В России задумали фрегат будущего :: Корабли
Корабль займет нишу между «Адмиралом Горшковым» и будущим эсминцем «Лидер»
Второй фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» еще не вошел в состав Северного флота, а в Северном проектно-конструкторском бюро уже работают над обликом увеличенной версии «Адмирала Горшкова».
О создании модернизированного фрегата проекта 22350М сообщил специализированный портал Mil.Press FlotProm со ссылкой на отраслевой источник, знакомый с ситуацией.
По его данным, проектирование планируется завершить через 2-2,5 года, а строиться они будут порядка 4-5 лет. Это означает, что новый фрегат будет готов примерно к 2026 году. Это достаточно быстро, учитывая какими темпами у нас в последнее время строятся большие корабли.
Тем не менее уже известно, что новинку будет строить либо санкт-петербургская «Северная верфь», где закладывался «Горшков», либо калининградский завод «Янтарь».
Ранее СМИ сообщали, что Северное ПКБ уже вело определенные предпроектные работы в соответствии с пожеланиями ВМФ России по этому кораблю, в том числе в инициативном порядке. О планах строить «фрегат будущего» говорил заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук летом этого года.
То, что для ВМФ будут строить фрегаты проекта 22350М, стало понятно после того, как серию 22350 ограничили до четырех кораблей. Вслед за «Касатоновым» достроят «Головко» и «Исакова». А дальше все.
Для информации: главный советник президента ОСК Виктор Чирков оценил потребность ВМФ России во фрегатах проекта 22350 в 18 единиц, заявив об этом на форуме «Армия-2018». Интересно, что он же раскритиковал короткие серии, назвав их вредными для отрасли и флота.
Конечно, есть еще фрегаты проекта 11356, но оставшиеся три корабля решили передать Индии. Впрочем, изначально они и задумались как экспортные фрегаты. Но в итоге получилась вышеупомянутая короткая серия.
По мнению экспертов, проект 22350 предпочтительнее 11356, если говорить о перспективе, поэтому вполне логично, что будущие корабли решили делать на базе 22350.
Пока о будущих фрегатах известно немного. Исходя из открытых данных, их водоизмещение будет порядка 8 тыс. т против 5,4 тыс. т «Адмирала Горшкова». Всего их планируется построить порядка 10, если хватит средств.
Корабли займут промежуточную нишу между фрегатами 22350, 11356 и эсминцами «Лидер», строительство которых тоже под большим вопросом. Тем временем США продолжают испытания своего эсминца-невидимки «Замволт», вооруженного 80 ракетами «Томагавк». Пока у корабля есть определенные проблемы с силовыми установками, но в ближайшем будущем американцы, скорее всего, их решат.
utro.ru
Фрегаты проекта 22350
В последнее время новости о ВМФ РФ носили весьма безрадостный характер, и мы не будем перечислять их повторно, дабы не портить новогоднее настроение читателю. Однако ряд известий, внезапно «объявившихся» буквально перед самым Новым Годом, внушают осторожный оптимизм: возможно, что дело со строительством кораблей дальней морской зоны в родном Отечестве все-таки сдвинулось с мертвой точки, в которой оно пребывало уже долгие годы. Прячем обе руки за спину, скрещиваем средние и безымянные пальцы (на удачу!) и…. Поехали!Вроде бы новость с флотом и не связана, но это только если забыть, что многострадальный морской зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут», ставший основной (хотя – далеко не единственной) причиной колоссальной задержки передачи флоту головного фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», представляет собой «оморяченную» версию ЗРК С-350 «Витязь».
В чем «фишка» данной новости, ведь, как мы знаем, 12,5-летняя эпопея создания «Горшкова» в этом году завершилась успешно, и корабль, заложенный 1 февраля 2006 г., все же поднял Андреевский флаг 28 июля 2018 г.?

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»
Все дело в том, что многие, неравнодушные к состоянию современного флота люди (включая автора настоящей статьи), всерьез опасались, что корабль принят флотом с неработоспособным ЗРК. Эта точка зрения как будто бы получила подтверждение — 27 ноября сего года, «Новости ВПК» сообщили о том, что испытания ЗРК «Полимент-Редут» еще не завершены, и его принятие на вооружение ожидается в первой половине 2019 г.
Что можно было подумать, читая эту новость? Что ЗРК «Полимент-Редут» все еще небоеспособен, и что в середине 2019 г., сроки принятия его на вооружение будут, в который уже раз, сдвинуты вправо. На этом фоне как-то поблекли оптимистичные новости от 22 октября 2018 г. об испытаниях ракетного комплекса, выполненных в Баренцевом море. Тогда «Адмирал флота Советского Союза Горшков» успешно отстрелялся, уничтожив ракетами «Полимент-Редут» три воздушные цели, двигавшиеся на различных скоростях и расстояниях от корабля, а также щит, имитировавший небольшой надводный корабль. Увы, никаких подробностей об этих испытаниях не приводилось, что оставляло почву различным догадкам, ведь комплекс могли испытывать не в штатных режимах.

Запуск ЗУР «Полимент-Редут» Судя по силуэту, это одна из ракет семейства 9М96 с активной радиолокационной головкой самонаведения
Итак, новости об «Адмирале Горшкове» и его «Полимент-Редуте» были неопределенными, а подобное никогда не внушает оптимизма. И вдруг – громом средь ясного неба, сообщение о поставках ЗРК «Витязь» в ВКС.
«А что тут такого?» спросит иной читатель: «этот ЗРК обещали в войска уже много лет. Чем отличается эта новость от всех предыдущих?». Отличие заключается в том, что раньше всегда обещали завершить испытания, или принять на вооружение, сейчас же говорят именно о поставке в войска. Дело в том, что производство ЗРК – дело, вообще-то небыстрое, и для того, чтобы готовые комплексы поступили в войска в 2019 г., работы над ними должны идти уже сейчас, или, как вариант, начаться в самом ближайшем будущем: как минимум, серийная поставка уже должна быть законтрактована.
Стало бы МО РФ приобретать и поставлять в войска ЗРК «Витязь», если бы не было совершенно уверено в том, что изделие находится в полностью работоспособном состоянии? Очевидно, что нет. Одно дело – злосчастный «Горшков», в котором сплетались интересы самых разных структур – в конце концов, проблемам «Полимент-Редута» уделялось внимание даже на президентских совещаниях. Иными словами, можно было бы допустить, что «Горшкова» морякам навязали с небоеспособным ЗРК, но нет ни одной причины, по которым ВКС стали бы приобретать неработоспособный С-350. И, раз ВКС его все же приобретают, можно констатировать: ЗРК «Витязь» состоялся, а это, в свою очередь, говорит о том, что состоялся (или же состоится в самые разумные сроки) и ЗРК «Полимент-Редут».
Поставка в ВКС ЗРК С-350 практически гарантирует, что «Горшков» и три других строящихся фрегата серии все же получат именно то ПВО, которое для них задумывалось изначально. Несмотря на то, что ЗРК «Полимент-Редут» долгие годы балансировал на острие бритвы, сегодня, пожалуй, можно смело утверждать, что комплекс все-таки получился. Это прекрасная предновогодняя новость, и автор настоящей статьи от всей души поздравляет с ней всех тех, кто неравнодушен к отечественному военно-морскому флоту.

Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов»
Но… возникает вполне здравый вопрос – а что же дальше? Не секрет, что ГПВ 2011-2020 гг. в части строительства надводных сил сорвана практически полностью. Так, вместо 14 фрегатов (6 – «адмиральской» серии проекта 11356 для Черного моря и 8 – проекта 22350) до 2020 г. флот получит всего лишь пять кораблей этого класса: три фрегата проекта 11356, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». А имеющиеся сегодня в строю БПК и эсминцы еще советских времен устаревают морально и физически, количество надводных кораблей быстро сокращается. Экс-главком ВМФ РФ, адмирал В. Чирков совершенно справедливо говорил о том, что нам необходимо по меньшей мере 18 фрегатов проекта 22350, но где они? Третий и четвертый фрегат этого проекта были начаты постройкой в 2011-2013 гг. соответственно, а новых закладок не было. И хотя та же «вики» утверждает, что законтрактовано еще два корабля, эта информация давно уже устарела (ссылка на источник 2012 г.). Да, был момент, когда планировалось строить серию из 6 «Горшковых», но затем ее сократили до четырех кораблей.
При этом мы уже неоднократно писали о том, что сами по себе фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» не являются оптимальным выбором для нашего флота. Проект 22350 представляет собой попытку «впихнуть» эсминец в размеры фрегата: в результате получился достаточно большой и весьма недешевый фрегат, который, тем не менее, по своему боевому потенциалу заметно уступает современному эсминцу. Также мы высказывали мысль, что для отечественного флота были бы намного полезнее более крупные корабли полным водоизмещением 8 000 — 9 000 т., что-то наподобие эсминца проекта 21956 на современном технологическом уровне. Конечно, звучала критика, что если уж мы не можем в приемлемые сроки строить корабли в 4 500 т. водоизмещения, то как можно рассчитывать на успех, создавая корабли едва ли не вдвое больше. Но специфика военного кораблестроения (и не только его) заключается в том, что требуемые параметры оборудования зачастую куда проще получить, увеличивая его размеры – иными словами, часть агрегатов, вооружений и механизмов для более крупных кораблей было бы куда проще разработать и создать, чем «мельчить» для фрегатов проекта 22350.

Возможный облик фрегата проекта 22350М?
Возможно, мы оказались правы, потому что в какой-то момент адмиралы заговорили о новой серии улучшенных кораблей 22350М, или, как их еще называли, «Супер-Горшковых», полное водоизмещение которых могло достигать 8 000 т. Это было бы радостное известие, если не одно «но» — как было известно до последнего времени, разговорами о 22350М дело и ограничивалось, так как соответствующего заказа проектировщики не получили.
И вот… прямо скажем, что пока данную новость не подтвердили ни в СПКБ, ни в ОСК, ни в главкомате ВМФ. Но все же весьма серьезное интернет-издание flotprom.ru, со ссылкой на неназванный (увы!) источник сообщило, что 25 декабря 2018 г. МО РФ подписало контракт с Северным проектно-конструкторским бюро (СПКБ) на эскизное проектирование фрегата проекта 22350М. При этом другой источник того же издания сообщил, что согласно этому контракту указанные работы будут закончены не позднее ноября 2019 г., но, возможно, и раньше. Во всяком случае достоверно известно, что СПКБ вело предварительные работы по проекту 22350М и раньше, причем некоторые из них – по заказу ВМФ РФ, а другие – в инициативном порядке.
Таким образом, головоломка потихоньку начинает складываться: стойкое ощущение, что серию фрегатов проекта 22350 прервали в том числе и в связи с неуверенностью в судьбе ЗРК «Полимент-Редут». Но теперь, когда стало очевидно, что данный комплекс все же состоится, работы по 22350М немедленно начаты.
И опять же, проектирование и строительство кораблей, подобных 22350М (наш ответ «Арли Берку»), можно только приветствовать – флот, наконец-то, получит корабли океанской зоны, в которых так нуждается. Но и здесь наш ВМФ подстерегает, увы, ставшая традиционной для нашего флота «засада», под названием: «Лучшее – враг хорошего».
Дело в том, что проектирование 22350М только началось. Допустим, к концу 2019 г. создадут новый эскизный проект, а когда дело дойдет до рабочих чертежей? Когда мы заложим головной корабль этой серии? Сколько разных новинок пожелают «запихнуть» в него адмиралы и проектировщики? А энергетическая установка? До недавнего времени, они производились на Украине, затем, в результате разрыва отношений, пришлось проводить срочное импортозамещение. Увы, срочно не получилось, но все же можно говорить о том, что на сегодняшний день газотурбинные агрегаты для фрегатов проекта 22350 нами освоены.
Но фрегат проекта 22350М значительно крупнее – означает ли это, что ему понадобится ГТЗА нового проекта? И если да, сколько времени займет его разработка и строительство? А может, в проекте 22350М вообще будет использован другой тип ЭУ, в котором, например, турбины будут работать не в паре с дизелями, а с электродвигателями?
К чему все эти вопросы? Да все к тому же – вполне возможно, что в проект 22350М опять постараются «напихать» кучу «неимеющегоаналоговвмире» оборудования, которое еще только предстоит создать, и головной 22350М превратится в долгострой почище «Горшкова». Но у флота больше не осталось времени. ВМФ РФ не в состоянии ждать еще 2-3 года, пока разработают новый фрегат, а потом 12 лет, пока его построят – за это время подавляющее большинство оставшихся у нас надводных кораблей 1-го ранга покинут строй, и мы останемся ни с чем.
Где же выход? Он есть, и он весьма прост. Освоение вооружения и оборудования фрегатов проекта 22350 далось нам очень нелегко, но сейчас мы вполне готовы к возобновлению строительства кораблей этого типа. Если мы заложим еще 2-4 «Горшкова», то они обойдутся нам дешевле, чем корабли первой четверки – уже хотя бы просто за счет отработанных технических решений, налаженного выпуска оборудования и т.д. Значит, именно так нам и следует поступить – пусть фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и не является идеалом боевого корабля, но они вполне боеспособны, и, вне всякого сомнения, станут желанным пополнением флота. Тем более, что мы наконец-то научились их строить и, надо полагать, что сроки создания новых кораблей будут значительно короче, чем у первой четверки. А когда дело дойдет до закладки головного фрегата проекта 22350М, мы, по возможности плавно, перейдем к строительству новых кораблей этого класса. Это было бы логично и правильно, но когда это в постперестроечные времена в родном Отечестве правила бал логика и целесообразность?

Однако… Вот новость от 15 ноября 2018 г., и звучит она (со ссылкой на два высокопоставленных источника) так: «ВМФ России закажет еще два фрегата типа «Адмирал Горшков». Более того, один из источников уточнил, что речь, вероятно, пойдет не о двух, а о трех или даже четырех фрегатах этого типа!
Неужели Министерство обороны РФ, адмиралы ВМФ РФ наконец-то сделали правильные выводы? Неужели планы строительства фрегатов для военно-морского флота России наконец-то стали логичными, разумными и выполнимыми? Ох, как хотелось бы поверить в это… Впрочем, по мнению автора настоящей статьи, все это мы узнаем в самом ближайшем будущем – вероятно, МО РФ подтвердит (не хочется писать «или опровергнет») все вышесказанное в первые месяцы 2019 г.
Руки за спину, уважаемые читатели, пальцы скрестить! И пусть нашему флоту наконец-то улыбнется удача — ведь он этого достоин.
С Новым годом!
alex-news.ru
На «Северной верфи» в 2019 году заложат два фрегата проекта 22350
Петербургский судостроительный завод “Северная верфь” в 2019 году заложит два фрегата проекта 22350 типа “Адмирал Горшков”, идет подготовка к проработке соответствующих контрактов. Об этом рассказали два информированных отраслевых источника.
Всего до конца госпрограммы вооружений-2027 ВМФ рассчитывает заложить пять фрегатов типа “Адмирал Горшков”, рассказал Mil.Press FlotProm высокопоставленный собеседник в Объединенной судостроительной корпорации.
Фрегаты проекта 22350 “Адмирал Горшков” и “Адмирал Касатонов” в акватории “Северной верфи”
Контракты на постройку двух новых кораблей планируется подписать до конца года, ориентировочно это произойдет летом в ходе Международного военно-морского салона или форума “Армия”, сообщил изданию источник в петербургском судостроении. В январе журналисты Mil.Press FlotProm узнали, что фрегаты второй серии получат по 24 крылатых ракеты “Калибр” вместо 16.
В пресс-службе “Северной верфи” от комментария воздержались.
Фрегаты и другие боевые корабли основных классов необходимо строить большими сериями, мелкосерийное строительство невыгодно отрасли и вредно для флота. Об этом в беседе с журналистом Mil.Press FlotProm рассказал экс-начальник отделения системной интеграции в области военного кораблестроения Крыловского центра вице-адмирал запаса Владимир Пепеляев. По его словам, помимо постройки большой серии фрегатов необходимо переходить к проектированию кораблей океанской зоны, прежде всего эсминцев. “Полноценный эсминец флоту нужнее, чем укрупненный модернизированный фрегат проекта 22350М”, – резюмировал он.
При планировании строительства первой серии фрегатов проекта 22350 флот собирался заказать вначале восемь, потом – всего шесть таких кораблей. Серию сократили до четырех корпусов из-за нехватки средств.
В конце декабря 2018 года Северное проектно-конструкторское бюро начало эскизное проектирование фрегатов проекта 22350М. Их проектирование, по словам источника издания, займет 2–3 года, а постройка одного корабля на “Северной верфи” или “Янтаре” – 4–5 лет. Новый фрегат, который в отрасли называют “Супер-Горшковым”, планируют оснастить уже 48 ракетными установками вертикального пуска. ВМФ нужно по меньшей мере 10 фрегатов проекта 22350М.
Справка
По словам экс-главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, флоту необходимы по меньшей мере 18 фрегатов проекта 22350 и 36 корветов проекта 20380 (20385/20386).
В боевой состав ВМФ России с июля 2018 года входит головной фрегат базового проекта 22350 “Адмирал Горшков”. Готовится к очередному этапу ходовых испытаний первый серийный фрегат проекта 22350 “Адмирал Касатонов”, его планируют передать флоту осенью. Всю серию хотят завершить к 2022 году.
Источник: flotprom
novosti24.su
Первый фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» передадут флоту 28 июля — Армия и ОПК
МОСКВА, 18 июля. /ТАСС/. Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» планируется передать флоту за день до Главного военно-морского парада в Петербурге, рассказал ТАСС президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.
«Есть такие мысли у флота, да», — сказал он, отвечая на вопрос о том, будет ли поднят Андреевский флаг на «Горшкове» 28 июля в канун Дня ВМФ и Главного военно-морского парада, приуроченного к этому празднику.
По словам Рахманова, сейчас «Адмирал Горшков» проходит покраску корпуса и надстройки к праздничному параду.
День Военно-морского флота по традиции отмечается в последнее воскресенье июля.
«Адмирал Горшков» — головной корабль проекта 22350, он был заложен в начале 2006 года и спущен на воду осенью 2010-го. В ноябре 2014 года корабль впервые вышел на испытания.
Корабли проекта 22350 имеют водоизмещение 4,5 тыс. т и могут развивать скорость до 29 узлов. Они оснащаются ракетами «Оникс» и «Калибр», а также зенитным ракетным комплексом «Полимент-Редут». Всего к 2025 году планировалось передать ВМФ России шесть таких фрегатов. Как заявлял министр обороны РФ Сергей Шойгу, фрегаты, подобные «Адмиралу Горшкову», в ближайшей перспективе станут основными боевыми кораблями ВМФ РФ.
Долгий путь на флот
Шойгу неоднократно заявлял, что предприятия, входящие в ОСК, с отставанием выполняют свои обязательства перед Министерством обороны. В декабре 2017 года Рахманов говорил, что в 2018 году ВМФ будут переданы с отставанием два боевых корабля и одно судно, не уточнив при этом их названия. Всего же ОСК планирует в этом году передать ВМФ России 11 кораблей и судов.
Сроки передачи флоту многих кораблей переносятся по различным причинам. «Адмирал Горшков» должен был вступить в боевой состав флота еще в 2016 году. Его передача ВМФ РФ неоднократно переносилась из-за необходимости еще раз испытать все системы корабля и основное оружие — ракетный комплекс «Полимент-Редут». Следующие за ним корабли серии задерживались из-за отсутствия силовых установок, которые производили на Украине (первые морские двигатели российского производства должны поступить с рыбинского «Сатурна» в конце 2018 года).
Из-за отсутствия силовых установок пока не достраивают и вторую тройку фрегатов проекта 11356, предназначенных для Черноморского флота. Три корабля этого проекта находятся на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Их корпуса загерметизированы и ждут решения заказчика.
Также более 12 лет строился большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», заложенный на «Янтаре» в декабре 2004 года. Корабль был спущен на воду в мае 2012 года и передан флоту только в июне этого года. Основной причиной длительной задержки в строительстве корабля явились неоднократные переделки проекта уже на стадии полностью сформированного корпуса.
Кроме того, до конца 2017 года военным морякам обещали передать второе судно связи проекта 18280 «Иван Хурс», которое строилось на «Северной верфи» в Петербурге. Андреевский флаг на нем был поднят 25 июня этого года.
tass.ru
что ждёт эскадру «Адмирала Горшкова»
Вступление в строй многоцелевых фрегатов дальней морской зоны проекта 22350 с нетерпением ожидает чуть ли не вся страна. Именно эти корабли, пока что заложенные в количестве четырёх единиц, должны сформировать новый облик Северного и Тихоокеанского флотов. И именно эти фрегаты обязаны доказать всему миру, что Россия не утратила свой потенциал постройки военных кораблей.
Однако по определённым причинам, в основном связанным с отказом Украины выполнять свои обязательства по поставке силовых установок в полном объёме, окончательная сдача фрегатов флоту раз за разом откладывалась. В итоге текущий статус завершения испытаний и постройки кораблей, особенно двух последних экземпляров, до сих пор точно не определён. По этой причине мы попытались разобраться, в какой стадии работ на сегодняшний день находится все четыре заложенных фрегата.«Адмирал Горшков»
С момента закладки головного корабля серии прошло уже почти одиннадцать лет, из которых около трёх затрачено на заводские ходовые испытания. В 2015 году фрегат смог своим ходом совершить восьмидневный переход по маршруту Балтийск-Северодвинск, после которого приступил к испытанию в северных условиях. Там «Горшков», по сообщениям российских СМИ, успешно отстрелялся противокорабельными, крылатыми и зенитными ракетами, в том числе, из зенитно-ракетной системы «Полимент-Редут», которая подвергалась многочисленной критике из-за якобы возникших недоработок в конструкции. А также испытал артиллерийскую установку А-192.

В конце декабря прошлого года фрегат своим ходом пришёл на «Северную верфь» в Санкт-Петербург, где с формулировкой «ревизия всех механизмов и систем» встал в плавучий док. На корабле выполняется очистка топливных систем и лопастей винтов, осмотр кингстонных ящиков, покраска подводной части корпуса, а также якорных цепей и якорей. Проводятся частичные испытания донно-бортовой арматуры, ревизия механизмов и оборудования, а также устраняются замечания, полученные во время испытаний. Говоря своими словами, фрегат окончательно «вылизывают» и дорабатывают перед тем как сдать флоту. Таким образом, согласно последним сообщениям прессы, в которых говорится, что «Горшков» будет сдан флоту в конце июля, вполне стоит доверять.
«Адмирал Касатонов»
Первый серийный корабль примечателен тем, что провёл на стапелях в Санкт-Петербурге больше времени, чем головной. Кроме того, по имеющейся в официальных источниках информации, практически сразу после спуска на воду газотурбинный двигатель «Касатонова» (один из двух, которые поставила Украина) был демонтирован и переставлен на «Горшкова» взамен вышедшего из строя. Силовая установка головного фрегата, в свою очередь, была направлена на ремонт, с назначенными сроками проверочных испытаний в декабре прошлого года. Судя по обозначенной дате, двигатель украинской сборки «Касатонова», скорее всего, ещё не доставлен на судостроительную верфь и находится на тестировании.
Крайняя информация, касающаяся постройки второго фрегата в серии (конец 2016 года), сообщала о том, что «Касатонов» практически достроен (установлены орудие А-192, пусковая установка крылатых ракет, закончены электромонтажные и прочие испытания) и на корабле проводятся заключительные работы, после которых будет осуществлено заселение экипажа.

Что же касается отремонтированного двигателя, то повторная установка силовой установки, по мнению экспертов, не должна занять значительного промежутка времени. В самом худшем случае на монтаж и подсоединение турбины уйдёт порядка семи дней.
Подведя всё вышесказанное о работах по «Касатонову», можно сказать, что работы по второму кораблю в серии продвигаются, даже несмотря на отсутствие двигателя. Поэтому вполне стоит ожидать начала заводских ходовых испытаний фрегата уже летом этого года, а сдачи в состав флота в начале следующего — спустя около восьми лет после закладки.
«Адмирал Головко»
Третий фрегат в серии, заложенный около пяти лет назад, благодаря действиям Украины оказался без силовой установки, из-за чего только один срок спуска фрегата на воду сдвинулся почти на год, к третьему кварталу 2017 года. Однако НПО «Сатурн», занимающееся разработкой аналогичных турбин, обещает наладить поставки двигателей к концу 2017 — началу 2018. А потому поднятия «Андреевского флага» на фрегате вполне стоит ожидать ближе к 2020 году. Особенно если всё пойдёт по плану и никаких осложнений с постройкой и испытаниями корабля более не возникнет.

«Адмирал Исаков»
О последнем из заложенных более трёх лет назад кораблей известно только то, что фрегат планируют оснастить «сатурновскими» газотурбинными двигателями летом 2018 года. Что в свою очередь даёт определённые надежды к вводу «Исакова» в состав флота практически одновременно с «Головко».

Подводя общий итог слегка затянувшейся сдаче многоцелевых фрегатов проекта 22350, можно сказать следующее. Несмотря на прошедшие с момента закладки головного корабля одиннадцать лет, вся серия до сих пор не устарела. Фактически за этот срок на Западе в данном классе не было создано более совершенных фрегатов. Более того, время, потраченное на доводку того же «Адмирала Горшкова», сыграло только в плюс и позволило в совершенстве отточить все его корабельные системы. Поэтому остаётся лишь дождаться окончательного завершения всех испытаний и ввода фрегатов в строй. Дела, хоть и медленно, но всё же двигаются.
Источник
https://cont.ws/@id6054152/504022
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
super-arsenal.ru
Когда лучшее не враг хорошему
Военно-Морской Флот России накануне своего праздника сделал себе подарок — головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» поднял Андреевский флаг и заступил на службу
Корабль, который ждали долго
В Санкт-Петербурге заступил на службу головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». А приёмный акт на него подписан ещё два дня назад. Точнее, если быть скрупулёзными, то на судостроительном заводе «Северная верфь» государственная комиссия во главе с капитаном 1-го ранга Виктором Ивановым подписала приёмный акт государственных испытаний этого корабля.
Но, тем не менее, нельзя не принять во внимание и первую реакцию флотской общественности на эту, конечно же, радостную информацию. А она выразилась примерно таким словами: «домучили», «продавили-таки», «дожали или доделали?»…
В смысле — доделали вооружение, с которым у «Горшкова» были проблемы, или дожали моряков, чтобы они, наконец, приняли корабль?
Во время военно-морского парада в Санкт-Петербурге в честь Дня ВМФ. Фото: www.globallookpress.com
Надо признать, что основания для подобных настроений имеются. Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге больше 12 лет назад, в феврале 2006 года. А на воду спущен через четыре с половиной года, в октябре 2010-го. Первый выход на заводские ходовые испытания совершили ещё через четыре года – в ноябре 2014 года. На следующий год начались государственные испытания и, как видим, закончились только сейчас.
А ведь поначалу были планы отдать корабль флоту ещё в 2013 году.
Отсюда и реакция: «Домучили»…
Отличный корабль, который хотели сделать ещё лучше
Тут нужно подчеркнуть, что подобные разговоры ведут люди, близкие к флоту, а следовательно, влюблённые в него. На флоте других и не бывает. Вернее, они там не остаются. А раз влюблённые – значит, переживающие, ревнующие, принимающие близко к сердцу проблемы.
А проблема «Горшкова» состояла в том, что его просто хотели сделать очень хорошим. Но за этими желаниями не поспевала наука и промышленность. Правда, тоже не по своей вине. Просто адмиралы в одном смысле очень похожи на генералов: как только появляется что-то новое в области вооружений, они тут же хотят это заполучить. Даже ещё больше, потому что генерал всё же управляет войсками, а не лежит с ними в окопе, мечтая о каком-нибудь «барабуме», чтобы раз – и неприятеля не стало. А адмирал стоит на одном корабле со своими подчинёнными, и желание утопить супостата, пока он не нанёс вреда такому хорошему родному кораблю, у него такое же острое, как и у последнего матроса.
Вот и на головной фрегат проекта намеревались поставить всё лучшее. Сам корабль был практически готов действительно уже в 2013 году. Но продолжал стоять у стенки из-за не доработанной модернизированной артиллерийской установки А-192М «Армат». Точнее, сама установка калибром 130 мм уже работала, будучи начатой проектом ещё в 1980-х годах. Идея была в том, чтобы одновременно повысить огневую мощь корабля и понизить массу орудия за счёт замены 100-мм артиллерийского комплекса АК-100-МР-145 на 130-мм артустановку АК-130, а затем на её облегчённую модификацию с новой системой управления огнём «Пума».
Но потом начались 1990-е, когда руководство страны увлечённо занималось созданием экспонатов для будущих «Ельцин-центров», и опытный образец пушки А-192 начал отрабатываться на полигоне в Ржевке только осенью 2011 года. И выяснилось, что установка могла бы стать и получше.
Начали добавлять на индекс буковку «М» – «модернизированная». Результат опять устроил не совсем, и летом 2012 года разработку «Армат-Пума» прекратили, зато начали опытно-конструкторские работы по модели «Картаун-Пума». Пушечка должна была впечатлять возможного супостата по самое не могу: высота порядка 12 м с длиной ствола до 8 м, скорострельность до 30 выстрелов в минуту с непрерывной подачей боезапаса хоть до исчерпания погреба. В общем, одна очередь – и на месте одного корабля противника уже два. Правда, перешедших к занятиям дайвингом. Кроме того, установка позволяла поражать и наземные, и воздушные цели на дальности 18–23 км.
Правда, готова установка могла быть не ранее 2015 года…
Лучшее и хорошее
Ещё одна проблема, по словам источников Царьграда в военно-морской области, была в ракетах. Точнее, не проблема, а дилемма. Та же самая, что с артустановкой, — лучшее торопилось на смену хорошему. Но немножко не успевало.
Противокорабельные ракеты – какие: «Оникс» или «Калибр»? Зенитно-ракетный комплекс – «Кортик» или «Редут»? Или дождаться морского варианта С-400? Но с последним могут быть проблемы, как, например, у сторожевого корабля «Новик», который в итоге вообще остался без ПВО.
Как точно судили и рядили адмиралы, мы не знаем, но в конечном итоге сообщения пресс-службы звучали так:
Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр», а стрельбы по морским целям противокорабельными ракетами «Оникс».
Когда лучшее мешает хорошему, берём оба!
Хотя, объективности ради, надо признать, что после Сирии использование «Калибров» в качестве противокорабельного оружия стало казаться слишком жирным. Показалось соблазнительнее оснащать корабли «Калибрами» против наземных целей, тем более что помещаются они в один «стакан».
Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр». Фото: www.globallookpress.com
Ну, а на ПВО назначили комплекс 3К96-2 «Полимент-Редут» с пусковыми установками вертикального пуска. Но опять же – «Горшков» уже был спущен на воду, опытный образец «Ре
tsargrad.tv