Громов, Михаил Михайлович — Википедия. Что такое Громов, Михаил Михайлович
Михаи́л Миха́йлович Гро́мов (12 (24) февраля 1899 (1899-02-24), Тверь — 22 января 1985, Москва) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 г. по тяжёлой атлетике), профессор, Герой Советского Союза.[1]
Биография
Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве[2], военном городке Мыза-Раёво неподалёку от железнодорожной станции Лосиноостровская Московской железной дороги, вокруг которой позже вырос город Бабушкин, ныне входящий в черту Москвы)[3].
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Учёба и карьера
Окончил Реальное училище Воскресенского., в период 1916—1917 учился в МВТУ. В 1917 году окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ, с 1917 года в армии. В 1918 году окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В период 1924—1930 годы — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В. П. Чкалова),
23 июня 1927 года стал первым советским лётчиком, спасшимся на парашюте из аварийного самолёта
Звание комбриг присвоено 22 февраля 1938 года.
В период 1930—1941 годы работал в ЦАГИ. С марта по август 1941 — начальник Лётно-исследовательского института.
В период войны принимал участие в боевых действиях на командных должностях:
После войны продолжил службу в Советской армии, а по увольнении в запас работал в авиационной промышленности и занимался общественной деятельностью:
Депутат Верховного Совета СССР первого созыва 1937—1946.
Достижения
Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию. Занимаясь спортом (бегом и гимнастикой), будучи среди первых спортсменов-тяжелоатлетов в Красной Армии, в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе.
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 РД («Рекорд дальности») (второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) совершил за 75 часов рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту Москва—Рязань—Харьков протяжённостью 12 411 км.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю М. М. Громову 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 8), а А. И. Филин и И. Т. Спирин награждены орденами Ленина.
В 1937 году на АНТ-25-1 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив два мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт М. М. Громов был награждён орденом Ленина, а А. Б. Юмашеву и С. А. Данилину присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.
Обладая известностью и влиянием в высших кругах власти, М. М. Громов вместе с прославленной лётчицей В. С. Гризодубовой добился пересмотра дела С. П. Королёва, результатом чего стал перевод Королёва из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.
Много внимания уделял научным вопросам безопасности полётов самолётов, в том числе поддержал инициативу создания Лётно-исследовательского института и в 1941 г. стал его первым начальником.
Звания
Награды
Иностранные награды:
Семья
Согласно автобиографии, публикация которой в начале 1970-х годов была чрезвычайно затруднена по причине цензуры, Михаил Громов имел в своём социальном происхождении как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов, происходил из дворянской интеллигенции, служил военным врачом. Мать, Любовь Игнатьевна Андреева, происходила из малограмотной крестьянской семьи, но окончила акушерские курсы.
Жена — Громова, Нина Георгиевна (30 января 1922, Семипалатинск, Казахская ССР) — советская спортсменка, мастер спорта СССР[6], неоднократный призёр, рекордсменка и чемпион СССР в целом ряде видов конного спорта (как в командном, так и в личном первенстве), автор действующих до сих пор рекордов в стипль-чезе [6], член Олимпийской сборной СССР на летних Олимпийских Играх в Стокгольме 1956 г. (резерв), тренер юношеской сборной Белорусской ССР и взрослой команды Литовской ССР по выездке, первый представитель СССР в Международной Федерации конного спорта FEI[en] (1968—1972), почётный президент Федерации конного спорта России[7]; ветеран-участник Великой Отечественной войны, военный переводчик, член делегации СССР на первой сессии Совета безопасности ООН[8] в Лондоне, преподаватель, радиожурналист.
Память
Медаль М.М. Громова- Именем Громова названы улицы в: Твери, Москве, Минске, Махачкале, Севастополе, Екатеринбурге, Витебске, Днепропетровске, Челябинске, Владивостоке,Ярославле, Туле, площадь в Жуковском
- Имя лётчика носит Лётно-исследовательский институт в подмосковном Жуковском, в 2011 году в институте в качестве высшей корпоративной награды учреждена медаль М.М. Громова
- Имя Громова присвоена школам в Жуковском и Киеве, тверскому аэроклубу
- Пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил-96-300 RA-96015 российской авиакомпании «Аэрофлот» и сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 названы именем лётчика
- В калифорнийском городе Сан-Джасинто действует «Громовский комитет», состоящий из лётчиков и членов семей, встречавших в 1937 году встречавшего советский экипаж в США[8]. В мэрии Сан-Джасинто на почётном месте установлен портрет Громова[8]
- Бюсты Громова установлены в Твери, Ржеве, Жуковском (на территории ЛИИ им. М.М Громова), на аллее славы города Щелково (пос. Чкаловский)[10]
- На историческом первом ангаре ЛИИ им. М. М. Громова, где работал М. М. Громов, установлена мемориальная доска
В филателии и фалеристике
Данилин, Громов и Юмашев на марках Почты СССР, 1937 год
Конверт почты СССР, посвящённый 50-летию перелёта экипажа М. М. Громова через Северный полюс в Сан-Джасинто (Капифорния), 1987 год
Сочинения
- М. М. Gromov. Across the North pole to America. — Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1939. — 38 с.
- Через всю жизнь — М.: «Молодая гвардия», 1986.
- О лётной профессии — М., 1993.
- На земле и в небе.:
- 1-е изд. — Жуковский: «Печатный двор», 1999.
- 3-е изд., доп., испр. — М.: «Гласность», 2011. — 528 с., ил. — 1 000 экз. — ISBN 978-5-903780-12-9.
- Заметки о летной профессии[11].
- Тому, кто хочет летать и работать лучше: заметки о лётной профессии / Михаил Громов. — М.: «Гласность», 2012. — 318 с. — ISBN 978-5-903780-19-8.[12].
Интересные факты
Имя Громова упоминается в песне «Боевая Сталинская»
И ребятам есть одна забота:
Подрасти бы только поскорей,
Чтоб водить, как Громов, самолёты,
Быть бойцом Республики своей.
После выхода в 1943 году фильма «Воздушный извозчик» актёры Михаил Жаров и Людмила Целиковская провели три месяца в расположении 3-й воздушной армии Громова, выступая перед лётчиками. Громов показал Жарову ложный аэродром армии, который вошёл впоследствии как сюжет фильма «Беспокойное хозяйство»[13].
Комментарии
Примечания
Литература
- Кригер Е. Герой Советского Союза М. М. Громов. — М., 1938.
- Резниченко Г. И. Вся жизнь — небу / Григорий Резниченко. — М.: «Политиздат», 1983. — 96 с. — (Герои Советской Родины). — 200 000 экз. (обл.)
- Чуев Ф. И. Солдаты империи. Беседы. Воспоминания. Документы. — М.: «Ковчег», 1998. (первая глава о М. Громове — «Великий нелюбимец»)
- Королёв С. П. Энциклопедия жизни и творчества / под ред. В. А. Лопота — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014. — ISBN 978-5-906674-04-3
- Лазарев С. Е. Громов, Михаил Михайлович // Российская историческая энциклопедия в 18 томах / Глав. ред. А. О. Чубарьян. Т. 5. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2017. — С. 341—342.
Ссылки
wiki.sc
Михаил Михайлович Громов
Михаил Михайлович Громов | |
Дата рождения: | 24 февраля 1899 |
Место рождения: | Тверь |
Дата смерти: | 22 января 1985 |
Место смерти: | Москва |
Гражданство: | СССР |
Род войск: | Авиация |
Годы службы: | 1917—1955 |
Звание: | Генерал-полковник ВВС СССР |
Сражения / войны: | Великая Отечественная война |
Награды: |
Михаил Михайлович Громов (24 февраля 1899 — 22 января 1985) — советский лётчик и военачальник, Герой Советского Союза, профессор, генерал-полковник авиации.
Биография
Михаил Михайлович Громов родился 24 февраля 1899 в Твери. Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве, посёлке Лосиноостровский (мыза Раево, ныне — в черте Москвы).
Согласно своей автобиографии, публикация которой в начале 70-х гг. XX века была чрезвычайно затруднена по причине цензуры (автор назвал этот процесс «хождением по мукам»), Михаил Громов имел в своём социальном происхождении как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов — происходил из семьи дворянской интеллигенции. Как человек чрезвычайно одарённый, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.
Мать, Любовь Игнатьевна Андреева, происходила из малограмотной крестьянской семьи, когда подросла, то убежала из дому в Петербург, чтобы получить образование. Там она окончила акушерские курсы, вернулась в Тверь и повстречалась с Михаилом Константиновичем Громовым. Вскоре они тайно обвенчались. Брак их был «неравным» и родные отца М.Громова, узнав о нём, вынуждены были этот брак отвергнуть.
Учеба и карьера
- В 1916—1917 учился в МВТУ
- В 1917 окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ
- С 1917 в армии
- В 1918 окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором
- В 1924—1930 — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС
- 22 февраля 1938 — комбриг
- В 1930—1941 — в ЦАГИ
- С марта по август 1941 — начальник Лётно-исследовательского института.
Достижения
Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту — 12411 км за 75 часов.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Громову Михаилу Михайловичу 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза, а Филин А. И. и Спирин И. Т. награждены орденами Ленина.
В 1937 на АНТ-25 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт Громов М. М. был награждён орденом Ленина, а Юмашеву А.Б и Данилину С. А. присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.
Великая Отечественная война
- декабрь 1941 — февраль 1942 — командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт)
- февраль — май 1942 — командующий ВВС Калининского фронта
- 3 мая 1942 — генерал-майор авиации
- май 1942 — май 1943 — командующий 3-й воздушной армией
- 30 апреля 1943 — генерал-лейтенант авиации
- май 1943 — июнь 1944 — командующий 1-й воздушной армией
- 19 августа 1944 — генерал-полковник авиации
- 1944—1946 — начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.
После войны
- 1946—1949 — заместитель командующего Дальней авиацией
- 1949—1955 — начальник Управления лётной службы МАП
- C 1955 года генерал-полковник авиации Громов — в запасе.
- 1959—1961 — председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР
Жил в Москве. Умер 22 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937—1946 годах).Звания
- Заслуженный лётчик СССР (1925)
- Герой Советского Союза (1934)
- Профессор (1937)
- Заслуженный мастер спорта СССР (1969)
Награды
- медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8
- 4 ордена Ленина
- орден Октябрьской Революции
- 4 ордена Красного Знамени
- орден Суворова 2-й степени
- орден Отечественной войны 1-й степени
- 3 ордена Красной Звезды
- медаль де Лаво (ФАИ)
- советские медали и иностранные награды
Память
Именем М. М. Громова названы улицы в Твери, Москве (Улица Громова), Севастополе, Екатеринбурге, Витебске, Днепропетровске, Челябинске, площадь в г. Жуковском Московской области, самолёт Ту-160 (разбился в 2003 году), самолет Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии». Имя прославленного лётчика носит Лётно-исследовательский институт.
Пионерская дружина школы № 64 г. Свердловска носила имя М. М. Громова. А также средняя общеобразовательная школа № 227 города Киева носит имя М. М. Громова
Интересные факты
Имя Громова упоминается в песне «Боевая Сталинская»
И ребятам есть одна забота Подрасти бы только поскорей, Чтоб водить как Громов самолеты, Быть бойцом Республики своей |
Сочинения
- Через всю жизнь — М.: Молодая гвардия, 1986
- О лётной профессии — М., 1993
- На земле и в небе. — г. Жуковский. «Печатный двор», 1999
gpeople-russia.ru
Громов, Михаил Михайлович Википедия
Заслуженный лётчик СССР Михаил Михайлович Громов за штурвалом самолёта-гиганта АНТ-20 «Максим Горький». 1934. Фото М. КалашниковаМихаи́л Миха́йлович Гро́мов (12 (24) февраля 1899 (1899-02-24), Тверь — 22 января 1985, Москва) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 г. по тяжёлой атлетике), профессор, Герой Советского Союза.[1]
Биография
Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве[2], военном городке Мыза-Раёво неподалёку от железнодорожной станции Лосиноостровская Московской железной дороги, вокруг которой позже вырос город Бабушкин, ныне входящий в черту Москвы)[3].
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Учёба и карьера
Окончил Реальное училище Воскресенского., в период 1916—1917 учился в МВТУ. В 1917 году окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ, с 1917 года в армии. В 1918 году окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В период 1924—1930 годы — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В. П. Чкалова),
23 июня 1927 года стал первым советским лётчиком, спасшимся на парашюте из аварийного самолёта[4].
Звание комбриг присвоено 22 февраля 1938 года.
В период 1930—1941 годы работал в ЦАГИ. С марта по август 1941 — начальник Лётно-исследовательского института.
В период войны принимал участие в боевых действиях на командных должностях:
После войны продолжил службу в Советской армии, а по увольнении в запас работал в авиационной промышленности и занимался общественной деятельностью:
Депутат Верховного Совета СССР первого созыва 1937—1946.
Достижения
Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию. Занимаясь спортом (бегом и гимнастикой), будучи среди первых спортсменов-тяжелоатлетов в Красной Армии, в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе.
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 РД («Рекорд дальности») (второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) совершил за 75 часов рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту Москва—Рязань—Харьков протяжённостью 12 411 км.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю М. М. Громову 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 8), а А. И. Филин и И. Т. Спирин награждены орденами Ленина.
В 1937 году на АНТ-25-1 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив два мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт М. М. Громов был награждён орденом Ленина, а А. Б. Юмашеву и С. А. Данилину присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.
Обладая известностью и влиянием в высших кругах власти, М. М. Громов вместе с прославленной лётчицей В. С. Гризодубовой добился пересмотра дела С. П. Королёва, результатом чего стал перевод Королёва из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.
Много внимания уделял научным вопросам безопасности полётов самолётов, в том числе поддержал инициативу создания Лётно-исследовательского института и в 1941 г. стал его первым начальником.
Звания
Награды
Иностранные награды:
Семья
Согласно автобиографии, публикация которой в начале 1970-х годов была чрезвычайно затруднена по причине цензуры, Михаил Громов имел в своём социальном происхождении как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов, происходил из дворянской интеллигенции, служил военным врачом. Мать, Любовь Игнатьевна Андреева, происходила из малограмотной крестьянской семьи, но окончила акушерские курсы.
Жена — Громова, Нина Георгиевна (30 января 1922 — 28 января 2019 года)[6] — советская спортсменка, мастер спорта СССР в конном спорте[7], почётный президент Федерации конного спорта России[8].
Память
В мемориалах
- На историческом первом ангаре ЛИИ им. М. М. Громова, где работал М. М. Громов, установлена мемориальная доска
В топонимике и иных почётных наименованиях
- Именем Громова названы улицы в: Твери, Москве, Махачкале, Севастополе, Екатеринбурге, Витебске, Днепропетровске, Челябинске, Владивостоке,Ярославле, Туле, площадь в Жуковском
- Имя лётчика носит Лётно-исследовательский институт в подмосковном Жуковском, в 2011 году в институте в качестве высшей корпоративной награды учреждена медаль М.М. Громова[10]
- Имя Громова присвоена школам в Жуковском и Киеве, тверскому аэроклубу
- Пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил-96-300 RA-96015 российской авиакомпании «Аэрофлот» и сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 названы именем лётчика
- В калифорнийском городе Сан-Джасинто действует «Громовский комитет», состоящий из лётчиков и членов семей, встречавших в 1937 году встречавшего советский экипаж в США[11]. В мэрии Сан-Джасинто на почётном месте установлен портрет Громова[11]
В филателии и фалеристике
- Конверт, посвящённый 50-летию перелёта экипажа М. М. Громова через Северный полюс в Сан-Джасинто (Капифорния) (почта СССР, 1987)
Медаль М.М. Громова (2011)
Сочинения
- М. М. Gromov. Across the North pole to America. — Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1939. — 38 с.
- Через всю жизнь — М.: «Молодая гвардия», 1986.
- О лётной профессии — М., 1993.
- На земле и в небе.:
- 1-е изд. — Жуковский: «Печатный двор», 1999.
- 3-е изд., доп., испр. — М.: «Гласность», 2011. — 528 с., ил. — 1 000 экз. — ISBN 978-5-903780-12-9.
- Заметки о летной профессии[12].
- Тому, кто хочет летать и работать лучше: заметки о лётной профессии / Михаил Громов. — М.: «Гласность», 2012. — 318 с. — ISBN 978-5-903780-19-8.[13].
Интересные факты
Имя Громова упоминается в песне «Боевая Сталинская»
И ребятам есть одна забота:
Подрасти бы только поскорей,
Чтоб водить, как Громов, самолёты,
Быть бойцом Республики своей.
После выхода в 1943 году фильма «Воздушный извозчик» актёры Михаил Жаров и Людмила Целиковская провели три месяца в расположении 3-й воздушной армии Громова, выступая перед лётчиками. Громов показал Жарову ложный аэродром армии, который вошёл впоследствии как сюжет фильма «Беспокойное хозяйство»[14].
Документалистика
Комментарии
Примечания
Литература
- Кригер Е. Герой Советского Союза М. М. Громов. — М., 1938.
- Резниченко Г. И. Вся жизнь — небу / Григорий Резниченко. — М.: «Политиздат», 1983. — 96 с. — (Герои Советской Родины). — 200 000 экз. (обл.)
- Чуев Ф. И. Солдаты империи. Беседы. Воспоминания. Документы. — М.: «Ковчег», 1998. (первая глава о М. Громове — «Великий нелюбимец»)
- Королёв С. П. Энциклопедия жизни и творчества / под ред. В. А. Лопота — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014. — ISBN 978-5-906674-04-3
- Лазарев С. Е. Громов, Михаил Михайлович // Российская историческая энциклопедия в 18 томах / Глав. ред. А. О. Чубарьян. Т. 5. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2017. — С. 341—342.
Ссылки
wikiredia.ru
Михаил Михайлович Громов | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фото 1934 г. | ||||||||
Дата рождения | 12 февраля (24 февраля) 1899(1899-02-24) | |||||||
Место рождения | Тверь, Российская империя | |||||||
Дата смерти | 22 января 1985(1985-01-22) (85 лет) | |||||||
Место смерти | Москва, СССР | |||||||
Принадлежность | СССР СССР | |||||||
Род войск | Военно-воздушные силы | |||||||
Годы службы | 1917—1955 | |||||||
Звание | ||||||||
Командовал | 31 смешанной авиационной дивизией (1941-1942 гг.), ВВС Калининского фронта (1942 г.), 3 воздушной армией (1942-1943 гг.), 1 воздушной армией (1943-1944 гг.) | |||||||
Сражения/войны | Гражданская война в России, Великая Отечественная война | |||||||
Награды и премии |
ru-wiki.ru
Михаил Михайлович Громов | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фото 1934 г. | ||||||||
Дата рождения | 12 февраля (24 февраля) 1899(1899-02-24) | |||||||
Место рождения | Тверь, Российская империя | |||||||
Дата смерти | 22 января 1985(1985-01-22) (85 лет) | |||||||
Место смерти | Москва, СССР | |||||||
Принадлежность | СССР СССР | |||||||
Род войск | Военно-воздушные силы | |||||||
Годы службы | 1917—1955 | |||||||
Звание | ||||||||
Командовал | 31 смешанной авиационной дивизией (1941-1942 гг.), ВВС Калининского фронта (1942 г.), 3 воздушной армией (1942-1943 гг.), 1 воздушной армией (1943-1944 гг.) | |||||||
Сражения/войны | Гражданская война в России, Великая Отечественная война | |||||||
Награды и премии |
ru-wiki.ru
📌 Громов М. М. — это… 🎓 Что такое Громов М. М.?
Гро́мов Михаи́л Миха́йлович (24 февраля 1899 — 22 января 1985) — советский лётчик и военачальник, Герой Советского Союза, профессор, генерал-полковник авиации.
Биография
Михаил Михайлович Громов родился 24 февраля 1899 в Твери. Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве, посёлке Лосиноостровский (ныне — в черте Москвы).
Согласно своей автобиографии, публикация которой в начале 70-х гг. XX века была чрезвычайно затруднена по причине цензуры (автор назвал этот процесс «хождением по мукам»), Михаил Громов имел в своём социальном происхождении как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов — происходил из семьи дворянской интеллигенции. Как человек чрезвычайно творчески одарённый, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.
Мать, Любовь Игнатьевна Андреева, происходила из малограмотной крестьянской семьи, когда подросла, то убежала из дому в Петербург, чтобы получить образование. Там она окончила акушерские курсы, вернулась в Тверь и повстречалась с Михаилом Константиновичем Громовым. Вскоре они тайно обвенчались. Брак их был «неравным» и родные отца М.Громова, узнав о нём, вынуждены были этот брак отвергнуть.
Обучение и карьера
Достижения
Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту — 12411 км за 75 часов.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Громову Михаилу Михайловичу 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза, а Филин А. И. и Спирин И. Т. награждены орденами Ленина.
В 1937 на АНТ-25 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт Громов М. М. был награждён орденом Ленина, а Юмашеву А.Б и Данилину С. А. присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.
Великая Отечественная Война
После войны
Жил в Москве. Умер 22 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Звания
Награды
Память
Именем М. М. Громова названы улицы в Москве (Улица Громова), Севастополе, Екатеринбурге, площадь в г. Жуковском Московской области, самолёт Ту-160 (разбился в 2003 году). Имя прославленного лётчика носит Лётно-исследовательский институт.
Пионерская дружина школы № 64 г. Свердловска носила имя М. М. Громова. А также средняя общеобразовательная школа № 227 города Киева носит имя М. М. Громова
Сочинения
- Через всю жизнь. М., 1986;
- О лётной профессии. М., 1993;
- На земле и в небе. — г. Жуковский. «Печатный двор», 1999
Ссылки
Громов, Михаил Михайлович на сайте «Герои страны»
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Михаил Михайлович Громов | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фото 1934 г. | ||||||||
Дата рождения | 12 февраля (24 февраля) 1899(1899-02-24) | |||||||
Место рождения | Тверь, Российская империя | |||||||
Дата смерти | 22 января 1985(1985-01-22) (85 лет) | |||||||
Место смерти | Москва, СССР | |||||||
Принадлежность | СССР СССР | |||||||
Род войск | Военно-воздушные силы | |||||||
Годы службы | 1917—1955 | |||||||
Звание | ||||||||
Командовал | 31 смешанной авиационной дивизией (1941-1942 гг.), ВВС Калининского фронта (1942 г.), 3 воздушной армией (1942-1943 гг.), 1 воздушной армией (1943-1944 гг.) | |||||||
Сражения/войны | Гражданская война в России, Великая Отечественная война | |||||||
Награды и премии |
ru-wiki.ru