Кресты на гербах » Военное обозрение

Какой знак является самым популярным в истории человечества? Ну конечно крест – пресечение двух прямых под углом в 90 градусов. Куда только не помещали эту фигуру, и что только она не обозначала. В геральдике крест — одна из самых популярных фигур и вот как раз о крестах на гербах мы вам сегодня и расскажем.
Виды крестов тамплиеров.

Понятно, что самым распространенным изображением на гербах был простой крест, появившийся буквально-таки на заре геральдики в эпоху крестовых походов на Восток. И хотя не он первым появился на дошедшем до нас рыцарском гербе – первым был голубой щит Жоффруа Анжуйского, украшенный причудливыми золотыми львами – подарок короля Генриха I, сделанный ему около 1170 года – все равно это один из первых геральдических символов, появившийся потому, что отражал саму суть крестоносного движения.

Его мы видим на очень простых гербах Генуи и Милана (червленый, то есть красный крест на серебре, то есть на белом поле щита), Савойи (крест белый, поле красное), Вероны (золотой, то есть желтый на голубом щите) и так далее. Многие гербы содержали изображение простого креста в прошлом, но затем изменились. Например, простой красный крест на голубом поле, украшенном золотыми лилиями, был в средние века у города Реймса, такой же, но только черный крест имели архиепископства Кельна и Трира. Герб города Мантуи был точно такой же, как у Милана и Генуи, вот только в левой верхней четверти его щита изображен покровитель города Св.Ансельм.


Эффигия Ричарда де Клера, второго графа Пемброка (1178 г.) установленная в 1340 г. в Соборе Крайстчерч в Дублине. На щите сразу три креста Сантьяго.

На гербе германского города Аттендорф простой черный крест дополняет красный полумесяц в правой верхней четверти. Простые геральдические кресты мы видим в гербах и таких известных духовно-рыцарских орденов, как Орден рыцарей тамплиеров – красный крест на черно-белом щите, Ордена Святого Лазаря – зеленый крест на белом щите. А также на гербе современного Суверенного Военного ордена Святого Иоанна Иерусалимского (известного в прежние времена как Мальтийский орден). На нем он, между прочим, тоже прямой, как об этом сообщает такой знаток европейской геральдики, как Стивен Слейтер.


Атлас рыцарских гербов. (Британская библиотека)

Лапчатый или кавалерский крест красовался на гербе графства Комменж, а сегодня его можно увидеть рядом с серебряным мечом на гербе белорусского города Кричев. Клинчатый (с уширенными концами) представлен в гербе округа Гомс в Швейцарии, причем в нем их сразу два: белый на красном вверху и красный на белом, что на геральдическом языке описывается (то есть блазонируется) так: в пересеченном на червлень и серебро щите два попеременно окрашенных клинчатых щита. Костыльный крест находится на гербе города Бетюна во Франции.

Крест, уширенный на концах можно увидеть на гербе германского города Бахенау. Он черный на серебре и в правой четверти у него такой же черный ключ. Перекрещенный крест украшает герб муниципалитета Беранго в Испании: в рассеченном щите серебряный перекрещенный крест, по углам четыре золотые лилии в лазури, и четыре черных пса с червлеными языками в столб в серебре. Также якорный крест красного цвета принадлежал желто-зеленому гербу английского графа Джона Элчама, участника Столетней войны, а золотой – гербу коммуны Фаллерон во Франции.

Надо заметить, что Франция вообще богата на различные виды крестов в гербах своих коммун и городов. Поэтому здесь можно увидеть так называемый мельничный крест в гербе коммуны Ле-Кристобаль, где он серебряный в лазоревом поле; лилиевидный – у коммуны Буансс-санс-Авуар, с золотыми лилиями по углам; клеверолистный – у коммуны Агилькур, и даже заостренный (с остриями на концах!) – у коммуны Пайц: в червленом поле серебряный заостренный крест, по углам четыре золотые лилии. Стрельчатый крест – был выбран создателями кинофильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, в качестве эмблемы «Государства Отцов» на планете Саракш, а у нас на Земле он имеется, например, на гербе города Путаэндо в Чили. Щит герба пересечён и полурассечён; в первой части в зелёном поле три золотых колоса под серебряной звездой между двух серебряных сабель; вторая часть шестикратно скошена на червлень и золото; в третьей части в лазоревом поле серебряный стрельчатый крест, сопровождаемый по углам четырьмя листками того же металла. Шаровидный крест – то есть крест с шарами на концах, есть в гербе испанского муниципалитета Лес-Авельянес-и-Санта-Линья, а вот все та же восточная свастика – червленая в серебряном поле – представляла герб польской дворянской семьи Борейко!

В то же время многие кресты, ассоциирующиеся с определенными территориями или рыцарскими орденами, вполне могли находиться и на гербах городов никакого отношения ко всему этому не имеющих! Например, восьмиконечный мальтийский (а также иоанитский) крест находится в гербе французской коммуны Ронталон, красный иерусалимский крест – в гербе коммуны Оливе все в той же Франции. Даже очень древний, так называемый «крест в нимбе» или кельтский крест и тот нашел себе место на гербе… княжества-епископства Священной Римской империи Вюрцбург: в серебряном щите с червлёной зубчатой главой черный кельтский крест.

Крест рыцарского ордена Св. Яго попал на герб муниципалитета Улеа в Испании, а вот тулузский, окситанский (а ещё его называют катарским) крест – на герб коммуны Жемий: в червлёном щите золотой окситанский крест. Кстати, у самой Тулузы герб теперь совершенно другой, зато исконно тулузский крест красуется у тулузцев на флаге. Встречается он и на многих других гербах в Лангедоке и даже на каменных подоконниках в замке Каркассон и почему так – понятно, ведь это их исконная эмблема.

Сербский крест имеет вид вполне обычный – это узкий простой серебряный крест. Однако у сербов его сопровождают по углам четыре огнива того же металла, и именно так – на червленом щите серебряный крест и четыре огнива – выглядит и современный герб Сербии, вот только сам щит с крестом помещен у него на груди орла!

А вот знаменитый бургундский крест, именуемый в геральдике пнистым, ветвистым, или суковатым по сути дела это все тот же Андреевский крест. В гербе Бургундии он отсутствовал прежде и отсутствует сейчас, но зато украшал ее знамя и – более того, каким-то образом проник на герб старого российского города Пошехонска. В золотом щите зеленый бургундский крест – таков был этот герб в старину! В Испании этот крест (красный на желтом) стал ещё и военно-морским флагом, причем здесь его почему-то называют крестом св. Магдалины!


Герб Пошехонска.

Христианские кресты также нашли свое место на гербах, причем ни один из них не был обделен вниманием. Так изображение золотого латинского креста можно видеть в гербе коммуны Эмарг во Франции; «мученический крест» св.Петра украшает герб деревни Кучеров в Чехии, хотя если подумать, то какое отношение имел этот святой именно к этой деревне?! Лазоревый крест св. Антония или тау-крест находится на гербе прихода Рёнё в Швеции, причем он обременен ещё и меньшим серебряным тау-крестом, а расположен он между алхимическим символом меди и пламенем! Папский крест и два солнца помещены на герб испанского города Эль-Солерас. Герб департамента Мен и Луара во Франции рассечен на лазурь с червленой каймой и золотыми лилиями и лазурь с червленым архиепископским крестом и точно такой же только золотой крест украшает щит всадника на гербе Литвы. Шестиконечный православный крест находится в гербе Херсона, а крест Голгофы – в гербе муниципалитета Фульеда в Испании. Изображение креста можно увидеть в гербах Арагона, причем сразу три, и Астурии в Испании, Саара и земли Рейнланд-Пфальц в Германии, а также немецких городов Аттенвайлер и Ассвайлер. А вот с гербом германского города Кобурга в свое время произошла метаморфоза: на его древнем гербе находилась голова мавра, изображавшая святого Маврикия, что очень раздражало пришедших к власти национал-социалистов из партии Адольфа Гитлера. Поэтому уже в 1934 году он был заменен мечом с изображением свастики на головке эфеса. В 1945 году старый герб был вновь восстановлен.


Ранаут де Понс – кастелян замка Сентонж и один из провинциальных трубадуров, судя по этой средневековой миниатюре, имел изображение креста на щите, на шлеме и на конской попоне. Начальная буква «S» из манускрипта «Песни провинций» XIII в. (Национальная библиотека, Париж)

Интересно, что иной раз геральдические фигуры могли располагаться и на самом кресте, из-за чего его размеры соответственно увеличивались. Так, например, в гербе неизвестного рыцаря (ум. 1330 г.) эффигия которого находится в церкви английского города Уитвотра, на кресте располагаются сразу пять орлов, а в левой верхней четверти еще и кольцо.


Райку де Тараскон, еще один из провинциальных трубадуров Франции так же имел изображение креста на щите. Начальная буква «А» из манускрипта «Песни провинций» XIII в. (Национальная библиотека, Париж)

Ну, а как много может быть крестов на гербе? Или скажем так: у кого из их создателей хватило фантазии украсить свой герб наибольшим количеством крестов? Понятно, что наименьшее количество — это один крест, как, например, косой Андреевский крест в гербе ирландского рода Фицджеральд и латинский рода О’Доннел. Герб английского рода Уиллогби включал в себя четыре креста: два ошипованных и два якорных! В гербе города Абингтон-на-Темзе крестов пять: один большой лилиевидный золотой крест в центре зеленого щита и четыре расположенных по углам серебряных лапчатых креста. Пять крестов было и в гербе королевства Иерусалимского, причем у более ранней формы главный крест был шаровидным и уже лишь потом заменен крестом костыльным, что, видимо, символизировало больший уровень опоры! Наконец целых шесть крестов ордена Сантьяго присутствуют в гербе английского семейства Давенпорт из Кейпсторна, однако и это, как оказывается, ещё не максимум возможного!


Изображение креста присутствовало в гербах многих рыцарей, включая и таких мифических персонажей, как Галахад, о чем свидетельствует вот этот манускрипт 1470 г. из Хаутонской библиотеки Гарвардского университета, США.

Известен, например, английский рыцарь сэр Роджер де Трампингтон (его мемориальная бронзовая доска находится в Трампингтонской церкви в Кембриджшире и датируется 1289 г.), который в 1270 году отправился в крестовый поход вместе с принцем Эдуардом и счастливо возвратился назад, так как его имя упоминается в списке участников турнира в Виндзоре в 1278 году. Так вот у него на гербе помимо двух труб можно увидеть сразу девять (!) перекрещенных крестов, которые также как и трубы были золотыми, и наложены на лазурь, то есть находились на поле голубого цвета.


Эффигия Мориса Беркли имеет на щите десять крестов – едва ли не самое большое их количество, размещенное на одном гербовом щите. (Бристольский кафедральный собор)

А вот у эффигии рыцаря Мориса Беркли из кафедрального собора в Бристоле (ум.1326 г.) в гербе кроме стропила, рассекающего поле щита на две части, изображено сразу десять клинчатых крестов (!) – шесть выше стропила и четыре ниже! И что бы это значило? Особенную набожность или что?! Желание стать святее всех святых?

(продолжение следует)

topwar.ru

Герб города Владимир | Геральдика.ру

Дата принятия: 16.08.1781, 17.03.1992, 29.06.2005

Геральдическое описание:
В червленом поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест.

Обоснование символики:
Герб города Владимира, основан на историческом гербе, высочайше пожалованном 16 августа 1781 г. Описание герба: «В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест«. Восстановлен в 1992 г.
Герб города Владимир — лев — по своему происхождению один из самых древних в русской геральдике, ему более семисот лет. Он возник в XII веке как родовой знак Владимиро-Суздальских князей. Изображение льва — один из наиболее распространенных сюжетов в декоративном оформлении храмов, построенных на Владимирской земле в XII-XIV веках, например, в настенных рельефах Успенского (1158-1161 гг.) и Дмитриевского (1193-1197 гг.) соборов во Владимире, церкви Покрова богородицы на Нерли (1156 г.) и особенно в главном рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.), где лев изображен на воинском щите, там, где традиционно помещали герб западноевропейские рыцари. Фигура льва в геральдике, как правило символизирует силу, храбрость, власть, что не противоречит главной политической идее Владимиро-Суздальских князей в XII-XIII веках — создание княжеской власти, способной преодолеть феодальную раздробленность Руси.
На Владимирском гербе, помещенном в «Титулярнике» 1672 года, у льва появились атрибуты — корона и крест в лапах. А на знаменах Владимирских полков 1712 г. лев изображен без короны. В знаменном гербовнике 1730 г. впервые голова льва повернута в фас: это изображение было использовано при составлении официально утвержденного герба в 1781 году.
В советское время герб Владимира зачастую лишался монархических и религиозных атрибутов. Например, на сувенирных значках к 875-летию Владимира лев изображался с мечом, крестообразная рукоять которого заменяла собой крест исторического герба. Другое изображение на значке к 875-летию города — вместо креста просто посох. Хотя встречалось и исторически правильное изображение герба. Например, на почтовых марках 1977 года, в гербе Владимира изображены и корона и крест.

Утвержден Решением Малого совета городского совета Владимира №50/7 от 17 марта 1992 года — был восстановлен исторический герб 1781 года. Переутвержден решением Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года №231 — был утвержден Устав МО город Владимир, приложением к которому является «Положение о гербе города Владимира».

Исторический герб города Владимира

Герб города Владимир 1781 г.:

«В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест.«
Высочайше пожалован 16 августа 1781 года (ПСЗ РИ № 15205).
Герб Владимирского полка 1730 г.

В 1730 году в Знаменном гербовнике золотой коронованный лев с крестом в лапах на красном поле был утвержден как герб для владимирского полка.

Проект 1859 г.:
В 1859 году в рамках геральдической реформы Б. Кене был разработан проект новой версии герба Владимира: «В червленом поле золотой леопард в железной, украшенной золотом и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест«. Щит увенчан золотой стенчатой короной. Проект не был утвержден.

Источники: Сайт администрации Владимира; Геральдикум

ВЕКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:

geraldika.ru

Символика некоторых территориальных образований, возникших во время и после Великой войны.

Здравствуйте уважаемые.
Недавно я закончил несколько постов о поствоенных государствах Европы и обещал дополнительно черкнуть пару строчек по поводу их символики — флагов и гербов. Надо выполнять обещание 🙂
Начнем с Регентского королевства Польша. С флагом все понятно и ясно — традиционное для этой страны красно-белое полотнище, которое, иногда все-таки можно спутать с другими вексилумами, о чем я уже писал вот тут вот:http://id77.livejournal.com/49071.html
А вот герб отличается. Вроде был все тот же традиционный белый орел, да немного не тот 🙂

Во-первых без традиционного красного щита на заднем фоне, что само по себе неожиданно и странно. Напомню, что по легенде Лях, прородитель польского народа орла сидящего на ветви дерева на фоне вечернего красного неба, под закатными лучами солнца уходящего за горизонт. В том месте, где это случилось, Лях основал город и назвал его Гнезно (Gniezno), потому что орёл на том дереве свил своё гнездо. Красное (западное) небо и белый орел был взят как государственный герб первыми Пястами и стали национальным и государственным символом поляков. Поэтому просто белый орел, без красного щита — это как то странно.
Да и потом, сравните его форму с другими гербами страны в различные эпохи.
Вот например герб Пястов:

А вот герб ПНР:

а вот нынешний:

Согласитесь — странная птица. Более странную, я у поляков, пожалуй, видел только на гербе с1919 по 1927 год. Эта птица и на орла то не очень похожа. Полюбуйтесь:

Пойдем дальше.
А дальше на счету у нас Королевство Словенцев, Хорватов и Сербов.
Начнем пожалуй с флага. Ибо он дожил, считайте до 2006 года. Были некие вариации, но он оставался единым, пока держалось хотя бы видимость, осколок единой некогда Югославии. И только после разделения Сербии и Черногории на 2 отдельных государства , он претерпел изменения.
Флаг у югов всегда был сине-бело-красный. И эти цвета не просто так. Это 3 колера панславизма, которые в тех или иных вариациях использовались и используются практически во всех странах славянских — начиная с России и заканчивая Словенией.

Флаг Панславизма

В 1848 году в Праге с громким успехом прошел панславянский съезд и там был принят именно такой триколор — горизонтальные синяя, белая и красная полосы. Цвета это традиционны в славянских странах (повторюсь). Есть версия, что взяты от торгового флага России, но это еще вопрос большой. У той же Польши белый и красный цвет — а к России никакого отношения не имеет. То же самое и с Чехией — совсем иные значения.

Герб Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев.

Что касается государственного герба Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, то за основу взят герб королевства Сербия образца 1882 года, видоизменённый в соответствии с декларируемым принципом равноправия трёх славянских народов, являвшихся титульными нациями нового государственного образования.
Привожу точное описание оного:
Герб представлял собой червленый щит, на котором был изображён серебряный, с золотым вооружением, двуглавый орёл, с опущенными крыльями. Щиток на груди орла опрокинуто-чешуевидно с двумя изгибами пересечён, верхняя часть рассечена; в первом поле — герб Сербии: в червленом поле серебряный крест, имеющий по одному серебряному огниву в углах; во втором поле — герб Хорватии: поле шахматно 25 раз разделено на червлень и серебро; в третьем поле — герб Словении: в лазоревом поле опрокинутый рогами вверх серебряный полумесяц, с золотой пятиконечной звездой над ним. Щит увенчан золотой королевской короной. Мантия пурпурная на горностае, с золотыми каймой, бахромой, шнурами и кистями, коронованная золотой королевской короной

Нынешний флаг Сербии. Порядок полос поменялся как видите.

По, моему, симпатично получилось. Впоследствии Королевство Югославия использовала похожий, с той лишь разницей, что немного по иному на щите были рассечены гербы титульных наций, ну и отличалась корона.

Флаг Хорватии при Хорти

Дальше у нас по счету была Хортисткая Венгрия, но там на традиционный национальный стяг был наложен традиционный же герб. И о флаге и о гербе мы упомянули вот тут вот: http://id77.livejournal.com/49169.html
А вот финский флаг и герб периода королевства стоит упомянуть.
Скандинавский голубой крест на белом фоне, как ныне, на который был наложен герб. То есть считай почти точная копия нынешнего государственного (а не национального)
Герб тоже похож на нынешний с небольшой поправкой — его венчала великогерцогская корона
Цвета флага предложил 1862 году финский поэт Сакариас Топелиус, и сделал это несколько куртуазно: «Синий — для синих озёр, а белый — для снежных полей описанья» 🙂

Флаг Королевства Финляндия

Герб же представляет собой коронованного золотого льва  в червлёном поле, правая передняя лапа заменена рукой в доспехах, держащей серебряный меч с золотой рукоятью. Лев попирает задними лапами серебряную сарацинскую саблю с золотой рукоятью. Щит усеян 9 серебряными розетками. Этот символ известен с 16 века.
Лев — это древний скандинавский символ власти и могущества, рука в латах — обозначают рыцарственность и причастность к Европе, а кривая сабля — войны с востоком. 9 розеток — число исторических регионов страны (Коренная Финляндия, Нюландия, Тавастландия, Сатакунта, Карелия, Саволакс, Эстерботния, Лапландия и Аландские острова).

Герб современно Финляндии

Лев очевидно взят из шведского королевского герба Фолькунгов. Два меча, или прямой меч и кривая сабля, по всей видимости, были заимствованы из герба Карелии, который впервые, насколько известно, появляется на одном из 24 знамён на похоронах шведского короля Густава I.
Ныне герцогская корона убрана.

Флаг Гданьска (Данцига)

Ну и закончим мы 3 Вольными городами. Флаг и герб города Данциг пошел от стяга комтурства Данциг. Тевтонского Ордена. Первоначально представлял собой черное знамя с белой косой полосой, а позже приобрел вид 2-ух серебряных крестов на червленом фоне, увенчанных золотой короной . В нынешнем виде герб появился в 1456 году. Красно-белые, ну или червленно-серебрянные, если угодно, цвета, флаг и герб Данцига заимствовал скорее всего от Ганзейского союза.

Герб города

Надо отметить, что нынешний флаг и герб Гданьска идентичен флагу и гербу Данцига.
Дальше у нас идет любопытный город Фиуме. Первый флаг территории захваченной Д’Аннунцио был парадоксальным и необычным
Поэт сам рисовал эскизы флага и герба крошечного государства и 12 сентября 1920 г. над центральной площади взвилось новое пурпурное знамя. На нем в золотом круге уробора (кусающего себя за хвост змея, символа вечности) красовалось серебряное созвездие Большой Медведицы. В нем была заключена надпись «Quis contra nos» — вторая часть изречения «Если Бог с нами, кто против нас». Забавненько, верно?

Флаг, придуманный Д’Аннунцио

Потом, правда приняли флаг немного более спокойный, или точнее традиционный: прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосами бордового, жёлтого, синего. Эти же цвета можно видеть в верхней части и флага Д’Аннунцио напротив итальянского триколора.

Поздний стяг

Цвета конечно тоже кричащие и точное толкования я не нашел. Но мне думается, что произошли они от герба города, который был принят еще при Австро-Венгрии.
В червленом поле черный двуглавый орел, увенчанный короной ,сидящий на скале и держащий лапами золотой кувшин с вытекающей из него водой в море.
Герб не просто так был создан. Фиуме (по итальянски) ну или Риека по-хорватски обозначает одно и то же — реку Рьечину, которая вытекает из пещеры и впадает в залив Кварнер Адриатического моря.
Так что цвета флага взяты скорее всего из герба.

Герб города

Ну и последнее — Мемель он же Клайпеда. Герб города почти не менялся с начала 17 столетия. Он представляет собой золотую зубчатую мурованную стену с тремя башнями, причем центральная больше других. Вокруг башен 4 пятиугольные звездочки. Под стеной корпус корабля или лодки.
Большая башня — изображение  Мемельского замка, а две башни рядом— это навигационные маяки, символизирующие порт. Лодка является символом тогго, что Клайпеда — это серьезный транспортный узел, а звезды интерпретируются как указатели для кораблей.

Герб Клайпеды (Мемеля)

На этом, пожалуй, все.
Приятного времени суток!

id77.livejournal.com

Герб — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Слово герб происходит от немецкого слова эрбе, что означает наследство. Герб — символическое изображение,
которое показывает исторические традиции государства или города. Сами по себе, гербы появились очень давно-
их предшественниками можно считать еще тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов
были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей — змеи, у лесных племен — медведи, олени, волки. Особую
роль играли знаки Солнца, Луны, земли и воды…

Как изменялся герб в Российской Федерации

Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.)
Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях
с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей — двуглавого орла.

Двуглавый орел Византии олицетворял собой могущественную Римско-Византийскую империю, охватывающую значительные
земли как на Востоке, так и на Западе. Император Максимилиан II однако пожалел Софье своего Императорского орла,
орел изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский а только цесарский венец.




Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями разом побудила Ивана III принять этот
герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв
для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы.

Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской
(1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает
весьма комичное видоизменение.


Когда Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство, сразу же Орел претерпевает весьма существенное
изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584).


Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной
явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется
изображение единорога. Зачем и почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо
отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен. Видимо царь догадался что подобный сказочный зоопарк
на государственном гербе неуместен.


Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587).
И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого
орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был
символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе
России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован
двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.


В связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.


Попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в
Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не
то шишка.

При первом царе династии Романовых — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе «Тишайшим» —
Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами,
на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита.


В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел
начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. И тогда же орел «взлетел» на шпили башен Московского кремля.

В 1667 году появился первый в истории России Указ от 14 декабря «О титуле царском и о государственной печати»,
который содержал официальное описание герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и
Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества
Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское,
Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко,
и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя».


В 1696 году престол достается Петру I Алексеевичу «Великому» (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб
резко меняет свои формы. Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей,
а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году,
стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных
патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.


Синий косой Андреевский крест (внизу в оперение орла) становится основным элементом знака ордена Святого Андрея
Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла,
окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают вокруг щита
с всадником.


С незначительными, или значительными, но кратковременными, изменениями это изображение герба России просуществовало
вплоть до начала правления Павла I (1796-1801 гг.), который сделал попытку ввести полный герб Российской империи.

В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб
в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский
крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил,
поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и плащом. Вся композиция помещена на фоне мантии с куполом —
геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами…
Этот проект не был утвержден.


В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы тип государственного орла был изменен под влиянием германских
образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря
1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных»
гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом
Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии,
Финляндии.


11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли:
Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на
котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские
короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.


С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.

Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких
монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств,
земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе» — абсолютно голым…


Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями,
званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были тотально упразднены. Но принять решение оказалось
легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода
старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.


Новый герб России был принят вместе с новой конституцией в июле 1918 года. Первоначально колосья не венчала
пятиконечная звезда, ее ввели через несколько лет, как символ единения пролетариата пяти континентов планеты.


Двуглавый орел окончательно был отправлен в отставку, оставаясь только «сидеть» на башнях московского кремля.
Политбюро ЦК ВКПб заменило их на рубиновые звезды только в 1935 году.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага
РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб —
золотого двуглавого орла на красном поле. В 1993 году, указом Президента Б.Н.Ельцина двуглавый Орел был обратно
утвержден в качестве государственного герба. И только в 2000 г. двуглавый Орел был окончательно утвержден
Государственной Думой. За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не
черного, и помещён он на красном геральдическом щите.


Источник: alldayplus.ru

ngasanova.livejournal.com

Рыцарские гербы и их символика.

Рыцарские гербы и их символика

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.


Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов — это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка — взятый или обороняемый мост; башня — взятый приступом замок; шлем — вооружение грозного и смелого врага; звезда — ночное сражение при свете луны и звезд; меч — обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом — взятые и разрушенные преграды; лев или тигр — неустрашимую доблесть; орел — высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото — цвет желтый — и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый — яшма, красный — огонь и черный — земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото — это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры — знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть — подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее — от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы — это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь — непоколебимую надежду, шар или хлебы — благотворительность, соты — церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.liveinternet.ru/users/elena_karlovskaya/post228970019/

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц — белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.

Всё и обо всём Обзор. 21 век …
Есть что почитать Новости, обзоры, факты…

banallex.livejournal.com

Герб Коломенского городского округа | Геральдика.ру

Дата принятия: 20.12.1781, 16.03.1883, 22.05.2002, 31.05.2018

Геральдическое описание:
В лазоревом поле, стоящая на зеленом холме серебряная колонна с золотой капителью, увенчанная золотой же древней царской короной и сопровожденная по сторонам двумя золотыми шестилучевыми звездами, каждая двумя зубцами вверх.

Герб может изображаться со следующими дополнительными элементами:
— вольная часть червленого (красного) цвета с воспроизведенными в ней фигурами из гербового щита Московской области – на основании Закона Московской области от 15.07.2005 № 183/2005-ОЗ «О гербе Московской области»;
— золотая башенная корона о пяти зубцах с поясом из драгоценных камней – на основании Методических рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований, утвержденных Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года, и в память о том, что Коломна со второй половины XII века до1301 года являлась центром Коломенского княжества.
— лента ордена Октябрьской Революции – на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.07.1977 № 5975-IX «О награждении города Коломны Московской области орденом Октябрьской Революции».

Обоснование символики:


Полный герб (2018 г.) Коломенский герб известен по Знаменному гербовнику 1730 года и впервые утвержден в качестве городского герба 20 декабря 1781 года.
Современный герб Коломны основан на историческом гербе города, утвержденном 20 декабря 1781 года: «На лазуревом поле столб белый, наверху корона, около две звезды«.
Существует легенда, что город был основан в 1147 году вышедшим из Италии знатным человеком Карлом Колонною, который дал городу свое имя и герб. Но, скорее всего, герб Коломны — это так называемый полугласный герб, то есть такой, в котором название эмблемы напоминает по созвучию название города: Коломна — колонна.
В соответствии с традициями российской геральдики цвета и фигуры герба и флага города Коломны имеют следующее значение: лазурь (голубой цвет) — символ красоты, мягкости, величия, изображается смесью красок кобальта и ультрамарина. Зелень (зеленый цвет) — символ надежды, радости, изобилия, изображается смесью красок хрома и растительной зелени. Золото служит символом богатства, справедливости и великодушия. Серебро служит символом чистоты и невинности; Колонна (столп) — почетная геральдическая фигура, символ величия, прочности, надежной опоры:
Корона — служит символом светской власти;
Звезды — символ божества, света, бесконечности, вечности, путеводности, борьбы света с тьмой, божественных идей.

Реконструкция герба городского округа осуществлена авторской группой в следующем составе: Нисон Ватник (Коломна), Павел Едаков (Коломна), Константин Моченов (Химки), Ирина Соколова (Москва), Кирилл Переходенко (Конаково).

Утвержден решением Совета депутатов города Коломны Московской области от 22 мая 2002 г. № 20/7 как герб города Коломна; в 2004-2017 гг. — герб городского округа Коломна; переутвержден (с внешними украшениями) Решением Совета депутатов Коломенского городского округа от 31 мая 2018 года № 317 как герб Коломенского городского округа.

В официально утвержденном в 2002 г. описании («В лазоревом (голубом) поле на зеленом подножии (холме) с золотой канителью серебряная колонна, увенчанная золотой короной, сопровождаемая по бокам двумя золотыми шестилучевыми звездами (двумя лучами вверх)«) вместо слова «капитель» — верхняя фигурная часть колонны из исторического герба — ошибочно использовано слово «канитель». Вот из-за этой «канители» герб не прошел геральдическую экспертизу Геральдического совета при Президенте РФ, и поэтому ему было отказано в государственной регистрации до внесения соответствующих изменений.

Советский герб города Коломна 1980 г.

Описание:
«Герб представляет из себя вертикально расположенный прямоугольник, нижние углы которого имеют округление и вместе с носиком образуют конфигурацию щита. Верхняя часть щита завершается семью зубцами типа зубцов стен Коломенского кремля. Основное поле щита (ниже зубцов) разделено двумя полосами, идущими к центру из верхних углов, и одной вертикальной полосы, спускающейся от центра вниз. В центре размещён древнерусский боевой шлем с бармой. Шлем окружён шестерней, имеющей двадцать четыре зубца. В правом верхнем углу поля размещён символ Московского Кремля — островерхая башня с пятиконечной звездой. Под шестернёй цифра 1177 — дата первого упоминания города. Шлем с бармой, зубцы стен Коломенского кремля характеризуют город как крепость древнерусского государства и современный город, богатый историческими и архитектурными памятниками. Шестерня символизирует современный индустриальный город, основной промышленностью которого является машиностроение. Башня Московского Кремля, с одной стороны, отражает географическое расположение города к юго — востоку от Москвы, с другой — связь Коломны с Москвой на протяжении многовековой истории. Три полосы — три реки, на которых расположен город (Ока, Москва и Коломенка). В то же время их можно воспринять как три дороги — на Москву, Владимир, Рязань. В цветовом изображении герб города Коломны — красный. Обрамление герба, рисунок зубцов кремлёвских стен, шестерня, цифра, шлем и башня Московского кремля — золотисто — жёлтые. Три полосы, идущие к центру — голубые».

Герб был разработан в 1970-е годы по итогам конкурса, победителем которого стал архитектор В.В.Мещеряков. Его герб был одобрен художественным советом города и исполкомом горсовета в октябре 1976 года, а 22 апреля 1980 года герб был утвержден сессией городского Совета народных депутатов.

Исторический герб города Коломна


Герб Коломны 1883 г. в соответствии с геральдической реформой Б.Кене: «В лазуревом щите серебряная колонна на зеленом холме, с золотой капителью, увенчанною таковою же короною; колонна, сопровождаемая двумя золотыми звездами о шести лучах. В вольной части — герб Московский. Щит увенчан серебряной башенной короною о трех зубцах. За щитом два накрест положенных золотых молотка, соединенных Александровской лентою»
Высочайше пожалован 16 марта (ПСЗ-3, т.6, №1439а)

Герб Коломны 1781 г.:
«Город Коломна имеет старый герб, на лазоревом поле, столб белый; наверху корона, около две звезды».
Высочайше пожалован 20 декабря 1781 года (ПСЗ №15304) вместе с другими гербами городов Московской губернии.

Коломенский герб в знамённом гербовнике 1730 г.:
«Коломенской, на лазоревом поле столп белый, на нём вверху корона, около две звезды».

Герб Коломенского района (2002-2017 гг.)

Геральдическое описание:
«В золотом поле опрокинутый лазоревый (синий, голубой) вилообразный крест; поверх всего — серебряная колонна, коронованная золотом. В вольной части — герб Московской области».

Обоснование символики:
Коломенский район расположен в юго-восточной части Московской области в пойме крупнейших рек Подмосковья — Оки и Москвы, их слияние обозначено главной фигурой герба — лазоревым геральдическим вилообразным крестом. Лазурь (голубой, синий цвета) в геральдике — символ чести, славы, преданности, истины, красоты и добродетели. Золотой цвет поля отражает красоту местной природы, имеющей в основе степной ландшафт, а также сельскохозяйственные угодья района. Золото — символ прочности, силы, великодушия, богатого урожая. Включение в герб района серебряной колонны, увенчанной короной — основного элемента исторического герба города Коломны, утвержденного 20 декабря 1781 года, подчеркивает неразрывную связь древнего города с одноименным Коломенским районом, и визирует богатое историческое, культурное и духовное наследие района.Серебро — символ простоты, совершенства, благородства, мудрости и взаимосотрудничества..Территориальная принадлежность Коломенского района к территории Московской области показана включением в герб муниципального образования «Коломенский район» вольной части — четырехугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю щита красного цвета с воспроизведенными в нем фигурами герба Московской области.

Авторская группа: Константин Моченов (г.Химки), Г.Туник (г.Москва; обоснование символики), С.Исаев (г.Москва; компьютерный дизайн).

Утвержден 28 февраля 2002 года решением №111/18с Совета депутатов Коломенского района.

С 21 апреля 2017 года согласно закону Московской области № 36/2017-ОЗ от 6 апреля 2017 года Коломенский муниципальный район и городской округ Коломна упразднены путем объединения в новое муниципальное образование — Коломенский городской округ.

Эмблема (герб) Коломенского района 1999 г.

Гербовидная эмблема Коломенского района, утвержденная решением Совета депутатов № 189/31с от 15 ноября 1999 года.

ВЕКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ:

geraldika.ru

Герб Владимира — символ с древней историей

Владимир – город в самом центре европейской России – имеет особое значение для русской идентичности. Он – часть Золотого кольца России, в нем сохранилось множество памятников древнерусской архитектуры, свидетелей сложной и переменчивой судьбы страны.


Настоящим историческим памятником является и герб Владимира. Его происхождение почти такое же древнее, как и сам этот город.

Город на Клязьме

У историков периодически возникают споры о дате основания города. Официально основателем его является Владимир Мономах, который в 1108 году начал строительство мощного оборонительного укрепления на высоком холме на берегу реки Клязьмы. Некоторые историки предлагают считать Владимир на целый век старше. Они основываются на том, что в летописях, где описывается крещение Руси князем Владимиром Святым, говорится об основании города именно князем-первокрестителем в 990 году.

Впоследствии Владимир испытал многое – и возвышение до столицы огромного по тем временам княжества, и полное разорение. Ему суждено было находиться в центре междоусобицы, когда за его престол боролись многие именитые владетели удельных княжеств всей древней Руси. Городом владели в разное время Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Дмитрий Донской, Александр Невский. Из глубины времен идет и герб Владимира. История происхождения геральдических символов, изображенных на нём, насчитывает много веков.

Вздыбленный лев

Лев, или львиная голова, – мотив, который очень часто встречается среди белокаменного декора соборов Суздаля, Владимира и других городов Золотого кольца. «Звери леопардные», «бегущие барсы» и другие кошачьи писались на фресках во внутреннем церковном декоре. Похожие изображения использовали древние летописцы для оформления рукописных книг. Правда, звериные позы, детали фигуры, атрибуты, которые держат звериные лапы, отличаются большим разнообразием, и напрямую вывести гербового владимирского льва из одного конкретного источника трудно.

Историки пока не обнаружили сведений о точном происхождении того льва, которого содержит герб города Владимира, но то, что подобный могучий зверь присутствовал на княжеских печатях и стягах владимиро-суздальских князей, уверенно подтверждается многими исследователями. Так, бегущий лев был гербом рода князя Святослава Ростиславовича, правившего во Владимире в XIII веке.

«Титулярник» XVII века

Весной 1672 года царю Алексею Михайловичу был сделан роскошный подарок. Глава Посольского приказа боярин Артамон Матвеев преподнес ему большой рукописный фолиант, получивший у историков имя «Царский Титулярник». Это был своеобразный справочник, богато иллюстрированный изображениями русских и иностранных правителей и искусно выполненными гербами иноземных стран, а также земель, входивших в состав Русского государства.

Содержится в «Титулярнике» и герб Владимира. Его изображение в царском «справочнике» — одно из самых первых, близких к традиционному. Это лев с надетой на голову короной, шагающий на задних лапах, держащий четырехконечный крест. Правда, голова его повернута в профиль, а шагает он в правую сторону.

Модификации

Российская императрица Екатерина II старалась навести порядок во всем, в том числе и в государственной геральдике. По её указу были утверждены символы крупнейших городов империи. Герб Владимира образца 1781 года стал классической эмблемой города. Последующие исторические катаклизмы лишь слегка модернизировали его.

Немецкие геральдисты, приглашенные Александром II, чтобы привести российскую символику к европейским стандартам, снабдили гербы гирляндами из дубовых листьев с Андреевской лентой и увенчали императорской короной, но коронованный лев на красном щите остался прежним, правда, в описании был назван «львиным леопардом».

В советское время герб города Владимира пытались лишить монархических и религиозных символов – лев потерял корону, а вместо серебряного креста ему пытались дать в руки посох.

Современный вид

Весной 1992 года законодательные органы Владимирской области восстановили исторический герб Владимира. Описание символа города теперь звучит так же, как и в имперские времена: на красном поле – лев, стоящий на задних лапах, увенчанный железной короной, в правой его лапе – длинный серебряный четырехконечный крест. Другой официальный атрибут старинного русского города – флаг — очень похож на герб. Это красное полотнище с тем же коронованным «львиным леопардом» в центре.

Время идет, меняя значения старинных символов. Сегодня лев не выглядит олицетворением грозной и непоколебимой силы княжеской власти. Для знаменитого российского туристического центра, который посещают ежегодно сотни тысяч путешественников со всего света, это не актуально. Серебряный крест тоже не имеет того богословского наполнения, которое было в старину. Сегодня это просто напоминание о долгом и непростом пути, пройденном старинным русским городом.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *