Содержание

Государственные символы России — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Государственными символами любого государства являются флаг, герб и гимн. Они сплачивают всех граждан страны, пробуждают гордость за свою родину.

Государственный флаг России

  

Флаг Российской Федерации трёхцветный и состоит из трёх полос: сверху — белая, снизу — красная, а посередине — синяя.

 

Белый цвет — особый, божественный. Люди верили, что Русская земля находится под защитой самого Господа — Творца мира — и белый цвет отражал это представление.

 

Синий — это, конечно, цвет неба. Если небо ясное, значит, в природе всё спокойно. Чем больше погожих дней с синим небом, тем лучше для земледельцев. А земледелие было главным занятием наших предков.

 

Наши далёкие предки очень любили свою землю и ласково называли её «красной» — красивой. Красный в их понимании был цветом красоты, всего прекрасного. Недаром главная площадь в нашей древней столице Москве издавна зовётся Красной.

 

Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие.

 

Государственный герб России

 

Герб — эмблема государства. Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство. Наша страна — самая большая в мире. Она занимает одну шестую часть земной суши, её территория превышает \(17\) миллионов квадратных километров. Ей нет равных по территории. Орёл широко распростёр свои крылья на гербе России. Одна его голова обращена на запад, другая — на восток. Это очень символично. Ведь Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая — в Европе.

 

В самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея. Маленький герб со всадником — герб Москвы, столицы нашего государства.

 

Государственный гимн России

Гимн — торжественная песня, славящая Родину, Отчизну, Отечество. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов.

 

Авторами Государственного гимна Российской федерации являются С. В. Михалков (автор текста) и А. В. Александров (автор музыки).

 

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

 

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

 

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

www.yaklass.ru

Государственная символика России. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

На данном уроке мы рассмотрим государственные символы России. Узнаем их историю и что они означают.

Тема: Где мы живем

Урок: Государственная символика России

Прочитайте пословицы:

Родная сторона как мать: и накормит, и приласкает.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

 

Русский народ сравнивает родину с матерью. Вы ведь знаете имя своей мамы? Так же уверенно вы должны знать и название вашей родины, ведь она заботится о вас.

Страна, в которой мы живем, называется Россия.

Рис. 1. Карта России

Россия – самая большая в мире страна. Когда на западе, в Москве, вечер, на востоке, на Чукотке, начинается новый день. Чтобы доехать на поезде от Владивостока до Москвы, вам понадобится целая неделя.

Посмотрите на карту мира.

 

Рис. 2. Политическая карта мира

На ней изображено много разных стран. А отличить одну страну от другой можно по цвету.

У каждого государства есть свои отличительные признаки – символы.

Символ – это условный знак, обозначение. Например, голубь – символ мира, якорь – символ надежды.

 

Рис. 3. Голубь – символ мира

 

 

Рис. 4. Якорь – символ надежды

Вспомните спортивные соревнования. У каждого игрока на груди есть эмблема.

Эмблема – это условное изображение чего-либо.

Герб – это изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города.

Гербы появились очень давно. Их изображения были найдены на монетах, медалях и печатях различных древних государств и городов.

Давайте познакомимся с гербом нашей родины России.

 

Рис. 5. Герб России.

Изображение герба выполнил художник Евгений Ильич Ухналёв.

Орел символизирует непобедимость и силу. Почему у него две головы, спросите вы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит одновременно и на запад, и на восток. Корона на голове орла символизирует законность. Это означает, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла –

скипетр, символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называется держава. Если скипетр символизирует власть, то держава  — могущество страны.

Гербу нашей родины России более 500 лет. В нашей стране уже давно не правят цари, но корона, скипетр и держава остаются символами могучего и древнего государства – Россия.

В центре герба изображен еще один герб, это герб Москвы. Он расположен в центре российского герба, потому что Москва – столица России.

Взгляните на карту мира. На ней много государств, морей, рек. А если мы увидим где-нибудь на водных просторах нашей планеты вот такой вот корабль?

 

Рис. 6. Корабль под российским флагом

Из какого он государства? Правильно. Он из России. Мы можем это понять, взглянув на флаг, который на нем развевается. Э

interneturok.ru

2 класс. Окружающий мир. Государственная символика России — Государственная символика России

Комментарии преподавателя

Про­чи­тай­те по­сло­ви­цы:

Род­ная сто­ро­на как мать: и на­кор­мит, и при­лас­ка­ет.

Род­ная сто­ро­на – мать, чужая – ма­че­ха.

 

Рус­ский народ срав­ни­ва­ет ро­ди­ну с ма­те­рью. Вы ведь зна­е­те имя своей мамы? Так же уве­рен­но вы долж­ны знать и на­зва­ние вашей ро­ди­ны, ведь она за­бо­тит­ся о вас.

Стра­на, в ко­то­рой мы живем, на­зы­ва­ет­ся Рос­сия.

Рис. 1. Карта Рос­сии

Рос­сия – самая боль­шая в мире стра­на. Когда на за­па­де, в Москве, вечер, на во­сто­ке, на Чу­кот­ке, на­чи­на­ет­ся новый день. Чтобы до­е­хать на по­ез­де от Вла­ди­во­сто­ка до Моск­вы, вам по­на­до­бит­ся целая неде­ля.

По­смот­ри­те на карту мира.

 

Рис. 2. По­ли­ти­че­ская карта мира

На ней изоб­ра­же­но много раз­ных стран. А от­ли­чить одну стра­ну от дру­гой можно по цвету.

У каж­до­го го­су­дар­ства есть свои от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки – сим­во­лы.

Сим­вол – это услов­ный знак, обо­зна­че­ние. На­при­мер, го­лубь – сим­вол мира, якорь – сим­вол на­деж­ды.

 

Рис. 3. Го­лубь – сим­вол мира

 

 

Рис. 4. Якорь – сим­вол на­деж­ды

Вспом­ни­те спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния. У каж­до­го иг­ро­ка на груди есть эм­бле­ма.

Эм­бле­ма – это услов­ное изоб­ра­же­ние че­го-ли­бо.

Герб – это изоб­ра­же­ние, ко­то­рое в услов­ной форме по­ка­зы­ва­ет ис­то­ри­че­ские тра­ди­ции го­су­дар­ства или го­ро­да.

Гербы по­яви­лись очень давно. Их изоб­ра­же­ния были най­де­ны на мо­не­тах, ме­да­лях и пе­ча­тях раз­лич­ных древ­них го­су­дарств и го­ро­дов.

Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с гер­бом нашей ро­ди­ны Рос­сии.

www.kursoteka.ru

Классный час на тему «Герб». 2-й класс

Подготовка классного часа:

Класс делится на группы.

Задания для групп:

  • 1-ая группа: работа со словарями. Найти значение слова Родина.
  • 2-ая группа: узнать, откуда появилось название Россия?
  • 3-я группа: узнать, где изображен Герб России.

Задание классу:

Узнать свою родословную, придумать герб своей семьи.

Цели классного часа:

  • формировать представления о происхождении и истории герба,
  • развивать познавательные интересы, интерес к истории своей малой Родины, к истории своей семьи;
  • воспитывать чувства гордости за свою Родину, любви к своему Отечеству;

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • аудио запись песен “С чего начинается Родина”, “Дорогою добра”;
  • аудиозапись гимна России, флаг РФ, герб РФ;
  • брошюра “Конституция РФ”;
  • герб школы;
  • выставка книг;
  • выставка работ детей: “Генеалогическое древо моей семьи”,  “Герб моей семьи”;
  • презентация “Герб”.

План проведения:

  • вступительная беседа;
  • символы России;
  • Государственный гимн;
  • викторина “Назови герб”;
  • рассказ о Государственном гербе;
  • кроссворд “Проверь себя”;
  • выставка: “ Генеалогическое древо моей семьи”; “Герб моей семьи”;
  • Физ.пауза;
  • защита проектов;
  • домашнее задание.

Ход мероприятия

Звучит тихая мелодия, потом затихает:

Учитель: Воздух, которым дышит человек, земля, на которой он живет, солнце, дарящее тепло, мама, подарившая жизнь: без всего этого человеку просто невозможно жить, но среди самого заветного есть у человека Родина, то место, где он родился и живет.

Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Слайд №2.

Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь. Слайд №3.

Необозримая ширь полей, белоствольные березы, разливы рек, необъятные просторы степей: все это удивительная, богатая и очень красивая наша страна. И хотя мы все такие разные, нас объединяет то, что все мы живем в одной стране, которая называется…(хором) Россия. Слайд № 4.

Учитель: Откуда появилось такое название – “Россия”?

Ученик: Слайд №5.

В стародавние времена страну называли Русью. Слово “Русь” произошло от слова “русло”. Русь – страна света, солнца, рек и озер. Людей, живущих по берегам и руслам этих рек, стали звать россами, а страну, где они живут – Россией.

Ученик:

Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России ни бывал.

И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном-
Эта ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.

Учитель: Все страны мира имеют свои символы. Отличаются они друг от друга и своим видом и своим значением.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Бескрайние просторы полей, и белые березы наших лесов – это символы России. Московский Кремль, знамя Победы, могила неизвестного солдата в Москве или в другом городе – это тоже символы России. Слайд №6.

Звучит Гимн России (все встают).

Учитель: Что вы сейчас прослушали?

Дети: Это Государственный гимн – символ нашего государства. Слайд №7.

Ученик:

Гимн в переводе с греческого языка – “торжественная песнь”. Государственный Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Во время исполнения гимна люди встают, чтобы показать свое уважение к главной песне страны. Очень часто, когда звучит гимн, у людей выступают слезы – слезы гордости за свою Родину.

Учитель: А какие еще символы государственности есть в каждой стране?

Ученик: Слайд №8.

В нашей стране это Государственный гимн, Государственный флаг, Государственный герб. Настоящий патриот, гражданин своей страны должен знать и уважать символы своей Родины.

Ученик: Слайд №9.

Каждое государство живет по определенным законам, правилам. Весь свод правил собирается в документе, который называется Конституцией. Помимо основных законов Конституция России содержит описание государственных символов. (Демонстрация брошюры с материалами Конституции РФ).

Учитель:  К государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их.

Посягательства на герб и на флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее населению.

Учитель: Вспомним, что такое герб?

Дети: Герб – это символ, эмблема государства, города или даже человеческого рода, семьи.

Викторина: “Назови герб”.

Слайд № 10.

(Показывается герб Московской области, Рязановского с.п, герб Москвы, Государственный герб Дети находят и называют каждый из них.)

Ученик: Каждое государство имеет свой герб. Гербы различаются расцветкой и рисунком. Каждый элемент герба – фигуры и иные символы – имеют определенное значение. Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел. Двуглавый орел на гербе России почитается как знак полной государственной независимости.

Учитель: Слайд №11.

У нас очень красивый герб. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Правой лапой орел сжимает скипетр, ( скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями), в его левой лапе держава (держава-золотой шар, с крестом или короной наверху). Над головами орла видны короны. Это символы царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди у орла изображен Святой Георгий Победоносец. Он побеждает черного змея – символ зла. Весь герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Ученик:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Учитель: Ребята, а где можно увидеть изображение Государственного герба?

Дети: Герб можно увидеть на самом главном штандарте, который развевается над резиденцией Президента в Кремле, на знаменах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках.

Герб изображается, на паспорте граждан России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на правительственных наградах, денежных знаках, почтовых марках, печатях , бланках , но только в одноцветном варианте. Слайд №.12.

Учитель:  А бывает ли так, что изображение герба используется в одежде человека?

Дети: Да, например, герб часто изображается на пуговицах у военных или служащих (пожарных, железнодорожников)

Существует даже такое выражение “гербовая пуговица”. Слайд №12.

Учитель: Как называется наука, изучающая гербы?

Эта наука изучает историю гербов, их появление, изменения, а также осуществляет их описание. (Геральдика)

Люди начали придумывать гербы своим государствам давным-давно. Была такая традиция. Когда наследник княжеской династии получал право на престол, то одновременно с этим правом он распоряжался и своим родовым знаком. Этот знак и был родовым гербом династии. Обычно такой знак был запечатлен на шлеме, на печатке перстня и даже на разных предметах домашнего обихода: на посуде, зеркалах. Такие родовые эмблемы и стали основоположниками науки о гербах – геральдики.

Историки считают, что основой современного герба стал символ, который появился еще во времена царствования Ивана Грозного. Именно он изобрал символом государственной власти двуглавого орла.

Геральдика отмечает, что во все времена на гербах использовались изображения птиц, зверей, рыб. Слайд №13.

Учитель: А сейчас ответьте на мои вопросы, разгадав кроссворд: “Проверь себя”. Слайд №14.

  1. Что изображено на Гербе России? (орел)
  2. Какой город является столицей России? (Москва)
  3. В Конституции записано, что надо знать и уважать… (символы страны)
  4. Как называли нашу страну в стародавние времена? (Русь)
  5. Как называется главная, торжественная песня страны? (Гимн)
  6. Как раньше называли флаг? (стяг)
  7. Как называется наша страна? (Россия)

Звучит песня “С чего начинается Родина”. Слайд №15.

– О чем говорится в этой песне?

– Что объединяет людей, живущих в нашем селе, области, стране?

Слайд №16.

Ученик:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем!

Учитель: Откуда же произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли ответ на этот вопрос в справочниках.

Ученик: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Ученик: В песне поется о том месте, где человек родился, где пошел в школу, где его друзья, мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие жизнь и имя. Главное– Родина начинается с отчего дома, семьи. Каждая семья имеет свою историю, свои традиции.

Учитель: Изучая свою родословную, вы многое узнали о своей семье, своих родственниках. Итогом этой работы стало генеалогическое древо семьи.

(Перед вами выставка “ Генеалогическое древо моей семьи”.) Слайд №17 Каждый из вас создал герб своей семьи. (группа ребят представляет свои гербы) Слайд 18-19.

Учитель:  Школа – наш второй дом. Большую часть времени мы проводим здесь. В школе, как в государстве, есть свои традиции, свои законы, свои правила. Вы их хорошо знаете.

Физ.пауза:

Давайте посмотрим, как вы их помните (стихотворение С.Михалкова “Школьнику на память”) Я читаю стихотворение, а вы молча выполняете правила.

Есть в школе и свой герб. Это огромное дерево. Слайд №20

Наша школа подобна этому дерево, на котором не счесть листьев. Это вы –учащиеся нашей школы– наше будущее. И все ваши добрые дела прибавляют ему силы. Всякое дерево имеет свои корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни на школьном гербе – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, наши выпускники, чьи дела помогают нам жить и учиться .

Наш класс – это тоже семья, только школьная, но, к сожалению, у нас нет своего герба. Давайте попробуем создать герб нашего класса.

Класс делится на три группы.

Звучит мелодия (“Дорогою добра”).

Дети выполняют наброски герба класса. В конце занятия организуется выставка работ каждой группы и их представление. Слайд №21.

Занятие заканчивается домашним заданием нарисовать герб села Остафьево.

Слайд №22.

Для этого необходимо:

  1. Узнать об истории села Остафьево (посетить музей Остафьево, взять интервью у старожилов села Остафьево).
  2. Отразить эту историю в гербе с. Остафьево.
  3. Представить работы на классную выставку для обсуждения.

На этом работа по изучению Государственной символики не заканчивается. Она будет продолжаться и в следующих классах по мере взросления учащихся. Варианты изучения Государственной символики будут усложняться.

Список литературы:

  1. Дегтярев А.Я.История российского герба. М.Военный парад 2000.
  2. Михайлов Г. Святые российские державы. Патриот Отечества №1, 2000.
  3. Степанищев А.Т.Бородина О.И. Атлас по истории России М., 2002.

Презентация

urok.1sept.ru

Россия — государство. Символы (герб, флаг, гимн), праздники. Что такое федерация? | ОБЖ. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Что такое государство? Как и в других странах, в России живёт множество людей. Все они не похожи друг на друга, имеют свои собственные взгляды на жизнь и свои жела­ния.

Государство — механизм управления обще­ством в какой-либо стране.

Ты знаком с правилами поведения, приня­тыми у тебя дома. Их устанавливают родите­ли. В государстве тоже есть обязательные для всех правила поведения — законы.

Государство имеет службу порядка. У нас она называется полицией. А ещё государство имеет армию — вооружённые силы, защищаю­щие страну.

У каждого государства есть свои символы — герб, флаг и гимн. По изображению государ­ственных символов мы можем понять, о какой стране идёт речь. Например, герб изображают на государственных печатях, деньгах, на одеж­де спортсменов, военных.

Флаг вывешивают на зданиях государствен­ных учреждений, посольств, на речных и мор­ских судах, на улицах городов во время празд­ников.

Герб и флаг России

Гимн — торжественная песня, прославляю­щая страну, исполняется в особых случаях, во время международных встреч, визитов государ­ственных деятелей. В честь победителей сорев­нований поднимают флаги их стран, исполня­ют национальные гимны. Когда звучит гимн, все обязательно встают.

Каждая семья отмечает свои домашние праздники: дни рождения, годовщины свадеб и другие. В каждой стране есть праздники, которые празднуют все её жители. Они назы­ваются государственными праздниками. Эти дни бывают нерабочими.

1, 2, 3, 4 и 5 января — новогодние ка­никулы,

1 января — Рождество Христово,

23 февраля — День защитника Отечества,

8 марта — Международный женский день,

1 мая — Праздник весны и труда,

9 мая — День Победы,

12 июня — День России,

4 ноября — День народного единства. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Полное название нашего государства — Рос­сийская Федерация. Что же означает слово федерация?

Федерацией называют государство, образо­ванное в результате союза, объединения всех входящих в него земель. Как большой дом со­стоит из отдельных квартир с живущими там семьями, так и наша страна состоит из от­дельных территорий с проживающими там на­родами. В каждой семье есть свои традиции, члены семьи соблюдают свои правила поведе­ния. Так и народы Российской Федерации живут по определённым законам.

Российская Федерация — союзное государ­ство, состоящее из равноправных участников: республик, краёв, областей, округов.

На этой странице материал по темам:
  • Doklad chto takoe gerb

  • Герб флаг гимн россии краткий доклад 2 класс

  • Реферат про гимн сокращенно

  • Доклад 5 класс что такое символика герб, флаг и гимн государства россии

  • Доклад гимн россии 2 класс краткое содержание

Вопросы по этому материалу:
  • Что такое государство?

  • Какие особенности есть у каждого государства?

  • Есть ли в государстве свои правила поведения? Как они называются?

  • Назови государственные символы.

  • Какие праздники считаются государственными?

  • Что такое федерация?

worldofschool.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *