«Завоеватели германцы» (6 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ В 6 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ЗАВОЕВАТЕЛИ – ГЕРМАНЦЫ

Цели урока: обучающая: познакомить учащихся с жизнью древних

германцев в 4-6 в.в. и подвести к пониманию

причин появления у них неравенства, усвоить

понятие «великое переселение народов»;

воспитательная: воспитывать у учащихся уважению к

прошлому;

развивающая: продолжить формирование умений работать с

исторической картой, историческими

источниками, давать развернутый ответ на

вопрос, умение анализировать и делать

определенные выводы.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: беседа

Учебное оборудование: карта «Великое переселение народов»; Никифоров

Д. Н. Альбом по истории культуры средних веков,

Москва,1959 год; таблица 3 «Совет старейшин

германского племени.

Оформление доски: тема урока, новые слова (Тацит, герцог, кровная месть,

народное ополчение, Великое переселение народов),

домашнее задание.

Структура урока:

1. Организационный момент. (2 минуты)

2. Проверка домашнего задания. (8 минут)

— работа по карте «Римская империя в 4-5 в.в. Падение Западной Римской

империи»

— проверка задания № 1 (страница 3) в рабочей тетради

— развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам

— устный ответ на тест

3. Изучение новой темы. (22 минуты)

— постановка задачи перед учащимися

4. Закрепление изученного на уроке.(3 минуты)

5. Итоги урока. (3 минуты)

— анализ хода урока преподавателем

— оценка знаний учащихся и их активности

6. Домашнее задание (2 минуты)

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Здравствуйте! Содитесь.

— Проверка отсутствующих в журнале.

2. Проверка домашнего задания.

работа по карте «Римская империя в 4-6 в.в. Падение Западной Римской

империи».

1. В 395 году Римская империя была разделена на два государства –

Восточную империю и Западную. Какие территории вошли в состав

Восточной империи? (Северная Африка, Испания, Галлия, Италия.)

2. Какие территории вошли в состав Западной империи? (Балканский

полуостров, полуостров Малая Азия, восточное Средиземноморье,

Египет.)

3. Какие племена римляне называли варварами? (Племена готов, гуннов,

франков, вандалов, бургундов.)

4. В 476 году Западная Римская империя пала. Назовите причины. (1.

Упадок хозяйства (рабы не были заинтересованы в результатах своего

труда), большинство крестьян было разорено. 2. Обострение классовой

борьбы (выступление рабов и крестьян). 3 Ослабление римского войска.

4 Вторжение «варваров».)

— проверка задания № 1 (страница 3) в рабочей тетради

— развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам

Карточка (вариант А)

Византия в раннесредневековой Европе была единственным стабильным

государством. Почему же в Западной Европе человек чувствовал себя

более свободным? (Именно потому, что Византия была централизованным

государством, человек чувствовал себя здесь менее свободно. Ценой

стабильности государства были большие налоги, обязанность несения

военной службы, соблюдение всех норм, установленных церковью,

строгая регламентация повседневной жизни – в одежде, еде, жилище. В

Западной же Европе в период раннего Средневековья еще сохранялись

пережитки прежних отношений – аллодиальная собственность, право, а не

обязанность, служить в ополчении, носить оружие. Человек не чувствовал

себя частью единой, большой системы, поэтому и был более свободен.)

Карточка (вариант В)

Что означало в Средние века выражение «трубить воду» и каково его

происхождение? (Сигнал к обеду подавали слуги, которые трубили в рог,

чтобы призвать гостей мыть руки. Тут же появлялись слуги с тазами и

кувшинами.)

Карточка (вариант С)

Известно, что уровень гигиены в период раннего Средневековья был

значительно ниже, чем в древности. Какие примеры можно привести,

чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение? (В древности люди

мыли свое тело несколько раз в день, в Средние века мылись в бочках и

нечасто. Бани считали нечистым местом. В эпоху Античности чистили

зубы,

в Средние века – этого не делали. В городах древности были водопроводы

и канализация. В Средние века их не существовало.

— устный ответ на тест

Вариант 1

1. Город, который стал столицей Восточной Римской империи:

а) Рим

б) Александрия

в) Антиохия

г) Константинополь

2. В Византии правителя называли:

а) царем

б) василевсом

в) королем

3. Вершины своего могущества Византия достигла в годы правления

императора:

а) Константина

б) Диоклетиана

в) Юстиниана

4. Соотнесите понятия и их определения:

1) епископ а) человек, находящийся на государственной службе

2) налог б) глава христианской общины в крупном городе

3) чиновник в) плата деньгами, продуктами, ремесленными изделиями

в пользу государства

5. Оцените утверждение: Византийцы называли свою империю

Ромейской, считали ее законной наследницей Древнего Рима.

а) верно

б) неверно

6. Восстановите последовательность событий:

а) строительство храма Святой Софии в Константинополе

б) смерть Юстиниана

в) перенос столицы Римской империи в Константинополь

7. Сборник законов, составление которого считают главным деянием

Юстиниана:

а) Библия

б) «Свод гражданского права»

в) «Илиада»

г) «Одиссея»

8. Живописное изображение Бога, Богоматери, сцен из Библии на досках:

а) мозаика

б) фреска

в) икона

9. Развитию образования в Византии способствовали:

а) рост населения

б) развитие хозяйства

в) интерес населения к наукам

г) потребность государства в хорошо обученных чиновниках

10. Соотнесите понятия и их определения:

1) василевс а) правительство с неограниченной властью

2) монах б) титул правителя в Византии

3) самиодержавец в) человек, решивший посвятить жизнь молитве и

духовным размышлениям

Вариант 2

1. Император Константин торжественно освятил новую столицу на берегу

Босфора:

а) в 313 г.

б) в 330 г.

в) в 381 г.

2. Оцените утверждение: Византийская империя пережила Западную

Римскую империю почти на тысячу лет.

а) верно

б) неверно

3. Василевс – это:

а) правительство города Константинополя

б) византийский военачальник

в) византийский император

4. Земли бывшей Римской империи наиболее успешно отвоевал император:

а) Октавиан Август

б) Юстиниан

в) Константин

5. Соотнесите понятия и их определения:

1) христианин а) правитель провинции в Римской империи

2) форум б) последователь учения Иисуса Христа

3) наместник в) главная площадь в Риме, центр политической и

культурной жизни города

6. Восстановите последовательность событий:

а) издание кодекса Юстиниана

б) принятие христианства в качестве государственной религии Римской

империи

в) основание греческой колонии Византии

7. При Юстиниане:

а) территория Византийской империи сократилась

б) столица Римской империи была перенесена в Константинополь

в) основание греческой колонии Византии

8. Изображение, выполненное из разноцветных камешек или кусочков

цветного непрозрачного стекла:

а) фреска

б) рельеф

в) мозаика

9. Государственным языком Византии в 7-8 в.в. стал:

а) латинский

б) греческий

в) арабский

10. В состав Византии не входили:

а) Малая Азия

б) Балканский полуостров

в) Пиренейский полуостров

г) Британские острова

Ключи к тесту:

Вариант 1 Вариант 2

1. г) 1.б)

2. б) 2. а)

3. в) 3. в)

4. 1.б), 2.в), 3.а) 4. б)

5. а) 5. 1.б), 2.в), 3.в)

6. в), а), б) 6. в), б), а)

7. б) 7. в)

8. в) 8. в)

9.г) 9. б)

10. 1.б), 2.в), 3.а) 10. в), г)

3. Изучение новой темы.

— постановка задачи перед учащимися

Итак, мы с вами вспомнили, что германские племена в 4-6 в.в. начали переселение со своих земель на территорию Римской империи. С этих событий в Европе начинается эпоха средневековья. Поэтому на уроке

сегодня мы выясним следующее: Как жили германцы в 4-6 в.в.?

План:

1. Занятия и быт древних германцев.

2. Появление неравенства у германцев.

3. Великое переселение народов.

1. Занятия и быт древних германцев.

1) Работа по карте и беседа (страница 20 в учебнике).

Где проживали племена древних германцев в первые века нашей эры? (Они жили на территории от Рейна до Одера и на части Скандинавского полуострова.)

2) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать пункт 1 (страницы 15-17) в учебнике.

Беседа по прочитанному:

— Какие занятия существовали у древних германцев? (Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, собирательство лесных ягод, орехов, обработка железа, глины.)

— Что продавали германцы римлянам? (Скот, кожи, меха, янтарь.)

— Что покупали у римлян германцы? ) Украшения, оружие, вина, ткани.)

— Кто жил под одной крышей в доме престарелых родителей? (Как правило, их дети со своими семьями, а также вольноотпущенники и рабы.)

— Как назывался коллектив древних германцев? (род, т.е. коллектив близких родственников, связанных общим происхождением. Несколько родов – племя. Объединение племен – племенной союз.)

2. Появление неравенства у германцев.

Рассказ учителя.

Для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

Почему появляется неравенство? Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились и орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. Деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий. Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

3. Великое переселение народов.

1) Рассказ учителя.

С конца 4 века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых пала Западная Римская империя. Главной причиной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу 6 века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту.

2) Работа по карте (страница 20 в учебнике).

— Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в 4-6 веков? (Стрелочкой)

— Где расселились германцы к началу 6 века? (Вандалы – в Северной Африке, вестготы – в Испании, остготы – в Италии, франки – в Галлии, англы и саксы – в Британии.)

— Что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать.)

4. Закрепление изученного на уроке.

Выполнить задание № 2 (страница 4) в рабочей тетради.

5. Итоги урока.

— анализ хода урока преподавателем

Отвечая на вопрос: Как жили германцы в 4-6 в.в., необходимо подчеркнуть, (обратите внимание на карту) германцы жили на территории от Рейна до Одера и на части Скандинавского полуострова. Занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, собирательством лесных ягод, орехов, обработкой железа, глины. Коллектив древних германцев назывался – род, несколько родов – племя; объединение племен – племенной союз. С начала нашей эры у германцев появляется неравенство, еще более оно усиливается, когда они начинают набеги на территорию Римской империи т. е. начинается эпоха массовых перемещений племен, в результате которой пала Западная Римская империя и к концу 6 века германцы расселились на всей территории Римской империи.

Таким образом, поставленная задача перед уроком выполнена.

— оценка знаний учащихся и их активности

Выставление оценок в журнал и в дневники.

6. Домашнее задание.

1. Прочитать на пересказ & 1 (страницы 15-20) в учебнике.

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Как появилось

неравенство у древних германцев?

3. Выполнить задание № 6 ( страницы 6-7) в рабочей тетради.

infourok.ru

План-конспект урока по истории (6 класс) по теме: Методическая разработка урока по истории на тему: «Завоеватели-германцы» для учащихся 6 классов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ В 6 «Б» КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ЗАВОЕВАТЕЛИ – ГЕРМАНЦЫ

 УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ТЮЛЬКИНОЙ Н. А.

Дата проведения: 11.09 2007.

Цели урока: обучающая: познакомить учащихся с жизнью древних

                                              германцев в 4-6 в.в. и подвести к пониманию

                                              причин появления у них неравенства, усвоить

                                              понятие «великое переселение народов»;

                       воспитательная:  воспитывать у учащихся уважению к

                                                       прошлому;

                      развивающая: продолжить формирование умений работать с

                                                 исторической картой, историческими

                                                 источниками, давать развернутый ответ на

                                                 вопрос, умение анализировать и делать

                                                 определенные выводы.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: беседа

Учебное оборудование:  карта «Великое переселение народов»; Никифоров

                                            Д. Н. Альбом по истории культуры средних веков,

                                            Москва,1959 год; таблица 3 «Совет старейшин

                                            германского племени.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                               

Оформление доски: тема урока, новые слова (Тацит, герцог, кровная месть,

                                     народное ополчение, Великое переселение народов),

                                     домашнее задание.

                         

                                           Структура урока:

1. Организационный момент. (2 минуты)

2. Проверка домашнего задания. (8 минут)

     — работа по карте «Римская империя в 4-5 в.в. Падение Западной Римской        

       империи»

     — проверка задания № 1 (страница 3) в рабочей тетради

     — развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам

     — устный ответ на тест

3. Изучение новой темы. (22 минуты)

     — постановка задачи  перед учащимися

4. Закрепление изученного на уроке.(3 минуты)

5. Итоги урока. (3 минуты)

    — анализ хода урока преподавателем

    — оценка знаний учащихся и их активности

6. Домашнее задание (2 минуты)

                                             

        Ход урока:

                                                                                         

1. Организационный момент.                                                                                                                                                                                                                                                                                          

    — Здравствуйте! Содитесь.                                                                                                  

    — Проверка отсутствующих в журнале.

2. Проверка домашнего задания.

    — работа по карте «Римская империя в 4-6 в.в. Падение Западной Римской

      империи».

    1. В 395 году Римская империя была разделена на два государства –

        Восточную империю и Западную. Какие территории вошли в состав  

        Восточной империи? (Северная Африка, Испания, Галлия, Италия.)

    2. Какие территории вошли в состав Западной империи? (Балканский

        полуостров, полуостров Малая Азия, восточное Средиземноморье,

       Египет.)

    3. Какие племена римляне называли варварами? (Племена готов, гуннов,

       франков, вандалов, бургундов.)

    4. В 476 году Западная Римская империя пала. Назовите причины. (1.

       Упадок хозяйства (рабы не были заинтересованы в результатах своего  

       труда), большинство крестьян было разорено. 2. Обострение классовой

       борьбы (выступление рабов и крестьян). 3 Ослабление римского войска.

      4 Вторжение «варваров».)

 

   — проверка задания № 1 (страница 3) в рабочей тетради

   

   — развернутые устные ответы учащихся по разноуровневым карточкам

     Карточка (вариант А)

     Византия в раннесредневековой Европе была единственным стабильным      

     государством. Почему же в Западной Европе человек чувствовал себя

     более свободным? (Именно потому, что Византия была централизованным

     государством, человек чувствовал себя здесь менее свободно. Ценой  

     стабильности государства были большие налоги, обязанность несения  

     военной службы, соблюдение всех норм, установленных церковью,

     строгая регламентация повседневной жизни – в одежде, еде, жилище. В

     Западной же Европе в период раннего Средневековья еще сохранялись

     пережитки прежних отношений – аллодиальная собственность, право, а не

     обязанность, служить в ополчении, носить оружие. Человек не чувствовал  

     себя частью единой, большой системы, поэтому и был более свободен.)

    Карточка (вариант В)

    Что означало в Средние века выражение «трубить воду» и каково его

    происхождение? (Сигнал к обеду подавали слуги, которые трубили в рог,

    чтобы призвать гостей мыть руки. Тут же появлялись слуги с тазами и

    кувшинами.)

    Карточка (вариант С)

    Известно, что уровень гигиены в период раннего Средневековья был

    значительно ниже, чем в древности. Какие примеры можно привести,  

    чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение? (В древности люди

    мыли свое тело несколько раз в день, в Средние века мылись в бочках и

    нечасто. Бани считали нечистым местом. В эпоху Античности чистили  

    зубы,

    в Средние века – этого не делали. В городах древности были водопроводы          

    и канализация. В Средние века их не существовало.

— устный ответ на тест

                                           Вариант 1

1. Город, который стал столицей Восточной Римской империи:

    а) Рим

    б) Александрия

    в) Антиохия

    г) Константинополь

2. В Византии правителя называли:

    а) царем

    б) василевсом

    в) королем

3. Вершины своего могущества Византия достигла в годы правления

    императора:

    а) Константина

    б) Диоклетиана

    в) Юстиниана

4. Соотнесите понятия и их определения:

    1) епископ     а) человек, находящийся на государственной службе

    2) налог         б) глава христианской общины в крупном городе

    3) чиновник  в) плата деньгами, продуктами, ремесленными изделиями

                               в пользу государства

5. Оцените утверждение: Византийцы называли свою империю  

    Ромейской, считали ее законной наследницей Древнего Рима.

    а) верно

    б) неверно

6. Восстановите последовательность событий:

    а) строительство храма Святой Софии в Константинополе

    б) смерть Юстиниана

    в) перенос столицы Римской империи в Константинополь

7. Сборник законов, составление которого считают главным деянием

    Юстиниана:

    а) Библия

    б) «Свод гражданского права»

    в) «Илиада»

    г) «Одиссея»

8. Живописное изображение Бога, Богоматери, сцен из Библии на досках:

    а) мозаика

    б) фреска

    в) икона

9. Развитию образования в Византии способствовали:

    а) рост населения

    б) развитие хозяйства

    в) интерес населения к наукам

    г) потребность государства в хорошо обученных чиновниках

  10. Соотнесите понятия и их определения:

    1) василевс                а) правительство с неограниченной властью

    2) монах                     б) титул правителя в Византии

    3) самиодержавец     в) человек, решивший посвятить жизнь молитве и

                 духовным размышлениям        

   

                                   Вариант 2

1. Император Константин торжественно освятил новую столицу на берегу

   Босфора:

   а) в 313 г.

   б) в 330 г.

   в) в 381 г.

2. Оцените утверждение: Византийская империя пережила Западную

    Римскую империю почти на тысячу лет.

    а) верно

    б) неверно

3. Василевс – это:

    а) правительство города Константинополя

    б) византийский военачальник

    в) византийский император

4. Земли бывшей Римской империи наиболее успешно отвоевал император:

    а) Октавиан Август

    б) Юстиниан

    в) Константин

5. Соотнесите понятия и их определения:

    1) христианин                а) правитель провинции в Римской империи

    2) форум                         б) последователь учения Иисуса Христа

    3) наместник                  в) главная площадь в Риме, центр политической и

                 культурной жизни города

6. Восстановите последовательность событий:

    а) издание кодекса Юстиниана

    б) принятие христианства в качестве государственной религии Римской

       империи

    в) основание греческой колонии Византии

7. При Юстиниане:

    а) территория Византийской империи сократилась

    б) столица Римской империи была перенесена в Константинополь

    в) основание греческой колонии Византии

8. Изображение, выполненное из разноцветных камешек или кусочков

    цветного непрозрачного стекла:

    а) фреска

    б) рельеф

    в) мозаика

9. Государственным языком Византии в 7-8 в.в. стал:

    а) латинский

    б) греческий

    в) арабский

10. В состав Византии не входили:

   а) Малая Азия

   б) Балканский полуостров

   в) Пиренейский полуостров

   г) Британские острова

                                            Ключи к тесту:

 Вариант 1                               Вариант 2

1. г)                               1.б)

2. б)                               2. а)

3. в)                               3. в)

4. 1.б), 2.в), 3.а)                               4. б)

5. а)                               5. 1.б), 2.в), 3.в)

6. в), а), б)                               6. в), б), а)

7. б)                               7. в)

8. в)                               8. в)

9.г)                               9. б)

10. 1.б), 2.в), 3.а)                              10. в), г)

   

3. Изучение новой темы.

  — постановка задачи  перед учащимися

  Итак, мы с вами вспомнили, что германские племена в 4-6 в.в. начали     переселение со своих земель на территорию Римской империи. С этих    событий в Европе начинается эпоха средневековья. Поэтому на уроке  

                  сегодня мы выясним следующее: Как жили германцы в 4-6 в.в.?

                                                     План:

                              1. Занятия и быт древних германцев.

                           2. Появление неравенства у германцев.

                                              3. Великое переселение народов.

1. Занятия и быт древних германцев.

    1) Работа по карте и беседа (страница 20 в учебнике).

Где проживали племена древних германцев в первые века нашей эры? (Они жили на территории от Рейна до Одера и на части Скандинавского полуострова.)

    2) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать пункт 1 (страницы 15-17) в учебнике.

Беседа по прочитанному:

— Какие занятия существовали у древних германцев? (Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, собирательство лесных ягод, орехов, обработка железа, глины.)

— Что продавали германцы римлянам? (Скот, кожи, меха, янтарь.)

— Что покупали у римлян германцы? ) Украшения, оружие, вина, ткани.)

— Кто жил под одной крышей в доме престарелых родителей? (Как правило, их дети со своими семьями, а также вольноотпущенники и рабы.)

— Как назывался коллектив древних германцев? (род, т.е. коллектив близких родственников, связанных общим происхождением. Несколько родов – племя. Объединение племен – племенной союз.)

2. Появление неравенства у германцев.

    Рассказ учителя.

 Для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

 Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

 Почему появляется неравенство? Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились и орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. Деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

 Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий. Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

3. Великое переселение народов.

   1) Рассказ учителя.

С конца 4 века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых пала Западная Римская империя. Главной причиной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу 6 века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту.

2) Работа по карте (страница 20 в учебнике).

    — Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в 4-6 веков? (Стрелочкой)

    — Где расселились германцы к началу 6 века? (Вандалы – в Северной Африке, вестготы – в Испании, остготы – в Италии, франки – в Галлии, англы и саксы – в Британии.)

    — Что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать.)

4. Закрепление изученного на уроке.

    Выполнить задание № 2 (страница 4) в рабочей тетради.

5. Итоги урока.

   — анализ хода урока преподавателем

  Отвечая на вопрос: Как жили германцы в 4-6 в.в., необходимо подчеркнуть,     (обратите внимание на карту) германцы жили на территории от Рейна до Одера   и на части Скандинавского полуострова. Занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, собирательством лесных ягод, орехов, обработкой железа, глины. Коллектив древних германцев назывался – род, несколько родов – племя; объединение племен – племенной союз. С начала нашей эры  у германцев появляется неравенство, еще более  оно усиливается, когда они начинают набеги на территорию Римской империи т. е. начинается эпоха массовых перемещений племен, в результате которой пала Западная Римская империя и к концу 6 века германцы расселились на всей территории Римской империи.

 Таким образом, поставленная задача перед уроком выполнена.

 — оценка знаний учащихся и их активности

 Выставление оценок в журнал и в дневники.

6. Домашнее задание.

   1. Прочитать на пересказ & 1 (страницы 15-20) в учебнике.

   2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Как появилось

       неравенство у древних германцев?

   3. Выполнить задание № 6 ( страницы 6-7) в рабочей тетради.

nsportal.ru

германцы | Школьные файлы SchoolFiles.net


Класс: 6
Предмет: история
Учитель: Еремина Е.И.
Дата проведения_________________
Тема: Завоеватели-германцы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
изучить занятия германцев в период варварского общества;
выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины;
ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств.
Основные понятия: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, род, племя, герцог, дружина.
Оборудование: карта «Европа в V-VII вв.», атлас «история Средних веков, карта №1; учебник Е.В.Агибалова / Г.М.Донской; методическое пособие Н.Ю.Колесниченко.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся по теме «Введение»
Устный опрос.
Что изучает история Средних веков?
какой период охватывает Средневековье?
По каким источникам учёные изучают историю Средних веков?
Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались?
Тест.
Изучение нового материала.
План:
1.Занятия.
2. Выделение знати.
3. КонецЗападной Римской империи (Великое переселение народов).
1. В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же на части Скандинавского полуострова. Эту территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота. Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей. Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит). Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ, которая решала свои « Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства» «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» — писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней, Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей.Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы. Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый. Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие .Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных. Германцы давно торговали с римлянами: покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожу, особенно янтарь и меха.
Как называли римляне германцев, готов, вандалов?
Варвар – грубый,жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие народы – «Вар-вар», римляне – «Бар-бар». Так появилось это название. Славяне также попали под это понятие.
Задание: самостоятельная работа с учебником: Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?»
2. Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне.
— Какие же вопросы могло решать собрание мужчин?
1) объявлять войну и заключать мир
2) выбирало военных вождей
3) разбирало споры
4) обсуждали события и законы
— Собрание мужчин судило по старинным законам. За предательство или трусость –смерть.
В начале нашей эры у германцев появилась знать ( первые люди племени) Это были старейшины родов и военные вожди племени ( ярлы, герцоги – ведущие войска) Постепенно вошло в привычку

schoolfiles.net

Западные германцы и восточные германцы. Варвары и Рим. Крушение империи

Западные германцы и восточные германцы

Во 2-м тысячелетии до н. э. германские народы жили в Южной Скандинавии, Дании и на прилегающих к ним землях между Эльбой и Одером. К востоку от них за Одером жили балты или летты — сегодня они представлены литовцами и латышами. Земли к западу от Эльбы, до Рейна, были заняты кельтами.

После 1000 года до н. э. началась двойная экспансия. Германцы между Одером и Эльбой двинулись на запад, вытесняя кельтов. Граница между кельтами и германцами переместилась на запад и к 200 году до н. э. сдвинулась вперед до Рейна и на юг до Майна. Весь этот период германцы также двигались вверх по Эльбе. Вскоре после 100 года до н. э. Южная Германия была ими занята, и они попытались наводнить Галлию. Эта волна была остановлена Юлием Цезарем.

Все народы, которые распространились по Западной Германии из своих первоначальных регионов обитания между Одером и Эльбой, мы классифицируем как западных германцев.

Другим перемещением стала миграция из Скандинавии на противоположный берег Балтики, в район между Одером и Вислой, а потом и за Вислу. Эта миграция, судя по всему, имела место позже, чем экспансия западных германцев. Признанный авторитет в этой области — Коссинна — считает, что она произошла в конце бронзового века между 600 и 300 годами до н. э.[1] К 300 году они, вероятно, продвинулись вверх по Висле до предгорий Карпат. Эти пришельцы из Скандинавии сформировали группу, которая отличалась от западных германцев как по географическому положению, так и по языку и традициям. Их мы назовем восточными германцами. Такое разделение удобно, потому что исторические роли этих двух групп германской расы были разными. Есть еще третья группа — северные германцы из Скандинавии, но они нас, на данном этапе, не интересуют.

В рассматриваемый нами период западные германцы уже практически осели, определив географические границы своей территории, а восточные германцы еще мигрировали. Нетрудно понять почему. Все древние германцы были пастухами и охотниками. До времен Юлия Цезаря у них появились зачатки сельского хозяйства. Центральная Европа почти до середины Средних веков была покрыта в основном густыми лесами и болотами. И были, конечно, территории, свободные от лесов. Именно отсутствие леса по большей части определяло места возникновения первых германских поселений. Географы могут установить положение таких остепненных (луговых) участков по остаткам степной флоры — растений, которые не могут жить ни в лесах, ни на обрабатываемых землях, а также по останкам животных, характерных для степей. Такие земли — равнина верхнего Рейна и восточная часть Гарца.

Когда люди оседают в подобном районе, они могут жить, как правило, в мире и довольстве, и спокойно пасут скот до тех пор, пока их численность не увеличивается слишком сильно. Тогда пастбищ, окруженных лесами, становится недостаточно, возникает продовольственная проблема. У нее было три возможных решения: люди могли начать заниматься земледелием, которое обеспечило бы продовольствием большее население; они могли расширить пастбища, вырубив лес; или ликвидировать избыток населения путем миграций. Именно к третьему варианту они регулярно и прибегали. Остальные два решения противоречили их (германцев. — Ред.) природе и инстинктам. Часть людей отделялась и мигрировала до тех пор, пока не находила новую территорию, пригодную для жизни. Это, разумеется, означало начало войн и завоеваний. Процесс шел за счет кельтов (и других, более продвинувшихся в своем развитии индоевропейских племен. — Ред.) до тех пор, пока центральная часть Европы не стала полностью германизированной. Понятно, что затем они могли двигаться на запад или на юг, но здесь им воспрепятствовала Римская империя. Таким образом, западные германцы, не имея пространства для дальнейшей экспансии — на востоке их удерживали собственные сородичи, а на западе и юге — Римская империя, были вынуждены искать другое решение продовольственной проблемы. Волей-неволей им пришлось возделывать землю. Есть прямые свидетельства этой важной перемены их обычаев. Цезарь описал германцев как главным образом пастушеский народ: они действительно возделывали землю, но немного. Спустя примерно сто пятьдесят лет Тацит описал их как земледельцев. Эта трансформация из преимущественно пастушеского государства в земледельческое произошла в течение века после того, как географическая экспансия германцев была остановлена Римом. Этот период был критической стадией их развития. Однако необходимо помнить, что все это относится к западным германцам: описание Цезаря и Тацита относится именно к ним. Восточные германцы за Эльбой находились в другом положении. Они не были таким же образом ограничены. Их соседями на востоке и на юге были варвары — славяне и другие племена, — которые не препятствовали их передвижениям[2]. Так что у восточных германцев не было никаких причин отказываться от пастушеской и кочевой жизни.

Теперь вы понимаете, что во II веке н. э. восточные и западные германцы различались не только по географическому положению. Они находились на разных ступенях развития цивилизации. Западные германцы начали заниматься земледелием и приобрели оседлые привычки, которые стимулирует это занятие. Восточные германцы оставались пастухами, вели кочевую жизнь и находились на стадии, от которой западные германцы начали свое развитие двумя веками раньше.

Я могу проиллюстрировать это также, сославшись на различную интерпретацию свидетельства, которое привел доктор Феликс Дан, посвятивший свою жизнь и многочисленные труды ранней германской истории[3]. Он начинает с великого перехода от кочевой жизни германцев во времена Цезаря, когда они зависели главным образом от пастбищ и охоты, к относительно оседлой жизни, в которой преобладало земледелие — в соответствии с описанием Тацита. Используя этот факт как неосновную предпосылку, он формулирует общее правило: когда имеет место переход от кочевой к оседлой жизни, рост населения является естественным следствием. Поэтому численность германцев начала увеличиваться. Такое увеличение, утверждает он, начнет сказываться только через четыре или пять поколений после того, как люди начали вести оседлую жизнь, иными словами, через 120–150 лет. Если мы посчитаем 20–30 годы н. э. серединой периода, разделяющего Юлия Цезаря и Тацита, тогда через 120–150 лет наступают 140–180 годы, иными словами, то самое время, когда началась миграция восточных германцев. Он делает вывод, что рост населения, вызванный переходом от пастушеской жизни к обработке земли, был причиной миграций и экспансии германцев, которые начались во II веке н. э.

Нетрудно заметить ошибку в этих рассуждениях. Доктор Дан применяет к германцам в целом и к восточным германцам в частности свидетельство Тацита, которое справедливо только применительно к западным германцам, которых римляне имели возможность наблюдать. Тацит говорит только о западных германцах; о германских народах, живших за Эльбой, римляне не знали почти ничего — разве только название и географическое положение некоторых. Таким образом, доктор Дан не помогает нам продвинуться дальше. Рост населения, который означал возникновение продовольственной проблемы, был движущей силой во всем процессе германской экспансии начиная с доисторических времен, и он был, несомненно, главной причиной миграции, которая началась во II веке н. э. Но новые земледельческие традиции западных германцев не имели к этому никакого отношения.

Прежде чем разобраться с этой миграцией, которая была перемещением восточных германцев, следует сказать еще несколько слов о западных германцах. Старые названия западногерманских народов, живших между Эльбой и Рейном, сохранены у Тацита и в других записях ранней истории империи. Но позже, а мы собираемся говорить именно о более поздних временах, эти названия почти полностью исчезли. Мы больше не говорим о таких племенах, как тенктеры, херуски и хатты, а только об алеманнах, франках, саксах и тюрингах. Причина этой перемены заключается в том, что с конца II века Западная Германия была переформирована процессами объединения и слияния групп небольших народов в более крупные единицы. Так, алеманны были племенным союзом, сформировавшимся из свевских и других племен, живших в верховьях Рейна. Таким же образом, народы, жившие в низовьях Рейна, образовали свободный конгломерат племен под общим названием франки. Название франк — «свободный», вероятно, было дано в отличие от соседних народов в провинции Нижняя Германия, которые были подчинены Риму. Между Везером и Эльбой и в глубь территории от гор Гарц другая группа племен объединилась под названием саксы. Племена, давшие название всей конфедерации, пришли из-за устья Эльбы, возле перешейка Кимврского полуострова (греко-римские географы, в частности Страбон, называли п-ов Ютландия. Отсюда пришло племя кимвров (германское, хотя многие считают, что, скорее, кельтское), которое в конце II в. до н. э. двинулось на юг, в Норик (тогда еще не римскую провинцию, а царство кельтского племени таврисков). Здесь у столицы царства Нореи (совр. Клагенфурт) кимвры в 113 г. до н. э. нанесли поражение римлянам. После этого кимвры, объединившись с племенами гельветов (кельты) и тевтонов (германцы) двинулись в Галлию, где нанесли римлянам ряд поражений — в 109 г. до н. э. и, особенно, в 105 г. до н. э. при Араузионе (где пало до 120 000 римлян и их союзников). Италию и Рим тогда спасло то, что «варвары» направились в Испанию. В 103 г. до н. э. кимвры снова двинулись на Рим, но в 101 г. до н. э. были разгромлены при Верцеллах в Северной Италии (за год до этого, в 102 г. до н. э. были разбиты тевтоны — при Аквах Секстиевых). — Ред.).

Мы считаем их западными германцами. Но среди западных германцев они являлись исключением, благодаря продолжительности миграций. Саксы были отделены от франков вклинившимися фризами. Южнее саксов жили тюринги, в основном представлявшие древних хермундури.

Иногда задают вопрос, были ли эти племена действительно объединены в некую конфедерацию? Этот факт вроде бы доказывает текст Аммиана Марцеллина, который, говоря об алеманнах, ссылается на pactum vicissitudinis reddendae. Они должны были оказывать взаимную помощь. Можем ли мы обнаружить причины этого сближения? Этого центростремительного движения? Земледелие, вероятнее всего, оказалось не вполне удовлетворительным решением вопроса народонаселения, особенно если в условиях оседлости численность людей растет быстрее. Поэтому люди были вынуждены увеличивать свой регион обитания за счет окружающего леса. Представьте себе Германию состоящей из маленьких территорий, каждая из которых окружена кольцом непроходимых первобытных лесов. Таким образом, племена были отделены друг от друга и защищены друг от друга лесами, одновременно являвшимися охотничьими угодьями. В центральной части территории располагались сельскохозяйственные наделы вольных людей, вокруг них находились общие пастбища, окаймленные кольцом лесов. Что же происходило, когда численность населения увеличивалась? Для отдельных наделов требовалось больше земли, и возникала необходимость занимать часть пастбищ. Но размеры пастбищ нельзя было сокращать с ростом населения, а значит, требовалось отнимать территорию у леса. В результате плотные лесные кольца, изолировавшие каждое «государство» от соседей более эффективно, чем море разъединяет острова, стали всего лишь узкими рубежами, «государства» стали ближе друг к другу, что способствовало развитию племенных союзов. Этот процесс консолидации, вероятно, благоприятствовал развитию института королевской власти.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Германцы – люди войны (гер ман). Этимология этнонима

Германцы в истории западной цивилизации появляются во времена завоеваний Юлия Цезаря в Европе. Единого мнения о происхождении этнонима германцев нет. В этой статье предлагаю рассмотреть интересную гипотезу, которая предлагает объяснение происхождения названия этой большой группы варварских (для Рима) племен.

По данным современной науки, племена, которые считаются германцами были индоевропейцами по языку и по генетике мужской линии (гаплогруппа R1b). Эти данные дают нам основание полагать, что самоназвание «германцы» (это слово не римское) имеет индоевропейское происхождение.

Сразу угадывается слово «ман», которое присутствует в большинстве индоевропейских языков и означает человека, мужа, мужчину.

В санскрите – древнейшем из сохранившихся индоевропейских языков человек обозначается словом «пуруша». Это слово также присутствует практически во всех современных индоевропейских языках и звучит почти одинаково в форме «персона». Слова «Персия» и «перс» звучат во всех языках сходно и родственны слову «пуруша». Но нас интересует не это слово.

В Хинди – современном индийском языке присутствует слово «мануш», которое означает мужа, мужчину. На древнеиндийском слово «мануш» (manuṣa) означает человека или мужа. Родство слов «мануш» и «ман» не имеет сомнений. Последнее слово присутствует в большинстве языков Центральной, Западной и Северной Европы. В некоторых языках вышло на первый план слово «хомо» в значении «человек» это произошло под римским влиянием после Юлия Цезаря. Это слово латинское. Но до Юлия Цезаря, видимо, европейские варвары использовали слово «ман».

Одну часть мы определили – это слово «ман» в значении «человек», «мужчина». Теперь осталось определить часть «гер». В большинстве европейских языков словом «гер» обозначается война. Это слово родственно санскритскому «бхара» и русскому «бой», «война».

Звучание слов война, человек, муж, мужчина в современных индоевропейских языках

ЯзыкВойна, бойЧеловек, муж, мужчина
Санскритбхара (bhara)пуруша
Хиндийодамануш (manuṣa)
Французскийгер (guerre)хоме, персоне
Английскийвор (war)ман, хьюман
Португальскийгерра (guerra)хоми (homem)
Испанскийгера (guerra)хомбре, персонас
Итальянскийгуэра (guerra)уомо (uomo), персоне
Немецкийкриг (krieg)ман (Mann), перзон
Норвежскийкриген (krigen)ман (mann)
Шведскийкриг (krig)мэнихор (människor), ман
Датскийкриг (krig)менска, мэн (mand),
НидерландскийОрлох (oorlog)менсе (mensen), ман (man)
ЛитовскийkarasŽmonės, vyras
ЛатышскийkaršCilvēki, vīrs, vīrietis

Однако в некоторых современных европейских языках, в том числе в немецком, норвежском, шведском и датском для войны используется слово «криг». Когда это слово стало использоваться, почему, откуда и как оно сформировалось – не известно. Можно предположить, что это слово имеет одного предка с русским словом «крик», которое имеет созвучный аналог в славянских языках, греческом и других индоевропейских языках. Когда воины идут в атаку – они обычно кричат. Возможно слово «криг» стало употребляться уже после возникновения самоназвания «германцы».

Таким образом, если гипотеза верна, то слово «германцы» имело для европейцев современников Юлия Цезаря значение «люди войны» или «воины». Косвенно это подтверждается описанием германцев античными авторами как крайне воинственных племен. По описаниям античных авторов, когда римские легионеры заставали племя германцев в лесу врасплох, женщины хватали мечи павших мужей и бились в бою наравне с мужчинами. Истинные кшатрийки!

Развитие этой гипотезы может дать пищу для новых интересных гипотез. В индоевропейских обществах существовало разделение общественного труда между варнами. Войной и государственным управлением занималась варна кшатриев. Возможно, под самоназванием «германцы» имелись в виду большие мобильные группы, которые состояли в основном из кшатриев. Их целью было продвижение на запад — освоение Европы. За ними шли вайшьи, которые составляли большинство народа. По одной из самых основательных теорий распространения индоевропейцев считается, что в Европу арии пришли с востока.

Тогда становится понятно, почему словене пригласили с запада германца Рюрика: вайшьи пригласили раджу (рейх) с его кшатриями навести порядок на территории племен словен. И, возможно, организовал это брахман Гостомысл.

Если германцы первоначально были группами кшатриев-завоевателей, то становится понятным агрессивный характер Европейской цивилизации. С момента появления германцев в истории Запада они вели жестокие войны. Германцы готы (вестготы и остготы) воевали по всей Европе. Германцы рушили Рим. Германцы франки завоевывали то, что оставалось от римской империи на Севере. Именно германцы франки создали Священню Римскую империю германской нации. У франков война зовётся «гер». Еще севернее купались в крови германцы англы и саксы. С определенного исторического времени германцы развернулись и пошли на восток, но там им приходилось воевать со своими родственниками R1a (более старая, чем R1b, индоевропейская гаплогруппа), которые не были такими воинственными, но не уступали германцам в воинском искусстве, а иногда даже превосходили. Пиратская деятельность германцев норманов и викингов широко и печально известна. Крестовые походы и разграбление Византии –германских рук дело. Завоевание Западной Африки, Индийского океана, Вест-Индии, Китая и Америки. Всё это сопровождалось войной и жестокостями.

Для варны кшатриев в обществе всегда существовало послабление, так как их деятельность связана с общественной пользой и риском для жизни. Поэтому кшатрии могли быть вспыльчивыми, иногда даже жестокими и на это общество смотрело снисходительно. Но эта деструктивная энергия всегда уравновешивалась сильным влиянием брахманов, которые уравновешивали буйство воинов. Но встаёт вопрос, почему брахманы позволили так отбиться от рук кшатриям в Европе, а потом и по всему миру? И это вопрос отдельного исследования.

historiosophy.ru

Германцы — быт | Народы мира

Они были могучей и страшной силой на краю цивилизованного мира, кровожадные воины, бросившие вызов римским легионам и терроризировавшие население Европы. Они были ВАРВАРАМИ! И сегодня это слово является синонимом жестокости, ужаса и хаоса… Суровая природа, изнурительная борьба за выживание создали из человека варвара. Первые сообщения о варварских народах на далеком севере Европы стали доходить до Средиземноморья в конце VI и V вв. до н. э. В это же время начинают встречаться отдельные упоминания о народах, которые позже были признаны германскими.

Как народ германцев стали выделять в I в. до н. э. из индоевропейских племен, осевших в Ютландии, нижней Эльбе и юге Скандинавии. Они занимали территорию от Рейна до Вислы, Балтийского и Северного морей до Дуная, нынешние: Германия, северная Австрия, Польша, Швейцария, Голландия, Бельгия, Дания и юг Швеции. Родина древних германцев, от которых ведут свое происхождение некоторые народы Европы, была мрачной и неприветливой. За Рейном и Дунаем простирались малозаселенные земли, поросшие дремучими, непроходимыми лесами с непролазными болотами. Огромные густые боры тянулись на сотни верст: Герцинский лес начинался от Рейна и расстилался на восток. Пасти скот и сеять ячмень, просо или овес можно было лишь на прибрежных лугах.

Древние германцы были в то время дикарями. Живя с незапамятных времен среди лесов и болот, они охотились, пасли прирученных животных собирали плоды диких растений, и только во второй половине I века до н. э. начали заниматься земледелием. Его развитию мешали леса и болота, обступавшие со всех сторон поля, и недостаток железа, без которого нельзя было вырубать лес и изготовлять орудия для лучшей обработки почвы. Землю обрабатывали деревянными орудиями, так как железо использовалось только для изготовления оружия. Деревянный плуг едва поднимал верхний слой земли. Для начала выжигали лес и получали удобрение от пепла. Сеяли в основном только яровые хлеба, овес и ячмень; позднее появилась рожь. Когда почва истощалась, всем приходилось покидать свои жилища, передвигаться на новое место. Целые племена постоянно снимались с места: поднявшиеся теснили соседей, истребляли их, захватывали их запасы, обращали более слабых в своих крепостных. Тацит писал: Они считают постыдным приобретать потом то, что можно завоевать кровью!. Повозки, прикрытые кожами животных, служили им для жилья и для перевозки женщин, детей и скудной домашней утвари; скот они также вели с собой. Мужчины, вооруженные и в боевом порядке, были готовы преодолевать всякое сопротивление и защищаться от нападений; военный поход днем, ночью военный лагерь в укреплении, сооруженном из повозок. Германцы были кочевыми земледельцами и бродячим войском.

Селились германцы на полянах, опушках леса, близ рек, ручьев маленькими племенами. Примыкавшие к деревне поля, леса и луга принадлежали всей общине. Разбросанные в причудливом беспорядке хижины германцев представляли собой их поселения, в каждом из которых было только два-три хозяйства, состоящих из длинных домов. В одном конце такого дома – очаг и жилье, в другом – скот и запасы. Германия «скотом изобильна, но он большей частью малорослый; даже рабочий скот не имеет внушительного вида и не может похвастаться рогами». Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В каждом доме жили семьи родичей.

Дома представляли собой мазанки с использованием бревен, крышу покрывали соломой, пол был глиняным или земляным. Жили они еще в землянках, которые накрывали сверху для тепла навозом, это простое жилище, поставленное над выкопанной в земле неглубокой ямой. Надстройка могла состоять из наклонных балок, привязанных к коньковому брусу, которые образовывали остроконечную крышу. Крышу поддерживали ряд кольев или веток, наклоненных к краю ямы. На этой основе ставились стены из досок или строилась мазанка.

Такие хижины зачастую использовались как кузницы, гончарные или ткацкие мастерские, пекарни и тому подобное, но в то же время они могли служить и жилищами на зиму и для хранения съестных припас. Иногда строили жалкие избушки, которые были гак легки, что их можно было возить за собой. В Швеции и Ютландии из-за недостатка леса в строительстве чаще употребляли камень и торф, крыша состояла из слоя тонких прутьев, покрытых соломой, которая, в свою очередь, покрыта слоем вереска и торфа.

Домашнюю посуду и принадлежности для готовки и хранения еды делали из керамики, бронзы, железа и из дерева. Огромное разнообразие блюд, чашек, подносов. ложек говорит о том, каким важным материалом в германском доме было дерево.

В питании основную роль играло зерно, особенно ячмень и пшеница, а также разные другие злаки. Помимо культурных зерновых, собирали и ели дикорастущие злаки, видимо с тех же полей. Обед состоял в основном из сваренной на воде каши из ячменя, льняного семени и горца, наряду с семенами других сорняков, которые обычно растут на полях. Мясо также было частью питания древних германцев, присутствие железных вертелов в некоторых поселениях заставляет предполагать, что мясо запекали или жарили, нередко ели в сыром виде, потому, что в лесу трудно было развести огонь. Питались дичью, яйцами диких птиц, молоком своих стад. О присутствии сыра говорят обнаруженные в поселениях прессы для сыра. В Дальсхее охотились на тюленей – видимо, как ради мяса и жира, так и ради тюленьей кожи. Как на островах Скандинавии, так и на большой земле было распространено рыболовство. Среди диких плодов Германии отмечаются яблоки, сливы, груши и, возможно, вишня. Ягоды и орехи встречались в изобилии.

Как и другие народы древней Европы, германцы высоко ценили соль, особенно за то, что она помогала сохранять мясо. Из-за соляных источников у них обыкновенно шла ожесточенная борьба. Соль добывали самым грубым способом: над огнем косо ставили древесные стволы и на них сливали соляную воду: оседавшую на дереве соль соскабливали с углем и золой и примешивали в еду. Люди, которые жили у морского побережья или вблизи его, часто получали соль, выпаривая морскую воду в керамических сосудах.

Любимым напитком германцев было пиво. Пиво варили из ячменя и, возможно, приправляли ароматными травами. Были найдены бронзовые сосуды со следами напитка, сброженного на диких ягодах нескольких видов. Видимо, это было что-то вроде крепкого плодово-ягодного вина.

Наиболее тесными связями в обществе древних германцев были связи родственные. Безопасность отдельного человека зависела от его рода. Земледелие, охота и защита скота от дикого зверя были не по силам отдельной семье, да и целому роду. Роды объединялись в племя. Все люди в племени были равны Тем, кто попал в беду, помогал весь род, кто хорошо поохотился, обязан был делиться добычей с родственниками. Имущественное равенство, отсутствие бедных и богатых создают необычайную сплоченность всех членов германского племени.

Во главе рода стояли старейшины. Каждую весну старейшины делили вновь занятые племенем поля между большими родами, а каждый из родов сообща трудился на отведенной ему земле и поровну делил урожай между сородичами. Старейшины вершили суд и обсуждали хозяйственные вопросы.

Самые важные вопросы решались на народных собраниях. Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племен. Германцы собирали его в полнолуние и в новолуние, т.к. верили, что это счастливые дни. Собрание происходило обычно в полночь. На опушке леса, озаренной лунным светом, широким кругом рассаживались члены племени. Блики лунного света отражались на остриях копий, с которыми германцы не расставались. В середине круга, образованного собравшимися, группировались «первые люди». Мнение совета знати и народного собрания имело больший вес, чем авторитет вождя.

Охота и военные упражнения были главным занятием мужчин, все германцы отличались исключительной силой и отвагой. Но основным занятием оставалось военное дело. Особое место в древнегерманском обществе занимали военные дружины. У древних германцев не было ни классов, ни государства. Лишь во время опасности, когда небольшим, разобщенным племенам грозило завоевание, либо тогда, когда они сами готовились к набегу на чужие земли, избирался общий вождь, возглавлявший боевые силы объединившихся племен. Но, едва заканчивалась война, выборный вождь добровольно оставлял свой пост. Немедленно распадалась и временная связь между племенами. Другие племена имели обычай выбирать вождей на всю жизнь: это были конунги, короли. Обыкновенно конунгом выбирали на народном собрании самого храброго и умного из определенной семьи, которая стала знаменита своими подвигами.

Благодаря тому, что каждый округ ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелием и “кормя себя и их», через год эти последние в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома, не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело.

В отличие от племенного ополчения, в котором дружины формировались по признаку родовой принадлежности, создать дружину мог любой свободный германец, обладающий способностями военного лидера, склонностью к риску и наживе с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Самые крепкие и молодые искали пропитания войной и разбоем. Вождь окружал себя дружиной лучших вооруженных воинов, кормил своих дружинников за своим столом, давал им оружие и боевых коней, выделял долю в военной добыче. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю. Считалось, что «выйти живым из боя, в котором пал вождь – бесчестье и позор на всю жизнь». И когда вождь вел свой отряд на войну, дружинники сражались как отдельное подразделение – отдельно от своих родов и других дружин того же племени. Они подчинялись только своему вождю, а не избранному вождю всего племени. Таким образом, в военное время рост дружин подрывал общественный порядок, поскольку воины из одного и того же клана могли служить в нескольких разных дружинах: клан терял своих самых энергичных сыновей. Соратники вождя, из которых состояла дружина, начали превращаться в особый класс – воинскую аристократию, положение которой гарантировала военная доблесть.

Постепенно дружина становилась отдельным, элитным элементом общества, привилегированной прослойкой, знатью древнегерманского племени, объединяя самых отважных людей из множества племен. Дружина становиться регулярной. “Военная доблесть” и “знатность” выступают как неотъемлемые качества дружинников.

Древний германец и его оружие составляют одно целое. Оружие германца является частью его

Оружие древних германцев

личности. Мечи и пики небольшого размера, т. к. железо у них не в избытке. При себе они имели копья, или, как сами называют их — фрамеи, с узкими и короткими наконечниками, настолько острыми и удобными в бою, что в зависимости от обстоятельств, они сражаются ими как в рукопашной схватке, так и мечут дротики, которых у каждого несколько, и они бросают их поразительно далеко.

Сила германцев больше в пехоте, их  кони  не отличаются ни красотой,  ни резвостью, поэтому и сражаются вперемешку: пешие, которых они для этого отбирают из всего войска и ставят впереди боевого порядка,  так стремительны  и  подвижны, что  не уступают в быстроте всадникам и действуют сообща с ними в конном сражении. Установлена и численность этих пеших: от каждого округа по сто человек, этим словом они между собою и называют их сотня. Германцы могли с большой легкостью, не соблюдая внешнего порядка, беспорядочными толпами или совершенно врассыпную быстро наступать или отступать по лесам и скалам. Единство тактической части сохранялось у них благодаря внутренней сплоченности, взаимному доверию и одновременным остановкам, которые производились либо инстинктивно, либо по призыву вождей.Боевой порядок они строят клиньями. Податься назад, чтобы затем снова броситься на врага,  — считается у них воинскою сметливостью,  а  не  следствием страха.  Тела погибших они уносят с поля боя  с собою. Величайший позор — оставить щит; обесчестившему себя таким поступком не дозволяется ни присутствовать при жертвоприношении, ни посещать собраний, и много таких, которые, пережив войну, петлей полагали конец своему бесславию.

Сражаются  совсем нагие или прикрытые только шкурами или легким плащом.  Лишь немногие воины имели панцирь и шлем, главным предохранительным вооружением был большой щит, сделанный из дерева или плетенки и обитый кожей, голова же была защищена кожей или мехом. Всадник довольствуется  щитом, расписанным яркой краской  и фрамеей . Во время сражения они обыкновенно издавали воинственный клич, наводивший ужас на противника.

“Особенным стимулом для их храбрости служит то, что у них не случайное скопление людей составляет эскадрон или клин, а их семейства и родственники”.  К  тому  же  их  близкие находятся  рядом  с  ними,  так что им слышны вопли женщин и плач младенцев, и для каждого эти свидетели — самое святое, что у него есть, и их похвала дороже всякой другой. К матерям, к женам несут они свои раны,  и те не страшатся считать и осматривать их, и они же доставляют им, дерущимся с неприятелем, пищу и ободрение.

Женщины не только воодушевляли воинов перед сражениями, но и неоднократно бывало, что их уже дрогнувшему и пришедшему в смятение войску они не давали рассеяться, неотступно следуя за ними и умоляя не обрекать их на плен. И во время сражений они могли повлиять на их исход, идя навстречу обратившимся в бегство мужчинам и этим останавливая их и побуждая сражаться до победы. Германцы считают, что в женщинах есть нечто священное и что им присущ пророческий дар, и они не оставляют без внимания их советы и не пренебрегают их прорицаниями. Почтительность, с которой деспотичные германцы относились к женщине, достаточно редкое явление у других народов, как варварских, так и цивилизованных. Хотя из более поздних германских источников очевидно, что в некоторых районах Германии в более ранний период к женам относились не лучшим образом. Их покупали, как рабынь, и даже не позволяли садиться за один стол со своими «господами». Брак путем покупки зафиксирован у бургундов, лангобардов и саксов, и во франкских законах встречаются пережитки подобного обычая.

Они почти единственные из варваров довольствуются одною женой. Многоженство было у людей высшего сословия, у некоторых германских вождей в ранний период, а позднее – у скандинавов и обитателей берегов Балтики. Многоженство всегда было дорогостоящим делом. Германцы «предательский, но целомудренный народ», отличающийся не только «свирепой жестокостью, но и удивительной непорочностью». Брачные узы, как отмечают все античные писатели, были для германцев священны. Супружеская неверность считалась позором. Мужчин за это никак не наказывали, однако неверным женам пощады не было. Муж сбривал такой женщине волосы, раздевал ее и выгонял из дома и из деревни. Муж мог оставить жену в трех случаях: за измену, колдовство и поругание могилы, иначе брак не расторгался. Но жена, бросившая своего мужа и тем задевшая его честь, наказывалась очень жестоко; ее живую топили в грязи. По основам германского права всякая жена могла вступать только в один брак, так как она имеет “одно тело и одну душу”. Также строги были законы против насилия и разврата.

Жених или муж обольщенной могли безнаказанно убить соблазнителя; родственники оскорбленной имели право обратить его в рабство. Племена, населяющие Германию, никогда не подвергались смешению через браки с какими-либо иноплеменниками, поэтому сохранили изначальную чистоту. Внешне германцы выглядели очень внушительно: они большого роста, плотного телосложения, у большинства из них были русые волосы и светлые глаза.

К началу новой эры у германцев появились плуг и борона. Использование этих простых орудий и упряжного скота позволило взяться за обработку земли отдельным семьям, которые стали вести свое самостоятельное хозяйство. Пахотная земля, так же как леса и луга, оставалась собственностью всей общины. Однако равенство односельчан-общинников продолжалось недолго. Наличие свободной от леса земли позволяло всякому общиннику занять лишний добавочный надел. Обработка дополнительной земли требовала лишних рабочих рук и лишнего скота. В германской деревне появляются рабы, полоненные во время разбойничьего набега.

Весной, когда размечались новые поля и распределялись наделы, победители, завладевшие во время набега на соседнее племя рабами и лишним скотом, могли получить, кроме обычного, также и дополнительный надел. Рабами являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Рабы имели собственные дома, стоящие отдельно от домов их хозяев. Они были обязаны время от времени отдавать своему хозяину определенное количество зерна, тканей или скота. Рабы занимались крестьянским трудом.

Силач-воин лежал целый день лениво на медвежьей шкуре, на поле трудились женщины, старики, рабы. Быт обитателей германских поселений был простой и грубый. Они не продавали хлеба и других продуктов. Все, что давала земля, предназначалось только для собственного пропитания, поэтому не было надобности требовать от раба ни лишнего труда, ни лишних продуктов. Возможно, рабов было так мало именно потому, что внутри германского экономического порядка для них не было места. Не существовало крупномасштабной индустрии, где удалось бы с пользой применять рабский труд. Хотя рабы и могли вносить свой вклад в экономику сельской общины, они все равно оставались лишними ртами. Раба можно было продать и безнаказанно убить.
Многие германцы складывали в битвах свои головы, а их семьи, потеряв кормильцев, были не в состоянии собственными силами обрабатывать свои земельные наделы. Нуждаясь в семенах, скоте, пище, беднота попадала в долговую кабалу и, лишаясь части прежних наделов, переходивших в руки более богатых и знатных соплеменников, превращались в зависимых крестьян, в крепостных.

Межплеменные войны, разбойничий захват добычи и присвоение ее военными предводителями способствовали обогащению и выдвижению отдельных лиц, стали выделяться «первые люди» племени— представители зарождавшейся древнегерманской знати, располагавшие большим количеством рабов, земли, скота. Германская знать сплачивалась вокруг своих предводителей, возглавлявших могущественные племенные союзы, представляющие собой зачатки государств.

Эти союзы сыграли большую роль в ниспровержении Западной Римской империи и в создании на ее развалинах новых «варварских королевств». Но и в этих «варварских королевствах» продолжала расти роль знати, захватывавшей лучшие земли. Эта знать подчиняла себе простых людей племени, превращая их в зависимых и крепостных крестьян.
Старинное равенство соплеменников разрушалось, появились имущественные различия, создавалась материальное различие между возникавшей знатью, с одной стороны, и рабами и обедневшими членами общины — с другой.

 

narodworld.ru

Завоевание Британии германцами — КиберПедия

В это время на континенте протекал процесс консолидации западногерманских племен. К образованию англ. народа имели отношение племена англов, саксов, ютов, (фризов). Англы и юты жили на Ютландском полуострове и в южных районах Дании; к югу от них, между Эльбой и Рейном жили племена саксов. В нижнем течении Рейна жили юты, стоявшие близко к саксам. Все германские племена находились почти на одинаковом уровне культуры и говорили на племенных диалектах мало между собой различавшихся.

После ухода римских легионов, бритты остались незащищёнными от внешних врагов (пикты, скотты и северогерманские ингвеонские племена). Они представляли собой отдельные княжества.

Богатства и мягкий климат Британии привлекали германцев. В 5 веке н.э. германские племена англы, саксы, юты, также фризы сначала совершали грабительские рейды на территорию Британии. Есть данные, что расселение началось после 430 г. По данным летописи событий «Англо-саксонской хроники» датой вторжения герм. племен в Британию считается 449 г. По преданию кельтский король Вортигерн, не имея сил справиться с нападавшими с севера пиктами, призвал отдельные группы германцев, вероятно ютов, себе на помощь. В благодарность за оказанное содействие он предоставил германцам ряд привилегий, поставивших их над местным населением. Привлеченные легкостью добычи, германцы (Хенгест и Хорса – лидеры племён) стали переселяться на остров Британия во все возрастающем числе и из защитников кельтского государства превратились в его угнетателей и захватчиков.

Есть предположение, что и до этого времени германцы как наемники римских легионеров побывали, а некоторые остались в Британии.

Об этих событиях нет письменных источников того времени: римско-кельтская культура была разгромлена, а завоеватели-германцы находились на значительно более низкой ступени культурного развития. Сведениям об этом периоде мы также обязаны англ. монаху Беде Достопочтенному (Ecclesiastical History of the English People), к-й жил 300 лет спустя.

Британские кельты отчаянно сопротивлялись, но были вытеснены в горные районы Уэльса, который саксы назвали Weallas ‘Wales’, что значит земля чужеземцев. Некоторые кельты переместились в Корнуолл, где потом покорились власти саксов. Часть — на полуостров Арморика (на континенте), который стал называться Бретанью.

К концу VI века германцы окончательно осели на всей территории Британии за исключением горных районов: Шотландии, Уэльса и Корнуолла. Германские племена расселились следующим образом: англы заняли наибольшую часть территории – от границы Шотландии до долины Темзы; саксы расселились по долине Темзы и к югу от неё; юты — на полуострове Кент в юго-восточной Англии и на острове Уайт.



В это время на территории, захваченной герм. племенами складывается семь племенных королевств. Этот период, длившийся 200 лет, получил в англ. истории название периода семидержавия, или гептархии (от греч. hepta — семь, arkhia — власть). На севере между устьем реки Хамбер и заливом Ферт-оф-Форт сложилось 2 королевства, населенных англами — Дейра (на территории современного графства Йоркшир) и Берниция. Эти 2 королевства объединились в одно под именем Нортумбрия. В центральной части Англии между устьями рек Хамбер и Темза — Мерсия, к востоку от нее Восточная Англия, в северной части — англы, в южной — саксы. К югу от Темзы сложились 3 саксонских королевства: Эссекс — на востоке, Сассекс — на юго-востоке от Кента, и Уэссекс, которому суждено сыграть выдающуюся роль в истории англ.народа, — на западе от Сассекса. На полуострове Кент — королевство Кент (юты).

Эти 7 королевств (государств) объединились в 4 основных королевства — Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс и Кент, в границах к-х образовались 4 диалекта: нортумбрийский, мерсийский, уэссекский и кентский. Таким образом, племенной принцип был нарушен после переселения германцев в Британию: одно племя — англы образовало 2 государства — Нортумбрию и Мерсию; соответственно, нортумбрийский и мерсийский диалекты представляли собой продолжение и разветвление племенного диалекта англов в новых условиях территориально ограниченных королевств. С другой стороны, фризы как племя совершенно исчезли (они слились с саксами), не образовав особого государства, и мы не находим среди древнеаанглийских диалектов фризского. Иначе говоря, дальнейшее развитие диалектов происходит в территориальных рамках; племенной принцип заменяется территориальным; развитие диалекта определяется границами государства. Кельтские диалекты не оказали существенного влияния на язык победителей.



Четыре англосаксонских королевства вели между собой постоянную борьбу за гегемонию. Вначале главенствующее положение принадлежало то Нортумбрии, то Мерсии либо Кенту, но в 1-ой половине IX в. Уэссекс занял, бесспорно, ведущее место (в большой степени благодаря королю Альфреду Великому – годы правл. 871-899). С возвышением Уэссекса начинают стираться резкие границы между а.-с. государствами.; по крайней мере, слово Angelcynn «род англов» начинает употребляться по отношению ко всем жителям Британии, а Englelond — как обозначение «страны англов».

Христианизация Британии.

Трудно назвать точную дату начала христианизации Британии. В последние 100 лет романского завоевания христианство распространилось среди кельтов. На карте Уэльса много мест с названием, начинающимся на llan, что означает, что в этом месте располагался маленький кельтский монастырь и прилегающее к нему село или городок.

В 597 г. римский папа Григорий I — великий (Gregory the Great) послал миссионера монаха Августина, чтобы восстановить христианство в Англии. Он приехал в Кентербери, столицу королевства Кент и стал 1-м епископом Кентерберийским в 601 г. В это же время кельтские епископы распространяли католичество. Была конкуренция м. римской и кельтской католической церковью. Рим.к.ц. распространяла католичество среди знати, а кельт.к.ц. среди простых людей. Это привело к кризису. В 663 г. Синод в Уитби (Whitby) решил поддержать римско-кат. ц., к-я стала быстро распространяться по всей Британии и даже среди кельтских поселений. С приходом христианства на Брит.острова пришли многочисленные монахи, говорившие на латинском языке и использовавшие латинский алфавит, который постепенно вытеснил рунический, позаимствовав от него отдельные символы для обозначения звуков, отсутствовавших в латыни – так возникло т.н.инсулярное, или островное письмо

К концу VII в. христианство утвердилось по всей стране. Введение христианства сыграло очень важную роль в дальнейшем государственном и культурном развитии а.-с. гос-в. Церковь укрепляла королевскую власть, епископы участвовали в коронации; строились монастыри, стремившиеся получить большие земельные наделы; был введен особый налог «десятина» в пользу церкви. С др.стор., монастыри (minsters — Westminster) стали центрами образованности, к-я в Англии, как и везде в средневековой Европе, носила клерикальный характер. При монастырях создавались библиотеки из рукописей, переписываемых монахами, велись летописи. Например, в Нортумбрии в монастыре Jarrow Bede (735) писал свои научные трактаты, религиозные труды и знаменитую «Церковную историю англ. народа» (Ecclesiastical History of the English People). Уэссекский король Альфред Великий опирался на образованных церковнослужителей, разрабатывая законодательство, и использовал их для распространения знаний. При монастыре велась летопись — Англо-саксонская хроника. Весьма важным фактом культурного влияния церкви было создание письменности. В школах при монастырях велось преподавание латинского языка, что привело к заимствованиям из латинского языка в английский. Заимствования того периода были преимущественно словами религиозного характера: bishop, cross, altar, nun, cleric, etc., в также school, grammar, scholar, verse.

Скандинавское завоевание

Следующее событие, сыгравшее важную роль в истории англ. языка – скандинавское завоевание (VIII – XI вв.)

Уже в конце VIII в. начались набеги на Англию скандинавских викингов; по свидетельству “Англо-саксонской хроники” это были датчане. Сканд. викинги – свободные воины и отважные мореплаватели совершали набеги на побережье разных стран: нападали на Ирландию и Францию, открыли и заселили Исландию и Гренландию, есть точка зрения, что они были первооткрывателями Америки.

Под именем древних скандинавов обычно понимают представителей трёх народов – шведов, норвежцев и датчан. Для истории Англии имеют значение норвежцы и древние датчане, к которым в дальнейшем и будет применяться имя “скандинавы”. Скандинавы, главным образом норвежцы, производили свои набеги на территорию Нортумбрии, а датчане преимущественно на территорию Мерсии, впоследствии и на территорию Уэссекса. они приезжали летом на своих весельных судах, жгли и грабили анг. поселения, а осенью уходили обратно к себе. Впоследствии они стали оседать в прибрежных районах Англии, главным образом на северо-восточном побережье.

Во второй половине IX века скандинавы перешли в наступление на Уэссекс и в 876 г. в битве при Уэдморенанесли уэссекским войскам жестокое поражение. Уэссекские войска были вынуждены отступить, произвести реорганизацию сил, был построен военный флот. Благодаря большой работе, проведенной уэссекским королем Альфредом, уэссекским войскам удалось разгромить скандинавов и заключить Уэдморский мирный договор в 878 г.согласно которому скандинавы отказывались от претензий на Уэссекс и земли к югу от Темзы, но сохраняли в своем владении центральную, восточную и северную часть Англии, территорию которая получила в связи с этим название “Данелаг” (DaНов.англ.lagu), т.е. “область датского закона.

В конце X – начале XI в. набеги скандинавов, в основном датчан, вновь усилились и в 1016 г.вся территория Англии была ими захвачена и включена в состав большого государства (во главе с королем Канутом), к-е, кроме собственно дании, включало еще целый ряд земель по побережью Балтийского моря. Англия находилась в составе датского королевства до 1042 г. (Королем Англии стал Эдуард исповедник – Edward the Confessor). Скандинавы, переселившиеся в Англию, остались там жить и ассимилировались с местным населением. Постоянные контакты со скандинавами оказали влияние на англ. язык, его словарный состав, грамматику, фонетику. В частности, сканд. влияние способствовало редукции окончаний.

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *