Всё о фрегатах проекта 11356

Несколько недель назад в российских и индийских СМИ возобновились публикации о планируемой покупке нескольких фрегатов проекта 11356. Вполне возможно, что речь идет о трех недостроенных "Янтарем" кораблей, строительство которых было заморожено после отказа Украины поставить на них двигатели. Попробуем разобраться, в чем же дело.
 
Фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров" / Корабел.ру

Индийские фрегаты

Проект 11356 разработан Северным ПКБ на основе проекта 11356 "Тальвар", представители которого строились для ВМС Индии, для ускоренного пополнения корабельного состава Черноморского флота ВМФ России в связи с затягиванием сроков реализации проекта 22350. Основным предназначением кораблей данного прокта является проведение боевых действий против надводных кораблей и подлодок, а также отражение атак с воздуха. 

Фрегаты типа "Тальвар" -  серия из шести многоцелевых фрегатов, построенных для ВМС Индии в период 1999-2013 гг. на Балтийском заводе и "Янтаре". Именно они стали первыми кораблями индийских ВМС, на которых были применены стелс-технологии и установки для вертикального пуска ракет. 

 

Фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров" / Корабел.ру

Если на первых трех кораблях, Talwar (Меч), Trishul (Трезубец), Tabar (Топор), использовались ракетные установки только для "Клаб-Н", то на последующих трех кораблях, Teg (Сабля), Tarkash (Колчан), Trikand (Лук) добавилась возможность использования противокорабельных ракет российско-индийского производства "БраМос".

Российские фрегаты 

Программа строительства шести фрегатов для Черноморского флота была утверждена в 2010 году. По контракту стоимость каждого корабля составляла 13 миллиардов. В том же году был заложен головной корабль проекта - "Адмирал Григорович". Затем в 2011 году заложили "Адмирал Эссен", в 2012 году "Адмирал Макаров", в 2013 "Адмирал Бутаков", "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов". 
 

Фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров" / Корабел.ру

Украинский кризис затронул строительство трех последних кораблей проекта. Николаевское предприятие "Зоря-Машпроект" получило запрет от украинских властей на поставку России трех газотурбинных установок для фрегатов. С этого момента судьба кораблей стала неясна, и их постройка была заморожена. Несколькими годами позднее "Сатурн" получил задачу от Министерства обороны и правительства России разработать проект замены украинским ГТУ. 
 
Фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров" / Корабел.ру

Служба в рядах Российского ВМФ

В настоящее время все три построенных корабля испытаны, переданы флоту и включены в его боевой состав. Они активно используются на средиземноморском направлении, где не только демонстрируют свой флаг, но и принимают участие в реальных боевых операциях: "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен" выполнили несколько ракетных ударов по позициям террористов в Сирии. 

 

Фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров" / Корабел.ру

Сравнение

Фрегаты проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих индийских предшественников. К этим свойствам добавилось новое вооружение и электроника. Внешне они практически полностью отличаются от своих родителей - кораблей проекта 1135. Корабли получили новую архитектуру корпуса и надстройки, которая отвечает всем требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 - многоцелевые корабли. Они предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения.
 

Фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров" / Корабел.ру

ГЭУ

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, которая состоит из двух форсажных и двух маршевых газотурбинных двигателей. Они работают через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность главной энергетической установки составляет 56 тысяч лошадиных сил.

Электроэнергетическая система включает в себя четыре дизель-генератора WCM 800/5, чья суммарная мощность - 3200 кВт.

 

Достройка для Индии

По последней информации от Российской газеты, в ноябре "Рособоронэкспорт" и индийская государственная судостроительная компания Goa Shipyard Limited подписали контракт стоимостью около 500 млн долларов на постройку для ВМС Индии двух фрегатов российского проекта 11356. 

Согласно информации от источника РГ, планируется передача Индии лицензии, необходимых технологии и помощь в освоении их производства в Индии. В дальнейшем такие корабли могут строиться без особых согласований с Россией. Данный контракт стал дополняющим к заключенному в октябре контракту на постройку для индийского флота двух фрегатов проекта 11356 в России на заводе "Янтарь" в Калининграде.

Вполне возможно, что в ближайшее время в СМИ появятся новые подробности контракта. Будем следить за информацией.

Материалы по теме:
Корабли МВМС - "Адмирал Макаров"
Все о фрегатах проекта 22350
"Адмирал флота Касатонов" - как строят фрегат невидимку
 

www.korabel.ru

Альтернативный фрегат проекта 11356 - Альтернативная История

Выбор редакции

По информации Управления пресс-службы и информации МО РФ от 09.01.2012:

В 2014 году в боевой состав военно-морского флота России вступит головной фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», который строится на заводе «Янтарь» в Калининграде, сообщил в воскресенье официальный представитель ВМФ.

Содержание:

«Всего планируется построить три фрегата проекта 11356. 18 декабря 2011 года предприятие приступило к строительству второго по счету фрегата – «Адмирал Эссен».

«Фрегат проекта 11356 предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения в качестве эскортного корабля. Фрегат несет ударное противокорабельное, зенитно-ракетное, артиллерийское и торпедно-бомбовое оружие» — рассказал представитель ВМФ.

История проекта

Необходимо заметить, что для 1999 года проект ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» 11356 был вполне удачным проектом.

Проект 11356  с одной стороны основывался на проверенном проекте 11351:

 

 

 С другой стороны проект 11356 гармонично сочетал проверенные временем решения и новую технику:

  • Ракетный комплекс: основу ударного вооружения построенных для Индии фрегатов составляет ракетная система «Клаб-Н», предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Впервые в отечественном судостроении корабль вооружен достаточно универсальной вертикальной пусковой установкой.
  • Артиллерийский комплекс: на фрегате установлен артиллерийский комплекс из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э 100-мм калибра и системы управления стрельбой 5П-10Э. Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. С целью постановки на фрегат, пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит 15 тонн против 37,5 тонн выпускаемой ранее артустановки АК-100.
  • Информационно-управляющая система: сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М», также специально разработанная для этого корабля.
  • Кадры: Индийское финансирование позволило сохранить квалифицированные кадры как проектировщиков, так и судостроителей, за что Индии низкий поклон.

 

 

 

Следующие 3 фрегата Тег (№01354), Таркаш (№01355), Триканд (№01356) заказаны по проекту 11356М, который отличается от 11356 (предположительно) двумя решениями:

  • УКСК укомплектован  ПКР «БраМос»  вместо ПКР «3М-14Э»
  • ЗАК АК-630 (2 единицы) и (предположительно) ЗРК ближнего действия «Барак-1» (предположительно 4 ВПУ по 8 ячеек) вместо двух боевых модулей ЗРАК «Кортик» (РЛС ЗРК «Барак-1» занял место командного модуля ЗРАК «Кортик»).

 ЗРК «Барак-1» Разработана совместными усилиями фирм «MBT», «Rafael», «ELTA Systems». Принят ЗРК «Барак» на вооружение ВМС Израиля в 1987 году, состоит на вооружении ВМС Индии, Сингапура, Тайваня, Венесуэлы.

Фото блогера с ходовых испытаний:

http://bmpd.livejournal.com/93506.html

 

 

Данные решения Минобороны Индии совершенно понятны:

  • «БраМос» — быстрее и кроме того является совместным продуктом, что дает Индии политические и экономические преимущества в сравнении с российской  ПКР «3М-14Э».
  • ЗРК «Барак-1»  в сравнении с ЗРАК «Кортик» способен обстреливать большее число целей одновременно, имеет меньшее время реакции и меньше минимальную границу поражения воздушных целей. Кроме того, 64 ракеты ближнего действия, которыми оснащен ЗРАК «Кортик», не могут выстреливаться с приемлемой скорострельностью: после опустошения 8 пусковых установок каждого боевого модуля необходима перезарядка пусковых модулей. Скоротечность современных боевых действий такова, что, скорее всего, времени на перезарядку у Фрегата не будет. Таким образом, реальный боезапас составляет не 64, а 16 ракет ближнего действия. Что же касается сдвоенной шестиствольной 30-мм пушки, то у нее нет решающих преимуществ перед одинарной в большинстве тактических задач.

Что же касается вступления в силу «Адмирала Григоровича» в 2014 году, то приходится с сожалением констатировать, что он строится по проекту 11357, в основном повторяющему 11356.

Проект официально не представлен общественности по двум основным причинам:

  • Вероятнее всего предполагается установить УКСК на 12 ячеек вместо 8 ячеек по проекту 11356, что вызвало какие-то трудности у разработчика УКСК. Не исключено размещение двух модулей по 8 ячеек.
  • Нет решения об адекватной замене ЗРАК «Кортик». Видимо, ожидаются новости по перспективному ЗРК БД «Морфей», либо ведутся переговоры с Израилем по ЗРК «Барак», либо рассматриваются экзотические сочетания в стиле проекта 21630 (турельная установка «Гибка» + ЗАК-630), либо уточняются характеристики ЗРПК «Панцирь-М».
вернуться к меню ↑

Недостатки проекта 11357:

  • 12 ПКР у фрегата будут не адекватны водоизмещению (большой 500-тонный катер проекта 12248 «Молния» вооружен 16 ПКР «Уран»,  кстати, в последней модификации дальность Х-35УЭ составляет 260 километров).
  • Не отвечают современным требованиям о малозаметности в РЛС диапазоне  решётчатая металлическая мачта и такая же опора под РЛС.
  • Имеют избыточную массу и пониженные ТТХ средства противолодочной и противоторпедной обороны фрегата в сравнении  с новыми образцами вооружения (торпедные аппараты ДТА-53-11356 + 4 единицы торпед СЭТ калибра 533мм + РБУ-6000, принятая на вооружение в 1961 году).
  • Вероятнее всего будет установлен ЗРК «Штиль-1» с ВПУ (24 ячейки). Ракета «Штиль-1» тяжелее, чем у ЗРК «Редут» и менее совершенна.

 

вернуться к меню ↑

Заинтересованному вниманию предлагается  «Фрегат проекта 11358».

Проект в основном использует технические решения корвета проекта 20380:

  • Переход на современную противоторпедную защиту (пусковые установки противоторпедной защиты «Пакет-НК»)
  • ЗРК «Редут» – 3 модуля по 8 ячеек (всего 24 ячейки)
  • Размещение РЛС целеуказания (4 неподвижные ФАР) за радиопрозрачным обтекателем опоры РЛС общего обнаружения
  • Новую конструкцию фок-мачты и грот-мачты
  • УКСК – 3 модуля по 8 ячеек (всего 24 ячейки)
  • ПВО ближнего действия на основе предположений о проекте 11356М

Проект 11351
Водоизмещение стандартное: 3180
Водоизмещение полное: 3670
Длина наибольшая: 123
Ширина наибольшая: 14,2
Вооружение фрегата проекта 11351
наименование масса, т. кол-во всего, т.
АУ АК-100    35,70   1        35,70  
ЗРК Оса-МА: пусковая установка 3С90Э      6,85   1         6,85  
ЗРК Оса-МА: 20 ракет 9М33      0,13   20         2,56  
РБУ-6000: пусковая установка      3,10   1         3,10  
РБУ-6000: боекомплект РГБ      0,12   96        11,52  
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом      3,81   2         7,63  
СУАО «Вымпел-А»      9,00   1         9,00   ?
Два четырёхтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11351    10,80   2        21,60  
боезапас 8 противолодочных торпед СЭТ-65Э       1,74   8        13,90  
     111,86  
Проект 11356
Водоизмещение стандартное: 3350 105%
Водоизмещение полное: 3860 105%
Длина наибольшая: 124,8
Ширина наибольшая: 15,2
Вооружение фрегата проекта 11356
наименование масса, т. кол-во всего, т.
АУ А190    15,00   1        15,00  
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1) 15 1        15,00  
УКСК: Противокорабельная «БраМос» 3 0             —    
УКСК: Противокорабельная  3М-14Э 2,3 8        18,40  
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э 1,77 0             —    
УКСК: противолодочная 91РЭ1 2,1 0             —    
УКСК: противолодочная 91РТЭ2 1,2 0             —    
ЗРК Штиль: пусковая установка 3С90Э    30,00   1        30,00  
ЗРК Штиль: 24 ракеты 9М317Э      0,72   24        17,16  
РБУ-6000: пусковая установка      3,10   1         3,10  
РБУ-6000: боекомплект РГБ      0,12   48         5,76  
ЗРАК «Кортик»: боевой модуль с боекомплектом    12,00   2        24,00  
ЗРАК «Кортик»: командный модуль      9,00   1         9,00  
Два двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11356      5,40   2        10,80  
Боезапас 16 противолодочных торпед СЭТ-65Э       1,74   4         6,95  
     155,17   139%
Вооружение фрегата проекта 11356М
наименование масса, т. кол-во всего, т.
АУ А190    15,00   1        15,00  
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1) 15 1        15,00  
УКСК: Противокорабельная «БраМос» 3 8        24,00  
УКСК: Противокорабельная  3М-14Э 2,3 0             —    
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э 1,77 0             —    
УКСК: противолодочная 91РЭ1 2,1 0             —    
УКСК: противолодочная 91РТЭ2 1,2 0             —    
ЗРК Штиль: пусковая установка 3С90Э    30,00   1        30,00  
ЗРК Штиль: 24 ракеты 9М317Э      0,72   24        17,16  
РБУ-6000: пусковая установка      3,10   1         3,10  
РБУ-6000: боекомплект РГБ      0,12   48         5,76  
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом      3,81   2         7,63  
Barak-1 (8 ракет +ВПУ)      2,50   2         5,00  
ЗРАК «Кортик»: командный модуль      9,00   1         9,00  
Два двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11356      5,40   2        10,80  
Боезапас 16 противолодочных торпед СЭТ-65Э       1,74   4         6,95  
     149,40   134%
Вооружение по проекту 11358
наименование масса, т. кол-во всего, т.
АУ А190 15 1        15,00  
ЗРК «Редут»:  ПУ на 8 ЗУР 6 3        18,00   ?
ЗРК «Редут»: ЗУР 9М96Е 0,33 20         6,60  
ЗРК «Редут»: ЗУР 9М100 0,11 16         1,76   ?
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1) 14 3        42,00  
УКСК: Противокорабельная «БраМос» 3 8        24,00  
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э 1,77 8        14,16  
УКСК: противолодочная 91РЭ1 2,1 4         8,40  
УКСК: противолодочная 91РТЭ2 1,2 4         4,80  
Два четырехтрубных торпедных аппарата Пакет-НК 3 2         6,00   ?
8 торпед М-15 или МТТ 0,4 8         3,20  
ПУ ЗРК БД 1,3 4         5,20  
ракета ближнего действия 0,11 16         1,76  
РЛС ЗРК БД 5 1         5,00  
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом      3,81   2         7,63  
     163,51   105%
Превышение массы нового вооружения над проектом 11356         8,34  

превышение массы сравнимо с превышением от переворужения 8 ракет «3М-14Э» на «БраМос».

alternathistory.com

Фрегаты проектов 1135.6 и 11356Р

Сторожевые корабли проекта 1135, хотя и уходящие корнями еще в 1960-е годы, к 90-м годам сохраняли неплохой потенциал развития. Российские кораблестроители попытались его использовать — и не без успеха.

В базовом варианте проект 1135 был четко выраженным противолодочным кораблем — его артиллерийское и зенитное ракетное вооружение были предназначены лишь для самообороны, а противокорабельные ракеты вообще отсутствовали. Не имелось ни вертолетного ангара, ни взлетно-посадочной площадки. Более прогрессивным стал разработанный для пограничников сторожевой корабль проекта 1135.1 — за счет отказа от громоздкого противолодочного ракетного комплекса на нем появился ангар для постоянного базирования вертолета. Именно этот корабль стал основой для ориентированного на экспорт проекта, получившего номер 1135.6. Разработку вели в инициативном порядке специалисты Северного проектно-конструкторского бюро.

ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ ИНДИИ

Проект 1135.6 появился как раз вовремя — в середине 1990-х годов, когда командование ВМС Индии подыскивало подходящие корабли для замены устаревших фрегатов типа «Линдер». Достаточно сбалансированный и недорогой корабль вполне устроил заказчика, и в 1997 году был подписан контракт, предусматривающий поставку Индии трех кораблей. Постройку фрегатов осуществлял Балтийский завод в Санкт-Петербурге. Первые два из них — F40 «Тальвар» («Меч») и F43 «Тришул» («Трезубец») — были переданы заказчику в июне 2003 года. Третий — F44 «Табар» («Топор») — последовал за ними в апреле 2004-го.

В 2006 году ВМС Индии решили заказать вторую тройку кораблей проекта 1135.6. Поскольку в ходе строительства первой партии наблюдались различные недоделки и затягивание сроков, заказ на вторую партию отдали калининградскому судостроительному заводу «Янтарь». Первый корабль второй партии F45 «Тег» («Сабля») вошел в строй в апреле 2012 года, F50 «Таркаш» («Колчан») — в ноябре, a F51 «Триканд» («Лук») — в июне 2013-го.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Корпус фрегатов имеет удлиненный полубак. Водонепроницаемыми переборками он разделен на 13 отсеков. Корабль способен оставаться на плаву при затоплении трех любых смежных отсеков. Повышению живучести способствует и двойное дно, простирающееся на 80% длины корпуса фрегата (в междудонном пространстве находятся топливные цистерны).

От своего прототипа (сторожевого корабля проекта 1135.1) фрегаты типа «Тальвар» отличаются существенно переработанной надводной частью корпуса и надстройки — им приданы очертания, снижающие радиолокационную заметность. Пожароопасные алюминиевые сплавы в конструкции корабля заменены сталью, что привело к увеличению водоизмещения.

Силовая установка разработана украинским научно-производственным объединением «Машпроект» и изготовлена производственным объединением «Заря» в Николаеве. В ее состав входят четыре газовые турбины: две полного хода ДТ-59 (мощностью по 19500 л, с.) и две экономического хода ДС-71 (по 9000 л. с). Схема силовой установки — COGOG (то есть она предусматривает только раздельную работу турбин экономического и полного хода).

ВООРУЖЕНИЕ

Состав вооружения «Тальваров», в отличие от их советских прототипов, достаточно сбалансированный и мощный. Основным средством поражения надводных и береговых целей стал комплекс Club N с восьмизарядной установкой вертикального пуска 3С-14 и ракетами 3М54-ТЭ. Наведение их на цель осуществляется посредством радара 3Ц-25Э «Гарпун-Бал». На кораблях второй серии вместо ракет 3М54-ТЭ размещены сверхзвуковые крылатые ракеты «БраМос» с дальностью стрельбы до 300 км.

Существенному повышению возможностей ПВО корабля (по сравнению со сторожевиками проектов 1135 и 1135.1) способствует установка ЗРК средней дальности «Штиль-1». Комплекс включает однозарядную пусковую установку 3С90, а боекомплект состоит из 24 ЗУР 9М317Э с дальностью пуска до 50 км. Для ближней противовоздушной обороны и «достреливания» противокорабельных ракет служат два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Каштан». Каждый из них включает четыре ПУ ЗУР 3М311-1Э с дальностью пуска до 8 км (боекомплект каждого комплекса — 32 ЗУР) и две 30-мм шестиствольные пушки. Однако на второй серии кораблей вместо «Каштанов^ установлены две 30-мм шестиствольные артустановки АК-630М.

«Тальвары» также вооружены 100-мм артустановкой А-190. Для борьбы с подводными лодками корабли несут два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356 (боекомплект 16 торпед СЭТ-65) и одну 212-мм 12-ствольную реактивную бомбометную установку РБУ-6000 (боекомплект 48 глубинных бомб РГБ-60). Корабли имеют взлетно-посадочную площадку и ангар для вертолета типа Ка-27 или Ка-31. Вся бортовая радиоэлектроника фрегата «завязана» на информационно-управляющую систему «Требование-М». Главным обзорным радаром служит трехкоординатная РЛС «Фрегат-М2ЭМ». Гидроакустическое оборудование — западного производства. Оно включает подкильную ГАС APSOH и буксируемую SSN-137.

«АДМИРАЛЫ» ДЛЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Затягивание сроков создания перспективного фрегата проекта 22350 вынудило российских военных моряков обратить внимание на фрегаты «Тальвар» как пример весьма удачной адаптации неновой конструкции к современным требованиям.

В 2010 году была утверждена программа строительства шести фрегатов, предназначенных для Черноморского флота. Проект, получивший обозначение 11356Р, несколько отличается от индийских кораблей. Силовая установка российского фрегата выполнена по схеме COGAG, предусматривающей совместную работу на полном ходу всех четырех турбин — это улучшило ходовые качества корабля. Внесены некоторые изменения в состав бортового оборудования, а также
вооружения.

ВООРУЖЕНИЕ ФРЕГАТА ПРОЕКТА 11356Р

В отличие от «Тальваров», на российских фрегатах вместо однозарядной пусковой установки ЗРК «Штиль-1» применена установка вертикального пуска, состоящая из двух модулей по 12 ячеек. Ее применение позволило улучшить время реакции ЗРК на воздушную угрозу, а также обеспечило возможность залповой стрельбы. ЗРК можно применять для отражения массированных воздушных налетов, наводя ракеты одновременно на три цели.

Для поражения надводных и наземных целей служат ракеты комплекса «Калибр-НК» — противокорабельные 3М-54 (дальность стрельбы до 375 км) и крылатые ЗМ-14 (до 2600 км).

Отметим, что данные по дальности стрельбы ракет семейства «Калибр» в исполнении, предназначенном для российского флота, а не на экспорт, до сих пор официально не подтверждены. Как и на «Тальварах», запуск «Калибров» производится из восьмизарядной установки вертикального пуска 3С-14.

Артиллерийское вооружение фрегатов проекта 11356Р соответствует «Тальварам» второй серии. Оно состоит из одной 100-мм артустановки А-190 и двух 30-мм шестистволок АК-630М.

Отказ от применяемых на «Тальварах» первой серии зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кэштан», видимо, обусловлен проблемами с эксплуатацией этого вооружения. Противолодочное оружие также аналогично тому, что применяется на «Тальварах»: два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и один реактивный бомбомет РБУ-6000.

ПОСТРОЙКА И СЛУЖБА

Строительство кораблей проекта 11356Р осуществляют на калининградском судостроительном заводе «Янтарь» по двум контрактам, подписанным в 2010 и 2011 годах (каждый на три корабля). Все фрегаты получили названия в честь адмиралов российского флота. Головной — «Адмирал Григорович» — был заложен 18 декабря 2010 года. 8 июля 2011 года заложили «Адмирал Эссен», а 29 февраля 2012-го — «Адмирал Макаров». Все три корабля по второму заказу были заложены в течение 2013 года: «Адмирал Бутаков» — в июле, «Адмирал Истомин» — в ноябре, а «Адмирал Корнилов» — в декабре.

Первоначально постройка фрегатов шла высоким темпом, но после введения санкций против России затормозилась: Украина отказалась поставлять силовые установки. В итоге в строй удалось ввести лишь три первые корабля, для которых успели прибыть газотурбинные агрегаты. «Адмирал Григорович» официально вошел в состав ВМФ России 11 марта 2016 года — на год позднее контрактного срока. 7 июня того же года ВМФ принял фрегат «Адмирал Эссен», а 27 декабря 2017-го — «Адмирал Макаров». Остальные три корабля спущены на воду и законсервированы в ожидании создания российских газотурбинных двигателей (их разработкой занимается научно-производственное объединение «Сатурн»). Ввод в строй второй тройки ожидается не ранее 2021 года, причем судьба их окончательно не определена.

Высказывается мнение об отказе российского флота от этих фрегатов в пользу малых ракетных кораблей проекта 22800. К недостроенным «адмиралам» проявляет интерес Индия, успешно эксплуатирующая «Тальвары». В настоящее время идут переговоры о приобретении этой страной четырех фрегатов, два из которых строились бы в России, а еще два — по лицензии в Индии. В таком случае исчезла бы проблема с поставкой силовых установок; Украина продала бы их непосредственно Индии. В августе 2017 года было официально заявлено, что для ВМФ России достроят только «Адмирала Бутакова».

Три «адмирала», вошедшие к настоящему времени в строй, активно несут службу, являясь самыми современными кораблями Черноморского флота. «Адмирал Григорович» в ноябре 2016 года, во время перехода с Балтики на Черное море, нанес удар крылатыми ракетами «Калибр» по целям в Сирии. В 2017 году он совершил два боевых похода в Средиземное море. 22 июня 2017 года «Адмирал Григорович» вновь запускал «Калибры» по объектам в Сирии. Перевод на Черное море «Адмирала Эссена» задержался до весны 2017 года из-за повреждения винторулевой группы и необходимости докового ремонта корабля. В мае, июне и сентябре 2017 года этот фрегат также участвовал в ракетных ударах по Сирии.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь