Трагедия «Комсомольца»: атомная подлодка К-278 погибла 31 год назад
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Рубрика:
История
07.04.2020 11:00
Майя Бирюкова
В результате пожара 7 апреля 1989 года затонула советская атомная подводная лодка К-278, незадолго до трагедии она получила свое печально известное имя «Комсомолец». Затонувшая подлодка до сих пор находится на дне Норвежского моря.
U.S. Navy / wikimedia.org
Только на проектирование подлодки с повышенной глубиной погружения ушло 8 лет. Субмарина с корпусом из титанового сплава была полноценным боевым кораблем: на воду АПЛ К-278 проекта 685 «Плавник» была спущена в июне 1983 года. Большая часть ее погружений была связана с глубоководными исследованиями и экспериментами, но на счету были и боевые службы. При возвращении с третьей случился пожар, который в итоге погубил «Комсомольца»: причин его никто не знает до сегодняшнего дня.
7 апреля в 11:02, когда в седьмом отсеке произошло возгорание. Сразу же появился первый погибший — вахтенный матрос. На АПЛ объявили аварийную тревогу, субмарина начала всплывать с 380-метровой глубины. Однако в результате пожара сработала аварийная защита паротурбинной установки, лодка потеряла ход.
Была подана команда продуть цистерны главного балласта. Это позволило продолжить всплытие, но стало поворотным пунктом для дальнейшего развития ситуации. Сжатый воздух из разорванного трубопровода под высоким давлением пошел в тот самый седьмой отсек, локальный пожар перерос в объемный. Система пожаротушения с огнем не справлялась.
На поверхности «Комсомолец» был уже в 11:16. В это время пространство внутри подлодки наполнялось ядовитым дымом, температура в некоторых отсеках была такой, что плавился металл. Сработала аварийная защита реактора, подключилась аккумуляторная батарея, экипаж попытался запустить дизель-генератор.
Первый сигнал об аварии АПЛ передала в 11:37. По всей видимости, из-за уже имеющихся проблем с оборудованием на суше он был принят и расшифрован только через 40 с лишним минут. На помощь подлодке вылетели несколько противолодочных самолетов Ил-38, к месту аварии пошла плавбаза «Алексей Хлобыстов».
Все это время экипаж боролся за живучесть «Комсомольца», командир был на связи с летчиками самолетов, находившихся в районе аварии. Через несколько часов лодка стала оседать на корму, моряки услышали приказ готовиться к эвакуации и покинуть отсеки. Были развернуты спасательные плоты, два из которых спустили на воду. Один из плотов перевернулся, второй отнесло в сторону. «Комсомолец» ушел на дно буквально на глазах, около шестидесяти человек оказались в воде.
Часть подводников, находившихся внутри подлодки, успела попасть во всплывающую спасательную камеру, но из-за разницы давлений после всплытия у нее сорвало люк: выбраться наружу живым смог лишь один моряк. Остальные, включая командира Ванина, погибли. На борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 выживших и 16 погибших. Тела некоторых подводников навсегда остались на глубине. Общее число жертв трагедии достигло 42 человек. Большая часть из них утонула или замерзла в водах Норвежского моря, несколько подводников скончались позже, уже на борту «Алексея Хлобыстова». Позже все находившиеся на борту К-278 в момент аварии были награждены орденом Красного Знамени.
«Комсомолец» до сих пор лежит на глубине свыше полутора километров. Специалисты пришли к выводу, что опасности она не представляет. Дата гибели «Комсомольца» — 7 апреля — официально стала Днем памяти погибших подводников.
В прошлом году в расследовании катастрофы открылся неожиданный поворот. О том, к каким выводам следствие в итоге пришло, и почему результаты той многолетней напряженной работы были негласно дезавуированы, читайте в нашем материале.
#подлодки
Главное сегодня
Американский политик Янг: Ввод войск НАТО на Украину спровоцирует третью мировую войну
Читатели Daily Mail осудили план Сунака отказаться от переговоров с РФ до побед ВСУ
Кадыров показал оставленные иностранными наемниками ПЗРК Stinger и «Игла»
Зеленский поручил Шмыгалю проработать вопрос о переименовании России в Московию
Евросоюз и США примут новые меры по предотвращению обхода санкций против РФ
Экcперт Свистек: подрыв «Северных потоков» организовало государство
Гибель атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» (1989)
https://ria. ru/20190407/1552413093.html
Гибель атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» (1989)
Гибель атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» (1989) — РИА Новости, 07.04.2019
Гибель атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» (1989)
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические… РИА Новости, 07.04.2019
2019-04-07T02:10
2019-04-07T02:10
2019-04-07T02:10
справки
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152892/69/1528926912_0:148:2964:1815_1920x0_80_0_0_3ac464a4fbb9f202495717fecc7cdf9b.jpg
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара. Подводная лодка была спроектирована в ЦКБ 18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») в 1966-1974 годах. Это был опытно-экспериментальный проект 685 «Плавник». Постройка АПЛ К-278 началась 22 апреля 1978 года на судостроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и была закончена в 1983 году. 18 января 1984 года она была включена в состав шестой дивизии первой флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота. 31 января 1989 года лодка получила название «Комсомолец». АПЛ «Комсомолец» относилась к третьему поколению подводных лодок. Она была единственной в серии. По своим тактико-техническим характеристикам корабль опережал свое время на четверть века. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, глубину погружения более 1000 метров, подводное водоизмещение 8500 тонн, скорость подводного хода 30,6 узла (56,6 километра в час). Мощность энергетической установки составляла 43 тысячи лошадиных сил (один реактор, одна паровая турбина, один винт). На «Комсомольце» была предусмотрена специальная всплывающая спасательная камера (ВСК), которой экипаж мог воспользоваться в случае катастрофы.
Вход в лодку осуществлялся через ВСК. На вооружении подводной лодки стояли торпеды и крылатые ракеты «Гранит». И те, и другие могли быть оснащены ядерной боевой частью. Лодка имела шесть носовых торпедных аппарата. Она могла стрелять даже на предельной глубине погружения. Основное назначение АПЛ «Комсомолец» состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Она была одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом будущего гражданского подводного флота. За время эксплуатации «Комсомолец» подтвердил заявленные проектировщиком характеристики и продемонстрировал уникальные тактические качества. В частности, экипаж выполнил погружения на глубину 1027 метров, установив абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок. Наряду с участием в экспериментах подлодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы. 28 февраля 1989 года АПЛ «Комсомолец» вышла на третью автономную боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный экипаж под командованием капитана 1-го ранга Евгения Ванина.
Основной экипаж «К-278» остался на берегу.При возвращении в базу после завершения дальнего похода 7 апреля 1989 года в 11.00 в нейтральных водах Норвежского моря на атомной подводной лодке, которая находилась в подводном положении, возник пожар в седьмом отсеке. Экипаж вступил в пятичасовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Сразу после начала пожара была включена система пожаротушения (ЛОХ — лодочная объемная химическая), однако она не смогла справиться с огнем. Автоматическая защита отключила парогенераторы и лодка остановилась. После этого была подана команда продуть основной балласт, но в седьмом отсеке был поврежден трубопровод высокого давления и воздух под большим давлением начал поступать в горящий отсек. Там начался объемный пожар с очень высокой температурой. В 11.16 лодка всплыла. К этому времени пожар перекинулся на соседний, шестой отсек, еще несколько отсеков были сильно задымлены. Загорелась также часть электрощитов в разных отсеках. В результате сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторные батареи.
Аварийный дизель-генератор запускали в течение двух с лишним часов. Через разрушенный трубопровод горячий воздух из седьмого отсека поступил в цистерну главного балласта правого борта, и у лодки образовался крен на левый борт. В систему подачи воздуха для шланговых дыхательных аппаратов попали продукты горения, что вызвало массовое отравление моряков.Командир лодки Ванин несколько раз пытался связаться со штабом флота, но это удалось не сразу. Примерно в 12 часов он смог передать в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. В 13.20 командование Северного флота передало координаты лодки на тихоходную плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая после этого вышла к месту аварии.В 14.40 над лодкой появился самолет Ил-38, но он ничем не смог помочь. На «Комсомольце» вода стала поступать внутрь прочного корпуса седьмого отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент (наклон судна в продольной плоскости) на корму до двух градусов.
На лодке закончились запасы фреона в системе ЛОХ и воздуха высокого давления. В 16.40 командир лодки приказал готовиться к эвакуации и приготовить всплывающую спасательную камеру. Пожар усиливался. В 17 часов с лодки были спущены спасательные плоты, и началась эвакуация экипажа. Один плот унесло волнами. На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать. В 17.08 подводная лодка ушла под воду, унося с собой погибших в отсеках и пять членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере. На глубине 400 метров камера отделилась, на мгновение показалась на поверхности и ушла на дно. Из находившихся в ней остался в живых только один человек, которого выбросило наружу избыточным давлением. Более часа моряки с подводной лодки находились в ледяной воде, пока к ним на помощь пришла плавбаза «Алексей Хлобыстов». Тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на его борт и промысловое судно «Ома».
В результате трагедия из 69 членов экипажа АПЛ «Комсомолец» погибли 42 подводника, причем многие от переохлаждения. За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга, указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1989 года все 69 членов экипажа (42 посмертно) были награждены орденом Красного Знамени. Имена погибших увековечили на мемориальной доске в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге. В Северодвинске, где строилась лодка, на 40-й день ее гибели был возведен гранитный Скорбный камень из черного кольского гранита, привезенного членами первого экипажа лодки из мест ее берегового базирования в Мурманской области. Корпус подводной лодки «Комсомолец» до сих пор находится на дне Норвежского моря на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий. С 1989 года по 1998 год с помощью глубоководных аппаратов «Мир» было проведено семь экспедиций, в ходе которых осуществлялось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности.
Было установлено, что реактор лодки заглушен надежно, и она не представляет угрозы для окружающей среды.В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъема подводной лодки и ее осмотра не представляется возможным».В память об этой трагедии 7 апреля приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года объявлено Днем памяти погибших подводников.Ежегодно, 7 апреля в 12.00 на панихиде в Николо-Богоявленском морском соборе, где собирается несколько тысяч человек, поименно поминают всех погибших членов экипажа АПЛ «Комсомолец».Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152892/69/1528926912_174:0:2790:1962_1920x0_80_0_0_2ffa9e28ce14cad606d96c779b8b747c.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки
Справки
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара.
Подводная лодка была спроектирована в ЦКБ 18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») в 1966-1974 годах. Это был опытно-экспериментальный проект 685 «Плавник».
Постройка АПЛ К-278 началась 22 апреля 1978 года на судостроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и была закончена в 1983 году. 18 января 1984 года она была включена в состав шестой дивизии первой флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота. 31 января 1989 года лодка получила название «Комсомолец».
АПЛ «Комсомолец» относилась к третьему поколению подводных лодок. Она была единственной в серии. По своим тактико-техническим характеристикам корабль опережал свое время на четверть века. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, глубину погружения более 1000 метров, подводное водоизмещение 8500 тонн, скорость подводного хода 30,6 узла (56,6 километра в час). Мощность энергетической установки составляла 43 тысячи лошадиных сил (один реактор, одна паровая турбина, один винт).
На «Комсомольце» была предусмотрена специальная всплывающая спасательная камера (ВСК), которой экипаж мог воспользоваться в случае катастрофы. Вход в лодку осуществлялся через ВСК.
На вооружении подводной лодки стояли торпеды и крылатые ракеты «Гранит». И те, и другие могли быть оснащены ядерной боевой частью. Лодка имела шесть носовых торпедных аппарата. Она могла стрелять даже на предельной глубине погружения.
Основное назначение АПЛ «Комсомолец» состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Она была одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом будущего гражданского подводного флота. За время эксплуатации «Комсомолец» подтвердил заявленные проектировщиком характеристики и продемонстрировал уникальные тактические качества. В частности, экипаж выполнил погружения на глубину 1027 метров, установив абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок.
Наряду с участием в экспериментах подлодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы.
28 февраля 1989 года АПЛ «Комсомолец» вышла на третью автономную боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный экипаж под командованием капитана 1-го ранга Евгения Ванина. Основной экипаж «К-278» остался на берегу.
При возвращении в базу после завершения дальнего похода 7 апреля 1989 года в 11.00 в нейтральных водах Норвежского моря на атомной подводной лодке, которая находилась в подводном положении, возник пожар в седьмом отсеке.
Экипаж вступил в пятичасовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Сразу после начала пожара была включена система пожаротушения (ЛОХ — лодочная объемная химическая), однако она не смогла справиться с огнем. Автоматическая защита отключила парогенераторы и лодка остановилась. После этого была подана команда продуть основной балласт, но в седьмом отсеке был поврежден трубопровод высокого давления и воздух под большим давлением начал поступать в горящий отсек. Там начался объемный пожар с очень высокой температурой.
В 11.16 лодка всплыла. К этому времени пожар перекинулся на соседний, шестой отсек, еще несколько отсеков были сильно задымлены. Загорелась также часть электрощитов в разных отсеках. В результате сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторные батареи. Аварийный дизель-генератор запускали в течение двух с лишним часов.
Через разрушенный трубопровод горячий воздух из седьмого отсека поступил в цистерну главного балласта правого борта, и у лодки образовался крен на левый борт. В систему подачи воздуха для шланговых дыхательных аппаратов попали продукты горения, что вызвало массовое отравление моряков.
Командир лодки Ванин несколько раз пытался связаться со штабом флота, но это удалось не сразу. Примерно в 12 часов он смог передать в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. В 13.20 командование Северного флота передало координаты лодки на тихоходную плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая после этого вышла к месту аварии.
В 14.40 над лодкой появился самолет Ил-38, но он ничем не смог помочь. На «Комсомольце» вода стала поступать внутрь прочного корпуса седьмого отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент (наклон судна в продольной плоскости) на корму до двух градусов. На лодке закончились запасы фреона в системе ЛОХ и воздуха высокого давления.
В 16.40 командир лодки приказал готовиться к эвакуации и приготовить всплывающую спасательную камеру. Пожар усиливался. В 17 часов с лодки были спущены спасательные плоты, и началась эвакуация экипажа. Один плот унесло волнами. На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать. В 17.08 подводная лодка ушла под воду, унося с собой погибших в отсеках и пять членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере.
На глубине 400 метров камера отделилась, на мгновение показалась на поверхности и ушла на дно. Из находившихся в ней остался в живых только один человек, которого выбросило наружу избыточным давлением.
Более часа моряки с подводной лодки находились в ледяной воде, пока к ним на помощь пришла плавбаза «Алексей Хлобыстов». Тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на его борт и промысловое судно «Ома».
В результате трагедия из 69 членов экипажа АПЛ «Комсомолец» погибли 42 подводника, причем многие от переохлаждения.
За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга, указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1989 года все 69 членов экипажа (42 посмертно) были награждены орденом Красного Знамени. Имена погибших увековечили на мемориальной доске в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге.
В Северодвинске, где строилась лодка, на 40-й день ее гибели был возведен гранитный Скорбный камень из черного кольского гранита, привезенного членами первого экипажа лодки из мест ее берегового базирования в Мурманской области.
Корпус подводной лодки «Комсомолец» до сих пор находится на дне Норвежского моря на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий. С 1989 года по 1998 год с помощью глубоководных аппаратов «Мир» было проведено семь экспедиций, в ходе которых осуществлялось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушен надежно, и она не представляет угрозы для окружающей среды.
В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъема подводной лодки и ее осмотра не представляется возможным».
В память об этой трагедии 7 апреля приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года объявлено Днем памяти погибших подводников.
Ежегодно, 7 апреля в 12.00 на панихиде в Николо-Богоявленском морском соборе, где собирается несколько тысяч человек, поименно поминают всех погибших членов экипажа АПЛ «Комсомолец».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Россия запускает миссию к затонувшей атомной подводной лодке «Комсомолец»
Обреченная подводная лодка «Комсомолец» в море. Предоставлено: Министерство обороны США.
Российские ученые отправились на «Комсомолец», советскую атомную подводную лодку, затонувшую 32 года назад во время бортового пожара у северного побережья Норвегии, в результате чего погиб 41 человек, чтобы определить, представляют ли обломки угрозу для подводной среды.
Ученые из Росгидромета, государственного метеорологического агентства России, которое также измеряет радиацию, отплыли из Архангельска на прошлой неделе на бортуНаучно-исследовательское судно 0007 «Профессор Молчанов » прибыло к месту крушения в минувшие выходные, сообщают российские СМИ.
Путешествие происходит во время повышенного беспокойства по поводу советских подводных лодок, которые случайно или преднамеренно затонули в арктических водах во время холодной войны. «Беллона» призвала Арктический совет восьми стран, который в настоящее время собирается под двухлетним председательством России, рассмотреть вопрос о подъеме этих подводных лодок, а также десятков других высокорадиоактивных обломков, оставленных советским флотом в море.
В воскресенье, по сообщению Barents Observer, министерство иностранных дел России направило своим коллегам по Арктическому совету приглашение на конференцию, запланированную на июнь 2022 года, на которой эксперты должны обсудить дальнейшие шаги по извлечению этих отходов.
«Комсомолец» — когда-то самая совершенная атомная подводная лодка советского флота — 7 апреля 1989 года затонула с двумя плутониевыми боеголовками. Сейчас они лежат на глубине 1680 метров вместе с остальными обломками подлодки и представляют собой продолжающееся беспокоит радиоактивная утечка на дне Норвежского моря.
Но проблема не только в плутонии. Реактор подводной лодки, загруженный ядерным топливом, производит другие радиоактивные изотопы, такие как цезий-137 и стронций-90.
Нынешняя экспедиция возьмет дополнительные пробы воды и донные отложения, которые ученые проанализируют по возвращении в порт, сообщает Barents Observer со ссылкой на Росгидромет. Ожидается, что миссия вернется 5 июня.
Значок холодной войны
Комсомолец вышел в море в 1984 году, когда холодная война стала особенно холодной. Передовые автоматизированные системы позволили управлять субмариной относительно небольшому экипажу из 69 человек..
Недостаток членов экипажа субмарина компенсировала огневой мощью и малозаметностью. Титановый корпус «Комсомолец

Комсомолец в море. Фото: предоставлено Barents Observer.
Тем не менее, хотя «Комсомолец » начинался как явный символ военной мощи Советского Союза, он стал одним из первых признаков его гибели. Во время затопления реформы гласности при Михаиле Горбачеве пустили прочные корни, и катастрофа, которую советский военно-морской флот мог бы раньше замять, была напечатана на первых полосах популярных российских газет, таких как «Комсмольская правда» и «Советская Россия».
Катастрофа на море
Поминутные подробности крушения, о которых сообщает ЦРУ, были душераздирающими. Катастрофа началась в 11:03 того же 7 апреля, когда «Комсомолец » плыл на глубине 386 метров, когда внезапно разорвались шланги подачи воздуха высокого давления, подсоединенные к балластной цистерне подводной лодки.
Шланги, приводимые в движение бешеным распылением воздуха, повредили масляную защитную оболочку и вызвали вспышку возгорания в богатом кислородом воздухе подводной лодки. Расширяющееся пламя вызвало аварийную остановку реактора и вызвало потерю мощности в гидравлической системе подводной лодки, в результате чего субмарина стала неподвижной и обесточенной.
Чтобы всплыть с глубины, капитан был вынужден взорвать цистерны главного балласта. Борясь наверх, «Комсомолец » успел к 11:14 отправить в штаб свой первый закодированный SOS.
Но всплытие не спасло судно. Под палубой огонь распространился по канатным дорогам, охватив все кормовые отсеки и нагрев их более чем до 1000 градусов по Цельсию. Резиновое покрытие вокруг корпуса, предназначенное для глушения обнаружения, начало плавиться полосами.
Капитан приказал всем матросам не заниматься устранением повреждений надводной части. Те, кто борется за спасение корабля, надели маски от системы аварийного дыхания корабля. Но потеря сжатого воздуха из кормового отсека вызвала попадание угарного газа в маски, и у многих людей закружилась голова и они потеряли сознание. Те, кто остался стоять, были вынуждены бороться с огнем без масок в облаке дыма.
Вскоре судно снова начало тонуть. В то время как большая часть экипажа эвакуировалась на палубу, шесть человек, включая капитана, остались внизу. К 16:30 они были вынуждены отказаться от борьбы за удержание субмарины в воздухе. Подлодка набирала воду, и они попытались сбежать с помощью уникальной спасательной капсулы подлодки.
Неудачное спасение
Но изначально капсуле не удалось их унести. Из-за недостатка в системе она была прикована к боевой рубке подводной лодки. Наконец, взрыв потряс судно и стряхнул капсулу, подняв ее на поверхность. Оказавшись там, люк взорвался. Но спастись удалось только одному матросу. Капсула затонула в бурном море, остальные пять членов экипажа, включая капитана, погибли.
Несмотря на то, что после первоначального сигнала бедствия прошло несколько часов, советский флот ковылял в спасательной операции, сначала сбросив с воздуха несколько плотов. Но этих плотов оказалось слишком мало. Один плот из самой субмарины перевернулся. Вместе с подводной лодкой затонул еще один плот. Несколько матросов цеплялись за большой плот, но вскоре холодная вода начала брать свое.
Наконец-то потребовалось рыболовное судно, чтобы спасти оставшихся членов экипажа. В 18:00 к месту аварии прибыл теплоход в/ч «Александр Хлойсцов », который вытащил из моря 30 человек. Но к тому времени 39 человек уже погибли от переохлаждения в холодном Норвежском море. Позже еще трое скончались от отравления дымом.
Дело Комсомольца пошатнуло веру в и без того больной флот. Через два года после аварии Советский Союз перестал бы существовать, оставив после себя сотни заброшенных атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации, и множество других радиоактивных опасностей, сброшенных военными.
Очистка радиоактивного наследия
К 1994 году правительство в Москве раскроет масштаб своего радиоактивного наследия в Арктике. Советский флот затопил в Карском море сотни бочек ядерных отходов, старые ядерные реакторы и, в одном случае, целую атомную подводную лодку.
Карта с указанием местонахождения радиоактивных обломков, затопленных советским флотом. Сюда входят подводные лодки К-27 и К-159, а также реакторные отсеки от К-11, К-19и К-140, а также отходы атомного ледокола «Ленин».
В рамках Арктического совета Россия прилагает большие усилия, чтобы рассказать об этом прошлом. Поднять «Комсомолец» из водной могилы, возможно, никогда не удастся, но Москва стремится устранить другие опасности, которые представляют еще более серьезную опасность для подводной среды.
Главными среди них являются К-159 и К-27, обе из которых были затоплены, когда в их реакторах все еще находилось ядерное топливо. Также озабоченность, по данным Института ядерной безопасности Российской академии наук (ИБРАЭ), вызывают ядерный реактор подводной лодки К-140, пять реакторных отсеков других атомных подводных лодок, а также блок экранов атомного ледокола «Ленин».
Именно эти объекты, по словам ИБРАЭ, содержат 90 процентов радиоактивности из 18 000 радиоактивных обломков, которые Москва признала затопленными в Арктике.
Обломки этой единственной в своем роде затонувшей советской атомной подводной лодки пропускают радиацию (обновлено)
Совместная российско-норвежская группа исследователей взяла новые пробы морской воды вокруг места крушения затонувшей советской атомной подводной лодки проекта 685 К-278 «Комсомолец » , одна из которых была в 100 000 раз более радиоактивной, чем незагрязненная вода. Выводы вызывают опасения, что лодка теперь активно пропускает радиацию либо из своего реактора, либо из пары ядерных торпед после более чем трех десятилетий пребывания на дне Баренцева моря. Эта новость появилась почти через две недели после того, как на сверхсекретной российской атомной подводной лодке произошел пожар, в результате которого погибли 14 моряков, хотя Кремль заявляет, что этот инцидент не привел к утечке радиации и что судно удалось безопасно восстановить.
Новости о результатах испытаний впервые появились в норвежских СМИ 8 июля 2019 года. — разработан дистанционно управляемый глубоководный аппарат Ægir 6000 для осмотра Комсомолец и отбора проб воды из вентиляционной трубы. Подлодка покоится на очень большой глубине — более 5500 футов ниже поверхности примерно в 100 морских милях к юго-западу от норвежского Медвежьего острова в Баренцевом море.
Два образца оказались совершенно нормальными, прежде чем исследователи получили тот, который дал чрезвычайно повышенные показания радиации, согласно норвежской общественной телерадиовещательной компании NRK . Команда ясно дала понять, что их выводы также являются лишь предварительными и потребуют дальнейшего анализа. Ægir 6000 также смог получить несколько жутких видеоматериалов, показанных ниже, на которых подводная лодка находится на дне океана.
«Важно, чтобы наблюдение за атомной подводной лодкой продолжалось, чтобы у нас были обновленные знания о ситуации с загрязнением в районе крушения», — сказала Хильде Элиз Хельдал, исследователь из Института морских исследований. пресс-релиз. «Мониторинг помогает обеспечить доверие потребителей к норвежской рыбной промышленности».
Комсомолец была единственной подводной лодкой проекта 685, когда-либо построенной Советским Союзом, которая была принята на вооружение ВМФ СССР в декабре 1983 года. Лодка с титановым внутренним прочным корпусом и водоизмещением 8000 тонн в подводном положении была задумана скорее как экспериментальная, но по-прежнему была полностью боеспособной с шестью 533-мм торпедными аппаратами. Лодка была способна стрелять обычными торпедами РПК-2 или 9.0007 Вьюга , также известный как SS-N-15 Морская звезда, необычный противолодочный ракетный комплекс, о котором вы можете прочитать подробнее в другом материале по адресу Зона боевых действий
здесь.
Западная разведка изначально полагала, что пара реакторов с жидкометаллическим теплоносителем на основе свинцово-висмутовой эвтектики (ЖВЭ) питала «Комсомолец » , что придавало ему чрезвычайно высокую скорость, хотя позже это оказалось неверным. Реакторы с жидкометаллическим теплоносителем могут работать при гораздо более высоких температурах, прежде чем возникнет риск выкипания теплоносителя. LBE также не вступает в самопроизвольную реакцию с водой или воздухом, в отличие от натриевых или натриево-калиевых охлаждающих жидкостей, что делает его более безопасным. Однако он также обладает высокой коррозионной активностью, и реакторы LBE необходимо постоянно поддерживать при относительно высоких температурах, иначе существует опасность затвердевания теплоносителя.
Советы также рассматривали возможность использования реакторов LBE для сверхбыстрой подводной лодки проекта 661, еще одной уникальной конструкции, также известной как «Золотая рыбка», но в итоге выбрали Вместо этого использовать два водо-водяных реактора ВМ-5. В проекте «Комсомолец » использовался одиночный водо-водяной реактор ОК-650б-3. Реакторы LBE были характерны для ударных подводных лодок проекта Afla класса .
Настоящая слава К-278 заключалась в его способности глубокого погружения. 4 августа 19 г.84, Комсомолец достиг тогдашней рекордной глубины 3350 футов. Есть также сообщения о том, что конструкция включала ряд передовых автоматизированных функций, которые позволяли управлять подводной лодкой относительно небольшому экипажу.
После нескольких лет испытаний и оценок, Комсомолец находился в своем первом оперативном патрулировании, когда 7 апреля 1989 года в Баренцевом море произошла катастрофа. Катись. Подводная лодка, которая в то время находилась под водой, смогла совершить аварийное всплытие, и большая часть экипажа смогла выбраться. Четыре члена экипажа все же погибли в результате пожара. К сожалению, советские власти не спешили реагировать на инцидент, и еще 34 члена экипажа из 64 человек впоследствии умерли от переохлаждения после длительного пребывания в холодных арктических водах.
Комсомолец горел несколько часов, прежде чем окончательно затонул. С тех пор она остается на дне Баренцева моря. Ее реактор был не единственной радиоактивной полезной нагрузкой на борту, так как она также несла две торпеды с ядерными боеголовками.
Хелдал, исследователь из Института морских исследований, сказала, что ее не удивил образец, показывающий потенциальную утечку радиации, согласно NRK . После аварии было проведено множество экспедиций по исследованию обломков, которые обнаружили повышенный уровень радиации вокруг лодки, хотя никаких подтверждений фактической утечки так и не было.
Но российская разведка в 1992 году обнаружила трещины по всей длине корпуса, и трудно поверить, что подводная лодка не продолжала разрушаться в течение десятилетий, последовавших за затоплением. В период с 1993 по 1994 год российские официальные лица неоднократно предупреждали, что с течением времени риск утечки радиации будет только возрастать, и призывали к регулярному мониторингу обломков.
Россия провела дополнительные экспедиции в 1994 и 1995 годах, чтобы лучше запечатать ядерные торпеды, поскольку они были повреждены в результате аварии и застряли на месте, что было слишком опасно для удаления. На новых видеозаписях с Ægir 6000 до сих пор видны значительные повреждения корпуса подводной лодки.
Тем не менее, эксперты предупредили, что опасность любых радиоактивных утечек с лодки, вероятно, будет минимальной, учитывая глубину затонувшего корабля и ограниченное количество морских обитателей. Хельдал сказала, что она уверена, что для норвежских рыбаков по-прежнему безопасно продолжать работу в этом районе.
Тем не менее, «новые исследования важны для понимания риска загрязнения, исходящего от «Комсомольца», — пояснил NRK Ингар Амундсен, глава Норвежского управления по радиационной защите. Новое исследование также приобрело новое измерение, учитывая, что Россия недавно пережила новую аварию на подводной лодке, которая также включала пожар, вызванный неисправностью электрооборудования на борту атомной лодки.
Широко известно, что рассматриваемая подводная лодка является сверхсекретной глубоководной подводной лодкой-шпионом 9.0007 Лошарик и инцидент, произошедший 1 июля 2019 года, унес жизни 14 моряков. Россия заявляет, что на этот раз ей удалось безопасно поднять подводную лодку и что в результате этой новой аварии не было утечки радиации, хотя подробности о точном масштабе ущерба остаются неясными.
«Всех их постигла одна и та же участь – спасти жизни товарищей, спасти свой корабль и ценой собственных жизней предотвратить катастрофу всемирного масштаба», – помощник главкома ВМФ РФ Сергей Павлов. главнокомандующий, как сообщается, сказал на похоронах 6 июля 2019 г., по данным российского СМИ Фонтанка . Это может означать, что ситуация на борту была более опасной, чем признавал Кремль.
Лошарик уже окутан тайной, поэтому мы можем никогда не узнать наверняка, что именно произошло, и может быть трудно сказать, когда и вернут ли русские ее в строй. Но она, кажется, избежала участи, подобной Комсомолец , чахнущей на дне моря.
9ОБНОВЛЕНИЕ 0007: 10.07.2019 —
Норвежский институт морских исследований опубликовал обновленные данные о радиоактивности одной из проб морской воды, взятых с затонувшего корабля «Комсомолец ». незагрязненная вода, согласно The Barents Observer . Оценки исследовательской группы о рисках, которые представляет затонувший корабль для коммерческого рыболовства в регионе и для морской жизни в этом районе в целом, остаются неизменными.
«То, что мы измерили, очень мало повлияло на норвежскую рыбу и морепродукты», — сказала Хильде Элиз Хельдал, одна из исследователей из Института морских исследований. «Уровни [радиоактивности] в Норвежском море в целом очень низкие, и загрязнение от «Комсомолец » быстро разбавляется до безвредного уровня, потому что затонувший корабль находится на такой глубине».