Содержание

история возникновения должности, функции, полномочия :: SYL.ru

Эффективность армии и реализация ее потенциала напрямую зависят от координационного сектора. Армейские управленческие институции России совершенствуются начиная с дореволюционных лет и по сегодняшний день.

Среди них самой важной всегда считалась должность верховного главнокомандующего. Кроме большой ответственности занимающий этот пост наделен еще огромным количеством прав. Кто такой верховный главнокомандующий вооруженных сил, за что отвечает и какими полномочиями обладает? Информация об этом представлена в статье.

Определение термина

Понятие «верховный главнокомандующий вооруженных сил» подразумевает двоякую трактовку. С одной стороны, это должность, которая предусматривает определенного рода обязательства, функции и ответственность. Также верховный главнокомандующий является конкретным человеком, высшим руководителем вооруженных сил той или иной страны.

История

Когда появилась должность верховного главнокомандующего, достоверно неизвестно. Впервые понятие «командир-шеф» использовал король Шотландии, Ирландии и Англии Карл I. Он обладал полномочиями политического деятеля и военного руководителя. Предположительно он и стал первым в мировой истории главнокомандующим армии.

В дореволюционной России

С целью реорганизовать действующую армейскую структуру и сосредоточить всю военную власть в руках царской семьи с 1914 года функции верховного руководителя имперской армии выполнял русский царь Николай Николаевич Младший.

Однако к началу Первой мировой в империи назревало недовольство режимом самодержавия. В связи с этим до подписания Брестского мирного договора должность главнокомандующего получали разные видные командиры Российской армии. Полномочий в управлении государством они не имели, а назначались только для управления армией и флотом.

В советские годы

С приходом к власти большевиков в новом государстве потребность в верховном главнокомандующем отпала. Ситуация изменилась с началом Великой Отечественной. На пост верховного главнокомандующего можно было утверждать лиц, принадлежащих к высшей политической верхушке. С 1941 года и до самой смерти (даже после окончания войны) эту должность занимал Иосиф Сталин. Вскоре перед СССР возникла угроза военного конфликта с Соединенными Штатами Америки. Советским руководством было принято решение реорганизовать вооруженные силы и пост верховного главнокомандующего. На эту должность теперь назначался только председатель Совета обороны.

Кто руководит армией в РФ?

Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил России является президент. В мае 1992 года первым главой страны Б. Н. Ельциным был издан Указ № 467, согласно которому президент официально назначался на пост верховного главнокомандующего ВС РФ.

В декабре того же года в Конституцию государства были внесены некоторые изменения, которые вступили в силу в январе 1993 года. Полномочия и статус президента на посту верховного главнокомандующего официально утверждены в декабре 1993-го. Статус президента как высшего руководителя всего массива ВС юридически регламентирован в 87-й статье Конституции РФ.

Как и в любом правовом и демократическом государстве, главнокомандующий все вопросы решает в соответствии с нормами права. Во всех своих действиях он руководствуется правилами, обозначенными в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  • Конституции страны.
  • Федеральные законы «О военном положении» и «Об обороне».

Также в НПА обозначены полномочия верховного главнокомандующего РФ.

Какие функции выполняет занимающий должность?

Президент как верховный главнокомандующий наделен специфическими полномочиями. Данная должность дает ему право:

  • Вводить на территории России военное положение и осуществлять контроль по его реализации. Данный режим вводится, когда присутствует непосредственная угроза государству.
  • Контролировать работу высших властных органов.
  • Привлекать вооруженные силы.
  • Во время режима военного положения прекращать на територии государства деятельность различных политпартий и формирований.
  • Вводить запрет на проведение различных митингов, демонстраций и шествий.
  • Определять военную политику государства.

Кроме того, президент имеет право:

  • Санкционировать ядерные или другие специфические испытания.
  • Утверждать план территориальной и гражданской обороны.
  • Проводить переговоры и подписывать международные соглашения России в сфере обороны.
  • Издавать указы о призыве граждан на войсковую службу и утверждать их штатную численность.

Кроме вышеперечисленных полномочий согласно статье 83 Конституции РФ верховный главнокомандующий:

  • Утверждает военную доктрину.
  • Назначает и освобождает кадры высшего командования ВС РФ.

Общевоинские уставы, структура вооруженных сил и дислокации войсковых формирований утверждаются также верховным главнокомандующим.

Награждения

В мае 2009 года в России в качестве поощрения утверждены положения о грамоте и благодарности. Верховный главнокомандующий ими награждает лиц за их успешную деятельность в сфере безопасности и обороноспособности государства.

www.syl.ru

Президент РФ – Верховный Главнокомандующий ВС РФ 🚩 ОГП


ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с  военнослужащими войсковой части.

 

ТЕМА: «Президент РФ – Верховный Главнокомандующий ВС РФ».

 

Воспитательные цели:

— воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

— формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

— ознакомить военнослужащих с правами и обязанностями Президента РФ в области обороны и безопасности, его полномочиями в сфере управления ВС РФ.

Вопросы:

  1. Общие права и обязанности Президента РФ в области обороны и безопасности.
  2. Полномочия Президента РФ в сфере управления Вооруженными Силами РФ.

 

Время: 1 час. 

Дата:  ___ 

Место: библиотека части 

Рекомендуемая литература:

  1. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003.
  2. Гордиевский А. Правовые основы руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации. // Ориентир. — 2000. — № 11.
  3. Леншин С. Правоприменение как форма реализации социально-экономических прав военнослужащих. — М.,ВУ., 2003.
  4. Марушенко В. Президент России — Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. // Ориентир. — 2000. — № 5.
  5. Стрекозов В., Казанчев Ю. Конституционное право России. — М. 1997.

 

Методические рекомендации:

Во вступлении целесообразно подчеркнуть важность государственных функций, исполняемых Президентом Российской Федерации.

При освещении первого вопроса необходимо раскрыть общие полномочия Президента РФ как гаранта Конституции. Именно Президенту РФ принадлежат основные правомочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства в области обороны и безопасности, формировании с этой целью исполнительной ветви власти — Правительства РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

В ходе рассмотрения второго вопроса важно, используя конституционно-правовые положения, законы РФ. раскрыть основные правомочия Президента РФ — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в связи с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий в мирное и военное время, в исключительных обстоятельствах угрожающего периода по применению Вооруженных Сил РФ.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Высшее должностное лицо нашего государства — Президент Российской Федерации. Он как глава государства является одновременно Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет общее руководство ими.

Определяя основные направления внутренней и внешней политики государства, Президент РФ формирует     исполнительную власть — Правительство РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность. Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, который осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, являющуюся составной частью концепции безопасности Российского государства и представляющую собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Президент формирует Администрацию Президента РФ. Статус и основные функции этого органа определяются Президентом РФ по его усмотрению, действуют в пределах его полномочий. Администрация Президента РФ не может вторгаться в сферу компетенции других государственных органов. Президент Российской Федерации назначает и освобождает полномочных представителей, которые представляют его интересы в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, иностранных и международных организациях. Полномочные представители действуют на основе положений, утверждаемых Президентом РФ.

Президент России награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ. Он вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы. Предоставление главе Российского государства полномочий по утверждению актов военного законодательства, закрепляющих основы военной политики, объясняется тем, что Президент РФ не только руководит деятельностью по выработке научных, теоретических взглядов по вопросам военной политики, но и возглавляет работу государственных органов и органов военного управления по их реализации.

Президент Российской Федерации обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Он осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, разрабатывает внешнеполитический курс страны и непосредственно руководит его выполнением. Президент РФ самостоятельно осуществляет дипломатическую деятельность: проводит переговоры на высшем уровне, посещает с официальными и неофициальными визитами зарубежные страны, участвует в совещаниях и встречах глав государств, несет конституционную ответственность за выполнение международных обязательств Российской Федерации. При определении основных направлений военной политики Президент РФ руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. При этом представляется важным обеспечить точное соответствие национальных интересов Российской Федерации и интересов международных сообществ, членом которых является наша страна. Только главой России принимается решение о проведении переговоров в отношении договоров, заключаемых от имени Российского государства по вопросам обороны. Как правило, Президентом РФ принимается единое решение, охватывающее вопросы как проведения переговоров, так и подписания международного договора. Как руководитель внешней политикой страны он вправе принимать решения о проведении переговоров и заключении международных договоров по вопросам обеспечения обороноспособности государства, относящимся к ведению Правительства России. В процессе ведения международных переговоров по вопросам обороны и в целях их заключения Президент России рассматривает рекомендации и предложения соответствующих государственных органов. Решения Правительства о представлении Президенту предложений о заключении таких договоров принимаются в форме постановления. Это относится к проектам наиболее важных договоров о военном сотрудничестве, сокращении вооружений, военной интеграции. Но переговоры главы Российского государства в области обороны не всегда должны заканчиваться подписанием юридического документа. Они могут привести к заключению межгосударственного соглашения политического, а не правового характера, которое не порождает юридических обязательств. Президент России ведет переговоры и подписывает международные договоры с главами государств и правительств других стран лично (но может назначать для этого определенное лицо или делегацию) и ратифицирует договоры.

Для осуществления деятельности по определению основных направлений военной политики глава Российского государства наделяется внешнеполитическими и внутриполитическими полномочиями. Так, в случае агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Агрессией признается применение иностранным государством (группой государств) вооруженной силы против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России. В Указе Президента РФ о введении военного положения определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых оно начинает действовать; границы территории, охватываемой режимом военного положения. Указ Президента подлежит обнародованию по каналам радио, телевидения и официальному опубликованию. Не утвержденный указ прекращает действие со следующего дня после принятия решения Советом Федерации, о чем население Российской Федерации или соответствующих местностей незамедлительно оповещается. Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных и иных мер, направленных на создание условий пя отражения агрессии или ее предотвращение. На основании Указов Президента Российской Федерации в условиях военного положения применяются меры по усилению охраны общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, охраны важных государственных и иных объектов: введение особого режима работы объектов, транспорта, коммуникаций, связи, эвакуации.

Кроме того, Президент России может ввести чрезвычайное положение при:

а) попытке насильственного изменения конституционного строя России, захвата  или  присвоения власти,    вооруженного    мятежа, массовых беспорядках, террористических актах, блокировании или захвате   особо важных  объектов, отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, межнациональных,  межконфессиональных и региональных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями,   создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных  экологических ситуациях, в том числе эпидемиях и эпизоотиях, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших человеческие жертвы,  нанесших ущерб здоровью  людей и   окружающей природной   среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности

населения   и требующие   проведения масштабных   аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится с утверждением Указа Президента РФ Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часа. Президент РФ правомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливать ограничения на свободу передвижения, усиливать охрану общественного порядка, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа, ограничения свободы средств массовой информации. Президент РФ назначает коменданта территории, на которой устанавливается чрезвычайное положение, может вводить особое управление, в исключительных случаях привлекать для обеспечения режима Вооруженные Силы, другие войска. Конституция РФ предусматривает гарантии сохранения функционирования в период чрезвычайного положения нижней палаты парламента: Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ. Совет Федерации также продолжает свою работу в течение всего периода чрезвычайного положения. Президент РФ вводит чрезвычайное положение по всей стране на срок, не превышающий 30 дней, а в ее отдельных местностях — 60 суток. Режим чрезвычайного положения прекращается по истечении срока, на который вводился, либо может быть продлен с согласия Совета Федерации Указом Президента РФ, если не достигнуты цели его введения. Президент РФ также наделен правом досрочно отменять чрезвычайное положение.

В целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при   ведении   военных действий   или вследствие   этих действий, организуется гражданская оборона. Территориальная оборона организуется и осуществляется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории   Российской   Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения. Президент России, осуществляя руководство гражданской обороной, утверждает План гражданской обороны,   вводит его в действие; утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих этих войск; утверждает Положение о войсках гражданской обороны. Руководство гражданкой   обороной   в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.  Руководство гражданкой  обороной  на территориях субъектов  РФ и  муниципальных образований осуществляют главы органов   исполнительной   власти субъектов РФ и руководители органов   местного самоуправления.

Ведение гражданской обороны на территории России или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения.

Полномочия Президента России в сфере управления Вооруженными Силами РФ делятся на два уровня их реализации и связаны с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий, в мирное и военное время. В исключительных обстоятельствах угрожающего периода Президент РФ может принять на себя непосредственное управление Вооруженными Силами по отражению агрессии против России (введение военного положения, объявление мобилизации, введение в действие нормативных правовых актов военного времени, формирование органов исполнительной власти военного времени, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России о ведении военных действий). В группе полномочий, реализуемых в период военного положения Президентом РФ — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. основными являются его полномочия по применению Вооруженных Сил РФ, так как они непосредственно предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России. Содержание таких полномочий и порядок их реализации во многом определяются тем, по каким основаниям глава Российского государства применяет Вооруженные Силы России: во-первых, по их главному предназначению; во-вторых, для выполнения задач с использованием вооружения не по их предназначению: в-третьих, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Общим для всех указанных оснований является обязательное утверждение Советом Федерации решения Президента РФ о применении, использовании, привлечении Вооруженных Сил РФ. В случае внезапного нападения на Россию или непосредственной угрозы такого нападения Президент России немедленно, на основе принятого им Указа о военном положении, отдает приказ о применении Вооруженных Сил РФ для отражения агрессии и нанесения ответного удара без предварительного согласия Совета Федерации. Другие войска и воинские формирования привлекаются к совместной с Вооруженными Силами России оперативной и мобилизационной подготовке, в соответствии с утверждаемым Президентом РФ Планом применения Вооруженных Сил РФ. В приказе Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий определяются: обстоятельства, послужившие основанием для боевого применения Вооруженных Сил РФ; характер и степень интенсивности военных действий, направленных против России, реальность угроз суверенитету, независимости и государственной целостности Российской Федерации; примерный масштаб, границы территории и сроки боевых действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, основания для применения ими ядерного оружия и других видов оружия массового поражения; порядок развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и их перехода на организацию и штаты военного времени, порядок призыва граждан по мобилизации, а также порядок использования ими запасов материальных средств мобилизационного и государственного резервов; силы и средства, привлекаемые в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ к проведению мероприятий по отражению агрессии и обеспечению режима военного положения; формируемые Президентом РФ на период военного времени органы исполнительной власти и органы военного управления, осуществляющие руководство и управление Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; время вступления приказа в силу, а также срок его действия. С учетом особого правового режима военного положения оно может вводиться на всей территории России или в отдельных ее местностях. В своем Указе Президент РФ определяет порядок и основания привлечения Вооруженных Сил РФ к обеспечению режима военного положения; порядок введения в действие и отмены правовых актов военного времени; перечень мер военного положения, связанных с организацией производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, охраны военных объектов; установлением и обеспечением особого режима въезда на территорию, где введено военное положение; изъятием необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан.

Привлечение Вооруженных Сил РФ к выполнению задач не по их предназначению без использования оружия осуществляется в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные и людские потери.

Непосредственно из конституционных норм вытекают полномочия Президента РФ определять основные направления военной политики, вести переговоры и подписывать международные договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности, предоставлении военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, основываясь на решении Совета Безопасности ООН, или обязательств, вытекающих из международного договора, заключенного Россией.

Президент РФ утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, до объединения включительно, штатную численность военнослужащих (к 1 января 2006 г. — 1 млн. единиц.), а также предельное количество военнослужащих на прикомандирование к федеральным органам государственной власти. Он принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил России от соединения и выше, утверждает: План применения Вооруженных Сил; Мобилизационный план Вооруженных Сил; федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; программы ядерных и других специальных испытаний; планы размещения на территории России объектов с ядерными зарядами и объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.

Президент России, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает командующих войсками; видами, родами войск, утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от воинских должностей и увольняет их с воинской службы в случае достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе, определяет порядок заключения с ними контракта о прохождении военной службы. В процессе подготовки индивидуальных указов о присвоении высших воинских званий Президентом РФ принимают участие Управление кадровой политики Президента и Главное государственно-правовое управление Президента. Очередное воинское звание генерала или адмирала присваивается военнослужащему Президентом РФ по представлению министра обороны РФ.

Президент РФ утверждает общевоинские уставы, положение о знамени и эмблеме Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени и вымпелам кораблей и судов Военно-Морского Флота. Боевом Знамени воинской части. Военно-морском флаге   Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан России, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации в отношении иностранных граждан, поступивших на военную службу в Российские Вооруженные Силы по контракту. Осуществляет помилование осужденным военнослужащим, издает обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения, которые могут быть нормативными и индивидуальными. Указами Президента РФ оформляются решения нормативного характера, решения о назначении и освобождении от должности высшего военного руководства, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении высших воинских званий, почетных званий, помиловании. Распоряжениями Президента РФ оформляются решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам. Как Верховный Главнокомандующий Президент РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, органами военного управления.

Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ, Положение о котором утверждено Указом Президента РФ. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и центральным органом военного управления, призванным проводить государственную политику и осуществлять государственное управление в области обороны, а также координировать деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной  власти и  органов  исполнительной   власти субъектов   Российской Федерации. органов местного самоуправления в данной области Министр обороны назначается на должность и освобождается от должности Президентом России по представлению Председателя Правительства. В Положении определены задачи и функции Министерства обороны РФ, важнейшими из которых являются разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите России: организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против России, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также в целях выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Основным органом оперативного управления Вооруженными Силами является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. Его возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, который подчиняется министру обороны РФ и является по должности его первым заместителем. В Положении определены основные задачи и функции Генерального штаба, важнейшими из которых являются осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления России, проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также осуществление контроля за состоянием их мобилизационной подготовки.

Президент России устанавливает количество и границы военного округа как военно-административной единицы.

 

shtab.su

Верховный главнокомандующий: полномочия, ответственность

На протяжении всей своей истории человечество практически всегда прибегало к насилию при решении тех или иных вопросов, которые возникали непосредственно между государствами и их структурными элементами. Потому что с того момента, как человек взял в руки палку, он понял, что силой можно заставить себе подобных действовать нужным образом. В процессе эволюции общества разрабатывалась также сфера военного искусства. То есть люди постоянно искали и ищут новые способы уничтожения друг друга. Но, помимо этой части военного ремесла, также развился управленческий сектор. Иными словами, процесс непосредственного управления армией стал более эффективным и позволяет намного полнее реализовывать потенциал всего войска. Однако некоторые армейские институты координационного характера имеют достаточно длинную историю. Они формировались на протяжении многих веков. К подобным вполне возможно причислить должность верховного главнокомандующего, который на сегодняшний день играет значительную роль во многих военных процессах и действительных конфликтах. Следует отметить, что этот пост – это не только большая ответственность, но ещё и спектр огромного количества полномочий. Помимо того, на человека, занимающего данный пост, возложено выполнение ряда функций, о которых пойдёт речь далее в статье.

Кто такой верховный главнокомандующий?

Данным термином обозначается сразу несколько понятий. Как уже указывалось автором ранее, это определённый институт в сфере военного управления. Иными словами, верховный главнокомандующий как должность — это совокупность определённого рода обязательств, функций и ответственности. Но существует и иная трактовка представленного термина. Согласно ей, верховный главнокомандующий представляет собой конкретное лицо, которое наделено большим количеством полномочий в сфере военного управления и которое осуществляет координацию абсолютно всего массива войск того или иного государства.

Главнокомандующий как высшее должностное лицо

В статье будет рассматриваться верховный главнокомандующий именно как лицо, принадлежащее к высшему эшелону власти. Как правило, данное лицо является центральным во всей военной иерархии государства. В некоторых случаях верховный главнокомандующий – это исключительно тот человек, который осуществляет командование действующей армией и флотом. В иных случаях эти полномочия возлагаются на главу государства. Эта тенденция является своеобразной данью демократическим отношениям внутри многих существующих государств. Помимо того, концентрация в руках демократического лидера полномочий по осуществлению командованием войсками позволяет обезопасить страну от захвата власти военной верхушкой.

История появления термина

На сегодняшний день достоверно неизвестно, в какой исторический период этот термин появился и стал использоваться в том значении, в котором все его привыкли слышать. В данном случае непонятен тот факт, почему разделились функции главы государства и центральной фигуры военного сектора. Известно, что впервые термин «командир-шеф» был применён Карлом I, королём Шотландии, Англии и Ирландии. Он совмещал полномочия правителя и главнокомандующего. Таким образом, многие учёные-историки считают, что именно с этого момента появляется упомянутый в статье институт. Иными словами, Карл I – это первый верховный главнокомандующий в мировой истории.

Должность главнокомандующего в российской истории

Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами впервые появился в «Табели о рангах» не так уж давно. Его должность впервые была учреждена на территории современной России во время Первой мировой войны. Впервые на представленную должность был назначен князь Николай Николаевич Младший. Это случилось 20 июля 1914 года. Институт был создан с целью реорганизации действующей структуры и централизации военной власти в руках представителя царской семьи. Помимо того, подобный шаг был правильным с точки зрения здравого смысла, ведь к тому времени уже зрело общественное недовольство режимом самодержавия в империи. В ходе Первой мировой войны должность главнокомандующего не единожды передавалась разным видным командирам имперской армии, вплоть до подписания Брестского мирного договора. С того момента главнокомандующий назначался лишь для координации деятельности действующей армии и флота.

Дальнейшее развитие должности

Сегодня все знают, кто является верховным главнокомандующим и что собой представляет данная должность. Но когда возник Советский Союз как отдельное целостное государство, то вследствие уже указанного соглашения этот пост не утверждался в силу отсутствия военных конфликтов. Верховный главнокомандующий ВОВ (Великой Отечественной войны) был назначен из числа политической верхушки. Им 8 августа 1941 года стал Иосиф Виссарионович Сталин. Следует отметить тот факт, что он оставался на этой должности даже после непосредственного окончания войны. Но в СССР было принято решение, что требуется реорганизация такой должности, как верховный главнокомандующий. Великая Отечественная война закончилась, Сталин умер, а на пороге был новый конфликт с США. Поэтому негласно эту должность стал занимать председатель Совета обороны СССР.

Институт в современной России

На сегодняшний день верховный главнокомандующий русской армии – это должность, которую занимает высший руководитель всего массива Вооружённых сил РФ.

Данный статус не только подкреплён организационной структурой армии, но также регламентирован юридически. В 87-й статье Конституции Российской Федерации говорится, что верховный главнокомандующий – это президент страны.

Нормативная база должности

В соответствии с тем фактом, что Российская Федерация является правовым и демократическим государством, практически все вопросы общественного регулирования регламентированы правом. Верховный главнокомандующий не является исключением. Он действует на основе норм разных нормативных актов. Таким образом, система нормативного регулирования должности состоит из следующих НПА, а именно:

1) Конституция Российской Федерации.

2) Федеральный закон «О военном положении».

3) Федеральный закон «Об обороне».

Также в этих актах прописано, какими верховный главнокомандующий РФ обладает полномочиями.

Полномочия

Верховный главнокомандующий РФ наделен рядом специфических полномочий, которыми не владеют иные лица в иерархии государственной власти. Человек, занимающий эту должность, уполномочен:

  • В случае непосредственной угрозы Российской Федерации вводить на территории государства военное положение.
  • Контролировать реализацию режима военного положения.
  • Обеспечивать функционирование высших органов государственной власти во время этого режима.
  • Создавать планы привлечения Вооружённых сил с целью обеспечения режима военного положения.
  • Обеспечить остановку деятельности политических партий и иных пропагандистских формирований на территории государства в условиях войны.
  • Обеспечить соблюдение запретов на проведение митингов и агитаций в условиях военного положения.
  • На верховного главнокомандующего возложена задача утверждения военной доктрины Российской Федерации.
  • Помимо того, главнокомандующий назначает и снимает с должностей высшее командование ВСРФ.
  • Человек, занимающий эту должность, определяет военную политику на территории государства.
  • Главнокомандующий может производить мобилизацию армии в случае существования на то оснований.
  • Он также принимает решение по поводу непосредственной дислокации войск ВСРФ.
  • Главнокомандующий издаёт указы о призыве граждан на военную службу.

Помимо представленных полномочий, на президента (как верховного главнокомандующего) возложен ряд иных специфических функций, которые также важны для обеспечения обороноспособности и военной мощи государства. На сегодняшний день представленную в статье должность занимает президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Нормативные акты, издаваемые главнокомандующим

Для реализации своих полномочий и организации деятельности Вооружённых сил человек, занимающий эту должность, имеет возможность издавать определённого рода нормативные акты в сфере своей непосредственной деятельности. В соответствии с этим в рамках своей компетенции верховный главнокомандующий имеет право издавать приказы и директивы.

Помимо того, для поощрения деятельности по обеспечению обороноспособности государства он награждает заслуживших это лиц грамотами, а также объявляет им благодарности.

В заключение нужно отметить, что представленный институт имеет ряд характерных особенностей на просторах отечества. Помимо того, правовой режим его регулирования все ещё нуждается в некоторых доработках, чтобы реализация полномочий лица, занимающего представленную должность, производилась более эффективно и полно.

fb.ru

Верховный главнокомандующий — это… Что такое Верховный главнокомандующий?

Верхо́вный главнокома́ндующий (сокращённое телеграфное обозначение — Главковерх) — высшее должностное лицо Вооружённых сил государства; иногда обозначает военачальника, командующего значительной частью (видом) вооружённых сил. Как правило, Верховным главнокомандующим является глава данного государства.

Впервые соответствующий английский термин (commander-in-chief) был использован королём Англии, Шотландии и Ирландии Карлом I (1625—1649)[1].

В некоторых государствах Содружества (брит.), признающих британского монарха главой государства, — например, в Австралии и Канаде — верховным главнокомандующим является генерал-губернатор, который исполняет должность от имени королевы (короля) Великобритании [1].

Верховные главнокомандующие в истории России

Император Николай II и Верховный Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич во время смотра укреплений крепости Перемышль, захваченной русскими войсками. Перемышль, 11.04.1915 г.

Впервые в отечественной истории данная должность была замещена 20 июля 1914 г. На неё был назначен великий князь Николай Николаевич (младший) [2]

«Не признавая возможным по причинам общегосударственного характера стать теперь же во главе наших сухопутных и морских сил, предназначенных для военных действий, признали мы за благо всемилостивейше повелеть нашему генерал-адъютанту, главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа, генералу от кавалерии Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу быть Верховным Главнокомандующим».

— Именной высочайший указ, императора Николая II, данный Правительствующему Сенату 20 июля 1914 г.

[3].

В годы Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны 1914—1918 годов эту должность занимали:

2 марта 1917 Николай II, перед своим отречением, назначил Верховным главнокомандующим Великого князя Николая Николаевича. Великий князь прибыл в Ставку в Могилев, но после совещания с М. В. Алексеевым, который был назначен главковерхом постановлением Временного правительства, был вынужден «отказаться» от этой должности.

После отстранения Корнилова от должности Верховного главнокомандующего Керенский предлагал эту должность генерал-лейтенанту Александру Сергеевичу Лукомскому и генералу от инфантерии Владиславу Наполеоновичу Клембовскому, однако оба этих военных деятеля отказались от предложения Керенского.

В связи с реорганизацией управления армией и флота после подписания большевиками Брестского мирного договора должность Верховного главнокомандующего была ликвидирована.

В соответствии с руководящими документами того периода Верховный главнокомандующий руководил только действующей армией и флотом[4]..

В годы Гражданской войны

Верховные главнокомандующие красных

В связи с переходом от коллегиального управления армией к централизованному должность Главнокомандующего ликвидирована.

Верховные главнокомандующие Белого движения

После гибели Верховного главнокомандующего Русской армией и Верховного Правителя России адмирала Колчака всероссийская власть должна была перейти к генералу Антону Ивановичу Деникину. Однако Деникин, учитывая тяжёлое военно-политическое положение белых, не принял эти полномочия официально.

СССР

8 августа 1941 года, в ходе Великой Отечественной войны, Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР был назначен Иосиф Виссарионович Сталин. Сталин продолжал занимать эту должность и в мирное время.

Хрущев, Никита Сергеевич:

… . Он работал в 1959 — 1962 гг. в Генеральном штабе заместителем начальника. И мы освободили его от этой должности. А я был тогда Председателем Совета Министров СССР и являлся Главнокомандующим Вооруженными Силами. … .

Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I в Конституцию СССР была внесена глава 15.1. «Президент СССР» и, в соответствии с ним, Президент СССР являлся Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР. [5]

15 марта 1990 года Президентом СССР был избран Михаил Сергеевич Горбачёв, который и стал Верховным Главнокомандующим.

25 декабря 1991 года Президент СССР (перед уходом в отставку) издал указ «О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР» в котором говорилось «В связи с уходом в отставку с поста Президента СССР слагаю с себя полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР» [6].

Российская Федерация

В Российской Федерации, согласно статье 87 Конституции Российской Федерации, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации.

7 мая 1992 года Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин издал Указ № 467 «О вступлении в должность Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации» [7]. Полномочия Президента, как Верховного главнокомандующего, закреплены Законом Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России»[8]. 25 декабря 1993 года вступила в силу Конституция Российской Федерации которая подтвердила за Президентом Российской Федерации статус Верховного главнокомандующего.

[9]

В соответствии со статьей 110 Конституции Ирана Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами страны является Высший руководитель Ирана (рахбар), который обладает практически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах.

Он правомочен объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. Он осуществляет назначение, смещение и принятие отставки высших военачальников.

Ему подчиняется высший совет национальной безопасности.

Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Республики Казахстан является Президент Казахстана, который осуществляет общее руководство строительством, подготовкой и применением военной организации, обеспечением военной безопасности государства

В соответвствии со стаьёй 106 Конституции Украины Президент Украины является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооружённых Сил Украины, иных воинских формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства. [10]

Согласно иорданской Конституции верховным главнокомандующим является король.

См. также

Примечания

Ссылки

Верховные главнокомандующие России в Первой мировой войне

 

dic.academic.ru

Верховный Главнокомандующий — это… Что такое Верховный Главнокомандующий?

Верхо́вный главнокома́ндующий (сокращённое телеграфное обозначение — Главковерх, разговорное (применительно преимущественно к И. В. Сталину) — Верховный) — высший командир Вооружённых сил государства; иногда обозначает военачальника, командующего значительной частью (видом) вооружённых сил. Как правило, Верховным главнокомандующим является глава данного государства.

Впервые соответствующий английский термин (commander-in-chief) был использован королём Англии, Шотландии и Ирландии Карлом I (1625—1649)[1].

В некоторых королевствах Содружества (бывших владениях Британии, признающих британского монарха также и своим главой государства) — например, Австралии — Верховным главнокомандующим признаётся генерал-губернатор, который, однако, исполняет должность от имени Королевы (Короля)[1].

Верховные главнокомандующие в истории России

В годы Первой мировой войны

В Российской империи эта должность была учреждена в 1914 году. Во время Первой мировой войны 1914—1918 годов этот пост занимали:

  1. великий князь Николай Николаевич (младший) (1914—1915)
  2. император Николай II (1915—1917)
  3. генерал от инфантерии М. В. Алексеев (март—май 1917)
  4. генерал от кавалерии А. А. Брусилов (май—июль 1917)
  5. генерал от инфантерии Л. Г. Корнилов (июль—август 1917)
  6. А. Ф. Керенский (август—ноябрь 1917)
  7. генерал-лейтенант Н. Н. Духонин (ноябрь 1917)
  8. Н. В. Крыленко (с ноября 1917)

В годы Гражданской войны

СССР

Военно-морской флаг Верховного Главнокомандующего ВС СССР (1964—1991)

8 августа 1941 года, в ходе Великой Отечественной войны, Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР был И. В. Сталин.

Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I в Конституцию СССР была внесена глава 15.1. «Президент СССР» и, в соответствии с ним, Президент СССР являлся Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР. [2]

15 марта 1990 года Президентом СССР был избран М. С. Горбачёв, который и стал Верховным Главнокомандующим.

25 декабря 1991 года Президент СССР (перед уходом в отставку) издал указ «О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР» в котором говорилось «В связи с уходом в отставку с поста Президента СССР слагаю с себя полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР» [3].

Российская Федерация

В Российской Федерации, согласно статье 87 Конституции Российской Федерации, Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации — Президент Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Конституции Ирана Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами страны является Высший руководитель Ирана (рахбар), который обладает практически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах.

Он правомочен объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. Он осуществляет назначение, смещение и принятие отставки высших военачальников.

Ему подчиняется высший совет национальной безопасности.

Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Республики Казахстан является Президент Казахстана, который осуществляет общее руководство строительством, подготовкой и применением военной организации, обеспечением военной безопасности государства

В соответвствии со стаьёй 106 Конституции Украины Президент Украины является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооружённых Сил Украины, иных воинских формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства. [4]

См. также

Примечания

Ссылки

Верховные главнокомандующие России в Первой мировой войне

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Какое военное звание у президента РФ?

верховный главнокомандующий

полковник разведки фсб

верховный главнокомандующий)))

самбист …ой сорри я ваще в таких вопросов не понимаю просто случайно зашла сорри))

Президент — Верховный Главнокомандующий. Это — должность. А звание — по моему, Путин полковник ФСБ?

киса тебе уже ответила

Не ниже капитана(видел его фото в форме)

Когда-то был полковником, сейчас по статусу ему положено быть Маршалом России, а в военное время — генералиссимусом.

был главным в ФСБ. А как там у них это называется не знаю.

Полковник ФСБ наш Ваван. :))

Президент Российской Федерации Владимил Владимирович Путин! Правильно?

Полковник! 100%!!!

во-первых, не военное, а воинское. во-вторых, при избрании на пост президента он приостановил свою службу в службе ФСБ. перед избранием у него было звание полковника. а сейчас у него звания нет — он просто верховный главнокомандующий вооруженных сил РФ

Полковник потом главнокамандуйщий

У всех президентов России, воинское звание генерал армии по статусу. Такое же как сейчас у Шойгу. А должность самая высокая — Верховный главнокомандующий армии авиации и флота . И у Ельцина и у Путина и у Медведева погоны генералов армии. В случае войны думается главком будет маршалом, а после победы Генералиссимус России.

ПУТИН сильно не знаю

touch.otvet.mail.ru

Верховный главнокомандующий — WiKi

  Император Николай II и великий князь Николай Николаевич во время смотра укреплений крепости Перемышль, 11.04.1915 года.

Император Всероссийский, согласно Основных законов Российской империи статье 14, являлся «державным вождём» Российских Вооружённых Сил, ему принадлежало верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства и исключительное право издания указов и повелений «до всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства», а также установление ограничений в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота. Император объявлял местности на военном или исключительном положении (ст. 15).

Вместе с тем, законодательство Российской империи допускало и существование данной должности как отдельной от должности главы государства. Так, положение о полевом управлении войск в военное время предусматривало, что «Высшее начальствование над всеми сухопутными и морскими силами, предназначенными для военных действий, вверяется Верховному главнокомандующему, если государь не изволит предводительствовать войсками лично» (статья 6), таковой назначался «по непосредственному избранию государя» (т.е. самостоятельно Императором, а не по чьему-либо представлению) высочайшим приказом и указом сенату. Верховный главнокомандующий определялся как «высший начальник всех сухопутных и морских вооруженных сил, предназначенных для военных действий» (статья 17), нёс ответственость только перед Императором и подчинялся только ему (ст. 20). На театре военных действий его приказы имели ту же силу, что и Императорские повеления (ст. 17). Главнокомандующий Российскими вооружёнными силами мог, «если к тому располагают военные обстоятельства», заключать и прекращать перемирие с неприятелем, безотлагательно донося об этом Императору, но если в перемирии или его прекращении не представляется «безотлагательной необходимости», то он должен был получать согласие Императора прежде его заключения и прекращения (ст. 25), в переговоры же о мире он без особого о том повеления Императора вступать не мог (ст 26)[4]

Впервые в отечественной истории данная должность была замещена 20 июля 1914 года. На неё был назначен Великий князь Николай Николаевич (младший)[5]

«Не признавая возможным по причинам общегосударственного характера стать теперь же во главе наших сухопутных и морских сил, предназначенных для военных действий, признали мы за благо всемилостивейше повелеть нашему генерал-адъютанту, главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа, генералу от кавалерии Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу быть Верховным Главнокомандующим».

Именной высочайший указ, императора Николая II, данный Правительствующему Сенату 20 июля 1914 года[4]

В годы Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны эту должность занимали:

  • Генерал-адъютант генерал от кавалерии Великий князь Николай Николаевич (20 июля 1914 — 23 августа 1915)
  • Император Николай II (23 августа 1915 — 2 марта 1917)

2 марта 1917 Николай II, перед своим отречением, назначил Верховным главнокомандующим Великого князя Николая Николаевича. Великий князь прибыл в Ставку в Могилев, но после совещания с М. В. Алексеевым, который был назначен главковерхом постановлением Временного правительства, был вынужден «отказаться» от этой должности.

После отстранения Корнилова от должности Верховного главнокомандующего Керенский предлагал эту должность генерал-лейтенанту Александру Сергеевичу Лукомскому и генералу от инфантерии Владиславу Наполеоновичу Клембовскому, однако оба этих военных деятеля отказались от предложения Керенского.

В связи с реорганизацией управления армией и флота после подписания большевиками Брестского мирного договора должность Верховного главнокомандующего была ликвидирована.

В соответствии с руководящими документами того периода Верховный главнокомандующий руководил только действующей армией и флотом[7].

В годы Гражданской войны

Верховные главнокомандующие вооружённых сил Советской России

В связи с переходом от коллегиального управления армией к централизованному должность Главнокомандующего ликвидирована.

Верховные Главнокомандующие вооружённых сил государства Российского

После ареста и расстрела Колчака верховное главнокомандование формально перешло А. И. Деникину.

СССР

8 августа 1941 года, в ходе Великой Отечественной войны, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР был назначен Иосиф Виссарионович Сталин. Сталин продолжал занимать эту должность и в мирное время. В 1955—1990 годах Верховным Главнокомандующим неофициально называли председателя Совета обороны СССР.

Законом Союза ССР, от 14 марта 1990 года, № 1360-I в Конституцию СССР была внесена глава 15.1. «Президент СССР» и, в соответствии с ним, Президент СССР являлся Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР.[8]

15 марта 1990 года Президентом СССР был избран Михаил Сергеевич Горбачёв, который и стал Верховным Главнокомандующим.

25 декабря 1991 года Президент СССР (перед уходом в отставку) издал Указ № УП-3162 «О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР» в котором говорилось «В связи с уходом в отставку с поста Президента СССР слагаю с себя полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР»[9].

Российская Федерация

В Российской Федерации, согласно статье 87 Конституции Российской Федерации, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации.

7 мая 1992 года Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин издал Указ № 467 «О вступлении в должность Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации»[10]. Полномочия Президента, как Верховного Главнокомандующего, закреплены Законом Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России»[11], который вступил в силу с момента опубликования в «Российской газете» 12 января 1993 года[12]. 25 декабря 1993 года вступила в силу Конституция Российской Федерации, которая подтвердила за Президентом Российской Федерации статус Верховного Главнокомандующего.

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *