психологические расчёты и ведётся адресное воздействие на человека, включающее и рассылку роликов, и переписку с последующим контактом. К каждому свой подход: играют на чувстве справедливости для одних, другим предлагают крупные суммы денег для переезда и обустройства и хорошую зарплату в дальнейшем.

В ИГ вступают люди совершенно разные, из совершенно разных социальных групп, богатые и бедные, высокообразованные и невежественные, глубоко религиозные и те, кто имеет о религии весьма смутные представления.

В каждом конкретном случае причины присоединиться к ИГ индивидуальны: низкий уровень жизни, невозможность зарабатывать на жизнь законным путем, высокий уровень коррупции и разочарованность властью, низкий моральный уровень представителей официальных мусульманских структур. В итоге разочарованные таким отношением прихожане, особенно имеющие поверхностные знания об исламе, идут в салафитские мечети, где их принимают с распростертыми объятиями, всячески идут навстречу и во всем помогают.

Все это может подтолкнуть отказ от традиционного толкования ислама и переход к радикальным течениям, особенно среди неопытной молодежи. Сюда также можно отнести низкий уровень образованности отдельных представителей исламского духовенства, неквалифицированность имамов, которые просто не в состоянии повлиять на своих прихожан (явление, распространенное в Средней Азии).

Также в ИГ новых адептов нередко толкает желание реализовать себя, исповедовать «истинную веру», «защищать слабых» и «восстанавливать справедливость». Существует масса примеров, когда вербовщики ИГ массово размещают в социальных сетях материал о том, что женщин и детей в Сирии и Ираке массово угнетают власти, звучат призывы к мусульманам других стран положить конец этому угнетению и несправедливости, заступиться за единоверцев.

Среди завербованных далеко не всегда несостоявшиеся личности с финансовыми проблемами, часто это образованные, состоятельные люди, уверенные в себе.

Что касается этнических представителей европейских народов, присоединяющихся к ИГ, то они руководствуются несколько другими причинами. Эти люди часто имеют очень хорошее образование, не испытывают финансовых трудностей и не являются последователями мусульманской религии (здесь показательны примеры присоединения к ИГ выпускников Оксфорда, состоятельных европейских банкиров и т.п.).

Что же толкает таких людей ехать в Сирию и Ирак? Некоторые из них разочарованы в европейском или американском укладе жизни, но изменить его или повлиять на что-то они не в состоянии. Другое дело – Сирия и Ирак, где строится «халифат всеобщей справедливости».

Также стоит отметить выходцев из состоятельных европейских и американских семей, с рождения полностью обеспеченных. Такие люди иногда не видят цели в своей жизни, часто они просто пресытились существующими благами и ищут новых ощущений.

Отдельно стоит отметить тех людей, кого ИГ привлекает именно своей жестокостью, тем, что, присоединившись, можно стать настоящим «вершителем судеб от имени Аллаха», совершать убийства и другие преступления без всякого наказания.

 Владимир Высоцкий, исламовед (Минск, Беларусь)

eurasia.expert

ИГИЛ, он же ИГИШ, он же ИГ или что же мы знаем об «Исламском государстве»? » Москва

ISIS, или, как сейчас говорят, Исламское государство, с недавних пор преподносится СМИ как угроза номер один. Их почти никто не видел, но все боятся. Так что же на самом деле представляет из себя таинственный ISIS? 

«Ты разве не знаешь, что Isis – так звали одну египетскую богиню?» – пишут коллеги из Ирака об ISIS. «Страх, ужас, смерть – это то, с чем мы живем. И помни, что на Западе никогда не дают явлениям имен просто так», – написал мне мой знакомый.

 

На Западе не употребляют арабского названия этой организации. Несмотря на то, что ISIS/ ISIL (ИГИЛ/ИГИШ) превратился в Исламское государство (ИГ), то есть IS, их все равно стараются именовать прежним названием (Исламское государство Ирака и Леванта, в оригинале — Исламское государство Ирака и Шама).

 

Охотников помедитировать над разнообразием значений в английском языке аббревиатуры IS отсылаю к странице en.wikipedia.org/wiki/IS

 

Где живут песьеголовые

«У моноколей только одна нога, а передвигаются они прыжками с удивительной быстротой. То же самое передают и о племени скиаподов, которые в жару лежат на земле и заслоняются тенью от ног. Проживают они неподалеку от троглодитов. В других горах проживают племена песьеголовых, которые носят шкуры диких зверей и чья речь прерывиста наподобие лая; они кормятся охотой и ловлей птиц, для чего вместо оружия используют собственные ногти».

 

Плиний Старший, ветеран лучшей армии своего времени, так описывал племена к северу от границ его страны. Самыми правдоподобными у него получились песьеголовые. Свои фантазии он подкрепляет ссылками на множество источников, в том числе, на должностных лиц.

 

Только кажется, что XXI век с его информационными технологиями ушел далеко от древних.

 

Вот и теперь про «Исламское государство» можно прочитать самые неожиданные известия.

 

Чеченцы как костяк всего

Западные СМИ любят эксплуатировать тему чеченского присутствия в тех или иных партизанских отрядах. Иной раз создается впечатление, что без чеченцев вообще не обходится никто. А если уж пугать читателя – так тем, что в точке X орудует чеченский отряд.

 

На днях в ряде немецких городов прошли демонстрации курдов против неактивного вмешательства Германии в борьбу с IS в Сирии. Оставим вопрос, почему вдруг курды решили призвать к вмешательству в сирийские дела Германию, которая не желает участвовать в коалиции с неясной до конца целью. Но так или иначе, во время этих протестов в одном немецком городе курдские и чеченские подростки подрались. Сначала трое против шести. Затем трое против ста (именно чеченцев было трое).

 

Конечно, неприятно. Но почему это заурядное событие породило шквал вестей о том, что IS уже в Европе? Потому что время от времени различные СМИ рассказывают о том, что главное боевое звено IS – это чеченцы.

 

Напомню, что 13 лет назад накануне бомбардировок США Афганистана тоже рассказывали о том, что костяк аль-Каеды и даже Талибана (что совсем уж нонсенс, так как Талибан состоит из пуштунов) составляют чеченцы. Что их там тысячи. Ни одного чеченца после оккупации Афганистана не было обнаружено.

Теперь это как-то забылось.

 

Во время самых ожесточенных боев повстанцев против армии Сирии пошли разговоры о чеченцах. Мне даже показывали надписи в Дерайя, якобы сделанные чеченцами, с проклятиями России и ошибками в словах. Чеченцев обвиняли в том, что это они захватили в плен двух митрополитов в Сирии. Их обвиняли, что они отрезали голову католическому священнику, хотя в дальнейшем выяснилось, что данное деяние совершил бывший милиционер из села в Дагестане (не Чечня).

 

Для чеченского сообщества, возможно, лестно, что сообщения о боях где-либо на Земле не обходятся без их упоминания, в том числе борьба ССА, IS, донбасских, украинских и других. Но только сочиняя про них, надо учитывать, что чеченцев не так уж много. И они, как правило, пишут грамотно, без ошибок.

 

Чем больше леденящих душу «достоверных фактов» об IS, тем реже по прошествии времени они находят подтверждение. Когда не достает ужасов, то на помощь приходит последний аргумент: «костяк IS составляют чеченцы».

 

Что пишет о ISIS сегодняшний Плиний

Если вы хотите узнать о ISIS, вы упираетесь в стену. ISIS – это своего рода монстры Плиния. Их почти никто не видел, но о них весь мир говорит, как об угрозе номер один.

 

Конечно, вы найдете множество карт, видео, самые, на первый взгляд, верные сведения о деятелях этой организации. Если у вас нет навыка обращения с информацией, то вы ей верите, как верили современники и потомки Плинию.

 

Перед нами зловещая карта Ближнего Востока. Половина его залита красным цветом – это IS. Внезапно 30 курдских деревень на северо-востоке Сирии сколачивают отряд самообороны и за несколько дней наносят сокрушительный удар IS. И вот трети территории IS как не бывало.

 

Тем временем несколько месяцев самая мощная армия мира – армия США, решает бомбить неуловимого врага, сколачивает коалицию, а президент Обама обещает беспощадную борьбу. Первый удар – восемь трупов местных жителей, трое детей. За два месяца уже более 200 ударов по Ираку и 60 по Сирии. Но под натиском этих ударов никакие боевики никуда не деваются, а очертания красного пятна на карте не меняются.

 

Правильно ли мы понимаем, что нас убеждают, что армия Соединенных Штатов во много раз уступает возможностям крестьян 30 курдских деревень, которые никому ничего не объявляли и не заставляли мировые СМИ два месяца мусолить вопрос о том, будет ли наземное вторжение?

 

Американская армия наносит удары. Никто не считает тела и раненых.

 

Бесстрастные цифры на сайте iraqbodycount.org не проясняют вопроса, сколько именно людей убито американскими бомбами. Мониторинг ведется с территории США, ресурс был создан в свое время для того, чтобы прикрыть последствия деятельности армии США на территории Ирака. И вот пригодился вновь.

 

Итак, мы не знаем, сколько убито в результате бомбардировок. Кто убит, мы тоже не знаем. И по-прежнему, мы не знаем, кто такие ISIS/IS.

 

Если проследить динамику, то неясно, откуда берется число бойцов IS – можно встретить упоминание о 17 тысячах, а можно и о 80, и даже о 250 тысячах. Число убитых ими людей тоже, похоже, просто указывается без всяких доказательств. Скажем, когда речь идет об массовом убийстве курсантов в Тикрите, то цифра начиналась с 40 человек, затем превратилась в 150, 700 и, наконец, в 1700 трупов.

 

Почему нет репортажей об ISIS

Отсутствие знаний проистекает по банальной причине – к ISIS и раньше не особо охотно ехали, а после видео с казнями журналистов охотников поубавилось.

 

Что известно? Или нам кажется, что это известно.

 

Сейчас подзабылось, но те, кто следит за ситуацией, помнят, что ISIS представляли теми, кто развязал междоусобную войну против антиасадовских повстанцев с лета 2013 года. Повстанцы были популярны на Западе. С ними работали многие журналисты. А ISIS, получается, сыграли ключевую роль в поражении повстанцев – вместо того, чтобы воевать против правительственных войск, они воевали против других групп. Похоже, что ISIS вообще ни разу не вступила в бой с войсками Асада.

 

Между тем несколько забылось и то, что именно ISIS летом 2013 года освободили заключенных тюрем, в частности, абу Грейб, прославившейся американскими пытками. Многие из нынешних командиров и проповедников IS – бывшие заключенные этой тюрьмы, на себе прошедшие пытки после подавления восстания против американской оккупации в Фаллудже. Многие – бывшие офицеры саддамовской армии, тоже там содержавшиеся и испытавшие на себе весь пыточный конвейер.

 

Почему нет интервью с этими людьми?

 

За последние два месяца от имени ISIS обнародованы видео с казнями: убиты симпатизировавшие повстанцам журналисты Джим Фоули и Стивен Соттлоф, работник гуманитарной организации Дэвид Хейнс и таксист-альтруист Алан Хеннинг, возившие еду повстанцам, и просто французский турист, приехавший по приглашению друзей в Алжир.

 

Киностудия от имени ISIS посылает как бы недвусмысленное послание: нам не нужны ни журналисты, ни работники гуманитарных организаций.

 

Все это очень странно.

 

Воистину, ни один партизанский отряд так не относится к СМИ. Повстанцы XX века берегли корреспондентов, которые им симпатизировали и уж точно не устраивали конвейера показательных казней.

 

Может быть, дело в другом? В том, что именно США побили рекорд «работы с журналистами» в Ираке – за время их присутствия было убито более 370 корреспондентов. Да, им не резали горло, но их расстреливали, в том числе и в упор, видя, что в руках у журналиста камера. Само вторжение США в Ирак началось с того, что был нанесен удар по отелю «Палестина» в Багдаде, где базировались все корреспонденты мировых СМИ.

 

Удивительно, что ISIS, неясно зачем, копируют не повстанческое отношение к прессе, а американское. Или нас хотят в этом убедить?

 

На днях одно из территориальных подразделений IS опубликовало правило поведения журналистов. По сути, это означает приглашение прессе аккредитовываться и соблюдать нейтральность. От журналистов-мусульман требуется принести заверения в этой нейтральности, которую западные СМИ истолковали как «присягу» и отсутствие свободы слова.

 

Также они должны согласовывать свои материалы. Но от всех журналистов, работающих в зоне боевых действий, требуется определенная лояльность. Фото Джейн Фонды на танке с вьетнамским флагом в свое время обошла весь мир – вряд ли с таким флагом она могла бы сфотографироваться в Сайгоне.

 

Любопытно, что IS позволяет вести репортаж в социальных сетях, но запрещает работу у себя представителям аль-Джазиры, аль-Арабии и Ориент. Первая считается рупором братьев-мусульман, вторая – рупором Саудии, третья – рупором Сирии. Но ведь и Запад запрещает у себя, в мирной обстановке, работать палестинским, ливанским, иранским телеканалам.

 

Что же, ISIS осознало, что журналисты нужны? Или они смогли прорваться сквозь дезинформацию и пригласили журналистов?

 

Я готова аккредитоваться и приехать.

 

Японский репортер: ISIS не такой

В публичном пространстве есть один журналист, который пробыл у ISIS в гостях 18 дней и вернулся оттуда живой, правда, смог сделать лишь 20 минут записей.

 

Шамиль Цунеока, японец, принявший ислам, проехал в Сирию по приглашению своих друзей. Друзья его – чеченцы.

 

Он побывал там дважды – в апреле и в октябре 2013 года, до и в разгар противостояния ISIS c другими группировками.

 

То немногое, что он говорит, опровергает портрет, существующий в СМИ. Хотя и множит новые загадки.

 

Он подчеркивает, что ISIS не атакует гражданское население.

 

Репортер говорит, что общался с командирами ISIS, и они не выражали враждебности Западу. Он вспоминает и об их словах ненависти к Асаду и шиитам.

 

Он не преминул напомнить, что бойцы ССА, воевавшие против Асада, говорили ему, что ISIS – «сумасшедшие и опасные враги, а конфликт с ним у них серьезный».

 

При этом один из командиров ISIS, сириец по происхождению, показывал ему свои фото вместе с командирами ССА.

 

Репортер считает, что сирийцы разных партизанских групп сохраняют дружественные контакты, несмотря на разные взгляды, а к иностранным бойцам относятся с настороженностью.

 

Он дает понять, что IS вполне укоренены. Так, один из его знакомых командиров прежде был имамом местной мечети. У него хорошие отношения с местными жителями.

 

Репортер опровергает сообщения западных СМИ о том, что ISIS принуждает женщин закрывать лица. «Мне кажется, что никто не принуждает их надевать никаб», – говорит он. Он не поднимает и темы о массовых продажах женщин в рабство, о секс-джихаде и прочих медийных страшилках.

 

Цунеока отмечает, что ISIS выставляет множество блокпостов и не пропускает ни иностранных врачей, ни работников гуманитарных организаций, ни журналистов.

 

Он отмечает и шпиономанию. Если пленного посчитают ассадовцем, его казнят. Он утверждает, что ISIS казнили около 40 боевиков, решив, что они шпионы из Турции и Саудовской Аравии.

 

В принципе, из этого описания можно понять, что он не столкнулся с песьеголовыми людьми. Он описывает обыкновенных повстанцев на земле, измученной оккупацией и войной.

 

ISIS глазами курдского анонима

А вот пример другой подачи материала. Человек, представившийся псевдонимом Шерко Омер, был бойцом ISIS и курдом. Он сдался курдскому отряду самообороны и рассказывает о ISIS корреспонденту, который ждет подтверждений ужасов.

 

Казалось бы, от такого рассказчика можно ждать только черных красок и разоблачений.

 

Но если исключить ангажированность корреспондента, то картина получается любопытная.

 

Он с друзьями родом из Иракского Курдистана. В Турции попал в тренировочный лагерь. Хотел воевать в ССА, но оказался у ISIS. Люди, которые их завербовали, не носили бород, ходили в обычной современной одежде и, как он говорит, были похожи на ССА.

 

Он отмечает, что командиры ISIS ведут себя с уважением к бойцам, отдают им лучшую еду, одежду и оружие, и что они «наслаждались дружбой и братством».

 

Он утверждает, что видел жен-мусульманок у командиров из числа приезжих женщин. Но не смог подтвердить фактами «секс-джихада», о котором было столько шума в СМИ.

 

Он подчеркивает, что политическое руководство ISIS изображают бандитами, а в жизни те обращают внимание на образование и ценят образованных новобранцев.

 

Сам он имел техническую профессию, которая нашла себе применение.

 

При этом он подмечает, что есть и повстанцы из простых, без образования. Их обычно посылают на передовую. Они, как в любой войне, являются источником бесчинств.

 

Так, он описывает инцидент в Ракке, которому стал свидетелем, когда в христианском доме шестеро бойцов требовали, чтобы христианка и ее 13-летняя дочь стали их женами.

 

Далее он описывает, как он протестовал против такого обращения с женщинами, пошел в местный суд доказывать, что это не согласуется с исламом. Но судья обвинил его в слабости веры, а спас его от этого судьи его командир.

 

Бежать он решил, когда увидел казнь бойца курдского отряда, мужеством которого он восхищается. Ему отрезали пальцы, а он плевал в своих мучителей и выкрикивал лозунги о свободе курдов. Потом ему подрезали жилы на шее и посыпали их солью, чтобы тот умирал в муках.

 

Его командир изложил ему тактику IS: сначала нужно воевать против неправильных мусульман Палестины и Косово, чтобы просветить их, а в результате этого просвещения сами собой исчезнут Израиль и Сербия.

 

Вот эта часть интервью живо напомнила мне разговоры с бойцами ССА в госпитале в Турции. Они тоже считали, что последовательность установления справедливости должна быть такой: сперва бить своих, чтобы чужие боялись.

 

Расстрелы

Одним из самых веских доказательств безумных преступлений IS является видео расстрела в Тикрите, которое комментирует выживший иракский военный.

 

У зрителя возникает много вопросов. Прежде всего, почему корреспондентам удалось заснять этого человека у него дома, но не удалось связаться с теми, кто бы предоставил кадры мест захоронения? Почему никто не попытался получить объяснения произошедшего у командиров ISIS? Наконец, почему не были опрошены местные жители?

 

Почему цифры этого расстрела так стремительно росли со 160 до 1700 человек? Кроме того, хотелось бы получить ответ, кто так старательно снимал эти убийства?

 

Казни христиан

Сейчас ISIS часто обвиняют в беспрецедентной жестокости в отношении христиан.

 

Считается, что свое злобное отношение к христианам они проявили еще в 2010 году, когда захватили католический храм Саидат аль-Неджат в Багдаде и потребовали освобождения пленных соратников в американских тюрьмах. При штурме церкви погибли все семеро боевиков и еще, по разным данным, от 25 до 50 человек.

 

Я была в этом храме до его захвата и после. Ни один христианин в Ираке и в этом храме в частности не обвинил «исламских террористов» в атаке против христиан. Мои собеседники многократно подчеркивали, что они не испытывают притеснений от партизан, что источником их бед стала американская оккупация, а не те, кто с ней боролись.

 

Поэтому я испытываю определенное недоверие к рассказам о казнях и пытках христиан силами ISIS, как, впрочем, и другими группами повстанцев.

 

И в Сирии, и в Ираке отношения между мусульманами и христианами выстраивались веками, задокументированы, подкреплены множеством свидетельств, чтобы воспринимать на веру полные ужасных подробностей рассказы о преследованиях христиан именно по конфессиональному признаку.

 

Аналитика, опережающая события

Воистину, оказывается, есть специалисты, которые обладают знаниями, сравнимыми со знаниями древних предсказателей.

 

9 июня ISIS захватила Мосул, а 12 июня Даниэль Пайпс уже опубликовал аналитическую записку ISIS Rampages, the Middle East Shakes
. Без всякого стеснения он говорит о том, что Западу выгодна борьба одних групп мусульман с другими.

 

Ему точно известно, например, что в руки движения попало золота на 429 млн долларов США. Он уверенно рисует границы, которые IS намерено стереть и нарисовать на карте мира.

 

Широкими мазками он живописует, какой именно ислам подходит мусульманам. И приводит им в пример доктрину турецкого проповедника Фетхуллы Гюллена – единственного мусульманина, которому удалось создать сеть школ в США, при том, что эти школы закрыты даже на его родине в Турции.

 

Он не согласен ни с республиканскими критиками Обамы, ни с демократическими критиками Буша. Оба, уверен Пайпс, действовали в Ираке правильно, но США должны предоставить решение проблем самому региону. И Ирану.

 

То есть предоставить мусульманам право убивать друг друга в интересах Запада.

 

Упрямые факты

Сквозь общий медийный мусор удается прорваться некоторым свидетельствам о практике IS. Мои корреспонденты накидали мне много фактуры, вовсе не будучи сторонниками этого явления.

 

Во-первых, вопреки рассказам о массовых казнях, на своей территории они не трогают специалистов, инженеров, электриков, врачей, работников коммунальных служб и почты и прочих функционеров, которые отвечают за ведение дел. В Ракке они не тронули работников плотины, сотрудников автоинспекции. Во многих селениях на своих местах остались даже мэры и чиновники. Они ремонтируют дороги, работает общественный транспорт. Большая часть этих специалистов – светские люди, среди них есть не только сунниты.

 

Функционируют школы для мальчиков. Командиры IS призвали специалистов со всего света приезжать и помогать. Известно, например, что телекоммуникации в Ракке наладил инженер из Туниса, есть врачи из Китая, инженеры из Алжира, Египта, Иордании.

 

Они наладили работу шариатских судов на всех территориях, где они смогли сохранить свое присутствие. Там, где суды работают, нет грабежей, воровства, актов насилия и захвата собственности. Исламский налог оказался ниже государственного. Исламское управление выплачивает зарплату – 400-600 долларов, что вполне соотносится с заплатами в Дамаске и Багдаде.

 

Вдовам выплачивается 100 долларов и по 100 долларов на каждого ребенка. Жилье, конфискованное у бежавших чиновников, распределяется для бедных и боевиков. ISIS поддерживает мелкий бизнес – поставщиков, производителей, ремонтников, автомастерские, компьютерные бюро. Они предоставляют помещения, дают небольшие субсидии, охрану и охранные грамоты, сопровождение.

 

Хлебная торговля и раздача продуктов бедным остается под контролем. Богатые выплачивают специальный налог в пользу неимущих.

 

Открытым остается вопрос о торговле нефтью. Потоки этой торговли и ее объемы называются разные. Неясно, насколько она упала после американских бомбардировок нефтяных вышек.

 

Есть и своего рода культурная жизнь. В Мосуле провели конкурс чтецов Корана и даже футбольный матч.

 

При враждебности IS к «Братьям-мусульманам» и шиитам, общие принципы самоорганизации, коренящиеся в исламе, наиболее полно воплотили в жизнь именно ихваны и Хизбалла. Так что несомненно в IS есть знатоки этого опыта.

 

Наконец, IS сотрудничает с «Армией Нахшбанда», объединившей влиятельных суфийских шейхов и бывших саддамовских военных, которая на протяжении 10 лет оказывала сопротивление оккупационному режиму. Нахшбандия – крупнейшее суфийское братство, основанное в XIV веке и распространенное от Турции и Северного Кавказа до Средней Азии и Индии. Его штаб-квартиры находятся в Мекке и Лондоне, оно имеет прочные связи с мировыми элитами.

 

Так что вопрос о нетерпимости ультрафундаменталистов и узких сектантов из IS, как и вопрос о самой его природе, остается открытым. Как и вопрос о том, прикрываются ли в жару моноколи своей единственной ногой.

 

Надежда Кеворкова

3rm.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *