Тяжелый грузовой автомобиль ЗИС-6 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский трехосный грузовой автомобиль ЗИС-6 — артиллерийский тягач и шасси для знаменитой «Катюши». История создания, особенности конструкции»


«Катюша» БМ-13 на базе ЗИС-6

Трехосный тяжелый грузовой автомобиль ЗИС-6 был запущен в серийное производство на Московском автозаводе имени Сталина в 1934 году, сразу после освоения этим заводом производства грузовиков ЗИС-5. С точки зрения конструкции ЗИС-6 представляет собой трехосный вариант грузовика ЗИС-5 и в значительной степени унифицирован с ним.

В отличие от своего двухосного аналога ЗИС-6 имеет усиленную раму и радиатор увеличенного заправочного объема. До 105 л (с 60) был увеличен также объем топливного бака. В его трансмиссии использован двухступенчатый демультипликатор. Задние мосты проходные с червячным приводом. С каждой стороны автомобиля мосты связаны двумя полуэллиптическими рессорами. Их средние части закреплены на кронштейне, поворачивающемся относительно цапфы, смонтированной на лонжероне рамы.

Автомобиль имел также снабженный вакуумным усилителем механический привод тормозов и компрессор для накачки шин.

Характеристики грузового автомобиля ЗИС-6

Страна:СССР
Тип:Грузовой автомобиль (6 х 4)
Дата выпуска:1934 год
Длинна:6060 мм
Ширина:2235 мм
Высота:1970 мм
Броня, лоб:Нет
Броня, борт:Нет
Броня, башня:Нет
Экипаж:1 человек (мест в кабине: 2)
Двигатель:73 л.с. при 2300 об./мин
Дальность хода:260 км
Максимальная скорость:55 км/ч по шоссе
Масса:4230 кг + (по шоссе — 4000 кг, по грунту — 2500 кг)
Вооружение:Нет

Благодаря наличию трех мостов ЗИС-6 обладал хорошей проходимостью по размокшим грунтовым дорогам, болотистой почве, снегу и песку. Проходимость могла быть повышена за счет гусеничных цепей «Оверолл», устанавливаемых на колесах задних мостов. Максимальная скорость движения по шоссе с полной нагрузкой была несколько ниже, чем у ЗИС-5, и составляла 55 км/ч.

В частях Красной Армии грузовик ЗИС-6 применялся в качестве транспортной машины общего назначения и как тягач артиллерийских орудий. Шасси этого автомобиля использовалось для создания тяжелого бронеавтомобиля БА-11, топливозаправщиков, автокрана АК-3, походных мастерских и агрегатных автомобилей подвижных электростанций. Боевые машины реактивной артиллерии БМ-1З и БМ-8-З6 также были созданы на шасси ЗИС-6.

ЗИС-6, советский трехосный грузовик

ЗИС-6 находился в производстве с 1934 года до октября 1941 года, когда началась эвакуация завода ЗИС. После восстановления производства на заводе 3ИС-6 больше не изготавливался. Его место в Красной Армии постепенно начали занимать трехосные грузовики импортного производства – «студебекеры» поставляющиеся по лендлизу и их аналоги.

Всего было изготовлено 21239 грузовиков ЗИС-6.

Источник:

armedman.ru

Трёхосный грузовик повышенной проходимости ЗИС-6 — Северная линия

Грузовой автомобиль ЗИС-6

ЗИС-6 — советский трёхосный (6 × 4) 4-тонный грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Создан на базе массового народнохозяйственного грузовика ЗИС-5 (4 × 2).

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-ААА

ЗИС-6 — вторая по массовости «трёхоска» (после ГАЗ-ААА) в Красной Армии в 30-х годах ХХ века и в начальный период Великой Отечественной войны.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

С декабря 1933 года до 15 октября 1941 года на Автомобильном заводе имени И.В. Сталина произведено 21 239 единиц ЗИС-6.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

Прототипом трёхосного ЗИСа в начале 30-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки, поэтому и предсерийный трёхосный грузовик первоначально обозначался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

На прототипе опробовались два варианта ведущих мостов на балансирной подвеске: с конической и червячной парами.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

Для серийного производства была выбрана червячная пара из-за её компактности, но впоследствии выяснилось, что такой тип передачи сложен в производстве и эксплуатации.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

Трансмиссия была дополнена 2-ступенчатым редуктором. Для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-й реконструкции ЗИСа пришлось создавать дополнительные производственные мощности.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

В 1935 году на удлинённом шасси ЗИС-6 были собраны два экспериментальных 28-местных автобуса ЗИС-6 «Люкс», в 1939 году на укороченном на 350 мм шасси ЗИС-6К (на базе ЗИС-6) создан экспериментальный бронеавтомобиль БА-11. В 1940-1941 годах на усиленном короткобазном шасси ЗИС-34 была изготовлена партия из 16 бронеавтомобилей БА-11, в том числе и экспериментальный дизельный БА-11Д. В серию БА-11 должен был пойти в 1941 году, но из-за начала Великой Отечественной войны фактически остался опытной моделью.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

На шасси ЗИС-6 также монтировали радиолокатор РУС-2, фургон-радиостанцию, топливозаправщик БЗ-35, применявшийся, в основном, в авиации, передвижную 30-киловаттную электростанцию АЭС-4, прожектор ПО-15-8, звукоулавливатель ЗТ-5, 3-тонный автокран АК-3, автокран «Январец» и т.д. В 1939-1941 годах сотрудниками РНИИ под руководством И.И. Гвая были проведены работы по созданию на базе ЗИС-6 установки для реактивных снарядов БМ-13 («Катюша»). 21 июня 1941 года БМ-13 была принята на вооружение РККА.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

Летом 1939 года в кузове грузовика ЗИС-6 была смонтирована первая экспериментальная установка реактивного залпового огня МУ-2, а осенью — более мощная М-132. В 1940-м появилась пусковая установка М-13-16, но шасси стандартного ЗИС-5 под неё не годилось — оказалось перетяжелённым и не выдерживало интенсивной стрельбы, кроме того, совершенно неудовлетворительной была проходимость на грунте. Соответственно, первые 5 опытных установок БМ-13-16 были изготовлены на шасси ЗИС-6. На 21 июня 1941 года в Красной Армии имелись 10 экспериментальных установок БМ-13.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

С началом Великой Отечественной войны, летом-осенью 1941 года на шасси ЗИС-6 было организовано серийное производство гвардейских миномётов (установка реактивного залпового огня) БМ-13-16 (М-13) впоследствии известных как «Катюша».

РСЗО БМ-13 «Катюша» в Измайловском парке культуры и отдыха

Под комплектацию гвардейских миномётов М-13 осенью 1941 года автомобили ЗИС-6 пришлось реквизировать (в том числе и с бортовыми платформами и прочими кузовами, которые затем демонтировались) из автопарков различных гражданских организаций и военных частей по специальному мобилизационному предписанию.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

Из-за приближения фронта к Москве в октябре 1941 года и эвакуации большей части мощностей ЗИСа на восток страны, производство столь необходимого шасси ЗИС-6 было вынужденно свёрнуто — установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 приказом ГКО снята с производства в ноябре 1941 года.

Грузовой автомобиль ЗИС-6

Зимой 1941/42 из автохозяйств были изъяты последние ЗИС-6, которые пошли под установку менее мощных реактивных миномётов М-8-36 и М-8-48. В дальнейшем гвардейские реактивные миномёты «Катюша» устанавливали на бронепоезда, гусеничный трактор СТЗ-5-НАТИ и лёгкий танк Т-60, а с весны 1942 года преимущественно на ввозимые по Ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6. Поэтому в настоящее время практически все выставленные в различных музеях «Катюши» на шасси ЗИС-6, оснащённые угловатыми крыльями не аутентичны — такие крылья на ЗИС-6 серийно не устанавливались и могли появиться только в результате последующих капремонтов. К тому же оснащавшийся полностью деревянной кабиной и подобными гнутыми крыльями из низкокачественного кровельного железа эрзац-вариант ЗИС-5В выпускался в 1942-1944 годах только с задними тормозами и единственной фарой, а вторую получил лишь в 1945 году.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6 созданная в 1947 году

Пожарная лестница Metz на шасси ЗИС-6 создана в 1947 году. В довоенные годы советская пожарная охрана комплектовалась автолестницами, приобретёнными в Германии.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Отличавшиеся высокой надёжностью и качеством сборки они служили достаточно долго. Самым слабым звеном в иностранных пожарных автолестницах было шасси, страдающее от невысокого качества советских мостовых.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Складывалась парадоксальная ситуация, когда шасси приходило в негодность, а комплект колен со всеми механизмами свой ресурс не вырабатывал.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Специалистами пожарной охраны Москвы и Ленинграда ещё в довоенные годы была освоена перестановка иностранных лестниц на отечественное шасси. Процесс постройки такой автолестницы занимал примерно один месяц.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Великая Отечественная война вмешалась в планы пожарных специалистов, и в военные годы такие работы не проводились. В первые послевоенные годы процесс приобрёл новый импульс в развитии, когда из нескольких разбитых войной автомобилей и трофейных автолестниц специалистами технической службы собирались так необходимые пожарным специальные автомобили.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Примером такого технического творчества является металлическая лестница «Metz DL-26», установленная специалистами технической службы московской пожарной охраны в 1947 году на дооборудованное и усиленное отечественное шасси ЗИС-6.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Этот пожарный автомобиль, как и ряд других, был восстановлен специалистами технической службы Управления пожарной охраны Мособлисполкома к 60-летию советской пожарной охраны в 1978 году.

Пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6

Длительное время пожарная лестница «Metz DL-26» на шасси ЗИС-6 созданная в 1947 году хранилась на отдельном посту ПЧ-29 в подмосковной Балашихе.

xn—-7sbflbuawpe1ai2qf.xn--p1ai

ЗИС-6

ЗИС-6 — советский 6-колесный грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6×4 и грузоподъемностью 4 тонны был создан на базе грузовика ЗИС-5. Этот автомобиль являлся вторым по массовости 6-колесным грузовиком после ГАЗ-ААА в Красной Армии в 30-х годах и в начальный период Великой Отечественной войны.

Прототипом автомобиля ЗИС-6 в начале 30-х годов был опытный грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3. АМО-3 был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки. Предсерийный трехосный грузовик изначально именовался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6. На прототипе опробовались два варианта ведущих мостов на балансирной подвеске: с конической и червячной парами. Для серийного производства была выбрана червячная пара из-за её компактности, но впоследствии выяснилось, что такой тип передачи сложен в производстве и эксплуатации. Трансмиссия была дополнена 2-ступенчатым редуктором. Для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-ой реконструкции ЗИСа пришлось создавать дополнительные производственные мощности.

В отличие от ЗИС—5 машина была снабжена вакуумным усилителем в механическом приводе тормозов. Зажигание в двух вариантах — батарейное или от магнето. С учетом специфики эксплуатации емкость бензобака была увеличена до 105 литров, а емкость двух аккумуляторов — до 210 А-ч.

В 1935 году на удлинённом шасси ЗИС-6 были собраны два экспериментальных 28-местных автобуса ЗИС-6 «Люкс», в 1939 году на укороченном на 350 мм шасси ЗИС-6К (на базе ЗИС-6) создан экспериментальный бронеавтомобиль БА-11. В 1940—1941 годах на усиленном короткобазном шасси ЗИС-34 была изготовлена партия из 16 бронеавтомобилей БА-11, в том числе и экспериментальный дизельный БА-11Д. В серию БА-11 должен был пойти в 1941 году, но из-за начала ВОВ фактически остался опытной моделью. На шасси ЗИС-6 также монтировали радиолокатор РУС-2, фургон-радиостанцию, топливозаправщик БЗ-35, применявшийся, в основном, в авиации, передвижную 30-киловаттную электростанцию АЭС-4, прожектор ПО-15-8, звукоулавливатель ЗТ-5, 3-тонный автокран АК-3, автокран «Январец» и т. д.

В 1939-1941 годах сотрудниками РНИИ под руководством И.И. Гвая были проведены работы по созданию на базе ЗИС-6 установки для реактивных снарядов БМ-13 (Катюша)
21 июня 1941 года БМ-13 была принята на вооружение РККА.

С декабря 1933 до 15 октября 1941 на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина произведено 21 239 экземпляров ЗИС-6

russoauto.ru

ЗИС-6 — Дальний бой

ЗИС-6 — советский трехосный (6×4) 4-тонный грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Создан на базе массового народнохозяйственного грузовика ЗИС-5 (4×2). Вторая по массовости «трёхоска» (после ГАЗ-ААА) в Красной Армии в 30-х и в начальный период Великой Отечественной войны. С декабря 1933 до 15 октября 1941 на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина произведено 21 239 ед. ЗИС-6.

Прототипом трехосного ЗИСа в начале 30-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки, поэтому и предсерийный трёхосный грузовик первоначально обозначался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6. На прототипе опробовались два варианта ведущих мостов на балансирной подвеске: с конической и червячной парами. Для серийного производства была выбрана червячная пара из-за её компактности, но впоследствии выяснилось, что такой тип передачи сложен в производстве и эксплуатации. Трансмиссия была дополнена 2-ступенчатым редуктором. Для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-й реконструкции ЗИСа пришлось создавать дополнительные производственные мощности.

В 1935 году на удлинённом шасси ЗИС-6 были собраны два экспериментальных 28-местных автобуса ЗИС-6 «Люкс», в 1939 году на укороченном на 350 мм. шасси ЗИС-6К (на базе ЗИС-6) создан экспериментальный бронеавтомобиль БА-11. В 1940-1941 гг. на усиленном короткобазном шасси ЗИС-34 была изготовлена партия из 16 бронеавтомобилей БА-11, в том числе и экспериментальный дизельный БА-11Д. В серию БА-11 должен был пойти в 1941 году, но из-за начала ВОВ фактически остался опытной моделью. На шасси ЗИС-6 также монтировали радиолокатор РУС-2, фургон-радиостанцию, топливозаправщик БЗ-35, применявшийся, в основном, в авиации, передвижную 30-киловаттную электростанцию АЭС-4, прожектор ПО-15-8, звукоулавливатель ЗТ-5, 3-тонный автокран АК-3, автокран «Январец» и т. д.

В 1939-1941 гг. сотрудниками РНИИ под руководством И.И. Гвая были проведены работы по созданию на базе ЗИС-6 установки для реактивных снарядов БМ-13 (Катюша).

21 июня 1941 года БМ-13 была принята на вооружение РККА.

  • ЗИС-6 1931 год
  • ЗИС-6
  • ЗИС-6
  • Кран ЗИС-6 устанавливает столб в Одессе. 1941 год
Характеристики:

Колёсная формула: 6×4
Двигатель: ЗИС-5, 6-цилиндровый рядный, рабочий объём — 5560 см³, степень сжатия 4,6, с водяным охлаждением, карбюраторный, мощность — 73 л.с. при 2300 об/мин, максимальный крутящий момент 28,5 кгс·м при 1200 об/мин.
Диаметр/ход поршня: 101,6/114,3 мм.
Длина: 6060 мм.
Ширина: 2235 мм.
Высота: 2160 мм.
База: 3360+1080 мм.
Погрузочная высота платформы: 1200 мм.
Дорожный просвет (под задними мостами): 275 мм.
Минимальный радиус поворота по колее переднего наружного колеса, 9 м.
Снаряженная масса: 4230 кг.
Грузоподъёмность: 4000 кг (на шоссе), 2500 кг. (на грунте)
Распределение полной массы на переднюю ось / заднюю тележку: 1670 / 6550 кг.
Максимальная скорость: 55 км./ч.
Объём топливного бака: 105 л.
Контрольный расход топлива: 40 л./100 км.
Шины: 34×7 дюймов.


www.dalniyboi.ru

ЗиС-6: diecast_43 — LiveJournal


В декабре 1933 года из ворот московского завода имени Сталина вышел не совсем обычный грузовик. Это была трехосная модификация выпускавшегося уже к тому времени автомобиля ЗиС-5. Появилась она простым добавлением третий оси к двухосному грузовику, и отличалась от него лишь незначительными деталями, к которым относятся усиленная рама и радиатор увеличенного объема. Конечно, выросла и грузоподъемность машины — вместо трех тонн для двухоски, она брала уже четыре тонны груза. История появление этой машины на свет довольно проста и абсолютно соответствует советским течениям того времени.

Основой этого трехосного грузовика в начале 30-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки (отсюда «растут ноги у автомобиля ЗиС-5), поэтому и предсерийный трёхосный грузовик первоначально обозначался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6.

Что интересно — для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-й реконструкции завода пришлось создавать дополнительные производственные мощности, а проще говоря, построить новый цех. Именно этот цех и был остановлен 15 октября 1941 года, когда вышло распоряжение об эвакуации завода. Эта дата и стала конечной датой выпуска шестых ЗиСов — производство их более не восстанавливалось, а жаль… Советские «Катюши» требовали именно такого трехосного шасси (кстати, если где-то вы увидите двухосную «Катюшу», знайте — вас обманывают. Двухосные шасси того времени вес реактивной установки не выдерживали), и трехоски забирали повсюду…

Что же модель? Все наследственные погрешности модели ЗиС-5 полностью перенесены и на ЗиС-6. Видимо, сказывается тот же подход, который был в тридцатые годы у советского автопрома. Но есть в этой модели один нюанс, который хотелось бы разобрать.



Способ крепления запасного колеса… Обратите внимание на приведенную выше фотографию — на ней, кстати, изображен предсерийный АМО-6, еще шестым ЗиСом не ставший. Колесо на модели закреплено в точности так, как на фотографии. Посмотрим теперь второе фото — оно тоже приведено выше. Это серийный ЗиС-6. Запасное колесо расположено горизонтально под кузовом, чего на нашей модели не наблюдается… Просмотрев множество фотографий этого грузовика, могу сказать, что запаска крепится то так, то так. С чем это связано? Не знаю…

Говоря о модели в целом, надо упомянуть один очень важный момент — все ЗиС-6 выпускались с красивым, гнутым крылом, и ломаного крыла, как на ЗиС-5В/ЗиС-50, на этой машине не было! Поэтому наличие такого крыла на любой модели с шасси ЗиС-6 (включая «Катюши») есть не что иное, как фантазии производителя.

Что же до нашей модели? Вполне корректно выглядящий ЗиС-6 (забудем о наследственных болезнях), который с таким же успехом можно назвать и АМО-6 (кому как нравится), выпущенный между декабрем 1933 и 15 октября 1941 года.


diecast-43.livejournal.com

Мир и война Захара Ивановича: армейская техника на трёхосных грузовиках ЗИС-6

 
ЗИС-6 повышенной проходимости на смотре новой техники. Ноябрь 1939 года (из архива НАТИ)

73-сильная трехоска ЗИС-6, унифицированная с ЗИС-5, изначально создавалась как военный грузовик-тягач с полезной нагрузкой четыре тонны при движении по шоссе и 2,5 тонны на грунтовых дорогах и бездорожье. Благодаря относительно высокой грузоподъемности, надежности, простоте, удобству обслуживания и возможности работы в сложных дорожных условиях он получил достаточно широкое распространение в РККА, а также стал первым советским трехосным автомобилем, поставлявшимся в армии соседних стран.

Один из 60 экспортных грузовиков ЗИС-6 в литовской армии (из архива Л. Суславичуса)

В октябре 1941 года, в связи с эвакуацией завода, выпуск ЗИС-6 пришлось остановить, но во время Великой Отечественной они продолжали использоваться в Красной армии. В общей сложности было собрано более 21 тысячи таких грузовиков.

Военные исполнения грузовиков ЗИС-6

В Красной армии этот автомобиль являлся основным тяжелым грузовиком, который применялся для перевозки грузов и личного состава, буксировки орудий, доставки возимой артиллерии, установки армейских и инженерных надстроек.

Грузовики ЗИС-6 для доставки пехоты и буксировки зенитных пушек (кинокадр)На параде бортовые грузовики с возимыми пушками калибра 122 мм (кинокадр)

Одним из немногих особых исполнений трехоски ЗИС-6 был вариант высокой проходимости с гусеницами Overall или цепями, надевавшимися на задние двускатные колеса, и передними съемными лыжами.

Опытный ЗИС-6 для перевозки легкого танка Т-38 (из архива полигона РККА)Грузовик с задними плицевыми цепями и передними лыжами (из архива НАМИ)

Не менее популярными трофейные трехоски ЗИС-6 стали в войсках противника, где применялись буквально во всех грузовых и специализированных версиях.

Радиотехнические средства

В разное время на автомобилях ЗИС-6 монтировали армейские радиостанции различной мощности и назначения, которые параллельно устанавливались на шасси ЗИС-5 и ГАЗ-ААА. В 1940 году в Красной армии появилась мощная коротковолновая дуплексная радиостанция РСБ-Ф, смонтированная в обтекаемом экранированном цельнометаллическом фургоне на шасси ЗИС-6.

С конца 1930-х самым передовым радиотехническим оснащением на ЗИС-6 стали секретные импульсные радиолокационные станции РУС-2 с кодовым обозначением «Редут». Основой первых десяти образцов «Редут-40» стали шасси с вращавшимися излучающими аппаратными с двумя антеннами на крыше, передававшие информацию на синхронно поворачивавшиеся приёмные кабины на базе ГАЗ-ААА.

Радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» на поворотной платформеОдноантенная станция РУС-2 «Редут-42» в фургоне на шасси ЗИС-6

Впоследствии их сменили упрощенные одноантенные станции серии «Редут-41/43» на одном автомобиле. На первых порах их приемо-передающую аппаратуру монтировали в деревянных кузовах-фургонах на ЗИС-6 с вращавшейся антенной, для питания которой служили автономные бензоэлектрические агрегаты.

Автомастерские

При создании трехоски ЗИС-6 конструкторам удалось до миллиметра сохранить размеры грузовой платформы трехтонки ЗИС-5, что позволяло устанавливать на них совершенно одинаковые военные надстройки.

Наиболее востребованной стала подвижная авторемонтная мастерская ПМ-5-6 с армейским индексом ПАРМ-1Б, созданная специально для ЗИС-6 и принятая на вооружение в 1938 году. Это была наиболее полно укомплектованная многоцелевая летучка типа Б с простыми деревянными кузовами с подъемными боковыми стенками и характерным козырьком над кабиной водителя. В ее состав входили токарный станок, слесарный верстак, однотонный пресс, аппаратура для сварки и кузнечных работ, электрогенератор и передний разборный кран-укосина.

До войны наиболее совершенную и практичную мастерскую на этой базе построил Крюковский вагоностроительный завод из Кременчуга. Ее просторный деревометаллический кузов автобусного типа без внутренней перегородки был оснащен практически всем необходимым рабочим оборудованием от токарного станка до хронометра и аптечки и позволял работать в нем в полный рост.

Авторемонтная мастерская Крюковского завода в кузове автобусного типа

Автомобили службы горючего

ЗИС-6 послужил основой нескольких военных автоцистерн с увеличенной до 3500 литров ёмкостью и собственными ручными насосами или автономными системами с приводом от коробки передач автомобиля и специальным отсеком управления.

Простая войсковая топливная автоцистерна на заправке легких танков

Наиболее распространенным стал бензозаправщик БЗ-35 с эллиптической цистерной вместимостью 3200 литров, шестеренчатым насосом среднего расположения и отсеками для рукавов, способный одновременно заправлять топливом нескольких единиц автобронетехники и самолетов. Для работы с ним выпускался двухосный бензоприцеп БП-35. С началом войны применялся упрощенный вариант БЗ-41 с размещением рукавов поверх цистерны.

Основной довоенный топливозаправщик БЗ-35 при заправке истребителя Як-9
Специальный бензозаправщик БЗ-35 Северного флота с задним отсеком управления

Первый советский водомаслозаправщик ВМЗ-34 служил для заправки в полевых условиях различной военной техники горячей водой и техническими маслами. Это была достаточно сложная машина с двумя раздельными термоизолированными цистернами для воды и масла, нагревательным котлом с топкой и раздельными средствами перекачивания и механизированной заправки.

Водомаслозаправщик ВМЗ-34 с цистернами для горячих масел и воды

Инженерная техника

Гамму инженерной автотехники возглавляла мощная электростанция АЭС-4 на двух автомобилях ЗИС-6 со специальными кузовами. Первый оборудовали автономным электрогенератором в 30 киловатт, второй доставлял переносные осветительные прожекторы и кабели. В отличие от прежних моделей эта станция применялась для питания зенитных прожекторов, мощных средств связи, военных объектов, госпиталей и электризации проволочных заграждений.

Вспомогательная машина электростанции АЭС-4 (из фондов петербургского Музея артиллерии)

В конце 1930-х для инженерно-строительных частей РККА собрали пробные партии двух типов трехтонных автокранов на шасси ЗИС-6. Особенностями модели АК-3 ленинградского завода «Красный металлист» были удлиненная решетчатая стрела, привод основных агрегатов от встроенных электромоторов, гидравлические опоры и кабина машиниста на полноповоротной платформе.

Первые советские армейские автокраны АК-3 (слева) и АКМ (из архива М. Соколова)

Одесский завод имени Январского восстания разработал собственный вариант АКМ «Январец» с массивной двухсекционной стрелой и механическим приводом рабочих органов. Машинист располагался стоя на поворотной платформе и управлял краном с открытого пульта.

Автокран АКМ «Январец» с механическим приводом в Красной армии
Трехтонный одесский войсковой автокран «Январец» в армии противника

Зимой 1941-го, после сравнительных испытаний, к принятию на вооружение был рекомендован вариант АК-3, но блокада Ленинграда не позволила развернуть его выпуск. Одесские краны до начала войны применялись в Красной армии, а потом служили в германских инженерных частях.

Автомобили химической службы

К тяжелым машинам химической службы на трехоске ЗИС-6 относились мелкосерийные образцы авторазливочных станций АРС-УГ, автодегазаторы хлорной известью АХИ и парогенераторы АГВ-2 для чистки обмундирования и снаряжения струей горячего воздуха.

Дегазатор АГВ-2 для чистки обмундирования горячим воздухом или паром (из архива Н. Маркова)

В середине 1930-х ведущее место в этой категории заняла совершенно секретная химическая бронированная машина КС-18 для заражения местности, очистки больших территорий и постановки дымовых завес. Она снабжалась 1000-литровой цистерной и комплектом специального оборудования завода «Компрессор» и бронезащитой Выксунского завода. В ее комплектацию входили пулемет, радиостанция и съемные гусеницы задних колес. Машина получилась слишком тяжелой, ненадежной и неприспособленной к работе на местности, но поступила на вооружение батальонов противохимической обороны.

Химическая бронемашина КС-18 на шасси ЗИС-6 (из архива полигона РККА)

По разным данным до 1939 года собрали от 52 до 94 машин КС-18. Они участвовали в большинстве военных конфликтов, но ни разу не воспользовались своим убийственном оружием.

Мобильные средства ПВО

Главным историческим предназначением автомобилей ЗИС-6 являлось их применение в качестве первой практичной базы нового ракетного оружия — боевых машин залпового огня, известных как «Катюши». Им будет посвящена особая статья, а здесь расскажем о малоизвестном применении этих грузовиков в системе противовоздушной обороны (ПВО).

В середине 1930-х была создана подвижная осветительная станция ПО-15-8 для обнаружения в ночное время самолетов противника и наведения на них зенитной артиллерии. Ее основой являлся высокобортный ЗИС-6, приспособленный для транспортировки тележек с мощными 1,5-метровыми дуговым прожекторами.

Прожекторные осветительные станции ПО-15-8 на параде 1938 года (кинокадр)Автомобили ЗИС-6 с акустическими самолетными локаторами ЗТ-5 (кинокадр)

Не менее важным направлением в те годы было создание акустических самолетных локаторов или звукоулавливателей — предшественников будущих радиолокационных систем. На долю ЗИС-6 досталась перевозка наиболее мощных и точных систем ЗТ-5 с четырьмя подвижными раструбами и акустической аппаратурой для поиска и обнаружения по звуку работавших двигателей вражеских самолетов в любое время суток и при любой погоде. Звукоулавливатели с местами для боевого расчета и звуководами были смонтированы на полноповоротных стойках, закрепленных в центре обычных бортовых кузовов.

Звукоулавливатель ЗТ-5 для обнаружения и сопровождения вражеских самолетовУстановка ЗТ-5 с четырьмя раструбами и боевыми расчетом на грузовой платформе ЗИС-6

Среди других военных профессий ЗИС-6 были специальные санитарные машины, кинозвукопередвижки, походные фотолаборатории и типографии. Обычные пожарные лестницы состояли на вооружении служб ПВО, а после войны их использовали при обслуживании первых советских ракетных систем.

Машина медицинской службы в специальном кузове на ЗИС-6 (из архива H. Hoppe)

Бронеавтомобили на шасси ЗИС-6

Важным направлением военного применения московской трехоски стало создание на ее базе более тяжелых и достаточно совершенных пушечных бронеавтомобилей. Первым из них в 1935 году стал вариант БА-5, спроектированный на ЗИСе и собранный на Ижорском заводе. Он получил башенный корпус с 45-мм пушкой от танка Т-26, три пулемета и задний пост управления.

Первый советский тяжелый бронеавтомобиль БА-5 на шасси ЗИС-6

Через три года появился новый тяжелый броневик БА-11, собранный Ижорским заводом на усиленном короткобазном спецшасси ЗИС-34 с форсированными «алюминиевыми» вариантами мотора ЗИС-5 мощностью от 73,5 до 86 л.с., блокировкой дифференциалов задних мостов, боковыми свободно вращавшимися колесами, радиостанцией и пулестойкими шинами. В его башне размещалась та же пушка со спаренным пулеметом, второй пулемет смонтировали в лобовом листе бронекорпуса.

Бронемашина БА-11 с 45-мм пушкой на специальном шасси ЗИС-34
Броневик БА-11 с боковыми запасными колесами и съемными гусеницами

Осенью 1940 года путем замены штатного бензинового мотора машины БА-11 на опытный двигатель Д-7 мощностью 97,5 л.с. был создан единственный довоенный дизельный броневик БА-11Д, оказавшийся слишком тяжелым и тихоходным.

Испытания мощного дизельного броневика БА-11Д (из архива М. Соколова)

К началу войны собрали 16 бронемашин БА-11, которые принимали участие в финской кампании и в обороне Ленинграда. Ни одна из них не сохранилась.

На заглавной фотографии — Грузовик с задними плицевыми цепями и передними лыжами (из архива НАМИ)

В статье использованы только аутентичные иллюстрации

www.kolesa.ru

Трёхоска: ЗиС-6 («Наш автопром»): diecast43 — LiveJournal

Пока ДеАгостини роет яму своим журнальным сериям, очередной раз задерживая и сдвигая сроки выхода «Автомобиля на службе», есть возможность разгрести коробочки «Наш автопром» — ведь около месяца назад на полки магазинов высыпали очередную порцию грузовиков ЗиС. Впрочем, благодаря повышению цены и обилию новинок по всем фронтам, уже далеко не все собиратели берут полный набор новинок «Нашего автопрома». Но ЗиС-6 был довольно массовым автомобилем — их успели сделать более двадцати тысяч, и именно эта машина стала первой серийной базой для «катюши» — первые годы войны установки залпового реактивного огня монтировались на шасси ЗиС-6. Потому этой масштабной копии — обязательная дорога на полки собирателей.



Модель ни по качеству, ни по проработке не отличается от уже привычных изделий в коробочках «Наш автопром» — простовато и грубовато, но до уровня игрушек всё ещё полшага вниз остаётся.

Таким может быть минимальный комплект из всей серии новинок «Нашего автопрома»: зелёный ЗиС-5 без бампера и в меру яркий синий «выставочный» ЗиС-6 с хромированным бампером.

Модель автомобиля: 1933 ЗиС-6
Наименование модели: ЗИС-6

Производитель: Hongwell
Дата выпуска: 20 июня 2013 года
Каталожный номер: h368
Серия: «Наш автопром»
Тираж: нет данных
Краткое мнение: пусть будет
Субъективная оценка: 8/10

Фотографии уменьшены до размера 800 точек, по клику можно найти снимок шириной в 1200 точек

Резервная копия записи находится здесь: http://diecast43.dreamwidth.org/311213.html
Навигатор по журналу

diecast43.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *