Глефа. Куза | War, Gun'S & Rock'n'roll

Helot - Пятница, 16 Апрель 2010 08:32

Глефа, глевия (фр. glaive, нем. glefe) – разновидность древкового оружия пехоты с длинным ножевидным наконечником с односторонней заточкой. Иногда глефа называется «боевой косой» или «пробивателем», но это немного неправильно. Очень близкими ее аналогами являются европейская куза, совня в России и японская нагината. Судя по одной из сохранившихся рукописей, где изображен итальянский солдат, вооруженный глефой, можно сказать, что она была известна уже в XIV веке, а с XV в. широко распространяется как оружие пехотинцев, а в Бургундии также используется арбалетчиками. Герцог Бургундии Карл Смелый считал, что из тех солдат, которые стоят в первом ряде со стрелками хотя бы один или два в своем вооружении имели меч, кинжал и глефу. С XVI века глефа вводится на вооружение саксонской пехоты и используется трабантами – самыми опытными воинами. После битвы при Мюльберге в 1547 году (Шмалькальденская война) победившая армия Карла V (имперские войска) оставила после себя на поле боя большое количество этого вида оружия. Некоторые из тех глеф до сих пор хранятся в Королевском оружейном собрании Вены. Впоследствии, как и алебарда, копье и пика, глефа зарекомендовала себя как отличное оружие против вражеской конницы.

Различные виды глефы

Глефа представляет собой тяжелый широкий (5-7 см) наконечник в форме тесака или ножа, длиной 40-60 см, лезвие только с одной стороны. Древко боевой глефы 1,2-1,5 м. Навершие крепится к древку при помощи втулки и прожилин, которые предохраняют его от перерубания. У нижнего конца острия располагается острый отросток или же – «отводящий крюк», «подток» или «пятка», похожий на крюк итальянских алебард. Обычно он был не заточенным, а лишь заостренным и использовался как противовес для улучшения баланса оружия, для добивания раненых. С обратной от лезвия стороны, на обухе, находится прямой, выступающий вперед под углом в 90º или направленный вверх крюк, который еще называется «острым пальцем». Этот крюк служит для захвата оружия противника и для нанесения колющих ударов, пробивающих доспех рыцаря. Также эти крючки помогали в захвате пленных благородного происхождения с целью получения богатого выкупа – они цеплялись за элементы доспеха или одежды, использовались для стягивания всадника с лошади. Формы первых глеф были рассчитаны как на рубящий, так и на колющий удар, в отличие от образцов XVI–XVII веков, которые имели более причудливые формы и больше использовались как церемониальное оружие.

Считается, что существует около 100 различных модификаций глефы – как историчных, так и, пожалуй, выдуманных. Это могли быть экземпляры с обоюдоострыми одинаковыми в размерах узкими клинками на обоих концах древка или же глефы с наконечником, больше напоминающим топор с одной стороны и шарообразного противовеса в противоположной части древка. Двухклинковая глефа встречается в творчестве Н. Перумова, но в Европе не существовала, правда подобное оружие было известно в Индии и Китае. Но это были индивидуальные виды вооружения, практически не пригодные для работы в строю. В Китае существовали даже трехклинковые образцы – помимо двух наконечников по сторонам древка, имелся и третий, который располагался между двумя местами для хвата руками.

Позднее из-за своей небольшой эффективности глефы постепенно снялись с вооружения армий. Но и потом, вплоть до XVIII века она сохраняется в качестве оружия придворной стражи. И со временем, из-за ненадобности применения их в бою, они становятся почти не пригодными для удара. Вследствие этого, изменяется и внешний вид глефы: широкое острие теперь изогнуто назад, со стороны обуха находится вырезанная насадка. Для повышения зрелищного эффекта древко удлиняется до 2,5 метра, торцевая часть древка снабжалась защитным диском. В XV -  XVI веках они были весьма популярны при дворах Италии (особенно во Флоренции, Мантуе) и периодически во Франции. В Венеции стояли на вооружении славянской гвардии телохранителей при дожах. Парадные и церемониальные глефы богато украшаются чернением, позолотой, травлением, надписями, изображениями гербов и прочих орнаментов.

С XVII века глефа стала применяться телохранителями при польском дворе под названием «куза» (польс. kosa, фр. couse). Но еще с XV века куза очень часто встречается во Франции, а после сражения при монастыре Святого Якоба, что принимается на вооружение швейцарцами, бывшими на службе у французского короля. Это древковое оружие встречается в миниатюрах и рукописях XV века. Куза была более простого вида, практически не отличается от глефы: также с наконечником в форме тесака, который таким же образом, при помощи втулки и длинных железных прожилин крепился на древке, дополнительные крючки не всегда присутствуют. Иногда, чуть ниже втулки располагается диск для защиты руки. Из формы, пожалуй, можно заключить, что она больше предназначалась для рубящих ударов. В начале XVI в. кузой вооружается лейб-гвардия Филиппа I, короля Испании. И с того времени она начинает использоваться при большинстве немецких дворов. В имперском собрании оружия в Вене до сих пор хранятся экземпляры куз всех императоров Австрии от Фердинанда I до Иосифа II, коллекцию дополняют образцы некоторых правящих эрцгерцогов. При Иосифе II кузы в последний раз использовались королевскими телохранителями. В настоящее время они используются швейцарской гвардией в Ватикане и служителями Тауэра.

Глефа. Интересные факты:

  1. В конце XV века каждого пехотинца в составе отряда, который приводил с собой в армию сюзерена рыцарь, называли «глефами» по оружию, которым они были вооружены. Из числа таких «глефов» формировались одни из первых больших отрядов пехоты.
  2. Очень многие исследователи, изучая происхождение слова «глефа», проводят параллель к латинскому слову gladius  и к кельтскому cladivos, которые обозначают «меч». Но ранние французские и английские источники под «глефой» подразумевают копье. В этом значении слово «глефа» остается в английском языке с XIV до середины XVI вв. А некоторые энциклопедии так совсем относят ее к алебардам. Примерно с XV века совершенно другой вид древкового оружия начинает подразумеваться под глефой. И около этого времени слово «глефа» становится поэтическим обозначением меча (особенно во французском языке).
  3. С начала 80-х годов под глефой почему-то обозначается еще и метательное оружие, похожее на японские сюрикены, но большего размера. Это выдуманное оружие, изредка появляется на страницах книг в фантастическом жанре и в художественных фильмах, например в фильме Крулл у главного героя имеется пятилепестковая «глефа». Этому фантастическому оружию приписывается свойство возвращаться как бумеранг к владельцу.
  4. В серии книг «Хранитель мечей» Ника Перумова глефа упоминается как любимое оружие главного героя Кэра Лаэды. Это нетипичный вариант глефы – два клинка с обоих концов древка, очень легкая (в отличие от исторической двуручной не предназначенной для легкого размахивания) и компактная, что позволяет ее использование в тесноте пещерных переходов и подземелий.

PostScriptum:
Среди российских производителей и поставщиков все большую популярность приобретает добровольная сертификация, благодаря которой повышается привлекательность и конкурентоспособность продукции в глазах заказчиков.

Записи по теме:

getwar.ru

Глефа — Энциклопедия Lineage 2

Торговец Расположение Стоимость Кол-во приобретаемых предметов
Торговец Оружием Верона Хейн 332,880 аден + налог замка 1
Торговец Оружием Вероника Годдард
332,880 аден + налог замка
1
Торговец Оружием Воина Грэхам Гиран 305,140 аден + налог замка 1
Торговец Оружием Друмонд Руна 332,880 аден + налог замка 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна 480,000 аден
Молот Смерти  — 1 шт.
1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Булава Атубы  — 1 шт. 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна 480,000 аден
Крылатое Копье  — 1 шт.
1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Длинный Меч Эльфов  — 1 шт. 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Молот Атубы  — 1 шт. 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Легкий Лук  — 1 шт. 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Посох Жизни  — 1 шт. 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Клеймор  — 1 шт. 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Мифриловый Кинжал  — 1 шт. 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Костолом  — 1 шт. 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Шипованный Джамадхар  — 1 шт. 1
Кузнец Маммона Гиран, Аден, Руна Посох Призрака  — 1 шт. 1
Торговец Оружием Леон Годдард 332,880 аден + налог замка 1
Торговец Оружием Нильс Руна 332,880 аден + налог замка 1
Торговец Оружием Озендорф Шутгарт 332,880 аден + налог замка 1
Торговец Оружием Хомбре Шутгарт 332,880 аден + налог замка 1

l2central.info

Hierward.Ru: Оружие Хьерварда

Hierward.Ru: Оружие Хьерварда
Глефа - разновидность алебарды.
 
Глефа вторая справа.  

 

Выдержка из трактата В В Тараторина : История боевого фехтования Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века
 
     Начиная с XIV в. большой популярностью в Европе стало пользоваться длиннодревковое оружие. Стоя в строю, воин не имел возможности использовать его в полной мере - этому мешала теснота. Бойцу приходилось наносить, в основном, уколы или элементарные рубящие удары сверху вниз. Специфика боя в строю основывалась на том, что удары надо было проводить в плоскости, перпендикулярной шеренге воинов. Держать оружие под другим углом, не мешая рядом стоящим бойцам, не представлялось возможным.   

Если же строй бывал рассеян и битва распадалась на отдельные поединки, то владельцы длиннодревкового оружия имели большую свободу манипулирования им. Не стоит сравнивать технику боя, скажем, на алебарде с техникой поединка на двуручном мече; разница между ними существенная. Она может быть похожа только в способах перехвата оружия руками, но в остальном меч дает гораздо больше возможностей для поражения неприятеля за счет длины лезвия. Например, им можно проводить скользящие удары по древку или лезвию с целью покалечить кисти рук врага. Древковое оружие к таким действиям приспособлено гораздо хуже: поражающая плоскость меча намного больше. Типичный способ удержания алебарды, гвизармы, глефы, кузы, рунки (Baz:многозубец, европейская разновидность трезубца) и им подобных предметов - обоеручный хват за древко оружия, ближе к его центру, дающий возможность воину использовать для парирования ударов сразу три плоскости: - верхнюю - от руки к боевому наконечнику; - среднюю - часть древка, находящуюся между рук; - нижнюю - от руки к "пятке" оружия, часто заостренной и использовавшейся для уколов.

    Опасность такого захвата состояла в том, что противник намеренно на- носил удары по кистям рук, поэтому для их парирования старались подставлять древко оружия под углом таким образом, чтобы наносимый удар шел по касательной и по инерции "уходил в землю", не задевая пальцев. Часто, чтобы древко не пострадало в схватке, его оковывали листовым железом или снабжали металлическими прожилками. Наносить удары можно было тоже тремя плоскостями. Особенно были опасны серии, сочетающие одновременно верхнюю и нижнюю плоскости, когда возможны комбинации обманных и "направленных" ударов. Средней частью древка можно было бить либо прямо - по лицу противника или его корпусу, с целью вывести из равновесия; либо сверху вниз - по голове или снизу вверх - в подбородок и шею. Длина древка позволяла совершать мощные удары по ногам врага, не наклоняясь при этом. Наконечником, часто для этой цели снабженным крюками, было удобно проводить зацепы за ноги, руки, голову... Длиннодревковое оружие к тому же удобно для боя против всадников. Даже хорошо защищенный броней конь имел незакрытые ноги: удар по ним можно было нанести на относительно безопасном расстоянии. 

   Вообще, главным достоинством любого длиннодревкового оружия являлось то, что с его помощью можно было удерживать даже опытного фехтовальщика, но вооруженного коротким клинковым или ударным оружием, на безопасном для себя расстоянии. При этом нельзя было позволить врагу перехватить древко свободной рукой или отбить его щитом - это повлекло бы немедленное сближение и завершающий удар. В строю, как правило, такой маневр заканчивался трагически для воина, вооруженного пикой или другим оружием на длинном древке. Если же поединок происходил один на один, то у того оставалась еще возможность задействовать для обороны и нападения среднюю и нижнюю часть древка. Разумеется, для опытного бойца дело не ограничивалось использованием только оружия. В ход пускались любые средства: врага можно было оглушить или обескуражить ударом ноги, руки, головы... 

    Особенно хорошо такие моменты показаны в атласе Таллхоффера, изданном в 1467 г. в Германии - одной из первых книг, передающих возможные перепетии поединков и способы, применимые для достижения победы. Рассматривая рисунки из этого издания, можно убедиться, что боевое фехтование это не только тонкое искусство, иногда оно похоже на грубую драку, где важен лишь конечный результат. Каким способом боец добьется победы - зависело от его выучки и фантазии. На первый взгляд неискушенному человеку они могут показаться грубыми и примитивными. Такое фехтование, действиельно, мало похоже на искусство, но реалии настоящего боя полностью оправдывают эти приемы.

 

 

 


Алебарда

Бахтерец и юшман XVI - XVII веков.

Боевые топоры, булава, кистени, кинжалы X-XIII веков.(Русь)

Боевые головные уборы XVI-XVII веков                                                                       

Глефа

Зерцало

Катана

Кольчуга  (относительно истории Руси )

Копье X-XIII веков.(Русь)

Лук XV (Русь)

Мечи славянские X-XII веков                                                                                                                 

Мечи XIV-XV (Русь).

Нагината

Наручни  

Палаш

Пластинчатые доспехи.

Поножи

Рогатина

Сабля X. 

Саадак XV. ( Русь)

Сабля (Общий обзор)

Сулицы (дротики), копья, топоры XIV века

Топоры - бердыши в XVI -XVII веках.

Чешуйчатый доспех.

Чекан_X 

Шпага (включает случайно найденную мною фотографию рубиновой шпаги) 

Яри

                                                                    

 

 



hierward.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о