Гота G.IV. Бомбардировщики Первой Мировой войны

Фирма «Готаер Ваггонфабрик АГ» из Берлина выпускала железнодорожные вагоны, а строительством самолетов занялась перед самым началом войны. В это время на фирму поступил работать известный энтузиаст авиации Оскар Урсинус. В 1908 году он стал первым редактором популярного журнала «Флюгшпорт». Урсинус создал один из первых больших самолетов, предназначенных для боевых целей (Kampfflugzeuge). Соавтором конструктора был майор Гельмут Фридель, командир запасного авиаотряда № 3 из Дармштадта. Первый полет машин, обозначенной как G.I, состоялся в январе 1915 года. Это был оригинальный самолет с фюзеляжем на верхнем крыле, двумя моторами с тянущими винтами на нижнем крыле и двойным хвостовом оперении. Благодаря такой конструкции стрелки имели большие секторы обстрела. Правда, взобраться в кабину было непросто, поскольку она находилась на высоте трех метров над землей. Самолет имел деревянную конструкцию и матерчатую обшивку. Большие бомбы подвешивались под нижним крылом на бомбодержателях, а маленькие бомбы сбрасывались вручную через отверстие в днище фюзеляжа через направляющую трубу, которая выводила бомбы за габариты самолета так, чтобы сбрасываемые бомбы не задели самолета, что при применявшихся тогда ударных взрывателях могло закончиться для самолета трагически. Построили 18 машин, которые с июля 1915 года действовали на разных фронтах в составе разных частей. Как правило, самолеты применялись для разведки и бомбометания. Код «G» происходит не от названия фирмы, а от термина «Grossfluegzeug» — большой самолет. Такое обозначение присваивалось всем двухмоторным самолетам в Германии. На одном из G.I в порядке эксперимента установили 20-мм пушку конструкции Юлиуса Беккера вместо одного из пулеметов. Один из G.I поставили на поплавки. Этот экземпляр назывался UWD (Ursinus Wasser Doppeldecker — гидробиплан Урсинуса). В конце 1915 года, после завершения программы G.I, главный инженер фирмы Ганс Буркхард и инженер Карл Рёснер разработали новый двухмоторный самолет. Это был трехместный биплан с классическим хвостовым оперением и восьмиколесным шасси, похожим на шасси «Вуазена». Конструктивно самолет не имел ничего общего с G.I. Фюзеляж опустили вниз, что уменьшило высоту самолета, а тянущие винты заменили толкающими. Использовались два двигателя «Мерседес D.IV» мощностью 161 кВт. Самолет создавался с мыслью использовать его для налетов на Великобританию. Выпуск самолетов G.II начался в феврале 1916 года, а уже 25 апреля первые самолеты покинули сборочный цех. В отличие от прототипа серийные самолеты имели другое шасси. От четырехколесной схемы отказались, оснастив самолет двумя двухколесными тележками и хвостовым костылем. Построили только 10 самолетов G.I I. Всентябре 1916 года в серию пошел самолет G.III. Этих машин построили 25 штук. От предшественника G.1II отличался мало, главное отличие заключалось в более мощных двигателях «Мерседес D.IVa» мощностью 189 кВт.

Gotha

Все выпускаемые самолеты тут же отправлялись на Западный фронт, где их использовали в дневных и ночных налетах на Англию. Ночные налеты начались 3 сентября 1917 года. Самолеты G.II и G.III также применялись во Франции, Италии и Македонии. В конце 1916 года из-за тяжелых потерь, понесенных германскими цеппелинами, вся тяжесть налетов на Великобританию легла на тяжелые бомбардировщики типа «G» и «R». Самолеты G.III кроме базового предприятия «Гота» (Go — 50 шт.) выпускались также фирмой «Люфт Феркерс ГмбХ» (LVG — 100 шт.). В феврале 1917 года в серию пошел самолет G.IV, имевший фюзеляж, целиком обшитый фанерой, и элероны на обоих крыльях. Данный самолет выпускался серией в 230 машин. Кроме «Готаер Ваггонфабрик» самолет выпускала фирма «Сименс-Шукерт Верке» — 80 шт. Из этих 80 машин 40 предназначалось для учебных частей. Еще 30 самолетов, выпущенных фирмой «ЛФГ», передали Австро-Венгрии. Там самолеты под обозначением «Тип 08» применялись на Итальянском и Восточном фронтах. Австро-венгерские G.IV оснащались двигателями «Хиеро» мощностью 169 кВт и австрийскими пулеметами «Шварцлозе» калибра 8 мм. Несколько учебных машин, выпущенных фирмой «СШВ», оснастили двигателями «НАГ С.III» мощностью 165 кВт или «Аргус As.HI» мощностью 132 кВт. Один самолет (Go 210/17) оснастили моторами «Майбах Mb.IVa» мощностью 180 кВт с тянущими винтами. 14сентября 1916года поступил приказ начать серийное производство самолета G.V, разработанного к тому времени Буркхардом. Первые летные испытания G.V состоялись в июле 1917 года, а первые серийные машины поступили в части уже в августе. Всего выпустили около 200 самолетов G.V всех модификаций. В феврале 1918 года в серию пошла модификация G.Va, а в июне — G.IVb. Обе модификации отличались большей грузоподъемностью и наличием пары дополнительных колес. Подсчитано, что с 3 сентября 1917 по 19 мая 1918 года, когда налеты прекратились, бомбардировщики «Гота» совершили 70 ночных налетов на Великобританию. В ходе налетов было потеряно 60 машин, в том числе 8 сбито английскими истребителями, 12 сбито огнем зенитной артиллерии, 1 разбился над территорией противника из-за аварии двигателей. 36 самолетов разбилось при посадке на свой аэродром, 3 машины пропали без вести.

«Гота G. V» из 3 Bogohl, 30 мая 1918 года.

«Гота G. V». Стрелок примеривается к стрельбе через люк в днище.

Самолет «Гота» представлял собой двухмоторный бомбардировщик-биплан смешанной конструкции. Каркас фюзеляжа деревянный, прямоугольного сечения, в носовой части обшит фанерой, в хвостовой — материей. Экипаж из трех человек. В передней кабине было место бомбардира, оборудованное бомбодержателями и станком Шнайдера для пулемета «Парабеллум». Дальше находилась кабина пилота, оборудованная штурвалом наподобие автомобильного руля. Кабина стрелка находилась в средней части фюзеляжа у задней кромки крыла. Вдоль правого борта имелся узкий проход, соединяющий все кабины. Хвостовое оперение классическое, из стальных трубок, обтянутых материей. Стабилизаторы усилены раскосами. Руль направления с угловой балансировкой. Крылья двухлонжеронные, деревянные, обшитые материей, одинаковые по ширине. Верхнее крыло со стреловидностью 6 гр с небольшим возвышением. Нижнее крыло с большим возвышением и меньшим размахом. Элероны только на верхнем крыле, с угловой балансировкой. Крылья разделены шестью парами металлических стоек каплевидного сечения. Нижнее крыло у фюзеляжа обшито фанерой, тут экипаж мог вставать на крыло ногами. Шасси с двумя стойками, пара двойных колес подвешена независимо, оснащена резиновым амортизатором. Колея колес в каждой колесной тележке 1080 мм. Колея наружных колес 5184 мм. Самолет оснащен двумя рядными 6-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения «Мерседес D.IVa» мощностью 191 кВт. Двигатели помещены в обтекаемых мотогондолах из алюминиевого листа. Винты двухлопастные, деревянные, толкающие, фирмы «Хайне», диаметром 3100 м. Лобовые радиаторы агрегатированы с двигателями. Двигатели питаются независимо из промежуточного бака объемом 70 л на верхнем крыле. В этот бак бензин подавался ручным насосом из двух главных баков объемом по 275 л, расположенным в фюзеляже. Там же находился главный маслобак объемом 60 л. Два меньших маслобака (по 30 л) находились в мотогондолах. Самолет был вооружен двумя пулеметами «Парабеллум» калибра 7,92 мм на вращающихся станках в передней и задней кабинах.

Бомбовая нагрузка до 500 кг. Большие бомбы подвешивались под передней и центральной частью фюзеляжа на бомбодержателях с приводом с помощью тяг. Меньшие бомбы находились на стеллаже внутри фюзеляжа и сбрасывались вручную через отверстия в полу фюзеляжа. Часть пола у задней кабины снималась, что позволяло заднему стрелку вести огонь вниз.

Тактико-технические данные

Сухая масса 1235 кг

Взлетная масса 3648 кг

Размах верхнего крыла 23,7 м

Размах нижнего крыла 21,9 м

Длина 12,2 м Высота 3,9 м

Хорда крыла 2,23 м

Площадь крыла 89,5 м?

Максимальная скорость 135 км/ч

Крейсерская скорость 110 км/ч

Потолок 5000 м

Дальность полета 500 км

Время полета 6 ч

Время набора 3000 м 28 мин

«S.S.W. R.S» М 5/15 в Rfa 500, Вильно.

«S.S.W. R. VIII» № 23/16. Хорошо видны винты между крыльями, радиатор и обтекатель лесенки, ведущей на верхнюю огневую точку.

«S.S.W. R.I» № 1/15.

«S.S.W. R.III» № 3/15 в воздухе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Самолеты Гота G.IV и G.V

Великобритания, и прежде всего Лондон, всегда считались лакомыми целями для немцев. Поначалу они пытались наносить малоэффективные удары с применением дирижаблей, но с развитием авиации появилась возможность создать самолеты-бомбардировщики, способные достичь Британии.

Фирма «Гота», создавшая довольно удачный двухмоторный бомбардировщик G.III, в 1916 году приступила к созданию модели G.IV, специально предназначенной для налетов на Англию. Силовая установка осталась прежней — она состояла из шестицилиндровых двигателей жидкостного охлаждения «Мерседес» D.IVa (260 л. с). А вот планер подвергся изменениям — фюзеляж был полностью обшит фанерой (у Готы G.III обшивка была частично полотняной). Такое решение должно было обеспечить самолету возможность после вынужденной посадки на воду некоторое время оставаться на плаву, увеличив шансы экипажа на выживание. Трехместный самолет вооружался парой 7,92-мм пулеметов «Парабеллум» LMG 14 на носовой и верхней турелях, а масса бомбовой нагрузки достигала 500 кг.

Прототипы самолета Гота G.IV не строились — сразу пошла серия. Первые две машины были готовы в октябре 1916 года. Построили 232 таких бомбардировщика, из них 52 выпустила фирма-разработчик, 100 — предприятие LVG и 80 — SSW. Часть самолетов, предназначавшихся для учебных целей, комплектовалась менее мощными двигателями «Аргус» As.III (180 л. с.) или NAG С. III (185 л. с). А для Австро-Венгрии фирма LVG изготовила 40 самолетов с двигателями «Хиро» (230 л. с.) и 8-мм пулеметами «Шварцлозе».

Гота G.IV обладал одним серьезным недостатком: его топливные баки размещались в мотогондолах и при вынужденной посадке могли разрушиться. Бензин, попадая на горячий двигатель, мгновенно воспламенялся. Этот недостаток устранили на модели Гота G.V, перенеся топливные баки в фюзеляж. С июля 1917 года изготовили 100 таких самолетов. За ними последовали 25 машин G.Va с измененным хвостовым оперением и 80 G.Vb с доработанной системой управления.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Бомбардировщики Гота G.IV, а затем и Гота G.V, поступали в основном в Englandgeschwader — «Английскую эскадру» (официально именовавшуюся Kagohl 3). Как понятно из названия, главной задачей этого соединения, состоявшего из шести эскадрилий, были налеты на цели в Британии.Базировалась «Английская эскадра» в окрестностях Гента на территории оккупированной Бельгии.

Естественно, приоритетной целью был Лондон. Но в первом рейде, предпринятом 23 марта 1917 года, самолеты выйти на него не смогли из-за облачности. 21 «Гота» сбросила бомбы по Фолкстоуну и Шорнлиффу (погибли 95 человек, почти 200 получили ранения). Второй налет, состоявшийся 5 июня, также пришелся по запасной цели — Ширнессу. Лишь 13 июня самолетам «Английской эскадры» удалось сбросить свои бомбы на Лондон. Результат был ужасающим: 162 погибших и 432 раненых, почти все — гражданские, среди которых много детей. Этот налет стал наиболее кровавым из всех рейдов немецкой авиации на Англию. Естественно, налеты на столицу не могли долго оставаться безнаказанными. Британцы сосредоточили на наиболее опасных направлениях зенитные батареи, резко увеличили количество истребителей.

С сентября 1917 года «Английской эскадре» пришлось переключиться на ночные рейды. Благодаря этому снизились боевые потери, но значительно возросли небоевые — «Готы» массово разбивались при посадках на ночные аэродромы. Последний налет на Лондон состоялся в ночь на 19 мая 1918 года. В нем участвовало 38 «Гот» G.IV и G.V. Шесть из них были сбиты зенитками и ночными истребителями, еще один разбился при посадке.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Налеты на Англию имели главным образом пропагандистский эффект, реальный ущерб от них был незначителен. С другой стороны, угроза, исходящая от «Английской эскадры», вынуждала британское командование выделять значительные ресурсы для ПВО территории страны. Сотни истребителей и зенитных орудий, тысячи военнослужащих, задействованных в системе ПВО, могли бы быть полезными на фронте.

Бомбардировщики «Гота» не были лишены недостатков. Обладая хорошей устойчивостью в полном грузу (с заправленными баками и подвешенными бомбами), самолет терял это качество, когда бомбы были сброшены, а топливо на исходе. Особенно опасным это явление становилось при ночных полетах, когда пилотам приходилось проявлять все свое мастерство, чтобы благополучно посадить в темноте неустойчивую и громоздкую двухмоторную машину.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОТА G.IV

  • Тип: двухмоторный средний бомбардировщик
  • Экипаж, чел.: 3
  • Двигатель: «Мерседес» D.IVa мощностью 260 л. с.
  • Размеры:
    длина, м: 12,20
    высота, м: 3,90
    размах крыла, м: 23,80
    площадь крыла, м2:89,50
  • Вес, кг:
    пустого самолета: 2400
    взлетный: 3635
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 140
    продолжительность полета, ч: 3,5
    практический потолок, м: 5000
  • Вооружение: 2 х 7,92-мм пулемета в подвижных установках; до 500 кг бомб
Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь