ГАЗ-55 | Русская техника



data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=»8753833479″>

ГАЗ-55 – санитарный автомобиль новой конструкции

ГАЗ-55

Санитарный автобус ГАЗ-03-32, разработанный на базе пассажирского автобуса, имел слишком большую массу, недостаточную геометрическую проходимость и высокую себестоимость производства полноразмерного автобусного кузова.

В 1938 году конструкторами Горьковского автозавода, используя накопленный опыт при создании санитарного автомобиля на базе ГАЗ-АА, был разработан современный санитарный автомобиль на базе ГАЗ-ММ, который получил индекс ГАЗ-55 (заводское обозначение автомобиля ГАЗ-55-55, где первое число означало тип шасси, а второе число – тип кузова). Автомобиль получил дополнительные амортизаторы для повышения плавности хода и отопление санитарного отсека теплом отработанных газов, для чего закрытые дефлекторами выхлопные трубы проходили через салон и там самым нагревали внутри воздух.

ФАКТ: «Со временем трубы выхлопной системы прогорали и становились негерметичными, при этом угарный газ поступал внутрь кузова и быстро его заполнял. Во время Великой Отечественной войны, когда поддерживать выхлопную систему отопления в надлежащем виде было особенно сложно, от такого вида отопления отказались, а внутри кузова стали устанавливать обычные печки-буржуйки».

опытный образец ГАЗ-55

В передней части штампованной лонжеронной рамы лестничного типа был закреплен бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель объемом 3,28 литра и мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин в паре с 4-ступенчатой коробкой передач, которая имела три передачи вперед и одну назад. Для охлаждения перед двигателем был закреплен водяной радиатор. Топливо в карбюратор поступало самотеком из бака, расположенного за торпедо над коленями пассажира. Запускался грузовик при помощи электростартера, а его электрооборудование имело напряжение 6 Вольт. Автомобиль мог развивать максимальную скорость до 170 км/ч.

Передняя ось к раме санитарного автомобиля ГАЗ-55 крепилась с помощью одной поперечной полуэллиптической рессоре и рычажных гидравлических амортизаторах одностороннего действия, а задний мост – на двух продольных рессорах кантилеверного типа. Главная передача заднего моста была конической и соединялась с коробкой передач при помощи карданного вала, который был заключен в трубу и жестко крепился к картеру главной передачи. К передней оси автомобиля крепились дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20, а к заднему мосту крепились двухскатные дисковые колеса с резиновыми шинами размером 6,50-20. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колеса, а ленточный ручной тормоз блокировал только задние колеса.  

На шасси с оперением от ГАЗ-ММ крепился деревянный каркас, который снаружи обшивался листовой сталью, а внутри – фанерой. Санитарный отсек был отделен от кабины водителя перегородкой и обогревался с помощью труб выхлопной системы, тепло от которой поступало через два калорифера, установленных под лавками на полу. Также санитарный отсек был оборудован активной вентиляцией, для чего в крышу монтировались три вентилятора – два нагнетающих и один вытяжной. Внутри отсек был оборудован носилками в три яруса, при этом верхние носилки крепились к складным опорам на потолке.



data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=»8753833479″>

упрощенный ГАЗ-55 военного времени

В темное время суток дорогу освещали две электрический фары, которые были закреплены на поперечине между передними крыльями, к которой также крепился звуковой сигнал. Для движения в непогоду перед водителем на верхней рамке лобового стекла был закреплен единственный стеклоочиститель, который имел вакуумный привод и при помощи шланга был соединен с входным коллектором карбюратора. Для защиты кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. К левой стойке кабины крепилось зеркало заднего вида. Для облегчения посадки в кабину служили подножки, которые соединялась с передними крыльями.

ФАКТ: «С 1942 по 1943 год во время Великой отечественной войны санитарный автомобиль выпускался в упрощенном варианте с простейшими крыльями из гнутого кровельного железа, при этом машина лишилась одной фары, передних тормозных механизмов, остекленного кузова и много другого. В 1943 году завод вернулся к выпуску довоенной конструкции, однако упрощенные крылья так и остались неизменными до конца производства».

Гражданские санитарные машины ГАЗ-55 окрашивались в белый, серый и песочный цвета, а военные – в защитный цвет. Над ветровым стеклом был установлен фонарь с красным крестом, который полагалось включать во время выездов, чтобы встречные водители видели машину в потоке и предоставляли ей право преимущества проезда.

санитарный отсек ГАЗ-55

В кабине ГАЗ-55 перед рабочим местом водителя на торпедо располагался щиток с тремя датчиками: слева – замок зажигания, вверху в центре – оптический указатель уровня топлива, справа – амперметр и внизу – спидометр, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном оконце прибора, информируя водителя о скорости. Для подсветки приборов служила общая внешняя лампочка, установленная в верхней части панели. Рулевой механизм с глобоидальным червяком и двойным роликом имел передаточное число 16,6. Руль был четырехспицевым, в центре которого располагался переключатель света и кнопка звукового сигнала. За ступицей руля находились два рычажка: левый был предназначен для ручной корректировки опережения зажигания, а правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер приводился в действие гашеткой, расположенной над педалью газа, а чуть ниже и правее самой педали газа была вмонтирована опора для правой ноги водителя.

Габаритные размеры и масса санитарного автомобиля ГАЗ-55 составляли:

  • длина – 5425 мм;
  • ширина – 2040 мм;
  • высота – 2340 мм;
  • колесная база – 3340 мм;
  • снаряженная масса – 2370 кг;
  • вместимость – до 10 чел.

С 1938 по 1950 год было изготовлено 12244 экземпляра санитарного автомобиля ГАЗ-55, после чего ему на смену пришла более совершенная модель ГЗА-653 на базе ГАЗ-51.

ФАКТ: «Также Горьковский автозавод изготовил 968 шасси ГАЗ-55 для Казанского кузовного завода Союззаготмедснаба и других предприятий, которые строили аналогичные по конструкции санитарные машины».

ГАЗ-55

data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=»8753833479″>

rus-texnika.ru

санитарный автомобиль, история создания, серийное производство, описание конструкции, применение

В 30-е годы прошлого столетия происходила интенсивная моторизация армейских подразделений, которая не обошла и санитарные службы. Предложенные в качестве санитарных машин коммерческие грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5 оказались совершенно непригодными для эвакуации больных и раненных.

Попытки приспособить для перевозки автобус 03-30 также закончились неудачей. Ситуацию удалось исправить только созданием специального медицинского автобуса ГАЗ-55, который использовался как армейскими, так и гражданскими медицинскими службами.

История создания и серийное производство

В 1935 году в результате совместной работы Наркоматов обороны и здравоохранения Советского Союза появилась идея создания унифицированного санитарного автомобиля. Технические требования предусматривали использование только недавно освоенного 1,5-тонного шасси коммерческого грузовика ГАЗ-АА. Закрытый кузов позволял разместить 4 больных, находящихся на носилках. Спереди сохранялась стандартная кабина, рассчитанная на водителя и сопровождающего медицинского работника.

Разработку передали на завод ГАЗ, на котором уже существовал проект санитарной машины, созданный в инициативном порядке Ю.Н. Сорчкиным. Именно этот конструктор и взялся за доработку своего детища до новых стандартов. Опытный образец был построен уже в 1938 году, в конструкции широко использовались узлы от модернизированного грузовика ГАЗ-ММ.

После прохождения требуемых испытаний автомобиль рекомендовали к серийному производству под обозначением ГАЗ-55-55, причем первая пара чисел обозначало версию шасси, а вторая – кузова. От громоздкого обозначения вскоре ушли, сократив его до простого ГАЗ-55, по армейским ведомостям и отчетам автобусы иногда проходили как М-55 или Молотовец-55.

Первые партии ГАЗ-55 сошли с конвейера в середине 1938 года.

К тому времени РККА остро нуждалась в санитарном транспорте, поскольку в штате имелось не более 10% машин от требуемого количества. Из-за этого к выпуску подключили кузовной завод в Казани, куда отправлялись «голые» шасси ГАЗ-55. Эти машины поставлялись только гражданским заказчикам и разительно отличались качеством изготовления в худшую сторону.

Отмечались случаи, когда с новой машины сразу снимался казанский кузов и заменялся аналогом, изготовленным местным авторемонтным заводом или силами станции «Скорой помощи». Наркомат здравоохранения был в курсе проблемы, но разобраться с ситуацией до начала войны так и не сумел. Всего в Казани собрали почти 1 тыс. санитарных автобусов ГАЗ-55, которые окрашивались в белый, кремовый, серый или песочный цвета.

На бортах или боковых окнах санитарного отсека имелись крупные кресты красного цвета. Дополнительно сзади устанавливалась табличка с красным крестом, которая подсвечивалась одним из кормовых фонарей.

Горьковские автобусы выпускались в большем объеме, хотя план завод все равно не выполнял. Машины довоенного образца шли исключительно в армию, причем вплоть до 1942 года автобус числился секретной разработкой и не освещался в специальной справочной литературе. Армейские ГАЗ-55 красились только в защитный цвет, причем красные кресты на боковины наносились редко.

С началом войны завод ГАЗ стал испытывать трудности с поставками различных материалов от смежных предприятий.

Из-за этого стартовала программа упрощения конструкции выпускаемых автомобилей, которая не обошла стороной и ГАЗ-55.

Для «санитарки» стало использоваться стандартное грузовое шасси без амортизаторов. Штампованные передние крылья сменились прямоугольными, ушла одна фара головного света, перестал применяться бампер. Также видоизменились задние крылья, которые лишились отбортовок, на крыше не имелось вентиляционных люков. На части ГАЗ-55, собранных в 1943 году, использовались деревянные дверцы.

Выпуск санитарных ГАЗ-55 не останавливался на ГАЗ даже во время летних бомбежек в ходе Курского сражения. После окончания войны сборка автобусов приостановилась на год, а с 1946 года продолжилась, последние машины собрали в 1950 году. Послевоенные машины собирались силами завода ГЗА, который появился на базе прежнего автобусного цеха ГАЗ. Всего через ворота завода прошло немногим более 12 тыс. санитарных автобусов ГАЗ-55.

Описание конструкции

В основе ГАЗ-55 лежит рамное шасси грузовика ГАЗ-ММ с доработанными подвесками, обеспечивавшими повышенную плавность хода. Передняя балка оснащена дополнительной поперечной листовой рессорой и парой рычажных амортизаторов, позаимствованных у легкового М1. Задний мост сохранил подвеску на кантилеверных продольных рессорах с увеличенной длинной и уменьшенным весом. Задний мост ГАЗ-55 оборудован 4 амортизаторами, аналогичными примененным спереди.

На кормовой поперечине рамы на части автобусов имеется упрощенный буксировочный прибор, предназначенный для установки санитарной повозки.

Машины, выпущенные после 1939 года, получили передние проушины, прикрепленные к лонжеронам рамы.

В качестве силового агрегата без изменений перешел 50-сильный карбюраторный мотор. Трансформация крутящего момента осуществлялась 4-скоростной коробкой, сцепление сухого трения с 1-м рабочим диском. Между коробкой и картером моста расположена карданная передача, состоящая из 2-х валов, закрытых сверху защитным кожухом.

Редуктор не отличается от используемого на коммерческих шасси ГАЗ-ММ, состоит из пары конических шестерен, устанавливалось 2-е разновидности пар, которые немного отличались передаточным числом (6,67 и 6,6 соответственно).

Кузов санитарного автобуса ГАЗ-55, состоящий из деревянного каркаса с металлической обшивкой, имеет сниженную высоту, что явилось следствием требования армейских служб. Внутренняя поверхность кузова обшивалась листами фанеры. Для подачи свежего воздуха на крыше ГАЗ-55 выполнены 2 приточных канала, расположенных по ходу движения.

Дополнительный кормовой раструб развернут на 1800, отвечает за отвод воздуха из внутреннего объема кузова. Регулировка интенсивности потока воздуха осуществляется поворотной заслонкой. Для хранения различного оборудования используются 2 ящика, установленных за подножками. Контейнеры оснащены съемными крышками.

Над ветровым стеклом ГАЗ-55 отсутствует козырек, что позволило установить сигнальный фонарь санитарной машины. Существует версия, по которой козырек демонтировали с подачи военных, решивших, что он ограничивает обзор водителю, который может не заметить атакующий самолет.

Санитарный отсек на ГАЗ-55 имеет по 3 боковых окна, причем крайние закрыты глухими вставками.

Для погрузки больных использовались распашные дверцы, находящиеся на кормовой части машины. На части довоенных машин в задних дверях выполнены окна. Для облегчения доступа имеется откидная подножка.

Автомобиль сохранил штатные двери в передней части, через которые в кабину попадали водитель и санитар, которые размещались на отдельных сидениях. Запасные колеса в количестве 2 штук симметрично монтировались в нишах, выполненных в передних крыльях. Примерно в конце 1940 года правое запасное колесо ставить перестали, на крыле убрали нишу.

К боковым стенкам санитарного отсека ГАЗ-55 прикреплены откидные 3-местные сидения с мягкой подушкой и спинкой. Внутри имеется переборка, отделяющая зону управления от санитарного отсека, к ней прикреплены еще 2 сидения, рассчитанных на 1 пассажира каждое. В перегородке имеется распашная 2-створчатая дверь со стеклами, находящаяся за спинкой сидения санитара.

Точная конструкция узла неизвестна, но для доступа в санитарный отсек необходимо сдвинуть кресло вперед и сложить спинку, в противном случае человек к двери не пройдет. В перегородке имеется дополнительно окно, размещенное над головой водителя.

Для перемещения носилок в салоне ГАЗ-55 предусмотрены направляющие трубы, установленные на потолке и полу.

Носилки удерживаются на 4 амортизаторах, которые свободно передвигаются по направляющим. Для поддержания комфортной температуры установлены 2 калорифера, которые прогреваются теплом от выхлопных газов двигателя. Освещение санитарного отсека ГАЗ-55 состоит из 1 плафона, размещенного на переборке. Лампа подключена к бортовой сети постоянного тока напряжением 6 В.

Применение автобусов

В 1939 году началась советско-финская война, в которой впервые в боевой обстановке опробовали новые санитарные автобусы ГАЗ-55. При этом часть техники была повреждена и брошена, а впоследствии использовалась хозяйственными финнами. В 1941 году по сценарию Сергея Михалкова был снят фильм «Фронтовые подруги», посвященный событиям «Зимней войны», где фигурирует один из армейских ГАЗ-55.

К началу 1941 года в армию было поставлено до 3 тыс. экземпляров ГАЗ-55, большая часть из которых оказалась потерянной в ходе летних боев. Часть санитарных автобусов достались немцам, которые захватывали технику непосредственно в парках. Санитарные машины охотно эксплуатировались новыми владельцами, получая немецкие номерные знаки и символику. При этом часто сохранялась маркировка советских военных частей.

В начале 1942 года пик дефицита санитарного транспорта в РККА, поскольку уцелевшие ГАЗ-55 выходили свой ресурс, а поставки из Горького не восполняли потери. Но постепенно ситуация выправилась, а с 1943 года убыль парка машин стала не столь заметной. Но вплоть до окончания войны парк санитарного транспорта укомплектован на 100% не был. Всего до мая 1945 года завод отгрузил в действующую армию около 8 тыс. автобусов ГАЗ-55.

После войны большое число армейских машин поступило на гражданскую службу.

В процессе восстановительного или капитального ремонта на автобусы военного времени устанавливали различные запчасти, в том числе самодельные или взятые из довоенного задела. Изношенные силовые агрегаты менялись на 40- или 50-сильные аналоги ГАЗ или Форд. Из-за большой востребованности автобусы ГАЗ-55 эксплуатировались практически круглосуточно, что обуславливало быстрый выход техники из строя.

С середины 50-х годов начались поставки легковых автомобилей ГАЗ-12 и Шкода 1201, а также ГЗА-653, которые быстро вытеснили стареющие автобусы.

Часть ГАЗ-55 применялась в санаториях и сельских больницах, эти машины дотянули вплоть до конца 60-х годов.

Технические параметры и аналоги

Ближайшим аналогом советской санитарной машины ГАЗ-55 является немецкий Sd.Kfz.31, построенный на шасси 1,5-тонного грузовика Adler. Плюсом немецкой машины стал усовершенствованный 6-цилиндровый двигатель, который имел меньший рабочий объем. Более прогрессивная система газораспределения и питания снизила расход бензина, что положительно сказалось на запасе хода.

 ГАЗ-55Sd.Kfz.31Granit 25Н
Мощность двигателя, л.с.506050
Запас хода, км215400430
Максимальная скорость, км/ч758085

Другим вариантом немецкой санитарной машины стал Phaenomen Granit 25, который поставлялся с приводом на все колеса или только на задний мост. Автомобиль оснащался закрытым деревянным кузовом. Вместимость германских машин не отличалась от советского ГАЗ-55.

Автобус ГАЗ-55, ставший первым по-настоящему массовым санитарным автомобилем СССР, спасшим тысячи жизней людей во время войны. Тем более обидно, что ни одного подлинного автобуса до наших дней не сохранилось. Представленные в музеях машины являются новоделами (изготовленными с массой ошибок). При этом до наших дней не дошло даже технической документации на машину, которая была уничтожена вместе со всем архивом ГЗА в 70-е годы.

Оригинальные автобусы ГАЗ-55 можно увидеть только в фильмах, снятых сразу после войны.

В их число входит «Повесть о настоящем человеке» (1948 г.) или лента «Сталинградская битва», вышедшая в прокат в 1949 году.

В знаменитой комедии Л. Гайдая «Кавказская пленница» фигурирует автобус, очень похожий на ГАЗ-55, но он таковым не является. Машина является творчеством какого-то ремонтного завода или автобазы на основе бортового шасси ГАЗ-АА, на котором сохранена даже оригинальная кабина. Позднее автомобиль был выкуплен «Мосфильмом» у владельца, снимался в фильме «Весна на Одере», но затем его следы теряются.

Видео

warbook.club

Обзор: Санитарный ГАЗ-55

Недавно мы публиковали изкоробочный обзор на модель ГАЗ-55 от фирмы FanKit Models, и вот сегодня работы по ее сборке завершены, модель передается в покрасочный цех! В целом, надо сказать, что было трудно ожидать такую приятную модель от малоизвестной румынской фирмы, и тем не менее, модель хороша, и может стать основой сюжета для потрясающих диорам, в комплекте например с новыми «звездовскими» санитарами, или с другими фигурками, от Dragon, ICM и Masterbox:

Кстати говоря, эта машина использовалась и немцами, мне удалось найти пару фоток, так что и для недобитых немецких солдат в кузове место найдется:

Исторические сведения и ТТХ машины проще подчерпунть в Википедии, более подробной инфомации я не нашел, но несколько фотографий помогут при сборке. Обратите внимание, что было две версии ГАЗ-55 — образца 1938 года (две фары, круглые крылья) и образца 1942 года (упрощенная машина с плоскими крыльями, с одной фарой, и без тормозов на передней оси). FanKit выпускает именно второй вариант, 42 года, но с одним недостатком — задние крылья должны быть плоскими, без закругленных оконцовок.

В обзоре я уже отмечал высокое качество литья и деталировки этой модели, и общее положительное впечатление только укрепилось за время сборки. Модель фактически делиться на две подсборки: верх и низ, которые стыкуются на завершающем этапе.

Собираемость модели очень неплохая, основные элементы стыкуются ровно, и специальной подгонки требуют только некоторые детали. Например, требуется заранее подогнать детали передних крыльев, рифленых ступенек и ящиков ЗиП, которые собираются в одну трехярусную конструкцию. Там нужно поработаь надфилем.
Ходовая часть проработана очень здорово, в наборе шло несколько отрезков стальной проволоки, но я заменил что нужно на пластиковые стержни, они по крайней мере ровные. Выхлопную трубу нужно сверлить, но в остальном довольно сложная подвеска ГАЗ-55 собирается быстро.

Модель содержит необходимые детали интерьера — приборная доска, сиденья, носилки (обратите внимание, что одно из креплений для носилок сделано из проволоки и пластика, поскольку деталь где-то потерялась), аптечный ящик на стене. В окрашенном виде это будет смотреться здорово, особенно с открытыми дверями. Машину можно нашпиговать массой медицинских аксессуаров — бинтов, ящиков, бутылок, инструментов и т.д. И конечно, фигурками.

В экстерьер модели были заменены фары со смоляных на эльфовские, а также поставлены пластиковые клаксон и задняя габаритная фара (от немецкого грузовика, правда). Набор содержит пластиковые заготовки для стекол, которые требуется вырезать по контуру (на фото их нет).

Скоро мы увидим, как модель выглядит в покрашенном виде, я думаю, результат будет отличный!

Фирма FanKit Models выпускает еще несколько очень интересных моделей в 35 масштабе, среди которых английские грузовики Chevrolet, заправщик Crossley и роскошная пожарная машина Мерседес!

Если вы заинтересовались этими моделями — мы можем их собрать для вас! С такими интересными моделями приятно поработать. Если вы хотите купить сами наборы — обращайтесь, мы можем заказать их у производителя.

P.S. Кстати, модель уже покрашена нашей студией:

Остальные фото здесь

Павел Черепанов

ost-front.ru

ГАЗ-55: «фронтовая неотложка»

Статья опубликована 01.02.2015 06:21
Последняя правка произведена 01.02.2015 06:36
ГАЗ-55

ГАЗ-55, имеющий так же армейский индекс М-55 – это созданный в СССР на базе шасси грузового автомобиля ГАЗ-ММ/ГАЗ-ММ-В санитарный фургон, который выпускался на ГАЗе в 1938-1945 годах. Всего за время его производства на свет вышло 9 130 этих санитарных машин.

Причиной создания этой машины стал анализ опыта эксплуатации в РККА в 30-х годах прошлого века автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5. Он показал, что эти машины, при всех их неоспоримых достоинствах, абсолютно непригодны к вывозу с поля боя раненных, особенно тяжёлых. Что бы восполнить этот пробел в линейке специальных автомобилей выпускаемых в СССР, в 1938 году на Горьковском автомобильном заводе группе конструкторов под руководством Ю.Н. Сорочкина было поручено создание нового санитарного автомобиля специального назначения. В отличие от ГАЗ-АА, который стал прототипом новинки, её задняя ось была подвешена на четырёх гидравлических амортизаторах рычажного типа, а так же на пяти мягких удлиненных рессорах.

Конструкторы на этой машине помещение для раненых отделили перегородкой от водительской кабины. При этом устройство для погрузки в фургон носилок было изготовлено из четырёх трубчатых направляющих, а так же четырёх скользящих кареток-амортизаторов. Для того, что бы в салоне фургона можно было освободить как можно больше места, мягкие пружинные кресла выполнили откидными. Они крепились при помощи шарниров по бокам стенок кузова. При этом два кресла могли разместить трёх пассажиров, а третье и четвёртое, размещавшееся у перегородки между салоном и кабиной водителя, — по одному.

Кроме того, полужёсткие спинки боковых сидений служили в качестве ограждения окон фургона. Вместимость его салона составляла либо четверо лежачих носилок, а так же два сидячих пассажира, либо двое подвешенных носилок и пятеро сидячих пассажиров. Имелось здесь и санитарное отделение. В нём установили калорифер с целью обогрева помещения. Он работал от выхлопных газов, выдаваемых двигателем, поэтому на фургон смонтировали так же систему вентиляции.

ГАЗ-55

В 1942 году конструкция этого автомобиля была очень упрощенна. В частности из-за высокой трудоемкости изготовления тормозов передних колёс, от них пришлось отказаться, бала весьма упрощена конструкция глушителя. Передние крылья решили делать не с помощью метода глубокой штамповки, а гнуть из плоского листа. Такой же способ применили и при изготовлении задних брызговиков.

У ГАЗ-55, как и у всех автомобилей, выпускавшихся во время войны, имелась всего лишь одна левая фара. Позже, с целью экономии материалов, из конструкции задней подвески этого санитарного фургона изъяли гидроамортизаторы, заменив их на стандартные. Салон фургона так же упростили, заменив мягкие сиденья жёсткими.

По отзывам фронтовых врачей и санитаров, эта машина отлично зарекомендовала себя как на поле боя, так и на прифронтовых дорогах. Так этот грузовик отличался от собратьев по классу плавным ходом, что очень помогало при вывозе раненых с мест сражений и доставке их в госпиталя. О его высокой эффективности говорит его прозвище – «фронтовая неотложка».

Автомобиль оказался настолько универсальным, что выпускались и не санитарные его модификации, например, милиция использовала его для перевозки своего личного состава и проведения специальных операций.

Снят с производства ГАЗ-55 был в победном сорок пятом году и сейчас один его экземпляр хранится в коллекции музея, расположенного на Поклонной горе.


Технические характеристики ГАЗ-55:

ПроизводительГАЗ
Годы пр-ва1938—1950
СборкаГЗА
ПлатформаГАЗ-ММ
Двигателькарбюраторный
Количество цилиндров4
Рабочий объём3,28 л
Мощность50 л.с. при 2800 об/мин
Массово-габаритные
Длина5425 мм
Ширина2040 мм
Высота2340 мм
Клиренс200 мм
Колёсная база3340 мм
Колея задняя1405 мм
Колея передняя1405 мм
Макс. скорость70 км/ч

autohis.ru

Автомобиль на службе: выпуск номер 24

Тема «полуторки» — золотое дно для производителей масштабных копий: самосвалы и автобусы, лесовозы и хлебные фургоны, санитарные машины и полугусеничные автомобили, да ещё и газогенераторные и газобалонные, да множество экспериментальных вариантов — советская версия Ford Model AA на двадцать лет стала основным грузовиком в СССР и практически любая версия на базе этой машины будет востребована коллекционерами. Очередной выпуск журнальной серии «Автолегенды СССР» — санитарный автомобиль ГАЗ-55 интересен не только как модификация базовой «полуторки» (модификация, надо отметить, массовая и распространённая), но и как новое исполнение китайскими товарищами темы ГАЗ-АА.

Выступили китайские умельцы на этот раз неплохо: в сравнении с январским выпуском журнальной серии, к которому была приложена неведомая зверушка вместо модели «полуторки», ГАЗ-55 выглядит полноценной и аккуратной моделью. Общих черт с уродцем, названным ГАЗ-АА, у этой машины немного — передок переработан полностью и даже колёса стали другими. Колёсные диски, кстати, у новинки ближе всех к требуемому размеру — их диаметр примерно соответствует 20″ (у «полуторки» Hongwell колёса диаметром без малого 23″, а у машинки из «автолегенд» — почти 24″ в пересчёте на масштаб 1:1). С размером угадали, но всё остальное сделали на глазок.

Пропорции радиатора ГАЗ-55, хоть и ближе к оригиналу, нежели радиатор ГАЗ-АА из «автолегенд», но прототипу всё равно не соответствует — верхняя часть стремится к овалу, у реальной машины форма иная. Спасает ситуацию лишь чёрный цвет — если выделить радиатор зелёной краской или хромом, этот недостаток будет бросаться в глаза.

Вид снизу китайские кудесники тоже переработали: рама получила странный изгиб, плоский глушитель и другие отличия. Изменился даже кронштейн крепления запаски. Зачем — непонятно.

Рядом с ГАЗ-55 «полуторка» от Hongwell («Наш автопром») обнажает свой основной недостаток — малую высоту радиатора. Но при этом форма его ближе к прототипу. У РСТ-IST не получилось сделать радиатор нормально и со второй попытки. Грустно, ведь форма радиатора для машин тех времён — чуть ли не основной отличительный признак автомобиля.

Раз попытка, два попытка… Конечно, в обоих модельках можно опознать «полуторку», но что мешает китайцам схватить облик машины — мы никогда не узнаем.

Афтермаркет для масштаба 1:43 — харьковская резина и колёса к «полуторкам» — для тех собирателей, кто недоволен штатными колёсами от PCT и Hongwell.

Модель автомобиля: 1938 ГАЗ-55-55 Санитарный автомобиль
Наименование модели: ГАЗ-55 Скорая медицинская помощь

Производитель: PCT (IST) по заказу ДеАгостини
Дата выпуска:  14 июля 2012
Каталожный номер: отсутствует
Серия: журнальная «Автомобиль на службе» №24
Тираж: заявленный тираж 80 000 экз.
Краткое мнение: второй подход чуть лучше
Субъективная оценка: 6/10

Фотографии уменьшены до размера 800 точек, по клику можно найти снимок шириной в 1200 точек

Резервная копия записи находится здесь: http://diecast43.dreamwidth.org/241783.html
Навигатор по журналу

diecast43.livejournal.com

ГАЗ-55 ‘1938–50

Санитарный фургон на шасси ГАЗ-ММ. Кузов — деревянный каркас, обшитый металлом, двустворчатая задняя дверь. Салон мог трансформироваться под перевозку лежачих или сидячих больных и раненых. Отапливался теплом из выхлопных газов. Подвеска была с удлиненными рессорами заднего моста и шестью гидравлическими амортизаторами от ГАЗ-М1. В период 1941-43 гг. выпускался упрощенный вариант с обычной грузовой подвеской, гнутыми Г-образными крыльями и одной передней фарой. Однако с конца 1943 года модель вернулась к довоенной комплектации, за исключением крыльев.

Характеристики изображения:

  • Разрешение: 640×480 @ 72×72 DPI 23×17cm
  • Размер: 150 KB
  • Добавил: