Гладиаторы (21 фото + 2 видео) . Чёрт побери

Коротко о гладиаторах

Ave, Caesar, morituri te salutant
.
Гладиатор (лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») явление из Древнего Рима, как всем известно, бившийся по своей воле за деньги или по принуждению в цирках Империи. Гладиатор не был в полной мере рабом, но не был в полной мере свободным, имея массу ограничений в правовом статусе, не мог заниматься коммерцией и политикой, что для Рима было очень большим ограничением. Бои проходили так: эквиты (всадники) открывали гладиаторские бои, дрались утром, сразу после торжественной помпы, предваряя травлю зверей, казнь преступников и бои пеших гладиаторов.

Как известно, для гладиаторских боёв был построен амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), чаще называемый Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный), строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Строительство было нужно, чтобы вычеркнуть из памяти правление Нерона, поэтому на мете его парка и озера построили амфитеатр, а дворец отдали под государственные нужды. Колизей начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. В 105 году до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ, устраиваемых местными властями, обычай был унаследованн от погребального обряда этрусков и ритуального боя над могилой. Наравне с гонками колесниц, гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем. В гладиаторы даже стремятся, находя в этом возможность продвинуться в обществе – гладиаторы популярны. Но ремесло сложное: грегари (gregarius) — начинающий гладиатор одногодок, буквально — «стадный», поскольку их выпускали, как правило, толпой тренировался много и тяжело. Они попадали в школу гладиаторов, там заправлял ланиста (lanista), он покупал рабов для своей школы, учил их, и отдавал в аренду едитору, который устраивал игры. Профессия ланисты считалась весьма прибыльной, но на общественном градации он числился наравне с leno (владельцем публичного дома, «сутенером») как «торговец человеческим мясом». Едитор (editor), также назывался «мунерарием» (munerarius) – за свой счёт устраивал гладиаторские бои и собственно занимался промоушенгом и продюсировал свой креатив. Отбыв тритоном (triton) — учеником школы гладиаторов пару лет (в зависимости от талантов), вы становились тиро (tiro) — гладиатором-дебютантом на арене, а затем, если повезёт ветераном (veteranus) — гладиатором, который провёл несколько боев на арене. Ну и совсем удача стать рудиарием (rudiarius) — освобождённым и награждённым за необычную доблесть, проявленную на арене (говорят, Спартак был рудиарием). Название происходит от «рудиса» (rudis) — деревянного меча, который вручали уволенным гладиаторам. Часто рудиарии оставались гладиаторами, в этом случае они пользовались популярностью публики. Те рудиарии, которые оставляли бои, могли стать тренерами или судьями на арене.

В 63 году н. э. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. Затем судам было предписано посылать преступников не «на арену» , а на каторжные работы в рудники, это практиковалось в качестве исключения скорее, поэтому было записано как примечательное событие. В 357 году император Константин II запретил всем римским солдатам и офицерам добровольно поступать в гладиаторские школы, под влиянием неодобрения христианской церкви. В 365 году, император Валентиниан подтвердил эдикт Константина, запрещающий римским судьям приговаривать преступников «к арене», а в 399 году император Гонорий закрыл последние гладиаторские школы. Окончательный и абсолютный запрет гладиаторских боев последовал вновь пять лет спустя.

В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал указательный палец вверх, таким образом, прося публику решить его участь, если публика хотела, его добивали. Распространён миф, возникший от неправильно нарисованной картины, тиражированной в фильмах, что «поднятый палец» означал «жизнь», а опущенный — «смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак, символизируя меч в ножнах. Есть мнение, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи, победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце.

Эквиты (eques, «всадник») – самый почитаемый тип гладиатора, напрямую происходящий от названия сословия всадников – изначально конное римское ополчение, доспехи эквита состояли из шлема, кавалерийского круглого щита-пармы (parma equestris) диаметром 60 см и доспеха для предплечья (маники) на правой руке, иногда эквиты надевали чешуйчатый доспех (лорика сквамата). Шлем имел широкие поля, забрало с решеткой и не имел верховья, по бокам вставлялись перья. Вооружён эквит был копьем-гастой (hasta) и гладием. Тактика боя эквитa напоминала обычную тактику римской конницы, то есть драгун: метнув копье, они спешивались и сражались мечом, исключительно между собой.

Ретиарий (retiarius буквально значит «боец с сеткой», «сеточник») — один из самых распространённых типов гладиаторов, благо он лёгкий, подвижный, дешёвый и может долго развлекать публику, особым уважением публики не пользовался. Вооружение состояло из длинного трезубца (tridens), который также назывался «вилами» (furcina), сетки (rete, retia) и кинжала-пугио (pugio) на поясе. Поскольку сетка ретиария была метательным орудием (jaculum), этот тип иногда звали также «якулатор» (iaculator, jaculator), то есть «кидальщик». Кинжал-пугио стал со временем очень популярным и это было статусное оружие у легионеров. У ретиария был небольшой доспех: наруч-маника и развитый наплечник-галера (galerus), на левой руке, в какой-то мере защищавший шею, из одежды: повязка снизу живота сублигакулум (subligaculum), пояс (cingulum или balteus) и обмотки (fasciae). Сетка ретиария имела круглую форму диаметром около 3 м и была снаряжена свинцовыми грузиками по краям, и возможно, крепилась верёвкой к запястью левой руки, целью было запутать в ней противника. Трезубцем ретиарии одновременно атаковали противника и отражали удары. Его противниками были секуторы, иногда мирмилоны. Лаквеарий, лакверарий, лаквеатор (laquearius, laquerarius, laqueator «вооруженный лассо», «арканник») — разновидность ретиария, снаряжение состояло из лассо (laqueus), короткого копья и кинжала.

Секутор (лат. secutor — преследователь) — тип гладиатора, который был создан специально для боя с ретиариями, вооружался гладием, защищался шлемом, щитом-скутумом, короткими поножами на левой ноге и наручем на правой руке. Шлем секутора имел гладкую форму с гребнем, без плюмажа, с массивным забралом, чтобы не пробивался трезубцем, шлем был нарочно сглажен, чтобы сеть не могла за него уцепиться. Тактика боя была такова: ретиарий убегал, секутор преследовал, ретиарий контратаковал, если мог.

Мирмилон, мурмилон (предположительно от названия рыбы греч. Μόρμυλος, μορμύρος). Доспехи мирмилона состоял из шлема, наруча на правой руке, короткой (ниже колена) поножи на левой ноге, щита — скутума. Панциря у него не было, дрался обнажённым до пояса, что давало возможность продемонстрировать публике мощный торс и мышцы. Шлем мирмилона имел широкие поля, забрало с решёткой и характерный гребень в виде рыбы, который мог быть посеребрён. Дрался мирмилон обычным мечом римской пехоты — гладием, с II—III веков н. э. мирмилоны получили вместо длинный меч — спату и стали называться «мирмилоны-спатарии» (myrmillones-spatharii). Традиционным противником мирмилона был фракиец. Пара «мирмилон-фракиец» была одной из самых распространённых во время гладиаторских боев. Реже мирмилоны сражались с гопломахами или ретиариями, но никогда между собой. Галл (Gallus) — тип гладиаторов периода Республики, были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом, доспехи и оружие гладиаторов-галлов должен был напоминать галльских воинов, в I веке до н. э. гладиаторы-галлы «трансформировались» в мирмилонов.

Скутар (scutarius) — термин, употребляемый в отношении любого типа гладиаторов, которые носили щит-скутум (мирмилоны, секутора, провокаторы).

Фракиец (Thraex от побеждённого государства Фракия) — один из самых распространённых типов гладиаторов. Достоверно, этот тип гладиаторов возник в результате появления в I веке до н. э. большого количества военнопленных фракийцев. Снаряжение этого типа повторяло национальное фракийское: изогнутый кинджал-сико, шлем, тот имел широкие поля, забрало с решёткой и характерного верховья в виде грифона — одного из символов богини мести Немезиды, стёганных обмоток на обеих ногах, высоких поножей, небольшого прямоугольного сильно выгнутого щита и наруча на правой руке. Гладиаторы-фракийцы считались ярко выраженным атакующим типом бойцов склонных к ближнему бою, главными соперниками фракийцев на арене были мирмилоны, иногда фракийцы также сражались с гопломахами.

Гопломах (hoplomachus от греческого ὁπλομάχος «вооруженный боец» или «воин с гоплоном») — довольно распространённый тип гладиатора, своим снаряжением имитировал греческих гоплитов (тяжёлую пехоту, знакомую нам по спартанцам). Доспехи гопломаха состояли из шлема, маленького круглого щита-пармы или большого легионерского щита, сделанного из одного листа толстой бронзы, стёганных обмоток на обеих ногах или высоких поножей (ocreae), наруча-маники на правой руке. Шлем гопломаха имел широкие поля, забрало с решёткой, верховья с плюмажем, по бокам шлема вставляли перья, вооружение копьё-гаста (hasta) и кинжал-пугио. Традиционными противниками гопломаха были мирмилон или, реже, фракиец.

Пармуларий (parmularius) — термин, употребляемый в отношении любого типа гладиаторов, которые носили маленький щит — парму (гопломахи, эквиты, возможно, фракийцы).

Димахер (dimachaerus от греч. Διμάχαιρος буквально значит — «двусабельник, с двумя саблями») — действовал по-македонски, был вооружён двумя кривыми мечами-махайрами (machaera) или кинжалами-сикам, по данным был самым опасным из гладиаторов, оно и понятно, выучка для действия по-македонски нужна самая высокая. Доспехи димахера состояли из шлема, он имел закрытое забрало с решёткой и широкие поля, коротких поножий и кольчуги (лорика хамата). Точно неизвестно, какой тип гладиаторов был противником димахера на арене.

Самнит (Samnis, множество — Samnites от италийской области Самнии, покорённой римлянами в III веке до н. э.) — самый популярный тип гладиаторов периода Республики. Доспехи самнита состояли из шлема с забралом, с гребнем или перьями (galea), щита (овального или прямоугольного), кожаной поножи на левой ноге), наруча-маники и панциря, вооружён был копьём и мечом — гладием.

Пегниарий (paegniarius от παίγνιον «игрушка», «игрушка», «комическая представление») — гладиатор, призванный развлекать публику в перерывах между боями, были вооружены только деревянными мечами-рудисами (rudis) и хлыстами. Защитное снаряжение состояло из деревянного щита и деревянных щитков на руках и ногах вместо поручей и поножей, а вместо шлема они обматывали голову тканью. Гладиатриса (gladiatrix, множество — gladiatrices) — женщина-гладиатор, обычно потешали публику как пегниарий, дрались между собой, их не выпускали на настоящих гладиаторов, было какое-то время модным развлечением.

Провокатор (provocator) —осуждённый на смерть преступник, вооружённый гладием, известен со времён Республики. Доспехи провокатора состояли из наруча на правой руке, короткого поножа на левой ноге, нагрудной пластины-кардиофилакса (cardiophylax) в виде прямоугольника или полумесяца, который крепился к груди ремнями, шлема и щита, немного меньше скутума мирмилона. Шлем провокатора в начале ничем не отличался от шлема легионера, но со II века н. э. постепенно эволюционировал в закрытый шлем с забралом, который имел круглые зарешеченные отверстия для глаз и большие поля, защищавшие шею. Плюмажа на шлеме провокатора не было, только по бокам его вставлялись перья. Со II—III веков н. э. гладий заменяется спатой, провокаторы с ней назывались «провокаторы-спатарии». Характерным признаком тактики ведения боя провокаторами были постоянные мнимые отступления с мгновенными контратаками. Дрались провокаторы почти исключительно между собой, только в отдельных случаях их противниками становились гладиаторы других типов.

Крупеларий, крупелярий (crupellarius) — тип физически-сильного гладиатора, доспехи которого состоял из пластинчатого панциря лорика сегментата, наруча-маники на обеих руках и высоких поножей, шлем был закрытым, с прорезями для глаз и рта, напоминающий средневековый топхельм, вооружён щитом-скутумом и гладием. Использовались в групповых боях, но без особого успеха из-за неповоротливости.

Бестиарий (bestiarius от bestia — «зверь», «животное») — малопопулярный, но распространённый, часто неподготовленный совсем гладиатор, предназначенный для боя с хищниками, были вооружены копьём без доспехов, ими обычно делали осуждённых на смерть преступников. Более поздние бестиарии проходили специальную подготовку в специальных школах-«бестиариорумах» (scholae bestiarum или bestiariorum) и сражались со зверями за деньги, они уже имели копьё, меч, поножи, наручи и щит.

Велит (veles) — гладиатор, вооружённый дротиками (hastae velitares), повторяли древнеримских лёгких пехотинцев-велитов.

Еседарий (essedarius от essedum — колесницы кельтов) — гладиатор на колесницах, толком о них ничего неизвестно, однако судя по обычному применению колесниц, там имелся возничий и стрелок из лука или метающий копья. Возможно использовались косы вроде боудикки (моё личное предположение пополам с Джереми Кларксоном «они называют их ковинны — на которых они используют оси, оснащённые косами»).

Андабаты (andabata) —бился в шлеме без прорезей для глаз, или с единственным проёмом — то есть вслепую. Вооружены андабаты были короткими кинжалами, возможно, в их доспехи входила также кольчуга, противником андабата на арене был другой андабат.

Бустуарий (bustuarius от bustum — «гроб», «могила», «место для захоронения, костер») — гладиатор, который участвовал в погребальных играх, боях в честь умершего.

Кэст или цеста (cestus происходит от древнеримской боксёрской перчатки) — кулачный боец, боксер на арене цирка.

Сагитарий (sagittarius) — гладиатор-лучник. Носил конический шлем и чешуйчатый панцирь лорика сквамата, вооружён был луком (arcus) и стрелами (sagittae).

Скисор, сцисор (scissor, множество — scissores от слова scindo «режу», «кремсаю») или арбелас (arbelas, множество — arbelai возможно от древнегреческого ἄρβηλος – нож сапожника) — гладиатор, вооружённый закреплённым на наруче тычковым ноже в форме заточенного со всех сторон полумесяца, наносящего неглубокие, но кровоточащие раны в левой руке и гладием в правой, соответственно без щита. Доспехи скисора состояли из закрытого шлема, кольчуги или пластинчатого доспеха лорика сегментата, наруча на правой руке и коротких поножей, гладкий шлем с гребнем в виде плавника рыбы. Скисор был одним из самых тяжеловооруженных типов гладиаторов (вес 22-26 кг), дрались или между собой, или против ретиария. Именно поэтому шлем скисора был аналогичен шлему секутора — обтекаемой формы со сплошным откидным забралом и небольшими отверстиями для глаз.

Были ли какие-то специальные гладиаторы для имитации морских сражений неизвестно, но как на озёрах и прудах, так в самом Колизее до устройства там нижних ярусов проходили навмахии, или наумахии (др.-греч. ναυμαχία — «морская битва») — гладиаторское морское сражение почитавшееся как особо роскошное действо. Одной из первых крупных навмахий Юлия Цезаря стало представление 46 года до н. э., это была постановка Саламинского сражения между флотами греков и персов, для чего было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. Крупнейшей навмахией стало зрелище, организованное по приказу императора Клавдия: Фуцинское озеро, увидело сотню боевых кораблей, число сражающихся (осуждённых преступников) составило 19 000 человек, их сторожили несколько легионов.

Поэтому не надо думать, что гладиаторы – это такие дядьки с кубиками, всё рвущиеся к себе на родимую сторонку, берёзки покохать и окушков половить. Это были упитанные мужики, желающие славы и денег в Риме, гражданства, профессиональные спортсмены их ближайшие аналоги. Их лечили, кормили, тренировали, экипировали. Зрелище было далеко от киношного – типа футбольного матча – из дальних рядов нифига не видно, вблизи тоже, из вип-ложи получше, это если зрение хорошее. Цирки были огромными, провинциальные много меньше, так и качество гладиаторов было весьма сельским. Повторов нет, экранов нет, объявлений, что идёт последняя минута матча, счёт 1:1, «Помпейский крупеларий» уступает в серии «Капуйскому мирмилону», а в общем зачёте лидирует «Геркуланумский скисор» вырвавшийся вперёд в турнирной таблице на пять ретиариев и два тигра, тоже нет. В записи не посмотрите, если припахали амфоры разгружать сверхурочно за десяток сестерциев, в амфитеатре соседи тоже могут попасться любые (впрочем, как и сейчас на стадионе, если матч бесплатный). Вот такими были не киношные гладиаторы.

 

chert-poberi.ru

10 типов римских гладиаторов | KyKyRyzO

Истории о гладиаторских боях приводили людей в восторг на протяжении многих тысячелетий. Эти воины с мечами и щитами были вынуждены бороться за свою жизнь; их образы неустанно вдохновляют создателей книг, картин, фильмов и телевизионных шоу. Тем не менее, когда бои стали более популярными, толпа жаждала больше зрелищ. Отныне меча и щита было недостаточно. Далее представлены десять типов гладиаторов, которые в боях использовали самое разнообразное оружие.

1. Бестиарии

В отличие от других гладиаторов, бестиарии боролись за свою жизнь с животными, а не себе подобными. Специально для этих боёв римские императоры и сенаторы привозили из Африки и Азии экзотических и сильных животных (например, львов, тигров, слонов и медведей). Они служили символом богатства, а также были участниками зрелищ, которые устраивали для толпы в Колизее и амфитеатрах. Некоторые виды животных (к примеру, слоны) были призваны шокировать и развлекать зрителей, которые прежде никогда их не видели. Другие животные должны были охотиться на людей, а также сами выступали в роли добычи.

Существовало два типа бестиариев: "damnatio ad bestias" (буквально с латинского «предание зверям»; отданные на растерзание диким животным) и "venatio" («охотники»). К первому типу относились те, кого приговорили к смертной казни. Они не считались гладиаторами и были, как правило, представителями низшего класса в Древнем Риме. Их смерть была развлечением для толпы. Иногда одно дикое животное за раз могло убить несколько сотен человек.

«Охотники» тренировались и охотились на животных. Это было неотъемлемой частью их выступлений. О "venatio" нам известно очень мало, поскольку историки и хронисты не любили их описывать. В отличие от других гладиаторов, «охотников» презирали в Древнем Риме. Самым известным "venatio" был Карпофорус, который, согласно истории, голыми руками убил свыше двадцати животных на арене Большого цирка. Карпофорус также тренировал животных, чтобы они могли убивать, охотиться и даже насиловать людей.

Некоторые императоры также демонстрировали своё мастерство в убийстве животных, однако вместо признания, они получали лишь презрение толпы. Нерон сражался с животными на арене, в то время как Коммод «героически» убивал травмированных и малоподвижных животных, находясь в безопасности на возвышенной платформе. Последнее вызвало крайнее неодобрение сената.

2. Ноксии

Ноксии были представителями самого низшего класса в римском обществе. Их даже не считали за людей. К ним относились христиане, евреи, дезертиры, убийцы и предатели. Ноксий не брали в школу гладиаторов, а их появление на аренах, где они умирали самыми ужасными способами, было, своего рода, наказанием за совершённые преступления. Ноксии могли быть убиты несколькими способами: первый – их разрывали на части дикие животные; второй – их до смерти мучили гладиаторы, которые завязывали глаза и получали инструкции от толпы; третий – они выступали в роли мишени, за которой охотились настоящие гладиаторы. Ноксии, как правило, были одеты в набедренную повязку и не имели брони. Оружием им служил простой гладиус (короткий меч) или палка. Римлянам доставляло удовольствие убивать ноксий. Это служило напоминанием о том, что каждый должен знать своё место в социальной иерархии.

3. Ретиарии

Что лучше: скорость или сила? Смерть от тысячи порезов или одного удара? В древнеримские времена ответ был однозначным: чем больше силы и брони, тем лучше. Именно поэтому к ретиариям изначально относились как к низшему типу гладиаторов. У них было очень мало брони, поэтому им приходилось бороться, используя ловкость, скорость и хитрость, а также сеть, трезубец и – в крайних случаях – небольшой клинок. Ретиарии тренировались отдельно от гладиаторов, у которых были мечи и щиты. Их считали женоподобными и часто высмеивали. Сатирик и поэт Децим Юний Ювенал поведал историю о мелком аристократе Гракхе, который не только вызвал всеобщую немилость, став гладиатором, но и опозорил общество, сражаясь в качестве ретиария. Однако через несколько столетий ретиарии приобрели милость и стали одними из главных на арене.

4. Секуторы

Гладиаторы, которые относились к типу секуторов, должны были преследовать и побеждать ретиариев. Секутор имел мощные доспехи: огромный щит, меч и круглый шлем, который закрывал всё его лицо и имел два крошечных отверстия для глаз. Типичный бой между секутором и ретиарием начинался с того, что последний отходил на безопасное расстояние или – в некоторых случаях – взбирался на возвышенную платформу над водой, где лежал заранее подготовленный запас камней. Секутор (лат. secutor – преследователь) преследовал ретиария и пытался не попасть в его сеть или под град камней. Также он боялся трезубца ретиария, который использовался для того, чтобы не подпустить секутора слишком близко. Секутор был хорошо вооружён, однако он быстро уставал под тяжестью своей брони.

Император Коммод сражался в качестве секутора во время игр; он имел отличные доспехи и оружие, что гарантировало ему победу. Ещё одного знаменитого секутора звали Фламмом, он был родом из Сирии и сражался на арене в одежде, характерной для жителей территории Галлии. Он принял участие в 34 боях и одержал победу в 21 из них. Удивительно, но ему четырежды предлагали свободу, однако он каждый раз отказывался.

5. Эквиты

Эквиты были похожи на римских кавалеристов, однако их не стоит путать. Римские кавалеристы были в основном представлены мелкими аристократами, которые занимали хорошие должности в сенате и могли даже стать императорами. В свою очередь, эквиты были прославленными организаторами публичных зрелищ. Представления в Колизее, как правило, начинались с боёв эквитов, чтобы оживить толпу при помощи ловкости и скорости, которые демонстрировали эти гладиаторы. Сидя верхом на лошадях, они атаковали друг друга при помощи копий, а затем соскакивали на землю и боролись на мечах. Они носили лёгкие доспехи, что способствовало большей ловкости и атлетичности.

6. Провокаторы

Как мы теперь знаем, в Древнем Риме сражаться друг с другом на арене могли различные типы гладиаторов. Провокаторы, тем не менее, вступали в бой только с провокаторами. Причина заключалась в том, что соперника для них не выбирали – они сами вызывали его на бой. Они сражались, чтобы уладить распри между гладиаторскими школами, которые соперничали друг с другом, или повысить свой статус, победив известного соперника. Каждый провокатор был вооружён как римский легионер: он имел прямоугольный щит, нагрудник и шлем.

7. Женщины-гладиаторы

Женщины-гладиаторы, как правило, носили очень мало брони, и у них почти всегда был оголён торс. В большинстве случаев они даже не надевали шлем, чтобы все знали, что на арене сражается женщина. Бои между женщинами-гладиаторами, которые, кстати сказать, были вооружены коротким мечом и щитом, были редкостью и воспринимались как новшество. Женщины могли сражаться не только между собой, но и с карликами, чтобы вызвать негодование и шок у толпы. В некоторых случаях в гладиаторских боях могли принимать участие женщины, имевшие высокий статус в обществе. Их появление на арене сопровождалось громкими скандалами. В конечном счёте, бои женщин-гладиаторов были запрещены в 200 году нашей эры.

8. Галл / Мурмиллон

Галлы были одними из первых гладиаторов, которые произошли от галльского племени, проживавшего в Центральной и Западной Европе. Большинство из них были пленными, которые были вынуждены выйти на арену, чтобы сражаться. Галлы были хорошо вооружены и выглядели как типичные гладиаторы: они имели длинный меч, щит и шлем, однако носили традиционную галльскую одежду. Галлы были менее проворными, нежели другие гладиаторы, поэтому полагались на свою силу, атакуя противников. Они часто сражались с пленными из вражеских племён.

После того как галлы заключили мир и вошли в состав Римской империи, их стали относить к другому типу гладиаторов, которых называли мурмиллонами. Мурмиллоны по-прежнему использовали тяжёлый меч и щит, однако одевались как римские солдаты и сражались с другими мурмиллонами, гладиаторами из вражеских регионов и ретиариями.

Одного из самых знаменитых мурмиллонов звали Маркусом Аттилиусом, который во время своего первого боя победил гладиатора из личного войска Нерона, Хиларуса, и Луция Феликса. У обоих на счету было более десятка побед.

9. Самниты

Самниты также являются одними из первых гладиаторов, и они имеют много чего общего с галлами. Они также были военнопленными, однако их родиной считался регион Самний (юг Италии). После того как римляне одержали победу над самнитами, они заставили их участвовать в насмешливых церемониальных боях, которые впоследствии превратились в гладиаторские соревнования. Самниты носили традиционную военную одежду и сражались при помощи меча и прямоугольного щита. Их противниками, как правило, были попавшие в плен солдаты из враждующих с Римом племён.

Когда Самний стал одной из провинций Римской империи, самниты перестали относиться к отдельной категории. Они присоединились к гопломахам или мурмиллонам, которые носили такую же одежду и имели похожее оружие.

10. Фракийцы

Самым популярным и хорошо известным гладиатором является Спартак. Он был военнопленным из фракийского племени, проживавшего на территории Юго-Восточной Европы. Он восстал против своих поработителей, которые вынуждали его сражаться на гладиаторской арене. В конечном счёте, Спартак был побеждён, однако легенда о нём живёт по сей день.

Фракийцы, которые имели круглый щит, изогнутый клинок и широкий шлем с эмблемой грифона, были, пожалуй, самыми популярными из первых гладиаторов. Они часто сражались с галлами и самнитами.

Так же, как мы сегодня болеем за разные спортивные команды, императоры и сенаторы имели своих любимчиков среди гладиаторов. Калигула, в частности поддерживал фракийцев и даже убил гладиатора, который победил его любимого фракийского воина. Другой император, Домициан, питал такое презрение к фракийцам, что однажды бросил одного из зрителей на растерзание собакам. Что сделал этот бедняга? Он выдвинул предположение о том, что фракиец, скорее всего, выиграет гладиаторский бой.

источник

kykyryzo.ru

Женщины-гладиаторы: самые непристойные развлечения в Древнем Риме

Женщины-гладиаторы считались легендой в течение многих лет. Тем не менее, десятилетия исследований позволили, наконец, подтвердить их существование и роль в древнеримской культуре гладиаторских боев. На фото Flickr: Женщина-гладиатор Арди Лукас.

Женщин-гладиаторов часто называли амазонками. Римляне любили бои женщин-гладиаторов на арене Колизея, их считали подобием легендарных амазонок с востока. На древних рельефах изображены женщины-гладиаторы, одетые и оснащённые как мужчины-гладиаторы, но между ними всё же есть некоторые существенные различия.

Прежде всего, женщины-гладиаторы не носили шлемы и туники, вместо туники они надевали набедренную повязку. Они также использовали меч под названием Гладиус, щит, носили защитные приспособления на руках и ногах. Некоторые мужчины-гладиаторы тоже не использовали шлем, но у женщин была другая причина не использовать его —они хотели показать свои причёски, то есть свой пол.

Бараки для гладиаторов в Риме, построенные императором Домицианом (81-96 н.э.), сзади расположен Колизей

Символ римского тщеславия

Женщины-гладиаторы появились в Риме в период упадка и роскоши. Согласно записям Диона Кассия, Петрония и Ювенала, женские бои были очень популярны, но редки, так как женщин-гладиаторов было немного. Их также использовали в качестве ceкcуальных объектов для римской элиты. Бои женщин-гладиаторов были частью жизни верхушки общества, иногда их приглашали в частные дома, чтобы развлечь гостей.

Гладиаторши

Основное различие между мужчинами и женщинами гладиаторами в том, что женщины не были рабами. Возможно, в более поздние периоды женщины-рабыни боролись на аренах, но первые гладиаторши были свободными женщинами, как правило, состоятельными римлянками, которые любили воевать и рассматривали бои как форму развлечения, спорт, или хотели играть особую роль в обществе.

По свидетельству Тацита (56-117 гг.), благородные мужи не ходили на бои гладиаторов-женщин, которые были чрезвычайно популярны. Тем не менее, он упомянул, что однажды сенаторы опозорились, наблюдая за женским боем в амфитеатре.

Женщины боролись не для того, чтобы заработать деньги, так как уже были богаты. Они искали внимания, азарта и славы. Для участия в состязаниях они должны были получить специальное разрешение от человека, который организовал бои.

Упоминания о женщинах-гладиаторах в исторических записях

Женщины-гладиаторы, вероятно, появились впервые во время правления императора Нерона. Римский историк Дион Кассий описал женские бои, организованные в знак уважения к матери Нерона: «В честь своей матери он (Нерон) проводил самый великолепный и дорогой фестиваль в течение нескольких дней в пяти или шести театрах сразу … Было ещё одно представление, наиболее позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только низкого, но и высшего сословия стали исполнителями в оркестре, в цирке, в охотничьем театре, потеряв своё достоинство …; они ездили на лошадях, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы, некоторые по своей воле, а некоторые по принуждению».

Другие императоры Рима также любили приглашать женщин-гладиаторов в свои дома, на вечеринки и другие торжества на больших аренах. Есть записи периода царствования императора Домициана (81-96 гг.). «Часто Домициан проводил бои в ночное время, а иногда выпускал на арену карликов и женщин бороться друг против друга», — писал Дион Кассий.

Карлики на римской арене

Септимий Север тоже устраивал женские бои примерно до 200 г. н.э., а потом запретил их, не желая превращать их в шоу, где знатные женщины вели себя непристойно. Эту точку зрения поддержал также император Гонорий, который положил конец боям гладиаторов в 399 году. Последний бой прошёл в Риме 1 января 202 года.

Археология раскрывает тайну

Археологические данные подтвердили существование бойцов женщин, которые были описаны в древних римских текстах. Одно из самых важных археологических свидетельств — мраморная плита в Галикарнасе (Бодрум, Турция) I — II вв, которая доказывает, что женщины гладиаторы рассматривались как ceкcуальные объекты. В настоящее время плита находится в Британском музее. На ней изображены две амазонки, как их называли в то время. Изображение соответствует описанию женщин-гладиаторов известными древними писателями.

В 2001 году в Саутварке, Лондон, нашли скелет римской женщины, идентифицированной как женщина-гладиатор. Её похоронили как изгоя, за пределами главного кладбища. В могиле находилась гончарная лампа с изображением павшего гладиатора и чаши с обожжёнными шишками сосен, посаженных вокруг Лондонского амфитеатра. Однако некоторые исследователи до сих пор не уверены, была ли эта женщина гладиатором или женой гладиатора.

Рельеф с изображением двух женщин-гладиаторов в Галикарнасе

2 июля 2010 года в Креденхилле, Херефордшир, Англия, археологи обнаружили останки других женщин, которые могли быть гладиаторами. Погребение содержало деревянный сундук, окованный тремя железными полосами и забитый железными гвоздями. Кости таза и череп были обычного размера, но кости ног и рук были крупными, то есть эти женщины имели сильные развитые мышцы.

Со временем археологи могут обнаружить больше доказательств существования женщин гладиаторов, тогда они выйдут из сферы легенд и станут реальной частью римской истории.

источник / отсюда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bravedefender.ru

Татуировки гладиаторов — фото | татуировки

Эти фото татуировок переносят нас в далекое прошлое, в эпоху сражений и отваги, доблести и героизма. Именно по-этому, можно отнести эти тату к мужским, нежели женским, хотя, конечно, бывают и исключения. На этих татуировках Вы увидите знакомых Вам гладиаторов Рима и Италии, мифический героев Греции и Иллиады, даже известных героев фильмов, которые донесли в наше сознание веру в непоколебимый дух свободы. В общем, приятного просмотра:


Захотелось пересмотреть любимые исторические фильмы или, может, сразу набить татуировку?

tattooshka.com.ua

Значение тату гладиатор - смысл, история, фото и эскизы

На этой странице нашего каталога со значениями различных татуировок, мы расскажем все самое значимое про значение тату гладиатор, смысл и историю этого рисунка. Тем, кто уже выбрал для себя этот рисунок и подумывает отправиться в салон-тату для нанесения, предлагаем ознакомиться с двумя тематическими материалами:

Гладиатор – слово, производное от латинского gladius – меч. Гладиаторами были люди невольные, рабы, или воины, взятые в плен во время сражений, а также преступники. Всех этих людей предварительно обучали владеть мечом, а потом сталкивали между собой в побоищах насмерть.

Значение тату гладиатор – примеры готовых тату на фото

Эти бои и жертвы в Древнем Риме проводились на аренах в течении семьсот лет. Изначально римляне устраивали эти, так называемые представления, в дни больших праздников – чтобы эти смерти принести как религиозную жертву Марсу, считавшемуся у них кровожадным богом войны. А позже гладиаторские бои настолько понравились римских гражданам, что их стали проводить буквально по любому поводу как увеселение.

Такое жертвоприношение Марсу, как гладиаторское сражение, римляне переняли от египтян, греков и этрусков. Это объясняется тем, что на территории обширной Римской Империи проживало великое множество народов, либо завоеванных силою, либо присоединенных добровольно к Империи. И на этих землях между бывшими странами происходил не только товарный, но и культурный, и человеческий обмен.

Поначалу к числу гладиаторов причисляли только военнопленных и приговорённых к смертной казни. По законам Римской Империи, если боец побеждал всех противников и при этом выигрывал достаточную сумму денег – он мог выкупить свою жизнь. Были случаи, когда  и некоторых людей свободных привлекали эти кровавые деньги, и они становились гладиаторами добровольно!

Гладиаторов делили по типам, и от того к какому типу его отбирали, зависело какое будет у него оружие, амуниция, сподручные средства, верхом он будет сражаться или пеший, против животных или против людей, а, возможно, просто покажет номера с животными.

Разделяли гладиаторов были: андабаты, бестиарии, бустуарии, димахеры, эквиты, галлы, эсседарии, гопломахи, лаквеарии, мурмиллоны, пегниарии, провокаторы, ретиарии, рудиарии, самниты, секуторы, скиссоры, тертиарии, фракийцы, венаторы и прегенарии.

Боец предварительно объявлял себя «мертвым юридически» и принимал присягу. После этого он вступал в мир другой – иных законов и иных понятий. Тут изъяснялись жестами, и соблюдали правила чести (если считать честью признать сове поражения и отдавать себя в таком случае на убийство сопернику).

Со слов императора Каракалла (3 век н.э.), идейная основа гладиаторского боя – это жертвовать живыми, чтобы накормить мертвых. Также любое частное лицо могло организовать такое представление, чтобы помянуть этим своего почившего родственника, в особенности, если было таковое завещание усопшего.

Кроме того, организовать гладиаторские бои, чтобы угодить публике – это был верный способ выиграть на выборах. Так, например, Цезарь обеспечил себе голоса на выборах, когда организовал бой с 320-тью парами участников.

Женщинам также было разрешено принимать участие в боях (указом императора Нерона), а император Домициан разрешил учувствовать и карликам.

Официальный запрет на гладиаторские бои был установлен в 404 году н.э. императором-христианином Гонорием. С официальным распространением христианской религии, христиане возмущались сценами насилия, убийств и самоубийств, которые происходили на арене. Поводом к принятию официального решения стала смерть монаха Телемаха из Малой Азии, которого убила публика, за то, что он, выбежав на арену призывал прекратить кровопролития людей.

Вскоре после введения указа бои гладиаторов стали развлечениями, в которых люди в 90-а % оставались живыми, а погибало лишь процентов 10. Тогда появились и гладиаторские школы, в которых обучали искусству сражения и готовили в гладиаторы за деньги. Кроме того, в случае войны, таких бойцов вербовали в армию – опять-таки за деньги, и выдавали всю необходимую амуницию. С распадом Римской империи гладиаторские бои себя изжили.

Какое значение тату гладиатор сегодня?

В наше время тату «Гладиатор» носит смысловой посыл, напоминающим о том времени – времени боев, варваров, крови и смерти, ничего не значащей. Смелость, бесстрашие, отчаяние, безысходность – вот что переплелось в этом татуаже и стало значением татуировки с рисунком гладиатора.

Фильмы «Гладиатор» и «Трое» донесли до нас веяние того времени. Их герои – Максимус и Ахилл стали популярными изображениями в качестве тату на теле у многих людей.

Такая татуировка лучше всего будет смотреться на плече, лопатке, спине или груди. Другие части тела не очень подходят для того, чтобы продемонстрировать борющегося гладиатора. Не важно в цветной вариации или черно-белой – такая тату выглядит внушительно.

Большей частью своих поклонников такая татуировка находит среди молодых мужчин, но, за редким исключением, и у женщин. Кстати, замечено, что женщины тему часто продолжают не только в татуировке, но и в интерьере своего жилья. Для таких любителей можно подыскать фотообои на заданную тему, сделать это не сложно тут: http://www.mirpola.kiev.ua/photooboi-c-1381. На сайте самые лучшие цены и самые приемлемые условия.

Рисунок делается в реалистичном стиле, поэтому для тату гладиатор нужно найти хорошего художника. Здесь важно все: поза, мимика, жесты, оружие – все детали. Ведь они тоже имеют свой смысловой посыл. Кроме того, не нужно забывать о значении этой татуировки в преступном мире! Ведь это, своего рода, тюремная наколка! Она трактуется как «матерый волк», а капающая с гладиаторского меча кровь говорит о «бойце» с внушительным стажем.

Смотреть видео с татуировками гладиатора:

Вы можете посмотреть:

tatufoto.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *