на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102 — РТ на русском
В России стартовало серийное производство средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты воздушного базирования Х-101/Х-102. Об этом заявил советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев. По его словам, комплексы должны надёжно защитить боеприпас от средств ПВО потенциального противника. В настоящее время оборонная промышленность РФ проводит модернизацию дальней авиации под применение Х-101/Х-102. Какими характеристиками обладает российская ракета — в материале RT.
Советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев сообщил о запуске производства комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты «воздух — земля» X-101/Х-102.
«Сегодня наши крылатые ракеты (X-101 и Х-102. — RT) имеют полноценный бортовой комплекс обороны, потому что такое стратегическое оружие нужно очень хорошо защитить», — сказал Михеев РИА Новости на полях авиасалона Airshow China 2018, проходящего сейчас в Чжухае.
Как пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов, аппаратура РЭБ на крылатых ракетах необходима для постановки помех радиолокационным станциям (РЛС) противника. По его словам, в предыдущие годы российские учёные совершили большой прогресс в сфере защиты авиационной техники и боеприпасов от радаров западных государств.
«Комплекс РЭБ на ракетах запускается автоматически после облучения вражеской радиолокационной станцией. Он фактически ослепляет средства ПВО противника, делая невозможным сопровождение и уничтожение. Говоря простым языком, с экрана оператора РЛС исчезает изображение цели. Поэтому её перехват невозможен», — сказал Кнутов.
По его мнению, российская промышленность продолжает совершенствовать бортовые комплексы РЭБ. В перспективе отечественные крылатые ракеты получат боевые части, которые, подлетая к цели, будут создавать мощный электромагнитный импульс. Таким образом, они смогут выводить из строя всю электронику противника в определённом радиусе.
- Загрузка крылатой ракеты X-101 в бомбардировщик-ракетоносец
- РИА Новости
Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.
Также по теме
«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения
Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса. ..
Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.
Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.
Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.
«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.
Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.
«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.
- Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
- РИА Новости
- © Алексей Куденко
Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.
На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.
Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).
Боевое крещение Х-101 состоялось 17 ноября 2015 года в Сирии. Удары по позициям террористов нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС (именно на этих машинах проходили испытания ракеты в 1990-е и 2000-е годы). Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2017 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков.
«Конечно, в применении Х-101 не было какой-то острой военной необходимости, так как это достаточно дорогое оружие. Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов.
- Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
- РИА Новости
- © Алексей Никольский
В ноябре 2017 года начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил, что модернизация самолётов дальней авиации ВКС России осуществляется «под применение новой крылатой ракеты Х-101».
Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках (располагаются внутри корпуса самолёта) — до 12. По словам Кнутова, Х-101/Х-102 заметно усиливают боевые возможности воздушного компонента ядерной триады РФ.
«На мой взгляд, X-101 намного превзошла все зарубежные аналоги. Её производство стало нашим ответом на создание последней модификации «Томагавка» (Tomahawk Block IV). В будущем X-101 войдёт в арсенал перспективного дальнего бомбардировщика (ПАК ДА). А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов.
Чем воюют на Украине. Крылатые ракеты — точность по многоцелевым задачам
https://ukraina.ru/20221111/1040658011.html
Чем воюют на Украине. Крылатые ракеты — точность по многоцелевым задачам
Чем воюют на Украине. Крылатые ракеты — точность по многоцелевым задачам — 11.11.2022 Украина.ру
Чем воюют на Украине. Крылатые ракеты — точность по многоцелевым задачам
Украина.ру, 11.11.2022
2022-11-11T08:45
2022-11-11T08:45
2022-11-11T09:47
геннадий алехин
эксклюзив
чем воюют на украине
сво
ракеты
вооружение
россия
украина
«искандер»
«калибр»
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/0b/09/1040666008_0:0:1112:626_1920x0_80_0_0_4a016a87ccad22967bab8bc48c89d96c.jpg
В ходе спецоперации Россия активно применяет сверхдальние крылатые ракеты Х-101.Сильная сторона ракеты — высокая точность. По оценкам специалистов и военных экспертов, отклонение от цели составляет всего лишь пять-десять метров. Ракета является основным вооружением стратегических бомбардировщиков ТУ-95 и ТУ-160. Хорошо зарекомендовала себя, пройдя боевое крещение в Сирии. Были уничтожены десятки различных целей: места базирования, командные пункты, лагеря подготовки боевиков. Высокая точность достигается за счет продвинутой инерциальной системы наведения и оптической или радиолокационной головки самонаведения. Х-101 запускается примерно в шести километрах от земли, летит на высотах от нескольких десятков до нескольких тысяч метров, маневрируя и огибая рельеф местности. А аппаратура самолетов-носителей теперь позволяет перенацеливать ракету даже после пуска.Дело в том, что дальняя крылатая ракета воздушного базирования Х-101 доработана с учетом ее боевого применения в Сирии. Представители конструкторского бюро корпорации «Тактическое ракетное вооружение» наблюдали подготовку ракет к применению и сами пуски: как в России, так и в Сирии. На основе полученных данных конструкторы проводили доводку изделий с учетом местного климата, корректировали полетные задания.Кстати, двигатель расположен внутри ракеты.
Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно только российские комплектующие. Используется комбинированная система наведения: не только инерциальная система с оптико-электронной коррекцией, но и головка самонаведения на конечном участке. А также может получать комплексную информацию как по маршруту, так и по координатам цели. По сравнению и в отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте.Еще одна особенность Х-101 — малозаметность для средств радиоэлектронной борьбы противника. Она обеспечивается специальной аэродинамической формой и выполненным с применением радиопоглощающих материалов корпусом. По мнению специалистов, эффективная площадь рассеивания примерно такая же, как и у самолетов-невидимок. По своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. Дальность полета ракеты 5500 километров, восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров.
Еще один вариант крылатой ракеты семейства Х-55, разработанный еще в советское время, получил теперь обозначение Х-555. Новая ракета оснащалась инерциально-доплеровской системой наведения, сочетавшей прежнюю коррекцию по рельефу с оптикоэлектронным коррелятором и возможностью спутниковой навигации. Ее точностные характеристики описывались величинами порядка 20 м. Предусматривалась возможность снаряжения Х-555 несколькими типами БЧ в зависимости от задачи — фугасной, проникающей для поражения укрытий и защищенных целей или кассетной с осколочными, фугасными или кумулятивными поражающими элементами для удара по площадным и протяженным целям. Переход на неядерную БЧ вызвал ряд проблем — все же спецзаряд был довольно компактен и весил немного, тогда как обычная БЧ такой массы оказывалась слишком слабой и требовала усиления. Сохранение приемлемой массы всего изделия было достигнуто за счет некоторого уменьшения запаса топлива.В конечном счете более массивная БЧ и новая аппаратура привели к увеличению стартовой массы Х-555 на сотню кг по сравнению с прототипом, доведя ее до 1280 кг.
Для сохранения дальности было предложено, помимо базового варианта, оснащать Х-555 конформными подвесными баками на 220 кг топлива. Характеризуя возможности такого вооружения, опытные летчики ВКС справедливо считают, что один Ту-160 с дюжиной таких ракет способен решать задачи, до того требовавшие привлечения целого авиаполка.Ракета Х-32 класса «воздух — земля» (известная как изделие 9-А-2362), была принята на вооружение ВС РФ в 2016 году, являясь точной копией ракеты Х-22, но это только внешнее сходство. Ее в включили в гособоронзаказ под стратегический бомбардировщик Ту-22М3, чуть позднее — под Ту-22М3М. После серии пусков на учебном полигоне Минобороны заказали партию Х-22 для последующей замены их на Х-32.Плюс Х-32 имеет новое цифровое радиоэлектронное оборудование, в которое входит бортовой цифровой вычислительный комплекс, помехозащищенную активно-пассивную радиолокационную станцию и собственные системы радиоэлектронного противодействия. Эта ракета способна атаковать цель в крутом пикировании, что исключает ее перехват средствами ПРО и делает невидимой для РЛС противника.
Несмотря на то что ракета Х-22, как и последующая Х-32, являются по определению противокорабельными, они являются универсальными ракетными комплексами, способными с одинаковой эффективностью поражать как надводные, так и наземные цели.У Х-32 есть особенность — она может подниматься после отделения от самолета-носителя на высоту до 40 км и после отвесно пикировать на цель, лишая возможности американские корабельные системы ПРО ее уничтожить. Многочастотная РЛС этой ракеты обладает повышенной устойчивостью ко всем современным средствам РЭБ. Обладает новая ракета и рекордной дальностью среди всех противокорабельных ракет в 1000 км.Настоящим трудягой военной спецоперации на Украине из семейства высокоточных российских ракетных вооружений стал комплекс «Искандер-М» Их применяют наиболее часто, что видно и по видеосюжетам Минобороны, эффективно используются, судя по отчетам, и ракеты «Калибр», запускаемые с кораблей в Черном море. А вот об использовании «Кинжалов» и таких ракет как Х-32, можно услышать гораздо реже.
Это «штучный» товар, применяемый по особой необходимости.Цена в затратной части на производство, к слову, здесь тоже имеет значение. Не умаляя достоинств «Искандеров» и «Калибров», которые выше всех похвал по всем показателям, дозированное применение «Кинжалов» и Х-32 вполне оправданно. Во-первых, из-за их недавнего поступления на вооружение, таких ракет произведено не так много, а во-вторых, из пушки по воробьям не стреляют. Эти же бьют «белке в глаз».Также появилась информация о том, что многоцелевые истребители Су-30СМ морской авиации Черноморского флота РФ применили в ходе спецоперации сверхзвуковые ракеты Х-31, известные на Западе как «Криптон» (AS-17 Krypton). Они показали свою эффективность в ликвидации объектов ПВО и других военных объектов ВСУ. Ракетные удары наносятся по позициям радиолокационных станций ПВО Украины и пунктам управления войсками ПВО.Если уж затронули комплексы ПВО, стоит сказать о старых, проверенных еще с советских времен, комплексах С-300. Они стоят на вооружении в российской армии.
В них изначально, еще при их разработке, были заложены возможности стрельбы не только по воздушным объектам, но и по наземным целям. Нашим войскам в середине 90-х годов была поставлена задача более подробно изучить возможность работы «по земле». Производились соответствующие расчеты, готовили специалистов. А стрельбы проводили на полигоне «Ашулук» в Астраханской области. Для этого использовались комплексы С-300 модификаций «ПТ», «ПС» и «ПМ». Мне доводилось наблюдать за такими «испытаниями» еще в середине девяностых годов.На земле выкладывали макеты, имитирующие различные объекты, которые служили целями для стрельбы наших комплексов по наземным целям. Боевые расчеты по команде вводили координаты неподвижной цели, ракета стартовала, подлетала к этой наземной цели и на определённой высоте подрывалась. После этого командиры проверяли, насколько точно и сильно осколками и динамическим ударом взрывной волны поражен этот объект.Уже тогда специалистами был сделан вывод, что наши комплексы ПВО прекрасно могут работать по колоннам танков, по защищенной технике и укрепленным сооружениям, так как вес боевой части этих ракет в различных модификациях от 90 кг до 250 кг.
Это большой объем взрывчатого вещества. К тому же он находится в металлической «рубашке» и имеет множество поражающих элементов. Раньше это были металлические кубики, позже использовались другие элементы. Но на полигоне после их разлета были в пыль разнесены все наземные мишени.Не удивительно потому, что в ходе проведения спецоперации на Украине вспомнили этот опыт. Если есть такая возможность, надо её реализовать. Тем более, что у нас имеется много довольно старых ракет для комплексов С-300.Нанесение мощных, высокоточных, интенсивных ударов по военным объектам Украины, а также по критической инфраструктуре в различных крупных городах Украины, включая Киев, вызвали реакцию разной степени адекватности. На Украине (и что, на удивление, доверчивый Запад аналогично верит в эту откровенную лабуду) до сих пор надеются на весенние россказни «песенника-бандуриста» Арестовича, что российские ракеты если не закончились, «то вот-вот», буквально в понедельник или во вторник. Но это не точно… Но даже несмотря на сложности с комплектующими из-за западных ограничивающих мер по поводу поставок всего спектра электронной техники, военная промышленность России смогла преодолеть западные технологические ограничения и запреты, пускай и не в полной мере.
Поэтому слепая вера команды Зеленского и толерантного Запада в «мифы и легенды Древней Греции» об окончании ракет в России — это просто отрицание очевидного.
https://ukraina.ru/20220513/1033957932.html
https://ukraina.ru/20220824/1038056099.html
https://ukraina.ru/20220901/1038312069.html
https://ukraina.ru/20221024/1040058236.html
https://ukraina.ru
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Геннадий Алёхин
Геннадий Алёхин
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/0b/09/1040666008_0:0:844:633_1920x0_80_0_0_f115ebcd8f86e875619e3938988be55f. jpg
1920
1920
true
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Геннадий Алёхин
геннадий алехин, эксклюзив, сво, ракеты, вооружение, россия, украина, «искандер», «калибр», «кинжал»
Геннадий Алехин, Эксклюзив, Чем воюют на Украине, СВО, ракеты, вооружение, Россия, Украина, «Искандер», «Калибр», «Кинжал»
В ходе спецоперации Россия активно применяет сверхдальние крылатые ракеты Х-101.
Сильная сторона ракеты — высокая точность. По оценкам специалистов и военных экспертов, отклонение от цели составляет всего лишь пять-десять метров. Ракета является основным вооружением стратегических бомбардировщиков ТУ-95 и ТУ-160. Хорошо зарекомендовала себя, пройдя боевое крещение в Сирии. Были уничтожены десятки различных целей: места базирования, командные пункты, лагеря подготовки боевиков. Высокая точность достигается за счет продвинутой инерциальной системы наведения и оптической или радиолокационной головки самонаведения. Х-101 запускается примерно в шести километрах от земли, летит на высотах от нескольких десятков до нескольких тысяч метров, маневрируя и огибая рельеф местности. А аппаратура самолетов-носителей теперь позволяет перенацеливать ракету даже после пуска.
13 мая 2022, 15:32
Геннадий Алехин: Кто онБывший харьковчанин, боевой офицер, руководитель информационной службы группировки федеральных войск во время Второй чеченской войны, ныне военный обозреватель
Дело в том, что дальняя крылатая ракета воздушного базирования Х-101 доработана с учетом ее боевого применения в Сирии. Представители конструкторского бюро корпорации «Тактическое ракетное вооружение» наблюдали подготовку ракет к применению и сами пуски: как в России, так и в Сирии. На основе полученных данных конструкторы проводили доводку изделий с учетом местного климата, корректировали полетные задания.
Кстати, двигатель расположен внутри ракеты. Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно только российские комплектующие. Используется комбинированная система наведения: не только инерциальная система с оптико-электронной коррекцией, но и головка самонаведения на конечном участке. А также может получать комплексную информацию как по маршруту, так и по координатам цели. По сравнению и в отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте.
24 августа 2022, 15:49Чем воюют на Украине
Чем воюют на Украине: от «Кувалды Сталина» до модернизированных артиллерийских установок»Боги войны» — вновь на переднем крае линии огня
Еще одна особенность Х-101 — малозаметность для средств радиоэлектронной борьбы противника. Она обеспечивается специальной аэродинамической формой и выполненным с применением радиопоглощающих материалов корпусом. По мнению специалистов, эффективная площадь рассеивания примерно такая же, как и у самолетов-невидимок. По своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. Дальность полета ракеты 5500 километров, восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров.
Еще один вариант крылатой ракеты семейства Х-55, разработанный еще в советское время, получил теперь обозначение Х-555. Новая ракета оснащалась инерциально-доплеровской системой наведения, сочетавшей прежнюю коррекцию по рельефу с оптикоэлектронным коррелятором и возможностью спутниковой навигации. Ее точностные характеристики описывались величинами порядка 20 м. Предусматривалась возможность снаряжения Х-555 несколькими типами БЧ в зависимости от задачи — фугасной, проникающей для поражения укрытий и защищенных целей или кассетной с осколочными, фугасными или кумулятивными поражающими элементами для удара по площадным и протяженным целям.
Переход на неядерную БЧ вызвал ряд проблем — все же спецзаряд был довольно компактен и весил немного, тогда как обычная БЧ такой массы оказывалась слишком слабой и требовала усиления. Сохранение приемлемой массы всего изделия было достигнуто за счет некоторого уменьшения запаса топлива.
В конечном счете более массивная БЧ и новая аппаратура привели к увеличению стартовой массы Х-555 на сотню кг по сравнению с прототипом, доведя ее до 1280 кг. Для сохранения дальности было предложено, помимо базового варианта, оснащать Х-555 конформными подвесными баками на 220 кг топлива. Характеризуя возможности такого вооружения, опытные летчики ВКС справедливо считают, что один Ту-160 с дюжиной таких ракет способен решать задачи, до того требовавшие привлечения целого авиаполка.
Ракета Х-32 класса «воздух — земля» (известная как изделие 9-А-2362), была принята на вооружение ВС РФ в 2016 году, являясь точной копией ракеты Х-22, но это только внешнее сходство. Ее в включили в гособоронзаказ под стратегический бомбардировщик Ту-22М3, чуть позднее — под Ту-22М3М. После серии пусков на учебном полигоне Минобороны заказали партию Х-22 для последующей замены их на Х-32.
1 сентября 2022, 07:55Чем воюют на Украине
Чем воюют на Украине. От советских БТР до новейших «Бумерангов»
Плюс Х-32 имеет новое цифровое радиоэлектронное оборудование, в которое входит бортовой цифровой вычислительный комплекс, помехозащищенную активно-пассивную радиолокационную станцию и собственные системы радиоэлектронного противодействия. Эта ракета способна атаковать цель в крутом пикировании, что исключает ее перехват средствами ПРО и делает невидимой для РЛС противника. Несмотря на то что ракета Х-22, как и последующая Х-32, являются по определению противокорабельными, они являются универсальными ракетными комплексами, способными с одинаковой эффективностью поражать как надводные, так и наземные цели.
У Х-32 есть особенность — она может подниматься после отделения от самолета-носителя на высоту до 40 км и после отвесно пикировать на цель, лишая возможности американские корабельные системы ПРО ее уничтожить. Многочастотная РЛС этой ракеты обладает повышенной устойчивостью ко всем современным средствам РЭБ. Обладает новая ракета и рекордной дальностью среди всех противокорабельных ракет в 1000 км.
Настоящим трудягой военной спецоперации на Украине из семейства высокоточных российских ракетных вооружений стал комплекс «Искандер-М» Их применяют наиболее часто, что видно и по видеосюжетам Минобороны, эффективно используются, судя по отчетам, и ракеты «Калибр», запускаемые с кораблей в Черном море. А вот об использовании «Кинжалов» и таких ракет как Х-32, можно услышать гораздо реже.
Это «штучный» товар, применяемый по особой необходимости.
Цена в затратной части на производство, к слову, здесь тоже имеет значение. Не умаляя достоинств «Искандеров» и «Калибров», которые выше всех похвал по всем показателям, дозированное применение «Кинжалов» и Х-32 вполне оправданно. Во-первых, из-за их недавнего поступления на вооружение, таких ракет произведено не так много, а во-вторых, из пушки по воробьям не стреляют. Эти же бьют «белке в глаз».
Также появилась информация о том, что многоцелевые истребители Су-30СМ морской авиации Черноморского флота РФ применили в ходе спецоперации сверхзвуковые ракеты Х-31, известные на Западе как «Криптон» (AS-17 Krypton). Они показали свою эффективность в ликвидации объектов ПВО и других военных объектов ВСУ. Ракетные удары наносятся по позициям радиолокационных станций ПВО Украины и пунктам управления войсками ПВО.
Если уж затронули комплексы ПВО, стоит сказать о старых, проверенных еще с советских времен, комплексах С-300. Они стоят на вооружении в российской армии. В них изначально, еще при их разработке, были заложены возможности стрельбы не только по воздушным объектам, но и по наземным целям. Нашим войскам в середине 90-х годов была поставлена задача более подробно изучить возможность работы «по земле». Производились соответствующие расчеты, готовили специалистов. А стрельбы проводили на полигоне «Ашулук» в Астраханской области. Для этого использовались комплексы С-300 модификаций «ПТ», «ПС» и «ПМ». Мне доводилось наблюдать за такими «испытаниями» еще в середине девяностых годов.
На земле выкладывали макеты, имитирующие различные объекты, которые служили целями для стрельбы наших комплексов по наземным целям. Боевые расчеты по команде вводили координаты неподвижной цели, ракета стартовала, подлетала к этой наземной цели и на определённой высоте подрывалась. После этого командиры проверяли, насколько точно и сильно осколками и динамическим ударом взрывной волны поражен этот объект.
Уже тогда специалистами был сделан вывод, что наши комплексы ПВО прекрасно могут работать по колоннам танков, по защищенной технике и укрепленным сооружениям, так как вес боевой части этих ракет в различных модификациях от 90 кг до 250 кг. Это большой объем взрывчатого вещества. К тому же он находится в металлической «рубашке» и имеет множество поражающих элементов. Раньше это были металлические кубики, позже использовались другие элементы. Но на полигоне после их разлета были в пыль разнесены все наземные мишени.
24 октября 2022, 04:08Чем воюют на Украине
«Эх, тачанка-ростовчанка!» Легкие бронированные вооружения, их оснащение и использование в спецоперацииНа чем воюют, передвигаются и нападают российские и украинские войска
Не удивительно потому, что в ходе проведения спецоперации на Украине вспомнили этот опыт. Если есть такая возможность, надо её реализовать. Тем более, что у нас имеется много довольно старых ракет для комплексов С-300.
Нанесение мощных, высокоточных, интенсивных ударов по военным объектам Украины, а также по критической инфраструктуре в различных крупных городах Украины, включая Киев, вызвали реакцию разной степени адекватности. На Украине (и что, на удивление, доверчивый Запад аналогично верит в эту откровенную лабуду) до сих пор надеются на весенние россказни «песенника-бандуриста» Арестовича, что российские ракеты если не закончились, «то вот-вот», буквально в понедельник или во вторник. Но это не точно… Но даже несмотря на сложности с комплектующими из-за западных ограничивающих мер по поводу поставок всего спектра электронной техники, военная промышленность России смогла преодолеть западные технологические ограничения и запреты, пускай и не в полной мере. Поэтому слепая вера команды Зеленского и толерантного Запада в «мифы и легенды Древней Греции» об окончании ракет в России — это просто отрицание очевидного.
Трио российских стратегических бомбардировщиков позирует почти со всем своим вооружением
Устрашающий на вид массив оружия, искусно размещенный перед самолетом, который, как ожидается, будет его нести, является знакомым приемом военной авиации и часто используется как для военных «демонстраций силы», ” и маркетинговых целях. Однако до сих пор было очень мало возможностей увидеть российские стратегические бомбардировщики вместе с их потенциальными полезными нагрузками. Ситуация изменилась с появлением сопроводительного набора фотографий, недавно опубликованного Министерством обороны России.
На трех фотографиях, являющихся частью более крупного пакета изображений, который был опубликован министерством обороны в Интернете 6 ноября 2020 года, показаны аналогичные постановочные виды трех боевых типов, которыми в настоящее время оснащены дальнобойные ракеты ВКС России. Авиационная часть: Ту-160 «Блэкджек», Ту-95МС «Медведь-Н» и Ту-22М3 «Бэкфайр-С». Каждый из трех самолетов-бомбардировщиков/ракетоносцев, все из которых были разработаны конструкторским бюро Туполева, представлен набором оружия, которое они могут нести, включая редко встречающиеся крылатые ракеты-невидимки. Есть и заметные упущения.
Сверхзвуковой поворотный Ту-160 стоит на взлетно-посадочной полосе за двумя рядами дозвуковых крылатых ракет воздушного базирования. Ближайшая к самолету линия из 12 дозвуковых крылатых ракет Х-55СМ, получивших кодовое название AS-15 Kent в НАТО. Это «устаревшее» ядерное оружие, первоначальная конструкция которого восходит к концу 1970-х годов и которое совсем недавно послужило основой для крылатых ракет, разработанных в Китае и Иране.
Здесь откинуты управляющие поверхности турбовентиляторной ракеты. Х-55СМ может быть оснащен двумя конформными топливными баками, чтобы увеличить дальность полета примерно до 1864 миль, и они видны прикрепленными. Сообщается, что некоторые из вооружений Х-55СМ ВКС России были переоборудованы в неядерные Х-555 или АС-22 Клюге, но все показанные, по-видимому, являются ядерными Х-55СМ, поскольку у них нет добавленных передних стабилизаторов. к обычной версии.
Ту-160 Блэкджек., Минобороны России Ближе всего к камере на фото Ту-160 еще дюжина экземпляров более современной малозаметной дозвуковой крылатой ракеты Х-101/102, аналогичным образом установленной на наземных тележках. . Это оружие нового поколения с самого начала разрабатывалось в неядерном Х-101 (НАТО AS-23A Kodiak) и ядерном Х-102 (AS-23B). Как и Х-55СМ, ракеты оснащены ТРДД. Сообщается, что максимальная дальность ракеты Х-101 составляет от 1864 до 2485 миль, а Х-102 может летать дальше. Это оружие, по-видимому, было запущено в серийное производство в 2010–2011 годах, а Х-101 впоследствии использовалась в боевых действиях во время российской кампании в Сирии, запущенная как Ту-160, так и Ту-9.Бомбардировщики 5МС.
Ту-160 может нести вооружение только внутри, в тандемных бомбоотсеках. Каждая содержит поворотную пусковую установку, которая может нести шесть ракет, всего 12 ракет серии Х-55 или 12 ракет Х-101/102.
Как и Ту-160, Ту-95МС с турбовинтовым двигателем в настоящее время может нести только ракеты, хотя теперь он также получил возможности обычных крылатых ракет, чтобы обеспечить гораздо больший уровень гибкости в период после окончания холодной войны. эпоха. В этом ракурсе мы видим те же типы вооружения, что и на Ту-160, хотя и в другом количестве: шесть Х-55СМ и восемь Х-101/102.
Этот Bear-H, показанный на фотографии, является образцом, оснащенным четырьмя сдвоенными узлами подвески под крыльями, что позволяет перевозить до восьми Х-101/ 102, которые в противном случае слишком велики, чтобы поместиться в существующий бомбоотсек.
На Ту-95МС установлена та же поворотная пусковая установка, что и на Ту-160, но поскольку у него только один бомбоотсек, его внутренняя полезная нагрузка уменьшена до шести ракет серии Х-55. Около половины флота составляют Ту-9.Самолет 5МС16, который может нести под крыльями еще 10 ракет Х-55.
Наконец, Ту-22М3 средней дальности — еще один сверхзвуковой самолет с поворотным крылом — представлен исключительно с вариантами вооружения свободного падения, включая пару огромных бомб общего назначения ФАБ-3000, каждая весом 6614 фунтов, за которыми следуют орудия все меньшей массы, включая обтекаемое вооружение и два различных типа 1102-фунтовых универсальных бомб с плоской головкой. Дополнительные бомбы устанавливаются на внешних держателях Backfire под фиксированной секцией крыльев. Все эти бомбы относятся к периоду холодной войны и отражают тот факт, что подавляющее большинство боеприпасов, используемых в бою ВКС России, по-прежнему являются неуправляемыми, что приводит к снижению точности.
Удивительно, но ракетное вооружение Ту-22М3 не показано. Backfire может нести максимум три, но чаще один или два экземпляра огромной ракеты Х-22, известной в НАТО как AS-4 Kitchen, которая была запущена в производство еще в конце 1960-х годов. Это оружие с треугольным крылом, оснащенное жидкостным ракетным двигателем, может использоваться как против ценных неподвижных наземных целей, так и против боевых кораблей. Разгоняясь до почти гиперзвуковых скоростей свыше 4 Маха для окончательного набега на цель, он, несмотря на свой возраст, остается проблемой для систем ПВО. Он может нести ядерную или обычную боеголовку и имеет максимальную дальность полета 317 миль. Сейчас его заменяет внешне похожий Х-32, дальность полета которого увеличена примерно до 559 м.миль.
Хотя «Бэкфайр» никогда не запускал ракеты Х-22 или Х-32 в бою, они сбрасывали свободнопадающие бомбы, последний раз над Сирией. Это может быть причиной отсутствия ракетного вооружения в данном экземпляре. Также возможно, что сейчас Х-22 вытесняют более современные Х-32, которые могут быть оптимизированы только для противокорабельных ударов. Если это так, то комплектация Ту-22М3 может отражать текущие варианты вооружения этого типа для использования против наземных целей.
В ходе операций над Сирией Ту-22М3 сбрасывали «палки» из 10 или 12 551-фунтовые бомбы, или шесть 1102-фунтовые бомбы и, по крайней мере, один раз была доставлена одна 6614-фунтовые бомбы.
Несмотря на свой возраст, три стратегических бомбардировщика Воздушно-космических сил России обладают полезным потенциалом и более универсальны, чем межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), составляющие два других вида традиционных ядерная «триада». Тот факт, что бомбардировщики могут быть развернуты в передовом районе и, во все большей степени, могут использовать различные обычные вооружения, повышает их полезность.
В частности, Ту-22М3 может показаться пережитком холодной войны, представляющим класс бомбардировщиков, исчезнувший из арсеналов западных стран, хотя следует отметить, что в отличие от Ту-160 и Ту-95MS, Backfire не подпадает под действие нового договора СНВ, который накладывает ограничения на максимальный размер всего парка бомбардировщиков. С другой стороны, потенциальная расторжение договора может привести к восстановлению возможности дозаправки Ту-22М3 в воздухе, чтобы обеспечить ему подлинную стратегическую дальность полета.
В настоящее время реализуются программы модернизации каждого из трех стратегических видов ВКС России, запущена программа по возобновлению производства Ту-160 и его уникальных двигателей НК-25. Эти обновления, а также новые Блэкджеки должны гарантировать, что дальняя авиация останется полезной, по крайней мере, до прибытия обещанного ПАК ДА нового поколения, хотя нынешние сроки для этого кажутся сомнительными.
В сочетании с громкими зарубежными визитами и увеличивающимся темпом дальних «патрульных» полетов ВКС России, возможно, неудивительно, что Министерство обороны России использует эту возможность, чтобы продемонстрировать, по крайней мере, некоторые из полезных нагрузок его бомбардировщики.
Связаться с автором: [email protected]
Система космического запуска
Построен компанией Boeing Построен поставщиком, не входящим в состав Boeing
Космический корабль «Орион»
Запущенный на SLS космический корабль «Орион» будет служить в качестве исследовательского корабля, который
доставить до четырех членов экипажа в космос, обеспечить возможность аварийного
экипажу во время многонедельных миссий и обеспечить безопасный вход на Землю с глубокой
скорости возвращения в космос. Он состоит из модуля экипажа, служебного модуля и
система прерывания запуска.
Создан компанией Lockheed Martin | НАСА/Радислав Синяк, фото
ICPS
Промежуточная криогенная двигательная ступень (ICPS) для SLS Block 1 является начальной конфигурации, способной доставить на Луну 27 метрических тонн полезной нагрузки. На основе проверенная криогенная вторая ступень Delta и приводится в действие одним двигателем Aerojet Rocketdyne RL10 двигатель, ICPS заставит беспилотный космический корабль Orion полететь за пределы Луны и вернемся к миссии Artemis I.
Построен United Launch Alliance и Boeing | Фото NASA/Ben Smegelsky
LVSA
Адаптер ступени ракеты-носителя (LVSA) соединяет основную ступень блока 1 с верхней
этап при обеспечении структурных, электрических и коммуникационных путей. Он разделяет
основная ступень второй ступени, в которую входят астронавты в составе экипажа Ориона
транспортное средство.
Построен компанией Teledyne Brown Engineering | Фото НАСА/Фреда Дитона
Передняя юбка
Как мозг SLS, передняя юбка отвечает за достижение ракетой своей цели. место назначения. В нем размещены бортовые компьютеры, камеры и авионика — маршрутизаторы, процессоры, питание, другие блоки и программное обеспечение, управляющее функциями сцены и коммуникации. Вместе с баком с жидким кислородом и промежуточным баком он составляет верхняя половина основного этапа.
Построен Боингом | Фото НАСА/Эрика Борделона
Бак LOX
Бак жидкого кислорода (LOX) вмещает 196 000 галлонов (742 000 литров) жидкого кислорода
охлаждается до минус 297 градусов по Фаренгейту. Покрытие из термопены защищает его от
экстремальные температуры — холод порохов и жар трения. А
тестовая статья в Центре космических полетов имени Маршалла НАСА в 2020 году подверглась
170 % максимальных расчетных полетных нагрузок — намного больше, чем давление при взлете и
пуск — до разрыва и разлива 197000 галлонов (746000 литров)
вода на испытательном стенде.
Построен Боингом | Фото НАСА
Intertank
Вместе с баками Lh3 и LOX в межбаковом корпусе размещается авионика и электроника,
будет управлять ракетой в полете. На нем также закреплены две массивные твердотопливные ракеты.
бустеры. Блоки авионики на базовой ступени SLS работают с полетным программным обеспечением для
выполнять различные функции в течение первых восьми минут полета. Некоторые контролируют
навигации, некоторые связываются с космическим кораблем Орион, а некоторые контролируют, как
двигатели работают. Интербак составляет верхнюю половину основной ступени вместе с
бак LOX и передняя юбка.
Построен Боингом | Фото NASA/Jude Guidry
Твердотопливные ракетные ускорители
Крупнейшие твердотопливные ракетные ускорители, когда-либо построенные для полета, SLS twin ракеты-носители имеют высоту 17 этажей и сжигают около шести тонн топлива каждую секунду. Каждый ускоритель создает большую тягу, чем 14 четырехмоторных коммерческих авиалайнеров. Вместе сдвоенные ускорители SLS обеспечивают более 75% общей тяги при запуске.
Построено Northrop Grumman | Фото NASA/Scott Mohrman
Бак Lh3
Бак с жидким водородом (Lh3) составляет две трети основной ступени, весит 150 000 кг. фунтов (68 000 кг) и вмещает 537 000 галлонов (2 миллиона литров) жидкости
водород, охлажденный до минус 423 градусов по Фаренгейту. Термальная пена удерживает Lh3 на
правильная температура и давление. Тестовое изделие конструктивно идентично полету
оборудование в Центре космических полетов Маршалла НАСА в 2019 годувыдержал более
260 % ожидаемых полетных нагрузок за пять часов до потери устойчивости.
Построен Боингом | NASA/MAF/Steven Seipel фото
Секция двигателя
В дополнение к километрам кабелей и сотням датчиков, секция двигателя представляет собой
ключевая точка крепления четырех двигателей РС-25, работающих с двумя твердотопливными ракетами.
ускорители для создания общей тяги в 8,8 миллиона фунтов на старте. Авионика
здесь и рулить двигателями. Он был построен вертикально и перевернут горизонтально, чтобы
соединиться с танком Lh3.
Построен Боингом | Фото НАСА
Двигатели RS-25
Четыре двигателя RS-25 обеспечивают тягу более 2 миллионов фунтов на высоте. В сочетании с двумя пятисекционными твердотопливными ускорителями двигательная установка будет дать SLS около 8,8 миллионов фунтов тяги при запуске — больше подъемной силы, чем любой нынешняя ракета и на 15% больше, чем у Saturn V. Вариант РС-25 находится в производстве. для миссий Artemis после первых четырех.
Создано Aerojet Rocketdyne | Аэроджет Рокетдайн фото
Посмотрите, как была подготовлена основная сцена Artemis I для доставки из Стенниса в Кеннеди.
Посмотрите, как различные элементы ракеты были уложены на верхней части мобильной пусковой установки.
3 апреля 2023 г., Космос и инновации
Миссия Artemis II впервые за 50 лет отправит человечество на Луну.
Узнать больше
30 марта 2023 г. в Космос и технологии
Разгонный блок, построенный компанией Boeing, будет питать систему космического запуска НАСА во время ее первого полета на Марс.
Узнать больше
20 марта 2023 г. в космосе
Команда Boeing на сборочном заводе НАСА в Мишуде в Новом Орлеане 17 марта завершает соединение пятой и последней секции конструкции Core Stage 2.
Подробнее
15 февраля 2023 г. в Космос
Открывается новая производственная площадка для новой верхней ступени, которая отправит экипаж и груз Артемиды в дальний космос.
Узнать больше
12 декабря 2022 г. в Космосе
Лунная ракета, построенная Боингом, запустила Орион по точному пути вокруг Луны и обратно с достижением целей.
Узнать больше
12 декабря 2022 г. в космосе
Пути трех сотрудников на площадке в Алабаме отражают традиции инноваций Boeing.
Узнать больше
11 декабря 2022 г. в космосе
Команда Artemis Prime Industry поздравляет НАСА с успехом Artemis I
Узнать больше
9 декабря 2022 г. в космосе
Ракета Space Launch System, построенная компанией Boeing, оправдала или даже превзошла все ожидания.
Узнать больше
9 декабря 2022 г. в космосе
Аполлон-17 был запущен 50 лет назад, что стало последней миссией легендарной программы пилотируемых космических полетов.
Узнать больше
23 ноября 2022 г. в Космосе
Космический корабль Artemis I выходит на лунную орбиту с помощью системы космического запуска и разгона разгонного блока.
Узнать больше
21 ноября 2022 г. в космосе
10 спутников, названных CubeSats, были запущены с верхней ступени ракеты для проведения экспериментов.
Узнать больше
16 ноября 2022 г. в Космосе
Ракета, построенная компанией Boeing, запускает космический корабль Orion для летных испытаний на орбиту Луны.
Узнать больше
14 ноября 2022 г. в космосе
Окно запуска беспилотной лунной миссии НАСА «Артемида I» открывается в 1:04 утра по восточному времени 16 ноября.
Узнать больше
12 сентября 2022 г. в космосе
Мы размышляем о 60-летии исторической речи президента Джона Ф. Кеннеди «Мы выбираем полет на Луну».
Узнать больше
2 сентября 2022 г. в космосе
Старт миссии на Луну намечен на 14:17. Восточное время с двухчасовым окном запуска.
Узнать больше
28 августа 2022 г. в космосе
Смотрите в прямом эфире запуск ракеты NASA Space Launch System в рамках миссии Artemis I Moon.
Узнать больше
26 августа 2022 г. в космосе
Взгляд изнутри на то, что происходит, когда часы старта Артемиды I начинают тикать
Узнать больше
25 августа 2022 г. в космосе
НАСА планирует развитие исследования Луны в рамках программы Artemis.
Узнать больше
24 августа 2022 г. в Космосе
У Артемиды I есть два часа, чтобы стартовать, прежде чем стартовая площадка сместится с лунной орбиты.
Подробнее
23 августа 2022 г. в космосе
Инженерные группы объявляют беспилотную миссию готовой к запуску 29 августа на орбиту Луны.
Узнать больше
18 августа 2022 г. в космосе
SLS Core Stage играет центральную роль в миссии по возвращению на Луну
Узнать больше
17 августа 2022 г. в космосе
Ракета и космический корабль Artemis I снова стоят на стартовом комплексе 39B в Космическом центре Кеннеди НАСА, пока группы запуска и поддержки миссии фиксируют требования перед стартом, намеченным на 29 августа..
Узнать больше
29 августа 2022 г. в космосе
Первая ракета NASA Space Launch System и космический корабль Orion начнут движение к стартовой площадке для запуска 29 августа миссии Artemis I.
Узнать больше
7 августа 2022 года в космосе
Каждая секунда на счету в 8,5-минутной миссии. Узнайте об основном путешествии системы космического запуска после старта.
Узнать больше
2 августа 2022 г. в космосе
Как команда Космического центра Кеннеди готовит американскую ракету к первому запуску
Узнать больше
26 июля 2022 г. в космосе
Посмотрите на сходства и различия между Аполлоном и Артемидой.
Узнать больше
20 июня 2022 г. в космосе
Система космического запуска заправлена, слита во время обратного отсчета тренировки
Узнать больше
20 июня 2022 г. в Defense, Space
Ракета НАСА SLS, космический корабль Orion и наземные системы готовятся к следующей попытке репетиции мокрой одежды 20 июня
Подробнее
SLS запустит постоянное присутствие человека в дальнем космосе. Его гибкость и способность к развитию будут поддерживать различные исследовательские, научные и охранные миссии.
Во время испытательного полета Artemis I компания SLS запустила неуправляемый космический корабль Orion на Луну, чтобы проверить работу интегрированной системы. Дополнительные миссии запланированы с этой конфигурацией NASA SLS Block 1 и его возможностью запуска полезной нагрузки 27 метрических тонн для транслунной инъекции (TLI) за пределы околоземной орбиты, как еще более мощная версия Block 1B, оснащенная разведочной верхней ступенью (EUS) — проектируется и строится. EUS предоставит НАСА полностью предназначенную для человека ступень, которая позволит исследовать дальний космос со значительными возможностями полезной нагрузки и, как ожидается, позволит доставить на Луну на 40 процентов больше полезной нагрузки по сравнению с конфигурацией SLS Block 1.
Boeing производит летное оборудование для Artemis II и последующих.
Узнайте больше о возможностях миссии Space Launch System.
НАСА является заказчиком для Boeing основной ступени, разгонных блоков и авионики системы космического запуска — американской ракеты, — которая будет поддерживать миссии Artemis на Луну и сделает возможным пилотируемый космический полет следующего поколения.
Компания Boeing привержена программе NASA Artemis и видению Национального космического совета в отношении дальнейшего лидерства Америки и международного партнерства в космосе.
Уникальные возможности системы космического запуска означают, что она может выполнять сложные задачи в области науки, национальной безопасности и разведки для широкого круга потенциальных клиентов.