Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 внутри ч3.

А теперь заглянем в кабину этого необычного самолета. К вящей радости в этот день этот борт открыли для проветривания…. И вот счастье есть. Хоть конечно попасть внутрь без гимнастических навыков совсем непросто….

и других источников найденных мною в инете и литературе.

Подходим к люку.

Вид на люк снизу. Видны рельсы по которым кресло оператора спускалось вниз. Сейчас у нас такой возможности нет,будет забираться так….

**схема оборудования в кабине пилота

**описание оборудования в кабине пилота

В герметичном отсеке Ф2 находятся кабины экипажа, который состоит из трех человек. Впереди-снизу — штурман (навигация и наступательное вооружение, в разведварианте — фотооборудование), за ним, выше, спиной друг к другу — пилот и воздушный оператор (системы обороны, связь и энергетика). На Ту-22У вместо кабины оператора организована кабина пилота-инструктора.

Открыт был люк оператора,через него мы и проникали внутрь… Обычно так летчик и штурман к себе не пробирались…

Приборная панель кабины пилотов. Для привода руля направления служит гидроусилитель РП-23У, а для элеронов — РП-22У. Стабилизатор приводится РП-21А и аварийно может управляться с помощью электромеханизма МУС-6. Выпуск-уборка закрылков производится с помощью электромеханизма МПЗ-16. Для имитации аэродинамической нагрузки на штурвале по мере отклонения в СУ введены два пружинных загружателя. Триммирование усилий от пружинных загружателей производится с помощью электромеханизма. Для гашения произвольных колебаний самолета использованы демпферы: ДТ-105А (горизонтальное оперение) и Д-2К-115 (элероны).

Крупнее штурвал…

Двигательные приборы.

Гидроусилители?

Педали пилота.

Здесь у нас РУДы…

Кислородное оборудование и что-то еще…

Фото 11.

Вид на крепление кресла пилота.

Люк под креслом пилота. Он поднимался на кресле сюда через него.

А теперь немного кабины штурмана,она находится под ногами у командира корабля:-)))

**схема оборудования в кабине штурмана.

Лезем туда:-)))

Пробрался… Многого тут уже нет.

Пилотажно-навигационное оборудование позволяет выполнять полеты в различных метеоусловиях днем и ночью, в том числе в автоматическом режиме с помощью автопилота АУ-105А. Включает в себя: систему ближней навигации РСБН-2С, доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-1, радиокомпасы АРК-11 и АРК-92, радиовысотомер малых высот РВ-УМ, радиовысотомер больших высот РВ-25А, систему слепой посадки СП-50 и бортовые самописцы КРП-Ф, ГРП-2 и МРП-56П.

Фото 17.

Навигационный компьютер для бомбометания? Навигационно-бомбардировочный комплекс Ту-22Р/П/У включает в себя: радиолокационный бомбардировочный прицел «Рубин-1А», электрически связанный с ним навигационно-бомбардировочный автомат, оптический бомбардировочный прицел ОПБ-15А, электрический автопилот АП-7МЦ, курсовую систему КС-6А, звездно-солнечный ориентатор БЦ-63А, централь скорости и высоты ЦСВ-1М, элементы пилотажно-навигационного оборудования ДИСС-1, РВ-25А и АРК-11. Автопилот может работать в диапазоне высот от 0 до 14000 м и скоростей от 300 до 1600 км/ч.

Фото 19.

Тут я ничего не знаю и не понимаю что есть что…

Нижняя часть кабины остеклена.

Фото 22.

Чего тут только нет….

Фото 24.

Фото 25.

Это аварийный люк? Система аварийного покидания включает: катапультируемые вниз кресла К-22 (минимальная высота безопасного катапультирования 230-245 м в горизонтальном полете и 340 м при планировании с выключенными двигателями), аварийные форточки летчика и верхние люки штурмана и оператора. Последние служат для эвакуации из самолета при посадке с убранным шасси. Летчик также может пролезть в кабину штурмана и воспользоваться его аварийным люком.

Оборудование над креслом штурмана.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 35.

Эти штуки лежат для того,чтобы хвост не опускался на землю.

Вид вправо.

Влево…

Фото 39.

Фото 40.

Трубка умерла раньше самолета.

Кресло штурмана с подголовником…

Возвращаемся в кабину командира корабля. А что это за ручка?

Верхняя часть кабины летчика.

Панель электрических выключателей.

Фото 48.

Как они с этим разбирались? Это вам не гласскокпит… А как техники и инженеры это чинили?

Фото 50.

Фото 51.

Фото 52.

А что за самолетик сверху?

Пилотажно-навигационные приборы.

Фото 55.

Топливная система.

Крупнее

Эмблема Ту-22 на штурвале.

Фото 58.

Система обогрева стекла воздухом. Система кондиционирования воздуха (СКВ) служит для обеспечения комфортных условий работы экипажа и функционирования некоторых блоков РЭО. Отбор воздуха для СКВ осуществляется от двух маршевых двигателей (расход 1000 кг/час).

Педали и жгуты…

Вид из кабины летчика влево. Стекло слегка мутное.

Управление автопилотом.

!!!

Бомбы можно сбросить при любом раскладе:-)))

Фото 71.

Вид на приборную доску снизу.

И отходим в сторону кабины оператора.

И теперь мы на рабочем месте оператора.

**схема оборудования кабины оператора

Оператор сидит спиной по направлению полета. Его приборы.

Мониторы тогда были такими:-)))

Крупнее

Что это за привода?

И ручки?

Сирена-3…

Тут же ключ и радиооборудование. Радиосвязное оборудование состоит из: бортового переговорного устройства СПУ-7, радиостанций Р-802Г, Р-836 и Р-847, приемника Р-876 и аварийной радиостанции Р-851. Система госопознавания состоит из автоответчика СРЗО-2М с антеннами на фюзеляже и обтекателях на законцовках крыла. Для оповещения об облучении РЛС служит станция СПО-3 с антеннами на нижней поверхности крыла и гондолах шасси.

Столик с фонариком…

Крупнее панель приборов…

Фото 83.

А переключателей….

Фото 85.

Фото 86.

Отсеки чего?

Вид на земля из люка с рабочего места оператора.

Стойки оборудования.

Но здесь все снято…

Зачем то сняты крышки с таких вот коммутационных панелей…

Фото 94.

Сколько же здесь проводов!!!

А там дальше идет фюзеляж в сторону хвоста.

Ту-22К, Ту-22Р и Ту-22П могут быть переоборудованы в бомбардировщик. При этом на первом из них демонтируется балочный держатель ракеты, на Ту-22Р — фотооборудование, а на Ту-22П — спецоборудование РЭБ. В зависимости от конкретной задачи в грузовом отсеке устанавливаются различные типы бомбодержателей. Нормальная нагрузка составляет 3 т, перегрузочная — 9 т. Самолет может брать одну авиабомбу ФАБ-9000М-54 или ФАБ-3000М-54, до 24 шт. ФАБ-250М-54 или ОФАБ-100, 18 шт. ФАБ-500М-54 или 12 шт. ФАБ-500М-62, 6 шт. ФАБ-1500М-54. С установленным в грузоотсеке автоматом постановки помех АПП-22 (сброс отражателей) Ту-22К и Ту-22Р могут применяться как самолеты РЭБ.
Ну вот как то так… Оставим для истории!!!

igor113.livejournal.com

Музей ВВС Монино ч.29 : год 2013 Ту-22М0.

Я возвращаюсь к активной деятельности в ЖЖ. За прошедшее время совершил двухнедельный переезд на американском доме на колесах по крыму,намотав более 5 тыс км,перевалил за 700 часов налета,освоил новый тип:Aviat Husky A1B на амфибийных поплавках. Освоил и с земли и с воды,налетал на нем уже больше 17 часов. Как всегда проблемы с интернетом,умер мой боевой ноутбук,ну в общем все по плану:-))) Покой нам только снился. Сегодня продолжение рассказа о самолетах музея ВВС в Монино. Ту-22!!!

По словам Олега Валентиновича Иванова,на этом самолете летал его отец- Валентин Федорович Иванов.

Первый летный Ту-22М0 BACKFIRE-A, ныне борт №156 красный. Музей авиации в Киеве, Украина. Самолет эксплуатировался ОКБ Туполева. Позже передан в Киевское ВВАИУ и как минимум до 1987 г. находился там. Находится в Музее авиации в Киеве (Украина).
Все та же слаженная команда Матвея и Евгения обеспечила нам доступ к этому самолету.

Наш борт это второй летный Ту-22М0 BACKFIRE-A борт №33 красный. С 23.03.1970 г. по 15.01.1971 г. участвовал в программе испытаний. С марта по октябрь 1971 г. находился на казанском авиазаводе для доработки и замены двигателей «ФМ» на усиленные. Так же усилен фюзеляж и установлен тормозной парашют. С ноября 1971 г. по март 1974 г. участвовал в программе испытаний. 13.03.1974 г. на самолете трижды получены вертикальные перегрузки от 2-х до 4-х ед., после чего самолет эксплуатировался только в учебных целях на земле. 25.02.1975 г. В.П.Борисов перегнал самолет в Монино, в учебно-аэродромную базу академии имени Н.Е.Жуковского. В октябре 1989 г. самолет поступил в Музей ВВС СССР в Монино. Самолет провел в небе 127 часов 29 мин, выполнил 142 посадок.

Пока открывают кабину,я начинаю неспешный обход самолета по земле.

Такой вот хищный вид,интересно,бумажка в систему дозаправки сознательно воткнута для защиты или это работа каких то варваров?

Снизу Обтекатель РЛС ПНА

Вот так вот это все выглядит крупнее

слева от стойки виден оптический бомбардировочный прицел ОБП-15

Видимо все же с целью сохранности.На самолете испытывалась система дозаправки, на части машин позже демонтирована.

Лобовое стекло

Фото 42.

воздухозаборники 2 х НК-144-22 (заводское обозначение «ФМ»),номинальная тяга 16000 кг,тяга на форсаже 20000 кг. Разработки ОКБ им.Н.Д.Кузнецова (г.Самара), двухконтурные, двухкаскадные, двухвальные, производились Самарским ПО «Труд». На нашем самолете Ту-22М0 в 1971 г. испытаны доработанные двигатели «ФМ».

Крыло изменяемой стреловидности

Основные шестиколесные стойки. База шасси — 13,675 м.Колея шасси — 7,3 м

колеса основных стоек шасси — КТ-156 размером 1000 х 280 мм

на первых сериях самолета на основных стойках шасси центральная пара колес была раздвижная — для обеспечения посадки на грунтовые аэродромы.

Фото 92.

Управляемая крылатая ракета Х-22М

Левое крыло

Снизу обтекатель РЛС и система дозаправки в воздухе

Кабина пилотов еще не открытая

Левый воздухозаборник

Он же вид сбоку

Так непросто пробирались мы к кабине

Передняя стойка

вид сзади

шасси — К2-100У

Однако 1000х280!!!

Общий вид самолета ,длина 41,46 метра.

Хвостовая часть.

Крупнее

Фото 68.

Фото 69.

Законцовка крыла ежели чего.

Выхлоп ВСУ?

Фото 72.

Вид на кабину

Х-22М под крылом. Х-22М, принята на вооружение в 1976 году, скорость увеличена до 4000 км/ч.

Х-22 «Буря» (изделие Д-2, по классификации НАТО — AS-4 Kitchen — «Кухня») — советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22.
Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп), с помощью специальной (ядерной) или фугасно-кумулятивной БЧ.

вид сзади

крупнее

рули высоты

Ту-22М0 — нет вооружения, десятый выпущенный Ту-22М0 оборудован артиллерийской установкой УКУ-9К-502 с двумя двухствольными 23-мм пушками ГШ-23Л для проведения испытаний. В эскизном проекте самолета проработано два варианта — с и без кормовой артиллерийской установки.

днище

инженеры дивятся конструкции основных стоек

слегка общий вид

Фото 84.

Фото 85.

Фото 86.

Фото 87.

Фото 88.

кабина вид справа

Вид из под бомболюка

Фото 94.

Участники:Дима Олехник

Матвей Домченков

Но вот кабина открыта,попутно ее показали детишкам с родителями (проверили нет ли там чего опасного:-)))

Экипаж — 4 чел (командир, помощник командира, штурман и оператор — на всех модификациях)

Фото 101.

Вид спереди снизу

Общий вид во всю длину

Самое время забраться в кабину. Тут я снимал двумя разными объективами. Сначала был фишай,а потом просто ширик.

Вид от кабины назад. Вторую кабину не открывали.

Крупнее

Это расположено за креслом КВСа

чуть подробнее надписи

Рабочее место КВСа

Центральная панель

Управление двигательной установкой

предохранители между креслами

Общий вид приборной панели

Фото 10.

Штурвал

Приборы

Управление гидросистемой,топливной системой и противопожарной системой

Левая панель у КВСа

Фото 116.

общий

немного заросшая мхом панель у правого пилота

еще один общий взгляд на кабину

В то время пока я весь мокрый шмыгаю по самолету,они знаете ли отдыхают:-)))

почти верхняя панель

рабочее место правого пилота

Фото 109.

мох:-)))

Катапультные кресла КТ-1 (класс 0 м высоты, скорость от 130 км/ч, режимы раздельного и общего катапультирования вверх).

ручки сброса фонаря

верхняя панель,всякие фары,лампочки и прочее…

Фото 26.

Хитросплетения за креслами

Инструкция на катапультном кресле

Фото 30.

подставка под фонарь кабины,чтобы не закрылась:-)))

Фото 120.

вид на кабину сзади

обшивка фонаря кабины

нос самолета

Фото 40.

Фото 39.

Общий вид на кресла

А теперь общие виды шириком и с минимумом искажений ,но и меньшим охватом

Общий вид кабины

Педальный узел у второго пилота

и у КВСа

ЛТХ:
Модификация Ту-22М0
Размах крыльев, м
максимальный 31.60
минимальный 22.75
Длина, м 41.46
Высота, м 11.08
Площадь крыла, м2
максимальная 183.58
минимальная 175.80
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная 121000
Тип двигателя 2 ДТРДФ НК-144-22
Тяга, кгс 2 х 20000
Максимальная скорость, км/ч 1530
Практическая дальность, км 4110
Практический потолок, м 12000
Экипаж, чел 4
Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23 (1 23-мм ГШ-23 на Ту-22М3).
боевая нагрузка — 3000 кг (нормальная) и 11000 кг (максимальная)
1 УР типа Х-22М

на сегодня уже не буду глубже залезать в дебри

igor113.livejournal.com

интеллект, нос с горбинкой и 42 метра красоты

Сегодня Казанский авиазавод передал на летные испытания модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М. Самолет практически не поменялся внешне, но по начинке это совершенно другая машина, говорят военные. В частности, командующий Дальней авиацией рассказал, что Ту-22М3М обладает искусственным интеллектом и не имеет аналогов в мире. «Казанский репортер» стал свидетелем явления самолета народу, вспомнил его историю и узнал некоторые подробности обновлений.

В последние несколько лет самолеты Ту-22М3 нередко фигурируют в новостях. Ракетоносцы-бомбардировщики активно применялись во время военной операции в Сирии. Казанские самолеты то и дело уничтожали позиции террористов. Вот только называют их часто чужим именем. Стратегические бомбардировщики часто путают с двадцать вторыми тушками. На самом деле Ту-22 и Ту-22М3 совершенно разные самолеты. Похожи они как Lada Granta похожа на Жигули, то есть не похожи совсем. Сейчас в буквенно-числовой код добавили еще одну «М», означающую модернизацию. Так что ведущим федеральных каналов, рапортующим об отечественных достижениях, теперь придется выговаривать непростую конструкцию из 20 букв «тудвадватьдваэмтриэм».

ПОСЛЕДНИЙ ТУ-22М3 ОСТАЛСЯ ПАМЯТНИКОМ

История Ту-22М3 начинается больше чем полвека назад, в 1965 году. Поначалу самолет разрабатывался в ОКБ Туполева группой энтузиастов без поддержки из госбюджета. Чтобы защитить модель, Туполев представил ее как модернизацию уже существующего Ту-22, который был довольно неудачным самолетом, его даже прозвали «людоедом» за высокую аварийность. Это партийным боссам казалось дешевле создания новой машины, и проект приняли. На деле же речь шла о двух совершенно разных самолетах.


Впервые Ту-22М поднялся в небо в 1969 году и тоже был мало похож на ставший привычным ракетоносец-бомбардировщик. Модель еще дважды серьезно дорабатывали, и в итоге получился самолет с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3, который в 1978 года запустили в серийное производство на Казанском авиазаводе. В окончательном виде борт приняли на вооружение в марте 1989 года.

Всего в Казани сделали Ту-22М3 в количестве 268 штук. Последний, 268-й самолет хорошо знаком всем жителям города. Он стоит в качестве памятника около проходной завода. Дело в том, что в 1993 году заказчики так и не смогли найти деньги, чтобы рассчитаться с предприятием, и ракетоносец и остался на земле.

М – ЗНАЧИТ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Модернизировать Ту-22М3 пытались еще на исходе Советского Союза. В 1980-х начали разрабатывать обновления, а в 1990 году на КАПО даже построили прототип, но на этом дело заглохло и проект закрыли. Сейчас этот казанский бомбардировщик стоит в музее авиабазы под Рязанью.

Теперь самолеты снова оказались востребованы, дело планируется запустить на поток. Если Ту-22 и Ту-22М3 – совершенно не похожие самолеты, то отличить прежний и модернизированный бомбардировщики будет не так-то просто. Вся модернизация касается начинки. Размеры остались теми же, 42 метра длина, 11 высота. Самое заметное внешнее отличие – появившаяся горбинка на носу. Но это тоже следствие изменения внутренностей.

– Возможности этой машины впечатляют и далеко превосходят возможности всех имеющихся на вооружении иностранных государств аналогов. Эта машина имеет искусственный интеллект и мощный боевой потенциал. Ее расширенные возможности позволят нам — «дальникам», более качественно выполнять поставленные перед нами задачи, – рассказал командующий Дальней авиацией ВКС России Сергей Кобылаш. – Практически мы с вами видим новую машину. Мы с нетерпением ждем, когда она займет своей место в боевом строю дальней авиации.

У Ту-22М3М поменялось управление двигателями и топливной автоматикой, оборудование радиоэлектронной борьбы, навигация, связь и прицельное оборудование.

Самолет несет управляемые ракеты, а также свободно падающие и управляемые бомбы. Что именно, военные рассказывают неохотно, но, судя по всему, самолет готовят к несению «Кинжала», гиперзвукового авиационно-ракетного комплекса. Экипаж машины боевой – 4 человека. Из новшеств комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. Его обновили на 80% и унифицировали с аналогичными системами на Ту-160.

Кабина пилотов также претерпела изменения, самолет стал «умнее» и более «цифровым».

– Снаружи это самолет, который может быть примелькался, он в Сирии принимал участие. Внутри это принципиально другой самолет, с совершенно другими системами, другими возможностями, другой силой и угрозой для потенциальных противников. Самолет, который будет жить еще многие и многие годы, – рассказал президент Объединенной авиастроительной корпорации

Юрий Слюсарь. – Уже со следующего года строевые самолеты начнут поступать на завод для параллельного начала работ по глубокой модернизации, со сдачей самолетов с 21-го года. У нас с вами в работе самолеты Ту -214, которые и дальше будут продолжаться. Три самолета мы сдаем в Управление делами президента, еще на несколько самолетов у нас заказы. Серийные Ту-160… Это серьезная работа, которая обеспечит загрузку завода на многие годы, принципиально другую финансовую устойчивость. Завод становится сейчас самым высокозагруженным с перспективой загрузки на 10-15 лет вперед.


«ПОЗДРАВЛЯЮ ТАТАРСТАН С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ!»

– Были времена, когда мы приезжали на завод для решения очень сложных проблем, связанный с перспективами этого предприятия. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что глубокую модернизацию прошел не только этот ракетоносец, но и сам завод ее проходит. Сейчас это современнейшее предприятие с хорошей перспективой, – обратился к работникам Ка

kazanreporter.ru

ТУ 22м3: характеристики самолета (фото)

Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-22м3 является на данный момент последней моделью серии дальних бомбардировщиков кодификации «Backfire». Модификация с изменяемой геометрией крыльев была создана для замены устаревшего ТУ-16. Новые «М3» способны нести мощное вооружение, решать стратегические задачи, совершать перелеты на дальние расстояния. В международной классификации бомбардировщик ТУ-22м3 принадлежит среднему классу военной авиации.

Задачи и назначение

Ракетоносец модификации «М3» идеально подходит для бомбовых атак на сухопутные и морские объекты по время военных действий. Удары производятся управляемыми и авиационными снарядами. Бомбардировщик ТУ-22м3 может поражать цели в группе самолетов и одиночно в любое время суток, даже в самых плохих погодных условиях.

Защита от атаки осуществляется при помощи специальных радиоэлектронных подавителей помех и современными средствами ПВО. На сегодняшний день нет лучше бомбардировщика, который мог бы поражать оптически невидимые цели на больших скоростях, чем ТУ-22м3. Характеристики самолета делают его незаменимым при атаках малых площадей с максимальных высот.

На сегодняшний день данная модификация способна решать следующие задачи:

1. Поражение важных с военной точки зрения промышленных объектов в тылу врага.

2. Уничтожение целей во время ведения боевых действий стратегических войск и авиации.

3. Атака корабельных группировок одновременно с противостоянием зенитному обстрелу.

4. Изоляция ударных сил врага от приближающихся оперативных резервов.

5. Постановка помех и шумов атакующим самолетам и управляемым ракетам.

6. Ведение разведки с максимальных и средних высот.

7. Участие в различных операциях войск ПВО, флотов и фронтов.

История создания

Широкое производство модификации ТУ-22М затруднялось освоением дорогостоящих и сложных технологий. Однако при проектировании был выработан новый подход к созданию универсального ударного бомбардировщика. Во-первых, инженеры отказались от идеи однорежимного истребителя. Изучив все нюансы, они приняли решение сконструировать многорежимный самолет, который смог бы маневрировать на разных высотах и скоростях и при этом поражать силы противника с максимальной точностью. Решением проблемы стало внедрение концепции изменяемой геометрии крыльев.

В отличие от предыдущих моделей, у ТУ-22м3 характеристики позволяли совершать дальние вылеты с максимально загруженным отсеком для боеголовок. Решение о широком производстве бомбардировщика было принято еще в 1974 году в Совете Министров СССР. В основу новой машины лег усовершенствованный двигатель НК25. Однако одной заменой проект не обошелся. Модернизации подверглись и конструкция ракетоносца, и его аэродинамика. В результате доработок была значительно снижена масса самолета.

К концу 1970-х годов был налажен выпуск крупных партий «М3», который сразу после испытаний переходил на баланс советских ВВС. Одним из основных отличий модели от предыдущих было увеличение угла отклонения крыла до 65 градусов. Это позволило спрятать в контур обтекателя агрегаты гидравлического узла поворота. Также был удлинен фюзеляж и улучшено боевое снаряжение. Кроме того, впервые получили применение бесконтактные и гидромеханические генераторы в системе электроснабжения ТУ-22м3.

Технические характеристики

Конструкция бомбардировщика представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Расположение крыла – среднее, изменяемое, стреловидное. Хвостовое оперение – однокилевое. Шасси – убирающееся, трехопорное. Примечательны у ТУ-22м3 технические характеристики кабины. Она способна вмещать до 4 человек. При этом экипаж размещается попарно: спереди — два пилота, сзади – навигатор и штурман.

Фюзеляж представляет собой также цельнометаллическую конструкцию. Каркас укреплен продольными бимсами. Крылья – кессонные, двухлонжеронные, состоящие из центроплана, поворотных узлов и СЧК. Все части соединены между собой неразъемно. В качестве топливных баков используются кессоны. Быстрая маневренность достигается благодаря закрылкам на консолях и трем секциям узла поворота. Вертикальное оперение представлено рулем и килем.

Уникальные двигательные у самолета ТУ-22м3 характеристики позволяют достигать тяги в режиме форсажа до 20 тысяч кгс. При этом максимальная скорость составляет 2300 км/ч, в крейсерском режиме – 930 км/ч.

Особенности управления

В ракетоносце ТУ-22м3 кабина пилота представлена продольным и поперечным стабилизатором, рулем направления и системой контроля интерцепторами. Управляемость достигается за счет закрылок и поворотного узла. В случае аварийного отклонения баланс удерживается стабилизатором.

Стоит выделить бустерную систему управления ТУ-22м3. Характеристики крыльев позволяют достигать оптимального баланса гидромеханики поворотных узлов и электроники бортового оборудования. Благодаря этому бомбардировщик может обеспечивать фиксацию на углах от 20 до 65 градусов. Консоли закрылок удерживают самолет в нужном положении за счет силы трения.

Главными бортовыми элементами являются навигационное оборудование, к которому относятся комплекс НК-45, радиолокатор ПНА и оптический прицел ОПБ-015Т, а также система наведения ракет и автоматическая станция АБСУ-145М. Связь между экипажем достигается посредством СПУ-7.

Арсенал и защита

На сегодняшний день одним из самых устрашающих и мощных средств воздушной атаки является именно бомбардировщик ТУ-22м3. Характеристики ударной части самолета тому доказательство. На вооружении у сверхзвукового воздушного судна — управляемые ракеты типа Х-22. Кроме того, бомбардировщик имеет специальный отсек для боевого снаряжения военизированных частей.

На внутрифюзеляжной установке и внешних катапультных консолях есть возможность крепления до 10 ракет типа Х-15. В грузоотсеке имеются специальные балки для подвешивания авиационных бомб и мин до 3000 кг. Стоит отметить, что максимальная нагрузка, которую может испытывать самолет, составляет около 24 тонн.

Для защиты от вражеской атаки ракетоносец оснащен пушечной системой ГШ-23 со встроенным радиолокатором и вычислительным блоком. Противостоять помехам и обнаружению самолета ТУ-22м3 призван комплекс «Урал-М».

Боевое применение

Бомбардировщик являлся одной из главных воздушных ударных сил во время Афганской войны в конце 1988 года. В военных действиях в Чечне в небесных просторах главенствовали ТУ-22м3 и МиГ-31-МБ. Совместный полет этих сверхзвуковых самолетов производился в целях поддержки штурмовой авиации за счет сброса осветительных бомб.

Летом 2008 года несколько модернизированных ТУ-22м3 совершили прицельный удар по важным стратегическим точкам грузинской армии в Южной Осетии.

Примечательно, что никакая из моделей серии ТУ-22М никогда не поступала на экспорт, хотя к ним неоднократно проявляли интерес Китай и Индия.

Основные модификации

На данный момент существует всего две усовершенствованные вариации бомбардировщика:

1. В модели ТУ-22м3М была переоборудована прицельная система СВП-24-22. Также модернизации подвергся навигационно-вычислительный комплекс.

2. ТУ-22м3Р представляет собой самолет-разведчик, главной целью которого является постановка помех вражеским локаторным системам. Данная модификация широкого применения не получила.

fb.ru

Ту-22М3М: зачем России старый новый бомбардировщик? (4 фото) | Екабу.ру

Back in the U.S.S.R.

Одно название машины — Ту-22 — может поставить в тупик человека, не сильно интересующегося авиацией. Давать разным боевых машинам похожие индексы вообще стало «хорошей традицией» отечественного авиастроя. Напомним, самый первый Ту-22 впервые поднялся в небо в 1958 году. Назвать этот самолет удачным сложно. Во время эксплуатации проявились серьезные недостатки самолета: на больших сверхзвуковых скоростях из-за воздушных возмущений, вызванных неудачным размещением двигателей над хвостовым оперением, машина становилась трудноуправляемой. За доведение самолета до ума летчики платили своими жизнями. Статистика говорит сама за себя: из 300 построенных машин 70 было потеряно.

Построенный с учетом бесценного опыта самолет Ту-22М — по сути, совсем другая машина, которую даже издалека сложно спутать с более ранней версией. Бомбардировщик получил среднерасположенное крыло изменяемой стреловидности, воздухозаборники по бортам фюзеляжа и двигатели в хвостовой его части (как у перехватчика Ту-128). Следующая важная веха в развитии машины — рождение в 70-е годы модификации Ту-22М3. Самолет, как мы знаем, получил более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25, а также ряд других существенных улучшений, которые касались, в основном, БРЭО. Крылатая ракета Х-22 и аэробаллистическая Х-15, в принципе, обеспечивали самолету возможность поражать наземные/морские цели, не входя в зону действия ПВО. Однако даже в годы холодной войны атака американской авианосной ударной группы была, можно сказать, «билетом в один конец». Палубная авиация США, имевшая в своем распоряжении перехватчики F-14, едва ли позволила бы советским самолетам вернуться обратно. С другой стороны, при масштабном конфликте США и СССР это уже все равно не имело бы большого значения: возвращаться было бы банально некуда.

Воскрешение самолета

По состоянию на 2017 год у России было примерно 60 бомбардировщиков Ту-22М3. После распада СССР часть самолетов осталась на территории Украины и Беларуси, однако затем эти страны отказались от эксплуатации данных машин. Совершенно очевидно, что разработанный в 70-е годы самолет устарел почти безнадежно, что очевидно, прежде всего, при рассмотрении его авионики. Еще в 80-е машину хотели модернизировать до уровня Ту-22М4, однако в начале 90-х работы свернули.

В 2000-е появилась весьма странная идея заменить Ту-22М3 на фронтовые бомбардировщики Су-34, которые только начинали поступать в войска. Абсурдность концепции становится очевидной, если сравнить боевой радиус и нагрузку крылатых машин. Су-34 — вполне достойная альтернатива Су-24М, но дальний бомбардировщик сделать из него не получится, как не получится сделать таковой из Су-35С или Су-30СМ, использующих ту же самую основу, что и Су-34.

Более реальная альтернатива — это ПАК ДА, который сейчас видят и как бомбардировщик, и как разведчик, и даже частично как тяжелый истребитель (предполагается, что он будет нести ракеты класса «воздух-воздух»). Однако будущая «невидимка» рискует стать долгостроем, ведь, по сути, она представляет собой сложнейший боевой авиационный комплекс во всей истории СССР/России. А также еще и потенциально самый дорогой. Поэтому озвученный срок первого полета (ранее указывали середину 2020-х) можно назвать «оптимистичным». Выходом из ситуации видят модернизацию Ту-160 до уровня Ту-160М2, Ту-95МС до уровня Ту-95МСМ и Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.

Экономика и экономия

То, как в идеале нужно проводить модернизацию старых бомбардировщиков давно показали США. Их B-52H и B-1B получили, в частности, новейшие прицельные комплексы Sniper Advanced Targeting Pod, а также возможность применять «умные» и относительно недорогие бомбы, использующие комплекты JDAM. Сама модернизация стоила не дешево, однако самолеты смогли успешно переквалифицироваться из оружия судного дня в борцов с террором. Ну, или с любым противником США из числа стран третьего мира, не имеющих серьезной ПВО.

Судя по всему, Ту-22М3М похвастаться такими возможностями не может, хотя его основное назначение лежит в несколько иной плоскости. Применение самолета в качестве носителя обычных неуправляемых бомб можно считать анахронизмом. Достигнутый за счет этого эффект будет мал, а вот шансы потерять самолет значительно возрастают, если проводить аналогию с запусками ракет из зоны, находящейся вне зоны действия вражеской ПВО. В этой связи показательна потеря бомбардировщика Ту-22М3 в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии 10 августа 2008 года.

Поэтому, как мы уже отметили, главной задачей для Ту-22М3М видится борьба с авианосными ударными группами и поражение особо важных целей на земле за счет крылатых ракет. Для этого машину снабдили новым комплексом вооружения, включающим современные средства связи и навигации, современными средствами радиоэлектронной борьбы и высокоточными крылатыми ракетами класса Х-32 с дальностью пуска до 1000 км и скоростью 4-5,4 тысячи километров в час. Саму ракету можно рассматривать как основную, самую важную инновацию Ту-22М3М. Увы, новую «длинную руку» бомбардировщика сложно считать «новой» в привычном смысле этого слова. По сути, перед нами осовремененная версия ракеты Х-22, которую разработали еще в 60-е. Продемонстрированные во время испытаний образцы не имеют признаков снижения радиолокационной заметности, что, конечно, уменьшает шансы на поражение цели в условиях интенсивного противодействия ПВО. А ведь другие новые российские ракеты — Х-101 и Х-59МК2 — имеют довольно заметные признаки технологии стелс, хотя и сложно сказать, насколько это помогает на практике.

Еще один вариант вооружения для Ту-22М3М — применение аэробаллистической ракеты «Кинжал», которую также иногда называют «гиперзвуковой ракетой». Дальность применения этого изделия в составе ракетоносца-бомбардировщика оценивают в три тысячи километров, что, безусловно, является солидным показателем. С другой стороны, заявления о революционности самой разработки далеки от реальности. Концептуально «Кинжал» ближе к советской Х-15, чем, к перспективной гиперзвуковой Boeing X-51, имеющей прямоточный гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель, позволяющей поддерживать огромную скорость на всем участке полета (что, впрочем, не решает проблем с наведением ракеты на гиперзвуковой скорости).

Из условно положительных моментов — унификация бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М с аналогичными системами стратегического ракетоносца Ту-160М. С учетом тенденций, которые мы видим в ВВС РФ (недавно опять заговорили о закупке МиГ-35 в довесок к самым разным «Сушкам») любая унификация это хорошо, хотя уровня развитых стран Запад здесь тоже едва ли получится достичь: судя по всему такой задачи даже не ставили.

В целом, модификация Ту-22М3М хорошо отображает свойственный современной России экономный подход к новому оружию. Бомбардировщик является своего рода крылатым «побратимом» основного боевого танка Т-72Б3, который тоже стал компромиссным в плане соотношения цена/качество. Всего, кстати, до 2020 года планируется модернизировать на Казанском авиационном заводе до 30 Ту-22М3 до нового уровня. По аналогии с истребителем Су-27СМ можно предположить, что в дальнейшем оставшуюся часть машин также ожидает модернизация. А в обозримом будущем может появиться какой-нибудь Ту-22М3М2 или Ту-22М3М3, рассчитанный, в том числе, под «Кинжалы» или новые управляемые бомбы.

Источник: topwar.ru

ekabu.ru

Работа ракетоносцев Ту-22М3. — Мгновения жизни — LiveJournal

Работа ракетоносцев Ту-22М3.

В марте этого года, мне повезло наблюдать взлеты дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Они приземлялись в Толмачево по пути на Российско-Таджикистанские учения, и обратно.

Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения важных целей на территории противника.
02
Экипажи Ту-22М3 наносили удары 500-кг авиабомбами по условным базовым лагерям незаконных вооруженных формирований на полигонах в предгорьях Восточного Памира.


03
Ту-22М3 — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, с изменяемой стреловидностью крыла от 20° до 65°
Начало эксплуатации — 1983 год, принят на вооружение в марте 1989 г.
Произведено 268 Ту-22М3

04
В Толмачево самолеты прилетели с авиабазы «Шайковка», в Калужской области

05
Ту-22М3, (по кодификации НАТО “Backfire-С”)

06
По габаритам сопоставим с самой длиной версией Boeing-737-900, при этом, имея максимальный взлетный вес на 52 тонны больше!

07
Чуть крупнее. Сразу видно – серьезный аппарат.

08
Самолёт может нести три крылатые ракеты Х-22 с дальностью пуска до 500 км.

09
Максимальная скорость: 2300 км/ч
Дальность полета – до семи тысяч километров, боевой радиус: 2410 км.

10
Дальность полета, мощное вооружение, высокая скорость, делают Ту-22МЗ эффективным и относительно дешёвым средством борьбы с корабельными, в том числе и авианосными соединениями вероятных противников на морских и океанских просторах.

11
Особенно, если сравнить стоимость корабельных комплексов со стоимостью авиационных комплексов, которые за один вылет смогут уничтожить кораблей на миллиарды долларов, при собственной стоимости на порядок ниже.

12
Недаром этот класс отечественных самолётов, с лёгкой руки западных аналитиков, получил почётное звание «убийцы авианосцев».

13
Экипаж самолета 4 человека. Каждый член экипажа снабжен катапультным креслом КТ-1М с трехкаскадной парашютной системой ПС-Т, смонтированной в кресле.

14
Двигатели НК-25, Тяга одного двигателя на бесфорсажном режиме составляет 14300 кгс, на форсажном режиме — 25000 кгс. Это самые мощные двигатели, применяемые в отечественных самолетах.

15
В качестве альтернативы ракетам, самолет может нести свободнопадающие бомбы, или морские мины разного калибра (до 69 шт.), общей массой до 24 000 кг.г.

16
На самолёте имеется 9 групп баков с максимальной заправочной ёмкостью до 67 700 литров! (это больше стандартнрой железнодорожной цистерны!)

17
Когда он взлетает на форсажном режиме – под ногами дрожит земля! Грудная клетка вибрирует! Дух захватывает!

18
Нечасто можно встретить одновременно две легенды – Ту-22М3 и Ан-124 «Руслан», а в Толмачево – пожалуйста!

19
Приказ – на Запад! Взревели двигатели! Сердце мое горит!
Я – бомбардировщик! Я – бомбардировщик! Ту –22 М3!
Который там главный? Молись напоследок! Настал твой судный час!
Дано мне право! Мне имя – «Бэкфайер»! Труб иерихонских глас!
      Отрывок из стихотворения Виолетты Баша о Ту-22М3

20
Первые версии Ту-22, за свой длинный и острый нос получили прозвище «Шило»

21
За взлетом «Туполей» наблюдали пассажиры Толмачево. Не заметить их вылет было просто невозможно!

22
Работая на форсаже, пара НК-25 издает такой грохот, что все просто трясется. Вот это мощь!

23
Еще один самолет (RF-94142 / 42) выруливает на исполнительный.

24
Какой-же он все-таки красивый. На фото видно – насколько большие у него двигатели.

25
Тепловые потоки от работающего двигателя создают позади самолета приличное марево.

26
А тут в мареве еще один борт. На корме — дистанционно управляемая пушечная установка с 23-мм пушкой ГШ-23М, с повышенным темпом стрельбы (до 4000 выст./мин.). А стрелка сзади, как в Ту-95, нет.

27
Глядя на влетающую машину становится понятно, почему НАТОвцы тали ему такое имя – «Обратный огонь». Наблюдая ночные взлеты Ту-22М3, на военных аэродромах, я видел, как из сопел вырываются языки пламени длиной метров по семь!

28
У меня к Ту-22 давняя любовь. Я родился и юность провел в 10 – 15 км. от авиабазы «Белая», где и тогда и сейчас базируется дальняя авиация.

29
Не смотря на светлое время суток, вырывающееся пламя хорошо заметно.

30
Быстрый разгон!

31
И стремительный взлет!

Как минимум два из тройки самолетов участвовала в операции против ИГИЛ в Сирии, что можно заметить по номеру самолета на официальном видео. Вот RF-94144.

А тут засветился RF-94142 / 42   

Как и обещал – немного переговоров пилотов Ту-22М3 с авиадиспетчерами на посадке и взлете (большое спасибо ресурсу LiveATC):

И для тех, у кого Flash Player не воспроизводится:

В гостях побывали борта RF-94142 / 42    RF-94138 / 43    RF-94144 / 16

Желаю летчикам удачных полетов и чистого неба! И прилетайте еще!

За техническое обеспечение спасибо Павлу Фоменко и компании «СпецСвязьБезопасность»


    

ivan-stalich.livejournal.com

дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик. Фото Ту-22М3. Самолет Ту-22М3.


Ту-22М3 : дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик

Ту-22М3 (по кодификации НАТО: Backfire — «Обратная вспышка») — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой геометрии. Самолёт Ту-22М3 не следует путать с дальним бомбардировщиком Ту-22.

История создания Ту-22М3:

К середине 60-х годов прошлого века тенденции в области боевого применения дальней авиации указывали на низкую эффективность старых однорежимных сверхзвуковых тяжёлых бомбардировщиков. Очевидной стала необходимость создания многорежимных самолётов, способных выполнять боевые задачи в широком спектре скоростей и высот. Этого можно было достигнуть, прежде всего, использованием крыла изменяемой стреловидности.

Работа над новым бомбардировщиком Ту-22М началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Поначалу разрабоки велись без финансирования со стороны государства на инициативных началах и представлялись исключительно как глубокая модернизация самолёта Ту-22К. Однако к 1967 году существующая на тот момент конструкция самолета Ту-22М была полностью пересмотрена по ряду причин технического характера. Прототип нового бомбардировщика потерял внешнее сходство с самолётом-предшественником. Появляется вариант самолета Ту-22М, по типу тяжелого перехватчика дальнего радиуса Ту-128.

За всё время существования программы были созданы следущие модификации самолета: Ту-22М0, Ту-22М1, Ту-22М2, Ту-22М3.

В 1984 году сворачивается производство модификации Ту-22М2. Начиная с этого года только модификацию самолета Ту-22М3 продолжают производить серийно.

Существуют и другие проекты дальнейшего развития программы Ту-22М на основе применения новых модернизированных двигателей, новых систем оборудования и систем вооружения — это Ту-22М4 (1990 г.) и Ту-22М5.

На данный момент ВВС России располагает 70 бомбардировщиками Ту-22М3. В распоряжении авиации Военно-Морского Флота России имеются 83 самолёта.

Боевое применение Ту-22М3:

Ту-22М3 применялся во время Афганской войны, в конце, в 1988—1989 годах, применялся в начале первой войны в Чечне.

Во время войны с Грузией в августе 2008 года группа Ту-22М3 наносила прицельные удары по складам боеприпасов армии Грузии, бомбардировала скопления войск и аэродромы в Кодорском ущелье. Один бомбардировщик Ту-22М3 был сбит силами ПВО Грузии.

Фото Ту-22М3



Видео Ту-22М3


Взлет Ту-22М3


Нанесение массированного удара авиабомбами ОФАБ-250-270 дальними бомбардировщиками Ту-22М3. Опубликовано: 18 нояб. 2015 г.

Смотрите другие видео Ту-22М3.

Пресса про Ту-22М3 :

www.avia-mir.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *