Бермудский треугольник: удачный вымысел или суровая реальность мирового океана

Сколько существует человечество, столько же времени его постоянно сопровождают тайны и загадки, связанные с аномальными природными явлениями или со случайными совпадениями. И в том, и в другом случае события приобретают резонанс, обрастая слухами. Многие из них на поверку становятся обычным стечением обстоятельств, другие переходят в разряд легенд. Подобным образом обстоит дело с Бермудским треугольником, тайна которого продолжает беспокоить умы людей самых разных категорий, начиная рьяными поборниками аномальной природы происходящего, и заканчивая прожжёнными скептиками.

Такому положению вещей в немалой степени способствовали пресса, радио и телевидение. Это с их подачи в отдельных районах мирового океана история морских катастроф приобрела зловещий и мистический оттенок. Так существует ли на самом деле тайна Бермудского треугольника? Имеем ли дело с искусственно и искусно придуманным вымыслом, или действительно на нашей планете существуют таинственные и опасные для человека зоны?

Загадки ермудского треугольника

Исчезновение в Бермудском треугольнике кораблей и самолетов всегда сопровождается массой любопытных и интересных фактов. На сегодняшний день точного научного объяснения происходящего в этом районе океана нет, да и вряд ли будет. Во всем времена сильнейшие штормы, непроглядные туманы, магнитные бури, и погодные аномалии становились причиной гибели большого количества морских судов. В современную эпоху список морских катастроф стал пополняться случаями гибели самолетов, по неизвестным причинам потерпевшим крушение над морской гладью.

Много лет назад, когда человек не обладал достаточным багажом знаний, гибель кораблей на море могла быть объяснена чем угодно, только не научными фактами. Бедствия на море нередко списывали на божий гнев, на происки нечистой силы. История мореплавания пестрит подробными описаниями морских кораблекрушений, где в случаях исчезновения людей и гибели кораблей винили гигантское морское чудовище. Много пропавших судов списывали на происки дьявола и нечистой силы, как в случае с легендой о «Летучем голландце». Эти истории передавались из поколения в поколение, обрастая новыми фантастическими подробностями и невероятными фактами. Человеку всегда было удобно придавать трагической гибели людей ореол таинственности и мистики.

Недаром некоторые из сторонников фантастической версии природы этого объекта называют этот район океана воротами в другое измерение, опираясь на неоспоримые свидетельства и факты. Крушению судов нередко предшествовали серьезные аварии силовой установки и поломки навигационного оборудования. Прекрасным поводом считать происходящие катастрофы чем-то необычным являлось таинственное исчезновение людей. Любая серьезная авария на море, будь-то самолет или корабль, оставляет после себя массу следов. В ситуации с Бермудским треугольником часто отсутствовали не только следы катастрофы, но и точные данные о месте крушения.

На самом деле многое из того, с чем мы имеем дело, изучая историю морских катастроф и крушений самолетов, имеет простое научное и техническое объяснение. За всеми этими крушениями и каждой гибелью людей всегда что-то кроется. Либо это разбушевавшаяся стихия, либо чей-то злой умысел. Скептики допускают умышленное искажение фактов. С какой целью это возможно? С целью получения сенсационного материала или удобного сокрытия следов преступления. Чтобы разобраться во многих спорных моментах, достаточно перейти от легенд и теорий к голым фактам. Действительно ли воды Бермудского треугольника в течение многих лет опасны для человека, и почему загадочным образом воздушные суда и корабли исчезают в Бермудском треугольнике.

Предполагаемый район бедствия: реальная обстановка

Начать следует с того, что район в мировом океане, которому предписывают столь зловещую историю, достаточно обширный, и находится он на одном из самых оживленных транспортных перекрестков. Предположительно границами зоны бедствия является огромная по площади территория Атлантического океана, расположенная между южной оконечностью полуострова Флорида на Западе, Бермудскими островами на севере и островом Пуэрто-Рико на юге. Проще говоря, мы имеем дело с обширной территорией в северо-западной части Атлантического океана. Общая площадь этого громадного пространства достигает 1 млн. км.

Еще со времен Христофора Колумба, открывшего Америку в 1492 году, там, где находится Бермудский треугольник, был самый оживленный участок для морского судоходства. У судоходных и авиакомпаний просто не существует других путей, проложенных в обход участка океана с сомнительной репутацией. Все морские суда и воздушные лайнеры, курсирующие между Европой и Американским континентом, вынуждены держать курс через эти таинственные воды. В связи с этим любопытна одна деталь. При такой высокой интенсивности движения, когда водами Бермудского треугольника ежегодно курсируют тысячи судов, а в небе ежедневно пролетают десятки самолетов, реальное количество катастроф и аварий остается на среднестатистическом уровне.

Гораздо чаще случаются морские кораблекрушения в Восточно-Азиатском регионе, а Английский канал (Ла-Манш) вообще считается самой опасной зоной для морского судоходства. Что касается самолетов, то пассажирские, транспортные и военные борта падают с одинаковой регулярностью в любом уголке планеты.

Для тех, кто хорошо разбирается в тонкостях географии и морского туризма, Бермудский треугольник на карте мира найти не сложно. Это самый оживленный туристический район западного полушария. Главная и отличительная черта этого района мирового океана заключается в его туристической привлекательности. Здесь господствуют теплые воздушные массы, а морская вода прогревается до 25-30° С. Более 300 дней в году здесь стоит солнечная и теплая погода, а морская вода отличается высокой прозрачностью и чистотой.

По всему периметру Бермудского треугольника находятся самые популярные для морского туризма районы. Полуостров Флорида является областью развитого туристического бизнеса. Миллионы туристов из США и Европы ежегодно посещают Багамские острова и курорты Пуэрто-Рико. Багамские острова являются излюбленным местом для дайверов, которых не пугают таинственность данной территории.

На дне Бермудского треугольника не найдено никаких геологических аномалий. В этом районе Атлантического океана морское дно имеет характерное строение и не является активным тектонически участком. На нашей планете достаточно других районов, где геологическая и вулканическая активность может привести к катастрофическим последствиям.

Другими словами, интересующий нас регион планеты полностью интегрирован в мировую систему коммуникаций и цивилизационных благ. Его нельзя ни изолировать от остального мира, ни исключить из ареала обитания современной человеческой цивилизации. Все, что происходит в Бермудском треугольнике с кораблями и самолетами сегодня, не более чем статистика. Гибель людей — это всегда трагедия, однако в подобных случаях не стоит случившееся списывать на мистику. В районе Бермудском треугольника существуют реальные опасности, которые угрожают человеку. Здесь происходят частые ураганы, несущие опасность целым странам и всем прибрежным регионам. Не стоит забывать, что эту зону регулярно трясет. Новости о сильных и частых землетрясениях, происходящих на острове Пуэрто-Рико и на Ямайке, встречаются гораздо чаще, чем информация о пропавших судах и самолетах.

Основные теории аномального поведения Бермудского треугольника

Для того, чтобы иметь полное представление, что собой представляет Бермудский треугольник, достаточно отбросить все ненаучные гипотезы и предположения. Среди наиболее заслуживающих внимание теорий в научном сообществе преобладают следующие гипотезы:

  • опасность судам в этом районе могут представлять гигантские блуждающие волны, высота которых нередко составляет 30 метров;
  • океанская поверхность имеет способность к генерации инфразвуковых колебаний, которая негативно действует на человеческую психику;
  • наличие в толще воды гигантских газовых метановых пузырей, которые влияют на плотность морской воды;
  • резкая смена погодных условий, вызванная влиянием теплых вод Гольфстрима;
  • искривление пространства и геомагнитные аномалии.

К перечисленным теориям можно отнести и тот факт, что особенности рельефа морского дна затрудняют обнаружение останков судов, ставших объектом кораблекрушения. История с гигантскими волнами-убийцами вполне имеет право на жизнь. Подобные явления достаточно часто встречаются в практике мирового мореплавания, однако приписывать их локацию исключительно к району Бермудского треугольника не стоит. Такие волны гораздо чаще встречаются в Бискайском заливе и в северо-западной части Тихого океана у берегов Японии.

Инфразвуковые волны действительно оказывают на человека и другие живые организмы вредное воздействие. Остается только выяснить каким образом подобный эффект возникает на поверхности океана. Что касается газовых пузырей, то такие геологические объекты для земной литосферы явление частое. В недрах земной коры содержатся огромные залежи метана, который является продуктом распада органических соединений, накопившихся за миллиарды лет. Периодически большие скопления газа вырываются из земной толщи и поднимаются к поверхности. Сказать, что в этом плане территория Бермудского треугольника является чем-то особенной, нельзя. Подобные процессы часты в районах интенсивной морской добычи жидких углеводородов, которые разбросаны по всему земному шару.

Переходя к погодным условиям, которые могут стать причиной аварий морских судов и самолетов, не стоит драматизировать ситуацию. Уровень современной бортовой аппаратуры на кораблях и на самолетах позволяет контролировать погодную обстановку на маршруте следования. К тому же наземные службы обеспечивают мониторинг климатических изменений не только в этом регионе, но и по всей планете. Ни один диспетчер не даст разрешение на полет воздушного судна в районе образования плотных воздушных масс над океаном, где формируется область урагана или другого активного атмосферного явления. Проще объяснить произошедшие катастрофы с морскими судами сложностями данного региона в плане навигации. Воздушное пространство над районом Бермудского треугольника насыщено постоянно меняющими направление воздушными потоками. Аналогичным образом обстоит и морская обстановка. Эта область Атлантического океана изобилует обширными отмелями и рифами, которые сменяются глубокими впадинами и равнинными участками. Ввиду неоднородности подводного рельефа в толще океанской воды возникают многочисленные течения, способные вызывать гигантские водовороты.

Не следует сбрасывать со счетов и такое явление, как «мертвая вода», которое наблюдали в этом районе еще моряки Колумба. В результате контакта холодной и теплой воды на границе морских течений возникает термоклин. Меняется в зависимости от времен года ее соленость. Это может привести к резкому проседанию массивного теплого слоя морской воды. Подобные факты имели место в мировой практике. Свидетели аварий морских судов утверждают, что зоной Бермудского треугольника подобные явления не ограничиваются.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что таинственного Бермудского треугольника на практике не существует. На самом деле это всего лишь сильно раздутый до масштабов сенсации, гиперболизированный природный объект. Правильная подача фактов и замалчивание подробностей создают картину искривленного восприятия происходящих событий, добавляя случившемуся драматизма и таинственности.

Самые известные истории Бермудского треугольника

Информация обо всех случаях кораблекрушений, исчезновениях в Бермудском треугольнике судов и самолетов, другие данные занесены во все специальные справочники. Считается, что жертвами различного рода происшествий, случившихся в районе Бермудского треугольника стали более тысячи человек, однако точных данных по этому поводу нет. Это всего лишь догадки и предположения.

История некоторых катастроф является интересной и по-настоящему таинственной. Чего только стоит случай, когда в марте 1918 года в районе Бермудского треугольника пропал громадный грузовой корабль «Циклоп». Исчезновение «Циклопа» со всем экипажем и с 306 пассажирами на борту является одним из самых необъяснимых происшествий в истории мирового мореплавания.

Другая сенсация, связанная с историей этого таинственного места, связана с пропажей целого звена боевых самолетов. При отличной погоде 5 декабря 1945 года недалеко от побережья Флориды исчезло сразу пять торпедоносцев «Эвенджер». Все пять машин сначала исчезли с экранов радаров, а через некоторое время бесследно пропали. Ни один пилот не передал на аэродром сигнал об аварии на борту. Самые тщательные поиски не дали никаких результатов. К месту катастрофы на поиски были отправлены другие самолеты, однако ни следов, ни обломков самолетов обнаружено не было.

Вдобавок ко всему вместе с экипажем исчез и патрульный самолет, отправленный на поиски пропавших торпедоносцев.

Можно долго заниматься перечислением морских аварий и крушений воздушных судов, случившихся в этом районе. История с Бермудским треугольником — это своеобразная дань стремлению и интересу человека ко всему неизведанному и таинственному.

comp-pro.ru

Бермудский треугольник — Бермуды — Аномалии — Архив статей — Ufogid.ru

Mировой океан скрывает в себе множество тайн, первая среди них — загадка Бермудского треугольника, где за обозримое время бесследно исчезло немало кораблей и самолетов. Относительно таинственного района в западной Атлантике уже около 100 лет ходят легенды: о космических пришельцах, чудищах, необычных газах и испарениях, поднимающихся из недр Земли, о неизвестных феноменах: прыжках через пространство и время, черных дырах, а также о секретных экспериментах американских военных. Их обвиняют в потере людей и техники. Подобные теории не выдерживают серьезной критики. Но до сих пор никто не смог дать вразумительного объяснения таинственным явлениям в заколдованном треугольнике.

5 декабря 1945 г. у берегов Флориды бесследно исчезли 5 американских бомбардировщиков — торпедоносцев.

Британский океанский парусник «Маркес» затонул во время регаты в 1984 г. севернее Бермудских островов.

Между 1945 и 1975 гг. в Бермудском треугольнике пропали 37 самолетов и 38 судов.

Бермудский треугольник находится между Бермудскими островами, Флоридой и островом Пуэрто-Рико. Бермудский треугольник, где погибли сотни людей, называют «Кладбищем Атлантики». Возможные аномалии в опасном районе Бермудского треугольника исследуются с космической станции. В 1974 г. книга Чарльза Берлица «Бермудский треугольник» в течение нескольких месяцев стала мировым бестселлером. В сущности по-другому и быть не могло, разве что на успех книги могло повлиять одно обстоятельство: поводом для безудержной фантазии автора стала трагическая судьба сотен и сотен людей, погибших в этом районе океана. Это придавало книге оттенок зловещей реальности. Обычные признания ответственных лиц, что они-де пока не в состоянии истолковать мистические случаи в треугольнике, Берлиц объясняет стремлением политиков, транспортных компаний, службы береговой охраны и туристских организаций замять дело. Многочисленные писатели живо ухватились за популярную тему и создали целый цикл легенд о Бермудском треугольнике. Прежде чем перейти к фактам, следует кратко обрисовать спектр фантастических «объяснений» существующего феномена. Именно распространение спекуляций на данную тему не позволяет ученым предлагать реалистические гипотезы. Поводом для спекуляций является слишком частое по сравнению с другими районами исчезновение самолетов и судов в акватории океана между Флоридой, Бермудскими островами, островом Пуэрто-Рико и Багамским архипелагом. Катастрофы на море и в воздухе происходят, как правило, быстро. Обычно им предшествует выход из строя всех бортовых инструментов, в частности, навигационной системы (компасов, систем искусственного горизонта, радаров), системы управления, средств связи. Этим явлениям авторы специальной литературы дают (среди прочего) следующие объяснения:

1. Пришельцы из других миров, забирают людей, корабли и самолеты для изучения и затем исчезают вместе с ними во Вселенной.

2. Пришельцы прилетают с Марса и других безводных планет и забирают воду из океана в районе Бермудского треугольника. При этом сильные магнитные поля вокруг их кораблей, их двигатели на ядерном горючем воздействуют на земные суда и самолеты, следующие курсом через злосчастный район.

Воздействие внеземных сил

3. Катастрофы устраивают человекоподобные существа, стоящие на высокой ступени развития, которые на протяжении тысячелетий живут под водой в куполообразных жилищах.

4. Жители Венеры хотят колонизировать Землю и вырыли под толщей воды в районе Бермудского треугольника пещеры, которые используют в качестве опорного пункта. Давление на глубине 910 м соответствует атмосферному давлению на их планете. Во время челночных полетов инопланетян от Венеры до Земли и при погружениях случаются аварии с земными транспортными средствами.

5. В загадочных катастрофах повинны существа, живущие внутри Земли, которые соорудили под морским дном крупные силовые установки, вызывающие магнитные возмущения.

6. До всемирного потопа, который был вызван глобальной атомной катастрофой, в данном районе жил народ атлантов, о которых мы знаем только из преданий. Атланты активировали некий мощный прибор, предполагая, что он станет служить источником энергии для всего мира. Этот кристалл или подобный ему энергетический центр ушел под воду вместе с Атлантидой, но и сегодня время от времени он самостоятельно включается и излучает энергетические поля, несущие уничтожение всему живому. Что на самом деле происходит в Бермудском треугольнике? Описания многих пилотов и капитанов судов, которым удалось спастись, удивительно совпадают. Почти все они сообщают о странных светящихся зонах, внутри которых перестает работать вся бортовая электроника. Некоторые рассказывают о своеобразных световых явлениях, например, о больших сверкающих шарах, двигающихся под водой или в небе. Можно ли объяснить эти феномены сильными магнитными вихрями?

7. В районе Бермудского треугольника обитают допотопные чудовища. Они-то и утаскивают на дно проходящие мимо корабли.

8. Из трещин на дне океана на поверхность планеты с огромной энергией вырываются газы и пары, обладающие неизвестными науке физическими и химическими свойствами. Они создают магнитные поля, разрушающие корабли и самолеты. Когда сила этих паров и газов незначительна, они не причиняют вреда, однако у членов экипажей судов вызывают галлюцинации и бред, отчего люди бросаются за борт и тонут.

9. Эльфы, русалки, карлики, домовые, гномы и даже черти отнюдь не сказочные образы, а, по утверждению энтузиастов-уфологов, реальные существа. В Бермудском треугольнике они появляются особенно часто.

10. В Бермудском треугольнике неизвестные физические феномены приводят к пространственно-временным прыжкам, и пропавшие корабли и самолеты переходят в четвертое измерение, в прошлое или будущее. Другой вариант: их похищают те могущественные существа. В этой и порой в других точках Мирового океана появляются объекты из иных сфер: НЛО, корабли из ушедших эпох, самолеты, которые упали много лет назад. Упоминается и «Летучий голландец».

Дыра в небе

11. Здесь, благодаря кривизне пространства, открывается прямой путь в космос к другим мирам.

12. В 1943 г. военно-морской флот США проводил секретный эксперимент, получивший название «Филадельфийский эксперимент». Его цель — сделать невидимым корабль с экипажем с помощью сильных магнитных полей. Практическое применение эйнштейновской «теории единого поля» оказалось столь удачным, что появилась возможность совершать прыжки через пространство-время, и в октябре 1943 г. эскадренный миноносец с полным экипажем в течение нескольких минут был перенесен из Филадельфии в Норфолк и обратно. Спустя несколько лет корабли и отдельные члены его экипажа время от времени стали исчезать и появляться в других местах. Нечто подобное, по мнению сторонников этой теории, стало происходить после 1945 г. в Бермудском треугольнике. Удивляет, что авторы, пишущие о Бермудском треугольнике, больше верят таким «объяснениям», чем трезвым доводом ученых, старающихся убедить: здесь мы столкнулись с еще неизвестными природными феноменами. Что на самом деле происходит в Бермудском треугольнике? Прежде всего, в этом районе Мирового океана в силу непонятных причин исчезли многие надводные и воздушные корабли, большая часть бесследно: на месте гибели не было обнаружено ни обломков, ни мертвых тел, ни даже масляных пятен на воде, причем даже в тех случаях, когда поисковые экспедиции прибывали на место катастрофы немедленно. 5 декабря 1945 г. пропали пять бомбардировщиков-торпедоносцев типа ТБМ-3 Эвенджер, а вместе с ними и поисковый самолет-спасатель. Специалисты стали вести статистику чрезвычайных случаев и фиксировать сопутствующие обстоятельства. За 30 лет, с 1945 по 1975 г., в списках пропавших в треугольнике числятся 37 самолетов, один аэростат и 38 судов различного назначения и водоизмещения, включая атомную

Бесследные исчезновения

подводную лодку. К ним следует прибавить и 10 небольших судов: моторную лодку, парусную яхту, рыболовный катер и даже шхуну, которые были найдены в полной исправности, но без единого члена команды. Подобные загадочные случаи происходили и до 1945 г. Среди без вести пропавших самолетов числятся машины различных типов: от одномоторного спортивного самолета до бомбардировщиков, грузовых самолетов, реактивного истребителя «Фантом», четырехтурбинного самолета, предназначенного для полетов в стратосфере, пассажирских лайнеров. Данные неофициальной статистики значительно превосходят цифры, приводимые в правительственных хрониках. Ни одно из потерпевших морских или воздушных судов не подавало сигнала о помощи непосредственно перед исчезновением. Однако известно немало случаев, когда незадолго до катастрофы судовой радист передавал на землю, что у них «все в порядке», «погода отличная», «скоро будем на месте» и т.п. Правда, часто радиоконтакт внезапно обрывался. В отдельных случаях наземные станции получали сообщения, которые приводили персонал в замешательство: так, пилот военно-морских сил, индеец по национальности, запел на родном языке песню смерти. Другой пилот военно-морского флота США, управлявший самолетом П-2, прокомментировал ситуацию следующими словами: «…Выглядит так, словно мы попали в белую воду… Мы совсем потерялись… Не можем установить направление». Впрочем, в Бермудском треугольнике случаются не только пропажи. Многим пилотам и капитанам удавалось спасти свои суда. В их показаниях обнаруживаются удивительные совпадения. Почти все они говорят о туманных зонах цветом от белого до светло-зеленого или облаках, поднимавшихся вертикально. Внутри этих облаков полностью выходила из строя бортовая электроника, а иногда и двигательные установки. Люди теряли всякую ориентировку и жаловались на головокружение, один пилот на время ощутил невесомость. Едва самолет или корабль выходил из светящейся зоны, все приборы начинали работать как ни в чем не бывало. Порой пролет через такое облако приводил к смещению полетного времени, что, как правило, выражалось в значительном сокращении расстояния. Подсчитали, что небольшие спортивные самолеты пролетали загадочный участок со скоростью около 1500 км в час.

Мы совсем потерялись..

Иногда наблюдался обратный эффект. Мистическим кажется случай, произошедший с пассажирским самолетом компании «Нэйшнл Эйрлайнз» во время подлета к аэродрому Майами: в течение 10 минут службы наземного управления полетами не имели с самолетом радиоконтакта, и даже на экранах радаров самолет не появлялся. Члены экипажа после приземления в один голос утверждали, что не заметили прекращения связи. Тем не менее бортовые и наручные часы пассажиров отставали ровно на десять минут. Некоторые из тех, кому едва удалось избежать гибели, впоследствии рассказывали о странных световых явлениях типа светящихся шаров, которые двигались под водой или в воздухе, а иногда стремительно бросались на корабль или самолет. Один пилот наблюдал, как его машину постепенно начало окутывать свечение. Почти все пострадавшие упоминают белые или светящиеся участки воды, куда один пилот гидросамолета даже ухитрился посадить свою машину, чтобы взять пробы. Оказалось, что вода имеет очень высокое содержание серы. Почти все свидетельствуют о частичном или о полном исчезновении линии горизонта. В большинстве случаев погода сохранялась хорошей, и море было спокойным. Исключение составляют поднимающиеся из глубины огромные водяные купола диаметром более 2 км и высотой до нескольких сотен метров. Случается также, что из воды внезапно вырываются фонтаны на высоту от 10 до 20 м. Бросается в глаза необычный светло-зеленый цвет воды. Все явления, о которых постоянно упоминают участники невероятных событий, полностью вписываются в теорию завихрений очень сильных магнитных полей, приводящих к различным последствиям: от помех в работе бортового оборудования до световых эффектов. Об опасности подвергнуться воздействию магнитных полей в данном районе предупреждают и воздушные карты. Каким образом возникают эти явления, которые отнюдь нельзя назвать уникальными на планете? В Мировом океане замечена другая зона, где нередко происходят аналогичные вещи, — это так называемое «Дьявольское море» между Японией и островами Огасавара (Бонин), объявленное японским правительством в 1955 г. опасным участком. «Дьявольское море» лежит на той же широте, что и Бермудский треугольник. Согласно теории И. Сандерсона, на карте мира равномерно отмечены 12 таких аномальных районов. Центры десяти, по мнению ученого, лежат на 30° северной и южной широты. Расстояние между ними измеряется 73° долготы. Две зоны располагаются на полюсах. Интересно, что одна из десяти зон попадает на Центральную Сахару в район Таурега. Именно там местные кочевые племена с незапамятных времен сохранили легенды о районе дюн, откуда никто не возвращается. Многие отправлялись на ее поиски, но назад приходили единицы, лишившиеся рассудка. Анализ показывает, что в сердце Сахары магнитные компасы работают с отклонениями — наблюдаются нарушения магнитного поля. Разумеется, его гипотеза Сандерсон, даже если она верна, никак не объясняет загадочные природные феномены. Выдающийся писатель-фантаст Айзек Азимов лаконично заметил по поводу катастроф в Бермудском треугольнике: любой несчастный случай в принципе остается «загадочным» до тех пор, пока не будут выяснены причины и обстоятельства трагедии.

ufogid.ru

Дно бермудского треугольника

Рельеф дна в этом районе океана хорошо известен. Известно даже, что находится здесь под дном на глубине нескольких километров. На флоридском шельфе, на Багамах и у Бермудских островов было проведено множество бурений и геофизических исследований. Течения, температура воды, ее соленость и движение воздушных масс над океаном — это явления и процессы, о которых написаны уже тысячи страниц. И в этом отношении бермудский треугольник относится к наиболее исследованным частям Мирового океана.

Действительно, в район бермудского треугольника было направлено много экспедиций, но не за тем, однако, как пытаются убедить нас любители таинственного, чтобы приоткрыть завесу над его тайнами, а для изучения Гольфстрима, влияния океанских вод на погодные условия, для изучения морского дна и его минеральных богатств, а также геологического строения земной коры глубоко под дном океана. Сторонники таинственного треугольника правы в одном: это очень сложный район океана. В нем соседствуют огромные мелководья и глубоководные впадины, сложная система морских течений и запутанная атмосферная циркуляция. И в этом мы еще убедимся. Начнем с описания морского дна, потом перейдем к морской поверхности и завершим атмосферой.

В бермудском треугольнике мы обнаруживаем следующие формы рельефа морского дна: шельф с мелководными банками, материковый склон, краевые и срединные плато, глубокие проливы, абиссальные равнины, глубоководные желоба. Редкое разнообразие для такого относительно небольшого участка Мирового океана! Мы можем с известной долей приблизительности указать, какую часть дна занимают отдельные формы рельефа:

абиссальные равнины35% шельф с мелководными банками25% материковый склон и подножие18% краевые и срединные плато 15% глубоководные желоба 5% глубокие проливы2% подводные горы 0,3%

Доля каждой из этих форм была установлена планиметрированием крупномасштабной морфологической карты морского дна. Достаточно взглянуть на морфологическую карту, чтобы увидеть, что бермудский треугольник можно разделить на две части:

южную с шельфом Флориды, Багамскими банками, проливами и глубоководным желобом Пуэрто-Рико. В этой части рельеф морского дна выглядит весьма пересеченным: обширные отмели чередуются с проливами и большими океанскими глубинами; северную с более однообразным рельефом дна. Широкий шельф переходит в просторную глубоководную равнину, на севере и востоке которой выступают подводные горы и довольно большое Бермудское плато.

В бермудском треугольнике, как в восточной, так и в северной его части, располагается несколько подводных гор. Некоторые из них имеют названия, другие безымянны. Подводные горы представляют собой конусы более или менее правильной формы. Они возвышаются над плоскостью дна по крайней мере на 150-200 м и выше. Более низкие конусы называются подводными холмами. В плане они имеют круглую или эллипсовидную форму, их диаметр составляет от нескольких километров до нескольких десятков километров. Склоны подводных гор более отвесные, чем склоны гор на суше, их уклон чаще всего 10—30°. Не являются исключением и сорокаградусные склоны.

У подводных гор склоны правильные, равномерные, иногда осложненные несколькими террасовыми ступенями. В первом случае горы выглядят как простые конусы, во втором — похожи на огромные цоколи, из которых поднимаются несколько конусов меньшего размера. Подножие больших подводных гор очень плавно переходит в ложе океана. Некоторые подводные горы прячут свои вершины глубоко под водой, другие выступают над поверхностью в виде островов. Однако и в этом случае определение «подводная гора» совершенно уместно, ибо то, что возвышается над уровнем океа­на, представляет собой лишь малую часть того, что скрыто под водой. Острова, давшие название всему бермудскому треугольнику, являются вершинами подвод­ных гор, поднимающихся с поверхности Бермудского плато. Материал подводных гор, базальт, скрыт от нашего взора, поскольку горы покрыты мощными корал­ловыми рифами. Некоторые подводные горы возвышаются на дне океана в одиночку, другие образуют группы. Следует также отметить, что в Атлантическом океане их значительно меньше, чем в Тихом, где их количество составляет около 2000 (в Атлантическом океане их насчитывается лишь несколько десятков). В самом бермудском треугольнике, в его классических границах, имеется не более 5—б подводных гор.

Подводные горы — явление, безусловно, очень интересное, но в наше время уже абсолютно не загадочное. Они образовались так же, как и базальтовые горы на суше — в результате вулканической деятельности. В местах, где на морском дне возникал раскаленный очаг или какая-либо трещина, начинал изливаться базальт. Под водой он быстро охлаждался, и потоки лавы нарастали один на другой, пока не образовались горы высотой в несколько километров.

На морском дне бермудского треугольника располагается и глубоководный желоб — самая глубокая часть океанского дна. По острову, с которым он соседствует, его называют желобом Пуэрто-Рико (на морфологической карте выглядит как овальное черное пятно в правом нижнем углу треугольника). В желобе Пуэрто-Рико, отмечаются самые большие глубины во всем Атлантическом океане.

Его глубина8742 м. Это одно­временно и максимальная глубина Атлантического океана.Подводные, или глубоководные, желоба представляют собой длинные вытянутые понижения, имеющие в поперечнике асимметричную форму. Склон, расположенный ближе к острову (в данном случае к Пуэрто-Рико), более крутой, примерно 8—10°, склон, обращенный к океану, более пологий, его крутизна 3—5°. По своим размерам желоб Пуэрто-Рико относится к средним.

Его длина составляет 1550 км (для сравнения — длина самого длинного на земном шаре желоба — Перуанско-Чилийского5900 км, а самого глубокого — Марианского — 2550 км). Но желоб Пуэрто-Рико весьма широк — до 120 км, и по этому показателю он один из «лидеров». Марианский, к примеру, в два раза уже. Общая площадь дна желоба Пуэрто-Рико равна 186 тыс. км2.

Самые глубокие части океанов всегда являются, в представлениях фантастов, прибежищем таинственных сил и неведомых созданий. Желоб Пуэрто-Рико словно создан для подобных вымыслов. Однако на его дне нет ничего таинственного или сверхъестественного, только илы, вулканический пепел, местами слои мелкозернистых песков, а в осадках и над ними — особые глубоководные организмы, например губки, голотурии (морские огурцы), черви.

Ну а в водной толще — глубоководные рыбы. Нужно еще добавить, что Тихий океан держит первенство не только по числу подводных гор, но и по количеству глубоководных желобов. Их в нем по меньшей мере 20, тогда как в Атлантическом океане только 4.

Подо дном же бермудского треугольника находятся в основном осадочные породы — известняки, песчаники, глины. Толщина их слоя колеблется от 1-2 км (Бермудское плато) до 5-6 км (Багамские банки и их орестности). Средняя, скорость осадконакопления составляет примерно 6 мм за 150 лет, т.е. можно с уверенностью сказать, что за последние 120-130 млн. лет в природе дна треугольника мало что изменилось.

Итак, что же можно сказать в завершение? А то, что область бермудского треугольника весьма интересна с точки зрения геологии и географии. Здесь на ебольшой площади сосредоточено множество форм рельефа морского дна, чего нет более почти ни в одном другом месте. Вот другие яркие особенности, характерные для бермудского треугольника:

1. Здесь встречаются самые северные коралловые рифы в мире

2. Известняковая платформа, являющаяся основой дна треугольника представляет собой уникальное геологическое образование. Здесь отложился почти шестикилометровый слой известняков, а на протяжении 100 млн. лет сохранялись практически неизменными те же природные условия, что и в настоящее время.

3. Желоб Пуэрто-Рико — самый глубокий в Атлантическом океане, причем расположен в непосредственной близости к Багамским банкам, глубина в районе которых составляет в среднем всего лишь несколько метров.

nlo-mir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *