Содержание

Карикатуры на Гитлера-1943 г. Художник Б. Ефимов

Ефимов Борис Ефимович

Родился 28 сентября 1900 г. в г.Киеве. Отец — Фридлянд Ефим Моисеевич (1860 г. рожд.). Мать — Рахиль Савельевна (1880 г. рожд.). Первая супруга — Корецкая Розалия Борисовна (1900 г. рожд.). Вторая супруга — Фрадкина Раиса Ефимовна (1901 г. рожд.). Сын — Ефимов Михаил Борисович (1929 г. рожд.).

Борис Ефимов никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу — дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей.

После переезда родителей в Белосток, Бориса определили в реальное училище, где учился и его старший брат. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат Михаил (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал его, а Борис — иллюстрировал.

Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале «Солнце России». Позднее он вспоминал об этом событии так: «Будучи учеником пятого класса я, пользуясь фотографиями, смастерил шарж на председателя Государственной думы Родзянко и послал его в Петроград. Увидев рисунок напечатанным, я был потрясен…»

Вскоре семья переехала в Харьков. Родители остались, а брат уехал в Петроград. Борис вернулся в Киев, завершил обучение в реальном училище и в 1917 году поступил в Киевский институт народного хозяйства. Однако проучившись там год, он перешел на юридический факультет Киевского университета.

В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились шаржи на Блока, известных тогда актрису Юреневу, режиссера Кугеля, поэта Вознесенского. К тому же времени относится и серия цветных рисунков «Завоеватели» — своеобразная сатирическая летопись менявшихся в Киеве властей, сначала немецких, потом белогвардейских и петлюровских.

С установлением в Киеве Советской власти Борис Ефимов работает секретарем Редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. В июне того же года в военной газете «Красная Армия» увидели свет его первые агитационные рисунки, снабженные ставшим впоследствии всемирно известным автографом «Бор.Ефимов».

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вiсти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Г.Одессе. Здесь он исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором он изобразил побитого Красной Армией Деникина. Позднее Б. Ефимов был заведующим Изосекции отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове. По возвращении в Киев он стал начальником художественно-плакатного отдела Киев — УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами «Киевский пролетарий» и «Пролетарская правда».

В 1922 году Борис Ефимов переехал в Москву. С тех пор его работы стали печататься на страницах «Рабочей газеты», «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька», «Прожектора» и многих других издания, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы его главной специализацией стала политическая сатира. «Героями» его карикатур были: в 20-е годы многие западные политические деятели — Юз, Даладье, Чемберлен; в 30-е и 40-е — Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы — Черчилль, Трумэн и другие. Иные карикатуры вызывали у изображенных на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов.

В 30-е годы в свет выходят альбомы карикатур «Лицо врага» (1931), «Карикатура на службе обороны СССР» (1931), «Политические карикатуры» (1931), «Выход будет найден» (1932), «Политические карикатуры» (1935), «Фашизм — враг народов» (1937), «Поджигатели войны» (1938), «Фашистские интервенты в Испании» (1938).

В полной мере «убойная сила» карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах «Красной звезды», «Фронтовой иллюстрации», а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

В годы войны он активно работал и в области плаката. Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и другие), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую «Окон ТАСС». Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом «Окна» тиражировались и выпускались в тылу — Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

В архиве художника сохранились многочисленные отзывы самых требовательных критиков — бойцов с передовой. Приведем несколько таких отзывов:

«Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше… Карикатуры — это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242.»

«Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты «Красная звезда»… П/п 24595. В. Я. Корниенко.»

«С Новым годом, дорогой т. Ефимов! Группа фронтовиков Н-ской части шлет вам привет и поздравляет с Новым годом. Желаем успехов в вашей плодотворной и большой работе. Трудно передать, с каким нетерпением ждем каждой вашей карикатуры на тех, кто скоро падет под нашими ударами. Недалек тот день, когда мы на немецкой елке будем видеть повешенными главарей гитлеровской Германии. С приветом и добрыми пожеланиями фронтовики Леонтьев, Евсеев, Тлешов и др. П/п 18868.»

В годы войны были работы Ефимова, вызвавшие международный резонанс — его карикатуры о втором фронте, печатались и в британских газетах. Более того, содержание этих карикатур пересказывалось по радио. Впрочем, с открытием второго фронта союзники все равно тянули до 5 июня 1944 года, т. е. до момента, когда исход войны был уже очевиден всем.

Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».

В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур «Мистер Доллар», а в 1950 г. — альбом рисунков «За прочный мир, против поджигателей войны».

В 1954 году он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1957 г. — членом правления Союза художников СССР, в 1958 году ему присвоено звание «Народный художник РСФСР», а в 1967 году — «Народный художник СССР». С 1932 года является членом Союза художников. Неоднократно избирался членом правления и секретарем Союза художников СССР.

С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.

Всего за годы творческой деятельности Борис Ефимов создал десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок. Вышло в свет десятки сатирических альбомов, а также целый ряд книг мемуарного характера, рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры. Среди них: «40 лет. Записки художника-сатирика», «Работа, воспоминания, встречи», «Рассказы о художниках-сатириках», «Мне хочется рассказать», «Основы понимания карикатуры», «На мой взгляд», «Невыдуманные истории», «Школьникам о карикатуре и карикатуристах», «Рассказы старого москвича», «Ровесник века», «Мой век» и другие.

Б. Е. Ефимов — Герой Социалистического труда, трижды Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1951, 1972), академик Академии художеств СССР, затем — Российской Академии художеств. Он награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», болгарским орденом «Кирилла и Мефодия» I степени, многими другими отечественными и зарубежными наградами.

Год 2000-й — год 55-летия Великой Победы — год своего 100-летия Борис Ефимов встретил по-прежнему влюбленным в жизнь, в прекрасное, книги, театр, спорт, компанию друзей, добрый розыгрыш, хороший анекдот.

В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры РАХ.
28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».

И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.
Борис Ефимов скончался в ночь на 1 октября 2008 года в Москве на 109 году жизни 1 октября 2008 года. Ему довелось застать последние дни девятнадцатого столетия, прожить весь двадцатый век и застать новое тысячелетие. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.

От себя. Не знаю, насколько смешно было бойцам от карикатур Ефимова, но, при любом раскладе и отношении к его творчеству, идеологически всё было верно, т.к. дух бойцов, помимо прочего, держится не только на перловке с мясом, идеологическая подпитка была просто необходима, в т.ч. в подобной юмористической форме. Занятно было бы в 1-ю и 2-ю Чеченскую кампании в газетах лицезреть карикатуры и шаржи на Басаева, Радуева, Хоттаба и прочую нечисть. Но как же, они же в глазах лицемерной и двуличной мировой общественности борцы за свободу… А жаль.

Источник



Будет Гитлеру крышка: подборка карикатур военных лет

Совсем немного дней осталось до праздника Победы!

В каждой семье хранится что-то памятное о тех страшных и тяжёлых годах наших дедушек, бабушек, мам и пап.

Все мы знаем, что поддерживать дух и силы наших солдат и всего народа помогали песни, фильмы, рисунки и стихи.

Стихи были разные.

Печатались и вот такие маленькие книжки-малышки, с сатирическими стихами и карикатурами, такую можно и в карман положить.

Обложка книжки не сохранилась, вся книжечка почти рассыпается, но год 1942 на ней виден.

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 1

Вам наверное будет интересно пробежаться глазами по стихам и рисункам, чтоб чуть-чуть окунуться в те военные годы.

Автор сатирических стихов Георгий Владимирович Крейтан (настоящая фамилия — Попов, 1900–1951) — один из зачинателей pусской поэзии в Гpузии.

С 1947 года был руководителем литературного кружка при тбилисском отделении Союза советских писателей. Любопытный факт, что на консультации для молодых поэтов, проводившиеся Г. Крейтаном, приходил читать свои стихи Булат Окуджава.

Колкие карикатуры выполнены художником И. Гурро. Он начал работать с 1924 года в «Рабочей правде» и «Заре Востока», исполняя в основном карикатуры на международные темы.

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 2

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 3

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 4

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 5

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 6

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 7

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 8

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 9

А вот несколько карикатур из другой книжки-журнала военных лет (размер тоже небольшой 11см на 15см).

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 10

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 11

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 12

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 13

Рисунки выполнены Борисом Ефимовым, известным художником-графиком. «Убойная сила» карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в те годы на страницах «Красной звезды», во фронтовых газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться.

В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

Работы Ефимова особенно задевали самолюбие фюрера.

И вы представляете, он отдал приказ по поводу карикатуриста: «При взятии Москвы найти и повесить».

Вот так художник был записан в личные враги рейха.

Именно Ефимову своим беспощадным смехом удавалось превращать страшное, огромное и опасное в жалкое, презренное и ничтожное. Свидетели рассказывали, что над его карикатурами хохотали в окопах не только советские, но и немецкие солдаты.

А вот несколько карикатур из этой же книжки, но уже художников Кукрыниксов.

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 14

Будет Гитлеру крышка подборка карикатур военных лет, фото № 15

Вот такое небольшое возвращение в прошлое, в годы той страшной войны и Великой Победы нашего народа над фашизмом!

МЫ ПОМНИМ!

Кукрыниксы. Военная карикатура 1941-42 годов.


Хочу предложить несколько карикатур Кукрыниксов (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов,Н.А.Соколов) на военную тему. Рисунки и комментарии к ним взяты из издания «Кукрыниксы» 1984 года. Надо сказать, что агитпроп на фронте – дело не лишнее, а, может быть, и первейшее. В то время, как можно видеть, этим занимались люди талантливые, делали свое дело всерьез, и, главное, сами верили тому, в чем хотели убедить народ. Эти работы относятся к самому тяжелому периоду войны. Обратите внимание: никакой поспешности, никакой паники. Они были с самого начала абсолютно уверены в победе. Гитлер и его приспешники показаны в карикатурах жалкими и смешными людьми. В первую очередь упор делается на такие черты немецкого солдата, как его жадность и стремление поживиться за чужой счет. Враг не демонизируется, кажется даже, что художники чуть-чуть сочувствуют замерзающим немцам и их незадачливому фюреру. Наш солдат показан, как человек, стоящий значительно выше этих уродов. Таких можно только презирать, смеяться над ними, но их даже немного жалко. В стихах используются сложная лексика и литературные образы, обыгрываются текущие политические моменты. При этом авторы были уверены, что солдаты их поймут. Все это опровергает образ советского солдата, как полудикого существа, сражающегося с врагом исключительно из страха перед командирами и отсутствия воображения, как его изображала и продолжает изображать западная пропаганда, а молодые люди слушают – и верят.

Далее под катом — по картинке





АРАПСКИЕ СКАЗКИ НЕМЕЦКОГО ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ, ИЛИ ТЫСЯЧА И ОДНА ЛОЖЬ. 1941



В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

Фашистский сумрачный калиф,
Кальян душистый закурив,
Велел войти с докладом
Своим Шехеразадам.

И вот вошел Шехеразад
И прочитал ему доклад:

— Один немецкий пулемет
Разбил сто тысяч дотов
И триста тысяч девятьсот
Семнадцать самолетов!

Два „мессершмитта» на лету
Забрали в плен Алма-Ату
С воздушным загражденьем,
С луной и затемненьем…

Калиф прервал его доклад,
Прикрыв плотнее двери:
— А каковы, Шехеразад,
Немецкие потери?

— Калиф, ты задал мне вопрос
Весьма замысловатый,
Я на советский счет отнес
Немецкие утраты!



ФАШИСТСКАЯ ПСАРНЯ. 1941



Участники агрессии рассчитывали на территориальные приобретения за счет СССР: фашистская Германия обещала Румынии междуречье Днестра и Днепра, Финляндии — Восточную Карелию и часть Ленинградской области, Венгрии — предгорья Карпат до Днестра.
Карикатура сопровождалась стихами С, Маршака:
Гитлер вымолвил в Берлине:
„Муссолини, куш!»
-Ляжет на пол Муссолини,
Толст и неуклюж.

Если фюрер скажет резко:
„Мой Трезор, ату!»
-Вихрем мчится Антонеску
С плеткою во рту.

Если Гитлер палку бросит,
Говоря: „Аппорт!»
-Маннергейм ее приносит,
Радостен и горд.

У стола сидят собачки,
Образуя круг.
Ждут какой-нибудь подачки
Из хозяйских рук.

Но обещанные кости
Ест хозяин сам.
Только плети, только трости
Остаются псам.



ЗАВОЕВАТЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ ДРУЖБОЙ.



Несмотря на единство антисоветских фашистских государств, каждый член коалиции стремился взвалить на своего союзника как можно большее _бремя войны, воспользоваться его трудностями, урвать у него частъ добычи, свести с ним счеты и т.д.
Среди изображенных: Виши — коллаборационистское правительство во Франции; Квислинг — лидер фашистской партии Норвегии, позже (с 1942 г.) премьер-министр.


СМОТРЯТ ЖАДНЫЕ ВРАГИ… Упаковка для концентрата.



Рисунок сопровождался стихами С. Маршака:
Смотрят жадные враги,
Чем бы поживиться?
Каши просят сапоги
У фашиста Фрица.

К нам явился без сапог
Этот вор и пьяница,
А домой уйдет без ног,
Если жив останется.
К НАМ ЯВИЛСЯ ОН ЗА КАШЕЙ… Упаковка для концентрата.
Рисунок сопровождался стихами С. Маршака:
К нам явился он за кашей
С ложкой, вилкой и ножом,
Но его отучат наши
Заниматься грабежом.

Хотел отведать каши
Владетельный барон.
Теперь на грядке нашей
Пугает он ворон.



ДАМСКИЕ МОДЫ В ГЕРМАНИИ. ЗИМНИЙ СЕЗОН





ЛЮДОЕД-ВЕГЕТАРИАНЕЦ





БЛИЦ-ГРИП





ПРЕВРАЩЕНИЕ ФРИЦЕВ





ЗИМНИЙ ФРИЦ (ОБМЕН ОПЫТОМ)



Фриц прошлогодний сегодняшнему: «Прошлой зимой нам Гитлер тоже обещал теплое обмундирование»


ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ. 1942



Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
Молниеносную войну
Он обещал в июне,
И целый час метал слюну,
Беснуясь на трибуне.

Он говорил: — Исход войны
Решу я в две недели!
-И дураки его страны
В ответ ему галдели.

Когда же этот срок истек.
Бессовестный оракул
Двухмесячный назначил срок.
А Геббельс „хох!» проквакал.

То к ноябрю, то к рождеству,
То первого апреля
Грозился фюрер взять Москву.
А месяцы летели…

«Не думать о конце войны!» —
Таков приказ последний.
«Немедля сдать в казну штаны!» —
Гласит приказ соседний.

Уже листов календаря
Не остается, кроме
Сорок восьмого мартобря
На стенке в желтом доме…



ПЯТНА КРОВИ. 1942.


Фрау Траудель в письме к мужу Леонардо на советско-германский фронт просит прислать ей некоторые вещи для ее детей. «Ничего – пишет она – если они испачканы в крови, их можно выстирать.»(Из газет)
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
— Мой Фриц, сокровище мое,
Пиши нам о своем здоровье.
Пришли нам теплое белье,
Хотя бы залитое кровью.
Его могу я постирать.
Оно малютке пригодится…
Так пишет женщина и мать,
Достойная подруга Фрица.
Когда устраивал погром
Фашист, клейменый смертным знаком,
Незримо с ним врывалась в дом
Она с кошелкой и рюкзаком.



ПРОШЛО ВСЕГО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ (ВЗИРАЯ НА
ЛИЦА.). 1942



«Прошло всего несколько месяцев, а как изменились» — Геббельс.

Огромные потери немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, особенно возросшие в результате поражения под Москвой, создавали немалые трудности даже для таких мастеров лживой пропаганды, как Геббельс.
„Никто не знает, как долго еще продлится война», — сокрушенно заявил министр пропаганды в одном из своих выступлений. „Поход против России, — сказал он, — длится уже восемь месяцев. Упорный и ожесточенный характер этой войны выдвигает перед немцами все новые и новые трудные проблемы. Это отразилось даже на выражении лиц немецких солдат».



СКОРБНАЯ ПОМОЩЬ. 1942


После поражения немецко-фашистских войск под Москвой Гитлер начал смешать генералов и фельдмаршалов с их и постов, имели место случаи отдачи под суд и разжалования.



О ТОМ, КАК ГИТЛЕР ПРОШЛОГОДНИЙ УВИДЕЛ ГИТЛЕРА СЕГОДНЯ



Картинки отсканированы самостоятельно для свободного использования всех желающих.

Как советские карикатуристы боролись с врагом

В Советском Союзе карикатура служила оружием в борьбе с врагами государства и пороками общества, а сатирические рисунки публиковались на страницах центральных изданий ежедневно. Их героями становились реальные люди и собирательные образы-типажи, а темами — внешняя политика и проблемы общества. Рассказываем, кого и как обличали карикатуристы.

Враг хвостатый и рогатый

Автор неизвестен. Мыши кота погребают. Конец XVII — начало XVIII века. Изображение: russianarts.online

Первые юмористические рисунки появились еще в Древнем Египте. С их помощью художники высмеивали врагов: черты обидчиков в карикатурах грубо искажали, пририсовывали им хвосты, рога и другие неприглядные особенности. В России карикатура ведет свою историю от народных лубочных картинок XVII века с лаконичными и юмористическими образами. Позднее, в XIX веке, комичные рисунки иллюстрировали сатирические статьи на страницах газет и журналов.

В Советском Союзе художники высмеивали капиталистов и империалистов, прогульщиков и бездельников, поднимали тему алкоголизма и пьянства. В политической карикатуре из номера в номер встречались образы империалистов с моноклем и мешком с деньгами, а также военных, полицейских и священников.

Юмористические картинки посвящали политике, проблемам общества и семьи, их рисовали на злобу дня. Как отмечал карикатурист и публицист Борис Ефимов, к началу 1920-х годов сатирические рисунки в советских газетах занимали особое место: на Западе карикатуры, как правило, служили для развлечения и публиковались в юмористических изданиях, в Союзе же они были средством пропаганды.

Дмитрий Моор: «Добьем фашистского зверя!»

Дмитрий Моор. «Все, что ты дашь, перешьется для Красной армии». 1920. Изображение: tramvaiiskusstv.ru

Под псевдонимом Дмитрий Моор работал мастер графики Дмитрий Орлов. Он был одним из основоположников советского агитплаката: в 1920 году его работа «Врангель еще жив» вышла самым большим тиражом периода Гражданской войны — больше 65 тысяч экземпляров. Художник участвовал в создании журнала «Крокодил», его карикатуры публиковали в газете «Правда», в атеистическом журнале «Безбожник у станка» и других изданиях.

Злободневные рисунки Моора на политические темы и шаржи на иностранных политиков пользовались популярностью у читателей. Плакаты художника зло высмеивали врага: представителей Белого движения, священнослужителей и капиталистов.

В 1931 году вышел сборник карикатур Дмитрия Моора «Кто они такие», в него вошли 100 портретов зарубежных бизнесменов и политиков: промышленника Генри Форда, магнатов Рокфеллеров, политика Уинстона Черчилля. Моор сохранил портретное сходство: он писал, что «нужно так осмеивать достойное осмеяния, чтобы самое существо его не подверглось деформации». В карикатурах политики представлены как хозяева мира, помыкающие рабочими и простыми людьми.

Моор также создавал сатирические рисунки на религиозную тему. Особенно популярен был в народе гротескный образ бога Саваофа — старичка с бородой и в круглых черных очках, с нимбом над головой. Плакаты с призывами к конфискации церковного имущества в пользу голодающих, сатирическим изображением священнослужителей и верующих расклеивали в городах и селах недалеко от церквей.

Во время Великой Отечественной войны на агитационных плакатах художник изображал жестокость нацистов, к этому периоду относятся его работы «Зверь ранен. Добьем фашистского зверя!», «Ты чем помог фронту?». Сатирически он показывал руководство нацистской Германии — «Все на Г», «Людоед Гитлер». Рисунки сопровождали короткие авторские подписи, например «Фашизм идет! Долой границы, договоры, соглашения, совесть — все эти дикие демократические предрассудки, весь этот исторический хлам…». Карикатуры Дмитрия Моора формировали образ противника для населения в тылу и солдат на передовой, они показывали врага жестоким и глупым, и его легко побеждал герой — советский солдат.

Кукрыниксы

Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». 1941. Изображение: arzamas.academy

Творческий коллектив Кукрыниксов возник в начале 1920-х годов. Такое название образовалось из первых букв фамилий трех художников — Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Мастера работали в гротескной манере, выступали на злобу дня. Популярность им принесли шаржи, карикатуры и книжные иллюстрации в сатирическом стиле.

«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой … То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Читайте также:

Первые рисунки художников были опубликованы в конце 1920-х, злободневная сатира и необычная подпись привлекли внимание читателей. Кукрыниксы сотрудничали с газетой «Правда», журналом «Крокодил» и многими советскими изданиями. Они создали серию ироничных рисунков «Старая Москва», на которых изобразили типичных москвичей, их привычки и образ жизни: коммунальные квартиры молодого города, бюрократию, неустроенный быт. Среди творческой интеллигенции были популярны шаржи Кукрыниксов на известных поэтов, писателей и литературных героев.

Художники участвовали и в создании сатирического образа фашистов. Военный агитационный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на московских улицах спустя несколько дней после начала Великой Отечественной войны. На плакате они изобразили коварное наступление Гитлера на СССР и разорванный Германией договор о ненападении. Вражескую атаку на плакате мужественно отражает советский солдат.

Рисунки художников публиковали в газете «Правда» на протяжении всей войны. Помимо плакатов, Кукрыниксы создавали листовки для солдат вермахта с призывом сдаваться в плен. Агитки массово забрасывали в тыл врага.

Виктор Дени: «Красной армии метла нечисть вымела дотла!»

Виктор Дени. Капитал. 1920. Изображение: econfin.ru

Творческий путь художник-график Виктор Дени (Денисов) начал с юмористических бытовых зарисовок и шаржей на писателей и поэтов: Ивана Бунина, Леонида Андреева, Игоря Северянина. Художник мастерски передавал характерные черты героев, со временем дружеские шаржи все больше становились похожими на карикатуры.

В период Гражданской войны он создал плакаты «Капитал», «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала», «Антанта под маской мира». Зрители ценили остроумные карикатуры Дени, в них легко узнавались обобщенные образы представителей «старого мира» — кулака, попа, капиталиста. Художник изображал персонажей, подмечая их характерные черты: капиталист — толстый человек в черном костюме с золотой цепью, священнослужитель — не менее тучный, с большим золотым крестом. Эти образы соединились на рисунке художника «Деникинская банда».

В годы Великой Отечественной войны Виктор Дени создавал карикатуры для журналов и газет, небольшие рисунки на темы политики вошли в серию «Игрушки Дени» и «Елочные украшения Дени». Графические шутки публиковались с небольшими подписями автора, например «А вот, а вот! разоружение господ! И день и ночь разоружаются, а пушки прибавляются!».

Михаил Черемных: «Бросьте, братцы, богов бояться»

Михаил Черемных. «Бросьте, братцы, богов бояться». Антирелигиозная азбука. 1933. Изображение: infosplanet.info

Советский карикатурист и мастер плаката Михаил Черемных был одним из основателей знаменитых «Окон сатиры РОСТА». В 1919 году художник предложил создать журнал-плакат с сатирическими рисунками на злободневные политические темы и развешивать листы в витринах пустых магазинов. Он был автором первого рисунка, появившегося в центре Москвы, в окне пустующей кондитерской. До наших дней эта работа не сохранилась, но известно, что ее посвятили наступлению Антона Деникина на Москву и поражению коммунистов в Венгрии. Вскоре в «Окна РОСТА» пришел поэт Владимир Маяковский, который не только писал тексты к плакатам, но и нарисовал некоторые из «Окон».

Первые плакаты выпускали в одном экземпляре раз в неделю и рисовали вручную, они были похожи на увеличенную страницу журнала. Затем их стали размножать при помощи трафаретов, количество доходило до 300 экземпляров.

Плакаты рассылали в 47 городов Советского Союза, их вывешивали в магазинах, на вокзалах, заборах и домах. Большие и яркие, с сатирическими карикатурами и остроумными стихами, «Окна» были такими же оперативными, как газеты, и доходчивыми, как плакаты. Черемных нарисовал несколько сотен «Окон РОСТА».

В газетах и журналах публиковали его карикатуры на международные темы. В них художник изображал собирательные образы военных, денежных магнатов и угодливых дипломатов. На листах Черемных капиталист показан в образе беспощадного хищника: толстый человек с хищным лицом, с острыми ногтями, напоминающими когти зверей. В карикатурах на темы производства и повседневной жизни художник обличал беспечность, зазнайство и равнодушие, его персонажи-«мишени» выходили смешными, но не уродливыми, мастер не прибегал к чрезмерному преувеличению.

Михаил Черемных считался признанным мастером религиозной сатиры. На атеистическом плакате «Сектант — кулацкий петрушка» в руках пастора-кулака изображена кукла в виде проповедника.

Художник был автором «Антирелигиозной азбуки» — издания, в котором сатирические рисунки с колкими двустишиями были расположены по алфавиту. Например, буква «Б» сопровождалась подписью «Бросьте, братцы, богов бояться», следующая страница гласила — «Вера вредна, вредней вина».

«Живые мишени» Бориса Ефимова

Борис Ефимов. «Их обуздают». 1949. Изображение: ru.krymr.com

Карикатуры советского и российского художника Бориса Ефимова публиковали крупнейшие советские газеты, журналы «Крокодил» и «Чудак». Персонажами карикатур — «живыми мишенями» Ефимова были политики Уинстон Черчилль, Невилл Чемберлен, лидеры фашистов Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, сподвижник Гитлера — пропагандист Йозеф Геббельс.

Художник умело передавал портретное сходство, при этом точными штрихами давал психологическую характеристику своим персонажам. Некоторые рисунки становились причинами дипломатических протестов. Однажды на карикатуру Ефимова обиделся министр финансов Великобритании Остин Чемберлен. Дело дошло до разрыва отношений между странами, в дипломатической ноте говорилось: «грубо-оскорбительная и лживая карикатура, изображающая английского министра иностранных дел, аплодирующего казни литовских коммунистов».

В годы Великой Отечественной войны Ефимов выезжал в действующую армию, он был в курсе событий на передовой и находил там сюжеты для карикатур и плакатов. Вместе с художниками Дмитрием Моором, Виктором Дени и Кукрыниксами он делал рисунки для «Окон ТАСС», наследников «Окон РОСТА».

В послевоенное время меткие и лаконичные карикатуры Ефимова служили для читателей источником образов западных политиков. «Мишенями» для карикатуриста были преимущественно США как главный оплот мирового империализма и абстрактный капиталистический мир на Западе. В рисунках было много деталей и текста: название, подпись под изображением, поясняющие надписи. Эпиграф определял повод, по которому нарисована карикатура, им могла быть цитата из произведения или высказывание известного человека, как, например, на карикатуре «Их обуздают».

За годы работы Ефимов нарисовал десятки тысяч карикатур, плакатов, иллюстраций и шаржей. Он писал в воспоминаниях, что форма карикатуры понятнее и нагляднее литературной формы, потому что рисунок «переводит факты с языка логических понятий на язык зрительных образов».

Автор: Маргарита Ковынева

Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая

Британский юмористический журнал «Панч» (Punch) издавался более 150 лет, с середины XIX столетия. В его карикатурах, как в зеркале, отразились все события британской и мировой истории. Сегодняшняя подборка карикатур, опубликованных в «Панче» с 1936 по 1945 гг. позволяет увидеть историю Второй мировой войны глазами англичан — от предпосылок глобального конфликта до его логического завершения.

Карикатуры выстроены в хронологической последовательности, с указанием даты публикации.

​«Испанские качели» (2 декабря 1936 года). Гражданская война в Испании, пролог Второй мировой, в разгаре. Слева Франко, Муссолини и Гитлер, справа республиканцы, Сталин и премьер-министр Франции Леон Блюм. Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден в раздумьях: «Возможно, это новый баланс сил, но точно не коллективная безопасность» - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Испанские качели» (2 декабря 1936 года). Гражданская война в Испании, пролог Второй мировой, в разгаре. Слева Франко, Муссолини и Гитлер, справа республиканцы, Сталин и премьер-министр Франции Леон Блюм. Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден в раздумьях: «Возможно, это новый баланс сил, но точно не коллективная безопасность» ​«Добрососедское поведение» (24 августа 1938 года). «Удивительно, как такой маленький шум может кого-то расстроить»: Гитлер наращивает забор, через который с тревогой смотрят Великобритания и Франция, в то время как его детишки бьют в барабан и дуют в трубу - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Добрососедское поведение» (24 августа 1938 года). «Удивительно, как такой маленький шум может кого-то расстроить»: Гитлер наращивает забор, через который с тревогой смотрят Великобритания и Франция, в то время как его детишки бьют в барабан и дуют в трубу ​«Новый защитник» (7 декабря 1938 года). Гитлер: «Я не могу оставаться в стороне и наблюдать, как издеваются над маленькой бедной Чехословакией». Надписи на одежде детей: «Польша», «Рутения» (современное украинское Закарпатье) и «Венгрия» - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Новый защитник» (7 декабря 1938 года). Гитлер: «Я не могу оставаться в стороне и наблюдать, как издеваются над маленькой бедной Чехословакией». Надписи на одежде детей: «Польша», «Рутения» (современное украинское Закарпатье) и «Венгрия» ​«Лиса и виноград» (5 июля 1939 года). Классическая притча про «зелен виноград» — немецкий лис облизывается на грозди с надписями «Данциг», «Венгрия», «Югославия», «Южный Тироль», «Барселона». Увы, до того, как лис начнёт есть виноград, оставалось меньше двух месяцев - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Лиса и виноград» (5 июля 1939 года). Классическая притча про «зелен виноград» — немецкий лис облизывается на грозди с надписями «Данциг», «Венгрия», «Югославия», «Южный Тироль», «Барселона». Увы, до того, как лис начнёт есть виноград, оставалось меньше двух месяцев ​«Расчётливый медведь» (12 июля 1939 года). Довольно интересная для запада карикатура: русский медведь с бумагами, озаглавленными «Англо-франко-советские переговоры», сидит в яме в зоопарке, а слева (англичане и французы) и справа (немцы) его пытаются заинтересовать подачками. Чем это закончилось — всем известно - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Расчётливый медведь» (12 июля 1939 года). Довольно интересная для запада карикатура: русский медведь с бумагами, озаглавленными «Англо-франко-советские переговоры», сидит в яме в зоопарке, а слева (англичане и французы) и справа (немцы) его пытаются заинтересовать подачками. Чем это закончилось — всем известно ​«Подозрительные друзья» (27 сентября 1939 года). Сталин и Гитлер пожимают друг другу руки, попирая карту Польши и нащупывая оружие за спиной. Сложно назвать подобные отношения дружбой — скорее, это рискованный бизнес - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Подозрительные друзья» (27 сентября 1939 года). Сталин и Гитлер пожимают друг другу руки, попирая карту Польши и нащупывая оружие за спиной. Сложно назвать подобные отношения дружбой — скорее, это рискованный бизнес ​«Старая история» (6 декабря 1939 года). «Это нестерпимая провокация: когда я хотел ограбить тебя, я обнаружил, что ты запер дверь»: Сталин ломится в дом Финляндии, в кармане книга «Ограбление как искусство» - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Старая история» (6 декабря 1939 года). «Это нестерпимая провокация: когда я хотел ограбить тебя, я обнаружил, что ты запер дверь»: Сталин ломится в дом Финляндии, в кармане книга «Ограбление как искусство» ​«Гадание по небесам» (10 июля 1940 года). «Я покорил всю Галлию. Сколько времени потребуется, чтобы завоевать всю Британию?» — «Один момент, вождь, я посмотрю знамения в небе». Гитлер в роли Цезаря и Геббельс, изображающий авгура, наблюдают, как горят немецкие бомбардировщики. На самом деле, «Битва за Британию» только начиналась - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Гадание по небесам» (10 июля 1940 года). «Я покорил всю Галлию. Сколько времени потребуется, чтобы завоевать всю Британию?» — «Один момент, вождь, я посмотрю знамения в небе». Гитлер в роли Цезаря и Геббельс, изображающий авгура, наблюдают, как горят немецкие бомбардировщики. На самом деле, «Битва за Британию» только начиналась ​«Сдавайтесь или умрите» (24 июля 1940 года). Гитлер под стенами Великобритании, оставшейся в одиночестве перед лицом врага — впрочем, флаги доминионов должны показать, что союзники есть - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Сдавайтесь или умрите» (24 июля 1940 года). Гитлер под стенами Великобритании, оставшейся в одиночестве перед лицом врага — впрочем, флаги доминионов должны показать, что союзники есть ​Британия и Геринг (31 июля 1940 года). «Я хочу, чтобы ты боялась»: невозмутимая Британия в викторианском наряде и гадкий «Толстый Герман», который собрался пугать её своими самолётиками - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая Британия и Геринг (31 июля 1940 года). «Я хочу, чтобы ты боялась»: невозмутимая Британия в викторианском наряде и гадкий «Толстый Герман», который собрался пугать её своими самолётиками ​«Репетитор» (21 августа 1940 года). Геббельс и Муссолини: «Это довольно просто! Умножаете свои достижения на 10, делите свои потери на 20 и кричите об этом так громко, как только сможете» - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Репетитор» (21 августа 1940 года). Геббельс и Муссолини: «Это довольно просто! Умножаете свои достижения на 10, делите свои потери на 20 и кричите об этом так громко, как только сможете» ​«Длинный путь» (26 ноября 1941 года). Канадский пехотинец у справочной будки: «Эй, приятель, когда они собираются устроить вечеринку для меня?» - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Длинный путь» (26 ноября 1941 года). Канадский пехотинец у справочной будки: «Эй, приятель, когда они собираются устроить вечеринку для меня?» ​«Жнец» (10 декабря 1941 года). Разозлившийся Сталин-мститель на фоне развалин русского города. Разительно отличающаяся от карикатур двухлетней давности картинка опубликована в разгар битвы за Москву - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Жнец» (10 декабря 1941 года). Разозлившийся Сталин-мститель на фоне развалин русского города. Разительно отличающаяся от карикатур двухлетней давности картинка опубликована в разгар битвы за Москву ​«Салют Мальте» (29 апреля 1942 года). Святой Георгий с мальтийским крестом на латах стоит над поверженным драконом. Весной 1942 года стало ясно, что непосредственная угроза стратегически важному «непотопляемому авианосцу Британии» миновала - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Салют Мальте» (29 апреля 1942 года). Святой Георгий с мальтийским крестом на латах стоит над поверженным драконом. Весной 1942 года стало ясно, что непосредственная угроза стратегически важному «непотопляемому авианосцу Британии» миновала ​«Битва за Нил» (9 сентября 1942 года). Карикатура, нарисованная перед самыми решающими событиями в Северной Африке в несколько странном ключе, изображает противостояние англичан и немцев в виде рыцарского поединка «тройки» и «матильды» - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Битва за Нил» (9 сентября 1942 года). Карикатура, нарисованная перед самыми решающими событиями в Северной Африке в несколько странном ключе, изображает противостояние англичан и немцев в виде рыцарского поединка «тройки» и «матильды» ​«Как, когда и где?» (16 сентября 1942 года). Карикатура, появившаяся после неудачного августовского рейда англичан на континент у Дьеппа, явно призвана подсластить пилюлю — Гитлер изображён пребывающим в замешательстве - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Как, когда и где?» (16 сентября 1942 года). Карикатура, появившаяся после неудачного августовского рейда англичан на континент у Дьеппа, явно призвана подсластить пилюлю — Гитлер изображён пребывающим в замешательстве ​«Хорошая рыбалка» (28 октября 1942 года). Британский рыбак разочарован плохим уловом рыбы — вместо трески и камбалы его улов составляют немецкие подлодки. В конце 1942 года лучшие времена для подопечных Карла Дёница, действительно, уже остались позади - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Хорошая рыбалка» (28 октября 1942 года). Британский рыбак разочарован плохим уловом рыбы — вместо трески и камбалы его улов составляют немецкие подлодки. В конце 1942 года лучшие времена для подопечных Карла Дёница, действительно, уже остались позади ​«Пустынный хорёк» (14 апреля 1943 года). Генерал Монтгомери запускает хорька с надписью «8-я Армия» в кроличью нору — видимо, сравнение Роммеля с лисом англичанам не очень нравилось. До окончательной победы Союзников в Северной Африке оставались считанные недели - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Пустынный хорёк» (14 апреля 1943 года). Генерал Монтгомери запускает хорька с надписью «8-я Армия» в кроличью нору — видимо, сравнение Роммеля с лисом англичанам не очень нравилось. До окончательной победы Союзников в Северной Африке оставались считанные недели ​«Портрет солдата» (12 мая 1943 года). «Кто этот счастливый воин? Как он отличается от себя прежнего!» Вооружённый до зубов британский пехотинец смотрит на свой портрет трёхлетней давности — тогда, потеряв в Дюнкерке всё оружие, британская армия собиралась отражать вторжение на острова буквально подручными средствами - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Портрет солдата» (12 мая 1943 года). «Кто этот счастливый воин? Как он отличается от себя прежнего!» Вооружённый до зубов британский пехотинец смотрит на свой портрет трёхлетней давности — тогда, потеряв в Дюнкерке всё оружие, британская армия собиралась отражать вторжение на острова буквально подручными средствами ​«Решение судьбы» (19 мая 1943 года). В магическом шаре Гитлер в своей резиденции «Орлиное гнездо» в Берхтесгадене видит, как Рузвельт, Черчилль и Сталин решают будущее Европы - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Решение судьбы» (19 мая 1943 года). В магическом шаре Гитлер в своей резиденции «Орлиное гнездо» в Берхтесгадене видит, как Рузвельт, Черчилль и Сталин решают будущее Европы ​«Песня Рура» (26 мая 1943 года). Рейнские русалки поют жалобные песни после того, как британские «Ланкастеры» разрушили крупные дамбы, чем вызвали обширные затопления территории и оставили без воды металлургические предприятия - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Песня Рура» (26 мая 1943 года). Рейнские русалки поют жалобные песни после того, как британские «Ланкастеры» разрушили крупные дамбы, чем вызвали обширные затопления территории и оставили без воды металлургические предприятия ​«Умелые рыболовы», или «Идеальные выходные» (18 августа 1943 года). Рузвельт, Черчилль и Сталин хвастаются своими летними уловами — на витрине чучела лосося с надписями «Сицилия», «Орёл» и «Мунда» - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Умелые рыболовы», или «Идеальные выходные» (18 августа 1943 года). Рузвельт, Черчилль и Сталин хвастаются своими летними уловами — на витрине чучела лосося с надписями «Сицилия», «Орёл» и «Мунда» ​«Нужно больше гвоздей» (3 ноября 1943 года). Сталин забивает гвозди в крышку гроба с надписью Weltmacht — «Мировое господство». В эти дни Красная армия форсировала Днепр и брала Киев - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Нужно больше гвоздей» (3 ноября 1943 года). Сталин забивает гвозди в крышку гроба с надписью Weltmacht — «Мировое господство». В эти дни Красная армия форсировала Днепр и брала Киев ​«Немезида» (12 января 1944 года). Крылатая богиня мщения с эмблемами ВВС США и Великобритании и бушующий на земле огненный смерч - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Немезида» (12 января 1944 года). Крылатая богиня мщения с эмблемами ВВС США и Великобритании и бушующий на земле огненный смерч ​«Закройщик всегда прав» (19 января 1944 года). До победы было ещё далеко, но границы послевоенной Европы уже определялись. Сталин кроит одежду заказчице-Польше: «Мы можем сделать Вам старую линию Керзона и пару вырезов в Восточной Пруссии и Силезии, но границы 1920-1939 годов не будет» - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Закройщик всегда прав» (19 января 1944 года). До победы было ещё далеко, но границы послевоенной Европы уже определялись. Сталин кроит одежду заказчице-Польше: «Мы можем сделать Вам старую линию Керзона и пару вырезов в Восточной Пруссии и Силезии, но границы 1920-1939 годов не будет» ​«Двери закрываются» (17 января 1945 года). Англичане и американцы останавливают немецкое наступление в Арденнах - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Двери закрываются» (17 января 1945 года). Англичане и американцы останавливают немецкое наступление в Арденнах ​«Покос в джунглях» (14 марта 1945 года). После победы в Европе англичанам предстояло ещё помочь американцам в боях против японцев - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая «Покос в джунглях» (14 марта 1945 года). После победы в Европе англичанам предстояло ещё помочь американцам в боях против японцев ​Англичане в Берлине (11 июля 1945 года). «Наконец-то мальчики сюда попали». Британский пехотинец времён Первой мировой, стоящий на руинах бельгийского городка Монс, радуется за потомков - Весёлые картинки Warspot: английский юмор и Вторая мировая Англичане в Берлине (11 июля 1945 года). «Наконец-то мальчики сюда попали». Британский пехотинец времён Первой мировой, стоящий на руинах бельгийского городка Монс, радуется за потомков
Западноевропейские и американские карикатуры на Гитлера 1930-х годов Предлагаем вашему вниманию подборку западноевропейских карикатур на Гитлера 1930-х годов

20 марта1935 г. худ. Дэвид Лоу
20 марта1935 г. худ. Дэвид Лоу

16 марта 1935 г., в нарушение Версальского договора был декрет о введении в Германии всеобщей воинской повинности. Этот день стал считаться днём создания Вермахта.

Гитлер выползает из спутывающего Германию ковра Версальского договора
Гитлер выползает из спутывающего Германию ковра Версальского договора

Американская карикатура от 17 января 1935 г. Гитлер освобождается от Версальского договора
Американская карикатура от 17 января 1935 г. Гитлер освобождается от Версальского договора

Французская карикатура 1935 г. Огромный Гитлер над крошечной Лигой Наций
Французская карикатура 1935 г. Огромный Гитлер над крошечной Лигой Наций

Французская карикатура 1935 г. Огромный Гитлер над крошечной Лигой Наций
11 сентября 1935 г. Сатирический жунрал Punch. Гитлер у «Академии мира для юных джентльменов»

7 декабря 1935 г. Гитлер несёт факел с надписью Нетолерантность и дискриминация
7 декабря 1935 г. Карикатура посвящена предстоящим Олимпийским играм 1936 г., которые проходили в Германии. Гитлер несёт факел с надписью «Нетолерантность и дискриминация»

Американская карикатура. 31 марта 1936 г. Гитлер блефует?
Американская карикатура. 31 марта 1936 г. Гитлер блефует?

8 июля 1936 г. худ. Дэвид Лоу. Гитлер шагает по спинам лидеров западных демократий
8 июля 1936 г. худ. Дэвид Лоу. Гитлер шагает по спинам лидеров западных демократий

8 июля 1936 г. худ. Дэвид Лоу. Гитлер шагает по спинам лидеров западных демократий
5 августа 1936 г. Гитлер откладывает ответы на «Британские вопросы».
В мае 1936 г. британский посол в Берлине Эрик Фиппс задал Гитлеру вопросы касательно того, собирается ли он сохранять текущий статус-кво в Европе. На эти вопросы Гитлер так и не ответил.

Французская карикатура 1936 г
Французская карикатура 1936 г

19 ноября 1937 г. худ. Дэвид Лоу. Выставка германский охотничьих трофеев. Самый большой - нарушенный Версальский договор
19 ноября 1937 г. худ. Дэвид Лоу. Выставка германский охотничьих трофеев. Самый большой — нарушенный Версальский договор

15 марта 1938 г.
15 марта 1938 г.
В ночь с 11 на 12 марта 1938 года германские войска, заранее сосредоточенные на границе в соответствии с планом «Отто», вошли на территорию Австрии. 13 марта в 19 часов Гитлер торжественно въехал в Вену в сопровождении шефа Верховного главнокомандования вооружёнными силами Германии (ОКВ) Вильгельма Кейтеля. В тот же день был опубликован закон «О воссоединении Австрии с Германской империей», согласно которому Австрия объявлялась «одной из земель Германской империи» и отныне стала называться «Остмарк». 10 апреля в Германии и Австрии состоялся плебисцит об аншлюсе. По официальным данным, в Германии за аншлюс проголосовало 99,08 % жителей, в Австрии — 99,75 %.

июль 1938 г. худ. Дэвид Лоу
июль 1938 г. худ. Дэвид Лоу
Художник изобразил лорда Ренсимена, которого Чемберлен послал в Чехию во время первого Судетского кризиса, в виде моста для немецкого вторжения в Судеты. Следуя политике «умиротворения», Ренсимен встал в ходе посредничества на сторону нацистов и поддержал требование генлейновцев об автономии Судетской области. Оказав давление на правительство Чехословакии, 7 сентября 1938 года Ренсимен вынудил Прагу принять план создания на территории Чехословакии немецких и венгерских автономных районов.
Данная карикатура не была опубликована.

Американская карикатура от 1 сентября 1938 г. Британский лев наблюдает за Гитлером
Американская карикатура от 1 сентября 1938 г. Британский лев наблюдает за Гитлером

9 сентября 1938 г. худ. Дэвид Лоу
9 сентября 1938 г. худ. Дэвид Лоу

Октябрь 1938 г. худ. Дэвид Лоу. Гитлер в виде Санта-Клауса собирает в свой мешок с надписью Германия превыше всего маленькие страны.
Октябрь 1938 г. худ. Дэвид Лоу. Гитлер в виде Санта-Клауса собирает в свой мешок с надписью «Германия превыше всего» маленькие страны.

Германия в виде Гитлера поглощает Чехословакию
Германия в виде Гитлера поглощает Чехословакию

16 марта 1939 г.
16 марта 1939 г.
14 марта 1939 года Гитлер вызвал чехословацкого президента Эмиля Гаху в Берлин и предложил ему принять германский протекторат. Гаха согласился на это, и германская армия вошла в страну практически без какого-либо сопротивления.

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов

Вы думаете, что война и юмор вещи не совместимые? Посмотрите, как это делали КуКрыНиксы! Именно сатира и карикатуры давали народу веру в победу. Во время войны КуКрыНикСы работали больше прежнего. Они рисовали листовки, плакаты, карикатуры в журналы. Вот что значит 6 рук! Они успевали всё! Их листовки сопровождали наших солдат всю войну и дошли до самого Берлина. Более того, до Берлина дошли и сами художники. Они видели войну не из окон своей мастерской, а сами ездили по местам, где только что были немцы.

В самые первые дни войны политуправление Красной Армии вызвало к себе Кукрыниксов и предложило работать над антифашистскими листовками, которые должны были забрасываться в тылы противника. КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки… Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед, и так по кругу. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии, и в срок исполняли все поручения. Они были в курсе всех происходящих событий, ходили на заседания ЦК партии, получали письма от солдат с описанием боев.

Первая наша победа произошла под Москвой в декабре 1941 года. В честь этого вышла карикатура «Клещи в клещи», её напечатали во всех газетах, и вышел огромный плакат.

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 1

А помните нашу отважную комсомолку Зою Космодемьянскую, которая возглавила отряд партизан? Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Когда КуКрыНикСы узнали о ней, они немедленно поехали в деревню Петрищево, где она была повешена немцами. Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». Таней себя назвала сама Зоя, это имя она выбрала в память русской революционерки, казнённой во время Гражданской войны, Татьяны Соломахи. Куприянов, Крылов и Соколов прошли по всем кровавым тропам, по которым ходила Зоя, общались с местными жителями, слушали жуткие истории о том, как её пытали, рисовали эскизы к картине. Уже в Москве написали полную картину «Таня».

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 2

А весной 1942 года коллективу присудили гос. премию за достижения в области искусства за 1941 год. Объяснившись с писателями Самуилом Маршаком и Сергеем Михалковым, которые тоже получили премии, они отдали всю премию на постройку непобедимого танка «Беспощадный». А на башне танка нарисовали карикатуру, Михалков написал на танке стих. В течение всей войны этот танк был их общим ребёнком, о которым они заботились, ремонтировали за свой счёт!

Художники КуКрыНиксы и С. Маршак на фоне своего танка.

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 3

Экипаж танка «Беспощадный»

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 4

Художники ездили в Киев, Новгород, Сталинград. По дороге заезжали в разгромленные города, села. Несколько раз попадали под обстрелы немцев. Встречались и рисовали наших героев, делали наброски и во всех городах встречали свои листовки и плакаты.

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 5

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 6

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 7

Как только прорвали кольцо блокадного Ленинграда, КуКрыНикСы сразу же направились туда. Ленинград было не узнать…

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 8

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 9

В январе 1945 года в Финляндию была направлена делегация деятелей Советской культуры, КуКрыНикСы были среди них. Они должны были ознакомить Финляндию с достижениями СССР в разных областях. КуКрыНикСы организовали выставку, где представили свои карикатуры и плакаты.

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 10

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 11

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 12

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 13

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 14

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 15

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 16

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 17

А уже в мае 1945 года КуКрыНикСы летят в Берлин за материалами для картины о капитуляции фашистской Германии. Они побывали в Рейхстаге, в канцелярии Гитлера. Позже вышла знаменитая картина «Конец» о последнем дне Гитлера и его свиты.

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 18

В Берлине они встретились с Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым, который находился в Германии при подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Они его не просто увидели на одной из конференций, а подошли и познакомились, попросили его позировать для них. Жуков назначил встречу. КуКрыНикСы пришли к нему в назначенное время со своими папками и сделали наброски. Через год сам Жуков приехал к ним в мастерскую, посмотреть что получилось. Он был в восторге!

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 19

Эта статья является продолжением статьи о работе КуКрыНиксов в мирное время, почитать ее можно здесь https://www.livemaster.ru/topic/2191021-kukryniksov-na-vas-netu-ili-interesnyj-kollektiv-hudozhnikov-karikaturistov
А про то, как КуКрыНикСы ездили рисовать на Нюрнбергский процесс, где судили нацистов, будет следующая статья.

КуКрыНиксы. Война, юмор и личный танк художников-карикатуристов, фото № 20

Карикатуры Гитлера


Справочная информация: Это необычная книга, которая могла быть опубликована только в начале нацистского периода. У этого есть большое разнообразие нелестных мультфильмов об Адольфе Гитлере, с комментариями, объясняющими, насколько они были ложными свет успеха Гитлера. Нацисты были в приподнятом настроении и получали удовольствие оглядываясь на оскорбления, которые они перенесли (и одержали победу).Когда Гитлер был признан всемогущим диктатором, такая книга было бы поощрение критических взглядов. Позднее издание книга со свежими мультфильмами вышла позже в 1933 году. И окончательное издание, без новых мультфильмов, появившихся в 1938 году. Интересно, что Эрнст Ханфстенгл, редактор, с тех пор сбежавший из страны, и его имя было удалено. Он был ранний, образованный в Гарварде сторонник Гитлера.

Книги мультфильмов после 1933 года почти не упоминали Гитлера.Например, Mit Эрнста Герберта Лемана Stift und Gift. Zeitgeschehen in der Karikatur (Берлин: Карл Стивенсон Верлаг, 1939) содержал много карикатур на карикатуры иностранные лидеры, но не было никаких фотографий Гитлера вообще. Брошюра под названием Unser аллергик Гитлер , опубликовано Министерством пропаганды в 1940 году, в том числе несколько Гитлер карикатуры, хотя это было нацелено на жителей частей Франции включены в Германию.

Книга была популярной. Копия, с которой я работаю, принесла Всего в печати до 40000. Всего около 75 мультфильмов. в книге. Я привожу здесь те, которые я нахожу наиболее интересными.

Сразу после войны в оккупированной советской зоне была издана брошюра под названием « Гитлер, в том числе и Вельт са ». На нем напечатано около десятка мультфильмов, несколько этой книги, но с другой целью. Там говорилось: «Немцы! Когда вы посмотрите на эти мультфильмы, вы поймете, почему было уничтожено государство Гитлера! »

Источник: Эрнст Ханфстенгл, Гитлер ин дер Карикатур дер Волдырь.Tat gegen Tinte (Берлин: Verlag Braune Bücher Carl Rentsch, 1933).


Гитлер в карикатуре

нацистских книг АНТИХИТЛЕРСКИЕ КАРИКАТУРЫ В МИРЕ anti-Hitler, anti-Nazi  cartoon Hitler in der Karikatur der Welt - Tat gegen Tinte (Worldwide Caricatures of Hitler - Action Against Ink)

Hitler in der Karikatur der Welt — Tat gegen Tinte (Всемирные карикатуры на Гитлера — действие против чернил ) — редкая книга Третьего рейха, которая, согласно обложке, была одобрена самим фюрером . На обложке изображен Гитлер со скрещенными руками и улыбкой на лице, смотрящим на карикатуристов, которые пытались его очернить.

WILHELM II and Hitler Native American Hitler and swastika tepee Hitler swastika interior design the American Press on Hitler Stahlhelm Treaty of Versailles Hans Jude

Эта широко иллюстрированная нацистская книга содержит очень нелестные карикатуры на Адольфа Гитлера из публикаций в Великобритании, США, Голландии, Франции, Советском Союзе, Кубе, Египте, Турции, Португалии, Испании и других странах внутри и за пределами Европы. В немецкой прессе есть даже антигитлеровские карикатуры, датируемые до января 1933 года, когда к власти были избраны Гитлер и национал-социалисты.

Это Первое издание Volksausgabe или Народное издание 1938 года, мягкая обложка 7-1 / 4 x 9-7 / 8 дюймов, 158 страниц, опубликованная Verlag Braune Bücher в Берлине. Первоначальной датой авторского права на эту книгу является 1933 год, но этот пример относится к 1938 году (окончательному) изданию Третьего рейха, тираж которого составляет всего 10 000 экземпляров, с дополнительным предисловием главы NS-Schrifttum от 20 мая 1938 года. Гитлер цитата сопровождается введением Фридриха Карла Рентша из Verlag Braune Bücher Фририха, объясняющего, почему было принято решение собрать Volksausgabe 1938 года.Он был опубликован как доказательство того, насколько ошибочным было мировое мнение о Гитлере и как его неправильно оценили почти все во всем мире. он продолжил, что в предыдущие четыре года после первой публикации Гитлера в «Karikatur der Welt » дела национал-социалистов доказали, что все карикатуры были неверными.

Каждая газета или журнал, в котором первоначально появилась конкретная карикатура, отмечается вместе с датой публикации.Оригинальные комментарии на иностранных языках к каждой из карикатур переведены на немецкий язык, и все карикатуры сопровождаются объяснением национал-социалистов о реальном событии.

Каждая газета, из которой были опубликованы карикатуры, указана в алфавитном указателе, сопровождаемом тиражами / оценками. Если издатель был евреем, то имя (-и) сопровождалось словом Иуда или Иудена .

Это первое издание 1938 года Volksausgabe от Hitler in der Karikatur der Welt , выпущенное в 1938 году, находится в очень хорошем техническом состоянии, в комплекте со своей заведомо неуловимой оригинальной суперобложкой.Фамилия первоначального владельца написана от руки вверху лицевой стороны мухи, а страница 126 содержит его рукописное и очень нелестное мнение о евреях (карандашом).

USMBOOKS.com

Изображения и весь текст, использованные на этой и на всех других веб-страницах USMBOOKS, являются собственностью USM Inc.Эти изображения и текст могут использоваться другими ТОЛЬКО ПОСЛЕ завершения официального официального лицензионного соглашения и оплаты лицензионного сбора! Таким образом, незаконно, чтобы кто-либо брал любой материал, найденный на USMBOOKS.com, и использовал его для своих собственных целей без нашего письменного разрешения, независимо от каких-либо оправданий, которые, по их мнению, он имеет для этого.
Эта редкая нацистская книга 1938 года с антигитлеровскими карикатурами ** ПРОДАНА **.

USM book # 655
• Если вы предпочитаете приоритетную доставку почты с отслеживанием USPS, добавьте $ 6.50.
• Если вы хотите приобрести настоятельно рекомендуемую, но необязательную страховку, добавьте $ 3,45.
• Мы будем рады доставить за границу за дополнительную плату. Пожалуйста, задавайте вопросы.

ОЧЕНЬ РЕДКОЕ ИЗДАНИЕ ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ 1938 ГОДА НАЦИСТСКИЕ КНИГИ С АНТИХИТЛЕРНЫМИ КАРИКАТУРАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ИЗ ГАЗЕТ И ВСЕХ МИРОВЫХ ЖУРНАЛОВ

HITLER IN DER KARIKATUR DER WELT, TAT GEGEN TINTE (МИРОВЫЕ КАРИКАТУРЫ ГИТЛЕРА — ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ ЧЕРНИЛ)

USM Rare Books & Third Reich collectibles ,
Доктор Сьюз рисует антияпонские мультфильмы во время Второй мировой войны, а затем Атонс с Хортоном слышит, кто!

До того, как Теодор Сьюз Гайзель, также известный как доктор Сьюз, убедил поколения детей в том, что в их кармане может быть просто путаница, он был главным редактором карикатуры для нью-йоркской газеты PM с 1940 по 1948 год. За время своей работы он вывел около 400 мультфильмы, которые, помимо прочего, хвалили политику ФДР, упрекали изоляционистов, таких как Чарльз Линдберг, и поддерживали гражданские права для черных и евреев.Он также решительно поддерживал военные усилия Америки.

С этой целью доктор Сьюз нарисовал много карикатур, которые на сегодняшний день являются потрясающе расистскими. Проверьте мультфильм выше. На нем изображен высокомерный Гитлер рядом с карикатурой на косых глаз японского парня. Картина на самом деле не похожа ни на одного из людей, ответственных за военные действия Японии — императора Хирохито и генерала Тодзё. Вместо этого это просто уродливое представление людей.

В борьбе за боевой дух родины американские пропагандисты изобразили Германию в совершенно ином свете, чем Япония.Германия считалась великой нацией, сошедшей с ума. Нацисты могли быть злыми, но для «хорошего немца» еще оставалось место. Япония, с другой стороны, была изображена целиком как жестокий монолит; Хирохито и парень на улице были одинаково злы. Такие размышления проложили путь к бомбардировкам ВВС США в Токио, где погибло более 100 000 мирных жителей, и к его ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. И это определенно положило начало одной из самых печальных глав американской истории 20-го века — неконституционному заключению японцев-американцев.

Сам Гейзель был воинственно настроен против японцев во время войны, и у него не было проблем с тем, чтобы собрать все население граждан США и поместить их в лагеря.

Но сейчас, когда япошки сажают свои топоры в наши черепа, нам кажется адским временем улыбаться и брезгать: «Братья!» Это довольно дряблый боевой клич. Если мы хотим победить, мы должны убить японцев, будь то депрессия Джона Хейнса Холмса или нет. Впоследствии мы можем получить паралич с теми, кто остался.

Гейзель едва ли был одинок в таких убеждениях, но он все еще смущает то, что такие уродливые карикатуры нарисованы в той же руке, что и Cat in the Hat .

В 1953 году Гейзель посетил Японию, где он встретился и поговорил с ее людьми и стал свидетелем ужасных последствий бомбардировки Хиросимы. Вскоре он начал переосмысливать свою антияпонскую страсть. Поэтому он извинился только так, как мог доктор Сьюз.

Он написал детскую книгу.

Хортон слышит, кто! , опубликованная в 1954 году, рассказывает о слоне, который должен защищать пылинку, населенную маленькими крошечными людьми. Обнадеживающий, всеобъемлющий рефрен книги — «Человек — это человек, каким бы маленьким он ни был» — примерно настолько далек, насколько вы можете узнать из его позорных слов о японцах десятилетием ранее. Он даже посвятил книгу «Мой большой друг, Митсуги Накамура из Киото, Япония».

Вы можете ознакомиться с ассортиментом рисунков доктора Сьюза в целом и его карикатур на японцев в частности на Dr.Пошел на войну Архив , организованный UCSD.

через Дартмут

Информация по теме:

Частный Снафу : пропагандистские мультфильмы Второй мировой войны, созданные доктором Сьюзом, Фрэнком Капрой и Мелом Бланком

Новый архив демонстрирует раннюю работу доктора Сьюза в качестве рекламного иллюстратора и политического карикатуриста

Поддельный Боб Дилан Поет Настоящий Доктор Сьюз

Эпистемология доктора Сьюза и другие уроки философии из великих детских историй

Джонатан Кроу — писатель и режиссер из Лос-Анджелеса, чьи работы появились в Yahoo !, The Hollywood Reporter и других публикациях.Вы можете следовать за ним в @jonccrow. И загляните в его блог Veeptopus с одним новым рисунком вице-президента с осьминогом на голове каждый день.


муниципальных служащих отстранены от должности Гитлера Карикатура на французского премьер-министра Европа

Получить короткий URL

Муниципальный служащий во Франции был отстранен от должности из-за Фотомонтаж с изображением премьер-министра страны Мануэля Вальса в роли Адольфа Гитлера, сообщает французская коммерческая радиосеть RTL.

Мэр пригорода Парижа Эври Фрэнсис Чуат объявил о временном отстранении муниципального работника за фотосъемку грубых снимков премьер-министра страны Мануэля Вальса, сообщает французская коммерческая радиосеть RTL.Эври — это сообщество в Эссонне, примерно в 25 км от Парижа.

Первый фотомонтаж работника включает изображение Вальса, выглядящего как Гитлер с его печально известными усами, с надписью «Заткнись и работай!» На втором изображении Вальс пересекает дорогу перед автомобилем вместе с вопросом и серией. с вариантами ответов, пародируя экзамен по вождению.

«Мануэль Вальс пересекает дорогу перед вашей машиной: а) я не уменьшаю скорость; б) я наступаю на газ; в) я останавливаюсь, когда его голова находится под моими колесами, и я начинаю скользить; г) Я останавливаюсь и кастрирую его с помощью кусачки для ногтей; d) я делаю из него мясной фарш, — гласит заголовок фотомонтажа.

Чуат быстро выразил свое негодование по поводу фотомонтажей в интервью газете Le Parisien.

«Это не юмор, это призыв к убийству. Что касается премьер-министра в роли Гитлера, то это вне всякого понимания», — сказал он.

Ранее на этой неделе французская полиция применила слезоточивый газ против профсоюзных демонстрантов в Париже после того, как акция против национальной реформы в сфере труда стала жестокой в ​​столице Франции.

Предложенный закон о трудовой реформе подвергся широкой критике, так как это облегчит компаниям увольнение сотрудников и сокращение платежей за сверхурочную работу.

французских города были потрясены массовыми протестами с тех пор, как законопроект о трудовых реформах был подписан в конце марта; демонстранты в основном молодые и протестуют против поправок к трудовому кодексу Франции, которые могут привести к увеличению рабочего времени, в том числе к непопулярным мерам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *