Содержание

Хирд – воинская элита викингов

Содержание статьи

  • Хирд – происхождение и традиция
  • Структура хирда, титулы и должности хирдманов

Хирд – происхождение и традиция

У скандинавских народов эпохи викингов (VIII-XI века) хирдом называлось войсковое объединение опытных воинов, ближайший аналог – дружина у средневековых руссов. Величина хирда – абсолютно вариативный параметр, который зависел, в первую очередь, от того, кому подчиняется хирд – тэну, херсиру, ярлу, конунгу или вождю другого уровня.

В скандинавской и северогерманской средневековой литературе сохранилось немало упоминаний о хирде, это понятие присутствует, в том числе, в текстах Старшей и Младшей Эдды (первая предположительно создана в период с 800 по 1000 год, вторая написана Снорри Стурлусоном в 1222-1225 годы), а также в эпическом произведении «Песнь о Беовульфе» (предположительно сага создана в период с 700 по 1000 год).

Важное отличие хирда от аналогичных воинских объединений, бытовавших в других средневековых культурах, заключается в том, что каждый хирдман (дружинник, воин хирда) фактически являлся другом своему вождю. Таким образом, хирд связывали не только военно-уставные отношения, фактически хирдманы, путешествовавшие и сражавшиеся бок о бок многие годы, становились одной большой семьей.

Служба в хирде являлась добровольной, не было ни жалования, ни иных видов фиксированной оплаты, однако вождь делился с воинами добычей, при этом величина «процента», получаемого хирдманами, могла зависеть от двух факторов – в соответствии с договоренностью, либо в зависимости от вклада, который каждый конкретный воин внес в общее дело. Также вождь снабжал своих воинов пропитанием и кровом.

Важно отметить, что в хирде особым уважением пользовались скальды, то есть воины, одаренные не только физической силой и выносливостью, но и поэтическим искусством. Хирдманы в скальдических текстах часто именуются кеннингами «inndrótt» (с древнескандинавского «внутренняя дружина») и «verðung» («стаж» или «охранник»), что указывает на элитарность хирда, его особую приближенность к вождю. Само слово «хирд» («hird») исландское по происхождению (встречается на рунических камнях с X века), у него есть англосаксонский аналог «hīred», что значит «наемный».

Известно, что каждый воин хирда викингов приносил особую присягу своему вождю, положив руки на его (вождя) обнаженный клинок. Хирдманы клялись в верности своему лидеру и друг другу, клялись не злословить друг о друге, не придавать и не лгать, во всем следовать за своим вождем и помогать друг другу. Любые споры между членами хирда разрешал вождь.

Структура хирда, титулы и должности хирдманов

Согласно сведениям о хирде Олафа II Харальдссона (он же Олаф Святой, 995-1030), хирдманы условно делились на три функциональные группы – собственно хирдманы (придворные), «приглашенные» («gäster» на шведском) и наемники (современные скандинавоведы обозначают эту группу понятием хускарлы). Первая группа (хирдманы) жила вместе со своим вождем, они ели с ним за одним столом, большинство из них были знатного происхождения, они выполняли функции телохранителей и советников, решали вопросы судебного, финансового и хозяйственного характера.

Вторая группа («приглашенные») несла вахту по периметру ставки вождя и занималась внешней разведкой, эти члены хирда викингов выполняли военные и политические миссии, являясь законными представителями вождя на подконтрольной ему территории. Важно отметить, что данная группа хирдманов жила и питалась отдельно от своего лидера, у них даже был собственный корабль.

Третья группа хирдманов (хускарлы) выполняла сугубо военные функции, они также жили и питались отдельно от вождя. Фактически среди всех членов хирда хускарлы, вероятно, имели наименьший воинский и политический вес, тем не менее, они оставались приближенными вождя, воинской элитой.

Особое место в хирде викингов занимал знаменосец («märkesman» на шведском), это один из наиболее опытных и проверенных воинов, который давал особый обет нести знамя своего вождя на суше и в море, никогда не выпуская его из рук. Однако наиболее приближенным к вождю хирдманом являлся воин, избранный его представителем («hirðstjórar» на древнескандинавском, «stallaren» на шведском). Этот воин занимался всеми организационными вопросами во время путешествий (как военных, так и дипломатических), вел дела хирда и имел право говорить от имени вождя на мероприятиях любого уровня.

Также известно, что в хирде существовала должность повара («dróttseti» на древнескандинавском) и ответственного за напитки («skenkjari», аналог у средневековых руссов – виночерпий). Существовали и другие, менее значимые должности, но важно отметить, что с течением времени менялись не только названия, но также функции и значимость тех или иных позиций в хирде.

В хирдах Олафа Трюггвассона (968-1000) и Олафа Святого было 120 воинов (60 хирдманов, 30 «приглашенных» и 30 хускарлов). У Олафа III Харальдсона (он же Олаф Тихий, 1050-1093) хирд составлял 240 воинов. Культура хирда и хирдманов полностью исчезает на территории Скандинавии в 1330-е годы.

В период с 1933 по 1945 годы в Норвегии существовала национал-социалистическая партия «Национальное единение». Эта партия, основанная Видкуном Квислингом, носила неофициальное название хирд. После окончания Второй мировой войны партия прекратила свое существование, ее членов судили по обвинению в коллаборационизме.

Сегодня понятие «хирд» обрело особое значение в литературе жанра фэнтези. В качестве примера можно привести романы Ника Перумова «Алмазный меч, Деревянный меч», где хирдом именуется традиционное военное построение расы гномов.

Советуем почитать:

runarium.ru

Статьи — Страница 2 из 4

8

Не секрет, что Джон Р.Р. Толкин черпал вдохновение из многих культур и мифологических сказаний со всего мира для того, чтобы создать критикуемую всеми трилогию «Властелин колец» (1954 — 1955 гг) и её предшественника — «Хоббит» (1937г).

В восьмой раз в посёлке Выбуты под Псковом прошёл военно-исторический фестиваль «Хельга 2017» (8-10.07.2017). 116 участников воссоздали быт и дух раннего средневековья Руси и Скандинавии.

35

Существует несколько источников, по которым учёные смогли узнать, как скандинавы эпохи викингов укладывали и носили волосы.

Глиняные осколки ставят под сомнение привычные представления о круглых крепостях викингов в Дании.

2

23 — 25 июня 2017 г в Старой Ладоге под Питером прошёл ежегодный крупный фестиваль, посвящённый эпохе викингов.

3

5-9 мая 2017 г в Липецкой области прошёл крупнейший фестиваль, посвящённый эпохе викингов.

3

Ниже доступны несколько подкастов про викингов и Древнюю Скандинавию. Вы можете прослушать их прямо здесь или скачать файлами, чтобы прослушать на телефоне/планшете/компьютере оффлайн.

33

Настало время разобраться с сословиями скандинавов раз и навсегда. Рассмотрим только гражданскую иерархию общества викингов.

fiord.org

Статьи — Страница 4 из 4

34

Рассмотрим три типа кораблей Древней Скандинавии: кнорр, карви, драккар.

5

Рольф или Хрольф — предводитель викингов родом из Мёр, Норвегия. Сын сильнейшего ярла Рагнвальда Мудрого. Отец Рольфа в своё время добровольно примкнул к Харальду Харфагру (Прекрасноволосому).

По материалам Тоже форум.

2

Хотите прогуляться по настоящему поселению Викингов?

10

Тогда как средневековые писатели хроник Европы и других стран писали о ужасных набегах северян, они часто упоминали, что викинги-захватчики были очень высокими.

По материалам Тоже форум.

3

Во времена викингов, Древней Скандинавии, существовали такие общественные объединения, как воинские братства, дружины, сражающиеся за плату. Обычно это морские наёмники, пираты. Но существовало одно войско, которое было наиболее известно из-за своих доблестных особенностей. Войско йомсвикингов.

fiord.org

Изобразительное искусство викингов — Фьорд

Когда говорят про викингов, всегда вспоминают нападения, грабежи и насилие. Проще говоря, всегда говорят о варварстве. Но если познакомиться с искусством Древней Скандинавии, дошедшим до нас в виде изумительных изобразительных орнаментов, искусных рунических надписей и великолепной поэзии скальдов, будет тяжело называть викингов бездушными варварами.

В этой статье рассмотрим историю развития и стили изобразительного искусства эпохи викингов на базе доступных археологических находок.

Самый известный топор викингов из захоронения Маммен. Считается, что был использован как ритуальное орудие, не в качестве боевого.

Хоть на сегодняшний день и мало известно о ремесленниках Древней Скандинавии, но сохранилось множество предметов, которые были искусно изготовлены мастерами своего дела. В основном, это металические, каменные и деревянные изделия. С подавляющим количеством первых. Первые археологические находки в регионе (Дания) датированы уже началом III-го века. И уже с этого времени учёные могут проследить развитие прикладного искусства населения.

Изначально орнаменты ритуальных или повседневных предметов, украшений были достаточно примитивны. Сильное влияние на стилистику оказывало близость к границам земель подвластным римлянам, а также соседство с континентальными германскими народами. С течением времени, когда технологии изготовления железных предметов и инструментов в частности стали доступнее, более широкое распространение искусные предметы получили среди всех слоёв населения, а не только знати. Период 550-1050 гг считается поздним этапом Железного Века Скандинавии. Примерно с началом Вендельского периода (550-750 гг, название дано по месту археологических находок того времени, Вендель) скандинавы начали разрабатывать свои собственные стили изобразительного искусства.

Вендельский «утиный» шлем, Государственный музей истории Швеции, Копенгаген

Сюжетные линии носимых украшений, орнаментов зданий, оружия, предметов обихода, рисунков на рунических камнях — всегда мифологического и, позднее, религиозного христианского характера. Дело в том, что искусно украшенный предмет если не являлся амулетом напрямую, то обязательно носил защитную функцию. Тем охотнее были востребованы предметы с сюжетом из мифов, саг и Библии.

Стили изобразительного искусства викингов

Учёные искусствоведы разделяют стили эпохи викингов, а также стили предшествующие эпохе викингов. До 9-го века есть 3 стиля без названия, пронумерованные римскими цифрами: I, II, III. Каждый из них латинскими буквами подразделён на подстили. Наиболее важным считают последний подстиль перед началом эпохи викингов (примерно до 750 г): стиль III/E, или просто стиль E.

Типичный пример скандинавского стиля III/E. Бронзовое навершие меча, Хелльви, о. Готланд.

Отличительной особенностью стиля E являются 3 орнаментных мотива, использующихся как непосредственно до начала эпохи завоеваний скандинавов, так и на всём протяжении вплоть до XI-го века. Это: “ленточные животные”, “хватающие животные”, мотив “великого зверя”.

Мотив ленточных животных Хватающие животные Мотив великого зверя

Мотивы стиля E прослеживаются и дальше во всех 6-ти стилях эпохи викингов: Осебергский (Усебергский) стиль, стиль Борре, стиль Йеллинге, стиль Маммен, стиль Рингерике, стиль Урнес.

Периоды развития стилей изобразительного искусства эпохи викингов

Осебергский стиль взял название из-за находок в осебергском захоронении (Норвегия). Яркий представитель — столб-голова животного (возможно, устанавливался на нос драккара). Покрыт орнаментом в одноимённом стиле.

Столб-голова из Осебергского захоронения.

Стиль Борре назван в честь одноимённого захоронения в Вестфольде, Норвегия. Главный представитель — бронзовые накладки на конскую упряжь.

Бронзовые накладки на конскую упряжь. Стиль Борре

Стиль Йеллинге (Еллинге, всегда с «е» на конце). Назван по захоронению в местечке Йеллинг, Ютландия, Дания. Главный представитель — йеллингский серебряный кубок.

Серебряный кубок из Йеллинга

Стиль Маммен также взял название из одноимённого захоронения в Ютландии, Дания. Кроме самого яркого представителя, ритуального топора из Маммен (см. в начале статьи) есть и другие. Например: стороны креста Торлейфа, о. Мэн; типичная для этого стиля маска человека на рунном камне из Архуса (Орхуса), Дания; знаменитая Камменская шкатулка с резьбой по кости.

Узор в стиле Маммен на кресте Торлейфа Рунный камень с маской в стиле Маммен Камменская шкатулка

Стиль Рингерике назван по месту раскопок в Норвегии. Типичные представители: рунный камень из Норре Осарп (Norre Åsarp) и флюгер из Сьодераля (Söderala), Швеция. Оба с мотивами «великого зверя».

Рунный камень из Норре Осарп (Norre Åsarp), Норвегия Флюгер из Сьодераля (Söderala), Швеция

Стиль Урнес взял название от одноимённой каркасной церкви (Ставкирка) в Урнес, Норвегия. Работа по дереву на покрытиях этого здания и являются типичным представителем декоративного направления.

Ещё один представитель: изящная брошь из Линдхольм Хойе (Lindholm Høje), Дания.

Основные мотивы произведений

На изделиях мастеров эпохи викингов часто изображаются животные: волки, медведи, змеи и всевозможные птицы. Звери носили символическую роль. Предполагается, что они играли роль амулетов, защитников своих владельцев, оберегов. Изображаемые животные придавали сил или особенных качеств, необходимых викингам в бою и мореплавании.

Тоже самое касается фигурок и изображений богов: Одина, Тора, Фрея, его сестры Фрейи. Или артефактов, присущим этим богам. Символические обереги помогали бондам в уходе за хозяйством, женщинам в уходе за собой. Амулеты искали защиту покровителя в бою или просто приносили удачу.

Кулон молота Тора, Швеция Статуя-амулет Тора из Эйрарланд, Исландия Статуя Фрейя. Исторический музей Швеции. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0

Очень много встречается изображений женщин с кубками — это валькирии, встречающие воинов в Вальхалле.

Кулон Валькирия, Швеция. Изображение изменено. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0

На рунных камнях (особенно характерны камни из Готланда, с чёрным фоном), ставнях, панелях деревянных зданий можно было встретить целые сцены из саг, приключений богов, сцены из Рагнарёк — конца мира. Например, сюжет про Волунда в «Песне о Вёлунде Кузнеце«.

Встречается масса изделий с изображением сцен из Легенды о Сигурде. Этот сюжет интересен ещё и тем, что демонстрирует мотивы: борьбу со злом и погибель от греховного завладения проклятым золотом.

Одна из сцен легенды о Сигурде на доске портала ставкирке из Хилестад, Норвегия. XII век

На позднем этапе эпохи викингов всё больше просматривается христианское влияние. Это изображения распятия на подвесках, кулонах. Главная задача мастера была показать Христа сильным и главенствующим в постоянной борьбе между язычеством и новой верой в умах скандинавов.

Распятие, серебряный кулон. Бьёркё, Швеция. Исторический музей Швеции. Изображение изменено. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0

Изобразительные стили эпохи викингов во времени плавно перетекают один в другой и на позднем этапе стиль Урнес сплетается с Романским стилем, становящимся всё более и более популярным во всей Европе.

Столб из церкви Урнес, Норвегия. Смесь Романского стиля и мотивов стиля Урнес

Источники: Искусство Викингов (Джеймс Грэхем-Кэмпбелл), Викинги (Хольгер Арбман), Шведский национальный музей.

fiord.org

Йомсвикинги — священный орден язычников и братство головорезов

29 декабря в российский прокат вышел фильм «Викинг», посвященный одному из самых темных и кровавых времен в истории Европы. Для нас это стало отличным поводом вспомнить эпизод эпохи викингов, в котором есть все, что мы любим: грабежи, предательства, языческие боги, пьяные клятвы и ураган из отрубленных голов. Рассказываем о том, кто такие йомсвикинги и почему их можно назвать братством настоящих отвратительных мужиков.

«…Он поднял раненную руку и показал обрубок. Ярл опечалился: «Плохая рана. А ты знаешь, кто ее нанес?». Гейрмунд ответил: «Отлично знаю. Они говорили: «Хороший удар, Вагн!» — когда он поднимал мою кисть и снимал с нее кольцо. Я думаю, это те, кто известны как йомсвикинги». Ярл произнес: «Полагаю, ты прав в этом предположении. И это те люди, с которыми я стал бы воевать в последнюю очередь».

— «Сага о йомсвикингах»

Кем были йомсвикинги
и почему для всех они были занозой в заднице?

Образ йомсвикингов проник даже в мангу

Представьте, что будет, если смешать священный орден, тоталитарную секту, пиратскую республику и банду викингов — в результате получатся те самые йомсвикинги. Они попытались создать что-то вроде Утопии по образу Вальхаллы, где грабежи и битвы перемежаются пирами с крепким пивом, где все равны и называют друг друга «братьями» и нет женщин, раздоров и слабаков.

Кроме того, йомсвикинги отчаянно сопротивлялись усилению феодалов и распространению христианства, пытаясь сохранить скандинавское язычество и поклонение Одину. Нетрудно догадаться, что даже по меркам десятого века они были диковатыми аутсайдерами и маргиналами, а когда йомсвикинги исчезли, вся Северная Европа только вздохнула с облегчением. «Ах, какое прекрасное воинское братство кануло в пучину», — наверняка горевали вслух ярлы от Дании до Исландии, мысленно добавляя: «туда им, псам, и дорога!».

Йомсвикинги были братством скандинавских воинов, разбойников и наемников, которые при этом выгодно отличались от простых банд дисциплиной и организацией. Во многом их называют прообразом рыцарских орденов Европы, и это не случайно. Йомсвикинги не просто грабили все окрестные моря, но еще и сформировали свой кодекс, четкие правила и создали аскетическую  полурелигиозную общину. По иронии они были не христианами, а ярыми язычниками, которые отказывались признать, что время старых богов ушло.

Откуда взялись йомсвикинги?

Как и почему появились йомсвикинги? Старый мир рушился. Скандинавия вслед за остальной Европой постепенно шла в русло феодализма. Старая добрая военная демократия викингов отживала свое, и в этих местах начала складываться новая средневековая иерархия с вассалами, земельными наделами и сюзеренами. Языческих богов свергали, а на их место приходил Иисус и его весьма перспективная церковь.

Кроме того, что мы бы сейчас восприняли как прогресс, феодализм принес в Скандинавию множество проблем и бед. Старое общество ломалось и осколки его трухлявых костей ранили, прежде всего, тех, кто относился к крепким середнякам. Аристократия все прочнее стояла на ногах, а бедняки как жили бедно, так и продолжали влачить жалкое существование. Но те, кто застрял посередине, испытывали давление с обеих сторон. Еще вчера они были свободными людьми, а уже сегодня феодалы навязали свою иерархию и законы подчинения.

Для нонконформистов, которые не хотели приспосабливаться ни к новым порядкам, ни к новой религии, было два выхода. Кто-то уплывал в недавно открытую Исландию (но это был скорее путь обедневшего бонда-землевладельца). А кто-то стал йомсвикингом, и это был путь молодого воина, который не видит иной перспективы, чем заранее обречь себя на битвы и грабеж до конца жизни.

В случае с Исландией все более или менее понятно: берешь свой скарб и плывешь в новые земли, надеясь на удачу и помощь тех родственников, которые уплыли туда раньше. Однако братство йомсвикингов для начала еще требовалось организовать. Воин, грабитель и великий хитрец Палнатоки понял, что стихию молодых и неустроенных можно направить, если создать вокруг своего братства привлекательную легенду. Он сообразил, что есть огромная масса людей, которые скорбят по былым временам и романтизируют прошлое. То, что большинство из них было молодо и в принципе не застало «старую добрую Скандинавию», не мешало, а, наоборот, помогало организовать их в одну стаю.

Палнатоки справедливо рассудил, что эти юнцы, едва вылетевшие из гнезда, на самом деле, не хотят свободы, как бы они того не утверждали. Им был нужен вождь, который возьмет на себя роль «взрослого» с ее ответственностью и будет указывать, что и как им делать: как жить, кого грабить и при этом будет справедлив, то есть раздаст все поровну.

Так что в каком-то смысле, йомсвикингов можно назвать и тоталитарной сектой фанатиков-язычников, боевым братством маргинальных юнцов и настоящей Утопией, которую попытался создать лидер-харизматик. Если угодно, йомсвикинги — это такой нордический ИГИЛ и одновременно пионерлагерь на осколках Скандинавии Одина и Тора.

Правила жизни йомсвикинга

Перед тем, как попасть в главный штаб братства, крепость Йомсборг, любой должен был ознакомиться со сводом нерушимых правил, которые создал их основатель Палнатоки. Впрочем, любой, кто приходил сюда, пытаясь стать одним из йомсвикингов, и так знал их наизусть:

— Ни один мужчина не может стать частью дружины, если он младше 18 или старше 50 лет
— Чтобы стать йомсвикингом, нужно участвовать в бою против уже состоявшихся йомсвикингов и достойно себя показать. Бой не смертельный, но если член братства погибнет, испытывая нового бойца — того не только не накажут, но и допустят в братство как сильного.
— Кровное родство и знатность не влияют на шансы попасть в йомсвикинг
— Никто не имеет права бежать или даже отступать с битвы, пока не будет дан приказ военачальника
— Каждый йомсвикинг обязан мстить за убитого товарища
— Никто не имеет права на панические настроения и показывать страх, чтобы не заражать им других
— Любая ценность — малая или большая — общая. Захватив ее, йомсвикинг должен сложить у общего знамени
— Все добро, захваченное в бою, распределяется поровну между йомсвикингами
— Кто утаит ценность от товарищей — будет изгнан
— Никто не имеет право устраивать свары — все конфликты решаются единым для всех судом.
— Если придут дурные новости — нельзя делиться ими с товарищами — нужно доложить лично главе братства, а уже он решит, как подать эти вести и выступит перед всеми
— Ни один йомсвикинг не имеет права приводить женщину в лагерь или крепость братства
— Никто не имеет права отлучаться из крепости дольше, чем на три дня без специального разрешения
— Если один из йомсвикингов неожиданно окажется кровным врагом другого, то мстить строго запрещено — вопрос будет решен судом.

За невыполнение этих правил можно было поплатиться местом в рядах братства или даже жизнью.

Йомсборг — крепость йомсвикингов

Штаб-квартира и столица йомсвикингов называлась Йомсборг. Сейчас уже трудно с точностью сказать, где именно стоял этот город, но, очевидно, его построили на берегу Балтийского моря в устье реки Одер. Если верить «Саге о йомсвикингах», эти земли Палнатоки получил от повелителя местных славян, Бурислава. Тот справедливо решил, что в начавшейся грызне конунгов неплохо будет обзавестись хоть какой-то защитой.

Поселить в своих землях орден грабителей и головорезов неожиданно оказалось хорошей идеей. Йомсвикинги были для Бурислава как полудикая собака, которая кусает всех вокруг, кроме того, на чьей земле она спит.

Место для Йомсборга оказалось крайне удачным для братства. Со всех сторон оно было окружено землями союзных славян, которые не пускали сюда ни германцев, ни скандинавов, ни других пришлых грабителей. В бухте рядом с крепостью могло уместиться 360 больших драккаров. Если верить «Саге о йомсвикингах», вход в эту бухту был не просто узким — над ним шла арка, на которой Палнатоки повелел выстроить защитную башню с катапультами.

Остров Волин

Кроме того, йомсвикинги умудрились установить на этом входе ворота, наподобие шлюза, так что проплыть в бухту, если того не захотят сами хозяева Йомсборга, было практически невозможно. Одна из самых распространенных точек зрения — крепость йомсвикингов располагалась на острове Волин в современной Польше. Изощренный рельеф и два узких канала, которые отделяют его от суши, наверняка сулили захватчикам крайне изматывающий штурм.

Кроме того, известно, что корабли йомсвикингов были заметно больше и крепче, чем у других скандинавов.

Йомсвикинги и их бог, Один

Больше всего йомсвикинги почитали Одина, но причины этого выбора не так очевидны, как может показаться поначалу. Да, Один — верховное божество скандинавской мифологии, да он еще и воин, а значит, должен быть особо обожаем вояками, которые мечтают сохранить старых богов. Но ведь Один, также, — еще и покровитель аристократии и королей, а с ними у йомсвикингов, которые во многом были маргиналами, отношения как-то не складывались.

На самом деле, фигура Одина — гораздо сложнее, чем просто «вождь богов». Один — очень противоречивый персонаж, который одновременно воплощал в себе и патриарха и изгоя. Часто вместо того, чтобы править Асгардом, он ходил в образе нищего или даже карлика, прося милостыню и кров. Он же — палач, требующий, чтобы жертв для него непременно вешали. Он же — повешенный и казненный, причем, по собственной воле. Этот бог был блистательным правителем и одновременно нарушителем обещаний, воином и таинственным непредсказуемым колдуном. Неудивительно, что у йомсвикингов образ Одина вызывал особый отклик и трепет.

В то же время у формирующихся аристократов, покровителем которых еще недавно был все тот же Один, он начал терять влияние. Господь христиан гораздо больше подходил для нового порядка, то есть феодализма. В нем не было этих странных заигрываний с потусторонними (часто зловредными) силами и его трудно представить побирающимся у кабака или выковыривающим собственный глаз ради магических знаний. Бог-отец христиан — сиятельный и строгий император, руководящий упорядоченным сонмом слуг. Каждый феодал мечтал стать кем-то похожим, но на Земле.

Христианский бог оказался более желанным для новой элиты — и политически и психологически

Хотя, конечно, мы знаем, что христианский Бог изначально был весьма близок Одину. Он давал надежду сирым и убогим, с ненавистью смотрел на королей и угнетателей и любил аскезу и скромность. Но к тому времени, когда христианство укоренилось в Скандинавии, его уже ассоциировали с империями, властью, иерархией и высокой культурой, а не с катакомбами и изгоями.

Палнатоки — патриарх, которого заслужили йомсвикинги

Как и любая крупная банда, превратившаяся в братство, йомсвикинги были невероятно высокого мнения о себе. Они часто называли друг друга «конунгами» или «конунгами морей» намекая на то, что все они равны, но каждый из них при этом стоит целого короля «простых смертных».

Однако среди йомсвикингов все же был один непререкаемый авторитет, которого по статусу можно было смело назвать ярлом, если даже не полноправным конунгом своего племени. Его звали Палнатоки и он был основателем братства, его лучшим лидером и одним из величайших вождей своего времени.

Значительная часть «Саги о йомсвивингах» посвящена именно Палнатоки и, как это бывает в сагах, прежде чем рассказать о герое, нам поведают о всех его предках вплоть до прадеда. Тогда это было необходимостью, ведь как иначе понять, что это за человек, если не знаешь, из какого он рода и много ли у них было ладей для набегов. Но завязка истории начинается с гибели деда Палнатоки. Не рассказав о ней, и вправду не поймешь истоков мести и предательств, которые подтолкнули к созданию братства йомсвикингов.

Сразу же после смерти деда Палнатоки начинается «Санта Барбара» в стиле викингов — с коварными злодеями, предательскими засадами и вендеттой. У деда Палнатоки осталось три сына: двое родных и один бастард. Законные сыновья оставили земли себе, а приблудному, Фелниру сулили треть всего скота — тоже неплохое наследство. Но Фелнир затаил неистовую злобу на братьев и покинул эти земли ради дружины датского конунга по имени Харальд Синезубый. Там бастард дослужился до советника, и никто не смел ему перечить — он был известен как коварный и жестокий человек.

Харальд Синезубый принимает крещение

Оставшиеся братья, Аки и Палнир, планировали дожить жизнь тихо и мирно — в крестьянских заботах и периодическом грабеже прибрежных деревень. Но идиллии не получилось: Фелнир решил жестоко отомстить братьям. Благодаря лжи он убедил конунга в том, что те сильно мешают его правлению. Харальд Синезубый поверил и устроил предательскую засаду на Аки, дядю Палнатоки. Кроме того, конунг, судя по всему, убил еще и деда Палнатоки по материнской линии — в общем, дружба с правителем Дании у того как-то не задалась.

Отец Палнатоки смекнул что к чему, и их семья провела всю жизнь в скитаниях и вечном ожидании резни. На подрастающем юноше это сказалось определенным образом: отец воспитывал его так, чтобы однажды отомстить Харальду, а для этого надо было стать настоящим убийцей и бесстрашным воином. В 18 лет, когда отец умер, заботливая матушка отправила Палнатоки набираться мудрости и мужественности, то есть грабить и убивать на побережье — ведь как иначе прокормить семью в те годы?

В том, что касается планирования и проведения грабежей, юноша оказался настоящим талантом. Вскоре он сколотил себе такую банду, что местные правители просто предпочитали сразу откупаться от Палнатоки, который проходил по городам и селам как ураган. В конце концов, один из правителей Уэльса, что в Британии, отдал викингу буквально полцарства и дочь в придачу. Палнатоки стал уважаемым ярлом, но, как и подобает викингу, плевал на все эти хозяйственные вопросы и жил в море, а не на суше.

Изощренная месть Палнатоки

Палнатоки все же удалось отомстить Харальду Синезубому, и не один, а два раза. Он умудрился сначала испортить ему жизнь, а потом и вовсе убить его. Однако без помощи самого Харальда сделать этого не удалось бы. Однажды тот навестил Палнатоки на правах короля, знатно попировал у него со своей дружиной и поплыл дальше. Кроме прочих увеселений, конунг не удержал своего Харальда-младшего в штанах и переспал с одной из служанок — глупой и совершенно некрасивой Асой. Та через положенное время родила, и на руках у Палнатоки оказался сын короля, хоть и незаконнорожденный.

Палнатоки назвал карапуза Свейном и воспитал его как своего сына — научил его всему, что положено знать будущему королю, то есть драться, убивать, грабить, быть тираном и вести себя как неслыханный нахал. Свейн вырос хиловатым, но зато истинно королевской наглости и гонора ему было не занимать. Достигнув совершеннолетия, он заявился к папаше и потребовал или назначить его наследником, или дать ладей с воинами, чтобы было на чем грабить и зарабатывать себе на хлеб насущный.

Свейн Вилобородый

Раздосадованный Харальд выделил бастарду отряд и транспорт и отослал восвояси. Столько же ладей Свейну дал и Пальнатоки. С тех пор у них так и повелось. Свейн грабил земли, принадлежавшие отцу, на папашиных же кораблях и с дарованными им отрядами. После этого он приходил к Харальду и говорил что-то в духе «давай-ка мне еще кораблей и я отстану от тебя и уплыву навсегда». Конунг давал наглецу еще драккары и еще воинов, но тот не унимался.

В результате конунг так откормил Свейна, что тот начал представлять угрозу. Малец не просто грабил папкины города и деревни, он проявлял чудеса изобретательности в истреблении населения и мастерстве грабежа. Однажды терпение конунга лопнуло, и он отправился прибить наглого бастарда вместе со всеми его грабителями. Свейн отчаянно сопротивлялся и в этом ему помогал Палнатоки, который решил, что это — его шанс отомстить Харальду Синезубому.

Конунг сумел взять флот Свейна в клещи и прижать к берегу. Неблагодарный бастард был, вроде как, обречен. Харальд разбил лагерь на берегу, где ждал завтрашней битвы с сыном. В это время Палнатоки готовился осуществить свою месть. Он в одиночку подкрался к лагерю короля и выстрелил в него из лука. Харальд был убит, атака захлебнулась также как и конунг Дании в собственной крови.

На тинге датчан решили, что королем станет именно Свейн — он уже доказал, насколько амбициозным и безудержным военачальником может быть, а разве что-то еще требуется от короля скандинавов? К тому же Свейн, получивший прозвище «Вилобородый», в последствии действительно отличился, захватив трон и Дании и Норвегии и Англии одновременно. Он был истинным королем-викингом.

Йомсвикинги и политика
Трудные отношения правителя Дании и Палнатоки

Владения Харольда Синезубого. Здесь же отмечено предполагаемое местоположениие Йомсбурга

Сказать, что отношения Палнатоки и нового конунга Дании, Свейна, были непростыми — это не сказать ничего. Палнатоки воспитал Свейна как родного сына, он же давал ему свои лучшие отряды и драккары и в решающий миг выступил на его стороне, хотя шансов почти не было. Но, вот незадача, он же убил настоящего отца Свейна, Харальда Синезубого и оставил это в тайне.

Получилась парадоксальная история: сам Свейн мечтал прикончить папашу и занять его место. Но сделал это Палнатоки, а значит, по закону тех лет, Свейн должен был отомстить за конунга и убить самого Палнатоки. И Свейн решился на этот шаг, он пригласил своего воспитателя на тризну, посвященную Харальду, где тот самый Фелнир, который был злобным дядей-бастардом Палнатоки, подал ему стрелу, вытащенную из тела убитого конунга. Палнатоки не стал отрицать того, что стрела принадлежит ему, и в этот момент Свейн приказал своим людям устроить бойню.

Бойня и вправду получилась знатной: первым же Палнатоки зарубил своего дядю Фелнира и погибло еще много других воинов, но ему удалось бежать со своим отрядом. Тем более, что большая часть воинов нового конунга очень не спешила драться с таким уважаемым всеми человеком. Позже и Палнатоки и Свейн помирились и даже наладили что-то вроде делового общения. Насколько вообще возможно деловое общение, когда один из участников предал другого и пытался убить его прямо за пиршественным столом.

Как йомсвикинги связаны с этой крайне запутанной и драматичной историей? Как ни странно, самым прямым образом. После случая с побегом от гнева Свейна Палнатоки как раз и основал это братство. Он бежал в земли славян-венедов и выпросил у них место под будущий Йомсбург. Изгои и маргиналы йомсвикинги оказались рождены изгоем и беглецом Палнатоки.

Как йомсвикинги сами сколотили свой гроб

Но однажды история йомсвикингов должна была закончиться. Формально их братство просуществовало долгие десятилетия и имело все шансы отпраздновать свое столетие. Но оно, как и многие общины, секты или банды, держалось на одном ключевом элементе — личности Палнатоки. Даже когда он был глубоким и больным стариком, вся ватага йомсвикингов подчинялась ему беспрекословно. Но стоило ему отправиться в иной мир, все в братстве пошло вкривь и вкось.

Палнатоки, зная о том, что с его смертью братство неминуемо изменится, оставил своим преемником совершенно неожиданного для многих наследника. Им оказался Сигвальд Струт-Харальдссон — прославленный воин, который, впрочем, во многом был полной противоположностью своего наставника.

Палнатоки славился как неистовый полководец, делавший ставку на ураганные атаки и превосходно спланированные десантные операции. Сигвальд был скорее хитрым и изворотливым — бить в лоб было не в его правилах. Впрочем, тому же конунгу Свейну легко удалось обвести нового магистра йомсвикингов вокруг пальца. Сигвальду явно не хватало сноровки и политической хитрости, чтобы привести братство в новую эпоху процветания. Хотя тот факт, что при нем оно не распалось, уже говорит о том, что Палнатоки сделал правильный выбор.

Йомсвикинги были обречены на угасание и деградацию. Лучшее, что мог сделать новый лидер — это замедлить погружение в хаос.

При Сигвальде йомсвикинги все еще считались грозной силой. С ними считались, короли приглашали их как своего рода «гостей» на крупные битвы. Но после Палнатоки что-то в самой сути их братства оказалось сломлено. Законы начали чтить меньше — многие йомсвикинги начали приводить в крепость падших женщин или наложниц, пьянство стало не уделом праздничных пиров, а нормой, начались драки и убийства.

Во время начавшихся склок многие йомсвикинги были подло убиты своими же собратьями прямо в постели — подлость, недостойная не только братства, но даже какой-нибудь захудалой банды викингов-головорезов.

Началом конца братства, после которого стало ясно, что их величие осталось в прошлом, стала невероятная и кровавая битва при Хьерунгаваге. Сама предыстория этой постыдной и бессмысленной резни уже многое говорит о Сигвальде и его хваленом «хитроумии». Согласно легенде, все началось на похоронах его отца. Тогда почтить память папаши Сигвальда приехал сам конунг, тот самый вспыльчивый и амбициозный Свейн Вилобородый, которого воспитал на свою беду Палнатоки.

Однажды Сигвальд, глава йомсвикиингов, хитростью взял Свена в заложники и убедил, что им обоим было бы здорово жениться на дочерях Бурислава, правителя венедов. Причем, конунгу досталась сестра поглупее и пострашнее, и он оказался чертовски обижен. В конце концов, Свейн решил нанести серьезный удар по йомсвикингам. Но сделал он это их же собственными руками.

Сигвальд дает конунгу обещание, которое не сможет сдержать

Прибыв на тризну, конунг решил отплатить той же монетой и посрамить Сигвальда. Приказав подавать самое крепкое пиво, он, будучи королем, выдавал тосты, за которые каждый просто обязан был выпить. В какой-то момент, когда держать лицо над столами могли лишь самые крепкие из викингов, Свейн Вилобородый провернул свой план. Он обязал всех принести торжественные клятвы, которые прославят всех присутствующих в веках. Сам он поклялся захватить Англию и стать ее королем (и у него это получится!), а йомсвикингов обязал поклясться в том, что они разобьют ярла Норвегии и захватят страну.

Утром Сигвльда и его похмельное братство ждал отвратительный сюрприз. Они только что поклялись пойти войной на целую страну, причем конкретно им даже победа не сулила ничего хорошего. Делать было нечего и «хитроумный» Сигвальд в тот же день начал собирать войска. Таким образом, конунг, который действительно уже спланировал нападение на Англию, убил сразу нескольких зайцев.

Благодаря его удавшемуся плану, он избавился от трех напастей: непредсказуемые йомсвикинги были связаны по рукам своей войной и не ударили бы в спину, а правитель враждебной Норвегии, опять же, отныне был занят грызней с братством. В это же время, король Англии не смог бы пойти на союз с Норвегией и йомсвикингами, так как те воевали друг с другом. Если кого-то и можно было назвать хитрым политиком, то уж точно не захмелевшего Сигвальда.

Битва при Хьерунгаваге

Йомсвикинги отправились на неслыханный грабеж Норвегии, в котором участвовало чуть ли не все братство, и, тем самым, сами начали готовить собственную могилу. Однако их противник тоже был умудренным воином и, к тому же, ему удалось собрать примерно в три раза больше войск, чтобы разом ударить по флоту йомсвикингов. Подробное описание произошедшей в итоге битвы при Хьерунгаваге вы найдете в «Саге о йомсвикингах», там этой бойне уделена едва ли не треть всей повести.

Это была кровавая битва прямо на воде — два флота сцепились друг с другом, но боевой раж йомсвикингов не спас их от поражения. Норвежцы окружили и залили драккары братства кровью. Сигвальд принял решение бежать с битвы и дать сигнал отступления, навсегда потеряв авторитет у своего братства. Многие йомсвикини были захвачены в плен — совершенно обессиленные, они были избиты, связаны и предстали перед палачами.

Битва при Хьерунгаваге

«Сага о йомсвинигах» рассказывает, что захваченным давали слово перед тем, как отрубить голову, но каждый отвечал лишь насмешками и хохотал в лицо убийцам. Некоторым даже удалось освободиться от пут и дать отпор. Одним из них был внук Палнатоки, лучший боец братства по имени Вагн. В своем роде он тоже пошел на трудное решение. Он согласился присягнуть врагу и перейти на его сторону, если тот оставит в живых его бойцов. Любопытно, но его за это не порицали даже сами йомсвикинги — Вагна только что предал собственный правитель, бежавший с поля боя, тем самым расторгнув их договор.

Это кажется малопонятным и абсурдным, но многие члены братства восприняли проигрыш в этой битве с благоговением, решив, что таково было благословение Одина. Будучи богом войны, Один считался также богом мертвых. Он защищал великих героев, и он же «предавал» их во имя собственных целей. Причиной такого странного поведения была необходимость собрать вокруг себя самых отважных воителей. Многие йомсвикинги рассудили так: Один забрал в Вальхаллу так много их собратьев, потому что грядет Рагнарек и богу срочно требуются великие воители в его чертогах. Проигрыш в битве двух ярлов был лишь малой ценой за такую честь.

После этого падение йомсвикингов было лишь делом времени. Они чахли и даже участие в великих походах, вроде завоевания Англии, не приносило им особых плодов — неустроенные и молодые викинги предпочли стекаться в другие банды, а Сигвальд, еще несколько раз предавший союзников, кажется, навеки потерял в глазах братства свое лицо.

В 1043 году король Норвегии Магнус I уничтожил Йомсборг и все братство одним ударом — некогда неприступная крепость пала, а все выжившие члены братства были казнены. Видимо, к тому моменту йомсвикинги превратились скорее в обычную банду — в иные времена никто бы даже не помыслил о том, чтобы напасть на них. Но, спустя десятилетия после смерти Палнатоки, все дело решила одна-единственная хорошо спланированная резня. Йомсборг был уничтожен — Магнус повелел, чтобы от гнезда язычников и разбойников не осталось и следа.

Так исчезло первое в Европе воинское братство, которое можно считать прообразом рыцарских орденов и даже пиратских республик.

disgustingmen.com

Йомсвикинги, древнее элитное войско — Фьорд

Во времена викингов, Древней Скандинавии, существовали такие общественные объединения, как воинские братства, дружины, сражающиеся за плату. Обычно это морские наёмники, пираты. Но существовало одно войско, которое было наиболее известно из-за своих доблестных особенностей. Войско йомсвикингов.

Информация об этом братстве известна не только из упоминаний в общих рукописях того времени, но и из собственно целой саги – «Саги об йомсвикингах». В ней описывается месторасположение, история и порядки объединения.

По словам саги, Бурислейв конунг вендов предложил землю под названием Иом одному из доблестных викингов Палнатоки со своей дружиной – выходцами из Дании. Там и был возведён знаменитый город-крепость Йомсборг. Об этой твердыне ходили легенды. В нёй была возведена искусственная гавань, такая большая, что одновременно причалить могли около 300 кораблей. Вход в гавань преграждала башня с каменной аркой, через которую драккары подходили к городу. Одновременно 3 корабля могли пройти через ворота арки.

Законы йомсвикингов были строгими, что способствовало сильной дисциплине. В братство принимались только мужчины от 18 до 50 лет отроду. В форт не имели доступ женщины. Каждый воин не имел право отсутствовать более 3х дней. Запрещалось проявлять страх перед противником в бою, даже если ситуация безнадёжна. Каждый йомсвикинг был обязан мстить за другого, как за брата. Вся добыча делилась поровну. Запрещались междоусобицы. Неповиновение строго наказывалось.

Однако такие правила возымели своё действие и йомсвикинги были по праву грозным войском и оружием в той или иной битве. Так, множество раз эта дружина участвовала на той или иной стороне наёмниками. И каждый раз считалось большой удачей, если йомсвикинги соглашались помочь своей мощью.

Народы балтийского побережья (а именно там располагалась знаменитая крепость) особенно часто ощущало на себе всю прелесть соседства с могучим городом. Не раз полякам и русским князям приходилось различными способами улаживать междоусобицы с йомсвикингами. Только выплата дани или установление родственных связей могло решить проблему.

В 989 г. у Херундафьорда были повержено войско йомсвикингов и захвачено несколько воинов. Над 30 из них проводилась расправа. Вот что написано в «Саге об Олаве сыне Трюггви»: «Среди них был красавец с длинными волосами. Он закинул волосы вперёд, подставил шею и сказал: «Не замарайте мне кровью волосы». Один человек взял рукой волосы и стал их крепко держать. Торкель взмахнул секирой. Йомсвикинг отдернул голову, и тот, кто держал его волосы подался вперёд. Секира обрушилась на руки, отсекла их и врезалась в землю. Тут подошёл Эйрик ярл и спросил: «Кто ты, красавец?». «Меня зовут Сигурд» — ответил тот. Эйрик говорит: «Хочешь, я подарю тебе жизнь?». «Смотря кто мне её дарит» — отвечает Сигурд. – «Тот дарит, — говорит ярл, — кто властен: Эйрик ярл…». «Хочу, — отвечает тот, — если мы все её получим»». В тот день Сигурда и оставшихся отпустили на волю.

Свейн Вилобородый, Олав Трюггвасон и многие другие знатные конунги не считали зазорным водить дружбу с этими воинами. Хотя и порой пользовались услугами наёмников друг против друга. Два великих сражения в истории увековечили братство: при Хьорунгаваге в 990 г. и при Свольде в 1000 г. при битве «трёх королей». Однако в этих знаменитых битвах йомсвикинги принимали сторону проигравших.

Славная история Йомсборга продолжается с середины X века до, примерно, 1043 года, когда норвежский конунг Магнус Олавсон Добрый с огромной ратью полностью уничтожает крепость. Цепь провалов в сражениях и отсутствие смелого и дисциплинированного вождя привели дружину в упадок, что и привело к печальным последствиям.

Сегодня существуют не только искатели так и не найденной крепости Йомборг, но и настоящие почитатели храбрости и доблести йомсвикингов во всём мире. Клуб http://www.jomsvikings.com/ объединяет в себе настоящих воинов со всего мира. Он реинкарнировал древнюю элитную дружину и по праву носит достойное название «братства йомсвикингов».

fiord.org

Действительно ли викинги сражались стеной щитов?

Археолог Рольф Ворминг (Rolf Warming) утверждает, что это одно из больших недоразумений нашего времени.

Мы часто представляем себе викингов выстроившихся за стеной щитов. Но их щиты были слишком слабыми и могли быть быстро сокрушены противником. (Фотография взята из Shutterstock)

Стена щитов популярна среди реконструкторов и широко растиражирована в кино и сериалах. Но близкий строй с перекрывающимися щитами викингов, возможно, никогда не существовал в том виде, каким мы его себе представляем.

«Это широкое заблуждение, что викинги стояли в строю близко друг к другу и создавали в бою, тем самым, крепкое формирование из своих круглых щитов,» — говорит Рольф Ворминг, глава Общества боевой археологии. Он раскритиковал популярную теорию в своей дипломной работе в Университете Копенгагена, посвящённой доисторической археологии.

Своё заключние он полагает на своих собственных экспериментах с мечами и щитами викингов, которые указывают на то, что защита была слишком слаба, чтобы оказывать сопротивление повторяющимся ударам — именно той нагрузке, которою должна выдерживать стена щитов в бою.

Лучшая защита — это хорошее нападение

Обвешанный защитой и шлёмом, Ворминг осуществлял археологический эксперимент с аутентично восстановленным круглым щитом эпохи викингов. С помощью партнёра, который атаковал его наточенной репликой меча викингов в различных боевых сценариях, Рольф смог протестировать эффективность различных методик использования щита с точки зрения конструкции и надёжности.

И результаты были не в пользу стены щитов.

«Эксперимент показал больше недостатков, чем преимуществ, т.к. условия проведения боя стены щитов не позволяют защитнику отразить поступающие атаки,» — говорит Ворминг.

Его щит получил больше повреждений в пассивной стенной стойке в сравнении со стратегией активного использования щита для парирования меча оппонента.

Щит викингов, обнаруженный на месте круглой крепости Треллеборг

Ворминг также провёл ревизию исторических источников, чтобы найти отсылки или описания использования стены щитов викингами. Однако, тогда как такое боевое построение упоминается в нескольких случаях, источники не предоставляют описания этого порядка формирования. Скорее всего речь шла не о боевой тактике, а о поэтическом выражении для описания больших порядков воинов, утверждает Ворминг.

Он также считает, что, более вероятно, викинги были больше индивидуальными бойцами, которые сражались против врага в свободном строю, используя щиты для перехвата наступательных ударов или для нанесения урона с помощью краёв щита.

«Легендарная стена щитов, хотя бы как тактика ближнего боя, как сейчас полагается — не находит подтверждения ни в литературе, ни на практике, » — утверждает Рольф Ворминг.

Стиль боя викингов должен быть пересмотрен

Ворминг не может сказать точно, откуда истоки такого заблуждения, но его куратор, Хенриетта Лингстрём (Henriette Lyngstrøm), доцент археологии Университета Копенгагена, была убеждена исследованиями Рольфа.

«Точка зрения, что викинги сражались плечом к плечу и ожидали атакующих ударов представляется мне необоснованной. Выводы Ворминга несут больше разумного смысла, » — говорит Лингстрём.

«Когда это утверждение будет признано в академических кругах оно несомненно изменит точку зрения на то, как сражались викинги, » — подытоживает доцент.