Противодиверсионные катера проекта 21980 — Howling Pixel

Противодиверсионные катера проекта 21980 шифр «Грачонок» — серия катеров охраны водного района, разработанных для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Противодиверсионные катера предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России и для морских воинских частей и подразделений войск национальной гвардии России.

Проект

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро „Вымпел“», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.

ГЭУ катера состоит из двух дизельно-редукторных агрегатов на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. № 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя

[1]. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».

Оборудование

В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3[2], автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа»[3], телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров[4], поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.

Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про»

[5] судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов[6].

Вооружение

История строительства

2008 год

8 февраля заложен первый ПРДК проекта 21980 в городе Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» под заводским № 981. Катер получил тактический номер П-104.

2009 год

25 марта ПРДК П-104 Спущен на воду. После достройки на плаву начаты заводские испытания.

2010 год

После завершения и , в мае ПРДК П-104 зачислен в состав 105-й бригады кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота с базированием на Кронштадт

[7][8]. И в мае, в цеху Зеленодольского ССЗ, был заложен второй катер под заводским № 982. Катер получил тактический номер П-191 и первым в серии получил судовой водолазный комплекс с барокамерой.

2011 год

В мае заложен ПРДКА П-349 — третий катер проекта, заводской № 983. В июне ПРДКА П-104 принимает участие в 5-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011». В июле ПРДКА П-191 спущен на воду. Осенью ПРДКА П-191 прибыл в Новороссийск на государственные испытания, которые прервались в октябре.

2012 год

С начала года продолжились испытания ПРДК П-191. 5 мая в Зеленодольске состоялась закладка четвертого катера под заводским № 984. 16 июня спущен на воду ПРДКА П-349. 27 июля заложили пятый катер под заводским № 985[9]. И также в мае состоялась закладка катера под заводским № 8002 на «Восточной верфи» в городе Владивостоке. Тем самым завод во Владивостоке стал вторым предприятием в России, строящим катера проекта 21980. В августе во Владивостоке прошла закладка следующего катера под заводским номером № 8003. 3 сентября на ПРДКА П-191 поднят военно-морской флаг, катер был зачислен в ряды Черноморского флота. 14 ноября на Новороссийской военно-морской базе был подписан приёмный акт на ПРДКА П-349, катер также зачислен в состав Черноморского флота. В декабре заложен ещё один ПРДК на Восточной Верфи под заводским номером № 8004 для Тихоокеанского флота

[10].

2013 год

7 мая на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького заложили следующий ПРДК под заводским № 986. В апреле спустили на воду ПРДК П-350 и начаты испытания[11]. В июне прошел спуск построенного в Зеленодольске ПРДК П-351. 24 июня — спуск на воду первого построенного на «Восточной Верфи» ПРДК П-377. 27 июля в Зеленодольске заложили ПРДК П-424 (П-356), заводской № 987[12]. 22 августа с окончанием ГХИ ПРДК П-350 был подписан приёмочный акт катера. 15 октября в городе Махачкала подписан приёмочный акт ПРДК П-351 построенного для Каспийской флотилии

[13][14]. 29 ноября на «Восточной верфи» спустили на воду ПРДК П-420, заводской номер № 8003.

2014 год

На Зеленодольском завод имени А. М. Горького прошла закладка ПРДК П-356 для Черноморского флота. Кроме того, к строительству катеров приступили на Рыбинском ССЗ «Вымпел». В рамках госконтракта с Минобороны России от 20 января 2014 года 3/1/1/0014/ГК-14-ДГОЗ и 3/1/1/0015/ГК-14-ДГОЗ предприятием будет осуществлено строительство шести противодиверсионных катеров проекта 21980[15]. В рамках этого контракта на предприятии в марте прошла закладка ПРДК под строительным № 01221[16]. 23 февраля во Владивостоке был подписан приёмочный акт ПРДК П-377[17], на следующий день приёмочный акт был подписан на П-420 для Тихоокеанского флота[18]. 30 мая в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название «Нахимовец». В этот же день на Зеленодольском заводе был спущен на воду ПРДК П-355

[19]. 4 июля на «Восточной верфи» спущен ПРДК П-417[20]. 22 августа подписан приёмный акт на ПП-355 для Черноморского флота. 25 сентября на ПРДК П-417 подписан приёмный акт для Тихоокеанского флота[21]. После подписания приёмного акта в Новороссийске, П-355 6 октября перешёл в Севастополь к месту постоянного базирования в составе 102 ОСПН БПДСС Краснознаменной 68 бригады кораблей ОВРА[22]. 9 октября подписан приёмный акт на П-424 (П-356) для Черноморского флота[23][24]. Декабрь — закладка на ССЗ «Вымпел» ПРДК под строительным номером 01222[16]. В конце года на ПРДК П-355 был поднят Андреевский флаг.

2015 год

12 января на Зеленодольском заводе бы заложен очередной ПРДК под строительным № 988[25], который должен вступить в строй в 2017 году

[26]. Катера П-191, П-349 и П-350, базирующиеся на Черном море, в соответствии с приказом МО РФ от 16 февраля 2015 года получили собственные имена «Кадет», «Суворовец» и «Курсант Кировец». 17 марта на ПРДК П-356 был поднят Андреевский флаг. 4 мая ПРДК П-104 прибыл в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы. 7 мая состоялась очередная закладка катера в Зеленодольске, заводской № 989[27]. 5 июля ПРДК П-191 принял участие на 7-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2015». 15 июля в Новороссийске прошла Торжественная церемония переименования катеров П-191, П-349 и П-350. 15 сентября на заводе «Вымпел» прошла закладка следующего ПРДК под заводским № 01223[16].

2016 год

На ССЗ «Вымпел» 15 апреля заложили катер под строительным номером 01224. Также в 2016 году части катеров были присвоены имена: зав. № 985 — П-351 «Юнармеец Каспия», зав. № 986 — П-355 «Юнармеец Крыма», зав. № 8003 — П-420 «Юнармеец Приморья», зав. № 8004 — П-417 «Юнармеец Камчатки». 23 ноября был подписан приёмочный акт на два катера, один с заводским номером 01221, которому было присвоено имя П-340 «Юнармеец Заполярья», и второй с заводским номером 01222, которые были построены для Северного флота

[28].

Подписан контракт с ССЗ «Вымпел» на строительство 4 катеров для «Росгвардии».

2017 год

В апреле спущен на воду третий катер, который войдет в состав Северного флота[29]. 16 сентября 2017 года в состав Черноморского флота ВМФ РФ вошёл 6-й по счету противодиверсионный катер П-433[30].

На декабрь 2017 года в составе ВМФ 16 катеров: по одному ПРДК на Балтике и Каспии, 6 на Чёрном море, 4 на Тихом океане и 4 на Северном флоте. 4 катера находятся в постройке, еще на 2 — подписаны контракты.

2018 год

15 мая 2018 года заложен первый катер специального назначения КСН (из серии 4) проекта 21980 шифр «Грачонок» для морской службы Росгвардии, зав.№ 01225, на СЗ «Вымпел».

2019 год

19 июня 2019 года спущен на воду первый катер, построенный для «Росгвардии». Осенью 2019 года планируется доставить в Керчь 4 противодиверсионных катера «Грачонок», все они будут нести службу по охране Крымского моста.

Представители проекта

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
Тактический номер и наименованиеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-377996800217.05.201224.06.201323.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-420 «Юнармеец Приморья»9978003.08.2012
29.11.2013
24.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-417 «Юнармеец Камчатки»9988004.12.201204.07.201425.09.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-9998005201728.12.2017Тихоокеанский флотВ строю
П-2018 (план)Приморская флотилия разнородных сил ТОФНа 13.12.2018 завершает ГИ.
Катера построенные на судостроительном заводе «Вымпел», город Рыбинск
Тактический номер и наименованиеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-340 «Юнармеец Заполярья»6690122103.201407.06.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4216990122212.201422.07.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4299360122315.09.201527.04.201714.07.2017Северный флотВ строю
П-430 «Валерий Федянин»9410122415.04.201622.06.20179.11.2017Северный флотВ строю
П-4780122515.05.201819.06.2019РосгвардияПроходит ГИ
П-01226РосгвардияПодписан контракт
П-01227РосгвардияПодписан контракт
П-01228РосгвардияПодписан контракт

См. также

Примечания

  1. ↑ Противодиверсионные катера «Грачонок» будут оснащаться китайскими двигателями
  2. ↑ Серия противодиверсионных катеров проекта 21980 ПРДК «Грачонок»
  3. ↑ Тендер (аукцион в электронной форме) 91-1523810 от 12.07.2013
  4. ↑ Фалкон (Falcon)
  5. ↑ Силы противодиверсионной обороны ТОФ испытали катер «Грачонок» и оборудование «Тетис Про»
  6. ↑ Пятый «Грачонок» завершил госиспытания в Махачкале. 25.11.2013
  7. ↑ Головному катеру проекта 21980 присвоено именное название «Нахимовец». 27.02.2014
  8. ↑ Катер ЛенВМБ назван в честь Нахимовского училища. 24.02.2014
  9. ↑ Церемония закладки 5го ПРДК «Грачонок» проекта 21980,заводской № 985 состоялась 27.07.2012 на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»
  10. ↑ Противодиверсионный катер проекта 21980
  11. ↑ Катер проекта 21980 заложат на Зеленодольском заводе имени Горького
  12. ↑ Закладка седьмого из серии катера проекта 21980. 27.07.2013
  13. ↑ Пятый катер проекта 21980 успешно завершил государственные испытания. 16.10.2013
  14. ↑ Торжественная церемония приёмки Б/Н 930
  15. ↑ Госконтракты Минобороны России от 20.01.2014 года 3/1/1/0014/ГК-14-ДГОЗ и 3/1/1/0015/ГК-14-ДГОЗ
  16. 1 2 3 Строительство противодиверсионных катеров «Грачонок»
  17. ↑ В состав противодиверсионных сил ТОФ в этом году войдут два «Грачонка». 27.02.2014
  18. ↑ На Тихоокеанском флоте прошли противодиверсионные учения
  19. ↑ Восьмой «Грачонок» спущен на воду на верфи «Зеленодольского завода им. А. М. Горького»
  20. ↑ Третий «Грачонок» для Тихоокеанского флота спущен на воду. 04.07.2014
  21. ↑ Противодиверсионный катер «П-417» ТОФ получил название «Юнармеец Камчатки» : Министерство обороны Российской Федерации
  22. ↑ Шестой «Грачонок» успешно завершил государственные испытания
  23. ↑ Седьмой «Грачонок» начал переход на Черное море. 14.08.2014
  24. ↑ Седьмой «Грачонок» успешно завершил государственные испытания
  25. ↑ Пресс-релиз по случаю закладки восьмого из серии катера проекта 21980 (недоступная ссылка)
  26. ↑ Итоги работы Зеленодольского завода им. А.М. Горького в 2014 году.
  27. ↑ «Зеленодольский завод» заложит девятого «Грачонка»
  28. ↑ Подписаны приёмные акты на два «Грачонка»
  29. ↑ Для ВМФ России спущен на воду новейший противодиверсионный катер «Грачонок». : Министерство обороны Российской Федерации
  30. ↑ Новейший противодиверсионный катер П-433 проекта «Грачонок» прибыл в Севастополь

Ссылки

Восточная верфь

АО «Восточная верфь» (до 1994 года — Владивостокский судостроительный завод) — российское судостроительное предприятие, расположенное в городе Владивосток.

Тихоокеанский флот ВМФ России

Тихоокеанский флот (ТОФ, ТФ) — оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота.

Тихоокеанский флот России, как составная часть ВМФ и Вооружённых Сил Российской Федерации в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своём составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке. День флота — 21 мая.

Флагман — гвардейский ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг».

Черноморский флот ВМФ России

Краснознамённый Черноморский флот (ЧФ, КЧФ) — оперативно-стратегическое объединение ВМФ на Чёрном море, являющееся преемником Черноморского флота СССР и Черноморского флота Российской империи. Как составная часть ВМФ и Вооружённых Сил Российской Федерации в целом является средством обеспечения военной безопасности России в регионе Чёрного моря и Средиземного моря. Вместе с Краснознамённой Каспийской флотилией входит в состав Южного военного округа.

Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своём составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, морскую пехоту, части сухопутных и береговых войск.

Штаб Черноморского флота располагается в Севастополе. Флагман — гвардейский ракетный ордена Нахимова крейсер «Москва».

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Противодиверсионные катера проекта 21980 Википедия

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок»

ПРДК «П-104» в Балтийском море, 2012 год
Проект
Страна
  • Россия Россия
Изготовители
  • Зеленодольский завод имени А. М. Горького
    Восточная верфь
    ССЗ «Вымпел»
Операторы
  • ВМФ России
Годы постройки 2008 – н.в.
Годы в строю 2009 – н.в.
Построено 16
Строится 6
В строю 16
Основные характеристики
Водоизмещение 139 т (стандартное)
Длина 31,04 м (наибольшая)
Ширина 7,4 м (наибольшая)
Осадка 1,85 м (средняя)
Двигатели 2 дизеля
Скорость хода 23 узла (полная)
Дальность плавания 200 миль
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 8 человек
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС МР-231 «Пал»
Радиоэлектронное вооружение ОЭКН МТК-201
ПОК «Кальмар»
ОГАС «Анапа»
Артиллерия 1 × 14,5 мм МТПУ
1 × противодиверсионный гранатомёт ДП-65А
1 × гранатомёт ДП-64
Ракетное вооружение ПЗРК «Игла» (боекомплект – 4 ЗУР)
 Медиафайлы на Викискладе

Противодиверсионные катера проекта 21980 шифр «Грачонок» — серия катеров охраны водного района, разработанных для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Противодиверсионные катера предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия

ru-wiki.ru

««Вымпел» начал строительство противодиверсионного катера проекта 21980 «Грачонок»» в блоге «Судостроение и судоходство »

По проекту ОАО КБ «Вымпел»  ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» г. Рыбинск начал строительство серии противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок». Это уже третий завод, на котором строятся катера этого проекта, что свидетельствует об удачных конструкторских и технологических решениях при проектировании и успешном опыте эксплуатации катеров военными морякам.

 

Катер проекта 21980 «Грачонок» предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе РФ при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Технические характеристики:

Водоизмещение: около 140 т.

Главные размерения: длина — 30 м, ширина — 7.3 м, осадка — 1.8 м.

Максимальная скорость хода: 23 узла

Дальность плавания: 200 миль.

Автономность: 5 суток.

Экипаж: 6 человек.

Вооружение:

одна 14.5-мм пулемётная установка МТПУ

один противодиверсионный гранатомёт ДП-64

один противодиверсионный гранатомёт ДП-65

четыре ПЗРК типа «Игла»

Радиоэлектронное вооружение: НРЛС МР-231, ГАС «Кальмар», ОГАС «Анапа»

Серия:

«Зеленодольский завод им. А.М.Горького»

№981 — заложен 08.02.08 — спущен 25.04.09 — передан 11.2009 (в составе БФ)

№982 — заложен 07.05.10 — спущен 07.2011 — передан 10.2011 (в составе ЧФ)

№983 — заложен 06.05.11 — спущен 16.06.12 — передан 11.2012 (в составе ЧФ)

№984 — заложен 05.05.12 — спущен 04.2013 — передан 08.2013 (в составе ЧФ)

№985 — заложен 27.07.12 — спущен ??.2013 — передан 10.2013 (в составе КФ)

№986 — заложен 07.05.13

№987 — заложен 27.07.13

«Восточная верфь»

№8002 — заложен в 2012 году — спущен 24.06.13 — передан 09.2013 (в составе ТОФ)

№8003 — заложен в 2012 году — спущен 29.11.13 — передан 02.2014 (в составе ТОФ)

№8004 — заложен в 2012 году

«Судостроительный завод «Вымпел»

№?? — заложен в марте 2014

sdelanounas.ru

«Спущен на воду головной для ССЗ «Вымпел» противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок»» в блоге «Судостроение и судоходство »

На АО «ССЗ «Вымпел» состоялся торжественный спуск на воду катера проекта 21980 шифр «Грачонок» (заводской № 01221). Это первый в серии четырёх противодиверсионных катеров, которые судостроительный завод «Вымпел» строит по контракту с Министерством обороны.

В торжественной церемонии спуска на воду участвовали Генеральный директор АО «ССЗ «Вымпел» Олег Юрьевич Белков, главный конструктор проекта 21980 «Грачонок» ОАО Конструкторское бюро «Вымпел» (Нижний Новгород) Александр Сергеевич Речицкий, глава городского округа город Рыбинск Денис Валерьевич Добряков, команда катера «Грачонок», которая будет нести на нём службу. Был совершён чин освящения корабля. О борт катера крёстная мать, представитель одной из династий судостроителей «Вымпела», разбила бутылку шампанского. После спуска на воду и проведения швартовных испытаний катер отправится на внешнюю сдаточную базу в Гаджиево, где ему предстоит пройти ходовые и государственные испытания. Нести службу катер будет на Северном флоте.

Катер проекта 21980 «Грачонок» предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе РФ при решении задач охраны и защиты государственной границы России. Проект катера разработан нижегородским КБ «Вымпел».

Технические характеристики:

Водоизмещение: около 140 т.

Главные размерения: длина — 30 м, ширина — 7.3 м, осадка — 1.8 м.

Максимальная скорость хода: 23 узла

Дальность плавания: 200 миль.

Автономность: 5 суток.

Экипаж: 6 человек.

Вооружение:

одна 14.5-мм пулемётная установка МТПУ

один противодиверсионный гранатомёт ДП-64

один противодиверсионный гранатомёт ДП-65

четыре ПЗРК типа «Игла»

Радиоэлектронное вооружение: НРЛС МР-231, ГАС «Кальмар», ОГАС «Анапа»

Серия.

ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»

№ 981 — заложен 08.02.08 — спущен 25.04.09 — передан 11.2009 П-104 «Нахимовец» (БФ)

№ 982 — заложен 07.05.10 — спущен 07.2011 — передан 10.2011 П-191 «Кадет» (ЧФ)

№ 983 — заложен 06.05.11 — спущен 16.06.12 — передан 11.2012 П-349 «Суворовец» (ЧФ)

№ 984 — заложен 05.05.12 — спущен 04.2013 — передан 08.2013 П-350 «Курсант-кировец» (ЧФ)

№ 985 — заложен 27.07.12 — спущен ??.2013 — передан 10.2013 П-351 (КФ)

№ 986 — заложен 07.05.13 — спущен ??.2014 — передан 08.2014 П-355 (ЧФ)

№ 987 — заложен 27.07.13 — спущен ??.2014 — передан 10.2014 П-356 (ЧФ)

№ 988 — заложен 12.01.15

№ 989 — заложен 07.05.15

ОАО «Восточная верфь» (Владивосток)

№ 8002 — заложен в 2012 году — спущен 24.06.13 — передан 26.09.13П-377 (ТОФ)

№ 8003 — заложен в 2012 году — спущен 29.11.13 — передан 24.02.14П-420 (ТОФ)

№ 8004 — заложен в 2012 году — спущен 04.07.14 — передан 25.09.14П-417 (ТОФ)

№ 8005 — в постройке

№ 8006 — в постройке

№ 8007 — в постройке

ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск)

№ 1221 — заложен ??.03.14 — спущен 07.06.2016

№ 1222 — заложен ??.12.14

№ 1223 — заложен 15.09.15

№ 1224 — заложен 15.04.16

sdelanounas.ru

Противодиверсионные катера проекта 21980 — Википедия

Противодиверсионные катера проекта 21980 шифр «Грачонок» — серия катеров охраны водного района, разработанных для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Проект

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел», главный конструктор проекта — А. С. Речицкий. В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» — однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор.

ГЭУ катера состоит из двух дизельных-редукторных агрегата на основе дизельных двигателей немецкой компании MTU Friedrichshafen. После того, как в конце 2014 года немецкая компания прекратила поставки своих двигателей в Россию, поставщиком двигателей стала китайская компания Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Два комплекта двигателей для строящихся катеров на Рыбинском ССЗ «Вымпел» под зав. №№ 01221 и 01222 уже поставлены через ООО «Морские пропульсивные системы». Новая ГЭУ состоит из главных двигателей TBD620V12, двух реверс-редукторов и двух эластичных муфт для подсоединения к маховику двигателя[1]. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС от ООО «Морские пропульсивные системы».

Оборудование

Телеуправляемый подводный аппарат Seaeye Falcon 1299

В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3[2], автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа»[3], телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co.LTD с рабочей глубиной до 300 метров[4], поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов.

Со второго катера (зав. № 982) на катерах проекта начали устанавливать специально разработанный на ОАО «Тетис Про»[5] судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения специфических заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов[6].

Вооружение

  • Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм
  • Малогабаритный дистанционно-управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс 98У
  • Ручной двуствольный противодиверсионный гранатомёт ДП-64 «Непрядва»
  • 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла-1»

История строительства

2008 год

8 февраля заложен первый ПРДК проекта 21980 в городе Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» под заводским № 981. Катер получил тактический номер П-104.

2009 год

25 марта ПРДК П-104 Спущен на воду. После достройки на плаву начаты заводские испытания.

2010 год

После завершения и , в мае ПРДК П-104 зачислен в состав 105-й бригады кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота с базированием на Кронштадт[7][8]. И в мае, в цеху Зеленодольского ССЗ, был заложен второй катер под заводским № 982. Катер получил тактический номер П-191 и первым в серии получил судовой водолазный комплекс с барокамерой.

2011 год
ПДРК П-104 во время проведения салона «Ленэкспо 2011»

В мае заложен ПРДКА П-349 — третий катер проекта, заводской № 983. В июне ПРДКА П-104 принимает участие в 5-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011». В июле ПРДКА П-191 спущен на воду. Осенью ПРДКА П-191 прибыл в Новороссийск на государственные испытания, которые прервались в октябре.

2012 год

С начала года продолжились испытания ПРДК П-191. 5 мая в Зеленодольске состоялась закладка четвертого катера под заводским № 984. 16 июня спущен на воду ПРДКА П-349. 27 июля заложили пятый катер под заводским № 985[9]. И также в мае состоялась закладка катера под заводским № 8002 на «Восточной верфи» в городе Владивостоке. Тем самым завод во Владивостоке стал вторым предприятием в России, строящим катера проекта 21980. В августе во Владивостоке прошла закладка следующего катера под заводским номером № 8003. 3 сентября на ПРДКА П-191 поднят военно-морской флаг, катер был зачислен в ряды Черноморского флота. 14 ноября на Новороссийской военно-морской базе был подписан приёмный акт на ПРДКА П-349, катер также зачислен в состав Черноморского флота. В декабре заложен ещё один ПРДК на Восточной Верфи под заводским номером № 8004 для Тихоокеанского флота[10].

2013 год

7 мая на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького заложили следующий ПРДК под заводским № 986. В апреле спустили на воду ПРДК П-350 и начаты испытания[11]. В июне прошел спуск построенного в Зеленодольске ПРДК П-351. 24 июня — спуск на воду первого построенного на «Восточной Верфи» ПРДК П-377. 27 июля в Зеленодольске заложили ПРДК П-424 (П-356), заводской № 987[12]. 22 августа с окончанием ГХИ ПРДК П-350 был подписан приёмочный акт катера. 15 октября в городе Махачкала подписан приёмочный акт ПРДК П-351 построенного для Каспийской флотилии[13][14]. 29 ноября на «Восточной верфи» спустили на воду ПРДК П-420, заводской номер № 8003.

2014 год
ПДРК П-420 в заливе Петра Великого 24 октября 2014 года

На Зеленодольском завод имени А. М. Горького прошла закладка ПРДК П-356 для Черноморского флота. Кроме того, к строительству катеров приступили на Рыбинском ССЗ «Вымпел». В рамках госконтракта с Минобороны России от 20 января 2014 года 3/1/1/0014/ГК-14-ДГОЗ и 3/1/1/0015/ГК-14-ДГОЗ предприятием будет осуществлено строительство шести противодиверсионных катеров проекта 21980[15]. В рамках этого контракта на предприятии в марте прошла закладка ПРДК под строительным №01221[16]. 23 февраля во Владивостоке был подписан приёмочный акт ПРДК П-377[17], на следующий день приёмочный акт был подписан на П-420 для Тихоокеанского флота[18]. 30 мая в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название «Нахимовец». В этот же день на Зеленодольском заводе был спущен на воду ПРДК П-355[19]. 4 июля на «Восточной верфи» спущен ПРДК П-417[20]. 22 августа подписан приёмный акт на ПП-355 для Черноморского флота. 25 сентября на ПРДК П-417 подписан приёмный акт для Тихоокеанского флота[21]. После подписания приёмного акта в Новороссийске, П-355 6 октября перешёл в Севастополь к месту постоянного базирования в составе 102 ОСПН БПДСС Краснознаменной 68 бригады кораблей ОВРА[22]. 9 октября подписан приёмный акт на П-424 (П-356) для Черноморского флота[23][24]. Декабрь — закладка на ССЗ «Вымпел» ПРДК под строительным номером 01222[16]. В конце года на ПРДК П-355 был поднят Андреевский флаг.

2015 год
ПДРК П-351 на военно-морском параде Каспийской флотилии в честь празднования Дня Военно-морского флота России в Астрахани, 26 июля 2015 года

12 января на Зеленодольском заводе бы заложен очередной ПРДК под строительным № 988[25], который должен вступить в строй в 2017 году[26]. Катера П-191, П-349 и П-350, базирующиеся на Черном море, в соответствии с приказом МО РФ от 16 февраля 2015 года получили собственные имена «Кадет», «Суворовец» и «Курсант Кировец». 17 марта на ПРДК П-356 был поднят Андреевский флаг. 4 мая ПРДК П-104 прибыл в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы. 7 мая состоялась очередная закладка катера в Зеленодольске, заводской № 989[27]. 5 июля ПРДК П-191 принял участие на 7-м Международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2015». 15 июля в Новороссийске прошла Торжественная церемония переименования катеров П-191, П-349 и П-350. 15 сентября на заводе «Вымпел» прошла закладка следующего ПРДК под заводским № 01223[16].

2016 год

На ССЗ «Вымпел» 15 апреля заложили катер под строительным номером 01224. Также в 2016 году части катеров были присвоены имена: зав. № 985 — П-351 «Юнармеец Каспия», зав. № 986 — П-355 «Юнармеец Крыма», зав. № 8003 — П-420 «Юнармеец Приморья», зав. № 8004 — П-417 «Юнармеец Камчатки». 23 ноября был подписан приёмочный акт на два катера, один с заводским номером 01221, которому было присвоено имя П-340 «Юнармеец Заполярья», и второй с заводским номером 01222, которые были построены для Северного флота[28].

2017 год

В апреле спущен на воду третий катер, который войдет в состав Северного флота[29]. 16 сентября 2017 года в состав Черноморского флота ВМФ РФ вошёл 6-й по счету противодиверсионный катер П-433[30].

На декабрь 2017 года в составе ВМФ 16 катеров: по одному ПРДК на Балтике и Каспии, 6 на Чёрном море, 4 на Тихом океане и 4 на Северном флоте. 4 катера находятся в постройке, еще на 2 — подписаны контракты.

2018 год

15 мая 2018 года заложен первый катер специального назначения КСН (из серии 4) проекта 21980 шифр «Грачонок» для морской службы Росгвардии, зав.№ 01225, на СЗ «Вымпел».

Представители проекта

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-377996800217.05.201224.06.201323.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-420 «Юнармеец Приморья»9978003.08.201229.11.201324.02.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-417 «Юнармеец Камчатки»9988004.12.201204.07.201425.09.2014Тихоокеанский флотВ строю
П-9998005201728.12.2017Тихоокеанский флотВ строю
Катера построенные на судостроительном заводе «Вымпел», город Рыбинск
НазваниеДата закладкиСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
П-340 «Юнармеец Заполярья»6690122103.201407.06.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4216990122212.201422.07.201614.01.2017Северный флотВ строю
П-4299360122315.09.201527.04.201714.07.2017Северный флотВ строю
П-430 «Валерий Федянин»9410122415.04.201622.06.20179.11.2017Северный флотВ строю
П-0122515.05.2018Росгвардиязаложен
П-01226РосгвардияПодписан контракт
П-01227Росгвардия
П-01228Росгвардия

Смотрите также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Серия противодиверсионных катеров «Грачонок» от АО «ССЗ «Вымпел»

Серия противодиверсионных катеров проекта 21980 шифр «Грачонок» в соответствии с контрактом, который был заключен с Министерством обороны, также ведется на ССЗ «Вымпел» в городе Рыбинске, Ярославской области. С 2008 года строительством катеров данного проекта занимается ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»).

ПРДК проекта 21980 шифр «Грачонок» разработан ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» (город Нижний Новгород) для Военно-морского флота России.

Противодиверсионные катера проекта 21980 предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования флота и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия береговой охране ФСБ России при решении задач по охране и защите государственной границы.

Основные тактико-технические характеристики катера проекта 21980: Водоизмещение 138 тонн. Длина 31 метр, ширина наибольшая 9,5 метра, осадка 1,85 метра. Скорость полного хода 23 узла. Дальность плавания 200 миль. Автономность 5 суток. Экипаж составляет 8 человек.

Вооружение катера: ракетное зенитное оружие: ПЗРК «Игла»; артиллерийское оружие: пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм; противодиверсионное оружие: гранатометы ДП-65 и ДП-64.

Первый катер «Грачонок» (заводской № 01221) заложен в марте 2014 года. Спущен на воду 07 июня 2016 года. После проведения швартовных испытаний катер отправится на внешнюю сдаточную базу в Гаджиево, где ему предстоит пройти ходовые и государственные испытания. Нести службу катер будет на Северном флоте. 19 ноября государственная комиссия подписала приёмный акт. По сообщению от 23 ноября прибыл на Северный флот, где проходит ходовые и государственные испытания в главной базе подводных сил СФ – Гаджиево. Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ катеру присвоено имя «Юнармеец Заполярья». 14 января 2017 года в главной базе подводных сил Северного флота – Гаджиево – состоялась торжественная церемония подъёма Военно-морского флага России. Является одиннадцатым катером данного проекта.

По сообщению от 16 октября 2017 года прошёл плановый доковый осмотр на судоремонтном заводе в Мурманской области. в процессе докования было проверено состояние корпуса катера, произведена очистка и подкраска днища. Также к борту катера была прикреплена доска с наименованием «Юнармеец Заполярья».

Второй катер «Грачонок» (заводской № 01222) заложен в декабре 2014 года. Спущен на воду 22 июля 2016 года. Крёстная мать катера – Елизавета Василенко — по традиции разбила о борт бутылку шампанского. После проведения швартовных испытаний катер отправится на внешнюю сдаточную базу в город Гаджиево, где ему предстоит пройти ходовые и государственные испытания. Нести службу катер будет на Северном флоте. 19 ноября государственная комиссия подписала приёмный акт. По сообщению от 23 ноября прибыл на Северный флот, где проходит ходовые и государственные испытания в главной базе подводных сил СФ – Гаджиево. 14 января 2017 года в главной базе подводных сил Северного флота – Гаджиево – состоялась торжественная церемония подъёма Военно-морского флага России. Является двенадцатым катером данного проекта.

Третий катер «Грачонок» (заводской № 01223) заложен 15 сентября 2015 года. 27 апреля 2017 года спущен на воду. Крестной матерью стала Дарья Седова, которая разбила бутылку шампанского о борт катера. После проведения швартовных испытаний катер отправится на внешнюю сдаточную базу в Кронштадт, где ему предстоит пройти заводские ходовые и государственные испытания. 14 июля подписан приёмный акт. Будет участвовать в параде, который состоится в Санкт-Петербурге в день Военно-Морского флота. Войдет в состав Северного флота и отправится в город Полярный. 27 августа на катере был поднят военно-морской флаг.

Четвертый катер «Грачонок» «Валерий Федянин» (заводской № 01224), бортовой номер 941: Спущен на воду 22 июня 2017 года. По сообщению от 31 августа начал переход на внешнюю сдаточную базу. По сообщению от 26 октября успешно проходит испытания в прибрежных полигонах боевой подготовки Северного флота. 09 ноября 2017 года подписан приёмный акт. В ближайшее время он будет зачислен в боевой состав Северного флота, порт приписки – город Полярный.

24 февраля 2018 года в Североморске Мурманской области состоялась торжественная церемония подъёма флага и присвоения имени. Катер получил имя «Валерий Федянин» в честь командира бригады морской пехоты Северного флота полковника Валерия Федянина, погибшего при исполнении воинского долга в Сирийской Арабской Республике. По данным Минобороны России, 22 сентября 2017 года при выполнении гуманитарной миссии командир 61-й отдельной Киркенесской бригады морской пехоты Северного флота полковник Валерий Федянин получил тяжелые ранения в сирийской провинции Хама, от которых через несколько дней скончался в госпитале.

09 мая 2018 года примет участие в торжествах в честь 73-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок»

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • www.arms-expo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *