Содержание

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». Справка | Справка | Вопрос-Ответ

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка  «Александр Невский»  произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.

Что представляет собой ракета?

«Булава» (SS NX 30 — по классификации НАТО) — российская трёхступенчатая твердотопливная ракета морского базирования, разработанная Московским институтом теплотехники. Устанавливается на лодки проекта 955 «Борей» * 

Особенностью ракеты является то, что она оснащена гиперзвуковыми боеголовками, позволяющими осуществлять маневр по высоте и курсу. Ракета на активном участке** может уходить от противоракеты.

Изготовитель — Воткинский завод.

Количество боевых блоков — от 6 до 10 общей массой 1,15 т.

Радиус действия — 8 тыс. км.

Стартовая масса — около 36,8 т.

Забрасываемый вес — 1150 кг.

Длина — 12,1 м.

Максимальный диаметр — 2 м.

Максимальная дальность полёта — от 8 до 9 тыс. км.

Двигатели первой и второй ступени — твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем.

Все компоненты «Булавы» производятся в России, что гарантирует независимость от мировой политической конъюнктуры. 

«Булава» должна составить основу перспективной группировки морских стратегических ядерных сил России до 2040-2045 годов. 

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Фото: РИА Новости

История запусков 

Испытания ракеты начались в 2004 году. Всего было произведен 22 испытательных запуска «Булавы», 13 из них признаны успешными.

24 мая 2004 года — при испытании твердотопливного двигателя ракеты «Булава» на Воткинском машиностроительном заводе произошёл взрыв. На испытательном стенде взорвался двигатель ракеты.

23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был успешно произведён учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.

27 сентября 2005 года был осуществлён успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (Камчасткая область). Примерно за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысяч километров, ракета поразила все предназначенные цели на полигоне.

21 декабря 2005 года был произведён успешный пуск из подводного положения по полигону Кура.

7 сентября 2006 года с борта крейсера «Дмитрий Донской» был произведён запуск «Булавы» с подводного положения в направлении Камчатки. Запуск был неудачным. Из-за сбоя в программе на втором этапе испытаний ракета отклонилась от заданного курса и упала в море, не достигнув цели.

25 октября 2006 года был произведён неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море.

24 декабря 2006 года был произведён неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения. Через несколько минут полёта из-за отказа двигателя третьей ступени ракета самоликвидировалась.

28 июня 2007 года в Белом море был произведён частично удачный пуск, третья боеголовка не достигла цели.

28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвёл успешный пуск ракеты по полигону Кура на Камчатке.

23 декабря 2008 года испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» закончился неудачно. Ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

15 июля 2009 года состоялся неудачный пуск ракеты, ракета самоликвидировалась.

9 декабря 2009 года пуск закончился неудачей, при работе третьей ступени произошёл технический сбой.

7 октября 2010 года пуск прошёл в штатном режиме. Ракета поразила все заданные цели на полигоне Кура.

29 октября 2010 года пуск из акватории Белого моря по полигону Кура прошёл в штатном режиме. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.

28 июня 2011 года был впервые произведён успешный пуск со штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.

27 августа 2011 года в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий».

28 октября 2011 года был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура.

23 декабря 2011 года пуск ракеты завершился успешно с борта АПЛ «Юрий Долгорукий». Запуск был залповым, двумя ракетами, боевые блоки достигли полигона Кура.

6 сентября 2013 года пуск с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря завершился неудачно. Ракета вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и ракета упала в Северный Ледовитый океан.

10 сентября 2014 года был успешно произведён с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

29 октября 2014 года был произведён успешный запуск ракеты по полигону Кура на Камчатке с атомной подлодки «Юрий Долгорукий».

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский»  произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.


 *Проект 955 «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвёртого поколения. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» — в составе Тихоокеанского флота, третий — «Владимир Мономах» — прошёл государственные испытания, готовится к передаче флоту. Четвёртый — «Князь Владимир» — и пятый — «Князь Олег» — находятся в стадии постройки. На лодках класса «Борей» размещены 16 баллистических ракет подводного старта «Булава», каждая из которых оснащена 6–10 боеголовками, то есть в общей сложности получается от 96 до 160 боеголовок.

 Борей — в греческой мифологии бог бурного северного ветра, сын Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари).

**Активный участок полёта — участок полёта летательного аппарата, на котором работает маршевый двигатель, как правило — ракетный. Скорость, угол наклона к горизонту и высота полёта ракеты в конце активного участка определяют дальность её полёта.

aif.ru

Баллистическая ракета "Булава": технические характеристики

Баллистическая ракета "Булава": технические характеристики

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования Р30 3М30 "Булава-30" (РСМ-56 для использования в международных договорах, SS NX 30 – по классификации НАТО) - новая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, размещаемая на подводных лодках. Решение о разработке такой ракеты было принято в 1988 году.

Создание ракеты было поручено Московскому институту теплотехники (МИТ). Важным аргументом в пользу такого решения явилось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет, а также к снижению расходов на их разработку и производство. Разработка "Булавы" в Московском институте теплотехники заняла в два раза меньше времени, чем это бывает обычно (до 15 лет).

МБР "Булава" полностью разработана и изготовлена на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса, а также максимально унифицирована с наземным ракетным комплексом стратегического назначения "Тополь-М".

Межконтинентальная баллистическая ракета "Булава" предназначена для вооружения новейших атомных подводных лодок проекта 955 (типа "Борей"), к которым относится АПЛ "Юрий Долгорукий", имеющая 12 ракетных шахт.

Основные технические характеристики:

Радиус действия – 8 тыс км.
Стартовая масса - 36,8 т.

Ракета может нести от 6 до 10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т, способных менять траекторию полета по высоте и курсу.

Количество ступеней – 3.
Тип головной части - ядерная разделяющаяся.
Длина в пусковом контейнере - 12,1 м.
Максимальный диаметр – 2 м.

Маршевые двигатели первой и второй ступени ракеты выполнены твердотопливными. Третья ступень для обеспечения необходимой скорости и маневрирования на заключительном участке траектории оснащена жидкостным двигателем.

Старт ракеты наклонный, что позволяет подводному ракетоносцу осуществлять пуск ракет на "ходу".

Испытания ракеты начались в 2004 году. Принять "Булаву" на вооружение планируется в 2009 году - вместе с подлодкой "Юрий Долгорукий", которая уже спущена на воду.

Всего до 2015 года в России планируется построить восемь АПЛ, которые будут оснащены новейшими видами вооружения, в том числе и баллистическими ракетами "Булава".

По материалам РИА Новости, газеты "Известия" за 15.03.2006 и сайта "Оружие России"

news_enc.academic.ru

Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание

Еще в 19 веке были предприняты первые попытки разместить на подводных лодках ракеты. Идея принадлежит российскому инженеру К. А. Шильдеру. По его проекту на Александровском литейном заводе в марте 1834 года была построена "ракетная" подлодка. Но она так и не была принята на вооружение Российским Императорским флотом. Однако сама идея доставки ракет скрытно на подводных лодках была развита в разработках других военных инженеров. Особенно интересна с этой точки зрения ракета "Синева".

Подводное оружие возмездия

III рейх также пытался реализовать идею запуска ракет с подводной лодки на практике. Так, в центре Пенемюнд летом 1942 года подводную лодку U-511 переоборудовали для этих целей. Для этого ракеты – фугасные мины калибра 280мм и 210 мм – были доработаны.

Также проводились испытания, при которых стрельба производилась с глубин от 9 до 15 метров. При этом максимальная дальность полета ракеты была в пределах 4 км.

Результаты стрельб были настолько успешными, что в отчете по испытаниям была указана возможность нанесения скрытного удара немецкими ПЛ по американскому побережью.

Проект "Волна"

При решении задач по запуску ракет с ПЛ необходимо было учесть много составляющих. К ним относится:

  • ракетная техника;
  • подводное кораблестроение;
  • старт ракеты;
  • управление в полете.

Проект по решению этих задач получил шифр "Волна", и уже в октябре 1948 года инженеру В. Ганину было вручено авторское свидетельство на изобретение. При этом отмечалась возможность запуска ракет из разных положений:

  • горизонтальное,
  • вертикальное,
  • наклонное.

Основой для всех ракет стала первая в мире оперативно-тактическая Р-11. Она обладала рядом преимуществ:

  • длительное нахождение в заправленном состоянии;
  • малые габариты;
  • применение в качестве окислителя компонентов на основе азотной кислоты.

Все это помогло упростить эксплуатацию такого оружия.

Подводный старт, при котором была применена жидкостная ракета Р-21, произошел в СССР. Это было в 1960-х годах. При этом старт ракет с ПЛ стал возможен с подводных глубин от 40 до 50 метров.

"Синева"

Уникальными возможностями обладает механизм Р-29РМ, который более известен как баллистическая ракета "Синева".

Она позволяла решать несколько задач:

  • коррекция курса по сигналам спутников;
  • траектория полета менялась в зависимости от дальности;
  • способность произвольно назначать боеголовкам различные цели;
  • применение ракеты в условиях Арктики.

Возможность стрельбы с Северного полюса была продемонстрирована в сентябре 2006 года ракетоносцем "Екатеринбург". При пуске была применена ракета "Синева".

Подводная "Тула"

Идея размещения снарядов дальнего радиуса действия на ПЛ была в полной мере воплощена на атомном подводном крейсере "Тула".

Для того чтобы была установлена ракета "Синева" (Р-29 РМУ2), с июня 2000 года по 21 апреля 2004 года "Тула" прошла глубокую модернизацию, которая помогла повысить скрытность ПЛ. Было усовершенствовано радиотехническое вооружение. Также повышена система живучести корабля, которая включает в себя и ядерную безопасность.

"Тула" обладает подводной скоростью 24 узла (44 км/час) при предельной глубине погружения в 650 метров. В автономном плавании она может находиться 90 суток с экипажем в 140 человек.

Вооружение подводной лодки тоже солидное. Помимо баллистической ракеты "Синева" ( Р-29 РМУ2) и 16 пусковых установок ПЛ оснащена торпедными аппаратами. Также на борту имеются ПЗРК "Игла-1" (9К310).

Для того чтобы иметь представление о габаритах атомной подводной лодки класса "Тула", можно упомянуть еще и наибольшую длину (по КВЛ) – 167,4 метров! Длина футбольного поля, например, 120 метров.

После модернизации АПЛ "Тула" выполнила запуск ракеты "Синева" в районе Баренцева моря по целям в экваториальном районе Тихого океана. После преодоления 11 547 км цели были успешно поражены.

Характеристики "Синевы"

Ракета трехступенчатая, выполнена по уплотненной схеме, при которой ступени расположены последовательно. Маршевые двигатели "утопленные" в баки ЖРД, объединенные единой сборкой, при которой баковая система общая.

При массе ракеты в 40,3 т длина составляет 14,8 метров. Для размещения в пусковой шахте ПЛ диаметр доведен до 1,9 м, при этом масса только основной части равняется 2,8 т.

Одной из особенностей ракеты является ее основная головная часть, которая состоит из четырех и десяти блоков. При этом каждый из них обладает индивидуальным наведением.

Если ракеты применяются в неядерном конфликте, то головная часть оснащается осколочно-фугасной боевой начинкой, масса которой составляет около 2 тонн. Такие системы обладают исключительной особенностью – сверхточным поражением целей.

Ракета "Синева", характеристики которой мы рассматриваем, может оснащаться ядерной боевой частью сверхмалых калибров (в тротиловом эквиваленте 50 т). Это позволяет наносить точечные удары в заданном районе.

"Прицельная" дальность стрельбы

Межконтинентальную ракету "Синева" включили в состав ракетных комплексов Д-9РМ. Они стоят на вооружении АПЛ проекта 667БРДМ (по натовской классификации Delta-IV).

Сам комплекс приняли на промвооружение в 1986 году. Но уже с 1996 по 1999 год выпуск ракет прекратили. А в 1999 году их производство было снова возобновлено в модернизированном варианте.

После усовершенствования дальность полета ракеты "Синева" превысила показатели американских систем подобного класса ("Трайдент-2"), которые могут преодолевать барьер в 11 тысяч километров. Таким запасом по дальности не обладает ни одна ракета в мире.

При этом официально признано, что дальность полета "Синевы" составляет 8 300 км. С каких лодок производились пуски ракет синева?

Главнокомандующим ВМФ России Владимиром Высоцким было сообщено, что ракетами данной модификации вооружаются АПЛ, выполняющие боевое дежурство в Мировом океане. Всего ВМФ России было получено 7 ракетоносцев такого проекта.

"Булава"

Межконтинентальной баллистической ракетой "Булава" предполагается вооружить АПЛ типа "Борей", который имеет в наличии 12 ракетных шахт.

Данную систему по характеристикам унифицировали с наземными ракетными комплексами "Тополь-М". При этом радиус полета "Булавы" достигает 8 000 км, при массе ракеты в 36,8 тонн. Ядерная головная часть имеет разделяющиеся боеголовки. Наклонный старт позволяет производить подводный пуск на "ходу".

По своим характеристикам ракеты "Булава" и "Синева" очень близки и отличаются только типом маршевого двигателя. У "Булавы" он твердотопливный, а у "Синевы" – жидкостный. При этом нужно отметить, что на заключительной фазе полета ракет "Булава" применяется жидкостный двигатель, что обеспечивает дополнительные возможности по увеличению скорости и маневрированию.

Мирное применение баллистических ракет

По программе конверсии лодочные баллистические ракеты послужили основой для проектирования таких носителей как "Волна" и "Штиль".

Конечно, они проигрывают по своим возможностям "Союзу" и "Протону", однако очень хорошо приспособлены для вывода космического аппарата на низкую околоземную орбиту.

Такие комплексы как "Штиль" и "Волна" получили широкую известность благодаря тому, что они созданы на базе Р-29Р (ракета "Синева").

В 1991-1993 годах подводниками России было произведено три запуска таких ракет на суборбитальные траектории.

Что еще можно отметить интересного? Конверсионные ракеты типа "Синева" попали даже в книгу мировых рекордов Гиннеса, как самая быстрая почта.

7 июня 1995 года с помощью носителя Р-29Р ракета с комплектом научной аппаратуры была запущена российским атомоходом "Рязань". На ее борту также поместили и почтовую корреспонденцию. Через 20 минут, пролетев 9 000 км, капсула успешно была доставлена на Камчатку.

fb.ru

оружие сверхдержавы или деньги на ветер?

Что бы ни говорилось о сотрудничестве в рамках мирового сообщества, о демократических принципах и международном праве, реалии современной политики свидетельствуют, что, как и во все времена, прав тот, кто сильнее. В этой связи значение фактора обороноспособности как инструмента мировой политики не только не падает, но в некоторых аспектах даже растёт. Поэтому вопрос укрепления отдельными странами и военными боками своих вооружённых сил остаётся актуальным. Одним из приоритетов военного развития российских вооружённых сил на данном этапе считается баллистическая ракета «Булава», которая должна в ближайшее время стать на вооружение стратегических подводных лодок.

Чем опасна «Булава»

Твёрдотопливная баллистическая ракета Р-30 «Булава-30» разрабатывается Московским институтом теплотехники с 1998 года. Именно тогда Совет Безопасности России передал МИТ право на разработку баллистических ракет нового поколения, предназначенных для запуска с атомных подводных лодок. Связано это было с тем, что предназначавшийся для этих целей прежде комплекс баллистических ракет типа «Барк» в результате трёх испытаний подряд показал неудовлетворительные результаты. В своё время это решение правительства с подачи экспертов Министерства обороны вызвало определённую критику. Связана она была с двумя обстоятельствами: во-первых, Московский институт теплотехники прежде никогда не занимался разработкой баллистических ракет. Во-вторых, строящиеся на тот момент атомные подводные лодки уже были спроектированы с расчётом на установку на них ракетных комплексов «Барк», так что возникала необходимость изменения уже запущенных проектов.

 

Однако после серии испытаний в 2007 году серийное производство ракет Р-30 «Булава» и их дальнейшая постановка на вооружение армии и флота России были официально одобрены.

 

Технические характеристики ракеты «Булава», по мнению правительственных военных экспертов, позволяют решать широкий комплекс боевых задач, отвечающий современным требованиям. Правда, ключевые показатели ракеты, касающиеся ядерных боеголовок, являются засекреченными. Известно лишь, что «Булава» является трёхступенчатой ракетой, первые две ступени которой точно работают на твёрдом топливе, относительно третьей возможны варианты.

Стартовый вес ракеты составляет почти 37 тонн, из которых 1150 килограмм приходится на 10 ядерных зарядов. На ракете установлена система преодоления противоракетной обороны возможного противника. Радиус действия «Булавы» составляет не менее 8 тысяч километров. Запуск ракеты должен осуществляться с одной из 9 атомных подводных лодок: одна из них относится к модернизированному проекту «Акула» (АПЛ «Дмитрий Донской»), оставшиеся восемь будут относиться к проекту «Борей» и «Борей-А».

Запуск ракеты «Булава»: не «русская рулетка», но тоже дело азартное

За десять лет с момента первого испытательного пуска ракеты «Булава» осуществлено 20 запусков. Из них более половины, одиннадцать были признаны успешными, два – частично успешными, семь закончились неудачно. Вот более список удачных запусков «Булавы»:

  • первый запуск 23 сентября 2004 года – пуск весогабаритного макета ракеты из подводного состояния;
  • второй запуск 27 сентября 2005 года – ракета была запущена из акватории Белого моря из надводного положения, за 14 минут преодолела 5,5 тысяч километров и успешно поразила цели на камчатском полигоне Кура;
  • третий запуск 21 декабря 2005 года – успешный запуск ракеты по цели на Камчатке из подводного положения;
  • девятый запуск 28 ноября 2008 года – запуск ракеты из подводного положения, «Булава» в штатном режиме выполнила всю программу испытаний и достигла полигона Кура;
  • тринадцатый (7 октября 2010 года), четырнадцатый (29 октября 2010 года) и пятнадцатый (28 июня 2011 года) запуски ракеты – все запуски были осуществлены в штатном режиме и закончились успешным поражением цели на камчатском полигоне;
  • шестнадцатый запуск 27 августа 2011 года – в ходе этого запуска ракета преодолела максимальное расстояние, пролетев от места запуска до цели около 9 тысяч 300 километров;
  • семнадцатый запуск 28 октября 2011 года – запуск был осуществлён в штатном режиме;
  • восемнадцатый запуск 23 декабря 2011 года – впервые был проведён успешный залповый пуск ракеты: атомная подводная лодка выпустила из подводного положения сразу две ракеты, обе из которых поразили заданные цели;
  • двадцатый запуск 10 сентября 2014 года – успешный запуск, прошедший в штатном режиме.

Так ли надёжна «Булава»?

Относительно надёжности, технических и боевых характеристик ракеты Р-30 «Булава-30» уже не первый год ведутся серьёзные споры между специалистами. Часть экспертов критикует «Булаву» за те неудачные испытания, которые имели место, и на их основании делают выводы о будущих проблемах с серийным производством этих ракет. Однако большинство специалистов признают, что частые неудачные пуски испытываемых новых ракет это дело обычное, в том числе и для образцов, которые в дальнейшем показывают себя как весьма эффективные. Другой вопрос это негативная оценка технических и боевых характеристик «Булавы».

Наибольшие вопросы у скептиков вызывают радиус действия ракеты и забрасываемый вес находящихся на её борту ядерных боеголовок. Указывается, что показатель в 8 тысяч километров уступает аналогичному показателю самых современных американских баллистических ракет. Точно также и забрасываемый вес боеголовок «Булавы» не дотягивает до лучших показателей американских вооружений. В связи с этим критикуется решение конструкторов сделать «Булаву» твёрдотопливной, так как жидкотопливные ракеты способны нести больший груз на большее расстояние.

 

Защитники боевого потенциала «Булавы» указывают на то, что её характеристик вполне достаточно для выполнения всех нужных боевых задач.

 

Радиуса действия в 8 тысяч километров (а испытания показали, что ракеты способна лететь свыше 9 тысяч километров) достаточно для поражения любой цели на территории США или Китая. Меньший забрасываемый вес боеголовок компенсируется более точной системой их наведения. Твёрдое топливо было выбрано для ракет по двум основным причинам: во-первых, ракеты такого типа гораздо дольше находятся в эксплуатации, во-вторых, они обладают большей устойчивостью в условиях ядерного взрыва, то есть повышаются шансы выполнения боевой задачи.

Александр Бабицкий

 

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Вместо «Булавы». Какой будет новейшая баллистическая ракета России?

В России будет создана новая баллистическая ракета. Госконтракт на проведение опытно-конструкторских работ уже был заключён с Государственным ракетным центром имени академика Виктора Макеева, сообщают «Известия». Возможно, новый проект будет создан для подводных лодок пятого поколения типа «Хаски», проектирование которых, по словам гендиректора Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Игоря Вильнита, уже ведётся.

Новые баллистические ракеты придут на смену стратегической системе «Булава». Её энергетические характеристики будут лучше, чем у предшественницы. Также у неё появится способность противостоять космическому эшелону ударных средств и возможность пуска на всех направлениях.

Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков рассказал НСН, что какие-то подробности о новой баллистической ракете можно ждать через несколько лет.

«Если остаются атомные подводные лодки пятого поколения, которые будут разрабатываться в перспективе, то там должны быть новые баллистические ракеты. Они будут более совершенными, чем те, которые есть, как и сами подводные лодки. Это достаточно отдалённая перспектива, для создания этих подводных лодок потребуется не менее 15 лет. Это при нынешней ситуации в России. Я думаю, что данные по этим ракетам сейчас засекречены. Более того, я думаю, что они толком еще не выработаны. Я думаю, что-то прояснится не ранее, чем через пару лет», — отметил собеседник.

Константин Сивков предположил, какие параметры могут быть усовершенствованы в баллистической ракете.

«Вероятнее всего, дальность будет увеличена, по сравнению с “Булавой”, где-то до 12 тысяч километров. Можно предположить, что вес боевой части составит полторы или даже две тонны. Можно предположить, что точность попадания этих ракет будет повышена до 100 метров. Вероятно, они будут иметь кассетные боевые части. Стартовая масса этих ракет будет немногим больше, чем у “Булавы” и может составить порядка 50 тонн. Вот такие мои предположения. Но это именно для целевых подводных лодок с баллистическими ракетами», — выдвинул предположение Сивков в беседе с НСН.

«Булава» — твердотопливная баллистическая ракета, которая предназначена для подводных лодок проекта 955 (серия подлодок четвёртого поколения, к которым относятся «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах»). Её разработки ведутся с 1998 года на базе Московского института теплотехники. «Булава» имеет три ступени и стартовую массу 36,8 тонн. Максимальная дальность, которую достигают данные ракеты составляет от 8000 до 9300 километров. До настоящего момента было произведено 24 запуска, 15 из которых признаны успешными. Пока что испытания «Булавы» продолжаются.

nsn.fm

Булава (ракета) — Википедия РУ

В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева, в котором предлагалось, с учётом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать Московскому институту теплотехники (МИТ) функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания (СЯС), имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. После утверждения письма научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения.[11] Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.[11]

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

После успешных испытаний 29 июня 2007 года было принято решение[12] о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты[13]. «Воткинский завод» в 2008 году, до принятия на вооружение, начал серийное производство ракеты.[14]

По словам Юрия Соломонова, «Булава» разрабатывается как «корабельный ракетный комплекс, унифицированный для двух типов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения — проекта 941 „Акула“ и проекта 955 „Борей“».[15] При этом перенос сроков принятия на вооружение ракетного комплекса делал невозможным использование по прямому назначению трёх стратегических АПЛ проекта 941 «Акула» и ставил под вопрос целесообразность строительства новых стратегических ракетоносцев класса 955 «Борей».[16]

В июне 2012 года Главком Военно-морского флота Виктор Чирков заявил: «Ракета „Булава“ де-факто принята на вооружение. Де-юре идет техническое оформление документации.»[17]

В конце ноября 2013 года в Североморске на губе Окольной началось возведение хранилищ для стратегических ракет «Булава»[18].

Всего на начало 2014 года было изготовлено 46 ракет, 19 из которых были запущены во время испытаний.[19]

В январе 2017 года сообщалось о разработке перспективной версии МБР «Булава», которая будет отличаться несколько большими размерами, стартовым весом и увеличенной полезной нагрузкой.[20]

В июне 2018 года появилась информация о принятии «Булавы» на вооружение по результатам успешных испытаний[6].

К настоящему времени произведено 32 испытательных пуска «Булавы», 22 из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 24 августа 2019 года.

24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе, входящем в состав корпорации МИТа, во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.[21][22]

При проведении испытаний было принято решение отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки.[23] Это решение может привести к тому, что ракета никогда не будет испытана при крайних значениях возмущений.[11]

  23 сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула», базирующейся на Севмашпредприятии в Северодвинске, был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования ракеты с подводных лодок.[24]

  Второй испытательный запуск (или первый запуск натурного изделия) был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Акула», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.[24]

  Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск был осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.[24]

  Четвёртый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск БРПЛ был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.[24]

  Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.[24]

  Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (в надводном положении) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.[24]

  Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск был произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился удачно — Как заявил начальник службы информации ВМФ Игорь Дыгало, «Булава» была запущена из акватории Белого моря по полигону Кура, расположенному на Камчатке. По его словам, «головная часть ракеты в установленные сроки прибыла в полигон».[25]

  Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полёт ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» [26]

  Девятый пуск. 28 ноября 2008 года пуск «Булавы» прошёл полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвела успешный пуск баллистической ракеты «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые была выполнена полностью. «Пуск произведён из подводного положения в рамках программы государственных лётно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.[27]

  Десятый пуск. Произведён 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчётной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвёртым (с учётом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счёту из девяти проведённых.[24]

  Одиннадцатый пуск. 15 июля 2009 года был проведён очередной (первый в 2009-м году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полёта[28]. По предварительным данным комиссии, занимавшейся расследованием произошедшего, к нештатной ситуации привёл дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты[29]. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учётом двух «частично успешных» пусков).

Вскоре после неудачного пуска начальник генерального штаба Вооружённых сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства «Булавы» с Воткинского завода на другое предприятие[30]. Однако затем это заявление было дезавуировано представителями МО[31], разъяснившими, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

В конце октября 2009 года было сообщено, что АПЛ «Дмитрий Донской» проверила готовность механизмов к пуску ракеты, покинув базу 26 октября и вернувшись в ночь на 28 октября.[32][33] 29 октября источник на Беломорской военно-морской базе сообщил журналистам Интерфакса: «Ракетная подводная лодка стратегического назначения „Дмитрий Донской“ вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Не выполненной оказалась главная цель выхода — проведение очередного испытательного пуска „Булавы“. Версий случившегося много, но причины могут быть оглашены только после анализа произошедшего».[32] Предположительно, ракета не вышла из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.[32]

  Двенадцатый пуск был произведён 9 декабря 2009 года и закончился неудачей. По официальной информации Министерства обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошёл технический сбой[34]. Нештатная работа третьей ступени ракеты породила в условиях полярной ночи впечатляющий оптический эффект, наблюдавшийся жителями северной Норвегии и получивший название Норвежской спиральной аномалии.

По информации агентства ИТАР-ТАСС, очередные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» были запланированы на лето 2010 года. С борта АПЛ «Дмитрий Донской» планировалось выполнить как минимум два пуска этой ракеты, сообщили в Главном штабе Военно-морских сил России. «Если эти пуски „Булавы“ пройдут удачно, в этом же году осенью испытания продолжатся с борта её „штатного носителя“ — атомного подводного крейсера „Юрий Долгорукий“», — сказали в Главном штабе ВМФ. Там уточнили, что сначала пройдёт одиночный пуск ракеты, а затем, в случае успеха, залповый пуск (ракеты стартуют одна за другой с интервалом в несколько секунд). «Самое плохое в испытаниях „Булавы“ состоит в том, что мы столкнулись с „плавающим“ сбоем в работе ракеты, то есть он возникает всякий раз в новом месте, — сказал представитель Главного штаба ВМФ. — Последний раз в декабре дала сбой третья ступень „Булавы“».[24]

21 мая 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков, находившийся с визитом в Риме, заявил, что лётные испытания ракеты «Булава» возобновятся не раньше ноября 2010 года. «Проблема неудачных пусков ракеты „Булава“ заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты. При этом каждый неудачный пуск имеет свои причины. Все они разные. В настоящее время ведётся работа над созданием трех абсолютно одинаковых ракет. Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна повториться на всех трёх ракетах. Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы точно знать, что все ракеты идентичны. Поэтому возобновление испытательных пусков „Булавы“ планируется не раньше осени 2010 года. К ноябрю месяцу, думаю, что мы сможем начать запуски ракеты», — сказал Сердюков[35].

  Тринадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Пуск был произведён 7 октября 2010 года, из подводного положения. Боевые блоки поразили заданные цели на полигоне Кура.[36]

  Четырнадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Был произведён 29 октября 2010 года в 5:30 мск с РПКСН «Дмитрий Донской», из акватории Белого моря по полигону Кура. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок[37].

  Пятнадцатый пуск был признан успешным. Был произведён 28 июня 2011 года (планировался на 17 декабря, однако был перенесён из-за сложной ледовой обстановки в Белом море, где проходят испытания[38]) и стал первым испытательным пуском «Булавы» со штатного носителя — РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий»[39]. Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке[40].

  Шестнадцатый пуск завершился успешно. Был произведён 27 августа 2011 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» и был выполнен, по заявлению Министерства обороны, в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты.[41][42]. В ходе испытаний ракета пролетела 9300 км, что существенно выше заявленных ранее показателей[3]. Эти испытания, по информации некоторых СМИ, должны были состояться ещё 20 августа, но не были осуществлены в связи с техническими неисправностями на борту подлодки[43]. Однако официальные представители Министерства обороны и завода «Севмаш» (изготовителя РПКСН типа «Борей») опровергли данную информацию, заявив, что соответствующий «…выход /„Юрия Долгорукого“/ являлся плановым и предусматривался для отработки ряда задач, одной из которых являлась проверка защиты основного комплекса при определённых нештатных ситуациях…»[44].

  Семнадцатый пуск завершился успешно. Был произведён 28 октября 2011 года (первоначально был намечен на 20 октября[45]) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура. По словам официального представителя Минобороны РФ полковника Игоря Конашенкова, боевые блоки ракеты в установленное время прибыли на полигон, что было зафиксировано средствами объективного контроля[46].

  Восемнадцатый и девятнадцатый пуски завершились успешно. Залповый пуск двумя ракетами был произведён 23 декабря 2011 года (первоначально был намечен на 22 октября[45]) с борта АПЛ «Юрий Долгорукий», находившейся в подводном положении в акватории Белого моря. Боевые блоки успешно достигли полигона Кура.[47]

  Двадцатый пуск завершился неудачно. Был произведён 6 сентября 2013 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря. Ракета, которая должна была поразить цель на полигоне Кура, штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и она упала в Северный Ледовитый океан.[48]

  Двадцать первый пуск завершился успешно. Был произведён 10 сентября 2014 года с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Во время стрельбы на борту субмарины находились члены комиссии по государственным испытаниям АПЛ.[49]

  Двадцать второй пуск завершился успешно. Был произведен 29 октября 2014 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.[50].[51]

  Двадцать третий пуск завершился успешно. Был произведен 28 ноября 2014 года с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.[52]

  Двадцать четвёртый и двадцать пятый пуски были произведены 14 ноября 2015 года с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Оба пуска признаны успешными.[53]

 Двадцать шестой и двадцать седьмой пуски были произведены 27 сентября 2016 года. По данным Минобороны, боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась.[54]

  Двадцать восьмой пуск 26 июня 2017 года. Ракетный подводный крейсер Северного флота проекта 955 «Юрий Долгорукий» произвёл успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура на Камчатке.[55]

 Двадцать девятый, тридцатый, тридцать первый и тридцать второй пуски 22 мая 2018 года. РПКСН К-535 "Юрий Долгорукий" успешно провел залповый пуск четырех ракет "Булава" из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения[56].

 Тридцать третий пуск 24 августа 2019 года. РПКСН К-535 "Юрий Долгорукий" успешно произвёл пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке. Пуск проводился из подводного положения[57].

Оценка испытаний

Отечественные авторы часто критиковали разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за достаточно большую долю неудачных испытаний. Но, по мнению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

 При проведении лётных испытаний (поскольку это закрытая тема, о конструктивных особенностях я говорить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было невозможно — кто бы что ни говорил о возможности такого прогнозирования. Для того чтобы понять, о каких величинах с точки зрения количественных оценок идет речь, могу сказать, что события, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными долями секунды, при этом события имеют абсолютно случайный характер. И, когда мы по той информации, которую нам удалось выудить при анализе телеметрических данных, в наземных условиях воспроизводили случившееся в полёте, чтобы понять природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это лишний раз свидетельствует, насколько, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — насколько она трудно прогнозируема с точки зрения возможности воспроизведения в наземных условиях.[58] 

По мнению вице-премьера Сергея Иванова, причины неудач связаны с тем, что «недостаточное внимание уделяется наземной отработке изделий»[59]. По словам главного конструктора подводных лодок проекта 941 «Акула» С. Н. Ковалёва, это связано с отсутствием необходимых стендов[23]. По мнению неназванных представителей оборонной промышленности, причиной неудач является недостаточно высокое качество комплектующих и сборки[60], было высказано мнение, что это свидетельствует о проблемах при серийном производстве «Булавы»[61].

Многократные неудачи в испытаниях новой ракеты не являются чем-то уникальным. Ракета Р-39, которой были вооружены АПЛ «Акула» проекта 941, из первых 17 пусков «запорола» больше половины. Но после доработок прошла испытания ещё 13 пусками (из них 11 успешных) и была принята на вооружение[62].

После шестого неудачного пуска из 11 проведённых журналисты стали возлагать ответственность на представителей Министерства Обороны, обвиняя их в кумовстве и кулуарности принятия решений[63].

Юрий Соломонов, после серии неудачных запусков в 2009 году, ушёл в отставку с поста генерального директора государственного предприятия «Московский институт теплотехники», но остался генеральным конструктором «Булавы».[64][65]

Первый замначальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев в июле 2009 заявил: «Мы обречены на то, что она всё равно полетит. Тем более что программа испытаний до конца ещё не выполнена. „Булава“ — новая ракета, при её испытаниях приходится сталкиваться с различными препятствиями, ничто новое сразу не идёт».[66]. Позднее главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий признал, что ситуация с разработкой оружия для нового поколения подводных лодок сложная, но не безнадёжная и связана с кризисом в развитии технологий в России[67].

Статистика испытаний советских и российских БРПЛ

Ракетный комплекс бросковые испытания пуски с наземного стенда пуски с ПЛ
всего успешные % всего успешные % всего успешные %
Д-5 (Р-27)[68] 12 12 100 17 11 65 24 24 100
Д-9 (Р-29)[68] 7 6 86 20 10 50 34 30 88
Д-9Р (Р-29Р)[68] 18 7 39 52 47 90
Д-19 (Р-39)[68] 16 ? ? 17 >8 >50 13 11 85
Д-9РМ (Р-29РМ)[68] 9 8 89 16 10 63 42 31 74
Д-30[69] (Р-30 «Булава») 1 1 100 33 26[57] 79

Наиболее часто дискутируется в источниках, насколько оправдано снижение максимальной дальности и забрасываемого веса за счет преимущества сокращения «активного участка» разгона ракеты как средства защиты от ПРО.

Проблема снижения дальности и забрасываемого веса

По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» снизит потенциал ядерного сдерживания из-за снижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой»[81].

Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты Трайдент I 1979 года и уступает ракетам Трайдент II, составляющим основу морского сегмента стратегических сил США[82][83]. Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с РГЧ на 6ББ равна 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы», КВО с вероятностью 0,8 470 м, мощность каждого блока 50 кт. Кроме того, «Булава» почти на 5000 кг тяжелее, чем ракета Трайдент Ӏ (1979 год). По длине и диаметру «Булава» также превосходит ракету «Трайдент» Ӏ (длина 11,5 м у «Булавы» и 10,3 м у «Трайдента»).

Преимущества от сокращения активного разгонного участка как важнейшего элемента защиты от ПРО

Американские эксперты National Interest по системам ПРО[84], как и отечественные специалисты[85], указывают, что сам по себе забрасываемый вес и мощность боеголовки не является главным предметом дискуссии, как возможность уничтожения ракеты на разгонном участке, когда её можно наиболее легко уничтожить со всеми боеголовками. Дело в том, что пока работают двигатели и боеголовки не разделились, баллистическая ракета представляет собой большую, хорошо наблюдаемую и сравнительно легко поражаемую цель. Мощное тепловое излучение двигателей позволяет эффективно наблюдать её спутникам оптической разведки SBIRS, игнорируя стелс-средства и средства РЭБ, используемые МБР. На разгонном участке ракету также сравнительно легко поразить осколочным или даже перспективным лазерным оружием с целью воспламенения топливных баков.

Однако если разгонный участок завершен, а боеголовки как на Булаве маневрирующие с коррекцией[86][нет в источнике], то сразу же после разгона возможно сделать разделение боеголовок и выбросить множество макетов-ловушек боеголовок, надувных шаров из фольги, имитирующих также по радиоотражению боеголовки, облако дипольных отражателей и модули с активными средствами РЭБ. Поэтому потребуется нереальное[уточнить] количество противоракет для уничтожения и боеголовок и макетов-ловушек на фоне сильных активных и пассивных помех. Кроме этого, боеголовки сами по себе достаточно прочные и жаростойкие объекты,[85] поэтому их не уничтожить осколочным или лазерным боеприпасом, поскольку боеголовки сконструированы для экстремального нагрева и давления при вхождении в атмосферу. Поэтому требуется использование кинетических высокоточных противоракет для прямого столкновения как в THAAD[источник не указан 124 дня]. Также следует учесть, что одна противоракета США стоит намного дороже одной боеголовки. Поэтому уничтожение ракеты на разгонном участке до разделения боеголовок является самой приоритетной задачей для американских систем ПРО[85], особенно с учетом того, что пуск морских МБР происходит в открытом море без возможности удалить место пуска за собственную госграницу в глубь собственной территории. Поэтому наибольшую угрозу для морских МБР из подводных лодок представляют эсминцы НАТО с системой Иджис, способные эффективно уничтожать ракеты на разгонном участке.

Как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов[87], довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью, в том числе с низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению, «у „Тополь-М“, и у „Булавы“ активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза». Время нахождения «Булавы» на разгонном участке совпадает с лучшей твердотопливной баллистической ракетой НАТО как Trident-II.

«Булава» как твердотопливная ракета, не имеющая понятия утечки топлива и более простая по конструкции, сложнее разрушается чем жидкостная, поэтому имеет повышенную стойкость к поражающим факторам: от ядерного взрыва до лазерного оружия.[87] Кроме этого, в «Булаве» реализовано маневрирование на разгонном участке[85], что для кинетических перехватчиков, рассчитанных на обычные баллистические траектории как THAAD представляет особенную сложность.

Отсутствие акустической демаскировки АПЛ от «сухого старта»

Более высокая прочность твердотопливных ракет как Булава или Trident-II позволяют им выполнять «сухой старт», когда ракета выдерживает перегрузки от выстреливания из шахты пороховым зарядом, а двигатель включается уже после того как ракета находится над водой. В случае жидкостных ракет как Р-29РМ или Синева используется «мокрый старт» с предварительным заполнением шахты водой. Это занимает некоторое время и производит существенный акустический шум. Если АПЛ перед пуском преследуется каким-то противолодочным судном, то данная проблема может быть критичной.

Простота и более высокая надежность

Необходимо также отметить, что твердотопливные ракеты, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по забросу массы груза и дальности, значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации[88][89].

Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами. Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего[90][91][92]. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

www.http-wikipediya.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о