Первая советская амфибия ГАЗ-46 . Чёрт побери

ГАЗ-46 — машина советского производства, сборкой которой занималось горьковское предприятие в течение пяти лет (1953-1958). На вооружении в армии обозначалась «МАВ» — малый автомобиль водоплавающий. Технику использовали в разведовательных операциях и для осуществления работ различных видов на водоёмах.

Общая информация ГАЗ-46

Великая Отечественная война дала военному руководству много плодов для раздумий. Армейский транспорт существенно уступал зарубежным аналогам, а некоторых видов не было вовсе. Советское машиностроение не выпускало плавающие машины, которые решали множество стратегических задач.

Во время войны по программе союзной поддержки СССР получил от Канады и Британии партии DUKW и Ford GPA, которые представляли собой полноприводные шестиколёсные и четырёхколёсные амфибии соответственно. Их применяли для транспортировки грузов и людей через реки на Дальнем Востоке. Автомобили понравились военному руководству, поэтому их включили в план перевооружения армии. После окончания военных действий самые опытные инженеры страны занялись созданием плавающих автомобилей.

Приоритетной целью стал выпуск легковой амфибии, которой могли бы пользоваться руководители различных военных подразделений. Для разработки автомобиля ГАЗ-46 использовали некоторые технические узлы Ford GPA.

История создания амфибии ГАЗ-46

После окончания ВОВ специалисты НАМИ занялись разработкой плавающей машины. За базу своего проекта они взяли популярный джип ГАЗ-67, производство которого было хорошо отлаженным в последние годы. Технические узлы советского продукта решили совместить с американским Ford GPA, который состоял на вооружении советской армии с 1942 года. Конструкторы планировали существенно переработать зарубежный аналог, приспособив к условиям нашей страны.

НАМИ-011

В конце июля 1948 года эксперты Инженерного комитета ВС СССР утвердили все требования и пожелания по новой разработке. Ей присвоили наименование НАМИ-011, а в армии техника числилась под индексом «МАВ». Новую амфибию планировали использовать для транспортировки по суше и воде небольших грузов и малых группы людей (до 5 человек), буксировки катеров, небольших прицепов, понтонных и других плавающих средств, применяемых в СССР.

Готовящийся серийный выпуск нового продукта сопровождался одной проблемой: ГАЗ-67, который лежал в основе, был создан в военные годы и к началу 1950-х годов морально устарел. В течение последних нескольких лет его планировали заменить перспективной 69-й моделью. Инженеров НАМИ это не тревожило, поэтому в конце весны 49-го года они собрали первые опытные образцы, которые отправили на прохождение заводских тестов. Летом этого же года техника прошла полигонное тестирование, а осенью межведомственные испытания в Ленинграде. Автомобиль показал отличные результаты на всех инстанциях. Всех конструкторов за хорошую работу наградили государственной наградой по указанию главкома.

Через некоторое время один опытный образец НАМИ-011 и техническую документацию к нему отослали на Горьковский автомобильный завод. Планировалось, что после небольшой доработки устройства начнётся массовый выпуск перспективной амфибии. К морально устаревшей основе техники добавилась ещё одна проблема: инженеры НАМИ провели все работы на скорую руку, что негативно сказалось на качестве. Чертежи и другая техническая документация имели огромное количество ошибок, что исключало возможность конвейерного производства.

Несмотря на недовольство местных специалистов, отказываться от выполнения государственного заказа, который получил Сталинскую премию, в те годы было нельзя. На заводе собрали специальную группу, руководителем которой назначили Крещука. Ей поручили внести необходимые исправления в присланные из Москвы документы. В 1944 году на предприятии уже планировали выпускать плавающую технику на базе ГАЗ-67, но от этой идеи в скором времени отказались из-за её бесперспективности. В НАМИ ошибки во время разработки исправляли различными методами, которые не годились для массового выпуска, исправлением чего и занялся Крещук. В это же время руководство Горьковского автомобильного завода отдавало предпочтение 69-й модели, так как при её разработке изначально допускалась возможность переоборудования в водоплавающую машину.

Появление ГАЗ-46

За год команда Крещука внесла в техническую документацию требуемые изменения. Конечный вариант можно было отправлять на конвейер для серийного выпуска. Параллельно с работой над НАМИ-011 другой состав конструкторов под руководством опытных специалистов трудился над разработкой амфибии, в основу которой легли технические узлы инновационного внедорожника ГАЗ-69. Новой разработке присвоили наименование ГАЗ-46 МАВ. Руководство предприятия, видя серьёзный вклад сотрудников в разработку двух конкурирующих проектов, планировало выпустить их одновременно на испытания. В таком случае, основной заказчик (Армия СССР) мог выбрать наиболее современный вариант.

В 1951 году прошло генеральное тестирование доработанной машины Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. За ним следили специалисты Инженерного комитета ВС СССР. Все испытания ГАЗ-011 прошёл успешно, Крещуку удалось добиться снижения массы, улучшения проходимости, увеличения максимальной скорости и повышения запаса рабочего ресурса основных агрегатов. Проблема запуска серийного выпуска крылась в отказе горьковского предприятия от производства 67-й модели ввиду постановки на конвейер более современного ГАЗ-69. Делать выбор в пользу основного конкурента — ГАЗ-46 — нельзя было из-за симпатии военного руководства к 11-й амфибии. Путаница и нерешённость продлились до 1952 года, пока Крещук в секретном письме не доложил Сталину о проблеме с плавающей техникой на заводе.

Реакция главкома не заставила себя ждать. Сталин лично вмешался в ситуацию, уволив и понизив многих руководителей и чиновников предприятия. Ввиду плохого качества НАМИ-011, решение о присуждении награды конструкторам отменили. В конечном итоге, на горьковском заводе сделали выбор в пользу ГАЗ-46. За 1953 год с конвейера сошло 68 машин 11-й модели, что полностью соответствовало составленному производственному плану на этот год.

Конструкция ГАЗ-46

Технические характеристики:

    Длина — 4,9 м;Высота — 1,8 м;Ширина — 1,9 м;Колёсная база — 2,3 м;Колёсная формула — 4х4;Клиренс — 28 см;Вес — 1,8 т;Объём силового агрегата — 2,112 л;Мощность — 55 л.с. при 3,6 тысячах оборотах;Крутящий момент (макс) — 125 Нм при 2 тысячах оборотах;Максимальная скорость на суше / наплаву — 90 кмч / 9 кмч.

Кузов

Для возможности передвигаться по воде конструкторы на коробчатой раме собрали сварной корпус из стали. Для дополнительной герметизации из его устройства исключили двери. Кузов состоял из трёх частей, которые отделялись друг от друга вертикальными перегородками. Силовой агрегат и трансмиссионная система находились в переднем отсеке. Элементы управления транспортом и пассажирские места располагались в центральной части. Перевозимый груз, запасные детали и инструменты для обслуживания клались в заднее отделение.

На носу техники находился волноотбойный щиток. Водитель выдвигал его перед погружением на воду. Он предназначался для защиты от попадания воды в разъёмы охлаждения двигателя и кабину. Также он способствовал исключению возможности зарывания транспорта в воду. К дополнительным приспособлениям относили кнехт для буксировки автомобиля по воде и кабестан для спасательного буя. Рычажные амортизаторы выдвинули за пределы корпуса. Запасные колёса разместили в задней части.

Моторное отделение и управление

За передвижение машины отвечал бензиновый мотор от ГАЗ-20М, который имел четыре цилиндра. От ГАЗ-69 конструкторы взяли ходовку и трансмиссионные механизмы. Силовая установка работала вкупе с коробкой передач механического типа. Она обладала четырьмя ступенями: тремя передними и одной задней. Также в конструкцию включили раздаточную коробку с двумя скоростями.

При переходе на воду мотор сменялся трёхлопастным грёбным винтом. За его работу отвечал карданный вал, входивший в конструкцию раздатки. Вместо стандартного рулевого механизма для регулировки направления на воде применялся водяной руль. Он находился в струе воды, которую образовывал винт. Для ГАЗ-46 амфибии были разработаны специальные колёса. Водитель, двигаясь по бездорожью, мог дистанционно снижать давление в шинах для увеличения проходимости.

Другие узлы

Конструкторы всю проводку сделали герметичной, включая распределитель зажигания. Никакой дополнительной защиты при преодолении водных преград не требовалось. Для исключения возможности затопления глушителя и выхлопной трубы, их переместили на переднюю часть. Одним из главных минусов был сильный шум от глушителя. В условиях боевых операций он раскрывал местоположение машины. Удачным конструкционным решением стал перенос горловины топливного бака в носовой отсек. Экипаж мог проводить дозаправку транспорта прямо наплаву.

Салон

Внутри кузова не было красивого дизайна. Так как основными заказчиком являлась армия, приборная панель и сопутствующие элементы получились простыми, потому что их главной задачей было информирование водителя о состоянии транспорта. Низкий уровень комфорта для экипажа получился по аналогичным причинам. По внешнему виду амфибия получилась похожей на катер. Приборную панель оснастили спидометром, тахометром и индикатором проникновения воды в салон.

Коробкой передач шофёр управлял посредством рычагов, находящихся справа от него. Педали получили необычную форму. Их разместили максимально близко друг к другу, чтобы поместить в одно отверстие (сделано для повышения герметичности). Лобовое стекло крепилось к откидывающейся раме. Её экипаж поднимал на время передвижения по воде, чтобы обезопаситься от попадания воды внутрь салона. Для защиты от осадков можно было установить тент. Экипаж размещался на пяти сиденьях — два отдельных спереди и совмещённый диван сзади. Задние места не имели регулирующих механизмов. Топливный фильтр переместили в салон. Это упрощало проведение ремонтных работ.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-46 — отличная разработка советского машиностроения, которая несла хорошую службу в течение пяти лет в различных военных отраслях. Некоторые экземпляры экспортировали в страны, которые подписали Варшавский договор.

В 1958 году производственную мощность перенесли на ульяновское предприятие УАЗ. Однако выпуск не продлился долго ввиду невозможности собирать амфибии из-за отсутствия необходимых запчастей для сборки технических узлов. В скором времени 46-ю модель заменили новыми БРДМ. По неофициальным данным, за пять лет было собрано около 650 экземпляров.

chert-poberi.ru

НАМИ-011/ГАЗ-011, ГАЗ-46

Статья опубликована 08.08.2014 12:06
Последняя правка произведена 09.08.2014 06:25
ГАЗ-46

«Газ-46», он же, «МАВ» (Малый Автомобиль Водоплавающий), выпускался на заводе ГАЗ с 1953 года. В первую очередь предназначался для нужд армейской разведки, но так же хорошо зарекомендовал себя и при выполнении инженерных работ на воде.

История

Великая Отечественная война показала сильное отставание советской автомобильной промышленности от уровня Европы. Многие зарубежные модели машин не имели аналогов в нашей стране, такими, например, были автомобили-амфибии. Военным особенно понравились ленд-лизовские модели «GMC-DUKW-353» (DUCK) и «Ford GPA» за их удобство и многофункциональность.

«GMC-DUKW-353» (DUCK) и «Ford GPA»

Находясь под впечатлением от зарубежной техники, Инженерный комитет Вооруженных Сил потребовал от советских конструкторов сделать аналог, который ничем не должен был уступать от зарубежных машин. Задание было поручено институту НАМИ, опытные образцы необходимо было сдать уже в марте 1949 года. Таким образом, на разработку отводился всего 1 год.

Конструкторы решили не изобретать велосипед и за образец взяли американский джип Ford GPA, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Советская амфибия получилась почти копией американца, вот только базировалась на агрегатах бортового вездехода ГАЗ-67. К моменту завершения проектирования, этот заслуженный автомобиль-солдат был отправлен «на дембель». Так что документацию, переданную в Горький, переделали под новенький ГАЗ-69.

Гадкий утенок

Для конструкторов не составляло труда собрать из имеющихся деталей автомобиль, но вот сделать его унифицированным, и запустить в массовое производство было действительно трудно. Чертежи, которые предоставил НАМИ, имели ряд неувязок и недоделок. Было ясно, что модель «НАМИ-011» проживет не долго. После ряда доработок со стороны завода ГАЗ, автомобиль «НАМИ-011» был запущен в серийное производство, но только под другим именем «ГАЗ-011». Одновременно завод начал разработку собственной амфибии, которая впоследствии получила название «ГАЗ-46». Автозаводцы решили не вносить ничего нового в конструкцию автомобиля, а лишь развивали идеи американского форда.

ГАЗ-46 и ГАЗ-011 ГАЗ-46 и ГАЗ-011

По суше «ГАЗ-46» разгонялся до 90 км/ч, по воде плыл со скоростью 4 узла, т.е. 8 километров в час. На приборном щитке имелась особая красная лампочка – индикатор протечки воды в трюме.

«Газ-46» эпизодически выпускали до 1961 года на заводе гусеничных тягачей. В Ульяновске, где крупными сериями строили базовый ГАЗ-69, для производства Малого Водоплавающего не нашлось ни площадей, ни оборудования.

Характеристики ГАЗ-011,ГАЗ-46, Ford GPA:

Модель амфибии ГАЗ-011 (1953) ГАЗ-46 (1953) Ford GPA (1943)
Тип кузова водоизмещающий, тент водоизмещающий, тент водоизмещающий, тент
Число мест 5 5 5
Длина, мм 4855 4930 4620
Высота, мм 1800 1770 1840
Ширина, мм 1760 1900 1630
Колесная база, мм 2110 2300 2135
Дорожный просвет, мм 280 280 220
Масса снаряженная, кг 1970 1270 1580
Полная масса, кг 2470 1800 1830
Тип привода полный (подключаемый) полный (подключаемый) полный (подключаемый)
Раздатка 2-ст. 2-ст. 2-ст.
Коробка передач 4-ст. 3-ст. 3-ст.
Тип двигателя карб. карб. карб.
Система охлаждения жидкостная жидкостная жидкостная
Объем двигателя, куб. см 3.280 2.112 2199
Число цилиндров 4 (рядный) 4 (рядный) 4 (рядный)
Мощность, л.с.@об./мин 54@2600 55@3600 60@3600
Крутящий мом., н*м@об/мин 176@1400 125@2000 142@2000
Макс. скорость, км/ч 90 90 94
Скорость на плаву км/ч 8 9 9

Фотографии ГАЗ-046

ГАЗ-46 ГАЗ-46 ГАЗ-46 ГАЗ-011 ГАЗ-46 ГАЗ-46 ГАЗ-46

autohis.ru

Летящие по воде: секретные мини-амфибии Советской армии


Последующие работы по ТПК с мотоциклетными агрегатами проводил Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Когда же в 1960-е годы этот путь признали тупиковым, доработку машин возложили на Запорожский автозавод (ЗАЗ), применявший агрегаты от своего Запорожца. Их серийным изготовлением занимался Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ), а испытания проводил 21-й НИИИ Минобороны СССР (ныне 21 НИИЦ).

НАМИ-032 (1957 – 1961 гг.)

Создание в НАМИ легких плавающих машин серии 032 было сопряжено как с многочисленными техническими и производственными, так и с острыми противоречиями в среде уважаемых советских ученых проблемами. В 1956 году военный заказ на создание санитарного транспортера поступил в лабораторию легковых автомобилей, которой тогда руководил известный конструктор, дизайнер, писатель и журналист Юрий Аронович Долматовский.

В то время он усиленно работал над своей вагонной микролитражной «Белкой» с задним расположением двигателя. Эти решения, признанные со временем бесперспективными и даже опасными, никак не сочетались с общей концепцией будущего ТПК, для которого требовалось спроектировать принципиально новое переднемоторное полноприводное шасси. В результате руководителем «проекта 4х4» был назначен Борис Михайлович Фиттерман, бывший главный конструктор Московского автозавода, дважды лауреат Сталинской премии, только что вернувшийся из Воркутинского лагеря после реабилитации.

В КБ легковых автомобилей Борис Михайлович оперативно разработал общую конструкцию транспортера, которую 16 октября 1956 года утвердил у военного заказчика. В декабре того же года совместно с инженером Владимиром Мироновым был построен деревянный макет ТПК. По замыслу создателей он представлял собой низкую плавающую машину с передним расположением двигателя, небольшими колесами с бортовыми редукторами, независимой подвеской, центральным распределением органов управления, несущим цельнометаллическим основанием и грузовой платформой с двумя носилками, на которой можно было перевозить шесть человек личного состава или сидячих раненых.

Для внесение в машину носилок или специальной лодки-волокуши служила электрическая лебедка. Управление автомобилем планировалось как со штатного рабочего места, так и водителем, идущим или ползущим рядом с машиной или спереди нее, а при движении транспортера задним ходом — позади него. Изготовление прототипов взял на себя Ирбитский мотоциклетный завод.

К началу работ по ТПК в НАМИ не существовало никакой конструктивной основы для него, поэтому принципиально новая машина создавалась практически с чистого листа. Ее единственным предшественником можно признать простейший микролитражный автомобиль НАМИ-031 рамной конструкции с задним двухцилиндровым мотором воздушного охлаждения МД-65, вариант которого стоял на мотоцикле М-72.

Первый образец НАМИ-032Г с высоким округлым капотом напоминал обычную микролитражку, но его открытый стеклопластиковый кузов обеспечивал машине плавучесть. Ее конструктивным развитием стал грузопассажирский полноприводный НАМИ-049 «Огонек» с высоким закрытым кузовом со стеклопластиковыми панелями.


www.kolesa.ru

Вездеход-амфибия на базе ГАЗ «Соболь»

  • Вездеход-амфибия на базе ГАЗ «Собль»

На прошедшем автосалоне “Comtrans”, компания “группа ГАЗ” представила вездеход-амфибия, на базе микроавтобуса “Соболь”. Данная модель, может передвигаться как по земле, так и сквозь водные препятствия, дорожный просвет автомобиля, составляет 530 мм.

Официального названия у автомобиля пока нет, так же как и нет информации о стоимости вездехода. У компании даже нет определенных планов связанных с данным продуктом, поэтому говорить о серийном производстве, пока рано.

  • Вездеход-амфибия на базе ГАЗ «Собль»
  • Вездеход-амфибия на базе ГАЗ «Собль»
  • Вездеход-амфибия на базе ГАЗ «Собль»

Но кое-какие технические подробности известны уже сейчас. Полный привод для автомобиля подобного класса, это само-собой разумеющееся, плюс понижающая передача и две блокировки. Так же в арсенале вездехода имеется система предпускового подогрева двигателя, гребной винт и система, которая в случае необходимости, будет откачивать воду. По заверениям представителей российского автопроизводителя, в салон вездехода-амфибии может поместиться 10 человек.

Благодаря специальным понтонам, которые в свою очередь находятся как в передней, так и в задней части авто, вездеход сможет оставаться на плаву даже в том случае, когда он загружен, что называется, “под завязку”.

universeofcars.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *