Фотографии ДнепроГЭС — фотографии Запорожья
Фотографии ДнепроГЭС — фотографии Запорожья- Главная
- Днепр и остров Хортица
- Фотографии ДнепроГЭС
1 134 1 2
544 0 1
721 0 1
351 0 0
287 0 0
305 1 0
267 0 0
114 0 0
203 0 0
151 0 0
219 0 0
232 0 0
543 0 0
118 0 0
148 0 0
169 0 0
258 0 0
232 0 0
244 0 0
101 0 0
168 0 0
271 0 0
303 0 0
289 0 0
93 0 0
76 0 0
395 0 0
460 0 0
442 0 0
672 0 0
441 0 0
79 0 0
184 0 1
385 0 0
518 0 0
1 184 0 0
life.zp.ua
ДнепроГЭС 1941 — 1944 годов, немецкий фотоальбом
так выглядел ДнепроГЭС в 1941 году
вид на водосливную плотину ГЭС после взрыва 18 августа 1941 года (съемка с самолета 8 мая 1942 года)
вид со стороны верхнего бьефа
вид со стороны правого берега Днепра, у берега — машинный зал
апрель 1943 года — плотина восстановлена — хзорошо видны мели, образовавшиеся после спуска воды через разбитую часть плотины
машзал ГЭС
блокировочная сеть выше плотины — возможно это была защита от диверсантов и торпед. Лед такую сеть снесет моментально
в 1942 году станция вновь заработала — немцы установили свое оборудование. Это съемка или 1942, или 1943 года — станция вновь действует
сброс воды в паводок
вид с воздуха на трехкамерный шлюз
камера шлюза
вид на комплекс сооружений ГЭС с воздуха, апрель 1943 года
машинное здание, апрель 1943 года
вид на плотину с югозапада, сентябрь 1943 года
вид со стороны нижнего бьефа
водохранилище заполнено до проектной отметки, сентябрь 1943 года, вид со стороны верхнего бьефа
шлюзы и водосливная плотина, сентябрь 1943 года
вид с северо-востока, верхний бьеф, сентябрь 1943 года
вид с юга на железнодорожный мост
как я понял — вид повреждений, полученных в результате бомбардировки 29 сентября 1943 года
за день до взрыва, 14 октября 1943 года
к октябрю 1943 года немцы сдавали свои позиции на Украине. В ночь с 12 на 13 октября 1943 года Красная армия начала наступдление, а уже в ночь с 13 на 14 начался штурм города. В этой ситуации немецкое коммандование принимает решение о взрыве плотины. Задача состояла в том, что бы снести взрывом всю плотину. В ночь с 14 на 15 октября генерал Макензен отдает приказ о взрыве плотины. Но советским сапернымм группам удалось повредить часть проводки, соединявшей заряды. В результате была взорвана только часть плотины. Всего внутрь сооружений ГЭС было заложено около 300 тонн взрывчатки.
последствия подрыва плотины 15 октября 1943 года
машинное здание ГЭС и плотина по состоянию на 21 октября 1943 года
общий вид плотины с воздуха после подрыва, 6 ноября 1943 года
9 ноября 1944 года. Судя по всему это один из последних пролетов над плотинов немецкого самолета-разведчика. В 1944 году началось восстановление станции
Фотографии взяты здесь — http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4414274
rivershkiper.livejournal.com
Уникальные снимки строительства Днепрогэса (ФОТО)
Днепровская гидроэлектростанция или Днепрогэс – крупная гидроэлектростанция на юге Украины.
Она находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр.
История её строительства очень интересна и с ней связано множество мифов и легенд.
Утверждается, например, что первый проект Днепрогэса, подготовленный инженером Генрихом Графтио, в 1905 году оказался на столе императора Николая ІІ, но царь недооценил перспективы гидроэнергетики. Казалось бы, что тут особенного? На то он и царь, чтобы тормозить научно-технический прогресс.
Это еще что, вот в 1913 году епископ Самарский и Ставропольский Симеон докладывал графу Орлову-Давыдову: «На ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии».
Почему епископ считал строительство самарской дамбы крамолой? Потому что при этом были бы затоплены церкви и кладбища, что на протяжении всей истории человечества считалось кощунством. Царь отказался от строительства Днепрогэса по той же причине, хотя проект инженера Генриха Графтио предусматривал сооружение трех последовательных плотин и затопление сравнительно небольшой территории.
golos.zp.ua
Прогулка по ДнепроГЭСу и не только… (Запорожье, Украина)
Поделиться:
Украина город Запорожье > Прогулка по ДнепроГЭСу и не только… (32 Фото)
Предлагаю вам, уважаемые, совершить пешую прогулку по городу Запорожью. Точнее, пройтись по плотине Днепровской гидроэлектростанции им. В.И. Ленина. Увидеть начало самого протяженного проспекта в Европе (а некоторые говорят, что и в мире), возле мэрии повернуть направо и спуститься по бульвару Шевченко к ждановскому пляжу. Приятного путешествия!Начнем прогулку с площади Ленина. Владимир Ильич стоит на гранитном постаменте и рукой указывает на ДнепроГЭС.
Красавица плотина изящным изгибом перекрыла могучую реку. Ушли под воду некогда грозные пороги. Река стала работать на людей, не только перевозя, как всегда грузы, но и давая электроэнергию для огромного количества промышленных предприятий, города, снабжая единую энергосистему.
В нижней части постамента памятника расположена скульптурная группа рабочий, колхозница и т.д., представители всех слоев населения
Площадь Ленина очень живописна и является одним из любимых мест отдыха горожан. Раньше молодожены возлагали цветы к подножию памятника. Сейчас такое увидишь редко.
Между деревьями виден маяк.
Вокруг площади много интересных деревьев, зеленые лужайки.
Когда-то здесь было много скамеек и люди отдыхали и любовались пейзажем, общались. А теперь приходится даже старушкам сидеть на голых гранитных парапетах.
Каштаны выпускают листья
Влюбленные на одной из террас площади Ленина
Сварной металлический мост, стоящий на одиночных опорах соединяет плотину с левым берегом
Уже порывы ветра можно не только ощущать, но и созерцать.
Чайки на выступах скал отдыхают в перерывах между охотой за рыбой
Уникальное в мировой практике мостостроения сооружение разработано специалистами института Патона
Вид на ДнепроГЭС с левого берега
Здание машинного зала
Въезд на мост. Справа — башня управления новым однокамерным шлюзом.
Остров Хортица. Оставшийся после съемок фильма "Тарас Бульба" казачий хутор
Новый шлюз
Коса, отделяющая шлюзы от нижнего бьефа
Башни старого трехкамерного шлюза
Старый шлюз сейчас не эксплуатируется. А раньше множество людей собирались на мостике посмотреть на переправу пароходов и барж через шлюз. Это было очень привлекательное зрелище.
Расширенная часть плотины принимает четыре полосы автомобильного движения и два тротуара для пешеходов.
В створе шлюза между башнями виден маяк
Вдали виднеется верхняя часть Кичкасского моста через Днепр. До 1931 года по нему проходила железная дорога на Никополь. Он был демонтирован, так как попадал в зону затопления водохранилищем.
ДнепроГЭС-2
Остров Хортица омывается Новым и Старым (справа) Днепром
Площадь Ленина. Вид с плотины
Здание машзала ДнепроГЭС-2
Старый Днепр. Мост, соединяющий Хортицу и правый берег. Дальше по течению находится второй мост Преображенского, с этого места он не виден.
Три башни управления шлюзами. Вид с плотины
Еще один ракурс вида плотины
Металлический мост имеет асфальтобетонное скоростное покрытие, правда в часы пик пробки возникают регулярно.
Дата публикации: 15.04.09
Шикарные фото. Большое спасибо автору за экскурсию.
Ух, все посмотрела! Так все знакомо! Весь проспект прошла когда-то своими ножками, слушая рассказ друга-запорожца о всех достопримечательностях города )))
Очень красивые фото! Спасибо за прогулку 😉
Здорово получиось. Спасибо за прогулку.
очень красивый город!!!!!
Мне понравились сюжжетные фотографии и последние вечерние. просто класс!!!! Спасибо
6.Westa 18.04.09 15:54:02
Отлично! Спасибо за доставленное удовольствие от просмотра фото.
Действительно — как будто на экскурсии побывал. : )
Что немаловажно, действительно ГРАМОТНЫЙ рассказ человека, любящего свой город.
GlavK 18.04.09 19:52:54
Спасибо за отзывы.
Спасибо за то что была приятная возможность зрительно пройтись по тем местам,по которым ходили , только лет 15 тому назад. Все настолько родное и узнаваемо …
Хорошо снято и душевно написано, спасибо.
Небольшое уточнение к первой фотографии: Памятник В.И.Ленину установлен на площади имени В.И.Ленина. От нее начинается самая длинная ГЛАВНАЯ улица в Европе (около 12 км.) — проспект имени В.И.Ленина. Рукой вождь показывает на ДНЕПРОГЭС имени В.И.Ленина, награжденный орденом Ленина. За плотиной находится озеро имени В.И.Ленина. Не нем — речной порт "Запорожье", носящий имя В.И.Ленина. А посреди озера — остров. Как думаете, в честь кого он назван?
GlavK 01.07.10 07:02:01
Остров, естественно, тоже носит имя В.И. Ленина. Это кусочек возвышенной части суши, попавшей под затопление (как и демонтированный Кичкасский мост) при строительстве ДнепроГЭС. Речпорт "Запорожье" находится в нижнем бьефе в районе Дубового гая, а за спиной Ильича — "Порт имени В.И. Ленина" — самый крупный речной порт на Днепре (не только пассажирский, но, в основном, грузовой). Тоько я не понял: к чему было затрагивать данную "тему"? Советские особенности в присвоении имен вождей объектам всем известны и не являются новостью. Имя Ленина в этом списке, наверняка, стоит первым. И то, что эти названия до сих пор сохранены, а не переименованы в угоду новым политичесским веяниям, дает возможность прочувствовать дух ушедшей эпохи, сохраняя в памяти героическое прошлое и результаты титанического труда и великих достижений постых советских людей.
Тема затронута просто как дополнительная информация к историческим местам и духу ушедшей эпохи.
14.GlavK 02.07.10 18:15:15
За дополнительную информацию — спасибо.
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.
fototerra.ru
ДнепроГЭС: Война с Днепром — River Pilgrim
Человек сказал Днепру:
— Я стеной тебя запру,
Чтобы, падая с вершины,
Побежденная вода
Быстро двигала машины
и толкала поезда
Чтобы столько полных бочек
Даром льющейся воды
Добывали для рабочих
Много хлеба и руды.
Чтобы углем, сталью, рожью
Был богат наш край родной.
Чтобы солнце Запорожья
Загорелось над страной.
Судоходные шлюзы Днепропетровского гидроузла (ДнепроГЭС)
ДнепроГЭС, Днепровская гидроэлектростанция — пятая, старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр. Электростанция находится в городе Запорожье.
«…Днепр на 100 километровом участке от Днепропетровска до Запорожья пересекает скалистую гряду. На протяжении столетий великая река неслась здесь между отвесными скалами, образуя страшные Днепровские пороги, и только в 20 веке людям удалось покорить реку. В 1927-1932 годах выше острова Хортица была построена плотина ДнепроГЭС – первая в нашей стране гидроэлектростанция такого масштаба. Днепровские пороги, на протяжении веков делившие Днепр на две не связанные между собой части навсегда исчезли.
Прежде река здесь текла между отвесными берегами, поэтому, несмотря на то, что после сооружения плотины уровень воды поднялся на 39 метров, разлива не произошло. Но скрытая мощь реки, когда теплоход подходит к ДнепроГЭС сверху чувствуется: глубины здесь достигают порой 50 метров…».
Строительство ГЭС началось в 1927 году, первый агрегат был запущен в 1932 году, в 1939 году была достигнута проектная мощность 560 МВт. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР.
Во время Великой Отечественной войны плотина ДнепроГЭСа была разрушена, и оборудование машинного зала уничтожено.
«…В августе 1941г. немецкие войска, заняв правый берег Днепра и остров Хортицу, рвались к Запорожью, где в это время шла эвакуация заводов. Чтобы не допустить врага в город, советское командование приняло решение 18 августа взорвать проезжую часть плотины у правого берега и мост через Новый Днепр. Огромная волна снесла немецкие переправы. К сожалению, в плавневой зоне острова Хортицы находилось значительное количество советских бойцов, которые не успели переправиться на левый берег, они также были снесены водой….».
Готовясь к отступлению из Запорожья, немцы заминировали плотину и гидроэлектростанцию. Благодаря разведчикам во главе с Николаем Курузовым, изувеченная плотина была спасена, однако гидроэлектростанция, проезжая часть плотины и аванкамерный мост были взорваны 29 декабря 1943 года. Восстановление Днепрогэса началось с прокладки между разрушенными быками навесных мостов.
В течение 1944-1945 годов был восстановлен мост через шлюз. Летом 1945г. в своем довоенном виде был восстановлен аванкамерный мост. Уже 3 марта 1947г. гидроэлектростанция дала первый промышленный ток. 26 июня 1950г. был запущен в работу последний агрегат возрожденного Днепрогэса.
2. Старое машинное здание ГЭС.
3. Плотина.
В конце 1960-х годов на повестке дня стал вопрос об увеличении мощности Днепровской гидроэлектростанции, пропускной способности ее шлюза и проезжей части плотины. Началась реконструкция Днепрогэса, которая проходила с 1969 по 1980 годы. В ходе реконструкции у левого берега был построен еще один машинный зал, в котором было установлено 8 агрегатов мощностью по 103,5 тыс. кВт каждый, однокамерный шлюз, способный пропускать суда типа «река-море». Была реконструирована и значительно расширена проезжая часть плотины, которую с левым берегом связал эстакадный мост, а с правым берегом — новый аванкамерный мост.
4. Новое машинное здание.
Общий вид плотины, машинных залов и шлюзов.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
riverpilgrim.livejournal.com
Запорожье. Часть 4: Соцгород и ДнепроГЭС: varandej — LiveJournal
Гуляя в 2009 году по показанному в прошлой части проспекту с его роскошной сталинской архитектурой, я думал, что это и есть запорожский Соцгород. Но настоящий Соцгород, так и не достроенный и прореженный войной, запрятан на боковых улицах и даже во дворах, к проспекту выходя самым краешком, и я его увидел лишь приехав снова в 2016 году. Между шедевром «высокого сталианса» и одной из крупнейших советских промзон спрятан ещё и шедевр конструктивизма, этой пожалуй самой романтической эпохи в истории градостроительства, её эталон. Здесь же, в завершение рассказа о Запорожье, покажу и ДнепроГЭС, с которой всё начиналось, и Хортицу, на которую так и не успел вернуться.
Индустриализация города за каскадом Днепровских порогов началась задолго до всех пятилеток и ГОЭЛРО: с 1860-х годов в окрестных меннонитских колониях строились паровые мельницы и заводы сельхозтехники, а в Первую Мировую в Александровск массово эвакуировалось машиностроение из Петербурга и Риги. Но превратиться в промышленного гиганта Запорожье обязывало расположение на перекрёстке железных дорог ко всем ресурсам Юго-Восточной Украины да на Днепре чуть ниже порогов, куда так и напрашивалась большая ГЭС, давшая бы беспрецедентный в тогдашнем СССР доступ к воде и электроэнергии. Вообще, Первые Пятилетки касались больше Урала и Сибири, но именно Запорожье было их эпицентром на при царе ещё вполне индустриализованном Юге. Стройка началась в 1927 году, и в 1932 дали первый ток турбины ДнепроГЭС, ну а дальше заводы всесоюзного масштаба начали вводиться в строй наперегонки — в том же 1932 заработала «Днепроспецсталь», в 1933 — «Запорожсталь» (ставшая комбинатом №2 в СССР после Магнитки), алюминиевый и графитный заводы, в 1934 — коксохим, в 1935 — титано-магниевый комбинат. К началу войны Запорожье давало Союзу 20% стального проката, 60% алюминия и 100% титана. Но всё это строилось в стороне от старого Александровска, к заводам и ГЭС прилагался по сути дела новый город, или вернее группу посёлков при важнейших промышленных стройках. В 1928 был принят проект наиболее важного Шестого посёлка, а в 1932 году — генплан Большого Запорожья, «города-созвездия» из 16 независимых друг от друга Соцгородов, разбросанных на 22 километра вдоль Днепра. Интересно, что если на великих стройках Урала и Сибири лучшие соцгорода тогда проектировали немецкие коллеги из «Баухауса» (Орск, свердловский Уралмаш, Магнитогорск, Новокузнецк, Улан-Удэ и другие), то запорожский Соцгород был от начала до конца детищем советских конструктивистов, в том числе москвичей Виктора Веснина и Николая Колли. Увы, в итоге «вышло как всегда»: по изначальному плану успели застроить частично лишь Шестой и Четвёртый посёлки, те порушила война, и немалую их часть восстановили уже «в духе классического наследия». Но даже то, что осталось — впечатляет: если Проспект в своём жанре «высокого сталианса» я бы назвал вторым на Украине после Крещатика в Киеве, то Шестой посёлок в своём — вторым на Украине после конструктивистских районов Харькова.
1а.
В прошлой части я уже показывал Металл — главный запорожский перекрёсток Соборного проспекта с проспектом Металлургов. Соборный (до 2016 — Ленина) представляет собой слепленную из нескольких улиц 10-километровую ось, связующую несколько исторических центров. Проспект Металлургов же был главной улицей Шестого посёлка, и носил тогда вполне конструктивистское название Аллея Энтузиастов имени Серго Орджоникидзе. Конструктивистские дома стоят на нём и ниже Соборного проспекта, где мы гуляли в прошлой части, ну а сейчас пойдём наверх:
2.
Одна из фишек здешнего конструктивизма — туфовая облицовка. Первое крупное здание — общага «Запорожстали» с кадра выше, а сразу за ней чуть утопленная вглубь квартала больница:
3.
4.
Проспект Металлургов здесь пересекают две параллельные Соборному проспекту улицы — Независимой Украины (ранее 40 лет Советской Украины) и Рекордная (вот тут индустриальный романтизм сохранён!). На их перекрёстке — снова послевоенный сталианс, здесь смотрящийся заплатой войны. Справа уже шестая по счёту башня:
5.
Слева сохранившая довоенный вид ещё одна общага «Запорожстали». На ней по идее есть плита с цитатой из советской конституции «Граждане СССР имеют право на труд», но то ли я её не нашёл, то ли её уже успели декоммунизировать. Внизу ждёт автобуса на Кичкас суровый люд промышленного города:
6.
Чуть поодаль явно послевоенное здание ДК имени Кирова, который принадлежал Запорожского алюминиевому комбинату. Последний, на момент постройки превосходившую всю остальную алюминиевую промышленность СССР, вместе взятую, ещё недавно был на грани закрытия: его купил «РусАл», в 2008-2010 годах производство сократилось вчетверо (со 113 до 25 тысяч тонн в год), затем комбинат и вовсе встал, а в 2015 году его оборудование пытались демонтировать и вывезти в Россию. На самом деле тут «ничего личного, только бизнес» — владеющий большинством алюминиевых заводов России «РусАл» активно концентрирует свои мощности в Восточной Сибири с её избытком воды и дешёвой энергии, и точно так же закрылись многие заводы в России к западу от Енисея. Здесь, однако, конфликт двух стран в коем-то веке пошёл тяжёлой индустрии на пользу: вывезти оборудование не дали, сам завод национализировали и в 2016 году он вновь заработал, уж не знаю, насколько успешно и как надолго. Когда завод умирал, скорбели по нему запорожцы как по живому человеку, и подобные гримасы капитализма, сделавшие здешнего рабочего или инженера конкурентом своему российскому коллеге, создали здесь благодатную почву для антироссийских идей. Ну а фото, как вы понимаете, 2009 года — ДК больше не имени Кирова, и памятника больше не стоит:
7. 2009
Проспект Металлургов из Соцгорода уходит в недра промзоны, панораму которой из-за Днепра я показывал в прошлой части. Запорожская промзона, безусловно, заслуживает отдельного маршрута и поста, и помимо гигантских цехов и труб, дымящих всеми цветами радуги, примечательно конструктивистскими зданиями проходных и контор (например, «Днепроспецстали») и остатками так и не получивших капитальной застройки посёлков, в основном поглощённых в 1960-х годах разросшимися заводами, но кое-что таки сохранившими — например, от Восьмого посёлка на Выборгской улице остался ДК, близ которого поселился судя по всему отличный авто-ретро-музей «Фаэтон».
Но это на следующий раз (если таковой будет). Трубы промзоны местами видны с Рекордной улицы, ограничивающей Шестой посёлок:
8.
Конструктивистские дома на Рекордной фасадами глядят на запущенный парк бывшего ДК, а сами длинные, как стены:
9.
10.
11.
Это так называемый Третий квартал, первая (1928-32) и самая завершённая часть Соцгорода — его проект с кадра №1а реализовали на 90% (кроме ступенчатых зданий гостиниц), и более того, расположенный вдали от Днепра, он и войну исправно пережил. Большую его часть занимают однотипные дома «квартала-коммуны» с общим адресом «Дружный переулок»:
12.
12а.
А самое интересное у Третьего квартала в глубине, в плане выглядит примерно как «С=» — сначала пара домов-близнецов:
13.
Прототипом которых считается древнеримская гробница Эврисака — едва ли не первый в истории памятник трудящемуся (хотя скорее капиталисту) — Эврисак был пекарем, да столь успешным, что под старость держал множество пекарен, снабжавших хлебом весь буйный Рим. Характерные колечки на торцах — именно оттуда, хотя и не очень понимаю,какому они могут принадлежать помещению:
13а.
А за ними раскинулась пожалуй самая впечатляющая постройка Соцгорода — Круглый дом. Вернее, полукруглый, в виде буквы «С» диаметром 120 метров:
14.
По известной легенде, это первая бува слова «СТАЛИН», которое хотели написать домами… но это легенда — в конце концов и план Шестого посёлка принимался в 1928 году, когда культ личности ещё не успел сложиться.
15.
Рабочий дворик… хотя жильцами круглого дома вряд ли были работяги, скорее их начальство и ведущие специалисты:
16.
Снаружи Круглый дом не так эффектен, как изнутри — у него довольно крутой изгиб, и неоткуда окинуть взглядом. Но обратите внимание, как блестит на солце облицовка:
17.
И если изнутри Круглый дом одинаков, то снаружи несколько раз меняет оформление и текстуру. А из этих окон вид на бескрайний лес дымящих труб да ночные лампы и факелы. И выйдя тихой ночью на балкон, заводской человек за несколько километров мог различить шум «своего» цеха:
18.
Ещё один почти цельный квартал — на другой стороне проспекта Металлургов, за общагой с кадра №6:
19.
20.
Подробная история запорожского Соцгорода рассказана здесь.
21.
22.
А здесь — много колоритных деталей того, как в этом Соцгороде жили.
22а.
Замыкает этот квартал ДК «Запорожстали», неожиданно скромный для металлургического комбината полного цикла. Более крупный ДК строился после войны, но комбинат подарил его городу — ныне это концертный зал имени Глинки из прошлой части:
23.
Дома напротив, через улицу Независимой Украины:
24.
По ней и пойдём в сторону Днепра:
25.
Большинство зданий на ней совершенно непонятного возраста…
26.
…но много интересных деталей:
27.
Запорожская инженерная академия с эффектным позднесоветским крыльцом. На самом деле я зря не догадался заглянуть во двор, скрывающую конструктивистскую «школу-гигант» (это не размер, а название типового проекта).
28.
Конструктивистским был когда-то и Проспект, вернее 8-я Продольная улица, вошедшая в его состав в конце 1940-х. Вот например не пережившие войны горсовет:
29а.
Или крупнейший во всём Советском Союзе на момент постройки кинотеатр «Первый художественный»:
29б.
А площадь Ленина в конце Проспекта и вовсе не успели построить — на ней, на фоне ДнепроГЭСа, должны были стоять большой ДК, музей «Днепростроя», соединяющая их колоннада и Ильич на постаменте-колонне. В итоге и построили это всё после войны гораздо скучнее, и Ленина в 2016-м снесли.
29в.
Улица Независимой Украины, меж тем, вывела к новостройке развлекательного комплекса, владелец которого явно бывал в Новом Уренгое:
30.
А за ним уже берег Днепра. Виден Порт Ленина, возможно крупнейший речный порт Украины:
31.
Где-то там Заречная улица, появившаяся на карте Запорожья в 1956 году, после выхода ставшего здесь культовым фильма:
32.
Рассказывая о меннонитских колониях, я упоминал затопленные водохранилищем Эйнланге и Кичкасский мыс с древней переправой. Хотя Запорожье и Днепропетровск — самые близко расположенные областные центры бывшего СССР (50-60км по дороге, 75км по реке), много веков они лежали, в прямом смысле слова, в разных плоскостях — именно между ними умещался каскад великих Днепровских порогов, естественная граница Древней Руси или Малороссии с Диким полем или Новороссией. На протяжении 75км Днепр падал примерно на 40 метров высоты, а скорость течения достигала 4м/с, как в горных реках. Всего было 9 порогов: Кодацкий, Сурский, Лоханский, Звонецкий, самый страшный порог Ненасытец, Вовниговский, Будиловский, Лишний и Вольный. К порогам, естественно, прилагались скалы — как утёсы по берегам, так и подводные камни-«заборы», и в общем намучились с этим порогами в своё время ещё византийцы. Хозяевами порогов были казаки, а с их изгнанием — лоцманы, особая каста, оформившаяся в 1785 году и имевшая официальное самоуправление через Лоцманскую контору Днепровских порогов в слободе Лоцманская Каменка (ныне в черте Днепропетровска) и оставившая немало следов в топонимике и фольклоре: как бы ни были страшны пороги, а Днепр со времён «пути из варяг в греки» был незаменим.
33.
В общем, сюда напрашивалась плотина. Если первые ГЭС на Волге накрывали мешавшие судоходству песчаные мели, то в задачи ДнепроГЭС помимо выработки электроэнергии входило создать на месте порогов удобный судоходный плёс. ДнепроГЭС была заложена в план ГОЭЛРО в 1920 году, но до реального строительства дело дошло лишь через 8 лет, причём если на момент составления плана гидроэлектостанций такого масштаба в мире ещё не было, то к моменту начала строительства уже работали Куинстонская ГЭС на Ниагаре (1922) и «Айль-Малинь» на реке Сегеней (1926), а к моменту окончания ещё и «Ла-Габель» на гигантской реке Святого Лаврентия (1931) — родиной крупной равнинной гидроэнергетики была Французская Канада. Так и не разобрался, была ли ДнепроГЭС с мощностью 560 МВт крупнейшей в мире на момент постройки, но в любом случае всего через несколько лет на реке Колорадо в Штатах заработала вчетверо более мощная и высокая плотина Гувера. Надо заметить, и ДнепроГЭС строилась при активном участии «Дженерал Электрик», поставившей сюда самые мощные в мире на тот момент гидроагрегаты. Вот так ДнепроГЭС выглядит сверху, как и все ранние плотины выступая в сторону течения полукруглым сводом:
34.
Дальнейшая её история была весьма нерпостой: в 1941 году Советы, отступая, приняли страшное решение взорвать плотину-гордость Первых Пятилеток, и хотя немцы худо-бедно её восстановили, всё же работал при них запорожский промышленный комплекс где-то на 10% мощности. На Украине сейчас популярно утверждение, будто бы взрыв 1941 года вызвал гигантское цунами, прокатившееся по Днепру до самого устья и смывшее «от 20 до 100 тысяч человек». Документальных подтверждений этому нет, а математические рассчёты показывают, что цунами там возникнуть физически не могло — волна от прорыва погасла на широком плёсе перед Хортицей (тем более водохранилище начали спускать заблоговременно), а ниже по течению был лишь стремительный подъём воды, затопивший в черте нынешнего Запорожья днепровские плавни — и скорее всего, там действительно были погибшие, в первую очередь красноармейцы, и утонули там, скорее всего, сотни людей… но никак не десятки тысяч челвоек до самого Херсона. Показательно и то, что о жертвах второго прорыва (если таковые были), устроенного в 1943 уже отступавшими немцами, никто не трубит и панихид не проводит.
35.
Как бы то ни было, в 1944-50 годах ДнепроГЭС восстановили (а у лоцманов работа была в 1941-46 годах) и даже новые турбины поставила всё та же «Дженерал Электрик». В 1969-80 годах к той же плотине пристроили ещё один машинный зал, что вновь сделало ДнепроГЭС крупнейшей гидроэлектростанцией Украины с мощностью 1569 Мвт. На кадре выше — место у бывшего памятника Ленину, откуда крутым поворотом начинается эстакада. Плотину стерегут военные… плохо стерегут, так как одного из них я без труда сфотографировал:
36.
К Соцгороду плотина обращена шлюзами — сначала Новый шлюз ДнепроГЭС-2, однокамерный и чуть ли не высочайший в Европе (почти 40м):
37.
Затем Старый шлюз, ныне не действующий, а представляющий собой лестницу из трёх камер:
38.
ДнепроГЭС — фактически самый оживлённый в городе мост, открыта и для машин, и для пешеходов:
40.
С другой стороны полукруга хорошо виден старый машинный зал, явный прототип многих зданий Шестого посёлка:
41.
ДнепроГЭС во всей красе с Хортицы. Общая её длина 760 метров, бетонной плотины — 251 метр по гребню, высота от основания 60м, а перепад уровня воды — 38м. Ниже плотины до высокой Хортицы, как видите, широкий круглый плёс, а в естественном скалистом русле Днепру отсюда течь недалеко — чуть ниже Запорожья начинается похожее на море Каховское водохранилище:
42. 2009
На правом берегу у выезда с плотины — Четвёртый посёлок с главной улицей Александра Винтера, руководителя Днепростроя. Чуть в стороне от дороги с плотины — безымянная площадь: справа — контора ГЭС, слева под белой башней управление электросетей, за которым обширный парк Энергетиков и последние коттеджи из тёмного камня — Американские дома для специалистов «Дженераль Электрик»:
43. 2009
Напротив — ДК Энергетиков. Сохранилась (и была ли закончена до войны) застройка посёлка — точно не знаю, в 2009 ничего особенно здесь не приметил. Дальше от Днепра к посёлку примыкает ещё один незамемениый завод сверхтяжёлых кранов, построивших немало заводов и электростанций по всему Союзу.
44. 2009
Со стороны же центра билайжшее к плотине здание — типовой, но от того не менее внушительный Дворец пионеров:
45. 2009
На задворках которого обнаружилась чудо-лужайка:
46.
Напоследок — немного видов с эстакады ДнепроГЭС и от Дворца. Здесь под нами — шлюзы, на заднем плане Хортица, а между ней и плотиной многочисленные острова с натуральными птичьими базарами. Справа группа Три столба, и маленький островок рядом с ними известен как Казацкая Миска — он содержит углубление диаметром 1,5м, где по легенде запорожцы в большие праздники пекли галушек на весь кош:
47.
Один из двух потрясающе красивых мостов инженера Преображенского (1949-52) да долгостроящийся Новый мост. В 2009-м я пересекал Днепр именно по хортицким мостам — вот этому:
48.
Да третьему на острове однопролётному Арочному мосту (1964-74, 320м) — явному наследнику дореволюционного Кичкасского моста и одному из двух (вместе с Каменцем-Подольским) украинских центров банджи-джампинга. Под ним Старый Днепр, сохранивший это название от утратившего актуальность ещё до ДнепроГЭС лоцманского пути, а на нём Чёрные скалы, где в 972 году погиб в бою с печенегами грозный князь Святослав. Дальше в той стороне урочище Вырва и островок Байда, или Малая Хортица, где в 1552 годах воевода Дмитрий Вишневецкий, по сути дела первый гетман, спустившись из Черкасс основал Запорожскую Сечь.
49.
И хотя та первая Сечь не простояла и 5 лет, а позже переносилась ещё 7 раз (дольше всего, причём не подряд, простояв на острове Базавлук в устье реки Чертомлык, ныне покоящихся на дней Каховского водохранилища), в памяти народной именно Хортица осталась сердцем запорожского казачества, как для донцов Старочеркасск, а для уральцев Яицкий городок. Так что нынешний музей казачества на Хортице — если угодно, Десятая сечь (девятой по счёту была Задунайская), но как и положено Запорожской Сечи — с Покровским собором. О Хортице у меня есть лишь старый и довольно наивный пост, который спустя 7 лет уже не стоит переделывать.
50.
А на заднем плане завод «Супертрансформатор» (1947), чьи сверхмощные трансформаторы стоят на электростанциях по всему миру от Сибири до Южной Америки. Заводов в Запорожье всё-таки действительно много, пожалуй это самый индустриальный внешне региональный центр, что я знаю.
В следующих нескольких постах — про город Днепр, более известный как Днепропетровск.
P.S.
По ссылкам-превью — другие мои посты с большими ГЭС.
УКРАИНА и ДОНБАСС-2016
Разорванная карта. Обзор и оглавление.
Две стороны одной войны — см. оглавление.
ДНР и ЛНР — см. оглавление.
Большие города Украины
Винница. Левый берег Буга.
Винница. Муры и Иерусалимки.
Винница. Соборная улица.
Винница. Вервольф.
Винница. Пирогово (2010).
Запорожье. Хортица (2009)
Запорожье. Колонии меннонитов.
Запорожье. Старый Александровск.
Запорожье. Проспект.
Запорожье. Соцгород и ДнепроГЭС.
Днепр(опетровск). Общий колорит.
Днепр(опетровск). Вокзал, метро, завод Петровского.
Днепр(опетровск). Проспект.
Днепр(опетровск). Центр ниже Проспекта.
Днепр(опетровск). Парк Шевченко и конец Проспекта.
Днепр(опетровск). Набережная и Левый берег.
Днепр(опетровск). От центра на Южмаш.
Киев до и после Майдана — посты будут.
Малоросское кольцо — посты будут.
varandej.livejournal.com
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст)
ДнепроГЭС, Днепровская гидроэлектростанция — пятая, старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр. Электростанция находится в городе Запорожье.«…Днепр на 100 километровом участке от Днепропетровска до Запорожья пересекает скалистую гряду. На протяжении столетий великая река неслась здесь между отвесными скалами, образуя страшные Днепровские пороги, и только в 20 веке людям удалось покорить реку. В 1927-1932 годах выше острова Хортица была построена плотина ДнепроГЭС – первая в нашей стране гидроэлектростанция такого масштаба. Днепровские пороги, на протяжении веков делившие Днепр на две не связанные между собой части навсегда исчезли.
Строительство ГЭС началось в 1927 году, первый агрегат был запущен в 1932 году, в 1939 году была достигнута проектная мощность 560 МВт. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР.
Во время Великой Отечественной войны плотина ДнепроГЭСа была разрушена, и оборудование машинного зала уничтожено.
«…В августе 1941г. немецкие войска, заняв правый берег Днепра и остров Хортицу, рвались к Запорожью, где в это время шла эвакуация заводов. Чтобы не допустить врага в город, советское командование приняло решение 18 августа взорвать проезжую часть плотины у правого берега и мост через Новый Днепр. Огромная волна снесла немецкие переправы. К сожалению, в плавневой зоне острова Хортицы находилось значительное количество советских бойцов, которые не успели переправиться на левый берег, они также были снесены водой….».
Готовясь к отступлению из Запорожья, немцы заминировали плотину и гидроэлектростанцию. Благодаря разведчикам во главе с Николаем Курузовым, изувеченная плотина была спасена, однако гидроэлектростанция, проезжая часть плотины и аванкамерный мост были взорваны 29 декабря 1943 года. Восстановление Днепрогэса началось с прокладки между разрушенными быками навесных мостов.
В течение 1944-1945 годов был восстановлен мост через шлюз. Летом 1945г. в своем довоенном виде был восстановлен аванкамерный мост. Уже 3 марта 1947г. гидроэлектростанция дала первый промышленный ток. 26 июня 1950г. был запущен в работу последний агрегат возрожденного Днепрогэса.
2. Старое машинное здание ГЭС.
3. Плотина.
В конце 1960-х годов на повестке дня стал вопрос об увеличении мощности Днепровской гидроэлектростанции, пропускной способности ее шлюза и проезжей части плотины. Началась реконструкция Днепрогэса, которая проходила с 1969 по 1980 годы. В ходе реконструкции у левого берега был построен еще один машинный зал, в котором было установлено 8 агрегатов мощностью по 103,5 тыс. кВт каждый, однокамерный шлюз, способный пропускать суда типа «река-море». Была реконструирована и значительно расширена проезжая часть плотины, которую с левым берегом связал эстакадный мост, а с правым берегом — новый аванкамерный мост.
4. Новое машинное здание.
5. Камеры старого трехкамерного шлюза. После строительства в рамках второй очереди ДнепроГЭСа новой камеры шлюза (шахтного типа) они были выведены из работы. В настоящее время проходят реконструкцию и возможно в скором времени их введут снова в экспуатацию. С падением количества грузоперевозок по Днепру было бы выгоднее пропускать суда здесь, чем в новой камере.
Общий вид плотины, машинных залов и шлюзов.
6. Шлюзование. Мы отправляемся от пристани Запорожья и идем вверх, на шлюзование.
7. Налево уходит подходной канал к старым шлюзам, наш путь идет за поворот, направо, в новую камеру.
8. Автодорога и диспечерская гидроузла. Раньше суда преодолевали 39-метровый перепад уровней в соседнем трёхкамерном шлюзе, но в ходе реконструкции гидроузла в 80-х годах была устроена вторая нитка с однокамерным шахтным шлюзом.
16. Башни старого шлюза.
riverpilgrim
www.webpark.ru