Уникальные инновации: корабли проекта 22160

Модульная концепция морского вооружения впервые в России реализована на патрульном корвете проекта 22160 – корабле дальней морской зоны, масштабный заказ на создание серии которых выполняется сейчас судостроителями татарстанского АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького». Разработчики проекта, специалисты Северного проектно-конструкторского бюро, учли основные аспекты применения подобных кораблей, их востребованность и целевое предназначение. А это и несение погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, и патрулирование 200-мильной особой экономической зоны, и обеспечение безопасности кораблей и судов при морских переходах, и защита баз и водных районов, и антипиратская деятельность. В получившееся в итоге изделие оказались органично вписаны технологии и решения, учитывающие весь спектр будущего применения кораблей этого типа, отражающие их многопрофильную направленность.

Об уникальных новациях, реализованных при создании этого корабля, способного нести на борту не только набор различного вооружения, но комплекс специального оснащения, о его непревзойденных боевых и маневренных возможностях расскажет журналист Алексей Егоров, посвятивший проекту 22160 очередной выпуск программы «Военная приемка», выходящей на телеканале «Звезда».

«Ювелиры» речных переходов

Конечно, в сравнении с флотскими гигантами, такими, например, как тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» или тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», этот корабль по своим размерам выглядит куда скромнее. Но и миниатюрным его тоже не назовешь. Во всяком случае для речного перехода, которым предваряется боевая служба любого из построенных в Зеленодольске «плавсредств», габариты более чем внушительные. Просторы даже самых крупных российских рек для таких кораблей зачастую тесноваты. Судите сами: водоизмещение – около 1,8 тысячи тонн, длина – 94 метра, ширина – 14. Некоторые участки пути, по которому приходится идти корвету, особенно шлюзовые зоны (всего их 18), преодолеваются с ювелирной осторожностью. Расстояние от бортов до бетонных стен шлюзовой камеры измеряется в буквальном смысле сантиметрами. Кроме того, учитывая речное мелководье, корабль приходится ставить на понтоны, а это добавляет сложностей с управлением.

Этот корабль в свое время стал первым в линейке данного проекта. Свое имя он получил в память о Герое Советского Союза контр-адмирале Василии Быкове. В августе 1944 года командир дивизиона торпедных катеров Северного флота старший лейтенант Быков во время атаки вражеского конвоя в районе Северной Норвегии потопил 14 транспортов противника. Это был самый значительный и один из наиболее успешных боев североморских торпедоносцев. Сегодня корвет «Василий Быков» готовится заступить на службу в российский Военно-Морской Флот.

Перечислять внедренные здесь инновации можно долго. В их числе, например, технология «стелс», обеспечивающая незаметность в радиолокационном поле. Это достигается за счет особой архитектуры обводов корпуса. Вообще, надо сказать, что при создании корабля большая работа была выполнена специалистами Крыловского государственного научного центра. На специально построенной модели был проведен полный цикл испытаний по определению ходовых качеств и исследований на воздействие различных условий и сред. Учтены и потребности экипажа в составе 80 человек. К услугам моряков – обустроенные каюты, сауна, спортзал с баскетбольным кольцом, библиотека. Во время многодневных походов и плаваний, дальность которых может исчисляться несколькими тысячами миль, такой комфорт будет нелишним.

В приоритете  скорость

Теперь о главном – о боевом предназначении. Те, кто следил за перипетиями недавних историй с вылазками сомалийских пиратов, обратили вниманию на тактику действий этих «флибустьеров XXI века». Стремительный бросок на скоростных лодках, жесткий абордаж и мгновенный захват команды и груза. В борьбе с пиратами были задействованы военно-морские силы многих государств, в том числе российского ВМФ. Действовали наши моряки слаженно, четко, сорвав не одну атаку бандитов на мирные гражданские конвои. Однако опыт участия в противодействии морским разбойникам подсказал необходимость совершенствования боевых средств флота, придания им большей маневренности, многофункциональности. Можно сказать, что корветы проекта 22160 – реализация как раз этих потребностей.

К примеру, именно у этих кораблей есть то, чего нет ни у кого из «одноклассников», – десантно-штурмовая лодка, способная покидать корабль-носитель и возвращаться обратно прямо во время движения. Важно отметить, что лодка эта бронированная, а на борт она может брать до десяти морских пехотинцев плюс двух членов экипажа. По словам главного конструктора кораблей проекта 22160 Алексея Наумова, для спуска на воду ДШЛ достаточно 30 секунд. Специальное устройство приема-отдачи по максимуму использует гравитационный режим: после отдачи концов лодка под собственным весом соскальзывает по слиповой дорожке наружу. Скорость движения бронированного плавсредства по воде достигает при этом 80 километров в час, а незначительные габариты и слабый шум двигателя позволяют лодке приближаться к противнику (в том числе к объекту, захваченному пиратами) незаметно.

К слову, значительную скорость может развивать и сам корвет. Как отмечает Алексей Наумов, это достигается особой формой корпуса, позволяющей поддерживать полный ход в течение нескольких часов. Ну и конечно, оперативности действий добавляет наличие на борту корабля штатного воздушного судна – вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Для размещения винтокрылой машины в конструкции корвета предусмотрен специальный закрытый ангар.

Корабль повышенной «зубастости»

Модульность – та самая новация, которая делает этот корабль поистине универсальным. В зависимости от типа монтируемых контейнеров «Василий Быков» может из патрульного превратиться, например, в корабль артиллерийский или санитарный. «Мы можем погрузить сюда одновременно два контейнера, обеспечить погрузку как ракетного комплекса, так и водолазного, санитарного, – говорит генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького» Ренат Мистахов. – Все зависит от поставленной задачи».

Сегодня настало такое время, когда при разработке новых видов вооружения принцип модульности выступает одним из главным. Такой особенностью отличаются, к примеру, наши боевые машины проекта «Армата»: за счет той самой модульности их можно «формировать» под конкретные задачи, да еще и ремонтировать прямо в боевой обстановке.

Не случайно и то, что все более многофункциональными становятся и морские суда. Один из ярких примеров – спущенный недавно на воду ледокол проекта 21180 «Илья Муромец», созданный специально для ВМФ России. Как отмечает замглавкома Военно-Морским Флотом во вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, это судно предназначено для круглогодичной эксплуатации: в период, когда море будет свободно ото льда, ледокол будет обеспечивать проведение гидрографических, гидрометеорологических работ, бороться с разливами нефти, оказывать помощь в тушении пожаров.

При этом корабельные модули – понятие далеко не условное, а вполне осязаемое, практичное. Например, на корабле проекта 22160 в санитарном исполнении можно разместить помещения медицинского назначения, скажем операционную, принять значительное количество раненых. Что же касается вооружения, которым может оснащаться этот корабль, то оно представлено штатной 57-миллиметровой автоматической артиллерийской установкой А-220М, двумя 14,5-миллиметровыми морскими тумбовыми пулеметными установками, турельной зенитной установкой «Гибка», комплектами ПЗРК типа «Игла-С», гранатометами. Набор оружия для противодиверсионной группы составят подводные автоматы и пистолеты, для корабля в ракетном исполнении – наши знаменитые «Калибры».

«Это уникальный высокоманевренный и очень «зубастый» корабль», – отзывается о корветах проекта 22160 вице-премьер Дмитрий Рогозин. В свою очередь, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов отмечает, что созданные зеленодольскими судостроителями корабли – патрульные, ближней морской зоны, малые ракетные – уже стали предметом гордости вооруженных сил и Военно-Морского Флота страны. Стоит отметить, что сразу после новогодних праздников на АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» состоялась торжественная церемония закладки нового патрульного корабля проекта 22160, получившего наименование в честь советского морского офицера, командира дивизиона сторожевых катеров Новороссийской военно-морской базы Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Николая Ивановича Сипягина. Это шестой по счету и пятый в серии корабль, заложенный на стапелях предприятия. Как и предыдущие, корвет будет оснащен новейшими средствами поиска, радиотехническим и гидроакустическим вооружением, а также средствами радиоэлектронного противодействия, получит высокие маневренные качества и достойную мореходность. 

Дмитрий Сергеев, ТРК Звезда

 

Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях. 

rusonline.org

Серийные корветы проекта 22160 получат полностью отечественную силовую установку

«Коломенский завод» 15 июня отправит на Зеленодольский завод им. Горького дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000 для главной силовой установки первого серийного патрульного корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев». Второй агрегат ДРРА6000-01 поставят до конца 2017 года, сообщает FlotProm со ссылкой на пресс-службу предприятия.

Двигатель изготовлен в рамках программы импортозамещения для замены немецкого дизеля MTU20V.

Дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000 предназначен для работы на гребной винт фиксированного шага

рассказали на «Коломенском заводе»

В состав главной судовой энергетической установки проекта входит два агрегата — ДРРА6000 и ДРРА6000-01 (каждый мощностью по 6000 л.с.), которые располагаются по левому и правому бортам корабля соответственно

Дизель-реверс-редукторный агрегат ДРРА6000

На предприятии добавили, что каждый агрегат состоит из дизеля 16Д49 постройки «Коломенского завода», реверс-редукторной передачи производства ПАО «Звезда» и локальной системы управления от «Концерна «НПО «Аврора».

Гендиректор «Звезды» Павел Плавник заявил, что промышленность России справилась с задачей импортозамещения —

Речь идет как о проекте 22160, так и о 22100, мы сделали даже лучше, чем немецкая MTU и финская Vartsila соответственно

Патрульные корабли (корветы) проекта 22160 разработаны Северным проектно-конструкторским бюро. Корабли предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, они также могут выполнять поисково-спасательные функции, сопровождать караваны судов и бороться с пиратами.

Корабли водоизмещением 1300 тонн развивают скорость до 30 узлов. Дальность плавания – 6 тысяч миль, автономность – 60 суток. Они спроектированы с учетом обеспечения комфортных условий экипажу (до 80 человек). На борту может базироваться вертолет Ка-27ПС. В качестве штатного вооружения корветы оснащают пусковыми установками крылатых ракет «Калибр», новой 76,2-мм артиллерийской установкой, зенитно-ракетным комплексом и пулеметами.

topwar.ru

Корветы проекта 22160 восхитили американцев

В США назвали дизайн новейших российских патрульных кораблей ни больше ни меньше «гениальным».

Корветы проекта 22160 восхитили журналистов издания The Drive. Оно посвятило российским машинам целую статью.

В которой, в частности, указывается, что небольшие по размеру корабли тем не менее обладают огромной боевой мощью. Так, они могут наносить удары восемью ракетами по морским и наземным целям на большом расстоянии.

Боевые суда выполнены по модульному принципу, отмечается в материале. На них, помимо стандартной артиллерийской установки калибра 57 миллиметров, пулеметов и противодиверсионного гранатометного комплекса ДП-65, присутствует пустое пространство под вертолетной площадкой. Его можно использовать для размещения двух ракетных комплексов «Калибр» (Club-K).

При этом автономность плавания кораблей проекта составляет два месяца. За это время корвет может пройти до 6000 морских миль, подчёркивается в статье.

Изображение: Армейский вестник

Патрульные корабли проекта 22160 разработаны и строятся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького в Татарстане. Они предназначены для несения погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах.

К 2020 году на Черноморский флот РФ поступят четыре таких корабля: «Василий Быков», «Дмитрий Рогачёв», «Павел Державин» и «Сергей Котов».

defendingrussia.ru

Инновационный корвет проекта 22160 вывели из эллинга — Naked Science

Несмотря на серьезные финансовые трудности в стране и связанное с этим уменьшение финансирования Вооруженных сил (прежде всего флота), перевооружение ВМФ продолжается. Очередным свидетельством этого стала фотография, сделанная в июне 2017 года на Зеленодольском АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького». На ней можно видеть выведенный из эллинга корабль «Василий Быков»: это головной корвет проекта 22160. На переднем плане — корабль проекта 21631 «Вышний Волочек». По имеющимся данным, вскоре «Василия Быкова» отправят из Зеленодольска в Керчь, где его достроят и проведут все необходимые испытания.

 

Корабль проекта 22160 «Василий Быков» (на заднем плане) / ©Военный Осведомитель

 

Данный корвет строят для флота России по контракту с Минобороны, заключенному 11 апреля 2014 года, хотя фактическая закладка корвета состоялась несколькими месяцами ранее. Сам проект разработали специалисты ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро».

 

Сдать флоту корабль хотели в 2017 году, но, по мнению экспертов, сроки перенесут. По первоначальному плану, в следующем году ВМФ должен был получить еще три корабля, а завершающую партию — оставшиеся два корвета — планировали передать военным в 2019-м. Отметим также, что рассматривается вариант расширения серии до двенадцати кораблей. В свете финансовых сокращений это видится маловероятным.

 

Корвет проекта 22160 имеет длину 94 м и ширину 14 м. Стандартное водоизмещение составляет 1300–1800 тонн. Экипаж — до 80 человек. Основа ударного вооружения — крылатые ракеты «Калибр-НК». На корабле может быть установлена одна 76-мм артиллерийская установка АК-176МА или одна 57-мм АУ А-220М. Имеются зенитные ракетные комплексы и противолодочное вооружение. Корвет способен нести вертолет массой до 12 тонн. Автономность плавания — до 60 суток.

 

Ранее в ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» сообщили, что «Василий Быков» станет первым на российском флоте «модульным» кораблем. Часть вооружения будет установлена при постройке, остальную же можно будет монтировать в зависимости от спектра решаемых задач.

 

Недавно, напомним, мы сообщали, что Россия ввела в состав флота новейший корвет «Совершенный», принадлежащий к проекту 20380. Эту уже пятый корабль серии, а всего планируют построить 29 таких корветов. При этом не исключена дальнейшая доработка проекта в связи с выявленными экспертами недостатками. 

naked-science.ru

его дизайн – не просто «украшение» [ФОТО] / news2.ru

США восхитились новейшими российскими патрульными кораблями проекта 22160. В эфире радио Sputnik военный эксперт Виктор Литовкин рассказал о преимуществах судна, которые не ограничиваются великолепным дизайном.

Новейший российский корвет проекта 22160 обладает «достаточно гениальным» дизайном, который обеспечивает огромную боевую мощь при небольшом размере судна. Такое мнение приводится в статье в издании The Drive.

 

источник: cdn4.img.ria.ru

 

В материале подчеркивается, что корабль создан по принципу модульности — вооружение и оборудование проекта 22160 может меняться в зависимости от задачи, будь то борьба с пиратством или поддержка крупных ударных операций.

На корабле, помимо стандартной артиллерийской установки калибра 57 миллиметров, пулеметов и противодиверсионного гранатометного комплекса ДП-65, присутствует пустое пространство под вертолетной площадкой. Это помещение, отмечается в статье, может быть использовано для размещения двух ракетных комплексов «Калибр» (Club-K).

Это, по мнению автора статьи, позволяет небольшим патрульным кораблям наносить удары восемью ракетами по морским и наземным целям на большом расстоянии.

При этом автономность плавания кораблей проекта 22160 составляет два месяца, за это время может быть пройдено до шести тысяч морских миль, отмечает автор.

«Этот концепт достаточно инновационный, чтобы его изучали в западных военно-морских силах. Он может послужить источником вдохновения для их многофункциональных боевых судов», — говорится в статье.

Патрульные корабли проекта 22160 — патрульные корабли модульного типа дальней морской зоны, разработанные, строящиеся на Зеленодольском судостроительном заводе для ВМФ России. Главная задача кораблей этого проекта — охрана территориальных вод, борьба с пиратством, а также поддержка своих более крупных «собратьев» в бою.

В эфире радио Sputnik военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин рассказал о преимуществах патрульного корабля.

«Корвет хорош тем, что у него очень высокая скорость – на море он дает до 27 узлов. Кроме того, у него очень мощное вооружение: автоматическая пушка АК-630 – это 30-мм шестиствольная пушка, которая практически может разрезать корабль противника пополам. Есть еще крылатые ракеты на борту. При небольшом водоизмещении иметь такое грозное вооружение – это большое достижение для военно-морской техники. Почему-то на Западе считают, мол, все российское — как-то „кургузое“. А у нас уже давно выпускается эстетически привлекательное вооружение. Дизайн этого судна – это не просто украшение, это для того, чтобы у него и скорость была высокая, мореходность высокая, чтобы он мог выполнять свои боевые задачи наиболее эффективно», — сказал Виктор Литовкин.

Ранее сообщалось, что к 2020 году в состав Черноморского флота планируется принять четыре корабля проекта 22160 — «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев», «Павел Державин» и «Сергей Котов».

news2.ru

Корветы пр. 22160: малозаметные патрульные корабли с возможностями эсминца. Вслед за «Сообразительным»

Закладка третьего серийного патрульного корабля пр.

22160 «Павел Державин» состоялась на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького 18 февраля 2016 года. Вместе с ним уже на протяжении 2-х лет к завершающему этапу сборки подходят ещё 2 перспективных корвета проекта — «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачёв», заложенные в 2014 году. По официальным данным сайта разработчика severnoe.com (ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро»), корабли проекта будут выполнять патрулирование в исключительной экономической зоне государства протяжённостью 200 миль, предотвращать пиратскую деятельность и контрабанду, а также эскортировать торговые суда через нестабильные участки морей и океанов. Но технологический потенциал, заложенный в проект 22160, открывает перед экипажами этих корветов такие возможности, которые ранее были просто невообразимы для надводных боевых кораблей водоизмещением менее 2000 тонн. Замечательная традиция воплощения в малых боевых надводных кораблях ВМФ России некоторых возможностей эсминцев и крейсеров появилась на бумаге в виде эскизных проектов ещё в середине 90-х годов. Об этом стало известно после закладки в 1997 году перспективного сторожевого корабля пр. 12441 «Гром», в конструкции которого были замечены новые универсальные вертикальные пусковые установки модульного типа; как выяснилось позже, это были ПУ для разрабатываемых современных ЗУР 9М96 и 9М100, унифицированных с ЗРК «Триумф», «Редут» и «Витязь», которые сделали бы СК «Гром» первым в российском флоте фрегатом ПРО среднего и дальнего рубежей. Но проекту «Новик» не суждено было воплотиться в том «железе», которое задумывалось питерским ПКБ «Алмаз», в частности, из-за сложной политической обстановки конца 90-х, когда руководство флота не имело чёткого и единого подхода к назначению новых надводных кораблей. К началу ХХI века строительство головного корабля было приостановлено на неопределённое время, не достигнув даже половины готовности. Концепция фрегатов ПВО в России осталась на прежнем уровне самообороны на базе комплексов малой дальности «Кинжал» и «Кортик».

Фрегат пр. 12441 «Гром», являясь головным сторожевым кораблём типа «Новик», в связи с полной заморозкой проекта в начале 2000-х перестал достраиваться в качестве многоцелевого сторожевика дальней морской зоны. Простояв на стапеле ССЗ «Янтарь» более 10 лет, корпус «Новика» был загрунтован и спущен на воду, также были озвучены планы по достройке корабля уже под названием «Бородино» и по изменённому пр. 12441У в качестве учебно-боевой единицы для обучения состава ВМФ России на оборудовании нового поколения. Именно эти СК стали первыми разрабатываемыми российскими фрегатами, в составе вооружения которых предстояло применить передовой зенитно-ракетный комплекс эшелонированной ПВО/ПРО дальнего рубежа «Редут» В то же время в объединённых ВМС НАТО стран Западной Европы активными темпами шли работы по строительству фрегатов ПВО типа F100 «Альваро де Басан» (Испания), «Лафайет» (Франция), «Саксония» (Германия), а позднее «Ивер Хуитфельд» (Дания), «Де Зевен Провинсиен» (Нидерланды). ПВО/ПРО испанских фрегатов F100 базировалась на БИУС «Иджис» и универсальных ВПУ Mk 41, способных запускать ЗУР RIM-67D (SM-2ER Block III) на дальность до 180 км; французские «Лафайеты» получили сверхманевренную зенитную ракету-перехватчик «Aster-30» дальностью 100 км для корабельного ЗРК PAAMS. Наметилось существенное отставание наших сторожевиков в возможностях борьбы с дальними воздушными целями, и вследствие этого сводилась к нулю способность самостоятельно действовать на удалении от «зонтика» ПВО дружественной корабельной ударной группировки, в условиях численного господства СВН противника. Не могли фрегаты пр. 11540 «Неустрашимый» и БПК пр. 1155 «Удалой» прикрывать дружественные надводные корабли на дальности более 8—12 км (дальность действия «Кортиков» и «Кинжалов»). Требовались кардинальные и быстрые решения, но реализовываться они начали лишь спустя 7 лет.

Испанский фрегат F105 «Христофор Колумб» (тип «Álvaro de Bazán») имеет водоизмещение около 5300 тонн. Оснащённые БИУС «Иджис», МРЛС AN/SPY-1D и УВПУ Mk 41 с 48 ТПК, 5 фрегатов этого типа могут быть в одно мгновение программно адаптированы для применения ЗУР-перехватчиков RIM-161A/B, а также RIM-174 «SM-6», что в структуре НАТО уже около половины десятилетия является дополнительной угрозой для сообщения между Черноморским и Балтийским флотами России. Разработанный в начале 90-х испано-американский проект, как его более крупные американские систершипы класса «Арлей Бёрк», имеет специальную конструкционную бронезащиту экипажа с помощью кевларовых перекрытий, а также композиционные элементы в несущих главной надстройки для уменьшения РЛ-заметности. Несмотря на некоторое повторение конструкции американских «Иджис»-кораблей, для оснащения испанской СУО Mk 99 предоставили только 2 радара непрерывного излучения SPG-62, из-за чего класс «Альваро де Базан» имеет худшие стрельбовые характеристики. Дальность хода составляет 5000 миль, что едва превосходит наши корветы класса «Стерегущий»

В 2003 году командованию ВМФ России был представлен эскизный проект фрегата пр. 22350 «Адмирал Горшков». Перспективный сторожевой корабль был первым российским фрегатом ПВО с возможностью поражения дальних воздушных целей зенитными ракетами 9М96Е2, выпущенными с УВПУ комплекса «Редут»; при этом, перехват мог быть осуществлён по принципу кинетического перехвата «hit-to-kill», что делало корабли проекта полноценными противоракетными фрегатами. Но для включения проекта в солидный реестр расходов гособоронзаказа потребовалось ещё 3 года, и закладка головного корабля состоялась лишь в феврале 2006 года, а спуск на воду — 29 октября 2010 года. СК дальней морской зоны ожидал длительный этап ходовых и огневых полигонных испытаний в Балтийском и Белом морях, которые сегодня подошли к заключительной фазе, перед передачей в состав СФ. Но для отработки перспективного корабельного зенитно-ракетного комплекса 3К96 «Редут» в условиях морского ТВД и корабельного базирования ещё до испытаний на СК «Адмирал Горшков», производителю (концерн ПВО «Алмаз-Антей») пришлось разместить «урезанную» версию комплекса на базе корветов пр. 20380 «Сообразительный», «Бойкий», «Совершенный», «Стойкий» и т.д. На корветах отсутствует 4-хсторонняя МРЛС «Полимент» на 16 целевых каналов, а роль радара обнаружения и целеуказания выполняет дециметровый РЛО с ФАР «Фуркэ-2», способный обнаружить цель с ЭПР 0,1 м2 на удалении 65 км. А ВПУ представлена 12 ячейками ТПК вместо 28 (на фрегатах пр. 22350). Но даже при такой радиолокационной архитектуре «Редут» показывает неплохую огневую производительность, что достигается благодаря инфракрасному и активному радиолокационному методам наведения ЗУР 9М100 и 9М96, а также управлению современной БИУС «Сигма», обеспечивающей скорострельность 1 ЗУР/с. Все корветы пр. 20380, начиная с «Сообразительного», являются уникальными боевыми кораблями, обладающими: малым водоизмещением, низкой радиолокационной заметностью, КЗРК ПРО «Редут» с двумя типами противоракет, обеспечивающих как закрытое воздушное пространство над значительным участком ТВД (ЗУР 9М96), так и самооборону (ЗУР 9М100). Но, сравнивая корветы пр. 20380 с проектом 22160, отмечу, что оригинальные и передовые конструктивные особенности, более дальнобойный комплекс противокорабельного и стратегического вооружения, а также большие показатели автономности и дальности плавания у последнего определяют его преимущества перед 20380-м проектом в XXI веке, даже если принять во внимание «Редут». Корветы пр. 22160, имея на 30% меньшее водоизмещение (до 1700 тонн), обладают в 1,5—2 раза большей дальностью плавания (до 6000 миль), чем класс «Стерегущий», что позволяет причислять их к патрульным кораблям дальней морской зоны, автономность при этом приближается 2 месяцам, у пр. 20380 — всего 2 недели. Конструкция надстроек, антенных постов и боевых модулей различных комплексов у пр. 22160 куда более близка к «стелс»-концепции, чем у пр. 20380. К примеру, у «Стерегущего» и других кораблей проекта обратные завалы бортов можете наблюдать лишь на переходе от корпуса к несущим композитной надстройки, т.е. всего на половине длины корабля, завалы эти хоть и снижают эффективность АРГСН ПКР противника до 10%, вряд ли могут довести ЭПР корабля до уровня рыбацкой лодки, как это сделано в американском «Zumwalt»; сказывается и стандартное круглое неподвижное основание 100-мм артиллерийской установки А-190-01, дающее дополнительные квадратные метры к общей ЭПР, и вполне стандартная конструкция носовой части верхней палубы. Противокорабельное вооружение корветов пр. 20380 представлено 2х4 ПУ КТ-184 ПКРК «Уран» с 8 дозвуковыми ПКР большой дальности Х-35УЭ (260 км), которые не дают существенных преимуществ перед натовскими фрегатами, оснащёнными новыми версиями «Гарпуна», а также не позволяют поражать удалённые наземные объекты противника. У проекта 22160 мы наблюдаем совершенно иную картину. Патрульные корабли дальней морской зоны (открытого моря) имеют в разы более совершенную конструкцию корпуса и архитектуру надстройки. Высокие обратные завалы бортов плавно переходят в наклонные угловатые образующие компактной надстройки, ходовая рубка которой идеально повторяет контуры надстройки (ходовая рубка корветов типа «Стерегущий» имеет классический обратный уклон иллюминаторной стороны). Надстройка примерно в 2 раза меньше надстройки кораблей пр. 20380, а верхняя палуба в носовой части корабля надёжно защищена множеством слоёв радиопоглощающих покрытий и композиционных материалов. Помимо этого, 57-мм артиллерийская установка А-220М оснащается угловатой башней с минимальной радиолокационной сигнатурой. Всё это позволяет экипажам корветов пр. 22160 максимально скрыть себя от глаз операторов радиолокационных комплексов дальних патрульных самолётов P-8A «Poseidon». Особый интерес представляет бортовое радиоэлектронное оборудование корветов пр. 22160, а также управляемый им комплекс современного ракетного вооружения. Ударное вооружение патрульных кораблей типа «Василий Быков» (головной корабль проекта) представлено многоцелевым ракетным комплексом «Калибр-НК», для которого отведено 2х4 специализированные подъёмные ПУ УКСК в кормовой части корвета, предназначенные для запуска номенклатуры крылатых ракет типа 3М14 и 3М54. Восемь противокорабельных 3М54Э делают из небольшого корвета пр. 22160 опаснейшего морского охотника на малочисленные КУГ ВМС стран НАТО, а небольшое соединение этих корветов может расправиться даже с крупной АУГ. Все мы знаем о возможностях 3М54Э «прорывать» ближнюю корабельную ПРО на скорости 3300 км/ч. В случае же комплектации стратегической крылатой ракетой 3М14Э (дальностью до 2000 км), корветы типа «Василий Быков» смогут выполнять стратегически важные задачи по нанесению дальних ракетных ударов по важнейшим объектам противника на расстоянии 7000 миль от мест базирования. До сегодняшено дня не один боевой корабль класса корвет не способен был автономно действовать на уровне авианосной ударной группировки. Четырёхметровая осадка позволяет действовать на мелководье, в небольших заливах и даже в различных реках, на что большинство фрегатов не способны. Перспективные корветы способны постоять за себя и при ударе ПКР противника, либо при приближении тактической авиации или БПЛА. Задачи ПВО/ПРО возложены на 12-канальный корабельный ЗРК средней дальности «Штиль-1». Зенитные ракеты 9М317Э в количестве 24 ед. размещаются в ТПК МС-487 двух модулей-ВПУ 3С90Э.1. В отличие от своего предшественника «Урагана», КЗРК «Штиль-1» с модульной ВПУ смог полноценно реализовать свою 12-канальность благодаря увеличенному до 1 ЗУР / 1,5 с темпу стрельбы. Темп почти соответствует показателям «Редута» и «Иджиса». Сама ЗУР 9М317Э имеет множество достоинств перед ракетой комплекса М-22 «Ураган» — 9М38М1: максимальная скорость полёта последней достигает 1550 м/с (5550 км/ч) за счёт более мощного двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя, присутствует возможность перехвата вдогон 3-маховых целей (после модернизации МРЛС и программного обеспечения «Штиля» этот параметр может возрасти), предельная высота перехвата ракетой 9М317Э выросла до 25000 метров, предельный G-лимит возрос почти до 30 ед., что позволило перехватывать маневрирующие цели с перегрузками до 11-12 ед.; новая ЗУР стала гораздо компактней, поскольку получила новые складные аэродинамические рули для возможности размещения в ВПУ 3С90Э.1. В рекламных источниках, а также на военных научно-популярных ресурсах указано, что предельная дальность поражаемой цели для корабельного ЗРК «Штиль-1» составляет 32 км, но указано и то, что предельная дальность применения ЗУР 9М317Э составляет 50 км, исходя из чего становится ясно, что 32 километрами «Штиль-1» ограничивается лишь по причине недостаточных энергетических возможностей РЛС подсвета целей (ЗУР 9М317Э имеет ПАРГСН, а поэтому полностью зависит от мощности РЛС подсвета типа ОП-3). Стандартная радиолокационная архитектура «Штиля» с РЛ-прожекторами подсвета имеет огромную схожесть с американским семейством «Иджис/Стандарт», из-за чего комплексу присущи знакомые проблемы с целевой канальностью, которая зависит от оснащённости РПН ОП-3.

Экспортный вариант корветов пр. 22160 предусматривает упрощённую (стандартную) версию комплектации зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1». Как видите, над малозаметной ходовой рубкой макета расположен стандартный радиолокатор подсвета и наведения (РПН) ОП-3, позволяющий комплексу вести одновременный перехват не более, чем двух воздушных целей. На модификации для ВМФ России (фото ниже) РПН отсутствует, а вместо него размещён стандартный для кораблей нового поколения антенный пост в главной надстройке в виде 4-х антенных решёток ФАР. В то же время, представители Морского НИИ Радиоэлектроники «Альтаир» (разработчики) не торопятся с информацией относительно работ по модернизации КЗРК «Штиль-1»

Стоит отметить важную деталь, которая не оговаривалась в интернет-ресурсах и на многочисленных форумах. Зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1» в системе вооружения корветов пр. 22160 управляют не стандартные РПН типа ОП-3, а специализированная 4-хсторонняя МРЛС с плоскими АФАР/ПФАР, размещёнными на 4-х гранях 8-гранной надстройки корабля в Х-образной «развёртке», как это сделано у японских ЭМ класса «Акидзуки». Подобный метод модернизации «Штиля-1» напоминает концепцию совершенствования «Иджиса» в сторону дополнительного оснащения новыми Х-диапазонными МРЛС типа AMDR, расположенными над существующей секцией РЛК AN/SPY-1. И это ещё не все сюрпризы перспективного малозаметного стелс-корвета. Модульная конструкция вооружения и БРЭО, а также открытая архитектура современной БИУС проекта 22160 позволяет устанавливать не один, а несколько типов последних радиолокаторов обнаружения и целеуказания, некоторые из которых имеют очень интересные технические параметры. Первая придаваемая РЛС — активный радиолокатор с ФАР «Позитив-МЭ1» с инструментальной дальностью обнаружения крупной цели 250 км и дальностью обнаружения цели с типа «истребитель» 110 км. Вторая — радиолокационный обнаружитель «Фрегат-МАЭ-4К». Эта РЛС в своём роде уникальна: функционирует в H-диапазоне сантиметровых волн (что находится между X и G-диапазонами, используемыми для подсвета целей), а поэтому может существовать аппаратная способность т.н. «огневого» режима работы станции, естественно, в неподвижном состоянии. Данный диапазон даёт более высокую точность обнаружения цели при обзоре воздушного пространства, что в лучшую сторону сказывается на времени реакции БИУС и КЗРК при отражении атаки вражеского высокоточного ракетного оружия. Для примера могу привести интересные «цифры» из таблицы данных по РЛС с ресурса paralay.com. Радиолокационный обнаружитель Е-диапазона дециметровых волн «Фрегат-МАЭ-5» имеет показатели азимутальной и угломестной ошибок координат обнаруженной цели 24« и 30« соответственно, H-диапазонный «Фрегат-МАЭ-4К» показывает в 5,5 раз более точный результат (4« и 6« соответственно).

Антенный пост радиолокационного обнаружителя «Фрегат-МАЭ-4К» Имеется и ближний рубеж ПВО корветов пр. 22160. Им является комплекс управляемого вооружения (КУВ) турельного типа 3М-47 «Гибка». На корветах проекта предусмотрена одна вращающаяся турель «Гибки». Справедливости ради отмечу, что 3М-47, являясь одноканальным ракетным комплексом, не способен отразить удар более, чем 2-х ПКР «Гарпун» в «мёртвой зоне» комплекса «Штиль-1», а поэтому его эффективность в современных условиях очень мала. Используемые в качестве наклонных ПУ 2 пусковых модуля 9С846 «Стрелец» могут снабжаться 8 ТПК ПЗРК «Игла-С» (по 4 ЗУР на каждый модуль) или 4 ТПК ПТУР 9М120-1. В комплектации с «Иглой-С» комплекс «Гибка» может перехватывать теплоконтрастные воздушные цели, включая различные ПКР, БПЛА и авиацию, в комплектации же с ПТУР 9М120-1 «Атака» появляется возможность борьбы с малыми надводными катерами противника, различными береговыми объектами, а также с боевыми вертолётами. «Атака» имеет полуавтоматический принцип наведения по лазерному лучу с радиокомандной коррекцией, но для перехвата малоразмерных объектов (УАБ, свободнопадающие бомбы и БПЛА) малоэффективен, так как успешно поразить «холодную» малоразмерную цель кумулятивной БЧ направленного действия не получится, для этого необходимо исключительно полуактивное/активное радиолокационное наведение через ракету. Время реакции «Гибки» без своевременного целеуказания от основного корабельного ЗРК «Штиль» или общекорабельных РЛС составляет более 8 с, что не позволит вовремя сбить быстро приближающуюся ПКР; про защиту от противорадиолокационных ракет вообще промолчу. Единственные достойные средства ПВО ближнего рубежа для корветов пр. 22160 — ЗРАК «Пальма»/«Панцирь-М», что может быть проработано в следующих кораблях класса «Василий Быков» после первых же полигонных стрельб головного корабля. Как и положено лучшему в мировой кораблестроительной практике патрульному кораблю дальней морской зоны, пр. 22160 будет оснащён наиболее современными и чувствительными гидроакустическими системами, разработанными в АО «Концерн «Океанприбор». На вооружении корветов будет находится сразу 3 гидроакустических комплекса различного назначения: низкочастотная активно-пассивная ГАС «Виньетка-ЭМ» для обнаружения шумоизлучающих источников (ПЛ, надводный корабль) в первой и второй дальних зонах акустической освещённости (35—140 км), ГАК МГК-335ЭМ-03 для обнаружения подводных целей в ближней зоне акустической освещённости (3-5 км, также 5-12 км) с установлением гидроакустической и телекодовой связи с целью опознавания или предупреждения экипажа обнаруженного объекта, ГАС «Паллада» для обнаружения подводных пловцов-диверсантов в непосредственной близости от корабля (до 0,5 км).

На фотографии главные элементы активно-пассивной ГАС «Виньетка-ЭМ» — излучатель низких частот (слева), буксируемый носитель-заглубитель (в центре) и эквидистантная буксируемая антенная акустическая решётка длиной от 92 до 368 метров с диаметром от 32 до 55 мм. Эквидистантная АР также известна как гибкая протяжённая буксируемая антенна (ГПБА). Все устройства на фотографии представляют подводный прибор 1ПА, вместе с 250-метровым кабелем-буксиром длина устройства может превышать 343 м. Пьезоэлектрические приёмники давления в ГПБА реагируют на минимальную смену давления при потоке акустической волны, отражённой от подводных объектов, а образующиеся электрические импульсы поступают в цифровое токосъёмное устройство в надводной части комплекса «Виньетка», где сигнал конвертируется в ситуационную тактическую картину подводной обстановки на МФИ операторов ГАС. Датчики ГПБА и низкочастотный излучатель функционируют в диапазоне 0,015 — 0,5 кГц с предельной глубиной работы 250 метров. «Виньетка-ЭМ» имеет пропускную способность по сопровождению источников звука — 64 канала В составе оборонительных систем присутствует новейший корабельный комплекс РЭП ТК-25Э, разработанный АО «Концерн Радиоэлектронные технологии». Работающий в диапазоне частот от 0,064 до 2 ГГц, комплекс способен к одновременному анализу 256 радиоизлучающих целей, среди которых может быть не менее 1000 распознаваемых разновидностей радиостанций, радиолокационных комплексов воздушного, наземного и морского базирования, а также АРГСН ПКР и других средств воздушного нападения. Есть и недостатки. К примеру, не могут пеленговаться радиоизлучающие цели, которые находятся выше 40 градусов относительно корабля в угломестном секторе, т.е. цель оказывается вне пределов угла обзора принимающей апертуры комплекса. Это недостаток также может вести к проблеме обнаружения воздушных опасностей в приближённом к кораблю воздушном пространстве в момент, когда средства ПВО заняты другими ракетоопасными направлениями. В носовой части палубы патрульных кораблей проекта 22160 устанавливается мощное и проверенное 57-мм артиллерийское орудие А-220М, установленное на лафете, и прикрытое радиопоглощающей «стелс-маской». Высокая скорострельность (до 5 выстр./с) позволяет вести активный огонь по весьма шустрым морским, воздушным и наземным целям в радиусе примерно 5 км, максимальная же дальность по баллистической траектории переваливает за 12,5 км, что сделает эти патрульные корабли очень неприятными «гостями» для прибрежных сухопутных подразделений противника, вооружённого ПТРК малой дальности и стрелковым вооружением (касается террористических и др. военизированных группировок). В некоторых случаях установка А-220М может быть применена и в качестве вспомогательной зенитной артиллерийской установки с углом возвышения +85 градусов. Эффективность огня обеспечивается системой синхронизации с общекорабельными комплексами оптико-электронного и радиолокационного целеуказания, а также возможность ведения стрельбы с помощью придаваемого телевизионно-оптического комплекса. Исходя из наличия улучшенной с помощью нового многофункционального антенного поста версии КЗРК «Штиль-1», установки ударного РК со стратегическими возможностями «Калибр-НК», размещения уникальных гидроакустических комплексов, а также увязки этих систем в БИУС, ПК пр. 22160 можно отнести к классу «усиленных» корветов. Уникальные патрульники со сверхмалым водоизмещением 1300—1700 тонн, обладая в разы меньшей стоимостью и требующие меньше ресурсов для обслуживания, могут строиться ускоренными темпами для скорейшего насыщения всех флотов нашего ВМФ. Дальностные возможности проекта 22160 открывают возможность действовать в составе любой дружественной корабельной ударной группировки, а модульная конструкция исполнения и стелс-возможности — сохранить целесообразность проекта на протяжении ещё нескольких десятилетий.

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

www.postsovet.ru

Как проходят испытания ЗРК «Тор-М2» и корвета ВМФ проекта 22160: уникальные кадры

«Военная приемка» расскажет о новейшем патрульном корвете военно-морского флота проекта 22160 «Василий Быков» и зентно-ракетном комплексе «Тор-2». В ближайшее воскресенье на телеканале «Звезда» выйдут сразу три выпуска программы.

«Василий Быков»  — это первый в истории российского ВМФ корабль, созданный специально для борьбы с пиратами. Съемочная группа покажет, как строился новый корвет, отправится в первый поход «Василия Быкова» и проведет детальную экскурсию по кораблю. Зрителей ожидают прогулка по мостику, радиорубке и каютам. Ведущий Алексей Егоров также расскажет об ангаре для спецназовского вертолета, отсеке для необычного оружия боевых водолазов. Кроме того, съемочная группа попадет в погружаемый в воду док, где находится десантно-штурмовая лодка проекта 02800 — маленький бронированный катер, не имеющий аналогов в мире. Конструкторы утверждают, что он может выходить в бой прямо во время движения.

Зрители «Военной приемки» увидят кадры первого плавания нового корабля от завода в Татарстане к месту службы на Черном море по каналам с узкими шлюзами и рекам с низкими мостами и перекатами.

А третий выпуск программы будет посвящен зенитно-ракетному комплексу «Тор-М2». Зрителям покажут, как ЗРК умеет подниматься на крутые склоны, одолевает болото и грязь и сохраняет свою герметичность в водоеме. Алексей Егоров отправится на предприятие, где выпускают «Тор-М2» и примет участие в испытаниях морского варианта зенитно-ракетного комплекса.

Смотрите программу «Военная приемка» в это воскресенье 15 июля в 09:15 на телеканале «Звезда».
 

tvzvezda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *