Крейсер «Аврора» изнутри. Поход вниз до трюма: periskop.su — LiveJournal

Пришла пора завершить рассказ об «Авроре», на которой удалось побывать во время стоянки в доке Велещинского в Кронштадте 6 октября 2014-го.
Тогда я написал несколько постов о ней — по горячим следам и с яркими впечатлениями, но по ряду независящих от меня причин не удалось выложить внутренние помещения. А меж тем, мы там совершили очень интересный эксперимент, на который я изначально даже и не надеялся — спустились до самого нижнего уровня, где проходил когда-то гребной вал (с разрешения командира корабля), и увидели своими глазами технологическую границу «Старой Авроры» и «Новой» (1984, з-д им. Жданова). Кроме того, ещё и побеседовали со старыми судостроителями, которые были в теме предыдущего капитального ремонта с заменой обшивки и нижней части корпуса.

К моему удивлению, оказалось, что «старая Аврора» была опущена в корпус «новой» значительно ниже видимой границы двух аврор по внешнему борту, наглядно см. илл. №53 поста. Спускались вниз мы, понятно, по немузейной части крейсера — так как музеефицированная была опечатана и закрыта. К слову, группу журналистов «обычных» СМИ, которые попали тогда на крейсер на пару дней позже нас, в рамках официального пресс-подхода, в такие нижние дебри не пускали — они тусовались только в верхних помещениях и снимали тоже там.

Давайте сейчас совершим поход по внутренностям крейсера и посмотрим, как оно там.
Сразу предупреждаю, пост необычно большой (более полусотни фото и несколько схем в разрезе) — ввиду уникальности материала я не сумел сократить его до стандартного размера своего поста. Надеюсь, что и в увеличенной версии вам будет интересно.


2. Сперва заходим внутрь, на уровне батарейной палубы.

3. По коридорам идём к корме.

4. Музейная табличка.

5. Приближаемся к офицерской кают-компании.

6. Заходим туда.

7. Старенькие диваны, «шахматный» стол.

8. Картина. «Аврора» тут стоит у Николаевского моста и освещает прожектором акваторию Невы в сторону Зимнего.

9. Красивые плафоны.

10. Ещё картина, там же. «Потёмкин» на рейде Одессы.

11. Приближаемся к командирскому салону. Он в самой корме. По бокам — каюты старшего командного состава и флагмана.

12. Таблички над дверьми кают.

13. Взгляд назад, по коридору.

Тут-то нас и застал утренний развод экипажа. Чтобы не мешать, мы на двадцать минут зашли в каюту флагмана, где базировались судостроители головного завода-генподрядчика.

14. Каюта флагмана — двухкомнатная. Слева — дверь в комнату отдыха, справа — рабочее место. Пока ждали, расспрашивали нашего сопровождающего — старого судоремонтника лет под 60 — о авроровских особенностях и о ремонте 1984 года.

15. А это — комната отдыха в каюте флагмана. На время ремонта тут и живёт старший специалист от завода, курирующий работы.

periskop.livejournal.com

История легендарного крейсера «Аврора» — фотографии и разное … — LiveJournal

Аврора стрельнула! Аврора жахнула!
Упал орел под сапоги…
За дело Ленина! За волю Троцкого!
Мы победим на всей Земле…

народная революционная песня

Для понимания, что же снится крейсеру Аврора»
предлагаю вспомнить ее его долгий и славный боевой и жизненный путь…

История «Авроры»
Бронепалубный крейсер «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет — «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Основное предназначение — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог. Не имел брони и достаточной огневой мощи. Зато обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер «Адмирал Нахимов» называл «Идиотом», броненосец «Сисой Великий» — «Инвалидным убежищем», яхту «Светлана» звал «Горничной», а «Аврора» удостоилась «почетного» титула «Проститутка подзаборная»))))

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев( «Аврора» отправилась к Цусиме.

в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа — до ста человек убитыми и ранеными.


Погиб командир — его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1909-1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырём» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, — в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля — число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали — размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин — минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на «Авроре» установили новинку — зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить…

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце «Паллада» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер «Аврора» сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли «Авроры» в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году «Аврора» стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

В конце 1922 года «Аврору» — единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, — решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет — с 1923 по 1933 год — крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее «стотридцаток» обороняли подступы к городу.

Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер «Киров»), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти — подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, — четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1946 году, в ходе ремонта, «Аврора» сыграла конороль крейсера «Варяг» в одноимённом кинофильме. Тогда «Авроре», как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж — с орудий сняли щиты (на «Варяге» их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день — к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм «Залп «Авроры», где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. «Аврору» отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль. Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко верующий хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А зановорожденный крейсер Франкинштейн «Аврора» был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие )))

1 декабря 2010 года «Аврора» лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа «Аврора» окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революциоными.
России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне «Аврора» опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте пройдет первый этап ремонта, после чего крейсер переместят на другую точку. Предполагается, что уже к концу года легендарный корабль вернут на постоянное место стоянки.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.


bobrikstas.livejournal.com

Крейсер Аврора. Фото.

11 (24) мая 1900 года в торжественной обстановке при личном присутствии российского императора Николая II был удачно осуществлен спуск на воду нового крейсера «Аврора».

Крейсер «Аврора» поступил на военную службу в составе Российского императорского флота в июне 1903 года. Крейсер «Аврора» – это символ Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в России. С крейсера «Аврора» во время третьей русской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года был осуществлен выстрел  –  сигнал к началу штурма Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Своим холостым историческим залпом крейсер «Аврора» стал участником и свидетелем конца имперской России. Крейсер «Аврора» бросил якорь на «вечную стоянку» в Ленинграде напротив Нахимовского морского училища в 1948 году у причальной стены Большой Невки.

Фото крейсера «Аврора»

Современный крейсер «Аврора» после реставрации и докового ремонта (21 сентября 2014 года- 16 июля 2016 года) на Кронштадтском морском заводе значительно отличается от оригинала. Современный крейсер «Аврора» превратился в крупнейший военный музей Российской Федерации в центре Санкт-Петербурга и стал одной из главных восстановленных исторических достопримечательностей города на Неве. Легендарный корабль «Крейсер Аврора» значительно обновил свою экспозицию и трансформировался в современный интерактивный музей. Число экспонатов в музее крейсера «Аврора» увеличилось вдвое, воссозданы постоянно действующие выставки, обустроен «Кабинет офицеров» с атмосферой начала XX века, в помещениях появился объемный звук. В носовых отсеках быт личного состава теперь покажут с помощью трехмерных голограмм. Экспозиция военного музея «Крейсер Аврора» объединена в 9 помещений и шесть тематических блоков. Особое место в истории крейсера «Аврора» отводится событиям третьей русской революции 1917 года. Рассказ об участии в Октябрьской революции – это лишь часть экспозиции крейсера «Аврора». В музее подготовлен новый тематический блок «Военно-морская медицина и морские врачи». Впервые в истории российского флота именно корабельный врач «Авроры» В.С. Кравченко применил рентгеновский аппарат на борту судна.  Современный крейсер «Аврора» оборудован специальной пушкой для салютных залпов по особым случаям.

Крейсер «Аврора» — это самый возрастной на сегодняшний день корабль Военно-Морского Флота России. В 2015 году ему исполнилось 115 лет. Дно Невы в месте стоянки крейсера «Аврора» углубят на три метра в сезон навигации 2016 года.

Крейсер «Аврора» — это символ революции и корабль № 1 ВМФ, который займет почетное место исторического комплекса на Петроградской набережной 16 июля 2016 года. С этого времени на корабле возобновит работу обновленный филиал Санкт-Петербургского Центрального Военно-Морского Музея. Он примет первых туристов 3 августа 2016 года и поведает обо всех вехах истории российского флота XX века: выход в море Второй Тихоокеанской эскадры в период русско-японской войны, Цусимская битва (морское сражение), Первая Мировая война, Революция и летопись Славы в годы Великой Отечественной войны. Как учебный корабль Балтийского флота крейсер «Аврора» с 1906 по 1912 годы принимал на борт гардемаринов и осуществлял дальние походы. В Советское время (1923-1930) крейсер «Аврора» совершил три заграничных учебных похода с курсантами военно-морских училищ вокруг Скандинавского полуострова. В ночь с 15 на 16 июля 2016 года легендарный крейсер «Аврора» торжественно при полной иллюминации в сопровождении 4 буксиров вошел в акваторию Невы и пришвартовался к месту своей постоянной дислокации. Последнее плавание Крейсера «Авроры» пришли поддержать тысячи гостей и жителей Санкт-Петербурга.

vseprootpusk.ru

Tsushima — Фотографии бронепалубного крейсера «Аврора»


Бронепалубный крейсер I-го ранга «Аврора» в 1903 году [2000X1986]

Крейсер «Аврора» в русско-японскую войну


Бронепалубный крейсер I-го ранга «Аврора» в составе Второй Эскадры Тихого океана [2000X1248]


Бронепалубный крейсер I-го ранга «Аврора» в Маниле, июнь 1905 года [2000X1214]


Боевые повреждения бронепалубного крейсера I-го ранга «Аврора» [2000X1127]


Кормовой флаг бронепалубного крейсера I-го ранга «Аврора» после Цусимы [1600X1123]

Между войнами


Бронепалубный крейсер I-го ранга «Аврора», 1909-1914 гг. [2000X1259]

В строю «красного» флота


Бронепалубный крейсер I-го ранга «Аврора» на восстановительном ремонте, 1923 год [2000X1269]


Бронепалубный крейсер I-го ранга «Аврора» на ремонте, 1933-1935 гг. [1600X2505]


Бронепалубный крейсер I-го ранга «Аврора» [2000X1210]


Бронепалубный крейсер I-го ранга «Аврора» в 1924 году [2000X2836]


Бронепалубный крейсер «Аврора» в Архангельске [2000X1241]

В наши дни…


Корабль-музей «Крейсер «Аврора» на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. 29 мая 2011 года [3000X2250]

Фотография выполнена Георгием Шишовым


Корабль-музей «Крейсер «Аврора» — Андреевские флаги уже сняты, корабль выведен из состава Балтийского флота. 29 мая 2011 года [3000X2250]
Фотография выполнена Георгием Шишовым


Корабль-музей «Крейсер «Аврора». Вид с кормы. 29 мая 2011 года [3000X2250]
Фотография выполнена Георгием Шишовым


Корабль-музей «Крейсер «Аврора». Вид в нос. 29 мая 2011 года [3000X2250]
Фотография выполнена Георгием Шишовым


Корабль-музей «Крейсер «Аврора». 152-мм орудие правого борта. 29 мая 2011 года [3000X2250]
Фотография выполнена Георгием Шишовым


Корабль-музей «Крейсер «Аврора». Паровой катер правого борта. 29 мая 2011 года [3000X2250]
Фотография выполнена Георгием Шишовым


Корабль-музей «Крейсер «Аврора». Батарея орудий главного калибра. 29 мая 2011 года [3000X2250]
Фотография выполнена Георгием Шишовым


Корабль-музей «Крейсер «Аврора». 29 мая 2011 года [3000X2250]
Фотография выполнена Георгием Шишовым


Корабль-музей «Крейсер «Аврора». Характерные якоря, являющиеся отличительной чертой крейсера. 29 мая 2011 года [3000X1474]
Фотография выполнена Георгием Шишовым

После восстановительного ремонта


Корабль-музей «Крейсер «Аврора» с высоты птичьего полета [2560X1707] new!
Фотография выполнена Дмитрием Песочинским


Корабль-музей «Крейсер «Аврора» с высоты птичьего полета [2560X1707] new!
Фотография выполнена Дмитрием Песочинским


Корабль-музей «Крейсер «Аврора» с высоты птичьего полета [2560X1707] new!
Фотография выполнена Дмитрием Песочинским


Корабль-музей «Крейсер «Аврора» с высоты птичьего полета [2560X1707] new!
Фотография выполнена Дмитрием Песочинским


Корабль-музей «Крейсер «Аврора» с высоты птичьего полета [2560X1707]

new!
Фотография выполнена Дмитрием Песочинским


Корабль-музей «Крейсер «Аврора» с высоты птичьего полета [2560X1707] new!
Фотография выполнена Дмитрием Песочинским


Дополнительно:


«Крейсер «Аврора» — переход на ремонт в Кронштадт (2014-2016 гг) [39 фотографий]

tsushima.su

Крейсер «Аврора» и ледокол «Красин» в доке Кронштадтского морского завода

В начале октября этого года мне выпала уникальная возможность побывать на Кронштадтском морском заводе, в одном из доков которого в данный момент ремонтируются легендарные российские корабли — «Красин» и «Аврора». На сопровождавшиеся дневной разводкой петербургских мостов проводы Авроры с места стоянки в Кронштадт в сентябре этого года собралось довольно много народу, но я не был в их числе. И полноценной и весьма достойной компенсацией этого стала такая эксклюзивная возможность посетить Аврору на заводе в процессе ремонта.

2. При подходе к доку Велещинского, в котором сейчас стоят оба судна, по территории завода, Аврору можно сразу и не заметить, хотя по возвышающимся мачтам и трубам узнать её несложно. Большая её часть скрыта в доке, масштаб которого при взгляде сбоку оценить невозможно.

3. Подходим поближе, и док, как и сама Аврора, предстаёт перед нами во всей красе. Стоя на своего рода «мостике» над батопортом дока (то есть на входе в него из гавани), мы имеем возможность лицезреть судно с носа.

4. Сухой док Велещинского (изначальное название — Алексеевский) построен в 1913-1914 годах. Глубина — 10,7 метров.

5. А в этом кадре, кроме гюйса ВМФ России, видна стоящая на носу корабля 130-мм пушка Б-7 образца 1913 года — та самая, совершившая холостой выстрел во время Октябрьской революции. Только непривычно видеть это на фоне заводских зданий.

6. Идём дальше. Вон уже и Красин на заднем плане виден.

7. А обернувшись назад, с батопорта мы можем увидеть Лесную гавань:

8. Дымовые трубы при взгляде издалека сразу дают возможность узнать Аврору:

9. Приглядевшись поближе, можно увидеть, как кипит работа. А заодно и увидеть подводную часть Авроры, — ту, которая ниже ватерлинии, и которая при нахождении Авроры в своей обычной среде скрыта от наших взоров водой.

10. Портовый кран:

11. Обходя док по периметру, мы видим теперь его мощный батопорт, на котором только что стояли, — ворота дока, при помощи которых ведётся его осушение и, наоборот, наполнение водой.

12. На корме Авроры — Андреевский флаг. Куда же без него в таком посте?

13. А вот и ледокол Красин. В левой части кадра краешком видна корма Авроры. В доке два судна стоят кормами друг к другу.

14. Красин поближе:

15. Огибая док, мы уже находимся на противоположном его конце, напротив батопорта:

16. Вид на Красин с носа. В отличие от Авроры, с недавнего времени вновь являющейся действующим кораблём ВМФ России, Красин — судно не военное. Поэтому на нём отсутствует военно-морская символика, и вместо гюйса на носу и Андреевского флага на корме здесь соответственно флаги Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

17. Кран и Красин:

18. Вид на портовый кран снизу:

19. А вот так кран перемещается и закрепляется на поверхности. Рельсы по своему профилю — железнодорожные. Только вот ширина колеи совсем другая…

20.

21. Ну а теперь идём на борт:

22. Каюты и трубы:

23. 75-мм пушка Канэ. Вид с казённой части.

24. На палубе мы можем увидеть оригинальную лопасть гребного винта, который был снят во время ремонта 1945 года:

25. Для напоминания исторических фактов, — если вдруг кто забыл 🙂

26. Палуба, шлюпки, трубы… Всё это можно увидеть и находясь на борту Авроры в её обычном месте. Но здесь всё это — на фоне портовых кранов…

27.

28. Фок-мачта:

29. А она неплохо вписывается в стройный ряд кранов:

30. Нос Авроры. И вновь — та самая пушка, совершившая холостой выстрел. Впереди виден батопорт дока и Лесная гавань.Меня почему-то всегда впечатляет это зрелище — ступенчатый перепад уровня воды, который можно лицезреть, например, на плотинах ГЭС. Правда, в данном случае в пределах дока воды нету вообще.

31. Батопорт дока с борта крейсера также очень хорошо обозревается. Мощное всё-таки сооружение, масштабное.

Прогулявшись по палубе, заглянем теперь и вовнутрь.

32. Большая кают-компания, в которой сейчас проводятся построения экипажа. Последний, между прочим, остаётся на месте даже в период ремонта судна. Стены помещения увешаны картинами на военно-морскую и вообще военную тематику.

33. А это командирская столовая. Фото, правда, вышло нечётким, к сожалению. Интерьер помещения по большей части аутентичный. Менялась, вроде, только обивка мебели.

34.

35. Пианино:

36. А в окошке мы снова видим док и Красин в процессе чистки:

37. В каюте флагмана:

38. Есть и таблички с дореволюционной орфографией:

39. Матросская столовая:

40. А это — матросский кубрик.

41. Обратите внимание на металлические конструкции. Всё оригинальное, с заклёпками. Как и полагается для начала XX века. В детстве у меня эти заклёпки ассоциировались с Витебским вокзалом.

42. Машинное отделение:

43. Через люк, заметный на переднем плане, можно попасть ниже.

44. Почти самое, так сказать, дно корабля:

45. Электропривод рулевой машины:

В завершение всего этого мы оказались в самом низу корпуса, где раньше находился вал гребного винта, демонтированный в 1945 году. Но я, правда, это место не сфотографировал. Поэтому заканчиваем с внутренней частью корабля и переходим к завершающей части осмотра — обходу дока по его дну, главная деталь которого — возможность посмотреть на корабли снизу..

46. Стоим под Авророй. Там, где обычно бывает вода. Когда ещё можно увидеть судно с такого ракурса?

47. Обойдя Аврору под носом, выходим на другую сторону. В воздухе стоит пыльная дымка, — суда чистят пескоструйным методом.

48. Взгляд на батопорт дока снизу:

49. Аврора и батопорт. Приглядевшись, можно даже увидеть гюйс на носу корабля.

50. Впечатляющее зрелище:

51. Корпус Авроры во всей красе. Не верьте, кстати, мифам, что у нынешней Авроры от оригинала ничего не осталось. Часть корпуса действительно была заменена при реставрации 1985 года, но только подводная. Чуть ниже ватерлинии (белая полоса, разделяющая серую и зелёную части корпуса) можно, приглядевшись, увидеть линию границы аутентичного и нового корпусов.

52. А это Красин. Ремонт также идёт полным ходом.

53. Корма Авроры. На этом снимке можно увидеть винт. Который, естественно, в обычное время тоже не увидишь.

54. И напоследок — вот такой, немного даже сюрреалистичный вид, атмосферности добавляет дымка из пыли. Оцените масштаб кораблей. На фото видны люди, и весьма впечатляет то, сколь мал человек в сравнении с этими кораблями.

И на этом всё. Если честно, я даже не помню, когда я был на Авроре. Хотя все эти годы она стояла себе в Большой Невке у Петроградской набережной. Не видел я и то, как она уходила со своего места (хотя не отказался бы сходить, просто возможности в тот день не было). Но тут выпала оказия посетить легендарный крейсер в такой эксклюзивной и уникальной обстановке. И отказаться от возможности я просто не имел права. 🙂 И осмотреть Аврору удалось в прямом смысле со всех сторон, оценив по достоинству масштаб этого сооружения, и представив себе, как он живёт и дышит. Корабль — он ведь как живой…

nord-ursus.livejournal.com

Крейсер-музей «Аврора» — путешествия и прочее — LiveJournal

Крейсер «Аврора» это наверное самый известный военный корабль в России, символ Октябрьской революции. Но есть в истории крейсера и много других свершений — участие в Цусимским сражении русско-японской войны, спасательная операция в Мессине (пришли для получения золотой медали в честь русских моряков, принявших участие в спасательных работах во время землетрясения 1908 года, а попали на большой пожар), боевые действия в Первой мировой войне и защита Ленинграда в Великой Отечественной войне.
В сентябре 2014 года крейсер «Аврора» был отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых, в 2016 году, будет возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

1. Вид на корму Авроры

2.

3.

4. Информация для посетителей музея

5.

6.

7.

8. 76-мм зенитная пушка Тарновского — Лендера обр. 1914/15 гг., установлена в 1922 г.

9. Вентиляционные раструбы и кожух дымовой трубы

10. Шахта антенного кабеля для радиостанции

11.

12.

13. 152-мм пушка Канэ, все 152-мм пушки установлены в 1946 году

14.

15. Рубка

16. 152-мм пушка Канэ

17.

18. Гюйс-крепостной флаг

19. Вид на Неву с носа Авроры

20. Петроградская набережная, вид с Авроры

21.

22. Рубка

23.

24.

25.

26. На фото иностранцы у крепостного флага, они были очень удивлены, увидев английский флаг :))) и спрашивали: «а что это? это же не русский флаг?» . Хотя крепостной флаг на английский ну никак не похож 🙂

27.

28. Мемориальная радиорубка

29. она же

30.

31.

32. Барельеф с Лениным и его изречением «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться»

33. История крейсера

34.

35. Андреевский флаг, поднятый в 1903 году, и Красный флаг, поднятый в 1917 году

36. Военно-морской флаг СССР, поднятый 23 февраля 1923 года после ремонта крейсера Аврора

37. Почетный Краснознаменный военно-морской флаг, поднимался со 2 ноября 1927 года в связи с награждением корабля орденом Красного Знамени

38. Краснознаменный военно-морской флаг, поднимался с 26 мая 1935 года

39. Ордена Октябрьской Революции  Краснознаменный военно-морской флаг, поднимался с 22 февраля 1968 года, торжественно спущен 26 июля 1992 года в связи с подъемом Андреевского флага на кораблях ВМФ России

40.

41.

42.

43.

44.

45. Исторические фотографии

46. Аврора участвовала в Цусимском сражении, в котором погиб командир крейсера капитан 1 ранга Е.Р.Егорьев. Рамка фотографии сделана из досок обгорелой палубы, а паспарту из стали пробитой осколками обшивки

47. Стенд, посвященный участникам Октябрьского вооруженного восстания

48. Карта Петрограда со схемой вооруженного восстания 24-25 октября 1917 года

49. Курков Петр Иванович, машинный старшина, в июне 1917 г. от команды «Авроры» избран депутатом Петроградского Совета

50

51. Оружие матросов периода Октябрьской революции

52. Личные вещи матросов Авроры

53. Бушлат и бескозырка

54. Краснознаменный военно-морской флаг крейсера Аврора

55. Почетное знамя

56. На картине изображен подвиг моряков с Авроры при обороне Ленинграда. Из девяти 130-мм орудий «Авроры» (тогда на Авроре стояли 130-мм орудия) была сформирована артиллерийская батарея «А» , огневые позиции которой располагались в районе Дудергофа к юго-западу от Ленинграда. В сентябре 1941 г. в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. Немцы понесли такие потери, что озлобленные добили даже раненых. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков

57. Военно-морской флаг Авроры

58. Военно-морской флаг Авроры

59.

60. Копия памятника русским морякам, установленного в Мессине. История его такова. Тогда, 28 декабря 1908 года, в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом произошло землятресение, считающееся сильнейшим в Европе. В результате были разрушены города Мессина, Реджо-Калабрия и Палми. Русская эскадра, совершавшая плавание по Средиземному морю, сразу пришла на помощь (про это есть интересный документальный фильм, который показывали по ТВ). Аврора в 1910 г. прибыла в Мессину для получения золотой медали в честь русских моряков, принявших участие в спасательных работах.  И в первую же ночь визита в городе вспыхнул большой пожар, аварийная партия с крейсера первой прибыла на место бедствия и вступила в борьбу с огнём задолго до приезда городской пожарной команды. Так русские моряки снова помогли итальянцам

61.

62.

63.

64.

65. Памятник возле вечной стоянки Авроры

66. А эта уточка гуляла возле Авроры по льду Невы

Еще корабли-музеи:
Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

Ещё Питер:
Исаакиевский собор, внешнее убранство
Исаакиевский собор, внутреннее убранство
Ночной зимний Питер
Вагон Санкт-Петербургской «Конки»

ru-travel.livejournal.com

Мистика крейсера «Аврора» (3 фото)

Крейсер «Аврора». Корабль номер один российского военно-морского флота. Корабль-символ, корабль-легенда, корабль-миф и… корабль-проклятие. Хранимая той, в чью честь она была наречена, «Аврора» почти на век пережила своих «сестер» по проекту и прихотью судьбы, похоже, обречена на бессмертие.

Ангел-хранитель «Авроры»

Есть в российском флоте добрая традиция — давать новым кораблям имена их славных предшественников, отслуживших свой век. Вот и бронепалубный крейсер 1-го ранга, заложенный в 1897 году на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге, был наречен в честь парусного фрегата «Аврора», героически сражавшегося с превосходящими силами английской эскадры при обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году.

В свою очередь, имя фрегату дал Николай I в честь одной из самых красивых женщин Петербурга — фрейлины императрицы Авроры Демидовой-Карамзиной, в которую император, вероятно, был тайно влюблен. Но над этой дамой тяготело родовое проклятие, своеобразный «венец безбрачия».

Все мужчины, решившиеся связать с нею свою судьбу, уходили в мир иной преждевременно. Не зря эту роковую женщину называли в светских салонах «Зарей, обрученной со смертью». Но сама она прожила долгую жизнь и не считала себя несчастной, преследуемой злым роком, поскольку любила и была любима.

Узнав, что ее имя будет носить новый крейсер, Аврора Карловна воскликнула:

— Ах, только бы это не отразилось трагически на его судьбе!

Но опасения женщины, ставшей, очевидно, ангелом-хранителем «Авроры», были напрасными. Этот в общем-то заурядный, ничем особенным себя не проявивший крейсер по иронии судьбы вознесся на самую вершину славы, прожил невероятно долгую для боевого корабля жизнь, и путь его еще не закончен.

Чудесные спасения

«Аврора» была «младшей сестрой» однотипных бронепалубных крейсеров «Диана» и «Паллада». Отношение моряков к этим трем «богиням отечественного производства» было весьма скептическим. Эти корабли имели массу конструкционных недостатков, их механизмы часто выходили из строя. Не отличались они ни скоростью хода, ни мощью вооружения.

Но ангел хранил «Аврору». В первый раз он спас ее от верной гибели в Цусимском сражении. Крейсерский отряд контр-адмирала Энквиста выполнял задачу прикрытия транспортов. Но это оказалось не под силу четырем крейсерам, на которые обрушился шквальный огонь 16 японских кораблей. Во время боя «Аврора» получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру довольно серьезные повреждения.

Крейсер «Аврора» (1916 год)

Особенно существенный урон претерпела корабельная артиллерия. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда на боевом посту, в рубке. Сама же «Аврора», выпустив почти две тысячи снарядов, серьезного урона врагу не причинила.

От геройской гибели русские крейсера спасла колонна случайно подошедших броненосцев, которые отогнали неприятеля. Тем не менее изрядно потрепанные корабли не смогли прорваться во Владивосток и ушли на юг, в филиппинский порт Манила, где были интернированы до конца войны властями США, под чьим протекторатом находились в то время Филиппины.

Хранила судьба «Аврору» и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера: «Аврору» и «Палладу» (не «старшую сестру», погибшую в Порт-Артуре, а новый крейсер, построенный после Русско-японской войны).

Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм правильно оценил ситуацию и предпочел выпустить торпеду по более лакомой цели — «Палладе». Новый крейсер затонул вместе со всем экипажем, а ветерану удалось укрыться в шхерах. Так «Аврора» вторично избежала гибели.

Вообще же ничего героического за всю историю своего существования эта «заурядная богиня» не совершила.

Выстрел, которого не было

«А как же легендарный выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца и ознаменовавший начало новой эпохи в истории человечества?!» — спросите вы. Да не было никакого такого выстрела. В октябре 1917 года «Аврора» продолжала находиться на капитальном ремонте, и с нее был снят весь боезапас. Случайно на борту оказался один холостой заряд, им и стрельнули, призвав тем самым суда, стоящие на Неве, «к бдительности и готовности». Но произошло это днем, задолго до штурма.

24 октября военно-революционный комитет поставил «Авроре» задачу восстановить движение по Николаевскому мосту, разведенному накануне юнкерами. Увидев приближающийся к мосту крейсер, юнкера бежали, и корабельные электрики сумели опустить пролеты. Сам же корабль оказался за мостом, отрезавшим его от Петропавловки и Зимнего дворца.

Так что нанести урон защитникам Временного правительства он не мог, даже если бы имел боезапас. А сигнал к штурму Зимнего дворца был дан из Петропавловской крепости. С ее бастионов было сделано около 30 орудийных залпов, но во дворец попало только два снаряда — артиллеристы не хотели убивать своих соотечественников.

Никаких документальных свидетельств о выстреле «Авроры» нет. Вахтенные журналы 1917 года, в которых скрупулезно записывались все действия экипажа корабля, бесследно исчезли. И можно с полной уверенностью утверждать, что героический крейсер революции — всего лишь один из пропагандистских символов и великих мифов революционной власти.

Мистическая душа корабля

Незримая мистическая сила и в дальнейшем неоднократно спасала «Аврору» от гибели. Причем всякий раз, когда ее пытались уничтожить, это оборачивалось катастрофой для страны. Так, когда в 1917 году командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры, этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля — а через несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.

В 1941 году намечалось вывести «Аврору» из состава военно-морского флота и «пустить на иголки» — и началась Великая Отечественная война.

А в 1984 году Совет министров СССР постановил капитально отремонтировать легендарный крейсер к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени подводная часть корабля попросту сгнила, представляла собой сплошное решето. Из трюмов день и ночь откачивали воду, не спасала даже заливка днища слоем бетона.

Требовалась серьезная реконструкция нижней части корпуса. Но времени на это дело корабелам Ждановского завода было отпущено слишком мало. И тогда замминистра судостроительной промышленности Игорь Белоусов подал спасительную идею — отрезать старую подводную к часть, сделать такую же новую и сверху поставить старую надводную часть, и поступили. И никто не узнал бы о случившемся, но корабелы не смогли или не решились сдать старый корпус на металлолом.

Отрезанную часть решили спрятать в Лужской губе, в районе деревни Ручьи, где еще в 1930-е годы силами зеков Лужлага строился «0бъект-200» — Комсомольск-на-Балтике, база Балтийского военно-морского флота. Этот современнейший по тем временам город так и не был заселен: его взорвали в начале Великой Отечественной войны, чтобы не сдать врагу, да так и не стали восстанавливать. Сохранились остатки довоенного бетонного причала. Неподалеку от него и решили затопить корпус «Авроры», для чего выкопали на дне подобие траншеи.

К тому времени местные жители основательно раскурочили легендарные останки, сняв все что смогли: от бронзовых вентилей, стальных трапов и иллюминаторов до медных листов обшивки. А когда стали опускать в траншею 120-метровую махину, промахнулись, корпус не лег так, как было задумано, и часть его осталась торчать над водой.

В день 70-летия Октября обновленную «Аврору» принимал сам генсек Михаил Горбачев. С почтением рассматривал знаменитую шестидюймовку, бабахнувшую по Зимнему, не подозревая, что и это — подмена: настоящее баковое орудие погибло в боях на Дудергофских высотах в составе батареи «А» вместе с другими пушками, снятыми с «Авроры» для защиты Ленинграда от фашистских захватчиков.

И тем более не было видно ему подводной части крейсера, где стальные листы соединены не заклепками, как раньше, а сварными швами. Потом-то Горбачев, узнав, как его надули, рвал и метал, но дело сделано, ничего уже не поправить. «Аврора» же снова отомстила за надругательство над нею — распадом Советского Союза.

А впрочем, из-за чего весь сыр-бор? Отдельные специалисты утверждают, что нынешняя «Аврора» — не настоящая, а всего лишь реплика легендарного крейсера. Но ведь заменена только нижняя часть, а верхняя сохранилась, в том числе и интерьер помещений. Не будем же мы отказывать в праве на звание человека инвалиду, потерявшему ноги, которые заменены у него на протезы?! «Аврора» сохранила главное — свое имя, мистическую душу, ангела-хранителя.

Этим летом крейсер вернется из очередного капитального ремонта и встанет на привычное место к причальной стенке. И будет уже не символом революции, а памятником отечественного кораблестроения. Хочется верить, больше не будет попыток сдать его на металлолом. Это, знаете ли, чревато!

nlo-mir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *