Содержание

Французская армия Википедия

Вооружённые силы Французской Республики — формирование Французской Республики, созданное для вооружённой защиты её интересов и территорий, в том числе и заморских.

В целом, Франция является одной из немногих стран, в составе вооружённых сил которой есть почти полный спектр современных вооружений и военной техники собственного производства — от стрелкового оружия до ударных атомных авианосцев (которые, кроме Франции, есть только у США).

Франция с 4 апреля 1949 года являлась членом военно-политической Организации Североатлантического договора (НАТО).

В июле 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 году вернулась в военные структуры. Франция также является членом Ядерного клуба.

В 2003 году во Франции была завершена вторая часть реформы вооружённых сил, начатая в 1996 году. В рамках этой реформы произошла отмена призыва в мирное время и состоялся переход к наёмной (вербовка), менее многочисленной, но более эффективной (по мнению некоторых) армии, авиации и флоту. Реформа должна продлиться до 2015 года

[1]. Общая численность французских вооружённых сил сократилась с 550 000 в 1989 году до 499 000 человек в 1996 году и 256 000 человек в начале 2000-х годов (в начале 2000-х ещё 82 000 человек составлял гражданский персонал)[2].

На 2018 год занимает пятое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США, РФ, Китая и Индии[3].

Общая информация

  • Минимальный военный возраст вербовки: 17 лет
  • Максимальный возраст вербовки: 40 лет
  • Отсутствует призыв
  • Доступные военные трудовые ресурсы: 13 676 509
  • Полный военный персонал: 320 000, к 2020 году уменьшится до 225 000[4]
  • Ежегодный военный расход: 74 690 470 000 $ (2,6 % ВВП)
  • Доступная покупательная способность: 2 067 000 000 000 $
  • Золотые запасы, о которых сообщают: 98 240 000 000 $
  • Полная рабочая сила: 27 760 000
  • Самая феминизированная армия, авиация и флот в Западной Европе (более 14 % служащих — женщины)

История

Накануне Первой мировой войны Франция обладала самой большой армией в Европе (включая колониальные войска) — 882 907 человек[5]. Этому способствовал закон от 7 августа 1913 года, увеличивший срок службы с 2-х до 3-х лет и снизивший призывной возраст с 21 года до 20 лет[5].

Виды Вооружённых сил Франции

Солдат 35 пехотного полка во время развертывания французских войск в Афганистане в июне 2005 года

Ядерный арсенал Франции

Франция является страной-обладательницей ядерного оружия. Официальной позицией французского правительства всегда было создание «ограниченного ядерного арсенала на минимально необходимом уровне». На сегодняшний день этот уровень составляет 4 стратегических подводных ракетоносца и около 100 самолётов с ядерными ракетами.

Ядерное оружие является гарантом безопасности Франции. Разработанное в 1960 году, оно стало главным инструментом политики безопасности и внешней политики. Ядерные силы Франции включают воздушный, морской и наземный компоненты, которые в свою очередь делились на стратегические и достратегические (тактические) силы.

Стратегическими считались баллистические ракеты, установленные на материке и на подлодках, а также ядерные бомбы, которыми были оснащены стратегические бомбардировщики «Мираж IV». Достратегические силы включали: ракеты ASMP, которыми вооружали самолёты «Dassault Mirage 2000» и «Супер Этандар». Достратегические силы должны были нанести первый удар по противнику, чтобы показать серьёзность намерений, в противном случае должны были использоваться стратегические силы. Из этого следует, что ядерная доктрина Франции содержала в себе принципы концепции «гибкого реагирования», позволяя выбрать тот или иной тип вооружения в зависимости от характера угрозы.

  1. Первым, и самым главным принципом ядерной доктрины являлось то, что французские ядерные вооружения во время «холодной войны» были одним из элементов ядерного сдерживания НАТО, но особенность состояла в том, что Франция должна действовать независимо от НАТО, в первую очередь, исходя из своих собственных интересов.
  2. Второй принцип, вытекающий из первого, основывался на том, что Франция, в отличие от США, четко не определила против кого и в каком случае будет использован ядерный потенциал. Тем самым создавались условия некой неопределённости, что, по мнению французских стратегов, должно было усилить общую систему сдерживания.
  3. Третий принцип основывался на гарантии нанесения значительного ущерба «слабого(Франция) — сильному (СССР и Организации Варшавского договора)» в случае ядерного конфликта .
  4. Четвёртый принцип назывался «принципом сдерживания по всем азимутам», предполагавший что ядерные силы Пятой республики могли нанести неприемлемый ущерб любому противнику.

Большинство первых лиц Франции, начиная с Ш. де Голля и заканчивая Н. Саркози, заявляли, что ядерное оружие — это основа независимости Пятой республики в принятии внешнеполитических и стратегических решений. Францию ещё называли «ядерной монархией» (monarchie nucleaire), поскольку принятие решений по проблемам ядерного оружия — полностью прерогатива президента страны. Ядерная политика Франции была разработана в конце 1950-х — 1960-х годов и до конца Холодной войны в неё не было внесено никаких существенных изменений. Она основывалась на всеобщем консенсусе по отношению к ядерной доктрине и осознании необходимости владения ядерным оружием в целом. Завершение Холодной войны и распад Организации Варшавского договора вызвали не только необходимость пересмотра ядерной политики, но и корректировки самой структуры ядерных вооружений.

В 1990-е годы с окончанием «холодной войны» ядерный арсенал Франции был серьёзно сокращён. Было свернуто несколько ядерных программ и ликвидированы ракеты наземного базирования на плато Д’Альбион

[fr]. Количество средств[6] доставки с 1991 по 1997 год сократилось с 250 до 100 единиц[источник не указан 3113 дней]. А в 1998 году Франция ратифицировала протокол о запрете всех видов ядерных испытаний.

Белая книга

Белая книга — наименование французской доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности.

В 1994 году во Франции выпускается новая «Белая книга по обороне», задачей которой стала разработка новой стратегической концепции. В «Белой книге» указываются новые обстоятельства, в связи с которыми надо пересмотреть военную доктрину: «непредсказуемость и комплексный характер возможных конфликтов, географическая удалённость, опасность создаваемая распространением ОМУ» . Кроме того французские войска должны быть готовы проводить операции в отдалённых регионах мира, совместно с различными коалициями. Интересен тот факт, что в «Белой книге» было отмечено, что на тот момент Франция не обладала средствами для проведения подобных операций. Таким образом, в книге было косвенно подтверждено, что Франция зависит от своих союзников и в первую очередь от США, как это показала Война в заливе. Новая концепция в основном была направлена на урегулирование и предотвращение региональных конфликтов. Для предотвращения конфликтов предполагалось долговременное присутствие вооружённых сил в конфликтном регионе, международное сотрудничество, а также демонстрация силы. Отдельно указывалось, что любая операция может быть начата только с условием наличия мандата ООН. И, в любом случае, война не должна вылиться в дорогостоящую и затяжную.

Также, отдельное место в книге уделено угрозам распространения оружия, в том числе и ракет (то о чём говорил полковник А. Фор-Дюфурмантель ранее). Однако, было решено развивать только средства противовоздушной обороны, так как Франция не обладала средствами противоракетной обороны.

Белая книга 1994 ознаменовала серьёзные изменения в военной политике Франции и явилась своевременным ответом на изменение стратегической обстановки после окончания Холодной войны. Её положения были направлены в основном на поддержку тех сил, которые способствовали бы активности французских вооружённых сил в региональных конфликтах. Но, несомненно, такое изменение военной доктрины требовало модернизации самих вооружённых сил. Армии Франции были даны 3 приоритета: «способность оперативно собирать и анализировать информацию, эффективное командование и возможность проецирования (переброска и обеспечение ВС) сил» . На это и была направлена военная реформа 1996 г., основой которой стала «Белая книга» 1994 г.

Последняя Белая книга была обнародована Николя Саркози 17 июня 2008 года, сменив собой доктрину 1994 года. Согласно новой доктрине, число военнослужащих и гражданских сотрудников оборонных предприятий будет сокращено в ближайшие 6-7 лет на 54 тысячи. Средства, сэкономленные благодаря столь значительным кадровым сокращениям, будут направлены на закупку нового вооружения и экипировки.

Новая книга исходит из необходимости борьбы против новых опасностей, появившихся в мире с 1994 года. Среди этих угроз — кибер-атаки, терроризм, эпидемии, климатические катастрофы. Новая французская стратегия безопасности предполагает усиление роли Евросоюза в делах обороны.

В духе старых традиций в «Белой книге» 2008 г. приоритетными в сфере политики национальной безопасности определяются «оборонная и внешняя политика, которые вносят непосредственный вклад в национальную безопасность», но, «для того чтобы лучше обеспечить защиту интересов Франции и миссию по защите её населения, новая концепция национальной безопасности Франции обращается и к внутренней политике безопасности, по всем вопросам кроме тех, которые не имеют прямого отношения к личной безопасности людей и их имущества, нарушению закона и порядка».[7]

Главной особенностью «Белой книги » 2008 г.,является то, что «впервые на протяжении столетия Франция основывает свою достаточно революционную доктрину национальной безопасности не на гипотетическом всеобщем военном противостоянии в Европе, а сочетает оборону и обеспечение собственной национальной безопасности».

[8] Если стержнем Белой книги 1972 было «сдерживание», в 1994 году — «проецирование силы», то в «Белой книге по обороне и национальной безопасности» 2008 г. — это «знание и прогнозирование», что представляет собой новую стратегическую функцию, ставшую приоритетной задачей. также, одним из важных нововведений, предложенных в «Белой книге по обороне и национальной безопасности» 2008 г., является обозначение необходимости создания Совета национальной обороны и безопасности во главе с президентом страны, в состав которого также должны войти премьер-министр, министры обороны и внутренних дел, министр иностранных и европейских дел, министры экономики и бюджетного планирования.

Проблема реинтеграции Франции в НАТО

Франция занимает 4-е место по финансированию НАТО, имея войска, представляющие 7 % контингента, участвующего в операциях. Это около 4650 солдат, действующих под флагом НАТО. К тому же у Франции нет крупного командования и она не может влиять на стратегические решения альянса. НАТО— единственная организация, где у Франции нет возможности принимать участие и оказывать влияние. Реинтеграция в командные структуры означает для страны возможность действовать, а не вести себя пассивно.

[9]

После крушения биполярной системы Франция продолжила свою независимую от НАТО оборонную политику. Более того, она стремилась вообще вытеснить Соединённые Штаты из Европы. Президент Франции, Ф. Миттеран, хотел использовать окончание Холодной войны для того, чтобы освободить европейскую политику от «слепого» равнения на США и придать ЕС статус самодостаточного центра силы, который бы действовал независимо от НАТО. Французы полагали, что безопасность Европы не будет обеспечена, если её оборона будет зависеть от США. Однако, самодостаточность европейской обороны не соответствовала интересам США.

После объединения Германии и распада СССР, США нужно было найти новые оправдания для военного присутствия в Европе и существования NATO как такового. Так, зародился проект, разработанный в США, который ставил Альянс в центр европейской системы безопасности. Также была выдвинута идея о распространении Альянса «от Ванкувера до Владивостока». Такое развитие НАТО вызвало опасение у Франции, которая изначально была против расширения НАТО на восток. Франция выступала за постепенное присоединение бывших стран ОВД к странам западного мира, которое бы проходило постепенно и в рамках преимущественно европейских структур.

15 июня 1991 года в Бельгии было проведено совещание министров обороны стран NATO, на котором было решено создать «Силы быстрого реагирования». На совещании было предложено использовать вооружённые силы Альянса для разрешения конфликтов в Европе, как инструмент СБСЕ. Следовательно, предполагалось, что НАТО станет основой европейской системы безопасности, чему сопротивлялась Франция. Позиция Франции сводилась к тому, что Европейская оборона должна полагаться на СБСЕ, Совет NATO и ЗЕС.

В 1992 г. при Франсуа Миттерране, официальные лица начали принимать участие в работе военного комитета в рамках операций в Боснии. При Жаке Шираке Франция вновь ввела французских военных в объединённую структуру в 2004 г. Существуют три штаба в Лилле, Лионе и Тулоне, способные проводить союзнические операции. На местах войска принимают участие совместно с NATO в операциях в Афганистане и в Косово.

Благодаря французскому председательству в Европейском Союзе, европейская политика безопасности и обороны получила конкретные продвижения вперёд с усилением оперативного потенциала и масштабным участием Европы в операциях на местах (продолжение операций европейского контингента в Чаде, начало гражданских наблюдательных миссий в Грузии в сентябре, а в декабре — в Косово, и, наконец, первая морская европейская операция «АТАЛАНТ» для борьбы против пиратов).

Франция сегодня вносит четвёртый по величине вклад в Североатлантический Альянс. Страна платит и предоставляет в распоряжение человеческие ресурсы, но она не принимает участия в работе административного совета. Выразив стремление вновь войти в объединённое командование, Николя Саркози завершил процесс при полной прозрачности. В этом была суть парламентских дебатов по вопросам международной политики Франции с 2007 г., которые состоялись 18 марта[9].

Принципы независимости, заложенные в 1966 г. Генералом де Голлем остаются незыблемыми: Франция, при любых обстоятельствах, сохраняет полную свободу принятия решения по отправке войск для участия в операции. Страна не будет направлять никакой военный контингент в постоянное распоряжение командования NATO в мирное время. Касательно ядерного сдерживания, будет сохраняться полная независимость, в отличие от англичан, с целью того, чтобы ядерное устрашение служило как обороне Европы, так и NATO. Именно на основе этих принципов обновляются отношения Франции с NATO. Первым шагом был саммит в Страсбурге-Келе 3 и 4 апреля 2009 г.[9]

Французские военные базы за рубежом

В декабре 2001 года в аэропорту Душанбе (Таджикистан) открыта небольшая военная база Франции с контингентом военнослужащих в 170—230 военных[10]. На базе были размещены 6 истребителей «Мираж» и 4 военно-транспортных самолёта ВВС Франции[10]. Арендная плата с Парижа не взималась, но французы восстановили взлетно-посадочную полосу, истратив на это 5,5 млн евро, а также выделили Таджикистану долгосрочный льготный кредит в 20 млн евро на строительство терминала в аэропорту Душанбе[10].

Французская военная обувь

Характерными и делающими очень узнаваемым вид военнослужащего Франции являются армейские ботинки — «Рейнджерс», или, как их ещё называют, «Ранжё» («Rangeos» или «Rangeots»), легко узнаваемы среди множества других военных ботинок и дополняют картину внешнего вида французского солдата с конца 1950-х годов. Во французском иностранном легионе все, от рядового легионера до генерала носят ботинки «Рейнджерс». На парад французы зашнуровывают шнурки белого цвета.

Воинские звания

Звания в сухопутных силах

  • Генерал армии (Général d’armée)
  • Корпусной генерал (Général de corps d’armée)
  • Дивизионный генерал (Général de division)
  • Бригадный генерал (Général de brigade)
  • Полковник (Colonel)
  • Подполковник (Lieutenant-colonel)
  • Майор (Commandant)
  • Капитан (Capitaine)
  • Лейтенант (Lieutenant)
  • Младший лейтенант (Sous-lieutenant)
  • Подофицер (Aspirant)
  • Старшина (Major)
  • Старший аджюдан (Adjudant-chef)
  • Аджюдан (Adjudant)
  • Старший сержант (Sergent-chef)
  • Сержант (Sergent)
  • Старший капрал (Caporal-chef)
  • Капрал (Caporal)
  • Солдат (Soldat)

Звания в ВМФ

  • Адмирал (Amiral)
  • Вице-адмирал эскадры (Vice-amiral d’escadre)
  • Вице-адмирал (Vice-amiral)
  • Контр-адмирал (Contre-amiral)
  • Капитан (Capitaine de vaisseau)
  • Капитан фрегата (Capitaine de frégate)
  • Капитан корвета (Capitaine de corvette)
  • Лейтенант (Lieutenant de vaisseau)
  • Первый мичман (Enseigne de vaisseau 1)
  • Второй мичман (Enseigne de vaisseau 2)
  • Младший мичман (Aspirant)
  • Старшина (Major)
  • Главный мастер (Maître principal)
  • Первый мастер (Premier maître)
  • Мастер (Maître)
  • Второй мастер (Second maître)
  • Квартирмейстер 1 статьи (Quartier maître 1)
  • Квартирмейстер 2 статьи (Quartier maître 2)
  • Матрос (Matelot)

Галерея

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Современная униформа армии Франции (фото)

Вооруженные силы Франции

В целом, Франция является одной из немногих стран, в составе вооружённых сил которой есть почти полный спектр современных вооружений и военной техники собственного производства — от стрелкового оружия до ударных атомных авианосцев (которые, кроме Франции, есть только у США ).

Виды Вооружённых сил Франции.
— Сухопутные войска Франции (фр.)русск. или армия (включая морские соединения, Иностранный Легион, лёгкую авиацию)
— Военно-морские силы Франции или национальный военный флот (включая воздушные силы на Флоте)
Военно-воздушные силы Франции (включая противовоздушную оборону)
— Национальная жандармерия Франции (выполняет функции национальной сельской полиции и военной полиции для всех ВС Франции). В зону её компетенции входят прибрежные зоны, реки, сельская местность, а также города с численностью населения менее 10 000 человек.
— Элитной структурой Вооруженных сил является медицинская служба Вооруженных сил Франции, обеспечивающая в медицинском отношении все четыре вида Вооруженных сил.

forma-odezhda.ru

Армия Франции Википедия

Вооружённые силы Французской Республики — формирование Французской Республики, созданное для вооружённой защиты её интересов и территорий, в том числе и заморских.

В целом, Франция является одной из немногих стран, в составе вооружённых сил которой есть почти полный спектр современных вооружений и военной техники собственного производства — от стрелкового оружия до ударных атомных авианосцев (которые, кроме Франции, есть только у США).

Франция с 4 апреля 1949 года являлась членом военно-политической Организации Североатлантического договора (НАТО).

В июле 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 году вернулась в военные структуры. Франция также является членом Ядерного клуба.

В 2003 году во Франции была завершена вторая часть реформы вооружённых сил, начатая в 1996 году. В рамках этой реформы произошла отмена призыва в мирное время и состоялся переход к наёмной (вербовка), менее многочисленной, но более эффективной (по мнению некоторых) армии, авиации и флоту. Реформа должна продлиться до 2015 года[1]. Общая численность французских вооружённых сил сократилась с 550 000 в 1989 году до 499 000 человек в 1996 году и 256 000 человек в начале 2000-х годов (в начале 2000-х ещё 82 000 человек составлял гражданский персонал)[2].

На 2018 год занимает пятое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США, РФ, Китая и Индии[3].

Общая информация

  • Минимальный военный возраст вербовки: 17 лет
  • Максимальный возраст вербовки: 40 лет
  • Отсутствует призыв
  • Доступные военные трудовые ресурсы: 13 676 509
  • Полный военный персонал: 320 000, к 2020 году уменьшится до 225 000[4]
  • Ежегодный военный расход: 74 690 470 000 $ (2,6 % ВВП)
  • Доступная покупательная способность: 2 067 000 000 000 $
  • Золотые запасы, о которых сообщают: 98 240 000 000 $
  • Полная рабочая сила: 27 760 000
  • Самая феминизированная армия, авиация и флот в Западной Европе (более 14 % служащих — женщины)

История

Накануне Первой мировой войны Франция обладала самой большой армией в Европе (включая колониальные войска) — 882 907 человек[5]. Этому способствовал закон от 7 августа 1913 года, увеличивший срок службы с 2-х до 3-х лет и снизивший призывной возраст с 21 года до 20 лет[5].

Виды Вооружённых сил Франции

Солдат 35 пехотного полка во время развертывания французских войск в Афганистане в июне 2005 года

Ядерный арсенал Франции

Франция является страной-обладательницей ядерного оружия. Официальной позицией французского правительства всегда было создание «ограниченного ядерного арсенала на минимально необходимом уровне». На сегодняшний день этот уровень составляет 4 стратегических подводных ракетоносца и около 100 самолётов с ядерными ракетами.

Ядерное оружие является гарантом безопасности Франции. Разработанное в 1960 году, оно стало главным инструментом политики безопасности и внешней политики. Ядерные силы Франции включают воздушный, морской и наземный компоненты, которые в свою очередь делились на стратегические и достратегические (тактические) силы. Стратегическими считались баллистические ракеты, установленные на материке и на подлодках, а также ядерные бомбы, которыми были оснащены стратегические бомбардировщики «Мираж IV». Достратегические силы включали: ракеты ASMP, которыми вооружали самолёты «Dassault Mirage 2000» и «Супер Этандар». Достратегические силы должны были нанести первый удар по противнику, чтобы показать серьёзность намерений, в противном случае должны были использоваться стратегические силы. Из этого следует, что ядерная доктрина Франции содержала в себе принципы концепции «гибкого реагирования», позволяя выбрать тот или иной тип вооружения в зависимости от характера угрозы.

  1. Первым, и самым главным принципом ядерной доктрины являлось то, что французские ядерные вооружения во время «холодной войны» были одним из элементов ядерного сдерживания НАТО, но особенность состояла в том, что Франция должна действовать независимо от НАТО, в первую очередь, исходя из своих собственных интересов.
  2. Второй принцип, вытекающий из первого, основывался на том, что Франция, в отличие от США, четко не определила против кого и в каком случае будет использован ядерный потенциал. Тем самым создавались условия некой неопределённости, что, по мнению французских стратегов, должно было усилить общую систему сдерживания.
  3. Третий принцип основывался на гарантии нанесения значительного ущерба «слабого(Франция) — сильному (СССР и Организации Варшавского договора)» в случае ядерного конфликта .
  4. Четвёртый принцип назывался «принципом сдерживания по всем азимутам», предполагавший что ядерные силы Пятой республики могли нанести неприемлемый ущерб любому противнику.

Большинство первых лиц Франции, начиная с Ш. де Голля и заканчивая Н. Саркози, заявляли, что ядерное оружие — это основа независимости Пятой республики в принятии внешнеполитических и стратегических решений. Францию ещё называли «ядерной монархией» (monarchie nucleaire), поскольку принятие решений по проблемам ядерного оружия — полностью прерогатива президента страны. Ядерная политика Франции была разработана в конце 1950-х — 1960-х годов и до конца Холодной войны в неё не было внесено никаких существенных изменений. Она основывалась на всеобщем консенсусе по отношению к ядерной доктрине и осознании необходимости владения ядерным оружием в целом. Завершение Холодной войны и распад Организации Варшавского договора вызвали не только необходимость пересмотра ядерной политики, но и корректировки самой структуры ядерных вооружений.

В 1990-е годы с окончанием «холодной войны» ядерный арсенал Франции был серьёзно сокращён. Было свернуто несколько ядерных программ и ликвидированы ракеты наземного базирования на плато Д’Альбион[fr]. Количество средств[6] доставки с 1991 по 1997 год сократилось с 250 до 100 единиц[источник не указан 3113 дней]. А в 1998 году Франция ратифицировала протокол о запрете всех видов ядерных испытаний.

Белая книга

Белая книга — наименование французской доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности.

В 1994 году во Франции выпускается новая «Белая книга по обороне», задачей которой стала разработка новой стратегической концепции. В «Белой книге» указываются новые обстоятельства, в связи с которыми надо пересмотреть военную доктрину: «непредсказуемость и комплексный характер возможных конфликтов, географическая удалённость, опасность создаваемая распространением ОМУ» . Кроме того французские войска должны быть готовы проводить операции в отдалённых регионах мира, совместно с различными коалициями. Интересен тот факт, что в «Белой книге» было отмечено, что на тот момент Франция не обладала средствами для проведения подобных операций. Таким образом, в книге было косвенно подтверждено, что Франция зависит от своих союзников и в первую очередь от США, как это показала Война в заливе. Новая концепция в основном была направлена на урегулирование и предотвращение региональных конфликтов. Для предотвращения конфликтов предполагалось долговременное присутствие вооружённых сил в конфликтном регионе, международное сотрудничество, а также демонстрация силы. Отдельно указывалось, что любая операция может быть начата только с условием наличия мандата ООН. И, в любом случае, война не должна вылиться в дорогостоящую и затяжную.

Также, отдельное место в книге уделено угрозам распространения оружия, в том числе и ракет (то о чём говорил полковник А. Фор-Дюфурмантель ранее). Однако, было решено развивать только средства противовоздушной обороны, так как Франция не обладала средствами противоракетной обороны.

Белая книга 1994 ознаменовала серьёзные изменения в военной политике Франции и явилась своевременным ответом на изменение стратегической обстановки после окончания Холодной войны. Её положения были направлены в основном на поддержку тех сил, которые способствовали бы активности французских вооружённых сил в региональных конфликтах. Но, несомненно, такое изменение военной доктрины требовало модернизации самих вооружённых сил. Армии Франции были даны 3 приоритета: «способность оперативно собирать и анализировать информацию, эффективное командование и возможность проецирования (переброска и обеспечение ВС) сил» . На это и была направлена военная реформа 1996 г., основой которой стала «Белая книга» 1994 г.

Последняя Белая книга была обнародована Николя Саркози 17 июня 2008 года, сменив собой доктрину 1994 года. Согласно новой доктрине, число военнослужащих и гражданских сотрудников оборонных предприятий будет сокращено в ближайшие 6-7 лет на 54 тысячи. Средства, сэкономленные благодаря столь значительным кадровым сокращениям, будут направлены на закупку нового вооружения и экипировки.

Новая книга исходит из необходимости борьбы против новых опасностей, появившихся в мире с 1994 года. Среди этих угроз — кибер-атаки, терроризм, эпидемии, климатические катастрофы. Новая французская стратегия безопасности предполагает усиление роли Евросоюза в делах обороны.

В духе старых традиций в «Белой книге» 2008 г. приоритетными в сфере политики национальной безопасности определяются «оборонная и внешняя политика, которые вносят непосредственный вклад в национальную безопасность», но, «для того чтобы лучше обеспечить защиту интересов Франции и миссию по защите её населения, новая концепция национальной безопасности Франции обращается и к внутренней политике безопасности, по всем вопросам кроме тех, которые не имеют прямого отношения к личной безопасности людей и их имущества, нарушению закона и порядка».[7]

Главной особенностью «Белой книги » 2008 г.,является то, что «впервые на протяжении столетия Франция основывает свою достаточно революционную доктрину национальной безопасности не на гипотетическом всеобщем военном противостоянии в Европе, а сочетает оборону и обеспечение собственной национальной безопасности».[8] Если стержнем Белой книги 1972 было «сдерживание», в 1994 году — «проецирование силы», то в «Белой книге по обороне и национальной безопасности» 2008 г. — это «знание и прогнозирование», что представляет собой новую стратегическую функцию, ставшую приоритетной задачей. также, одним из важных нововведений, предложенных в «Белой книге по обороне и национальной безопасности» 2008 г., является обозначение необходимости создания Совета национальной обороны и безопасности во главе с президентом страны, в состав которого также должны войти премьер-министр, министры обороны и внутренних дел, министр иностранных и европейских дел, министры экономики и бюджетного планирования.

Проблема реинтеграции Франции в НАТО

Франция занимает 4-е место по финансированию НАТО, имея войска, представляющие 7 % контингента, участвующего в операциях. Это около 4650 солдат, действующих под флагом НАТО. К тому же у Франции нет крупного командования и она не может влиять на стратегические решения альянса. НАТО— единственная организация, где у Франции нет возможности принимать участие и оказывать влияние. Реинтеграция в командные структуры означает для страны возможность действовать, а не вести себя пассивно.[9]

После крушения биполярной системы Франция продолжила свою независимую от НАТО оборонную политику. Более того, она стремилась вообще вытеснить Соединённые Штаты из Европы. Президент Франции, Ф. Миттеран, хотел использовать окончание Холодной войны для того, чтобы освободить европейскую политику от «слепого» равнения на США и придать ЕС статус самодостаточного центра силы, который бы действовал независимо от НАТО. Французы полагали, что безопасность Европы не будет обеспечена, если её оборона будет зависеть от США. Однако, самодостаточность европейской обороны не соответствовала интересам США.

После объединения Германии и распада СССР, США нужно было найти новые оправдания для военного присутствия в Европе и существования NATO как такового. Так, зародился проект, разработанный в США, который ставил Альянс в центр европейской системы безопасности. Также была выдвинута идея о распространении Альянса «от Ванкувера до Владивостока». Такое развитие НАТО вызвало опасение у Франции, которая изначально была против расширения НАТО на восток. Франция выступала за постепенное присоединение бывших стран ОВД к странам западного мира, которое бы проходило постепенно и в рамках преимущественно европейских структур.

15 июня 1991 года в Бельгии было проведено совещание министров обороны стран NATO, на котором было решено создать «Силы быстрого реагирования». На совещании было предложено использовать вооружённые силы Альянса для разрешения конфликтов в Европе, как инструмент СБСЕ. Следовательно, предполагалось, что НАТО станет основой европейской системы безопасности, чему сопротивлялась Франция. Позиция Франции сводилась к тому, что Европейская оборона должна полагаться на СБСЕ, Совет NATO и ЗЕС.

В 1992 г. при Франсуа Миттерране, официальные лица начали принимать участие в работе военного комитета в рамках операций в Боснии. При Жаке Шираке Франция вновь ввела французских военных в объединённую структуру в 2004 г. Существуют три штаба в Лилле, Лионе и Тулоне, способные проводить союзнические операции. На местах войска принимают участие совместно с NATO в операциях в Афганистане и в Косово.

Благодаря французскому председательству в Европейском Союзе, европейская политика безопасности и обороны получила конкретные продвижения вперёд с усилением оперативного потенциала и масштабным участием Европы в операциях на местах (продолжение операций европейского контингента в Чаде, начало гражданских наблюдательных миссий в Грузии в сентябре, а в декабре — в Косово, и, наконец, первая морская европейская операция «АТАЛАНТ» для борьбы против пиратов).

Франция сегодня вносит четвёртый по величине вклад в Североатлантический Альянс. Страна платит и предоставляет в распоряжение человеческие ресурсы, но она не принимает участия в работе административного совета. Выразив стремление вновь войти в объединённое командование, Николя Саркози завершил процесс при полной прозрачности. В этом была суть парламентских дебатов по вопросам международной политики Франции с 2007 г., которые состоялись 18 марта[9].

Принципы независимости, заложенные в 1966 г. Генералом де Голлем остаются незыблемыми: Франция, при любых обстоятельствах, сохраняет полную свободу принятия решения по отправке войск для участия в операции. Страна не будет направлять никакой военный контингент в постоянное распоряжение командования NATO в мирное время. Касательно ядерного сдерживания, будет сохраняться полная независимость, в отличие от англичан, с целью того, чтобы ядерное устрашение служило как обороне Европы, так и NATO. Именно на основе этих принципов обновляются отношения Франции с NATO. Первым шагом был саммит в Страсбурге-Келе 3 и 4 апреля 2009 г.[9]

Французские военные базы за рубежом

В декабре 2001 года в аэропорту Душанбе (Таджикистан) открыта небольшая военная база Франции с контингентом военнослужащих в 170—230 военных[10]. На базе были размещены 6 истребителей «Мираж» и 4 военно-транспортных самолёта ВВС Франции[10]. Арендная плата с Парижа не взималась, но французы восстановили взлетно-посадочную полосу, истратив на это 5,5 млн евро, а также выделили Таджикистану долгосрочный льготный кредит в 20 млн евро на строительство терминала в аэропорту Душанбе[10].

Французская военная обувь

Характерными и делающими очень узнаваемым вид военнослужащего Франции являются армейские ботинки — «Рейнджерс», или, как их ещё называют, «Ранжё» («Rangeos» или «Rangeots»), легко узнаваемы среди множества других военных ботинок и дополняют картину внешнего вида французского солдата с конца 1950-х годов. Во французском иностранном легионе все, от рядового легионера до генерала носят ботинки «Рейнджерс». На парад французы зашнуровывают шнурки белого цвета.

Воинские звания

Звания в сухопутных силах

  • Генерал армии (Général d’armée)
  • Корпусной генерал (Général de corps d’armée)
  • Дивизионный генерал (Général de division)
  • Бригадный генерал (Général de brigade)
  • Полковник (Colonel)
  • Подполковник (Lieutenant-colonel)
  • Майор (Commandant)
  • Капитан (Capitaine)
  • Лейтенант (Lieutenant)
  • Младший лейтенант (Sous-lieutenant)
  • Подофицер (Aspirant)
  • Старшина (Major)
  • Старший аджюдан (Adjudant-chef)
  • Аджюдан (Adjudant)
  • Старший сержант (Sergent-chef)
  • Сержант (Sergent)
  • Старший капрал (Caporal-chef)
  • Капрал (Caporal)
  • Солдат (Soldat)

Звания в ВМФ

  • Адмирал (Amiral)
  • Вице-адмирал эскадры (Vice-amiral d’escadre)
  • Вице-адмирал (Vice-amiral)
  • Контр-адмирал (Contre-amiral)
  • Капитан (Capitaine de vaisseau)
  • Капитан фрегата (Capitaine de frégate)
  • Капитан корвета (Capitaine de corvette)
  • Лейтенант (Lieutenant de vaisseau)
  • Первый мичман (Enseigne de vaisseau 1)
  • Второй мичман (Enseigne de vaisseau 2)
  • Младший мичман (Aspirant)
  • Старшина (Major)
  • Главный мастер (Maître principal)
  • Первый мастер (Premier maître)
  • Мастер (Maître)
  • Второй мастер (Second maître)
  • Квартирмейстер 1 статьи (Quartier maître 1)
  • Квартирмейстер 2 статьи (Quartier maître 2)
  • Матрос (Matelot)

Галерея

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Вооружённые силы Франции Википедия

Вооружённые силы Французской Республики — формирование Французской Республики, созданное для вооружённой защиты её интересов и территорий, в том числе и заморских.

В целом, Франция является одной из немногих стран, в составе вооружённых сил которой есть почти полный спектр современных вооружений и военной техники собственного производства — от стрелкового оружия до ударных атомных авианосцев (которые, кроме Франции, есть только у США).

Франция с 4 апреля 1949 года являлась членом военно-политической Организации Североатлантического договора (НАТО).

В июле 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 году вернулась в военные структуры. Франция также является членом Ядерного клуба.

В 2003 году во Франции была завершена вторая часть реформы вооружённых сил, начатая в 1996 году. В рамках этой реформы произошла отмена призыва в мирное время и состоялся переход к наёмной (вербовка), менее многочисленной, но более эффективной (по мнению некоторых) армии, авиации и флоту. Реформа должна продлиться до 2015 года[1]. Общая численность французских вооружённых сил сократилась с 550 000 в 1989 году до 499 000 человек в 1996 году и 256 000 человек в начале 2000-х годов (в начале 2000-х ещё 82 000 человек составлял гражданский персонал)[2].

На 2018 год занимает пятое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США, РФ, Китая и Индии[3].

Общая информация

  • Минимальный военный возраст вербовки: 17 лет
  • Максимальный возраст вербовки: 40 лет
  • Отсутствует призыв
  • Доступные военные трудовые ресурсы: 13 676 509
  • Полный военный персонал: 320 000, к 2020 году уменьшится до 225 000[4]
  • Ежегодный военный расход: 74 690 470 000 $ (2,6 % ВВП)
  • Доступная покупательная способность: 2 067 000 000 000 $
  • Золотые запасы, о которых сообщают: 98 240 000 000 $
  • Полная рабочая сила: 27 760 000
  • Самая феминизированная армия, авиация и флот в Западной Европе (более 14 % служащих — женщины)

История

Накануне Первой мировой войны Франция обладала самой большой армией в Европе (включая колониальные войска) — 882 907 человек[5]. Этому способствовал закон от 7 августа 1913 года, увеличивший срок службы с 2-х до 3-х лет и снизивший призывной возраст с 21 года до 20 лет[5].

Виды Вооружённых сил Франции

Солдат 35 пехотного полка во время развертывания французских войск в Афганистане в июне 2005 года

Ядерный арсенал Франции

Франция является страной-обладательницей ядерного оружия. Официальной позицией французского правительства всегда было создание «ограниченного ядерного арсенала на минимально необходимом уровне». На сегодняшний день этот уровень составляет 4 стратегических подводных ракетоносца и около 100 самолётов с ядерными ракетами.

Ядерное оружие является гарантом безопасности Франции. Разработанное в 1960 году, оно стало главным инструментом политики безопасности и внешней политики. Ядерные силы Франции включают воздушный, морской и наземный компоненты, которые в свою очередь делились на стратегические и достратегические (тактические) силы. Стратегическими считались баллистические ракеты, установленные на материке и на подлодках, а также ядерные бомбы, которыми были оснащены стратегические бомбардировщики «Мираж IV». Достратегические силы включали: ракеты ASMP, которыми вооружали самолёты «Dassault Mirage 2000» и «Супер Этандар». Достратегические силы должны были нанести первый удар по противнику, чтобы показать серьёзность намерений, в противном случае должны были использоваться стратегические силы. Из этого следует, что ядерная доктрина Франции содержала в себе принципы концепции «гибкого реагирования», позволяя выбрать тот или иной тип вооружения в зависимости от характера угрозы.

  1. Первым, и самым главным принципом ядерной доктрины являлось то, что французские ядерные вооружения во время «холодной войны» были одним из элементов ядерного сдерживания НАТО, но особенность состояла в том, что Франция должна действовать независимо от НАТО, в первую очередь, исходя из своих собственных интересов.
  2. Второй принцип, вытекающий из первого, основывался на том, что Франция, в отличие от США, четко не определила против кого и в каком случае будет использован ядерный потенциал. Тем самым создавались условия некой неопределённости, что, по мнению французских стратегов, должно было усилить общую систему сдерживания.
  3. Третий принцип основывался на гарантии нанесения значительного ущерба «слабого(Франция) — сильному (СССР и Организации Варшавского договора)» в случае ядерного конфликта .
  4. Четвёртый принцип назывался «принципом сдерживания по всем азимутам», предполагавший что ядерные силы Пятой республики могли нанести неприемлемый ущерб любому противнику.

Большинство первых лиц Франции, начиная с Ш. де Голля и заканчивая Н. Саркози, заявляли, что ядерное оружие — это основа независимости Пятой республики в принятии внешнеполитических и стратегических решений. Францию ещё называли «ядерной монархией» (monarchie nucleaire), поскольку принятие решений по проблемам ядерного оружия — полностью прерогатива президента страны. Ядерная политика Франции была разработана в конце 1950-х — 1960-х годов и до конца Холодной войны в неё не было внесено никаких существенных изменений. Она основывалась на всеобщем консенсусе по отношению к ядерной доктрине и осознании необходимости владения ядерным оружием в целом. Завершение Холодной войны и распад Организации Варшавского договора вызвали не только необходимость пересмотра ядерной политики, но и корректировки самой структуры ядерных вооружений.

В 1990-е годы с окончанием «холодной войны» ядерный арсенал Франции был серьёзно сокращён. Было свернуто несколько ядерных программ и ликвидированы ракеты наземного базирования на плато Д’Альбион[fr]. Количество средств[6] доставки с 1991 по 1997 год сократилось с 250 до 100 единиц[источник не указан 3113 дней]. А в 1998 году Франция ратифицировала протокол о запрете всех видов ядерных испытаний.

Белая книга

Белая книга — наименование французской доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности.

В 1994 году во Франции выпускается новая «Белая книга по обороне», задачей которой стала разработка новой стратегической концепции. В «Белой книге» указываются новые обстоятельства, в связи с которыми надо пересмотреть военную доктрину: «непредсказуемость и комплексный характер возможных конфликтов, географическая удалённость, опасность создаваемая распространением ОМУ» . Кроме того французские войска должны быть готовы проводить операции в отдалённых регионах мира, совместно с различными коалициями. Интересен тот факт, что в «Белой книге» было отмечено, что на тот момент Франция не обладала средствами для проведения подобных операций. Таким образом, в книге было косвенно подтверждено, что Франция зависит от своих союзников и в первую очередь от США, как это показала Война в заливе. Новая концепция в основном была направлена на урегулирование и предотвращение региональных конфликтов. Для предотвращения конфликтов предполагалось долговременное присутствие вооружённых сил в конфликтном регионе, международное сотрудничество, а также демонстрация силы. Отдельно указывалось, что любая операция может быть начата только с условием наличия мандата ООН. И, в любом случае, война не должна вылиться в дорогостоящую и затяжную.

Также, отдельное место в книге уделено угрозам распространения оружия, в том числе и ракет (то о чём говорил полковник А. Фор-Дюфурмантель ранее). Однако, было решено развивать только средства противовоздушной обороны, так как Франция не обладала средствами противоракетной обороны.

Белая книга 1994 ознаменовала серьёзные изменения в военной политике Франции и явилась своевременным ответом на изменение стратегической обстановки после окончания Холодной войны. Её положения были направлены в основном на поддержку тех сил, которые способствовали бы активности французских вооружённых сил в региональных конфликтах. Но, несомненно, такое изменение военной доктрины требовало модернизации самих вооружённых сил. Армии Франции были даны 3 приоритета: «способность оперативно собирать и анализировать информацию, эффективное командование и возможность проецирования (переброска и обеспечение ВС) сил» . На это и была направлена военная реформа 1996 г., основой которой стала «Белая книга» 1994 г.

Последняя Белая книга была обнародована Николя Саркози 17 июня 2008 года, сменив собой доктрину 1994 года. Согласно новой доктрине, число военнослужащих и гражданских сотрудников оборонных предприятий будет сокращено в ближайшие 6-7 лет на 54 тысячи. Средства, сэкономленные благодаря столь значительным кадровым сокращениям, будут направлены на закупку нового вооружения и экипировки.

Новая книга исходит из необходимости борьбы против новых опасностей, появившихся в мире с 1994 года. Среди этих угроз — кибер-атаки, терроризм, эпидемии, климатические катастрофы. Новая французская стратегия безопасности предполагает усиление роли Евросоюза в делах обороны.

В духе старых традиций в «Белой книге» 2008 г. приоритетными в сфере политики национальной безопасности определяются «оборонная и внешняя политика, которые вносят непосредственный вклад в национальную безопасность», но, «для того чтобы лучше обеспечить защиту интересов Франции и миссию по защите её населения, новая концепция национальной безопасности Франции обращается и к внутренней политике безопасности, по всем вопросам кроме тех, которые не имеют прямого отношения к личной безопасности людей и их имущества, нарушению закона и порядка».[7]

Главной особенностью «Белой книги » 2008 г.,является то, что «впервые на протяжении столетия Франция основывает свою достаточно революционную доктрину национальной безопасности не на гипотетическом всеобщем военном противостоянии в Европе, а сочетает оборону и обеспечение собственной национальной безопасности».[8] Если стержнем Белой книги 1972 было «сдерживание», в 1994 году — «проецирование силы», то в «Белой книге по обороне и национальной безопасности» 2008 г. — это «знание и прогнозирование», что представляет собой новую стратегическую функцию, ставшую приоритетной задачей. также, одним из важных нововведений, предложенных в «Белой книге по обороне и национальной безопасности» 2008 г., является обозначение необходимости создания Совета национальной обороны и безопасности во главе с президентом страны, в состав которого также должны войти премьер-министр, министры обороны и внутренних дел, министр иностранных и европейских дел, министры экономики и бюджетного планирования.

Проблема реинтеграции Франции в НАТО

Франция занимает 4-е место по финансированию НАТО, имея войска, представляющие 7 % контингента, участвующего в операциях. Это около 4650 солдат, действующих под флагом НАТО. К тому же у Франции нет крупного командования и она не может влиять на стратегические решения альянса. НАТО— единственная организация, где у Франции нет возможности принимать участие и оказывать влияние. Реинтеграция в командные структуры означает для страны возможность действовать, а не вести себя пассивно.[9]

После крушения биполярной системы Франция продолжила свою независимую от НАТО оборонную политику. Более того, она стремилась вообще вытеснить Соединённые Штаты из Европы. Президент Франции, Ф. Миттеран, хотел использовать окончание Холодной войны для того, чтобы освободить европейскую политику от «слепого» равнения на США и придать ЕС статус самодостаточного центра силы, который бы действовал независимо от НАТО. Французы полагали, что безопасность Европы не будет обеспечена, если её оборона будет зависеть от США. Однако, самодостаточность европейской обороны не соответствовала интересам США.

После объединения Германии и распада СССР, США нужно было найти новые оправдания для военного присутствия в Европе и существования NATO как такового. Так, зародился проект, разработанный в США, который ставил Альянс в центр европейской системы безопасности. Также была выдвинута идея о распространении Альянса «от Ванкувера до Владивостока». Такое развитие НАТО вызвало опасение у Франции, которая изначально была против расширения НАТО на восток. Франция выступала за постепенное присоединение бывших стран ОВД к странам западного мира, которое бы проходило постепенно и в рамках преимущественно европейских структур.

15 июня 1991 года в Бельгии было проведено совещание министров обороны стран NATO, на котором было решено создать «Силы быстрого реагирования». На совещании было предложено использовать вооружённые силы Альянса для разрешения конфликтов в Европе, как инструмент СБСЕ. Следовательно, предполагалось, что НАТО станет основой европейской системы безопасности, чему сопротивлялась Франция. Позиция Франции сводилась к тому, что Европейская оборона должна полагаться на СБСЕ, Совет NATO и ЗЕС.

В 1992 г. при Франсуа Миттерране, официальные лица начали принимать участие в работе военного комитета в рамках операций в Боснии. При Жаке Шираке Франция вновь ввела французских военных в объединённую структуру в 2004 г. Существуют три штаба в Лилле, Лионе и Тулоне, способные проводить союзнические операции. На местах войска принимают участие совместно с NATO в операциях в Афганистане и в Косово.

Благодаря французскому председательству в Европейском Союзе, европейская политика безопасности и обороны получила конкретные продвижения вперёд с усилением оперативного потенциала и масштабным участием Европы в операциях на местах (продолжение операций европейского контингента в Чаде, начало гражданских наблюдательных миссий в Грузии в сентябре, а в декабре — в Косово, и, наконец, первая морская европейская операция «АТАЛАНТ» для борьбы против пиратов).

Франция сегодня вносит четвёртый по величине вклад в Североатлантический Альянс. Страна платит и предоставляет в распоряжение человеческие ресурсы, но она не принимает участия в работе административного совета. Выразив стремление вновь войти в объединённое командование, Николя Саркози завершил процесс при полной прозрачности. В этом была суть парламентских дебатов по вопросам международной политики Франции с 2007 г., которые состоялись 18 марта[9].

Принципы независимости, заложенные в 1966 г. Генералом де Голлем остаются незыблемыми: Франция, при любых обстоятельствах, сохраняет полную свободу принятия решения по отправке войск для участия в операции. Страна не будет направлять никакой военный контингент в постоянное распоряжение командования NATO в мирное время. Касательно ядерного сдерживания, будет сохраняться полная независимость, в отличие от англичан, с целью того, чтобы ядерное устрашение служило как обороне Европы, так и NATO. Именно на основе этих принципов обновляются отношения Франции с NATO. Первым шагом был саммит в Страсбурге-Келе 3 и 4 апреля 2009 г.[9]

Французские военные базы за рубежом

В декабре 2001 года в аэропорту Душанбе (Таджикистан) открыта небольшая военная база Франции с контингентом военнослужащих в 170—230 военных[10]. На базе были размещены 6 истребителей «Мираж» и 4 военно-транспортных самолёта ВВС Франции[10]. Арендная плата с Парижа не взималась, но французы восстановили взлетно-посадочную полосу, истратив на это 5,5 млн евро, а также выделили Таджикистану долгосрочный льготный кредит в 20 млн евро на строительство терминала в аэропорту Душанбе[10].

Французская военная обувь

Характерными и делающими очень узнаваемым вид военнослужащего Франции являются армейские ботинки — «Рейнджерс», или, как их ещё называют, «Ранжё» («Rangeos» или «Rangeots»), легко узнаваемы среди множества других военных ботинок и дополняют картину внешнего вида французского солдата с конца 1950-х годов. Во французском иностранном легионе все, от рядового легионера до генерала носят ботинки «Рейнджерс». На парад французы зашнуровывают шнурки белого цвета.

Воинские звания

Звания в сухопутных силах

  • Генерал армии (Général d’armée)
  • Корпусной генерал (Général de corps d’armée)
  • Дивизионный генерал (Général de division)
  • Бригадный генерал (Général de brigade)
  • Полковник (Colonel)
  • Подполковник (Lieutenant-colonel)
  • Майор (Commandant)
  • Капитан (Capitaine)
  • Лейтенант (Lieutenant)
  • Младший лейтенант (Sous-lieutenant)
  • Подофицер (Aspirant)
  • Старшина (Major)
  • Старший аджюдан (Adjudant-chef)
  • Аджюдан (Adjudant)
  • Старший сержант (Sergent-chef)
  • Сержант (Sergent)
  • Старший капрал (Caporal-chef)
  • Капрал (Caporal)
  • Солдат (Soldat)

Звания в ВМФ

  • Адмирал (Amiral)
  • Вице-адмирал эскадры (Vice-amiral d’escadre)
  • Вице-адмирал (Vice-amiral)
  • Контр-адмирал (Contre-amiral)
  • Капитан (Capitaine de vaisseau)
  • Капитан фрегата (Capitaine de frégate)
  • Капитан корвета (Capitaine de corvette)
  • Лейтенант (Lieutenant de vaisseau)
  • Первый мичман (Enseigne de vaisseau 1)
  • Второй мичман (Enseigne de vaisseau 2)
  • Младший мичман (Aspirant)
  • Старшина (Major)
  • Главный мастер (Maître principal)
  • Первый мастер (Premier maître)
  • Мастер (Maître)
  • Второй мастер (Second maître)
  • Квартирмейстер 1 статьи (Quartier maître 1)
  • Квартирмейстер 2 статьи (Quartier maître 2)
  • Матрос (Matelot)

Галерея

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

история, звания, войска и парады

Современная французская армия поражает своим могуществом весь мир. Будучи одним из Великих государства, Франция нередко доказывала своё преимущество в военном плане. Пешая армия и флот стали образцом для многих стран. Но было ли так всегда? Изучая историю Франции, мы говорим о великих деятелях, блистательной внутренней политике, но не об армии. Долгое время эта страна не могла похвастаться отличным боевым настроем.

История французской армии

Все изменилось в начале XIX века. Именно тогда к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Однажды, он проходил мимо одного из патрульных постов.

Заметив, что дежурный спит, он спокойно взял его оружие и продолжил вахту за него. Когда пришло время сменить дежурного, другой солдат увидел Наполеона, стоящего на охране.

Этот случай доказал преданность Бонапарта. С того времени французская армия стала единой силой, готовой в любой момент постоять за своего главнокомандующего.

Форма и звания в армии

Характерной чертой французской армии являются эполеты. Это специальные знаки, которые указывают на военное звание. На сегодняшний день их мало кто использует. Но во Франции они не утратили своё значение.

Военные академии внесли эполеты, как основную форму. Они также используются при парадах.

Ещё один интересный атрибут – кушак. Это пояс из ткани, шнурка или верёвки вяжется вокруг талии. Его главное значение – это поддержание опрятного вида военного. Кушак крепко держит штаны и не даёт распахнуться верхней одежде.

Пояса делают разного цвета и размера. Это помогает разделять полки. Вся униформа современной французской армии состоит из множества традиционных деталей.

Большинство из них никогда не использовались в других странах.

Среди званий можно упомянуть Адмирала Франции. Это высший военный чин Франции. Хотя в последнее время он не присваивается.

От него пошло звание Маршал Франции. Следующим является Армейский генерал. Этот чин относится к дивизионным генералам, которые, например, занимают должность Начальника Штаба армий. У них размещено пять звёздочек на погонах.

Ещё одно уникальное звание – Главный Маршал Франции. Его ещё можно назвать генералиссимус. Если Маршалов Франции может быть сразу несколько, то этот пост может занимать лишь один человек.

Солдаты Франции

Говоря о любой армии, мы постоянно останавливаемся на известных главнокомандующих, забывая о рядовых солдатах. Пехота Франции обладает всеми качествами, для того чтобы называться одной из лучших в мире.

Солдат во Франции называют легионерами. Эта должность по-настоящему почётна.

На сегодняшний день Франция не видит внешней угрозы, так что просто работает над улучшением своих профессиональных качеств.

Виды войск Франции

Франция готова к атаке с любой стороны: суши, воздуха или воды.

[box type=»info»] В армию вербуются мужчины с 17 до 40 лет. Но масштабных или регулярных призывов нет. Все легионеры служат своей родине честно и непринуждённо.[/box]

Все войска делятся на такие виды:

  •  сухопутные;
  •  военно-морские;
  •  военно-воздушные;
  •  Национальная Жандармерия Франции;
  •  медицинская служба вооружённых сил Франции.
[box type=»bio»]Для иностранцев во Франции есть возможность поступить на контрактную службу в Иностранный Легион (Légion Etragère): для этого необходимо иметь действующий заграничный паспорт и пройти ряд тестов.[/box]

Военные парады

Парады всегда являются удивительным зрелищем. В такие моменты намного лучше осознаешь всю мощь своей родной страны. Франция знаменита своими военными парадами.

Военный парад в день взятия Бастилии

Начиная от яркой униформы, богатой на свои традиционные атрибуты, и заканчивая показом военной техники и её мощи, Франция показывает своему народу силу и величество.

На параде выступают все виды войск. Сначала выходят сухопутные войска. Их марш наполняет всю площадь, так что невозможно оторваться от этого шествия.

Далее следуют разные виды военной техники. Изюминкой каждого парада можно назвать военно-воздушные силы. Когда в небе появляется несколько профессиональных военных истребителей, все граждане в восторге аплодируют.

[box type=»info»] Франция — это страна, которая по праву входит в список самых могущественных стран мира. её армия насчитывает более 75 тысяч человек.[/box]

Несмотря на спокойное состояние, она продолжает развивать военную технику и оружие. Французские парады только подтверждают важность военного дела для этого государства.

Французская армия — история, звания, войска — ВИДЕО

Посмотрите видео об обычных буднях различных войск французской армии

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

pro-france.com

Французская армия. Бородинская битва

Французская армия

Французская армия совершенствовалась на протяжении всего времени революционных и наполеоновских войн. И очень часто выступала новатором в военном деле. Например, именно во французской армии впервые перешли к широкому применению ударной колонной тактики. После столкновений с русской армией в 1805–1807 годах она подверглась меньшим, чем русская, масштабам реформирования, так как продемонстрировала свое преимущество. В основном реформирование этого периода выразилось в отказе от полубригад и восстановлении полкового звена.

Пехота

Французский пехотный корпус, являвшийся основным стратегическим и оперативным соединением французской армии, не имел такой четкой и фиксированной структуры, как русский. Кроме того, в отличие от русского корпуса, он являлся высшей организационной единицей (у русских это была армия, включавшая несколько корпусов) и, включая в себя все три рода войск, мог вести полностью самостоятельные действия на стратегическом направлении без дополнительного усиления. В его состав входили 2–5 пехотных дивизий и 1–2 кавалерийских бригады или дивизии, а также корпусная артиллерия, которая отчасти компенсировала более слабую, чем в русской армии, дивизионную артиллерию французов.

Пехотная дивизия имела в своем составе 3 бригады по 2 полка в каждой и обычно 2 артиллерийские батареи. Полк состоял из 4 линейных и одного запасного батальона. Правда, это деление не было жестким. Например, в 1-м пехотном корпусе Даву полки насчитывали по 5 линейных батальонов и 1 запасному, но бригада состояла из одного полка, то есть по сути полковое звено отсутствовало. Батальон состоял из 6 рот, 1 гренадерской, 4 фузилерных и одной вольтижерной.

Вольтижеры являлись аналогом русских егерей, но, в отличие от последних, чаще всего они не выделялись в отдельные бригады, полки и батальоны, а были рассредоточены в составе линейных батальонов. Это не давало возможности использовать их отдельно в качестве сил завязки боя на поле сражения. Но зато такой порядок позволял лучше организовывать взаимодействие батальонных колонн и стрелковой цепи в боевых порядках дивизии. Также это позволило французам применять более сложные, чем в русской армии, боевые порядки дивизии.

Вольтижеры считались легкой пехотой. Они вооружались как гладкоствольными ружьями, так и нарезными карабинами, а также тесаками. Вольтижеры, в отличие от русских егерей, не так серьезно рассчитывались на одиночные действия вдали от своих войск и в основном обучались действиям в рассыпном строю в боевых порядках дивизий и полков — поэтому и для таких действий были подготовлены лучше.

Их процент но французских частях был несколько ниже, чем процент егерей в русской армии, что компенсировались большим процентом в частях союзных, например в Вестфальском корпусе маршала Даву.

Фузилерные роты являлись линейной пехотой французской армии. Линейная пехота, как и в русской армии, предназначалась для штыковой атаки в батальонных колоннах либо для залпового огневого боя в развернутом линейном строю. Но в отличие от русской пехоты французские фузилеры развертывались не в 4-, а в З-шереножный строй. Это отличие было обусловлено лучшими характеристиками французского ружья и уровнем подготовки пехоты. На практике это означало, что французский батальон, ведя огонь в развернутом строю, имел примерно на 25 % преимущество в огневой производительности. На вооружении линейной пехоты были гладкоствольные ружья со штыком. В подготовке фузилеров гораздо больше времени уделялось строевой подготовке и действиям в сомкнутом строю, в основном с ориентацией на атаку.

Французская линейная пехота

Французские вольтижеры

«Старая гвардия», гренадеры

Французские гренадеры заметно отличались от русских. Гренадерские роты также были элитными, но отличались по принципу формирования — для зачисления туда солдат должен был иметь за плечами 4 года службы или 2 кампании. Четверо рядовых и один капрал в гренадерской роте были саперами. Их отличительной чертой традиционно были кожаный фартук и большая борода (традиция, сохранившаяся и сегодня во французской армии) — они должны были быть сильными и рослыми, поскольку шли впереди штурмовых колонн и должны были вскрывать своими большими топорами двери, окна, ворота и стены в населенных пунктах, где засел неприятель. Однако на практике в саперы зачастую брали тех, у кого гуще росла борода.

В целом французская пехота по своей организации и составу была максимально приспособлена для достижения успеха при активных, атакующих действиях в полевом бою.

Кавалерия

Французская кавалерия, в отличие от русской, рассматривалась в первую очередь как ударная сила на поле боя, поэтому основу ее составляли кирасирские и карабинерские части и также предназначенные для поля боя конно-егерские части. Кроме того, имелись гусарские, драгунские и уланские полки. Последние были в основном польские.

Из-за такого состава французская кавалерия ограниченно использовалась как самостоятельная оперативная сила, но имела большее, чем русская, значение на поле боя. Наполеон снова стал использовать кавалерию в качестве тарана при прорыве вражеского фронта, хотя это и считалось невыгодным в эпоху поголовного вооружения армий стрелковым оружием и высокой насыщенности армий полевой артиллерией. Тяжелая конница позволяла стремительно срывать дистанцию и опрокидывать противника. Главное было ввести ее в бой в нужным момент.

Кирасиры практически не отличались от русских и также представляли латников, прекрасно приспособленных для взламывания пехотных каре. Аналогичным было и вооружение, только вместо кирасирских карабинов применялись мушкетоны, приспособленные для огня по пехоте в упор на полном скаку. Карабинеры французской армии отличались от кирасир по сути только униформой и точно так же могли успешно атаковать пехоту.

Гусары, за образец для вооружения и обмундирования которых были взяты венгерские кавалеристы, выступали в качестве легкой конницы, способной преследовать противника, рубиться с вражеской кавалерией и совершать стремительные маневры. Собственно, и название «гусары» позаимствовано от венгерского «хуззар».

Уланы, составлявшие другую часть легкой кавалерии, представляли из себя польскую конницу с ее традиционным вооружением, включавшим пику. Ожидания, что пика значительно повысит возможности кавалерии в борьбе с пехотой, не оправдались. Но пика оказалась полезна в бою с кавалерией.

Важным новшеством в армии Наполеона были конные егеря. Они являлись легкой конницей, но, как и кирасиры, использовались для действий в гуще сражения. Конные егеря предназначались в основном для ведения огневою боя как с коня, так и в пешем строю.

Кавалерия Наполеона продемонстрировала свои возможности, опрокидывая противника при Аустерлице и прорывая его фронт при Ваграме.

Кирасиры и карабинеры были сведены в тяжелые кавалерийские дивизии, уланы, гусары и конные егеря — в легкие. Дивизия включала в себя 2–3 бригады по два полка и иногда артиллерийский полк. Но в тяжелых дивизиях зачастую встречались бригады однополкового состава. Каждый полк состоял из 4 эскадронов.

Французский кавалерийский корпус состоял из 1–2 тяжелых, 1 легкой кавалерийских дивизий и иногда корпусной артиллерии. Эти корпуса были важной составляющей атакующей тактики и использовались в первую очередь для стремительных лобовых атак и развития успеха на поле боя. Именно французы первыми в Европе того периода пришли к использованию в сражении больших масс кавалерии.

Саксонские кирасиры

При наличии отличной выучки и вооружения французская кавалерия имела один большой минус. В связи с ограниченностью возможностей конных заводов империи Наполеона и большими потерями французская кавалерия располагала в среднем худшим конным составом, нежели русская кавалерия. Это ограничивало подвижность французской кавалерии и мешало использовать ее на большую глубину. Хотя при фронтальном ударе на поле боя особого значения это не имело.

Артиллерия

Французская артиллерия находилась на передовых позициях по своему парку и организации еще до Великой французской революции. Столкнувшись в середине XVIII века с превосходством артиллерии противников, французы первыми пошли на кардинальную и строго продуманную реорганизацию. Великий инженер и артиллерист генерал Грибоваль ввел такие ставшие общепринятыми нововведения, как передки со стандартизированными зарядными ящиками, новые рамочные прицелы, винтовые механизмы вертикальной наводки, «дальнюю» картечь в жестяных картузах, вернулся к картузном у заряжанию.

В 1803 году Наполеоном была проведена очередная реформа, коснувшаяся количества калибров. Например, 8-фунтовые и 4-фунтовые пушки заменялись на 6-фунтовые, так как, по наблюдениям Наполеона, в бою пушки обоих старых калибров использовались одинаково и различия между ними не учитывались. Была введена более длинная, для достижения большей дальности, гаубица несколько уменьшенного калибра, что позволяло унифицировать боеприпас с осадными 24-фунтовыми пушками.

К моменту вторжения в Россию французская артиллерия сводилась в 8-орудийные роты, имевшие 6 пушек и 2 гаубицы, что позволяло использовать батарею при работе по самым разнообразным целям, хотя и усложняло управление огнем и снабжение батареи боеприпасами. Резервная (или корпусная) артиллерия имела батареи из 12-фунтовых и 8-фунтовых пушек и гаубиц большого калибра и предназначалась для ведения боя на больших дистанциях и разрушения укреплений и подавления вражеской артиллерии. Дивизионная артиллерия была представлена пушками в основном в 6 фунтов и 4 фунта и гаубицами среднего калибра (24 фунта) и применялась в боевых порядках дивизии на исходных позициях для непосредственной огневой поддержки. Полковая артиллерия имела другую организацию батарей — 4-орудийную и была укомплектована 3-фунтовыми и 4-фунтовыми пушками. Она должна была сопровождать атакующую пехоту огнем и колесами.

По мобильности и огневой мощи на число орудий французская полевая артиллерия была несколько слабее русской из-за большого количества легких 3-фн и 4-фн пушек. Но она имела в составе как тяжелые дальнобойные орудия, так и полковую артиллерию, предназначенную для действий в боевых порядках пехоты не только в обороне, но и в наступлении (что позволяло ее использовать более гибко), и обладала более мощными артсистемами в тяжелой артиллерии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Французская армия — это… Что такое Французская армия?


Французская армия

В целом Франция являтся одной из немногих стран, в составе вооружённых сил которой есть почти полный спектр современного оружия и военной техники собственного производства — от стрелкового оружия до ударных атомных авианосцев (которые, кроме Франции, есть только у США}).

Вооружённые силы Франции
Год формирования
СтранаФранция
ПодчинениеМинистерство обороны Франции
В составе
Тип
Роль
Размер
Часть
Pазмещение
Прозвище{{{прозвище}}}
Покровитель
Девиз
Цвета
Марш
Талисман
Снаряжение
Войны{{{войны}}}
Участие в
Знаки отличия
Нынешний командир
Известные командиры

Общая информация

  • Минимальный военный возраст вербовки: 17 лет
  • Максимальный возраст вербовки: 40 лет
  • Отсутствует призыв
  • Доступные военные трудовые ресурсы: 13 676 509
  • Полный военный персонал: 389 тыс. чел.
  • Ежегодный военный расход: 74 690 470 000 $ (2,6% ВВП)
  • Доступная покупательная способность: 2 067 000 000 000 $
  • Золотые запасы, о которых сообщают: 98 240 000 000 $
  • Полная рабочая сила: 27 760 000
  • Самая феминизированная армия в Европе (более 14 % служащих — женщины)

Подразделения армии

  • Армия (включая морские соединения, Иностранный Легион, лёгкую авиацию)
  • Флот (включая воздушные силы на Флоте)
  • Военно-воздушные силы (включая противовоздушную оборону)
  • Национальная жандармерия (выполняет функции национальной сельской полиции и военной полиции для всех ВС Франции). В зону ее компетенции входят прибрежные зоны, реки, сельская местность, а также города с численностью населения менее 10 000 человек.

Единицы оружия

  • Самолёты: 1 175
  • Броневики: 6 875
  • Системы артиллерии: 1 213
  • Системы защиты ракет: 2 511
  • Системы поддержки пехоты: 19 903
  • Военно-морские единицы: 140
  • Торговая морская сила: 141
  • Наличие ядерного оружия: 350 ядерных ракет.

Белая книга

Белая книга — наименование французской доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности.

Последняя Белая книга была обнародована Николя Саркози 17 июня 2008 года, сменив собой доктрину 1994 года. Согласно новой доктрине, число военнослужащих и гражданских сотрудников оборонных предприятий будет сокращено в ближайшие 6-7 лет на 54 тысячи. Средства, сэкономленные благодаря столь значительным кадровым сокращениям, будут направлены на закупку нового вооружения и экипировки. Новая книга исходит из необходимости борьбы против новых опасностей, появившихся в мире с 1994 года. Среди этих угроз — кибер-атаки, терроризм, эпидемии, климатические катастрофы. Н Новая французская стратегия безопасности предполагает усиление роли Евросоюза в делах обороны.

Территории, пригодные для боевых действий

  • Пригодные к эксплуатации аэропорты: 476
  • Железные дороги: 29 370 км
  • Водные пути: 8 500 км
  • Пригодные к эксплуатации шоссе: 956 303 км
  • Главные порты и гавани: 9
  • Всего территория страны: 547 030 кв. км

Ссылки

Вооружённые силы стран НАТО

 

Портал о Франции — Франция на страницах Википедии

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Французская борьба
  • Французская жандармерия

Смотреть что такое «Французская армия» в других словарях:

  • Французская кампания (1940) — Вторжение Германии во Францию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург (1940) Вторая мировая война Карта Французской кампании …   Википедия

  • АРМИЯ — (франц. armee, от armer вооружать). 1) все вообще войска в государстве. 2) войска не гвардейские. 3) соединение нескольких корпусов, назначенных для действия на одном и том же театре войны, под начальством одного главнокомандующего. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АРМИЯ — АРМИЯ, армии, жен. (франц. armée). 1. Все сухопутные войска государства (воен.). Красная армия. Французская армия. 2. Часть войск разного рода оружия, объединенных с стратегической целью во время войны (воен.). Первая, вторая (и т.д.) армия.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Французская кампания — Вторжение Германии во Францию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург (1940) Вторая мировая война …   Википедия

  • Французская кампания 1940 — Вторжение Германии во Францию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург (1940) Вторая мировая война Карта Французской кампании Дата 10 мая 1940 22 июня …   Википедия

  • Французская революционная армия — Линейный фузилёр эпохи Великой французской революции …   Википедия

  • Французская революция и страны континентальной Европы — Революция в Бельгии Страны континентальной Европы по разному испытали на себе влияние Французской революции. Революционное движение раньше всего вспыхнуло в Бельгии, входившей в состав Габсбургской империи. Реформы австрийского императора Иосифа… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Французская интервенция в Мексику — Франко мексиканская война Битва при Пуэбле Дата 8 декабря 1861 21 июня 1867 Место Мексика …   Википедия

  • Французская экспедиция на Сан-Доминго. Туссен Лувертюр — После того как Амьенский мир устранил опасность столкновения с английским флотом на Атлантическом океане, Наполеон немедленно попытался полностью восстановить французское господство на острове Сан Доминго (Гаити), «жемчужине французских Антилл».… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Армия «Норвегия» — Armee Norwegen Годы существования декабрь 1940 декабрь 1944 Страна Третий рейх Тип горная Участие в оборона Норвегии Командиры Известные командиры …   Википедия


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *